Процесс разделения труда в средневековье. Курсовая работа виды и формы разделения труда

В основе экономического развития лежит творение самой природы – разделение функций между людьми, исходя из половозрастных, физических, физиологических и других их особенностей. Механизм экономического сотрудничества предполагает, что какая-то группа или отдельный индивид сосредоточивается на выполнении строго определенного вида работ, тогда как другие занимаются иными видами деятельности.

Существует несколько определений разделения труда. Вот только некоторые из них.

Разделение труда – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления различных видов трудовой деятельности. Разделение труда в обществе постоянно изменяется, а сама система разнообразных видов трудовой деятельности становится все более и более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда.

Разделением труда (илиспециализацией ) называется принцип организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря действию этого принципа при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым.

Также различают разделение труда в широком и узком смысле (по К. Марксу).

В широком смысле разделение труда – это система различных по своим признакам и одновременно взаимодействующих друг с другом видов труда, производственных функций, занятий вообще или их совокупностей, а также система общественных связей между ними. Эмпирическое многообразие занятий рассматривается экономической статистикой, экономикой труда, отраслевыми экономическими науками, демографией и т. д. Территориальное, в т. ч. международное, разделение труда описывается экономической географией. Для определения соотношения различных производственных функций с точки зрения их вещественного результата К. Маркс предпочитал употреблять термин «распределение труда».

В узком смысле разделение труда – это социальное разделение труда как человеческой деятельности в ее социальной сущности, являющееся в отличие от специализации исторически преходящим социальным отношением. Специализация труда есть разделение видов труда по предмету, которое непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие таких видов соответствует степени освоения природы человеком и растет вместе с его развитием. Однако в классовых формациях специализация осуществляется не как специализация целостных деятельностей, т. к. сама испытывает влияние социального разделение труда. Последнее расчленяет человеческую деятельность на такие частичные функции и операции, каждая из которых сама по себе уже не обладает характером деятельности и не выступает как способ воспроизводства человеком его социальных отношений, его культуры, его духовного богатства и самого себя как личности. Эти частичные функции лишены собственного смысла и логики; их необходимость выступает лишь как требования, предъявляемые к ним извне системой разделение труда. Таково разделение материального и духовного (умственного и физического), исполнительского и управляющего труда, функций практических и идеологических и т. п. Выражением социального разделение труда является выделение в качестве обособленных сфер материального производства, науки, искусства и т. д., а также расчленение их самих. Разделение труда исторически неизбежно вырастает до классового разделения.

Вследствие того, что члены общества стали специализироваться на производстве отдельных благ, в обществе появились профессии – отдельные виды деятельности, связанные с производством какого-либо блага .

Но разделение труда вовсе не означает, что в нашем воображаемом обществе один человек будет заниматься одним видом производства. Может оказаться так, что нескольким людям придется заняться отдельным видом производства, или так, что один человек будет заниматься производством нескольких благ.

Почему? Все дело в соотношении размера потребности населения в том или ином благе и производительности труда отдельной профессии. Если один рыбак может наловить за день как раз столько рыбы, чтобы хватило всем членам общества, то в этом хозяйстве и будет как раз один рыбак. Но если один охотник из упомянутого племени не может настрелять перепелок для всех и его труда будет недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех членов хозяйства в перепелках, то охотиться отправятся сразу несколько человек. Или, например, если один гончар может произвести столько горшков, которое общество не сможет потребить, то у него останется дополнительное время, которое он может использовать для производства какого-либо другого блага, например ложек или тарелок.

Таким образом, степень "разделенности" труда зависит от размера общества. Для определенной численности населения (то есть для определенного состава и размера потребностей) существует своя оптимальная структура занятий, при которой продукта, производимого разными производителями, будет как раз хватать для всех членов, и все продукты будут производиться с минимально возможными затратами. С увеличением численности населения эта оптимальная структура занятий будет меняться количество производителей тех благ, которые уже производились отдельным человеком, будет увеличиваться, а те виды производства, которые раньше поручались одному человеку, будут поручаться разным людям.

В истории хозяйства процесс разделения труда прошел несколько стадий, различавшихся степенью специализации отдельных членов общества на производстве того или иного блага.

Разделение труда принято распределять на несколько видов в зависимости от признаков, по которым оно осуществляется.

Естественное разделение труда: процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку.

Техническое разделение труда: определяется природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии.

Общественное разделение труда: естественное и техническое разделение труда, взятые в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами, под воздействием которых происходит обособление, дифференциация различных видов трудовой деятельности.

Кроме того, общественное разделение труда включает в себя ещё 2 подвида: отраслевое и территориальное. Отраслевое разделение труда предопределяется условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники и выпускаемого продукта. Территориальное разделение труда – это пространственное размещение различных видов трудовой деятельности. Его развитие предопределяется как различиями в природно-климатических условиях, так и факторами экономического порядка.

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Существуют 3 формы общественного разделение труда:

Общее разделение труда характеризуется обособлением крупных родов (сфер) деятельности, которые отличаются друг от друга формообразованием продукта.

Частное разделение труда – это процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производства.

Единичное разделение труда характеризует обособление производства отдельных составных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций.

Дифференциация заключается в процессе обособления отдельных производств, обусловленных спецификой используемых средств производства, технологии и труда.

Специализация имеет в своей основе дифференциацию, но развивается она уже на основе сосредоточения усилий на узком круге выпускаемых продуктов.

Универсализация представляет собой антипод специализации. Она базируется на выпуске и реализации широкой гаммы товаров и услуг.

Диверсификация – это расширение номенклатуры выпускаемой продукции.

Первое и главное утверждение, которое выдвигает А. Смит, определяющее величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительной доли искусства, умения и сообразительности, с каким он (прогресс) направляется и прилагается-есть следствие разделения труда. Разделение труда есть важнейшее и неприемлемое условие прогресса развития производительных сил, развития экономики любого государства, любого общества. А. Смит приводит простейший пример действия разделения труда в малом и большом предприятиях (мануфактура в современном ему обществе) - элементарное производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению машин был дан именно разделением труда), едва ли сможет сделать одну булавку в день. При организации же которая существует на таком производстве, необходимо подразделение профессии на ряд специальностей, каждая из которых является отдельным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий - обрезает, четвертый – заостряет конец, пятый – обтачивает его для насаживания головки, изготовление которой требует еще двух-трех самостоятельных операций, кроме того, ее насадка, полировка самой булавки, упаковка готовой продукции. Таким образом, труд в производстве булавки разделен на многоступенчатый ряд операций, причем в зависимости от организации производства и величины предприятия они могут выполняться каждая в отдельности (один рабочий – одна операция), либо объединяться в 2 – 3 (один рабочий – 2 – 3 операции). На этом простейшем примере А. Смит утверждает несомненный приоритет такого разделения труда над трудом рабочего-одиночки. 10 человек рабочих вырабатывали 48000 булавок в день, в то время как один способен при большом напряжении 20 штук. Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно не было введено, вызывает увеличение производительности труда. Дальнейшее развитие (вплоть до наших дней) производства в любой отрасли экономики явилось ярчайшим подтверждением «открытия» А. Смита.

В основе экономического развития лежит творение самой природы – разделение функций между людьми, исходя из половозрастных, физических, физиологических и других их особенностей. Механизм экономического сотрудничества предполагает, что какая-то группа или отдельный индивид сосредоточивается на выполнении строго определенного вида работ, тогда как другие занимаются иными видами деятельности.

Существует несколько определений разделения труда. Вот только некоторые из них.

Разделение труда – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления различных видов трудовой деятельности. Разделение труда в обществе постоянно изменяется, а сама система разнообразных видов трудовой деятельности становится все более и более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда.

Разделением труда (илиспециализацией ) называется принцип организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря действию этого принципа при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым.

Также различают разделение труда в широком и узком смысле (по К. Марксу).

В широком смысле разделение труда – это система различных по своим признакам и одновременно взаимодействующих друг с другом видов труда, производственных функций, занятий вообще или их совокупностей, а также система общественных связей между ними. Эмпирическое многообразие занятий рассматривается экономической статистикой, экономикой труда, отраслевыми экономическими науками, демографией и т. д. Территориальное, в т. ч. международное, разделение труда описывается экономической географией. Для определения соотношения различных производственных функций с точки зрения их вещественного результата К. Маркс предпочитал употреблять термин «распределение труда».

В узком смысле разделение труда – это социальное разделение труда как человеческой деятельности в ее социальной сущности, являющееся в отличие от специализации исторически преходящим социальным отношением. Специализация труда есть разделение видов труда по предмету, которое непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие таких видов соответствует степени освоения природы человеком и растет вместе с его развитием. Однако в классовых формациях специализация осуществляется не как специализация целостных деятельностей, т. к. сама испытывает влияние социального разделение труда. Последнее расчленяет человеческую деятельность на такие частичные функции и операции, каждая из которых сама по себе уже не обладает характером деятельности и не выступает как способ воспроизводства человеком его социальных отношений, его культуры, его духовного богатства и самого себя как личности. Эти частичные функции лишены собственного смысла и логики; их необходимость выступает лишь как требования, предъявляемые к ним извне системой разделение труда. Таково разделение материального и духовного (умственного и физического), исполнительского и управляющего труда, функций практических и идеологических и т. п. Выражением социального разделение труда является выделение в качестве обособленных сфер материального производства, науки, искусства и т. д., а также расчленение их самих. Разделение труда исторически неизбежно вырастает до классового разделения.

Вследствие того, что члены общества стали специализироваться на производстве отдельных благ, в обществе появились профессии – отдельные виды деятельности, связанные с производством какого-либо блага .

Но разделение труда вовсе не означает, что в нашем воображаемом обществе один человек будет заниматься одним видом производства. Может оказаться так, что нескольким людям придется заняться отдельным видом производства, или так, что один человек будет заниматься производством нескольких благ.

Почему? Все дело в соотношении размера потребности населения в том или ином благе и производительности труда отдельной профессии. Если один рыбак может наловить за день как раз столько рыбы, чтобы хватило всем членам общества, то в этом хозяйстве и будет как раз один рыбак. Но если один охотник из упомянутого племени не может настрелять перепелок для всех и его труда будет недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех членов хозяйства в перепелках, то охотиться отправятся сразу несколько человек. Или, например, если один гончар может произвести столько горшков, которое общество не сможет потребить, то у него останется дополнительное время, которое он может использовать для производства какого-либо другого блага, например ложек или тарелок.

Таким образом, степень "разделенности" труда зависит от размера общества. Для определенной численности населения (то есть для определенного состава и размера потребностей) существует своя оптимальная структура занятий, при которой продукта, производимого разными производителями, будет как раз хватать для всех членов, и все продукты будут производиться с минимально возможными затратами. С увеличением численности населения эта оптимальная структура занятий будет меняться количество производителей тех благ, которые уже производились отдельным человеком, будет увеличиваться, а те виды производства, которые раньше поручались одному человеку, будут поручаться разным людям.

В истории хозяйства процесс разделения труда прошел несколько стадий, различавшихся степенью специализации отдельных членов общества на производстве того или иного блага.

Разделение труда принято распределять на несколько видов в зависимости от признаков, по которым оно осуществляется.

Естественное разделение труда: процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку.

Техническое разделение труда: определяется природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии.

Общественное разделение труда: естественное и техническое разделение труда, взятые в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами, под воздействием которых происходит обособление, дифференциация различных видов трудовой деятельности.

Кроме того, общественное разделение труда включает в себя ещё 2 подвида: отраслевое и территориальное. Отраслевое разделение труда предопределяется условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники и выпускаемого продукта. Территориальное разделение труда – это пространственное размещение различных видов трудовой деятельности. Его развитие предопределяется как различиями в природно-климатических условиях, так и факторами экономического порядка.

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Существуют 3 формы общественного разделение труда:

Общее разделение труда характеризуется обособлением крупных родов (сфер) деятельности, которые отличаются друг от друга формообразованием продукта.

Частное разделение труда – это процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производства.

Единичное разделение труда характеризует обособление производства отдельных составных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций.

Дифференциация заключается в процессе обособления отдельных производств, обусловленных спецификой используемых средств производства, технологии и труда.

Специализация имеет в своей основе дифференциацию, но развивается она уже на основе сосредоточения усилий на узком круге выпускаемых продуктов.

Универсализация представляет собой антипод специализации. Она базируется на выпуске и реализации широкой гаммы товаров и услуг.

Диверсификация – это расширение номенклатуры выпускаемой продукции.

Первое и главное утверждение, которое выдвигает А. Смит, определяющее величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительной доли искусства, умения и сообразительности, с каким он (прогресс) направляется и прилагается-есть следствие разделения труда. Разделение труда есть важнейшее и неприемлемое условие прогресса развития производительных сил, развития экономики любого государства, любого общества. А. Смит приводит простейший пример действия разделения труда в малом и большом предприятиях (мануфактура в современном ему обществе) - элементарное производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению машин был дан именно разделением труда), едва ли сможет сделать одну булавку в день. При организации же которая существует на таком производстве, необходимо подразделение профессии на ряд специальностей, каждая из которых является отдельным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий - обрезает, четвертый – заостряет конец, пятый – обтачивает его для насаживания головки, изготовление которой требует еще двух-трех самостоятельных операций, кроме того, ее насадка, полировка самой булавки, упаковка готовой продукции. Таким образом, труд в производстве булавки разделен на многоступенчатый ряд операций, причем в зависимости от организации производства и величины предприятия они могут выполняться каждая в отдельности (один рабочий – одна операция), либо объединяться в 2 – 3 (один рабочий – 2 – 3 операции). На этом простейшем примере А. Смит утверждает несомненный приоритет такого разделения труда над трудом рабочего-одиночки. 10 человек рабочих вырабатывали 48000 булавок в день, в то время как один способен при большом напряжении 20 штук. Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно не было введено, вызывает увеличение производительности труда. Дальнейшее развитие (вплоть до наших дней) производства в любой отрасли экономики явилось ярчайшим подтверждением «открытия» А. Смита.

Строго говоря, разделение труда в человеческих обществах можно было обнаружить всегда. Ведь люди никогда не существовали по одиночке, и случаи появления общества и хозяйства, состоящего из одного человека (типа хозяйства Робинзона Крузо), являлись достаточно редким исключением. Люди всегда жили как минимум семьей или племенем.

Но развитие разделения труда в хозяйстве любого общества проходит несколько последовательных стадий от примитивного состояния до чрезвычайно сложной схемы распределения обязанностей. Схематически можно представить эту эволюцию следующим образом.

Первая стадия. Это естественное разделение труда внутри первобытного общества. В таком обществе всегда наблюдалось некоторое распределение обязанностей, определявшееся отчасти природой каждого человека, отчасти обычаями, а отчасти известной вам экономией от масштаба. Как правило, мужчины занимались охотой и войной, а женщины следили за очагом и нянчили детей. Кроме этого, практически в любом племени можно было обнаружить такие "профессии", как вождь и жрец (шаман, колдун и т. д.).

Вторая стадия. По мере роста численности членов общества, потребность в каждом благе увеличивается и появляется возможность концентрации отдельных людей на производстве отдельных благ. Поэтому в обществах появляются различные профессии (ремесленники, земледельцы, скотоводы и т. д.).

Начинается процесс выделения профессий, конечно же, с производства орудий труда. Даже в каменном веке (!) существовали мастера, занимавшиеся обтесыванием и шлифовкой каменных орудий. С открытием железа появляется одна из самых распространенных в прошлом профессий кузнец .

Характерной особенностью этого этапа является то, что производитель изготовляет все (или почти все) возможные изделия, связанные с его профессией (как правило, это обработка какого-то вида сырья). Например, кузнец делает все от гвоздей и подков до плугов и мечей, столяр делает все от табуреток до шкафов и т.д.

На этой стадии разделения труда часть членов семьи ремесленника или даже вся семья помогает ему в производстве, выполняя те или иные операции. Например, кузнецу или столяру могут помогать сыновья и братья, а ткачу или булочнику = жена и дочери.

Третья стадия. С увеличением численности населения и соответственно размера спроса на отдельные продукты ремесленники начинают концентрироваться на производстве какого-либо одного блага. Одни кузнецы делают подковы, другие только ножи и ножницы, третьи только гвозди разных размеров, четвертые только оружие и т.д.

В Древней Руси, например, существовали следующие названия мастеров по дереву: древоделы, кораблетворящие, мостники, древяные, здатели, городники (укрепление городов), порочные (производство стенобитных орудий), лучницы, крестечные, бочкари, санники, колесники и т.д.

Важным фактором, влияющим на производительность труда, является кооперация труда. Чем более глубоким является разделение труда и более узкой становится специализация производства, тем в большей степени производители становятся взаимозависимыми, тем больше необходимы согласованность и координация действий между различными производствами. Чтобы действовать в условиях взаимозависимости, необходима кооперация труда, как в условиях предприятия, так и в условиях всего общества.

Кооперация труда – форма организации труда, выполнения работ, основанная на совместном участии в едином трудовом процессе значительного числа работников, выполняющих разные операции этого процесса.

Форма организации общественного труда, при которой большое число людей совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между, собой трудовых процессах. Наряду с разделением труда кооперация труда является фундаментальным фактором роста производительности и эффективности во всех сферах профессиональной деятельности.

Кооперация труда - это единство, согласованность совместных действий производителей, различных производств и отраслей экономики.

Кооперация труда позволяет избежать множества ошибок, например дублирования производства, перепроизводства. С другой стороны, согласованность и координация действий, объединение множества усилий позволяет сделать то, что не под силу одному производителю или одному предприятию. В случае простой кооперации труда, которая имеет место, например, при строительстве домов, гидростанций, полезный эффект кооперации очевиден. Кооперация труда имеет место во всех сферах экономической деятельности, она принимает самые разнообразные формы.

Мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства - объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем. В кооперации производства объединяются и материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях.

Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий.

Международная специализация и кооперация производства соответствует высокому уровню развития производительных сил и выступает в качестве одной из объективных важнейших предпосылок дальнейшего развития интернационализации хозяйственной жизни, усиления взаимосвязи национальных хозяйств. Сейчас на внешнем рынке циркулируют сотни тысяч полуфабрикатов, аналоги которых еще полтора-два десятилетия назад обращались только на внутрифирменном уровне.

Именно разделение труда вызвало отделение друг от друга различных профессий и занятий, что способствовало в первую очередь увеличению производительности и чем выше ступень промышленного развития страны, тем дальше идет такое разделение. То, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, то в более развитом - выполняется несколькими. Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного предмета всегда распределяется между большим количеством людей.

Разделение труда, выступая в различных видах и формах своего проявления, является определяющей предпосылкой развития товарного производства и рыночных отношений, т. к. концентрация трудовых усилий на производстве узкого круга продукции или на отдельных ее видах вынуждает товаропроизводителей вступать в отношения обмена с целью получения недостающих им благ. -

Разделение труда: понятие и общие характеристики. 1

Степень разделения труда- 2

Виды разделения труда. 3

Формы проявления разделение труда. 4

А. Смит о разделении труда. 4

Из истории разделения труда- 5

Кооперация труда. 6

Сколько стоит труд? Шапиро Сергей Александрович

Глава 4. Что представлял собой труд в средние века?

Глава 4. Что представлял собой труд в средние века?

Средневековье – эпоха феодализма, пришедшая на смену рабовладельческому строю, – занимает период более тысячи лет со времени падения Римской империи в V веке нашей эры до Великой Французской Буржуазной революции 1789– 94 годов.

Экономические воззрения средневековых ученых носили ярко выраженный богословский характер и опирались на религиозно-этические нормы. Основой общественного устройства служили натуральнохозяйственные отношения и труд крепостных крестьян (смердов), которые имели не намного больше прав, чем рабы в период Древнего Мира. Взгляды ученых разных стран средневекового мира, особенно в период раннего средневековья, объединяло неприятие основополагающих принципов рыночных отношений.10

Основным из источников экономической мысли средневекового востока для нас является Коран – священное писание мусульманских народов, распространенное в начале VII века, пророком Мухаммедом (Магометом) – основателем ислама, который в обычной жизни был купцом из Мекки, хорошо искушенным в экономических вопросах. Коран, является не только сборником проповедей и молитв, но и сводом законов, освещающих для мусульман правовые и экономические аспекты их жизни.

Коран излагает следующие взгляды на роль труда:

– возвышенное отношение к труду;

– богоугодность торговли;

– сложившееся социальное неравенство, т.е. деление общества на богатых и бедных.

Другим источником экономической мысли арабского Востока являются труды мыслителя Ибн-Хальдуна (1332–1406), жившего в северо-восточных странах Африки (Магрибе). Ученый выдвинул концепцию «социальной физики», не отвергавшую провозглашаемые Кораном принципы. Основным достижением его учения является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Он считал, что цивилизация прибавила к традиционным хозяйственным занятиям людей – земледелию и скотоводству – такие прогрессивные формы трудовой деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, приводит, по его мнению, к многократному увеличению богатства народа, дающего возможность сделать роскошь достоянием каждого человека, однако переход к цивилизации с ее возможностями для избыточного производства материальных благ не означает, что наступит всеобщее равенство и благоденствие. Характеризуя «стоимость труда», т.е. заработную плату, Ибн-Хальдун утверждает, что ее размер зависит, во-первых, от «количества труда человека», во-вторых, от «его мест среди других трудов» и, в третьих, «от потребности людей в нем» (труде).

Отражение отношения к труду в экономической мысли средних веков в западно-европейских странах.

Наиболее значимыми авторами этого периода времени считаются один из основателей школы раннего канонизма Августин Блаженный и основатель средневековой схоластики Фома Аквинский. Августин Блаженный (настоящее имя Аврелий Августин) – христианский епископ во владениях Римской империи в Северной Африке, (353–430 годы н.э.) заложил принципы религиозноэтического подхода к экономическим проблемам, остававшиеся незыблемыми до конца XI века.

Фома Аквинский (1225–1274), итальянский монах бывший с 1257 доктором парижского университета, был достойным продолжателем Августина Блаженного и канонистов. Однако, в связи с тем, что он жил в период позднего феодализма, то его взгляды носили экономически выраженный характер и учитывали развитие товарно-денежных отношений.

Авторы церковных законов (канонов) выступали против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду. Августин Блаженный, жил при рабовладельческом строе Древнего Рима, но так как он выступал с позиций христианской церкви, то экономическая наука относит его взгляды к периоду средневековья. Он не видел различия между умственным и физическим трудом исходя из их божественного (естественного) происхождения и, учитывая их влияние на достоинство человека в связи с занимаемым им положением в обществе, не отделял их друг от друга.. Августин считал необходимым сочетание духовной деятельности с физическим трудом, повторяя христианский принцип, провозглашенный апостолом Павлом, но более известный как принцип социалистического общества «Кто не работает, тот не ест». Так же как философы Древнего Мира особо важным он считал труд по обработке земли. В то же время он оправдывал рабство и эксплуатацию труда. Происхождение рабства он объяснял правом войны, так как победитель имеет право убить побежденных или сделать их рабами. Состояние рабства предназначено Богом грешникам, они должны с полной готовностью служить своим господам. За это после смерти они получат спасение от грехов и вечную жизнь.

Фома Аквинский в своих воззрениях также исходил из учения о разделении труда (как у пчел, славящихся своим трудолюбием). По сравнению с Августином он уточнял это обстоятельство в пользу сословного деления общества. Он писал: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям. Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям…»11

Августин рассматривал богатство, как совокупность материальных благ в натуральной форме. Признавалось грехом, если богатство было создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. Экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент как грех, характеризуя их как результат присвоения чужого труда. Натурально-хозяйственные отношения сменились товарно-денежными, стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество. Фома Аквинский с определенными оговорками и уточнениями также «осуждал» нетрудовые формы приобретения богатства, но при этом заявлял, что торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться торговцем и ростовщиком, если при этом, очевидно, что они совершают благопристойные деяния. Таким образом, он оправдывал первые формы предпринимательства, считая, что такого рода доходы являются не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением, за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и материальные издержки, а также риск.

А что же происходило в реальной жизни? В средние века в Европе целые города и области выкашивались эпидемией бубонной чумы, называемой «Черной смертью». В Англии в 1349–1350 годах чума унесла около одной трети населения, опустошив Шотландию и Ирландию. Сельское хозяйство приходило в полный упадок. Поля не засевали и не убирали, цены повысились вдвое за один только год. Повышение цен вызвало требования более высокой оплаты труда и к лету 1349 года цена на рабочие руки увеличилась до полного соответствия с общим подъемом цен. Работники имели возможность диктовать свои условия лордам и добивались увеличения реальной заработной платы. В 1350 году парламент, состоявший из землевладельцев, сделал попытку приостановить рост заработной платы, издав статут о работниках, по которому: «Каждый здоровый человек, не старше 60 лет, не имевший средств к существованию, должен идти в найм к тому, кто его потребует, в противном случае он будет заключен в тюрьму… Если кто-либо … станет брать жалованье больше положенного то будет заключен в тюрьму… Продовольствие работникам будет продаваться по сходной цене».12Статут не исполнялся, в 1357 и 1360 годах он переиздавался, новые законы увеличивали строгость наказаний, однако когда у лордов на корню гнил урожай, они первые нарушали эти законы и шли на соглашение с теми, кто хотел работать на их условиях. Таким образом, «Черная смерть», принесла людям неисчислимые бедствия, но в то же время и более высокое жалованье, и большую свободу наемным работникам, а крестьянам, возделывавшим землю, – преимущества, так как подъем цен вдвое снизил фиксированную денежную ренту, которую они платили феодалам.

Во Франции и Западной Германии крестьяне разделились на два разряда. Меньшую часть составляли вилланы (свободные люди). Это были потомки исконных жителей страны, которые во время набегов отдали себя под покровительство феодалов, или пришлые, поселившиеся на землях, отданных людям военного класса. Вилланы платили ценз (оброк) и могли свободно уйти с занимаемого участка земли, если находили заместителя. Они не считались собственниками земли, а были ее пользователями, причем пользование могло быть вечным, наследственным и временным, пожизненным или срочным. Вторую группу сельского населения составляли сервы, являвшиеся собственностью господина. Сервы покупались или переходили по наследству, большинство из них работало на земле, исполняя земледельческие и другие сельские работы. Посаженный на землю серв, не только не имел права покинуть землю, но и не мог взять замуж женщину за пределами границ владений своего господина. После смерти серва его имущество мог полностью забрать владелец серва, и избежать этого наследники умершего серва могли лишь заплатив выкуп.

В средние века в Европе большую силу и влияние приобретали города. Там появились новые разряды ремесленников, каких не было в деревне: башмачники, портные, мясники, пекаря, меховщики, горшечники. Работа ремесленников в новых производствах требовала нового уклада жизни, непохожего на быт крестьян. Их работа была сплошной на весь год, они не ходили в поле и пропитание для них должны были добывать другие люди. Многие работы, например, шерстяное производство, требовали разделения труда, поэтому ремесленники объединялись в цеха, которые часто совпадали с разделением города на кварталы и улицы. Над каждым цехом городские власти ставили начальника, подчиненные ему ремесленники составляли особый отряд в городском ополчении. Всякий кто хотел заняться каким-либо ремеслом, должен был примкнуть к цеху, однако перед вступлением в него мастера требовали от новичка «пробной работы». Города средневековой Европы не были похожи на города «Нового времени». Город в 10000 жителей считался большим. Горожане помимо торговли и ремесла вели свое домашнее хозяйство: иногда работали на полях, но главным образом держали скот.

Наличие городов состояло по большей части из бывших крестьян, которые отвоевали или откупили себе волю у своих прежних господ. Эта освободившаяся часть трудового населения вместе с сохранившимися мелкими землевладельцами основали новый – средний между крестьянами и военными слой общества. Освобождение крестьян было делом не государей, а отдельных сеньоров, которым либо требовались денежные средства, получаемые в качестве выкупа от зажиточных сервов, либо труд свободных людей для освоения земельных пустошей, где подневольный труд сервов был неэффективен. Именно экономические причины, и в первую очередь увеличение количества денег в обращении за счет торговли, обусловили освобождение части крестьянства в средние века.

А как обстояло дело с трудовым населением Руси в этот период? В качестве примера можно рассмотреть общественные отношения в Киевской Руси Х–ХI веков. Основным занятием населения было земледелие. Время появления частной собственности на землю в бассейне Волхова – Днепра датируется уже IX веком

Княжеская, боярская и церковная вотчины являются организованными сельскими хозяйствами, базирующимися на эксплуатации крепостного и рабского труда, причем рабство очень заметно уступает место более прогрессивному феодальному способу производства (крепостной труд). Огромную массу населения составляют свободные крестьяне-общинники, систематически закрепощаемые в ходе развития феодализма. В процессе феодализации побеждающей силой является землевладелец, осваивающий землю и подчиняющий себе путем экономического и внеэкономического принуждения свободного общинника-смерда. В итоге этого процесса появились различные группы населения – закупы, изгои, рядовичи, сироты, попавшие в непосредственную зависимость от феодалов, смерды, нищие, бедные люди, привлекаемые на работу к хозяевам через выдачу им вперед денег и хлеба. Все эти категории зависимого населения выхватывались из рядов свободного крестьянства или рекрутировались из вольноотпущенников. Несмотря на то, что в это время в Киевской Руси имелось значительное количество рабов, рабство имело тенденцию к исчезновению. Церковь, первая избавилась от него в своем хозяйственном обиходе, в боярских вотчинах оно доживает примерно до XV века, после чего исчезнет окончательно. Найм рабочей силы распространен сравнительно мало. Он отмечался в городах, где среди массы ремесленниковрабов, несомненно, имелись и ремесленники, многие из которых, будучи людьми свободными работали на заказ или по найму. Вполне понятно, почему в Киевской Руси редко применялся наемный труд. В обществе того времени на смену первичной форме эксплуатации человека человеком – рабству – пришло крепостничество– эксплуатация, основанная на присвоении господствующим классом одного из важнейших условий труда – земли. Население Киевской Руси, так привыкло к внеэкономической феодальной эксплуатации со стороны сильных мира сего, что не верило в возможность оплаты своего труда, даже, когда эта плата, несомненно, предполагалась.13

С. М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» приводит пример, что когда князь Ярослав узнал, что киевляне не идут на постройку храма св. Георгия, так как боятся, что им не заплатят за труд, то приказал возить куны на телегах под своды Золотых ворот и объявить на торгу, чтобы каждый брал за труд по ногате на день, т.е. по 35 копеек серебром на деньги конца XIX века. Эта плата считалась в XI веке выгодной и люди явились на работу в большом количестве.14

Из книги Дорога в будущее автора Гейтс Билл

ГЛАВА 2 НАЧАЛО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕКА Впервые услышав выражение «информационный век», я основательно призадумался. Я знал о железном и бронзовом векахисторических периодах, названных так по тем новым материалам, из которых тогда делали инструменты и оружие. Тут все

Из книги Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в сети автора Гуров Филипп

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Средние школы и профессиональные училища Организации, интересующиеся подбором сотрудников на канцелярские и прочие производственные должности, часто во многом зависят от средних школ и профессиональных училищ. Многие из этих учебных заведений имеют особые программы

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Бизнес с русскими или без? автора Бутомо Никита

Глава 1 Как нам работать с самими собой? Мы начинаем новую часть, посвященную тому, как русским работать с русскими и людьми разных национальностей. По сути, это и есть тема нашей книги. Но для того, чтобы мы смогли раскрыть ее, воспользуемся уже знакомым нам инструментом

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Глава вторая Замкнутый круг, или как стать победителем в схватке с самим

Из книги Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке автора Гарсия Сальвадор

Из книги Бизнес-копирайтинг. Как писать серьезные тексты для серьезных людей автора Каплунов Денис Александрович

Средние показатели – полная чушь Каждый из нас в текстах встречал различные якобы фактические сведения, которые используются компаниями с приставками «в среднем», «средняя» и т. д.1. Среднестатистический сайт…2. В среднем наши пользователи зарабатывают…3. Средний

Из книги Результативность. Секреты эффективного поведения автора Стюарт-Котце Робин

Из книги Сколько стоит труд? автора Шапиро Сергей Александрович

Глава 3. Как регулировался труд человека в Древнем мире? Колыбелью мировой цивилизации считается Древний Восток, именно там появились первые государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой. Основной

Из книги автора

Глава 6. Труд в ХХ веке ХХ век отмечен множеством крупномасштабных социальных и экономических явлений. Это и две мировые войны, и революции, изменившие социальное устройство мира, и мировые экономические кризисы (тридцатых и семидесятых годов). Все эти события не могли не

Из книги автора

Глава 2. Где продать свой труд и как это сделать в современных условиях? Как уже стало понятно из предыдущих глав сфера труда – одна из важнейших и многоплановых областей экономической и социальной жизни общества. К ней относятся и рынок рабочей силы вообще и

Из книги автора

Глава 4. Как мотивируется труд современных людей Существует множество теорий, объясняющих поведение человека в процессе труда.За вторую половину ХХ века разработано много теорий мотивации личности, в которых показано, что истинные причины, заставляющие человека

Из книги автора

Глава 5. Какими способами можно вознаградить людей за труд? Из материала предыдущей главы становится очевидным, что люди работают для удовлетворения своих потребностей и ожидая вознаграждения за свой труд. Вознаграждение может дать как сам процесс труда, т.е.

Из книги автора

Глава 1 Что такое «Право на труд»? Мы часто слышим выражения «Труд – это почетная обязанность», «Труд дело чести», «Каждый имеет право на труд» и даже «Труд делает свободным», хотя эта надпись висела над воротами гитлеровского концентрационного лагеря смерти Бухенвальд.

Из книги автора

Глава 3. «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» Отражение роли труда нашло свое место не только в народном творчестве, но и в прозе и поэзии самых различных авторов. Многие произведения, прославляющие труд мы проходили в школе, но многие нам неизвестны.

Разделение труда - это процесс, складывающийся исторически путем отделения, изменения и закрепления некоторых Реализуется он в обществе в форме выполнения его членами различных работ.

В древности люди были вынуждены всем обеспечивать себя самостоятельно. Это было настолько неэффективно и только способствовало сохранению примитивного быта, что еще тогда произошло первое общественное разделение труда. Оно стало возможным благодаря появлению торговли. Подробнее об этом можно прочесть в начале трактата Адама Смита.

Различают общественное разделение труда и международное. Последний вид - это такой способ организации экономики в мире, когда каждая из стран специализируется на производстве конкретного вида услуг или товаров, а затем ими обменивается. А общественное разделение труда - это когда социальные функции распределяются между членами общества. В первую очередь можно выделить две большие группы: управленческий труд и производительный.

Основной принцип разделения труда - это соединение специализации конкретного сотрудника с повышением его технического уровня, а значит, и производительности.

Чем быстрее происходит развитие новейших технологий, тем сложнее становятся процессы на разделение труда должно им соответствовать, не стоять на месте, а тоже развиваться и углубляться. Это связано с тем, что его формы влияют на многие моменты: на оборудование мест для работы, их обслуживание, на специализацию. Также от них зависят приемы и методы труда, его нормы. Различные формы его разделения и кооперация обеспечивают равномерную нагрузку на работников, синхронность их работы.

Суть разделения труда состоит в выделении таких которые представляют собой не весь производственный процесс, а отдельные его части и закрепляются за конкретными работниками. Делается это для того, чтобы была возможность параллельно выполнять различные операции. Кроме того, это ускоряет приобретение навыков работниками.

Одномоментно на предприятии общественное разделение труда может совершаться в таких формах: предметное, технологическое, функциональное, программно-целевое, квалификационное и профессиональное.

Когда расчленяется на отдельные технологические операции, фазы или стадии, происходит технологическое разделение труда. Оно зависит от вида работ и бывает пооперационное, предметное и подетальное.

Разделение труда функциональное происходит, когда конкретный вид работ выполняет группа работников, которые специализируются на выполнении тех или иных функций.

От вида приобретенной специалистами профессии зависит профессиональное разделение труда. Рабочие выполняют на своих местах только тот вид работ, который лежит в рамках приобретенной ими профессии.

Разделение труда квалификационное вызвано различиями в уровне знаний и опыте работников.

Изготовление на производстве сотрудниками и подразделениями конкретных видов продукции вызывает предметное разделение труда. Это могут быть, например, детали, изделия, узлы.

Суть линейного разделения труда (входящего в функциональное) состоит в установлении на определенном объекте (цехе, участке) руководителей. Их права, роли и ответственность четко разграничиваются.

Формирование из работников групп с целью решения конкретных задач образует программно-целевое разделение труда. На практике это выглядит как комплектация коллективов (творческих, трудовых) на время.

На то, какую форму разделения труда выбрать, влияет объем продукции, которая выпускается, ее сложность и другие факторы. Такие особенности вызывают, в свою очередь, определенные границы труда.


Преимущественно натуральный характер экономики в период раннего феодализма не создавал экономических предпосылок для развития городов. Необходимым условием процветания городов и повышения их роли в экономике является развитие товарно-денежных отношений, торговли и ремесла.
Постепенное развитие производительных сил, продуктивности сельского хозяйства, обмена, товарно-денежных отношений и торговли стимулировало ремесленную деятельность и рост ее специализации.
Развитие производительных сил в раннее Средневековье приводило к совершенствованию техники и навыков ремесленного труда, к его дифференциации. Значительно усовершенствовались такие ремесла, как плавка и обработка металла, кузнечное и оружейное дело, выделка тканей, обработка кожи и т. д. Все эти процессы предполагали специализацию труда ремесленников, повышение его самостоятельности и становление ремесла как отдельного вида деятельности. Происходит процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, формируются группы людей, которые занимались исключительно ремесленной деятельностью и торговлей.
Одновременно растет спрос феодалов на продукцию ремесленников, особенно на предметы роскоши. Наиболее подходящим местом для занятия ремеслом и торговлей была не замкнутая вотчина с ее ограниченным спросом, а крупные торговые и ремесленные центры. Начинается процесс развития средневековых городов и образование новой социальной прослойки феодального общества - городского населения, в рамках которого постепенно выделяются ремесленники, цеховые ремесленники, торговцы, купцы и купеческие гильдии.
Первоначально феодальный город и экономически, и социально был неотделим от феодальной вотчины. Его население, в основном зависимые от феодала производители, специализировалось или на переработке сельскохозяйственной продукции, или на определенном ремесле. Горожане могли быть одновременно и ремесленниками, и земледельцами. Постепенное развитие ремесла и торговли, повышение их роли в экономике закладывают основу для усиления экономической роли городов как центров товарного производства и торговли.
Темпы градообразования в различных регионах Западной Европы были различными. Они определялись степенью развития товарности производства, ролью торговли в экономике и уровнем развития ремесла как самостоятельного вида деятельности.
Раньше всего феодальные города начали формироваться на юге Франции в X в. (Марсель, Арль, Тулуз и др.), в Италии в XI в. (Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Неаполь и др.). Большую роль в раннем развитии городов в этих регионах сыграли торговые связи с Византией и Востоком. В X-XI вв. стали возникать города в Северной Франции, Англии, Германии. На Руси города формировались в IX-XI вв. Процесс возникновения городов был достаточно длительным, и наибольшее их число формируется на рубеже XII-XV вв.
Масштабы средневекового города и численность городского населения в них могли быть различными: малые города с численностью населения 1-2 тыс. человек; средние города с численностью населения 3-5 тыс. человек; крупные города с численностью населения 9-10 тыс. человек.
Существовали города, численность которых превышала десятки тысяч человек. Так, население Лондона, Рима, Кельна, Любека составляло 20-40 тыс. человек, Парижа, Милана, Флоренции - 80-100 тыс. человек.
Между городами и крупными землевладельцами складывались достаточно сложные отношения. Правовое положение городского населения мало чем отличалось от положения других зависимых слоев общества. Сеньором города был владелец земли, на которой он стоял. Феодал определял все правила хозяйственной и правовой жизни города. В его руках была вся полнота власти, суд, городские финансы. Он определял виды налогов и их величину, правила хозяйственной жизни городского населения и присваивал значительную часть городских доходов. Зачастую феодалы стремились организовать город на своей земле для увеличения своих доходов за счет роста налогов, доходов от ремесла и промыслов.
По мере укрепления социально-экономических позиций городского населения сеньоральный режим становился все более тягостным, и в Западной Европе в XI -XIII вв. возникает комму - налъное движение (коммунальные революции) - борьба между городами и сеньорами, борьба городского населения за свою независимость от феодалов. Начавшись с движения за сокращение поборов, за торговые привилегии, коммунальное движение постепенно перерастает в борьбу за городское самоуправление и такую его правовую организацию, которая определяла бы степень независимости города, направления его экономического развития и политическое устройство.
Методы коммунальных революций в различных городах были различными и определялись степенью развития городской экономики. В таких городах, как Париж, Орлеан, Лондон, Оксфорд основным методом борьбы за самостоятельность городского населения был выкуп определенных прав и вольностей. В странах с сильной централизованной властью города не смогли добиться полного самоуправления (Лондон, Оксфорд, Кембридж). Хотя они и располагали рядом привилегий - отмена произвольных налогов, ограничения в наследовании имущества, экономические привилегии, но выборные учреждения действовали под контролем королевских чиновников. Большинство европейских городов получили лишь частичные привилегии.
В городах, население которых добивалось полной независимости (Генуя, Флоренция, Венеция, Марсель, Тулуза и др.), сформировались города-коммуны с полным самоуправлением. Население таких городов самостоятельно выбирало советников, мэров (бургомистров) и других должностных лиц, формировало городское право и независимый суд, собственные финансы и налоги, самостоятельно организовывало городское военное ополчение.
Городское право включало регулирование торговли, мореплавания, деятельности ремесленников и их корпораций, условий найма, кредита, аренды, право заключать мир, объявлять войну, вступать в дипломатические отношения. Сеньору города-коммуны выплачивали ежегодный взнос за пользование его землей. Такие города становились фактически городами- государствами, которые заключали договора с другими государствами, вели войны, чеканили свою монету. В Италии такими городами были Генуя, Венеция, Флоренция и др. В Германии сходное положение заняли императорские города, ставшие на деле городскими республиками: Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг и др.
Производственную основу средневековых городов составляло ремесло. Ремесленник был мелкотоварным производителем, имел собственные орудия труда, собственным трудом создавал продукцию, обеспечивая себе средства к существованию. В связи с этим почти одновременно с появлением городов начинают возникать цеха (гильдии, братства, братчины) - специфическая форма организации городского ремесла: в Италии в X в., во Франции в конце XI - начале XII в., в Англии и Германии в XIII в.
Цеховые корпорации ремесленников являлись важным элементом социальной структуры города. В профессиональные союзы объединялись не только ремесленники. Существовали цеха городских врачей, учителей, нотариусов, садоводов и т. д. Своя корпорация была даже у нищих. Постепенно развивались и купеческие объединения - гильдии. Поэтому социальный строй средневековых городов часто называют корпоративным.
Цеха возникали как объединения городских ремесленников одной или нескольких близких отраслей. Основной целью объединения ремесленников была защита их от конкуренции, защита экономического положения и интересов каждого члена цеха. Объединение ремесленников в цеха фактически означало ликвидацию конкуренции на внутреннем рынке. Во многих городах принадлежность к какому-либо цеху была обязательным условием для занятия ремеслом.
Цеховая организация ремесла была необходимой формой организации товарного производства в средневековом городе. Она создавала благоприятные условия для развития производительных сил, охраняла ремесленников от эксплуатации феодалов, устраняла опасную конкуренцию в условиях узости внутреннего рынка и относительно невысокого спроса. Ремесленники, не входящие в состав цеха, не допускались к городской тор

говле. В Германии существовало правило “заповедной мили”, в соответствии с которым нельзя было заниматься некоторыми видами деятельности на определенном расстоянии от городских стен.
Каждый ремесленник работал в собственной мастерской, используя свои орудия труда и передавая навыки мастерства по наследству. Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда, но оно имело место в виде специализации между различными цехами. В ремесленной мастерской обычно работал ее владелец - мастер, несколько подмастерьев и учеников, взаимоотношения между ними регулировались уставом цеха.
Система мастеров, подмастерьев и учеников создавала в цехах определенную иерархию. Полноправным членом цеха мог быть только цеховой мастер - владелец мастерской. Цеховой мастер работал обычно вместе с несколькими подмастерьями и учениками, которые по истечении ряда лет могли стать сначала подмастерьями, а потом самостоятельными мастерами. Предварительное прохождение низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать полноправным членом цеха. Более высокое положение цехового мастера основывалось не только на его праве собственности на средства производства, но и на его профессиональном мастерстве, умении, совершенном владении инструментами.
Цеха как объединения (корпорации) мелкотоварных производителей регулировали все стороны производственной деятельности своих членов. Мастер фактически единолично управлял производством, обеспечивал защиту интересов цеха от феодалов, от конкуренции сельских ремесленников и мастеров из других городов. Он определял объем производства продукции, конкретный вид продукции, ее качество, объем продаж и уровень цен, технологию производства, систему отношений мастеров с подмастерьями и учениками, условия труда и его оплату.
Нередко цех брал на себя снабжение мастеров сырьем и материалами, организовывал общие склады для готовой продукции. Цех внимательно следил за равенством своих членов, не допускал обогащения одних за счет других. Поэтому устав и цеховые правила устанавливали для всех мастеров единые условия производства и сбыта, объем производимой продукции, определяли количество приспособлений и ограничивали число учеников и подмастерьев. Ни один работник цеха не имел права производить больше продукции лучшего качества и дешевле ее продавать, ограничивалось количество станков, регулировались запасы сырья и т. д. Цеха не давали возможности своим членам самостоятельно улучшать технологию производства или производить новые виды продукции, самостоятельно закупать необходимое сырье.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленников. Каждая цеховая корпорация имела свой герб и свое знамя. Часто ремесленники строили здание, где проходили заседания старейшин. Цеха имели своего святого, часто свою церковь и часовню, собственные праздники. Каждый цех вырабатывал свой кодекс поведения и суд, осуществлял взаимопомощь семьям ремесленника в случае его увечья, болезни или смерти. Специальный фонд взаимопомощи формировался за счет вступительных взносов, штрафов и других платежей. Цеха участвовали в охране города и формировали собственные отряды ополчения.
В первый период своего существования цеховой строй имел прогрессивное значение, способствовал росту производительных сил в рамках мелкотоварного производства, развитию и унификации ремесла, распространению профессиональных навыков, повышению качества работы и расширению ассортимента. Цеховой корпоративный строй сыграл большую роль в борьбе городов против власти феодалов за демократизацию городского самоуправления.
Однако с конца XIV в. цеховая организация ремесла, направленная на сохранение мелкого производства, уже начинала сдерживать технический прогресс, распространение новых орудий труда и методов производства. Устав цеха не позволял укрупнять мастерские, вводить пооперационное разделение труда, фактически запрещал рационализацию производства, сдерживал развитие индивидуального мастерства, внедрение более совершенных технологий и орудий труда.
Начинается процесс затяжного кризиса цеховой системы, усилилось “замыкание” цехов - ограничение и запрещение доступа в них учеников и подмастерьев. Появляются “вечные подмастерья”, которые уже не могли стать полноправными членами цеха. Несмотря на уравнительные запреты, внутри цехов развивалась конкуренция, отдельные мастера меняли технологию, увеличивали число наемных рабочих, а также росла имущественная дифференциация.
В XIV-XV столетиях в средневековых городах усилилось социальное расслоение и как особое сословие формируется бюргерство. Этот термин означал полноправных “граждан города”, т. е. тех, кто имел или приобрел городское гражданство, был лично свободен и заплатил значительный вступительный взнос, мог нести тягло городу и государству, участвовать в городских платежах, иметь имущество не ниже определенной величины. Бюргерство дало начало первым элементам буржуазии.
Задания для самоконтроля Тесты
Найдите все верные варианты ответов: Феодальные экономические отношения формируются на основе:
а) развития мануфактурного производства;
б) отделения производителя от средств производства;
в) развития и широкого распространения частной собственности крестьян на землю;
г) нет верного ответа. Экономическая система феодализма характеризуется:
а) сословным характером общества;
б) развитием системы внеэкономического принуждения к труду;
в) развитием системы экономического принуждения к труду;
г) высоким уровнем развития и значительными масштабами межрегиональной торговли; Одним из последствий преимущественно натурального характера феодальной экономики являлось:
а) развитие межрегиональной торговли;
б) развитие мануфактурного производства;
в) самообеспечение крестьянских хозяйств. Аллод - это:
а) часть земли феодальной вотчины;
б) форма королевских или княжеских пожалований;
в) земля крепостного крестьянина;
г) форма собственности крестьянской семьи на землю. Феодальная рента может существовать в форме:
а) натурального оброка;
б) денежного оброка;
в) барщины;
г) верны все ответы. Различные формы земельной собственности - вотчина, бенефиций, лен, поместье - принципиально отличались:
а) правовым положением;
б) количеством применяемого труда;
в) величиной земельной собственности;
г) методами хозяйствования. Отличительными чертами поместной формы земельной собственности является:
а) наследуемый характер землевладения;
б) полная независимость землевладения;
в) условный характер землевладения;
г) пожизненное землевладение при условии несения военной или государственной службы. Условием развития чистой вотчины является:
а) получение феодальной ренты преимущественно в форме натурального оброка;
б) получение феодальной ренты преимущественно в денежной форме;
в) развитие системы отработочной ренты. В основе формирования внеэкономической зависимости крестьян в период феодализма лежит:
а) поземельная зависимость;
б) наемный характер труда;
в) формирование рассеянных мануфактур;
г) система прекарий;
д) баналитет. Коммутация ренты во Франции предполагала:
а) ликвидацию барщины и замену ее натуральным оброком;
б) ликвидацию барщины и замену ее денежной рентой;
в) полную ликвидацию всех форм феодальной ренты;
г) уменьшение хозяйственной самостоятельности крепостных крестьян. Возможность для самовыкупа зависимых крестьян обусловлена:
а) повышением роли натурального оброка;
б) переходом преимущественно на отработочную форму ренты;
в) переходом от оброчной эксплуатации к денежной форме ренты. Баналитет - это монополия сеньоров:
а) на землю;
б) крестьян;
в) созданный продукт;
г) средства переработки сельскохозяйственной продукции. В основе развития коммунального движения лежало:
а) усиление социально-экономической роли феодалов и сеньоров;
б) усиление социально-экономической роли крестьян;
в) усиление социально-экономической роли ремесленников;
г) повышение феодалами и сеньорами величины налогов на крестьян. Для города-коммуны было характерно:
а) саморегулирование условий торговли и ремесла;
б) установление налогов на городскую деятельность сеньором;
в) регулирование ремесленной деятельности сеньором;
г) собственность жителей города на землю. Цеховая организация ремесла в период феодализма формировалась с целью:
а) ограничения конкуренции;
б) развития конкуренции на рынке продукции данного цеха;
в) укрупнения индивидуальных ремесленных мастерских;
г) распределения функций управления между всеми членами цеха. Цеховая организация ремесла предполагала регламентацию цехом:
а) только правил торговли;
б) только условий производства;
в) только объемов производства;
г) всей производственной и торговой деятельности ремесленников.
Определите верность следующих положений: Условием развития феодальной экономики является формирование крупной частной земельной собственности. Существование экономической раздробленности является закономерностью феодальной системы хозяйствования. В период феодализма существует постоянная устойчивая экономическая связь между регионами страны. Для феодальной экономики характерно сочетание монопольной собственности феодалов на землю с правом ее использования крестьянами. Феодальная рента существовала только в форме барщины и оброка в натуральной форме. Баналитет - это метод формирования поземельной зависимости крестьян. Закупничество - это один из методов формирования поземельной зависимости крестьян. Фригольдеры - это крестьяне в Англии, которые обладали правом собственности на земельные участки. В чистой вотчине возрастает значение денежной формы феодальной ренты. Формирование феодальной зависимости крестьян на основе иммунитета и баналитета в период феодализма было характерно для Англии. Если собственник земли в Англии получал судебную власть на своей земле, то формировался боклэнд. Цеховая организация ремесла в период феодализма в Западной Европе приводила к потере хозяйственной самостоятельности членов цеха. Коммунальное движение - борьба между жителями средневекового города за долю на рынке. Коммунальное движение всегда приводило к образованию городов-коммун.
Задания Определите особенности и характер принуждения к труду различных категорий производителей, представленных в таблице, и заполните ее.


Категории производителей

Кто принуждает к труду

Что принуждает к труду

Характер принуждения к труду

Раб




Зависимый крестьянин




Крепостной крестьянин




Наемный работник




Какие формы поземельной и личной зависимости были характерны для сервов, колонов, и литов? Дайте характеристику “второго издания крепостничества” в Германии. Из предложенных вариантов ответов найдите недостающий правильный ответ на вопрос: что являлось следствием преимущественно натурального характера экономики в период феодализма?
Из предложенных вариантов ответов найдите недостающий правильный ответ на вопрос: при каких условиях возникает чистая вотчина?