Способ лепки из целого куска. Способы лепки из глины

Для создания форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека и животного), можно пользоваться несколькими способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.


Мелкие детали лепят путем оттягивания, прищипывания глины от общей массы, применяя приемы рельефной лепки. Для того чтобы вылепленная работа была прочна и части не рассыпались, нужно хорошо их скрепить: плотно прижать одну форму к другой и замазать место скреплений или сделать углубления, в которые вставить прикрепляемые детали.

Конструктивный способ лепки из глины

Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д.

Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.

Пластический способ лепки из глины

Лепка из целого куска , когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием.

Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.

Комбинированный способ лепки из глины

Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок.

Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

Рельефная лепка из глины

Это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины толщиной не меньше 0,8 см, а поверхность гладкая и ровная. Сырую глину перед работой требуется немного подсушить.

Первый способ . Рисунок можно выполнить стекой, зубочисткой, кончиком ножа.

Второй способ . Способ состоит из наложения на пласт глины шариков, жгутиков, полос и т.д.

Третий способ . Это выбирание глины. Для этого берут пласт глины толщиной не менее 3 см и стекой наносят рисунок. Затем с поверхности пласта со всех сторон рисунка снимают одинаковый слой глины. Таким образом, рисунок получается выпуклым.

Посуду изготавливают при использовании других способов лепки:

Техника отщипывания при лепке из глины

лепка из шара, путем кругового налепа. Так при лепке из шара в середину заготовки вдавливают большой палец, чтобы углубить и расширить стенки чашки, толщина которых должна быть одинаковой.

Форму стенкам придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с внутренней и внешней стороны. При круговомналепе стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы.

Отдельно подготавливается основание, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать увлажненные последовательно, сглаживая внутренние швы деревянной стекой с использованием шликера постепенно поворачивая форму.

Каждый последующий кусочек глины прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации и так по кругу в несколько рядов. Такая же техника может быть использована в лепке на форме.

Форма (чаша) накрывается с внутренней стороны х/б тканью и в ней шариками или кусочками выкладывается дно, затем стенки по спирали. С внутренней стороны все выравнивается.

Спиральная техника (из жгутов) лепки из глины

Предварительно лучше сделать эскиз задуманной формы жгутового сосуда. Далее работа будет заключаться в накручивании жгутов на воображаемую модель. Жгут изготавливается из заготовленных шариков одинакового размера, он должен быть как можно более длинным и ровным. Размер жгута в диаметре зависит от толщины стенок сосуда.

Для основания сосуда сворачивается спираль их жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта) и разглаживается стекой с внутренней стороны от внешнего края к центру, затем смачивается его край и та сторона жгута, которая станет первым слоем сосуда (для более прочного сцепления можно сделать насечку с той стороны жгута, которая присоединяется к основанию).

Кончик жгута срезается по диагонали, чтоб площадь соединения была больше, и второй слой ложился на первый без излома. Диаметр окружности, образованной первым слоем жгутов, должен быть чуть больше диаметра основания. Каждый следующий жгут промазывается шликером (дополнительно можно сделать насечку, она даст более плотное соединение) ложится на внешний край предыдущего.

С помощью стеки (гончары для выравнивания поверхности изделий и сглаживания соединяемых элементов используют ребро коровы или синтетическое ребро, камни сглаженной формы, т.е. инструмент данный природой) слегка сдавливаются места соединения жгута и основания так, чтоб не повредить форму.

Желательно, чтоб соединения жгутов не находились друг над другом (лучше удлинить полоску), чтоб исключить вероятность растрескивания в процессе сушки. Можно воспользоваться шликером для соединения стыков с внутренней стороны.

Меняя диаметр очередного слоя , создается форма изделия (она может быть от симметричной до фантастичной, т.е. более сложной - с изгибами стенок, изменением угла наклона и т.д.). Работа с большими сосудами может быть поэтапной, чтоб следующие слои не раздавили предыдущие. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Готовое изделие должно досыхать вверх дном. Эта техника позволяет изготовить сосуд любой формы и сложности – вазы, бутыли, фляжки и др.

Ленточный способ лепки из глины

Этим способом можно изготовить цветочные горшки, бочонки, шкатулки и прочие предметы интерьера.

Сначала раскатывается пласт, который разрезается на полоски. Для изготовления пласта на стол сначала укладывается кусок х/б ткани, на нее с двух сторон деревянные рейки, которые служат линейкой и ограничителями.

Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см, затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой. Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания.

Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя ее сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, тетрапецевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности.

Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтоб соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом.

Формование

Гипсовая форма руками заполняется глиной. Лучше это делать отщипыванием и вдавливанием небольших кусочков, чтоб нижний слой и боковые слои не имели пустот, неровностей, затем выравнивается верхний слой и после высыхания изделие легко вынимается из формы (гипс быстро впитывает воду, изделие уменьшается в размере и образуется зазор между стенками формы), дальнейшее досушивание изделия осуществляется обычным порядком.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.

В детском саду используется в основном пластилин и глина.

Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки - предметная.

В средней группе - сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).

В старшей группе - декоративная лепка, которая требует украшения.

В подготовительной группе - все виды лепки.

Вначале идет знакомство ребенка с материалом и его свойствами . Ребёнок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек глины или пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

После ознакомления с пластичными материалами дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, даже «вприпрыжку ». Ребёнок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребёнка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми.

Общее для всех детей, принципиально важное достижение - появление в лепке образа . Образное начало - специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.

Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить

«Колбаска» или валик - первая форма, которую ребёнок может вылепить самостоятельно уже в 1 -1,5 года.

В дальнейшем он совершенствует своё умение - раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5-3 годам ребёнок начинает более внимательно относиться к форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.

Как получить цилиндрическую форму

раскатать кусочек пластилина (глины, теста) в ладонях продольными движениями туда-обратно;

раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности прямыми движениями;

раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

Как преобразовать форму цилиндра

свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);

скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);

сплющить в ленту (листок, шарфик);

раскатать в конус (морковка, колпачок);

свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна).

Как создать шарообразную форму и как её можно изменить

Шар - ещё одна форма, которую ребёнок осваивает в раннем детстве. Малыши с удовольствием лепят конфеты, ягоды, яблоки и «угощают» ими свои игрушки. Нужно заметить, что техника получения шара сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует более точной и согласованной координации движений обеих рук.

Как получить шарообразную форму

раскатать кусочек пластилина (глины, теста) круговыми движениями;

раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности;

раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.).

Как преобразовать форму шара

слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (киндер-сюрприз, воздушный шарик, дыня);

оттянуть с одной стороны (груша, матрёшка);

раскатать и по необходимости согнуть (банан, огурец); сплющить между ладонями в диск (колесо, лепёшка);

раскатать в конус (мороженое, пирамида);

некоторые формы, например, конус, можно создать как из цилиндра, так и из шара;

сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки);

сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза).

Формы шара, цилиндра и производные от них формы - это своеобразная «азбука» лепки, на основе которой ребёнок начинает «читать» и самостоятельно создавать любые «произведения», постепенно осваивая технику лепки.

Существует 3 способа лепки:

1. конструктивный - предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;

2.скульптурный (пластичный) - лепка из единого куска, путём преобразования;

3. комбинированный - сочетание конструктивного и пластичного способов.

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя.

Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);

объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);

объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска . Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный . Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов . Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение - заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.

Дергачева Алла Владимировна, воспитатель,

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52 Малинка»,

г. Балашиха, Московская область

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Из некоторых видов лепки мне хочется остановиться на предметной лепке, а именно – на лепке посуды разными способами. Ознакамливая детей с лепкой посуды, ставлю перед собой задачи:

  • знакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой, высокой; помочь овладеть приёмом лепки посуды ленточным способом;
  • учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным;
  • дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с её формой.

Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды;

  • воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей. Определять исходную форму для каждой части;
  • развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы.

Предлагаю поэтапную лепку посуды.

1. Лепка 1 «Тарелочка с узором».

Круговым движением ладоней рук скатать шар.

Расплющить его в толстый диск и оттянуть края

Украсить тарелочку углубленным узором или контурным рельефом (его делают с помощью разных предметов: головкой шурупа, колпачками от фломастеров, острым или закругленным концом стеки, печатками для пластелина)

Лепка 2 «Миска с узором».


Скатать Шар. Расплющить шар в толстый диск и поднять края выше, чем у тарелки, не отгибая их в стороны. Диск дна у миски меньше, чем у тарелки.

Украшаем миску способом налепа. Скатываем длинные или короткие тоненькие цилиндрики, шарики. Составляем узор.


Лепка 2 «Миска с узором».


Скатать Шар. Верхняя часть вазы такая же, как миска.


Скатать толстый цилиндр. Из цилиндра слепить ножку вазы.


Готовые части скрепить приёмом примазывания.


Составляем узор и украшаем вазу для фруктов.

Лепка 4 «Кружка» (ленточным способом).

Ска тываем цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем её.


Скатать шар и расплющить его. Соединяем кольцо и донышко, хорошо заглаживая. Излишки пластилина срезаем стекой. Прикрепляем ручку.


Заглаживаем края кружки, её стенки и украшаем поделку.

Лепка 5 «Ваза для цветов» (ленточным способом).


Раскатываем цилиндр. Расплющиваем его.


Соединяем ленту. Расширяем верхний край вазы. Соединяем с донышком. Излишки пластилина удаляем стекой. Примазываем.


Сглаживаем поделку. Придумываем узор и украшаем вазу.

Предлагаю фотоотчёт открытого интегрированного занятия по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе».
Лепка ленточным способом кружки.

Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову Ращупкина Светлана Юрьевна

Способы лепки

Способы лепки

Итак, существует несколько способов лепки:

конструктивный способ подразумевает изготовление предмета из нескольких деталей, начиная с самой крупной части. Например, при выполнении человека в первую очередь следует вылепить туловище, затем ноги, руки, голову и т. д.

Все детали сравнивают по величине и пропорциональности, парные лучше всего лепить из заранее заготовленных одинаковых кусочков глины. Все части присоединяют к изделию постепенно. В последнюю очередь изготавливают самые мелкие детали. Так, например, лепят дымковские игрушки;

При пластическом способе лепки все детали вытягивают из одного куска глины, поэтому он подходит только для изготовления простых по силуэту фигурок, например уточки, петушка, птички-невелички и других животных филимоновской и каргопольской игрушки. По этой же причине фигурки, вылепленные пластическим способом, передают образы условно;

комбинированный способ объединяет первые два. Например, дымковский индюк изготовлен из цельного куска глины, но голову и хвост лепят отдельно и присоединяют к туловищу птицы в последнюю очередь. Обычно этот способ применяют для создания композиционных работ;

рельефная лепка – это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины, толщина которого не менее 0,8 см, а поверхность гладкая и ровная.

Сырую глину перед работой требуется немного подсушить.

Рисунки наносят несколькими способами. Первый способ можно выполнить стекой, зубочисткой, кончиком ножа.

Рельефная лепка (первый способ)

Второй способ рельефной лепки состоит из наложения на пласт глины шариков, жгутиков, полос и т. д.

Рельефная лепка (второй способ)

Третий способ рельефной лепки – это выбирание глины. Для этого берут пласт глины толщиной не менее 3 см и стекой наносят рисунок. Затем с поверхности пласта со всех сторон рисунка снимают одинаковый слой глины. Таким образом, рисунок получается выпуклым.

Посуду изготавливают при использовании других способов лепки. Итак, это техника отщипывания, кругового налепа, спиральная техника и ленточный способ.

Отщипывание выполняют разными способами. Так, при лепке из шара в середину заготовки вдавливают большой палец, чтобы углубить и расширить стенки чашки, толщина которых должна быть одинаковой. Форму стенкам придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с внутренней и внешней стороны.

Крупные сосуды можно выполнить путем кругового налепа, подготовив основание изделия, на котором следует сделать насечки для обозначения места присоединения первой полоски. Все полоски должны быть одинакового размера и увлажнены. Выкладывают их последовательно, заглаживая внутренние швы деревянной стекой, используя шликер и постепенно поворачивая форму.

Каждый кусочек глины прикладывают к основанию, прижимают указательным и большим пальцами и вытягивают стенки вверх. После выполнения нескольких кругов изделие надо немного подсушить, после чего продолжить наращивание стенок.

Этот способ можно применять и при лепке с помощью формы, дно которой с внутренней стороны надо выложить хлопчатобумажной тканью. Затем можно поднимать стенки по спирали, выравнивая их с внутренней стороны.

Спиральная техника представляет собой изготовление изделия из отдельных жгутов. Начинать работу нужно с создания эскиза, потом глину разделяют на одинаковые шарики и изготавливают из них одинаковые по длине и толщине жгуты. Основание сосуда можно сделать из пласта глины или жгута, свернув его по спирали и разгладив его стекой с внутренней стороны. Край основания надо смочить водой.

Кончик жгута срезают по диагонали, чтобы второй слой лег ровно, без излома. Кроме того, соединения жгутов не должны располагаться друг над другом. Каждый жгут необходимо промазать шликером и положить на внешний край предыдущего жгута, после чего стекой осторожно, не повреждая формы изделия, места соединения жгута и основания немного сдавливают. Форму изделию придают, меняя диаметр следующего круга жгутов.

Изготовление предмета происходит в несколько этапов. Через каждые несколько жгутов изделие необходимо подсушивать, чтобы следующие слои не придавили предыдущие. Готовое изделие высушивают вверх дном. Таким образом, можно изготовить сосуд любой формы.

Если жгуты пересекают хаотично, то стенки сосуда надо выполнять на ровной поверхности и затем соединить их на цилиндре, предварительно покрыв его бумагой.

Сосуд, выполненный в спиральной технике

Ленточным способом изготавливают бочонки, шкатулки, горшки и т. д. Для этого глиняное тесто делят на одинаковые куски, которые раскатывают в жгуты. Затем на стол, покрытый хлопчатобумажной тканью, укладывают деревянные рейки для обозначения границ глиняного пласта. Между ними выкладывают жгуты, раскатывают их в пласт, а затем разрезают на полоски шириной не более 3 см, причем длина каждой должна соответствовать длине окружности основания данного изделия.

Первую полоску укладывают на основание с насечкой так, чтобы ее верхняя сторона смотрела на внешнюю сторону изделия. Вторую полоску присоединяют к концам первой встык. В местах их соединения изнутри делают насечки, после чего на них укладывают жгут и замазывают шов, выравнивая поверхность.

Все следующие полоски выкладывают точно так же, заглаживая места соединения, чтобы их не было видно.

Места соединения жгутов не должны совпадать. Конструкции их полос могут быть разнообразны.

Самыми практичными горшками для цветов считаются те, что изготовлены из красной и темно-желтой глины, так как они более прочные и лучше сохраняют тепло при понижении температуры.

Изготовление панно с помощью ручного оттиска форм. В данном случае гипсовую форму заполняют глиной путем отщипывания и вдавливания кусочков, после чего верхний слой выравнивают.

После высыхания изделие вынимают из формы и досушивают, как обычно.

Из книги Любительское рыболовство [с иллюстрациями] автора Куркин Борис Михайлович

СПОСОБЫ УЖЕНИЯ РЫБ УЖЕНИЕ МИРНЫХ РЫБ_Амур белый_ разводится лишь в прудовых хозяйствах. Однако, хотя и в небольшом количестве, проник во многие естественные водоемы, вблизи которых расположены эти хозяйства. Так, его появлению в р.Роси, а затем и в Кременчугском

Из книги Входные ворота ушу автора Яоцзя Чэнь

Из книги Спортивная ловля рыбы автора Сабунаев Виктор Борисович

Из книги Особенности ловли рыб семейства окуневых автора Филипьечев Алексей Олегович

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

4. СПОСОБЫ ЛОВЛИ Существует много способов ловли на поплавочную и донную удочки, отличающихся друг от друга выбором места, снастью и техникой ловли. Прежде всего следует различать ловлю без течения в озерах, речных заводях и ловлю на течении в реках. Ловля на течении также

Из книги Как из хобби сделать бизнес. Монетизация творчества автора Тюхменёва Анна

Способы ловли Ловля с поплавком-грузомСпособ ловли, обычно применяемый на мелководье, заросшем водной растительностью, а также на основной струе течения с весны до осени. Насадку берут в основном животного происхождения, можно использовать стрекозу, хруща, овода,

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Из книги Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову автора Ращупкина Светлана Юрьевна

Из книги Ловля карпа, леща, толстолобика, белого амура. Секреты и хитрости успешной рыбалки автора Сторожев Константин

Из книги Домашняя грибная ферма. Вешенка, шампиньон, шиитаке автора Богданова Нина Евгеньевна

Из книги Косметика и мыло ручной работы автора Згурская Мария Павловна

Другие материалы, использующиеся для лепки В настоящее время магазины для творчества предлагают много разных материалов для лепки, поэтому имеет смысл разобраться, чем же они отличаются от глины, которая является самым древним из них и всегда популярна у детей, несмотря

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Приготовление глины для лепки. Основные этапы работы с глиной Глину для лепки можно купить в художественных салонах, где она продается в готовом виде в брикетах разного объема (от 0,5 до 3 кг). Держать ее надо в запечатанном виде, чтобы сохранить влагу. Однако магазинная

Из книги автора

Способы ловли В литературе, посвященной приемам и методам ловли, еще совсем недавно ловлю на толстолобика и белого амура относили в раздел спортивной. Объясняется это тем, что его воспроизводство в естественных условиях в наших широтах невозможно, тем более в водоемах,

Сразу оговоримся – под пластилином в данной статье мы понимаем все виды пластичных материалов для детского творчества, будь то тесто для лепки, глина и любые другие разновидности. Из-за разнообразия материалов родители часто путаются и не знают, что именно нужно их ребенку. Мы постараемся разобраться во всех разновидностях пластичных материалов.

Лепка, моторика и развитие ребенка

Любому ребенку с самого раннего возраста необходимо заниматься творчеством. Таким образом малыш устанавливает контакт с окружающем миром, познает его и учится выражать свои чувства и мысли. Недооценивать этот процесс нельзя.

Как правило, первые попытки самовыражения ребенка проявляются в играх и попытках рисовать. Также, с определенного возраста, малыш начинает нуждаться в развитии моторики. Тактильный контакт является еще одним способом познания мира. Кроме того, он тесно связан с общим развитием ребенка – зачастую отстающие малыши имеют те или иные проблемы с мелкой моторикой.

Для полноценного развития ребенка необходимо дать ему возможность создавать что-либо своими руками. Лепка идеально подходит в качестве способа задействовать тактильные ощущения ребенка и мелкую моторику.

Разновидности материалов для лепки

Все встречающиеся в продаже разновидности условного «пластилина» можно разделить на 10 позиций. Рассмотрим подробно каждую из них.

1. Пластилин отечественного производства

Знакомый всем нам с детства классический пластилин . Он доступен и повсеместно распространен. Достаточно прочный – с поделками из него можно долго играть не опасаясь, что они развалятся. Из-за его свойств отдельные элементы легко соединяются между собой, образуя устойчивую композицию.

Тем не менее, у классического пластилина масса известных минусов. В первую очередь, он очень твердый. Маленький ребенок не сможет сразу работать с ним, так как родитель должен предварительно размягчить материал, например, с помощью теплой воды. По этой же причине очищать загрязнения от классического пластилина очень сложно. Кроме того, все мы помним его тусклый и непримечательный цвет.

Обычный пластилин не подходит для первых экспериментов с лепкой, так как он недостаточно податлив и имеет состав, не рекомендованный для малышей. Использовать этот материал можно начиная с 3-летнего возраста.

2. Пластилин зарубежного производства

Импортный пластилин отличается от отечественного исключительной мягкостью и яркостью, которую ему придают натуральные красители. Он не пачкает руки и одежду, легко очищается. Из-за его податливой фактуры и состава из растительных компонентов он рекомендуется для самых маленьких детей. Ярким и всем известным примером является Play-Doh .

Недостатки импортного пластилина заключаются в его мягкости. Поделки получаются не очень прочными и легко разваливаются. Отдельные детали плохо соединяются между собой.

3. Глина

Глина мягкая и приятная на ощупь. Она превосходно сохраняет форму, поэтому поделки могут храниться неограниченное время. Это недорогой и доступный материал, который, к тому же, можно раскрашивать.

Минусы глины – любая поделка требует сушки. Кроме того, сушка занимает определенное время, за которое маленький ребенок может потерять интерес к только что сделанной своими руками игрушке.

4. Паста для моделирования

Паста для моделирования дарит приятные тактильные ощущения и напоминает глину. При этом ее не нужно сушить, так как она затвердевает при контакте с воздухом. И, точно так же, как изделия из глины, поделки из пасты можно раскрашивать.

Различные детали из пасты для моделирования не склеиваются между собой, а так как паста быстро сохнет, то поделку можно не успеть доделать. Материал однозначно не подходит для маленьких детей.

5. Тесто

Популярный материал, отличающийся своей мягкостью и податливостью. Абсолютно безопасен – в состав входит мука, соль и вода. Иногда – цветные пищевые красители, если нет цели впоследствии раскрасить поделку. Не прилипает к рукам, отдельные детали легко склеиваются между собой. Готовое изделие можно сохранить на память. Тесто доступно, его вполне можно изготовить в домашних условиях.

Поделки из теста сохнут в течение 12-ти часов. Кроме того, они размокают при контакте с водой.

6. Шариковый пластилин

Шариковый пластилин – превосходный материал для развития мелкой моторики. Он не прилипает к рукам и обладает яркими, сочными цветами. Чаще всего этот материал используется для декорирования (облепливания) формочек, фигурок и особенно детских поделок, так как отлично скрывает неровности и недостатки изделий.

К сожалению, шариковый пластилин рекомендуется только детям, достигшим 3-летнего возраста. При этом родители в любом случае должны следить за детьми, работающими с этим материалом. Сохнут поделки из шарикового пластилина около суток, сохраняя даже после высыхания хрупкость. Играть с такими поделками затруднительно.

Плавающий пластилин очень мягкий и податливый, поэтому чаще всего с ним работают малыши. Не пачкает одежду и легко очищается с рабочих поверхностей. Держится на воде.

Тем не менее, работа с плавающим пластилином – это самый начальный уровень лепки. Этот материал легко крошится, а детали из него плохо соединяются между собой.

8. Восковый пластилин

Восковый пластилин отличается исключительной мягкостью и отлично склеивается. При этом поделки из него долгое время сохраняют форму. Цвета, как правило, яркие и насыщенные. Не оставляет загрязнений на рабочем месте или одежде.

Выбирая восковый пластилин следует помнить, что он походит для лепки только самых простых поделок. Приобретать необходимо только те наборы, в которых каждый кусочек пластилина находится в индивидуальной упаковке, так как материал легко слипается.

9. Масса для лепки

Масса для лепки – один из самых популярных и практичных материалов для детского творчества. Она очень мягкая и пластичная, не прилипающая к рукам и окружающим предметам. При этом готовые поделки высыхают за 8 часов, после чего ими можно достаточно долго играть. Любопытная особенность материала – до 12-ти часов с момента контакта с воздухом он может сохранять пластичность. Даже если 8 часов прошло, поделку можно сбрызнуть водой и исправить недостатки.

При всех достоинствах, масса для лепки стоит довольно дорого.

10. Домашняя песочница: кинетический, живой радужный песок

Кинетический песок знаменит своим терапевтическим эффектом, благодаря которому снимается стресс как у ребенка, так и у взрослого. Он отлично развивает воображение и мелкую моторику. Кроме того, у малыша всегда под рукой своя маленькая песочница, независящая от погоды и времени года. Кинетический песок может иметь разные цвета.

Минус кинетического песка заключается в том, что с ним нельзя оставлять ребенка наедине. Песок прилипает к рукам и, соответственно, может попадать в глаза. Также необходимо стелить под домашнюю песочницу клеенку, так как песок попадает за ее пределы.

Мнение эксперта

«Выбирая подходящий материал для лепки и развития мелкой моторики, нужно исходить, в первую очередь, из возраста малыша. Очень важно выбрать ту разновидность материала, которая будет безопасна для ребенка и поможет ему развивать свои способности».

Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Леонович Юлия

Таблица 1. Виды материалов для лепки с детьми
Преимущества (+) Недостатки (-)
Пластилин отечественного производства
Низкая стоимость.Надежный материал для лепки. Фигурки, сделанные из него, могут долго сохранять форму, поэтому ребенок может играть с ними. Детали поделки из этого материала прочно соединяются друг с другом, поэтому поделка из пластилина отечественного производства не разваливается при первом касании. Пластилин слишком твердый, поэтому маленький ребенок не сможет размягчить его без помощи взрослого.
Материал нужно разогревать в теплой воде или на батарее перед работой. Не подходит для первого знакомства с пластилином. Пластилина имеет тусклые оттенки.
Пачкает руки. Трудно очистить без помощи стека или специальных средств рабочую поверхность после лепки. Состав материала не всегда подходит для маленьких детей, чаще всего пластилин рекомендован для детей от трех лет.
Пластилин зарубежного производства
Очень мягкий. Подходит для самых маленьких.
Сделан на натуральной растительной основе. Для окрашивания материала использованы натуральные красители. Не пачкает руки. Не прилипает к рукам.
Представлен в ярких цветах. Легко очищается с рук и рабочей поверхности.
Пачкает руки, но легко оттирается. Фигуры из этого материала плохо соединяются между собой.
Поделки из этого пластилина хрупкие, могут сразу же развалиться. Поделки легко деформируются.
Глина
Мягкий, приятный на ощупь материал для лепки. Долго сохраняет форму, может храниться в семье в качестве дорогих сердцу детских поделок долгие годы. Доступная цена.
Готовую поделку после высыхания можно раскрасить по своему желанию.
Любая поделка из глины требует сушки. Ребенок не сможет сразу поиграть со сделанной игрушкой, так требуется дополнительное время на сушку.
Паста для моделирования
Приятная на ощупь. Пластичная. По свойствам напоминает глину, но не требует сушки в духовке или микроволновке. Твердеет на воздухе. Поделку можно раскрасить красками или покрыть лаком. Нельзя склеить несколько деталей между собой. Из-за быстрого высыхания можно не успеть доделать поделку. Не предназначена для маленьких детей.
Тесто
Мягкое и пластичное, поэтому даже маленьким деткам работать с ним легко. Так как тесто засыхает поделку малыша можно сохранить на память. Тесто полностью безопасно. В его составе лишь вода, мука и соль. Если тесто цветное, то добавляются пищевые красители. Не прилипает к рукам. Легко смешивается. Можно использовать неокрашенное тесто, что является дополнительным благотворным полем для развития творчества. Высохшую поделку ребенок может раскрасить по своему желанию. Можно приготовить в домашних условиях. Высыхает в течение 12 часов. Размокает в воде.
Шариковый пластилин
Можно использовать для развития мелкой моторики. Пластилин разных цветов хорошо смешивается друг с другом. Чаще этот материал всего применяют для декорирования поделок, потому что он хорошо скрывает неровности и шероховатости на детских поделках. Шарики пластилина отлично соединяются между собой. Не липнет к рукам.Имеет насыщенные и яркие цвета. Не подходит для работы с малышами, до трех лет. А дети старше 3 лет должны работать с данным материалом строго под присмотром родителей. Поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Даже высохшие поделки довольно хрупкие. В отличие от изделий из теста или массы для лепки трудно использовать в игре.
Мягкий материал, поэтому из него легко лепить. Не прилипает к рукам и одежде. Подходит для малышей. Держится на воде, что особенно радует детей. Крошится. Детали из этого материла плохо соединяются между собой.Пригоден только для самых простых поделок.
Восковый пластилин
Восковый пластилин как отечественного, так и зарубежного производства очень мягкий пластилин. Обладает очень хорошими склеивающими свойствами.Легко разминается. Держит форму. Выпускается в ярких цветах. Не окрашивает руки малыша.Не липнет к рукам. Покупать стоит только те наборы, где каждый брусочек пластилина находится в своем отделении или пакете, чтобы предотвратить слипание всех брусков в единый большой кусок.Мелкая расфасовка.Подходит для лепки только простых фигурок.
Масса для лепки
Мягкая, пластичная, хорошо растягивается. Не прилипает к рукам. Поделка из массы высыхает на воздухе за 8 часов. Если не полное высыхание (до 12 часов), то может восстанавливаться, если сбрызнуть водой. Это свойство хорошо тем, что можно исправить какие-либо недочеты в поделке. Поделки не деформируются, ребенок может играть ими довольно долго. Высокая цена.
Домашняя песочница: кинетический, живой радужный песок
Терапевтический эффект от занятий с материалом: расслабляет, снимает стресс. Подходит для игр для развития воображения. Стимулирует развитие мелкой моторики. Ребенок может довольно долго играть с данным материалом. Возможность для малыша играть в песочнице в любое время года и при любых погодных условиях. Не имеет неприятных запахов. Может быть как одного цвета, так и разноцветным. Никогда нельзя оставлять маленького ребенка наедине с песком. Песок остается на руках, маленький ребенок может натереть им свои глаза. Даже если играет ребенок в домашней песочнице, лучше подстилать клеенку или газету, так как после игры много песчинок могут остаться за пределами песочницы. Прилипает к пальцам ребенка и одежде.

Выводы

Имеющиеся в продаже материалы для лепки способны удовлетворить любые пожелания детей и их родителей. Выбор действительно впечатляет, и, разобравшись получше во всех вариантах, вы всегда сможете найти тот материал, который подойдет вашему ребенку.