Статья 311 фз. Руководство таможенным делом

Все российское таможенное право умещается в один Федеральный закон - "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (№311-ФЗ). Основные положения данного законопроекта будут разобраны в этой статье.

Цели Федерального закона

Первая статья ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" раскрывает основные цели законопроекта. В частности, здесь стоит выделить:

А что является предметом ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"? Здесь стоит выделить регулирование отношений по ввозу и вывозу товаров из РФ, перевозку продукции в стране под таможенным контролем, определение полномочий государственных органов, а также прав и обязанностей лиц, так или иначе связанных с таможенным правом.

О таможенном деле в РФ

Что представляет собой таможенное делопроизводство на территории Российского государства? Вторая статья ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" гласит о совокупности методов и средств, направленных на соблюдение и обеспечение мер таможенного и тарифного регулирования. Здесь же стоит выделить ряд ограничений и запретов на ввоз определенной продукции в Россию и вывоз отдельных товаров из государства.

Российская Федерация применяет меры таможенного регулирования в одностороннем порядке, в соответствии с государственными законами и международными установками. Все запреты и ограничения при этом устанавливают нормативно-правовые акты РФ.

Руководство таможенным делом

Кто возглавляет всю таможенную систему в России? Как вообще выстроена структура управления в рассматриваемой сфере? Ответы на эти вопросы предоставит статья 3 ФЗ №311 "О таможенном регулировании в РФ".

Непосредственным и общим руководителем таможенного дела на территории Российского государства является Правительство РФ. Именно оно занимается реализацией задач в таможенной области. Исполнительная ветвь власти занимается также разработкой государственной политики и нормативно-правового регулирования в таможенной области. Если же речь идет об исполнительном органе, уполномоченном в области финансов, то в таможенной сфере должны осуществляться функции, связанные с таможенными платежами и определением таможенной стоимости продукции.

Система таможенных органов

ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", а именно вторая его глава, дает подробную характеристику всей системе таможенного делопроизводства. Так, статья 9 гласит о том, что все органы, направленные на регулирование таможенной политики, образуют единую федеральную систему централизованного типа. При этом ни органы государственной власти, ни инстанции местного самоуправления, ни разного рода общественные объединения не должны вмешиваться, а уж тем более мешать деятельности органов таможенного контроля.

Сама система таможенных инстанций устроена следующим образом:

  • во главе - федеральный орган, принадлежащий исполнительной ветви власти; орган является уполномоченным в области таможенного делопроизводства;
  • в каждом регионе находятся подконтрольные федеральному органу таможенные управления;
  • по всей стране разбросаны сами таможни и

Как создание, так и ликвидация всех представленных инстанций возможно лишь в порядке, который устанавливает российское правительство. При этом федеральный таможенный орган, как гласит ФЗ №311 "О таможенном регулировании", способен создавать специализированные инстанции в разных уголках страны.

Принципы работы таможенной системы

Очень важно выделить основные принципы деятельности таможенных органов. Вот что гласит статья 11 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации":


Таким образом, "О таможенном регулировании в Российской Федерации" закрепляет довольно полные и четкие принципы работы таможенных органов.

Функции органов

Чтобы наиболее полно и ясно охарактеризовать деятельность таможенных инстанций, необходимо рассказать о нескольких основных обязанностях рассматриваемой системы. Так, статья 12 настоящего законопроекта гласит о следующих функциях таможенных органов:

  • своевременное проведение таможенного контроля, постоянное совершенствование методов проведения проверок;
  • качественное содействие развитию внешней торговли в РФ;
  • ведение таможенной статистики при осуществлении внешней торговли;
  • взимание пошлин и налогов таможенного типа, контроль над правильностью исчисления пошлин;
  • обеспечение на территории РФ соблюдения порядка перемещения товаров;
  • обеспечение международных договоров и обязательств;
  • выявление, предупреждение и правонарушений в рамках своей компетенции;
  • содействие мерам, направленным на защиту государственной собственности;
  • проведение научно-исследовательских конкурсов и разработок и осуществление множества других функций и обязанностей.

Таможенные органы, таким образом, обладают довольно объемной сферой полномочий.

Деятельность в таможенной сфере

Вся пятая глава Федерального закона (№311 ФЗ) "О таможенном рег. в РФ" посвящена видам деятельности таможенных органов. Вот лишь некоторые общие функции, которые способны осуществлять представители таможенной системы:


Таможенные операции

№311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а именно пятый его раздел закрепляет основные виды таможенных операций. О некоторых видах операций стоит рассказать подробнее, так как это даст полное представление обо всей рассматриваемой системе в целом. Как помещаются товары под таможенную процедуру?

Первое, что стоит здесь выделить, именуется таможенным декларированием. Глава 24 настоящего ФЗ перечисляет основные виды товаров, подлежащих декларации, основные места декларирования, формы необходимых удостоверений, порядок представления всей необходимой документации и т. д. Все те аспекты, благодаря которым декларирование продукции должно проходить качественно и эффективно, перечислены в законопроекте.

Глава 25 ФЗ говорит о выпуске товаров. Здесь устанавливаются основные документы, сроки выпуска, а также условия отказа (как правило, связанные с неправильным декларированием). В четвертом разделе настоящего законопроекта перечисляются таможенные процедуры экспорта, типы таможенных переработок, а также процедуры по допуску продукции в страну.

Таможенный контроль

Контроль особенно важен в такой сфере, как таможенное делопроизводство. Что говорит N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" об осуществлении контроля над всей рассматриваемой системой?

Закон гласит о том, что контроль должен осуществляться соответствующими таможенными органами на основе уже приведенных в рассматриваемом законе принципов. В целях эффективности таможенные органы могут сотрудничать с некоторыми властными исполнительными инстанциями. Также законопроект гласит о возможных рисках, о системе управления рисками и о порядке задержания незадекларированных товаров.

Президент России подписал , который принят на замену Закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Что регулирует Закон?

Предметом регулирования нового закона являются отношения, связанные с ввозом, вывозом товаров, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Кроме того, документом определены права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и др.

Что нового принёс Закон?

Новый закон состоит из 68 глав, в то время как его предшественник только из 47. В числе нововведений стоит выделить возможности: использования «реестрового обеспечения» таможенного представителя при таможенном декларировании товаров, выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, освобождения добросовестных компаний от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, представления предварительной информации на английском языке.

Зачем потребовалось принимать новый Закон?

Закон принят в связи с вступлением в силу с 01.01.2018 года Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). ТК ЕАЭС содержит отсылочные нормы, согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств - членов ЕАЭС.

Законом установлены особенности таможенного регулирования в России в соответствии с положениями права ЕАЭС. В нём реализована значительная часть отсылочных норм ТК ЕАЭС, направленных на совершенствование таможенного администрирования и упрощение совершения таможенных операций.

Поправки направлены на обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в связи с экспортом и импортом товаров, создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и др.

Каковы новые правила по уплате таможенных пошлин на товары для личного потребления?

Новый закон включает в себя в числе прочего положения, предусматривающие, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования могут быть уплачены с использованием программных и (или) технических средств в рамках платёжной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, а также наличными денежными средствами в кассу таможенного органа.

Кроме того, оплата таможенных пошлин физлицами в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях станет возможна в отделениях «Почты России».

Что поменялось в порядке выдачи предварительных решений на товары?

Сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения и классификации товара. В частности, решения о классификации товара таможенные органы будут принимать в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Раньше этот срок составлял 90 дней. При этом предварительное решение о классификации товара будет действовать в течение 5 лет со дня его принятия (вместо 3 лет). Также появится возможность получать предварительное решение о происхождении товаров. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Их тоже выдадут не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления. Ещё можно будет получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Такое решение таможенный орган примет не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Появилась ли новая таможенная процедура?

Да, например, поправками реализована таможенная процедура свободного склада. В соответствии с этой процедурой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Установлены правила применения такой процедуры и возможность Правительства России вводить дополнительные ограничения.

Какие изменения предусмотрены в области таможенного контроля?

Таких поправок довольно много. Например, определён срок проведения камеральной проверки - 90 календарных дней, и этот срок может быть продлён на 120 календарных дней. Раньше подобные сроки не были определены. Разрешено передавать третьим лицам условно выпущенные товары, перемещаемые в несобранном или разобранном виде, для монтажа и наладки. Появилась отдельная норма, посвящённая проверке маркировки товаров.

Какие новеллы появились в части возврата авансового платежа?

Новым законом предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврата авансовых платежей не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днём поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган. В прежнем законе этот срок не был установлен и растягивался на более длительный период.

До 20 календарных дней сократился срок на получение отчёта о расходовании денежных средств, внесённых в качестве авансовых платежей (ранее этот срок составлял 30 календарных дней).

Есть ли негативные изменения для декларантов?

Да, например, отсрочку уплаты таможенных платежей можно получить только на один месяц. Ранее этот срок составлял от 1 до 6 месяцев.

Какие ещё предусмотрены изменения?

Законом предусмотрено множество нововведений, их которых выделим следующее: поправки предусматривают выплату процентов плательщику таможенных платежей в случае, если нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных таможенных пошлин привело к негативным для него последствиям. Проценты выплачиваются в размере 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы переплаты за каждый день просрочки.

Когда Закон № 289-ФЗ вступает в силу?

Закон вступает в силу 4 сентября 2018 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки. В частности, предусматривается, что положения касающиеся организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков, применяются с 01.01.2019 года, положения о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме - с 2022 года.

Долго ли продлится переходный период в обновлении таможенных правил?

С 04.09.2018 года перестанет действовать большинство статей Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Однако некоторые останутся действующими и утратят силу позже. В частности, это статьи, регламентирующие порядок получения статуса уполномоченного экономического оператора.

Полностью Закон № 311-ФЗ утратит силу к 2020 году.

1. Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.2. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.3. К заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы:1) платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;2) документы, указанные в частях 4 - 7 настоящей статьи, в зависимости от статуса лица;3) иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата.4. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют:1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.5. Юридические лица, за исключением лиц, указанных в части 4 настоящей статьи, предоставляют:1) копию документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;2) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;3) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально.6. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляют:1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;3) копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;7. Физические лица предоставляют:1) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;2) копию документа, подтверждающего право на суммы авансовых платежей, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается наследником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.8. Если в таможенный орган ранее предоставлялись документы, указанные в частях 4 - 7 настоящей статьи, лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив сведения о предоставлении таможенному органу таких документов и об отсутствии в них изменений.9. Заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен настоящей статьей, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

Статьёй 308 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) “О таможенном регулировании в Российской Федерации” которая называется “приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр”

установлено следующее:

1. Таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации. Таможенные органы вправе запрашивать у правообладателя информацию, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей. При приостановлении выпуска товаров в соответствии с настоящей статьей таможенные органы не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров информируют об этом правообладателя и декларанта.

2. Выпуск товаров приостанавливается на семь рабочих дней. Таможенный орган вправе продлить указанный срок, но не более чем на 10 рабочих дней, если правообладатель направил в таможенный орган обращение в письменной форме о таком продлении и подал в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в реестр в соответствии со статьей 306 настоящего Федерального закона.

3. Правообладатель вправе получать от таможенного органа информацию о товарах, в отношении которых было принято решение о приостановлении выпуска в соответствии с настоящей статьей, а также брать пробы и образцы таких товаров.

4. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если имеющаяся у таможенного органа информация о правообладателе не подтвердилась или правообладатель обратился в таможенный орган с просьбой об отмене такого решения, а также в случае, предусмотренном статьей 310 настоящего Федерального закона. Если до момента истечения срока приостановления выпуска товаров правообладателем не выполнены условия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, либо уполномоченным органом не принято решение об изъятии товаров, о наложении ареста или об их конфискации, выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

5. Меры, предусмотренные настоящей статьей, не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, по которым ранее принимались меры в соответствии с настоящей статьей.

также есть

Письмо Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2012 г. № 01-11/58867 “О рассылке в электронном виде данных таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности”

В соответствии с пунктами 16, 78, 79 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденного приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488 (далее – Административный регламент), временно, до введения в эксплуатацию программных продуктов, предназначенных для ведения Реестра и внесения изменений в нормативные правовые акты, данные таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, а также дополнительная информация, содержащая сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, будут размещаться на портале ФТС России в специальном разделе “Уведомление таможенных органов о данных таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности”.

Доступ к разделу реализован по адресу: http://portal.ivs/info/noticeois/ (раздел “Информационно-методические материалы”, подраздел “Шаблоны. Документы. Информация”). К указанному разделу предоставлен доступ в режиме чтения для всех должностных лиц таможенных органов.

Возник вопрос, как работает часть 5, и мы запросили консультации