Как выбрать, или сформировать наиболее удачную бизнес - идею, которая непременно принесет успех. Генерация идей ведет к параллельной разработке

Каждый из нас мечтает создавать тонны идей во всех сферах своей жизни: отношениях, бизнесе, написании книги и создании новых продуктов. Несмотря на то, что создание идей может показаться мистическим или случайным процессом, существуют практические рекомендации и уроки, которые мы можем применять всегда, для того, чтобы повысить свои шансы получить хорошие идеи.

Что же влияет на количество и качество новых идей?

Ассоциации, ассоциации и еще раз ассоциации

Каждый человек хочет иметь десятки идей в день, но много ли людей задумывались о том, что же такое идея? Подумайте хотя бы пару секунд об этом, ответьте сами себе.

На самом деле, все намного проще, чем кажется. Идеи - это , связи. Любая идея, неважно какого уровня, это связь между предыдущими идеями. И эти ассоциации возникают в нашем мозгу постоянно, независимо от того, хотим мы чтобы они возникали или нет. В связи с этим можно сделать очень простой вывод: невозможно создать идею из ничего. Идея создается путем связи нескольких уже существующих и любой мозг проводит свои уникальные ассоциации между этими понятиями.

Еще одной важной характеристикой ассоциаций является то, что появление идеи невозможно предсказать. Очень часто идея появляется, когда человеческий мозг создает ассоциацию между двумя несвязанными между собой концепциями и в неожиданной манере. Так работает , так работает создание идеи любого уровня.

Креативность и продуктивность

Из-за непредсказуемости появления невозможно и целенаправленно искать определенную идею, ведь по сути вы не знаете, чего ищете. Однако вы можете повысить свои шансы появления новой идеи, если будете увеличивать количество связей и ассоциаций в своей голове. Приятная новость состоит в том, что любая гениальная идея - это набор крайне простых идей. Если вы восторгаетесь каким-то известным изобретателем, то наверняка можете взять любую его идею и хотя бы понять, как она могла прийти ему в голову. Вы обнаружите, что сложнейшая идея создается по кирпичикам из простых, даже примитивных, идей. Истинное волшебство состоит именно в том, чтобы взять пару простейших идей, провести между ними связь и найти идею более высокого порядка. Затем взять десяток таких идей и создать из нее нечто потрясающее.

Лауреат Нобелевской премии Линус Паулинг сформулировал очень простую мысль: «Лучший способ найти хорошую идею - иметь много идей» . Поэтому быть плодовитым в этой сфере и есть способ создавать отличные идеи. В вопросах творчества количество в итоге выливается в качество. Вы не можете создать гениальную идею, если не создавали до этого простых.

Поэтому мы должны развенчать известный миф о том, что гениям приходят только лучшие идеи, да еще и сразу. Дело в том, что нам известны только лучшие изобретения и концепции. И они бы не были столь гениальны, если бы их создатели не генерировали тонны идей. Например:

  • Эйнштейн известен своей теорией относительности, однако помимо этого опубликовал 248 других работ
  • Бах писал одну кантату в неделю даже будучи уставшим или больным
  • Моцарт создал более шестисот произведений
  • Эдисон получил 1093 патента. Кстати, список всех патентов вы можете увидеть в Википедии в статье под названием «List of Edison patents»

Еще одним интересным моментом является то, что если изучить биографии известных гениев, можно увидеть, что их величайшие изобретения шли рядом с величайшими провалами. И иногда за провалом сразу же возникал величайший успех (как и наоборот). Поэтому все, о чем вы должны думать - создавать массу идей, любых, где угодно и когда угодно.

Вот шесть советов для создания образа мышления идейного изобилия:

Ожидание появления идей

В первую очередь избавьтесь от мысли, что вы не творческий человек. Выбросьте из головы предвзятое мнение, что идеи это удел избранных. Иногда уже этого достаточно.

Приветствуйте глупые идеи

Причина и творческого кризиса в том, что вы ожидаете сразу гениальных идей. Так не бывает. Всегда боритесь за количество, формируйте ассоциации. Многие люди даже не дают своим идеям развиваться, потому что боятся ярлыка «глупая идея». Глупая идея может стать основой для идеи более высокого уровня, что подтверждает интерес современного мира даже к Шнобелевской премии.

Будьте готовы к любому опыту

Ваш разум хватает любой опыт, которому вы подвергаетесь. по разным местам, знакомьтесь с другими людьми, попадайте в разные ситуации и это станет вашим двигателем для новых ассоциаций. Читайте новые журналы и книги, которые раньше не читали. Связи формируются именно так, им нужно давать новую пищу.

Схватите свою идею немедленно

Это должно стать вашей привычкой. Используйте любые доступные для вас средства и инструменты: веб-сервисы, дневники, приложения, диктофон. Как только появилась какая-либо идея, сразу же запишите ее. Существует мнение, что так вы говорите своему мозгу, что цените его усилия.

Будьте благодарны за идеи

Если вы получили новую идею, благодарите себя и свой мозг за это. Привычка поощрять свой мозг за создание новой ассоциативной связи очень помогает относиться к ним как к новому опыту, а не обыденному процессу в вашей жизни.

Осознайте, что идеи приходят всплесками

Абсолютно нормально, если вы на протяжении недели генерируете совершенно никудышные идеи. Крайне важно пережить этот момент философски и не посыпать голову пеплом. Спокойно дождитесь момента, когда вас «прорвет» и вы едва будете успевать их записывать. Очень важно знать, что идеи приходят пачками при попытке уснуть и во сне. В этом случае мозг начинает формировать ассоциации на подсознательном уровне, когда отключено.

А какие советы о генерации идей можете дать вы? Оставляйте свои версии в комментариях.

Представьте, что вашему другу Петру выпала небольшая удача. Предприятие, на котором он работает, было переоборудовано новыми автоматизированными станками, и ему досталось старое оборудование практически даром. Кроме того, у него позади дома есть большой сарай. Он квалифицированный оператор-станочник. Он мог бы: начать изготовлять для продажи какие-то изделия. Но какие? Вы оба обсуждаете это, но ничего реалистичного не приходит вам в голову.

Позднее, в выходные, вы работаете в саду. Вы и не думаете о мини-заводе Петра. Вы слишком заняты, борясь изо всех сил с вьющимися розами и прогнившими деревянными столбами и решетками, которые служат им опорой. "Должен быть лучший способ для опоры и направления роста вьющихся растений", – думаете вы. И неожиданно попадаете в точку.

Металлические решетки для вьющихся растений! Станки Петра были бы идеальны для разрезания, сгибания и придания формы материалу, который вам потребуется.

На следующий день вы встречаетесь с Петром. Он считает, что это потрясающая идея. Вы оба становитесь чрезвычайно возбужденными. Вы могли бы оставить работу и начать свое собственное дело. Идеи рождаются одна за другой. Стандартные решетки, настенные решетки, ограждающие решетки, бордюрные решетки. Фигурные решетки в форме птиц и животных. Решетки в форме каждой буквы алфавита. Сверхпрочные и легкие решетки. А рынок сбыта! Садоводы-любители, садоводы-предприниматели, муниципальные парки, промышленное благоустройство. Контракты на заказ для бизнес-парков. Консультирование. Подразделение по установке и обслуживанию для корпоративных клиентов. Экспорт в Европу и Америку. Возможности безграничны!

Вот в этом и заключается сущность проблемы . Возможности действительно безграничны, но если вы займетесь ими всеми сразу, то обнаружите, что вам необходим склад, полный разнообразных товаров, отдел корпоративных продаж, поддержка розничной торговли, функционирование прямой почты и около дюжины различных средств рекламы. Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что вы очень быстро останетесь без копейки денег.

Если бы у вас было состояние, которое можно потратить, вы могли бы арендовать ряд офисов, набрать большой штат сотрудников, нанять дорогостоящих консультантов по маркетингу, договориться о сотрудничестве с ведущим рекламным агентством, арендовать несколько предприятий и испробовать целый ряд подходов. Но у вас нет состояния. Есть только вы, Петр и несколько тысяч фунтов стерлингов сбережений, которыми вы готовы рискнуть.

Итак, как вы начнете обдумывать ваши действия относительно плана маркетинга? Ответ – вы уже начали. Тот важный разговор, который состоялся у вас с Петром, – совещание относительно товара, проведенное методом "мозгового штурма", был первым этапом. Возможно, тогда вы записали идеи. Если нет, запишите их сейчас. Затем опять встретьтесь с Петром, а возможно, еще с одним или несколькими друзьями (особенно если они разбираются в садоводстве, розничных продажах или в металлическом производстве) и продумайте все возможные идеи относительно товара.

Правил для проведения успешного "мозгового штурма" немного, но их нужно строго выполнять.
1. Каждая идея должна быть записана.
2. Не допускаются ни комментарии, ни критика.
3. Не нужно строго следовать повестке дня. Тому, кто проводит совещание, следует вмешиваться лишь в случае отклонения от темы.
Обычно максимальное время проведения "мозгового штурма" полтора часа, а продолжительность около одного часа является оптимальной. К концу подобного совещания у вас должна оказаться масса предложений, некоторые из которых довольно неразумны и ни одно из которых не является предпочтительным.

Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие:

направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;

ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

Проект

Управление проектами

Классификация проектов:

    основные принципы и предпосылки управления проектами

При формировании бизнеса или расширения существующего любой производитель должен ответить на вопрос: конкурентоспособна ли планируемая к выпуску товар или услуга? На этот вопрос поможет ответить использование проектного метода. Вся деятельность фирмы может восприниматься как множество взаимосвязанных проектов в которых прежде чем вложить ресурсы в какое-то направление необходимо оценить сколько нужно их вложить и каков будет полученый результат.

В данной ситуации проектный подход позволяет ответить на все эти вопросы, т.е. с помощью него фирма может выбрать наиболее эффективное перспективное направление деятельности для вложения ресурсов.

В России основными предпосылками для применения проектного метода является следущее:

1.переход к рыночной экономике (90-е гг.)

1.1.появление новых форм собственности и как результат появление отдельных организационно-правовых форм (ИП,ООО и тд.).

Это привело к тому что основная масса государственной собственности в результате приватизации была передана отдельным фирмам, организациям, предприятиям. У каждой из таких фирм количество ресурсов было ограничено.

1.2. возникла необходимость при развитии фирм использовать не только собственные, но и заемные средства. Для их привлечения необходимо писать проекты.

1.3. проектный метод стал использоваться как основа для все экономической политики страны.

2. массовая подготовка кадров в области проектной деятельности в высших и средних учебных заведениях.

3.формирование жесткой конкуренции практически на всех рынках товаров и услуг.

    причины появления и развития методов управления проектами

Методы управления проектами позволяют:

определить цели проекта и провести его обоснование; выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);

определить необходимые объемы и источники финансирования;

подобрать исполнителей - в частности, через процедуры торгов и конкурсов, - подготовить и заключить контракты;

определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

Обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.

Методы управления проектами включают такие, как: сетевое планирование и управление (гл. 13), календарное планирование (гл. 13), логистику (гл. 19), стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитационное моделирование на ЭВМ (гл. 22) и др.

Сетевое планирование и управление - это совокупность расчётных методов, организационных и контрольных мероприятий по планированию и управлению комплексом работ с помощью сетевого графика (сетевой модели).

Календарное планирование – это процесс составления календарного плана работ в проекте. Включает: определение перечня работ проекта; их логические взаимосвязи; исполнителей и продолжительности работ; ресурсные, временные и внешние ограничения; и на их основе - сроки выполнения работ проекта.

Ресурсное планирование - основная составляющая управления проектами. Ресурсное планирование это не только разработка и анализ ресурсов и работ, которые направлены на достижение целей проекта, это еще и разработка системы распределения ресурсов, контроль над ходом работ (сравнение фактических и плановых параметров работ, выбор корректирующих действий), выбор исполнителей.

Стандартное планирование производства - это основной момент

организационного проектирования, в котором информация о динамике спроса на

продукцию "стыкует" производственные графики решения о снабженческом

обслуживании производства.

Имитационное моделирование - это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе.

    основные понятия управления проектами и их классификация

Проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения.

Управление проектами - методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Методы управления проектами позволяют: определить цели проекта и пронести его обоснование; выявить структуру проекта; определить необходимые объемы и источники финансиро­вания; подобрать исполнителей через процедуры торгов и конкурсов; подготовить и заключить контракты; определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы; рассчитать смету и бюджет проекта; планировать и учитывать риски; обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.

Функции управления проектом включают: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.

Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.

Классификация проектов:

По времени: краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 3 лет), долгосрочные(от 3 до 7).

По масштабу: малые, средние, крупные, программы (совокупность нескольких взаимосвязанных крупных капиталоемких сложных в реализации проектов).

По цели: коммерческие, некоммерческие (основными целями являются социальная составная жизни, экология и др., но не получение прибыли. Чаще всего такие проекты являются затратными и реализуются либо государством либо крупными фирмами.)

Проект во внешней среде сталкивается с различными субъектами, которые его окружают (инвесторы, поставщики, заказчики проекта, потребители, разрешительные организации).

Внутри проекта представлены два основных субъекта:

Руководитель или менеджер, который полностью ведет всю проектную деятельность и отвечает за результаты проекта.

Команда проекта – это менеджеры и специалисты, которые реализуют всю деятельность в рамках проекта. Подчиняются руководителю.

    цели и стратегии проекта

Различают генеральную цель (говорят также - миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия - это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях.

Стратегия проекта - центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на 3 последовательных процедуры:

Стратегический анализ;

Разработка и выбор стратегии;

Реализация стратегии.

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т. н. SWOT-анализ).

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

Корпоративная стратегия (общее направление развития, т. е. стратегия роста, сохранения или сокращения);

Деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т. е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации, При разработке деловой стратегии используют 3 основных подхода:

1. стратегию лидерства в издержках;

2. стратегию дифференциации (уникальности по какому-либо направлению);

3. стратегию концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);

Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

    основные параметры проекта

Проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты.

Управляемые параметры проекта:

Объемы и виды работ по проекту;

Стоимость, издержки, расходы по проекту;

Временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ;

Ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали, а также ограничения по ресурсам;

Качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и пр.

Проект и процесс его реализации, осуществления - сложная система, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управление проектом - управляющая.

    жизненный цикл проекта

Жизненный цикл проекта промежуток времени от момента формирования идеи проекта, включая планирование и реализацию проекта, до момента его завершения.

Любой проект проходит через определенные фазы в своем развитии. Фазы жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: разработка концепции проекта, планирование (разработка), реализация и завершение. Уровень усилий, прилагаемых для успешного осуществления проекта, возрастает до стадии реализации проекта, а затем постепенно уменьшается.

1 этап - формирование идеи проекта

Выбор и предварительная оценка идеи проекта, формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование), укрупнено планируется ожидаемый результат от проекта;

2 этап - планирование проекта

Крупномасштабные исследования внешней среды (оценивается спрос и предложение на рынке, законодательная база и прочее).на базе проведенных исследований формируются различные планы: бюджеты проекта, бизнес-план и т.д.

3 этап - реализация проекта

Выполняется вся основная масса работ по проекту, осуществляется закупка оборудования, строительство зданий и сооружений, отрабатываются технологии, набирается персонал, закупается сырье и материалы.

4 этап – завершение проекта

Осуществляются пуско-наладочные работы, приемка зданий и сооружений, объектов, оборудования, выпуск пробных партий товаров, добровольное и обязательное лицензирование, сертификация.

Подводятся итоги по проекту и проводится анализ фактических показателей проекта.

8. Формирование идеи проекта.

Основные причины появления проектов: неудовлетворенный спрос; избыточные ресурсы; инициатива предпринимателей; реакция на политическое давление; интересы кредиторов.

В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы: цель и объект инвестирования, место размещения; продукция проекта - характеристика и объем выпуска; срок окупаемости; доходность проекта; назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования; предполагаемые источники и схема финансирования.

Основные причины появления (источники идей) проектов: неудовлетворенный спрос; избыточные ресурсы; инициатива предпринимателей; реакция на политическое давление; интересы кредиторов. После формирования определенного числа альтернативных идей проекта специалист - аналитик проекта должен выполнить пред­варительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотре­ния заведомо неприемлемые. Причины, по которым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер. Например:

Недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие его реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции;

Чрезмерно высокая стоимость проекта (имеется в виду не только экономическая, но и социальная или, например, экологическая);

Отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта (или правительства);

Чрезмерный риск;

Высокая стоимость сырья. В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:

Цель и объект инвестирования, место (район) размещения-продукция проекта - характеристика и объем выпуска; срок окупаемости; доходность проекта;

Назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования;

Предполагаемые источники и схема финансирования.

Инвестиционный замысел существенно зависит от специфи­ки результата проекта. Для строительных проектов действуют основные положения рекомендаций по формированию инвестици­онного замысла (целей инвестирования), одобренные Министерст­вом строительства РФ 13.03.97 г.

9. Предварительная проработка целей и задач проекта.

Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, т. к. только при этом условии может быть проработан следующий шаг - формирование основных характеристик проекта. К числу таких можно отнести: наличие альтернативных технических решений; спрос на продукцию проекта; продолжительность проекта - в том числе его инвестици­онной фазы; оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на про­дукцию проекта; перспективы экспорта продукции проекта; сложность проекта; исходно-разрешительная документация; инвестиционный климат в районе реализации проекта; соотношение затрат и результатов проекта.

Первый шаг реализации данной методики - определение фак­торов, которые могут в значительной степени повлиять на успешность выполнения проекта

Второй шаг - факторы располагаются в порядке убывания приоритетности. Для этого определяется, какой из них в наи­большей степени повлияет на ход реализации проекта. Далее ус­танавливается наиболее существенный фактор из оставшихся и т. д.

Третий шаг - оценка весомости каждого из перечис­ленных факторов. Сумма рангов всех факторов должна быть равна единице.

Четвертый шаг - проект или варианты одного проекта не­обходимо оценить по каждому из факторов оценки.

Максимальный балл по любому из факторов для проекта ра­вен 100, минимальный - 0.

Пятый шаг - экспертная оценка влияния каждого фактора получается путем перемножения веса каждого фактора на оценку этого фактора для каждого варианта решения. Используется интегральная экспертная оценка приоритетности вариантов проекта.

Если проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его разработки, включая: детальный маркетинг; инженерно-геологические изыскания; оценку окружающей среды и местных источников сырья; политическую обстановку в регионе, республике, стране; социокультурную характеристику населения.

Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, т. к. только при этом условии может быть проработан следующий шаг - формирование основных характеристик проекта. К числу таковых можно отнести:

Наличие альтернативных технических решений;

Спрос на продукцию проекта;

Продолжительность проекта - в том числе его инвестици­онной фазы;

Оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на про­дукцию (услуги) проекта;

Перспективы экспорта продукции проекта; сложность проекта;

Исходно-разрешительная документация; инвестиционный климат в районе реализации проекта; соотношение затрат и результатов проекта.

К вопросам 8 и 9 так же относится (из лекций).

Появление проекта связано с появлением идеи или множества идей. В коммерческих фирмах чаще всего, так как одной из основных целей является получение прибыли, этот процесс строят целенаправленно. При этом применяют стандартные технологии (мозговой штурм, круговой сбор идей).

Суть этих технологий заключается в том, что идеи проекта набрасываются в течение ограниченного периода времени и на первом этапе первоначально их не обсуждают, не критикуют, а принимают все, какими бы они сумасшедшими на первый взгляд не выглядели.

На следующем этапе происходит отбор, отбрасывание заведомо нереализуемых идей.

Заведомо нереализуемыми можно назвать те идеи, проблемы в реализации которых лежат на поверхности. Например, не позволяет законодательство, невозможность осуществления капиталовложений

Чаще всего на следующем этапе (оценка жизнеспособности проекта), применяют методы экспертных оценок. Суть данного метода: собирается экспертная комиссия из специалистов различных областей (маркетологи, менеджеры, бухгалтера). И каждая из идей проектов оценивается данными экспертами с помощью выставления баллов по различным критериям (капиталоемкость проекта, длительность реализации, ожидаемая прибыль и т.д.). После этого баллы суммируются и сравниваются между собой. Выигрывают проекты набравшие наибольшее количество баллов. Такой метод оценки на данном этапе является очень удобным, т.к. имеет следующие плюсы:

Быстрота оценки,

Низкая затратность по ресурсам,

Возможность оценить большое количество идей проектов.

Основные минусы:

Низкая точность,

Субъективизм экспертов.

Составление дерева целей позволяет более точно, четко описать идею проекта, определить основные направления деятельности, укрупнено оценить необходимые для этого ресурсы, время, ожидаемые результаты и т.д. Формирование дерева целей происходит перед экспертной оценкой.

Для окончательного отбора идеи проекта необходимо получить информацию из внешней среды. Для этого проводится укрупненные маркетинговые исследования.

В рамках этих маркетинговых исследований проводится анализ уже доступной на данный момент информации с интернет-сайтов, периодических изданий, литературы по статистике и т.д.

Одним из примеров инструментов укрупненных маркетинговых исследований является STEEP и SWOT – анализы. По их результатам составляются отчеты, на базе которых происходят уточнения, изменения идей проектов, составляются декларации (ходатайства) о намерениях. На базе них еще раз сравниваются проекты. После этого чаще всего остается одна идея проекта.

В дальнейшем проводятся полноценные уточненные маркетинговые исследования поставщиков, инвесторов и т.д. с помощью таких инструментов как:

Анкетирование,

Наблюдения,

Ведение переговоров.

О результатах этих исследований так же составляется отчет, на базе которого в дальнейшем составляется технико-экономическое обоснование (ТЭО) и бизнес-план проекта.

Если вам необходимо оптимизировать лендинг или рабочий процесс, это потребует множества свежих идей. Не получится взмахнуть волшебной палочкой и вызвать к жизни гениальное решение. Равно как нельзя извлечь из черновиков шаблон и применить его вслепую. Пользователям, конечно, легче освоить стандартный интерфейс, но типовые решения не всегда применимы к уникальным особенностям UI. Разработчики не могут сидеть и ждать вдохновения: им необходимо находить удачные приемы и решать проблемы с юзабилити ежедневно.

Генерация идей — сфера, где количество переходит в качество. Это лишь первый шаг на пути разработки UX: за поиском идей следует их анализ и строгий отбор. Чем больше вариантов, тем лучше: в обширной библиотеке скорее найдется хорошее решение.

Большинство ассоциирует генерацию идей с мозговым штурмом, и технически это один из ее видов, описанный в книге Алекса Осборна (Alex Osborn) «Прикладное Воображение» (Applied Imagination). Рекомендации и постулаты Осборна — стремиться к количеству, плохих предположений не бывает, сумасшедшие мысли приветствуются, — применимы и к другим техникам генерации идей.

Основы формирования идей

Этот процесс принимает самые разные формы: генерировать идеи можно в одиночку или группой, онлайн или оффлайн, в течение нескольких минут или часов, это может быть постоянная практика или разовая встреча, формальная или неформальная. Круг проблем тоже ничем не ограничен: генерировать идеи полезно и для крупных предприятий, как разработка нового продукта, и для небольших задач вроде оптимизации определенной секции на конкретной странице.

Вот три главные характеристики сессии брейнсторминга:

1. Идеи не оцениваются. Обязательное требование к такой сессии — отложить оценки на потом, чтобы каждый участник чувствовал себя комфортно и не боялся, что его раскритикуют. Оценки душат креативность.

2. Идеи записываются, сессия документируется. Вести протокол сессии можно на листе бумаги или вспомогательными материалами: доска, маркеры, клейкая бумага для заметок, ножницы, клей, старые журналы — что угодно, позволяющее фиксировать идею, прежде чем она улетучится. Запись — способ овеществить мысль, чтобы ничего не забыть и не потерять на стадии оценки. К тому же, наличие материальных свидетельств, к которым можно обращаться, вдохновит на дополнительные идеи.

Когда генерировать идеи

Перед началом удостоверьтесь, что работаете над правильной проблемой. Важно, чтобы все участники сессии понимали потребности аудитории и подавали идеи в соответствии с ними, а не с трендами дизайна. Поэтому идеи нужно генерировать на исследовательской стадии разработки, после стадии понимания, предполагающей .

Ограниченность во времени или средствах — не повод игнорировать анализ аудитории: лучше быстрое и дешевое исследование, чем никакого. Даже перед оптимизацией какой-нибудь мелочи стоит протестировать юзабилити существующего дизайна, чтобы лучше понять проблему. Без понимания пользователей ваши идеи бесполезны: они уведут от цели, и, что еще хуже, лишат правильных критериев оценки, позволяющих выбрать лучшую идею и применить ее.

Используйте данные исследований, чтобы точно определить проблему, требующую новых идей. Разберитесь в том, какие затруднения возникают у пользователей. Например, вы можете сказать: «Согласно нашему , людям, для которых русский язык не является родным, сложно использовать голосовой интерфейс, чтобы сообщить о технических проблемах на местах». Число аспектов может быть разным, и есть свои плюсы и минусы как в большом их количестве, так и в малом: например, скромный объем информации подавляет креативность, а слишком большой — отвлекает от сути.

Так или иначе, позаботьтесь о том, чтобы участники сессии сосредоточились на улучшении пользовательского опыта, и на некоторое время вынесите за скобки ограничения, такие как техническая осуществимость или жизнеспособность для бизнеса. Помните, что на этой стадии нет плохих идей: гораздо проще доработать сумасшедшую мысль, действительно обращенную к нуждам пользователей, чем реализовать скучный, бесполезный проект.

Генерировать идеи необходимо до принятия решений и создания прототипов UX. На некоторых сессиях, например, касающихся дизайна, можно делать наброски будущего интерфейса — чтобы наметить и задокументировать больше вариантов. Но такие наброски должны остаться частью сессии, а не итоговыми прототипами, внедренными без оценки.

Генерация идей ведет к параллельной разработке

Некоторые считают, что генерировать идеи для разработки еще до ее начала — пустая трата сил, особенно если время и бюджет ограничены: зачем придумывать кучу вариантов, чтобы отвергнуть почти все из них ради одного? Не попадайте в эту ловушку. Польза давно описана и доказана: не стоит ограничиваться единственным решением и отказываться от остального пространства вариантов.

Генерация идей и разбор множества гипотез (в противоположность единственной) дает больше шансов найти оптимальное решение. Разные теории выделяют разные аспекты проблемы и разные пути к ее устранению; плюсы и минусы каждого предложения стоит оценить, после чего идеи можно скомбинировать и получить идеальное решение. Не хватайтесь за первую попавшуюся мысль или гипотезу, предложенную руководством. Помните:

  • Маловероятно, что первая идея будет удачной.
  • Вполне вероятно, что одна идея из множества будет удачной.

Оценка идей

После сессии необходимо сделать перерыв и расслабиться: отвлечься (хотя бы мысленно) от предложенных решений, чтобы позже оценить их адекватно. Независимо от того, генерировали ли вы идеи в одиночку или большой группой, выпейте кофе, перекусите, прогуляйтесь, поговорите на посторонние темы несколько минут — сделайте что-нибудь, означающее конец сессии и переход к следующей стадии. Прерываясь на отдых, вы и ваша команда избегаете поспешных решений, принятых под влиянием усталости, и поймете, какие идеи лучше и важнее.

Групповая оценка в финале сессии показывает, что вклад каждого учтен, и демонстрирует, как участие каждого повлияет на результат. Если люди не почувствуют, что их слышат и ценят, они вряд ли вернутся на такие мероприятия.

Есть разные способы обсуждать идеи с группой — или выбирать лучшие самостоятельно, если вы создавали их в одиночку. Можно пользоваться группировочными диаграммами и блоками идей, спрашивать мнения группы о каждом предложенном решении (не забывайте указывать на его плюсы!) и выносить на голосование. Обсуждение идей позволяет понять цели и преимущества каждой из них, а также узнать, какой проект больше нравится группе, когда когда придет время создавать прототип. Не обязательно выбирать только одно решение: можно сделать прототипы по трем лучшим идеям (или комбинации нескольких) и начать тесты.

Идея всегда неожиданна, а рождение идеи - это загадочное проявление интеллекта. Идея может быть обусловлена естественным или социальным образом, но только один человек может сформулировать ее. Двое и более людей могут привести к тому, что идея возникнет, окрепнет и будет признана общественным сознанием в том или ином объеме. Что такое Митап: спонтанная попытка управлять рождением идеи или сочетание неопределенности и опыта коллектива единомышленников при обсуждении проблем, решении актуальных задач, формировании новых идей.

Митап - новый термин и новый смысл

Моментальная, не предсказуемая по времени и содержанию, встреча единомышленников в реальности для обмена опытом, знаниями и умениями - митап. Что такое конкретный опыт в контексте той или иной причины встречи, какие именно знания и умения станут предметом обсуждения - не важно.

Причина встречи может обусловить неожиданные последствия. Количество и состав участников не регламентируются и не планируются. Заранее не определены цель и формат мероприятия, совершенно не требуется официального подтверждения статуса специалиста любому участнику.

Например, желание провести блокчейн митап не обязывает инициатора обладать необходимой полнотой знаний. Можно ничего не знать про распределенние транзакции. Можно ничего не читать про цепочки данных, фиксированные по времени и месту. В результате митапа - все станет ясно. Можно просто инициировать процесс и послушать о чем будет идти речь.

Что такое митап, формулируется четырьмя позициями:

  • делай что-то;
  • учись чему-то;
  • делись с кем-то;
  • меняйся сам и изменяй среду своего существования.

Волна английских слов уже оставила свой след в отечественном общественном сознании. Например, уже привычна замена «творчества» на «креатив», «лектора» на «коучера», «обучения» на «мастер-класс».

Родное понятие творчества - это не заморский креатив, но последний еще не запустил в космос ничего. В области информационных технологий креатив по-прежнему ограничивается перспективными, виртуально-заоблачными и фантастическими беседами. По сей день (с 80-х годов прошлого века) нет ничего кардинально нового в сфере IT, но непрерывно утверждается обратное. Было создано несколько сотен языков программирования, но искусственного интеллекта... так и нет до сих пор.


Лектор - это звучит просто и обыденно, а вот коучер - это инструктор, наставник и тренер плюс психологическое консультирование. Учиться у него на мастер-классе - это не уроки труда от опытного мастера в цехе сборки сельскохозяйственной техники, но благодаря последнему кормится страна и ее население. Что до престижного коучерного тренинга - сплошные финансовые траты и потери времени у «элитных» учеников.

Логика митапа: чего ждать от встречи?

В классическом понимании митап - слово meet up или слитно meetup обозначает «встретиться». Встреча обязательно характеризуется отсутствием лидера. Одинаковый приоритет имеют все участники, которые собираются в неформальной обстановке по приглашению организаторов или самостоятельно.

Имеет значение тема встречи, а не ее организатор. Неважен тот факт, что тема может трансформироваться во что угодно в процессе обсуждения. Никто ни на что изначально не рассчитывает. Что такое митап: абстракция или конкретная идея? Скорее желание стимулировать формулировку идеи.

Время и периодичность последующих встреч не регламентируется и определяется результатами события в том виде, котором оно имело место. По смыслу слова meetup встреча носит моментальный характер, длится час, другой и не ставит перед собой достижение какой-либо конкретной цели. Количество и состав участников встречи фиксируется фактической регистрацией, но не планируется.


Ожидание результата - единственная цель, которую может обозначить себе любой митап, собранный кем угодно, ради чего угодно. Что получится по факту - покажет встреча.

Мозговой штурм или поиск единомышленников

По сути, рост популярности митапа обусловлен тем, что в нем видится вариант мозгового штурма, попытки сформировать коллектив единомышленников, обсудить проблематику без ориентиров на авторитетные мнения.

На митап могут быть приглашены лекторы, представлены презентации по начальной тематике, предложенной инициатором или организатором встречи. Что будет дальше зависит от участников встречи. Все мнения равны, все могут считать себя специалистами в теме митапа, а чем разрядится столь пестрая система условий встречи - будет ясно через час-полтора после ее начала.

Русский митап выгодно отличается от своего «природного» родоначальника - meetup.


Митап ассоциируется с любой темой, но сфера информационных технологий ему импонирует больше всего. В этом контексте, особенность заморского опыта и идеи meetup в ее первозданном виде, русифицированный вариант встреч трансформирует идею применения опыта, знаний и умений участников в практическую фильтрацию идей, проектов и специалистов.

Что делать, некоторые национальные особенности трансформируют заморские идеи в практическую сторону. Поговорить - это всегда интересно, в неформальной обстановке - еще лучше, а когда цель встречи не ясна ни вначале, ни в конце беседы, то это переходит в прекрасный вариант достижения желаемого без обретения лишних обязательств.

Жизненная сила идеи

Достижение желаемого без обретения обязательств - это обычная логика творческого процесса. Имеющий деньги, власть или материальные ресурсы желает использовать свои возможности. Как правило, здесь других идей нет.

Имеющий опыт, знания и умения способен рождать уникальные и перспективные идеи. Как правило, здесь нет ни денег, ни материального обеспечения, ни еды и талончиков на общественный транспорт.

Совмещая эти две когорты единомышленников на одной общей встрече, организатор может оставаться на заднем плане, предоставляя участникам одинаковые приоритеты, но он получает неоценимый опыт и знаний по теме проведенного митапа.

Автор идеи получает шанс потерять свою идею или найти возможность реализовать ее. Успешный бизнесмен имеет шанс понять идею по-своему и попытаться реализовать ее без автора и лишних обязательств. Рынок есть рынок, а движение мысли и развитие интеллекта не может быть спокойным и равномерным.


Митап - отличная форма достижения желаемого всеми участниками встречи и совершенно необязательно изначально понимать что именно есть желаемое. Важно, что встреча состоялась, она был бурной и продуктивной. Что-то обязательно останется и, быть может, будет сформулирована прекрасная идея.