Перевод единиц в си. Перевод единиц измерения

До сих пор не обрела полной отчётливости, даже при их разделении на различные классы и категории, описанные в разное время преданными поклонниками искусства типографики. Одни могут подходить к классификации шрифтов индивидуально, другие - рассматривать её в виде общей структуры, я же искренне верю, что это различие подходов сохранится навсегда. Дело не в проведении классификации как таковой, главным объектом нашего интереса должна быть специфика работы дизайнеров над каждым отдельным неповторимым вариантом начертания.

Структура символа

Давайте начнём с рассмотрения структуры символа:

1. Строка основания - воображаемая линия, несущая на себе все символы, их "насест".

2. Линия прописных - воображаемая линия, проведённая по макушкам заглавных букв. Она может равняться высоте верхних выносных элементов строчных букв, но может и отличаться от неё, в зависимости от начертания.

3. Линия строчных - горизонтальная линия, прочерченная по макушкам большинства строчных букв, таких как “a”,”c”, “e”, “x”.

4. Подстрочный (нижний выносной) элемент - часть букв “g”, “j”, “p”, “q”, “y”, расположенная ниже строки основания.

5. Надстрочный (верхний выносной) элемент - противоположность подстрочного. Венчает строчные буквы “b”, “d”, “f”, “h”, “k”, “l”, “t”.

Все мы можем обсуждать классификации шрифтов с засечками или без. К сожалению, не слишком многие понимают подлинное различие между ними:

6. Засечка - дополнительный штрих в изображении буквы. Шрифт без засечек, как можно догадаться, их лишён; края его символов не имеют "ограничителей".

7. “x”-высота - высота строчной буквы “x”. На первый взгляд, это значение может показаться, как бы, лишним, однако, в CSS-программировании оно принято за единицу измерения (главным образом, потому, что у строчной буквы “x” нет ни верхних, ни нижних выносных элементов).


01. Шрифты "старого стиля" или "Альдине"

Эти шрифты были разработаны печатниками эпохи Возрождения, и содержат множество элементов, заимствованных из древнеримского письма. Ряд специалистов считают "старый стиль" синонимом "Альдине", другие причисляют "Альдине" к разновидностям "старого стиля" (вместе с гуманистическими шрифтами). Их отличительные характеристики: слабый/средний контраст между широкими и узкими штрихами, а также округлые, как правило, засечки. Отчётливость этих шрифтов в текстах для чтения великолепная.

Наиболее популярные шрифты этой группы: Garamond, Minion Pro, Palatino, Centaur и Bembo.


02. Шрифты промежуточного типа

Как следует из её названия, эта группа совмещает в себе элементы "старого стиля" и современных шрифтов. Шрифты этого типа характеризуются следующими отличиями: высота прописных букв равна высоте строчных с верхними выносными элементами, стыки штрихов покатые или плоские, осевые компоненты тоже слегка смещены или уплощены. Округлые засечки отчётливы более, чем у шрифтов "старого стиля", но менее, чем у современных.

Самый широкоиспользуемый шрифт данного семейства - однозначно, Times New Roman.


03. Современные или дидотовские шрифты

У этих шрифтов очень заметные особенности: тонкие горизонтальные и массивные вертикальные штрихи, резко контрастирующие между собой, а также лишённые округлости вертикально направленные засечки. Современные шрифты появились в восемнадцатом столетии, их разработчиками были семья французских печатников Дидо (Didot) и итальянский издатель Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni).

Наиболее значимые представители этой группы шрифтов: Century, Bodoni, Didot и Bookman.


04. Шрифты с прямыми засечками

Современные, "нового стиля" шрифты получили широкую известность, однако, шрифты данной группы имеют собственные яркие особенности. Прямоугольные и более крупные засечки; однородный по плотности элементов контур с обычно перпендикулярными ровным краям штрихов засечками. Пять отдельных подгрупп шрифтов: "египетские", "Кларендон", "итальянские", "латинские" и "этрусские".

Примеры шрифтов с прямыми засечками: Rockwell, Memphis, Figaro и Excelsior.


05. Шрифты без засечек

Этот вариант начертания был разработан в начале девятнадцатого века, но добиваться популярности ему пришлось ещё почти сто лет. Основная его особенность - полное отсутствие засечек. Эти шрифты впечатляют своей простотой и практичностью. Их считают наиболее обобщённой формой графического представления алфавита.

Самые значимые представители этой группы: Helvetica, Arial, Futura, Century Gothic и Gill Sans.


06. Готические рукописные шрифты

Они словно вышли из-под пера усердного каллиграфа где-нибудь в Европе времён Гутенберга, что помогает очень легко установить их происхождение. Готические рукописные шрифты отличаются изысканной витиеватостью букв и применяются, в основном, при оформлении дипломов, приглашений и прочих официальных бумаг/документов. Лучше всего использовать только их строчные символы, без заглавных букв. Другие названия шрифтов данной группы - Старинное английское письмо (Black Letter) или Староанглийская готика (Old English).

Наиболее известные среди этих шрифтов: Cloister Black Lite, Black Forest и Linotext.


07. Рукописные шрифты

Своим начертанием они имитируют письмо от руки. Смотрятся естественно, а их сильно закруглённые символы напоминают связную скоропись. Шрифты данной группы не отличаются хорошей разборчивостью.

Удачные образцы таких шрифтов: Rage Italic и Cristopherhand.


08. Декоративные или "галантерейные" шрифты

Декоративные шрифты легче сгруппировать. Их нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных категорий. Они предназначены, главным образом, для того, чтобы придавать надписям определённое настроение, помогать им выделяться своей оригинальностью, и именно поэтому применение таких шрифтов в печати и веб-среде весьма ограничено.


09. Значки или шрифты-комплекты типографских пометок

Кто-то здорово придумал взять и заменить буквенно-цифровой набор символов значками, рисунками, картинками, - так и появились орнаментальные символьные комплекты. Область их применения трудно чётко определить, но иногда они могут очень пригодиться, а бывают и весьма выразительными внешне.


Заключение

Не могу сказать, что предложенная в моей статье классификация шрифтов - единственно верная, но в её основу легли мои лучшие наработки за долгие годы практики; это всего лишь удачная возможность сравнить свойства различных шрифтов, а также, что важнее, выделить для себя те структурные элементы, наличие которых позволяет включить отдельную буковку в обширное семейство (шрифтов). Если ваша классификация лучше моей, я бы с удовольствием познакомился с ней через раздел комментариев.

Ознакомление с начертаниями шрифтов начнем с самых простейших видов. К простейшим шрифтам относятся шрифты рубленые и плакатные (гротеск).
Изучающему начертание различных шрифтов для простоты понимания формы и конструкции букв и цифр предлагается пользоваться модульной сеткой. Модульная сетка представляет собой сетку, состоящую из квадратов, т.е. как бы канву, по которой можно выполнять построение букв и цифр шрифта. За толщину основного штриха берется модуль (единица измерения), равный ширине 1 клетки. Таким образом, по модульной сетке можно брать различные пропорции букв шрифта.
Буквы каждого шрифта подразделяются на три группы: узкие, нормальные и широкие. К узким буквам относятся Б, В, Г, Е, Р, Ь, Ъ; к нормальным - А, Д, 3, И, К, Л, Н, П, Т, У, Ч, Ц, Ч, Я; а к широким - Ж, М, О, С, Ф, Ш, Ы, Э, Ю (рис. 4.16).

Таким образом, сами по себе буквы, имея разные пропорции, создают впечатление разнообразия. Кроме того, буквы подразделяются на прямоугольные и округлые.
В зависимости от техники начертания шрифты бывают рукописные, их выполняют от руки с помощью плакатных перьев, кисти; рисованные, их выполняют карандашом (а затем буквы заполняются краской). К рисованным шрифтам относятся также шрифты, выполняемые с помощью трафаретов; рельефно-объемный или гравированный (который выполняют на различных материалах - камне, дереве, металле с помощью специальных инструментов - резцов и др.).
По технике начертания наиболее простым видом шрифта является плакатный шрифт «гротеск», все буквы и цифры которого имеют одинаковую толщину штрихов. Он не имеет засечек. Многообразие плакатных шрифтов позволяет художнику делать соответствующий выбор пропорций букв, т.е. брать не только уже имеющиеся шрифты, но как бы создавать собственные.
На рис. показаны образцы двух разновидностей плакатного шрифта. Горизонтальные штрихи у букв проходят точно по середине их высоты.


А на этом рис. они подняты немного вверх. Модульная сетка в данном примере имеет уже неодинаковые размеры, в результате чего буквы более устойчивы, стройны и красивы.


Плакатный шрифт, показанный на рис. 4.16, имеет три разновидности пропорции букв, что придает ему большую динамичность, хотя горизонтальные штрихи проходят у букв точно по середине. Модульная сетка, начерченная для каждой буквы, точно определяет их размеры. Нетрудно заметить, что буквы, имеющие округления, как например - Б, В, Р, Ь, в местах округлений немного шире стороны прямоугольника, положенного в основу пропорции этих букв. На второй строчке буквы чуть шире предыдущих, но не все они вписываются в прямоугольник целиком. Буква А, например, в своей нижней части выходит за стороны прямоугольника, буква 3, наоборот, немного уже. Целиком вписываются в прямоугольник лишь буквы И, К, Л, Н, П, У. Остальные - Т, Ч чуть меньше.
Все эти изменения букв сделаны с учетом зрительного восприятия, вызванного психофизиологией нашего зрения. Например, вертикальные линии (штрихи) в буквах нам кажутся тоньше горизонтальных, поскольку средняя геометрическая ось не совпадает с оптической. Установлено, что для округлых букв их округлость должна выходить за рамку прямоугольника примерно на Уго- Узо высоты буквы (обычно этот размер берется приблизительно). При начертании слов важно учитывать межбуквенный просвет. При сочетании некоторых букв межбуквенный просвет делать не надо.
Начертание букв плакатным пером осуществляют двумя способами. В первом случае обводят сначала все вертикальные прямые. Обводку вертикальных штрихов выполняют движением пера сверху вниз, держать его нужно с небольшим наклоном в сторону движения. После высыхания туши движением пера слева направо обводят горизонтальные штрихи, причем сначала все верхние штрихи, затем средние, нижние, а в последнюю очередь и наклонные.
Во втором случае обводку букв производят снизу. Наибольшая трудность здесь состоит в закруглениях букв и цифр. При выполнении закруглений перо надо вести почти вертикально. Для этого необходимо сначала потренироваться на отдельном листе.
В наиболее ответственных надписях для придания шрифту большей строгости и аккуратности буквы обводят плакатным пером с помощью линейки. Одну линейку кладут вниз, а другую сверху нее. Верхнюю линейку сдвигают немного вперед и по ней чертят буквы. В таком случае тушь не подтекает под линейку. Не рекомендуется пользоваться при этом тонкими металлическими или тонкими пластмассовыми линейками.
Приведенные выше плакатные шрифты носят название плоских силуэтных. Кроме них имеются и объемные шрифты, представляющие собой разновидность плакатных шрифтов.
При составлении композиции текста художники применяют декоративные шрифты, украшенные рисункам или орнаментом, что придает им своеобразную форму.


Кроме прямых шрифтов в декоративно-оформительском искусстве применяют курсивные (наклонные) шрифты. Наклонив буквенные знаки шрифта под углом 75°, можно получить варианты курсивных шрифтов (рис. ниже). Буквы курсивных шрифтов пишут как отдельно друг от друга, так и вместе. Иногда соединения букв в курсивном шрифте ухудшают его удобочитаемость.


При одинаковой толщине обводки штрихов по методике Г. В. Гречихо курсивный шрифт пишут стеклянными трубочками, фломастерами и чертежными перьями «редис» (рис. ниже). Курсивные шрифты выполняют чаще всего прямыми плакатными перьями, а также плоско отточенными палочками. Вариантов курсивных шрифтов много, и возможности для составления собственных разновидностей курсивных шрифтов неограниченны.


Красота шрифта заложена в самой конструкции буквы, в умении найти гармоническое сочетание размеров ее частей. На рис. ниже показан образец рукописного жирного курсивного шрифта, автором которого является известных советский художник В. К.Тоотс.


Рукописный курсивный шрифт наиболее доступен и быстр в написании и самый скорый. Его обычно пишут ширококонечным пером («рондо»), сохраняя при этом постоянное положение руки и глаз по отношению к листу бумаги. Штрих выполняют сразу, без изменения угла наклона. Штрихи пишут сверху вниз и слева направо. Для написания текстов ширококонечным пером лучше всего использовать гладкую белую бумагу.
Рассмотрим следующую группу шрифтов, относящуюся к контрастным. Эта группа носит общее название «антиква». К разновидностям антиквы относят академический шрифт, который имеет несколько вариантов, а также архитектурный. Буквы и цифры этих шрифтов в большинстве своем имеют вверху и внизу засечки. Рисунок засечек представляет собой некоторую сложность при начертании букв.
Познакомимся с формой и конструкциями букв и цифр академического шрифта (рис).

В учебных целях шрифт выполнен с помощью модульной сетки, которая позволяет наглядно увидеть особенности начертания каждой буквы, цифры и сравнить их между собой. Ширина букв неодинакова и берется в зависимости от формы буквы. Например, наименьшую ширину - 4,5 модуля имеет буква 3. Буквы Б, В, Г, Е, И, Н, П, Р, Ч имеют ширину 5 модулей, т.е. пропорция составляет отношение 5:8, буквы Э, Ц - 5,5 модуля, буквы А, Л, Т, У, Ц, Ъ, О, Я - 6 моду-лей (6: 8). К более широким буквам относятся Ж, Ф, Ш, Ы, Д - 7 модулей. Самые широкие - Ю, Щ - 7,5 модулей.
В некоторых случаях художник меняет по необходимости пропорции букв шрифта. Тогда строят прямоугольник с нужным со-отношением сторон. Внутри прямоугольника наносят модульную сетку. Число ее делений по ширине и высоте должно соответствовать принятому числу модулей для взятой буквы данной разновидности шрифта.

Шрифт, пожалуй, один из самых значимых и интересных, однако, в то же время самых сложных инструментов в арсенале веб-дизайнера. Шрифт используется на каждом сайте, и поэтому само его существование, а также комбинация его с другими шрифтами на странице должны подчиняться определенной логике. Поэтому, прежде всего, необходимо разобраться, какие существуют группы шрифтов, какие их отличительные особенности в начертании, а также рассмотрим в каких случаях уместно применять тот или иной шрифт. В данной статье мы предлагаем рассмотреть шрифты с засечками и их подгруппы, а так же рубленые, рукописные и декоративные шрифты.

1. Шрифт с засечками (Serif)

Вообще, Serif – переводится с английского языка как засечка или небольшой выступ, короткий штрих у основания и в верхней части буквы или символа. Шрифты с засечками –это довольно большая группа включающая в себя шрифты старого современного и египетского стиля.

Старый стиль

Старый стиль шрифтов основан на технике письма клинописью. Это видно по характерным засечкам строчных букв, которые всегда располагаются под углом, а все изогнутые линии буквенных форм имеют переход от толстого штриха к тонкому. Можно провести небольшой эксперимент – если провести линию через тонкие части закругленного штриха, то она всегда будет диагональной.

Такие шрифты считаются наилучшим вариантом для набора длинного текста. Во-первых, у них очень мало отличительных особенностей, мешающих чтению, а во-вторых, глаз как бы цепляется за засечки, что облегчает сам процесс чтения.

Современный стиль

Современный стиль или так называемый Modern, а так же Didone. Внешний вид современного стиля отличается некой отчужденностью шрифтов. Здесь уже нет такого, явного, подражания клинописи. У шрифтов современного стиля засечки горизонтальные и более тонкие, а так же явно выраженный, контрастный переход от толстой линии к тонкой и очевидный вертикальный нажим.

Шрифты современного стиля очень хорошо смотрятся при написании крупным кеглем. Однако, из-за резкого перехода от толстой линии к тонкой, они не удобны для длительного чтения. Поэтому лучше всего их использовать для заголовков и логотипов.

Египетский стиль

Египетский стиль иногда называется Claderon, по названию первого шрифта этой группы. Их отличительная особенность – едва заметный переход от более толстой линии к тонкой, а зачастую и вообще его отсутствие. Засечки строчных букв у этих шрифтов горизонтальные и толстые. Еще одно название этой группы Slab Serif, что в переводе с латинского означает – прямоугольные.

Поскольку штрихи у шрифтов такого стиля более плотные и единообразные, он идеально подходит для длинных текстов. Но при этом следует учитывать, что в целом, вся страница будет выглядеть более темной. Этот стиль широко используется при наборе детских книжек.

2. Рубленый шрифт

Слово sans в переводе с французского означает «без», таким образом, название этой группы переводится как «без засечек». В рубленом шрифте практически нет нажима при переходе от более толстой линии к тонкой, что делает его более единообразным по толщине.

Вообще, считается, что шрифты с засечками более удобны для чтения, но что касается веб-дизайна, то тут не существует однозначного мнения. В основном это связано с техническими особенностями монитора. Но все остается на ваше усмотрение.

3. Рукописный шрифт

Техника создания Рукописных шрифтов включает в себя написание текста вручную, специальной кисточкой или ручкой для каллиграфии. Такие шрифты не подходят для написания длинных текстов, особенно если текст состоит только из прописных букв. Но не смотря ни на что, они очень красиво смотрятся, набранные крупным кеглем и как декоративный элемент при оформлении они просто незаменимы.

4. Декоративный шрифт

К декоративным относятся большинство шрифтов, не попадающих под остальные параметры. Это очень большая и разнообразная категория шрифтов, и их количество увеличивается день ото дня. Из-за своей экстравагантности, их стоит применять очень дозировано и аккуратно. Это могут быть логотипы, заголовки или отдельные надписи.