Сообщение на тему урал металлов. Особенности хозяйства

Матуа - это островок Большой Курильской гряды, на котором до сих пор не проводились серьезные научные исследования. В годы Второй мировой войны японцы буквально изрыли остров тоннелями, фортификационными сооружениями. Они создали там целый подземный город со складами, госпиталями и даже железной дорогой. Сейчас на острове работает экспедиция Минобороны России, которая должна дать ответ, можно ли построить на острове российскую военную базу.Остров Матуа с высоты птичьего полета кажется небольшим пятном - 11 километров в длину и шесть с половиной в ширину, две трети площади острова занимает действующий вулкан - пик Сарычева. По-хорошему, остров вообще не приспособлен для жизни. Суровые климатические условия: летом постоянные ветры, дожди. Солнечных дней раз-два и обчелся. Здесь даже в июне на склоне сопок белеет снег. Снежная шапка круглогодично украшает и пик Сарычева. Этот вулкан славен тем, что он один из самых активных действующих вулканов региона.Норов у пика Сарычева крут - спящим его не назовешь. Извержения хоть и кратковременны, но часты и сильны. Несмотря на все природные катаклизмы, японцы в годы Второй мировой войны превратили остров в неприступную крепость, где были и подземные тоннели, и аэродром, и даже железная дорога. Гарнизон на острове превышал три тысячи человек. Вообще, Курильские острова использовались японцами как стратегический барьер для выхода из Охотского моря в Тихий океан. Здесь возвели целую сеть различных военных оборонительных фортификаций. Чтобы попасть на остров по воздуху, нужна изрядная доля везения. Так называемые окна - небольшие просветы - открываются над островом очень редко, и людям иногда приходится сидеть на аэродроме по нескольку суток, чтобы попасть в это открывшееся ненадолго окно.Ближайший аэродром, с которого можно попасть на Матуа, находится на острове Итуруп. Это около 500 километров. И если вдруг погода над Матуа портится после того, как «вертушка» уже почти подлетела к острову, то возвращаться на базу приходится на остатках топлива. Как говорят вертолетчики, «с приключениями». При подлете к острову видно, что он изрыт береговыми укреплениями. Окопы, берущие начало у самой кромки воды. ДОТы и ДЗОТы, выдолбленные в многочисленных сопках острова, глядят пустыми бойницами в сторону моря.Заметно, что остров действительно напоминает крепость, поднимающуюся прямо из моря. В середине июня на Матуа около 7 градусов тепла и пронизывающий ветер. Утепляться приходится по-зимнему: куртки, свитера, ботинки с высокими берцами. Здесь с мая работает экспедиция Минобороны России, Русского географического общества, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота под руководством замкомандующего ТОФ вице-адмирала Андрея Владимировича Рябухина.
Несмотря на то, что с сентября 1945 года остров перешел к СССР, никаких исследований толком на нем не проводилось. Нынешняя экспедиция призвана разгадать тайны самого малоизученного острова Курильской гряды. А тайн здесь очень много. Перед исследователями поставлены три основные задачи: изучить военно-историческую составляющую острова, изучить вулканическую деятельность Матуа и понять, как на острове развить военную инфраструктуру. Научная группа РГО занимается на острове рутинной, но очень нужной работой, составляет карты острова: ландшафтные, геологические и почвенные.Отбирают образцы пород почв и растений. Вторая группа ищет артефакты, которые остались от японцев. Так, в июне поисковики подняли крыло японского самолета выпуска 1942 года и привезли его в лагерь. Также обнаружены предметы, которые могут рассказать о жизни японских солдат: боеприпасы, посуда, одежда, предметы быта. Члены экспедиции даже совершили восхождение на пик Сарычева, где были водружены два флага - Российской Федерации и Андреевский флаг ВМФ. Подъем на вулкан - это не просто водружение флагов, участники экспедиции пытались понять, на какие стороны идет извержение со шлейфом.

С высоты четко видно, где остров поменял свою структуру, географию, где появились новые пляжи. Выясняли, как японские заграждения, в том числе противоселевые оттоки, преграждали путь грязи, шедшей в сторону японских казарм. Интересуюсь у одного из руководителей экспедиции - действительного члена РГО Андрея Иванова, правда ли Матуа является островом-загадкой, где хранятся секреты императорской Японии, или это досужие домыслы журналистов?- Про загадки журналисты любят вопросы задавать, - улыбается ученый. - Конечно, пока сложно досконально изучить то, что осталось от японцев, понять, где мифы, а где реальность. Нам удалось выяснить, что легенды о том, что на Матуа существует подземный город, сооруженный ими в конце Второй мировой войны, имеют под собой почву. Нами обнаружено довольно много входов, которые ведут под землю, все они взорваны или завалены. Один такой вход мы раскопали и обнаружили за ним многочисленные подземные ходы, складские помещения, которые были соединены с надземной системой траншей и окопов специальными ходами.

Это не легенда, это действительно есть на самом деле. Вместе с тем основная цель экспедиции - не отгадывать японские ребусы, а сделать комплексную оценку территории, чтобы понять, насколько она пригодна для освоения, не смоют ли сели и цунами новую инфраструктуру острова. Также экспедицию интересует вопрос, как японский гарнизон решал вопросы жизнеобеспечения, ведь, как выяснилось, источники воды на острове отсутствуют.

Руководитель экспедиции - замкомандующего ТОФ Андрей Рябухин, рассказал «Армейскому стандарту», что японцы пользовались исключительно талой водой, которая образуется за счет таяния снегов на вулкане. Поэтому на Матуа находят множество старых японских фильтров для очистки воды, которые изобрел начальник 731-го отряда в Маньчжурии Сиро Исии (японский врач, проводивший нечеловеческие эксперименты над людьми и разрабатывавший бактериологическое оружие). Они предполагали два вида очистки, грубую и тонкую. Грубая при помощи щеток удаляла из воды всю грязь и мусор.Во время тонкой через керамические фильтры под давлением прогоняли воду, затем она шла по траншеям в специальные емкости. Часть системы была проведена в районе горной системы, а часть японцы устроили возле озер, которые образовывались в период таяния снега. Рядом с ними были установлены насосные станции. Кстати, из-за того что на острове было много крыс, которые также пользовались водой, здесь нашли сильные антибиотики, которыми были буквально завалены подземные госпитали. Таблетки предотвращали поражение личного состава. Вместе с тем участники экспедиции утверждают, что самого производства бактериологического оружия на острове не было. Ведь если бы что-то пошло не так, то японские гарнизоны на Курилах погибли бы сами.
Остров был нужен в первую очередь как огромная база хранения и база обеспечения безопасности протяженной линии коммуникации, которая проходила от «большой» Японии до островов Парамушир и Шумшу, где стояли большие гарнизоны. Угрозу безопасности этого маршрута представляли только подводные лодки и надводные корабли американцев. Так как авиация союзников не могла активно бомбить острова из-за дальности перелета, основной упор был сделан на защите от флота. Поэтому на острове построили большой аэродром с двумя полосами, где базировалась истребительная авиация и бомбардировщики. Также на острове могло находиться до десяти тысяч человек, чтобы при необходимости усилить японские гарнизоны на северных островах Шумшу и Парамушир.Спрашиваю у Рябухина: удалось ли экспедиции понять, как была построена оборона острова?- Мы выяснили систему коммуникаций и фортификации японцев, поняли, как была выстроена структура обороны Матуа, - рассказывает он. - Особенностью строения острова является большое количество распадков - длинных ущелий, в которых они концентрировали свои склады. На острове была развита дорожная система. Она была серпантинного типа и вела туда, где стояли отдельные гарнизоны. Рядом с гарнизоном был оборудован склад и казармы, а также позиции для обороны - траншеи, доты. Пока мы только можем предполагать, как осуществлялся подвоз на позиции продуктов и боеприпасов.Уже понятно, что на Матуа был развит автомобильный транспорт и железная дорога. Конечно, саму железную дорогу поисковики пока не нашли, встречаются только ее следы. Можно только догадываться, где она проходила, - это тоннели, пробитые под землей и как артерии пересекающие остров. О том, что она действовала, свидетельствуют и многочисленные находки: проржавевшие от времени вагонетки, фрагменты рельсов. Кроме того, по всему острову были проложены латунные или бронзовые трубопроводы для подачи топлива. Поисковики находят характерную арматуру и насосные части, однако емкости, где хранилось топливо, пока также не найдены. Кроме того, экспедиция выяснила, как японцы строили свои казармы.Они были сборно-разборными и состояли из металлического каркаса и дерева. Деревом также были обшиты все доты на острове. Аэродром японцев сейчас находится в довольно плачевном состоянии, он сильно пострадал от налетов авиации и от природных катаклизмов. Сейчас там оборудовано несколько вертолетных площадок. Однако в перспективе его восстановление возможно. Конечно, главный вопрос: нужен ли нам этот клочок земли, абсолютно непригодный для нормальной жизни? - С прошлого года Охотское море стало нашим внутренним морем, - говорит Андрей Рябухин. - Это наше море. И здесь, так скажем, много открытых дверей. И каждый хочет в них войти. А вот с какими намерениями в эти двери входят - добрыми или не очень, сразу не поймешь. Чтобы надежно защитить наши территории, надо приложить усилия, чтобы потом не жалеть, что ничего не сделали.
Лазейки пока есть, и их надо ликвидировать, в том числе созданием российских баз. Пока планируется, что на острове расположатся подразделения ТОФ, которые будут обеспечивать защиту государственных интересов. Вместе с тем вице-адмирал считает, что восстанавливать японскую инфраструктуру на острове не имеет никакого смысла. - Сейчас, в современных условиях, углубляться под землю, выстраивать там города и железные дороги дорого и нецелесообразно. Опять же все подземные коммуникации, которые мы вскрываем, очень ветхие.Они осыпаются, полуразвалившиеся. Строение грунта здесь своеобразное, в том числе скальные породы очень непрочные. То, что японцы тут нарыли, для того времени было очень актуально, сейчас уже нет. Экспедиция будет работать на острове до июля, затем по ее итогам будет подготовлен доклад. Выводы, нужен ли Матуа Вооруженным Силам, появится ли там база, будут сделаны уже в этом году. И есть большая вероятность, что на Матуа все же расположатся наши войска.

Матуа – самый таинственный и загадочный остров России. Команда катамарана «Котоярви» несколько дней исследовала этот клочок курильской суши и лишь укрепилась в мысли, что самого главного мы не видели. Секретные химические лаборатории, подземные города – да, всё это было. Но явно осталось то, что от нас ускользнуло. Возможно, именно здесь фашисты спрятали часть награбленных сокровищ: мы убедились, что немецкие субмарины заходили к союзникам и после сдачи Берлина.

Остров Матуа относительно небольшой – 11 километров в длину, 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки, пика Сарычева (вулкан Фуё), – 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды, поэтому значительно удалён от населённых районов Сахалина и Камчатки. Никакой связи с внешним миром нет. Да, собственно, и незачем – остров необитаем.

на Иводзиме в ней 45 этажей коммуникаций. Мы предполагаем, что и на Матуа в сопке не менее 45 этажей коммуникаций и галерей

До начала XX века здесь существовало постоянное поселение айнов. Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа – кстати, сами японцы произносят его название как Мацуа-то – в мощнейшую крепость, в непотопляемый авианосец, контролировавший северо-запад Тихого океана. Здесь располагался крупный аэродром с тремя длинными взлётными полосами, позволяющими поднимать самолёты практически при любом направлении ветра. Полосы подогревались термальными водами, а потому могли использоваться круглогодично. Есть достаточно оснований полагать, что на Матуа находились какие-то секретные японские объекты. Вполне вероятно, что это были лаборатории по разработке химического или бактериологического оружия. Сюда приходили, совершив почти кругосветный поход, подводные лодки Третьего рейха. Американцы неоднократно пытались уничтожить аэродромы и островные объекты, потеряв в боях с десяток самолётов и как минимум две подводные лодки.

После капитуляции Японии 14 августа и до захвата острова советским десантом 27 августа 1945 года у японцев было достаточно времени, чтобы скрыть и законсервировать все наиболее важные и ценные островные объекты. Удивительно, но, судя по описи захваченного на острове оружия и снаряжения, десантники не нашли на Матуа ни одного самолёта, танка или орудия. На 3811 сдавшихся японских солдат и офицеров оказалось в наличие всего-то 2127 винтовок. При этом лётчики, моряки и артиллеристы куда-то исчезли, а в плен попали лишь стройбатовцы да вспомогательный персонал. Сравните это с трофеями, взятыми на внезапно атакованном 18 августа острове Шумшу, где одних только танков оказалось более 60 штук.

Уже после того, как японцы были эвакуированы с Матуа, а на их месте обосновались советские военные, на острове стали происходить весьма странные события: пропадали люди, ночами на склонах вулкана мелькал свет, а невесть откуда у наших военных появлялись редкие трофеи. Например, коллекционный французский коньяк…

После войны США очень хотели заполучить Матуа себе, но лукавое предложение Сталина поменять его на один из Алеутских островов Трумэн не принял.

О том, что происходило на Матуа в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову.

Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова погранцы были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.

Закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем. На практике же удобное и относительно безопасное место – это пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы. О японцах напоминают двухэтажный дот на берегу, заваленный обломками судов и техники пляж, остатки пирса и остов потопленного в проливе транспорта «Ройё-мару». Где-то на дне пролива лежат и другие японские транспорты – «Иваки-мару» и «Хибури-мару», торпедированные американской подводной лодкой SS-233 «Херринг».

Недалеко от места стоянки «Котоярви» на отливе появляется из воды огромный дизель, заросший водорослями и ракушками. Сердцем какого из судов, нашедших свой конец в проливе, он был, установить уже невозможно.

На Матуа мы простояли несколько дней, и каждый поход на остров сопровождался удивительными находками и открытиями. Отлично сохранились взлётные полосы аэродрома. Бетон на них и сейчас лучше того, что лежит в Шереметьеве. Вокруг аэродрома сотни ржавых бочек из-под горючего. В основном наших, но попадаются и немецкие с маркировкой Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. («Горючее вермахта, 200 литров»). На бочках чётко читаются даты с 1939 до 1945 года. Удивительно, но среди немецких бочек есть и полные.

В открытом доступе многочисленные оборонительные сооружения: бункеры, доты, капониры, оборудованные артиллерийские позиции, десятки километров траншей и рвов. В зарослях ольховника полно железного хлама, иногда самого удивительного. Можно, например, наткнуться на чугунную паровую установку, очень напоминающую небольшой паровоз. Во рвах и на береговых осыпях торчат из-под земли чугунные и керамические трубы. Что это? Водопровод, канализация или части системы обогрева аэродрома?

Прошёл по берегу – наткнулся на замаскированную водонапорную станцию с огромными чугунными механизмами внутри казематов. Всё в относительной сохранности. В задней стене другого развалившегося строения обнаружил маленькую дверь. Открыл, за ней тропинка, через 200 метров в лесу скала, присмотрелся – а это искусная кладка, за которой вход в каменный тоннель, уходящий в гору. К сожалению, заваленный взрывом уже в самом начале. Неподалёку свалка. Из земли торчит чугунная японская «буржуйка», рядом осколки керамики, на которых читается маркировка японской армии, бутылки и пузырьки с иероглифами, гильзы, кожаная обувь…

Даже если не слишком стараться, на острове легко найти множество сооружений, назначение которых нелегко объяснить. Какую, например, нагрузку могли нести бетонные бункеры с метровыми стенами, толстенными стальными дверями и такими же ставнями? Казарма, командный пункт, склад, бомбоубежище? Но зачем тогда столько окон со сложной системой стальных ставень и запоров, зачем мудрёная сеть воздуховодов? Может быть, лаборатории? На острове не раз находили какие-то сложные приборы с датчиками, манометрами, центрифугами… Правда, эти приборы были сломаны и выброшены ещё самими японцами. А где же всё остальное? Техника, оборудование, снаряжение, личные вещи гарнизона? Что сюда привозили или увозили немецкие подлодки? Что пытались уничтожить или захватить американцы, что нашли уже наши?

Вопросов множество. На часть из них мы смогли получить ответы в Петропавловске-Камчатском, встретившись с Евгением Михайловичем Верещагой – бессменным руководителем камчатско-курильской экспедиции.

С Верещагой мы связались ещё из Москвы, рассказали о планах. Опытный камчадал посмотрел фотографии катамарана и высказал вежливое недоумение: по Охотскому морю и Тихому океану на таком не ходят. Но в помощи не отказал – на Матуа нас ждали 120 литров 92-го бензина, без которого пришлось бы туго. Могли мы встретиться и в море. Примерно в то время, когда «Котоярви» продвигался на север, камчатско-курильская экспедиция с пограничниками устанавливала на Курилах православные кресты. У острова Ушишир мы вышли на связь с пограничным вельботом, но подойти к нему не смогли из-за бурного моря и густого тумана. Встретились уже в Петропавловске – в музее, который Евгений Верещага, Ирина Витер и их соратники создали в результате исследования Курильских островов и в первую очередь Матуа.

– Почему именно Матуа, ведь совсем рядом с Камчаткой есть Шумшу и Парамушир, большие по размеру и лучше известные острова, отбитые у японцев в том же 1945-м?

– Очень долго Матуа был абсолютно недоступен. Возможность туда попасть появилась лишь в 2001 году, когда сгорела застава и ушли пограничники. В этом году у нас прошла уже 14-я экспедиция, но даже сейчас остров показывает нам лишь одну сотую своих тайн. Хотя вывод однозначный: остров был законсервирован японским гарнизоном перед сдачей советским войскам.

– А у них было на это время?

– 18 августа началась Курильская десантная операция. Информация об этом прошла по всем Курилам, естественно, на Матуа узнали о начале военных действий со стороны СССР. 23 августа капитулировал японский гарнизон на Шумшу и Парамушире. А 25 августа сдался гарнизон Матуа во главе с командующим полковником Ледо. Однако из японских источников мы знаем, что с февраля 1945 года в Японии реализовался план Кэцу, согласно которому было необходимо вывезти с Курильских островов всё, что возможно, а что нельзя вывезти, то законсервировать, то есть спрятать. Оборудование, технику, сырьё… Руководство страны и предприняло такие действия в связи с тем, что был прогноз о скорой капитуляции фашистской Германии, основного союзника Японии. В феврале-марте 1945 года план Кэцу был введён в действие и на Матуа. Всё, что нельзя было вывезти, пряталось. А что нельзя было спрятать – уничтожалось. Мы нашли большое количество сожжённого оборудования, причём не просто сожжённого, а сожжённого и закопанного на 2 метра. Мелкие детали сжигались в бочках при огромной температуре. Там всё спеклось и расплавилось. Очень тщательно всё уничтожали. Но мы предполагаем, что особо ценные вещи были хорошо спрятаны. Ведь известно же, как в подобных случаях японцы поступали на южных островах, на тех же Филиппинах, например. По нашим предположениям перед капитуляцией остров покинули порядка 10–15 тыс. человек. А те, кто сдался, – это была так называемая похоронная бригада, которая консервировала остров и всё прятала.

– Но в феврале 1945-го, а тем более позже, японцам очень трудно было эвакуировать такой большой и сложный военный объект, как остров Матуа. Может быть, они всё утопили в океане?

– Водолазами, которые участвовали в экспедиции, были обследованы берега, в том числе потайной пирс. Кроме нескольких железяк и американских снарядов, которыми обстреливался остров, там ничего нет.

– А почему этот довольно небольшой остров, не имеющий удобной бухты, был так важен для японцев?

– Мы считаем, что Матуа строился как мощнейшая резервная база, которая должна была стать плацдармом для возможного отступления с северных островов. Шумшу и Парамушир – это остриё меча, направленного на Камчатку. Сооружения на этих островах имеют чисто военное значение. Никакой экзотики, а на Матуа мы видим мощёные дороги, фигурные стеночки, декоративную отделку, новые технологии… Видно, что здесь всё было очень комфортно, жили раскайфованные японцы, здесь был тыл. Как мы узнаем из допросов генерала Цуми Фусаки, командующего северной группировкой, гарнизон Матуа ему не подчинялся и управлялся напрямую из ставки на Хоккайдо. Это говорит о каком-то особом статусе острова Матуа. Японский и наш менталитет очень различаются; на острове, на котором, казалось бы, невозможно создать военно-морскую базу, японцы её построили. Неожиданность и парадокс – это их «ноу-хау».

– В Германии велись работы по созданию нового оружия. В частности, химического и бактериологического. Наверняка так же поступили и в Японии. Есть версия, что секретные лаборатории находились на Матуа. Что показали ваши исследования?

– Японцы вели такие работы. Известно, что в Харбине, на территории нынешней КНР, разработкой химического и бактериологического оружия занимался отряд 731. Я там был два года назад и видел сооружения очень похожие на те, что есть на Матуа. Конечно, мы слышали всякие страшные истории, байки, мифы, поэтому стараемся максимально соблюдать технику безопасности. Если находим что-то, что может потенциально представлять опасность, то никогда это не трогаем. Маскируем, чтобы не нашёл кто-то другой, и очень осторожно обследуем.

– Я видел какие-то химические колбы, другие выдутые из стекла сосуды…

– Разумеется, мы их тоже находили. Но специальных раскопок мы не производили. Везде в мире есть нормы безопасности. Если склады опасной химии или бактерий должны быть укрыты на глубине 20 метров, естественно, что они там и находятся. В этом смысле Матуа безопасен. 55 лет здесь находились наши гарнизоны, и ничего плохого не произошло.

– Какие есть доказательства того, что внутри острова скрыты законсервированные объекты?

– Мы нашли подземные коммуникации, 100–200–300 метров коридоров, вырубленных в базальте, отделанных деревом, внутри много разных помещений, печки для приготовления пищи и отопления... Это так называемый объект подземный город. И это только та часть его, которую мы открыли случайно. Произошла осыпь, образовался вход, и мы туда смогли пролезть. После землетрясений, цунами и извержений вулкана случайно открываются всё новые и новые объекты. Но мы находим только то, что не очень-то и маскировалось.

Можно взять для примера остров Иводзима, о котором все наверняка слышали. Его гарнизон составляли 22 тыс. человек. Американцы штурмовали его три месяца. В операции участвовали около 200 тыс. солдат, сотни кораблей, его только бомбили целый месяц... Так вот, Иводзима в три раза меньше Матуа. А на Матуа, когда наши туда пришли, ни одного самолёта, ни одного танка, ни одного орудия. И огромный интерес США к этому острову. Всё это говорит о том, что основные объекты были законсервированы ресурсом государства. Я имею в виду план Кэцу или какой-то аналогичный. Делалось всё специалистами, всё целенаправленно маскировалось, укладывалось на хранение, чтобы потом забрать, закупоривалось, взрывалось. Имеющимся у нас ресурсом открыть то, что пряталось ресурсом целого государства, очень сложно.

P.S. Окончание беседы и рассказа об острове Матуа читайте в следующем номере.


Всем доброго времени суток.

Коснусь немного огромной и неисчерпаемой темы, относящейся к истории Сахалина и Курил первой половины 20 века. Речь пойдёт о военной истории региона, в т.ч. - об объектах долговременной фортификации, нашей и японской.

Начиная с 1904 года по победный 1945-й, в границах нынешней Сахалинской области происходили драматические и практически неизвестные подавляющей части наших соотечественников события. Надеюсь, понемногу, наглядно и объективно мы рассмотрим основную их часть, на это банально нужно много времени. В том числе - на практический сбор информации.

Наверное, если говорить о фортификации Сахалина и Курил, то самым знающим человеком по этой теме является заведующий отделом охраны памятников истории и культуры Министерства культуры Сахалинской области Самарин Игорь Анатольевич, написавший несколько прекрасно иллюстрированных книг-справочников. Именно он буквально исползал всю область, разыскивая и описывая памятники, которые пощадили люди и время. Игорь Анатольевич смог систематизировать собранную в поле и полученную откуда только можно ценную информацию, за что ему отдельное спасибо.

На южном побережье Сахалина до сих пор находится большое количество японских ДОТов (по данным от И.А.Самарина - 65 единиц), в разной степени сохранности. Долговременные оборонительные сооружения входили в систему противодесантных оборонительных комплексов.

На фотографии ниже показан пулемётный капонир "Восточный дот", входящий в состав противодесантного ротного узла сопротивления "Нагахама" ("Длинный пляж", с яп.) и расположенный на побережье неподалёку от посёлка Озёрский. Оборонительный комплекс прикрывал одно из важных тактических десантных направлений.

На фото ниже - пулемётный полукапонир "Восточный", входящий в состав противодесантного ротного узла сопротивления "Мерейский пляж", состоящий из 5-ти пулемётных ДОТов и
находящийся на 21-м километре от Корсакова, у подножья горы Юкона.Именно здесь 7 июля 1905 года на русскую землю высадился десант в составе частей 13-й пехотной дивизии, захвативший Южный Сахалин. Какого-либо организованного сопротивления японцы здесь не встретили, поэтому, помятуя об этом, посчитали необходимым хорошо укрепить это направление.

ДОТ прикрывал этот чудесный пляж

Старые японские ДОТы являются объектами культурного наследия Сахалинской области. Понемногу мы начинаем понимать, что любые исторические памятники являются не только составляющей частью туристической привлекательности региона, но и обязательно должны использоваться для воспитательной работы с подрастающим поколением. Проще говоря - для военно-патриотического воспитания, как это принято во всём мире и ещё не так давно широко культивировалось в СССР.

На фото: «На Урале» (1888), картина В. Г. Казанцева.

В допетровскую пору Урал на Руси называли «Камнем». Еще во времена глубокого Средневековья сюда время от времени заходили новгородцы, позднее — бежали от тягот жизни те, кто уже не мог усидеть на обжитых местах, расположенных ближе к центру. Настоящее освоение и заселение Урала русскими началось после похода Ермака, в конце XVI века. С этого времени и на долгие десятилетия главным городом этого региона становится город Верхотурье, заложенный в 1598 году.

Основание металлургической промышленности на Урале

В январе 1697 года в Москву было подано крайне важное донесение верхотурского воеводы Дмитрия Протасьева: на реке Нейве, что в пределах Каменного Пояса (Уральских гор), обнаружена железная руда. К донесению воевода приложил рудные образцы. Это сообщение имело стратегический характер.

Российское государство во время испытывало острую необходимость во всевозможных ресурсах. Разведанных к тому времени запасов драгоценных и цветных металлов, необходимых для монетного и военного дела, не хватало. Имеющееся железо в значительной степени оставалось привозным, причем основным поставщиком являлась Швеция. Собственно российские рудные запасы в центре России, а еще больше лесные ресурсы, столь необходимые для железоделательного производства, сильно истощились. Накануне решительных битв Петра I именно со шведами не обратить внимания на радостную весть с Урала было невозможно, тем более что пробы показали: найденная руда — «зело добрая».

Основание Невьянского металлургического завода

В 1697—1699 годах последовала серия именных указов, смысл которых сводился к следующему:

«В Верхотурском уезде, на реках Тагиле и Невье, где сыскана железная руда, завесть вновь железные заводы».

В первой половине 1700 года началось создание металлургического производства на Урале. Рядом вырос поселок рабочих. И молодое предприятие, и поселение возле него стали называть Невьянским заводом. Так рождалась знаменитая впоследствии могучая уральская промышленность. Первый чугун из домны был выдан Невьянским заводом 15 декабря 1701 года.


Саша Митрахович 14.08.2017 14:24


4 марта 1702 года Петр I подписал указ о передаче Невьянского производства «оружейного железного дела мастеру» Никите Демидову, владельцу железоделательного завода в Туле. Царь очень ценил этого оружейника, с которым познакомился несколькими годами ранее. Существует ряд легенд о первой встрече Петра I и Никиты Демидова.

Вне зависимости от того, насколько верны сохранившиеся предания, достоверно известно, что самодержец сделал его поставщиком оружия для русской армии во время Северной войны. Качество производимого продукта было высоким, потребность в нем все возрастала, и государь, видевший в сотрудничестве с Демидовым залог будущей окончательной победы, расширял его привилегии. Передача казенного Невьянского завода с условием поставок государству железа в течение пяти лет явилась одним из многих примеров взаимовыгодного сотрудничества между предпринимателем и царем.

Демидовские заводы на Урале

Никита Демидов развернул на Урале кипучую деятельность по созданию новых предприятий. К концу 1710-х — началу 1720-х годов он построил там несколько железоделательных заводов. Среди них был и Быньговский завод, заложенный в семи верстах от Невьянского в 1718 году. По некоторым данным, с 1731 года в Быньгах действовала первая в России фабрика по производству кос.

Дело отца продолжил его старший сын Акинфий. На одной из карт 1730-х годов огромная территория демидовских владений с центром в Невьянском заводе обозначена как «ведомство Акинфия Демидова». Отец и сын постарались на славу. О том, какое наследие они оставили и что происходило с ним впоследствии, написали авторы книги «Невьянск», увидевшей свет в 1982 году:

«После смерти Акинфия Демидова в августе 1745 года осталась промышленная „держава“, состоящая из 22 заводов железных и медных (не считая трех алтайских, отобранных в казну), 96 рудников, 36 сел с многочисленными деревнями, 3 пристаней, более 36 тысяч рабочих и служащих. Не желая делить свое „ведомство“ на части, Акинфий Демидов завещал все заводы младшему сыну Никите. Но другие сыновья сочли себя обиженными. Тяжба между наследниками Акинфия Демидова тянулась больше десяти лет. И только 1 мая 1758 года сыновья вступили во владение своими заводами. Невьянская часть с заводами Невьянским, Быньговским, Шуралинским, Верхнетагильским, Шайтанским и другими досталась старшему— Прокофию... Когда вскоре после вступления П. А. Демидова во владение своей частью наследства Берг-коллегия запросила его о состоянии Невьянских заводов, то Прокофий на это ответил: „В тамошних заводах быть мне не случалось, и затем, какие оные заводы имеют тягости и какое к тому вспомоществование потребно, ныне я показать не могу“».

Демидов Акинфий Никитич

Начальная история Бынъговского завода связана с именами первых Демидовых. Большую роль в становлении местного производства сыграл сын родоначальника промышленной династии Никиты Демидова Акинфий Никитич. Акинфиевы сыновья прославились преимущественно деяниями в области коммерции и благотворительности, а также столь свойственными XVIII веку «чудачествами».

Акинфий Демидов родился в 1678 году в Туле, где находились предприятия его отца Никиты. Изучив горнозаводское дело в «домашних» условиях, он отправился за границу для стажировки на литейных заводах Саксонии. Во время этого путешествия, в городе Фрейбурге, Акинфий Никитич приобрел богатую минералогическую коллекцию. Впоследствии эта коллекция, дополненная уральскими и сибирскими экземплярами, была передана его детьми через И. И. Шувалова в дар Московскому университету.

Кнутом и циркулем

Акинфий Демидов с юных лет являлся правой рукой своего отца. Еще при его жизни он управлял Невьянским заводом, деятельно взялся за постройку завода в Быньгах. Унаследовав после смерти Никиты Демидова семейное дело, будущий знаменитый уральский промышленник продолжил отдавать ему все свое время и силы. В одном из писем к А. Д. Мен-шикову он писал, что фабрики, как малые дети, требуют постоянного внимания. Не щадя себя, владелец заводов того же требовал и от других. Биографы свидетельствуют прежде всего о жестокости Акинфия.

Наряду с жестокостью и коварством для Никиты и Акинфия Демидовых характерны глубокое знание горного дела, умение понять и применить новейшие формы организации металлургического производства, стремление к оснащению предприятий по последнему слову техники.

Библиотека Акинфия Демидова

Очень яркой чертой, характеризующей Акинфия Демидова, является его книжное собрание. В библиотеке промышленника насчитывалось 441 наименование «книг русских и немецких». Часть иностранных изданий была приобретена во время европейской поездки Демидова, отдельные книги, видимо, выписывались впоследствии.

Значительную долю библиотеки составляла религиозная литература, в ней присутствовал почти полный «круг» богослужебных книг. Конечно же, значительным являлось и собрание изданий по металлургическому производству. Из прочей литературы Акинфий Никитич отдавал предпочтение историческим сочинениям и описаниям путешествий. Встречались в его библиотеке педагогические и назидательные труды (для воспитания наследников, достойных дворянского звания), образцы «развлекательной» литературы (оперные либретто, описания фейерверков, материалы по коронационным торжествам и т. д.).


По количеству и своему составу библиотека Акинфия Демидова отличается от известных купеческих книжных собраний первой половины XVIII века и может быть сравнима с некоторыми библиотеками представителей светской знати послепетровского времени. Эта библиотека дает непосредственное представление о книжных интересах зарождающейся русской промышленной буржуазии.

Получив дворянство от Петра I еще в 1720 году, Демидовы смогли покупать крепостных рабочих для своих заводов, поскольку в России в то время владеть крепостными могли исключительно дворяне. Однако еще довольно долго часть демидовских людей формально числилась свободными. В 1737 году Акинфий обращался в правительство с просьбой считать всех его рабочих крепостными. Подневольное состояние работников давало промышленнику гораздо больше возможностей для лучшей организации производства.

В 1740 году Акинфий Демидов получил чин статского, а в 1744-м — действительного статского советника. Согласно Табели о рангах, это было очень высокое звание, соответствовавшее званию генерал-майора в армии и придворному чину камергера. В том же году указом императрицы Елизаветы Петровны было объявлено, что Акинфий находится под особым покровительством государыни. Воля императрицы ставила его в исключительное положение среди промышленников и магнатов. Однако в полной мере воспользоваться привилегиями Демидов не успел. Он умер 5 августа 1745 года по пути из Санкт-Петербурга в Сибирь — близ села Яцкое Устье, что на реке Каме.

Наследники Акинфия Демидова

Акинфий Демидов был женат дважды: в первый раз — на дочери купца Тарасия Коробкова Авдотье, а во второй, с 1723 года, — на Ефимии Ивановне Пальцевой. От первой жены он имел сыновей Прокофия и Григория, от второй — Никиту.

Итогом долгих семейных тяжб, имевших место после смерти Акинфия Демидова, стала передача основной части наследства старшему сыну Прокофию. Его, как и других сыновей Акинфия, часто относят к числу представителей промышленной фамилии, оказавшихся своего рода переходным «звеном» от первых Демидовых, основателей уральских заводов, к тем поколениям династии, которые на заводах не жили, в горном деле не разбирались и являлись, по замечанию знатока истории черной металлургии С. Г. Струмилина, лишь «пенкоснимателями». В то же время Прокофия Демидова, «заводчика поневоле», как удачно окрестил его невьянский краевед А. Карфидов, нельзя назвать пустым «прожигателем жизни». Он успешно занимался коммерцией, при этом жертвуя огромные суммы на благотворительность, изучал ботанику, выступая в этом деле и искусным практиком.

«Чудачества» П. А. Демидова

Однако гораздо большую известность принесли П. А. Демидову его «чудачества». Современники описывали известные выезды «куриозника», собиравшие толпы зевак. Обычно из ворот демидовской усадьбы выезжал возок яркооранжевого цвета, запряженный шестеркой лошадей: две пары были обычными крестьянскими клячами, а одна — чистокровными скакунами. На лошадях сидели наездники — карлик и великан. Процессию сопровождали многочисленные псари со стаей собак всевозможных пород: от карманных болонок до огромных догов. И наездники, и псари были одеты в самые нелепые платья: одна половина одежды — шелковая, расшитая золотом, другая — из рогожи; на одной ноге — башмак, на другой — лапоть. Вершиной «чудачества» являлись очки, которые можно было наблюдать не только на людях, но и на собаках с лошадьми.

Яковлевы

В 1769 году завод в Быньгах, как и другие невьянские заводы, был продан за восемьсот тысяч рублей его владельцем Прокофием Демидовым коллежскому асессору Савве Яковлевичу Собакину, впоследствии сменившему фамилию на Яковлев.

С. Яковлев вывел на новый уровень бывшее демидовское производство. Из наблюдений невьянского краеведа А. Карфидова:

«К началу 1780-х годов Савва Яковлев владел огромной горной „империей“ на Урале, по размерам и производственным мощностям не уступавшей знаменитому „ведомству Акинфия Демидова“. Его заводские дачи включали в себя 2 млн гектаров, выпуск чугуна в 1783 году составил 1275000 пудов. Все заводское хозяйство оценивалось в огромную сумму — почти 7 000000 рублей. По количеству заводов — всего 22 — Яковлев сравнялся с Акинфием Демидовым».

После смерти Саввы Яковлева лучшая часть его наследства, в которую входил и Быньговский завод, досталась старшему сыну Петру.


Саша Митрахович 14.08.2017 14:32


Введение 3

Значение черной металлургии 4

Особенности экономико-географического положения Уральской металлургической базы 9

Оценка сырьевой и топливной базы Урала 12

Оценка Уральской металлургической базы 13

Предприятия Уральской металлургической базы 15

Современное состояние 19

Перспективы экономики 22

Экологические проблемы 25

Литература 28

Введение

В современных условиях международного разделения труда, одной из отраслей специализации России является национальная металлургическая промышленность. Металлургический комплекс включает в себя черную и цветную металлургию: совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции - черных и цветных металлов и их сплавов. Состояние и развитие металлургической промышленности в конечном итоге определяют уровень научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. Спецификой отрасли являются несопоставимый с другими отраслями масштаб производства и сложность технологического цикла.

Черная металлургия - это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения (одна треть производимого металла идет в машиностроение), строительства (1/4 металла идет в строительство), и металлообработки. Кроме того, продукция черной металлургии имеет экспортное значение.

В своей курсовой работе я хотела бы рассмотреть металлургическую базу Уральского региона, ее проблемы и перспективы развития.

Значение черной металлургии

Черная металлургия – одна из важнейших отраслей индустрии. Ее предприятия служат основой развития машиностроения, металлообработке, строительства, и находит широкое применение во всех отраслях хозяйства.

К черным металлам относят железо, марганец, хром.

Черная металлургия включает добычу черных металлов, процессы их обогащения и агломерации, производство огнеупоров, добычу нерудного сырья, необходимого для металлургического передела (производство чугуна, стали, проката и ферросплавов), производство метизов промышленного назначения и вторичную обработку черных металлов. Таким образом, собственно металлургический передел обеспечивается целым рядом смежных и вспомогательных производств, необходимых для нормального функционирования всех производственных звеньев процесса получения черных металлов.

Черная металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела.

В состав черной металлургии входят следующие основные подотрасли:

    добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии (железных, марганцевых и хромитовых руд);

    добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т.п.);

    производство черных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков черных металлов);

    производство стальных и чугунных труб;

    коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.);

    вторичная обработка черных металлов (разделка лома и отходов черных металлов).

Собственно металлургическим циклом является производство чугуна, стали и проката. Предприятия, выпускающие чугун, сталь и прокат, относятся к металлургическим предприятиям полного цикла.

Предприятия без выплавки чугуна относят к так называемой передельной металлургии. “Малая металлургия" представляет собой выпуск стали и проката на машиностроительных заводах. Основным типом предприятий черной металлургии являются комбинаты.

В размещении черной металлургии полного цикла большую роль играет сырье и топливо, особенно велика роль сочетаний железных руд и коксующихся углей. Особенностью размещения отраслей является их территориальное несовпадение, так как запасы железной руды сосредоточенны, в основном, в европейской части, а топлива - преимущественно в восточных районах России. Комбинаты создают у сырьевых (Урал) или топливных баз (Кузбасс), а иногда между ними (Череповец). При размещении учитывают также обеспечение водой, электроэнергией, природным газом.

Черная металлургия - базовая отрасль тяжелой промышленности, которая включает добычу железной руды, выплавку чугуна и стали, производство проката различного профиля и сплавов железа с другими металлами (ферросплавы).

Значение черной металлургии заключается в том, что она служит основой развития машиностроения (одна треть производимого металла идет в машиностроение), строительство (1/4 металла идет в строительство). Кроме того, продукция черной металлургии имеет экспортное значение.

В местах размещения крупных предприятий металлургии сосредоточиваются предприятия ряда других отраслей промышленности - энергетики, коксохимической, химической, машиностроения, производства строительных материалов и др. Создание предприятий тяжелой индустрии вызывает в свою очередь интенсивное транспортное строительство, ведет к возникновению крупных городов и промышленных центров. На размещение центров черной металлургии влияют следующие факторы: наличие необходимой сырьевой и топливно-энергетической базы, водных ресурсов и рабочей силы. Большинство предприятий этой отрасли - комбинаты, что позволяет обеспечить непрерывность стадий металлургического производства, сократить длительность цикла производства металлов, уменьшить транспортные расходы, использовать отходы производства. Металлургические заводы полного цикла включают все стадии производства черных металлов: выплавку чугуна, стали и производство проката. Современные предприятия выпускают более тысячи видов проката (стальной лист, рельсы, балки и др.).

Черная металлургия - производство материалоемкое (при выплавке 1 т чугуна в домне требуется 6 т сырья, топлива и других материалов). Основной вид сырья - железная руда. Кроме того, при производстве чугуна используется кокс, необходимы - известняк, марганцевая руда, огнеупоры, а при выплавке качественных сортов стали - еще и легирующие металлы (вольфрам, никель, молибден, хром и др.). В качестве топлива используется природный газ. При бездоменном производстве стали необходимо большое количество электроэнергии. Наша страна практически обеспечена сырьем для черной металлургии (кроме марганцевых руд, которые мы покупали на Украине, в Казахстане и Грузии).

Ведется добыча железной руды на месторождениях Курской магнитной аномалии - КМА (40% всех железных руд стран СНГ), Урала (Качканарское и др.), Карелии (Костомукшское), Кольского полуострова (Оленегорское и Ковдорское), Сибири (в Горной Шории, Абаканское, Ангаро-Питские и Ангаро-Илимские месторождения, в т.ч. Коршуновское) и на Дальнем Востоке (Кимканское и др.). Коксующиеся угли поставляются на металлургические предприятия полного цикла из Кузбасса и Печорского угольного бассейна. Марганцевыми рудами богаты Казахстан, Украина и Грузия. Нашей стране ныне приходится осваивать и разрабатывать свои ресурсы. 2/3 марганцевых руд России сосредоточено в месторождении у г. Ленинск-Кузнецкий в Кузбассе. По добыче железной руды и производству черных металлов Россия в 1913 г. была на пятом месте в мире (после США, Германии, Англии и Франции).

В составе черной металлургии видное место занимают трубопрокатная промышленность (Первоуральск и Челябинск) и производство ферросплавов (Челябинск и Серов).

Так как выплавка черных металлов производство материалоемкое, металлургические заводы полного цикла размещаются в основном в районах добычи железной руды или коксующегося угля, или между ними (сырьевой фактор размещения производства). Значительное количество стали выплавляется в настоящее время из металлического лома (более дешевый и качественный способ выплавки стали - в 12 - 15 раз дешевле, чем из железной руды). Это электросталеплавление. Металлургические предприятия, работающие на таком виде сырья, относятся к так называемой передельной металлургии. Обычно такие заводы размещаются в крупных центрах машиностроительной промышленности (потребительский фактор размещения производства). Металлургические предприятия, производящие специальные сорта стали и ферросплавы, потребляют большое количество электроэнергии и поэтому размещаются не только вблизи источников сырья, но и в районах производства дешевой электроэнергии.

Доля чёрной металлургии в объёме промышленного производства России составляет около 10 %. В состав чёрной металлургии входит более 1,5 тыс. предприятий и организаций, 70 % из них - градообразующие, число занятых - более 660 тыс. человек. По данным на 2008 год, Россия занимала 4 место в мире по производству стали (72 млн тонн в год). По данным на 2007 год, Россия занимает 3 место в мире (после Китая и Японии) по экспорту стальной продукции (27,6 млн тонн в год).

По данным на 1 января 2007 года, мощность по производству готового проката чёрных металлов в России составила 67,9 млн тонн. В 2000-2008 годах были введены в действие мощности по производству стали на 6,7 млн тонн, по производству готового проката черных металлов - на 4,3 млн тонн, по производству стальных труб - на 780 тыс. тонн.

Более 80 % объёма промышленного производства черной металлургии России приходится на 9 крупных компаний: «ЕвразХолдинг», «Северсталь», «Новолипецкий металлургический комбинат», «Магнитогорский металлургический комбинат», «УК Металлоинвест», «Мечел», «Трубная металлургическая компания», «Объединённая металлургическая компания», «Группа Челябинский трубопрокатный завод».

Особенности экономико-географического положения Уральской металлургической базы

Производство черных металлов в России сосредоточено в основном на предприятиях трех важнейших металлургических баз: Уральской, Центральной и Сибирской.

Уральский экономический район расположен между старыми промыш-ленными районами европейской части России, Сибирью и Казахстаном - на стыке европейской и азиатской частей РФ. Такое "соседское" положение можно оценить как благоприятное для функционирования и развития всего хозяйственного комплекса.

Уральские горы - ось территории района, они вытянуты в меридиональном направлении. С запада к ним примыкают окраины Восточно-Европейской равнины (Предуралье), с восто-ка - Западно-Сибирская низменность (Зауралье). Складчатые горы Урала возникли еще в палеозое, позднее они были размыты, разрушены и выровнены.

Благодаря такому рельефу, формирующемуся множество веков, Урал можно назвать "кладовой" полезных ископаемых. Месторождения медных и других руд приурочены к магматическим породам восточного склона гор. Имеются запасы желез-ной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Более ста лет дают железную руду горы Благодать и Высокая. Их запасы сильно истощены. 2/3 железорудных запасов содержит Качканарское месторождение.

Топливные ресурсы Урала представлены всеми основными видами: нефтью, природным газом, углем, горючими сланцами, торфом. Угли добываются преимущественно для энерге-тических целей. Уголь залегает близко к поверхности, добывается в раде районов открытым способом. Основные бассейны - Кизеловский каменноугольный, Челябинский и Южно-Уральский буроугольные. Многие угольные месторождения истощены, большая часть потребляемого угля ввозится из других районов.

Месторождения железных руд сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор.

Разнообразят рельеф Урала глубоко врезанные речные долины. Главная река района - Кама - левый, самый многоводный приток Волги.

Территория района ввиду ее внутреннего положения между; западной и восточной экономическими зонами, имеющими разный уровень экономического развития и разную специализа-цию, обеспечивает транзитность связей между ними.

Начальный период промышленного развития района отно-сится к началу 18 века, когда его экономико-географическое положение еще не было благоприятным. В последующие годы ЭГП района улучшалось благодаря развитию транспорта и строительству новых дорог.

Через Урал проходят транспортные магистрали, пересекаю-щие всю территорию России от западных границ до Тихого океана. С востока Уральская металлургическая база получает сырье и топливо, а продук-цию обрабатывающей промышленности - с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ.

Основа промышленности Урала - металлургический ком-плекс.

Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения, железных руд до выплавки чугуна, стали и про-ката.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комби-нирования производства черных металлов. Основной тип пред-приятий - полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них - Магнитогорский, Нижнетагиль-ский, Орско-Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челя-бинский металлургический завод - дают почти 80% чугуна и 70% стали, выплавляемых в районе. Другие предприятия пол-ного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах.

Подводя итог оценке экономико-географического положения уральской металлургической базы можно сказать, что уральская металлургическая база - один из "исторических" баз России, сыгравший выдающуюся роль в становлении российской технической, особенно металлургической культуры. Особенностью ЭГП является положение "на стыке" западной и восточной экономических зон: между ресурсами Сибири и Казахстана и промышленно-научным потенциалом Среди других районов России район выделяется ярко выраженной промышленной специализацией, при этом в основе экономики района лежат базовые отрасли тяжелой промышленности.

Оценка сырьевой и топливной базы Урала

Урал - обладает минерально-сырьевыми и топливными полез-ными ископаемыми.

Топливные ресурсы Урала представлены всеми основными видами: нефтью, природным газом, углем, горючими сланцами, торфом. Для энергетических целей преимущественно добываются угли. Уголь залегает близко к поверхности, добывается в раде районов открытым способом.

Угольная промышленность имеет сугубо локальное значе-ние. Добываются: бурый уголь в Свердловской (Карпинск) и Челябинской (Копейск и Коркино) областях, а также каменный уголь в Пермской области (Кизеловский бассейн).

Однако имеющихся энергоносителей району не хватает и большое количество топлива завозится на Урал (в основном из Западной Сибири и Казахстана).

Месторождения медных и других руд приурочены к магматическим породам восточного склона Уральских гор. Имеются запасы желез-ной руды(2/3 железорудных запасов содержит Качканарское месторождение).

На Урале добывают медь, никель, магний, бокситы. Особен-но ценными являются комплексные руды, которые еще содер-жат хром, титан, ванадий. Медные руды содержат цинк, золото, серебро.

Оценка Уральской металлургической базы

В силу высокого качества сырья и топлива, низкой себестоимости их добычи и крупного производства металла его средняя себестоимость на предприятиях Уральской металлургической базы заметно ниже, чем в других районах. В конечном счете, это определяет эффективность металлургической специализации, среди предприятий, внедряющих новые технологии производства металла, приоритет принадлежит крупнейшему в мире Магнитогорскому комбинату. Его сталеплавильное производство на конвертерную и электрическую технологию. В результате повысится качество металла, расширится применение вторичного сырья. Передовая технология одновременно позволит использовать возможности непрерывной разливки стали, снизить расход топлива, повысить производительность труда и, наконец, значительно оздоровить воздушный бассейн прилегающей территории.

В середине 90-х гг. на Уральскую базу приходилась большая часть отечественной добычи марганцевых и хромитовых руд, около 1/5-руд железных, около половины чугуна, стали, готового проката и стальных труб, производимых в стране, а также большая часть ферросплавов, выплавляемые в России. Основная часть железной руды базы добывается в Свердловской области на Качканарской группе месторождений и в Орско-Халиловской рудниках, где добывают почти все отечественные хромиты. Марганцевые руды в крайне ограниченных масштабах на Среднем Урале.

Более 80% выплавки чугуна, стали, ферросплавов и большую часть уральского проката дают четыре крупных металлургических комбината, построенных в годы социалистической индустрии: Магнитогорский, Нижнетагильский, Челябинский и Новотроицкий. Кроме того, имеется ряд старых, сравнительно небольших металлургических заводов в городах: Пермь, Серов, Екатеринбург, Ижевск, Первоуральск, Златоуст, Ревда.

В Уральской металлургической базе производится 51% чугуна, 44% стали, более 43% готового проката, около 3/5 труб, 100% феррохрома, значительно опередив Центральное Черноземье, Европейский Север и Западную Сибирь. В своем развитии она опирается на использованные еще полностью собственные ресурсы железной руды, на рудные богатства Казахстана и частично КМА.

Предприятия Уральской металлургической базы

Крупнейшими металлургическими предприятиями полного цикла Уральской металлургической базы являются:

Магнитогорский металлургический комбинат . Является одним из крупнейших отечественных предприятий чёрной металлургии.

Площадь промышленной площадки комбината, занятая производственными помещениями составляет около 7000 га, а общая площадь превышает 10000 га. В общем объёме металлопродукции, которая реализуется на внутреннем российском рынке, доля ММК составляет около 20 %.

Предприятие имеет полный производственный цикл, который начинается с подготовки железорудного сырья и заканчивается глубокой переработкой черных металлов.

ММК предлагает потребителю широчайший сортамент металлопродукции. Около 40% продукции, производимой комбинатом, экспортируется в различные страны мира.

Среди предлагаемого ассортимента продукции предприятия можно найти: железную руду, агломерат, чугун, сталь, катанку, склябы, круг, горячекатаные рулоны, швеллер, спецпрофиль горячекатаный, холоднокатаный лист и многое другое.

Челябинский металлургический комбинат – крупнейшее в России предприятие полного металлургического цикла по выпуску качественных и высококачественных сталей. С 2001 года ОАО «ЧМК» входит в состав компании «Мечел». Комбинат глубоко интегрирован в работу многих предприятий группы и является флагманом металлургического производства компании.

Челябинский металлургический комбинат выпускает широкий сортамент продукции: чушковый чугун, полуфабрикаты стальные для дальнейшего передела, сортовой и листовой металлопрокат из углеродистых, конструкционных, инструментальных и коррозионно-стойких марок стали.

Комбинат производит профильный сортамент от катанки диаметром 6,5; 8,0 мм до арматурной стали № 40, от сортового проката диаметром 80…180 мм для трубопрокатных и машиностроительных заводов до квадратной заготовки 75, 80, 98, 100…300 мм, листовой рядовой прокат, нержавеющий сортовой и листовой прокат. Предприятие имеет сертификат соответствия менеджмента качества международному стандарту ISO 9001:2000.

Челябинский металлургический комбинат - одно из немногих предприятий страны, которому дано право присваивать продукции собственный индекс - ЧС (Челябинская Сталь). На сегодняшний день выпускается более 130 таких марок стали.

Нижнетагильский металлургический комбинат находится на Среднем Урале, в городе Нижнем Тагиле - в самом сердце Уральских гор, на границе Европы и Азии.

Нижний Тагил сегодня - второй по численности и объемам промышленного производства город Свердловской области (после Екатеринбурга).

Металлургическое производство в Нижнем Тагиле обязано своим появлением тем же факторам, которые вызвали к жизни уральскую металлургию в целом: резко возросшие потребности страны в металле в связи с внутренней и внешней политикой царя-реформатора Петра I; поиски и открытие месторождений железной руды на Урале; деятельность основателей известной русской династии предпринимателей - Никиты и Акинфия Демидовых...

Строительство завода началось в 1720 году, а первый чугун получен 25 декабря 1725 года. Нижнетагильский завод значительно опережал по производительности, себестоимости и качеству железа как заводы Центральной России, так и Невьянский завод.

Основные вида производимой продукции НТМК: рельсы, колеса для подвижного состава, бандажи для подвижного состава, вагонные стойки, кольца, двутавры, швеллеры, уголки, шпунт, шары мелющие, чугун передельный, квадратные заготовки и другая продукция выпускается на НТМК.

«Уральская сталь» является одним из крупнейших отечественных производителей штрипса, трубных заготовок и мостостали и входит в состав холдинга «Металлоинвест».

«Уральская сталь» производит и реализует следующие виды продукции:

Чугун передельный и литейный,

Листовой прокат (полоса, штипс и т.д),

Сортовой прокат (заготовка квадратная, осевая заготовка и т.д.),

Профильный прокат,

Трубная заготовка,

Штампованные изделия,

Кокс и коксовая мелочь,

Сульфат аммония,

Шлакоблок стеновой и т.д..

Продукция предприятия реализуется в России, а также экспортируется в страны Европы (Германию, Великобританию, Бельгию, Данию) и Азии (Китай, Корею, Вьетнам, Тайвань).

Белорецкий металлургический комбинат , расположенный на Южном Урале, является одним из старейших металлургических предприятий страны и входит в состав группы ОАО «Мечел».

В настоящее время около 12 % метизов, выпускаемых в России, приходится на долю ОАО «БМК». Продукцию комбината закупает более 3000 предприятий и организаций страны.

Белорецкий металлургический комбинат производит в год свыше 560 тыс. тонн катанки и более 350 тыс. тонн различных метизов.

ОАО «Ашинский металлургический завод» , расположенный в Челябинской области, является одним из крупных российских производителей и экспортеров проката.

Металлургический комплекс ОАО «Ашинского металлургического завода» имеет полный производственный цикл и предлагает своим потребителям широкий спектр продукции: листовой металлопрокат как из стали обыкновенного качества, так и из низколегированных, конструкционных, жаропрочных, коррозионностойких и жаростойких марок стали и сплавов. Также предприятие производит магнитопроводы, порошки из магнитомягких сплавов, электромагнитные экраны и многое другое.

Кроме того, завод выпускает обширную гамму товаров народного потребления из нержавеющей стали (столовые приборы, кухонные наборы, посуда, зажигалки, термосы и т.д.) В настоящее время предприятие занимает четвертое место среди отечественных производителей столовых приборов и кухонных принадлежностей.

Для производства АМЗ приобретает у сторонних организаций уголь, кокс, мазут, металлолом, ферросплавы, пиломатериалы.

Металлургический завод им А.К.Серова , расположенный в Свердловской области, входит в состав металлургического дивизиона Уральской горно-металлургической компании (УГМК).

В настоящее время Металлургический завод им А.К.Серова более 200 марок стали, а также предлагает потребителю широкий выбор проката:

Горячекатаный квадратный, круглый и шестигранный,

Прокат калиброванный; уголки стальные горячекатаные равнополочные,

Чугун передельный,

Шлак доменный гранулированный и т.д.

Продукция металлургического завода пользуется спросом не только в России, но и в зарубежных странах – Великобритании, США, Германии, Италии, Прибалтике, Кореи, Узбекистане и т.д.

Продукция предприятия применяется в автомобилестроении, машиностроении, на трубных заводах и в нефтедобывающей промышленности. Более 300 отечественных предприятий машиностроительного комплекса закупает металлопрокат МЗ им А.К.Серова.

ОАО "Чусовской металлургический завод" (ЧМЗ) является одним из старейших предприятий черной металлургии на Урале с полным технологическим циклом выпуска металла. ЧМЗ располагается в городе Чусовой Пермской области и входит в состав Объединенной металлургической компании (ОМК).

Современное состояние

В настоящее время черная металлургия испытывает острый кризис, где спад производства достиг критической черты. В тяжелом положении находятся гиганты черной металлургии. Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты. Это объяснимо не только структурной перестройкой в условиях нарождающегося рынка, но и тем, что необходимы реконструкция этих предприятий, замена полностью мартеновского производства конверторным и электроплавильным, так как в условиях рынка невозможно сохранять неэффективное неконкурентоспособное производство. Нет необходимости и в огромном чугунно-литейном производстве, создающем обостренную экологическую обстановку.

Важнейшей задачей является создание рыночной инфраструктуры, реформирование форм собственности в отрасли черной металлургии, развитие совместных предприятий с привлечением отечественных и зарубежных инвестиций, а также создание малых предприятий, развитие предпринимательства.

Доля продукции черной металлургии в затратах на производство и реализацию продукции составляет в машиностроении 13 - 18 %, в промышленности строительных материалов - 7 - 12 %, в целом по промышленности - около 7%. Опережающий рост цен на металлопродукцию ведет к перераспределению доходов между отраслями экономики, увеличивает затраты предприятий металлопотребляющих отраслей и негативно влияет на их финансово-экономические показатели. Особенно негативно резкий рост цен на металлопродукцию отражается на отраслях, цены и тарифы которых регулируются и сдерживаются государством, - железнодорожный и трубопроводный транспорт, электроэнергетика, в значительной степени газовая и нефтяная промышленность.

В последние годы российское правительство приняло меры по защите внутреннего рынка, отменило импортные пошлины на основные виды оборудования, оказывало поддержку российским фирмам по покупке металлургических активов за границей, приняло меры по уменьшению внешнеторговых ограничений на внешних рынках, действующих в отношении российской металлургической продукции. Эти меры способствовали позитивным результатам деятельности российской металлургии в 2000-х годах.

С начала 2008 года наблюдается значительное увеличение цен на металлопродукцию и сырье на мировом рынке. Стимулятором увеличения цен на железорудное сырье и коксующиеся угли явилось бурное развитие металлургии Китая. Только за период с января 2006 г. по апрель 2008 г. цены на указанные виды сырья на мировом рынке выросли от 2 до 3,4 раза. Мировой рынок лома черных металлов в 2008 году также ощутил на себе небывалый рост цен. Так, с начала текущего года до апреля средние мировые котировки черного лома выросли на 80 - 100% до среднего уровня около 700 долл. за тонну на условиях FOB в зависимости от места сбыта.

При этом продолжился рост влияния Китая на мировую металлургию, связанный с увеличением потребностей его экономики в метпродукции и сырье. КНР активизирует реализацию мер по обновлению структуры и производственной базы национальной металлургии, включая закрытие неэффективных предприятий и ужесточение условий кредитования, однако объемы ввода новых мощностей все еще значительно превосходят выбывание устаревших. Китайский бизнес и государство сохраняют интерес к наращиванию минерально-сырьевой и производственной базы за счет приобретения зарубежных активов, на что в 2009 г потрачены рекордные 32 млрд долл. На долю КНР пришлось 24 проц всех сделок M&A в горнодобывающем секторе по сравнению с 18 проц в 2008 г.

В черной металлургии ряд крупных производителей в Юго-Восточной Азии /ЮВА/ перенесли повышение цен на март, но значительная часть компаний уже учитывает удорожание сырья при заключении контрактов на поставки стальной продукции. При этом спрос в большинстве секторов рынка остается ограниченным.

ЖЕЛЕЗО – руда подорожала более чем вдвое по сравнению с прошлогодними минимумами, а текущие спотовые цены на 80 проц выше контрактных цен для японских потребителей, установленных на 2009-2010 гг. На этом фоне тройка ведущих экспортеров железорудного сырья /ЖРС/ считает справедливым, как минимум, 40 проц-ное удорожание поставок по контрактам в 2010-2011 гг. Официально Китай и другие основные потребители ЖРС в ЮВА не готовы к такому росту цен, но некоторые компании согласны принять условия экспортеров, ожидая еще большего удорожания сырья.

СТАЛЬ – мировое производство по итогам 2009 г снизилось на 8,27 проц до 1,219715 млрд т. При этом Китай увеличил выпуск на 13,11 проц до 567,842 млн т, Япония - снизила на 26,27 проц до 87,534 млн т, США – сократили на 36,44 проц до 58,142 млн т, Индия - повысила на 2,83 проц до 56,608 млн т, Ю.Корея – уменьшила на 9,14 проц до 48,598 млн т. В странах ЕС производство упало на 30 проц до 139,1 млн т. Степень загрузки производственных мощностей в мировой стальной отрасли, достигавшая в середине 2008 г более 90 проц, в декабре 2009 г составляла только 71,5 проц, а в ЕС и США не превышала 55-65 проц. Выпуск нержавеющей стали в 2009 г составил 23,9 млн т.

Перспективы экономики

Ситуация 2008-2009 годов сказалась на большинстве предприятий черной металлургии. Так, Магнитогорский металлургический комбинат - один из крупнейших комбинатов России, относящийся к Уральской металлургической базе, снизил в 2008 году объемы выпуска готового проката на 10,6% по отношению к 2007 г. (на 4,1% к 2006 г.). Стоит отметить и тот факт, что к февралю 2009 г. на комбинате произошло сокращение 2 тысяч работников.

Рост объемов выпуска готового проката за прошедший год можно отметить только на ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» (ООО УК «Металлинвест»). На предприятии при производстве продукции применятся метод прямого восстановления железа, который позволяет достичь высоких показателей по сравнению с традиционными методами производства. За 2008 год объем производства выросли на 6% к 2007 г. (в 2007 г. рост составил 9,3% к 2006г.).

Наибольшее снижение объемов производства готового проката за 2008 г произошло на ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат», входящего в международную компанию «Евраз». Производство сократилось на 16,7% к 2007г.

В целом, по итогам 2008 года, объемы производства готового проката черных металлов составили 56,6 млн. тонн.

Снижение заказов со стороны предприятий нефтегазовой, машиностроительной и других отраслей обусловило также и уменьшение выпуска стальных труб, широко применяемых в данных отраслях. Объемы производства стальных труб в 2008 г. составили 7,77 млн. тонн, в 2007 году данный показатель составлял 8,7 млн. тонн. За первый квартал 2009 года объемы выпуска труб из стали по отношению к аналогичному периоду 2008 года снизились на 29,7 % (1,4 млн. тонн).

В марте 2009 года Минпромторгом России была утверждена Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года.

Кризисный 2009 год был крайне тяжелым для предприятий черной металлургии России. Резкое падение спроса и цен на продукцию вызвали остановку производства некоторых предприятий, более мелкие производства перешли под контроль более крупных. Кризис, словно алкотестер, выявил и обнажил слабые стороны отрасли. На фоне общего сокращения производства стали в 2009 году перспективы 2010 года кажутся вполне оптимистическими.

Многие аналитики, как российские, так и зарубежные прогнозируют рост производства черного металла на российских предприятиях на 16 %. Фактически это означает выход по объемам производства на докризисный уровень, т.е. на уровень 2008 года. Данный процесс будут стимулировать внутренние и внешние факторы. Во первых, с восстановлением экономики развитых стран, прежде всего стран Европейского Союза, которые традиционно являются крупнейшими потребителями продукции черной металлургии, объемы их импорта значительно возрастут. Высокую конкурентоспособность российских предприятий будет также стимулировать относительно невысокий курс рубля. Во вторых, в 2010-2011г. прогнозируется постепенное увеличение спроса на черные металлы и на отечественном рынке, по сравнению с 2009 годом в 3−4 квартале 2010 года спрос вырастет на 10−15%. Этот процесс будет также стимулироваться относительно невысокой динамикой цен в этом секторе экономики, ценовой рот ожидается не более 10%. Он образуется за счет роста цен на коксующийся уголь и железную руду. С одной стороны рост цен на данное сырье поддержит отрасль, но с другой стороны увеличит издержки производства.

Рост цен на уголь и железную руду провоцирует все увеличивающийся спрос со стороны Китая, в котором даже в 2009г. существовал рост объемов производства черных металлов. По данным Министерства промышленности и торговли России рост инвестиций в черную металлургию в 2010 году увеличится на 19%. Исходя из общего анализа сложившихся тенденций можно с уверенностью предположить, что черная металлургия в 2010 году уверенно выходит из кризиса, спрос на ее продукцию увеличивается, инвестиции и цены на продукцию растут, что позволит отрасли динамично развиваться. Как автовидеорегистраторы являются свидетелями дорожных происшествий, так и черная металлургия явилась свидетелем и участником всех трудностей кризисного периода.

Восстановление мировой металлургии в 2010 г продолжится, средние темпы развития по сравнению со 2-го полугодия 2009 г продемонстрируют некоторый рост, однако выход на докризисные уровни более вероятен в 2011 г. При этом ряд развивающихся экономик значительно превысит производственные показатели 2008 г, в то же время по некоторым видам продукции сохранится вероятность локальных спадов. В черной металлургии в 1-м полугодии 2010 г восстановление будет более выражено в регионах, допустивших во время кризиса наибольший спад, т.е. в Сев.Америке и Европе. Более равномерный рост вероятен со 2-го квартала 2010 г по мере оживления спроса со стороны металлопотребляющих отраслей и заключения годовых контрактов на поставку сырья с потребителями в ЮВА.

Экологические проблемы

В сознании людей металлургия ассоциируется с большим экологическим злом. Колоссальные объемы перерабатываемого сырья, широчайшее использование высокотемпературных технологий и процессов горения предопределяют соответствующее воздействие на окружающую среду. Влияние металлургии на природу и человека особенно велико в регионах расположения металлургических комбинатов большой мощности. Это дополнительная плата за получение металлов - основы современной цивилизации. Жизнь человека невозможно представить без металлов, что находит отражение даже в классификации эпох (бронзовый, железный века).

Экологическая опасность отходов определятся сочетанием многих факторов. Прежде всего это их физическое состояние, химический состав и наличие экотоксикантов. Техногенные отходы металлургии часто содержат элементы, опасные для человека и экосистемы. Это мышьяк, сера, фосфор, тяжелые цветные металлы - цинк, свинец, кадмий. Экологическая опасность таких отходов резко возрастает из-за их дисперсности.

Наибольшую угрозу представляют пыли и шламы, которые рассеиваются ветром при хранении. Малые размеры частиц способствуют переходу элементов в водорастворимые соединения, так называемому выщелачиванию. Из-за амфотерности многих металлов выщелачивание происходит при любом рН. Вредные вещества и ионы тяжелых металлов попадают в воду и почву. Очень токсичны пыли электросталеплавильных печей, в которых также содержатся хлор и фтор (в США плата за их хранение составляет десятки долларов за 1 т). Концентрация вредных компонентов в пылях и шламах в десятки и сотни раз больше, чем в шлаках, что связано с летучестью многих примесей. Поэтому уже простой перевод пыли в компактное состояние (спекание, сплавление) дает значительный экологический эффект. Вредные примеси содержатся и в шлаках цветной металлургии, однако здесь они находятся в компактном состоянии шлакового монолита, что существенно снижает экологическую опасность. Еще инертнее шлаки черной металлургии.

Таким образом, отходы металлургии включают и высокотоксичные материалы (пыли), и относительно инертные (доменные шлаки). Но даже складирование сотен миллионов тонн отходов требует отторжения больших площадей. Высокая концентрация металлургического производства имеет и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водо-снабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических пред-приятий нецелесообразно, особенно на Южном Урале, где в настоящее время сосредоточено основное производство и ощуща-ется недостаток водных ресурсов.

Важнейшей перспективной проблемой является оздоровление экологической обстановки. Зонами экологического бедствия является микрорайоны в Челябинской и Свердловской областях.

Нарушение земель горными разработками, за-грязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв, утрата продуктив-ных земель, деградация лесных массивов

Трудная ситуация сложилась с окружающей природной средой в Уральской металлургической базе особенно в старых горнопромышленных центрах. Загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, некомплексное использование минерально-сырьевых ресурсов, господство военно-промышленного комплекса, радиационное загрязнение территории, перенасыщение предприятиями промышленности - вот далеко не полный перечень проблем Уральской базы.

Почти вся территория Урала под-вержена мощной антропогенной нагрузке. В настоящее время Урал считается зоной экологического бедствия, 7 городов занесены в "черную" экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский и Челябинск. В атмосферу только металлургическими предприятиями выбрасываются сотни тыс. тонн вредных ве-ществ ежегодно. Отходы производств почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. м 3 отходов ме-таллургического производства, несмотря на то, что часть отходов используются для производства строительных материалов и продукции химической промышленности. Металлургические шлаки используются как удобрение и как строительные материалы. Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, ведется загрязнение подземных и поверхно-стных вод, почв, атмосферы, уничтожается растительность. Несомненно, экологический кризис ставит под угрозу успех экономических реформ в базе, так как требуемые затраты на ликвидацию хотя бы основных экологических нарушений в несколько раз превышают суммы, выделяемые для этих целей по всей стране.

Необходима разработка федеральной целевой программы хозяйственного развития, оздоровления экологической обстановки.

Литература

    Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экономическая география: природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 2000

    Пыльнева Т.Г. Природопользование: Учеб. пособие. – М.: Финстатинформ, 1997

    Родионова И. А. Экономическая география – М.:2001

    Кистанов В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России – М.: Финансы и статистика, 2003

    Морозова Т.Г., Победина М.Г., Шишнов С.С. Экономическая география России – М.: ЮНИТИ, 2000

    О состоянии и перспективах развития черной металлургии в Российской Федерации 24 июля 2008. Сайт Президента

    4.03.10 / Состояние и прогноз развития рынка черной металлургии по итогам января 2010 г. ПРАЙМ-ТАСС

    http://www.metaprom.ru - Промышленность России: промышленный интернет-портал

    металлургии Северо-Запада России . Первый железорудный концентрат...
  1. Черная металлургия и производство стали

    Реферат >> Промышленность, производство

    Чем в Европейской России . Огромные домны уральских заводов обладали высокой... процессы в черной металлургии . Низкий уровень производства в черной металлургии России особенно очевиден, ... станет одной из основных металлургических баз . Кокс – завозится из...

  2. Пространственная структура черной металлургии в России

    Реферат >> География

    Промышленности черная металлургия располагается локально. Выделяют три металлургические базы : Уральская , Центральная и Сибирская. Природной основой черной металлургии служат...

  3. Металлургический комплекс и его значение для России

    Реферат >> География

    ... металлургического комплекса России . Комитетом Российской Федерации по металлургии разработаны предложения по развитию сырьевой базы черной металлургии ...