Как сфотографировать молнию на зеркалку. Как фотографировать молнии

Фотографирование молнии практически невозможно обычным способом. Это настолько быстротечное явление, что пока она сверкает, вы даже не успеваете повернуть фотокамеру в нужную сторону, а уж тем более, нажать на спуск.

Даже если вам посчастливится "поймать птичку", то дневные съемки молнии получаются не такими выразительными как хотелось бы. Молния получается тусклая из-за светлого неба.


Однако, если мы снимаем молнию ночью, можно воспользоваться способом, который не потребует от фотографа суперреакции. Нужен только фотоаппарат с ручными настройками и немного везения.

Итак, как фотографировать молнию?

1. Лучше делать это во время ночной грозы, поскольку именно ночью снимок получается наиболее контрастным и выразительным.

2. Переключаем фотокамеру в ручной режим, устанавливаем самую длинную выдержку, которая только возможна. На некоторых камерах это 15 секунд, на других 30 секунд и т.д.

3. Устанавливаем самую малую чувствительность матрицы .

4. Устанавливаем самое высокое значение диафрагмы (то есть закрываем ее по максимуму).

5. Устанавливаем камеру на штатив или другую неподвижную опору и нажимаем на спуск.

В течении 30 секунд камера снимает темень ночи, фонари и т.д. Иногда случается большая удача: именно в этот промежуток времени и именно в поле зрения камеры сверкнет молния. Если это так, вам повезло. Если нет, надо сразу же после закрытия затвора делать еще один такой же длительный снимок.



Здесь, конечно, многое зависит от удачи. Можно сделать десяток кадров, но так и не получить результата. Те же самые десять кадров могут быть удачными, запечатлев даже не одну а сразу по несколько молний.

Как видите, технология очень проста. Единственное, что можно посоветовать напоследок, не пытайтесь сфотографировать молнию , находясь в эпицентре грозы. Молния может ударить в саму камеру.

Июль 2008, на Урале выдался урожайным на грозы. Буря могла разразится вечером и продолжаться всю ночь, заставляя голосить сигнализации машин. Владельцы вскакивали что бы отключить их, но это не помогало, так как с очередным ударом молнии, машины снова взрывались сиренами. Все это сопровождалось колоссальными вспышками, громом и сильнейшим ливнем. В общем, не спал ни кто, и тем более я. Потому что, мне было жутко интересно сфотографировать молнию.

Сфотографировать молнию трудно, но вполне возможно. Для этого нужно три условия: хорошая гроза, хорошее место для съемки, и хороший фотограф.

Самое, пожалуй, сложное, это подходящая точка для съемки. Поскольку дыма без огня не бывает,… т.е. грозы без дождя, то вылезти куда-нибудь на улицу со штативом и фотоаппаратом проблематично. Самый удобный вариант это подходящий вид из окна.

Я снимал молнии из окон своей квартиры, и это был самый комфортный способ. Из оборудования обязательно нужен штатив. Желательно пожестче, так как нужны длинные выдержки, до 30 секунд. И сам фотоаппарат с возможностью установки длинных выдержек. Я фотографировал зеркалкой Canon 450D с китовым объективом 18-55 f 1:3,5-5,6.

Суть метода заключается в том, что нужно направить фотоаппарат, на место где вспыхивают молнии, и установив возможно более длинную выдержку начать снимать. Если в этот момент сверкнет молния, то она четко прорисуется на фотографии, а за все время экспозиции проступят контуры ночного пейзажа.

Поскольку фотографируешь вслепую, то приходится делать десятки снимков что бы поймать тот единственный. Я снимал на карту 2Gb и заполнял ее полностью, (около сотни снимков в RAW).

Я перевел фотоаппарат в ручной режим. Экспозицию подобрал опытным путем. ISO 200, выдержка 30 сек, f 9.

В Canon 450D, есть классный режим: «Таймер автоспуска. Серийная» который позволяет делать серию до 10 кадров. 10 кадров по 30 секунд, это 5 минут съемки. Таким образом я настраивал фотоаппарат, жал спуск, и следующие 5 минут фотоаппарат ловил все молнии которые попадали в его объектив.

Так была сделана эта фотография с далекой молнией, которая «поджигает» огни города:

ISO 200, f 9, 30 сек.

Следующей ночью снова была гроза. Я начал снимать на ISO 200, f 8, 30 сек. Что давало хорошую экспозицию, пока гроза не подошла вплотную и в одной из серий молнии прочертили весь кадр сверху вниз, вызвав жесткий пересвет. Не спасло даже использование RAW. Вот один из пересвеченных кадров:

ISO 200, f 8, 30 сек.

Я тут же скорректировал экспозицию и выставив f 11, выдержка 20 в следующей же серии сделал отличные снимки, вот один из них:

ISO 200, f 11, 20 сек.

Снять молнию днем, оказалось гораздо сложнее. Света много, длинную выдержку не поставишь. Я снимал в RAW и после пары кадров подряд фотоаппарат начинал останавливаться для записи кадра на флешку. По закону Мерфи, именно в эти паузы и сверкали самые значительные молнии. И все же мне удалось поймать одну из них:

ISO 100, f 14, 1/4 сек.

Для увеличения выдержки, подошел бы нейтральный серый фильтр, но у меня его тогда не было. Возможно, стоило отказаться от медленного RAW днем и снимать серии в jpg.

Я рекомендую снимать в RAW, так как в ночной съемке невозможно точно подобрать экспозицию и баланс белого. Гораздо точнее это можно сделать потом в RAW конверторе. Я пользуюсь для этих целей Photoshop Lightroom.

Еще одна трудность такой съемки это кромешная тьма. Я фокусировался в авто по дальним огням, и уточнял композицию по первым кадрам. На снимках прекрасно видно линию горизонта и контуры зданий, но на самом деле там не было видно ни зги, поскольку была глубокая, пасмурная ночь и шел дождь. Если ветер задувает в окно, встает еще одна проблема дождевых капель, которые попадают на объектив. Тут стоит воспользоваться защитным фильтром. На «дневной» серии ветер дул на встречу и мне приходилось постоянно вытирать капли дождя с фильтра.

После тех гроз, съемка таких явлений меня очень захватила. С нетерпением жду лета, что бы вновь попытать счастья. Подумывая о том, где можно найти площадку с красивой ночной панорамой, и при этом с крышей над головой.

Фотографировать молнии — опасное хобби. Что не понимает большинство людей — это что гроза непредсказуема и может возникнуть когда угодно и где угодно. В то же время сфотографировать молнию очень приятно, особенно если у молнии уникальная форма, или фотография сделана в необычном месте.

В этой статье я хочу дать несколько советов, как фотографировать грозу зеркальной камерой.

Безопаснось прежде всего!

Найдите хорошее укрытие — лучше всего оставаться внутри здания, машины или в любом другом месте, где вы будете защищены от прямого воздействия. Я категорически не советую фотографировать грозу на открытом месте, особенно если поблизости есть вода, высокие деревья или постройки. Находитесь минимум в 15-и метрах от воды или высоких деревьев и строений.

Подготовка оборудования

Если вы хотите получить красивую фотографию молнии, то зеркальная камера со штативом практически обязательны. Если в наличии только компактная фотокамера, убедитесь, что у камеры есть ручное управление выдержкой и диафрагмой. Некоторым людям удаётся сделать хорошие фотографии с рук, но я настоятельно рекомендую использовать штатив. В зависимости от количества окружающего света придётся использовать длинную выдержку от 3 до 30 секунд, и любое возможное сотрясение камеры отрицательно повлияет на резкость изображения. Годится любой объектив, но лучше подойдут широкоугольные и зум-объективы, тогда можно охватить больше пространства, и одновременно будет возможность изменить фокусное расстояние и нацелиться на конкретную область.

Поиск грозы и удобного места

Поиск грозы обычно не является проблемой — грозы бывают везде и в зависимости от времени года могут случаться даже каждый день. Трудно бывает найти подходящее место, чтобы сфотографировать грозу. Иногда это не очень осуществимо — искать удобное место во время грозы, так что постарайтесь найти площадку недалеко от себя, где был бы отличный обзор неба и относительно неплохие передний и задний планы, которые бы хорошо выглядели. Опять таки, убедитесь, что вы выбрали для съёмки безопасное место. Я бы посоветовал защитить фотокамеру от капель дождя, накрыв её вместе с объективом тканью или пластиковым пакетом.

Настройка фотокамеры

Установите камеру на штатив и настройте параметры съёмки:

  1. Установите на объективе ручную фокусировку и сфокусируйтесь на бесконечность. Сделайте проверочный снимок в автоматическом режиме, чтобы убедиться, что получается резкое изображение. Помните, что цифровые камеры не могут в темноте точно сфокусироваться, так что лучше фокусироваться вручную.
  2. Установите чувствительность ISO в самое низкое значение. На фотокамерах Nikon D5000, D90, D300, D700, D3, D3s это 200. На более старых камерах Nikon вроде D80, D200 — это 100. На большинстве зеркальных камер Canon это 100.
  3. Переведите вашу фотокамеру в полностью ручной режим. В ручном режиме вы сами управляете диафрагмой и выдержкой. Я бы не надеялся на экспонометр фотокамеры — просто потому, что периодические грозовые разряды освещают окружение, и камера может дать неправильную экспозицию. Начните с экспозиции в 3-5 секунд и диафрагмы f/8 и посмотрите на полученное изображение. Если вокруг темно, то попробуйте увеличить экспозицию до 15-30 секунд, а в хорошо освещённых местах зажмите диафрагму до f/16 или больше, чтобы получить более длинное время экспозиции, не пересвечивая всю сцену.

Ещё соображения

Устройство удалённого спуска — проводное или инфракрасное — строго рекомендуется, если вы хотите избежать сотрясения камеры, даже на штативе. Если молния далеко, то полезно иметь с собой вспышку для освещения переднего плана, чтобы придать всей сцене более драматичный вид.

Компоновка кадра

Компонуя кадр, захватите больше неба, чем ближнего или дальнего планов. Это может не слишком здорово выглядеть в видоискателе, но кода ударит молния, она станет вашим сюжетом. Во время сильных грозовых разрядов молния займёт большую часть изображения, а вам именно это и нужно. Я бы сказал, что 60-80% неба и 20-40% земли — это, вероятно, надёжное решение.


Будьте терпеливы и делайте много кадров

Я обычно делаю множество снимков (один за другим), направляя объектив в одно и то же место. Иногда ничего не будет, иногда получится потрясающий кадр. Просто будьте терпеливы и продолжайте снимать, и вы наверняка получите отличную фотографию.

Перед тем как решиться фотографировать молнию, стоит помнить, что ее температура превышает солнечную в 5 раз, а длина может достигать 40 км. Поэтому без укрытия и продуманных настроек техники не обойтись. Подобные снимки всегда привлекали внимание и до сих пор поражают воображение, запечатлевая мощь природных стихий, которые неподвластны современному человеку.


Зафиксировать удар молнии на фото поможет правильно выставленная выдержка, диафрагма и светочувствительность.



Выдержка


Показать всем опасную красоту грозы получится при настройке выдержки на срок от 10 секунд. За этот промежуток времени камера снимет все, что будет происходить в небе. Чем длиннее выдержка, тем выше шанс запечатлеть уникальное явление на пленке. Если в камере есть режим BULB, то вкупе со спусковым тросиком можно значительно упростить работу за молнией. В дневное время суток увеличить выдержку получится с помощью нейтрально-серых фильтров, в числе которых поляризатор и ND. При очень большой выдержке матрица может перегреться и начать шуметь, а фотография получится засвеченной.


Диафрагма


В дневное время суток диафрагму выставляют на 11-16, в сумерках и ночное время ее следует открыть для нормального экспонирования.



Днем зафиксировать молнию поможет минимальное ISO, однако в темное время суток лучше всего приподнять этот показатель, но не выше 400 иначе количество шумов резко увеличится.


Фокус


В ночное время чаще всего используется ручной режим фокусировки на бесконечность. Для акцента на фронтальной части снимка следует воспользоваться фонариком и сфокусироваться на освещенном месте. Не стоит забывать про LiveView, которая увеличивает объекты и упрощает фокусировку на них.



Делать красивые фото грозы и молнии не получится без определенных факторов удачи. Среди них важную роль играют время съемки, место и погодные условия. Добиться лучшей композиции позволит грамотное использование местности вокруг бушующей стихии. Достаточно найти дорогу, уходящую вдаль, ровную гладь реки, отражающую небо, одинокое дерево или колоритные постройки и включить их в сюжет фотосъемки. В пасмурную дневную погоду молнии будут плохо видны, если не навести фокус на саму тучу. В ночное время фото стихии может быть менее эффектным из-за однотонности, а вот в момент заката снимки получатся максимально красочными и интересными. Если гроза не интенсивная и за 30 секунд происходит не более 2 ударов молнии, то съемки лучше отложить на следующий раз.


Какие аксессуары нужны охотникам за молниями?


  • Выбирайте алюминиевый штатив с крючком для установки утяжелителя, который спасет технику от порывов ветра. Для большей устойчивости конструкции лучше использовать штатив без центральной штанги на треноге.

  • Незаменимым при съемке молнии станет спусковой тросик или более дорогой вариант – пульт управления с таймером.

  • В арсенале охотника за молниями обязательно должны быть различные светофильтры.

  • Спасти камеру от излишней влажности поможет дождевой чехол. Фотографу также стоит облегчить себе ожидание того самого кадра и одеться соответственно погоде.

  • При съемках в ночное время суток фонарик поможет сфокусироваться и подсветить живописные объекты для переднего плана.

  • Защитить объектив от брызг поможет защитная бленда, а со следами капель эффективно справится салфетка из микрофибры.

  • При долгих выдержках батарея разряжается быстро, поэтому с собой лучше иметь дополнительные аккумуляторы.


Из-за того, что молния может появиться в любом месте, многие задаются вопросом о том, фотографировать стихию правильно . Для съемок лучше найти место, где помимо одного неба можно захватить различные объекты в перспективе, направленные к грозе. Это сделает кадр эффектнее и отразит истинные масштабы стихии.


Не стоит забывать о личной безопасности и в первую очередь стоит найти укрытие для себя. Так как металлический штатив, выставленный на открытом пространстве, становится отличной мишенью для молнии. Также рекомендуется выключить мобильный телефон и все устройства, способные передавать сигналы.

Это одно из основных правил, про которое ни в коем случае нельзя забывать. Если вы стоит на улице, в штормовую погоду, обвешанные техникой в течении долгого времени, вы должны помнить о своей безопасности. Постарайтесь быть как можно дальше от эпицентра урагана, находясь на расстоянии, вы сможете лучше оценить ситуацию, и сделать хороший кадр. Если отойти подальше от грозы у вас не получится, то обязательно позаботьтесь об укрытии. Если найти безопасное место на улице не получается, вы можете фотографировать находясь в машине и открыв окно.


2. Используйте штатив

При съемке молнии, вы будете снимать при больших выдержках, поэтому, фотографировать качественно и без штатива у вас просто не получится. Если буря застала вас врасплох, и штатива у вас не оказалось, постарайтесь придумать для камеры подставку и фотографировать с нее.


3. Настройте диафрагму и опустите ISO

Оба эти параметра позволяют снимать на более длинных выдержках, создавая красивые, яркие фотографии. В данном случае, нам нужно немного другое, мы хотим сделать снимки немного темнее. Для этого вам необходимо закрыть диафрагму, оставив лишь небольшое отверстие. Предположим, в вашем объективе, значение диафрагмы может быть от f/2.8 до f/22, попробуйте поснимать со значением, приблизительно равным f/11 или f/14. В зависимости от того, какая у вас камере, вы можете снизить значение ISO без ухудшения качества изображения.


4. Используйте фильтр нейтральной плотности, если это необходимо

Если настройка диафрагмы и светочувствительности ISO в вашей камере, все еще не позволяет снимать достаточно долго, то можно прикрепить к передней части объектива фильтр нейтральной плотности. С его помощью вы сможете понизить глубину резкости при съемке яркого объекта.


5. Съемка с длительной выдержкой

Лучшим вариантом при съемке молний было бы снимать в течении, по крайней мере, десяти секунд. После каждого сделанного кадра, обязательно просматривайте результат, что проверить все ли выходит, так как следует. Возможно изображение слишком светлое или недоэкспонированное, размытое, или вы вообще не успели захватить удачный момент.


6. Будьте терпеливы

Красиво и качественно снять молнию может быть непосильной задачей для новичка, но пробовать и учиться, конечно же, стоит. Когда вы научитесь правильно настраивать свой фотоаппарат, в зависимости от времени суток, мощности урагана, силы ветра и т.д. у вас все получится. Набравшись опыта, постарайтесь по фотографировать в режиме серийной съемки и с удаленным управлением камерой, так у вас будет больше шансов поймать молнию и при этом находиться в абсолютно безопасном месте, наблюдая за тем, что у вас выходит.

Фотография, представленная выше была сделана с помощью штатива во время серийной съемки, камера была настроена следующим образом:

  • f/18.0;
  • ISO 100;
  • Выдержка: 4,0 секунды.