Что дает работодателю испытательный срок. Оформление на испытательном сроке

20.06.2007 46706 2

Родион КОЗИКОВ, аспирант Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ

Проблема организации и осуществления ведомственного финансового контроля - важная составляющая часть общей проблемы укрепления и совершенствования государственного финансового контроля.
Значение ведомственного контроля определяется тем, что в современной российской структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются органами исполнительной власти и подведомственными им организациями. Поэтому без участия органов ведомственного контроля задача осуществления полного, систематического и результативного контроля использования бюджетных и иных государственных средств становится практически неразрешимой.
Вместе с тем проведение административной и бюджетной реформ относят организацию ведомственного контроля к числу первоочередных задач, решение которых должно способствовать повышению эффективности государственных расходов.
Под ведомственным финансовым контролем в данном случае следует понимать финансовый контроль, выполняемый специально уполномоченными подразделениями органов исполнительной власти. Методологически он представляет собой разновидность внутреннего финансового контроля, однако исключительно внутренним контролем не является. Поскольку отраслевые и другие системы исполнительной власти имеют, как правило, вертикальную структуру и территориальные органы, то в реальной контрольной работе неизбежны ситуации, когда центральная контрольная служба, оставаясь органом внутреннего финансового контроля конкретной системы, по отношению к проверяемым объектам фактически выступает в роли органа внешнего контроля.
Проводимая в стране административная реформа предполагает, в числе прочего, организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.
Основания для определения ведомственного контроля как одного из видов государственного контроля можно рассматривать в экономическом, правовом и организационном аспектах. В экономическом плане определяющим фактором является то, что ведомственный финансовый контроль главным образом имеет дело с государственными (и прежде всего бюджетными) средствами, их поступлением и расходованием. Для получения и использования государственных средств у различных ведомств имеются и другие источники. Возможны также варианты привлечения государственными учреждениями частных денег, поскольку предпринимательская деятельность для бюджетных учреждений не запрещена. Нормально работающий ведомственный контроль должен охватывать все средства, используемые в пределах ведомства.
Преимущественная забота ведомственного контроля – проверки использования полученных ведомством и его подразделениями средств. На поступление средств он может влиять лишь ограниченно. Но это не означает, что контролеры вправе безразлично относиться к тому, какие средства и какими путями приходят в систему ведомства. И здесь у контроля имеются определенные возможности, в частности проверка использования полученных средств, законности и эффективности их расходования, а также обоснованности и правомерности действий ответственных должностных лиц.
Крайне важно то, что именно с помощью ведомственного контроля и только с его участием можно обеспечить соблюдение базового условия эффективности контроля – полный охват подлежащего контролю массива государственных средств с установленной постоянной периодичностью проведения ревизий и проверок. Для этого ведомственный контроль должен охватывать каждую организацию, каждое учреждение данного ведомства в предусмотренный срок.
Как это будет достигнуто организационно – вопрос скорее технический, и ответ на него зависит от производственно-организационной структуры ведомства. Но в любом случае здесь реализуется преимущество близости ведомственного контроля к подконтрольным объектам и обслуживающим их финансовым потокам, к местам использования поступивших государственных и иных средств. Очевидно, что в условиях нашей страны термин «близость» не следует понимать исключительно технически и географически. Российские расстояния обусловливают необходимость многодневных командировок и в пределах поля деятельности ведомственного контроля.
В практической деятельности многочисленных ведомств Российской Федерации решение этих задач обеспечивалось по-разному: в некоторых случаях весьма формально, нередко необходимостью ведомственного контроля вообще пренебрегали.
Вот некоторые наблюдения о состоянии ведомственного контроля в системах 24 министерств, государственных комитетов и других федеральных учреждений, характеризующие фактическое положение дел с ведомственным финансовым контролем – наличие и состав контрольных подразделений в центре и на местах, их задачи и полномочия, организацию и методы работы.
Всего на заре проведения административной реформы в центральном аппарате министерств и ведомств в контрольных подразделениях насчитывалось 215 работников. При этом бюджетные ассигнования составляли 278,4 млрд руб., то есть каждый штатный ревизор должен был проверить 1,3 млрд руб. Кроме того, надо иметь в виду, что ведомственному контролю должны подвергаться не только бюджетные средства, но и средства, получаемые подведомственными бюджетными учреждениями от коммерческой деятельности, а также принадлежащие им материальные ценности.
Имевшиеся у ряда министерств ведомственные контрольные органы на местах были слабыми и малочисленными. Так, во всех региональных контрольно-ревизионных управлениях Министерства природных ресурсов работало всего 102 человека. В каждом региональном центре Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий действовали контрольно-ревизионные отделы со штатной численностью шесть человек. Контрольно-ревизионные отделы в региональных таможенных управлениях Государственного таможенного комитета насчитывали от 5 до 27 человек.
Большинство же ведомств – в том числе Министерство культуры, в состав которого входило более 200 учреждений федерального ведения, Министерство по атомной энергии, также имевшее около 200 подведомственных предприятий, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по статистике и др. – контрольных структур и ревизоров на местах не имело.
Как правило, в министерствах и ведомствах, в которых действовали самостоятельные контрольные управления или отделы, существовали положения об этих подразделениях, определяющие их права и обязанности, инструкции о порядке проведения ревизий и проверок. Там же, где контрольные подразделения были несамостоятельными и малочисленными, ведомственные нормативные документы, регламентирующие их деятельность, отсутствовали. По этой причине, например, ревизоры Госкомстата России руководствовались инструкциями и методиками Минфина России. Контрольная работа планировалась, однако ревизии и проверки проводились нерегулярно.
Ведомственные нормативные акты, регулирующие контрольную деятельность, в основном были нацелены на проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, использования и сохранности денежных и материальных ценностей, состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности, на выявление и устранение имеющихся недостатков и нарушений.
В рыночных условиях отдельные министерства и ведомства для целей внутриведомственного финансового контроля стали использовать аудиторскую, то есть платную форму контроля, что нашло отражение в наименовании их контрольных органов. Так, в Министерстве природных ресурсов имелось Управление производственного контроля и аудита, в Минатоме – отдел контроля и аудита, в Минэкономразвития – Управление контроля и аудита, а в МПС – центр контроля и внутреннего аудита.
Есть примеры, когда ведомственные контролеры строили свою работу с участием сотрудников других подразделений, взаимодействовали со специализированными государственными контрольными органами. При необходимости ведомственные контролеры выполняли поручения правоохранительных органов и передавали им материалы о фактах хищений и других злоупотреблений. В одних случаях такие контакты имели постоянный характер, в других – временный.
Представляет интерес опыт организации ведомственного финансового контроля в федеральных государственных внебюджетных фондах, особенно Пенсионном фонде РФ. В составе фондов в соответствии с их положениями создавались ревизионные комиссии, основной задачей которых являлся контроль за деятельностью исполнительных дирекций фондов и отделений в субъектах РФ. Ревизии финансово-хозяйственной деятельности дирекций проводились ежегодно и один раз в два года ревизовались отделения фондов. По поручению правлений фондов проводились внеплановые проверки.
Известно, что вопрос контроля финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов удовлетворительного решения пока не имеет. Этот контроль организационно и функционально запутан, поскольку в нем участвуют органы государственного финансового контроля, аудиторские организации и собственные ведомственные ревизоры фондов.
Наиболее существенными недостатками ведомственного контроля, которые в силу бюрократической преемственности могут беспрепятственно перетечь в новую структуру власти, являются:
– неопределенность его функциональной роли в системе государственного управления;
– декларативность правовой и нормативной базы, ее фрагментарность на уровне государства и недостаточная детализация на уровне ведомств;
– отсутствие контрольно-ревизионных органов во многих министерствах и ведомствах, малочисленность действующих контролирующих подразделений, отсутствие у них территориальных органов.
Названные недостатки, как и ряд других, являются прямым следствием недооценки реальных возможностей ведомственного контроля, невнимания и недоверия к нему общефедеральных контрольных структур. Последнее частично можно объяснить стремлением преодолеть противоречие между ведомственными и государственными интересами, характерное для советской административно-командной системы.
Проводимая в стране административная реформа требует серьезного переосмысления роли, целей и организации всего государственного финансового контроля, в том числе ведомственного. Коренным образом изменились состав и функции министерств, образованы федеральные службы по контролю и надзору в установленных для них сферах деятельности. В системе исполнительной власти создан специальный орган для организации контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Значительные новшества привнесет и бюджетная реформа.
Для налаживания ведомственного финансового контроля в условиях функционирования новой системы федеральных органов исполнительной власти важно учесть обстоятельства, возникающие как элементы или следствия проводимых реформ. Прежде всего надо уточнить распределение и соотношение функций внешнего и ведомственного контроля. В частности, ведомственный контроль может сочетать признаки внутреннего и внешнего контроля, что подтверждает проводимая в стране административная реформа: в ее ходе ведомственный контроль приобретает новые свойства, становится более разносторонним и разнообразным.
Поскольку федеральные службы, в том числе Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находятся в ведении определенных министерств, осуществляемый ими контроль неизбежно приобретает черты ведомственного. Этим в условиях административной реформы практически подтверждается высказанное выше соображение о том, что ведомственный контроль – важная составляющая государственного финансового контроля, его передовая линия.
Однако фактически контроль будет осуществляться не только внутри ведомства. Его границы определяются границами сферы деятельности, которую регулирует определенное министерство и контролирует определенная служба. А поскольку представить финансово-бюджетную сферу как замкнутое пространство трудно даже с некоторой долей условности, финансово-бюджетный контроль приобретает и межведомственный характер. В условиях рыночного хозяйства с финансами в большей или меньшей степени связано любое направление государственной, хозяйственной и социальной деятельности. Поэтому ведомственность контроля определяется не только административными рамками, но и – в нашем случае – принадлежностью контрольной службы к финансовой сфере в широком смысле слова.
С другой стороны, внутренний контроль за деятельностью федеральных органов власти, управление их имуществом, решение кадровых вопросов, руководство подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями остаются в числе полномочий руководителей всех федеральных органов власти, особенно агентств. Агентства осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным агентству. В части финансово-хозяйственной деятельности конкретных органов власти и возглавляемых ими административных структур, использования получаемых для реализации своих функций бюджетных и других государственных средств это и будет ведомственный финансовый контроль в его чисто административной ипостаси.
Таким образом, ведомственный контроль в условиях административной реформы приобретает двойную направленность. С одной стороны, это контроль ведомства в пределах сферы деятельности, в нашем случае финансовой. Объектами контроля становятся все, кто так или иначе имеет дело с бюджетом и финансами вообще. С другой стороны, это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в административных рамках ведомства. Объектами становятся подразделения ведомства, его территориальные органы, подведомственные организации.
Все федеральные органы исполнительной власти будут получать бюджетные средства для финансирования своей деятельности, какой бы характер она ни носила – правоустановительный, правоприменительный (контрольный), оказание государственных услуг. Использование данных средств и будет тематикой, объектом, предметом ведомственного финансового контроля.
Эту обязанность главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, предусмотренную Бюджетным кодексом РФ, никто не отменял и, надо надеяться, отменять не будет. Исполнять свои функции и, следовательно, использовать получаемые для их выполнения бюджетные средства федеральные органы исполнительной власти будут непосредственно, через территориальные органы, подведомственные предприятия и организации, а также путем осуществления полномочий собственника.
Реализация систематического, регламентированного по охвату контролируемых денежных потоков и периодичности ведомственного контроля за использованием бюджетных, а еще лучше – всех государственных средств, теми или иными путями попадающих в распоряжение различных организаций, предприятий и учреждений, позволит государству контролировать свои расходы в полном объеме. Только при таком условии можно оценивать целевой характер использования средств и эффективность бюджетных расходов.
Бюджетная реформа предполагает новации, которые должны стать предметом ведомственного контроля. Так, главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств предстоит контролировать не только целевое, но и эффективное использование бюджетных средств. Для этого ведомственные целевые программы должны иметь четкие задачи, измеримые результаты, систему оценки, индикаторы достижения экономической и социальной эффективности. В свою очередь, у ведомственных контролеров должны быть адекватные способы измерения достигнутых результатов. Такие способы надо определять с учетом ведомственной специфики, но они не могут иметь сугубо ведомственный характер. Измерение эффективности расходования ведомствами федеральных средств требует общих подходов к затратам каждого ведомства в масштабе государственной бюджетной политики.
Здесь мы приближаемся к конкретизации методологических вопросов ведомственного контроля, что требует специальной предметной разработки.
Нормативно-правовыми актами, регламентирующими различные аспекты административной реформы, предусмотрено наличие органов финансового контроля на всех уровнях исполнительной власти, а именно федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198, определившим функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, установлено, что служба должна осуществлять надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре названными органами.
Таким образом, органы ведомственного контроля будут работать в соответствии с порядком организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, в том числе контроля за исполнением федерального бюджета, который будет формировать и утверждать Минфин России. Возможно, органам ведомственного контроля потребуется предоставить полномочия по реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства. Порядок реализации этих мер также теперь является прерогативой Минфина России.
С учетом вышесказанного общие принципы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в настоящее время представляются так:
1. Ведомственный финансовый контроль – обязательная и неотъемлемая часть общей системы государственного финансового контроля. Органы ведомственного финансового контроля являются специальными структурными (контрольно-ревизионными) подразделениями органов исполнительной власти, выполняющими функции по контролю и надзору в сфере деятельности данных органов власти за формированием и использованием бюджетных и иных государственных средств, а также материальных ценностей, находящихся в соответствующей форме собственности или управления.
2. В целях обеспечения максимально возможной независимости, объективности и результативности органы ведомственного финансового контроля:
– подчиняются непосредственно руководителю соответствующего органа исполнительной власти (местного самоуправления);
– финансируются из соответствующих бюджетов и смет отдельной строкой в объеме, необходимом для выполнения утвержденных функций. Руководитель органа исполнительной власти (местного самоуправления) не вправе уменьшать выделенные ассигнования или использовать их на иные цели и уполномочен в случае необходимости и возможности дополнительно финансировать работу контрольно-ревизионного подразделения;
– направляют заверенные копии материалов всех проведенных ревизий и проверок на федеральном уровне в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, на других уровнях – в контрольные органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
3. Основная задача органов ведомственного контроля – обеспечение постоянного полного контроля за использованием поступивших в распоряжение соответствующего органа исполнительной власти (местного самоуправления), подведомственных ему органов власти и организаций государственных (муниципальных) средств и материальных ценностей. Периодичность проведения ревизий и проверок устанавливается руководителем органа исполнительной власти по предложению органа ведомственного финансового контроля сроком один раз в один-три года в зависимости от объема поступающих средств, характера их использования и штатных возможностей контрольного органа.
4. Сфера подконтрольности органа ведомственного финансового контроля определяется спецификой структуры и функций соответствующего органа исполнительной власти.
5. Органы государственного финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.) обязаны:
– использовать при проведении ревизий и проверок данные ревизий и проверок, проведенных органами ведомственного финансового контроля, определяя по своему усмотрению степень достоверности этих данных;
– проверять и оценивать состояние ведомственного финансового контроля в контролируемых органах власти и организациях;
– оказывать методическую и практическую помощь органам ведомственного финансового контроля как в ходе проведения своих контрольных мероприятий, так и по обращению органов ведомственного контроля;
– предоставлять работникам органов ведомственного контроля возможность повышения квалификации.
6. Для осуществления своих функций органы ведомственного контроля должны иметь право и возможность привлекать научные, экспертные и аудиторские организации, а также сотрудничать с последними при проведении ими проверок, предусмотренных действующим законодательством (государственные унитарные предприятия, внебюджетные фонды).

Справка «Бюджета»

Родион Александрович КОЗИКОВ, аспирант Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ
Родился в 1981 г. в Москве.
В 2003 г. окончил академию им. Г. В. Плеханова, специальность «Финансы и кредит».
С 2002 по 2005 г. – главный специалист Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ.
С 2003 г. – аспирант Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. Занимается научными исследованиями в области организации финансово-бюджетного контроля.

Увольнение на испытательном сроке может производиться по инициативе как работника, так и работодателя. Однако, несмотря на непродолжительный период работы, порядок увольнения сотрудника на испытательном сроке также должен быть соблюден.

Могут ли уволить во время испытательного срока?

Нередко в условиях договора при приеме на работу нового сотрудника прописывается период, в течение которого могут быть выявлены и оценены его профессиональные качества. Данный отрезок времени помогает сторонам понять целесообразность дальнейших взаимоотношений. Период испытательного срока может быть установлен с разной продолжительностью, в зависимости от занимаемой должности.

Испытательный срок не предусмотрен для:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работодатель вправе не требовать подтверждения статуса перечисленных выше лиц. Поэтому документы, подтверждающие такое положение, должны предъявлять сами работники.

Испытательный срок устанавливается лишь при приеме на работу нового лица. Если существует необходимость перевода на другую должность уже работающего сотрудника, испытательный срок не предусматривается.

Продолжительность испытательного срока и прочие условия стоит прописать в трудовом договоре, а также отразить в приказе при приеме на работу. Дальнейшее изменение этих условий допускается лишь по соглашению сторон.

Для большинства работников длительность испытательного срока составляет 3 месяца, на свое усмотрение работодатель может ограничиться и меньшим периодом. Для претендентов на руководящие должности, в том числе и для главных бухгалтеров, испытательный срок может быть продлен до 6 месяцев. Если договор заключается на срок от 2 до 6 месяцев, период испытания продолжается до 2 недель.

Причины увольнения на испытательном сроке могут быть те же, что и расторжение договора в прочих ситуациях. При этом в случае неудовлетворительных результатов работы принятого сотрудника выходное пособие работодатель вправе не выплачивать.

Дополнительную информацию о том, как осуществить окончательный расчет при увольнении, см. в материале «Расчет компенсации за неиспользованный отпуск по ТК РФ» .

Статья ТК об увольнении в период испытания по инициативе работника без отработки — как пишется заявление?

Работник при увольнении на испытательном сроке может сделать это по собственному желанию. Трудностей с тем, как уволиться на испытательном сроке, никаких не должно быть. Но для этого необходимо письменно предупредить руководство организации за 3 дня до предполагаемого момента расторжения трудового договора. Если обе стороны согласны прекратить трудовые отношения ранее, то отработка, в том числе и 3-дневная, необязательна (ст. 78 ТК РФ).

Заявление в данном случае пишется в свободной форме с указанием причин увольнения. Например: «Прошу Вас уволить меня по собственному желанию до истечения срока испытания в связи с тем, что меня не устаивают условия труда на занимаемой мной должности».

Однако следует помнить, что если период назначенного испытательного срока истек, а руководство не изъявляет желания прекратить договор, сотрудник автоматически продолжает выполнение своих обязанностей на общих основаниях. Никаких дополнительных документов составлять не требуется. Однако при желании работника уволиться по собственной инициативе после окончания испытательного срока необходимо будет предупредить работодателя не менее чем за 2 недели.

В некоторых случаях при приеме на работу возможность прохождения испытательного срока не оговаривается. В таких случаях тоже необходима отработка в течение 2-недельного периода.

Расчет с работником при увольнении на испытательном сроке может производиться только в обычном порядке (зарплата, компенсация за периоды неиспользованного отпуска). Но на дополнительные выплаты, например, выходное пособие, можно рассчитывать при увольнении по собственному желанию только в случае, если это условие прописано в локальных нормативных актах.

Прочую информацию об особенностях начисления выходного пособия можно прочесть в материале «Облагается ли выходное пособие страховыми взносами?» .

Как уволить сотрудника на испытательном сроке и после него по инициативе работодателя?

Прием на работу сотрудника с обязательным прохождением испытательного срока сопровождается не только записью об этом условии в трудовом договоре. Необходимо составить список требований и заданий, выполнение которых обязательно для дальнейшего зачисления в штат. Успешное прохождение испытательного срока включает, в том числе, и решение всех поставленных перед работником задач.

Если с работником изначально был заключен договор, в котором не оговаривается наличие испытательного срока или же отсутствует отдельное письменно соглашение об этом условии, расторжение договора как увольнение на испытательном сроке можно без труда оспорить.

Увольнение на испытательном сроке сотрудника, совершенное по инициативе работодателя, должно сопровождаться предупреждением самого работника о предстоящем факте за 3 дня (ст. 71 ТК РФ). Для этого сотруднику вручается письменное уведомление, содержащее причины увольнения и дату расторжения договора.

Определение сроков испытания имеет свои особенности. Этот период устанавливается в календарных днях, включая выходные и праздничные дни. Однако отсутствие сотрудника на рабочем месте в связи с иными ситуациями, в том числе по болезни и по неустановленным причинам, не входит в испытательный срок.

Если окончание испытательного срока приходится на нерабочий день, то последним днем исполнения должностных обязанностей в этом статусе считается предыдущий рабочий день. То есть если работодатель всё же увольнение на испытательном сроке решит провести, то уведомление необходимо будет вручить заблаговременно.

Как только срок испытания подойдет к концу, работник считается принятым на занимаемую должность, если трудовым контрактом не оговорено иное. Упрощенная процедура увольнения, доступная работодателям при испытательном сроке, теперь уже не действует, и на работника распространяются нормы, действующие для рядовой занятости.

Увольнение работника как не прошедшего испытательный срок

Работодатель вправе расторгнуть договор с сотрудником, который не справился со своими обязанностями во время периода испытания, а также показал себя неспособным выполнять дальнейшую работу.

Увольнение на испытательном сроке можно провести и до завершения этого периода. Работодатель может расторгнуть договор с новым кандидатом и в самом начале его работы. Однако факт несоответствия занимаемой сотрудником должности придется подтвердить.

Перед тем как уволить сотрудника не прошедшего испытательный срок, следует выдать емупредупреждение об увольнении, и сделать это нужно за 3 дня до издания приказа. Этот срок, как и основание для прекращения трудового договора с работником, не прошедшим испытание, действителен только на испытательном сроке. По истечении этого периода, если руководство не предпримет никаких действий по отношению к принятому сотруднику, уволить его на тех же условиях уже не получится.

К испытательному сроку не относятся следующие периоды:

  • отпуск (в том числе и за свой счет, учебный);
  • периоды нетрудоспособности;
  • периоды простоя на производстве, если сотрудник отсутствует в это время с ведома руководства;
  • отстранение от выполнения работ;
  • исполнение государственных или общественных обязанностей;
  • отсутствие на работе по невыясненным причинам.

Подробнее об оформлении невыходов на работу можно прочесть в статье «Как правильно оформить прогул работнику по ТК РФ?» .

Командировки сотрудников входят в испытательный срок. Более того, по итогам выполнения командировочных заданий можно судить о соответствии работника занимаемой должности.

В течение всего периода деятельности сотрудника на испытательном сроке работодателю потребуется фиксировать факты выполнения или невыполнения заданий, подтверждая всё документально. При возникновении конфликтных ситуаций работодатель при увольнении на испытательном сроке может с помощью таких документов предоставить неопровержимые доводы, свидетельствующие в пользу некомпетентности сотрудника.

Доказательствами неудачного прохождения испытательного срока может служить информация из следующих источников:

  • акты о неудовлетворительном качестве продукции;
  • служебные записки и докладные непосредственных начальников и прочих служащих о неудовлетворительном качестве работы испытуемого работника;
  • протоколы заседания комиссии по обсуждению итогов испытательного срока;
  • отчеты работника о результатах его деятельности.

Если в период испытательного срока к сотруднику применялись дисциплинарные меры, то эти факты тоже могут служить доказательством его несоответствия занимаемой должности.

Кроме того, испытуемого работника необходимо ознакомить под расписку с правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией и прочими локальными нормативными актами.

Более подробную информацию об обязанностях работников кадровой службы на предприятии можно прочесть в материале «Кадровое делопроизводство с нуля ― пошаговые инструкции 2017» .

Пошаговая инструкция при увольнении не прошедшего испытание работника и образец уведомления о непрохождении испытания

При неудовлетворительном впечатлении нанимателя от сотрудника, проходившего испытательный срок, работодатель вправе его уволить как непрошедшего испытательный срок в упрощенном порядке (ч. 1 ст. 71 ТК РФ). Однако для этого потребуется соблюсти определенную процедуру, главной составляющей которой является уведомление о расторжении соглашения.

При оформлении следует учесть следующие тонкости:

  • уведомить об увольнении следует не позже чем за 3 календарных дня до намечаемого дня расторжения трудового соглашения;
  • если до окончания испытательного срока уведомление не предъявлено работнику, он считается успешно прошедшим испытание, и увольнение становится в упрощенном порядке невозможно;
  • в уведомлении обязательно следует указывать причину несоответствия должности;
  • запрещено принимать решение об увольнении, если работник находится в это время на больничном или в отпуске.

Пошаговая инструкция для увольнения на испытательном сроке может выглядеть следующим образом.

Во-первых, следует письменно уведомить работника, который не прошел испытательный срок, в котором обязательно отметить причину такого решения. Образец текста уведомления вы можете найти на нашем сайте по нижеприведенной ссылке.

Во-вторых, надлежит издать приказ руководителя предприятия об увольнении этого работника. С текстом приказа увольняемый должен быть обязательно ознакомлен под расписку.

В-третьих, надо сделать соответствующую запись в трудовой книжке.

Правильно заполнить трудовую книжку поможет материал «Заполнение трудовой книжки при увольнении - образец-2017»

В-четвертых, следует произвести полный расчет по заработанным этим работником средствам. Окончательный расчет проводится с сотрудником в его последний рабочий день или в день обращения (если на работе в этот день уволенный отсутствует). Выходное пособие гражданам, не прошедшим испытательный срок, не выплачивается.

Вариации могут быть только в мероприятиях первого пункта. После принятия решения об увольнении на испытательном сроке может так случиться, что последует отказ от принятия уведомления. Тогда оформляется соответствующий акт, зафиксированный как минимум 2 свидетелями.

Итоги

Если сотрудник не прошел испытательный срок - как уволить его без нарушения закона, должен знать каждый работодатель. Оснований для увольнения на испытательном сроке может быть несколько больше, чем при обычном расторжении договора штатного сотрудника по инициативе работодателя. При этом размер выплат может быть меньше. Работник также вправе уволиться, если новое место и условия работы ему не подходят, без прохождения обязательной отработки сроком в 2 недели.

Однако не стоит забывать о длительности испытательного срока, по истечении которого придется расторгать трудовой договор на общих основаниях.

Испытательный срок – это такой рабочий период, во время которого работодатель и работник имеют возможность окончательно присмотреться друг к другу и определиться, стоит ли продолжать сотрудничество. Причем, хотя и кажется, что решающее слово здесь остается за работодателем, но передумать во время испытательного срока может и работник, поэтому, вероятно, стоит сделать выводы, что установка испытательного срока выгодна обеим сторонам трудовых отношений.

Нормы законодательства

Нормы и нюансы испытательного срока оговариваются в статьях Трудового кодекса Российской Федерации:

  • 70 «Испытание при приеме на работу»;
  • 71 «Результат испытания при приеме на работу».

Некоторые особенности установки испытаний для государственных гражданских служащих оговорены в Федеральных законах Российской Федерации.

Определение испытательного срока

Как уже было сказано выше, испытательный срок – период, в который работодатель может определить, подходит ли ему работник, а работник может окончательно решить, устраивает ли его такая работа и такой коллектив. Испытательный срок ничем не отличается от обычного рабочего процесса, за исключением того, что обе стороны рабочих отношений усиленно друг к другу присматриваются, а также в этот период действует упрощенная в плане отработки процедура увольнения. На этом все различия с обычным трудовым процессом заканчиваются – на работника, проходящего испытательный срок, распространяются те же требования и гарантии, что и на всех остальных сотрудников предприятия, согласно занимаемым должностям, нормам трудового права и внутренним документам предприятия.

Документальное оформление испытательного срока

Испытательный срок – часть трудового процесса, поэтому в трудовом договоре обязательно должна быть сделана запись о том, что работник принят с испытательным сроком. Если такой записи сделано не было, считается, что работник принят без всяких испытаний, даже если через пару дней или неделю работодатель спохватится и решит оформить прохождение испытания. Поступать подобным образом незаконно.

Испытательный срок должен быть установлен с согласия работника, к тому же работник должен знать его продолжительность и нюансы прохождения. Информация о длительности испытательного срока дублируется в приказе о приеме на работу – даты испытательного срока в трудовом договоре и приказе о приеме на работу должны совпадать.

В трудовую книжку сведения о прохождении испытательного срока не заносятся, за исключением случаев, когда работника увольняют как не прошедшего испытание. Окончание испытательного срока в остальных случаях – когда работник успешно справляется, и его оставляют в штате предприятия – никак документально не оформляется, ведь в трудовом договоре уже указано, что сотрудник принят, а даты продолжительности испытательного срока свидетельствуют о его завершении.

Положение об испытательном сроке

Для того чтобы каждый работник понимал, в чем состоят его обязанности во время испытательного срока, а также был уверен, что его права защищены, можно дополнительно разработать и утвердить Положение о прохождении испытательного срока.

Положение о прохождении испытательного срока должно содержать:

  • общие положения – в которых оговаривается продолжительность испытательного срока, его цели и задачи, могут упоминаться нормы законодательства;
  • порядок прохождения испытания – в котором указываются нюансы прохождения испытательного срока на данном предприятии: план работы на испытательный срок, назначение работнику куратора, порядок предоставления отчетов, форма заключения о результатах испытания и тому подобное;
  • результат прохождения испытания – где указывают порядок принятия решения о результатах испытательного срока.

Работник предприятия должен быть ознакомлен с таким Положением.

План прохождения испытательного срока

Конечно же, оценивать результаты деятельности работника удобнее, когда есть определенные критерии, например, если работодатель установил, что за рабочую смену должно быть изготовлено определенное количество продукции определенного качества. Работнику со своей стороны тоже выгоднее иметь четкий план во время прохождения испытательного срока, поскольку если будет принято решение о том, что работник с испытанием не справился, имея на руках точные критерии, его будет проще обжаловать в суде.

Разумеется, задачи на испытательный срок, проставленные в плане, должны быть точными, критерии их оценки не должны допускать двусмысленного толкования, если во время испытательного срока появляются какие-то дополнительные задания, они должны быть внесены в план.

p>План должен быть подписан руководителем предприятия и предоставлен работнику для ознакомления.

Вообще же, в интересах как работника, так и работодателя, фиксировать буквально каждый шаг на бумаге и заверять подписями – это позволяет в дальнейшем избежать неприятных разговоров с трудовой комиссией и прочими контролирующими органами.

Отчет о прохождении испытательного срока

На многих предприятиях по результатам испытательного срока работника обязывают написать отчет. Как правило, на предприятиях есть список вопросов, которые работнику необходимо раскрыть в своем отчете, например:

  • с какими трудностями он столкнулся во время испытательного срока и как их решил;
  • какие новшества он может привнести в свою работу и в работу подразделения;
  • с какими задачами работник научился справляться во время испытательного срока;
  • с какими задачами работник не справился, почему и как планирует справляться в дальнейшем.

Отчет составляется обычно в произвольной форме с соблюдением делового стиля на стандартных листах А4.

Заключение о прохождении испытательного срока

По окончанию испытательного срока работодатель, если это описано в Положении о прохождении испытательного срока, пишет заключение о результатах. Это может быть отдельный приказ, аналитическая записка, акт комиссии и тому подобное. Если на период испытательного срока работнику был предоставлен куратор, такое заключение составляет он. На предприятии может быть специально разработанная форма для отчета, или же заключение может составляться в произвольной форме.

В заключении о прохождении испытательного срока необходимо указать, например, такие критерии и их оценку, как:

  • профессиональная компетентность;
  • обязательность;
  • исполнительность;
  • умение планировать;
  • оптимизация рабочего процесса;
  • качество выполняемой работы;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • достижения работника;
  • умение работать в команде.

На основании такого заключения можно делать вывод о том, подходит ли данный работник предприятию. Работник должен быть ознакомлен с заключением под роспись, особенно если речь идет об увольнении работника как не прошедшего испытательный срок.

Приказ об окончании испытательного срока

В том случае, когда работник успешно прошел испытательный срок, никаких дополнительных документов не требуется – работник просто продолжает работать, как работал до того, по умолчанию считается, что он справился.

В том же случае, когда работник не справился с испытанием, по окончанию испытательного срока необходимо произвести его увольнение. Для этого лучше всего предварительно составить заключение о результатах прохождения испытательного срока, ознакомить с ним работника под роспись, а в случае отказа работника расписаться составить об этом соответствующий акт в присутствии назначенной комиссии.

После чего по предприятию издается приказ об увольнении сотрудника в связи с тем, что он не прошел испытательный срок. В качестве основания в приказе указывают трудовой договор, в котором отмечено условие о прохождении испытательного срока, и заключение о результатах испытания или акт комиссии.

Чем выгоден испытательный срок?

Несмотря на то, что испытательный срок – такая же часть рабочего процесса, как обычные рабочие дни, а на работника распространяются все права и обязанности, предусмотренные по трудовому кодексу и внутренним документам предприятия, во время испытания есть один существенный нюанс, который делает его привлекательным и для работника, и для работодателя. Речь идет об увольнении во время испытательного срока.

При обычных обстоятельствах увольнение по инициативе работодателя практически невозможно, особенно в случае подписания бессрочного трудового договора. Ведь для начала придется доказать недобросовестность работника или дождаться случая ликвидировать предприятие – что, согласитесь, не стоит таких усилий, если речь идет об одной рабочей единице.

Если же работник проходит испытательный срок, и работодатель видит, что он не справляется, работника можно уволить не только как не выдержавшего испытание по окончанию испытательного срока, но и в разгар процесса в любое время. Для этого работодатель должен всего лишь письменно под роспись предупредить работника об увольнении за три дня до даты увольнения. Лучше всего к этому подготовить заключение о непригодности работника, поскольку такое увольнение может быть обжаловано в суде.

Увольнение по окончанию испытательного срока или же в середине его не согласовывается с профсоюзным комитетом и не предполагает выплаты выходного пособия, что, конечно же, тоже очень удобно работодателям.

Работнику же со своей стороны в случае увольнения при обычных обстоятельствах необходимо отработать как минимум две недели, а отработка на испытательном сроке составляет всего три дня. Поэтому работнику с какой-то стороны тоже выгоднее устраиваться на работу с испытательным сроком, чем без него, несмотря на то, что многие переживают, как будет смотреться в их трудовой книжке или резюме запись о столь кратковременной работе.

Как долго может продолжаться испытательный срок?

По законодательству средняя продолжительность испытательного срока три месяца. По желанию работодателя испытательный срок может быть установлен и всего на месяц или на два месяца. Но лучше все же брать время по максимуму, поскольку завершить испытание досрочно можно всегда, а вот продлевать испытательный срок законодательно запрещено.

В некоторых случаях продолжительность испытательного срока меняется.

1. Работникам, с которыми подписан трудовой договор на срок от двух месяцев до шести месяцев, испытательный срок необходимо устанавливать на две недели.

2. Гражданским государственным служащим испытательный срок устанавливается продолжительностью от шести месяцев до года, в некоторых случаях – на те же три месяца.

3. Руководителям предприятий, филиалов и различных подразделений испытательный срок может быть установлен от трех месяцев до полугода.

Необходимо учитывать, что в испытательный срок засчитываются только те дни, когда работник присутствовал на рабочем месте. Поэтому, например, больничный во время испытательного срока или военные сборы в общий срок не идут. То есть работник, которому установлен испытательный срок с пятого мая по пятое июня, проболевший в этот период четыре рабочих дня, должен будет отработать на испытательном сроке до девятого июня. Продление испытательного срока в связи с отсутствием работника на рабочем месте оформляется приказом, к которому прилагаются соответствующие документы, подтверждающие отсутствие работника. И это единственный случай, когда разрешается продлить испытательный срок.

Запрет на установку испытательного срока

Трудовое законодательство предусматривает определенную категорию граждан, которым испытательный срок не устанавливается. К ним относятся:

  • беременные женщины;
  • несовершеннолетние;
  • сотрудники, принятые по переводу между предприятиями или подразделениями;
  • молодые специалисты, принятые по специальности в течение года после окончания учебного заведения;
  • сотрудники на выборных должностях;
  • сотрудники, выигравшие конкурс на должность;
  • временным работникам, трудовой договор с которыми подписан сроком не более чем два месяца.

В некоторых случаях беременным женщинам или сотрудникам, принятым по переводу, все же может быть установлен испытательный срок – речь идет о гражданской государственной службе.

Гарантии работникам во время прохождения испытательного срока

Нельзя забывать о том, что законодательство гарантирует работникам на испытательном сроке равные с остальными сотрудниками права. Это касается всех нюансов рабочего процесса. Например, оплата труда при испытательном сроке должна быть такой же, как и у остальных сотрудников в данной должности. Если же работодатель платит в этот период сотруднику меньше, он нарушает нормы Трудового кодекса. Описывать в Положении о прохождении испытательного срока или трудовом договоре, что в этот период сотруднику будут платить меньше, категорически запрещается.

Термин «испытательный срок» знаком всем, кто когда-нибудь устраивался на работу - это законное для работодателя право, за определенный период времени, оценить профессионализм и знания возможного работника. Испытательный период длится от трех месяцев до полугода, время действия обязательно указывается в трудовом договоре, обо всех деталях испытания работник должен ознакомиться заранее. Запись в трудовой не должна включать в себя информацию об испытательном периоде.

Что такое испытательный срок по трудовому кодексу

В российском законодательстве все нормативы прописаны в статье 70 ТК РФ. Там же есть и определение этого термина: это период времени, который устанавливается работодателем, чтобы дать оценку соответствию работника должности, на которую он претендует. При этом в самом трудовом договоре прописаны условия и продолжительность испытания.

Испытание при приеме на работу

Процедура испытания потенциального сотрудника при приеме на работу выражает вполне законное право работодателя определить его профессиональные навыки и соответствие его должности. Важно помнить, что это не обязательное, но дополнительное условие заключенного трудового договора, которое делается по соглашению обоих сторон. Это не является обязательством работодателя, скорее это его желание проверить сотрудника, а если в квалификации работника нет сомнений, ни о каком испытательном периоде речь не идет.

Испытательный срок при заключении трудового договора

Стоит помнить, что сотрудник, находящийся на испытании является равноправным членом коллектива, это выражается в выполнении его прав, а также в выплате заработной платы. Многие работодатели стремятся предложить претенденту на должность небольшой оклад. В Трудовом кодексе для этого случая не прописано каких-либо особых условий оплаты, но и напрямую не запрещено устанавливать на это время более низкую зарплату.

Порядок оформления

Все условия прописываются в трудовом договоре, который компания должна заключить с сотрудником. Указывается точная дата начала и завершения испытательного периода (с 01.01.2002 по 04.01.2002) или его продолжительность (две недели, три месяца). Не забывайте, что в приказе о приеме на работу должно быть указано, что сотрудник будет находиться на проверке его соответствия занимаемой должности. Один экземпляр рабочего договора отдается сотруднику.

Кому нельзя устанавливать испытательный срок

Прием на работу с испытательным сроком запрещен для определенной категории лиц, к которым относятся:

  • те, кто прошел на должность по конкурсу, согласно российскому законодательству;
  • беременные женщины, скоро уходящие в декретный отпуск;
  • несовершеннолетние граждане;
  • выпускники ВУЗов и других учебных учреждений, для которых это первая работа;
  • если работник избран на выбранную оплачиваемую ставку;
  • при переводе из другой организации, например из Москвы.

Законом определяются иные условия, при которых работодатель не имеет право назначать испытание для прохождения на вакантную должность:

  • при временном трудоустройстве сроком до двух месяцев;
  • в случае, когда трудовой договор заключается до завершения периода ученичества;
  • в случае замещения на установленный срок гражданских служащих определенной категории (помощники, советники, руководители);
  • в таможенной службе при взятии на работу выпускников специализированных образовательных учреждений Федерального значения и всех, кто пришел в таможенную службу по конкурсу.

Продолжительность испытательного срока при приеме на работу

Стандартный срок испытания при приеме на работу составляет три месяца. Работники высшего звена – руководители, главные бухгалтеры, финансовые директора, их заместители могут проходить испытание на соответствие должности по профпригодности до полугода. Другой случай – срочные трудовые договора, сроком до шести месяцев. Тогда этот период не должен превышать двух недель.

Минимальный

Минимальный срок испытания при приеме на работу длится две недели, в случае, когда заключается срочный трудовой договор (до 6 месяцев). При заключении обычного договора работодатель сам устанавливает срок действия трудового испытания – от одного до трех месяцев в зависимости от занимаемой должности. Для руководителей высшего звена это три месяца. По желанию работодателя длительность периода работы может быть сокращена.

Продление испытательного срока

Длительность трудового испытания зафиксирована в двух основополагающих документах – трудовом договоре и приказе о приеме на работу. Существуют случаи, когда срок испытания может быть продлен: болезнь работника, отгулы, профильное обучение. Только эти причины могут быть обоснованием продления. Работодатель издает дополнительный приказ, где указывается срок, на который продлевается проведение испытания и уважительные причины, которые послужили основанием этому.

Максимальный испытательный срок по трудовому кодексу

При заключении срочного договора длительностью от двух до шести месяцев или сезонных работах испытательный период может длиться только 2 недели. Если работник принимается на постоянную основу, то тогда максимальный срок испытания при приеме на работу составляет полгода. Эти сроки прописаны в Трудовом Кодексе Российской Федерации.

Досрочное прекращение

Основная причина досрочного прекращения трудового договора – успешное прохождение испытания. Работодатель издает приказ о досрочном завершении испытания, где подробно расписаны причины его окончания. Сотрудник же может написать заявление об уходе с предприятия, если должность, на которой он трудился, его не устроила. Вправе ли работодатель прекратить трудовое испытание раньше, если работа сотрудника неудовлетворительна? Да, только все должно быть оформлено по закону (соответствующий приказ), а сотрудник должен быть предупрежден предварительно..

Права работника на испытательном сроке

В трудовом законодательстве недвусмысленно указано, что сотрудник, который находится на трудовом испытании, имеет ровно такие же права и обязанности, как и остальные работники предприятия. Это касается заработной платы, получение премий, установлении социальных гарантий. Кандидат имеет право в судебном порядке обжаловать любые действия работодателя, которые ущемляют права работника, в том числе и в отношении досрочного расторжения трудового контракта.

Можно ли брать больничный

Сотрудник, который находится на испытательном периоде, вправе брать больничный, расчет которого будет рассчитываться по его среднедневному заработку. На время больничного срок трудового испытания не засчитывается, оно возобновляет свое действие, когда работник выходит на свое место работы. В случае, когда работник прекращает сотрудничество с работодателем (независимо от причины), работодатель обязан оплатить больничный лист.

Чем определяется размер зарплаты

Сотрудник на испытательном периоде находится под действием трудового законодательства. Это означает, что его права ни в коем разе не должны быть меньше, чем у основного кадрового состава. Оклад должен быть установлен согласно штатному расписанию. Это можно обойти, просто введя в штатное расписание уменьшенный оклад для «помощников менеджера» или «ассистента», его размер может быть любым, но не менее одного МРОТа (минимального размера оклада труда). Работодатель обязан оплачивать больничные, сверхурочные, работу в праздничные дни и выходные.

Окончание испытательного срока

Сразу отметим, что есть ситуация, когда после испытательного срока сотрудника уволить невозможно: когда в этот период времени сотрудница забеременела и принесла соответствующие справки. В других случаях существует два варианта окончания испытательного периода.

  • положительный – обе стороны устраивает работа в организации, тогда работника зачисляют в штат согласно должностной инструкции;
  • отрицательный – фирму-работодателя не устраивает качество и результат работы соискателя, принимается решение о расторжении контракта (в приказе по форме указываются причины и доказательства нерадивости работника).

Увольнение сотрудника, проходящего испытание, всегда оформляется максимально подробно, ведь существует немаленький шанс, что сотрудник посчитает такие действия неправомерными и подаст в суд на работодателя. Этого можно избежать, доказав, что работник нарушил правила работы, технику безопасности, не выполнял указания, отсутствовал без уважительной причины. При приеме на работу необходимо получить письменное уведомление работника с его подписью, что он был осведомлен обо всех нормах внутреннего распорядка работодателя.

Видео: работа с испытательным сроком