Из истории выставок. Экспозиции регионов РФ

В Шанхае 1 мая дня откроется Всемирная выставка ЭКСПО-2010 (World Expo-2010). Она продолжит традицию международных выставок, которую в 1851 году заложили королева Виктория и принц Альберт. Тема выставки - «Лучший город, лучшая жизнь». Продлится Всемирная выставка до 31 октября.

Организаторы считают, что общее количество посетителей может достигнуть 100 миллионов человек, 95% из которых - китайцы. Но сообщают, что ограничат количество посетителей в день до 600 тысяч.

Шанхай потратил 400 миллиардов юаней (58,6 миллиардов долларов) на подготовку к открытию выставки. Это больше, чем было потрачено на Олимпийские игры в Пекине.

На выставке будут представлены павильоны из практически каждой страны, многих международных организаций, городов и крупных корпораций.

Огромный музыкальный фонтан развлекает посетителей Всемирной выставки в Шанхае 25 апреля. Помимо ежедневных парадов, салюта и других празднеств, 192 страны, участвующие в Шанхайской выставке, полгода будут развлекать посетителей музыкой, танцами и постановочными шоу. (AFP /Getty Images)


Иллюминация конструкции "Sun Valleys".


Посетительница осматривает семена в акриловых прутьях в павильоне Великобритании. (Kevin Lee/Bloomberg)


Вид на павильоны всемирной выставки, 28 марта. (AP Photo/Shanghai Pacific Institute for International Strategy)


Вид с воздуха на деловую часть Шанхая Пудун, 17 апреля. (Getty Images/Feng Li)


Полицейские охраняют вход на Всемирную выставку, 19 апреля. (Getty Images / Feng Li)


Посетители в павильоне Германии смотрят на «Энергетический источник» - 1,2-тонную сферу с 400 000 светодиодов, реагирующих на звук. (AP/Ng Han Guan)


Мониторы в Испанском павильоне. Организаторы выставки дали некоторым посетителям возможность протестировать некоторые павильоны и помещениях выставки. (AFP/Getty Images/Philippe Lopez)


Журналисты смотрят на огромный экран в китайском павильоне информации и коммуникации, 19 апреля. (AP/Eugene Hoshiko)


Строитель проходит мимо подсвечивающегося Китайского павильона «Информации и коммуникации», 19 апреля. (AP/Eugene Hoshiko)


Девушка пробегает по застекленному переходу Австралийского павильона. (AFP /Getty Images /Philippe Lopez)


Тысячи посетителей заполонили набережную Вайтань - одну из самых популярных достопримечательностей в Шанхае. После почти двух лет ремонта набережная открылась в преддверии Всемирной выставки. (AP)


Работница Французского павильона проходит между двумя картинами на Всемирной выставке. (AFP/Getty Images/Philippe Lopez)


Строитель у павильона Швейцарии 8 марта. (REUTERS/Aly Song)


Рабочий проходит на фоне «Улицы счастья» - части павильона Дании, 2 марта. (REUTERS/Aly Song)


Рабочие у павильона Люксембурга, 2 марта. (REUTERS/Aly Song)


Еще строящийся павильон Испании, 11 марта. (PHILIPPE LOPEZ/AFP/Getty Images)


Посетители собрались перед огромной анимированной куклой в Испанском павильоне, 5 апреля. Организаторы предоставили нескольким счастливчикам возможность осмотреть павильоны перед официальным открытием выставки. (PHILIPPE LOPEZ /AFP /Getty Images)


Посетители выставки проходят мимо подсвечивающейся оси Солнечной долины в первый день пробного открытия Всемирной выставки, 20 апреля. (Qilai Shen/Bloomberg)


Рабочий определяет масштаб павильона Объединенных Арабских Эмиратов 2 марта. (REUTERS/Aly Song)


Посетители у павильона Великобритании под названием «Собор семян» (Seed Cathedral), 14 апреля. (Kevin Lee /Bloomberg)


Павильон Израиля.


Павильон Бразилии.


Репетиция танцоров.


Павильон Турции.


Посетители стоят в очереди в павильон Испании, 25 апреля. (AFP /Getty Images /Philippe Lopez)


Павильон Канады.


Интерьер павильона Великобритании, 14 апреля. (PHILIPPE LOPEZ/AFP/Getty Images)


На концах акриловых прутьев видны искусственные семена. (REUTERS/Aly Song)


Ночное фото павильона Сербии, сделанное 23 апреля. (REUTERS/Stringer)


Шанхайский автопроизводитель Shanghai Automotive Group Co., Ltd. впервые представляет свой концепт автомобиля Е Ци («Листок») на Всемирной выставке, 11 апреля. (AP Photo)


Салют над выставкой во время репетиции церемонии открытия. (AP Photo)


Посетители выставки пытаются запечатлеть легендарную Русалочку в Датском павильоне. (REUTERS /Aly Song)


Бронзовая фигура героини сказки Ганса Христиана Андерсена покинула Копенгаген впервые за 97 лет чтобы предстать на Выставке. По замыслу авторов проекта, Русалочку поместили в бассейн с пятьюстами тысячами литров морской воды. А чтобы жители Дании не скучали по своей любимице, в павильоне была установлена 24-часовая камера слежения за скульптурой, с помощью которой изображения Русалочки переведены на большой экран в Копенгагене. (AP Photo/Eugene Hoshiko)


Ведущий архитектор Датского павильона Бьярке Ингельс едет на велосипеде по крыше павильона. (PHILIPPE LOPEZ/AFP/Getty Images)


Ночное фото павильона России, сделанное 23 апреля. (REUTERS/Stringer)


Разъезд на эстакаде в Шанхае в один из рабочих дней выставки. (REUTERS/Shanghai Pacific Institute for International Strategy)


Вид с воздуха на Французский павильон. (REUTERS /Shanghai Pacific Institute for International Strategy)


Французский павильон весь зелен изнутри.


Вот такие там клумбы.


Артистка готовится к репетиции представления, 26 апреля. (STR/AFP/Getty Images)


Китайский рабочий на крыше павильона Исландии. (AFP /Getty Images /Philippe Lopez)


Рабочий чистит снаружи «Солнечную долину» - здание, поглощающее солнечную энергию. (REUTERS/Nir Elias)


«Солнечная долина» и китайский павильон во время проверки освещения. (REUTERS/China Daily)


Девочка позирует перед павильоном Китая. (REUTERS/Aly Song)


Павильон Израиля.


Павильон Африки.


Посетители проходят мимо павильона компании Shanghai Automotive Industry Corp and General Motors, 26 апреля. Многие компании видят во Всемирной выставки в Шанхае возможность представить свой бренд на обширном рынке в 1,3 миллиарда покупателей. (AFP/AFP/Getty Images)


Посетитель фотографирует 3D-проектируемое изображение терракотового воина в жадеитовом костюме в павильоне «Авроры», 26 апреля. (AFP/AFP/Getty Images)


Павильон «Информации и коммуникаций», 19 апреля. (Qilai Shen/Bloomberg)


Проектная модель демонстрирует возможную систему транспорта в Павильоне Будущего. (AFP/AFP/Getty Images)


Павильон Польши. (PHILIPPE LOPEZ/AFP/Getty Images)


Павильон Великобритании «Собор семян».


Автомагистраль на эстакаде подсвечивается светодиодами, 18 апреля. (Getty Images/Feng Li)

На проведение ЭКСПО-2010 претендовали пять стран - Россия, Китай, Южная Корея, Мексика и Польша, но предпочтение было отдано китайскому Шанхаю, в силу колоссальных экономических преобразований, через которые прошел этот город за последние 30 лет.

Тематика ЭКСПО-2010 - «Город делает жизнь прекраснее». В 2020 году две трети населения мира будет проживать в городах. Решение городских проблем стало приоритетной проблемой для всех стран мира. На выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае представители всех пяти континентов смогут обменяться опытом городского развития, увидеть воочию новые модели проживания, оценить современную жизнедеятельность человечества, обменяться инновационными идеями по решению экологических, энергетических и многих других проблем.

Текст и фото / Наира и Гага Аматуни

Самое масштабное событие года – Всемирная выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае – заверши­лось 31 октября. Журналу Design DeLuxe посчастливилось оказаться там и воочию увидеть са­мые фантастические и безумные идеи, которые воплотили архитекторы, инженеры, дизайнеры, конструкторы и т.д. из разных стран мира. Естественно, что нам не терпится поделить­ся с вами полученными впечатлениями.Талисман ЭКСПО-2010 - фигурка в виде китайского иероглифа, обознача­ющего слово «человек» - называется Хайпао (Hai Bao). Талисман воплощает особенности культуры Китая. Эмблема ЭКСПО-2010 изображает трех человек, скрепляющих руки, что символизирует все население земли. Эмблема ЭКСПО- 2010 выражает концепцию всемирной выставки – понимание, общение, ра­дость встречи и сотрудничества, а так­же отражает стремление человека к самореализации.

184 дня длилась в Шанхае Всемирная выставка ЭКСПО-2010 (World Expo-2010) – с 1 мая по 31 октября.


Она продолжила традицию междуна­родных выставок, которую в 1851 году заложили королева Великобритании Виктория и принц Альберт. Эта тра­диция получила название Всемирных выставок, или Экспо.


Наиболее развитые страны ми­ра периодически собираются, чтобы похвастаться собственными достиже­ниями и оценить успехи других.


Первое подобное мероприятие, но­сившее название «Великая выставка промышленных работ всех народов», состоялось в 1851 году в Лондоне.


С тех пор прошло более 50 всемирных выставок, и их задачи не изменились: демонстрация достижений нау­ки, промышленности, сельского хозяйства стран мира.


На вы­ставках демонстрируется новая продукция, проходят премьеры музыкальных произведений, выставляются архитектурные проекты.


В то же время Экспо носят не только познаватель­ный, но и коммерческий ха­рактер: они приносят прибыль организаторам и выводят на новые рынки различные изоб­ретения. Чаще всего выставки проходили в США, Франции, Англии, Бельгии, Испании, Японии и Австра­лии.


Испания

В последние десятилетия всемирные Экспо ста­ли переключаться с технологических вопросов на проблемы экологии и взаимодействия чело­века с природой.


Испания

Например, тема экспозиции 1998 года в Лиссабоне звучала так: «Океаны – наследство будущего».


Экспо-2000 в Ганновере прошло под лозунгом «Человек, природа, тех­нологии». В Японии в 2005 году главной темой стала «Мудрость природы», а в 2008 году в Ис­пании – «Вода и сбалансированное развитие».


Испания

И вот теперь Шанхай сфокусировал внимание на городе, определив тему: «Лучше город – луч­ше жизнь». Шанхай, самый богатый и блестя­щий город Китая, выложился полностью в сво­ем стремлении произвести впечатление.


Испания

Эта выставка стала мегаэкспозицией по многим показателям: она заняла площадь почти 6 кв. км, в ней участвовали 192 страны и 50 международных организа­ций, число посетителей перева­лило за 70 млн человек.

Испания

И са­мое главное, на ее организацию потраче но по разным оценкам от $42 до 50 млрд, включая все объекты инфраструктуры. Эта цифра оставила далеко позади затраты на подготовку Олим­пиады 2008 года в Пекине.

Франция

Мы остановились в городке Expo Village, специально построенном для гостей и участников выставки. Слово «village» в данном случае звучит поч­ти насмешкой. Это был большой го­родской район, сплошь застроенный суперсовременными высотками, с хо­рошо разработанным ландшафтом, экологически чистым транспортом (электрическим).

Франция

В общем, это был образец прекрасной инфраструктуры. На всем стоял символ Экспо, даже на крышках люков. Все вышеперечис­ленное было построено за год. К со­жалению, будущее всей этой преле­сти довольно туманно: поговаривали, что городок собираются демонтиро­вать после выставки. Что нас сильно расстроило, если честно. Теперь о самом интересном – па­вильонах.


Франция

Для целого ряда между­народных организаций отдельные павильоны на шесть месяцев рабо­ты выставки стали домом. А страны либо строили национальные павиль­оны самостоятельно, либо располо­жились в предоставленных хозяй­кой мероприятия помещениях.


Франция

Но отдельные павильоны построили только 49 государств. Павильоны - фантастические, причудливые, экст­равагантные, футуристические, яркие и самобытные!


Польша

Иногда глаза просто отказывались верить увиденному!Это была демонстрация не только запредельной фантазии и сумасшед­ших идей, но и финансовых возмож­ностей. Все это не выставка товаров, а презентация своей страны.

Германия

Самый до­рогой павильон принадлежал хозяе­вам выставки: китайцы потратили на него $203 млн. Выполненный в фор­ме перевернутой пагоды, он был из­вестен как «Восточная корона» – одна из пяти построек, которая останется на месте Экспо и превратится в музей (остальные будут демонтированы).


Китай

Китайский павильон передает силу и уверенность нации, отражает ее историю и культурное само­сознание.


Китай

Выкрашенная в цвета Запретного города (тот самый Chinese red), «Корона» следует законам экологичности – уме­ет собирать осадки и питаться энергией солнца.
Великобритания

Один из са­мых впечатляющих павильо­нов на выставке принадлежал Великобритании. Его называли «Кристальный собор» или «Со­бор семян».


Великобритания

Это экстраорди­нарное сооружение напомина­ло огромного металитического ежа или одуванчик.

Великобритания

Оно было покрыто 60 тысячами тонких акриловых стержней, колеблю­щихся на ветру и наполненных образцами семян сотен тысяч растений, которые мы должны сохранить для будущих потом­ков.


Великобритания

Такова высокая «зеленая» миссия британского павильона. Не совсем понятно даже, к ка­кой отрасли человеческой деятельности отнести этот удивительный шедевр – то ли к архитектуре, то ли к дизайну, то ли к передовым технологиям.


Великобритания

Днем пушистый шар собирал солнечные лучи, а ночью мерцал мяг­ким светом. Павильон Сингапура был сделан из 3866 кубиков разной степени прозрачности и внешне напоминал облако из пикселей, а вот чехи на внешней поверхности своего павильона получили орнамент из хоккейных шайб, напоми­нающий карту города.


Чехия

Чехия считается крупней­шим мировым экспортером этого спортивного снаряжения. Фишка Дании – павильон с гром­ким названием «Город мечты» в форме улитки.


Чехия

Здесь поместилось целое озеро, наполненное водой из залива Копенгагена, в середине ко­торого расположилась печальная «Русалочка» – национальное достояние Дании.


Дания

Бронзовую скульптуру героини сказки Андерсена специаль­но доставили в Китай. Таким образом, это ста­ло ее первым путешествием за пределы родной Дании. Благодаря Экспо-2010 Шанхай стал ме­стом демонстрации разных культур мира.


Дания

Наци­ональный павильон Германии назывался «Гар­мония города», что демонстрировало типичное жизненное пространство в городских условиях.


Германия

Павильон был открыт с четырех сторон, а в ар­хитектурном решении чувствовалась легкость.


Германия

Самым же сильным «магнитом» и поводом для детского восторга посетителей стал огромный шар, свисающий с потолка. Это «Энергетичес­кий источник» - 1,2-тонная сфера с 400 000 светодиодов, реагирующих на звук.

Германия

Итальян­цы соорудили павильон, напоминающий италь­янский город в миниатюре. Внешняя сторона павильона представляла собой подвижную мозаику, части которой складывались в раз­нообразные узоры.


Италия

Идея павильона иллюстрировала гармонию культур различ­ных областей Италии.




Территория Франции полностью подчеркивала красоту воды и зелени: речка те­чет через французский сад, малый фонтан и сад над водой.


Италия

Чувствен­ный и изящный дизайн сформиро­вал свежий и прохладный водяной мир.


Италия

Здесь были выставлены все­мирно известные картины: «Жен­щина с кофейником» Поля Сезанна, «Ложа» Пьера Боннара, «Трапеза» Поля Гогена, «Танцевальный зал в Арле» Винсента ван Гога, «Балкон» Эдуарда Мане и «Анжелюс» Жана Франсуа Милле, которые никогда одновременно не выставлялись за грйаницей.


Италия

А тема павильона Япо­нии – «Гармония человеческого сердца и технологий» (очень нео­бычное сочетание, как, впрочем, и все японское).


Италия

Серебристо-розовый павильон был покрыт мембранной конструкцией с вмонтированной солнечной электростанцией, его образ напоминал то ли «космичес­кую крепость» с большим полук­руглым куполом, то ли огромное сердце.


Япония

Павильон был представ­лен под названием «Кайкодзима» (Kaikojima), что в поэтическом пере­воде с японского означает «остров пурпурного шелкопряда» (реверанс в сторону организаторов выстав­ки).


Россия

В Китае шелкопряды являются символом бессмертия, а пурпурный цвет связывается с благородством. При этом надо признать, что по­мимо заявленных глубоко фило­софских традиционных японских знаний о гармонии человека с при­родой ничего японского в архитек­туре павильона не присутствовало.


Россия

А русские соорудили двенадцать белых башен, украшенных национальной резьбой, внутри которых оказался город-сказка, мир буду­щего, который предстоит строить сегодняшним детям (мы писали о нем в DDL N9 - прим. ред.).


Россия

Ис­панцы покрыли свой павильон плетеными циновками, создав, та­ким образом, гигантских размеров корзину.


Россия

Его так и хочется назвать «обаятельный», хоть такое опреде­ление и не очень ложится в систе­му архитектурных определений. На Экспо-2010 отметился сэр Норман Фостер.


Россия


ОАЭ

Для формирования ха­рактерной песчаной расцветки в покрытии сооружения были приме­нены золотистые панели из нержа­веющей стали, под ярким летним солнцем приобретающие янтарные и розовые оттенки.


ОАЭ

Ко всем перечисленным павильо­нам китайцы занимали очередь с раннего утра.Это было колоссаль­ное, многокилометровое скопление людей, которое нам, откровенно го­воря, сложно воспринять даже на глаз.


ОАЭ

Многочасовое стояние под па­лящим солнцем, впрочем, никак не нарушалось. Китайцы на редкость законопослушный народ. Никто да­же не пытался пролезть вперед вне очереди.


Саудовская Арабия

Причем в ней стояли и старики, и дети. Описать все национальные па­вильоны в одном номере, к сожа­лению, никак не получается.


Саудовская Арабия

Но есть утешение: одна из новинок Экспо этого года – возможность в деталях изучить все экспозиции, не выходя из дома. Каждый павильон можно подробно рассмотреть в интернете на официальном сайте выставки.


Латвия

Всемирная универсальная выстав­ка ЭКСПО-2010 в Шанхае заверши­лась присуждением наград самым лучшим павильонам.


Латвия

Эти медали – золотые, серебряные и бронзовые были вручены за самый инно­вационный, но доступный для по­нимания дизайн и архитектуру, за показ достижений в охране окру­жающей среды, а также в реализа­ции образовательных целей. Итак, золотой приз в категории


Пионеры на экспо 2010

А завоевал павильон Германии, се­ребряный - России, а бронзовая награда досталась павильону Фран­ции. Первый приз в номинации «За лучший дизайн» получил павильон Англии.


А вот спецприз Бюро Экспо-2010 в номинации «Лучший он­лайн павильон» достался Армении.


Корея

Осьминог уже несколько раз казался темы Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае (см., например, ). Сегодня мы публикуем составленную Д.П. Регентовым справку о подготовке к выставке. Справка составлена специально под августовское 2009 года заседание Оргкомитета российского участия во Всемирной выставке и касается в первую очередь того, как тщательно готовится к выставке Китай. На этом фоне то, что делает Россия в плане подготовке к ЭКСПО-2010, выглядит, мягко сказать, убого.

Место проведения: территория ЭКСПО-2010 в Шанхае расположена на берегах реки Хуанпу в центре Шанхая, между мостами Наньпу и Лупу.

Девиз ЭКСПО-2010 в Шанхае: «Лучший город - лучшая жизнь».

Подтемы ЭКСПО-2010 в Шанхае: интеграция различных городских культур, процветание городской экономики, научно-технические городские инновации, модернизация городских микрорайонов, взаимодействие городов и сельских местностей.

Цель ЭКСПО-2010 в Шанхае: привлечение более 200 стран и международных организаций к участию в выставке. Ожидается, что ЭКСПО-2010 в Шанхае посетят свыше 70 млн. человек, подавляющее большинство которых составят китайцы.

Интерпретация эмблемы: эмблема ЭКСПО-2010 выполнена в форме китайского иероглифа «мир», который изображен в виде трех обнимающихся человек и символизирует благополучие, счастье и семейную радость. Также в широком смысле он означает «человечество», «стремление к прекрасной и гармоничной жизни». В этой эмблеме передается китайская концепция Всемирной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае: понимание, общение, встречи и сотрудничество, и активное стремление человека к самореализации.

Талисман ЭКСПО-2010 в Шанхае, отражающий колорит страны-организатора, символизирует историческое развитие, культурные ценности и социальные условия Китая. Талисман ЭКСПО-2010 «Хайбао» выполнен в виде китайского иероглифа «человек» и отражает не только особенности китайской культуры, но и отвечает дизайнерской концепции эмблемы ЭКСПО-2010.

Китайский национальный павильон «Корона Востока», построенный в рамках Всемирной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае, имеет высоту 63 метра, его основной цвет оформления – красный. Общая площадь дворца – 70 тысяч кв. метров. Общая сумма расходов на постройку данного сооружения составила 1,5 млрд. юаней. Это великолепное сооружение в традиционном китайском стиле. Оно является постоянным сооружением и находится в парке ЭКСПО-2010 в центре зоны в районе Пудун. Здесь выделяется главный павильон соответствующий девизу данной выставки «Лучший город – лучшая жизнь». Площадь национального павильона Китая составляет 20 тысяч кв. метров, региональных павильонов – 30 тысяч кв. метров, павильонов ОАР Сянган, ОАР Аомэнь и провинции Тайвань – 3000 кв. метров. Официальное строительство этого павильона началось 18 декабря 2007 года.

Стало известно, что после завершения Всемирной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае Национальный павильон станет базой для демонстрации китайской культуры, истории и искусства, а региональные павильоны превратятся в обычные выставочные помещения, которые вместе с тематическими павильонами станут местом для проведения различных выставок и мероприятий.

Главным конструктором национального павильона Китая является член Китайской инженерной академии Хэ Цзинтан. Когда речь зашла о концепции и дизайне проекта, он сказал, что данный павильон должен отвечать китайской специфике и духу эпохи. По его мнению, концепция проекта сводится к «процветанию всего мира и обогащению народа». Все сооружения делятся на две части: национальный павильон и региональные павильоны. Первый воплощает в себе небо, вторые – землю. «Китайская культура уделяет внимание внутреннему содержанию и подчеркивает гармонию человека и природы».

В проекте учтены механическая и структурная красота современных инженерных технологий, принципы энергосбережения, что свидетельствует о том, что китайцы заботятся и придают значение важным для человечества вопросам, в частности, экологии и энергетике. Дизайн, напоминающий перевернутую пирамиду, объясняется тем, чтобы летом верхние этажи закрывали от солнечных лучей нижние этажи павильона. В отделочных материалах внешних стен национального павильона Китая использованы синтетические материалы, позволяющие аккумулировать солнечную энергию. В целях озеленения и восстановления экологического ландшафта создан небольшой пруд.

При строительстве китайского национального павильона применялись современные методы строительства, новые материалы и технологии. Его дизайн подчеркивает открытость и публичность объекта. Крыша павильона имеет размер 138×138 метров, которая может использоваться в качестве смотровой площадки. Крыша региональных павильонов находится на высоте 3 метра, ее площадь составляет более 30 тысяч кв. метров, на ее поверхности посажены различные декоративные растения. В будущем эта крыша может использоваться в качестве городского сада.

На днях были официально определены тема и план проекта выставочного павильона провинции Хунань на ЭКСПО-2010. Название павильона: «Исток ручья персиковых цветов Ханаду». Павильон провинции Хунань разделен на три выставочные зоны. Общая площадь павильона составляет 600 кв. метров. Тема павильона: «Городской ручей персиковых цветов». «Ручей персиковых цветов» — это известное произведение поэта времен правления династии Восточная Цзинь Тао Юаньмина. Тема павильона провинции Хунань заимствована из основной идеи этого произведения.

По информации Координационного бюро ЭКСПО-2010 в Шанхае, был представлен проект демонстрации ОАР Сянган в рамках зоны передовой городской практики. Проект демонстрации будет направлен на улучшение эффективности и стимулирование коммуникаций Сянгана с разными местами мира и улучшение городской жизни жителей Сянгана с помощью широкого применения системы смарт-карт.

Были определены и опубликованы тема и план проекта выставочного павильона провинции Хэйлунцзян на ЭКСПО-2010 в Шанхае. Название павильона: «Прозрачный и сказочный ледовый город». В павильоне площадью 600 кв. метров будут представлены уникальная экология провинции Хэйлунцзян, зимний туризм, нравы и радостная жизнь жителей провинции Хэйлунцзян в сказочном снежно-ледовом городе, отражена тема павильона «Лед и снег заставляют нас быть необыкновенными».

Были обнародованы тема и план проекта выставочного павильона Гуанси-Чжуанского автономного района на ЭКСПО-2010. В павильоне площадью 600 кв. метров, темой которого выбран лозунг «Чистый дом, голубая мечта», будут продемонстрированы традиции и очарование Гуанси-Чжуанского автономного района, такие как медные барабаны, шарообразные украшения из шелка, парча национальности чжуан, народные песни национальности чжуан, пейзажи реки Лицзян, террасовые поля Лунцзы, улица Сицзе города Яншо и т.д.
Концепция дизайна фасадов павильона Гуанси-Чжуанского автономного павильона заимствована у растения фикуса, что соответствует концепции охраны природы людьми.

26 мая 2009 г. началось строительство Космического павильона в рамках ЭКСПО-2010 в Шанхае. На церемонии закладки первого камня заместитель руководителя Комитета Госсовета КНР по контролю и управлению государственным имуществом Хуан Шухэ объявил, что уже началось строительство всех 6 павильонов предприятий на ЭКСПО-2010 при поддержке 12 государственных предприятий Китая.

Космический павильон строится при поддержке Китайской космической научно-технической корпорации, Китайской космической научно-промышленной корпорации, Китайской электронно-технической корпорации. Тема павильона: «Гармоничный город, человечество и космос».

По словам заместителя генерального директора Китайской космической научно-технической корпорации У Чжо, в павильоне в соответствии с идеей «Небо – Земля — человек» будет представлен образ людей, работающих в сфере космических исследований и технологий, а также продемонстрирован вклад космической науки и техники в развитие человечества.

8 мая в Парке павильонов ЭКСПО-2010 состоялась церемония старта строительства выставочного павильона ОАР Аомэнь. Выставочный павильон ОАР Аомэнь «Юйту Гундэн» расположен в зоне Китайского национального павильона. Площадь его основания составляет 637 кв. метров. Выставочная площадь 7-этажного павильона – около 1000 кв. метров. Тема павильона ОАР Аомэнь — «Соединение культур, воплощение гармонии». Высота основного сооружения павильона составляет 19,99 метров, что символизирует год, когда ОАР Аомэнь вернулся в лоно Родины.

В настоящее время завершилась установка стальных конструкций Центра художественных выступлений – одного из пяти постоянных объектов ЭКСПО-2010 в Шанхае. Завершены внутренняя отделка и установка оборудования. Ожидается, что к концу текущего года строительные работы полностью завершатся.

Центр художественных выступлений расположен на южном берегу реки Хуанпу, его внешний облик напоминает раковину моллюска. Количество зрительских мест центра можно регулировать от 4000 до 8000, 12 000 или 18 000. Размер и положение сцены также регулируются.

Павильон информации и коммуникаций будет совместно построен компаниями «Чайна Телеком» и «Чайна Мобайл». Павильон расположен в зоне павильонов предприятий парка павильонов ЭКСПО. Высота главного строения составляет 20 метров, а общая площадь – 6196 кв. метров. Тема павильона: «Информация и коммуникации расширяют мечты городов».
25 апреля в парке павильонов ЭКСПО-2010 состоялась церемония начала строительства Шанхайского корпоративного павильона в рамках ЭКСПО-2010 в Шанхае. Темой павильона является «Мой город – наша мечта». Более 30 крупных и средних госпредприятий Шанхая выделили средства на строительство данного павильона.

20 апреля был официально представлен проект Нефтяного павильона в рамках ЭКСПО-2010. Также состоялась церемония закладки первого камня павильона. По имеющейся информации, основной темой павильона является «Нефть, расширяющая мечты городов».

20 апреля был официально представлен проект Китайского авиационного павильона в рамках ЭКСПО-2010, в парке павильонов ЭКСПО-2010 состоялась церемония закладки первого камня павильона. Авиационная промышленная корпорация Китая и Китайская восточная авиакомпания выделили 280 млн. юаней для строительства Китайского авиационного павильона, площадь которого составляет 4000 кв. метров. Внешний вид павильона напоминает белое и чистое облако у реки Хуанпу. В то же время его дизайн отражает экологическую концепцию. Ожидается, что строительство павильона будет завершено к марту 2010 года.

11 мая 2009 года организаторы ЭКСПО-2010 официально опубликовали общий план форумов в рамках ЭКСПО-2010. Программа форумов, являющихся одним из трех видов основных мероприятий ЭКСПО-2010, будет соответствовать теме ЭКСПО-2010. В рамках ЭКСПО-2010 состоятся три вида форумов: форум с участием высокопоставленных лиц, 6 тематических и несколько публичных форумов.

По информации, в конце октября 2010 года в Выставочном центре парка павильонов ЭКСПО-2010 в Шанхае состоится форум с участием высокопоставленных лиц. По словам организаторов ЭКСПО-2010 в Шанхае, по первоначальному плану направлением дискуссии форума будет: «Новаторство и устойчивое развитие городов». Будут приглашены государственные руководители Китая, генеральный секретарь ООН, главы и министры разных стран, председатель Международного выставочного бюро, мэры китайских и зарубежных городов, генеральные представители стран-экспонентов, представители деловых и научных кругов, СМИ и т.д., всего 1500-2000 человек.

На тематических форумах будут обсуждаться вопросы устойчивого развития, которым весь мир уделяет большое внимание. Организаторы ЭКСПО-2010 отметили, что целью проведения тематических форумов является обсуждение проблем, связанных с темой ЭКСПО-2010 в Шанхае и устойчивым развитием городов в настоящее время, а также идеями развития городов разных типов.

Согласно плану, тематические форумы состоятся во время проведения ЭКСПО-2010. Один раз в месяц будет проводиться тематический форум, посвященный одному из ключевых вопросов. Форумы будут проходить в городах района дельты реки Янцзы: Нанкине, Сучжоу, Уси, Ханчжоу, Нинбо и Шаосине. На каждый форум будут приглашены 500 — 800 человек из числа генеральных представителей стран-экспонентов, правительственных чиновников разных стран, представителей международных организаций, представителей политических, научных и деловых кругов.

Публичные форумы будут состоять из ряда отдельных форумов, большинство из которых состоятся во время подготовки к ЭКСПО-2010 в Шанхае, то есть в течение периода времени с мая 2009 года по апрель 2010 года.

Первая стадия

Находясь между Западом и Востоком, и в Европе, и в Азии одновременно, наша страна занимает уникальное географическое и культурное пространство в мире. Россия создала ни на что не похожую культурную традицию, объединив множество народов и территорий, сохранив их самобытность. Именно этот сплав и кажется нам главной ценностью и силой нашей страны.
ЭКСПО 2010 года будет проходить в Китае, одной из самых динамичных и активно развивающихся стран в мире, с огромным населением, которое и будет судя по всему основным зрителем ЭКСПО, и мы решили, что было бы немаловажным сделать наш павильон более понятным китайским посетителям.
Оказалось, что основы понимания миросоздания, присущие нашим предкам и древней философской китайской традиции, во многом схожи. Китайская триада – Земля, Человек, Небо – «Тайцзи» – совпадала с представлениями древних руссов о Матери-Земле и Отце-Небе, которые и создали в пустоте между собой все сущее.
«Единица рождает двойку, двойка рождает тройку, так возникает все сущее» (Дао-де-цзин).
Мировой океан или «хляби небесные», из которых растет мировое дерево, и 9 небес, на седьмом из которых находится Вирий (рай) в виде чудесного легендарного бело-золотого города счастья были основой славянского мироощущения. «На седьмом небе от счастья» говорим мы до сих пор.
Нижняя платформа павильона символизирует основы жизни, корни культурные, исторические и жизненные, память общества, его связи с предыдущими поколениями и с природой.
Именно отсюда начинается рост и движение вверх, именно здесь находятся корни мирового дерева (раскидистый дуб у славян), несущего на своих ветвях «небеса жизни». Вся нижняя часть платформы покрыта деревянными «лемехами», которыми издревле пользовались русские мастера.
Белое плато, ставшее границей пустоты между Землей /нижняя платформа/ и Небом /верхняя крыша/, создает ощущение бескрайности и чистоты, солнечного света и движения светового свегопада, ажурности световой решетки и его всепроницаемости.
Крыша - город символизирует покров, защиту, укрытие, возможность жизни и радости. Красный и золотой всегда ассоциировались с красотой /красна – девица/ и процветанием /золото колосящейся пшеницы, гарантирующее удачный год, благосостояние и уверенность в будущем/.
Между Землей и Небом находится Человек. В павильоне этот символ отражен в пространственных конструкциях, связывающих нижнюю и верхнюю часть объекта, но главными действующими лицами проекта становятся сами люди, находящиеся между Землей и Небом, Прошлым и Будущим, создавая Настоящее.
Верхняя часть павильона символизирует легендарный город-остров (Китеж, Буян), город счастья и мира, который является защитой и крепостью от зла и невзгод, идеальным образом Дома.
Вторым «образом», к которому отсылает российский павильон, является образ огромной, бескрайней страны, на территории которой живет множество народов, имеющих и не утерявших до сегодняшнего дня свои национальные и религиозные корни, язык и культуру, составляющих единой целое - Россию. Башни этого общего для всех народов Дома, стремящиеся вверх, несут национальные «декоры» разных народов, которые сплетаются между собой в единый организм, объединяющий и вместе с тем дающий возможность самостоятельного развития всем народам под этим Небом.
Башни-шатры (павильон от латинского papilio - шатер), символизирующие город-легенду Буян-град (современный город, рвущийся вверх) не нарушают, не вторгаются на территорию человека (белое плато пустоты и свободы /городская площадь/), но связаны с землей питающей их и служащей им основанием (парки, водоемы,экология). Гармонизация отношений этой триады и есть идеальный город, город для Человека, город-легенда – Буянград.

Вторая стадия

На втором этапе разработки по требованию сценографа в тело павильона был интегрирован зал площадью 1000 м2.

Параллелепипед центрального зала выполнен в форме архитектона (К. Малевич). Вся его передняя плоскость разбита на 1103 части – по количеству городов России. Каждому городу отдана площадь в зависимости от количества жителей. Эта площадь является экраном, на который будет проецироваться картинка-фильм об этом городе, рассказывающая о настоящем российских городов. Эту картинку посетители смогут также наблюдать, находясь в парковой зоне и перемещаясь по пути к основному входу. Также эта все время меняющаяся картинка, символизирующая буквально «Настоящее», будет видна издали, освещая центральную часть павильона изнутри, привлекая тем самым посетителей с дальних точек выставки.
Внутренность зала полностью темная, на поверхности стен, пола и потолка происходит проецирование фильмов, смоделировано действие (идет снег, на него проецируются картинки, концерт, танцы и т.д.) Это последняя часть экспозиции, с впечатлением от которой посетитель покидает российский павильон.

Третья стадия

Окончательный вариант павильона, измененный в силу временных и технических параметров был утвержден Организационным Комитетом Российской Федерации к строительству на ЭКСПО – 2010 в городе Шанхае.

Трехчастность осталась основой композиционного решения Российского павильона. Второй образной составляющей концепции стало понятие жизненности городских структур, что связано с таким основным понятием китайской философии как изменяемость. В «Книге перемен», являющейся для китайцев основным мировоззренческим текстом главным посылом служит мысль о том, что ежемоментные постоянные изменения и есть основа жизни, пока что-то меняется - мы наблюдаем процесс жизни. На взаимосвязи этих двух концептов мы и построили образ российского павильона. Павильон состоит из трех основных элементов: 1 - блок из 12-ти L-образных бело-золотых башен, 2 - куб 50х50 метров, «парящий в воздухе» – лежащий на основаниях всех двенадцати башен. 3 - внутренняя инсталляция «цветочный город», посвященная взгляду детей на будущее современных городов.
Блок из 12-ти бело-золотых башен, стоящих на природном ландшафте с лужайками и водоемами, несет в себе множество концептов, связанных с темой выставки и образом России. Башни, имеющие ультрасовременную форму, стремятся вверх, символизируя быстрорастущие современные мегаполисы с небоскребами нелинейной архитектуры, но в тоже время, они впускают в пространство между собой природный парк, как неотъемлемую часть городского пространства, который организовывает в центре павильона внутреннюю площадку для посетителей, некую круговую городскую площадь, которая вместе с башнями парковой зоны составляет триаду городского мегаполиса, пропорциональность взаимоотношений в которой является залогом успешного развития полицентричных структур современных городов. Бело-золотой цвет башен отсылает нас к историческим образам русской архитектуры, а красная подложка придает жизненности перфорации верхних частей башен, созданной на основе этнических мотивов-знаков различных народов, населяющих нашу страну, и символизирующей некоторую незаконченность процесса, как возможность развития и движения вверх (рост).
План павильона схож с древнеславянскими прототипами поселений (Аркаим, Челябинская обл., рубеж 3-2 тысячелетий до н.э.) и такими известными сооружениями как Стоунхендж, и символизирует цветок жизни или солнце, корни «Мирового дерева» (раскидистый дуб у Славян), на ветвях которого покоятся (небеса жизни).
«Корни» башен ориентированы к центру композиции и являются опорой для «куба цивилизации», который связан с символом «человек». Этот символ получил геометрическую, искусственную, «человеческую» форму куба. Снаружи куб поделен на определенное количество элементов-паззлов (в форме древнего русского строительного материала лемеха), каждый из которых является отражением 12-титысячной административной единицы многомиллионного населения российских городов.
Эти элементы, являющиеся наружной облицовкой куба, имеют возможность движения, что организует огромные поверхности «живого фасада», который, отражая различные поверхности (небо, башни, зелень, людей и т.д.) днем создаст образ гигантского живого существа (человек),а ночью при помощи специального освещения мы сможем получить еще более ошеломляющий эффект изменяющегося свето-цвето-динамического экрана.

ЭКСПО-2010 в Шанхае впервые будет проводиться в стране, носящей статус развивающейся.Проведение сначала Олимпиады-2008, а затем и Экспо 2010, становится вехой в восприятии послевоенного Китая - окончательно подтвердив, что тот выходит из категории «развивающихся стран» в крупные международные игроки. По замыслу организаторов, ЭКСПО в Шанхае станет одним из грандиозных мировых событий начала третьего тысячелетия.

Шанхайская ЭКСПО задумана организаторами как величайшая в истории всемирных ЭКСПО, - по занимаемой территории, по количеству посетителей, и по числу участников. По замыслу организаторов, к 2010 г. Шанхай становится первым деловым центром Азии. Проведение в нем Экспо, оснащенной самыми передовыми инфраструктурами, должно подтвердить этот статус. Вследствие этого, на развитие города и поддерживающих выставку инфраструктур выделяются огромные средства. Только на развитие транспортной инфраструктуры выделено более 15 млрд долларов.
Территория ЭКСПО занимает 5,28 кв. км. На ней разместят свои павильоны более 200 официальных участников (стран мира и международных организаций). Ожидается, что в пиковые дни поток посетителей на ЭКСПО может достигать 1 млн. человек в день, а за весь период работы выставку посетят около 100 млн. человек со всего света.

Территория ЭКСПО 2010 расположена в центральной части города Шанхай, по обоим берегам реки Хуанпу (Huangpu) между мостами Нанпу (Nanpu) и Лупу (Lupu), в пределах Внутреннего кольца.

Пудун (Pudong) разбит на три зоны, а именно Зоны A, B и C, в которых главным образом будут размещены национальные павильоны стран-участниц и павильоны международных организаций. В двух зонах в Пуси (Puxi), а именно в Зонах D и E, разместятся павильоны корпораций и выставочная площадь «Зоны Передовой Городской Практики».

На ЭКСПО 2010 будет пять тематических павильонов. Три из них, расположенные рядом друг с другом, и поэтому формирующие группу в центральной части сектора Пудонг (Pudong), относятся к трем концептуальным зонам, а именно «Жители города», «Город» и «Земля: Планета городов», соответственно.

Другие тематические павильоны расположены в секторе Пукси (Puxi) ЭКСПО Парка, и представляют концепцию «Воздействие» и «Мечта». Павильон Воздействие, также называемый Музеем городской цивилизации и искусства, демонстрирует процесс развития городов мира посредством архитектуры, скульптуры и живописи как в реальных, так и в виртуальных формах. Тесно связанный с павильоном Музея городской цивилизации и искусства, а также с концепцией «Воздействие», Музей Всемирных выставок предлагает путешествие по истории всемирных выставок и является богатейшим собранием документов и экспонатов, посвященных предыдущим всемирным выставкам, а также мультимедийным презентациям всемирных выставок с 1851 года.

Павильон Мечта, который расположен в здании промышленного наследия, постарается направить общественное сознание на обдумывание будущего города.

Указанные тематические павильоны находятся в окружении трех тематических зон.

Основная тематическая зона - это пространство на открытом воздухе в группе тематического павильона в Пудонге, где имеются тематические достопримечательности, скульптуры и образы, отражающие концепции тем «Жители города», «Город» и «Земля: Планета городов».
В тематической зоне вокруг павильона Мечты находится «Зоны Передовой Городской Практики». Участники могут продемонстрировать свои лучшие достижения в проектировании и развитии городов на экспозициях «комфортное место обитания», «устойчивая урбанизация», «сохранение и использование исторического наследия» и «технологические инновации в конструировании окружающей среды». Посетители увидят аналогичный городской блок, включающий все наилучшие достижения, а также несколько выставочных залов, созданных в переоборудованных промышленных зданиях, наполненных экспонатами, иллюстрирующими успешный опыт городов в различных странах.

Другая тема связана с Музеем международных выставок и Музеем городской цивилизации и искусства. В нем концепция «Воздействия» представлена с помощью сооружений и изображений на открытом воздухе.
Тематическая площадка площадью 45 000 квадратных метров находится внутри тематической группы павильонов в Пудонге. В качестве основного публичного пространства ЭКСПО Парк, тематическая площадка с такими сооружениями, как экраны и сцены, станет место отдыха, общения и интенсивного знакомства с темой.

Вдоль надземного ЭКСПО Бульвара будут расположены ряды континентальных культурных площадок, а именно Площадь Азии, Площадь Африки, Площадь Америки, Площадь Европы и Площадь Океании. Каждая площадка будет находиться рядом с группой павильонов, соответствующих континентов и будет представлять богатство и разнообразие тематических элементов посредством архитектуры, скульптуры и соответствующих культурных мероприятий.

Для выставки ЭКСПО 2010 в выставочном парке будут установлены различные сооружения, которые будут отражать тему и основной смысл выставки, а именно, экологически безопасные системы очистки воды, система сбора дождевых стоков и система повторного использования воды, силовые установки, работающие на солнечной энергии, ветровая электростанция, система обогрева с помощью термальных вод, система очистки сточных вод и экологические виды транспорта. Такие тематические сооружения обеспечивают эффективное проведение выставки и в то же время являются важным вкладом в освещение темы выставки.

На шанхайской Экспо впервые будет создан полный виртуальный двойник выставки - с возможностью осмотреть любой павильон и любую национальную экспозицию прямо в интернете.