Максимальная продолжительность рабочей смены. Работодателю запрещается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) выше определенной законодательством, за исключением случаев, когда введен суммированный учет рабочего времени

п. 3 ст. 88 НК РФ ;
  • в ФСС - в течение 5 дней со дня получения требования п. 3 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ .
  • К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие документы, подтверждающие достоверность данных в проверяемой декларации или расчете. Вместо пояснений можно в тот же срок представить исправленную (уточненную) декларацию или расчет п. п. 3 , 4 ст. 88 НК РФ, п. п. 3 , 4 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ .

    Если пояснения или уточненная декларация не представлены в ИФНС в пятидневный срок, организацию оштрафуют на 5 000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф составит 20 000 руб. п. п. 1 , 2 ст. 129.1 НК РФ .

    Документы, истребованные ИФНС или ФСС, представьте в следующие сроки.

    Кто требует документы Когда требуют документы Срок представления документов
    ИФНС В рамках , которая проводится в связи с камеральной или выездной проверкой другого налогоплательщика 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов п. 5 ст. 93.1 НК РФ
    В рамках встречной проверки, которая проводится для получения документов, касающихся конкретной сделки 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов п. 3 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ
    ФСС При камеральной или выездной проверке вашей организации 10 дней со дня получения требования о представлении документов п. 6 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ

    Пример. Исчисление срока на представление документов в ИФНС

    01.02.2019 организация получила требование о представлении документов для камеральной проверки представленной ею декларации.

    Последним днем срока для представления документов будет 15.02.2019 (2, 3, 9 и 10 февраля 2019 г. - выходные дни).

    Если вы не можете уложиться в отведенный срок, то не позднее чем на следующий день со дня получения требования направьте уведомление: в ИФНС - по утвержденной форме , в ФСС - в произвольной форме. В нем укажите п. 3 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ, п. 7 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ, Письмо ФНС от 02.12.2016 N ЕД-4-2/23040@ :

    • причины, по которым не можете представить документы в указанный в требовании срок (например, большое количество истребуемых документов, изготовление копий которых требует много времени);
    • срок, в который вы обязуетесь представить документы.

    Пример. Уведомление о невозможности своевременного представления документов в ИФНС

    В ООО "Альфа" с 17.04.2019 проходит выездная проверка. 18.04.2019 ИФНС запросила первичные документы и счета-фактуры за 2016 - 2018 гг. Представить не позднее 07.05.2019 весь объем документов организация не может.

    Предоставлена вам отсрочка или нет, вы узнаете из решения ИФНС или ФСС, которое должно быть принято в течение двух дней со дня получения вашего уведомления п. 3 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ, п. 7 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ .

    В любом случае начинайте готовить запрошенные документы сразу после получения требования. Ведь, даже если срок вам не продлят, чем больше истребованных документов вы представите вовремя, тем ниже будет штраф, который составляет 200 руб. за каждый не представленный в срок документ п. 4 ст. 93 , п. 1 ст. 126 НК РФ, ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ .

    Исключение - штраф за непредставление или несвоевременное представление в ИФНС:

    • документов, истребованных при проведении налоговой проверки другого налогоплательщика (для встречной проверки) п. 1 ст. 93.1 НК РФ ;
    • документов, касающихся конкретной сделки, истребованных ИФНС вне рамок проверки п. 2 ст. 93.1 НК РФ .

    Штраф за непредставление в срок таких документов не зависит от количества непредставленных документов и составляет 10 000 руб.

    Налоговый контроль – это очень важная и в то же время самая конфликтная часть работы налоговых органов. Прежде всего это касается проверок самого налогоплательщика, но некоторые обязанности, за неисполнение которых предусмотрена налоговая ответственность, могут возникать при этом и у их контрагентов.

    Речь идет об обязанности налогоплательщика предоставить по требованию налогового органа документы и информацию о его контрагенте (). Это правило появилось в НК РФ летом 2006 года и вступило в силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ " "), однако почти семилетний срок его применения не избавил от некоторых двусмысленностей при толковании положений .

    Суть вопроса

    Проблем на практике несколько, но все их можно объединить в две группы. Первая касается выяснения вопроса о наличии правонарушения в действиях контрагента проверяемого налогоплательщика, а вторая – в квалификации нарушения и определении подлежащей применению нормы, и здесь есть некоторые нюансы.

    Как видим, поправками была разграничена ответственность в зависимости от объекта запроса налоговой инспекции, а также конкретизирован круг субъектов , на которых может быть наложен штраф в соответствии со – напомним, актуальная редакция этой статьи распространяется только на организации. На то, что разница между документами и информацией как истребуемыми объектами имеет значение для квалификации правонарушения, указывали ранее и суды в своих решениях (см., например, ФАС ПО от 17 января 2013 г. № Ф06-10424/12 по делу № А65-10975/2012).

    Внимание к деталям

    Рассмотрим некоторые спорные ситуации, которые могут возникнуть на практике при истребовании документов и информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагента.

    1. Вправе ли инспекция затребовать любую информацию о проверяемом налогоплательщике? Суды приходят к выводу, что информация о проверяемом налогоплательщике должна иметь отношение к предмету проверки. Например, если проверяется правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество организаций, НДФЛ, то у его контрагента нельзя требовать платежные поручения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, товарные накладные, договоры (контракты, соглашения), книги продаж и покупок, акты сверки расчетов с поставщиками (покупателями) и т.д. ( ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

    2. Какие именно документы имеет право истребовать налоговая? никаких строгих правил по поводу перечня документов о налогоплательщике, которые можно истребовать у его контрагента, не содержит. Вместе с тем, суды неоднократно подчеркивали, что документы, единственной целью которых является систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, не могут быть истребованы. К таким документам были отнесены карточки бухгалтерских счетов, регистры бухгалтерского учета, выписки из книги покупок и книги продаж и т. п. ( ФАС ЗСО от 29 ноября 2011 г. № Ф07-20/11 по делу № А42-1789/2011, ФАС ВСО от 13 августа 2013 г. № Ф02-3644/13 по делу № А10-2526/2012). Как отмечается в судебных решениях, эти документы не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственной операции и возникновении договорных обязательств проверяемого налогоплательщика и не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

    Кроме того, судьи приходят к выводу о недопустимости истребования книги покупок и книги продаж в полном объеме, а не выписок из них ( ФАС ПО от 26 августа 2013 г. № Ф06-7345/13 по делу № А65-25346/2011, ФАС ПО от 16 апреля 2013 г. № Ф06-2639/13 по делу № А65-19324/2012).

    3. Может ли налоговая истребовать документы, относящиеся не к проверяемому налогоплательщику, а к какому-то третьему налогоплательщику? Нередко суды дают отрицательный ответ на этот вопрос на том основании, что неисполнение требования о представлении документов, не относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не может являться основанием для привлечения лица к налоговой ответственности, предусмотренной ( ФАС ВВО от 5 мая 2009 г. по делу № А29-7381/2008, ФАС ВВО от 17 сентября 2013 г. № Ф01-10796/13 по делу № А43-28655/2012). Отказывается в удовлетворении требований и в том случае, если были истребованы документы, подтверждающие приобретение товара, реализованного впоследствии проверяемому налогоплательщику, а на самом деле приобретались не товары, а сырье ( ФАС ВВО от 5 апреля 2011 г. № Ф01-1033/11 по делу № А43-10932/2010).

    Вместе с тем, встречаются и противоположные решения, в которых суды ссылаются на положения , позволяющие налоговым органам истребовать необходимые документы и информацию по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки (постановление Девятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 26 октября 2011 № 19АП-4837/11, постановление ФАС ВВО от 16 ноября 2009 г. по делу № А43-12347/2009).

    Если же налоговая действует по поручению другой инспекции, в которой зарегистрирован проверяемый налогоплательщик, то запрашивать у его контрагента дополнительные документы сверх указанных в поручении, она не имеет права ( ФАС МО от 26 марта 2009 г. № КА-А40/2089-09).

    4. Какие требования предъявляются к реквизитам истребуемых документов? Контрагенты проверяемого налогоплательщика довольно часто пытаются оспорить привлечение к налоговой ответственности на том основании, что требование инспекции не позволяет с точностью определить, какие именно документы необходимо предоставить. Если не соблюдаются требования и приказа ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки " (отсутствует полное наименование проверяемого налогоплательщика, не указан перечень истребуемых документов, отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать возможные сделки (стороны, предмет, условия совершения сделок, период, в который они были заключены и исполнены и т.д.) с проверяемым лицом и т. д.), суды, как правило, встают на сторону контрагента проверяемого налогоплательщика ( Шестого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 г. № 06АП-4349/12). Примером может служить ситуация, когда налоговый орган требует предоставить документы информацию не по конкретной сделке, а в целом по взаимоотношениям с проверяемым налогоплательщиком, например, за год – объем копий истребуемых документов может достигать в этом случае нескольких тысяч листов ( ФАС ВВО от 9 августа 2013 г. № Ф01-10101/13 по делу № А82-12445/2012).

    Однако в отношении первичных документов бухгалтерского учета суды делают исключения, указывая, что налоговый орган не располагал информацией о том, какие конкретно первичные документы и когда оформлены налогоплательщиком при осуществлении тех или иных хозяйственных операций, и следовательно, не мог указать в требовании конкретное наименование каждого истребованного документа, их реквизиты и количество ( Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2012 г. № 04АП-1618/12, ФАС ЦО от 7 декабря 2012 г. по делу № А48-865/2012). Кроме того, контрагент проверяемого налогоплательщика не может требовать уточнения мероприятия налогового контроля (периода камеральной налоговой проверки) ( Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2011 г. № 04АП-4795/11,

    5. С какого момента исчисляется срок, предоставленный для направления истребуемых документов и информации? Этот вопрос актуален не столько в случае вручения требования лично под расписку законному или уполномоченному представителю либо в электронном виде, сколько при направлении его заказным письмом. Напомним, в соответствии с в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. Контрагенты проверяемого налогоплательщика нередко опираются на эту норму при определении момента отсчета тех пяти дней, в течение которых они должны выполнить требование налогового органа о направлении документов или информации ().

    Суды однако чаще всего подчеркивают, что пятидневный срок должен исчисляться с момента фактического получения требования инспекции, а не со дня, когда лицо считается получившим заказное письмо ( ФАС ЗСО от 29 апреля 2013 г. № Ф04-1089/13 по делу № А03-13461/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2012 г. № 04АП-2238/12). Хотя встречаются и противоположные решения (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 3 июля 2012 г. по делу № 33-2090/12).

    ВАС РФ указывает на то, что шестидневный срок предполагаемой даты получения требования о представлении документов (информации), предусмотренный , представляет собой юридическую презумпцию, подлежащую применению только в тех случаях, когда такое требование фактически не получено или дата его получения не известна ( ВАС РФ от 24 мая 2013 г. № ВАС-6231/13 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

    Вместе с тем, в 2011 году Минфин России дал разъяснение по этому поводу, подчеркнув, что требование о представлении документов, направленное по почте заказным письмом, считается полученным на основании по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При этом указанный срок не ставится в зависимость от фактической даты получения налогоплательщиком данного требования ( Минфина России от 6 мая 2011 г. № 03-02-07/1-159).

    6. Возможно ли повторное истребование документов, подтверждающих ведение совместной с проверяемым налогоплательщиком деятельности? Первоначально запрет на истребование документов, которые ранее уже предоставлялись в налоговый орган, был установлен в и вступил в силу с 1 января 2010 года, но только в рамках проверки правильности исчисления и уплаты налогов самим налогоплательщиком (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ " ").

    Для контрагентов проверяемых налогоплательщиков аналогичное правило в отношении истребуемых документов начало действовать несколько позже, с 1 января 2011 года (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования ").

    7. Можно ли попросить у налогового органа отсрочку исполнения требования о предоставлении документов? Налоговое законодательство не обязывает инспекцию удовлетворять подобное ходатайство, но даже в случае отказа суд может признать контрагента проверяемого налогоплательщика невиновным при наличии объективных препятствий для своевременного направления документов или информации ( ФАС УО от 18 июня 2012 г. № Ф09-5281/12 по делу № А71-9114/2011).

    Камеральная проверка – вид налоговой проверки, проводимой по местонахождению налоговой инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных организацией, а также других документов о ее деятельности, имеющихся у налоговой инспекции (п. 1 ст. 88 НК РФ).

    Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

    Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:

    • налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
    • других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.

    Как не пропустить требование (уведомление) по ТКС

    На требования или уведомления из налоговой инспекции нужно среагировать вовремя. Иначе инспекторы заблокируют расчетный счет организации.

    В какой срок нужно отреагировать на требование? Посмотрите дату в требовании. В течение шести рабочих дней после этой даты вы должны отправить в налоговую инспекцию квитанцию о получении этого требования. Либо в тот же срок отказаться от получения, если требование пришло не по адресу.

    Допустим, требование вы получили 25 июня. Значит, не позднее 3 июля нужно ответить на него. Если в установленный срок квитанцию не отправить, инспекция вправе заблокировать счет организации.

    Важно! Требование по камеральной проверке инспектор вправе направить только в течение трех месяцев со дня, когда вы представили декларацию. Если требование отправили позже, на него можно не отвечать. Из этого правила есть исключение: требование в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспектор может направить и за пределами трехмесячного срока.

    Требования инспекции при проверке

    В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:

    1) у проверяемой организации:

    • представить документы;
    • представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
    • представить устные пояснения;

    2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.

    к меню

    Срок исполнения требований о предоставлении документов в налоговую

    Исполнить требование о представлении документов организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента его получения (абз. 1 п. 3 , п. 6 ). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического получения требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

    Инспекция может направить требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае определение 10-дневного срока, отведенного на подготовку и подачу документов, имеет некоторые особенности.

    Организации, которые обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, отсчитывают 10-дневный срок со следующего дня после получения электронного требования из инспекции. При этом не позднее чем на шестой рабочий день после отправки требования инспекцией организация должна подтвердить получение требования электронной квитанцией о приеме ().

    Пропуск шестидневного срока, установленного для отправки квитанции, может повлечь за собой серьезные последствия. В течение 10 рабочих дней после того, как шестидневный срок истечет, если квитанция не будет отправлена, инспекция вправе заблокировать банковский счет организации (подп. 2 п. 3 ).

    Организации, которые не обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, могут не реагировать на поступление требований в электронном формате. Не получив от организации электронной квитанции о приеме требования, инспекция направит требование на бумажном носителе. Это следует из положений пунктов 15, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168 . В этом случае 10-дневный срок, отведенный на представление документов, нужно отсчитывать со следующего дня после поступления бумажного требования. При этом если инспекция отправила бумажное требование по почте, датой его поступления в организацию считается шестой день с момента отправки заказного письма ().


    к меню

    Как заверять копии документов для налоговой инспекции

    В каком случае на «бумажных» документах, сдаваемых в ИФНС, не ставится печать

    Если у организации отсутствует печать, налоговые инспекторы не могут требовать проставлять ее оттиск в декларациях, а также на копиях документов, запрошенных в ходе контрольных мероприятий. Такой вывод следует из письма Минфина России от 30.08.18 № 03-01-10/61983 .

    Специалисты ведомства отметили, что поддерживают свою позицию, изложенную в письме от 06.08.15 № 03-01-10/45390 . А в этом письме было разъяснено следующее. С апреля 2015 года организации (ООО и АО) вправе, но не обязаны использовать круглые печати, в которых указаны наименование и местонахождение компании (за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена федеральным законом).

    ФНС утвердила правила, как заверять копии на бумаге с 2019 года

    С 4 января 2019 года копии бумажных документов представляйте в налоговую инспекцию по новым правилам. Требования, как заверять копии, ФНС впервые утвердила в приложении 18 к приказу от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628 .

    Копии нужно объединять в тома максимум по 150 листов в каждом. Если документ больше 150 листов, делить его на разные тома не нужно. После того как сгруппируете копии документов по томам, нужно:

    • пронумеровать листы сплошным способом арабскими цифрами, начиная с единицы;
    • прошить листы прочной нитью, концы которой вывести на оборотную сторону последнего листа и связать;
    • приклеить бумажную наклейку и сделать на ней заверительную надпись – наименование должности, подпись, Ф.И.О., количество листов арабскими цифрами и прописью, дату. Подпись должна частично захватывать бумажную наклейку, ставить печать не требуется.

    Прошитые и заверенные копии надо надежно скрепить, чтобы подшивка не распадалась при изучении и копировании. Все листы в подшивке должны свободно читаться и копироваться. Представить тома с копиями в инспекцию надо с сопроводительным письмом. В письме или приложении к нему должна быть опись представленных документов.

    До 2019 года не было единых правил, как заверять и сшивать копии документов для камеральной, выездной и встречной проверок. На практике все руководствовались письмом Минфина от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, которое ФНС довела до сведения инспекторов письмом от 05.11.2015 № ЕД-4-2/19237. Требований к копиям было больше. Наклейка должна была быть размером 40–60 мм на 40–50 мм. Концы нити не могли выходить за наклейку более чем на 2–2,5 см. Заверить копии требовалось печатью (письмо УФНС по Москве от 14.08.2018 № 24-15/176045). ФНС и Минфин в более ранних разъяснениях требовали заверять каждую копию документа в подшивке отдельно, а не всю подшивку целиком (письма Минфина от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, от 30.11.2010 № 03-02-07/1-549 и ФНС от 02.10.2012 № АС-4-2/16459).

    С новыми правилами заверять копии документов для инспекции станет проще. Требования, которые не прописаны в приказе ФНС, можно не соблюдать. Например, требование ГОСТ Р 7.0.97-2016 ставить на заверительной наклейке слово «Верно».

    Требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе

    В случае, когда налоговая инспекция требует представить отксерокопированную документацию (например, в ходе встречной проверки), оформить передаваемый пакет документов лучше по рекомендованным Минфином правилам.

    Примечание : Письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336 и приказ ФНС РФ от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@.

    1. Все листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть разделены на тома (части). При этом объем каждого тома (части) не может превышать 150 листов. Каждый том (часть) прошивается отдельно, нумерация его листов производится сплошным способом арабскими цифрами, начиная с единицы. Требование об ограничении объема одного тома (части) не распространяется на многостраничные документы объемом свыше 150 листов, которые формируются одним томом (частью).

    3. Прошивка документов должна производиться таким образом, чтобы:

    • обеспечить возможность свободного чтения текста документов, всех реквизитов, дат, виз, резолюций, иных надписей, печатей, штампов и отметок;
    • обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документов копировальной техникой;
    • исключить возможность механического разрушения листов документов и нитей, которыми они прошиты, при их изучении и копировании.

    4. Все листы документов должны быть прошиты прошиваются прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листа и связываются. На оборотной стороне последнего листа тома (части) в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка, на которой располагается заверительная надпись.

    5. Заверительная надпись обязательно содержит наименование должности лица, удостоверившего подлинность документов (либо указание на то, что заверительная надпись сделана индивидуальным предпринимателем (адвокатом, нотариусом, занимающимся частной практикой, арбитражным управляющим, оценщиком, медиатором, патентным поверенным и иным лицом, занимающимся частной практикой), его личную подпись, фамилию, инициалы, указание на количество листов (арабскими цифрами и прописью) и дату. Заверительная личная подпись должна частично захватывать бумажную наклейку.

    6. Документы должны быть представлены в налоговый орган с сопроводительным письмом, в котором указывается основание их представления (реквизиты требования о представлении документов (информации) – дата и номер требования), общее количество листов документов. Сопроводительное письмо обязательно содержит или к нему прикладывается опись представленных документов.

    к меню

    Порядок представления документов в инспекцию

    Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 04.12.15 № ЕД-16-2/304 , в котором разъяснила некоторые вопросы, связанные с представлением документов в рамках налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля. В частности, чиновники сообщили, что инспекторы вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, которые ранее тот уже представлял по конкретным сделкам вне рамок налоговой проверки. Также авторы письма ответили, должна ли инспекция мотивировать свое решение об отказе продлить срок представления документов, и можно ли передать в инспекцию сканы документов на дисках или флешках.

    В случае, когда по каким-либо причинам сделать это вовремя невозможно, налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования, должен письменно уведомить инспекцию согласно разработанной форме о невозможности исполнения требования в срок с указанием причин и сроков, когда документы (информация) могут быть представлены.

    Уведомление может быть подано в налоговый орган лично, через представителя, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через «Личный кабинет налогоплательщика». Лица, на которые в соответствии с п. 3 Налогового кодекса РФ не возложена обязанность представлять налоговую декларацию в электронной форме, могут направить уведомление по почте заказным письмом.


    к меню

    Можно ли в инспекцию представить скан «первички» вместо бумажного подлинника

    Если налоговики запросили оригинал первичного документа, который изначально был оформлен на бумаге, то именно этот «бумажный» оригинал и нужно представить в инспекцию. Замена подлинника электронным скан-образом, файл с которым подписан усиленной квалифицированной подписью, не допускается. Такая позиция выражена в письме ФНС России от 17.05.16 № АС-4-15/8657@ .

    В ходе контрольных мероприятий налоговая инспекция вправе истребовать у налогоплательщика оригиналы (подлинники) первичных документов. А подлинником документа является первый или единичный его экземпляр. Об этом сказано в пункте 3.1 Национального стандарта РФ «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 7.0.8-2013, утв. приказом Росстандарта от 17.10.13 № 1185-ст).

    Исходя из этого, авторы письма делают вывод: если первичный документ оформлен на бумажном носителе, то именно такой экземпляр с собственноручными подписями лиц, ответственных за оформление операции, является подлинником . Представить вместо него электронный скан-образ нельзя даже в том случае, если соответствующий файл будет подписан усиленной квалифицированной подписью.

    Замена подлинника его электронным скан-образом, пусть даже заверенным сторонами сделки при помощи усиленных квалифицированных электронных подписей, в данной ситуации не допускается, и соответственно, приравнивается к непредставлению затребованной документации, что грозит штрафом в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

    Затрат на изготовление копий документов для ИФНС можно избежать

    Даже если затребованная инспекцией документация изначально была составлена на бумажном носителе, тратить время и/или деньги на копирование этих документов необязательно. Их можно отсканировать и отправить в ИФНС в электронном виде по установленным форматам.

    Налогоплательщик может избежать затрат на копирование и другим путем: договориться с проверяющими, что вместо копий истребуемых документов он представит в инспекцию для ознакомления их оригиналы.

    Примечание : Обратная замена (налоговики затребовали бумажные оригиналы, а компания представила скан-копии) невозможна


    к меню

    Статья 94 ТК РФ:

    Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

    Для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет - 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

    Для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа;

    Для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

    При 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;

    При 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

    Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой - третьей статьи 92 настоящего Кодекса:

    При 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;

    При 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов.

    Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

    Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 N 252"Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации"

    Статья 95 ТК РФ:

    Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

    В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

    Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

    Части 1-4 и 6 статьи 96 ТК РФ:

    Ночное время - время с 22 часов до 6 часов.

    Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.

    Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.

    Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.

    Порядок работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

    Статья 101 ТК РФ:

    Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

    Часть 1 статьи 104 ТК РФ:

    Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

    Часть 2 статьи 348.8 ТК РФ:

    Продолжительность ежедневной работы для спортсменов, не достигших возраста восемнадцати лет, может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной частью первой статьи 92 настоящего Кодекса.

    Часть 1 статьи 16 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":

    Гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, занятые на работах в зоне отчуждения), устанавливается повышенная оплата труда, сокращенный рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск.

    Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 813"О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа":

    В соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

    Установить продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

    Пункт 13 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта", утв. Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133:

    13.Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.

    «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» (утв. Приказом Минтранса России от 09.03.2016 N 44)

    Пункт 6 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений" (утв. Приказом Минфина РФ от 02.04.2003 N 29н):

    6. В зависимости от конкретных условий производства на отдельных участках (объектах работ) графиком работ может быть установлена продолжительность рабочей смены не более 12 часов.

    Пункты 7, 9 - 12 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15):

    7. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

    9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

    10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

    11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

    1. Сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) предоставляется следующим категориям работников:

    1.1. Центры по профилактике и борьбы со СПИДом, организации и специализированные организации здравоохранения, предназначенные для лечения больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

    Врачи (в том числе руководители организаций и их подразделений), занятые диагностикой, лечением больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

    средний медицинский персонал, занятый лечением и непосредственным обслуживанием больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

    младший медицинский персонал, занятый обслуживанием и уходом за больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными;

    специалисты и служащие, занятые диагностикой, лечением больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

    1.2. Организации здравоохранения и госсанэпидслужбы, их структурные подразделения, за исключением перечисленных в разделе 1.1

    Врачи (в том числе руководители организаций и их структурных подразделений), имеющие непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при проведении консультаций, осмотров, оказании медицинской помощи, проведении судебно-медицинской экспертизы и другой работы;

    средний медицинский персонал, имеющий непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при оказании медицинской помощи, проведении судебно-медицинской экспертизы и другой работы;

    младший медицинский персонал, имеющий непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при уходе за ними и проведении другой работы;

    специалисты и служащие, имеющие непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными.

    1.3. Лаборатории (отделы, отделения, группы) организаций здравоохранения и госсанэпидслужбы, осуществляющие лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции

    Врачи (в том числе руководители организаций и их подразделений), проводящие все виды лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

    средний медицинский персонал, проводящий все виды лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

    младший медицинский персонал, работающий в указанных лабораториях и имеющий контакт с кровью и материалами, поступающими от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

    специалисты и служащие, участвующие в проведении всех видов лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

    1.4. Научно-исследовательские организации здравоохранения и госсанэпидслужбы и их структурные подразделения

    Научные сотрудники, руководители, специалисты, служащие и рабочие, привлеченные к работе с ВИЧ-инфицированными и потенциально зараженными ВИЧ-материалом (в том числе животными) и по выполнению научной тематики по проблеме СПИДа.

    1.5. Научно-производственные объединения, предприятия (производства) и их структурные подразделения по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов

    Руководители, специалисты, служащие, рабочие, работающие с вирусом СПИДа и материалом, инфицированным ВИЧ.

    2. Сокращенная продолжительность рабочего дня (смены), установленная из расчета 36-часовой рабочей недели, предоставляется работникам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, лишь в те дни, когда они были фактически заняты на работах в опасных для здоровья условиях труда.

    Пункт 4 и пункт 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров (утв. Приказом ФСБ РФ от 07.04.2007 N 161):

    4. На судах с круглосуточной работой для членов экипажа устанавливается трехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно- или двухсменный график вахт (работ).

    В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительность рейса, навигационный или эксплуатационный период) могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

    11. Ежедневная продолжительность рабочего времени членов экипажа, включая время несения вахт, выполнения наряду со своими должностными обязанностями работ за временно отсутствующих членов экипажа и выполнения дополнительных работ, не являющихся выполнением должностных обязанностей, не может превышать 12 часов.

    1. Продолжительность ежедневной работы оказывает непосредственное влияние на работоспособность человека. Длительная непрерывная работа утомляет человека, приводит к снижению его работоспособности (уменьшению скорости движений, ослаблению внимания, совершению ошибок, снижению производительности труда и др.), сказывается на состоянии здоровья. Поэтому законодательством устанавливается не только недельная норма рабочего времени, но и максимально допустимая продолжительность ежедневной работы для ряда категорий работников.

    Причем указанные требования должны соблюдаться не только при распределении недельной нормы рабочего времени, но и при распределении рабочего времени в рамках учетного периода.

    2. Конкретная продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности как при 5-дневной, так и при 6-дневной рабочей неделе, с соблюдением требований о максимально допустимой продолжительности рабочего дня (смены).

    Так, согласно ч. 1 статьи 94 ТК РФ ежедневная продолжительность рабочего времени установлена прежде всего для лиц моложе 18 лет. Причем для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, норма продолжительности ежедневной работы по сравнению с прежней редакцией комментируемой статьи изменена. Например, для лиц в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность ежедневной смены не могла превышать 3,5 часов. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ разрешил работникам указанного возраста увеличивать продолжительность ежедневной работы до 4 часов.

    3. Продолжительность ежедневной работы (смены) инвалидам устанавливается в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, рекомендуемая инвалиду продолжительность ежедневной работы (смены) указывается в индивидуальной программе реабилитации, которая выдается по результатам медико-социальной экспертизы, проводимой учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы на предмет признания гражданина инвалидом. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения любыми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Закона о защите инвалидов).

    4. В отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в комментируемой статье сохраняется общее требование о том, что при 36-часовой рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

    Вместе с этим ч. 3 ст 94 ТК РФ допускает возможность увеличения коллективным договором продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной ч. 2 данной статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 92 ТК) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Представляется, что установление такого режима нужно рассматривать лишь в качестве исключения, допускаемого при систематическом контроле территориальных органов Роспотребнадзора.

    Как следует из примечания к понятию "гигиенические нормативы условий труда", гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При большей длительности смены, но не более 40 часов в неделю, в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и др.), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов (см. п. 3 раздела "Основные понятия, используемые в Руководстве" // Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р2.2.2006-05, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.).

    5. Нормальная продолжительность рабочего времени для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов, как и у других работников, не может превышать 40 часов в неделю. Однако продолжительность ежедневной работы (смены) указанных категорий работников в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252 (СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2356)).

    Об особенностях регулирования труда указанных творческих работников см. ст. 351 и коммент. к ней.