Харизма гандапас. Радислав Гандапас: «Харизма лидера» и «Крест лидера»

Владимир Владимирович Маяковский родился в семье лесничего. В 1906 году,после смерти отца, семья переехала в Москву. Маяковский учился в московской гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию, кооптировался в состав Московского комитета РСДРП(б) (1908). Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает "делать социалистическое искусство": "Я прервал партийную работу. Я сел учиться". В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов, которые привлекали его протестом против устоев буржуазного общества. Но если антиэстетизм футуристов проявлялся преимущественно в области "чистой" формы, то Маяковский воспринимал его по-своему, как подступ к решению задачи - создать новый демократический поэтический язык. Об этом он скажет в революционной поэме "Облако в штанах" (1915): "...Улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать".

Творчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии "Владимир Маяковский" (поставлена в 1913 г.). Пафос трагедии - в протесте против установлений буржуазного общества, против власти "бездушных вещей". Трагедия в конечном счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира, но ещё не осознавших своей силы. Пафос отрицания буржуазной действительности ощутим и в ранних стихах поэта ("Адище города", "Нате!"). За участие в публичных литературных выступлениях футуристов Маяковский был исключен из училища (1914 г.). Начало 1-й мировой войны 1914-18 отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914 г.) он писал, что "сегодня нужны гимны...", но в стихах "Война объявлена" (июль 1914 г.) и "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914 г.) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в журнале "Новый сатирикон" ("Гимн судье", "Гимн учёному", "Гимн взятке"), Маяковский воздаёт саркастическую "хвалу" мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство.

Новым этапом явилась поэма "Облако в штанах". ""Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" - четыре крика четырёх частей", - так характеризовал сам поэт основную социально-эстетическую направленность "Облака". Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского - "Флейта-позвоночник" (1916 г.), "Война и мир" (отдельное издание - 1917 г.), "Человек"(1916-17 гг., опубликована в 1918 г.) - был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Это сближало поэта с М.Горьким, который, выделяя из среды футуристов, привлек его к участию в журнале "Летопись".

Радостно встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось". Поэт стремился эстетически осмыслить "потрясающие факты" новой социалистической действительности. До Октября у Маяковского не было чёткой социальной перспективы. Некоторые догмы футуристической группы накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетических взглядов. После Октября творчество Маяковский приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе "Мистерия-буфф" (1918 г., 2-й вариант, 1921 г.) - "...героическом, эпическом и сатирическом изображении нашей эпохи", первой советской пьесе на современную тему. Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии; строить "ковчег" нового мира под силу только "нечистым" с их нравственной чистотой и классовой солидарностью. В "Левом марше" (1918 г.), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетическая палитра Маяковского была многоцветной: в стихотворении "Хорошее отношение к лошадям" (1918 г.) он выступал за богатство эмоций нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.

Гуманистическая направленность поэзии Маяковского приобретала новое социальное качество. Поэма "150 000 000" (1919-20 гг., 1-е издание без имени автора, 1921 г.) утверждала ведущую роль русского народа как провозвестника социалистической революции. В. И. Ленин отрицательно воспринял поэму, видя в ней образец футуризма, к которому относился негативно. В эти годы Маяковский начинал пролагать путь к истинно демократическому искусству, созвучному настроению масс. Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в "Окнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон"). В этих плакатах, а также в промышленной и книжной графике Маяковского 20-х годов особенно ярко проявились его талант и опыт художника, его броско-лаконичная манера (Маяковский обращался к изобразительному искусству начиная с 10-х годов; сохранились его многочисленные портретные зарисовки, эскизы лубков, театральные работы). Эта деятельность "поэта-рабочего", отдавшего свои перо и кисть на нужды революции, была глубоко органична для Маяковского, отвечала его эстетической концепции вторжения искусства в действительность.

В поэзии Маяковского 20-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - "Люблю" (1922 г.), "Про это" (1923 г.), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928 г.) и другие. В результате поездок Маяковского в капиталистические страны (США, Германия, Франция, Куба и другие) появляются циклы стихов "Париж" (1924-25 гг.) и "Стихи об Америке" (1925-26 гг.). Маяковский выступал как полпред молодого социалистического государства, бросающий вызов буржуазному строю

Пафос безымянности ("миллионы пою") в творчестве поэта уступал место более гармоничной концепции личности. Как и М. Горький, Маяковский стоит у истоков советской ленинианы. В поэме "Владимир Ильич Ленин" (1924 г.) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Маяковский осознавал огромное значение личности Ленина - "самого человечного человека", "организатора победы" пролетариата. Поэма явилась гимном "атакующему классу" - пролетариату и его партии. Ощущая себя "...солдатом в шеренге миллиардной" (там же, том 7, 1958, стр. 166), Маяковский рассматривал устремлённость к коммунистическому будущему как критерий всей созидательной деятельности, в том числе и поэтической. "...Великое чувство по имени класс" было основной движущей силой творчества Маяковского советского времени. Поэму "Хорошо!" (1927 г.) А. В. Луначарский назвал "Октябрьской революцией, отлитой в бронзу"; Маяковский воспевал здесь "весну человечества" - своё социалистическое отечество. Наряду с Горьким Маяковский становится основоположником социалистического реализма в советской литературе.

В эти годы Маяковский создал такие лирические шедевры, как "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", "Сергею Есенину" (оба 1926 г.), "Стихи о советском паспорте" (1929 г.) и другие.

Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает" рваться в завтра, вперёд". Выступление Маяковского против бюрократизма и заседательской суетни в стихотворении "Прозаседавшиеся" (1922 г.) вызвало большое "удовольствие" Ленина. Вдохновленный одобрением вождя революции, Маяковский и позднее громил всяческих "помпадуров", примазавшихся к партии и прикрывавших партбилетом своё эгоистическое мещанское нутро ("Помпадур", 1928 г., "Разговор с товарищем Лениным", 1929 г.). В стихах конца 20-х годов, в пьесах "Клоп" (1928 г., поставлена в 1929 г.) и "Баня" (1929 г., поставлена в 1930 г.) предстала целая галерея типов, опасных своей социальной мимикрией и пустопорожней демагогией. Сатирические пьесы Маяковского, новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.

Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и другие. Исходя из своей идейно-художественной задачи, Маяковский существенно реформировал русский стих. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя. Это сказывается в системе графических обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста - "столбика", а с 1923 - "лесенки", отражающих паузирование. Стремление к максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и фразеологии, ритмики, интонации, рифмы.

Маяковский возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств); редактировал журнал "ЛЕФ" (1923-25 гг.) и "Новый ЛЕФ" (1927-28 гг.), но пришёл к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, и в феврале 1930 г. вступил в РАПП, которую рассматривал как массовую литературную организацию. Сложная обстановка последних лет личной жизни и литературной борьбы привела Маяковского к депрессии и самоубийству. Поэма "Во весь голос" (1930) воспринимается как поэтическое завещание Маяковского, полное глубокой внутренней веры в торжество коммунизма. Творчество Маяковского широко изучается и в СССР, где создан целый ряд крупных монографических исследований, и за рубежом. Однако его поэзия явилась объектом субъективистской интерпретации со стороны так называемых советологов, пытающихся исказить поэтический облик Маяковского, выхолостить революционное содержание его поэзии. Произведения Маяковского переведены на все основные языки народов Советского Союза и зарубежных стран.

В 1937 г. была открыта Библиотека-музей Маяковского в Москве (бывший Гендриков переулок, ныне переулок "Маяковского"); в январе 1974 г. в Москве открыт Государственный музей Маяковского. В 1941 г. Музей Маяковского открыт в посёлке Маяковский (бывшее село Багдади) Грузинской ССР.

Владимир Владимирович Маяковский - русский и советский поэт. Он считал себя футуристом. В его творчестве можно увидеть отрицание уже устоявшихся норм написания. С первого прочтения его стихотворений, сложно понять, что именно хотел донести поэт. Любое произведение Маяковского каждый воспринимает по-своему.

Маяковский в качестве своей программы выдвигает утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.

Владимир очень храбрый, как поэт. Он не боится бросать вызов обществу, который мы можем наблюдать в его стихотворении "А вы могли бы".

ноктюрн сыграть

на флейте водосточных труб?"

Можно заметить, что бросая вызов, Маяковский задает вопрос, смогут ли люди, не боясь общественного мнения, делать то, что нравится им самим. Владимир видит то, что не каждый сможет увидеть. Ведь на первый взгляд водосточные трубы ничем не примечательны, но для поэта это музыкальный инструмент.

Маяковский поэт - экстравагантный, любящий шокировать публику, мастер слова. Он бунтарь и не может мириться с бездуховностью и унылостью. Именно поэтому поэт ярким пятном врывается в серость мира, пытаясь его изменить, что у него небезуспешно получается.

Можно понять, что излюбленный прием поэта – противопоставление, которым Владимир владеет мастерски, что позволяет создавать яркие и многогранные литературные образы. «Нате!» - это тоже вызов. Только в этот раз Маяковский обращается к буржуазному обществу, для которого поэзия по-прежнему является аморфным искусством, призванным услаждать слух. Его цель проста и ясна – заставить людей, которые причисляют себя к касте истинных ценителей искусства, взглянуть на себя со стороны.

"Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей."

Владимир через это произведение говорит, что он тратит свой талант на людей, которые неспособны оценить его по достоинству. С помощью грубости Маяковский не только выражает презрение к людям, но и еще пытается привлечь к себе внимание, как к необычному поэту, чьё творчество неординарно.

Не смотря на грубость и экстравагантность Маяковского, мы можем увидеть его не только как поэта, но и как человека. Человеческая сущность Владимира - это одинокая личность, ищущая тепла и ласкового человечьего слова, он хочет достучаться до толпы. Образ Маяковского-человека можно заметить в таких стихотворениях, как " Несколько слов обо мне самом" и " Дешевая распродажа". Он одинок:

"... как последний глаз

у идущего к слепым человека!"

Душа его:

"... клочьями порванной тучи

в выжженном небе

на ржавом кресте колокольни!"

Владимир готов отдать много, ради тепла и человеческого счастья:

"...все, чем владеет моя душа,

А ее богатства пойдите смерьте ей! -

все это - хотите? -

сейчас отдам

за одно только слово

ласковое,

человечье."

И сам он понимает, что такое сыскать очень сложно:

" ... Пойди, попробуй, -

найдешь его!"

Маяковский очень своеобразный как человек, так и поэт. Он отдал поэзии всего себя. Изорвал свое сердце, чтобы его лучше поняли, чтобы больше задумывались над тем, о чем он говорит.

Лидерство - совокупность решений и поступков человека, которые приводят его к результатам, недоступным для других людей. Лидерская стратегия - стратегия борьбы за ресурсы, при которой всё достаётся лидеру. Неотъемлемыми чертами лидерства являются риск, предельные нагрузки и личная ответственность.

Нет правильной модели лидерства. Из всего многообразия моделей руководитель выбирает ту, которая больше ему нравится и подходит. При этом лидерство для вас должно быть не только возможным, но и привлекательным.

Харизма - инструмент власти и лидерства, поэтому просто харизма без доступа к управлению бессмысленна. Мы привыкли говорить «харизма» и иметь ввиду мировых лидеров и вождей, но это всего лишь вопрос масштаба харизмы.

Мистика

С точки зрения мистики, харизма - божественный дар, который делает судьбу человека необычной. Харизматик чувствует свою миссию и сам уверен в своём предназначении. Его миссия - приносить людям непоправимую пользу. Миссия отличается от цели тем, что цель предполагает достижение чего-то для себя, а миссия - для других. Поэтому харизматические лидеры отличаются пренебрежительным отношением к своим потребностям и показным аскетизмом.

Психология

Харизма - набор личностных качества человека. Харизматичные лидеры уверены в себе, целеустремлённы, у них отличная сила духа и развита интуиция. Наличие чёткой миссии объясняет их высокую работоспособность, а мотивация на достижение цели - высокую обучаемость. Харизматики безпринципны, то есть действуют в соответствии с ситуацией, а не исходя из норм морали и этики. Принципиальный человек может стать рабом своих принципов, если не может объяснить, почему нужно их придерживаться, отвечая только «нужно и всё».

Имидж

Харизма - плод воображения окружающих. Харизматик может не обладать сверхспособностями, но люди приписывают их ему. Он привлекателен и очарователен для окружающих. Он - бренд. Часто харизматики отличаются уникальными признаками внешности («стигматами»): родимое пятно, борода или причёска особой формы, шрам; трубка Сталина, беретка Че Гевары. О харизматических лидерах чаще известны мифы, а не факты. Они управляют своими мифами: в их биографиях часть событий намеренно усилена, часть забыта и обязательно добавлено мистическое объяснение.

Власть

Харизма - использование определённых коммуникативных моделей, которые позволяют управлять другими. Харизматик часто выступает в роли педагога: даже будучи нашим ровесником, он учит нас как нужно делать. Он умеет менять модели поведения в зависимости от ситуации, поэтому им сложно манипулировать.

Какое определение верное? Все верны. Харизма сочетает в себе личностные качества человека и свойства его имиджа; это определённый способ осуществления коммуникации, при этом в харизме есть что-то мистическое и необъяснимое.

«Харизма - качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец». Макс Вебер

Харизматики часто подсознательно вводят военное положение в компаниях, любят ввергать людей в кризисные ситуации: сводят процессы к простейшим алгоритмам, пишут правила и проводят по ним тренировки, строят пирамидальную структуру управления. Это один из недостатков харизматиков - они заточены под кризисные ситуации, поэтому в спокойные времена не умеют менять социальную роль.

Героический и божественный стиль руководства

В мифологии Древней Греции существовала строгая иерархия: Боги, Герои, Люди.

Боги бессмертны, герои и люди - нет, но могут стать богами, если сделают то, что будет жить несколько поколений. Люди могут стать героями, если совершат поступок, который скажется на многих других людях. Однако сам героический поступок и его последствия живут недолго. Например, победитель Олимпийских игр становился героем, а не богом, потому что через 4 года его рекорд будет побит.

Харизматический лидер - бог, а не герой. Потому что героизм - форма подчинения, при которой человек не только действует в интересах социума, но, если нужно, отдаёт за него свою жизнь. Герой - понятие относительное: для нас он герой, а для страны-соперника - враг и ничтожество.

Харизматик способен вызывать в других людях желание жертвовать собой, принимать на себя основную нагрузку, при этом осознанно оставляя лидера в зоне безопасности. Он способен вести за собой, в том числе в зону дискомфорта, самому оставаясь в зоне комфорта. Крайняя степень дискомфорта - смерть. Это принципиальное отличие харизматика от героя, который сам идёт на смерть, и от популярной личности, за которой вряд ли пойдут в зону дискомфорта.

Понять разницу в героическом и божественном стилях руководства можно на примере пастуха и отары овец. Две одинаковых отары, у одной пастух идёт впереди, у другой - сзади. Где собирают больше шерсти? У второй. Почему?

Руководитель-герой

Это пастух, идущий впереди отары. 1) Он ведёт за собой и является примером. Что в этом плохого? Когда ты пример, то не даёшь вырасти рядом с собой сильным спецам. 2) Он задаёт темп и ритм, не ориентируясь на коллектив. У разных людей разная мотивация, а он пытается их уравнять. В итоге люди выгорают. 3) Он трудоголик, часто жертвует собой, у него хроническая усталость - это неэффективно. Вместо того, чтобы думать, он пашет.

Руководитель-бог

Это пастух, идущий позади отары. 1) Он может контролировать всех и одновременно подстраивается под темп коллектива. 2) Он много делегирует и даёт вырасти сильным руководителям. 3) Он может позволить себе роскошь быть не слишком компетентным ни в чем, кроме управления. Всё остальное охватят люди.

Стратегия лидера

Есть качества и свойства личности, которые позволяют достигать лидерских позиций (условно назовём их «хорошие») и от которых лидеру нужно избавляться (условно «плохие»).

Меценатство и созидание : потребность отдавать больше, чем получать. Вознаграждением является сам факт реализации потребности. Эта потребность идёт от осознания своей миссии. Целью в этом случае может быть, например, «дать хорошее образование детям». Противоположность - страсть к халяве, то есть потребительское отношение ко всему, желание взять больше, чем отдать. У любителей халявы цели выражены материально, но рационально необъяснимы: «Хочу для счастья дом и „бэху тройку“. А зачем? Чтобы было».

Достижение : стремление решать проблемы как можно раньше, в идеале - упреждая их появление. В этом случае за единицу времени лидер успевает решить больше задач. Противоположность - избегание проблем: начинать что-то делать, только когда сзади есть угроза: например, лечить зуб, только когда чувствуешь невыносимую боль.

Целесообразность : делать то, что соответствует моим целям и миссии. Всё, что не соответствует цели, - нецелесообразно. Это не значит, что нет морали. Харизматик точно знает, что его картина мира адекватная и образ жизни правильный. Значит другие люди должны действовать сообразно его картине мира. Это не оправдывает деспотизм, потому что деспотия - неумеренное использование власти и чрезмерное использование насилия, а это нецелесообразно. Противоположность целесообразности - жёсткое следование морали, которая является системой запретов для ограничения поведение человека. Чьё поведение нужно ограничивать? Человека, который не отвечает за себя, которому говорят «Свобода», а он начинает бросать булыжники в витрины магазинов.

ПСХП : плохо сейчас, хорошо потом. Лидер ориентирован на завтрашний день. Ему всегда плохо, всегда чего-то недостаёт для полного счастья. Жизнь для него - движение, процесс достижения целей. Противоположность - ХСПП: хорошо сейчас, плохо потом, стратегия «жить одним днём». Как приучать себя к ориентации на завтрашний день? Начинайте с мелочей: паркуйтесь вечером так, чтобы было удобно выехать утром; не бросайте одежду абы как после работы, а приберите её.

Стратегия достижения : инстинкт власти и распространения своего влияния на других. Противоположность - зависимость. Зависимые люди специально идут туда, где выбор делают за них: начальник-деспот, алкоголизм, наркомания, подкаблучники, тоталитарные секты, строгие диеты. В результате, получая негативные результаты, они обвиняют обстоятельства или начальника.

Личная ответственность и проактивность : брать на себя ответственность за свою жизнь и всё, что в ней происходит. Ответственность наступает до совершения поступка, а не после. Лидер сам создаёт условия для изменений. Противоположность - реактивное мышление, когда поведение зависит от обстоятельств. Такие люди ничего не делают, пока не получат пинок.

Борьба - не смысл жизни лидера, это специфика героя. Борьба - это постоянно сопутствующее лидеру состояние, потому что ему приходиться преодолевать сопротивление среды: болезнь, конкурентов, традиции. При этом харизматик не проигрывает, потому что это ослабляет харизму. Выигрывать у заведомо слабых - тоже плохо. Соперник должен быть равным. Если харизматику не с кем бороться - он выбираете спорт, потому что это символическая война. Но при этом харизматический лидер должен быть не капитаном команды - это роль героя, - а тренером. Тренер в безопасности переживает, вдохновляет и ругает. Потому что если лидер даст неверный пас, не забьёт важный гол - авторитет его начнёт падать.

Теория ближнего круга

Если расположить лидера в центре воображаемого круга, вокруг него будут находиться 3-5 самых близких людей (коллег). Каждый из них формирует свой ближний круг и так далее. Получается пирамидальная структура.

Эта структура больше подходит не бизнесу, церкви (Христос - апостолы -... священник в сельской церкви), армии (командир полка - ротные - взводные...), MLM, криминалу. Для этих структур борьба - норма жизни, поэтому пирамидальная структура для них эффективна, так как обеспечивает высокую скорость передачи информации.

На людей ближнего круга вы можете опереться в стрессовых ситуациях. Их нужно приближать и растить. Это люди, которые вам сопротивляются, но не противодействуют. На любое давление есть 3 варианта реакции: лояльность, сопротивление, противодействие. Что значит сопротивляться? Я давлю - он сопротивляется, я не давлю - и он не давит. Сопротивляющиеся люди вас не опрокидывают и под вами не прогибаются.

Вы можете управлять только своим ближним кругом, но не должны лезть в другие круги - это зоны ответственности других людей, не отнимайте у них власть.

«Слуга царю, отец солдатам»

Шефу нельзя показывать харизму. Харизма как ракета: летит в противоположную сторону от сопла. Хочешь лететь вверх - показывай харизму вниз, подчинённым. Хочешь лететь вниз - демонстрируй харизму руководителю.

Нужно учиться служить с радостью. Вы не номер 1 в системе, не надо иллюзий. Над вами есть кто-то, значит почему-то он эту позицию занимает.

С руководителем надо разговаривать на языке решений, с подчинёнными - на языке проблем.

Язык решений

Вы не грузите проблемами руководителя, не сообщаете о них до момента их решения. Вы не демонстрируйте своего превосходства, а указываете на ошибки мягко.

Язык проблем

Вы грузите проблемой, даёте широкий приказ, без алгоритмов и уточнений. Потому что уточняя, вы решаете за человека половину проблемы. Неправильно: «нужно выкопать яму в 5 метров, чтобы в неё положить трубу, которая потом будет изолирована». Правильно: «выкопать траншею под трубу». Пусть сам думает, расспрашивает, узнаёт. Вы делегируете, оставляя за собой возможность контроля.

Что значит быть отцом?

Психологи говорят, что харизма характеризуется переносом авторитета отца на её носителя. Харизматический лидер может вас наказать, потому что вы ему доверяете.

Функции отца: наказывать, воспитывать, судить, направлять, обучать.

Есть функции, которые мы часто считаем функциями отцов, на самом деле - это функции мамы: заботиться, защищать, поощрять, понимать, руководить.

Первое лицо в компании - психотерапевт, наставник и палач. Он учит, а тех кто не учится - лечит, а тех кто не лечится - мочит.

Радислав Гандапас

Харизма лидера

© Р. Гандапас, 2013

© Издание. Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)


Вступление

На протяжении всей истории человечества считалось, что мир делится на тех, кто правит, и на тех, кем правят, и что, находясь в одной категории, нельзя перейти в другую. Такова, дескать, судьба. Одни достойны власти, другие – нет, и это навсегда.

Потом пришли революционеры, заявившие, что все это – выдумки старой элиты и даже кухарка может управлять государством. И сегодня почти в любой книге о менеджменте вы прочтете, что стать лидером под силу любому. Что лидерство – это навык, который может выработать любой. И нам приятно думать, что все в наших руках, что перед нами открыты бесконечные возможности и стать новым Лениным, Черчиллем или Джобсом можем и мы, если только захотим.

А что, если я скажу вам, что ошибаются и те, и другие? Что лидерства, о котором так долго говорили и большевики, и авторы деловых бестселлеров, не существует вовсе? Что лидерство – это иллюзия? Что, если я скажу, что лидерство и власть – лишь внешний эффект более изощренных и скрытых сил, которые управляют нашей психологией и нашими поступками?

В этой книге мы поговорим о мифологии лидерства – о том, как эти мифы рождаются, закрепляются в нашем сознании и подчиняют нас себе. Мы увидим, из чего складывается власть и почему она может оказаться как сильной и устойчивой, так и зыбкой и недолговечной. И посмотрим на многих известных лидеров с неизвестной стороны – с той стороны, которую они сами тщательно скрывают или о которой, наоборот, не задумываются.

Одно из центральных понятий, с которым нам предстоит разобраться, – это харизма лидера. Харизма – слово старое, но понятие, которым оно обозначается, не устарело. И сегодня интерес к этой теме невероятно высок. На мои семинары и тренинги, посвященные харизме лидера в бизнесе, приходят сотни человек – и не только в столицах, но и во многих других городах России, Казахстана, Украины и других стран. Бывает, что в начале тренинга я спрашиваю, кто из участников считает себя харизматичным, – и почти все сидящие в зале поднимают руку. А после этого я задаю другой вопрос: «Кто знает, что такое харизма?» Не поднимается, как правило, ни одной руки. И участники такого тренинга готовы потратить время, деньги и силы, чтобы разобраться с этим понятием. Представляете, какой харизмой обладает само слово «харизма»!

Набрав в поисковой системе слово «харизма», мы получим массу определений: «Умение создать вокруг себя ореол». «Милость, божественный дар». «Умение убеждать и вести за собой». «Особый дар, исключительные природные способности человека привлекать к себе людей, оказывать на них сильное влияние, выделяющее его среди других». «Власть, основанная на влиянии личности, исключительных качествах лидера, силе его дара, влечении к нему подчиненных». «Особая благая сила, ниспосланная человеку свыше».

И все же эти многочисленные определения лишь затуманивают суть дела. Мы знаем, что среди нас есть люди, лидеры, которые отличаются от нас. Они обладают странным, порой труднообъяснимым влиянием. Они могут больше нас. Но откуда они появляются? Как выдвигаются на свои позиции? Что дает им такую силу? Разберемся.

Одним из рабочих названий этой книги было «Харизма. Трудно ли быть богом». Отчасти это была аллюзия, намек на роман братьев Стругацких «Трудно быть богом». Как вы помните, в той книге земляне, высадившиеся в городе Арканар на неизвестной планете, встретили там человеческую цивилизацию, находящуюся на более низком этапе развития. Мне хотелось использовать эту метафору, чтобы показать, как харизматические лидеры получают власть над людьми, как бы находясь на более высоком этапе лидерского развития. Как правило, они сильнее, эффективнее и успешнее большинства своих современников, находившихся в похожей стартовой ситуации. Они кажутся людьми другого рода – а иногда и не совсем людьми. И удел харизматического лидера, как и у бога, – быть со всеми и быть одному. Мы разберемся в том, каким образом люди оказываются способны претендовать на близкий к божественному статус. Изучив вместе с автором составляющие харизмы и харизматического лидерства, вы сможете, перефразируя Вольтера, сказать: «Если бы харизмы не было, ее следовало бы выдумать». Рабочее название книги пришлось отбросить. Ведь в романе Стругацких инопланетянин не может стать землянином. А вот в жизни довольно часто можно встретить истории стремительного взлета человека и раскрытия в нем лидерского потенциала. Впрочем, справедливости ради заметим, что не редкость и истории стремительных падений.

Радислав Гандапас

Харизма лидера

© Р. Гандапас, 2013

© Издание. Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Вступление

На протяжении всей истории человечества считалось, что мир делится на тех, кто правит, и на тех, кем правят, и что, находясь в одной категории, нельзя перейти в другую. Такова, дескать, судьба. Одни достойны власти, другие – нет, и это навсегда.

Потом пришли революционеры, заявившие, что все это – выдумки старой элиты и даже кухарка может управлять государством. И сегодня почти в любой книге о менеджменте вы прочтете, что стать лидером под силу любому. Что лидерство – это навык, который может выработать любой. И нам приятно думать, что все в наших руках, что перед нами открыты бесконечные возможности и стать новым Лениным, Черчиллем или Джобсом можем и мы, если только захотим.

А что, если я скажу вам, что ошибаются и те, и другие? Что лидерства, о котором так долго говорили и большевики, и авторы деловых бестселлеров, не существует вовсе? Что лидерство – это иллюзия? Что, если я скажу, что лидерство и власть – лишь внешний эффект более изощренных и скрытых сил, которые управляют нашей психологией и нашими поступками?

В этой книге мы поговорим о мифологии лидерства – о том, как эти мифы рождаются, закрепляются в нашем сознании и подчиняют нас себе. Мы увидим, из чего складывается власть и почему она может оказаться как сильной и устойчивой, так и зыбкой и недолговечной. И посмотрим на многих известных лидеров с неизвестной стороны – с той стороны, которую они сами тщательно скрывают или о которой, наоборот, не задумываются.

Одно из центральных понятий, с которым нам предстоит разобраться, – это харизма лидера. Харизма – слово старое, но понятие, которым оно обозначается, не устарело. И сегодня интерес к этой теме невероятно высок. На мои семинары и тренинги, посвященные харизме лидера в бизнесе, приходят сотни человек – и не только в столицах, но и во многих других городах России, Казахстана, Украины и других стран. Бывает, что в начале тренинга я спрашиваю, кто из участников считает себя харизматичным, – и почти все сидящие в зале поднимают руку. А после этого я задаю другой вопрос: «Кто знает, что такое харизма?» Не поднимается, как правило, ни одной руки. И участники такого тренинга готовы потратить время, деньги и силы, чтобы разобраться с этим понятием. Представляете, какой харизмой обладает само слово «харизма»!

Набрав в поисковой системе слово «харизма», мы получим массу определений: «Умение создать вокруг себя ореол». «Милость, божественный дар». «Умение убеждать и вести за собой». «Особый дар, исключительные природные способности человека привлекать к себе людей, оказывать на них сильное влияние, выделяющее его среди других». «Власть, основанная на влиянии личности, исключительных качествах лидера, силе его дара, влечении к нему подчиненных». «Особая благая сила, ниспосланная человеку свыше».

И все же эти многочисленные определения лишь затуманивают суть дела. Мы знаем, что среди нас есть люди, лидеры, которые отличаются от нас. Они обладают странным, порой труднообъяснимым влиянием. Они могут больше нас. Но откуда они появляются? Как выдвигаются на свои позиции? Что дает им такую силу? Разберемся.

Одним из рабочих названий этой книги было «Харизма. Трудно ли быть богом». Отчасти это была аллюзия, намек на роман братьев Стругацких «Трудно быть богом». Как вы помните, в той книге земляне, высадившиеся в городе Арканар на неизвестной планете, встретили там человеческую цивилизацию, находящуюся на более низком этапе развития. Мне хотелось использовать эту метафору, чтобы показать, как харизматические лидеры получают власть над людьми, как бы находясь на более высоком этапе лидерского развития. Как правило, они сильнее, эффективнее и успешнее большинства своих современников, находившихся в похожей стартовой ситуации. Они кажутся людьми другого рода – а иногда и не совсем людьми. И удел харизматического лидера, как и у бога, – быть со всеми и быть одному. Мы разберемся в том, каким образом люди оказываются способны претендовать на близкий к божественному статус. Изучив вместе с автором составляющие харизмы и харизматического лидерства, вы сможете, перефразируя Вольтера, сказать: «Если бы харизмы не было, ее следовало бы выдумать». Рабочее название книги пришлось отбросить. Ведь в романе Стругацких инопланетянин не может стать землянином. А вот в жизни довольно часто можно встретить истории стремительного взлета человека и раскрытия в нем лидерского потенциала. Впрочем, справедливости ради заметим, что не редкость и истории стремительных падений.

Почему же харизмой так интересуются именно в России и нашем ближнем зарубежье и почему этот интерес расцветает именно сейчас? В странах бывшего Советского Союза харизматические лидеры, несомненно, обладают большим влиянием. Здесь руководители могут добиваться с помощью своей харизмы гораздо более впечатляющих результатов, чем, к примеру, в развитых странах Запада. Там тщательно отлажены корпоративные процессы, там воспевают управление по науке, там бизнес опирается на финансовые рынки, которые интересует не столько личность лидера, сколько стабильность роста.

Наконец, на Западе интеллектуальная мода диктует: «Все люди равны». «Особость» лидера не подавляется, но отношение к ней неоднозначное. А нарочитая демонстрация власти и вовсе не приветствуется. Это касается даже символов статуса: после кризиса 2008 года в американском Конгрессе публично отчитывали глав крупнейших автомобильных концернов за то, что те посмели лететь в Вашингтон частными самолетами. В такой критике, конечно, есть некоторая доля лицемерия: всеобщее равенство декларируется при фактическом неравенстве и очень серьезном – почти как в России – социальном расслоении. В России и других постсоветских странах пока совсем другое отношение к руководителям, а значит, харизматическое влияние у нас дает больше шансов, чем бюрократические процедуры и научные методы.

Хотя в чистом, дистиллированном виде харизма ни в бизнесе, ни в политике не встречается, элементы харизматического имиджа и харизматического управления в той или иной мере не могут не использовать практически все, кому доводится управлять и влиять на людей. Харизма – это инструмент власти. Правда, зачастую мы не осознаём, насколько он силен, а порой и опасен. Понять его мощь читатель сможет, изучая концепции и истории, рассказанные в этой книге.

Автор книги, однако, не ставит целью обучить читателя навыкам харизматического влияния. Перед вами – не руководство по харизме, не инструкция, по которой можно в семь шагов превратиться в эталонного лидера. В этой книге представлены исследование и генеалогия харизматического лидерства, основанные на системе собственных разработок, умозаключений и, возможно, заблуждений – автора. Я рассказываю, как обычные на первый взгляд люди превращаются в лидеров, как лидеры строят свою собственную историю и подчас пишут историю компаний, стран и народов. Книга познакомит вас с картиной мира, в которой живут лидеры, расширит ваше собственное представление о мире, даст возможность оглянуться на истории харизматических фигур прошлого и настоящего – и соотнести себя с ними.

А чего в книге не будет, так это: настойчивых предложений что-нибудь купить у автора; рассуждений о том, какое невероятное, таинственное и необъяснимое явление представляет собой эта пресловутая харизма; рекомендаций по стяжанию космической энергии и обретению контакта со святым духом; политических, религиозных и моральных суждений о том, что правильно и неправильно, а также неуместного пафоса в описании явлений объективной реальности.