Дореволюционные фотографии. " Ночные бабочки" дореволюционной России

Вот история этих фотографий. Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.

Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим. Не забывал он и о российской публике.

Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано.

Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. "Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций» (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола).
Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник... Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором.

В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. (С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться ).

Старица. Общий вид с Волгой:

(Сначала у меня было это фото, оно более крупным планом, весьма впечатляет, но уже подсуетились... стуканули...)

В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось.

В эмиграции цель Прокудина-Горского - раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки - осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.

В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах...

г. Пермь:

Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском: вводишь в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали.

Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву "r" заменить на "v". Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится. Для того, чтобы получить самую большую версию в формате.tif в адресе вместо "r.jpg" нужно подставить "u.tif". Но грузиться будет очень долго:)

Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени… Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода...


современный вид этого храма

Старый тракт на Москву. Город Ржев:

Общий вид Белозерска с крепостного вала:

Рязань. Вид с колокольни Успенского собора:

Рязань. Общий вид с севера:

Рязань. Вид с юго-востока:

Екатеринбург. Общий вид южной части:

Екатеринбург. Общий вид центральной части:

Заводские поселения Верх-Исетского завода (Екатеринбург)

Место бывшего престола во временной полотн. церкви мушкетёрского полка (Екатеринбург)

Трапезная и церковь Скорбящей Божьей Матери в монастыре (Тихвинский монастырь) Екатеринбург

г. Екатеринбург. Общий вид северной части

г. Екатеринбург. Обсерватория на Плешивой горе:

Строгательная машина Императорской гранильной фабрики. Екатеринбург:

Это же место в наше время

Вид на Златоустовский завод. Вдали гора Таганай:

Общий вид на Пермь с городских горок:

Вид на Пермь с железнодорожного моста через Каму:

Вид на церковь святого Георгия. Старая Ладога:

Торжок. Вид с западной стороны:

Торжок. Вид на город с севера:

Вид с крепостного вала на Торжок:

Торжок. Лагерь и казармы:

Торжок. Борисоглебский монастырь с моста:

Город Смоленск. Вид с колокольни Успенского собора:

Город Полоцк.

Вид на Каменский чугунно-плавильный завод:

Ростов Великий. Гимназия Кекина:

Общий вид Ростова с колокольни Всехсвятской церкви:

Общий вид города Кириллова с колокольни Казанского собора:

Вид на Суздаль по реке Каменке:

Сравнить с современным фото той же местности можно и

Город Владимир:

Суздаль. Вид с колокольни Ризоположенского монастыря:

Вид на заречную часть Тюмени от монастыря:

г.Тобольск:

Вид на Тобольск от Успенского собора:

Чердынь:

Доменные печи на Саткинском заводе:

Вид на город Кинешму с востока:

На сенокосе около привала. Российская империя.

Три поколения. Андрей Петров Калганов (прим. фотографа: бывший мастер завода. На службе был 55 лет. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству), его сын и его внучка. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода:

Город Старица. Заволжская сторона.

Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска:

Тип олончанина:

Молочная в Дагомысе:

Школа в деревне Пергуба:

Старинный боярский возок "радка":

Старинные сани-пошевни 18 века:

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой:

Постройка шлюза близ села Кузьминского на Оке:

Лесопилка на реке Оке:

Строительство плотины (Белоомут):

Река Ока. Машинное отделение:

Распилка брёвен:

Работы по постройке плотины:

Город Чердынь:

В городе Златоусте:

Северо-западная часть города Златоуста:

Камнечерпательная машина:

Александров. Общий вид на Троицкий монастырь:

Торжок. Вид на город с восточной стороны:

Мельница и плотина на реке Полотье:

Крестьяне на покосе:

Вид на новую Ладогу:

Город Двинск:

Каслинские поселения с озером:

Город Ржев:

Насосы для откачивания воды:

Общий вид северо-западной части Смоленска:

Церковь св. Николая Чудотворца в Тобольске:

Кордон (сторожка) в лесу:

Сушка сетей на озере Карякино:

Витебск:

Монахи за работой. Посадка картофеля:

Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет:

А на этом фото сама съёмочная группа:

Практически все подписи к фотографиям привожу в оригинальном виде, никакой отсебятины.

Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают?..
Ещё я подумал: вот было бы хорошо, если бы нашёлся богатый человек, выделило средства и уговорил опытного фотохудожника (скажем, paszec ) проехаться по тому же маршруту, снять те же места, и выложить фотографии рядом!

Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства. И вот, мне всё хотелось как-то выразить словами этот дух.
И лишь теперь, вернувшись к этим фото, я понял, о чём говорит это спокойствие; что оно означает:
"Хозяин дома".

Для тех, кому очень понравилось:

Все фото - как представленные на этой странице, так и продолжение можно скачать в PDF-файлах по следующим ссылкам:
Часть первая

Наверное, многих, видевших эти фото, посещала одна и та же мысль, что неплохо было бы организовать сайт, где выкладывались бы старые фотографии Прокудина-Горского, а рядом с ними - фото той же местности, но в наше время. Такая работа уже началась. На сайте проекта "Российская империя в цвете" (http://www.veinik.by/) планируется выкладывать современные фотографии объектов, которые фотографировал Прокудин-Горский. Сейчас идет сбор материалов.
Просьба к тем, у кого они есть, выкладывать у меня в комментариях или писать в гостевую указанного проекта (http://www.veinik.by/guestBook.htm).
* * *

В Российской империи первоначально была запрещена. По инициативе императора Николая I, ввиду бесполезности наказания и других карательных мер, а также увеличения роста венерологических заболеваний, специальным указом императора проституция в России была легализована, с установлением за ней строгого врачебно—полицейского контроля

Справедливости ради стоит отметить, что проституцию в России легализовали вовсе не из-за особой извращенности или неожиданного либерализма властей.
Просто император Николай I понял, что наказаниями и запретительными мерами бороться со второй древнейшей профессией совершенно бесполезно.
Первым же начал бороться с проституцией еще сам император Петр Великий, который, вернувшись из Амстердама, тут же запретил открывать публичные дома рядом с казармами полков — во избежания массовых случаев заражения «нехорошими» инфекциями (сифилис - вот главный враг русского солдата!).

Гулящих же девок, пойманных с солдатами, император призывал безжалостно ссылать на принудительные работы. Екатерина II в своем «Уставе о благочинии», принятом в 1782 году, постановила сутенеров и устроителей публичных домов наказывать заключением в смирительный дом на срок от двух недель до полгода.

Ее сын Павел I приказал ссылать проституток из Москвы и Санкт-Петербурга в Иркутск и обязывает публичных женщин носить желтые платья, «дабы отличаться от других дам».

Но все жестокости были бесполезны: проституция все равно цвела в России пышным цветом, а венерические болезни были главной заботой всех военных лекарей. И тогда Николай I специальным указом легализовал проституцию, установив за ней строгий врачебно-полицейский надзор. Проституток, женщин старше 16 лет, ставили на учет во врачебно-полицейских комитетах, отбирали у них паспорта, а взамен выдают особые свидетельства - «желтые билеты».

В «Правилах для содержательниц домов терпимости» были установлены возрастные ограничения как для самих проституток - только с 16 лет, так и для содержательниц публичных домов - с 35 лет, а также регламентировано место размещения борделей - не ближе чем 150 саженей — то есть, около 300 метров — от церквей, училищ и школ.

В конце «Паспорта» шли отметки о посещении врача.

Еще один вариант «желтого билета»

И еще один вариант «желтого билета» — со специальной маркой об уплате пошлины.

Развитие института проституции в России шло что по классической схеме. Существовал слой элитных проституток из высшего слоев общества - в обиходе этих женщин в Петербурге называли «камелиями» по ассоциации с романом А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Известно, что «камелии» вели такую же жизнь, как и аристократы, в обществе которых вращались эти дамы. «Встают они поздно, — отмечал в 1868 году анонимный автор «Очерка проституции в Петербурге», — катаются по Невскому в каретах и наконец выставляют себя напоказ во французском театре».

Был институт женщин из публичных домов - согласно статистике,. в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых работало свыше 15 000 женщин.

Прейскурант одного из домов терпимости.

Наконец, были одиночные «жрицы любви» — т.н. «билетные проститутки» — самый многочисленный контингент продажных женщин. в 1901 году их, по разным оценкам, насчитывалось от 20 до 40 тысяч человек. Большая часть их была сосредоточена в крупных городах: так, на 1000 жителей Петербурга приходилось более 3 проституток, а на 1000 москвичей — уже 15 публичных девиц.

Кем были эти женщины? В России это в основном женщины из крестьянок (около 48%) и мещанок (около 36%). А вот в Петербурге состав «жриц любви» уже другой: домашняя прислуга (33%), работницы различных швейных мастерских (24%) и фабричные работницы (14%).

Фото «билетных» российских проституток из полицейских архивов Нижнего Новгорода.

Кроме того, существовала и любительская — «безбилетная» — проституция. Прежде всего, конкуренцию дорогим публичным домам создавали модные кабаре и кафе-шантаны с цыганскими ансамблями — например, знаменитый «Яръ» в Петербурге. Все знали, что артисток за определенную сумму можно ангажировать на вечер.

По данным нескольких исследований проституции в России, среди причин, толкавших женщину на этот путь, чаще всего назывались социальные мотивы: нужда, скудость средств, усталость от тяжелой физической работы. Горький, Куприн, Андреев и многие другие писатели не раз отражали их жизнь, порою не без романтизма (особенно Горький).

Были любительницы, которые продавали себя через объявления в газетах. Наконец, огромную конкуренцию «билетным» девицам составляли обычные деревенские крестьянки, не желавшие вставать на учет в полиции. К Примеру, полиция в Нижнем Новгороде каждый год отлавливала до тысячи неучтенных куртизанок крестьянского происхождения, которые приезжали специально на Нижегородскую ярмарку — обслуживать богатых купцов.

«Безбилетные» проститутки, пойманные полицией Нижнего Новгорода на знаменитой ярмарке. Все эти «ночные феи» оказались крестьянками из соседних деревень.

На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир - Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г.

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция).

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй - с зеленым, а третий - с синим.

Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

Портрет Льва Николаевича Толстого.

Исфандияр Юрджи Бахадур - хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала - «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.

В двух постах ставлю 46 сканированных фотографий из альбома «Россия: XX век в фотографиях 1900-1917» МДФ, 2007

Мне кажется, это стоит посмотреть. Особенно в деталях.

Крестьяне села Моховое после воскресной молитвы
Тульская губерния. 8 июля 1902. (фрагмент)
Из собрания Российского этнографического музея

Праздник в доме коллежского регистратора А.Панова
Боровичи. Начало 1900-х

Ночлежный дом Бугрова перед открытием
Конец 1890 - начало 1900-х
Фото: М.Дмитриев

Сушка огуречных семян на берегу Клязьмы
1900-е
Из собрания Вязниковского историко-художественного музея

Бутырская тюрьма. Группа надзирателей
Москва. Конец 1890 - начало 1900-х

Солдаты в вагоне, оборудованном для перевозки войск
1904-1905
Из собрания В.Никитина

Мика Морозов в кресле
1904

Гостиная в доме Бычковых
Муром. Начало 1900-х
Из собрания Муромского историко-художественного музея

А.Белый
Москва. 1903
Фото: «Отто Ренар»
Из собрания Государственного литературного музея

З.Гиппиус
1904
Фото: «Отто Ренар»
Из собрания Института русской литературы РАН

Русско-японская война. Завтрак на привале
Октябрь 1904
Фото: С.Корсаков
Из собрания Российской государственной библиотеки

С.Витте в номере гостиницы
Портсмут, русско-японские переговоры по подписанию мирного договора. Август 1905
Из собрания Государственного музея политической истории России

Женщины-террористки во дворе тюрьмы, украшенной заключенными в честь их приезда
Акатуй. 1906
Из собрания Государственного музея политической истории России

У переселенческой канцелярии
1908-1909

Переселенцы на крытой платформе станции Вятка (фрагмент)
1908-1909
Из собрания Института истории материальной культуры РАН

Купец Сергеев
Нижний Новгород. 1900-е
Фото: М.Дмитриев
Из собрания Архива аудиовизуальной документации Нижегородской области

Шансонетка Байкова
Нижегородская ярмарка. 1900-е
Фото: М.Дмитриев
Из собрания Архива аудиовизуальной документации Нижегородской области

Нижегородская ярмарка. Карусели на Самокатской площади
1900-е
Фото М.Дмитриев
Из собрания Архива аудиовизуальной документации Нижегородской области

Фуникулер у стен Кремля
Нижний Новгород. 1910-е
Фото: М.Дмитриев
Из собрания Московского Дома фотографии

В скорняжной мастерской
Кимры. 1910-е
Из собрания Московского Дома фотографии


На Сухаревском рынке. Полицейские в одном из торговых рядов
Москва. 1900-е
Из собрания А.Мелитоняна

На спортивной площадке Касимовского технического училища
Касимов. 1902
Из собрания Касимовского краеведческого музея


Ворота дома на 8-й Рождественской улице
Санкт-Петербург. 1900-е
Фото: Н.Матвеев
Из собрания Института истории материальной культуры РАН

При копировании этих фотографий прошу давать ссылку на альбом:
«Россия: XX век в фотографиях 1900-1917» МДФ, 2007

Россия конца XIX - начала XX века. Фотографии Максима Дмитриева (1858-1948 гг.)

Почти стертая из памяти Россия - страна монастырей, шумных ярмарок, неустроенного быта крестьянских деревень и бесконечных дорог. Снимки столетней давности с предельной достоверностью увековечили лица путников, босяков, обитателей ночлежек - всех сирых и убогих необъятной России… Фотографические отпечатки Максима Петровича Дмитриева положили начало новому жанру в мировой фотографии: бытовой публицистический репортаж.

«Неприукрашенные» портреты, исключавшие постановку и инсценировку, стали выделять художника среди современных ему мастеров. Так «острая» фотография Дмитриева значительно увеличила приток денежных средств на помощь голодающим в бедственный для страны 1891 год. Страшный голод сопровождался эпидемиями тифа и холеры, вымирали целые деревни. Особенно трагичной картина была в Нижегородской губернии. Потенциальным меценатам показывали реалистические снимки Максима Дмитриева из разоренных голодом и болезнями деревень. Шокирующие фотографии действовали на благотворителей гораздо сильнее печатных обращений великих писателей. Альбом «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии» удостоился восторженных отзывов и стал важной вехой в истории российского фоторепортажа.

Всемирную известность принес автору цикл из нескольких сотен фотографий под названием «Волжская коллекция». На них были запечатлены окрестности главной русской реки через каждые несколько верст. Десять лет жизни и сорок тысяч рублей собственных денег потребовались Дмитриеву, чтобы проплыть от истоков Волги до Астрахани с многопудовым грузом, который составляли громоздкие крупногабаритные фотоаппараты. Неповторимая живописность композиции, тщательный отбор объектов, мастерски найденная точка съемки поражали зрителей.

_______________________

***

1. 1896 г. Колокольные ряды на ярмарке.

2. 1896 г. Колокольные ряды на ярмарке.

3. 1896 г. Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро.

4. Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. 1897 г.

5. Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г.

6. Богомольцы, идущие в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г.

7. В Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре. 1897 г.

8. Группа монахов в Михайло-Архангельском черемисском монастыре.

9. Группа монахов с настоятелем Филаретом в Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре.

10. Группа старообрядцев с Н. А. Бугровым.

11. Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда.

12. Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове 1891-92 г.

13. Закладка ремесленного училища в селе Павлове Нижегородской губернии. 1895 г.

14. Закладка Спасской церкви в Нижнем Новгороде. 1899 г.

15. Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода, в городе Лукоянове. 1891-92 г.

16. Лавка старьевщика на Балчуге.

17. Макарьевский Желтоводский монастырь. Святые ворота. 1902 г.

18. Монахини у колодца в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г.

19. Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. 1891-92 г.

20. Народная столовая в селе Большом Мурашкине Княгининского уезда. 1891-92 г.

21. Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 г.

22. Нижегородские босяки.

23. Нижегородские босяки.

24. Нижний Новгород. В ночлежном доме Н. А. Бугрова.

25. Нижний Новгород. Кулачный бой перед ночлежным домом Н. А. Бугрова.

26. Никольский женский монастырь в селе Подлесове. Группа монахинь на паперти. 1904 г.

27. Никольский женский монастырь в селе Подлесове. Паперть церкви Святителя Николая Чудотворца. 1904 г.

28. Озеро Вселуг. Ширковский погост.

29. Озеро Селигер Осташковского уезда.

30. Оленевский скит. Уставщицы. 1897 г.

31. Печерская слобода и рейд Волги.

33. Поволжье Бурлак на Волге.

34. Поволжье. Ложкарное производство в деревне Деяново. 1897 г.

35. Поволжье Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. 1897 г.

36. Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове. 1897 г.

37. Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове.

38. Поволжье Осташковские рыбаки.

40. Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре).

41. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь.

42. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь.

43. Раздача крестьянам в ссуду хлеба в городе Княгинине. 1892 г.

44. Раздача крестьянам в ссуду хлеба в деревне Урге Княгининского уезда. 1892 г.

45. Рыбацкие тони в верховьях Волги.

46. Святой источник в Саровском мужском монастыре.

47. Семья больных тифом в городе Княгинине. 1891-92 г.

48. Семья, больная тифом, в городе Княгинине. 1891-92 г.

49. Серафимо-Понетаевский женский монастырь. Вид на монастырский пруд и Больничную церковь.

50. Слуда. Вид на берег Оки.

51. Соборный храм Святой Троицы в Макарьевском Желтоводском монастыре. 1902 г.

52. Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г.

55. Странники на пути в Саровский мужской монастырь.

56. Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде.

57. Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. 1904 г.

58. Типы раскольниц-поморок. Семеновский уезд. 1897 г.

59. Типы старообрядцев. Семеновский уезд.

60. Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде.

62. Тифозная больница в селе Новая Слобода Лукояновского уезда. 1891-92 г.

64. Часовня на истоке реки Волги в деревне Волгино Тверской губернии.

65. Чернухинский скит. Уставщицы. 1897 г.

66. Шествие за иконой Николая Чудотворца в Чебоксарах.

67. 1896 г. Машинный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки.

68. 1896 г. Нижегородская ярмарка во время половодья.

69. 1896 г. Общий вид Азиатского и Художественного отделов.

70. 1896 г. Нижегородская улица во время половодья.

71. 1896 г. Общий вид на Самокатской площади на ярмарке.

72. 1896 г. Общий вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора.

73. 1896 г. Самокатская площадь. Кинотеатр "Волшебный мир".

75. 1896 г. Ярмарочная шансоньетка Масленникова.

76. 1896 г. Ярмарочные шансоньетки Бойкова, Тосье, Венерская, Ружевич.

77. 1896 г. Ярмарочные шансоньетки Валери, Фельден, Густова, Бойкова.

78. Вид на Нижний базар и реку Оку.

79. Группа санитарного отряда с доктором Апраксиным в городе Княгинине.

80. Изба татарина Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда.

81. Изба татарина Тарипджанова в деревне Кадомке Сергачского уезда. 1891-92 г.

82. Нижний Новгород. Балчуг - ветошный базар.

83. Нижний Новгород. Благовещенская площадь в "День белой ромашки".

84. Нижний Н. В зале городского суда.

85. Нижний Н. В операционном зале Государственного банка.

86. Нижний Н. Вид на Ивановский съезд и Скобу.

87. Нижний Н. Вид на нагорную часть Нижнего Новгорода с левого берега Оки.

88. Нижний Н. Вид на плашкоуютный мост и нагорную часть Нижнего Новгорода.

89. Нижний Н. Вид на Рождественскую улицу.

90. Нижний Н. Групповой портрет учителей и школьников в классе.

91. Нижний Н. "День белой ромашки" - день сбора пожертвований на борьбу с туберкулезом.

92. Нижний Н. Зеленский съезд в день прибытия императора Николая II в Нижний Новгород.

93. Нижний Н. Массовое гуляние на Большой Покровской улице в "День белой ромашки".

94. Нижний Н. На уроке в церковно-приходской школе.

95. Нижний Н. Нижне-Волжская набережная.

96. Нижний Н. Нижнепосадский гостиный двор.

97. Нижний Н. Ночлежный дом Н.А.Бугрова.

98. Нижний Н. Площадь перед Ромодановским вокзалом.

99. Нижний Н. Пожар в Муромском затоне.

100. Нижний Н. Пожар в Сормове.

101. Нижний Н. Проводы санитарного отряда на фронт с Ромодановского вокзала.

102. Нижний Н. Смотр войск Нижегородского гарнизона в Кремле.

103. Нижний Н. У стен Нижегородского кремля.

104. Нижний Н. Церковь при Губернской земской больнице.