Кто познал истину. Познание истины

П Р И Р О Д А

Природа – это сама жизнь.
Человек, оторванный от природы, всё равно, что ребёнок, лишённый материнской груди.
Человек только тогда живёт в мире с самим собой, когда он в мире со всей природой.
Природа прекрасна во всех своих проявлениях.
Природа не терпит дисбаланса.
Истину можно познать, только наблюдая за природой.
Дикая природа живёт по своим законам.
Природа любит скрывать в себе нечто таинственное.
Всё самое ценное и полезное мы берём у природы.
У природы много подсказок.
Закон природы всегда выше людского закона, он к исполнению всегда обяжет.
Отношение человека к природе похоже на бунт роботов.
Природу ещё никогда не удавалось обмануть.
Погода – дочь Природы.
В объединении с природой ничто не должно мешать.
Природа – самый великий оптимизатор.
Стабильность – основной закон природы.
Разум человека связан с разумом природы.
Уметь рисовать – это значит, что знаешь язык, на котором разговаривает природа.
Для каждого человека есть место в природе, где он открывает самого себя.
В природе ничего не пропадает даром.
Щедра на выдумки природа.
Природа побеждается только подчинением ей.
По-настоящему разумно лишь то, что санкционировано природой.
Природа всегда права, и не понявший её велений остаётся лишь пенять на себя.
Человек – природное создание.
В природе нет добра и зла.
Природа учит настоящему мужеству.
Природа проверяет образованность человека, глубину его знаний, широту мышления и чувства.
Любовь к природе зарождается со знакомства с ней.
Любовь к природе должна быть осмысленной и активной, иначе это не любовь.
Что в народе, то и в природе.
Что природа дала, того и мылом не отмоешь.
Природа берёт своё.
От природы милости не будем ждать, сами сал будем сажать.
Заповедник красив в любое время года.
Всесильна одна только природа.
В природе больше есть трагического и прекрасного, чем страшного и отталкивающего.
Природа не терпит параллелизма.
Природа – это тот же Рим.
Природа – великий учитель.
Слишком мал человек перед лицом великой природы.

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что может статься, никакой от века
Загадки нет, и не было у ней.
Ф. Тютчев

Природа не обманывает, она выполняет свои обещания, но не так, как мы думали, и не так, как нам хотелось бы…
Братья Стругацкие «Туча»

Природа открывает свои красоты только для друзей.
Н. Заболоцкий

И всё-таки у Природы, как целого, как единого творца, есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал…

Вернувшись однажды с прогулки, Л. Н. Толстой записал:
«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».

Природа сама по себе всегда нравственная, безнравственной её может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока ещё рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов?

Валентин Распутин «Байкал, Байкал…»

Красота природы не может быть предметом купли-продажи. Это просто безнравственно.
А В Разин «Воспитание красотой»

…Мы привыкли противопоставлять материальные и духовные сущности. Однако для каждого из нас они составляют нерасторжимое единство. Его разрушает смерть. Мы не можем отделить своё сознание от организма, свой интеллект от тела.
Но, может быть, и сотворившая нас живая природа тоже являет единство-нерасторжимое! – матери, жизни, сознания. Она и биосфера, и геоинтеллект. Иначе как бы животные могли миллионы лет настойчиво, неуклонно усложнять свою организацию, свои интеллектуальные возможности? Вне творящей, насыщенной информацией среди немыслимо творение, наделённое самосознанием.
Р.К. Баландин

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.
Н.Г. Гарин-Михайловский

Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу. Надо слышать её музыку и проникаться её тишиной.
И.И. Левитан

Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошёл «душевный университет».
Л. Леонов

Надо охранять природу во всех её видах. Охранять саму землю, почву, растительность, воды и воздух.
К.Г. Паустовский

Природу нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека.
К.Г. Паустовский

Охранять природу, значит охранять Родину.
М. Пришвин.

Природа не знает шуток, она всегда правдива… Ошибка же и заблуждения исходят от людей.
В. Гете

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те сылы природы, которые они сумели открыть и покорить.
Фридерик Жолио-Кюри

Природа, питающая всякую тварь, сама учит нас, как пользоваться её дарами.
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»

Ни один осторожный исследователь не будет в наше время заранее отрицать возможность того, что в человеческой природе существует ещё неизвестные нам силы. Одно только несомненно: до сих пор никому не удалось представить неопровержимое доказательство наличия подобного рода сил.
А. Леманн

Наше жизнь сокращается невежеством. Мы должны стремиться к пониманию нашей природы и окружающего мира. Мы должны установить условия существования и изыскать способы их применения.
Г. Спенсер

Японцы учат своих детей смотреть на природу, как на картину.
(Слова из телепередачи)

Ну, право, велико ли дело:
Рябина в городе живёт?
А сколько дум она согрела,
А сколько радости несёт…

Увы, природу попирая,
Бульдозером ли, топором,
Мы сами, грешные, не знаем,
Какие связи обрываем,
Что потеряем, что найдём…
В. Белкин «Рябина в городе живёт»

В древнем Шумере верили, что растения пробуждает к жизни богиня Ашнан, в Древнем Вавилоне – богиня Иштар, в Древнем Египте – богиня Изида.
А. Владимиров «Земля на зёрнышке стоит»

Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
И.В. Гете

Благая природа так обо всём заботилась, что повсюду ты находишь чему поучиться.
Леонардо да Винчи

Когда в тишине до слуха доносится шум сосен в лесу и журчание ручья среди камней, постигаешь безыскусную музыку Неба и Земли. Когда видишь луг, утопающий в тумане, и облака, плывущие в воде, словно развёртываешь живописный свиток природы.
В снежную ночь, при ясной луне, сердце становится чистым. С весенним ветром, в тёплую погоду в душе воцарится мир. Жизнь природы и человеческий дух слиты нераздельно.
Хун Цзвчэн

Давно уже кануло в Лету время, когда Природа делала человека. Он стал старше, самонадеяннее и сам пытается преобразовать природу, не всегда оправдано, оптимально, дальновидно. Его мощное вмешательство ощущается ныне повсюду. Но, будучи ещё далеко не совершенным и не всеведущим, человек не только нарушает равновесие мира, в котором живёт, среды, в которой обитает. Мощь его разума (и безрассудства!) направлена и в глубь его носителя – в себе самом человек уничтожает, возможно то ценное, что получил от Матери-Природы, - дар предвидения, проскопии. Не замечая его, не ценя, уделяя ему всё меньше времени и внимания, игнорируя его и подавляя, человек год за годом теряет эту исключительную способность!
Осталась одна, последняя книга… (Сивиллы) Купите её, гордый Царь Природы!
Журнал «Знак вопроса» 11/89 г. Ю.В. Росциус

Природа всегда права. Она всегда серьёзна и справедлива. Только человеку присущи ошибки и заблуждения.
И.В. Гете

Наедине с природой человек
Как будто озверел от любопытства:
В лабораториях и тайниках
Её пытал, допрашивал с пристрастьем,
Читал в мозгу со скальпелем в руке,
На реактивы пробовал дыханье,
Старухам в пах вшивал звериный пол.
Максимилиан Волошин

«Есть всегда учёные, - писал Вернадский, - которые ярко чувствуют и охватывают эту живую, реальную Природу нашей планеты, всю проникнутую вечным биением жизни, и для которых это понимание единой Природы является руководящей нитью всей их научной работы».

Одно замечание Вернадского хотелось бы выделить и внимательно осмыслить: «В науке нет до сих пор ясного сознания, что явление жизни и явление мёртвой природы, взятые с геологической, т.е. планетной, точки зрения, являются проявлением одного процесса».

…Над садом
Шёл смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица.
Хорёк пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природа вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства её.
Николай Заболоцкий

Природа искони мать разумных свершений и непримиримый мститель за малейшее надругательство над ней.
И. Падерин «Ожоги сердца»

«нам не привыкать к потерям, - писал С. Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу – после этого терять уже будет нечего».

Если мы будем себя вести как следует, то, мы, растения и животные, будем существовать в течение миллионов лет, потому что на солнце есть большие запасы топлива и его расход прекрасно регулируется.
Холдор Шепли

Тарзан всегда и во всём предпочитал полагаться на своё обоняние. Глаза человека могут обмануть в сумерках и ночью, уши – попасть под влияние разыгравшегося воображения. Но обоняние не подводило никогда. Оно было всегда безошибочным; оно всегда говорило человеку, что есть что.
Эдгар Берроуз «Тарзан»

Вопрошающий: Как можно познать истину ?

Станислав: Вы и есть истина, надо только освободиться от того иллюзорного, что мешает это постичь.

В: Что же такое иллюзорное, которое мешает постичь истину?

С: Ваши же идеи, желания, и в том числе само желание познать истину.

В: Я правильно Вас понял, что моё же желание познать истину мешает её познать? Разве такое может быть?

С: Именно желание заставляет Вас вообразить истину, создав концепцию ума о том, что Вы желаете постичь, а затем найти объяснение или дать определение Вашему воображению.

В: Но ведь я должен представлять себе то, что я хочу постичь.

С: В этом и заключается проблема, что то, что Вы хотите постичь, не может являться ни одним из представлений Вашего ума. Своим верованием в ту или иную идею ума Вы лишаете себя возможности постичь истину.

В: Как тогда постичь умом то, что не может являться ни одной из идей ума?

С: Отказом от самих идей, отказом от любых попыток ума объяснить что-либо.

В: Каким образом можно постичь, отказавшись от объяснений?

С: Внимательно исследуйте идею, которой Вы отдали предпочтение, до тех пор, пока Вы не убедитесь в её иллюзорности и несостоятельности. Когда исчезнет эта идея, выбирайте следующую, которая Вам кажется наиболее подходящей для объяснения истины, и так же исследуйте её. Когда у Вас не останется ни одной концепции, ни одной попытки объяснить то, что Вы хотите постичь, истина откроется сама. Отсутствие концепций и будет самой истиной.

В: Если я правильно понял Ваши слова, то отсутствие всех идей является истиной?

С: Вы совершенно правильно всё поняли. Полное отсутствие идей, и в том числе идеи о постижении истины, есть истина. Но только Ваше понимание этого уже является идеей о познании истины.

В: Но разве без мыслей можно понять, что такое истина?

С: Отсутствие любого понимания, в том числе и об истине, является самим пониманием истины.

В: Как же отсутствие понимания может являться пониманием?

С: Когда исчезают все концепции ума и ум становится бессильным, он сдаётся и прекращает попытки вмешиваться в процесс понимания истины. Именно в таком состоянии Вы способны постичь истину.

В: Каким образом?

С: Истина всегда существует в Вас, только для того чтобы осознать это, необходимо прекратить движение ума, создание каких-либо идей.

В: Но как заставить ум отказаться от создания идей?

С: Загнать его в угол, настойчиво разбивая каждую очередную идею, какую бы он ни создавал Вам о том, что Вы желаете постичь. Когда ум будет загнан в угол, он закипит, перегреется, взорвётся, можно назвать это состояние как угодно. Самое главное, что в этом состоянии ум перестанет давать чему-либо объяснение, и это полное отсутствие объяснений и будет являться истиной.

В: Я не понимаю, как ум можно загнать в угол. Поясните, пожалуйста.

С: Следует исследовать его идеи до тех пор, пока ум сам же не признает несостоятельность своих идей. Ум же никогда сам добровольно не признает несостоятельность своих идей и будет до конца бороться за то, что создал.

В: И как же его победить?

С: При помощи его же самого. Различение истинного от иллюзорного поможет Вам загнать ум в угол, доказав ему несостоятельностью его же объяснений. Тогда ум, попав в ловушку, которую сам и построил, просто взорвётся. Именно этот взрыв позволит выйти за те воображаемые пределы, которые Ваш ум сам же и создал.

В: Выходит, что истина находится за пределами ума?

С: У ума нет пределов. Он бесконечен.

В: О каких тогда пределах ума шла речь?

С: О воображаемых. Ваш ум сам же воображает, что у него существуют пределы, и создаёт в Вас устойчивое убеждение этого, заставляя Вас поверить в это.

В: Раз никаких пределов ума нет, то и никакого взрыва не будет?

С: Совершенно верно. Закипание ума, его взрыв – это всё игра его воображения. Всё только игра воображения, и ни одно из представлений ума не может быть истиной.

В: А что тогда такое истина? Как же её познать?

С: Кажущийся «Вы», окружающий Вас мир и все события в нём – это только воображение, концепции ума. Истина – это то, что скрыто за концепциями ума. Осознав это, Вы постигнете истину.

Меня интересует, и всегда интересовала душевная жизнь человека. Сколько помню себя, я всегда вёл внутренний диалог, объясняя самому себе видимые проявления внешнего бытия, как события НЕ хаотические, но подчинённые некоторому смыслу, который найти можно ТОЛЬКО погрузившись в собственную глубину, выполнив завет древних: человек, познай самого себя.

Душевная жизнь обладает некой самостоятельностью, а в самые напряженные моменты, может обладать абсолютной автономностью. Момент такой автономности...

Однажды человек, ищущий смысл жизни, сказал себе:

Я человек, существо разумное, поэтому я должен отыскать истину и познать её.

Он перепробовал все доступные ему способы для того, чтобы найти искомое, но так и не достиг желаемого. Тогда он сказал себе:

Я искал истину вокруг себя, во всяком предмете и занятии, оказывавшихся у меня под рукой, и не нашёл её. Я овладел десятком ремёсел. Стал искусным мастером во многих занятиях.

Возделывал землю, плавил металл, колол камень, готовил...

Вот в точности поэтому - потому что это представляется самой истиной.

Истина опасна, опасна всем тем людям, которые всегда жили вымыслом, красивой ложью, прекрасными снами, утопиями.

Все эти люди обязательно будут смотреть на истину, как на врага, поскольку она потрясает все, во что они верили, и все, чем они жили.

Истина - это смерть всяческой лжи, какой бы утешительной она ни была.

Почему простые люди были против Сократа? Почему массы так антагонистичны по отношению к аль-Хилладжу...

Можно верить ментальному суждению, что я - не тело, не мысли и не эмоции. Но это не помогает разрушить «я» - ведь на нём основана вся наша жизнь. Болезни и здоровье, горести и радости мы переживаем через тело. Мысли, как нам кажется, возникают в голове, эмоции и чувства, делающие жизнь живой и насыщенной, ощущаются внутри тела.

Когда мы говорим «я», «моё», то имеем в виду семью, учёбу и работу, увлечения, достижения и разочарования, прошлое, думы о будущем – всю свою личную историю, свои...

Первая благородная истина

И что такое Благородная Истина о Страдании? Рождение - это страдание, старение - страдание, болезнь - страдание, Расставание с любимыми - это страдание, Неполучение желаемого - страдание.

Коротко говоря, пять групп привязанностей есть страдание.

Это Благородная Истина о Страдании: Таковы были видение, понимание, мудрость, свет и знание вещей, о которых я не слышал прежде. Эта Благородная Истина должна быть полностью постигнута через понимание страдания: Таковы...

Хасидизм - религия. Суфизм - религия. Дзен - религия. Они отличаются только именами, в остальном это одно. Отличается их язык, но не содержание. Все они видят Луну, но называют ее по-разному. Это совершенно естественно. Но они не смотрят на отражение.

Они не верят в догматы, вероучения, священные писания. Они знают истину, а когда вы знаете истину, нет нужды в священном писании. Вы носите священное писание в голове, когда истина известна. Теории, составленные из частей, мертвы. Истина всегда...

Вы думаете, что это разные вещи? Как вы можете знать себя, если вы не являетесь самим собой? И наоборот - как вы можете быть собой, если не знаете, кто вы? Быть собой и знать себя - это не две отдельные вещи, поэтому и не возникает вопроса о выборе. Это два аспекта единого процесса.

Вы должны работать над тем и другим одновременно; не следует пренебрегать ни одной частью. Но проще начать с того, чтобы быть собой; проще, потому что это другие отвлекли вас от того, чтобы вам быть собой. Маски...

Трудно вспомнить, когда и от кого каждый из нас впервые услышал призыв познать себя. И чем больше об этом задумываешься, тем больше осознаёшь, что это было очень давно.

Кто-то всегда даёт тебе этот совет, когда ты сталкиваешься с вопросами не доступными твоему пониманию.

Кто-то всегда толкает тебя к познанию себя, вместо того чтобы ответить на твои вопросы.

Мы хотим всё понять, при этом упускаем из виду себя. В нас больше желания решать глобальные проблемы, но при этом у нас самих...

Истина — единственно, абсолютно, бесповоротно, бесконечно, беспрекословно верная информация. В отличие от «правды», Истина существует в единственном экземпляре, и потому признание за любым утверждением статуса Истины означает автоматическое признание того, что все не совпадающие с ним утверждения — Ложны. В то же время любые утверждения, согласующиеся с Истиной — истинны. Истина всегда единственно и абсолютно верно отражает реальное положение вещей.
Истинность Истины самоочевидна любому здравомыслящему человеку, которому её объяснили. В силу этого, если кто-то ставит Истину под сомнение, то он либо имеет осознанное намерение исказить Истину (и тогда бессмысленно предполагать у него добрые намерения), либо ему её плохо объяснили (и тогда эту промашку необходимо устранить), либо он не является здравомыслящим человеком, а является психически больным, находится под действием наркотиков или влиянием психологических механизмов, защищающих его ранимое Эго (тут уж может помочь только врач).
Если верить афоризму: «Истина сама себя защищает», и если есть в этой рукописи хотя бы частица Истины, то она, рекламируя себя, проложит свой путь к читателю. Она также распространится или через сеть Интернет, или через какое-нибудь издательство, или просто через «Самиздат». Никто не может мне запретить напечатать на принтере определенное количество экземпляров этой рукописи.
Река Истины протекает через каналы заблуждений. Человек словам не верит. И правильно делает. Ему нужны доказательства, факты. Мало ли, что нам скажут, что при усердном и дисциплинированном выполнении советов, рекомендаций, способов и методов, данных в этой книге, вы излечитесь от многих своих болезней, приостановите свое старение, сохраните на долгие годы крепкое здоровье и станете счастливым, в полном смысле этого слова, человеком. А местожительство станет оздоравливающей средой, храмом благополучия, удачи и радости не только для вас, но и для всей вашей семьи. Но Вы просто будете вынуждены поверить этому, когда после выполнения требований или советов, приведенных в этой книге, заметите явные положительные изменения в чем-то, где-то и как-то в вашей жизни. Но, не изучив, не применив эти методы на себе, выкинуть книгу в мусорный ящик - это не признак пытливого и ищущего ума. Но, если все испробовали всё на своем примере, опыте и не получили никаких положительных результатов, то только тогда смело можете отправить книгу туда.
Для выяснения ниже перечисленных вопросов я не имел права полагаться на «отсебятину», добавляя свои необоснованные комментарии и фантазии. Я использовал мысли других мудрых, авторитетных и достоверных с моей точки зрения авторов. Одним из таких источников для меня явились 160 писем переписки между англо - индийским издательством «Пионер» и Махатмами - Планетными Духами в 1850-1855 гг., которые написаны в виде вопросов и ответов.
Как познать Истину? Каким способом получить истинное знание? Перед тем, как начать читать и изучать эту книгу, нам необходимо в первую очередь убедиться в том, что здесь истинно (правда) или все искажено временем, суевериями, иллюзией и верованиями. Или просто чьи-то выдумки? Нас часто вводят в заблуждение многочисленные прекрасно художественно оформленные, с красивыми картинками, в кожаном переплете книги, которые так правдиво и убедительно написаны, что часто мы их принимаем за Истину. Например, человек описывает события, которые произошли с ним накануне. При всем своем желании не искажать факты, он может все исказить, так как сам не понимает многие явления, которые произошли с ним из-за непонимания многих Космических законов. По этой причине я решил представить вашему вниманию некоторые выдержки про Истину и Знание, точнее про Истинное Знание.
Истинное знание восходит к трем источникам: прямому познанию, заключению и словам пробужденных (смотри под страницу "Знание).
Знание, прежде всего. Каждый, кто приносит знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света.
Важнейшая цель, к которой следует стремиться, заключается в улучшении состояния человека посредством распространения Истины сообразно различным ступеням его развития и той страны, где он живет и к которой он принадлежит. У Истины нет отличительных знаков, и она не страдает от названия, под которым распространена, лишь бы достигалась вышеупомянутая цель. Истина не может иметь религиозную или национальную окраску.
Научимся оберегать каждый шаг научного познания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму. Каждый имеет право получить доступ к Учению.
Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения , сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд сопровождают отрицанием. Признание Высших Принципов считают самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок - плохой советник! Утверждение Истины всегда будет преследуемо ложью.
Истина одна, это ложь у каждого своя. Для меня Истина - главенствующий принцип, включающий множество других принципов. Эта Истина есть правдивость не только в словах, но и в мыслях, не только относительная Истина в нашем понимании, но и абсолютная Истина, вечный принцип, то есть Бог. Я поклоняюсь Богу как Истине. Я еще не в полном объеме познал Его. Но я готов в этих поисках пожертвовать всем самым дорогим для меня. Я отдам даже жизнь, если понадобится.
"Пока не станешь простым как ребёнок, не сможешь достичь Божественного просветления. Отбрось тщеславие обретенного тобой мирского знания и знай, что оно бесполезно в обители высшей Истины. Будь прост как дитя, и лишь тогда ты достигнешь знания Истины".

  • Утром познав Истину, вечером можно умереть.
  • Умнее всего время, ибо раскрывает все.
  • Истина сама себя защищает.
  • Природа наделила человека стремлением к обнаружению Истины.
  • Истина - удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно.
  • Все искусства состоят в исследовании Истины. Цицерон 106 год до н.э.
  • Душа Вселенной - Истина.
  • Всеми силами души надо стремиться к Истине. Платон.
  • Истина ничуть не страдает от того, что кто-то ее не признает

В статье ставится задача познания истины, получения навыков отличать её от заблуждения, лжи и обмана. Раскрывается понятие данного определения. Особое внимание уделяется критериям истины, свойствам знаний, определяющих их истинность. Выявляется то, что не всё можно судить с точки зрения истинности и лжи, так как люди воспринимают всё различно, и в наших знаниях присутствует субъективный фактор. В результате анализа доказывается, что истина – это нечто совершенное, сверхценное. Даётся толчок к стремлению получения истинных знаний.

  • Рецензия на монографию «Гончаров В.В. Глобальный конституционализм: социально-философский анализ: монография. - Москва: спутник+, 2016. - 279 с.; ISBN 978-5-9973-4085-8».

«Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины натолкнётся скорее отдельный человек, чем целый народ», - писал французский философ Р. Декарт. (1,170)

Что такое истина? Как познать истину? Каким образом отличить её от заблуждения, лжи и обмана?

Люди с незапамятных времён пытались открыть для себя простую истину, познать «кто такой я». Кто-то интересуются историей, пытаясь понять прошлое, другие стремятся к владению тайнами науки и техники, но удивительно то, что зная столько всего, человек не знает самого себя.

Когда мы говорим об истине, это всего лишь мысли и идеи об истине. Есть большая разница между настоящей истиной и истиной на словах и в идеях. Это нужно осознавать в первую очередь. Всё вокруг указывает нам на нашу истину, но необходимо замечать какие-то мелочи, ведь именно они и могут быть самыми главными, именно мелочи могут иметь решающее значение.

Возможно, найти истину нам мешает то, что нас постоянно тревожат наши идеи, концепции, образ нашего мышления? Для нас стало привычкой обдумывать всё и умещать в определённые рамки. Это нас отвлекает. В этом проблема. Мы не знаем мир вне наших идей и мыслей. Когда мы что-то познаём, то пытаемся уместить это в определённую теорию, которую мы получили от предшествующих поколений. Нам необходимо избавиться от привычки навешивать на всё ярлыки, а для этого нужно быть открытым ко всему, открытым непосредственно к миру.

Я считаю, что вопрос об истине беспокоит тех, кто не хочет стать жертвой непроизвольных заблуждений, жертвой преднамеренного обмана, направленной лжи. Для того, чтобы решать определённые задачи, не ошибаться в выборе, нужно знать, как устроен мир, каковы законы в нашей реальности.

По моему мнению, истина – одна из основополагающих категорий человеческого бытия. Узнав истину, мы сможем отличать действительное от недействительного, существенное от несущественного, закономерное от случайного. Стремление к получению истинного знания – естественная потребность человека. Существует много истолкований понятия «истина». В многообразных областях оно трактуется различно.

В философии истина предстаёт перед нами как правильное, достоверное знание, верное отражение действительности, т.е. знание, соответствующее своему предмету. Может ли человеческая философия дать нам источник истины? Ведь сущность – это то, что нельзя познать непосредственно (с помощью органов чувств), это совокупность законов изменения и существования объектов.

Рационалисты, считавшие, что наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства, и эмпирики, принимавшие единственным источником всех наших знаний чувственный опыт, допускали возможность обретения человеком истинного знания. Я в какой-то степени согласна с ними, но считаю, что если мы и можем получить истинные знания, то не в полной мере, т.е. существуют границы нашего познания.

Однако наряду с эмпириками и рационалистами были философы, в какой-то степени их можно назвать нигилистами, которые отрицали эту возможность полностью или частично, считали, что познание не даёт достоверных сведений о мире. Люди, придерживающиеся такого взгляда, получили название агностики («агностицизм» в переводе с греч. – отрицающий возможность объективного познания, недоступный познанию).

Например, Кант обосновывал, что сущность вещей непознаваема, так как мы получаем знания в результате приобщения к культуре, которая влияет на особенности нашего познания. Он приходит к выводу, что у человека есть знания, которые не выводятся непосредственно из взаимодействия человека с миром, но имеют решающее значение в процессе деятельности людей. Это идея метафизики, связанная с понятиями о Боге, морали, свободе, бессмертии, а также идея математики, связанная с понятиями о пространстве и времени. Содержание этих понятий зависит от особенностей культуры, когда мировоззрение людей имеет нечто общее. Субъективный фактор неустраним из сознания.

Агностики считают, что наше понимание не может соответствовать реалиям жизни, что мы не можем знать то, каков мир на самом деле, знать, что такое истина. Причина заключается в том, что мы всего лишь пытаемся каким-то образом охарактеризовать то, что узнаём с помощью органов чувств, но не имеем возможности сравнить эти знания с действительностью, истинностью.

К примеру, я буду утверждать, что холод, темнота или смерть существуют. Но ведь холод - это отсутствие тепла, темнота – отсутствие света, смерть – отсутствие жизни. При абсолютном нуле вся материя становится инертной, неспособной реагировать при этой температуре. Получается, что холода не существует. Люди придумали это слово лишь для того, чтобы описывать то, что они чувствуют. Мы можем изучить свет, разложить белый на множество цветов, изучить длины волн каждого из них, но не можем дать какие-то определённые характеристики темноте. Человечество пользуется этим словом для того, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. Также можно рассуждать и о смерти. Это не другая сторона жизни, а её отсутствие. Таким образом, темноты и смерти тоже не существует.

Тот факт, что выводы агностиков значительно расходятся с опытом истории человечества, отвергают возможность эмпирического познания, был очевиден для многих философов. Мы понимаем, что прогресс общества был бы невозможен без опоры на знания о реальном мире, а знание в свою очередь меняется с изменением общественных отношений.

Как нам известно, марксизм не отвергает существования вечной или абсолютной истины как некоего целого. "Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания" – писал В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм». (2)

В логике всё обстоит немного иначе. Истинность суждений является важнейшим предметом изучения. Критерием достоверности выступает логическая правильность, т.е. абсолютное отсутствие противоречий.

Я также считаю, что мы должны мыслить логически, но, не имея общего основания, на которое можно опереться, философские споры о природе истины заходят лишь в тупик. Конечно, в философском мышлении есть некоторое преимущество, но оно не может дать определения истины.

В физике, химии, истории, социологии и других науках истина, с одной стороны, выступает как цель научного познания, а с другой - как самостоятельная ценность. Благодаря научному и технологическому процессу мы много знаем о мире и Вселенной, в которой живём. Наука позволила нам узнать о тех местах и объектах, которые находятся на огромном расстоянии от Земли. Мы увидели звёзды и туманности, узнали о периодах вращения отдалённых планет, открыли множество удивительных законов, которые работают на нас.

Но что же служит критерием (в переводе с греч. – мерило) истины? Какие свойства знаний определяют его истинность? Постараемся ответить на данные вопросы.

Эмпирики считали, что для того, чтобы содержательно высказываться о мире, опыт нам исключительно важен и крайне необходим, утверждали, что общие понятия, которыми оперирует наш разум, приходят в него из опыта, из чувств. Я думаю, что в этом есть доля правды. «думать о каждой вещи именно так, как она есть сама по себе, - в этом настоящее назначение разума, хотя люди не всегда пользуются им для этого», – писал Джон Локк. (3, 196)

Известно, что данные, вытекающие из опыта, нередко вводят нас в заблуждение. Всё относительно. Поэтому пользоваться лишь опытом нецелесообразно.

Например, ложка, которая опущена в стакан воды, будет казаться нам прогнутой, хотя в реальности это не так. Вода и стекло будут искажать действительность.

В логике критерием достоверности выступает логическая правильность, т.е. абсолютное отсутствие противоречий.

Рационалисты утверждали, что достоверность наших знаний гарантируется разумом, который и является источником этих знаний. Именно он выступает критерием истины.

Возникает резонный вопрос: как человеческий разум может стать источником знаний о мире? Я считаю, что рациональное познание присуще исключительно человеку. Важную роль играет мышление, которым обладают разумные существа. Истина – это всё то, что теоретически обосновано, доказано, когда по законам логики из общего выводят частное, т.е. дедуктивное умозаключение.

К примеру, Рене Декарт, первый рационалист своего времени, в качестве основы предложил простую мысль: строить свои рассуждения дедуктивным способом. Особенностью такого способа является то, что если посылка абсолютно верна, то и выводы будут абсолютно верны. Это логически корректно. Таким образом, если ты хочешь построить чёткую и ясную систему философских утверждений, пользуясь дедукцией, тебе нужно положить в её основание некое утверждение, с которым нельзя будет спорить. Декарт достаточно много времени потратил на поиск бесспорного утверждения. Например, утверждение о том, что внешний мир существует.

Актуален ли вопрос об истинности знаний в наше время? Конечно! Ведь многие философы и по сей день возвращаются к нему, размышляют над данным вопросом, это даёт основу рождения новых взглядов. Лишь не многие другие вопросы могут так же сильно изменить наше мировоззрение. Точно так же как не многие другие ответы могут так сильно повлиять на нашу жизнь.

Истинность того или иного суждения мы можем узнать с помощью практики, взаимодействия объектов друг с другом. Это позволит нам выйти за рамки чувственного опыта, освободиться от оков чувств.

«Практика - (от гр. praktikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте». (4, 30) Опыт поколений, материальное производство, научный эксперимент, наблюдения: всё это включается в понятие практики.

По-моему, мы не можем оспаривать значительную роль практики в жизни людей, их деятельности. Нужды, запросы постоянно растут, видоизменяются. Это приводит к тому, что становится необходимым развиваться, постигать новое, чтобы удовлетворять эти нужды и запросы, облегчать жизнь. Таким образом, на пути к этой цели люди всё больше узнают об окружающем их мире. Мы наблюдаем за тем, что происходит вокруг нас, созерцаем мир, влияем на его изменение, преобразование. Чем больше мы узнаём, чем больше тайн раскрываем, тем больше рождается новых вопросов, на которые нужно искать ответы.

Пользуясь историческими знаниями, я могу сказать, что в древности люди испытывали разного рода потребности в совершении мореплаваний, обрабатывании земли, борьбе с различными заболеваниями. Это повлияло на развитие астрономии, геометрии, медицины и других наук.

Производство даёт толчок к развитию, расширению наших знаний, так как снабжает нас необходимыми для этого аппаратами. Человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития с той целью, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

Давайте поразмыслим над изложенной позицией. Да, практика позволяет решить многие вопросы, но всё же она не может быть всеобщим критерием истины, так как существуют явления, не поддающиеся объяснению, практическому воздействию.

Например, в течение практический занятий в университете я пользуюсь ранее составленными законами, аксиомами, правилами, сопоставляю с ними полученные результаты при решении разного рода задач, беру их за основу, на которую можно опереться, по той простой причине, что они были мной получены в процессе обучения. Учёные в ходе своей научной деятельности довольно-таки часто опираются для подтверждения выдвинутых гипотез как на эксперимент, так и на соответствующую теорию. Вообще в своих действиях мы постоянно опираемся на опыт предшествующих поколений, их умения, знания. Нам присуще учиться мудрости наших предков.

Таким образом, в точных науках критерием истины непосредственно выступает теория, теоретическое познание, по той причине, что положения должны быть обоснованы, доказаны.

Существуют и такие явления, которые мы не можем оценить с точки зрения истинности или ложности. Главным образом это касается духовных ценностей, форм культурного творчества. В таком случае важную роль играет иррациональное знание, противоречащее рациональному мышлению кардинально. Это наши эмоции, чувства, переживания, интуиция, характеризующаяся неожиданностью, связанная с догадкой и верой в Бога, воля, эмпатия, а также страсти, откровение. Стоит упомянуть и о парадоксальных, аномальных явлениях, ведь наука не может их объяснить, не может узнать, где скрывается истина. Иррациональное знание возникло в 19 веке, когда существовали трудности в различных науках, также повлияла на появление такого знания социальная обстановка: войны, экономические кризисы.

Например, верующие в Бога люди, считают истиной то, что изложено в Священном Писании, Коране или других религиозных книгах. Для них не существует другой истины.

Помимо этого, можно выявить личностное знание. Оно зависит от особенностей личности, деятельности интеллекта, возможностей человеческого разума, восприятия окружающего мира.

По моему мнению, нельзя искать одно истинное понимание текстов художественной литературы, категорично трактовать музыкальные произведения. Кроме того, с течением времени они перерастают то, чем были в момент создания, так как люди находят в них новые смыслы, значения.

Имеется ли какой-либо синоним слова «истина»? Без сомнений, нам знакомо слово «правда». Но оно является более бытовым, привычным. Мы пользуемся им в своей повседневной жизни. Антонимами данного слова служат понятия «кривда», «ложь» и «вымысел». А также в зависимости от ситуации люди пользуются эпитетами «горькая», «сладкая» при употреблении слова «правда». Для каждого человека правда будет своей, потому что мы разные, видим этот мир по-разному, индивидуально.

Объективна ли истина? Философы ещё в древности занимались изучением отличий абсолютной и относительной истин. Разница между абсолютной и относительной истинами скрывается в степени точности и полноте отражения действительности. Она связана с системой отсчёта (признак вечной относительности).

Когда философы берут за основу то, что наши знания субъективны, то есть непосредственно связаны с познающим субъектом, мы не можем говорить об объективной истине. В таком случае субъективный фактор будет иметь решающее значение.

«Вслед за древнегреческим мыслителем Протагором мы можем сказать: «Что каждому кажется, то и достоверно». Критику такого взгляда дал ещё Аристотель: если прав Протагор, значит, что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо, и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны, ибо часто одним кажется прекрасным одно, а другим – противоположное». Но «придавать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом людей нелепо: ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны».». (5, 63) В дальнейшем многие философы пришли к выводу о том, что существует истина, независящая ни от человека, ни от человечества.

Я считаю, что не всё мы можем судить с точки зрения истинности или лжи. Люди воспринимают всё различно. В наших знаниях присутствует субъективное, связанное с нашими способностями, интересами, деятельностью головного мозга, восприятием мира, связанное с особенностями органов чувств. Задача науки – открытие законов с целью преобразования и предвидения, а это позволяет сделать практика. Философия не выходит за пределы повседневной производственной практики.

«Общественная жизнь, - писал К. Маркс, - является по существу практической». (6) «Согласно Марксу, вопрос об истинности познания - это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить. Итак, основные достижения философии Маркса мы видим: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.» (7)

Можем ли мы говорить об абсолютной истине, которую нельзя опровергнуть? Существует ли такая истина? Стоит ли нам мечтать о познании сущности мира?

Мы можем рассматривать абсолютную истину как некий предел, эталон, к познанию которого стоит стремиться. В процессе достижения этой цели мы получаем относительные знания.

Примером может служить теорема о сумме внутренних углов треугольника, которая гласит, что «Сумма внутренних углов треугольника на евклидовой плоскости равна 180 градусам». Данная теорема верна в границах евклидовой геометрии, но в других геометрических системах она будет ошибочна, т.к. истина всегда связана с определённым местом и временем, обстоятельствами, т.е. действует принцип конкретности истины.

Я думаю, что ограниченность наших знаний обусловлена тем, что мир, в котором мы живём, постоянно меняется, преобразуется. Это бесконечный процесс, который невозможно остановить. Общество проходит множество ступеней развития, на каждой из которых оно имеет определённые знания и умения, характеризуется уровнем развития производства, духовной культуры, т.е. возможности познания зависят от реальных условий.

К примеру, в древности люди думали, что Земля – неподвижное плоское тело, вокруг которого обращаются Солнце, Луна и другие планеты. Этот взгляд был изложен в геоцентрической системе мира древнегреческого астронома Клавдия Птолемея. В связи с религиозной картиной мира такое мнение продержалось почти полторы тысячи лет. Оно содержало в себе определённые элементы истинных знаний, касающихся траекторий планет. Эти знания позволяли ориентироваться путешественникам. Позже Коперник, изучивший сочинения древних философов, пришёл к выводу, что Солнце – неподвижный центр Вселенной, появилась гелиоцентрическая система, получившая вскоре широкое распространение.

Сегодня перед учёными открываются новые вопросы, на которые они пытаются найти достоверные ответы. Таким образом, выходит, что когда мы думаем, что узнали что-то в полной мере, появляется неясное, неизведанное, и мы понимаем, как мало знаем на самом деле.

К сожалению, не все способны узнать истину такой, какая она есть в действительности. Этому может мешать низкий уровень интеллекта или вера в то, что ошибочное мнение является истинным, правильным. Ведь многих людей очень сложно переубедить, если они во что-то крепко верят.

Я считаю, что истина – это что-то совершенное, высшее, сверхценное. Если бы мы обладали истиной в полной мере, то наша жизнь была бы гораздо проще. Люди должны стремиться получать истинные знания или хотя бы приближаться к ним, пытаться не сворачивать с правильного пути.

Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Истина
  2. Энциклопедия ума / Автор-сост. С. Дмитренко. – М.: ОЛМА Медиа Групп. 2007. – 606 с. ISBN 978-5-373-01575-2
  3. Обществознание: Полный справочник / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. Изд. Перераб. Доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542, с. – (Единый государственный экзамен)
  4. Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. -е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 414 с. – ISBN 5-09-009545-0.
  5. www.esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/Практика
  6. http://philosophica.ru/kanke/62.htm