Ракеты носителя союз 2 1б. Конкурентные преимущества НПО автоматики

РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ «СОЮЗ-2»

Ракеты-носители типа «Союз-2» разработаны на базе серийной РН «Союз-У». На ракетах-носителях «Союз-2» применены усовершенствованные двигательные установки и современные системы управления и измерений, что существенно повысило технические и эксплуатационные характеристики РН. Работы проведены в два этапа. На этапе 1а создан унифицированный носитель «Союз-2-1а» для различных типов головных блоков с диаметрами головных обтекателей до 4,11 м. РН характеризуется повышенной точностью выведения и увеличенной массой полезных грузов на низких орбитах за счет усовершенствования системы управления и двигательных установок I и II ступеней. На этапе 1б блок III ступени (РН «Союз-2-1б») был оснащен современным двигателем 14Д23 (РД-0124), что позволило дополнительно повысить энергетические возможности носителя.

Головной разработчик РН ‑ АО «РКЦ «Прогресс» (г. Самара). РН «Союз-2» в зависимости от назначения могут использовать РБ «Фрегат».

  • новое поколение легендарной ракеты-носителя;
  • экологически безопасные компоненты топлива - керосин и жидкий кислород;
  • повышенная энерговооруженность и современная система управления - новые возможности для выведения космических аппаратов.

Ракеты-носители типа «Союз-2»

Ракеты-носители «Союз-2» в сочетании с разгонным блоком «Фрегат» предназначены для запусков космических аппаратов на околоземные орбиты различных высот и наклонений, включая геопереходные и геостационарную, а также отлетные траектории.

Конструктивно ракеты-носители «Союз-2», как и все РН семейства «Союз», выполнены по схеме продольно-поперечного деления ракетных ступеней. На первом этапе полёта работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков - только двигатель центрального блока.

Применительно к условиям эксплуатации в Гвианском космическом центре ракеты-носители «Союз-2» доработаны в части безопасности (прием команд с Земли на прекращение полета), системы телеизмерений (дециметровый диапазон частот с европейской структурой кадра телеметрии) и стойкости к повышенной влажности, морской транспортировке и т.д. - РН «Союз‑СТ-А» и «Союз-СТ-Б». На РН применяется головной обтекатель диаметром 4,11 м.

Стартовые комплексы ракет-носителей семейства «Союз-2»

Пуски ракет-носителей «Союз-2» осуществляются с космодромов БАЙКОНУР, ПЛЕСЕЦК, ВОСТОЧНЫЙ; пуски РН «Союз-СТ-А» и «Союз-СТ-Б» - из ГКЦ (Французская Гвиана).

Пусковая площадка № 31 на космодроме БАЙКОНУР (головной разработчик СК - филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - НИИ СК), эксплуатируется с 1961 года. С площадки № 31 проводились запуски космических аппаратов серий «Метеор», «Молния», «Прогноз», «Ресурс», «IRS», «Космос». Запуски пилотируемых космических кораблей с этой площадки проводились в 1970-е и начале 1980-х годов, а также с 2012 г. К 2006 году площадка № 31 была модернизирована для проведения пусков РН «Союз-2».

Пусковая установка площадки № 44 космодрома ПЛЕСЕЦК также прошла модернизацию для работы с ракетами-носителями типа «Союз-2».

Стартовый комплекс для пусков ракет-носителей «Союз-СТ» был построен на космодроме Гвианского космического центра. Первый пуск РН «Союз-СТБ» по программе ESA был осуществлен из ГКЦ в 2011 году.

28 апреля 2016 года проведен первый пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с новой стартовой площадки первого гражданского космодрома России ВОСТОЧНЫЙ. Это самый современный российский космодром - в нем воплощены новейшие технические решения. Так, подготовка к пуску осуществляется с использованием мобильной башни обслуживания закрытого типа. Эта конструкция уникальна для России: в ней 7 ярусов, ее вес 1600 тонн, высота 52 метра. На космодромах ПЛЕСЕЦК и БАЙКОНУР нет подобного оборудования. Башня позволяет проводить все работы по подготовке к старту в самых сложных климатических условиях. Благодаря использованию мобильной башни, люди, обеспечивающие запуск ракет-носителей, находятся в значительно большей безопасности и комфорте. В том числе здесь предусмотрена система аварийной эвакуации.

Основные характеристики РН «Союз-2» (Диаметр головного обтекателя 2,7 м - 4,11 м)

Союз-СТ-А

Союз-СТ-Б

Стартовая масса, т

Количество ступеней

Компоненты топлива

кислород-керосин

Маршевые двигатели:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

Разгонные блоки

РБ «Фрегат»

Масса полезного груза, т.*

Пуск с космодрома БАЙКОНУР:

Пуск с космодрома ПЛЕСЕЦК:

Пуск с космодрома ВОСТОЧНЫЙ:

Пуск с ГКЦ:

На орбиту «Галилео»

* НОО - низкая околоземная орбита; ССО - солнечно-синхронная орбита; ГПО - геопереходная орбита; ГСО - геостационарная орбита.

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 27 апреля 2016 г. в 05:01 мск запланирован первый запуск с нового российского космодрома Восточный в Амурской области. Ракета-носитель "Союз-2.1а" с разгонным блоком "Волга" выведет в космос университетские спутники "Ломоносов" (МГУ им. М. В. Ломоносова) и "Аист-2Д" (Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева, СГАУ), а также наноспутник SamSat-218 ("СамСат-218"; СГАУ). Для запуска с Восточного ракета была доработана и модернизирована: ее бортовая вычислительная машина была заменена на более производительную и менее габаритную.

"Союз-2.1а" - российская одноразовая ракета космического назначения. Является модификацией (этап модернизации - 1а) ракеты космического назначения "Союз-2", которая была создана в середине 1990-х гг. на базе "Союза-У" (эксплуатируется с 1973 г.).

Разработана и изготавливается Ракетно-космическим центром "Прогресс" (РКЦ "Прогресс", Самара). Предназначена для запусков различных космических аппаратов, в том числе кораблей и спутников военного назначения.

Характеристики

Представляет собой трехступенчатую ракету-носитель среднего класса. Длина - 46,3 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - 312 т.

На первой и второй ступенях установлены жидкостные ракетные двигатели РД-107А и РД-108А разработки НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко (г. Химки, Московская обл.), на третьей - четырехкамерный РД-0110 Конструкторского бюро химавтоматики (Воронеж). Двигатели работают на керосине (окислитель - жидкий кислород). Цифровая система управления создана в НПО автоматики им. Н. А. Семихатова (Екатеринбург).

На ракете могут применяться головные обтекатели диаметром 2,7; 3; 3,3; 3,715 или 4,11 м.

Грузоподъемность ракеты-носителя - от 1,3 т до 7,28 т. "Союз-2.1а" может использоваться для вывода на орбиту космических аппаратов как самостоятельно, так и с разгонными блоками "Фрегат" (НПО им. С. А. Лавочкина; г. Химки Московской обл.) и "Волга" (РКЦ "Прогресс"). В сочетании с разгонными блоками вывод аппаратов возможен на все типы орбит.

Запуски

Запуски до сих проводились только с космодромов Плесецк (Архангельская обл.) и Байконур (Казахстан). Первый испытательный пуск, который проходил по суборбитальной траектории, осуществлен 8 ноября 2004 г. с Плесецка с макетом космического аппарата. Первый рабочий состоялся 19 октября 2006 г. с Байконура: ракета с разгонным блоком "Фрегат" вывела в космос европейский метеорологический спутник MetOp-A ("МетОп-А").

С 2014 г. "Союз-2.1а" начал использоваться для вывода на орбиту автоматических космических кораблей типа "Прогресс" с грузами для Международной космической станции (МКС); запуски проводятся с Байконура.

28 декабря 2015 г. на заседании госкомиссии по проведению летных испытаний средств выведения космических аппаратов было принято решение о завершении летных испытаний ракеты-носителя и передаче ее в штатную эксплуатацию.

Всего проведено 23 запуска ракеты (из них 12 - с блоком "Фрегат") - 21 успешный, один частично успешный (с "Фрегатом") и один неудачный. В ходе предыдущего 31 марта 2016 г. стартовавший с Байконура "Союз-2.1а" вывел в космос грузовой корабль "Прогресс МС-02" с 2,5 т различных грузов для МКС.

Инциденты

21 мая 2009 г. "Союз-2.1а" с блоком "Фрегат" при запуске с Плесецка вывел на нерасчетную орбиту военный спутник связи "Меридиан-2". Однако аппарат не был потерян, сохранилась возможность его частичной эксплуатации. Причина инцидента - преждевременное отключение работы третьей ступени ракеты.

Неудачей завершился запуск 28 апреля 2015 г. с грузовым кораблем: ракета не смогла вывести на заданную орбиту "Прогресс М-27М". 8 мая того же года корабль неуправляемо сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы, его фрагменты упали в воды Тихого океана. Комиссия по расследованию аварии выяснила, что ЧП произошло из-за разгерметизации баков носителя с окислителем и горючим. К этому привели недостатки при опытно-конструкторских работах по совместному использованию ракеты и корабля.

Перспектива

Рассматривается возможность перевода на этот космический носитель запусков пилотируемых кораблей типа "Союз" (c 2001 г. выводятся "Союзом-ФГ" с Байконура). Федеральной космической программой России на 2016-2025 гг. (утверждена 17 марта 2016 г. на заседании правительства РФ) предусматривается использование "Союза-2.1а" для вывода на орбиту в 2021-2024 гг. новых пилотируемых кораблей "Союз МС". Кроме того, с помощью ракеты в 2016-2025 гг. будут запускаться грузовые корабли "Прогресс МС".

Российский блок выведения "Волга"

Блок выведения "Волга" разработан в 2008-2010 гг. Ракетно-космическим центром "Прогресс" (РКЦ "Прогресс", Самара). Может использоваться для запусков космических аппаратов в составе ракет-носителей "Союз-2" этапов модернизации 1а, 1б и 1в: "Союз-2.1а" (первый запуск состоялся в 2004 г.), "Союз-2.1б" (2006) и "Союз-2.1в" (2013).

Характеристики:

  • стартовая масса блока - от 1 тыс. 56 до 1 тыс. 656 кг (без топлива - 756 кг),
  • высота - 1,025 м,
  • диаметр - 2,72 м.

В качестве топлива в "Волге" используется гептил (окислитель - азотный тетраоксид). Блок обеспечивает выведение полезной нагрузки (одного или несколько спутников) на средние круговые орбиты высотой до 1,5 тыс. км, а также на солнечно-синхронные высотой 850 км.

Запуски блока "Волга" могут проводиться с космодромов Плесецк (Архангельская обл.), Байконур (Казахстан) и с нового российского космодрома Восточный (Амурская обл.), где возведены стартовые комплексы для ракет-носителей "Союз-2". Так, в случае запуска с Плесецка в составе с ракетой "Союз-2.1в" блок "Волга" может выводить на орбиту полезный груз массой от 1,4 т до 1,7 т.

Всего блок "Волга" участвовал в двух запусках - оба проведены с Плесецка с ракетой "Союз-2.1в". Один был успешным, другой - частично успешным.

Первый запуск состоялся 28 декабря 2013 г.: на околоземную орбиту выведен студенческий спутник "Аист"-1 (создан СГАУ и специалистами РКЦ "Прогресс") и две калибровочные сферы СКРЛ-756 (для отработки программ блока).

Запуск 5 декабря 2015 г. прошел нештатно. Военный спутник дистанционного зондирования Земли "Канопус-СТ" (или "Космос-2511") не смог отделиться от блока из-за несрабатывания одного из четырех замков, удерживавших его на "Волге". Отделение калибровочной сферы, которая запускалась одновременно, прошло успешно. Спустя три дня, 8 декабря, "Канопус-СТ" в связке с "Волгой" сошел с орбиты, его обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Атлантикой.

Систему разделения для "Канопуса-СТ" изготовило омское ПО "Полет", где был создан сам спутник. Предприятие-изготовитель обязалось устранить дефект, приведший к ЧП.

"YouTube/Минобороны России"


У ракеты "Р-7" оказалась удивительно долгая жизнь. Через пятьдесят шесть лет после первого пуска в мире эксплуатируются пять стартовых комплексов и строится шестой. И сегодня, в 16:30 МСК состоялся первый испытательный полёт новой модели семейства Р-7 - "Союз-2.1в". О длинной и славной истории "семёрки" и о её новой модификации я бы и хотел рассказать.

Колыбель цвета хаки

В начале двадцатого века ученые и энтузиасты занимались ядерной физикой и строили первые ракеты с жидкостным двигателем. Катализатор Второй Мировой войны породил реализованные в металле технологии - ядерную бомбу ("Манхеттенский проект", США) и баллистические ракеты ("Фау-2", Германия). Очевидная выгода от их сочетания и напряжение Холодной войны породили межконтинентальные баллистические ракеты, первой из которых стала "Р-7", созданная в ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва.
Задача создания МБР требовала прорыва в новое, многие решения принимались априорно и определили судьбу ракеты:

  • В 1953 году масса головной части с термоядерной боеголовкой была принята равной 5,5 тонн по докладной записке Андрея Сахарова. Несмотря на то, что уже спустя месяц Сахаров нашёл возможность уменьшить вес вдвое, требование грузоподъемности для ракетчиков сохранили. Ракета получилась слишком мощной для боевой, но обрела блестящее космическое будущее. Что любопытно, в США была совершенно такая же ситуация при разработке МБР "Атлас". Американцы изменили требования, перепроектировали ракету (потратив время, которое им очень не помешало бы в космической гонке), выиграли в военном смысле (стартовые позиции "Атласов" были проще и дешевле, их построили в разы больше), но получили очень серьезные проблемы с запуском в космос человека - мощность МБР как ракеты-носителя была в дефиците.

  • Одной ступенью получить межконтинентальную дальность было невозможно. А двигателисты не могли гарантировать запуск двигателя в невесомости после отделения первой ступени. Пришлось ставить первую ступень сбоку. Стартовый комплекс получился открытым, очень большим и очень неподходящим для военного применения. У американцев были такие же проблемы, и они их решили крайне своеобразно - МБР "Атлас" также запускала все три двигателя при старте, а в полёте сбрасывала два двигателя из трёх вместе с частью хвостового отсека.

  • Для управления полётом ракеты использовалась радиокоррекция с наземных пунктов. Это было верное решение для своего времени (в США ничего лучше тоже не придумали). В случае размещения стартовой позиции на полигоне "Капустин Яр" в районе Астрахани наземные пункты оказывались в горах Кавказа и надежной связи дать не могли. Пришлось искать новое место, которым стал район разъезда Тюра-Там, из соображений секретности названный "Байконур". К сожалению, технический прогресс быстро сделал инерциальную навигацию достаточно точной и необходимость радиокоррекции отпала, а космодром в тяжелых климатических условиях и, после распада СССР, в другом государстве, остался.


  • 15 мая 1957 года состоялся первый пуск (неудача: пожар бокового блока, потеря стабилизации, аварийное выключение двигателей). Третий пуск 21 августа был успешным для ракеты (головная часть разрушилась при входе в атмосферу). Наступал международный геофизический год, США неоднократно объявляли о намерении запустить искусственный спутник Земли, поэтому было решено использовать простаивающие в ожидании новых головных частей МБР как ракеты-носители. И 4 октября 1957 года началась космическая эра человечества.

    Р-7 как конструктор


    Первая версия "семёрки" имела две ступени - центральный блок "А" и четыре боковых блока "Б", "В", "Г", "Д".

    Боковые блоки
    Блоки "Б"-"Д" работали, в зависимости от модификации, ~100-120 секунд и сбрасывались. Разделение ступеней реализовано очень красиво - после разрушения нижних узлов связи хвостовая часть блоков отходит в сторону за счет последнего импульса двигателей, затем двигатели выключаются, и блоки выходят из верхних силовых узлов просто за счет своего веса.

    Центральный блок
    Блок "А" работает, в зависимости от модификации, ~240-290 секунд. В варианте МБР для точного прицеливания двигатель выключался в два этапа - сначала маршевые камеры, ступень переходила на режим малой тяги на рулевых камерах, и, при достижении требуемой скорости, выключались и они.

    В двухступенчатом варианте Р-7 могла вывести на орбиту примерно тонну. Этого было мало, да и законы баллистики говорили о том, что небольшая третья ступень, работающая в апогее, серьезно бы увеличила грузоподъемность ракеты. Такой третьей ступенью стал блок "Е", ракета получила названия "Луна" и "Восток" и использовалась с 1958 по 1991 год.

    Блок "Е"
    С третьей ступенью "семёрка" уже могла вывести на околоземную орбиту 4,5 тонны или отправить небольшой аппарат к Луне. На этой версии ракеты были запущены первые "Луны", первый человек, разведывательные и народнохозяйственные спутники.

    Более мощная третья ступень могла бы ещё повысить грузоподъемность ракеты. Так появился блок "И":

    Блок "И"
    Блок "И" позволил выводить на орбиту уже ~7 тонн. Ракеты под названиями "Восход" и "Союз" запустили множество различных аппаратов, "Союз" в модификациях "Союз-2", "Союз-ФГ" и "Союз-У" используется до сих пор.

    Для запуска более тяжелых аппаратов к Луне и спутников связи "Молния", которые выводились на высокоэллиптические орбиты, была добавлена четвертая ступень - блок "Л"

    Блок "Л"
    Четырехступенчатая ракета-носитель "Молния" обеспечила первую мягкую посадку автомата на Луну ("Луна-9"), отправку аппаратов к Марсу/Венере и спутниковое вещание на территории СССР.

    Если вам хочется более подробно посмотреть, как это всё работает и летает, рекомендую - семейство Р-7 в Orbiter"e представлено отлично.

    2.1в

    После этого обзора можно объяснить, в чем состоит новизна версии 2.1в. Во-первых, первая ступень, из боковых блоков "Б"-"Г", убирается. Блок "А" заменяется на новый, с новым двигателем (забавно, у него, похоже, пока нет буквенного имени). Блок "И" остаётся, но, вместо третьей ступени, становится второй. И третьей ступенью ставится новый блок выведения "Волга" (опционально). Получается ракета-носитель легкого класса (~2,8 т на 200 км, 1,4-1,7 т. на 800-1000 км или солнечно-синхронную орбиту с блоком выведения), способная эффективно заменить закрываемое семейство ракет "Космос" и конверсионные "Днепр", "Стрела", "Рокот", которые используют снятые с производства МБР.

    Обратите внимание на изменение геометрических размеров первой ступени. Двигатель НК-33 при сравнимой массе имеет в полтора раза большую тягу, чем РД-108, и не имеет таких устаревших решений, как привод турбонасосного агрегата от отдельного бака с перекисью водорода. При этом сохраняется совместимость с существующими стартовыми сооружениями - используются те же узлы подвески, для нижней части стартового стола требуется минимальная доработка. Если говорить о более отдаленном будущем - возможны последующие модификации с добавлением геометрически более совершенных (цилиндр, а не конус) боковых блоков с новыми двигателями и ожидаемой полезной нагрузкой до 15-17 тонн.

    Блок выведения "Волга"
    Этот блок предназначен для довыведения спутников на требуемую орбиту при необходимости. Если у спутника нет собственной двигательной установки (а это верно для большого количества спутников на низких круговых орбитах), или же нужно осуществить вывод полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту (что несколько сложнее вывода на "обычные" низкие околоземные орбиты), блок "Волга" способен разместить его на орбите с требуемыми параметрами и затормозиться, чтобы культурно сгореть в атмосфере и не мусорить в космосе. Блок разработан не с нуля, а является развитием двигательной установки спутников фоторазведки серии "Янтарь".

    Вот небольшая схема, иллюстрирующая необходимость блока выведения:

    Полезная нагрузка
    Поскольку пуск является испытательным, в качестве полезной нагрузки установлены калибровочные сферы для радаров предупреждения о ракетном нападении - простые шары из полированного металла, и малый студенческий спутник "Аист", дублер которого был запущен в космос весной вместе со спутником "Бион".

    Заключение

    Несмотря на огромный по меркам высокотехнологичных технических систем возраст в 56 лет, семейство ракет на базе "семерки" не думает уходить в историю. Наоборот, судя по текущей ситуации, они будут эксплуатироваться ещё лет десять как минимум.

    Спасибо за материалы:


  1. Артему Жарову за

Александр Кирилин.

"Решение о возможной замене этих ракет "Союзом-2.1в" возможно по завершении летно-конструкторских испытаний", - сказал Кирилин, отвечая на вопрос, может ли новый носитель прийти на смену "Днепру" и "Рокоту".

Программа летных испытаний, напомнил собеседник агентства, предполагает пять запусков. Первый и пока единственный пуск "Союза-2.1в", с разгонным блоком "Волга" и космическим аппаратом "Аист", состоялся в конце 2013 года. По словам Кирилина, очередной запуск проведут, ориентировочно, в начале лета, а третий может состояться в четвертом квартале 2015 года.

Отвечая на вопрос, будет ли "Союз-2.1в" предложена европейской "Арианспейс" для запусков с космодрома Куру, Кирилин отметил, что эта возможность не рассматривается.

Минобороны РФ ранее объявило, что с 2016 года откажется от "Рокотов" в пользу "Ангары" и "Союза-2.1в". До этого момента планировалось провести еще четыре пуска - три в 2015-м и один в 2016-м. Сегодня некоторые СМИ сообщили, что 3 марта с космодрома Плесецк состоится последний запуск этой ракеты. Причиной были названы проблемы во взаимодействии с поставщиком систем управления для разгонных блоков - харьковским "Хартроном", поскольку оборудование для "Рокотов" попало под введенный украинскими властями запрет на экспорт в Россию продукции, которую можно использовать в военных программах.

Директор по коммуникациям разработавшего "Рокот" Центра им. Хруничева Александр Шмыгов сообщил ТАСС о прекращении сотрудничества с "Хартроном" по этому проекту в интересах Минобороны РФ. "Работы по запуску "Рокотами" гражданских космических аппаратов, в частности, по европейской программе, продолжаются. Все запланированные пуски "Рокотов" будут выполнены, возможности и технические решения для этого, безусловно, у нас есть", - сказал он.

Как сообщил ТАСС глава представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель, на 2015 и 2016 годы запланировано по одному пуску "Рокотов" с европейскими аппаратами серии "Сентинел". "В этом году запуск планируется на осень. Мы со своей стороны готовы его провести. Но все будет зависеть от российской стороны", - сказал Пишель.

"Союз-2.1в" - первая легкая жидкостная ракета, разработанная в современной России. Она может выводить до 2,8 тонны полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, а с "разгонником" "Волга" - до 1,4 тонны на солнечно- синхронную орбиту. Таким образом, она входит в нишу ракет легкого класса вместе с "Днепром" и "Рокотом".

"Рокот" был создан на базе снимаемой с вооружения межконтинентальной баллистической ракеты РС-18, первый пуск носителя состоялся весной 2000 года. В общей сложности было проведено свыше 20 запусков, в частности, в 2014 году ракеты "Рокот" вывели на орбиту три аппарата военного назначения и три спутника связи " ".

Техническая справка

РН «Союз-2» этапа 1В - двухступенчатая ракета-носитель легкого класса предназначена для запуска КА с доработанного стартового комплекса РН «Cоюз-2», расположенного на космодроме «Плесецк». Ракета-носитель разрабатывается на базе РН «Союз-2» этапа 1Б, со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК-33А и рулевого двигателя РД0110Р (разработки ОАО «КБХА»).

Блок второй ступени заимствуется с доработкой с блока 3 ступени РН «Союз-2» этапа 1Б. Разработка РН легкого класса обусловлена наблюдающейся в настоящее время тенденцией к увеличению потребности запуска малых КА. Создание РН «Союз-2» этапа 1В с использованием блоков РН «Союз-2» этапа 1Б, существующих технического и стартового комплексов позволяет резко снизить затраты на разработку, эксплуатацию и запуск.

Для обеспечения устойчивости и управляемости и работы систем регулирования РН «Союз-2-1В» используется система управления с РН «Союз-2» этапа 1Б с доработкой программно-математического обеспечения и изменением приборного состава.

Схема: samspace.ru

На РН «Союз-2-1В» для сопряжения со стартовым устройством произведены следующие доработки: · на блоке 1 ступени устанавливаются 4 кронштейна под несущие стрелы стартового сооружения; на хвостовом отсеке блока 1 ступени устанавливаются 4 кронштейна под направляющие устройства стартового сооружения.

Техническая справка

Ракета-носитель легкого класса «Рокот» создана в соответствии с Распоряжением Правительства РФ на базе снимаемых с вооружения двухступенчатых баллистических ракет РС-18 и предназначена для выведения космических аппаратов массой до 2 т на низкие околоземные орбиты.

"Рокот" состоит из 3-х ступеней. Первые две ступени представляют собой блок ускорителей стратегической ракеты РС-18 (СС-19). В качестве третьей ступени используется новый разгонный блок "Бриз-КМ".

Схема РН "Рокот" / Фото:www.khrunichev.ru

Тактико-технические характеристики РН “Рокот”

Состав РН 3 ступени:
I и II ст. - на базе блока ускорителей МБР СС-19;
III ст. - РБ “Бриз-КМ”
Стартовая масса РКН, т 107.5
Масса ПН на опорной орбите (Н кр =200 км, i =63 °), кг 1950 (с РБ «Бриз-КМ»):
2300 (с РБ «Бриз-КС»)
Точность выведения, %: по высоте орбиты - ± 1...2;
по наклонению - ± 0.03...0.05
Тип, количество и тяга (зем./пуст.) двигателей:
первая ступень ЖРД 15Д95 (3 шт.) + 15Д96 (1 шт.);
тяга - 188.0 тс / 212.7 тс
вторая ступень ЖРД 15Д113 (1 шт.), - / 23.98 тс (маршевый);
ЖРД 15Д114, - / 1.58 тс (рулевой)
третья ступень (РБ “Бриз-КМ”) ЖРД С5.98 (1 шт.), - / 2.0 тс (маршевый);
ЖРД 11Д458 (4 шт.) по 40 кгс (двигатели коррекции);
ЖРД 17Д58Э (12 шт.) по 1.3 кгс (двигатели ориентации и стабилизации)
Диаметр / длина применяемого ГО, м 2.5 x2.62 / 6.74
Дата начала летных испытаний май 2000 г. (3 успешных пуска близких прототипов в период 1990-1994 гг.)

Ракета-носитель легкого класса "Рокот", созданная в соответствии с Распоряжением Правительства №925-р, состоит из 3-х ступеней. Первые две ступени представляют собой блок ускорителей стратегической ракеты РС-18 (СС-19).

В качестве третьей ступени используется новый разгонный блок "Бриз-КМ". Для носителя разработан головной обтекатель, который позволяет размещать под ним один или несколько космических аппаратов. На блоках ускорителей установлены высокоэкономичные ЖРД, работающие на азотном тетроксиде (окислитель) и несимметричном диметилгидразине (горючее).




Техническая справка

предназначена для оперативного высокоточного выведения на околоземные орбиты с высотами 300-900 км, наклонениями 50.5°, 64.5°, 87.3°, 98° одного или группы космических аппаратов различного назначения массой до 3,7 т.

В субботу, 28 декабря 2013 года, в 16 часов 30 минут (мск) с пусковой установки номер 4 площадки номер 43 космодрома Плес ецк боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны успешно проведен уникальный пуск ракеты- носителя легк ого класса «Союз-2-1В» с блоком выведения «Волга» и космическим аппаратом «Аист».

«Союз-2» этапа 1В - это двухступенчатая ракета-носитель лёгкого класса, разработанная АО «РКЦ «Прогресс» (Cамара). Предназначена для запуска спутников со стартовых комплексов ракет-носителей «Союз-2». Ракета-носитель разработана на базе «Союз-2» этапа 1Б, со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК-ЗЗА и рулевого двигателя РД0110З (разработки ОАО «КБХА»). Блок второй ступени заимствуется с доработкой блока 3 ступени «Союз-2» этапа 1Б.

В основе новой ракеты работает двигатель первой ступени НК-33, разработанный самарским предприятием ОАО «Кузнецов». Это первый запуск НК-33 в российском проекте после закрытия в 1974 году советской «лунной» программы, где планировалось его использование.

Система управления РН разработана НПО автоматики. Аппаратура и программно-математическое обеспечение разработано на базе СУ РН «Союз-2». В СУ внедрена новая БЦВС «Малахит-7», отличающаяся от предыдущей БЦВС меньшими в 6 раз габаритами, меньшей в 5 раз стоимость, и более высокой производительностью. Кроме того в состав СУ входит прибор аварийной защиты двигателя. Вновь разработанные периферийные приборы обеспечивают управление маршевым и рулевым двигателями на первой ступени. Вторая ступень с приборами СУ заимствуется с РН «Союз-2». Огромное преимущество новой РН и системы управления в том, что стартовый комплекс и наземная аппаратура СУ претерпели незначительные изменения и обеспечивают запуск РН семейства «Союз-2» с одного стартового комплекса.

Для НПО автоматики это 30-й запуск РН семейства «Союз-2» с нашей системой управления.

Преимущества систем управления (СУ) «Союз-2», «Союз-СТ», «Союз-2-1В»:

1. Высокая точность выведения полезной нагрузки с использованием данных навигационной системы ГЛОНАСС;

2. Решение проблем экологии:

  • полное выгорание топлива;
  • сокращение зон отчуждения под падение отработанных ступеней РН;

3. СУ полностью изготавливается Российскими предприятиями на современной отечественной элементной базе;

4. Максимальное использование энергетики РН;

5. Цифровая система управления:

  • расчет и ввод полетного задания в процессе предстартовой подготовки;
  • возможность перенастройки автомата стабилизации под различную полезную нагрузку и готовые обтекатели;

6. Автоматическое гирокомпасирование - нет необходимости в развороте стартового стола;

7. Автоматический режим предстартовой подготовки с отсутствием ручных операций;

8. Значительное сокращение боевого расчета при проведении проверочных режимов и предстартовой подготовки РН.

В системе управления РН «Союз-2», «Союз-СТ», «Союз-2-1В» НПОА использует распределенную систему управления, которая обладает рядом преимуществ:

  • Связь между абонентами системы осуществляется по магистральным кодовым линиям связи, что приводит к сокращению числа кабельных связей, а значит сокращению массы кабельной сети изделия;
  • Внедрение распределенной системы дает возможность модульного наращивания функций, позволяет легко адаптировать систему управления к каждому новому объекту управления;За счет внедрения РСУ мы получаем возможность модульного наращивания системы управления, а значит система становится легко адаптируемой к каждому новому объекту управления;Увеличение массы полезной нагрузки за счет перемещения части приборов СУ на более низкие ступени;Распределение и увеличение вычислительных ресурсов, что расширяет возможности модернизации системы;Упрощение монтажа и эксплуатации;
  • Применение управляющих органов и интеллектуализированных датчиков, в том числе разработки НПО автоматики, с использованием нанотехнологий.

Конкурентные преимущества НПО автоматики:

  1. Уникальный опыт в создании автоматических систем управления ракетно-космической техники;
  2. Высокое качество разработки и отработки систем;Высокий научно-технический и производственный потенциал, актуальный задел по ряду направлений;Замкнутый цикл изготовления продукции: научные исследования, проектирование, конструирование, производство, испытания, сопровождение в эксплуатации;Значительный опыт построения эффективного и долгосрочного взаимодействия с заказчиками, поставщиками и смежными организациями;Система контроля качества на всех этапах разработки и производства систем управления;
  3. Развитая экспериментальная база.

В системе управления РН «Союз-2-1В» НПОА внедрена БЦВС нового поколения.