Страхование без франшизы. Франшиза в страховании – что это такое простыми словами? Виды франшизы при страховании авто - отличие условной от безусловной

Билет 8. Понятие социального статуса. Социальная роль

Социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества, место, которое индивид занимает среди других индивидов.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах.

Виды социального статуса :

    Прирожденный статус . Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.

    Приобретенный статус. Положение в обществе, достигнутое самим человеком. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.

    Предписанный статус. Статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

Естественный статус личности – существенные и относительно устойчивые характеристики человека: мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.

Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.)

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором .

Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

2. Способ получения. По способу получения роли:

    предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);

    достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

3. Масштаб. По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

    широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);

    узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо»).

4. Формализация. По уровню формализации (официальности):

    формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);

    неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

5. Мотивация. По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

    экономические (роль предпринимателя);

    политические (мэр, министр);

    личные (муж, жена, друг);

    духовные (наставник, воспитатель);

    религиозные (проповедник);

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

Характеризуют различные отношения и определяют поведение людей определенные социальные роли и статусы.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Всякое человеческое поведение чем-то и кем-то побуждается, имеет свою направленность, сопровождается какими-то действиями (физическими, мыслительными, словесными и др.).

Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальные роли подразделяются на институционализированные, т.е. институт брака, семьи;соц. роли матери, дочери;жены и конвенциональные:принимаемые по соглашению,хотя человек может и не принимать их.

Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого.В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности.

Социальные роли многообразны, и чем больше их набор, тем сложнее общество. Однако роли не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Существуют два основных уровня организованности, упорядоченности ролей: институты и общности. Благодаря этим социальным образованиям роли связываются между собой, обеспечивается их воспроизводство, создаются гарантии их устойчивости, складываются специфические нормы, регулирующие ролевые взаимодействия, вырабатываются санкции, возникают сложные системы социального контроля.

Социальная роль «концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции». При этом эти два понятия описывают одно и то же явление с разных точек зрения. Статус описывает положение человека в социальной структуре, а роль определяет его динамический аспект. Роль – динамический аспект статуса. Образование, как сложившая система предлагает набор готовых статусов и ролей, которые могут колебаться в определенной шкале допустимых инвариантов.

В отношении социальной стратификации образование выполняет двойственную роль. Социальная стратификация описывает социальное неравенство людей, фиксирует структурное неравенство людей, «условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п.». Таким образом, образование как синоним слова «диплом» выступает одним из критериев выстраивания социальной стратификации конкретного общества. По степени доступности отдельных членов общества к образованию можно говорить о качественной характеристике неравенства, господствующего в конкретном обществе. С другой стороны, образование выступает отдельной стратой общества. Социальный слой обладает определенной качественной однородностью. Он представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к слою имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

Социальный статус как элемент социальной организации общества сложно скоординирован и ранжирован относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении.Социальная мобильность характеризует «изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Ряд исследователей считают институты образования основным средством стимулирования и закрепления социального неравенства. Тем не менее не вызывает сомнения, что в современных условиях развития общества (ускорение научного прогресса, интенсификация скорости обновления знания, увеличение объемов поступающей информации) требуется наличие качественного образования.

Данные категории позволяют описывать движение отдельного человека по вертикали. Но образование предстает на всех уровнях: мировом, национальном, региональном. Такое рассмотрение позволяет выявить наличие дополнительных функций, выполняемых образованием.

Однако данная модель образования как социального института оказывается достаточно схематичной, поскольку не отражает условий, в которых конкретный институт находится. К тому же она выстраивается синхронно и не позволяет выявить динамику развития образования во временной перспективе.

Современный социальный, экономический, политический, культурный контекст, в котором находится образование, характеризуется с точки зрения двух процессов: регионализации и глобализации. Принято их рассматривать как разнонаправленные и приводящие к разным результатам. Однако данное мнение также можно обвинить в схематизме.

Социальная роль - это статусно-ролевая концепция, которая является одной из самых популярных теорий в социологии. Любой человек является частью общества, социума и в соответствии с ним выполняет ряд функций, в связи с чем в данной концепции личность является субъектом. Известные американские социологи положили основы концепции личности, ими были Р. Минтон, Дж. Мид и Т. Парсон, конечно же, каждый имеет отдельные заслуги за вклад своих усилий и потенциала в развитие статусно-ролевой концепции.

Социальный статус и социальная роль - это основные два понятия, которые описывают человека. Индивид, занимая определенное место в обществе, закрепляется общественной позицией и имеет определенные права и обязанности. Именно эта позиция и определяет человека. Одновременно человек обладает несколькими статусами, один из которых основной или базисный, то есть основной статус - это профессия или должность человека.

Социальная роль - это которые он исполняет в рамках своего социального статуса в конкретной социальной системе. И учитывая, что у одного человека несколько статусов, то, соответственно, он выполняет несколько ролей. Общая совокупность в рамках одного социального статуса - это есть социальный набор. Человек выполняет больше социальных ролей, если у него намного выше статус и положение в обществе.

Социальная роль человека, работающего в охранном агентстве, кардинально отличается от ролевого набора Президента страны, это все понятно и легко. Вообще впервые систематизировал роли американский социолог Т. Парсон, благодаря которому было выделено пять основных категорий, позволяющих квалифицировать отдельные социальные роли:

  1. Социальная роль - это то, что в некоторых случаях регламентировано. Например, социальная роль государственного служащего - строго очерчена в рамки, а роль того, что этот служащий - мужчина, сильно размыта и индивидуальна.
  2. Некоторые роли чрезвычайно эмоциональны, а другие требуют строгости и сдержанности.
  3. Социальные роли могут отличаться способом получения. Это зависит от социального статуса, который предписывается или же достигается человеком самостоятельно.
  4. Масштаб и объем полномочий в рамках одной социальной роли четко определен, а в других даже не установлен.
  5. Выполнение роли мотивируется личными интересами или же ради общественного долга.

Важно помнить, что социальная роль - это модель поведения, сбалансированная между ролевым ожиданием и характером человека. То есть, это не точный механизм и схема, как ожидается от конкретной социальной роли, а ролевое поведение специфично в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Еще раз закрепим, что социальная роль человека обусловлена конкретным социальным статусом, выраженной определенной профессией, сферой деятельности. Например, преподаватель, музыкант, студент, продавец, директор, бухгалтер, политик. Социальной роли личности всегда дается оценка со стороны общества, одобряется или же осуждается. Например, роль преступника или проститутки имеет общественное порицание.

Функции социальной роли

В социологии функции указывают на то, какие последствия (для общества, отдельных его членов) имеют действия, совершенные тем или иным человеком.

Поведение личности, приоритеты и установки, выбор и эмоции определяются рядом факторов:

  • положением в обществе;
  • условиями среды;
  • видом осуществляемой деятельности;
  • внутренними качествами личности, духовным миром.

Вследствие того, что для удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди нуждаются друг в друге, между ними устанавливаются определенные взаимосвязи и взаимодействия. При этом каждый человек исполняет свою социальную роль.

В течение жизни индивид осваивает множество социальных ролей, которые часто вынужден играть одновременно. Это позволяет сделать сосуществование разных людей в одном обществе максимально комфортным и возможным.

Социальная роль выполняет ряд важных функций:

  1. Задает определенные правила игры: обязанности и нормы, права, сюжеты взаимодействия между ролями (начальник-подчиненный, начальник-клиент, начальник-налоговый инспектор и т.д.). Социальная адаптация подразумевает освоение и изучение правил игры – законов данного общества.
  2. Позволяет реализовать различные стороны своей личности. Разные роли (друга, родителя, начальника, общественного деятеля и т.д.) дают возможность человеку проявить различные качества. Чем больше ролей индивид освоит, тем более многогранной и богатой станет его личность, тем лучше он будет понимать других.
  3. Дает возможность проявить и развить потенциально заложенные в человеке качества: мягкость, жесткость, милосердие и т.д. Только в процессе исполнения социальной роли человек может обнаружить свои возможности.
  4. Позволяет исследовать ресурсы личных возможностей каждого человека. Учит использовать наилучшее сочетание качеств для адекватного поведения в той или иной ситуации.

Взаимосвязь социальной роли и социального статуса

Социальный статус оказывает влияние на поведение личности. Зная социальный статус человека, можно предсказать, какие качества ему характерны, какие действия можно от него ожидать. Ожидаемое поведение индивида, связанное с его статусом, называют социальной ролью.

Определение 2

Социальная роль представляет собой образец поведения, который признан наиболее целесообразным для индивида данного статуса в обществе. Роль указывает, как именно нужно действовать в той или иной ситуации.

Любой индивид – отражение совокупности общественных отношений своего исторического периода.

Социальная роль и социальный статус в общении выполняют функции:

  • регулятивная функция - помогает быстро подобрать необходимый сценарий взаимодействия, не затрачивая при этом больших ресурсов;
  • адаптационная функция – позволяет быстро найти подходящую модель поведения при смене социального статуса;
  • познавательная функция – возможность узнать свой личный потенциал, осуществлять процессы самопознания;
  • функция самореализации – проявление лучших качеств человека, достижение желаемых целей.

Процесс обучения социальным ролям позволяет усваивать нормы культуры. Для каждого статуса данной роли характерны свои нормы и законы, обычаи. Принятие большей части норм зависит от статуса личности. Некоторые нормы принимают все члены общества. Те нормы и правила, которые допустимы для одного статуса, могут быть неприемлемы для другого. Социализация обучает ролевому поведению, позволяет индивиду стать частью общества.

Замечание 1

Из множества социальных ролей и статусов, предложенных индивиду обществом, он может выбрать те, которые наиболее полно помогут применить свои способности и реализовать планы. На принятие определенной социальной роли большое влияние оказывают биологические и личностные особенности, социальные условия. Любая социальная роль только намечает схему поведения человека, выбор путей исполнения роли индивид выбирает сам.