Жилищно коммунальные услуги за что мы платим. Услуги ЖКХ

Субсидия на оплату квартиры переоформляется каждые полгода. Обычно процедура проходит быстро: садишься к окошку в многофункциональном центре госуслуг, отдаешь-получаешь документы и - до свидания. На этот раз меня принимала начальница отдела МФЦ в СЗАО. Просмотрев наши платежки, она удивленно спросила, почему мы платим за домофон 91 рубль, тогда как положено 64 рубля?

И посоветовала уточнить вопрос в соответствующем отделе. Там чиновница высокомерно отчеканила в ответ, что "сумма заложена в программе", из чего можно было понять, что компьютеру, мол, виднее, сколько с нас брать. Спорить с безграмотной чинушей сродни метанию бисера... Поэтому автор обратилась к специалисту. Заодно решила уточнить вопрос о плате за антенну (135 руб.), ведь она - собственность дома, а не объект аренды и не предполагает эксплуатационного обслуживания. Ежемесячные 62 рубля 54 копейки за радиоточку тоже вызывали сомнение.

Объясняет эксперт по жилищному праву, юрист Петр Фалков:

В Москве взаиморасчеты за жилищно-коммунальные и дополнительные услуги жителей многоквартирных домов (МКД) с ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями происходят через многофункциональные центры госуслуг (МФЦ). Там производятся начисления, и москвичам направляется "Единый платежный документ" (ЕПД), на основании которого надо вносить общую сумму за все включенные в него услуги, правомерные и "не очень".

Статья 154 ЖК РФ определяет структуру жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), которые включают услуги управляющей компании за содержание и ремонт общего имущества МКД, а также услуги поставщиков энергоресурсов - отопление, водоснабжение (горячее - ГВС и холодное - ХВС), водоотведение, электричество, бытовой газ. Все другие дополнительные услуги не коммунального характера должны предоставляться на основании договорных отношений с исполнителями.

Услуги дополнительные, навязанные

У жителей постоянно возникают вопросы о правомерности включения оплаты дополнительных услуг не коммунального характера в ЕПД. Тем более что название строк таких услуг и их цена меняются без согласования с жителями. Если цена ЖКУ определяется по регулируемым тарифам, ежегодно утверждаемым правительством Москвы, то обоснованность ценообразования дополнительных услуг и необходимость их оплаты вызывают сомнение. Как правило, включают в ЕПД услуги не коммунального характера: антенна (кабельное телевидение), запирающее устройство (ЗУ), радио. Их включают в оплату независимо от того, есть ли у жителя телевизор или радио, и пользуется ли он ими. Правда, в последнее время чиновники пошли на уступки под давлением жителей и стали исключать оплату радио, антенны из ЕПД, но только по личному заявлению с оформлением отключения от линии связи.

Правомерны ли требования платы за антенну и запирающее устройство? В ЖК РФ определено, что в структуре оплаты по строке "содержание и ремонт" жители оплачивают содержание и ремонт общего имущества. Его состав определен в главе 36 ЖК РФ. Таким образом, антенна и запирающее устройство в МКД относятся к общему имуществу и их техническое обслуживание, включая ремонт, заложены в составе общей суммы оплаты по строке "содержание и ремонт". Требование дополнительной платы на эти цели противозаконно.


Указ президента чинушам не указ

Все кабельные сети в МКД, включая сеть коллективной антенны, линии стационарной телефонии, радиотрансляционной сети являются общедомовым имуществом и должны быть отражены в техническом паспорте МКД. Чиновники от ЖКХ мотивируют включение требований оплаты дополнительных услуг - антенны, радиоточки - тем, что в техдокументации договора управления, как правило, отсутствует полный перечень общедомового имущества на МКД, а также тем, что по данным сетям жители в качестве услуги получают доступ к телевизионным и радиоканалам.

При этом чиновники "забывают" об Указе президента РФ "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" от 24 июня 2009 года №715, которым установлено: "Общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы являются обязательными для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатными для потребителей". Кроме того, этим Указом правительству РФ дано поручение обеспечить "предоставление... телерадиовещательным организациям, осуществляющим вещание общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, субсидий на оплату предоставленных ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".

Минрегион: плата за домофон "необоснованна и незаконна"

Что касается оплаты по строке "запирающее устройство", то Минрегион РФ письмом от 23.08.2010г. №30665-ИБ\14 подтвердило: "Предъявление управляющей организацией собственнику к оплате стоимости такой дополнительной услуги, как обслуживание домофона, является необоснованным и незаконным". А письмом от 25.11.2009 г. №39374-ИБ/14 поясняет, что включение в ЕПД требований оплаты дополнительных услуг возможно только по решению, принятому на общем собрании собственников дома.

Правительство Москвы Постановлением "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве" устанавливает предельные размеры цен исключительно для расчета размера субсидий. Цены на запирающие устройства определяются Приложением к Постановлению правительства Москвы от 12.10.2010 г. №937-ПП. В них сказано, что техническое обслуживание домофона стоит 64 рубля, автоматического запирающего устройства с электромагнитным замком - 48 рублей, механического кодового замка - 27 рублей.

Техпрогресс на службе коррупции

Как противостоять навязыванию требований оплаты дополнительных услуг, ведь при оплате через Сбербанк или терминал плательщик получает только чек на общую сумму, а на ЕПД никаких отметок банк не проставляет. Таким образом, даже если исключить из суммы, указанной в ЕПД, необоснованные услуги и оплатить лишь признанные услуги ЖКУ, то в МФЦ распределят платеж пропорционально строкам в ЕПД. Возникнут долги по любой строке ЖКУ. При наличии долга вам могут отказать в субсидии, оформить судебный приказ истребования долга и ограничить выезд за рубеж.

Почему на ЕПД не ставится банковская отметка о платеже, как это было до 2010 г.? Сбербанк отвечает, что это связано с автоматизацией расчетных операций. Так плательщик лишается документального подтверждения данного им поручения по распределению суммы произведенной оплаты по ЕПД между исполнителями и поставщиками коммунальных услуг. А ведь документы в подтверждение оплат необходимо хранить три года исковой давности.

Даже по признанию чиновников, ЕПД не является платежным документом, поскольку не отвечает требованиям финансового документа: на нем нет подписи создателя документа, даты, атрибутов и печати. ЕПД - это анонимная платежка. После судебных споров чиновники признали, что ЕПД - это лишь информационный лист для жителей. Получается, что мы самостоятельным решением направляем в счет оплаты общую сумму, указанную в ЕПД, а расчетный центр производит начисления, и распределяет суммы через транзитные счета Банка Москвы поставщикам ресурсов и исполнителям услуг, и не несет ответственности перед жителем!

Так бюрократы поставили техпрогресс себе на службу - для реализации коррупционноемких схем проведения платежей населения за услуги ЖКХ. Так как же противостоять этому коммунальному беспределу?

Что делать?

Противостоять беспределу можно только общими усилиями, объединившись в инициативные группы жителей подъезда, дома, района. Практика показывает, что совет дома "может все". По закону о самоуправлении жители могут создавать территориальные общины самоуправления в отдельном многоквартирном доме и даже в одном подъезде. Надо показать чиновникам, что мы знаем свои права и разбираемся в законах. Привлекайте муниципальных депутатов, требуйте рассмотрения вопросов на конфликтных комиссиях в управах, префектурах - и вы добьетесь справедливых решений, такие примеры есть! Обращайтесь в суд. Чиновники, как правило, плохо разбираются в нашем запутанном законодательстве, низовой аппарат слабомотивирован и некомпетентен. В конце концов они поймут, что целесообразнее удовлетворить ваши требования, чем накапливать компромат против себя.

Про наш вопрос

В вопросе о техобслуживании антенны и запирающего устройства необходимо выяснить, из каких источников финансировались работы по установке коллективной антенны и замка, когда и какой организацией они производились и на каком основании. Инициировать общее собрание собственников, принять решение об утверждении перечня общего имущества и включить в его состав оборудование сети коллективной антенны и запирающего устройства. На основании этого решения включить перечень состава общего имущества в технический паспорт дома и зарегистрировать в ЕГРП (Единый государственный реестр прав собственности недвижимого имущества). Это создаст правовую основу для исключения из платежек строк требования оплаты "антенна" и "запирающее устройство", поскольку обслуживание и ремонт общего имущества оплачиваются по строке "содержание и ремонт". Более того, регистрация перечня общего имущества в ЕГРП позволит страховать его по городской программе льготного страхования.

Вы имеете право не оплачивать услугу "антенна", и получать бесплатно доступ к общероссийским телевизионным программам, и пользоваться радиотрансляционной сетью на основании указа президента РФ. Но для получения доступа к другим телевизионным программам и кабельному телевидению исполнитель этих услуг должен заключить с жителем индивидуальный договор.

Провайдеры интернета и телевещания должны заключить с управляющей компанией договор на использование общего имущества МКД и предоставление энергоресурсов. Доход по такому договору должен направляться управляющей организацией на дополнительные работы по содержанию общего имущества на основании решения общего собрания собственников помещений. По нему из этого дохода могут компенсироваться затраты на организацию общих собраний и работу совета дома.

Только повышение активности жителей, организационное объединение будет способствовать обеспечению их прав в жилищных отношениях с обслуживающими организациями, поставщиками, исполнителями работ, услуг, исполнительными органами власти и позволит заштопать черную дыру под названием ЖКХ.

Обязаны ли жильцы платить взносы в фонд за капитальный ремонт?

Да, это обязанность. Оплата не вменяется только собственникам жилья, относящегося к аварийному фонду и отдельным категориям граждан, признанным социально наименее защищенными.

И пресловутое Определение №А-57-АПГ14-2 от 4 июня 2014 года, на которое ссылаются , никоим образом не отменяет положения законодательства, оно является лишь ответом на вопрос законности фонда регионального оператора. И о том, какие полномочия он имеет.

А о том, что за капитальный ремонт платить нужно, без всяких кривотолков сказано в федеральном законодательстве РФ , которое пока еще силу не утратило.

Кто имеет право не платить?

Кто не обязан платить за капитальный ремонт общего имущества в МКД? Такие «касты» есть (Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15). Плата за капремонт для собственников жилья не является обязательной для:

Некоторым гражданам будут компенсированы расходы в размере до 50% : это инвалиды 1 и 2 групп, пенсионерам от 70 лет (одиноким или проживающим в семье только из лиц пенсионного возраста), инвалидам детства и тем, у кого ребенок-инвалид.

Отдельно стоит упомянуть обладателей квартир в новостройках . Закон ничего про них не говорит и в категорию «законных неплательщиков» не выделяет.

Хотя в их случае речь о ремонте пойдет не ранее, чем через пять-десять лет. Обязаны ли собственники жилья платить за капитальный ремонт, если здание, которому по той или иной причине понадобился ремонт, «моложе» 5 лет? В этом случае все работы по восстановлению нового многоквартирного дома возлагаются на строительную компанию.

Не платить не получится, но есть все основания надеяться, что их положение будет принято во внимание законодателями.

Смотрим положения закона

Плата за капремонт — обязательна или добровольна? Еще каких-то пару-тройку лет назад взносы эти действительно носили добровольный характер.

В 2014 году (с 1 июля) были внесены изменения в Федеральный закон №271-ФЗ . В частности, статья 13 «украсилась» пунктом 8.2, а он как раз и подразумевает минимальные взносы на капремонт.

Совершенен ли закон? На текущий момент действительно бросаются в глаза нечеткости , например отсутствие границы между текущим ремонтом и капитальным.

То есть на практике, разумеется, все понимают разницу в терминологии — текущий ремонт это мелкие исправления, такие как покраска, штукатурка, ремонт конструкций. К капитальному относятся уже более масштабные работы — усовершенствования конструкций, реставрация изношенных частей и т.д.

Но в том-то и дело, что графа в платежках от ЖКХ называется «текущий ремонт» . Но ведь жильцы и так за него платят, потому и возмущаются: почему обязуют платить еще?!

Возмущаться на самом деле следует только нечетким формулировкам закона , который не всегда можно правильно понять сразу. На самом деле деньги пойдут на предназначенные для этого цели.

Беда еще и в том, что граница между текущим и капитальным ремонтом зачастую весьма условна.

Другая причина недовольства обитателей домов — это складывание денег в, как они думают, «общий котел». То есть, предусмотрены две «копилки»:

  • специальный счет отдельного здания (устанавливается в согласовании с собранием собственников жилья);
  • счет регионального оператора.

Понятно, что последняя «копилка» более объемная и туда поступают взносы со многих домов. Обязательно ли платить в фонд капитального ремонта, ведь многие абсолютно справедливо не желают оплачивать чужие ремонты?

Но по уверению властей, этого опасаться не стоит — ведется строгий учет всех поступающих траншей и ни один дом не будет отремонтирован за счет другого.

Размер траншей в разных регионах России тоже варьируется . На его размер влияют многие нюансы, например, насколько старое здание, из какого материала построено, есть в нем лифт или нет, и т.д.

Отсутствие первого взноса и отсутствие оплаты после первого взноса: есть ли разница?

Взносы имеют предварительный характер , работы будут произведены, когда нужная сумма накопится на счету. ТСЖ может полностью взять этот процесс в свои руки и открыть собственный счет.

Правда, есть одно «но» — если срок подойдет, а окажется, что средств нет, собственникам придется брать кредит в банке.

Обязаны ли мы платить за капитальный ремонт дома, если нет договора? Бытует и такое мнение: если договор не подписан и не был произведен первый платеж (именно он является действенным подтверждением стороны о существовании договорных отношений), то и платить не надо.

При этом ссылаются на ст.425 ГК, регламентирующую принятие договора.

Статья 425. Действие договора

  1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
  2. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
  3. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
    Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
  4. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Так бы хотелось, но на самом деле все опять упирается в пресловутый Федеральный закон №271-ФЗ и .

Именно они, а не договор, диктуют хозяевам квартир, платить или нет . В нормативно-правовых актах четко прописана необходимость оплаты.

После принятия закона отведено восемь месяцев на то, чтобы хозяева квартир определились на общем собрании, кому они будут передавать взносы — региональному оператору или на спецсчет своего здания.

Потому как именно общее собрание собственников есть орган управления домом (ст. 44 ЖК), но — не есть последняя инстанция.

Если решение не принято, ничего страшного — региональный счет уже существует и любезно предоставлен муниципалитетом.

Обязательно ли платить за капремонт? Как видим, вопрос «можно ли не платить» не стоит вообще — оплачивать ремонт обязало законодательство . Выбор есть «куда перечислять взносы» — и тут собственникам предоставлена определенная свобода действий.

Стоит платить или нет?

Стоит, если не хотите неприятностей — это во-первых (потому что только страх наказания может заставить многих граждан соблюдать установленные правила).

И во-вторых , стоит, если желаете жить в пригодном для жизни доме — ведь все транши строго учитываются и за их счет ведется ремонт домов.

А значит, получается, что граждане платят не Управляющей компании, а самим себе.

Последствия

Неблагоприятные :

  • постепенно ветшающее здание (в нем жить не только неприятно, но иногда и небезопасно. Мало кому хочется, входя в лифт, гадать, доедет он благополучно до нужного этажа или нет);
  • уведомления от Управляющей компании;
  • просрочка платежей и начисление пеней;
  • судебное разбирательство.

Размер пеней будет зависеть от того, какие тарифы установлены в конкретном взятом регионе.

Отдельно следует упомянуть о том, как может отреагировать Управляющая компания. Коммунальщики имеют право уведомлять должника о просроченных взносах (официальный документ, почтовым отправлением с уведомлением под подпись), а затем применять санкции.

Сюда относится и отключение коммунальных услуг. Причем наличие несовершеннолетних детей не будет являться препятствием .

А меры воспоследуют (п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг). Вплоть до «тяжелой артиллерии» (иск с требованием выселения), потому как по заявлению заместителя министра строительства и ЖКХ А.Чибиса, положение сложилось почти что отчаянное .

Примерно одна четверть россиян не считает нужным выполнять предписания закона об обязательных взносах на капитальный ремонт. Разрешат ли власти кому-то не соблюдать закон — вопрос риторический.

Поэтому, задавая себе вопрос: «Обязан ли я платить в фонд капитального ремонта дома?», задумайтесь еще и вот о чем — лучший способ избежать проблем от неуплаты — это не допускать ее.

Для этого необходимо осознать, что пусть формулировки закона могут быть пока далеки от совершенства, но платите вы в любом случае себе и только себе — за комфортное и безопасное проживание.