Особенности формирования и реализации кадровой стратегии предприятия. Кадровая стратегия современной организации

Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса

Сущность и структура диагностики. Диагностика (греч. «распознание») в философском смысле представляет собой особый вид познания сущности единичного в сравнении с общим.

Педагогическая диагностика понимается нами как особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, прогнозировать будущее и определять пути их развитияили коррекции.

Педагогическая диагностика выполняет многообразные функции : воспитательно-побуждающую, коммуникативную, конструктивную, информативную, прогностическую функции, функцию обратной связи, функцию оценки результативности педагогической деятельности.

Таким образом, в процессе диагностики педагог, изучая развитие объекта или явления, заглядывает в прошлое, прогнозирует на основе причинно-следственных связей будущее, определяет (диагностирует) настоящее, и, наконец, определяет пути развития или возможной коррекции настоящего.

Этапы педагогической диагностики. Педагогическая диагностика предполагает наличие следующих этапов:

Анализ - рассмотрение компонентов структуры изучаемого педагогического явления, объекта, процесса и установление связей между их отдельными компонентами;

Диагностика - оценка общего состояния изучаемого педагогического явления, объекта, процесса (ЯОП) или их компонентов в тот или иной момент функционирования;

Прогностика - процесс получения опережающей информации об исследуемых ЯОП;

Коррекция – исправление отклонений в развитии ЯОП;

Моделирование - разработка цели (общей идеи) создания или дальнейшего развития исследуемых ЯОП и основных путей ее достижения (преобладает мыслительная установка);

Проектирование - дальнейшая разработка (детализация) созданной модели и доведение ее до практического использования (преобладает преобразовательная установка);

Конструирование - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к конкретным условиям и реальным участникам воспитательного взаимодействия;

Планирование - конкретное отображение конструкта в его общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

Типология диагностики. Анализ типологии педагогической диагностики позволяет выделить три ведущих типа: диагностику личности ребенка (ее интеллектуально-познавательную, эмоционально-нравственную, практико-действенную сферы); диагностику коллектива и коллективных отношений; диагностику воспитательного процесса (целей и содержания воспитания, способов реализации целей и содержания воспитания, педагогического взаимодействия, результативности воспитательного процесса).

Каждый из этих типов включает соответственные методы диагностирования, например, характерным методом диагностики коллектива и коллективных отношений может быть социометрия, диагностики личности – тестирование уровня сформированности нравственных ценностей.

В целом, к наиболее распространенным методам диагностики воспитания можно отнести недописанный тезис, сферограмму, недописанный диалог, тест-рисунок, фантастический выбор, графические тесты, ранжирование, акт добровольцев, недописанный рассказ, социометрию, тест нравственных предпочтений и т.д.

Требования к педагогическому диагностированию. Педагогическая диагностика характеризуется определенными требованиями:

Тайна (скрытность) цели диагностирования;

Отсутствие давления на респондентов;

Естественные условия проведения;

Анонимность результатов диагностирования;

Разнообразие и взаимодополняемость диагностических методик;

Репрезентативность данных диагностирования;

Единая статистическая обработка данных;

Предварительное планирование диагностики.

Педагогическое прогнозирование как ключевой этап диагностирования. Успех диагностической деятельности во многом зависит от того, насколько объективно представлен прогноз развития изучаемого педагогического явления, объекта или процесса.

В педагогике выделяются следующие виды прогнозирования: поисковое (определение будущего состояния ЯОП) и нормативное (определение путей достижения заданного состояния ЯОП).К методам прогнозирования можно отнести моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент, экстраполяция и т.д.

Педагогическое прогнозирование учителя-воспитателя позволяет предвосхищать результаты педагогической деятельности благодаря хорошо сформированным проектировочным и конструктивным умениям. По сути прогностика – проектирование – конструирование – это ключевые звенья диагностической деятельности, целью которой является смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленной в сознании как проект реальных изменений воспитательного процесса. Исходя из утверждения о том, что воспитательный процесс есть совокупность взаимодействий между воспитанниками и воспитателями в конкретных воспитательных ситуациях, можно сделать вывод, что любую педагогически осмысленную, сконструированную, управляемую воспитательную ситуацию (взаимодействие) правомерно называтьвоспитательной задачей. Следовательно, воспитательный процесс можно представить как взаимосвязанную последовательность решения множества воспитательных задач (ситуаций), направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка.

В конечном итоге можно правомерно утверждать, что успешность воспитательного процесса во многом зависит от проектировочной деятельности педагога. Воспитательная задача как результат проектировочной деятельности воспитателя, предвосхищает практический результат. В этом случае, педагог формулирует воспитательную задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в ее решение.

Следовательно, успешность воспитательной деятельности в целом зависит от эффективности решения отдельных воспитательных задач, от усвоенного алгоритма их решения. В связи с этим для нас становится важным усвоение алгоритма анализа воспитательной задачи.

Решение воспитательной задачи предваряет анализ интерпретированной или сконструированной педагогом воспитательной ситуации.

Алгоритм анализа воспитательных ситуаций включает в себя следующие этапы:

Характеристика состояния педагогической системы в рассматриваемый период (временной отрезок);

Выявление состоянияобъектов и субъектов воспитательного процесса (ситуации);

Характеристика взаимоотношений субъектов воспитания;

Диагноз общего состояние воспитательного процесса (ситуации);

Выявление и формулирование педагогической проблемы;



Проектирование воспитательных задач.

Алгоритм решения воспитательной задачи как конструкта воспитательной ситуации включает в себя следующий ряд этапов:

Выдвижение гипотезы;

Выбор оптимального варианта действий педагога;

Детализация (планирование): продумывание оперативной структуры действий педагога;

Анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в воспитательной системе благодаря решению воспитательной задачи.

В педагогике в зависимости от принципов классифицирования существуют различные классификации воспитательных ситуаций и задач: по факторам социализации и воспитания личности ребенка (ситуации и задачи по организации воспитывающей деятельности, гуманного общения и социальной среды); по ведущим сферам педагогического взаимодействия (ситуации и задачи по организации совместной деятельности и межличностного общения субъектов воспитания). Система целесообразно спроектированных и сконструированных воспитательных задач (ситуаций), является показателем успешности прогностической, и, следовательно, диагностической деятельности. Далее представлена координатная схема, отражающая всю систему диагностирования воспитательного процесса (рис. 8).


Рис. 8. Диагностика воспитания


Диагностика, в силу своей многофункциональности, предваряет каждый этап воспитательного процесса, начиная с целеполагания и планирования, и завершая его реализацией и оценкой. Поэтому педагогическую диагностику можно справедливо считать основой взаимосвязанных этапов воспитательного процесса – целеполагания и планирования, которым посвящается следующая тема лекций.

ТЕМА 3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные идеи темы: Понятие цели воспитания. Цель как идеал и планируемый уровень достижения. Целеполагание – процесс постановки целей. Методика и технология целеполагания.

Цель в педагогической деятельности и в воспитании. Функции цели в воспитании (мобилизирующая, ориентирующая, программирующая, моделирующая, прогностическая, организующая, критериальная).

Всесторонне гармонично развитая личность - глобальная цель воспитания. Реализация целей воспитания в работе учителя. Таксономия целей воспитания.

Планирование в воспитательном процессе. Основные требования, предъявляемые к планированию воспитательной работы. Особенности планирования воспитательной работы. Виды планов, их структура, техника составления. Методика составления плана воспитательной работы.

Студентам необходимо усвоить сущность понятий «цель» и «целеполагание», идеальные (глобальные) и стратегические цели, тактические задачи. Студенты должны иметь представление о таксономии целей, технологии целеполагания и планирования. Им важно не только знать виды и структуры планов, но и уметь составлять планы, овладеть критериальной основой планирования.

Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте сущность диагностики как составной части воспитательной деятельности.

2. Назовите функции диагностики.

3.Представьте классификацию методов педагогической диагностики.

4.Охарактеризуйте методы диагностики уровня воспитанности личности ребенка (коллектива).

5.Докажите, что диагностика и прогнозирование составляют основу планирования воспитательного процесса.

СРС. Студентам рекомендуется составить перечень (систему) методов изучения классного коллектива, личности школьника определенного возраста. В целях формирования профессионально значимых умений будущим учителям предлагается провести различные диагностики и самодиагностики уровня готовности к работе с детьми, результаты которых могут послужить отправной точкой в составлении программы (педагогического дневника) профессионального саморазвития и самосовершенствования будущего учителя.

НИРС. В целях дальнейшего исследования избранной проблемы на данном этапе студентам необходимо провести системно-структурный анализ изучаемого явления, объекта или процесса воспитания. На консультациях с преподавателем обсуждаются разработанные планы, схемы и структуры по теме самостоятельного исследования, уточняется список изучаемой литературы. Преподаватель проверяет и оценивает в баллах Введение к реферату, который прибавляется к промежуточному рейтинговому баллу студента после изучения блока тем «Воспитание как общественное явление и педагогический процесс».

Познакомьтесь с правилами из дневника жизни К.Д. Ушинского:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешне.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвалиться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала (дневника).

Попробуйте составить для себя десять жизненных принципов, которые будут способствовать вам в достижении ваших жизненных целей.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Целеполагание и планирование воспитательного

Процесса

Сущность, характеристики и функции цели. Цель в воспитании рассматривается как педагогическая категория, системообразуюший компонент воспитательной системы, ведущий этап (целеполагание) и основная закономерность (целенаправленность) воспитательного процесса.

В категориальном аспекте философы подразумевают под целью «предвосхищение предстоящего результата», психологи склонны определять цель как «модель предполагаемого результата», педагоги же, опираясь на этимологию слова «образование» (ваяние человека по образу божьему, образу богочеловека, лучшим образцам человечества), трактуют цель как осознанный образ предстоящего результата, на достижение которого направлено воспитание. Учитывая ключевой смысл воспитания (вспитывать, подпитывать, создавать особые условия), цель современной школы определяется как создание благоприятных условий для разностороннего и гармоничного развития личности ребенка, способного свободно и творческистроить жизнь, достойную человека.

Цель воспитания, также как и сама категория «воспитание», имеет общественную (социально детерминированную), историческую (обусловленную особенностями исторического развития общества), конкретно-историческую (обусловленную конкретно-региональными условиями развития социума) и индивидуально-личностную (обусловленную системой потребностей и ценностей человека) характеристики . Следовательно, можно выделить два уровня цели воспитания: социально значимая и личностно значимая. В цивилизованном обществе эти два уровня тесно взаимосвязаны и обогащают друг друга. Гармонично сочетаясь с такими компонентами воспитательной системы, как содержание, методы и формы, цель играет в ней определяющую роль и выполняет многообразные функции воспитательного процесса:(мобилизирующую, ориентирующую, программирующую, моделирующую, прогностическую, организующую, критериальную).

Таксономия целей воспитания. Таксономией называют систему взаимосвязанных, последовательно усложняющихся целей и задач воспитания.В воспитании сложилась следующая иерархия целей: идеальные (некий идеал, практически недостижимый в силу постоянно совершенствующихся в своем развитии общества и человека), глобальные (общие цели-эталоны воспитания), стратегические (основные направления воспитания), тактические (воспитательные задачи по формированию личности ребенка или коллектива) и организационно-практические задачи , связанные с определением конкретных путей и средств достижения воспитательного результата.

К идеальным целям можно справедливо отнести всестороннее развитие личности. Достаточно проанализировать древнегреческое понимание всестороннего развития личности - «калос кай агатос»,ограничивающееся лишь физическим, умственным и нравственным совершенством; далее, толкование этой же цели во времена Эпохи Возрождения, обогащенное духовно-нравственным и трудовым совершенством человека; и, наконец, марксистскую трактовку всесторонней развитости личности человека, дополненную идейно-нравственным и технологическим параметрами воспитанности человека, чтобы сделать вывод, что идеальная цель практически недостижима, она словно «горизонт» постоянно усложняется и продвигается по мере развития и совершенствования общества и человека.

К глобальным целям можно отнести разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Современная педагогика выделяет три сферы личности человека, подлежащие целенаправленному развитию: интеллектуально-умственную, духовно-нравственную и практико-действенную. На их развитие и направлены многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, общественно полезная, художественная, физкультурно-спортивная, игровая, коммуникативная и т.д.

Гармоничное развитие личности ребенка предполагает гармоничное развитие сознания, чувств и привычек поведения в личностном становлении человека, триединство «души, разума и тела» в процессе формировании здорового образа жизни, гармонию личности с самой собой и обществом («самостью» и «социумностью»), гармонию всех воспитательных воздействий на личность ребенка сочетание в организуемой педагогической деятельности общечеловеческих, национальных и личностных ценностей.

Целеполагание в воспитательном процессе. Успешность социализации и воспитания детей во многом зависит от правильно поставленных целей.

Процесс постановки стратегических целей и тактических задач воспитательной работы принято называть целеполаганием .

Педагогическая действительность характеризуется многообразием целей, которые определяются направленностью стратегических и тактических задач воспитания в школе. Под стратегическими задачами принято понимать задачи, связанные с основными направлениями развития и воспитания детей в школе. В зависимости от них цели имеют разнообразный характер: знаниецентристский (направленность на формирование у детей знаний, умений и навыков интеллектуально-познавательной деятельности в ущерб другим сферам развития ребенка), социоцентристский (направленность на формирование коллектива и коллективных отношений детей, умаляющая индивидуально-личностную ценность ребенка), эгоцентристский (направленность на развитие индивидуально-значимых особенностей ребенка в ущерб его социально-значимым проявлениям), личностно-ориентированный (направленность на развитие индивидуально-личностных потребностей и способностей ребенка, его субъектных и социальных позиций) и т.д. Одной из актуальных стратегий современной педагогики является направленность на развитие свободной, самоактуализирующейся личности ребенка в процессе его самоутверждения, самоопределения и самосовершенствования.

Технология целеполагания . Правильно поставить задачу – наполовину решить дело. Успех воспитательной работы во многом зависит от научно разработанной технологии целеполагания, включающей в себя следующие взаимосвязанные этапы:

Изучение и принятие глобальной цели общества, отраженной в программных, директивных и инструктивных документах о воспитании;

Участие в выдвижении стратегических (перспективных) задач школы;

Конкретизация общих целевых установок с учетом возрастных особенностей воспитанников класса, группы;

Предварительное выдвижение воспитательных задач по направлениям содержания воспитания (нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое) с учетом индивидуально-коллективных особенностей воспитанников и условий, в которых протекает воспитательный процесс. Выдвижение конкретных воспитательных задач, таких, например, как формирование познавательных интересов, самостоятельности, организованности, воспитание гуманного отношения к людям и т.п.;

Постановка конкретных организационно-практических задач, которые отвечают на вопросы, что обеспечить, как использовать, где организовывать, каким образом стимулировать и т.п.;

Продумывание приемов и способов трансформации педагогических задач в задачи практической деятельности воспитанников и их самовоспитания;

Выдвижение совместно с воспитанниками задач практической деятельности и самовоспитания.

Дальнейшая конкретизация стратегических задач ставит перед необходимостью отбора и разработки тактических и организационно-практических задач воспитания.

Планирование и технология составления плана воспитательной работы в школе. Детальная разработка стратегии и тактики воспитания называется планированием . Она предполагает конкретизацию в пространственно-временных формах (место и время), в количественных рамках (количество участников, групп, команд), в нормативно-правовых нормах (правила игры, условия конкурса).

Немаловажное значение в целеполагании и планировании играет правильное оформление плана воспитательной работы. Под планом воспитательной работы мы понимаем конкретное отображение общих стратегических задач в мельчайших деталях.

Технология составления плана воспитательной работы с классным коллективом начинается с изучения общешкольного плана и отбора тех дел и мероприятий, в которых класс должен принять участие.

Структура плана включает в себя следующие пункты:

1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5. Работа с родителями и общественностью.

Структура плана воспитательной работы может быть различной в зависимости от подхода к отбору содержания воспитательной работы.

Комплексный подход к отбору содержания воспитания позволяет определить структуру плана воспитательной работы, куда могут входить следующие разделы: основные направления воспитания (задачи), содержание воспитательной работы по направлениям воспитания, формы и методы, сроки проведения, исполнители и отметка о выполнении.

Деятельностный подход к отбору содержания воспитания предопределяет разделы плана воспитательной работы по видам организуемой деятельности: общественная, познавательная, трудовая, художественная, спортивная, ценностно-ориентационная, коммуникативная.

Ценностный подход к воспитанию определяет разделы планирования в зависимости от системы ведущих личностных отношений: к обществу, к природе, к людям, к социуму и себе.

Коллективно-творческий характер планирования воспитательной работы отражен в следующих разделах плана: для кого проводим, что проводим, кто проводит, с кем проводим, когда и где проводим (И.П. Иванов). Подобная форма планирования безусловно подчеркивает самостоятельный характер планирования воспитательной работы детским коллективом.

Рассматривая многообразие форм планирования, необходимо подчеркнуть, что нет нужды в их унификации. Структура плана воспитательной работы зависит от специфики общеобразовательных учреждений, факторов социализации и развития детей, концептуальных основ воспитания, профессионально-личностных возможностей воспитателя и т.д.

Куда важнее выделить критерии целеполагания . К ним можно отнести: конкретность, реальность, достижимость и диагностичность.

Одним из ведущих критериев целеполагания правомерно считается диагностичность. О диагностической постановке цели может идти речь, если:

Дано точное описание ожидаемого результата (например, формируемого качества личности);

Определены способы его объективного выявления;

Возможно измерение интенсивности диагностируемого результата на основе данных контроля;

Определена шкала оценки предполагаемого результата (например, формируемого качества).



Требования к оформлению планов воспитательной работы классного руководителя. К планам воспитательной работы предъявляется ряд существенных требований: целенаправленность, реальность, достижимость, актуальность, конкретность, краткость, разнообразие, преемственность, систематичность, последовательность, единство педагогического руководства и активности детей, учет возрастных и индивидуальных особенностей, гибкость, вариативность (рис. 9).

Рис. 9. Целеполагание в воспитательном процессе.

Обобщая вышеизложенное, еще раз подчеркиваем, что воспитательная цель должна носит личностно ориентированный характер. Только в этом случае, цель, являясь по сути системообразующим элементом воспитательной системы, будет определять гуманистическое содержание воспитания в школе.

ТЕМА 4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Основные идеи темы: Общая характеристика подходов к раскрытию содержания воспитания в педагогике. Сущность понятий «содержание воспитания», «факторы и источники» содержания воспитания.

Факторы формирования содержания воспитания (социальная среда, социальный опыт, деятельность) как источники формирования содержания воспитания, требования общества к личности и содержанию воспитания.

Социальный опыт как источник содержания воспитания. Культура как форма выражения социального опыта. Состав социального опыта: знания о природе, обществе, мире, науке и технике, культуре и искусстве; опыт эмоционально-ценностных отношений; опыт осуществления способов жизнедеятельности; опыт творческой деятельности. Развить и конкретизировать ценностные отношения воспитанника к окружающей действительности. Виды отношения личности: к себе, другим людям, обществу, природе, материальным и духовным ценностям. Основные направления содержания воспитания: физическое, духовно-нравственное, интеллектуально-умственное, трудовое, эстетическое и т.д.

Методические указания по теме. Студентам важно ознакомиться с различными подходами к характеристике содержания воспитания в педагогике; выявить факторы формирования содержания воспитания; рассмотреть структуру социального опыта и дать педагогическую характеристику основных направлений содержания воспитания; определить виды (направления) ценностных отношений личности школьника и рассмотреть возможности их учета в определении содержания воспитания.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте подходы к определению содержания воспитания в педагогике.

2. Назовите факторы формирования содержания воспитания.

3. Раскройте социальный опыт как источник содержания воспитания и его структуру.

4. Охарактеризуйте основные направления содержания воспитания в школе.

5. Определите ценностные отношения личности школьника и дайте им краткую характеристику.

СРС. Студентам предлагается творческая работа по определению ценностных ориентаций современной молодежи в целом и студенчества, в частности. В этом плане немаловажно изучение факторов, влияющих на формирование ценностей молодежи (СМК, молодежные субкультуры, особенности сельского или городского образов жизни, регионально-этнические особенности и т.д.).

НИРС. Самостоятельная работа по избранной проблеме подходит к этапу систематизации и обобщения. Студенты оформляют результаты своего исследования в форме заключения, методических рекомендаций, памяток для исследователей и практиков школы, приложений к реферативной работе. На консультациях с преподавателем проводится оценочно-рефлексивная работа по результатам исследования.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Согласны ли вы с тем, что без любви – все ничто:

Обязанность без любви делает человека раздражительным.

Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Справедливость без любви делает человека жестоким.

Правда без любви делает человека «критиканом».

Воспитание без любви делает человека двуликим.

Ум без любви делает человека хитрым.

Приветливость без любви делает человека лицемерным.

Компетентность без любви делает человека неуступчивым.

Власть без любви делает человека насильником.

Честь без любви делает человека высокомерным.

Богатство без любви делает человека жадным.

Вера без любви делает человека фанатиком.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Сущность содержания воспитания. Содержание воспитания представляет собой совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности (умственной, духовно-нравственной, трудовой, спортивно-оздоровительной, эстетической, досуговой и т.д.), направленной на развитие познавательной, эмоционально-нравственной и практико-действенной сфер личности ребенка.

Факторы формирования содержания воспитания .Факторами формирования содержания воспитания принято называть постоянно действующие условия, влияющие на физическую, интеллектуально-познавательную и духовную стороны личности ребенка. К ним можно отнести социальный опыт, положительную социальную среду и воспитательную деятельность (гуманное общение).

Содержание воспитания в школе, в первую очередь, обусловливается социальным опытом, накопленным обществом на современном этапе исторического развития. Он включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности, мышления и общения, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок, опыта эмоционально-ценностных отношений общества.

Следующим условием формирования содержания воспитания в школе являетсяположительная социальная среда – совокупность окружающих социально-экономических, регионально-этнических, социально-бытовых, социокультурных факторов и обстоятельств, влияющих на личностное развитие ребенка и содействующих его вхождению в современную культуру.

Не умаляя значимости вышеперечисленных факторов и условий, особо подчеркнем роль культуры в становлении личности ребенка. Культура трактуется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в материальных и духовных ценностях. Она включает в себя не только качества человечества, которые воссоздаются каждый раз в процессе становления индивида, но и способы деятельности, многообразные предметы материальной и духовной культуры, которые изобретаются человеком и передаются из поколения в поколение. Материальная и духовная культура исторически изменчива, и на каждом новом этапе развития наследует в большинстве своем все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой. Причем происходит трансляция не только от поколения к поколению, но и трансформация общечеловеческой культуры в личную культуру человека. Неслучайно педагоги определяют культуру как второе рождение ребенка. Она творит его, воспитывает, внедряется в его сознание и поведение, в его душу и тело, в силу чего он оказывается сначала носителем культуры, а затем, обогащая ее, становится творцом культуры.

Процесс воссоздания культуры – многогранный и многоуровневый. Мы позволим себе остановиться на уровневом членении субъекта культуры как индивидуального (личность), группового (социально-этническая группа) и родового (человечество в целом). Данная градация подразделяет культуру на культуру человечества (общечеловеческая культура), культуру социально-этнической группы (этно-национальная культура) и культуру личности (индивидуально-личностная культура). В соответствии с культурологическим подходом личность должна, прежде всего, вобрать в себя все своеобразие ценностей рода и этноса в конкретно-исторический период его развития, затем все богатство ценностного мира нации или региона, и, наконец, систему ценностей всего человечества.

Следовательно, для того, чтобы окружающая социальная среда в целом и социокультурная среда, в частности, стали «воспитывающим пространством» личности ребенка, необходимо, во-первых, своевременно проводить педагогическую интерпретацию социальных и социокультурных явлений с помощью таких методов, как разъяснение, пояснение, пример, убеждение, оценка, накопление практико-действенного опыта использования знаний, представлений и убеждений, во-вторых, умело конструировать воспитывающие ситуации, переживаякоторые, ребенок успешно осваивал бы позитивный социальный опыт выживания, самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Не менее существенным фактором и условием формирования содержания воспитания является воспитательная деятельность. Под воспитательной деятельностью мы понимаем совокупность различных видов работы, направленную на удовлетворение потребностей личности ребенка или ученического коллектива с учетом социальных требований и потребностей всего общества. Содержание воспитания в школе наполняется разнообразными видами деятельности (интеллектуально-умственной, духовно-нравственной, трудовой, эстетической, спортивно-оздоровительной, игровой, коммуникативной, досуговой и т.д.).

Важно, чтобы в этом многообразии видов деятельности, ребенок имел возможность свободного самостоятельного выбора того, что ему более всего «по душе и по силам», где он мог бы более всего проявиться и быть достойно оцененным своими сверстниками. В целях предоставления широкого поля самодеятельности и творчества детей, школа должна избегать чрезмерной нормативности, заорганизованности и навязывания декларированных видов деятельности.

Практика показала, что наполнение содержания воспитания разнообразными, даже сверхэффективными видами деятельности еще не является гарантией формирования творческой, активной и самодеятельной личности. В этом плане, значительно важнее, чтобы дети, сами овладевали логикой и способами организации деятельности, технологией самодеятельности. Это означает, что детям с позиций деятельностного подхода предоставляется возможность самостоятельно выбирать, что делать (этап мотивации и целеполагания), самостоятельно отбирать пути и средства подготовки предстоящего дела (этап планирования), с энтузиазмом и творчеством организовывать коллективное дело или событие (этап целереализации) и объективно оценивать проводимую работу (этап контроля и оценки). Степенью свободы выбора, самостоятельности, самоорганизованности и инициативности определяется воспитательный характер деятельности.

Основные направления содержания воспитания . Формирование содержания воспитания по направлениям развития личности ребенка является наиболее распространенным в школе. В этом контексте процесс воспитания в школе представлен адекватными видам деятельности содержательными сторонами воспитания (нравственное, физическое, трудовое воспитание и т.п.), каждое из которых, в свою очередь, имеет свое содержание.

Основой содержания воспитания издревле являются нравственные ценности. Отсюда, большинство авторов, начиная с Я.А. Коменского, считает нравственное воспитание ведущим направлением содержания воспитания. Нравственное воспитание трактуетсякакцеленаправленный процесс формирования нравственного сознания, нравственных чувств и отношений, формирование привычек нравственного поведения и образа жизни, достойного человека-гуманиста.Конечной цельюнравственного воспитания является нравственное самовоспитание человека, которыйцеленаправленно воздействует на самого себя с целью выработки необходимых ему нравственных черт характера.Изначально человеку присуще постоянноенравственное самосовершенствование, направленное на углубление духовного мира личности, возвышение его образа жизни.Показателем нравственной воспитанности человека является высокая нравственность какличностная характеристика человека, как внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение.

Одним из наиболее важных направлений содержания воспитания является умственное воспитание человека. Умственное воспитание представляет собойпроцесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на развитие умственных сил (ума, интеллекта) и мышления ребенка.Под умственными силами принято понимать определенную степень развитости ума, сформированности интеллекта, способности ребенка к накоплению знаний, совершению мыслительных операций, овладению интеллектуальными умениями. Здесь важно отметить, что человеку в течение жизни необходимо освоить знания о себе, людях, обществе, природе, науке и технике, материальных и духовных ценностях общества. В этом плане школа как социокультурная и информационная среда формирования умственных сил ребенка создает максимальные условия для успешного усвоения мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и систематизации) и своевременного овладения интеллектуальными умениями (читать, писать, слушать, излагать, рисовать, музицировать, чертить, проектировать, моделировать и конструировать). Развитие умственных сил способствует формированию высокого уровня мышления ребенка. Не умаляя значимости всей палитры видов мышления (логического, абстрактного, индуктивного, дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного), необходимых ребенку в процессе познания объективной действительности, мы, тем не менее, выделяем исключительную важность креативного вида мышления, способствующего проявлению творчества в преобразовании себя и окружающего мира. Таким образом, креативность мышления как совокупность мыслительных и личностных умений и качеств ребенка является ведущим показателем его умственной воспитанности.

Следующим направлением воспитания является эстетическое воспитание как целенаправленный процесс развития способности ребёнка к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Система эстетического воспитания включает в себя: художественное образование и художественное воспитание. Художественноевоспитание трактуется в педагогике как целенаправленный процесс формирования у ребёнка способности воспринимать, чувствовать, переживать, оценивать искусство, наслаждаться им и создать художественные ценности. Под художественным образованием мы понимаем процесс освоения ребёнком совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. В конечном итоге ключевым показателем эстетической воспитанности выступает высокий уровень художественно-творческого развития ребенка как результат целенаправленного процесса формирования его способностей и дарований в различных областях искусства.

Не менее важным направлением содержания воспитания в школе является физическое воспитание детей. Физическое воспитание трактуется как целенаправленный процесс управления физкультурной и спортивной деятельностью в школе, способствующей гармоничному развитию тела ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Особое место в процессе физического воспитания занимает физическая культура как система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие физических, умственных и духовных сил ребенка.

Не углубляясь в дальнейшее описание всех направлений содержания воспитания в школе, позволим себе сделать вывод, что нет более или менее значимых направлений воспитания в школе. Все они в равной мере играют ключевую роль в развитии ребенка. Переоценка или умаление значимости какой-либо из сторон развития ребенка неизбежно приведет к дисгармонии его развития в целом. Целостный подход к воспитанию предусматривает такое содержание воспитательной работы в школе, которое может обеспечить развитие всех сторон (сфер) личности ребенка, гармоничное сочетание сознания, чувств и привычек поведения в личностном становлении ребенка, гармоничное развитие его «души, разума и тела».

Различные подходы к содержанию воспитания . Рассмотренный выше традиционный подход к содержанию воспитания (по основным направлениям развития личности ребенка) может быть достаточно эффективным, если не ограничиваться усвоением социального опыта (знаний, умений, навыков и привычек поведения), а нацеливать с позиций деятельностного подхода на освоение способов деятельности как основы того, чем в конечном итоге должен овладетьребенок.

Значительно усиливает формирование содержания воспитания культурологический подход , который нацеливает школу на развитие ребенка как творца культуры, на формирование у него основ гуманитарной культуры, эстетической культуры, физической культуры и т.п. (В.С. Библер).

Поворот в сторону общекультурных ценностей предполагает ценностный подход к содержанию воспитания. С этих позиций содержание воспитания в общеобразовательной школе составляют восемь общечеловеческих ценностей (Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек) и уникальная методика их формирования (В.А. Караковский).

Интересным представляется «отношенческий» подход к содержанию воспитания, построенный на «многообразных отношениях личности к миру и себе». В этом контексте ключевым смыслом воспитания является формирование системы отношений ребенка: к себе, к людям, к природе, к социуму, к семье, к государству, к труду, к материальным и духовным ценностям (И.С. Марьенко, А.В. Зосимовский).

Наиболее значимым для нас является личностно ориентированный подход к содержанию воспитания, который определяется тем, что школа предлагает ребенку в качестве предметов познания, размышления, критического отношения, рефлексии, мотивирования, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения.

Программа воспитания как отражение содержания воспитательной работы в школе. Потребность в разработке специального педагогического документа, в котором отражались бы задачи, виды деятельности, способы взаимодействия и общения всех субъектов воспитания в зависимости от их индивидуально-возрастных особенностей, всегда занимала умы педагогов-ученых.

Одна из программ воспитания по годам обучения в школе («Примерное содержание воспитания школьников», 1976) была составлена под редакцией И.С. Марьенко. Четыре раздела программного документа содержали следующую информацию:

Характеристику современного школьника и общие задачи воспитательной деятельности в школе;

Задачи воспитательной деятельности в соответствии с возрастными группами школьников;

Примерные виды деятельности и занятий общешкольного коллектива;

Основные виды и формы совместной деятельности школы, семьи, производственных коллективов и общественности по воспитанию учащихся.

«Примерное содержание воспитание школьников» как программный документ был долгие годы ориентиром в организации воспитательной работы в школе.

В настоящее время определенный интерес представляет «Программа воспитания школьника» (1998), разработанная Н.Е. Щурковой.

С нашей точки зрения, она отражает современные тенденции развития школы и социально-психологическую ситуацию в обществе. В основе «Программы воспитания школьников» лежат следующие теоретические положения:

Определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям «достойной жизни достойного человека», а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

Представление о воспитании как приобщении и приучении к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор;

Представление о слагаемых воспитательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира ребенком. О-своить – сделать мир для ребенка своим, понятным; у-своить – уметь пользоваться «освоенным миром» на уровне умений; при-своить – включить «освоенное» в структуру своей жизнедеятельности. Свободное общение с миром возможно лишь в знакомом, освоенном мире;

Представление о ребенке как субъекте собственной жизнедеятельности.

Общая модель программы воспитания включает в себя шесть разделов:

Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле;

Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

Формирование образа жизни, достойной человека;

Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

В программе отражены особенности поведения детей, их интересы, мировоззренческие установки, особенности коллективного воспитания, проблемы жизни и вопросы текущей жизни по следующим возрастным группам: «Первоклассник», «Младшеклассник», «Младший подросток», «Старший подросток», «Старшеклассник» и «Выпускник».




Рис. 10. Содержание воспитания.


Разнообразные формы воспитательной работы, которыми можно наполнить жизнь детей в соответствии с их возрастными особенностями, представлены в Пакете пестрых дел, Пакете новых форм групповой работы с детьми и других методических разработках Н.Е. Щурковой.

«Концентрат» лекционной информации отражен в координатной схеме (рис. 10).

Теоретическая проработка стратегии управления персоналом предприятия в условиях переходной экономики являются актуальной научной проблемой, играющей важную роль в экономике российского предприятия.

В современной науке об управлении известно достаточно много различных моделей управления персоналом фирмы. Выбор той или иной из них представляет собой самостоятельную и весьма важную для успешной деятельности предприятия задачу. Однако не все решения, касающиеся системы и методов управления персоналом на предприятии, относятся к стратегическим. Скажем, конкретные персональные назначения руководителей среднего звена, установление должностных окладов, численности управленческого аппарата являются, безусловно, важными и порой имеющими долгосрочные последствия, однако они могут быть скорректированы или отменены без особых затрат ресурсов и, следовательно, не относятся к стратегическим.

Понятие кадровой стратегии

Состояние персонала предприятия, уровень его квалификации и профессионализма, способность наемных сотрудников оптимально решать стоящие перед ними производственные задачи и приносить прибыль предприятию напрямую зависят от тех теоретических подходов и практических методов работы с людьми, которые используют в своей повседневной работе менеджеры компании. Иными словами, они сопряжены с реализуемой предприятием кадровой стратегией.

Понятие «кадровой стратегии» является частным, производным от общего понятия «стратегия», поэтому логично начать рассмотрение вопроса о кадровых стратегиях с определения родового понятия «стратегия», обратившись затем к его частному случаю - «кадровой стратегии».

Термин «стратегия» (от греч. stratos - войско, ago - веду) имеет военное происхождение. Первоначально под стратегией понималось искусство ведения войны. Поскольку войны являлись наиболее важными событиями в жизни людей, народов, стран, понятие «стратегический» в значении «важнейший», «определяющий» перешло в состав терминологии управления в целом.

Зуб А.Т. рассматривает стратегию как процесс определения связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать как самой организации, так и ее подразделениям .

Интересно мнение Ансоффа И., который считает, что стратегия - это набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Данный автор выделяет четыре группы таких правил:

  • 1) правила, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой - стратегия бизнеса;
  • 2) правила, по которым фирма выстраивает отношения внутри организации - организационная концепция;
  • 3) правила, по которым фирма ведет повседневную деятельность - основные оперативные приемы;
  • 4) правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. При этом определяют задание - количественную оценку результатов деятельности, и ориентир - качественную оценку результатов деятельности.

Тренев Н.Н. рассматривает стратегию не как изолированный процесс менеджмента, а как ступень логической последовательности шагов, которая определяет путь организации от вершины - миссии - до конкретных стратегических задач, поставленных исполнителям. Миссия - основная цель предприятия. Стратегия предприятия - это способ достижения целей предприятия. Планирование представляет собой процесс разработки действий, необходимых для реализации миссии предприятия с помощью выбранной стратегии.

Среди различных определений стратегии, можно выделить общие черты в представлении о стратегии в области теории менеджмента:

  • · стратегия в своем развитии проходит два этапа - разработку и внедрение;
  • · стратегия состоит из множества решений, включая анализ ресурсов и формирование общих целей и вариантов возможной их реализации, но без учета ограничений, которые появляются на этапе реализации;
  • · стратегия имеет отношение как к внешней деятельности фирмы (политика государства, рынки сбыта, конкуренция и пр.) , так и к внутренним факторам деятельности фирмы: человеческие ресурсы достаточно сильно влияют на реализацию разработанной стратегии и имеют свой стратегический статус;
  • · стратегия - это процесс, отражающий управленческую философию руководства фирмы .

Таким образом, стратегия - это генеральная линия развития предприятия, которая формируется в ответ на изменения во внешней среде с учетом характеристик внутренней среды организации и является, по сути, замыслом организации своего будущего.

Для достижения целей должны быть задействованы определенные ресурсы. Одним из таких ресурсов является персонал, необходимый предприятию. Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую стратегию. Базаров Т.Ю определяет это понятие как специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала .

Бизюкова И.В. отмечает сущность кадровой стратегии как генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных и на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала и на создание высокопроизводительного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка . Кадровая стратегия является воплощением главного направления в работе с кадрами, набором основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. Главным объектом кадровой стратегии предприятия является - персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры - это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.

Кадровая стратегия, по мнению Дрофы В.В., представляет собой установленную "в соответствии с моделью на определенный (достаточно длительный) период совокупность ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности в области управления, это - своеобразный "мостик" между теорией и ее практической реализацией" .

Ижбулатова О.В. отмечает кадровую стратегию, как функциональную, производную от корпоративной стратегии. Прежде всего, это концепция работы с персоналом, концепция формирования, использования и развития человеческого ресурса, производная от бизнес-стратегии организации. Кадровая стратегия, по мнению Ижбулатовой О.В., - это генеральная линия в работе с персоналом, которая предполагает разработку состава и последовательности принимаемых решений для достижения системой управления персоналом поставленных целей, это замысел организации своего будущего в области управления персоналом . А значит, кадровая стратегия создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и предприятие, и персонал организации. С ее помощью определяется, насколько реализуема общая стратегия организации и что необходимо изменить в работе с персоналом.

Маслов В. под кадровой стратегией подразумевает программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников . Он предполагает не только определение генерального курса организации деятельности персонала, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Это не только разработка программы развития, но и принятие и выполнение решений, рассчитанных на перспективу. Кадровая стратегия также комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики роста, своевременность действий, предвидение, анализ последствий управляющих действий и инноваций.

Сущность кадровой стратегии заключается в ответе на три важнейших вопроса:

  • * где сейчас находится организация и ее персонал;
  • * в каком направлении, по мнению высшего руководства, должен быть задействован персонал в соответствии со стратегией фирмы;
  • * как должен развиваться персонал, чтобы выполнять задачи фирмы в будущем.

Маслов В. утверждает, что стратегия не должна быть известна лишь узкому кругу высших руководителей и не должна предаваться гласности, в наши дни предпочтение отдается открыто сформулированной политике. Мы согласны с данным автором в том, что чтобы стать реальной и эффективной стратегия должна быть делом не только руководства фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников .

Наиболее полное определение кадровой стратегии, по нашему мнению, дает Кибанов А.Я. Он представляет ее как разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности . Основными чертами кадровой стратегии Кибанов А.Я. считает:

  • · ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;
  • · связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену и корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.

Таким образом, кадровая стратегия - это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

Составляющими стратегии управления персоналом могут являться:

ь условия и охрана труда, техника безопасности персонала;

ь формы и методы регулирования трудовых отношений;

ь методы разрешения производственных и социальных конфликтов;

ь установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;

ь политика занятости в организации, включая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установления режима работы и отдыха;

ь профориентация и адаптация персонала;

ь меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;

ь совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;

ь разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;

ь новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;

ь разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирование кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;

ь совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;

ь разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;

ь меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;

ь разработка новых и использование существующих мер социального развития организации;

ь совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;

ь мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т.д.) и др.

В каждом конкретном случае кадровая стратегия может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом.

Примером стратегических целей при формировании кадровой стратегии могут служить:

  • · Обеспечение потребности организации в персонале на ближайшие 5 лет (как в количественном отношении, так в отношении определенных категорий персонала).
  • · Регулирование уровня оплаты труда, достаточного для подбора, удержания и мотивации персонала на всех организационных уровнях.
  • · Обеспечение эффективных программ обучения и развития для повышения квалификации всего персонала и формирования высокой динамики внутренней ротации кадров.
  • · Развитие эффективных систем коммуникации между управленческим звеном и другими сотрудниками, между департаментами и отделами.
  • · Создание механизмов борьбы с последствиями психологического восприятия перемен.

Такие стратегические задачи можно измерить только в качественном отношении. Выбор стратегии осуществляется на основе анализа всех факторов и определения наиболее перспективного варианта. Для принятия решении о выборе той или иной кадровой стратегии необходимо разбираться в их различиях.

Под управленческой стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Любая стратегия должна быть внутренне целостной, совместимой со средой, сбалансированной по ресурсам, реальной, в меру рискованной и органически сочетать долгосрочные и краткосрочные цели.

На практике стратегия представляет собой систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию миссии, целей и задач фирмы или связанных с ее развитием или преобразованием, и включает в себя несколько элементов. Прежде всего к ним относится система целей, в которую входят миссия, общеорганизационные и специфические цели.

Другой элемент стратегии - приоритеты, или ведущие принципы распределения ресурсов (в данном случае - человеческих). Их можно, например, в первую очередь направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; выделять пропорционально потребностям, а в идеале - в полном соответствии с ними; предоставлять всем подразделениям поровну, если те близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. Первый подход в большей степени целесообразен в переломные моменты деятельности организации, когда силы нужно концентрировать на решающих направлениях, второй и третий - в период спокойного развития.

Наконец, элементом стратегии являются правила осуществления управленческих действий, в том числе работы с кадрами. Для выработки стратегии необходима совместная работа многих людей, поэтому в крупных западных фирмах для этой цели часто создаются специальные группы в 10-15 человек, состоящие из руководителей основных подразделений и специалистов высшей квалификации, представителей коллектива, внешних консультантов. Их усилиями разрабатываются ключевые принципы стратегии, ее альтернативные модели и сценарии событий.

В ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все. В любой момент как внутри организации, так и вне ее возможно появление новых обстоятельств, которые в концепцию стратегии не укладываются.

Чтобы не менять в связи с этим стратегию как таковую, организация может ставить и реализовывать стратегические задачи, при необходимости ее дополняющие и совершенствующие.

Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них - генеральная стратегия, отражающая способы осуществления миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например, стратегия банкротства. Однако основными рабочими стратегиями являются так называемые функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функциональным относятся стратегия маркетинга, стратегия производства, стратегия НИОКР, финансовая стратегия и проч.

Какое же место в данной схеме занимает кадровая стратегия? Нужно иметь в виду, что, строго говоря, существует два типа кадровых стратегий. Во-первых, это стратегии организаций, главным продуктом деятельности которых являются сами кадры, например учебные заведения или фирмы по лизингу персонала. Кадровые стратегии здесь имеют самостоятельное значение и являются генеральными. Ввиду относительной немногочисленности такого рода организаций, особенно в России, исследования и рекомендации специалистов в отношении них практически отсутствуют. Однако положение облегчается тем, что выработка таких стратегий должна подчиняться общим правилам, которые сегодня являются в достаточной мере устоявшимися.

Во-вторых, речь идет об организациях, которых большинство, где персонал является пусть ведущим, но лишь одним из факторов их деятельности. Здесь кадровая стратегия относится к разряду функциональных, подчиненных задаче реализации главной стратегии. Поэтому она исходит из последней, развивает и детализирует ее.

Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. Если последний представляет собой нечто целое, не разделенное на отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии. Если такое разделение существует и в задачу стратегии входит обеспечение независимого развития объектов на основе взаимной поддержки, речь идет о диверсифицированной стратегии.

В крупных многопрофильных фирмах, подразделения которых функционируют в различных природно-климатических зонах, с разными демографической ситуацией, состоянием рынка труда, культурными традициями и т.п., кадровая стратегия не может не быть диверсифицированной, учитывающей специфику перечисленных и иных условий. В небольших локальных, узкоспециализированных организациях, с однородным составом персонала кадровая стратегия должна быть концентрированной.

Рассмотрим основные формы кадровых стратегий, выступающих в организации в роли функциональных, т.е. развивающих генеральные.

Условно последние могут быть разделены на две группы: стратегии функционирования и стратегии развития.

Стратегии функционирования полностью связаны с поведением организации на рынке. По мнению американского исследователя М. Портера, можно выделить три их варианта: лидерства в низких издержках, дифференциации и фокусирования.

Стратегия лидерства в низких издержках встречается чаще всего. Она ориентирует организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах, образующейся в результате максимизации объемов продаж стандартных товаров повседневного спроса и завоевания на основе снижения цен новых рынков.

Соответствующая ей функциональная кадровая стратегия должна ориентироваться преимущественно на привлечение и закрепление работников массовых профессий средней квалификации. Для ее осуществления обычно нет необходимости привлекать научные кадры, обладающие высоким уровнем творческого потенциала. Что же касается управленцев, то, здесь, видимо, предпочтительнее менеджеры административного склада.

Суть стратептдифференциации состоит в концентрации организацией своих усилий в нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими. Поскольку эти направления могут быть самыми разнообразными, то вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество.

Соответствующая ей кадровая стратегия в отличие от предыдущего случая должна ориентироваться на персонал узкой специализации и максимально высокой квалификации - научных работников, исследователей, разработчиков. От менеджеров здесь требуются лидерские задатки и предпринимательская жилка.

Рыночная стратегия фокусирования предполагает выбор фирмой того или иного из сегмента рынка и реализацию на нем одной из двух предыдущих стратегий. Соответствующая ей функциональная кадровая стратегия также должна соответствовать одной из описанных выше с учетом того, что потребуются работники более узкой специализации, особенно в случае следования стратегии дифференциации.

Если стратегия функционирования в первую очередь связана с деятельностью организации на рынке, то стратегия.развития в качестве объекта имеет ее потенциал и конкурентные преимущества. В настоящее время принято говорить о четырех видах этой стратегии: роста, умеренного роста, сокращения и комбинированной.

Стратегия роста присуща прежде всего молодым организациям независимо от сферы деятельности, стремящимся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции, либо тем, кто находится на «острие» научно-технического прогресса. Им свойственны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности, измеряемые десятками процентов в год. Эта стратегия обеспечивает наращивание конкурентных преимуществ фирмы и ее подразделений за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производства, постоянных нововведений. В качестве примера здесь можно привести фирму Microsoft, занимающуюся разработкой и производством компьютерных программ.

Кадровые стратегии таких фирм должны быть направлены прежде всего на привлечение персонала особо высокой квалификации, с творческими и предпринимательскими задатками. Вопросы закрепления кадров здесь на первый план выходят далеко не всегда, ибо персонал во многих случаях еще находится в процессе формирования. Важнейшими же моментами должны быть создание надлежащей системы оплаты труда и мотивации; формирование благоприятного морально-психологического климата, способствующего творчеству; постоянное повышение квалификации; обеспечение возможностей служебного и научного роста. Проблемы переподготовки, социальных гарантий, ухода на пенсию и проч. здесь имеют подчиненное значение.

Стратегия умеренного роста присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных сферах, например, в автомобилестроении. Здесь также имеет место продвижение вперед по большинству направлений, но замедленными темпами - несколько процентов в год. Быстрый рост в данном случае уже не нужен и даже опасен, поскольку в случае наступления неожиданных сложных ситуаций значительная инерционность может затруднить своевременную переориентацию, а следовательно, осложнить преодоление кризиса.

Ориентация кадровых стратегий должна быть в этом случае несколько иной по сравнению с предыдущим случаем: привлечение и закрепление кадров, стабилизация персонала. Структура потребности в кадрах здесь несколько иная. Относительно меньше требуется лиц высшей квалификации, научных работников. Для такого рода организаций сравнительно большее значение начинают приобретать процессы внутреннего перемещения кадров, а соответственно и их переобучения, усиления социальных гарантий, организации ухода на пенсию (так как в их составе уже работает значительное число лиц предпенсионного возраста).

Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельности, или дезинвестирования возникает в периоды перестройки деятельности организации, когда нужно произвести ее «санацию», избавиться от всего устаревшего.

Основные моменты кадровой стратегии в этом случае будут заключаться в организации массовых увольнений и помощи в трудоустройстве, стимулировании досрочного выхода на пенсию, сохранении наиболее ценной части персонала, отвечающей будущим направлениям работы фирмы, переквалификации работников. Вопросы набора новых людей, повышения квалификации и проч. практически не рассматриваются.

На практике имеет место комбинированная, или селективная стратегия, включающая в том или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения или рыночные сегменты организации развиваются быстро, другие - умеренно, третьи - стабилизируются, четвертые - сокращают масштабы своей деятельности. В итоге в зависимости от конкретного сочетания данных подходов будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение потенциала и масштабов деятельности. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному многообразию жизнедеятельности организаций.

Соответствующая функциональная кадровая стратегия должна содержать в зависимости от конкретной ситуации элементы трех предыдущих стратегий.

Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении можно выделить три вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонительную (стратегию стабилизации) и оборонительную (стратегию выживания). Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста; наступательно-оборонительный - комбинированная стратегия; чисто оборонительный - стратегия сокращения деятельности.

Характер стратегии предъявляет соответствующие требования к управленческому персоналу. Для реализации стратегии первого вида требуются менеджеры предпринимательского типа, ищущие новые, нетрадиционные пути работы. Для реализации стратегии второго вида предпочтительнее осмотрительные менеджеры-администраторы. Третий вид стратегии требует уникального сочетания предпринимательских и административных задатков, жесткости, позволяющих спасти фирму от краха.

Инструментами реализации кадровой стратегии являются кадровое планирование, текущая кадровая работа, руководство персоналом, мероприятия по его развитию, повышению квалификации, решению социальных проблем, вознаграждение и мотивация. В результате применения этих инструментов изменяется поведение сотрудников, повышается эффективность их работы, улучшается структура коллектива.