Который расположен в черте космодрома. Дотянуться до звезды: самые выдающиеся космодромы нашей планеты

В тропических лесах обитает внешне ничем не привлекательная моль, гусеницы которой могут легко напугать малознакомого с энтомологией человека. Их змееподобные головы с немигающими холодными глазками способны вселить панический ужас в сердце даже самого отъявленного смельчака.

Представьте, какие чувства появятся у неопытного посетителя джунглей, когда перед его взором предстанут несколько сотен или тысяч юрких маленьких змеек, норовящих забраться ему под одежду. К счастью, это не ядовитые рептилии, а всего лишь безобидные гусеницы вида Hemeroplanes triptolemus из семейства Sphingidae.

Искусство мимикрии

Такая маскировка настолько правдоподобна, что может довести до инфаркта не только рядового обывателя, но и любого самого матёрого хищника. В момент опасности гусеница задним набором ножек цепляется за ветку, потом втягивает в туловище передние сегменты, таким образом, надувая среднюю часть тела.

Постепенно невидимые ранее оттенки белого, чёрного и жёлтого цветов формируют змеиную устрашающую мордочку. Для большего сходства хитрое существо может раскачиваться из стороны в сторону, устрашая на своих потенциальных врагов. Для пущей острастки на заднем сегменте тела гусеницы дополнительно также появляется большой «глаз», отлично отпугивающих пернатых.

Hemeroplanes triptolemus обитает на территории Южной и Центральной Америки и Африки. Чаще всего она встречается в Боливии, Аргентине, Эквадоре и Венесуэле.

Размножение

В личиночной форме «змея» питается листьями двудольного цветкового растения Mesechites thrifida из семейства Кутровых (лат. Apocynaceae). В стадии моли насекомое при помощи длинного хоботка питается нектаром.

Мужские и женские особи способны прожить относительно длинную жизнь от 10 до 30 дней. За это время самка успевает отложить прозрачные яйца зелёного цвета. Их развитие может продолжаться от 3 до 10 дней в зависимости от температуры окружающей среды. Постепенно внутри оболочки формируется гусеница, которая по завершению цикла прогрызает её и выходит наружу.

За один год вырастает два поколения. Первое появляется на свет зимой с января по февраль, а второе летом с июня по июль. Гусеницы младшего возраста окрашены в зелёный цвет, а затем, претерпев несколько линек, они на конечной возрастной стадии становятся коричневыми. На подстилке из лесной растительности гусеница формирует чёрную рыхлую куколку. Через 3 недели куколка превращается в бабочку.

Вот жила себе гусеница, жила миллионами лет. Все кому не лень ее жрали, уже сожрали почти всю популяцию и вот решила гусеница помаленьку спасти ситуацию и эволюционировать. И придумала гусеница хитрый план: а давай-ка я замаскируюсь? Посмотрела, что птички, которые едят гусеницу - боятся змей и не едят их, и решила стать похожей на змею. Значит что для этого надо? Надо долго сидеть на веточке, рассматривать голову змеи и потихоньку миллионами лет перепрошивать из поколения в поколение свою ДНК. И не простая это задача, потому как гусеница-то сидит на веточке, а потом взлетает мотыльком - и некогда ей змей рассматривать. А эволюционировать как-то надо, эволюция - вещь медленная. Вначале у гусеницы, ставшей имаго, отложившей яйца, родились детки. У некоторых деток на хвосте появились наболдашники, будущие прототипы головы. Но они не спасли ситуацию,м поскольку совсем не похожи были на голову змеи. Поэтому этих деток птицы склевали с тем же успехом, и детки так и не успели передать своим деткам приобретенные зачатки будущих полезных мутаций. Но видимо, одна из мутировавших гусек выжила и сделала полезные выводы: набалдашник должен стать более плоским и похожим на голову змеи. Значит решено: ползаем дальше по веточках, ищем подходящую змею и продолжаем рассматривать ее голову, при этом дальше "гипнотизируя" свои днк. Прошло еще сто поколений. И прапраправнучата-гусеницы уже родились с похожей формой змеиной головы на хвостике. Но птички их все равно выкупают и клюют. И тут гусеничка догадалась: стопэ! Пора подбирать похожий окрас! И тут начала еще сто поколений (эволюция штука ооочень медленная) слепо подбирать методом полезных мутаций (благо раньше мутации шли всем на пользу, не то, что сейчас...) себе пятнышки, имитирующие глазки, а также соответствующую текстуру. Вначале дела эволюционировали неважно: то пятна были похожи на насекомого (и птицы с еще большим аппетитом бросались на глаза), то вообще на какую-то клоаку лягушки (и тут объявлялись голодные ужики), пока наконец-то не остановились на двух ну очень хороших пятнах, схожих на глаза пресмыкающегося и гусеница посмотрела на себя с веточки в зеркальную гладь воды и сказала генам: харош! Больше мутировать не надо, ато станем дальше похожи на жопу саблезубого тигра (если идти в ногу с эволюцией). Гены сказали - Ну ок, больше не мутируем. Но можно мы немножко еще станем желтее, как пятнышко на морде змеи для пущей схожести? Гуська ответила: окей, желтейте, чтоб было вообще ништяк, да побыстрее, а то нас осталось вообще че-то полторы сотни особей, птицы задолбали. А тут еще глобальное похолодание с ледниками передают. Дай Бог (ой о ком вы? я имел ввиду Слепую Эволюцию) - до амазонки ледник не доберется. А то придется вновь с членистоногого трилобита к чешуекрылым эволюционировать...

Немалое количество животных на планете являются мастерами маскировки. Перевоплощение в образы более грозных и опасных животных – это тоже одна из уловок, помогающая животным отпугнуть потенциальных врагов. И некоторые из них в этом весьма преуспели, например, гусеница бабочки Hemeroplanes triptolemus. Во время опасности она претерпевает удивительное перевоплощение в ….. змею.



Бабочка Hemeroplanes triptolemus

Гусеницу можно повстречать в тропических лесах Центральной Америки. Но этих бабочек также видели и в северной части Южной Америки (Колумбия, Эквадор, Боливия, Гайана). Большую часть своего времени гусеницы проводят на деревьях.


Гусеница-змея обладает отличным защитным механизмом, который позволяет ей перевоплощаться в гремучую змею. Во время опасности она цепляется задними лапками за дерево и приподнимает верхнюю часть своего туловища. Затем это хитрое создание раздувается и ее приподнятая часть приобретает треугольную форму, напоминающую голову змеи с большими глазами и блестящей чешуей. Для большей убедительности она даже начинает совершать небольшие покачивания «вперед-назад», имитируя, таким способом, готовность змеи к броску. Все эти уловки заставляют врага отступить.


Треугольная форма головы с большими "глазами"
Ну чем не гремучая змея?

Но, как и всех гусениц, через некоторое время ее ждет перевоплощение в бабочку. Жаль, такая актриса пропадает.


Задняя часть гусеницы

Россия (Русь, Российская государство, Российская Империя, Советский Союз) – была первой во многих великих делах и свершениях мировой цивилизации. Особо это касается Космоса. Даже наши друзья и партнеры - американцы признают первенство России в развитии космической техники и обойтись без ракетного двигателя РД-180 в настоящее время не могут. Впереди планеты всей и наши космодромы.

Кратко о космодромах

В общем, в мире насчитывается более двух десятков космодромов. Все они похожи друг на друга как близнецы-братья, имеют примерно одинаковый набор элементов и различаются лишь размерами. Причина такой схожести предельно проста: для запуска космических аппаратов используются носители с жидкостными ракетными двигателями.

Будь космические ракеты твердотопливными или, скажем, гравитационными – структура космодрома оказалась бы иной. Однако сейчас только реактивные двигатели на жидком топливе способны по своим энергетическим характеристикам обеспечить вывод на орбиту тяжелых космических аппаратов, и именно они определяют вид современного космодрома.

Это обстоятельство диктует особую процедуру сборки и подготовки к запуску ракет, предполагает определенную конструкцию и габариты пусковых сооружений и соответствующие меры безопасности.

Рис. 1 Общее количество космодромов в мире

Общая информация о космодромах России

Россия, до недавнего времени имела возможность производить запуски с 6-ти космодромов. На территории России были построены и худо бедно действовали и действовали следующие «космические гавани»:

  1. Плесецк – более 1000 успешных беспилотных запусков.
  2. Капустин Яр – до 1000 успешных беспилотных запусков.
  3. Свободный – менее 10 успешных беспилотных запусков.
  4. Запуски с подводной лодки – менее 10 запусков

Космодром «Байконур» был построен во времена СССР, ныне же оказался на территории сопредельного государства Казахстан и Россия вынуждена его арендовать. На Байконуре было произведено более 1000 успешных пилотируемых и беспилотных запусков.

Россия участвует в запуска с морской платформы «Морской старт» (Sea Launch) – менее 100 успешных беспилотных запусков. Это первый частный комплекс для запуска орбитальных космических аппаратов.

Соучредителями международной компании Sea Launch являются американская Сoeing Commercial Space Company (40%), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева (25%), британско-норвежская фирма Kvaerner Maritime A.S. (20%) и украинские аэрокосмические предприятия: ПО «Южмашзавод» и ГКБ «Южное» им. М.К. Янгеля (вместе 15%).

Вот-вот начнет действовать космодром «Восточный» в Амурской области. Но о нем речь пойдет особо.

«КапЯр» - космодром долгожитель. Государственный ракетный полигон Капустин Яр расположен в степной местности на краю Волго-Ахтубинской поймы в северо-западной части Астраханской области около одноименной железнодорожной станции.

Координаты - 49 градусов северной широты и 47 градусов восточной долготы.
Площадь (без полей падения) – около 650 кв. километров.

Численность персонала и населения г. Капустин Яр - около 50 тысяч человек.
Климат - континентальный, умеренный, засушливый.

Основан в 1946 году как центр испытаний первых отечественных баллистических ракет.

При выборе местоположения прежде всего учитывались:

  • хорошее сообщение с основными промышленными центрами;
  • малонаселенность полей падения ступеней и головных частей;
  • необходимость в особой секретности.

Как космодром имеет сложное геополитическое положение. Космическую деятельность ведет с запуска первых малых ИСЗ с помощью РН Космос в 1961 году. В течение 1961 - 1979 годов интенсивно осуществлял запуски КА оборонного, народохозяйственного и научного назначения, в 1969 - 1979 годах участвовал в программе «Интеркосмос». В настоящее время имеет вспомогательное значение.

Мекка Военно-космических Сил – космодром Плесецк. Государственный испытательный космодром «Плесецк» - один из крупнейших космодромов мира. Он расположен в Архангельской области страны под координатами 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. Площадь (без учета полей падения) - 1762 кв. км.

Здесь планируется создание и отработка большинства перспективных ракетно-космических комплексов нового поколения, построенных на современной отечественной элементной базе и призванных обеспечить поддержание орбитальной группировки России.

История космодрома Плесецк начинается 11 января 1957 г., когда было принято постановление Правительства СССР о создании военного объекта с условным наименованием «Ангара». Он создавался как войсковое соединение ракетных полков, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7, разработка которых велась в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.

К концу 1964 года были построены, введены в эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство 15 пусковых установок для четырех типов ракет – Р-7А, Р-9А, Р-16 и Р-16А.

Когда в начале 60-х годов прошлого века возникла необходимость расширения масштабов космической деятельности, руководством государства принимается решение об использовании стартовых комплексов в Плесецке для запусков космических аппаратов.

Первый космический пуск с Плесецка состоялся 17 марта 1966 г. С тех пор на Государственном испытательном космодроме Минобороны России «Плесецк», который получил статус космодрома в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. № 2077, осуществляются запуски космических аппаратов и отрабатываются программы испытаний боевых ракетных комплексов.

Сегодня космодром Плесецк, входящий в структуру Космических войск, располагает большой испытательной базой, успешно обеспечивающей запуски космических аппаратов ракетами легкого и среднего классов. На космодроме эксплуатируются три пусковые установки (ПУ) ракет-носителей «Союз» и «Молния» - наследниц знаменитой «семерки», две ПУ для РН «Космос-ЗМ» и одна - для РН «Циклон-3». Третья ПУ для пуска РН «Космос-3» переоборудована для пусков конверсионной РН «Рокот».

С 2001 года на космодроме ведутся работы по созданию модульного космического ракетного комплекса «Ангара» для пусков ракет легкого, среднего и тяжелого классов.

Прародитель «Восточного» – космодром «Свободный» (2-й Государственный испытательный космодром) расположен в таежной местности Свободненского района Амурской области недалеко от одноименной железнодорожной станции.
Координаты - 52 градуса северной широты и 128 градусов восточной долготы. Площадь (без полей падения) - около 410 кв. километров. Климат - резко континентальный, неустойчивый, холодный.

В инфраструктуру космодрома входят 5 шахтных пусковых установок ракет-носителей Рокот и площадка для пуска РН Старт и Старт-1. Планируется строительство стартового и технических комплексов РН типа Ангара. Численность персонала и населения г. Свободный-18 - около 5 тысяч человек.

Как космодром основан в марте 1996 года на базе дивизии Ракетных войск стратегического назначения. При выборе местоположения учитывались:

  • 1)относительная близость к экватору и побережью;
  • 2)наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей значительную экономию средств;
  • 3)возможность быстро начать проведение пусков ракет-носителей легкого класса при минимальном объеме доработок.

Как космодром имеет сложное геополитическое положение. Первый запуск спутника (КА Зея) произведен ракетой-носителем Старт-1 4 марта 1997 года.

Ракетно-космический комплекс «Морской старт» предназначен для запуска космических аппаратов различного назначения на околоземные орбиты, включая высокие круговые, эллиптические, без ограничений по наклонению орбиты, геостационарную орбиту и отлетные траектории.

Эти запуски выполняются с океанской платформы с помощью ракеты космического назначения «Зенит-3SL» с разгонным блоком ДМ-SL. В обеспечении запусков используются спутники-ретрансляторы. При осуществлении стартов выполняются: транспортировка, хранение, предстартовая подготовка ракеты и полезной нагрузки, запуски и управление полетом.

Основные преимущества комплекса «Морской старт» перед наземными космодромами:

  • 1.Возможность проведения запусков непосредственно с экватора, что позволяет максимально использовать эффект вращения Земли, а значит повышает эффективность средств выведения по выводимой массе при запуске космических аппаратов на геостационарную орбиту и, соответственно, снижает удельную стоимость их доставки на целевую орбиту.
  • 2.Способность осуществлять запуски с любым азимутом из нейтральных океанских акваторий, что обуславливает независимость от политических рисков, упрощает межгосударственное взаимодействие при проведении запусков космических аппаратов, а также исключает необходимость отчуждения земли, как под космодром с соответствующей зоной безопасности, так и под районы падения отделяемых ступеней ракеты-носителя и створок обтекателя космического аппарата.
  • 3.Компактность, отсутствие необходимости в развитой наземной инфраструктуре и связанной с ней социально ориентированной сфере (дороги, энергетика, гостиницы, школы, поликлиники и т.п.), что позволяет резко сократить численность персонала, участвующего в проведении работ, и, следовательно, стоимость эксплуатации.

Космодром Байконур расположен на территории Республики Казахстан. Географические координаты космодрома: 46° северной широты и 63° восточной долготы. Он занимает территорию протяженностью около 70 на 100 км общей площадью 6717 км2.

В соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, комплекс «Байконур» (космодром и г. Байконур) арендован Российской Федерацией на 20 лет.

В целях обеспечения длительной перспективы эффективного использования космодрома Байконур по выполнению различных космических программ Президентами Российской Федерации и Республики Казахстан в январе 2004 года подписано Соглашение, продлевающее срок аренды до 2050 года.

Наземная космическая инфраструктура подготовки составных частей РКН и запуска КА включает:

  • 12 пусковых установок (ПУ) стартовых комплексов (СК), в том числе 6 ПУ находятся в эксплуатации:
  • СК РН «Союз-У», «Союз-ФГ» пл. 1, СК РН «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2.1а», «Союз-2.1б» пл. 31;
  • ПУ-39 РН «Протон-М» пл. 200, РН «Протон-К», ПУ-24 РН «Протон-М» пл. 81;
  • СК РН типа «Зенит» пл. 45;
  • шахтная пусковая установка (ШПУ) ракеты РС-20Б пл. 109.
  • 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещено 39 технических комплексов для сборки, испытаний и предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов.
  • 2 заправочно-нейтрализационных станции, универсальная заправочная станция (УЗП) и техническая заправочная станция (ТЗП) для заправки космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами.
  • Измерительный комплекс с вычислительным центром и кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 200 тонн криогенных продуктов в сутки.

Обеспечивающая инфраструктура космодрома включает в себя развитую сеть энергоснабжения, в составе более 600 трансформаторных подстанций и 6000 км линий электропередач, два аэродрома первого класса, более 400 км железнодорожных путей и 1000 км автомобильных дорог, 2500 км линий связи.

Космодром Байконур является составной частью комплекса «Байконур», в состав которого входит его социально-культурный и административный центр – город Байконур.

Инфраструктура города Байконура включает в себя более 300 жилых домов, 6 городских гостиниц, городскую больницу на 360 коек, две поликлиники соответственно на 470 и 480 посещений в день. В городе имеется целый ряд образовательных учреждений: филиал Московского авиационного института (МАИ), 14 общеобразовательных школ, техникум связи, медицинское училище, профессионально-техническое училище, ряд объектов спортивно-оздоровительного и культурного назначения и др.

По состоянию на 2011 год в г. Байконур зарегистрировано около 69 тыс. человек, из них около 40% - россияне, 57% – граждане Республики Казахстан и остальные - граждане других государств.

До 1994 года космодром Байконур полностью находился в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Начиная с 1994 года, активное участие в обеспечение функционирования инфраструктуры космодрома и эксплуатации его объектов, а с октября 1998 г. – в непосредственной подготовке и осуществлении запусков космических аппаратов, принимает Федеральное космическое агентство.

С 1994 года в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 2005, от 17 декабря 1997 г. № 1312 и постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 996, от 27 мая 1998 г. № 514 Федеральному космическому агентству от Минобороны России поэтапно были переданы 87% всех объектов космодрома, городской администрации (объекты города Байконур, общекосмодромные системы водо- и энергоснабжения, внутрикосмодромные автодороги) - около 10%, Федеральному медико-биологическому агентству России (бывший военный госпиталь и другие объекты медицинской службы) - около 3%.

Эксплуатация принятых объектов поручена 6 головным предприятиям ракетно-космической промышленности (ФГУП «ЦЭНКИ», ОАО «РКК «Энергия», ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», ОАО «ВПК «НПО машиностроения», ОАО «НПО ИТ», ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ «Прогресс»). Для этого ими сформированы гражданские эксплуатационные подразделения, численность которых составляет около 9 тыс. человек. Персоналом указанных подразделений в полном объеме выполняется весь комплекс эксплуатационных мероприятий по поддержанию принятых объектов в технически исправном состоянии и обеспечению их готовности к проведению плановых запусков космических аппаратов.

Использование космодрома Байконур Российской Федерацией объективно обусловлено в настоящее время отсутствием альтернативы ему в обеспечении потребности государства в космических геостационарных средствах связи, теле- и радиовещания, дистанционного зондирования Земли, а также – в выполнении пилотируемых программ и космических программ международного сотрудничества, которые на сегодняшний день могут осуществляться только с объектов космодрома Байконур.

Заключение

Объемы настоящей публикации не позволяют более подробно рассказать о каждом космодроме нашей страны. Заверяю любознательного читателя, что повествование о каждом космодроме весьма и весьма занимательно.

Борис Скупов

April 12th, 2015

2 июня 1955 года проект строительства «Научно-исследовательского испытательного полигона № 5» (НИИП-5) был утвержден Генеральным штабом Министерства обороны СССР. Этот день считается днем рождения комплекса «Байконур» который включает в себя город и космодром.

Как возникло это название? Космодром так назвали по имени ближайшего города? Или новый построенный город назвали по имени космодрома?

Оказывается, в самом начале истории города и космодрома ни один и ни второй не назывались Байконуром …

Из воспоминаний В.А.Скробана: «Место, в котором я служил, закрытый город Ленинск, и космодром в его окрестностях в казахской пустыне Тюра-Там называли Байконуром неофициально, из соображений секретности. Мы знали, что на самом деле Байконур — это глухая деревушка севернее, в которой нет никакого космодрома. Надо было, чтобы враги Родины думали, что запуски ракет производятся там, чтобы отвлечь внимание от космодрома настоящего».

Представляете! У меня не укладывалось в голове, как это легендарное название оказалось «пустышкой»!» Если вы начнете искать на эту тему информацию, то не найдете абсолютно НИ-ЧЕ-ГО! И вот почему:

«12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона. Этот полигон предназначался для проведения испытаний ракетной техники, способной как доставлять ядерные заряды на огромные расстояния (в частности до США), так и для исследования космического пространства, о чем человечество мечтало с давних времен. Расположение космодрома было выбрано не случайно. Удаленность от больших трасс и ж/д путей, удаленность от границы. С точки зрения климата этот район для стартов ракет благоприятен — более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Место для космодрома было выбрано из трех вариантов — Северокавказского, Дальневосточного и Казахстанского. Размещение космодрома южнее было нежелательным из-за расположения трасс и основных полей падения отработанных ступеней в Китае или густонаселенных районах Средней Азии. Территория космодрома и сопутствующих ему служб оказалась в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ордынской области — Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там. Естественно, что все У-2, пролетавшие над Казахстаном, включая самолет Пауэрса, тщательно фотографировали гигантское строительство реального объекта.

Для обеспечения секретности объекта было начато строительство мнимого космодрома. На северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов с большими трудностями туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств космодрома. Как это было во время войны, когда для отвлечения бомбардировочной авиации противника строили ложные аэродромы с фанерными муляжами самолетов. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было. То есть и прятать было нечего. Американские разведывательные самолеты Байконур вниманием не жаловали. Тем не менее, «космодром» на Байконуре охраняли вплоть до начала 70-х годов. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом. Хотя, «чтоб никто не догадался», этот настоящий космодром и район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года военными строителями под руководством Г. М. Шубникова. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона и создана войсковая часть 11284 - штаб полигона. Полигон и посёлок получили неофициальное название «Заря». В 1955 году совместным решением Министерства Связи и Министерства Обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона - «Москва-400, в/ч №…».

В течение второго полугодия 1955 года продолжалось строительство деревянных административных и жилых зданий (в основном барачного типа) на улицах Набережной и Пионерской, впоследствии за этим районом (южная часть города) закрепилось название «Деревянный городок». Общая численность гражданского и военного персонала, работающего на полигоне, к концу 1955 года превысила 2500 человек.

Летом 1956 года началось строительство кирпичного казарменного городка в квартале, получившем название «Десятая площадка» (ныне ул. Гагарина). Позже этим термином в разговорной речи нередко называли и весь посёлок «Заря» (впоследствии - п. Ленинский и г. Ленинск). В конце 1956 года для военнослужащих полигона был установлен новый почтовый адрес - «Кзыл-Орда-50» (позднее он был сменён на «Ташкент-90», который действовал до конца 1960-х годов). К началу 1957 года численность персонала полигона превысила 4000 человек.

Первоначальным проектом предусматривалось, что посёлок расположится на обоих берегах реки, однако мощное весеннее половодье заставило уже через несколько лет отказаться от этого замысла, тем более что постройка моста через реку потребовала бы значительных финансовых и временных затрат. Строительство посёлка развернулось на правом берегу реки, для защиты от паводковых вод в южной части посёлка была сооружена специальная двухметровая дамба.

29 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР посёлку на площадке 10, не имевшему названия, а неофициально называвшемуся «Заря», присвоено название Ленинский. По проекту посёлок был рассчитан на постоянное проживание около 5 тысяч человек. Однако, благодаря интенсивному расширению проводимых на полигоне опытно-испытательных работ, уже в конце 1959 года в поселке Ленинский проживало 8000 человек, а к концу 1960 года - более 10000 человек.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов проводилась массовая застройка посёлка трёхэтажными кирпичными домами («сталинского» типа с высокими потолками) в границах улиц Осташева - Коммунальная - Носова - Ленина, Носова - Коммунальная - Шубникова - Речная; построены четырёхэтажные здания - штаб полигона и универмаг - на площади Ленина.

Жилой город получил вполне официальное название «Ленинск» и уже намного позже в конце 90-х годов ему было присвоено его сегодняшнее имя. В связи с чем на карте Казахстана появился второй Байконур. А 5-й НИИП получил открытое название «Космодром Байконур» (для публикаций в прессе и т. п. целей) после первого полёта в космос человека - Ю. А. Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года, в этот день космодрому было вручено Боевое знамя.

Байконур из космоса.

Вот делится своими воспоминаниями заслуженный строитель России, прораб легендарного «Гагаринского старта» полковник в отставке Сергей Алексеенко.

Сергей Андреевич, понятно, засекреченность строительства космодрома была страшная. Но вы-то, военные строители, знали, что возводили?

Нет. Знали только, что минобороны создает ракетную базу для защиты своих рубежей, нанесения ответного ядерного удара по США в случае войны. В легендах прикрытия Генштаба она имела название «Стадион». Первые строители прибыли на станцию Тюра-Там в январе 1955 года. Но лишь в сентябре начались работы по рытью котлована под первый старт. Техники поначалу не хватало: каких-то пять скреперов, два бульдозера, столько же экскаваторов, пять самосвалов. Все. И это, чтобы за считанные месяцы вынуть из котлована глубиной 50 метров более одного миллиона кубометров породы! Все равно, что Азовское море вычерпывать ложкой.

А тут еще с глубины полтора-два метра пошел не песок, а ломовые глины, которые не брал ни один ковш. Попробовали рыхлить отбойными молотками — бесполезно. Зато разные представители из инстанций, глядя в чертежи, удивлялись «безделью и лености» тогдашнего прораба. И так довели его, что он, разочарованный в своих способностях «выкопать какую-то яму», слег в больницу. Я тогда работал на других объектах. Помню, еще подумал: не дай бог попасть на котлован. И как сглазил: с января 1956 года меня назначили прорабом на первый космический старт. Так что начал Байконур с нуля и прошел всю стройку. До подписания акта сдачи «Гагаринского комплекса», а потом и прочих в эксплуатацию.

- С Главным конструктором встречались часто?

Конечно. Мы общались очень тесно. Настолько, что некоторые даже окрестили меня чуть ли не «придворным» прорабом Сергея Павловича Королева: по его командам я выполнял работы в действующем монтажно-испытательном комплексе, на старте и т.д.

- Крутой нрав Королева доводилось испытать на себе?

Он меня схватил за грудки уже в самую первую встречу. Кстати, его фамилию из-за конспирации не называли, просто сказали: «С вами встретится Главный конструктор». А встретиться нужно было срочно. Мы провели серию мелких взрывов и вдруг вышли на водяной горизонт. Как оказалось, чертежи проектного института были подготовлены без данных по гидрогеологии. Я предложил остановиться и начать устройство фундаментной плиты на достигнутой глубине. Но нужно было «добро» заказчика.

Однако Сергей Павлович буквально стал трясти перед моим носом кулаком: «Нет, ты мне выкопаешь котлован строго по проекту или будешь мыть золото очень далеко отсюда!» Я в сердцах бросил: «Далась вам эта глубина. Метр больше, метр меньше — какая разница?» Королев выругался и уже спокойно сказал: «Я с этим не могу согласиться. Ракетная струя должна иметь длину свободного пробега не меньше половины высоты стартующей ракеты. В противном случае ракета не сойдет со старта или, сойдя, упадет рядом. Поэтому прошу: сделай все по проекту!» Вот тогда я впервые понял, что все-таки мы строим. Потом трения с Королевым, конечно, были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Взаимопонимание было полным.

- И как же удалось выполнить просьбу Сергея Павловича, не затопив котлован?

Все просчитали и сделали два мощных взрыва, чтобы отжать воду и выбрать породу «по суху» до нужной отметки. Драматизм в чем был? Взрывать-то нам «сверху» запретили. Но выхода иного мы не видели. Действовали на свой страх и риск. Я присутствовал при разговоре начальника строительства космодрома Георгия Шубникова и главного инженера Главка минобороны Михаила Григоренко: мол, если что случится, Алексеенко в тюрьму сажать не будем, но одну звездочку с него снимем, понизим в звании.

Первые шурфы бурили ночью, а на день их маскировали бугорком земли. Чтобы проверяющие ничего не заподозрили. Первый взрыв назначили на 5 утра. А за пять минут до него подходит ко мне бригадир подрывников: «Может, не будем рвать,а? Ну ее к черту, эту яму — пусть стоит недокопанная». Я погрозил ему пальцем и показал на часы. А потом рванули 20 тонн взрывчатки. Первым подошел к краю котлована бригадир. Как закричит: «Молодец, прораб! Никакой воды. Утерли мы нос академикам-контролерам!»

- Вы строили не только космодром Байконур, но и потом Плесецк. Где было сложнее?

Мне кажется, условия строительства Байконура были идеальными по сравнению с условиями Плесецка. Казахстанский климат прекрасный для жизни и строительных работ. А в Плесецке? Тайга, бездорожье и тучи комаров.

- А какая из встреч с Сергеем Павловичем запомнилась вам особенно?

За год до его смерти. Я тогда работал в минобороны и в тот день пришел на прием с бумагами к Михаилу Георгиевичу Григоренко, который уже был начальником Главка. И вдруг в приемную заходит Королев. Пожал руку: «Что ты тут делаешь?» Рассказал про «лунник». «Это же моя самая лучшая программа» — весело говорит он. А меня тогда мучили проблемы, связанные с подготовкой стартового комплекса для ракеты Н-1, который проектировался мелко заглубленным, так называемым «трехлепестковым». «Вы разрешали сокращать глубины более поздних «гагаринских» стартов?» — быстро задаю вопрос. «Нет». Спрашиваю про сам старт. «Его проект еще не видел», — отвечает. «Сергей Павлович, вы знаете, что с трехлепесткового старта ракета не пойдет? Мы проверили на макете», — тороплюсь я. «Что надо делать?» — «Запроектировать новый старт по типу «гагаринского» или делать пусковой стакан, как на шахтных вариантах». — «Хорошо, — подводит итог Королев. — Я вызову Бармина. Разберусь. Созвонимся».

Потом в кабинете с Григоренко выпили сухого грузинского вина. Сергей Павлович провозгласил тост: «Ну, що, хлопцы, побалакаем. Побажаю вам счастья!» Первым выпил и разбил бокал об пол. Как попрощался с нами.

Сергей Андреевич, почему, по вашему мнению, лунную ракету Н-1 преследовали неудачи: аварии следовали одна за другой?

Я убежден: «лунник» погиб из-за плохой газодинамики стартового сооружения. Трехлепестковый старт лунной программы Н-1, на котором настояли проектировщики, «экономично» сокращал объемы земляных работ. Но за такой «экономичностью» маскировалось отсутствие главного условия нормального старта — не было места для свободного пробега газовой струи ракеты. И она сама себя сжигала при старте.

- Правда, что Королев считал Байконур счастливым местом на земле?

Да, наряду с Одессой, Москвой и Троице-Сергиевой лаврой. Почему? При рытье котлована под «гагаринский» старт на глубине 35 метров было обнаружено древнее костровище. Несколько поленьев были уже покрыты серебристыми высолами. Мы срочно вызвали археологов из ближайшего города. Но они так и не приехали. Тогда я сложил остатки костра в ящик, а одно полено отправил в столицу. Оттуда через три месяца пришел ответ: находке 10-30 тысяч лет. Узнав об этом, Сергей Павлович резюмировал: «Самое главное, что мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит, это место будет счастливым и для нас». А небольшой уголек положил в спичечный коробок и унес с собой.

- Скажите, а ракетчики не чувствовали себя на космодроме «белой» костью по сравнению со строителями?

Никогда! Мы жили в равных условиях: тяжело — так всем. Полегчало — так тоже всем. Главный конструктор говорил: «Наземные стартовые сооружения — это больше, чем ракета. Ракета без них — металл, начиненный оборудованием. И потому мы к строителям относимся так же, как и к ракетчикам, ибо они вместе делают одно большое дело».

- А были в истории космодрома анекдотические случаи?

Сколько угодно. Скажем, такой. На 1957 год помощник Королева заказал цистерну спирта — 12 тонн для промывки систем и прочее. А израсходовали только 7 тонн. Что делать? Ведь знали, что Госснаб СССР на очередной год выделит не больше «расхода». Помощник вызвал бульдозер, вырыли возле цистерны яму и туда слили оставшийся спирт. Засыпали песком. Но кто-то разнюхал, разгреб песок… Черпали прямо котелками. Так на полигоне, где царил сухой закон, появилась выпивка. Правда, порядок навели быстро — остатки спирта просто-напросто выжгли. А Сергей Павлович потом еще долго вздыхал: «Вот стыд-то какой, такое добро и в землю!»

Давайте почитаем, что пишет Директор Института истории естествознания и техники РАН Батурин Ю.М.:

Жизнь в городе, конечно, была очень заманчивой для жителей окрестных посёлков, но всё же отличалась скромностью. До начала 1990-х годов там не было ни одного базара. Продукты можно было купить только в магазинах, причём основные — по талонам. Правда, летом крестьяне привозили и продавали со своих лотков овощи и фрукты. Базар появился стихийно в 1991 году, когда в магазинах абсолютно ничего не осталось. Это место первой, полузаконной тогда торговли нарекли «Полем чудес». 26 сентября 1991 года городской рынок легализовали. Общественных туалетов в городе не было вплоть до начала XXI века. На улицах лежали горы мусора. Машин было мало, они обслуживали в основном объекты космодрома, старые автобусы, именуемые в просторечии «скотовозками», ходили (довольно редко) всего по четырём маршрутам. Летом часть автобусов снимали с маршрута и направляли на перевозку жителей на дачи близ аэродрома «Крайний».

Кстати, добраться до аэродрома было трудно. Но ещё труднее — купить билет в Москву: в неделю было всего два рейса, байконурцы записывались в очередь за месяц и постоянно дежурили у единственной авиакассы. Космонавты и технические специалисты летали на Байконур и обратно специальными, не рейсовыми самолётами. Военным строителям всегда было несладко, но после распада Советского Союза условия их жизни стали и вовсе нетерпимыми: у солдат не было чистого белья, они подолгу не были в бане, даже в морозы умывались на улице ледяной водой; кормить стали и вовсе плохо.

И в феврале 1992 года произошёл бунт военных строителей. Благодаря увещеваниям местных аксакалов трагедий удалось избежать, и солдат отправили «в отпуск», из которого почти никто не вернулся, но всех оставили в покое, не стали трогать. Через год взбунтовались солдаты-ракетчики, готовившие ракету-носитель «Протон», — из-за неукомплектованности части на каждого выпадало работы втрое больше положенного. Был бунт военных строителей и в 2003 году, причём повод оказался неожиданным. Сообщения о строительстве космодрома «Восточный», на который Россия якобы собирается перевести все свои пуски, включая пилотируемые, вызвали слухи о том, что космодром «Байконур» вскоре закроют, а солдат отправят служить в Сибирь. В результате ухода военных с космодрома освобождались квартиры в городе, причём многие из них были с мебелью и вещами, поскольку контейнеров было очень мало и уезжающие бросали всё, лишь бы уехать. Брошенные квартиры тут же стали захватываться жителями ближайших аулов, которые иногда селились в них вместе с козами и другой живностью. Из пустующих квартир стали воровать сантехнику и газовые плиты.

Как говорят, по этой причине в одном из домов произошли утечка газа и взрыв, унесший 16 жизней. Общежитие, в котором селили технических специалистов, приезжавших в длительные командировки по космическим программам, за неприглядные условия жизни прозвали «Бухенвальдом». При переходе управленческих функций в городе от военных к гражданским начались неразбериха и разгул преступности. Между российской и казахстанской милицией на первых порах не было даже прямой телефонной связи.

Вода подавалась по графику даже в медицинские учреждения. ТЭЦ начали забирать у военных в начале отопительного сезона, в результате чего зимой байконурцы остались вообще без тепла и жили в туристических палатках (у кого были), поставленных прямо в квартире. Казалось, Байконур умирает. Многие специалисты покинули его навсегда. Ситуацию спас договор 1994 года, по которому Россия брала космодром в аренду у Казахстана на 20 лет (впоследствии он был продлен). На возрождение Байконура были выделены немалые деньги, но и они стали использоваться так же, как и везде в наше время: когда в городе не осталось средств на закупку хлеба, последовало странное объяснение, что они якобы ушли на закупку бельгийского мороженого, а затем — голландских сыров и шоколадных конфет.

На самом деле деньги просто прокручивали в банках.

Сегодня ситуация выправилась, и Байконур сейчас представляет собой совершенно необычный и непростой город: его мэра назначают указами сразу двух президентов — Казахстана и России. Там действуют оба законодательства — казахстанское и российское (как? — загадка, учитывая, что во многих острых моментах они расходятся). Там слаженно работают правоохранительные органы Казахстана и России, два суда, два военкомата, два загса и в ходу две валюты.

И главное — живут там и граждане России, и граждане Казахстана. Больше нет проблем с холодной и горячей водой, светом, газом, отоплением. Появились новые гостиницы, дома, больницы, скверы, школы, в которых учат и на русском, и на казахском языках, действуют спортивные клубы, построен спортивно-оздоровительный комплекс, между прочим, с 50-метровым, олимпийским бассейном. Вылили на маршруты новые автобусы, появились частные такси (в такси берут деньги с каждого пассажира, даже если они едут вместе, например семьей). Ожил Байконур и продолжает обеспечивать космические запуски. Нельзя отказать байконурцам в чувстве юмора, без которого вряд ли можно было пережить трудные времена.

Когда на въезде в город установили памятник, внизу которого изображены шахтеры, выходящие из забоя, а стелу венчает первый спутник, ему сразу дали название «Из пещеры — в космос». Некогда горком партии прикрыл огромным щитом с большими буквами «КПСС» некрасивый пустырь, а позже на улице за поворотом поставили магазинчик с большими стеклянными витринами. Буквы тут же стали расшифровывать: «Кому похмелиться — стекляшка справа». Ещё один знаменитый дом с магазинами выглядел так слева — мужская обувь, справа — женская, а посередине — винный магазин, который немедленно окрестили «Между ног». Не использовали это название только футболисты, устраивавшие на поле за магазином турнир «Первенство пятого гастронома».

Отразилась в народной топонимике Байконура и вся история — советская и мировая — времен космической эпохи. Есть там микрорайоны «Малая земля» и «Японские острова», в начале 1970-х годов другой микрорайон нарекли «Даманским».

Вот еще несколько легенд Байконура:

Черный пастух

Байконур – в переводе с казахского означает «богатая долина». Так называется та местность, в которой расположен сам космодром. У древних кочевников, живших в тех пустынных местах, была интересная легенда о Черном Пастухе, который соорудил из шкур огромную пращу, наполнил её раскаленными камнями и верблюжьим жиром и бросал эти камни во врагов, которые приближались к его становищу. Падая, горячие камни и жир поражали врагов, те же, кто уцелел, бежали в ужасе. В тех местах, куда падали камни долгое время ничего не росло, и на земле оставались выжженные отметины. Кочевники считали эту долину «пупом земли». По мнению специалистов, легенде этой больше десяти веков. Теперь же из гигантской «пращи» космодрома вылетают совсем другие «горящие камни» – спутники и ракеты. Так древняя легенда нашла свое отражение в зеркале современности.

Мещанин-вольнодумец, которого сослали на Байконур.

А был ли он? Конечно, нет. Эта газетная байка появилась в прессе в семидесятые годы и породила нешуточный отклик читателей, которые приняли её за чистую монету. «Московские губернские ведомости» якобы за 1848 г. сообщали: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полёте на Луну сослать в киргиз-кайсацкую степь, в селение Байконур». Так пошутил один из днепропетровских читателей «Известий», который в 1974 г. взял да и прислал письмо в редакцию, в которое вложил вырезку из газеты «Днепр вечерний». Позднее, когда началась шумиха в прессе, читатель признался, что все выдумал, потому что хотел пошутить. Не было никакого мещанина. Не было никакой ссылки.

А мы с вами вспомним , и интереснейшую Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -