Основная цель идентификации рисков. Этапы идентификации и анализа рисков

Всего вопросов 137. Кол вопросов осталось прежними а вот добавили понятие ин. Предприниматель. Раоньше бало в тексте юр лицо

Изменился вопросы вопросы 16, 34, 39, 44, 45, 49, 68, 92, 93 по сравнению с предыдущими тестами и дополнены новые НТД для поготовки к атестации.Внесены изменения в следующие документы:

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
  • Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании";
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов";
  • Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 916 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
  • Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности";
  • Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
  • Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности".
  • Внесены изменения в формулировки вопросов и ответов в соответствии с замечаниями пользователей.

Экзаменационные билеты (тесты) по блоку

А «Общие требования промышленной безопасности

А.1. (апрель 2016 г.) Основы промышленной безопасности

Темы и Литература для подготовки из Области аттестации 11. 04. 2016 г.

Тема 1. Российское законодательство в области промышленной безопасности

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Конституция Российской Федерации. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Международный опыт регулирования отношений в области промышленной безопасности. Права субъектов Российской Федерации в области регулирования отношений по промышленной безопасности, а также в смежных областях права.

Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов. Классификация объектов по степени опасности.

Федеральные нормы и правила по промышленной безопасности. Обоснование безопасности опасных производственных объектов.

Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного регулирования промышленной безопасности. Элементы государственного регулирования промышленной безопасности, определенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Требования к осуществлению федерального государственного надзора по промышленной безопасности.

Тема 2. Российское законодательство в области градостроительной деятельности

Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Строительный контроль. Государственный строительный надзор.

Тема 3. Техническое регулирование. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах

Законодательство о техническом регулировании. Политика технического регулирования в таможенном союзе. Объекты технического регулирования. Технические регламенты, их статус, порядок их разработки и принятия. Документы по стандартизации.

Требования законодательства о техническом регулировании к обязательному подтверждению соответствия технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах.

Исчерпывающий перечень случаев проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Тема 4. Лицензирование в области промышленной безопасности

Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности. Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности. Порядок и условия выдачи лицензии. Порядок осуществления лицензионного контроля. Порядок приостановления и аннулирования лицензии

Тема 5. Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах

Порядок представления, регистрации и анализа информации об авариях и инцидентах. Обобщение причин аварий. Нормативные документы, регламентирующие порядок расследования причин аварий на опасных производственных объектах. Порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления актов технического расследования причин аварий. Порядок расследования и учета несчастных случаев на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

Тема 6. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

Нормативные правовые акты, регламентирующие обязательное страхование гражданской ответственности. Виды страхования.

Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Принципы идентификации опасных производственных объектов в целях страхования.

Порядок возмещения ущерба.

Тема 7. Регистрация опасных производственных объектов

Нормативные документы по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре. Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов. Требования к организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект, в части регистрации объектов в государственном реестре. Идентификация опасных производственных объектов для их регистрации в государственном реестре. Требования к регистрации объектов

Тема 8. Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Обязанности работников опасного производственного объекта. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

Требования по созданию и функционированию систем управления промышленной безопасности на опасных производственных объектах I и II класса опасности. Порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Разработка положения о производственном контроле. Обязанности и права работника, ответственного за проведение производственного контроля. Проверки соблюдения требований промышленной безопасности. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности.

Ответственность за нарушение требований законодательства в области промышленной безопасности.

Тема 9. Экспертиза промышленной безопасности

Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы экспертизы промышленной безопасности. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и оформления заключения экспертизы. Объекты экспертизы промышленной безопасности. Этапы экспертизы промышленной безопасности. Требования к оформлению заключения экспертизы

Нормативно-правовая основа декларирования безопасности. Основные нормативные и методические документы по проведению анализа опасностей и риска. Принципы и цели декларирования промышленной безопасности. Порядок отнесения производственных объектов к объектам, для которых декларирование является обязательным. Структура декларации безопасности. Порядок разработки и экспертизы декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Требования к представлению декларации промышленной безопасности. Проведение оценки опасностей и риска.

Литература для подготовки из Области аттестации 11.04.2016

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании"

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения)

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте"

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 № 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 916 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности"

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2013 № 536 "Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасности"

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации последствий аварий на опасных производственных объектах"

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (ред. от 04.12.2012) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011)

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 825 (ред. от 04.12.2012) "О принятии технического регламента Таможенного союза О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011)

Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору". Зарегистрирован Минюстом России 08.12.2011, регистрационный № 22520

Приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306 "Об утверждении Федеральных норм и правил "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта"

Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"

срок обучения

стоимость

от 6500 руб.

формат обучения

очно или дистанционно

Обучение по общим требованиям промышленной безопасности проходят сотрудники компаний, ведущих деятельность на опасных производственных объектах, зарегистрированных и подконтрольных Ростехнадзору. Общие требования промышленной безопасности (область А1) – это основной раздел промышленной безопасности, необходимый для обязательного изучения. Все области аттестации по промышленной безопасности прописаны в Приказе Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233. Порядок прохождении обучения регулируется Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-19-2007).

КТО ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ?

Обучение по общим требованиям промышленной безопасности проходят руководители и специалисты обозначенных выше компаний. Рабочие таких компаний проходят обучение в рамках программ «Требования безопасности при производстве работ».

ПРОГРАММА КУРСА

Слушатели курса получают основные сведения о промышленной безопасности: — принципы организации безопасного проведения работ на опасных производственных объектах; — порядок технического освидетельствования, обслуживания и регистрации технических устройств, технических средств, машин и оборудования; — порядок ведения работ в соответствии с правилами безопасности, проектами производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами. — организация действий в аварийных ситуациях и при несчастных случаях.

АТТЕСТАЦИЯ В РОСТЕХНАДХЗОРЕ

После прохождения обучения слушатели в обязательном порядке должны сдать экзамены в комиссии Ростехнадзора. После сдачи экзаменов слушатель получает оригинал протокола о прохождении аттестации с подписями комиссии Ростехнадзора сроком действия 5 лет. Учебный центр «ВиКонт» проводит как обучение, так и сопровождение слушателей до успешной сдачи экзаменов в Ростехнадзоре.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:

КАКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ?

В учебном центре «ВиКонт» можно пройти обучение как очно, так и дистанционно. При очной форме обучения занятия ведутся в учебных классах. По вашему желанию преподаватель проведет занятия непосредственно в вашем офисе. Стоимость выезда преподавателя – 3000 руб. (по г.Москве). При группе от 6 чел. – выезд осуществляется бесплатно. При дистанционной форме обучения – слушатели самостоятельно изучают предоставленный материал и проходят тестирование.

Обучение основам промышленной безопасности А1

Компания «ВиКонт » проводит в Москве обучение основам промышленной безопасности А1 для сотрудников и руководителей предприятий, осуществляющих деятельность на опасных объектах. Учебный центр предлагает готовиться к аттестации с минимальным отрывом от производства.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Курс включает в себя следующие темы:

  • российское законодательство в сфере промышленной безопасности (ПМ);
  • организация безопасности работ на опасных объектах;
  • обязанности и ответственность руководителей предприятий;
  • регистрация, монтаж, ремонт, обслуживание и требования к используемому оборудованию;
  • проведение работ по проектам, техническим условиям и другим нормативным документам.

Слушатели компании «ВиКонт » изучают общие требования промышленной безопасности по программе, утвержденной Ростехнадзором.

После обучения клиенты сдают экзамены, по результатам которых получают заверенную копию заседания аттестационной комиссии Ростехнадзора. Срок действия выданного документа – 5 лет.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

Для записи на обучение и аттестацию необходимо предоставить следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Заявку, составленную по утвержденной форме (бланк выдается компанией «ВиКонт »).
  3. Копию платежного поручения (с синей отметкой банка), подтверждающую оплату услуг учебного центра и государственной пошлины за оформление удостоверения.

Обучение по области аттестации А1 (основам промышленной безопасности) проводится очно, дистанционно или с выездом на предприятие.

Тестирование по промышленной безопасности А. 1 . Промышленная безопасность "Билеты и Ответы" 2016 скачать бесплатно. Тестирование онлайн по основам промышленной безопасности, призвано помочь сдающим экзамены подготовиться по теоретическим вопросам и пройти курс самоподготовки. На сайте применяются тесты и экзамены по промышленной безопасности, составленные по тестам Ростехнадзора по системе ОЛИМПОКС

Следует учитывать, что порядок и сочетание вопросов в билетах экзаменационной комиссии Вашего предприятия или регионального представительства Ростехнадзора, будет иным чем на сайте Промышленная Безопасность .

Все инженерно-технические работники предприятий, эксплуатирующие опасные производственные объекты и как следствие подведомственных Ростехнадзору должны регулярно проходить аттестацию по промышленной безопасности в аттестационной комиссии по тестам Ростехнадзора.

Первичная аттестация специалистов по промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца после назначения на должность или перевода на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации.

Аттестация в комиссиях Ростехнадзора проводится 1 раз в 5 лет в случае, если какими-либо введенными нормативными актами в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому и атомному надзору не были предусмотрены другие сроки.

Внеочередная аттестация знаний правовых актов и нормативно-технических документов проводится на предприятиях, где произошла авария или несчастный случай со смертельным исходом.

Темы учебного курса самоподготовки Олимпокс А. 1.

Тема 1. Российское законодательство в области промышленной безопасности

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Конституция Российской Федерации. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Международный опыт регулирования отношений в области промышленной безопасности. Права субъектов Российской Федерации в области регулирования отношений по промышленной безопасности, а также в смежных областях права.
Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов. Классификация объектов по степени опасности.
Федеральные нормы и правила по промышленной безопасности. Обоснование безопасности опасных производственных объектов.
Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного регулирования промышленной безопасности. Элементы государственного регулирования промышленной безопасности, определенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Требования к осуществлению федерального государственного надзора по промышленной безопасности.

Тема 2. Российское законодательство в области градостроительной деятельности

Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Строительный контроль. Государственный строительный надзор.

Тема 3. Техническое регулирование. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах

Законодательство о техническом регулировании. Политика технического регулирования в таможенном союзе. Объекты технического регулирования. Технические регламенты, их статус, порядок их разработки и принятия. Документы по стандартизации.
Требования законодательства о техническом регулировании к обязательному подтверждению соответствия технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах. Исчерпывающий перечень случаев проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на ОПО.

Тема 4. Лицензирование в области промышленной безопасности

Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности. Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности. Порядок и условия выдачи лицензии. Порядок осуществления лицензионного контроля. Порядок приостановления и аннулирования лицензии.

Тема 5. Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах

Нормативные документы, регламентирующие порядок расследования причин аварий на опасных производственных объектах. Порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления актов технического расследования причин аварий. Порядок расследования и учета несчастных случаев на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Тема 6. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

Нормативные правовые акты, регламентирующие обязательное страхование гражданской ответственности. Виды страхования. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Принципы идентификации опасных производственных объектов в целях страхования. Требования к организациям, осуществляющим страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Порядок возмещения ущерба.

Тема 7. Регистрация опасных производственных объектов

Нормативные документы по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре. Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов. Требования к организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект, в части регистрации объектов в государственном реестре. Идентификация опасных производственных объектов для их регистрации в государственном реестре. Требования к регистрации объектов.

Тема 8. Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Обязанности работников опасного производственного объекта. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
Требования по созданию и функционированию систем управления промышленной безопасности на опасных производственных объектах I и II класса опасности. Порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Разработка положения о производственном контроле. Обязанности и права работника, ответственного за проведение производственного контроля. Проверки соблюдения требований промышленной безопасности. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности.
Ответственность за нарушение требований законодательства в области промышленной безопасности.

Тема 9. Экспертиза промышленной безопасности

Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы экспертизы промышленной безопасности. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и оформления заключения экспертизы. Объекты экспертизы промышленной безопасности. Этапы экспертизы промышленной безопасности. Требования к оформлению заключения экспертизы.

Нормативно-правовая основа декларирования безопасности. Основные нормативные и методические документы по проведению анализа опасностей и риска. Принципы и цели декларирования промышленной безопасности. Порядок отнесения производственных объектов к объектам, для которых декларирование является обязательным. Структура декларации безопасности. Порядок разработки и экспертизы декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Требования к представлению декларации промышленной безопасности. Проведение оценки опасностей и риска.

Перечень законодательных и правовых актов

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (извлечения);
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (извлечения);
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (извлечения);
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 27.07.2010 №225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов";
Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте";
Постановление Правительства РФ от 11.05.1999 N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности";
Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 916 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 536 "Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью";
Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах";
Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011);
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 825 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011);
Приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 N 306 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта";
Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности".

Под идентификацией рисков понимается действия, направленные на определение параметров рисковой ситуации (что может случиться, где, когда, как и почему?)

Целью идентификации рисков является составление полного перечня рисков, которые могут повлиять на достижение целей организации в рамках интегрированной системы менеджмента. Этот перечень должен быть максимально полным, так как неидентифицированные риски могут представлять существенную опасность для достижения поставленных целей, вызвать потерю контроля над процессами ИСМ и привести к утрате перспективных возможностей.

Причинно-следственная связь между основными составляющими идентификации рисков представлена на рисунке 15 /5/.

Причины риска представляют собой источник появления рисковой ситуации.

Например, нестабильность экономической ситуации в стране порождает потенциальный риск задержки погашения дебиторской задолженности компании.

Факторы риска - это условия, в которых проявляются причины риска, обусловливающие появление рисковых ситуаций.

В развитие предыдущего примера можно установить, что задержка с выплатой дебиторской задолженности произошла вследствие неконтролируемого роста инфляции на фоне нестабильной макроэкономической среды на уровне государства. В данном случае фактором риска выступает неконтролируемый рост инфляции.

Рисковая ситуация представляет собой событие, обусловленное причинами и факторами риска, которое может привести к негативным или позитивным последствиям.

Отсутствия финансирования организации со стороны дебиторской компании иллюстрирует понятие рисковой ситуации.

Вид риска характеризует источник появления рисковой ситуации. Другими словами, вид риска определяет, кто из заинтересованных сторон является «инициатором» возникновения рисковой ситуации.

В рассматриваемом примере вид риска является внешним, так как его «инициатором» выступает внешняя заинтересованная сторона - дебиторская компания.

Метод выявления характеризует способ обнаружения рисковой ситуации.

Отсутствие финансирования выявляется финансовоэкономической службой организации путем мониторинга расчетного счета и договорных обязательств между организацией и дебитором.

Характеристики рисковой ситуации определяются временными и структурными параметрами появления риска.

В нашем примере отсутствие финансирования может возникнуть на этапе выполнения дебитором своих обязательств.

Последствия представляют собой результаты рисковой ситуации в случае их реализации.

Рассматриваемая рисковая ситуация ведет к негативным последствиям для организации, например, к срыву временных характеристик (сроков) при реализации бизнес-процесса или проекта.

Рисунок 15. Определение взаимосвязи между составляющими идентификации рисков.

Разработать всеобъемлющий перечень рисков можно в рамках систематического процесса управления рисками, который необходимо начинать с формулирования и определения контекста риск-менеджмента (см. предыдущий раздел). Для обеспечения гарантии результативности идентификации рисков рекомендуется подходить к бизнес-процессу, проекту или деятельности последовательным структурированием. На рисунке 16 приведен базовый алгоритм разработки такой процедуры. Этот алгоритм представляет собой ряд последовательных вопросов. Ответы на них позволяют разработать эффективную процедуру идентификации рисков. Уровень детализации вопросов зависит от статуса процесса риск-менеджмента в контексте деятельности, на которую он распространяется.

Идентификация рисков является одним из базовых и основополагающих элементов риск-менеджмента. При идентификации рисков определяющим фактором является качество используемой информации /5/. Качество информации определяется следующими основными параметрами:

  • Достоверность;
  • Объективность;
  • Своевременность;
  • Актуальность;
  • Полнота охвата.
  • Проведение консультаций с группами специалистов, имеющих опыт в реализации деятельности, в рамках которой осуществляется управление рисками;
  • Опыт конкурентов и других сторонних организаций;
  • SWOT-анализ и результаты маркетинговых исследований;
  • Отчеты по страховым случаям;
  • Результаты внутренних и внешних аудитов;
  • Результаты инспекционных проверок технологии реализации бизнес-процессов;
  • Записи прошлых событий, базы данных по происшествиям, анализ проблем и предыдущие перечни рисков (если таковые имеются).

При идентификации рисков необходимо также определиться со схемой их классификации. Классификация рисков дает возможность разделить их на однородные кластеры, что позволяет систематизировать риски. Необходимость классификации связана с тем, что основной причиной возникновения рисковой ситуации является неопределенность предпринимательской среды - как внутренней, так и внешней.

Классифицировать риски можно по различным признакам. При этом необходимо стремиться не столько перечислить все виды рисков, сколько создать определенную базовую схему, которая позволила бы не упустить какие-либо из них. В рамках данной публикации представлена классификация рисков по видам предпринимательской деятельности:

  • Производственная (производство товаров и услуг);
  • Коммерческая (реализация товаров и услуг);
  • Финансовая (управление финансовыми потоками).

Рисунок 16. Базовый алгоритм разработки процедуры идентификации рисков

  • Мозговой штурм . Целью мозгового штурма является создание подробного списка рисков проекта. Список рисков разрабатывается на собрании, в котором принимает участие 10-15 человек - члены команды проекта , часто совместно с участием экспертов из разных областей, не являющихся членами команды. Участники собрания называют риски, которые считают важными для проекта, при этом не допускается обсуждение выдвинутых рисков. Далее риски сортируют по категориям и уточняют.
  • Метод Дельфи аналогичен методу мозгового штурма, но его участники не знают друг друга. Ведущий, с помощью списка вопросов для получения идей, касающихся рисков проекта, собирает ответы экспертов. Далее ответы экспертов анализируются, распределяются по категориям и возвращаются экспертам для дальнейших комментариев. Консенсус и список рисков получается через несколько циклов этого процесса. В методе Дельфи исключается давление со стороны коллег и боязнь неловкого положения при высказывании идеи.
  • Метод номинальных групп позволяет идентифицировать и расположить риски в порядке их важности. Данный метод предполагает формирование группы из 7-10 экспертов. Каждый участник индивидуально и без обсуждений перечисляет видимые им риски проекта. Далее происходит совместное обсуждение всех выделенных рисков и повторное индивидуальное составление списка рисков в порядке их важности.
  • Карточки Кроуфорда . Обычно собирается группа из 7-10 экспертов. Ведущий сообщает, что задаст группе 10 вопросов, на каждый из которых участник письменно, на отдельном листе бумаги, должен дать ответы. Вопрос о том, какой из рисков является наиболее важным для проекта, ведущий задает несколько раз. Каждый участник вынужден обдумать десять различных рисков проекта.
  • Опросы экспертов с большим опытом работы над проектами.
  • Идентификация основной причины . Цель этого процесса: выявить наиболее существенные причины возникновения рисков проекта и сгруппировать риски по причинам, их вызывающим.
  • Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (анализ SWOT) . Цель проведения анализа - оценить потенциал и окружение проекта. Потенциал проекта, выраженный в виде его сильных и слабых сторон, позволяет оценить разрывы между содержанием проекта и возможностями его выполнения. Оценка окружения проекта показывает, какие благоприятные возможности предоставляет и какими опасностями угрожает внешняя среда.
  • Анализ контрольных списков . Контрольные списки представляют собой перечни рисков, составленные на основе информации и знаний, которые были накоплены в ходе исполнения прежних аналогичных проектов.
  • Метод аналогии . Для идентификации рисков этот метод использует накопленные знания и планы по управлению рисками других аналогичных проектов.
  • . К методам отображения рисков в виде диаграмм относятся диаграммы причинно-следственных связей и блок-схемы процессов, которые позволяют проследить последовательность событий, происходящих в данном процессе.

Сравнение методов идентификации рисков проекта [ 10 ] представлено в таблице 7.5 .

Таблица 7.5. Сравнение методов идентификации рисков
Метод идентификации Преимущества Недостатки
Мозговой штурм Способствует взаимодействию членов группы. Быстрый. Недорогой Может проявиться преобладание одной личности. Можно сосредоточиваться только в конкретных областях. Требует сильного ведущего. Для оценки необходимо контролировать склонности группы
Метод Delphi Нет доминирования одной личности. Может проводиться дистанционно через электронную почту. Исключается проблема ранней оценки. Требует участия каждого члена группы Занимает много времени. Высокая загрузка ведущего
Метод номинальных групп Уменьшается эффект доминирующей личности. Обеспечивает взаимодействие участников. Дает упорядоченный список рисков Требует много времени. Высокая загрузка ведущего
Карточки Кроуфорда Быстрый. Легко реализуется. Должен участвовать каждый член группы. Вырабатывается большое количество идей. Можно проводить с группами больше обычного размера. Уменьшает эффект доминирующей личности Меньшее взаимодействие между участниками
Опрос экспертов Используется прошлый опыт Эксперт может быть предвзятым. Требует много времени
Контрольные списки Конкретный и упорядоченный. Легко использовать Предвзятость. Может не содержать конкретных элементов для данного проекта
Метод аналогии Использует прошлый опыт для исключения проблем в будущем. Подобные проекты содержат много сходных черт Требует много времени. Легко получить результаты, не подходящие для данного случая. Аналогия может быть некорректной
Методы с использованием диаграмм Ясное представление участвующих процессов. Легкость построения. Для них имеется много компьютерных инструментов Иногда вводит в заблуждение. Может занимать много времени
Выходы процесса идентификации рисков

Результатом процесса идентификации рисков является Реестр рисков , содержащий:

  • список идентифицированных рисков;
  • список потенциальных действий по реагированию;
  • основные причины возникновения риска;
  • уточнение категорий рисков.

В процессе идентификации список категорий рисков может пополняться новыми категориями, что может привести к расширению иерархической структуры рисков, разработанной в процессе планирования управления рисками.