Военно-морские силы индии. Страны где применяется Си Хоук


КОРАБЕЛЬНЫЙ ВЕРТОЛЕТ SH-60 LAMPS MK III SEAHAWK (ВМС США)

THE SHIP’S HELICOPTER SH-60 LAMPS MK III SEAHAWK (US NAVY)

11.02.2010
LOCKHEED MARTIN ПОСТАВИЛА ВМС США 50-Й ВЕРТОЛЕТ MH-60R

Американская корпорация Lockheed Martin 3 февраля передала ВМС США пятидесятый противолодочный вертолет MH-60R, говорится в сообщении компании.
Противолодочный вертолет MH-60R Seahawk разработала и производит компания Sikorsky, корпорация Lockheed Martin оснащает вертолет оборудованием, превращая его в настоящую боевую машину. Это оборудование включает многофункциональную РЛС, акустические буи, цифровое приборное оборудование кабины экипажа, ИК-камеру и другое оборудование для обнаружения и слежения за надводными и подводными целями. Кроме того, Lockheed Martin отвечает за систему самообороны вертолета.
Вертолет поступит на вооружение эскадрильи HSM-70 (Helicopter Maritime Strike) и станет десятым вертолетом этого типа в составе данного подразделения. Эскадрилья, сформированная в феврале прошлого года, дислоцируется в Джэксонвилле (Jacksonville) (шт. Флорида). В 2011 г. эскадрилья HSM-70, имея на вооружении 11 вертолетов MH-60R должна перебазироваться на борт авианосца USS George H.W. Bush (CVN 77). К настоящему времени ВМС США вооружили вертолетами MH-60R четыре эскадрильи, а всего намерены купить 300 таких машин для оснащения 16 эскадрилий.
ВМС США провели эксплуатационные испытания вертолета MH-60R в 2005 г. с налетом 1900 часов. Серийное производство вертолета стартовало с начала 2006 г. Все вертолеты Lockheed Martin и Sikorsky сдавали флоту по-стахановски, досрочно. Первая эскадрилья, вооруженная 11-ю вертолетами MH-60R достигла боеготовности в январе прошлого года, а в июле вошла в состав авиационной группировки авианосца USS John C. Stennis (CVN 74).
В 2010 г. ВМС США должны получить 27 вертолетов MH-60R. Согласно пятилетнему контракту ВМС США до 2013 г. получат 139 таких машин. Мощностей производства компаний хватает для изготовления еще 20 вертолетов MH-60R ежегодно для поставок на экспорт.
АвиаПорт

26.07.2013
КОМПАНИЯ «СИКОРСКИЙ» ПОСТАВИЛА В ВМС США 400 ВЕРТОЛЕТОВ МН-60


Компания «Сикорский» (Sikorsky Aircraft Corp), дочерняя фирма корпорации «Юнайтед текнолоджис» (United Technologies Corp.), поставила ВМС США 400-й многоцелевой вертолет семейства MH-60 «Си хоук» (Seahawk).
Как сообщила компания «Сикорский», в перечень поставленных вертолетов входят 166 вертолетов ПЛО и борьбы с надводными кораблями MH-60R, а также 234 вертолетов общего назначения MH-60S. 400-м вертолетом стал вертолет ПЛО MH-60R.
ВМС намерены применять парк вертолетов MH-60 до 2030-х годов.
С 2014 г. вертолеты MH-60S начнут применяться для проведения противоминных операций. В настоящее время эти вертолеты применяются для доставки грузов и личного состава на корабли, а также для защиты корабельных соединений от надводных кораблей.
Вертолеты MH-60R имеют РЛС, гидроакустическую станцию, линии связи, торпеды и ракеты класса «воздух — поверхность» для ведения противокорабельных и противолодочных операций.
Вертолеты MH-60S поступили на вооружение ВМС США в 2002 г. и их серийное производство будет вестись до 2015 г., пока не будет изготовлено в общей сложности 275 аппаратов.
Вертолеты MH-60R находятся на вооружении с 2006 г. и их производство будет продолжаться до 2017 г., пока ВМС США не приобретут 291 аппарат.
По состоянию на середину июля вертолеты обоих типов налетали в общей сложности 660 тыс.летных часов.
Все из 400 поставленных вертолетов семейства MH-60 «Си хоук» за исключением двух машин находятся на вооружении ВМС США. Два вертолета MH-60S в 2011 году были приобретены ВМС Таиланда по программе военной помощи иностранным государствам.
ВМС США приобретали все вертолеты MH-60 «Си хоук» с 2002 г. в рамках 5-летних контрактов. Действующий в 2012-2017 г. контракт предусматривает закупку 193 вертолетов MH-60R/S, а также 24 дополнительных вертолета MH-60R для ВМС Австралии. Первые 4 вертолета ВМС Австралии получат в 2013 году до того, как на них будет установлено бортовое оборудование. Кроме того, «Сикорский» поставит первые два вертолета из девяти заказанных машин ВМС Дании в 2014 году.
Количество ежегодно производимых вертолетов определяется Конгрессом и министерством обороны США.
Производство двух вариантов вертолета MH-60R/S «Сихоук» ведется на двух различных производственных линиях в Стратфорде (штат Коннектикут).Головным подрядчиком бортового радиоэлектронного оборудования для MH-60R является компания «Локхид Мартин», которая устанавливает его на своем заводе в Овего (штат Нью-Йорк). «Локхид Мартин» также производит унифицированную цифровую кабину для обоих вертолетов.
Военно-промышленный курьер

02.08.2014


Королевский австралийский военно-морской флот (Royal Australian Navy — RAN) выполнил первое огневое испытание тактической УР AGM-114 Hellfire класса «воздух-поверхность» с борта морского вертолета MH-60R Seahawk, сообщает janes.com 31 июля.
Тестовые запуски двух учебных ракет ATM-114Q-1 были проведены на полигоне ВМС США в районе атлантических островов Андрос (Багамы).
Австралия приобрела 24 многоцелевых вертолета MH-60R на сумму 2,3 млрд австралийских долл для замены 16 противолодочных вертолетов S-70B-2 Seahawk.
Как ожидается, новые вертолеты будут базироваться на ракетных фрегатах класса Anzac и трех строящихся ракетных эсминцах класса Hobart. Первые четыре австралийских Seahawk Romeo приняты в состав 725-й эскадрильи ВМС Австралии, которая в настоящее время совершает тренировки вместе с тремя эскадрильями ВМС США, оснащенных вертолетами MH-60R (авиастанция Джексонвиль, шт. Флорида).
Военный Паритет

UH-60 Black Hawk (англ. «Черный ястреб») - это многоцелевой вертолет, созданный американской компанией Sikorsky. Вертолет находится на вооружении американской армии, где он сменил известный Bell UH-1, являющийся одним из символов войны во Вьетнаме. Новая винтокрылая машина была предназначена для транспортировки 11 военнослужащих в полной экипировке. Опытный экземпляр вертолета поднялся в небо 17 октября 1974 года, а 23 декабря 1976 года вертолет стал победителем объявленного военными конкурса и был запущен в серийное производство. Вертолет выпускается до сих пор. С 1977 года было произведено более 4 тысяч вертолетов UH-60 Black Hawk различных модификаций. Широкой публике вертолет знаком по художественному фильму «Падение «Черного ястреба», в котором рассказывается о событиях в столице Сомали в 1993 году.

История разработки


Создание вертолета UH-60 началось после того, как американские военные выдали компаниям Boeing-Vertol, Bell, Lockheed и Sikorsky задание на проектирование многоцелевого тактического вертолета, предназначенного для снабжения войск на поле боя и проведения десантных операций. Вертолет создавался в рамках программы UTTAS - Utility Tactical Transport Air System (многоцелевой тактический транспортный вертолет). Новый многоцелевой вертолет должен был заменить транспортный вертолет Boeing-Vertol СН-46 «Sea Knight», находящийся на вооружении КМП, а также многоцелевой армейский вертолет Bell UH-1, находящийся на вооружении армии. В 1971 году военные определились с требованиями к будущей машине: в кабине вертолета необходимо было перевезти стрелковое отделение 11-15 человек; экипаж до 3-х человек; обеспечение возможности транспортирования вертолета без выполнения разборки на самолетах Lockheed С-130 и С-141; оснащение машины двумя двигателями.

Первоначальная программа производства включала в себя выпуск 1100 вертолетов, ее планировалось закончить к 1985 году, на тот момент эта программа была самой большой вертолетной программой американской армии. Стоимость всей программы создания вертолета UTTAS, включая этап разработки, приобретения и эксплуатации машин в течение 10 лет, первоначально оценивалась американскими военными в 2,4 млрд. долларов, но затем увеличилась до 6,5 млрд. долларов, а цена за одну машину соответственно выросла с 2 до 5,8 млн. долларов. В 1972 году военные выдали требования к ЛТХ вертолетов UTTAS и технические условия 9 компаниям-производителям.

Из 9 вертолетных компаний, которые представили свои проекты вертолета UTTAS, Пентагон отобрал разработки компаний Sikorsky и Boeing-Vertol, которые должны были предоставить опытные образцы. Согласно контракту предусматривалось строительство партий из 4-х опытных вертолетов от каждой из фирм. Один вертолет предназначался для проведения статических испытаний, еще по 3 машины для проведения летных испытаний. После того, как военные определились бы с компанией-изготовителем, планировалось строительство еще 5 опытных вертолетов, чтобы все 8 машин смогли принять участие в эксплуатационных испытаниях.

В 1973 году вертолет UTTAS, разрабатываемый для военных фирмой Sikorsky, получил обозначение S-70 (внутрифирменное) и армейское - UH-60A. Опытный вертолет - YUH-60 впервые поднялся в небо 17 октября 1974 года. После того как в 1976 году оценочные испытания опытных машин были завершены, американские военные провели сравнительный анализ вертолетов компаний Sikorsky и Boeing-Vertol и остановили свой выбор на вертолете компании Sikorsky. Главными причинами выбора многоцелевого вертолета Sikorsky UH-60A стали меньшие расходы на эксплуатацию в течение 20-летнего расчетного срока и меньшие технические риски.


Описание конструкции

Фюзеляж вертолета типа полумонокок, цельнометаллический, выполнен из легких сплавов. Композитные материалы на основе кевлара и стекловолокна применяются в конструкции кабины экипажа, дверей, обтекателей, фонарей и капота двигателей. Фюзеляж обладает противоударной конструкцией, которая в состоянии выдержать перегрузку в 10g при вертикальном и 20g при фронтальном ударе. Задняя часть фюзеляжа машины плавно переходит в хвостовую балку с имеющей несимметричный профиль и отогнутой вверх концевой балкой, к которой крепятся рулевой винт и стабилизатор. Стабилизатор прямой, управляемый, его размах - 4,37 м. Смена угла установки производится при помощи системы управления, получающей сигналы об угле общего шага, о воздушной скорости, боковом ускорении и угловой скорости. Для удобства транспортировки и во время стоянки предусмотрено складывание хвостовой балки.

Вход в двухместную кабину пилотов производится через 2-е боковые двери, которые являются сбрасываемыми. Сиденья пилотов бронированы. Грузовая кабина вертолета обладает размерами 4,95х 2,21х1,87 м, ее объем составляет 11,6 кубических метра. С обеих сторон грузовой кабины имеются сдвижные двери размерами 1,5х1,75 м. В грузовой кабине вертолета могут без проблем разместиться 11 солдат со своим вооружением или 6 раненых бойцов на носилках.

Шасси вертолета трехопорное, неубирающееся, на каждой опоре имеет по одному колесу. Главные опоры шасси рычажного типа, они оснащены двухкамерными амортизаторами. Установленная на вертолете пневмогидравлическая система амортизации позволяет обеспечить поглощение энергии удара о землю с возникающей перегрузкой в 40g без касания фюзеляжем вертолета земли. База вертолетного шасси - 8,83 м, колея шасси - 2,7 м.


Несущий винт вертолета четырехлопастный, крепление лопастей шарнирное. Втулка монолитная, изготавливается из титанового сплава и обладает демпферами и эластомерными подшипниками, которые не требуют смазки. Это в свою очередь позволяет на 60% снизить объем работ по техобслуживанию. Вертолетные лопасти имеют в плане прямоугольную форму, обладают лонжеронами овального сечения, выполненными из титанового сплава и хвостовой частью, в которой используется сотовый наполнитель «номекс». Задняя кромка, а также комлевая части лопастей изготовлены из композитных материалов на основе графита. Лопасти имеют обшивку из стеклопластика, также из этого материала выполнены противовесы, установленные вдоль носка лопасти. Лопасти вертолета спроектированы по принципу безопасно повреждаемой конструкции, благодаря чему они в состоянии выдержать попадание 23-мм артиллерийских снарядов. Лопасти оснащены электрической противообледенительной системой.

Рулевой винт вертолета также четырехлопастный, его диаметр 3,35 м., крепление лопастей бесшарнирное. Вместе с концевой балкой рулевой винт наклонен вбок на угол в 20 градусов, что позволяет увеличить диапазон центровки и создать вертикальную составляющую тяги. Втулка состоит из 2-х расположенных крестообразно балок. В плане лопасти имеют прямоугольную форму, выполнены с использованием композиционного графитоэпоксидного материала, также как и лопасти несущего винта обладают электрической противообледенительной системой.

Силовая установка вертолета включает в свой состав 2 турбовальных ГТД General Electric T700-GE-700, которые расположены в гондолах по обеим сторонам от пилона несущего винта. Максимальная мощность двигателя T700-GE-700 составляла 1285 кВт. Данный двигатель был разработан с учетом требований, которые были получены в ходе опыта эксплуатации вертолетов во Вьетнаме. Топливная система машины состояла из стандартных внутренних топливных баков, емкостью 150 литров, помимо этого дополнительно можно было установить еще один внутренний бак емкостью 440 литров. В вариантах вертолета НН-60 и МН-60 на высокорасположенных крылообразных пилонах могли быть смонтированы сбрасываемые баки вместимостью 870 литров. Максимально возможный запас топлива вертолета равен 3545 литрам.


Система управления вертолетом гидравлическая, бустерная, дублированная. На вертолете имеется вспомогательная силовая установка «Solar» мощностью 67 кВт. Она обеспечивает запуск основных двигателей, а также привод гидросистемы.

Основными элементами навигационной системы машины были инерциальная навигационная система и доплеровский радиолокатор. Изначально была предусмотрена возможность монтажа системы определения местоположения вертолета при помощи спутников. В оборудование, предусмотренное для обороны вертолета, входят автомат рассеивания ИК-отражателей и трассеров, а также приемник радиолокационного облучения ARP-39.

Сегодня без всяких преувеличений можно говорить о том, что «Черный ястреб» - это боевая машина ХХI века, несмотря на то, что ему уже больше 40 лет. В результате разработки данного вертолета на свет появилась универсальная платформа для всех родов войск, которая по совокупности своих характеристик занимает лидирующие позиции в мире. Помимо базовой сухопутной веси UH-60, было разработано 2 противолодочных вертолета SH-60F «Ocean Hawk» и SH-60B «Sea Hawk» (эти вертолеты оснащены опускаемой гидроакустической станцией и магнитометрами). Также был спроектирован вертолет HH-60 «Rescue Hawk», предназначенный для проведения военных поисково-спасательных, а также спецопераций и линейка вертолетов MH-60 «Knighthawk», которая включает в свой состав вертолеты огневой поддержки, палубные вертолеты, санитарные вертолеты, вертолеты для проведения спецопераций и постановщики помех.


В настоящее время вертолет по-прежнему активно поставляется на экспорт. Современные модели вертолета до предела насыщены различным высокотехнологичным оборудованием, что в свою очередь не позволяет длительное время хранить машину вне ангара и предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу. Принятие на вооружение многоцелевого вертолета UH-60, который активно используется всеми родами войск, а также на флоте, позволило существенно сократить затраты на эксплуатацию и упростить обслуживание. В армии он заменил знаменитый UH-1 «Ирокез», а на флоте «СиСпрайт». В настоящее время вертолет успешно дублирует задачи вертолетов огневой поддержки и транспортных машин, а также заменяет тяжелые вертолеты SH-3 «Sea King» и морские тральщики MH-53.

Летно-технические характеристики UH-60L:
Размеры: диаметр несущего винта - 16,36 м, диаметр рулевого винта - 3,35 м, длина с лопастями - 19,26 м, ширина фюзеляжа - 2,36 м, высота - 5,13 м.
Масса пустого вертолета - 4819 кг., максимальная взлетная - 10660 кг.
Тип двигателя - 2 турбовальных Дженерал Электрик T700-GE-701C, мощностью 2х1890 л.с.
Максимальная скорость - 295 км/ч, крейсерская - 278 км/ч.
Боевой радиус действия - 592 км.
Перегоночная дальность - 2220 км.
Практический потолок - 5790 м.
Экипаж - 2 чел. плюс до 2-х операторов пулеметов.
Полезная нагрузка - 1200 кг. внутри фюзеляжа, на подвеске - 4100 кг, в том числе 11 солдат или 6 носилок для раненых.
Вооружение (опционально): 2х7,62-мм пулемета M240H или 2х12,7-мм пулемета GAU-19 внутри кабины. Боевая нагрузка - до 4536 кг на 4-х узлах подвески: управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», артиллерийские установки калибра 20 и 30-мм.









































Различные варианты вертолета Н-60 «Си Хоук» доминируют в американских ВМС. Вертолет SH-60B «Си Хоук» является палубным вертолетом ПЛО (система LAMPS III). Он несет поисковую РЛС, магнитометр, теплопеленгатор и гидроакус-тические буи. С их помощью вертолет может обнарривать и отслеживать под-водные лодки (а также надводные корабли) и поражать их торпедами или ПКР. ВМС получили 93 вертолета SH-60B «Блок» 1, обладающих улучшенными боевы-ми возможностями. На американских авианосцах базируются вертолеты SH-60F «Оушн Хоук», которые обеспечивают ПЛО в дальней зоне от авианосной ударной группы. Эти же вертолеты могут использоваться в качестве поисково-спасатель-ных и транспортных. Вертолеты НН-60Р «Оушн Хоук» являются поисково-спаса-тельными и могут нести вооружение; их иногда привлекают для выполнения спецзаданий. В настоящее время ведется разработка вертолета SH-60R, который заменит пе-речисленные выше вертолеты. На вертолете SH-60R не будет магнитометра, уве-личится взлетная масса, а снаружи появятся два узла для размещения различной нагрузки. Он будет иметь новый компьютер AYK-14 для расчета боевого задания, усовершенствованную приборную доску, многорежимную РЛС, опускаемую ГАС AQS-22, акустический процессор UYS-2, усовершенствованные средства РЭБ, теплопеленгатор и встроенное оборонительное БРЭО. Вертолеты SR-60R поя-вятся на вооружении в 2002 г. и будут выпускаться и в 2010-х гг. Для снабжения кораблей разработан вертолет CH-60S «Найт Хоук». Нам нем используются несу-щая система, двигатели, пилон рулевого винта, редуктор и спасательная лебедка от вертолета «Блэк Хоук» и автоматическая система управления от вертолета «Си Хоук». Первый опытный «Найт Хоук» полетел в 1997 г. и с 1998 г. выпускается не-большой серией. Вертолет YCH-60 также предлагался для траления мин с целью замены тяжелых вертолетов МН-53Е. Экспортерами вертолетов SH-60B и SH-60F являются Австралия, Греция, Япония, Испания, Таиланд и Турция. Береговая охрана США использует поисково-спасательные вертолеты HH-60J «ДжейХоук».

Модификация Сикорский SH-60B «Си Хоук»
Страна-разработчик: США Тип: палубный многоцелевой вертолет. Нагрузка: максимальная платная нагрузка, перевозимая в кабине, 1860 кг (вариант НН-60Н) Вооружение (SH-60D): один 7,62-мм пулемет на шкворневой установке; торпеды Мк.50 и ПРК AQM-119В «Пингвин» (на вариан-те «Блок» 1). Вертолет НН-60Н может нести 7.62-мм пулемет и ПТУР AGM-114 «Хеллфайр»; вертолет SH-60R вооружен 7.62-мм пулеметом, может нести ПКР «Пинг-вин» и ПТУР «Хеллфайр», а также торпеды Мк.46 и Мк.50 Двигатели: два ГТД Дженерал Электрик T700-GE-401С мощностью по 1900 л.с. ЛТХ: максимальная скорость при «броске» 235 км/ч; скороподъемность 3,5 м/с; боевой радиус при патрулировании в течение 3 ч - 95 км Масса: пустого 6190 кг (SH-60B); нормальная взлетная в варианте ПЛО 9180 кг (SH-60B); максимальная взлетная 10660 кг (HH-60R) Размеры: диаметр несущего винта 16,36 м; длина фюзеляжа 15,26 м; высота с вращаю-щимися винтами 5,13 м; ометаемая несущим винтом площадь 210,15 м2

Для японских военно-морских сил самообороны фирма «Мицубиси»выпускала по лицензии вертолеты SH-60J (показаны на фото) и UH-60J

Палубный противолодочный вертолет Сикорский SH-60B «Си Хоук» (фирменное обозначение S-70L, измененное потом на S-70B) является модификацией армейского многоцелевого вертолета UH-60A «Блэк Хоук». В сентябре 1977 г. он стал победителем конкурсной программы LAMPS III, объявленной ВМС США и предусматривавшей разработку усовершенствованного палубного многоцелевого вертолета.

Вертолет создавали под решение двух основных задач. Первая – это борьба с подводными лодками, а вторая – обнаружение надводных кораблей. В рамках второй задачи предусматривалось обнаружение низколетящих противокорабельных ракет противника и наведение своих аналогичных ракет, запущенных с борта корабля, с помощью бортовой поисково-прицельной РЛС. Ко вторичным задачам относятся поисково-спасательные операции, эвакуация пострадавших и доставка различных грузов на борт корабля в открытом море (так называемые операции VERTREP).

При создании вертолета SH-60B конструкция планера исходной модификации UH-60A была соответствующим образом доработана под условия эксплуатации в морских условиях. Помимо применения материалов, стойких к воздействию морской воды, хвостовая балка была загерметизирована, хвостовую опору шасси существенно переместили вперед, установили надувные аварийные поплавки, для складывания лопастей несущего винта внедрили электропривод, а для складывания хвостовой балки – воздушную систему. Броню с кабины экипажа сняли, а запас топлива увеличили.

Под носовой частью фюзеляжа размещена поисковая антенна Тексас Инструменте APS- 124, а с левой стороны фюзеляжа – большой контейнер для сброса гидроакустических буев. С правого борта имеется пилон для подвески буксируемого магнитометра.

Первый полет опытного вертолета SH-60B «Си Хоук» состоялся 12 декабря 1979 г. Всего фирмой «Сикорский» и по лицензии в Японии было построено 394 вертолета, из них 304 – для ВМС США.

Со временем появились различные модификации. Среди них вертолет SH-60F «Оушн Хоук» (CV-Helo), предназначенный для базирования на авианосцах. Он имел погружаемую гидроакустическую станцию и обеспечивал противолодочную защиту авианосной ударной группы. Было построено 82 вертолета. Поисково-спасательный НН-60Н является специализированным вертолетом для ВМС, а для Корпуса морской пехоты выпускался вариант HH-60J «Джейхоук». В настоящее время запущен в серию многоцелевой вертолет MH-60R (SH-60R). Вертолеты MH-60R имеют увеличенную почти до 10700 кг взлетную массу и могут иметь в составе вооружения ПТУР AGM-114 «Хэллфайр». На нем установлена многорежимная РЛС и объединенный лазерный дальномер и теплолокатор AN/AAS-44. В 2005 г. было объявлено о закупке 243 новых вертолетов MH-60R, которые дополнят 237 многоцелевых машин MH-60S. Вертолеты MH-60S сочетают в себе планер армейского вертолета UH-60 и бортовые системы от морского SH-60. Они предназначены для замены устаревших вертолетов Боинг- Вертол СН-46 «Си Найт».

Вертолет НН-60Н легко распознать по двум большим окнам на левой двери кабины. На фото вертолет показан в момент выполнения операции VERTREP

На фото показан вертолет НН-60Н, взлетающий с палубы авианосца для обеспечения полетов палубных истребителей

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Сикорский SH-60B «Си Хоук»

Тип. Многоцелевой палубный вертолет

Силовая установка. 2 ГТД Дженерал Электрик T700-GE-401C мощностью по 1900 л. с.

Летные характеристики. Максимальная скорость при «броске» 235 км/ч, боевой радиус 93 км (с учетом патрулирования в течение 3 ч).

Массы и нагрузки (вариант ПЛО). Масса пустого вертолета 6190 кг, максимальная взлетная 9180 кг. Размеры. Диаметр несущего винта 16,36 м, ометаемая площадь 210,05 м2 , длина фюзеляжа 15,26 м, высота с вращающимися винтами 5,18 м.

Вооружение. Две торпеды Мк.46 или противокорабельные ракеты Конгсберг «Пингвин»

В августе 1978 г. вертолет «Линкс» АН.Мк.1 был принят на вооружение британской армии. На фото показан вертолет в момент пуска ПТУР«Toy»с подвески на правом борту

На внешнем рынке вертолеты «Линкс» завоевали большую популярность. В частности, ВМС Португалии имеют на вооружении пять палубных вертолетов «Супер Линкс» Мк.95

Первый реактивный самолет компании Hawker, последователь легендарных боевых машин Второй мировой войны Hurricane, Tempest и Fury, этот истребитель мог так и остаться на чертежах конструкторов, если бы в последний момент к нему не возник интерес со стороны Королевского военно-морского флота Великобритании. Пилоты, летавшие на нем, называли его «маленьким дружелюбным самолетом» с чем однозначно были не согласны египетские и пакистанские военные, испытавшие на себе силу его оружия. Палубный истребитель Hawker Sea Hawk F.1 , положил начало успеху компании Hawker на международном рынке военной авиации.

Уже во время испытаний прототипов поршневого палубного истребителя Sea Fury в 1944 году конструкторы компании Hawker задумались над тем как можно применить новейшие разработки в области реактивного двигателестроения на вновь созданном планере. Незадолго до этого, компания Rolls-Royce создала новый турбореактивный двигатель В.41, позднее получивший название «Nene», развивавший тягу, достаточную для того, чтобы поднять в воздух довольно большой планер Fury. В ноябре 1944 года Hawker представил британскому правительству предварительный проект реактивного истребителя на базе Fury, получивший условное обозначение Р.1035.

Группа конструкторов, которой руководил Сидней Камм (Sydney Camm), убрала радиальный поршневой двигатель из носовой части Fury, перенесла вперед кабину пилота и поместила турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene в средней части фюзеляжа. Воздухозаборники находились по бокам фюзеляжа, а сопло турбореактивного двигателя выходило прямо из хвостовой части самолёта. Однако, после дополнительных исследований, было решено несколько видоизменить конструкцию: двигатель получил новое раздвоенное сопло с выходом газов в задней части каждого корня крыла, в передней части корней крыльев разместили треугольные воздухозаборники. Предложенные изменения позволили разместить запас топлива в передней и задней частях фюзеляжа и стабилизировать центр тяжести самолета, обеспечив равномерный расход топлива из всех емкостей. Окончательный проект был представлен в декабре 1944 года и получил обозначение P.1040.

В целях удешевления производства новый самолёт получил крыло с прямолинейными кромками. Хвостовое оперение было приподнято для исключения воздействия на него раскаленных газов из сопел двигателя. Еще одной особенностью машины было использование трехстоечного шасси с носовой стойкой – первый опыт применения такой конструкции шасси компанией Hawker. Самолёт, который изначально предназначался для Королевских ВВС Великобритании, планировалось оснастить четырьмя 20-мм пушками Hispano Mark V. Однако военные не проявляли особенного интереса к новому истребителю: война подходила к концу, а у Королевских ВВС и ВМФ в работе уже были проекты перспективных реактивных самолётов. Несмотря на это, в октябре 1945 года, компания Hawker начала сборку первого опытного образца.

К тому времени Королевские ВВС Великобритании полностью утратили интерес к новой разработки компании Hawker. Руководство ВВС посчитало, что в ближайшем будущем в небе вряд ли появится самолёт, сравнимый с Gloster Meteor и сделало ставку исключительно на него. Компания Hawker, столкнувшаяся с резким падением спроса на ее самолёты с поршневыми двигателями, оперативно внесла изменения в проект P.1040 и в январе 1946 года, предложила его Королевскому ВМФ Великобритании в модификации палубного истребителя.

Флотское руководство заинтересовалось новой машиной и заказало три опытных образца для проведения испытаний. Первый опытный образец, который к тому времени уже находился в производстве, поднялся в воздух 2 сентября 1947 года. Ровно год спустя, 3 сентября 1948 года, первый полёт совершил второй прототип, который имел складывающиеся крылья, тормозной гак и был оснащен полным комплектом вооружения. Испытания второго прототипа на авианосце выявили необходимость увеличения размаха крыльев и удлинения тормозного гака.

17 октября 1949 года в небо поднялся третий прототип, который являлся полностью функциональным палубным истребителем, оснащенным двигателем Rolls-Royce Nene 101, длинным тормозным гаком, стартовыми реактивными ускорителями и пилонами для подвески дополнительных топливных баков. После серии успешных испытаний, 22 ноября 1949 года, Королевский ВМФ Великобритании разместил первый заказ на 151 истребитель, получивший официальное название Hawker Sea Hawk F.1.

Первые серийные истребители получили обозначение Sea Hawk F.1 и поступили на вооружение в 1953 году. Только 30 из них было произведено на заводе Hawker. В дальнейшем, производство было передано дочерней компании Armstrong Whitworth Aircraft, т.к. головное предприятие было сосредоточено на разработке и производстве перспективного самолета Hawker Hunter. Следующей модификацией Hawker Sea Hawk стал истребитель Hawker Sea Hawk F.2, оснащенный усиленными элеронами. Дальнейшие модификации были направлены на усиление конструкции крыльев и увеличение бомбовой нагрузки на внешних точках подвески. В результате появились истребители-бомбардировщики версий FB.3 и FGA.4.

В 1954 году сразу в нескольких странах появились боевые самолёты, способные преодолевать звуковой барьер в горизонтальном полете. На этом фоне перспективы истребителя Hawker Sea Hawk, оснащенного турбореактивным двигателем центробежного типа с ограниченными возможностями, выглядели весьма призрачными. Однако, с появлением нового двигателя Rolls-Royce Nene 103, развивавшим тягу 2460 кг, появилась возможность несколько улучшить характеристики самолета. Около 50 самолетов модификации Hawker Sea Hawk FB.3 и несколько машин версии Hawker Sea Hawk FGA.4 были переоборудованы и оснащены новыми двигателями Nene 103, получив обозначение Hawker Sea Hawk FB.5. Также было построено 87 новых самолётов, оснащенных двигателями Nene 103 и получивших обозначение Hawker Sea Hawk FGA.6. Увеличение тяги двигателя было незначительным для улучшения скоростных характеристик самолета, но позволило повысить уровень безопасности при осуществлении полётов с авианосцев.

Вскоре палубным истребителям Hawker Sea Hawk Королевских ВВС Великобритании пришлось принять активное участие в боевых действиях в ходе Суэцкого кризиса 1956-1957 годов. Истребители, базировавшиеся на британских авианосцах, наносили удары по египетским аэродромам, железным дорогам и системам ПВО. Они стали основными самолетами Великобритании, принимавшими участие в этом вооруженном конфликте, поскольку более новым боевым машинам Hawker Hunter, базировавшимся на Кипре, не хватало дальности полета для осуществления операций. В результате действий египетской ПВО было потеряно два самолёта Hawker Sea Hawk, еще несколько были повреждены, но в целом, опыт боевого применения истребителей был признан успешным.

В середине 1950-х интерес к палубному истребителю Hawker Sea Hawk проявили Голландия и Западная Германия. Вскоре самолёты поступили на вооружение флотов этих стран, где эксплуатировались до середины 1960-х. В Великобритании истребители были сняты с вооружения в 1960 году и окончательно списаны из резерва в период до 1969 года. Дольше всех, с 1960 до 1983 года, эксплуатировал самолеты Hawker Sea Hawk ВМФ Индии, успешно применявший их в ходе Индо-пакистанской войны 1971 года.

Изображенный на фотографиях истребитель Hawker Sea Hawk FB.6 был построен в 1956 году и нес службу в Королевском ВМФ Великобритании до середины 1960-х. После списания со службы и смены нескольких владельцев, этот самолёт занял место в коллекции авиационного музея в Гатвике (Gatwick Aviation Museum), где находится и по сей день. Самолёт окрашен в цвета 899-й эскадрильи, которая базировалась на авианосце HMS Eagle и принимала участия в боевых действиях во время Суэцкого кризиса.

Палубный истребитель Hawker Sea Hawk , спроектированный в 1944 году, выпускавшийся до 1961 года и находившийся в строю до 1983 года, стал одним из самых успешных европейских боевых самолётов своего времени. За весь период производства было построено 542 машины. Дальнейшим его развитием стал Hawker Hunter - популярнейший истребитель 1950-х, имевший еще больший успех на мировом рынке вооружений.

Модификации
Sea Hawk F.1 - первый серийный морской истребитель.
Sea Hawk F.2 - модификация Sea Hawk F.1 с именными крыльями.
Sea Hawk FВ.3 - вариант Sea Hawk F.2 в роли истребителя-бомбардировщика с 2-ми ПТБ и дополнительными подвесками для бомб.
Sea Hawk FGA.4 - штурмовик на основе Sea Hawk FВ.3 с новым двигателем Nene RN.4 Mk.101, c дополнительными подвесками для установки бомб и НУР.
Sea Hawk FВ.5 - истребитель-бомбардировщик на основе Sea Hawk FGA.4 с новым двигателем. Sea Hawk FGA.6 - модернизированный вариант штурмовика Sea Hawk FGA.4. 14 машин поставлялись для Индии.
Sea Hawk F.50 - версия Sea Hawk FGA.6 для ВМС Германии, с установкой AIM-7 и AIM-9.
Sea Hawk F.100 - версия Sea Hawk FGA.6 для ВМС Германии, оптимизированная для наземного базирования.
Sea Hawk F.101 - всепогодный вариант Sea Hawk F.100.

Тактико-технические характеристики Hawker Sea Hawk F.1
Размах крыла, м 11,89
Длина, м 12,09
Высота, м 2,64
Площадь крыла, кв.м. 25,83
Тип двигателя 1 ТРД Роллс-Ройс Nene RN.4 Mk.103
Тяга нефорсированная, кгс 2360
Вес пустого самолета, кг 4340
Максимальный взлетный вес, кг 7350
Максимальная скорость, км/ч 964
Практическая дальность с ПТБ, км 2250
Дальность действия, км 460
Максимальная скороподъемность, м/мин 1737
Практический потолок, м 13565
Экипаж, чел 1
ВооружениеПушки: 4x20 мм, боезапас - 200 сн/ствол
Подвесное вооружение:
Бомбы: 2x 220 кг или
НАР: 10x 76 мм