Если условия договора морской перевозки груза противоречат. Договор морской перевозки груза

Морская перевозка груза - один из самых распространенных видов перевозок. Морским транспортом перевозится большая часть грузов морского грузопотока. Перевозка грузов морским транспортом бывает двух видов: 1)

международная морская перевозка; 2)

каботаж - перевозка грузов и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Морская перевозка груза осуществляется на основании договора морской перевозки.

перевозчик груза обязан выдать груз лицу, уполномоченному на получение груза; 3)

отправитель груза обязан оплатить данную перевозку. Сторонами договора морской перевозки являются: 1)

перевозчик. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с грузоотправителем или от имени которого заключен такой договор; 2)

грузоотправитель. Лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени; 3)

фрахтователь. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.

Договор морской перевозки груза называется договором фрахтования. Плата, которую отправитель обязан уплатить перевозчику груза, получила название «фрахт». Существуют следующие особенности уплаты фрахта при морской перевозке грузов (ст. 164 КТМ РФ): 1)

размер фрахта устанавливается соглашением сторон; 2)

при отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза; 3)

в случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается; 4)

в случае если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза; 5)

за груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается, а если он был уплачен заранее, то возвращается; 6)

за груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.

Чартер - договор между владельцем транспортного средства и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства или его части на определенный срок или рейс. Чартер должен соответствовать следующим требованиям: 1)

он должен быть подписан перевозчиком и фрахтователем или их представителями; 2)

по соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Существуют основные условия подачи и погрузки судна: 1)

судно должно быть подано в мореходном состоянии; 2)

оно должно быть подано строго в указанный во фрахте или чартере порт; 3)

судно должно быть подано в строго оговоренное во фрахте или чартере время; 4)

груз должен быть надлежащим образом упакован и маркирован и полностью подготовлен к погрузке; 5)

судно должно быть подано на такую пристань, которая оснащена всем необходимым для погрузки и на которой отсутствуют преграды, препятствующие погрузке; 6)

если зафрахтовано все судно, то отправитель груза имеет право требовать удаления постороннего груза, находящегося на судне; 7)

провозить груз на палубе можно только с разрешения грузоотправителя.

С момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи на перевозчика возлагаются обязанности: 1)

обеспечить сохранность груза в пути следования; 2)

обеспечить выгрузку груза; 3)

обеспечить транспортировку груза в соответствии с его особенностями.

Срок и маршрут транспортировки груза устанавливаются соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения груз должен быть доставлен в срок, который разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычного маршрута.

Опасным грузом называется такой груз, который: 1)

легко воспламеняется; 2)

является взрывчатым веществом; 3)

был сдан под неправильным наименованием, и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах.

В случае невозможности судна войти в порт назначения и осуществить выгрузку груза в результате форс-мажора (война, стихийные бедствия, забастовки, и др.), перевозчик обязан: 1)

направить отправителю срочное сообщение о наличии указанных обстоятельств и запросить у отправителя разрешение осуществить выгрузку в другом порту; 2)

при получении соответствующего указания осуществить выгрузка в том порту и в таком порядке, который укажет отправитель.

При отсутствии такого распоряжения в течение 3-х дней с момента отправки уведомления перевозчиком капитан судна имеет право отгрузить груз в ближайшем порту и сообщить об этом отправителю (или фрахтователю), либо управомоченному распоряжаться грузом лицу; капитан судна вправе поступить так, если полученное им распоряжение нельзя выполнить без причинения ущерба владельцам других находящихся на судне грузов.

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах (ст.

117 КВВТ РФ: 1)

за утрату груза - в размере стоимости утраченного груза; 2)

за повреждение груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость; 3)

в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимость груза; 4)

за перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза; 5)

перевозчик возвращает полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза. Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение

принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие (ст. 166 КТМ РФ): 1)

непреодолимой силы; 2)

опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; 3)

любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море; 4)

пожара, возникшего не по вине перевозчика; 5)

действий и распоряжений соответствующих властей; 6)

военных действий и народных волнений; 7)

действия или бездействия отправителя или получателя; 8)

скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; 9)

незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза; 10)

недостаточности или неясности марок; 11)

забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично; 12)

иных обстоятельств, возникших не вине перевозчика, его работников или агентов.

Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств: 1)

судно погибнет или будет насильственно захвачено; 2)

судно будет признано непригодным к плаванию; 3)

погибнет груз, индивидуально определенный; 4)

погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

Существование в торговом мореплавании двух систем организации судоходства: трамповой и линейной - предопределило деление договора морской перевозки груза на два вида.

Договор морской перевозки груза может быть заключен:

  • 1) С условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
  • 2) без такого условия (в этом случае договор оформляется коносаментом);

Обязательным признаком договора трампового судоходства является осуществление перевозки на особых условиях: для размещений груза предоставляется все судно, его часть или определенные судовые помещения. Этот договор назван в ст. 115 КТМ чартером. Он используется при перевозке груза трамповыми судами.

Договор перевозки груза линейного судоходства заключается без условия предоставления всего судна, его части или определенных судовых помещений. В КТМ или каких-либо иных нормативных актах России название такого договора не приводится. Условно его можно было назвать договором по коносаменту. Коносаментом подтверждается заключение договоров при перевозке грузов на линейных судах. Коносамент - это расписка, выдаваемая судовладельцем (капитаном судна или агентом транспортного предприятия) грузоотправителю, которая удостоверяет принятие груза к перевозке. Коносамент является товарораспорядительным документом и оформляется в нескольких экземплярах (обычно не меньше трех), являющихся оригиналами; одновременно составляется необходимое количество копий, которые не имеют юридической силы, но необходимы для учета.

В зависимости от того, в какой форме осуществляется морская перевозка (линейная или трамповая), договор морской перевозки заключается либо без условия предоставления судна или его части (линейная), либо с таким условием (трамповая). Договор, заключаемый с условием предоставления всего судна или его части, называется договором фрахтования.

Оформление договора перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев осуществляется посредством коносамента Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза. По сути, коносамент является единственным документом, регулирующим отношения между ними.

Коносамент выполняет одновременно три функции: доказательства договора перевозки, расписки перевозчика в приеме груза к перевозке и товарораспорядительного документа.

Мировой практике известны следующие виды коносаментов:

  • 1) Коносамент на груз, погруженный на борт судна ("бортовой" коносамент). Данный коносамент выдается после погрузки груза на борт судна и содержит отметку "погружено на борт судна";
  • 2) Коносамент на груз, принятый к перевозке. Данный коносамент выдается после принятия судовладельцем груза к перевозке, но до погрузки его (груза) на борт судна. В дальнейшем коносамент на принятый к перевозке груз либо заменяется на "бортовой" коносамент, либо превращается в "бортовой" путем внесения в него отметки о том, что груз погружен на борт судна, и указания фактической даты погрузки.
  • 3) Чартерный коносамент. Коносамент, выдаваемый в трамповом судоходстве, называется чартерным. Это обусловлено тем, что он может выдаваться в дополнение к чартеру.
  • 4) Линейный коносамент - коносамент, выдаваемый в линейном судоходстве. Его содержание значительно шире, чем содержание чартерного коносамента, так как он содержит все специальные условия, относящиеся к перевозке.
  • 5) Сквозной коносамент - это коносамент, выдаваемый в тех случаях, если в порт назначения груз будет доставлен не на том судне, на которое он был погружен в порту отправления. Данная ситуация возникает, как правило, в линейном судоходстве, когда судно, на которое груз был погружен в порту отправления не обслуживает порт назначения, но перевозчик принимает на себя обязательство произвести в каком-либо порту перевалку груза на другое судно (своей или чужой компании) и доставить груз в порт назначения, о чем на лицевой стороне коносамента делается специальная отметка. При выдаче сквозного коносамента судоходная компания принимает на себя ответственность за доставку груза в порт назначения. В отношении ответственности за сохранность груза при перевозке по сквозному коносаменту действует следующее правило: перевозчик, выдавший сквозной коносамент, отвечает за сохранность груза на всем пути следования, если в договоре не указано иное.
  • 6) Коносамент на смешанную перевозку. В настоящее время в связи с широким распространением контейнерных перевозок все чаще судоходные компании работают по формуле "от двери до двери". В связи с этим некоторые из них для удобства могут выдавать т.н. коносаменты на смешанную перевозку, т.е. перевозку не только морским, но и другими видами транспорта.

По способу обозначения лица, имеющего право требовать выдачи груза, коносаменты бывают: предъявительским, ордерным или именным. При морских перевозках грузов применяются экспортные, каботажные, прямые сквозные, слушанные, линейные, чартерные, служебные, долевые коносаменты. В свою очередь сквозные коносаменты подразделяются на три типа:

  • -морской сквозной коносамент;
  • -обычный сквозной коносамент;
  • - коносамент на смешанную первозку.

Коносамент оформляется на каждую отдельную партию товара одного наименования, следующую от одного отправителя в адрес одного получателя и имеющую одну маркировку. Однако допускаются исключения, когда по одному коносаменту следуют сборные отправки грузов различных отправителей и получателей. Такой способ используется, как правило, экспедиторскими организациями. В этом случае соблюдается принцип одного отправителя и одного получателя, поскольку в качестве отправителя и получателя, как правило, выступают экспедиторские организации, а реальный грузовладелец получает коносамент, выписанный не судовладельцем, а такой организацией. Таким путем достигается сокращение сроков доставки грузов и снижение транспортных затрат.

Коносамент, как правило, составляется по проформе. Проформа может быть разработана и утверждена:

  • - судовладельцем (чаще всего при линейных перевозках);
  • -международной организацией (например, проформы соответствующих чартерных коносаментов, утвержденных БИМКО (Балтийской и Международной морской конференцией), или проформа коносамента на смешанные перевозки (FBL, утвержденная FIATA).

Коносамент, как и букинг-нота, имеет лицевую и оборотную стороны. На практике лицевая сторона нередко нумеруется стр. 2, а оборотная - стр. 1.

В зависимости от торговых обычаев и соответствующих правил лицевая сторона содержит следующие данные:

  • - наименование судоходной компании, ее адрес, наименование судна и его флаг, а иногда и фамилию капитана;
  • - наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя или его представителя, за исключением оформления предъявительских или ордерных коносаментов;
  • - наименование порта погрузки и порта выгрузки;
  • - общий характер груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, прямое указание - в соответствующих случаях - относительно опасного характера груза, число мест или предметов и вес груза или его количество, обозначенное иным образом (если при отправке груз не взвешивался, перевозчик, как правило, страхует себя оговоркой следующего содержания: "Размеры, вес, количество, марка, состояние, сорт, содержание и стоимость указаны грузоотправителем и перевозчику неизвестны". Эта оговорка обозначает, что перевозчик отвечает за количество мест, а не за их вес и другие данные);
  • - условие относительно провозной платы и других причитающихся перевозчику платежей (мертвый фрахт, демередж в порту погрузки и выгрузки и т.п.). Обычно применяется одна из следующих формулировок: "фрахт оплачен или "фрахт оплачивается в месте назначения".
  • - место и дата подписания коносамента; подпись правомочного лица (капитана или агента судовладельца);
  • - иногда коносамент подписывается и отправителем;
  • - количество выданных, имеющих законную силу оригиналов коносаментов;
  • - при наличии чартера в коносаменте обязательно должна быть ссылка на дату и место подписания чартера и использованную проформу чартера.

На оборотной стороне коносамента обычно указываются общие условия перевозки. В частности, оборотная сторона коносамента может содержать следующие данные:

  • - толкование таких терминов, как "торговец", "перевозчик", "груз", "держатель" и т.п.;
  • - условие о первостепенности закона, по которому на коносамент распространяются Гаагско-Висбийские или Гамбургские правила либо делается ссылка на другие конвенции или национальное законодательство;
  • - условие о юрисдикции, определяющее место рассмотрения споров, вытекающих из перевозки;
  • - период ответственности, в течение которого перевозчик и/или его представитель отвечает за утрату или порчу груза;
  • - условие о районе плавания. В нем обычно содержатся условия о возможности и условиях девиации;
  • - оговорка о замене судна, перегрузке и экспедиции;
  • - условие о лихтеровке, возлагающее на грузовладельца расходы по оплате всех погрузочно-разгрузочных работ при необходимости использования лихтеров;
  • - условие о погрузке, выгрузке и сдаче груза;
  • - условие о фрахте и расходах;
  • - условие о залоговом праве;
  • - условие о задержке;
  • - условие об общей аварии и спасении.

Кроме этих условий коносамент может содержать и другие условия, относящиеся непосредственно к конкретной перевозке. Перевозчик, принявший груз к перевозке без каких-либо оговорок о недоброкачественном (по внешнему виду) состоянии груза и/или его упаковки или каких-либо иных оговорок, относящихся к грузу, выдает грузовладельцу "чистый" коносамент.

Проверка содержимого отдельных мест не входит в Обязанности перевозчика. Если груз предъявлен к перевозке в поврежденной упаковке, то, как правило, такой груз к перевозке не принимается. Груз может быть принят только в том случае, если грузовладелец выдаст перевозчику письменный документ, подтверждающий, что состояние груза или его упаковки соответствует условиям запродажного договора. Однако и в этом случае в коносамент будут внесены соответствующие оговорки. Коносамент принято считать чистым, даже если он содержит оговорки следующего содержания:

  • - о том, что груз предъявлен к перевозке в таре/ упаковке, бывшей в употреблении;
  • - о том, что все риски за дефекты, связанные со специфическими особенностями груза, относятся на грузовладельца;
  • - о том, что вес, качество и количество груза перевозчику неизвестно и внесены в коносамент со слов грузоотправителя.

Если расчеты по договору купли-продажи осуществляются в форме аккредитива, необходимо, чтобы условия аккредитива, относящиеся к коносаменту, содержали все оговорки, перечисленные в предыдущем абзаце, потому что в противном случае банк может не принять коносамент с такими оговорками.

Помимо коносамента, особенно на стадии бронирования мест на линейное судно, может использоваться букинг-нота, которая является как бы "предварительным договором", состоит из двух частей (лицевой и оборотной) и содержит следующие условия: - на лицевой стороне - дата и место совершения сделки, наименование фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузовладельца), вид и количество груза, наименование судна, порты отправления и назначения, ставка фрахта и условия платежа, размещение груза на судне (в трюме или на палубе), наименование грузоотправителя, оговорка об использовании коносаментов перевозчика, подписи фрахтователя и фрахтовщика. Кроме этого, на лицевой стороне могут указываться позиция судна (местонахождение судна на момент заключения сделки), нормы грузовых работ и т.д.;

На оборотной стороне - положения о юрисдикции, сроках ответственности, условиях выполнения рейса, замене судна, перевалке и экспедиции, погрузке, выгрузке и сдаче груза, задержках в пути, диспаче и демередже, форс-мажорную оговорку и т.п.

Коносамент в обязательном порядке должен быть подписан капитаном судна либо пароходным агентом и заверен печатью.

Коносамент составляется как минимум в двух экземплярах, все экземпляры должны содержать штамп «оригинал», кроме того на них необходимо проставить порядковый номер оригинала с указанием числа таких оригиналов. Силу товарораспределительного документа имеет лишь один из экземпляров коносамента. Произведя выдачу груза по одному из оригиналов, все остальные экземпляры коносамента теряют свою силу. Количество выписываемых экземпляров коносамента зависит от сложности самой процедуры перевозки груза. Необходимого количества экземпляров коносамента зависит от сложности самой процедуры перевозки груза. Необходимого количества экземпляров должно хватить для проверки грузов со стороны агентов судна, администрации порта, сотрудниками таможни и т.д. Все копии коносамента должны содержать обязательный штамп «копия». Следует учитывать, что количество копий прописанное в коносаменте не входит в количество экземпляров.

По завершении составления коносамента, судовым агентом либо потом оформляется манифест, представляющий собой опись товаров, которые фактически были погружены на судно по коносаменту. Манифест требуется для пароходства и судна, а также для таможни портов и т.д.

Кроме договоров морской перевозки груза, оформляемых на основании коносамента существует еще один вид договоров морской перевозки - чартер. Чартер представляет собой договор на перевозку груза, составляемый между фрахтователем (которыми могут выступать грузоотправитель либо его представитель). Чартер несет в себе лишь одну функцию - он является непосредственным договором морской либо речной перевозки.

Различают следующие виды чартеров:

  • - чистый чартер, представляет собой документ стандартной формы с подписями и не имеющий никаких изменений;
  • - открытый чартер, такой документ не содержит информацию о грузе и о пункте назначения.

Разработка стандартных форм чартеров осуществляется самими судовладельцами и фрахтователями. Для определенного вида груза применяется свой чартер. Типовыми договорами перевозки являются проформы. В зависимости от состава фрахтуемого судна различают следующие виды чартера:

  • -тайм-чартер, представляет собой договор аренды судна либо его части на срок, указанный в договоре аренды, в распоряжении фрахтователя, при таких условиях договора судно может использоваться в любых направлениях;
  • -майз-чартер - представляет собой договор найма судна, когда все расходы по использованию судна полностью ложатся на фрахтователя, по такому договору судно нанимается с командой;
  • - бербоут-чартер, представляет собой договор найма судна, когда все расходы по использованию судна полностью ложатся на фрахтователя, по такому договору судно предоставляется без команды и судовладельцу выплачивается арендная плата.

Заключая чартер, фрахтователю необходимо четко ориентироваться в нормах погрузки и выгрузки в портах, поскольку нарушение сроков погрузки и выгрузки влекут за собой наложение со стороны судовладельца штрафов (демерредж), в связи с тем, что нарушение таких сроков повлекло простой судна под грузовыми операциями. Соответственно, досрочное завершение работ по погрузке и разгрузке судна сопровождается выплатой со стороны судовладельца фрахтователю премии (диспач) .

Введение. 3

1. Договор перевозки. 5

1.1. Понятие договора перевозки. 5

1.2. Система договоров перевозки. 6

1.3. Виды договоров перевозки. 7

1.4. Стороны договора перевозки. 12

2. Специфика договоров морской перевозки. 15

2.1. Договор морской перевозки груза. 15

Общие положения. 15

Подача судна и погрузка груза. 18

Коносамент. 21

Исполнение договора морской перевозки. 27

Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза. 29

Выгрузка и выдача груза. 33

Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя. 35

Трамповые перевозки грузов. 43

Исполнение договора морской перевозки груза. 46

2.2. Договор морской перевозки пассажира. 47

2.3. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) 63

2.4. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) 67

2.5. Арест судна. 72

2.6. Претензии и иски. Исковая давность. 81

Претензии и иски. 81

Порядок предъявления претензии. 87

3. Агентирование судов. 92

Заключение. 102

Список использованных источников. 105

Введение

Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору.

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, – это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

В моей дипломной работе речь пойдет о договоре перевозки морским транспортом.

В частности мы рассмотрим договор морской перевозки груза, договор морской перевозки пассажира, некоторые виды фрахтования судов, которые так же являются довольно специфическими видами договоров. Мы рассмотрим так же арест судна, претензии и иски предъявляемые по договору перевозки морским транспортом и агентирование судов.

Объектом исследования являются законы касающиеся договора перевозки морским транспортом, в основном это Кодекс торгового мореплавания РФ, Гражданский кодекс РФ и другие законы гражданского права связанные с перевозками пассажиров и грузов.

Актуальность моей работы состоит в том, что договор морской перевозки грузов и договор морской перевозки пассажиров – один из своеобразных сложных и представляющих интерес для юристов видов транспортного договора, отражающих специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием.

Международный характер торгового мореплавания всегда являлся основ­ным критерием при создании этих морских законов. Морской флот страны ни­когда не уходил и не мог уходить от рыночных отношений независимо от внут­ренней политики развития промышленности и транспорта и государственной собственности на средства транспорта, которая являлась превалирующей. Мор­ской флот, который по тоннажу занимал одно из ведущих мест в мире, участво­вал в международных перевозках и являлся достойным и надежным партнером. Высокое качество транспортных услуг зависело не только от хорошего техни­ческого состояния флота и отличной подготовки экипажей, но и от правового регулирования всей морской деятельности.

Разумеется, действовавшее в СССР законодательство не могло не сказы­ваться на некоторых институтах морского права. Государственная собствен­ность на морские суда приводила к существенным ограничениям. Например, в собственности граждан могли находиться суда вместимостью не более 10 реги­стровых тонн, а суда, осуществляющие морские перевозки грузов и пассажи­ров, находились, как правило, в оперативном управлении государственных су­доходных предприятий. В стране безраздельно господствовала доктрина имму­нитета государственных судов независимо от того, осуществляли ли они государственные, публичные функции или использовались в коммерческих це­лях, что, в свою очередь, делало невозможным участие страны в международ­ных договорах, в которых такой иммунитет не признавался. В течение десяти­летий применялся двойной подход: официально провозглашался иммунитет государственных судов и отрицалась возможность их ареста по требованиям имущественного характера без согласия правительства, а на практике эта док­трина игнорировалась не только партнерами пароходств, но и самими пароходствами.

Плановый характер перевозок грузов влек за собой создание в Кодексе торгового мореплавания двух видов норм: одни применялись к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, другие - к отноше­ниям с иностранными партнерами. Объем диапозитивных норм при перевозках грузов во взаимоотношениях между отечественными организациями бил неоп­равданно сужен.

1. Договор перевозки

1.1. Понятие договора перевозки

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. (Ст. 784 ГК РФ)

1. Согласно п. 1 единственным правовым основанием осуществления перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор перевозки, который должен быть удостоверен соответствующим письменным документом (см. п. 2 ст. 785 ГК и п. 2 ст. 786 ГК).

При наличии ряда общих черт договор перевозки груза и договор перевозки пассажира и багажа имеют значительные правовые особенности, и ГК устанавливает для них наряду с общими нормами также ряд специальных правил: о грузах - ст. 785, 791, 794, 797 ГК, пассажирских перевозках - ст. 786, 795, 800 ГК. Договор перевозки груза в свою очередь также имеет ряд разновидностей на железнодорожном и водном транспорте.

2. В силу п. 2 на транспорте сохраняется ранее сложившаяся система законодательного регулирования: транспортные уставы и кодексы для отдельных видов транспорта, иные законы и издаваемые в соответствии с ними правила перевозок. В настоящее время в РФ действуют: УЖД 1964, УВВТ 1955, ВК 1983, КТМ 1968 и УАТ 1969. В дальнейшем в соответствии с п. 2 ст. 784 ГК все транспортные уставы и кодексы должны получить статус федеральных законов.

Применение этих актов предусмотрено п. 8 Постановления Верховного Совета РФ о некоторых вопросах применения законодательства СССР на территории РФ от 3 марта 1993 года (Ведомости РСФСР, 1993, N 11, ст. 393). Все названные транспортные уставы и кодексы должны ныне применяться с учетом норм гл. 40 ГК.

3. Другими основными законами, содержащими нормы о перевозке, являются Закон РФ о федеральном железнодорожном транспорте 1995 г., Закон о защите прав потребителей (в отношении перевозок, выполняемых для граждан). Нормы о перевозках содержатся и в ряде других законов РФ.

До принятия новых законов РФ продолжают применяться Постановления Правительства СССР и РФ по вопросам транспорта, в числе которых: Положение о взаимной ответственности морского транспорта и отправителей при перевозках экспортных и импортных грузов, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1965 г. N 429 (СП СССР, 1965, N 14, ст. 105); Постановление Совета Министров СССР от 13 декабря 1990 г. N 1274 "О мерах по обеспечению сохранности импортных грузов" (СП СССР, отд. I, 1991, N 1, ст. 5).

4. Правила перевозок на отдельных видах транспорта в соответствии с транспортными уставами и кодексами утверждаются соответствующими транспортными министерствами и публикуются в периодических сборниках правил перевозок и тарифов (издаются для железнодорожного и морского транспорта), а также в виде сборников таких правил, которые иногда именуются тарифами или тарифными руководствами.

Правила перевозок являются важным источником транспортного права. В развитие и дополнение транспортных уставов и кодексов они содержат как положения общего характера (порядок предъявления грузов к перевозке и их выдачи, оформление транспортной документации), так и специальные правила о перевозках отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.). Отдельно утверждаются правила перевозок пассажиров и багажа.

5. Абз. 2 п. 2 ст. 784 ГК начинается с указания об определении условий перевозки соглашением сторон. Эта формулировка, отражающая свободу договора в условиях рынка с правом сторон свободно определять его условия (ст. 421 ГК), в сфере транспортной деятельности имеет свои рамки ввиду особенностей транспорта (массовость операций, единство транспортно - технологических процессов, интересы безопасности).

Соглашение сторон об условиях перевозки возможно, если нормы транспортного права предоставляют клиентам право выбора между определенными условиями перевозки (например, избрание вида отправки, скорости доставляемого груза и т.д.) или носят диспозитивный характер. Большинство норм транспортного права, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, имеют императивный характер, что обусловлено транспортно - технологическими особенностями работы транспорта и интересами безопасности перевозок.

___________________________ "___"________ ___ г. (место заключения договора) ______________________________________________________________________, (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) именуемое в дальнейшем "Перевозчик", в лице ______________________________, (должность, Ф.И.О.) действующего на основании _______________________________, с одной стороны, и ________________________________________________________________________, (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) именуемое в дальнейшем "Отправитель", в лице _____________________________, (должность, Ф.И.О.) действующего на основании ______________________________, с другой стороны, руководствуясь положениями статьи 787 Гражданского кодекса РФ, главы VIII Кодекса торгового мореплавания РФ, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст Отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - Получатель), а Отправитель ___________________ в лице __________________, действующий на основании ____________________, обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

2. Условия перевозки груза:

Наименование судна, на котором будет осуществлена перевозка: ________________________________.

Род и вид груза: ______________________________________________.

Место погрузки: _______________________________________________.

Место назначения (или направления) судна: _____________________.

Сроки перевозки груза:

Срок подачи судна под погрузку ________________________________.

Срок выдачи груза в порту прибытия ____________________________.

Маршрут перевозки груза: ______________________________________.

Иные условия и оговорки: ______________________________________.

3. Оплата фрахта и другие платежи:

Размер фрахта составляет _______ (_____________) рублей.

Сталийное время (срок, в течение которого Перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Контрсталийное время (дополнительное время ожидания) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Плата за контрсталийное время составляет _______________________.

За задержку судна свыше контрсталийного времени Отправитель обязан возместить Перевозчику причиненные убытки в размере __________________, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от Перевозчика.

4. Права и обязанности сторон.

4.1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.

4.2. Перевозчик обязан известить Отправителя о месте погрузки груза, если погрузка груза проводится в необычном для данного порта месте погрузки груза.

4.3. Перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.

4.4. В случае если принятый для перевозки груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза и на грузовых местах, Перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями.

4.5. Перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены п. 2 настоящего договора.

4.6. Отправитель обязан указать безопасный порт погрузки. В случае если порт погрузки не указан фрахтователем или указан им несвоевременно либо указан порт погрузки, не являющийся безопасным, Перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков.

4.7. Отправитель должен указать безопасное и пригодное для погрузки груза место, которое судно может достичь без опасностей, в котором может находиться, оставаясь на плаву, и из которого может выйти с грузом. В случае если Отправителем указано место, непригодное для погрузки груза, или несколькими Отправителями указаны разные места погрузки груза, Перевозчик может подать судно в место погрузки груза, обычно используемое в данном порту. Отправитель может потребовать, чтобы судно было поставлено в другое место погрузки груза за его счет.

5. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза.

5.1. Отказ Перевозчика от исполнения договора морской перевозки груза.

В случае если стоимость погруженного груза не покрывает фрахт и другие расходы Перевозчика на груз и Отправитель не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительное обеспечение, Перевозчик имеет право до выхода судна в рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и требовать уплаты одной второй полного фрахта, при наличии простоя - платы за простой и возмещения произведенных Перевозчиком за счет груза других расходов. Выгрузка груза осуществляется за счет Отправителя.

Дополнительное обеспечение предоставляется в соответствии с дополнительным соглашением, которое стороны обязуются заключить в срок до _________________ и которое будет являться неотъемлемой частью настоящего договора.

5.2. Отказ Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза.

1. При предоставлении всего судна для перевозки груза Отправитель вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при условии уплаты:

1) одной второй полного фрахта, при наличии простоя - платы за простой, произведенных Перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта расходов, если отказ Отправителя наступил до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки груза, либо до выхода судна в рейс, в зависимости от того, какой из указанных моментов наступил раньше;

2) полного фрахта, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки груза заключен на один рейс;

3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и одной второй фрахта за остальные рейсы, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки груза заключен на несколько рейсов.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза до выхода судна в рейс Перевозчик обязан выдать Отправителю груз, если даже выгрузка груза может задержать судно более установленного срока.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза во время рейса Отправитель вправе требовать выдачи груза только в том порту, в который судно должно зайти в соответствии с договором морской перевозки груза или зашло в силу необходимости.

5.3. Отказ от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон.

1. Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:

1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;

2) блокада места отправления или места назначения;

3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Обстоятельства, предусмотренные абз. 4 и 6 подпункта 1 пункта 5.3, не могут служить основанием для отказа от исполнения договора морской перевозки груза без возмещения другой стороне убытков, если задержка судна предвидится кратковременная.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, Перевозчик не несет расходов на выгрузку груза.

2. Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения вследствие наступления любого из обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, также во время рейса. При этом Отправитель возмещает Перевозчику все расходы на груз, в том числе расходы на его выгрузку, а также фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию.

5.4. Прекращение договора морской перевозки груза вследствие невозможности его исполнения.

1. Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие независящих от сторон обстоятельств:

судно погибнет или будет насильственно захвачено;

судно будет признано непригодным к плаванию;

погибнет груз, индивидуально-определенный;

погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

2. Договор морской перевозки груза прекращается вследствие указанных в подпункте 1 пункта 5.4 обстоятельств и во время рейса; при этом Перевозчику причитается фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза.

6. Ответственность Перевозчика, грузоотправителя и фрахтователя.

6.1. Ответственность Перевозчика:

1. Перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине Перевозчика;

5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия Отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не по вине Перевозчика, его работников или агентов.

2. Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен пунктом 2 настоящего договора.

3. Лицо, имеющее право заявить требование к Перевозчику в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если груз не выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на получение груза, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного пунктом 2 настоящего договора срока выдачи груза.

4. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.

6.2. Ответственность Отправителя:

Отправитель несет ответственность за причиненные Перевозчику убытки, если не докажет, что убытки причинены не по его вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых он отвечает.

7. Споры по исполнению настоящего договора разрешаются путем переговоров, а при недостижении согласия - в судебном порядке в соответствии с соглашением об арбитражной оговорке, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.

8. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до ____________________________.

9. Юридические адреса и подписи сторон:

Перевозчик Отправитель Наименование: ______________________ Наименование: ______________________ Адрес: _____________________________ Адрес: _____________________________ ОГРН _______________________________ ОГРН _______________________________ ИНН ________________________________ ИНН ________________________________ КПП ________________________________ КПП ________________________________ Р/с ________________________________ Р/с ________________________________ в __________________________________ в __________________________________ К/с ________________________________ К/с ________________________________ БИК ________________________________ БИК ________________________________ ОКПО _______________________________ ОКПО _______________________________ От имени Перевозчика От имени Отправителя ____________________ (__________) ____________________ (__________) М.П. М.П.

___________________________ "___"________ ___ г. (место заключения договора) ______________________________________________________________________, (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) именуемое в дальнейшем "Перевозчик", в лице ______________________________, (должность, Ф.И.О.) действующего на основании _______________________________, с одной стороны, и ________________________________________________________________________, (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) именуемое в дальнейшем "Отправитель", в лице _____________________________, (должность, Ф.И.О.) действующего на основании ______________________________, с другой стороны, руководствуясь положениями статьи 787 Гражданского кодекса РФ, главы VIII Кодекса торгового мореплавания РФ, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст Отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - Получатель), а Отправитель ___________________ в лице __________________, действующий на основании ____________________, обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

2. Условия перевозки груза:

Наименование судна, на котором будет осуществлена перевозка: ________________________________.

Род и вид груза: ______________________________________________.

Место погрузки: _______________________________________________.

Место назначения (или направления) судна: _____________________.

Сроки перевозки груза:

Срок подачи судна под погрузку ________________________________.

Срок выдачи груза в порту прибытия ____________________________.

Маршрут перевозки груза: ______________________________________.

Иные условия и оговорки: ______________________________________.

3. Оплата фрахта и другие платежи:

Размер фрахта составляет _______ (_____________) рублей.

Сталийное время (срок, в течение которого Перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Контрсталийное время (дополнительное время ожидания) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Плата за контрсталийное время составляет _______________________.

За задержку судна свыше контрсталийного времени Отправитель обязан возместить Перевозчику причиненные убытки в размере __________________, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от Перевозчика.

4. Права и обязанности сторон.

4.1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.

4.2. Перевозчик обязан известить Отправителя о месте погрузки груза, если погрузка груза проводится в необычном для данного порта месте погрузки груза.

4.3. Перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.

4.4. В случае если принятый для перевозки груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза и на грузовых местах, Перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями.

4.5. Перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены п. 2 настоящего договора.

4.6. Отправитель обязан указать безопасный порт погрузки. В случае если порт погрузки не указан фрахтователем или указан им несвоевременно либо указан порт погрузки, не являющийся безопасным, Перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков.

4.7. Отправитель должен указать безопасное и пригодное для погрузки груза место, которое судно может достичь без опасностей, в котором может находиться, оставаясь на плаву, и из которого может выйти с грузом. В случае если Отправителем указано место, непригодное для погрузки груза, или несколькими Отправителями указаны разные места погрузки груза, Перевозчик может подать судно в место погрузки груза, обычно используемое в данном порту. Отправитель может потребовать, чтобы судно было поставлено в другое место погрузки груза за его счет.

5. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза.

5.1. Отказ Перевозчика от исполнения договора морской перевозки груза.

В случае если стоимость погруженного груза не покрывает фрахт и другие расходы Перевозчика на груз и Отправитель не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительное обеспечение, Перевозчик имеет право до выхода судна в рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и требовать уплаты одной второй полного фрахта, при наличии простоя - платы за простой и возмещения произведенных Перевозчиком за счет груза других расходов. Выгрузка груза осуществляется за счет Отправителя.

Дополнительное обеспечение предоставляется в соответствии с дополнительным соглашением, которое стороны обязуются заключить в срок до _________________ и которое будет являться неотъемлемой частью настоящего договора.

5.2. Отказ Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза.

1. При предоставлении всего судна для перевозки груза Отправитель вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при условии уплаты:

1) одной второй полного фрахта, при наличии простоя - платы за простой, произведенных Перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта расходов, если отказ Отправителя наступил до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки груза, либо до выхода судна в рейс, в зависимости от того, какой из указанных моментов наступил раньше;

2) полного фрахта, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки груза заключен на один рейс;

3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и одной второй фрахта за остальные рейсы, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки груза заключен на несколько рейсов.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза до выхода судна в рейс Перевозчик обязан выдать Отправителю груз, если даже выгрузка груза может задержать судно более установленного срока.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки груза во время рейса Отправитель вправе требовать выдачи груза только в том порту, в который судно должно зайти в соответствии с договором морской перевозки груза или зашло в силу необходимости.

5.3. Отказ от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон.

1. Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:

1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;

2) блокада места отправления или места назначения;

3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Обстоятельства, предусмотренные абз. 4 и 6 подпункта 1 пункта 5.3, не могут служить основанием для отказа от исполнения договора морской перевозки груза без возмещения другой стороне убытков, если задержка судна предвидится кратковременная.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, Перевозчик не несет расходов на выгрузку груза.

2. Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения вследствие наступления любого из обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, также во время рейса. При этом Отправитель возмещает Перевозчику все расходы на груз, в том числе расходы на его выгрузку, а также фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию.

5.4. Прекращение договора морской перевозки груза вследствие невозможности его исполнения.

1. Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие независящих от сторон обстоятельств:

судно погибнет или будет насильственно захвачено;

судно будет признано непригодным к плаванию;

погибнет груз, индивидуально-определенный;

погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

2. Договор морской перевозки груза прекращается вследствие указанных в подпункте 1 пункта 5.4 обстоятельств и во время рейса; при этом Перевозчику причитается фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза.

6. Ответственность Перевозчика, грузоотправителя и фрахтователя.

6.1. Ответственность Перевозчика:

1. Перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине Перевозчика;

5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия Отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не по вине Перевозчика, его работников или агентов.

2. Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен пунктом 2 настоящего договора.

3. Лицо, имеющее право заявить требование к Перевозчику в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если груз не выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на получение груза, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного пунктом 2 настоящего договора срока выдачи груза.

4. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.

6.2. Ответственность Отправителя:

Отправитель несет ответственность за причиненные Перевозчику убытки, если не докажет, что убытки причинены не по его вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых он отвечает.

7. Споры по исполнению настоящего договора разрешаются путем переговоров, а при недостижении согласия - в судебном порядке в соответствии с соглашением об арбитражной оговорке, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.

8. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до ____________________________.

9. Юридические адреса и подписи сторон:

Перевозчик Отправитель Наименование: ______________________ Наименование: ______________________ Адрес: _____________________________ Адрес: _____________________________ ОГРН _______________________________ ОГРН _______________________________ ИНН ________________________________ ИНН ________________________________ КПП ________________________________ КПП ________________________________ Р/с ________________________________ Р/с ________________________________ в __________________________________ в __________________________________ К/с ________________________________ К/с ________________________________ БИК ________________________________ БИК ________________________________ ОКПО _______________________________ ОКПО _______________________________ От имени Перевозчика От имени Отправителя ____________________ (__________) ____________________ (__________) М.П. М.П.