Праздник таланты. Сценарий фестиваля созвездие талантов

    Специфика разговоров с детьми второго и третьего года жизни. Содержание разговоров с детьми на наглядной основе и на основе личного опыта детей.

    Виды бесед и их цель. Требования к содержанию бесед для детей разных возрастных групп. Структура беседы. Характеристика вопросов как основных приемов беседы.

1. Разговор и беседа как два способа речевого общения людей являются важнейшими методами развития связной речи детей от диалога к монологу.

Разговор с детьми на первом году жизни способствует развитию подражания (в форме лепета) и понимания речи (выработке связи между предметом, действием и словом). Для развития подражания в разговоре с детьми следует повторять одинаковые или похожие слоги (мама, тетя), хорошо использовать прием переклички с ребенком, напевное произношение слов. Развитие понимания речи связано у детей с возникновением первичной ориентировки в окружающей обстановке, с умением выполнять некоторые простые действия в процессе разговора со взрослым (покажи, дай, на, сядь, сделай ладушки). Наиболее распространенный прием развития понимания речи – обращение к ребенку с вопросом: «Где то-то?». В ответ дети к концу первого года жизни могут показать 6-8 предметов. Речью взрослый сопровождает все действия и игры ребенка: умывание, кормление, одевание, игры с игрушками, народные игры-потешки «Ладушки», «Сорока» и др.

Второй год жизни ребенка – период интенсивного формирования всех сторон речи. Развитие понимания речи (от понимания отдельных слов и фраз до понимания сюжета небольшого рассказа или сказки) основано на ознакомлении с окружающими предметами. Поэтому в разговоре с детьми второго года жизни следует обращать внимание на качества, состояние, назначение предметов: «У меня маленькая машина, а у тебя большая», «Яблоко красное, сладкое». Совершенствованию понимания речи способствует усложнение ориентировочной деятельности детей, которую развивают в разговоре: «Покажи матрешку», «Найди куклу», «А где петушок?». Сначала дети отвечают на вопросы взрослого действием или звукоподражанием: «Скажи маме спасибо» (ребенок кивает головой), «Какой ты вырастешь большой?» (ребенок встает на носочки и поднимает руки вверх), «Позови кошку» (кис-кис). Чтобы научить ребенка отвечать на вопросы, надо, задавая их, вначале ответить самому взрослому: «Что кушает Катя? Кашу?». Такие вопросы с последующим ответом задают ребенку в течении дня: при одевании, укладывании спать, в играх. Сначала ребенок может повторить ответ за взрослым, а затем сможет ответить сам в знакомой ему ситуации.

Особое внимание следует уделить развитию у детей понимания слов-поручений: скажи, повтори. В разговоре со взрослыми дети с удовольствием повторяют отдельные слова и фразы. Однако здесь могут возникнуть трудности, если ребенок привык к сопровождению разговора показом игрушек или картинок. Поэтому надо, спокойным тоном повторяя слова «скажи, повтори», добиться, чтобы ребенок сосредоточил свое внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Важно учить детей второго года жизни в разговоре со взрослыми выражать свои желания различными словами «дай», «можно», «пить», «иди» и др.

На третьем году жизни дети начинают общаться друг с другом, поэтому в разговоре со взрослыми они усваивают те формы общения, которые затем переносят на ситуации общения со сверстниками. В разговоре со взрослыми начинает складываться планирующая функция речи: «Я нарисую домик», «Я буду мама, а ты моя дочка».

Дети третьего года жизни активно знакомятся с качествами и свойствами окружающих предметов и явлений. В разговоре с детьми изо дня в день следует избегать употребления однообразных слов и выражений. Например, вместо обычного слова «горячо», можно сказать: «Чай горячий, подожди, пока остынет». Необходимо выражать одни и те же мысли по-разному, это не только способствует обогащению словаря детей, но и расширению, углублению представлений их об окружающем мире. Дети начинают сравнивать, сопоставлять различные предметы и явления, устанавливать связи между ними. Поэтому любое требование, указание надо ребенку объяснять: «Надень варежки, потому что холодно». Так приучают ребенка мотивировать свои просьбы и желания: «Сначала немножко поиграю, потом – кушать».

У детей третьего года жизни значительно возрастает потребность в разговоре со взрослыми. В разговоре со взрослым ребенок лучше всего воспринимает индивидуальное обращение: «Катя, иди мыть руки», «Таня и Света, помогите Пете собрать игрушки». На фразы типа: «Дети, идите мыть руки» или «Давайте вместе соберем игрушки» малыши могут не обратить внимания.

Дети часто используют речь как средство общения друг с другом в играх парами или с небольшим числом участников. Но не всегда дети могут договориться и распределить роли и игровые обязанности. Поэтому необходимо прямое или косвенное участие взрослого.

Таким образом, разговор ребенка со взрослыми и сверстниками способствует развитию функций речи (коммуникативной, регулятивной, познавательной) и формированию различных речевых умений и навыков (ответ на вопрос, обозначение словом предметов, действий, признаков, построение фраз и простых предложений).

2. Беседа – это целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседа является активным методом обучения детей при ознакомлении с окружающим миром и одним из самых эффективных словесных методов в развитии речи детей. Обоснование беседы как метода дали еще в древней Греции Сократ и Платон для обучения юношей риторики и логики. Впервые применение бесед в дошкольном воспитании предложили Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци. Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева. Она подразумевала под беседой организованное планомерно проводимое речевое занятие, цель которого – углубить, систематизировать представления и знания детей.

Беседа для детей дошкольного возраста является средством систематизации и уточнения знаний детей. В процессе беседы взрослый своими вопросами направляет мысли детей, подводя их к сравнениям, обобщениям, умозаключениям. Ценность беседы именно в том, что ребенка учат логически мыслить, рассуждать, а это необходимо для дальнейшего обучения в школе. С развитием мышления тесно связано и развитие навыков связной речи. В беседе ребенка учат ясно выражать свои мысли в слове, развивают умение слушать собеседника.

Содержание беседы должно быть близко и доступно детям. Ошибкой педагога является стремление дать детям в беседе как можно больше нового и сложного материала, который дети не могут осознать и усвоить, поэтому они отвлекаются и отклоняются от обсуждения вопросов. Наиболее эффективен прием дробления информации: новая информация дается небольшими частями – «сегментами» – в процессе беседы с опорой на личный опыт детей. Прием «сегментации речи» позволяет проводить беседы живо и непринужденно, добиваться активности детей.

Чем младше ребенок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. Со старшими дошкольниками необходимо в беседе выходить за рамки непосредственно личного опыта, но знания должны быть элементарными и способствовать активной мыслительной деятельности ребенка.

Большое значение в организации и проведении бесед имеют наглядные материалы (предметы, игрушки, картины, модели и т.п.). Воспитателю необходимо продумывать логику последовательного рассматривания наглядного материала, а также вопросов, объяснений, заданий для детей.

Структура беседы традиционно включает три части. В первой (вводной) части детям необходимо предоставитьживой образ , поэтому начать беседу можно с рассматривания наглядного материала или воспоминаний о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Во второй части (основной) следуетанализ обсуждаемых явлений и фактов с выделением наиболее существенных признаков, на основе которых необходимо подвести детей квыводам . Третья часть (заключительная) направлена наобобщение , систематизирующее представления детей, способствующее выработке у детей необходимого отношения к обсуждаемым явлениям и должного поведения.

Основным приемом беседы являются вопросы . Для успеха важна последовательность вопросов и их формулировка. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Чаще всего воспитатель использует вопросы, требующие простого называния предметов, описания их свойств, действий с ними. При этом ребенок констатирует известные ему факты – называет и описывает материал, который воспринимает непосредственно. Вопросы типа «Что это?», «Какой?», «Что делает?» можно задавать, чтобы пробудить воспоминания детей о ранее увиденных объектах или событиях; они стимулируют мыслительную деятельность и активизируют речь ребенка.

Наиболее сложные вопросы для детей те, которые предполагают установление причинно-следственных связей («когда?», «почему?»). Иногда дети не могут ответить на такой вопрос, потому что он очень общий, тогда следует конкретизировать формулировку вопроса. Например: «Когда прилетают птицы?» – вопрос не четкий, как правило, дети молчат, при уточнении: «Когда прилетают птицы – весной или осенью?» дети отвечают: «Весной». Главная задача вопросов – побудить детей к самостоятельным логическим рассуждениям, которые выражены фразами и развернутыми предложениями.

Особое внимание следует уделять также вопросам, которые задают сами дети. К сожалению, на практике часто беседа превращается в монолог-рассказ педагога или односторонний опрос детей. Тем не менее, очень важно побуждать детей к вопросам, вызывать живой обмен мнениями, подводить детей к правильным выводам и к умозаключениям. Так, в ходе беседы дети учатся выслушивать мнение других, придерживаться общей темы беседы, задавать уточняющие вопросы, тем самым совершенствуют навыки эффективного общения.

Таким образом, беседа как метод активного познания окружающего мира способствует развитию всех сторон речи ребенка: лексической, грамматической, фонетической, а также связной речи.

Литература

1. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие / Г.М. Лямина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003 . – 144 с.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

«Беседа о русском народном творчестве»

Программное содержание:

Дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества;

Продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки);

Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты;

Развивать словарный запас детей за счёт новых слов;

Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Ход занятия

Звучит музыка в зал входят дети.

Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.

В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках )

Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ )

Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского )

Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)

Дети: Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Дети: Есть сказки о животных , в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

Дети: Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей ).

Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».

А какие загадки знаете вы?

1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,

Длинное ухо, Для других ужасно злой.

Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.

Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)

3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка

Возле сосен и берёз. Обманывает ловко

А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка

От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт (лиса)

5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,
Здесь земля как будто тесто, А взойдёт - и всех разбудит. (Солнце)
Здесь осока, кочки, мхи -
Нет опоры для ноги. ( Болото)

7. Меня бьют, колотят, режут - 8. Три братца
Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.
(Земля) Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли (Коромысло и вёдра)

9. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор)

10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)

В нашей группе есть:

Две Сони –

Раскрасавицы они,

И, конечно же, есть Даша –

Она словно кукла наша.

Есть и Таня, Коля, Маша,

Лера, Тася и Руслан,

Рома, Гриша и Богдан,

Вика и Ирина,

Не забудем и про Диму.

Сколько в группе есть ребят?!

Есть и Юля – хохотушка,

Наша Ксюша – веселушка.

Спокойный и серьёзный

Мы скажем про Арсения,

Есть тихая и скромная

Девочка Есения.

Есть ещё и Ярослав

Умный, добрый мальчик наш

Есть у нас ещё Алёнка

Очень милая девчонка

Аня и Екатерина

Вы никем не заменимы!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Матрёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Аринки на перинке,

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.

Давайте в потешку поиграем.

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

Лиса: Похвалялась лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Коза: Похвалялся коза:

Огород я обошла,

Всем я грядки прополола,

Да и по воду пошла.

Жучка: Похвалялась Жучка –

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка.

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

У меня скотины двор:

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

И гуляли мы весь день.

Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

А какие дразнилки известны вам? (ответ детей ).

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

Какие считалки знаете вы? (ответ детей ).

А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре,

О весенней о поре,

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей,

Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,-

Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть,

Маше песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою!

Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, д разнилка , колыбельные песенки ). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.

Контрольная работа

«Беседа как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Выполнила: Майба Ю.Р

студентка 4 курса

Глава I . Теоретическая часть.

1.1. Анализ исследований учёных А.П. Усоввой, Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Крыловой, Н. М. Крыловой по проблеме содержания бесед с дошкольниками............................................................................................................3

1.2. Характеристика структурных подразделений...................................................6

1.3. Классификация бесед по разлчным признакам.................................................8

1.4. Методика проведения бесед в разных возрастных группах...........................11

Глава II . Практическая часть.

2.1. Разработка конспекта беседы сопровождающей приобретение нового опыта подготовительной группы.........................................................................................................15

Литература ................................................................................................................18

Теоретическая часть

Анализ исследований учёных А.П. Усовой, Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Крыловой, Н. М. Крыловой по проблеме содержания бесед с дошкольниками

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.

Беседа в дощкольной педагогике рассматривается как одно из средств развития связной речи у детей дошкольного возраста. Беседа является целенаправленным обсуждением чего-либо, организованным, подготовленным диалогом на заранее выбранную тему.

Мария Ромашка
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал»

Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: ноутбук, сюжетные картинки, снежный ком, снежинки, картинки о зиме, альбомные листы, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Создание мотивации.

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года? Вы любите зимой гулять на улице?

А не хотите ли вы оказаться в парке зимой?

В: Ну тогда, пойдемте. Ребята, сегодня мы пришли в зимний парк. Кто назовет примету зимы, сядет на скамеечку.

Дети: Зимой очень холодно, дует холодный ветер, идет снег, мало солнечного света, на крышах сосульки, люди тепло одеты, на деревьях снег, деревья голые.

В: Какие вы умные дети, очень много знаете. Вы так много интересного мне рассказали о зиме. А теперь не хотите немного размяться?

В: Тогда давайте мы встанем в кружок и поиграем.

Упражнение на дыхание.

В: Мы же с вами в зимнем парке. Посмотрите, какие красивые снежинки вокруг. А сможем мы сдуть эти снежинки? Хотите попробовать? Давайте выставим правую ладошку. А теперь наберем полную грудь воздуха, и сильно дунем, чтобы наши снежинки улетели далеко.

Дети сдувают снежинки.

В: Молодцы, ребята, присаживайтесь.

2. Основная часть.

В: А теперь, ребята, давайте мы с вами посидим и помечтаем. Давайте побеседуем с вами о новогоднем празднике. Все люди, взрослые и ребята, ждали Нового года, подарков, гостей, путешествий, красивых елок. Расскажите, о чем вы мечтали перед новым годом и как провели новогодние каникулы.

Ответы детей.

Показ презентации «Зимушка-зима»

Физкультминутка.

Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)

Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями)

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)

И конечно, не устали!

А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)

И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)

Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)

И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)

Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)

И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)

В: Ребята, а теперь вы хотите поиграть?Наша игра называется «Подбери признак»

Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Воспитатель называет слово, показывает карточку с изображением предмета и задает вопросы (какой? Какая? Какие? Какое, ребенок отвечает.

3. Подведение итогов занятия.

В: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Во что мы там играли? О чем мы с вами беседовали? Что вам больше всего запомнилось?

В: Ребятки, а хотите перенести свои мечты на бумагу? Вы же любите рисовать? Давайте присядем, и каждый вспомнит, о чем он мечтал. Приступайте. (Воспитатель интересуется у каждого ребенка, что бы тот хотел нарисовать)

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие» (ознакомление.

Образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», Технологии: игровые, речевые,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето» Цель: Обучать навыкам групповой работы.

Разработала и провела: Новикова Татьяна Витальевна, воспитатель группы № 6 МБДОУ №13 Центр развития ребенка – детский сад г. Тула Образовательные.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему «Дикие животные зимой». Воспитатель Федоровская Оксана Петровна. Цель занятия: углубить.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Беседа о весне» Программное содержание: развивать речь детей, интерес к фольклору (закличкам, обогащать словарь, учить давать полные ответы на вопросы.

Елена Лукьянова
Занятие-беседа «Развитие диалогической речи» (подготовительная группа)

Цели и задачи :

Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей . Учить поддерживать беседу,правильно по форме и содержанию,отвечать на вопросы,уметь рассуждать при ответе и доказывать. Формировать сравнительную и обобщённую оценку героев. Формировать у детей представления о нравственных формах отношений с окружающим-честности и правдивости. Уточнить представления о хороших и плохих поступках. Воспитывать культуру общения.

Ребята,сегодня у нас с вами будет очень интересное путешествие,мы отправимся в путешествие по маршруту добрых поступков,а вот эти книги и иллюстрации помогут нам путешествовать. Маршрут имеет остановку. Вот и у нас будет много остановок. Первая остановка-"Будь вежливым". Вспомните и скажите, какое произведение мы с вами читали о вежливости (дети называют произведение В. Осеевой "Волшебное слово") Задаю вопросы :Как можно оценить поведение Павлика? Кто помог ему стать вежливым? Как помогло Павлику волшебное слово? Перечислите ,какие вы ещё знаете вежливые слова? Можно ли перебивать разговор взрослых?А теперь посмотрите на эту книгу. Как она называется и кто её написал (В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо") Скажите, о чем говорится в этой книге? Назовите хорошие поступки в этой книге. Дети читают два хороших поступка из книги наизусть. Молодцы. Дети,а какие вы добрые поступки совершаете или можете совершить? Выслушиваю ответы детей (помочь малышам сделать игрушки,подклеить книги,кормить птиц,ухаживать за кошкой,помочь маме убрать постель или принести сумку и т. д.). Ребята,может вы нам расскажите о том,как кто-то из вас совершил хороший поступок,доброе дело,помог маме,бабушке,товарищу или малышу,кому-то из животных. Выслушиваю рассказы детей из личного опыта. Хорошо,теперь мы с вами знаем как нужно себя вести со взрослыми,вежливо и поступать только хорошо, совершать добрые поступки,но ни в коем случае плохие.

А теперь наше путешествие продолжается. Мы приехали в "Царство сказок". Посмотрите на эту картинку. Вы наверное узнали эту сказку,как она называется("Золушка") Задаю вопросы :Кто злой на ваш взгляд в сказке? Кто добрый? Почему? Какую работу выполняла Золушка? Кто помог Золушке? Что можно сказать о Фее? Какая она? Чем закончилась сказка? Добро победило зло. Почему вы так думаете?Сейчас я вам прочту отрывок из сказки,а вы отгадаете как она называется :"Дочери только и знали что у ворот сидеть и на улицу глядеть,а Крошечка-Хаврошечка на них работала,их обшивала,для них пряла,ткала-и слова доброго никогда не слыхала". Узнали из какой сказки этот отрывок?Правильно,из р. н. сказки "Хаврошечка". Вопросы к детям :Кто злой в этой сказке? Кто добрый?Чем похожи между собой мачеха Золушки с мачехой Хаврошечки? Чем похожи между собой Хаврошечка и Золушка?Как описана их внешность? Как добро победило зло? Мы сейчас говорили с вами о добре и зле. Надо быть добрым и делать добро людям и тогда к вам будут относится по доброму. А какие вы знаете пословицы о добре и зле7 (Худо тому, кто не делает добра никому) .

А теперь следующая остановка,называется она :"Дружба и товарищество".Посмотрите на эти картинки. Давайте рассмотрим первую картинку :

1)Дети увидели качели,всем захотелось на них покататься. Первой села Таня,а Валя стала её раскачивать. Подошёл Вова он тоже хочет покататься.

Как нужно играть?

2)Мальчик сидит на качелях,девочки его раскачивают. Всем весело.

Вопросы :Как играют дети?Какое у них выражение лица?Почему вы решили что дети играют дружно?

3)Одна девочка держит качели руками,другая прогоняет мальчика. Он

опустил голову,огорчён.

Вопросы :Как вы считаете что здесь происходит?Правильно ли поступают девочки?Какие лица у девочек7Приятно ли такое отношение Вове?Почему вы думаете ему обидно?

Ребята,а как вы поступили бы в этой ситуации? Покажите такую картинку. Вот и хорошо,настоящий друг и товарищ должен поступать так же -делиться игрушками,играть вместе,друзья должны всем помогать,не оставлять в беде,дружно и мирно играть. Дружбу надо беречь,если дружите,то и в школу пойдёте,всё равно надо друг друга не забывать и помогать. А какие вы знаете пословицы о дружбе и товариществе("Друга ищи,а найдёшь цени","Верный друг-самое большое богатство")

На этом наше путешествие по добрым поступкам закончилось. Мы с вами ещё раз напомним себе что нужно быть вежливым,добрым,совершать только хорошие поступки,а так же быть дружными и внимательными по отношению друг к дугу и ко взролслым.

Публикации по теме:

«Давайте поиграем!» - интегрированное итоговое занятие (математика, грамота, развитие речи) - подготовительная группа ЗАДАЧИ: - Учить анализировать свой результат работы (смайлики – символы). - Способствовать формированию интереса к обучению в школе, как.

Беседа «Дети войны» (подготовительная группа) Программные задачи: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ,.

Беседа «Наша родная Армия» (подготовительная группа) Цель: уточнить представления детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины, объяснить смысл выражения Армия родная. Ход беседы.

Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб - ценнейший продукт питания,.

Игра-беседа «Загадки леса» (подготовительная группа) Загадки: Стоит столб до небес, А на нем шатёр - навес. Красной меди столб точёный, А навес сквозной, зелёный. (Сосна) Кудри в речку опустила.

Интегрированное занятие для подготовительной группы с элементами развитие речи Тема: «Лето» Интегрированное занятие изобразительная деятельность с элементами развитие речи на тему «Лето» (подготовительная группа) Программное содержание:.