Статья публицистика в литературном энциклопедическом словаре. Г

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

публицистика

публицистики, мн. нет, ж. (от латин. publicus - общественный) (книжн.).

    Литература по общественно-политическим вопросам. Русская публицистика 60-х гг.

    Жанр, стиль, характерные особенности такой литературы. Роман, насыщенный публицистикой.

    Писательская деятельность по общественно-политическим вопросам. У него за плечами 20 лет публицистики.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

публицистика

И, ж. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п.

прил. публицистический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

публицистика

    1. Вид литературы, посвященной актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества.

      Совокупность произведений такого вида.

  1. Наличие в чьем-л. творчестве, в каком-л. произведении отражения злободневных проблем современности.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

публицистика

ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus - общественный) род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т.ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.

Публицистика

(от лат. publicus ≈ общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах, оценки с точки зрения социального идеала автора, а также представления о путях и способах достижения выдвинутых целей. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, П. играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества, служит острым оружием идейной борьбы, средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. П. обращается к явлениям современности во всём богатстве складывающихся в ней конкретных социальных ситуаций (в общественно-политической, экономической, культурно-идеологической и др. сферах). Характеризуя задачи публицистической деятельности большевиков, В. И. Ленин писал: «Мы должны делать постоянное дело публицистов ≈ писать историю современности и стараться писать её так, чтобы наше бытописание приносило посильную помощь непосредственным участникам движения и героям-пролетариям там, на месте действий, ≈ писать так, чтобы способствовать расширению движения, сознательному выбору средств, приемов и методов борьбы, способных при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 208). По природе своей обязанная «поспевать за событиями» и давать оценку явлениям текущей действительности, опираясь на фундаментальные социально-политические идеи, П., подчёркивал Ленин, обладает способностью «... подводить итоги, делать выводы, почерпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые пригодятся завтра, в другом месте...» (там же) и таким образом активно влияет на формирование мировоззрения.

Отображение и оценка ситуаций современности в произведениях П. протекает в свете социально-классовых идеологических позиций публициста как представителя определённых социальных сил и сопровождается проповедью (открытой или замаскированной в зависимости от политической ситуации и цензурных условий) идеалов социального устройства и путей их осуществления. Прогрессивная П. всегда стремилась создавать правдивую картину жизни, верно оценивать явления современности, выносить справедливые приговоры и показывать реальные перспективы.

П. содержит огромный документальный материал о самых различных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения П. выступают как летопись общественно-политич. борьбы, исторический источник, содержащий обширные фактические данные, характеристики позиций различных социальных сил, а также образные зарисовки событий, характеров, быта, сведения по науке, культуре и т.д.

Метод П. предполагает целостное идейно направленное отображение актуальных явлений современности. Для сбора конкретных сведений применяются эмпирические методы (наблюдение, опрос, беседа, интервью, анализ документальных материалов и др.), для получения обобщённых выводов и характеристик ≈ методы социально-исторического исследования и художественного творчества. Это приводит к созданию произведений, своеобразие стиля которых заключается в сочетании выраженных в рационально-понятийной форме характеристик и оценок событий, явлений и процессов текущей истории, пропагандируемых идеалов с художественно-образным воссозданием картин жизни, портретов современников, характеров и судеб участников событий. Публицист, таким образом, сочетает качества общественно-политического деятеля с чертами исследователя и художника. В создании произведений П. часто используются также способы научной популяризации.

В рамках П. сформировались особые идейно-тематические разновидности, повествовательные формы и жанры. Среди идейно-тематических разновидностей важнейшее место занимает собственно политическая П., большое распространение получили экономическая, морально-этическая, философская П. Многообразны формы П. ≈ событийно-информационная, позитивно-аналитическая, критико-аналитическая, сатирическая, полемическая и дискуссионная. Сложилась система жанров газетно-журнальной П. ≈ интервью, корреспонденция, комментарий, рецензия, передовая и проблемная статьи, воззвание, обозрение, путевые заметки, письмо, очерк, памфлет, фельетон и др. Жанры ораторской П. (выступление, речь, доклад, беседа и др.) активно используются в современной П. на телевидении и радио, где в модифицированных формах находят применение также и жанры газетно-журнальной П. (см. Телевидение, Радиовещание). Названные выше «общие» свойства П. в разной мере присущи различным её жанрам.

В П. весьма велика роль субъективно-авторского (гражданственно-лирического) начала, передающего общественный темперамент публициста, его умение убеждать, приводя в защиту своей позиции не только логические доказательства, но и обращаясь к социальному опыту и нравственному чувству читателей. Значимую композиционную роль играют средства убеждающей речи и поэтического синтаксиса, широко используется словесная образность.

Свойства П. проникают нередко в ткань художественных и научных произведений, придавая им качество публицистичности, открытой тенденциозности (см. Тенденция в искусстве) в тех случаях, когда автор произведения стремится непосредственно откликнуться на социально-политические события эпохи.

Наибольшего подъёма П. достигала в переломные моменты социального развития, в революционные эпохи, в периоды освободительных войн, движений за национальную независимость.

Истоки П. восходят к ораторскому искусству античности (речи Демосфена, диалоги Цицерона), существенные элементы П. содержатся в сатирах Аристофана, Ювенала, Лукиана, трудах историков (Геродот), биографов (Плутарх) и др. Ораторские формы П. получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии (см. Проповедь), особенно в периоды патристики и Реформации (Лютер, Мюнцер). В эпоху Возрождения, когда с изобретением книгопечатания (сер. 15 в.) явилась возможность обращения с печатным словом к массовому читателю, П. становится мощным оружием в идеологической и политической борьбе. Во время Крестьянской войны 1524≈26 в Германии появились первые революционные листовки . Против неограниченного господства церкви, обскурантизма и схоластики была направлена П. передовых мыслителей и писателей 16 в. («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей» У. фон Гуттена и др.). Английская буржуазная революция 17 в. породила блестящую П., в том числе жанр памфлета (Дж. Лилберн, Дж. Мильтон). В эпоху Просвещения воинствующая публицистика Дж. Свифта, Д. Дефо, Г. Филдинга в Англии, Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеция, П. Гольбаха во Франции содействовала распространению вольнолюбивых идей в защиту человеческой личности. В период войны за независимость в Северной Америке 1775≈83 публицистическая деятельность Б. Франклина, Т. Пейна оказала большое влияние на самосознание американского народа. Пламенная П. лидеров Великой Французской революции (речи Ж. Ж. Дантона, М. Робеспьера, Л. Сен-Жюста, статьи Ж. П. Марата, Ж. Эбера и др.) воодушевляла народ на борьбу, служила его политическому просвещению. В Германии в 30-х гг. 19 в. значительную роль в развитии прогрессивного общественного движения «Молодая Германия» сыграли публицистические произведения Л. Берне и Г. Гейне. Во Франции во 2-й пол. 19 в. большое общественное звучание имели публицистические выступления В. Гюго (памфлеты и гражданская лирика), Э. Золя (открытое письмо «Я обвиняю» в связи с делом Дрейфуса). Высоким пафосом первой пролетарской революции ≈ Парижской Коммуны 1871 ≈ проникнуты рабочий гимн «Интернационал» Э. Потье и П. Дегейтера, статьи коммунаров О. Вермореля, Г. Тридона. Речи и статьи Ж. Жореса гневно обличали главных поджигателей войны ≈ милитаристов и империалистическую буржуазию. В годы 1-й мировой войны 1914≈18 страстные антивоенные публицистические статьи Р. Роллана, А. Барбюса разоблачали истинный смысл империалистической бойни.

Вершиной исторически объективной и идейно передовой П. является марксистская П., руководствующаяся принципами партийности, народности, научности. Публицистика К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей на Западе (П. Лафарг, Ф. Меринг, К. Либкнехт, Р. Люксембург и многие др.) разила врагов рабочего класса, служила развитию самосознания трудящихся, организации масс в целях революционного преобразования общества. П. составляла одно из важных направлений деятельности идеологов и политических руководителей коммунистических и рабочих партий, международного коммунистического движения (А. Грамши, Г. Димитров, М. Торез, П. Тольятти, У. Фостер, Д. Ибаррури, В. Пик и др.). Выдающимися публицистами были журналисты-коммунисты Дж. Рид, А. Рис Уильямс, Г. Пери, Ю. Фучик и др., учёные и общественные деятели Ф. Жолио-Кюри, Дж. Бернал, П. Ланжевен, У. Дюбуа и др., писатели Г. Манн и Т. Манн, Т. Драйзер, Б. Брехт, Дж. Олдридж и др.

Русская П. ведёт начало от «Слова о законе и благодати» Илариона (11 в.), проповедей Кирилла Туровского (12 в.), обличительных произведений Максима Грека (16 в.). Иван Пересветов (16 в.) в ярких публицистических произведениях ратовал за централизацию Русского государства. Остро публицистический характер имела переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В 18 в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М. В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. Русская общественная мысль и культура 19 в. развивались под воздействием П., в которой находила выражение борьба различных общественных течений. Передовая П., выражая интересы народных масс, сама испытывала влияние их стремлений и чаяний. На примере В. Г. Белинского В. И. Ленин показал, что творчество русских публицистов-демократов зависело от настроений крепостных крестьян.

Публицистическая деятельность А. И. Герцена, положившая начало русской бесцензурной общедемократической печати (см. «Колокол», Вольная русская типография), способствовала революционному подъёму в России. В середине 19 в. П. революционных демократов В. Г. Белинского («Письмо к Гоголю»), Н. Г. Чернышевского («Барским крестьянам», «Письма без адреса» и др.), Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина («За рубежом» и др.), Д. И. Писарева имела важное значение для идеологического и политического воспитания широких демократических кругов. Публицистические выступления Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского оказали сильное влияние на духовную жизнь русского общества.

На рубеже 19≈20 вв. распространению марксизма в России, объединению революционных сил во многом содействовала П. русских марксистов (Г. В. Плеханов и др.). На новом пролетарском этапе революционного освободительного движения в России огромную роль в пропаганде марксизма, политическом воспитании трудящихся масс, сплочении их вокруг партии большевиков и мобилизации на подготовку и проведение социалистической революции сыграла публицистическая деятельность В. И. Ленина. Работы Ленина-публициста, отмеченные коммунистической партийностью, научностью содержания, острой полемичностью, непримиримостью к противникам в сочетании с ясностью, простотой и живостью языка, яркой образностью, являются совершенным образцом наступательной большевистской П. Созданная Лениным и партией большевистская печать стала школой партийной П., выдающимися представителями которой были В. В. Боровский, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, И. В. Сталин, М. С. Ольминский, С. Г. Шаумян, Е. М. Ярославский и др. Традиции передовой русской П. и большевистской П. продолжает и развивает советская П. На всех этапах строительства коммунистического общества советская П. активно участвует в идеологическом воспитании народа, в борьбе с враждебной социализму пропагандой, непосредственно вмешивается в социально-экономические процессы. Яркие публицистические произведения, отразившие важнейшие события эпохи, создали М. Горький, В. Маяковский, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Н. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург, В. Вишневский, Б. Горбатов, М. Шагинян, К. Симонов, Н. Грибачев и др. писатели. Среди советских журналистов приобрели известность как публицисты М. Кольцов, Л. Рейснер, Д. Заславский, Ю. Жуков, В. Овечкин, Е. Дорош, В. Песков и др.

Публицистические выступления советских государственных, партийных и общественных деятелей, учёных, деятелей культуры вносят большой вклад в общее дело борьбы за построение коммунистического общества, укрепление дружбы и взаимопонимания между народами.

П. существует не только в словесной (письменной и устной) форме, но и в графически изобразительной (см. Плакат, Лубок, Карикатура), фото- и кинематографической (см. Документальное кино), театрально-драматической (см. Агитбригада, «Синяя блуза» , «Живая газета») и словесно-музыкальной формах. Развитие всех форм П. в середине 20 в. отвечает характерной черте времени ≈ росту общественного сознания, гражданской активности, ответственности каждого человека за судьбы мира и социальный прогресс.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О печати, М., 1972; Ленин В. И., О печати, 2 изд., М., 1974; В. И. Ленин, КПСС о печати, 2 изд., М., 1974; Яковлев Б. В., Ленин ≈ публицист, М., 1960; Зорина Н. Г., Савенков А. А., В. И. Ленин и партийные публицисты, Л., 1972; Березина В. Г., К истории слов «публицист» и «публицистика», «Вестник ЛГУ», 1971. ╧ 20; Жанры советской газеты, М., 1972; Журбина Е. И., Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М., 1969; Здоровега В. И., У майстернi публiциста, Львiв, 1969; О публицистике и публицистах, Сб. ст., в. 1≈2, Л., 1964≈66; Публицистика ≈ передний край литературы, «Вопросы литературы», 1970, ╧ 1, с. 44≈94; Прохоров Е. П., Публицист и действительность, М., 1973; Учёнова В. В., Публицистика и политика, М., 1973; Черепахов М. С., Проблемы теории публицистики, 2 изд., М., 1973; Haacke W., Publizistik. Elemente und Probleme, Essen, 1962; Szulczewski M., Publicystyka i współczesność, Warsz., 1969.

Е. П. Прохоров.

Википедия

Публицистика

Публици́стика (от - общественный) - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.

Примеры употребления слова публицистика в литературе.

Иван Аксаков прославился в русской публицистике шестидесятых и восьмидесятых годов своею смелой и яркой защитой идеи внутреннего общественного самоуправления, свободы совести, мысли и слова, своим принципиальным протестом против смертной казни.

Если же карнавальная амбивалентность угасала в образах развенчания, то они вырождались в чисто отрицательное разоблачение морального или социально-политического характера, становились однопланными, утрачивали свой художественный характер, превращаясь в голую публицистику .

Если беллетристика Симмса издавалась в основном на Севере и читалась там больше, чем на Юге, то политическая публицистика адресовалась землякам.

Все левацкие загибы школы отразились в этой сомнительной публицистике или беллетристике для детей.

Кажется, она довольно религиозна, сентиментальна, любит цветы и деревья, в литературе предпочитает беллетристику критике и публицистике .

Странная надмогильная публицистика была позже стерта, сейчас на липницкой каменной книге только даты и два имени - Гашека и Швейка.

Не могли особенно удручать его и принятые, беспрестанно повторявшиеся в публицистике , слова о готтентотской морали.

Он чувствовал свою поэзию не зарифмованной скрытой публицистикой , но искусством.

Не только изгнанничество, не только совместная борьба сблизили их, но и пришедшее к ним обоим понимание того, что каждый из них делал в литературе, публицистике , философии.

За публицистику смертельно перепуганных капитулянтов ухватился Сталин при подготовке нового процесса.

Таким образом, карданный вал может обернуться художественным символом, чтобы попутно послужить и отечественной публицистике , которая является приводным ремнем идеологии.

Любопытнее прозы - публицистика , благо, это пол-объема журнала: Аверинцев, Кублановский - ценю, еще многие.

Любой мозговой вакуум Майк незамедлительно начинял сведениями по баллистике, софистике, статистике, шагистике, сфрагистике, атомистике, публицистике , казуистике, юмористике, а также из области гистологии, помологии и озероведения.

А сейчас она, не вникнув в суть этого наследия, цитатки выбирает из этих великих книг для дешевой публицистики .

Василий Александрович создавал свои произведения в жанре педагогической публицистики , внеся в работы богатый педагогический опыт свой и своих коллег, правдивые жизненные ситуации, индивидуализированные образы, элементы фольклора.

Публицистика (от лат. publicus - общественный) - это статьи, заметки, обзоры, рецензии, интервью, корреспонденции, очерки и другие газетно-журнальные жанры, которые освещают вопросы и показывают явления общественной жизни. Дело публицистов - писать историю современности. Две важнейшие особенности публицистики: её содержание тесно связано с фактами и проблемами современной жизни, а ее функция состоит в том, чтобы непосредственно влиять на практику общественно-политической борьбы.

Публицистика открыто тенденциозна, она всегда выражает и пропагандирует точку зрения определенного класса, партии. Публицисты уделяют много внимания политике, а обращаясь к другим (экономическим, философским, литературным и т. п.) явлениям и проблемам, обязательно вскрывают их общественно-политическое значение. Например, литературно-критические статьи «Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя» В. Г. Белинского, «Русский человек на rendez-vous» Н. Г. Чернышевского, «Когда же придет настоящий день?» Н. А. Добролюбова, «Реалисты» Д. И. Писарева представляют собой замечательные образцы публицистики.

Публицист не просто констатирует факты и информирует о современных проблемах, он разъясняет и убеждает, полемизирует и обличает, призывает к действию, агитирует и пропагандирует. В публицистических произведениях сочетаются лексико-стилистические особенности научного сочинения и ораторской речи, непринужденная живость разговорной речи и четкая упорядоченность литературного языка.

Статьи Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Писарева насыщены образными зарисовками, метафорами, сравнениями, образными выражениями из речи народов - пословицами, поговорками и т. д. Публицисты постоянно обращаются к образам из произведений художественной литературы.

Художественные образы в публицистике не внешнее украшение, они неразрывно слиты с размышлениями. Например, размышление Герцена о кратковременной революционности буржуазии, сменившейся крайне реакционной политикой, основывается на уподоблении буржуазии герою комедии П. Бомарше - Фигаро: «Во время Бомарше Фигаро был вне закона , в наше время Фигаро - законодатель ; тогда он был беден, унижен, стягивал понемногу с барского стола и оттого сочувствовал голоду, и в смехе его скрывалось много злобы; теперь его бог благословил всеми дарами земными, он обрюзг, отяжелел, ненавидит голодных и не верит в бедность, называя ее ленью и бродяжничеством».

Наибольшее значение приобретают художественные образы в так называемых художественно-публицистических жанрах (очерк, фельетон и памфлет), где они уже не появляются на мгновение в обширном потоке авторских размышлений и фактов, а составляют необходимую часть произведений. Являясь произведениями искусства, они, подобно творениям архитектуры, выполняют в то же время практическое назначение. Так, произведения В. В. Овечкина, Г. Н. Троепольского, Е. Я. Дороша, И. А. Васильева, Ю. Д. Черниченко, Г. Г. Радова, Ю. Н. Куранова, В. И. Пальмана и других советских очеркистов сыграли важную роль в решении сложных проблем сельского хозяйства, публицистически остро подняли вопросы жизни деревни.

В художественно-публицистических произведениях ведущая роль принадлежит повествующему лицу, которое рассказывает, рассуждает, ведет читателя от одного факта к другому, знакомит с явлениями, анализирует и разъясняет явления или проблемы.

Размышления о конкретных явлениях действительности, даты, цифры, имена реально существующих лиц способствуют тому, что образы публицистических произведений воспринимаются как единичные, подобно конкретным реальным явлениям, в отличие от образов художественных произведений, которые расцениваются читателем как вымысел, обобщающий многие явления сходного порядка. Очеркист, даже создавая вымышленный образ, конкретизирует его, «привязывая» к определенной проблеме, точно указанному месту и реально происходившему событию. Автор романа или рассказа даже тогда, когда создает образ, опираясь на прототип , подчеркивает всеобщий смысл образа.

Белинский, сравнивая художественные творения Гоголя и сборник «Физиология Петербурга», писал, что в очерках сборника показан конкретный город и «преимущественно со стороны нравов и особенностей его народонаселения», тогда как сочинения Гоголя «чужды всякой исключительной цели: знакомя читателя с петербургским жителем, они в то же время знакомят его и с человеком вообще и с русским человеком в особенности». И все же образ, окруженный конкретизирующими указаниями и фактами, датами и цифрами, продолжает оставаться художественным образом. Это не единичное, фотографически точно воспроизведенное изображение отдельного реального предмета, а широкоохватывающее художественное обобщение, озаренное светом эстетического идеала. Например, «Очерки об Америке» М. Горького не просто информируют об американской жизни, а раскрывают природу не только американского капитализма, но и капитализма вообще.

В публицистических жанрах художественные образы в не меньшей мере, чем цифры, факты и логические доказательства, информируют и убеждают читателя. Образы оказывают глубочайшее идейно-эмоциональное воздействие. Необходимость их в публицистике хорошо сознают сами писатели. Чрезвычайно активизировалась публицистика в наши дни. Практически участвуя в процессе перестройки общественного сознания, она глубоко исследует проблемы международной и внутренней политики, экономики и экологии, культуры и науки, права и бытового обеспечения, жизни современной семьи и духовного облика молодежи. Публицистическое начало отчетливо ощущается в нынешней прозе, поэзии, драматургии.

Публицистика это вид литературы, характеризующийся злободневным общественно-политическим содержанием и предназначенный для воздействия на сознание максимально широкого круга читателей. Благодаря сочетанию методов научного и обыденного знания, постановке фактов реальности в причинно-следственнный контекст, а также присущим публицистике пафосу и красноречию, единству образности, эмоционального и логико-рационального начал публицистика реализует свою способность воздействовать на жизненную реальность путем вовлечения читателей в действенный диалог о животрепещущих вопросах современности, трансформируя знания аудитории в убеждения. Публицистика, обладающая прогнозирующей функцией, предсказывающая будущее, как и «ретроспективная» публицистика, осмысляющая прошлое, прежде всего выявляет связи грядущего или прошедшего со злободневными проблемами настоящего (однако это не исключает способности прозревать в злободневном вечное и не противоречит тенденции к философизации публицистики. Объектом публицистики выступают социальные, политико-идеологические, философские, литературные, моральные, религиозные, исторические, экономические, экологические и другие проблемы. В соответствии с проблематикой существует разделение публицистики на виды (политико-идеологическая, философская, литературно-критическая, морально-этическая). Жанровая классификация публицистики включает корреспонденцию, статью, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, обзор,рецензию, открытое письмо. Публицистика, в отличие от художественной литературы, редко использует художественный вымысел, но не пренебрегает аналогиями, гипотезами, догадками, прогнозами как способами постижения реальности. Наряду с «прозрачностью» образов, в которых предпочтение отдается общему, а не индивидуальному, публицистике свойственна максимальная редукция психологизма и детализации, сведение символизации и произвольных ассоциаций к необходимому минимуму. Эффективность воздействия на сознание читательской аудитории достигается в публицистике и с помощью смешивания традиционного риторического приема, когда монолог оратора - фигуры социальной, выразителя общественных умонастроений - постепенно преобразуется в диалог со слушателями, ощущающими личную причастность к обсуждаемому. В присутствии авторского начала состоит отличие публицистики от собственно информационных жанров. В целом компонентами развернутого публицистического текста являются: факт, мнение, аргумент, проблема, концепция, вывод. В различных жанрах публицистики соотношение этих элементов варьируется.

Генетически публицистика восходит к красноречию античности (речи Лисия, Демосфена, Сократа, Цицерона), риторическим руководствам (Платона, Аристотеля, Квинтил-Иана, Тацита), к библейским проповедям и притчам, древним морально-этическим руководствам, историографиям, летописям, отчасти к педагогической литературе, политически-правовым и административно-деловым документам (сводам законов, дипломатической переписке, текстам договоров и указов), к мемуарам и личной переписке; оказали влияние на формирование публицистики и мотивы фольклора - сатирические, исторические, дидактические, а также менипповой сатиры.

Европейская публицистика выходит из средневековой пародийной антиклерикальной литературы и антиправительственных памфлетов, иронико-сатирических сочинений Эразма Роттердамского, Ульриха фон Гуттена, Иоанна Рейхлина, трудов идеологов Реформации Т.Мюнцера и М.Лютера, чьи политические призывы, декларации и листовки получили массовое распространение и вызвали общественный резонанс, к сочинениям теоретиков и организаторов буржуазных революций 16-18 веков. Дж.Лильберна, Дж.Милтона (его «Ареопагитика», 1644, стала манифестом в защиту свободы слова и гласности), Т.Пейна, Б.Франклина, М.Робеспьера и Ж.П.Марата. Большое влияние на общественное мнение оказала публицистика французских просветителей-энциклопедистов Д.Дидро, Ш.Монтескьё, Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Дж.Свифта, английских социалистов Т.Спенса и У.Годвина (18 век). Наряду с ней существовала и консервативная публицистика , утверждавшая незыблемость авторитетов, святость традиций, нерушимость основ государства («Размышления о французской революции», 1790, Э.Бёрка). Публицистика 19-20 веков осветила проблемы самосознания искусства и взаимодействия его с жизнью (В.Гюго, Г.Гейне, Ш.Сент-Бёв, Э.Золя, Дж.Рёскин, Р.Роллан, А.Барбюс, Г.Манн, Т.Манн, П.Валери, Х.Ортегаи-Гассет, Г.Гессе, Ю.Фучик, Ж.П.Сартр, A.Камю, А.Моравиа). В США получила развитие философская и литературно-критическая публицистика трансценденталистов, Р.Эмерсона, Г.Д.Торо.

У истоков отечественной публицистики - «Слово о Законе и Благодати» (1037-50) митрополита Илариона «Слова» и послания Кирилла Туровского (12 век), «Поучение» (1117) Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника (13 век), сочинения Максима Грека, Ивана Пересветова, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Житие» (1672-75) протопопа Аввакума, публицистические тексты И.А.Крылова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790) - назидательные произведения морально-религиозного и социально-политического характера. Напряженные поиски истины, анализ важнейших моментов общественной жизни свойственны отечественной публицистики 19 и 20 века. Интерес исследователей в настоящее время вызывает «возвращенная» литературно-критическая и философская публицистика русского зарубежья, посвященная исследованию «русской идеи», национального самосознания как фактора исторического развития, - работы В.Ф.Ходасевича, З.Н.Гиппиус, Г.В.Адамовича, И.А.Бунина, А.А.Куприна, Д.С.Мережковского, М.И.Цветаевой, Н.А.Бердяева, B.В.Вейдле, Ф.А.Степуна, Г.И.Федотова, И.А.Ильина, А.Д.Синявского, В.Е.Максимова и др.

Слово публицистика произошло от латинского publicus, что в переводе означает-общественный.

жанровая характеристика литературного или журналистского произведения, спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки. Существует образное определение: публицистика – тень политики. Перефразируя высказывание К. Маркса, можно сказать, что публицистика является продуктом политики в той же мере, в каковой она сама создает эту политику. Без политики нет публицистика, как без публицистики не бывает цивилизованной политики. Имея ввиду известное изречение: если вы не хотите заниматься политикой, политика все равно займется вами, публицистика путем кропотливого анализа причинно-следственных взаимосвязей между самыми разными проявлениями социальной жизни, находит именно политического осмысления этих проявлений, место отдельно взятых в качестве примера событий и явлений в общих социальных процессах. Объект публицистики – политически освоенная действительность. Невзирая на макиавеллистские представления и несовместимости политики и морали, публицистика не просто систематизирует действительность в ее политических аспектах, но и рассматривает психологию политических феноменов, их философские, культурные и нравственные характеристики. Публицистика непрерывно навязывает власти напоминание о трех постулатах – правдивости, разумности и справедливости, на которых должна в идеале основываться в своих действиях власть. В этом смысле публицистика – занятие неблагодарное. Публицистический элемент может присутствовать практически в любых журналистских жанрах: интервью, беседе, комментарии, статье и т.д., в тех случаях, когда в публикациях присутствуют анализ и обобщение. Главным же критерием публицистичности всегда будет являться прежде всего неравнодушие автора публикации к предмету этой публикации, его гражданская позиция. В этом, пожалуй, главное отличие публицистики от аналитической журналистики.

Понятие публицистика никогда не получало самостоятельного развития в зару­бежных теориях массовых коммуникаций. Слово публицистика появилось в XIX веке. О его этимоло­гии дает информацию известная статья В.Г. Березиной 1 . По мнению автора, специфическим было первоначальное толко­вание слова публицист (выступающий о публичном праве). Березина раскрывает смысл этого слова, его трансформацию, обращает внимание на важность для характеристики публи­цистических произведений трех аспектов: о чем; как; для кого они созданы.

История происхождения термина приводит и к другим, не менее любопытным гипотезам. В.Г.Березина, например, указы­вает на возможно русское происхождение данного понятия, по­скольку трудно найти эквивалентные термины в европейских языках 2 .

Аналогичные предположения высказывает и Е.П.Прохоров: «В англо-американской литературе этот термин вообще не при­нят; в западногерманских исследованиях он употребляется для обозначения всех (кроме информации) произведений, распрост­раняемых по каналам массовой коммуникации и рассчитанных на массовое воздействие» 3 .

В работах 1960-1980-х годов при характеристике публицис­тики как предмета литературной деятельности акценты стави­лись на идеологическом, политическом смысле любого публи­цистического произведения. Творчество публицистов расценивалось как «область общественно-политической деятельности» с целью «активного идеологического воздействия» 4 . По мнению В.М.Горохова, публицистика - это и вид литературы, и тип жур­налистской творческой деятельности.

М.С.Черепахов, считая публицистику особым родом литерату­ры, рассматривал ее в жанровой (в широком смысле слова) пара­дигме литературного творчества. Ученый утверждает, что «любая тема, проблема - философская, морально-этическая, экономичес­кая - получает в публицистике политическое осмысление» 5 .

В.В.Ученова объединяет в понятии публицистика специ­фический род деятельности и тип текстов 6 . Из этого определе­ния становится очевидным родство журналистики и публицис­тики как форм общественного сознания и факторов обществен­ной жизни.

Деидеологизация, характерная для нашего времени, касает­ся в определенной степени и публицистики. Бесспорно, централь­ным в ней остается мировоззренческий аспект, не исчезает и не умаляется общественная значимость поднимаемых в ней нрав­ственных проблем (моральные суждения являются одной из са­мых типичных черт отечественной публицистики), которые мо­гут вместе с тем не иметь никакого отношения к политике.

Публицистике подвластны все и всякие события, явления, судьбы, характеры, проблемы современности (и даже прошлого и будущего в связи с современностью) при том условии, что они увидены и повернуты к широкой аудитории своим социальным смыслом и значением 7 . В публицистике размышления занима­ют главное место, выходят на первый план. Осмысление отно­шения к миру для публициста - специальная и профессиональ­ная задача: человек и его бытие - это главный объект публици­стического выступления в прессе.


Публицистика является интеллектуальной деятельностью, предмет которой - объективная реальность. Важно понимать, что «предметом деятельности могут быть не только вещи, но также общественные отношения, формы общественной жизни, различные организации, системы управления, виды деятельнос­ти, регулирующие их нормы и все компоненты общественного сознания, как то: знания, мнения, ценности или идеалы, а также сам человек в развитии своих сил, способностей и потребнос­тей, т.е. любая область социальной действительности» 8 .

Предмет публицистики - история современности. При этом речь идет о познании исторического процесса в его развитии, об оценке происходящего, о коммуникативной деятельности. Пред­мет публицистики трансформируется при смене одной обществен­ной системы и эпохи другими.

Сущностный признак публицистики - полемичность. Для фор­мирования осознанной социально активной позиции людей необ­ходимо, чтобы полемика опиралась на объективную, убедитель­ную и обоснованную аргументацию.

Как известно, аргументация - это приведение доводов (аргу­ментов) с целью изменения позиций или убеждений другой сто­роны. Аргументы строятся либо в форме связей, ассоциаций, либо, напротив, диссоциативно.

Для аргументации характерно то, что она

Всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений;

Является целенаправленной деятельностью, в задачи ко­торой входит усиление или ослабление чьих-то убеждений;

Является социальной деятельностью, поскольку направле­на на другого человека или людей, рассчитана на диалог и ак­тивную реакцию противоположной стороны;

Предполагает разумность тех, кто воспринимает приводи­мые доводы.

Приемы аргументации бывают корректными и некоррект­ными. При некорректной аргументации не соблюдаются требо­вания, относящиеся к процессу коммуникации. Использование вопреки здравому смыслу некорректных аргументов является особенностью публицистики тенденциозной и экстремистской прессы. Некорректные аргументы чаще всего адресованы

Аудитории, как попытка опереться на ее мнения, чувства и
настроения вместо обоснования тезиса объективными довода­ми. Это манипулятивный прием с целью взвинтить эмоции, на­электризовать аудиторию;

Личности, которой приписывают недостатки, реальные или мнимые, представляющие ее в смешном свете, бросающие тень на ее умственные способности, подрывающие доверие к ее рас­суждениям. В этом случае сущность полемики уходит на второй план и предметом обсуждения становится личность оп­понента.

Применение некорректных аргументов является манипулятивным приемом недобросовестных журналистов, цель которых создать иллюзию объективности. Важно помнить, что основная функция публицистики - объективное отражение мира. Так, исследователь теории журналистики, А.А.Тертычный, утвержда­ет, что применительно к массовой аудитории основная функция публицистики заключается во всестороннем социальном ориен­тировании читателей, в формировании образа жизни. В этом ас­пекте она совпадает с функциями аналитической журналистики. Автор адресует свое выступление человеку действия, г. е. про­являющему свою личность, ищущему способы решения про­блем. Явления, описываемые в тексте, интересуют читателя прежде всего с точки зрения той роли, которую они могут играть в его деятельности. Относительно этой роли все предметы мо­гут быть разделены на две основные группы. Первая - предме­ты, явления, служащие, сопутствующие удовлетворению потреб­ностей субъекта (их называют благами), вторая - предметы, явления, препятствующие удовлетворению его нужд, порождаю­щие новые потребности. Явления первой группы могут высту­пать мотивами, целями, средствами деятельности, а второй - преградами, стоящими на пути достижения мотива деятельнос­ти, «ценой» за удовлетворение актуальной потребности тем или иным путем. «Умение ориентироваться в этих явлениях исклю­чительно важно для аудитории» 9 , - подчеркивает исследователь.

Публицистике свойственны также информативная, дирек­тивная, фатическая, эстетическая, экспрессивная функции. Ин­формативная функция проявляется в передаче информации, ди­рективная - в оказании влияния на поведение или отношение ауди­тории, фатическая - в поддержании коммуникативных связей, эстетическая - в создании художественного эффекта, экспрес­сивная - в выражении эмоционально-оценочного отношения ав­тора.

При директивной функции основной акцент делается на ауди­торию (адресата), при информативной - на содержание, при фактической - на канал коммуникации, при эстетической - на фор­му сообщения, при экспрессивной - на автора (адресанта).

Директивная функция непосредственно связана с темой публи­цистического текста, которая рождается как непосредственная ре­акция на проблемы. Публицистика постоянно подсказывает, какие проблемы считать острыми и наболевшими, а какие - не стоящи­ми внимания. Иными словами, публицистика задает набор тем и проблем, которые считаются наиболее важными на текущий мо­мент. В этом смысле публицистика действует как прожектор, «выс­вечивая» то одну, то другую проблему. По определению В.В.Ученовой, проблемой называется отражение в человеческом сознании противоречивых моментов развития, конфликтных ситуаций действи­тельности 10 . Решение их и выработка конкретной идеи - это и есть директивная функция публицистики.

В советское время публицистика через идею несла импульс действия, сегодня она лишь подсказывает читателю его роль. Представим такой эпизод. Задумавшись, идет по улице чело­век. Впереди проезжая дорога, зажегся красный свет. Но пеше­ход, не обращая внимания на светофор, пытается перейти на другую сторону улицы. И в этот миг слышит резкий окрик: «Ма­шины!» Отпрянув, он избежал беды. Данный эпизод демонстри­рует принуждающее воздействие, которое вызвано экстремаль­ными обстоятельствами. Прохожий, окликнувший невниматель­ного человека, использовал средство, однозначно диктующее из­менение поведения.

Аналогичные способы воздействия применялись в публици­стике первых лет Советской власти, когда она была направлена на изменение социальных, политических и экономических взгля­дов людей. С начала девяностых, когда распался Советский Союз, публицистика уже не направлена на изменение, а только стремится изменить эстетические взгляды и поведение своих читателей 11 . Авторитарно-управленческая функция публицистики сменилась ориентацией на совместный с аудиторией поиск ре­шения сложных проблем. При этом публицистика на одних про­блемах внимание общества концентрирует, а другие игнорирует.

Современное состояние общества таково, что по целому ряду проблем его члены вообще не могут составить никакого мне­ния. Более того, о существовании некоторых проблем ничего не было бы известно, если бы не публицистика, которая разъясня­ет, насколько важны эти проблемы. Сегодня публицистическая идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда свя­занного с выбором. Соответственно и принуждение как метод влияния уступило место внушению и убеждению.

Внушение и убеждение относятся к основным способам ком­муникативного влияния, выработанным практикой социального общения. Воздействие с помощью внушения рассчитано «на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверж­дается или отрицается без доказательства» 12 . Для убеждающе­го воздействия характерно обращение прежде всего к интеллек­ту, критическому сознанию, формирование необходимого настроения.

Однако главное воздействие публицистики связано не с ее способностью к убеждению и внушению, а с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внима­ние к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. Еще в 20-е годы XX века классик исследований массовой коммуникации Уолтер Липпман заметил, что только «законченные идеалисты могут воображать, что в современном обществе простой гражданин способен сво­им умом "дойти до самой сути" и самостоятельно составить суждение о важности происходящих где-то далеко событий или об актуальности сложных и не затрагивающих его непосредствен­но общественных проблем» 13 .

В публицистических произведениях, содержанием которых является критика на злобу дня, информативная функция сочета­ется с экспрессивной. Публицистическое произведение предстает как сложно организованная объективизация точки зрения авто­ра, его взгляда на действительность, общей мировоззренческой концепции. Критика несет отпечаток авторских эмоций, делая текст оценочно-экспрессивным. Как известно, под экспрессией понимают выразительно-изобразительные качества речи, отли­чающие ее от обычной или стилистически нейтральной и прида­ющие ей образность и эмоциональность. Своеобразие критики в публицистическом тексте в том, что автор здесь намеренно стре­мится к увеличению экспрессивного эффекта.

Публицистическая (или социальная) критика выполняет две функции: 1) разбор (анализ) единичного явления с целью дать оценку; 2) отрицательное суждение о чем-нибудь, указание не­достатков.

В работах по теории критики оценка понимается как определе­ние достоинств и недостатков объекта и общий вывод, причем оценка объекта противопоставляется его характеристике. Говоря об оценке, прежде всего надо разграничить два часто смешиваемых поня­тия, а именно оценку как мыслительный процесс и ее выражение средствами языка, т.е. вербализацию оценки.

Познание действительности сопровождается оцениванием ее; это означает, что в ходе познавательной деятельности в челове­ческом сознании, с одной стороны, отражаются предметы и яв­ления такими, каковы они сами по себе, в их естественных свя­зях и отношениях, с другой - эти предметы и явления человек оценивает под углом зрения определенных потребностей, стрем­лений и установок 14 . Естественно, что оценивание осуществля­ется субъектом и не может происходить без его участия.

В процессе познания существует две формы: чувственная и рациональная. Формами оценки на чувственной ступени явля­ются чувства, на рациональной - оценочные представления и понятия. Такова структура оценки в плане познавательного ас­пекта.

Однако оценка может быть рассмотрена в коммуникатив­ном аспекте, когда субъект оценивает окружающую его действи­тельность на основе имеющихся у него оценочных представле­ний и понятий. Структура оценки как мыслительного действия включает четыре компонента: субъект, предмет, характер и ос­нование оценки. Рассмотрим каждый из них.

Субъект оценки - это лицо, которое приписывает ценность предмету, т.е. тот, кто осуществляет оценку, выражает ее.

Предмет оценки - это объект или объекты, которым припи­сываются какие-либо ценности или наоборот отказывается в них, или ценности которых сопоставляются.

Характер оценки - это сам оценочный предикат. К характе­ру оценки относят такие предикаты, как «хорошо», «плохо», «доб­ро», «зло» и т.п. По характеру оценки делятся на абсолютные и сравнительные.

Основание оценки определяется как та позиция, те доводы, которые склоняют субъект к одобрению, порицанию или выра­жению безразличия в связи с разными вещами 15 .

Оценки делятся на два вида в зависимости от того, какую основу они имеют: интеллектуальную (рациональную) или эмоци­ональную (чувственную).

Однако у этих двух видов оценки есть общее - они либо одоб­ряют, либо дискредитируют объекты критики. В качестве базовых для создания экспрессивности текста можно принять чув­ства «одобрение/неодобрение».

Следуя современной теории, «жанром можно условно счи­тать группу литературных произведений, в которых теоретичес­ки выявляется общая "внешняя" (размер, структура) и "внут­ренняя" (настроение, отношение, замысел, иными словами - тема и аудитория) форма» 16 . Но жанры публицистики не просто лите­ратурные формы отображения реальности, а прежде всего спо­собы и методы воздействия на аудиторию, построенные на ав­торском понимании и интерпретации сути отображаемых в тек­сте проблем, фактов, явлений через аналитико-художественное воспроизведение конкретных ситуаций.

В основу классификации публицистических произведений положены следующие признаки жанровой дифференциации:

1) характер объекта отражения;

2) целевое назначение;

3) масштабность выводов и обобщений;

4) характер языковых и стилистических средств.

На основе признаков дифференциации определены три груп­пы публицистических жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Жанр - понятие типологическое: он устанавливает харак­терный для всех входящих в его орбиту произведений тип отно­шения к действительности. «В строгом терминологическом смысле жанр не отражает непосредственно действительность так, как любое произведение искусства и литературы, - замеча­ет профессор Г.Я.Солганик. - Будучи обобщенной категорией, жанр отражает не непосредственно действительность, а харак­тер отношения к ней составляющих жанр произведений. Жанр -это всегда установка на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подхода, отношения к дей­ствительности» 17 .

Наиболее оперативные жанры, не претендующие на де­тальный анализ:заметка - небольшое сообщение; интервью - материал, сделанный на основе беседы журналиста с интерес­ным для аудитории человеком; репортаж - запись, отражаю­щая ход какого-либо события.

Жанры, предполагающие анализ фактов:статья - текст, в котором ставится и разрешается какая-либо проблема; ком­ментарии - трактовка события; обозрение - аналитическое описание событий за определенный период, включающее общую оценку; рецензия - оценка конкретного произведения.

Эти жанры имеют как сходные признаки, так и отличитель­ные признаки. Назовем основные отличия: в проблемной статье логическая структура связана с движением от идеи, от общего к частному, текст используется в основном не как предмет кри­тического анализа, а как доказательство взглядов автора. В обо­зрении представлены закономерности и тенденции развития си­туации за какое-то время. В произведениях этих жанров при оп­ределенной степени объективности анализа ощутимо авторское «присутствие», субъективная авторская позиция, допускаются элементы образности.

Жанры, в которых особенностью повествования явля­ется именно индивидуальный подход, субъективная оцен­ка, особый угол зрения: очерк (проблемный, путевой, «физио­логический», портретный) - художественно-публицистическое произведение, в котором определенным образом организованы авторские мысли, наблюдения, впечатления, размышления; фе­льетон - произведение, в котором при характеристике людей или ситуаций использованы средства сатиры; памфлет - произведение, где объектом критики становится политический строй в целом и его ведущие представители.

При определении жанров художественной публицистики от­мечают характерное для них единство логического и образного, взаимодействие «публицистической насыщенности» с элемен­тами художественного, образного письма 18 . Этой родовой груп­пе публицистики свойственны образность, типизация, эмоцио­нальная выразительность.

В сложной системе публицистических жанров фельетон занимает особое место как жанр художественно-публицистичес­кий. В фельетоне органично соединяются мысль и образ. Фель­етон формируется на самом стыке собственно художественной литературы и публицистики, в той сфере, о которой сказал в свое время В.Г.Белинский: «...искусство, по мере приближения к той или иной своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущ­ности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, прими­ряющая обе стороны» 19 . Жанры, расположенные в областях, «примиряющих обе стороны», естественно и закономерно тяго­теют к разнородным стихиям. Так, фельетон немыслим без слож­ного взаимодействия с публицистическими жанрами (заметка, статья, репортаж, корреспонденция), с художественными жан­рами (рассказ, новелла) и, наконец, с теми жанрами, которые так­же располагаются в пограничной сфере (очерк, памфлет).

В публицистике не только широко используются все выше­перечисленные жанры, но внутри каждого вида можно наблю­дать разнообразие приемов общения автора с читателем, все­возможные варианты включения в текст документа и авторско­го комментария к нему.

При стремлении к точной характеристике каждого жанра следует отметить отсутствие четкого разграничения в реаль­ных произведениях: ироничный комментарий может сочетаться с обозрением, сатирическая реплика оказаться включенной в заметку, рецензия трансформироваться в фельетон, очерк стать сатирическим, а статья приобрести памфлетный характер. «В разных жанрах обнаруживается разная степень распространен­ности тех или иных явлений, - замечает Н.Ю.Шведова, - то, что характерно для непринужденного стиля письма, фельетона, заметки, лишь в отдельных случаях может проникнуть в офици­альный документ, информационное сообщение или критическую статью. Но такие проникновения не исключены, напротив, они становятся все более обычными. Новые явления проникают в разные жанры газеты» 20 .

Однако дело не только во взаимопроникновении и смешении жанров. Для современной литературы и, в частности, публицис­тики как ее вида характерны размытость жанровых границ, по­явление новых жанровых вариантов и, как следствие, перестройка всей системы жанров. На этом фоне четкое жанровое определение публицистики осложняется многообразием ее бытования - это и средства массовой коммуникации, и беллетристика. Как видим, одна из особенностей публицистики в ее «промежуточ­ности», отсюда и трудности с определениями и жанровыми ха­рактеристиками.