Презентация на тему безопасность дорогах. Может ли пешеход двигаться по автомагистрали

Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.

Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.

Внедряемое в данный момент инклюзивное обучение и воспитание позволяет детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях массовых детских дошкольных учреждений.

Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают планы индивидуального педагогического сопровождения детей с патологией зрения. Тесное сотрудничество с врачом офтальмологом и медсестрой-ортоптистом позволяет решать такие задачи, как:

1. Развитие зрительных представлений о предметном мире.

2. Развитие сенсомоторных навыков.

3. Формирование представлений об окружающем мире.

4. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки). повышение остроты зрения.

5. Развитие скорости, полноты и точности зрительного обследования предметов и изображений.

Мы представим вам некоторые виды деятельности, используемые педагогами детского сада для успешного развития детей, независимо от уровня его компетентностного развития и жизненного опыта:

Соблюдение требований к ношению окклюдора и очков.

Использование офтальмотренажеров для снятия зрительного утомления и упражнения зрения, развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

Коррекция осязания и мелкой моторики с помощью игр: «Разложи по цвету и по форме», «Собери узор».

Использование таких упражнений, как накладывание одного изображения на другое, заданий по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики.

Включаются упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др.

Развитие глазодвигательных функций с помощью игр помощью типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель” и др.

Уделяется больше внимания развитию памяти, внимания.

Развитие чуткости воспитанников к звукам окружающей среды необходимое для развития слухового внимания.

Индивидуальная работа по развитию навыков - технических и художественных, в рисовании.

Введение ребенка в различные виды детской деятельности: игру, обучение, труд и дозирование содержания сообразно его познавательным возможностям.

Учебный материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности, опираясь на «зону ближайшего развития» и перспективу социальной адаптации.

По мере утомления в процессе организованной учебной деятельности даётся отдых вплоть до прекращения занятия.

Предлагаются ребёнку коробочки с природным материалом, тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, что необходимо для активного стимулирования и развития осязательных и тактильно-кинестетических функций.

Идёт использование логической связи индивидуальной и дифференцированной работы, направленной на адаптацию ребёнка в окружающей действительности, подготовку к успешному школьному обучению.

Привлечение детей к театральной и музыкальной деятельности.

Использование офтальмологических требований при работе с наглядностью.

С помощью данных направлений в работе по сопровождению детей с патологией зрения достигается положительная динамика в компетентностном развитии ребёнка, его потенциальных возможностей, подготовка к бесстрессовому обучению в начальной школе.

сопровождение детей с нарушением зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Создание условий для психологических занятий, игр по

сенсорике

развитию внимания, развитию воображения, произвольности поведения -это эффективное средство сохранения психологического и физического здоровья, работоспособности дошкольника.

Результат.

Особенный ребенок

Максимально комфортно в условиях детского сада.

Реализация себя в различных видах деятельности.

Испытывает успешность. радость общения со сверстниками и взрослыми.

Зрение у детей играет особенно важную роль, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того,

он видит, в каком качестве визуально воспринимает предметы, объекты и явления.

Условия психологического сопровождения

Создание благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду.

Организация полноценного общения со сверстниками.

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.

Включение «особого» ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.

Осуществление мотивационной готовности к обучению.

Дидактико-методические пособия, направленные на психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

1.Имеют большой практический и теоретический интерес.

2.Актуальность и востребованность (возросло количество детей с патологией зрения, отсутствие специализированных детских садов).

3.Компенсируют недостатки развития.

4.Создают условия для психологических занятий и игр-упражнений.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях детского дошкольного учреждения общеразвивающего вида

Полный текст

В норме зрение становится важным для изучения окружающего мира у шестинедельных детей. С треть­его месяца жизни это самый важный сенсорный ка­нал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Информация, получаемая благодаря слуху, отличается от зритель­ной. Звуки не формируют целостного образа и не мо­гут быть восприняты вторично. Возникают сложнос­ти в установлении контактов даже с близкими взрос­лыми. Отсутствие зрительного контакта восприни­мается ими как отсутствие интереса. Родителям нуж­но научиться слышать слабовидящего ребенка и об­щаться с ним.

Развитие незрячего ребенка, безусловно, отличает­ся от развития других детей, но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области дет­ского развития. Опыт работы показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каж­дом ребенке.

Первым этапом в организации комплексного со­провождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется мультидисциплинарной командой специалистов, работающих в составе психо­лого-медико-педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных).

Следует отметить, что если раньше основной зада­чей комплексной психолого-медико-педагогической диагностики являлось выявление таких детей и на­правление их в специализированные образовательные учреждения коррекционного типа, то на современном этапе данные комплексной диагностики являются ос­новой для обеспечения квалифицированной психоло­го-педагогической и медико-социальной помощи де­тям и их семьям. В настоящий момент принимаются эффективные меры по развитию вариативной системы образования, внедрение инклюзивного обучения, обеспечивающего детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность полу­чения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.

Появление такого ребенка в детском дошкольном учреждении (далее - ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по комплекс­ному психолого-педагогическому сопровождению на­чинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, мо­жет достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, про­филактическая и коррекционно-педагогическая по­мощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная по­мощь может изменить судьбу ребенка даже при серь­езных врожденных нарушениях психофизического развития.

Понимая, насколько каждый ребенок исключите­лен и нуждается в помощи, очень важно определить и разработать комплексные дифференцированные пла­ны развития и программы обучения с учетом зоны ближайшего развития и потенциальных возможнос­тей ребенка. Для этого в МДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк).

Комплексное сопровождение в ДОУ обеспечивает­ся системой профессиональной деятельности «коман­ды» специалистов, направленной на создание психо­лого-педагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. В работе ПМПк идет поиск психолого-педагогических условий, видов и форм работы, при которых достигается поло­жительная динамика развития ребенка и реализация его потенциальных возможностей. В этом одновре­менно участвуют специалисты разных профилей: учи-тель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, медик и др. Результатом проведения консилиума является раз­работанная комплексная программа, соответствующая возможностям ребенка, а также определение ведущей на данный момент проблемы и ведущего специалиста. В ходе работы с ребенком по мере его развития роль ведущего на разных этапах могут исполнять различ­ные специалисты.

В случае появления в ДОУ ребенка с патологией зрения в качестве ведущего специалиста может высту­пать педагог-психолог, так как патология зрения явля­ется причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы.

Первоочередными задачами, стоящими перед кол­лективом детского сада, выступают: научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов.

Важно организовать совместную игру детей. Ро­весник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали от­носиться к ребенку с нарушениями зрения как равно­му, только нуждающемуся в помощи. Они могут помо­гать ему одеваться, обуваться, ориентироваться по зда­нию и помещениям детского сада. Это способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.

Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения музыкального работника. Музы­кальные занятия не направлены на решение конкрет­ных задач развития определенных способностей и умений, а помогают создать условия, поддерживаю­щие в ребенке его естественную способность к творче­ству. Такими условиями становится богатый и разно­образный мир звуков. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возмож­ностями собственного голоса.

Воспитателю важно обратить внимание на созда­ние разнообразной предметной среды в группе. Ре­бенку должна быть предоставлена возможность ис­следовать и взаимодействовать с различными мате­риалами с целью получения сведений об окружаю­щем мире и разнообразных сенсорных ощущений. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предме­ты до того как начнет их называть. Ребенку с наруше­нием зрения тоже нужен жизненный опыт, чтобы вы­работать представления об окружающем мире. Кон­цепция пространства, продуманная с точки зрения возможности ориентироваться в нем, является необ­ходимым условием, чтобы ребенок с нарушением зрения смог научиться перемещаться самостоятель­но, иначе ходьба становиться моторной функцией, зависящей от помощи взрослого.

Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние ко­ры головного мозга и способствующих его психичес­кому развитию . Следовательно, для эффективного развития необходимо обеспечение различных сенсор­ных раздражителей и условий для двигательной ак­тивности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сде­ланные из разного материала игрушки, пространство для подвижных игр со сверстниками, детские аудиок-ниги и т. п.

Психолого-педагогической проблемой при орга­низации внешнего пространства могут выступать ин­дивидуальные различия в предпочтениях детей, осо­бенностях формирования базовой аффективной ре­гуляции. Уровни аффективной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека. Часть де­тей могут иметь дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды. Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (этот уровень определя­ет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечи­вает эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности сенсорных стиму­лов - звуку, тактильным ощущениям, чувствителен к изменению внешнего пространства. В этой ситуа­ции воспитателю следует избегать излишнего пере­насыщения внешнего пространства яркими и интен­сивными стимулами (обилия игрушек, громкой му­зыки и т. п.) .

Семья, имеющая ребенка-инвалида, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические по сравнению с семьями, име­ющими здоровых детей, очень сложные психологи­ческие, социальные и педагогические проблемы. По­этому сопровождение семьи становится одним из направлений комплексной психолого-педагогичес­кой и медико-социальной помощи. В рамках данно­го направления организуются индивидуальные кон­сультации для родителей и членов семьи по вопро­сам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, способствующие формированию более тесного кон­такта родителей со своим ребенком, освоению роди­телями методов и приемов воспитания. Опыт рабо­ты показывает, что специально организованные за­нятия для детей с проблемами в развитии и их роди­телей дают в основном положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанни­ков. Этому же в немалой степени способствует инте­грация таких детей в учебно-образовательный про­цесс детского сада .

В процессе индивидуальных консультаций психо­лога с родителями прорабатываются многие личност­ные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы пси­холога с семьей ребенка-инвалида должно изменить­ся его положение в семье. Из требующего постоянно­го ухода и опеки он превращается в ребенка, имеюще­го определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя поддержку коллектива дет­ского сада и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне .

Мастер-класс «Сопровождение людей и детей с нарушениями зрения»

Этот мастер-класс – это изменение Вашего мировосприятия, это возможность почувствовать и понять, как ощущает мир человек с нарушениями зрения.

Этот мастер-класс научит Вас доверять и поддерживать!

Это опыт, который Вы не забудете!

Где? На АРТ-ПИКНИКЕ Славы Фроловой, ВДНХ, 8-й павильон

Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком. знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет с Вами в одном мире и обладает теми же чувствами, мыслями и ценностями.

Каждый человек имеет свои возможности. Люди склонны формировать свои собственные убеждения по отношению к людям с инвалидностью, к «очевидно» отличным (от их собственных) функциям тела, строению тела.

Люди часто думают, что инвалидность – это что-то странное и непонятное. Они также могут чувствовать жалость к людям с инвалидностью и энергично им помогать, или же наоборот – могут держаться в стороне и избегать людей с инвалидностью.

Все это происходит потому, что большинство обычных людей не имели опыта общения с людьми с ограниченными возможностями, не научены с ними общаться.

Ни опекающе-жалостливое отношение к людям с инвалидностью, ни страх перед общением с ними не помогают. И, тем более, не являются знаками уважения по отношению к ним.

Этот мастер-класс направлен на то, чтобы изменить убеждения людей по отношению к людям с нарушениями зрения, научить помогать им в сопровождении, узнать подробнее о технике сопровождения и самим ощутить окружающий мир без помощи зрительного анализатора, а также посмотреть на мир глазами людей с нарушениями зрения.

В этом тот мастер-классе:

  • Кто такие люди с нарушениями зрения?
  • Какие могут быть нарушения зрения?
  • Правила общения людей с нарушением зрения
  • Техника сопровождения людей с нарушением зрения
  • Сопровождение на улице и в помещении, в транспорте, в общественных местах.
  • Практическая часть по сопровождению незрячих людей (участники будут по очереди в роли сопровождающего и сопровождаемого)

Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, которая их раздражает, не спешите выразить свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно,

спокойно и доброжелательно, но будьте готовы оказать помощь и проявить заботу.

Ведущая мастер-класса

Наталия Гладких. учитель-дефектолог (тифлопедагог), социальный педагог. Места работы: СОШ “Надежда” и Центр социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями Соломенского р-на.

В статье обозначены некоторые проблемы в развитии личности дошкольника со зрительной депривацией и пути их решения в ДОУ компенсирующего вида.

Личностную структуру человека составляют различные интегративные психические образования, которые развиваются прижизненно, и каждое из которых в жизнедеятельности ассимилируется в качества личности.

На становление всех психических образований оказывает влияние целый ряд факторов:

  • биологические (генетическая обусловленность, тип нервной деятельности, соматическое здоровье)
  • аномальные (поражения анализаторной системы, головного мозга, ЦНС, физический дефект)
  • социальные (социум ребенка, семья и детско-родительские отношения, образовательно-воспитательная среда в ДОУ) .

Рассмотрим основные психические образования и особенности их развития у детей с нарушением зрения.

1. Мотивационные психические образования: потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения и установки. Эти психологические компоненты мотивации ассимилируются в такие качества личности, как решительность, убежденность, любознательность, широта и устойчивость интересов.

Психологические компоненты мотивации начинают формироваться с рождения. Безусловно, ребенок испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности, существенные для физического выживания (пища, воздух, физическая активность, сенсорная стимуляция) . И нет возможности говорить о существовании у него каких-либо мотивов. Однако, именно период младенчества исключительно важен для формирования дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. До двух лет ребенок испытывает не только базовые физиологические потребности, но и ярко выраженные потребности в аффилиации, в безопасности, новых впечатлениях. Исследователи говорят о том, что в этот период появляются первые предвестники мотива достижения. А развиваться он начинает с 2,5-3, 5 лет. Примерно к 4-м годам появляются доминирующие установки: у одних - престижные (эгоистические) , у других - альтруистические, у 3-х, направленные на достижение успеха. С 5-6 лет начинают проявляться гендорные и индивидуальные различия в мотивации достижения. С этого возраста зарождаются истинно-мотивационные формы поведения направленные на достижения. Разнообразные интересы ребенка начинают приобретать относительную устойчивость. Вследствие чего начинает складываться мотивационная сфера ребенка. У детей с нарушением зрения могут быть некоторые изменения в динамике потребностей, например, недоразвитие перцептивных потребностей, связанных с затруднением их удовлетворения. Также присутствует сужение круга интересов, обусловленное ограничением в сфере чувственного отражения. Спонтанное развитие потребностей у слепых и слабовидящих ведет к доминированию органических потребностей. Как наиболее легко удовлетворяемых. Неблагоприятное влияние на формирование характера имеет чрезмерная оценка и недостаток внимания со стороны родителей и окружающих

(могут формироваться такие качества, как боязнь нового отсутствие любознательности, решительности) . Позиция воспитателя, предлагающего себя в качестве единственного образца для подражания, гасит детскую любознательность.

2. Аффективные психические образования - это отражение переживаний субъективной значимости и оценка внешней и внутренней среды организма. Аффективные психические образования проявляются в форме эмоциональных реакций, чувств, настроений, аффектов, стрессов и фрустрации, ассимилируются в жизнерадостность, впечатлительность, эмоциональную устойчивость, эмпатию: гуманистическую (сострадание, сочувствие, жалость) , эгоцентрическую (переживание за себя, например, печаль в ответ на радость или же равнодушие) .

На развитие эмоциональной сферы детей с нарушением зрения негативное влияние оказывает ряд факторов. Первичные эмоциональные нарушения обусловлены нарушением деятельности нервной системы вследствие ее перинатальной патологии. К расстройствам эмоционально-волевой сферы в виде морально-этических отклонений (грубость, злобность, жестокость) приводят синдромы поражения ВНС; В виде устойчивых поведенческих реакций: капризности, эмоциональной неустойчивости, взрывчатости, злобности и др. приводит астенический синдром. Вторичные эмоциональные нарушения связаны с суженной сферой чувственного отражения и познания. Они проявляются в бедности эмоций, в слабости проявления отдельных эмоций, в трудности их внешнего выражения (у слепых и слабовидящих может быть отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний) , дети не всегда правильно воспринимают мимику партнера и т. д. Такие эмоциональные нарушения чаще всего проявляются в трудностях установления межличностных отношений, в самореализации и др. А при неправильном воспитании формируются отрицательные качества: равнодушие к окружающим, душевная черствость.

3. Темпераментные психические образования. Темперамент - это интегрированное психическое образование нейродинамических и психодинамических свойств. Он биологически обусловлен, является врожденным. Следовательно, в коррекционной работе надо опираться на сильные стороны темперамента и предотвращать появление нежелательных качеств: неуверенность, тревожность, боязливость, замкнутость, несдержанность и др. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и заболеваниям. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях (или в повседневной деятельности) , может вызвать у него отрицательное отношение к обучению. Снижению познавательных интересов. негативизм, упрямство. Другой пример: в процессе обучения при благоприятных условиях психологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованной деятельности Взрослым важно от простого приспособления к индивидуальным особенностям ребенка перейти к тактике развития его саморегуляции, самоуправления динамической поведенческой деятельности ребенка.

4. Регуляторные психические образования: саморегуляция, самоконтроль, воля и внимание ассимилируются в такие качества личности, как внимательность, настойчивость, сила воли, смелость, целеустремленность, уверенность, самостоятельность, ответственность. На развитие регуляторных психических образований негативное влияние могут оказывать нарушение деятельности ЦНС, речевое недоразвитие (усвоение языка является средством организации произвольных действий, например, ребенок, протягивая руку к запрещенному предмету сам себе говорит «нельзя» и убирает руку.) , трудности зрительного отражения и бедность чувственного опыта, а также социальная среда, не практикующая ребенка в волевом преодолении трудностей. В частности, это гиперопека и гипоопека со стороны взрослых, следствием чего становятся: импульсивность поведения, внушаемость, негативизм, упрямство, отсутствие самостоятельности.

5. Сенсорные перцептивные психические образования – это ощущения и восприятие ассимилируются в сензитивность, ранимость, наблюдательность, восприимчивость. По данным тифлопсихологических исследований ощущения и восприятие, находясь в жесткой зависимости от глубины и характера дефекта, времени его появления в тоже время развиваются на основе идентичных со зрячими нервных механизмов. Нарушения восприятия могут быть обусловлены трудностями развития других интегральных психических образований, возникающих на фоне аномалий развития или неблагоприятных условий жизнедеятельности.

6. Мнемические психические образования могут ассимилироваться в забывчивость или памятливость, легкость или затрудненность в воспроизведении материала. Индивидуальные особенности памяти детей завися от особенностей ВНД, уровня развития отдельных процессов памяти, от особенностей воспитания и обучения. Трудности зрительной отражательной деятельности на фоне нарушения зрения обуславливают снижение объема оперативной кратковременной памяти и замедляют развитие процессов запоминания. На запоминание оказывают влияние степень выраженности проявления эмоций (их слабость или их чрезмерное проявление, как положительных, так и отрицательных) . Заболевания ЦНС (церебро-астенический синдром, ВСД, церебральная органическая недостаточность и др.) негативно сказываются на процессах памяти.

7. Интеллектуальные психические образования: мышление (базовый компонент интеллекта) и воображение ассимилируются в понятливость, рассудительность, дальновидность, рудированность или же глупость. На развитие интеллектуальных психических образований негативное влияние, безусловно, оказывают поражения головного мозга, речевые нарушения. Зрительные сенсорно-перцептивные нарушения замедляют и осложняют развитие мыслительных операций. На формирование интеллектуальных качеств неблагоприятное влияние может оказать семья. При доминирующей гиперопек или заброшенности ребенка могут сформироваться в отсутствие любознательности, чувства нового. Также, если воспитатель предлагает себя в качестве единственного образца для подражания, это отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ослабляет проявления интеллектуальных психических образований.

8. Рефлексивные психические образования предполагают особое направление внимания на деятельность собственной души и могут ассимилироваться в советливость, духовность, душевность, терпимость, убежденность, самоотверженность, порядочность, эгоизм. У детей и у взрослого рефлексия не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы. Одним из проявлений рефлексивного психологического образования является: Я-концепция, как базовый компонент индивидуального сознания. Формирование Я-концепции у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми. Обозначу коротко формирование Я-концепции в детстве: сознание своего тела (3-8месяцев) , выражение отношения к другим людям (7-8м.) , внешний образ (узнает себя в зеркале-8 м.) , узнает о принадлежности к конкретному полу (1, 5 года) , ориентация на социальные нормы в своем поведении (около 2-ух лет) . Негативное влияние на Я-концепцию оказывают такие неврозы, как невроастения, истерический невроз (страх быть не тем, никем) . При неправильном воспитании формируются отрицательные качества - згоизм, душевная черствость, эгоцентричность, равнодушие к окружающим.

9. Психомоторные психические образования: двигательные способности, моторика и речь, схема тела. Зрительно-моторная координация ассимилируются в координированность, пластичность, ловкость. Нарушение зрительных функций оказывает серьезное влияние на развитие психомоторики. Затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков, снижается двигательная и познавательная активность. В связи с трудностями зрительного подражания, овладения пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, естественных движениях, в подвижных играх нарушается координация и точность движений. Существенное влияние на психомоторное развитие оказывают неправильные стили воспитания: гиперопека, при которой подавляются инициатива. Стремление к самостоятельности; и гипоопека, проявляющаяся в равнодушии, безучастности к потребностям; напоминаниях о физической неполноценности.

10. Креативные психические образования: интеллект, дивергентное мышление. Одаренность, талант. гениальность, а также специальные способности на личностном уровне ассимилируются в оригинальность, находчивость, инициативность. Развитие креативности зависит от уровня когнитивной сферы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности (проявляется в: инициативности: ребенок сам ищет способы достижения цели, сам выбирает средства) , осведомленности. На развитие креативности большое влияние оказывает семья. Высокие показатели креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческих достижений. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления выделяют: ситуации незавершенности, поощрение множества вопросов, стимулирование ответственности и независимости и др. Отрицательное влияние оказывают те воспитатели, которые для достижения своих целей (воспитание послушных умных исполнителей) используют способы воздействия как окрик, диктат, наказание. Тогда у детей блокируется развитие способностей.

11. Коммуникативные психические образования - это социально-психологический компонент в структуре психики, формирующийся в процессе взаимодействия людей друг с другом. Речь и язык-это основа коммуникативных речевых психических образований, которые ассимилируются в общительность, тактичность, понятливость, грамотность. Аномальный фактор в виде нарушения зрения также влияет на коммуникативную сферу ребенка. Такой ребенок не всегда правильно может понять мимику партнера, что может вызвать непонимание друг друга. Дети, часто испытывающие фрустрацию, уходят от общения. При глубоких дефектах зрения у детей в условиях ограничения контактов у детей наблюдается пониженный фон настроения, астенические черты (нередко с явлениями ипохондричности) , замкнутость, тенденция к аутизации, как следствие затруднения контактов.

Основным негативным фактором развития коммуникативно-психических образований выступает нарушение детско-родительских отношений, проявляющихся в стилях воспитания: неприятия (дети становятся «забитыми» , замкнутыми, робкими, обидчивыми, либо агрессивными) , гиперсоциальное воспитание, тогда возможна бурная агрессия, либо замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность, тревожно-мнительное воспитание (ребенок с недоверием относится к окружающим) . Неврологический фактор также оказывает негативное влияние на коммуникативную сферу (речевые нарушения, синдром дефицита внимания, гиперактивность и так далее)

12. Нравственные психические образования - это продукт социально-психологического взаимодействия людей, отражение субъективных отношений человека к людям и другим объектам внешнего мира. Из них формируются личностные качества, связанные с отношением к людям: справедливость, доброта, ответственность, сотрудничество, великодушие, самоотверженность. Из тифлопсихологии известно, что патология зрения не оказывает прямого влияния на формирование нравственных качеств. При неправильном же воспитании, как чрезмерной опеке, так и отсутствия внимания, заброшенности ребенка формируются такие отрицательные качества как эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества. Если воспитатель использует для достижения своих целей такие методы как окрик, диктат, наказание, то это приводит не только к подавлению развития способностей, но и к возникновению у детей двойной морали. Первостепенное значение в формировании личностных качеств первостепенное значение имеет семья и социальный фактор.

Таким образом, все вышеизложенное, позволяет выделить следующие направления сопрвождения личностного развития ребенка с нарушением зрения в ДОУ:

  • психокоррекция
  • педагогическая коррекция
  • социализация
  • взаимодействие с семьей

Психокоррекция позволяет устранить нарушения и расстройства поведения, аффективных психологических образований, грубые нарушения в познавательной сфере, а также нарушения в коммуникативной сфере. Психолог должен корректировать проблемное развитие данных психических образований посредством отработки с детьми конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития дефицитарных функций, воспитания саморегуляции с помощью тренинговых упражнений, релаксации, а также за счет обучения родителей и педагогов поведенческим программам. Педагог при этом должен создавать условия нивелирования проблемного поведения ребенка, условия востребованности в его жизни скорректированных психических образований и формирующихся личностных качеств.

Педагогическая коррекция призвана скорректировать нарушения сенсорно-перцептивные, психомоторных, коммуникативно-психических образований, также нарушения речи. Педагогическую коррекцию должны одновременно осуществлять: учитель-дефектолог (тифлопедагог) , логопед и воспитатель. При этом целью деятельности учителя-дефектолога является коррекция и профилактика вторичных нарушений, социализация детей с нарушением зрения за счет развития дефицитарных функций. Обучения перцептивным, познавательным, предметно-практическим, коммуникативным действиям и умениям, формирования компенсаторных механизмов. Целью деятельности логопеда является коррекция и развитие речи, ее функций и видов, целью работы воспитателя- автоматизация и совершенствование скорректированных психических образования в условиях частых совместных игр с детьми, в условиях соблюдения режима двигательной активности и создании предметно-пространственной среды для продуктивной творческой деятельности.

Социализация в образовательном процессе оказывает прямое влияние на нравственные, креативные, рефлексивные, регуляторные, коммуникативно-речевые и психомотрные психические образования. Педагоги и другие специалисты должны способствовать индивидуализации личностного проявления ребенка. Обеспечить это можно с помощью создания образовательной среды, удовлетворяющей личностным потребностям детей в познании, с помощью позиции сотрудничества и взаимодействия с ребенком, с помощью привлечения детей к преобразовательной деятельности и к общечеловеческим ценностям. Необходимо также при взаимодействии с детьми использовать приемы обогащения и сохранения жизненного опыта, приемы развития произвольного внимания и координированности движений, создавать ситуации преодоления препятствий и приложения усилий, ситуации выбора ребенком альтернатив, а также поддерживать моторную активность.

Взаимодействие с семьей позволяет корректировать мотивационные, аффективные, интеллектуальные и рефлексивные психические образования. Для этого необходимо силами специалистов ДОУ повышать воспитательную функцию семьи с помощью изучения воспитательного потенциала конкретных семей, просвещение родителей по методам воспитательных воздействий и обучения их поведенческим программам в рамках консультаций специалистов.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно заметить, что многокомпонентная структура личности требует комплексного подхода специалистов к сопровождению личностного развития ребенка с нарушением зрения. Только благодаря совместным действиям педагогов и специалистов ДОУ можно обеспечить нормальное становление и развитие каждого психического образования у детей с нарушением зрения и их последующую ассимиляцию в позитивные качества личности.

Данилова Ольга Валерьевна, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 18» г. Электросталь Московской области.

Слайд 2

Слайд 3

Какое движение транспортных средств установлено в Российской Федерации?

а. Правостороннее

б. Левостороннее

в. В обоих направлениях

Слайд 4

Что такое перекрёсток?

а. Место пересечения, примыкания или разветвление дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удалённые от центра перекрёстка начала закруглений проезжих частей

б. Выезды с прилегающих территорий

Слайд 5

Что такое главная дорога?

а. Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрёстков

б. Дорога с твёрдым покрытием (асфальт и т.п.) по отношению к грунтовой

в. Оба вышеперечисленных определения

Слайд 6

Что такое тротуар?

а. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств

б. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделённый от неё газоном

в. Элемент дороги, предназначенный для движения маршрутных транспортных средств

Слайд 7

Какое транспортное средство называется маршрутным?

а. Транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем

б. Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём

в. Транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок

Слайд 8

По какой полосе дороги должны двигаться велосипедисты?

а. По той, на которой меньше всего транспорта

б. По крайней правой

в. По крайней левой

Слайд 9

На каком рисунке машины не нарушают правила дорожного движения?

а. На левом рисунке

б. На правом рисунке

в. На обоих рисунках

Слайд 10

Может ли пешеход двигаться по автомагистрали?

б. Да, только по крайней левой полосе

Слайд 11

Кто может первым начать движение (для машин горит красный свет)?

а. Зелёная машина

б. Пешеход

в. Синяя машина

Слайд 12

Может ли водитель красной машины въехать на пешеходный переход, если за ним образовался затор?

в. Да, если на переходе нет пешеходов

Слайд 13

Можете ли вы, являясь водителем синей машины, начать движение?

а. Да, во всех направлениях

б. Да, только прямо

Слайд 14

а. Да, во всех направлениях

б. Да, только направо

Слайд 15

а. Да, во всех направлениях

б. Да, только направо

Слайд 16

а. Да, во всех направлениях

б. Да, только направо

Слайд 17

а. Да, во всех направлениях

б. Да, только прямо и направо

Слайд 18

Где должны двигаться группы детей?

а. Только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам

б. Только по тротуарам

в. Только по пешеходным дорожкам

Слайд 19

Где пассажир обязан производить посадку и высадку в (из) транспортного средства?

а. В любом месте

б. Со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства

в. Со стороны проезжей части

Слайд 20

Могут ли дети до 12-летнего возраста ездить на заднем сиденье мотоцикла?

в. Могут, но только с использованием специальных детских удерживающих устройств

Слайд 21

Кому должен уступить дорогу водитель при выезде на дорогу с прилегающей территории?

а. Транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней

б. Только пешеходам, движущимся по ней

в. Имеет преимущества перед транспортными средствами, движущимся по ней

Слайд 22

Что при ДТП обязан сделать водитель, причастный к нему?

а. Продолжить движение

б. Остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки