Издатель суворин биография. Суворин Алексей Сергеевич: биография, деятельность и интересные факты

(1912-08-24 ) (77 лет) Место смерти: Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

драматург, журналист, критик

Язык произведений: Алексей Суворин на Викискладе

Алексе́й Серге́евич Суво́рин ( , село Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии - , Царское Село) - русский журналист, издатель, писатель, театральный критик и драматург.

Биография

Ранние годы

Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в сапёры. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве , затем в Воронеже , где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом И. С. Никитиным .

В изданной Де-Пуле «Воронежской беседе» () Суворин поместил, между прочим, рассказ из народной жизни «Гарибальди», получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актёр Садовский. С г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в «Вазе», «Московском вестнике», «Весельчаке» и «Русском дневнике». Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков ) в «Русской речи » () обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Е. В. Салиас-де-Турнемир , которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в «Русской речи». Когда «Русская речь» прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского «Общества распространения полезных книг» («Ермак , покоритель Сибири», «Боярин Матвеев », «История Смутного времени»; последняя не была пропущена цензурой). Повесть «Солдат и солдатка» был напечатан в журнале «Современник» ( , № 2), «Жизнь патриарха Никона» - в «Ясной Поляне» Л. Н. Толстого (есть отдельное издание), в журнале «Отечественные записки» - рассказ «Отверженный» ( , № 1) и повесть «Алёнка» ( , № 7 и 8).

Петербург

А. С. Суворин.

Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в «Санкт-Петербургские ведомости» воскресный фельетон («Недельные очерки и картинки»). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни.

Это были лучшие опыты русского политического памфлета , не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики - Каткову , Скарятину, князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральным западником , исходившим из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с «Вестником Европы» , где он в -1872 годах помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: «Новый роман Виктора Гюго», , № 6 и 7; «Французское общество в новом романе Флобера», , № 1 и 2; «В гостях и дома (Заметки о Германии)», , № 9 и 10; «Русская драматич. сцена», , № 1; «Историческая сатира» («История одного города» Щедрина), , № 1).

Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 году В. Ф. Корш и его редакция были устранены от «Санкт-Петербургских ведомостей», то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина Вынужденный уход из «Санкт-Петербургских ведомостей» вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин в начале 1875 году выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок». Очерки, в основном писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили актуальность, но тем не менее были раскуплены в несколько дней - факт для книжной торговли того времени почти небывалый.

«Новое время»

А.С. Суворин на своей даче незадолго до смерти. 1912 год.

Последние годы Суворин усердно занимался театром, к которому издавна был близок, как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр ).

Покровитель и издатель Антона Павловича Чехова.

Скончался Суворин в 3 часа ночи 11 (24) августа г. в Царском Селе , на собственной даче вблизи Баболовского дворца .

Драматург

Здание театра Суворина на Фонтанке

Как драматург, Суворин известен пользовавшейся большим успехом драмой из жизни актёров «Татьяна Репина» (отд. СПб., , 3 изд. СПб., ). «Татьяна Репина» навеяна реальным событием - самоубийством молодой актрисы Евлалии Кадминой в Харькове в 1881 году. А. П. Чехов , друживший в то время с Сувориным, написал одноактное «продолжение» «Татьяны Репиной» под тем же названием с теми же персонажами. Суворин напечатал высоко оцененную им чеховскую пьесу в виде малотиражного отдельного оттиска в типографии «Нового времени» (полноценная публикация и постановка по цензурным условиям были невозможны).

Такой же успех имела и драма «Медея», написанная Сувориным в сотрудничестве с В. П. Бурениным (СПб., , 3 изд., СПб., ). Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное слово», «Женщины и мужчины» и др. Другие литературные произведения С.: роман «В конце века Любовь» (СПб., , 3 изд., ), вступительный этюд к изданию «Горя от ума» (СПб., ) и подробный анализ подделки пушкинской «Русалки» (СПб., ).

Издатель

Кто поставлен был в такие тиски, как современный журналист, тот едва ли выйдет сух из воды. Провинность я за собой чувствую как журналист, но если я удостоюсь того, что моя деятельность будет когда-нибудь оценена беспристрастно, то я уверен, что в результате будет плюс. Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих. <…> Газета дает до 600 тысяч в год, а у меня кроме долгов ничего нет, то есть нет денег. Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного. Расчетлив я никогда не был, на деньги никогда не смотрел как на вещь, стоящую внимания..

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 23 сентября
  • Родившиеся в 1834 году
  • Родившиеся в Бобровском уезде
  • Умершие 24 августа
  • Умершие в 1912 году
  • Умершие в Царском Селе
  • Выпускники Воронежского кадетского корпуса
  • Драматурги Российской империи
  • Журналисты Российской империи
  • Издатели Российской империи
  • Публицисты Российской империи
  • Сотрудники газеты «Новое время»
  • Театральные критики Российской империи
  • Члены Русского собрания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Суворин Алексей Сергеевич (1834-1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.

Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.

В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.

В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру - так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе - его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Параллельно развивался другой его талант - талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь, вскоре приобретший всероссийскую известность, позже - огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным - от художественных альбомов (Дрезденская галерея, Лондонская галерея, Императорский Эрмитаж, Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург, Вся Москва, Вся Россия). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу - в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты - организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина. Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры - репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты. После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907-1910 (за это время вышло десять номеров).

На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.

Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С.Суворин».

Имя Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912), журналиста, издателя, писателя, владельца крупнейшей национальной общерусской газеты "Новое время", удачливого предпринимателя, главы театрального товарищества, всегда вызывало много толков и пересудов, суждений и мнений, которые, будь он участником этих дискуссий сегодня, сумел бы сам всенепременно высмеять, объяснившись со своими нынешними гонителями свойственным ему беспощадным словом. Между тем его можно считать настоящим типом русского человека, выдающегося и своими способностями, и, что важнее, своим многогранным даром умения служить России не за страх, а за совесть. Причем любовь его к России была не умозрительна, не афористична, не эфемерна, а просто деятельна, во всю широту его недюжинной натуры. Потрудиться Алексей Сергеевич Суворин, мужицкий сын мужицкой России, умел и любил. "Я считаю особенно грешными только тех, которые ничего не делали, а я целую жизнь работал, как превосходный работник, и думаю, что за это Бог мне кое-что простит". И добавлял недоброжелательному корреспонденту: "А не простит, значит он с Вами согласен, и Вы к нему ближе".

И внешне – весь он был сын мужицкой, солдатской России.

"Очень русское было у него лицо<…>, русское м у ж и ц к о е лицо<…> Не то, что грубое, и сказать, что в Суворине оставалась мужиковатость, - никак нельзя. Но неуловимая хитринка сидела в нем; и черты, и весь облик его - именно облик умного и хитрого русского мужика. Седоватая борода не коротко пострижена; глаза из-под густых бровей глядят весело и лукаво; зачесанные назад волосы (прежде, верно русые) еще не поредели, только зализаны на лбу. Оттого, что высок, - сутулится, голова немного уходит в плечи" (З.Н. Гиппиус).

Канва жизни А.С. Суворина начиналась в самой центральной, срединной России – в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии, где еще сохранился и действует храм Вознесения, в котором его крестили, где до недавнего времени, до 70-х годов нашего века в здании четырехклассной школы, построенной на его средства в 1907 году, учились дети.

Алексей Сергеевич Суворин, родился в 1834 году в семье бывшего участника Бородинского сражения, государственного крестьянина, дослужившегося до капитана, что дало возможность поступить Алексею в Михайловский воронежский кадетский корпус, а затем в Константиновское военное училище.

Начало жизни - это быт семьи, ничем не отличавшийся от окружавшего крестьянского, 9 детей, чай - по праздникам, обувка - тоже, а в корпусе деревенский выговор и смех товарищей, в совершенстве владевших французским. "Единственная книга, которая была у нас, - это Евангелие на русском языке, издание Библейского общества". "До 14 лет… не читал ни одной детской книжки и не знал об их существовании. До 14 лет… не имел понятия о том, что такое театр. Пушкин мне попался в руки, когда мне было лет 15. О газете и журнале я узнал гораздо позже".

Конец жизни - богатство, известность, авторитет и в мире капитала, и среди художественной интеллигенции России. Авторитет несомненный, хоть и нередко со знаком "минус". Менялись вехи биографии, менялось лицо на фотографиях и портретах, от восторженного мальчика к хитрому старику с живыми и лукавыми глазами. Крамской, хорошо знакомый с Сувориным, дважды с разрывом в десять лет писавший его портреты, четко уловил в этой натуре изменчивость, живость и лукавство, переходящее в хитрость. И, конечно, энергия, неуемная энергия провинции.

Военного из Суворина не получилось, было желание продолжать учение в университете, но средств не оказалось, и он вернулся в Воронеж, учительствовать. Суворин преподает историю и географию в Воронежском уездном училище, в двух женских пансионах и имеет частные уроки. Судьба ли, литературные ли увлечения, но в Воронеже составился постепенно кружок, душой которого стал преподаватель русского языка М. Ф. Де-Пуле и поэт И. С. Никитин, с которым Суворин видится ежедневно в его магазине, просматривая книжные новинки столиц.

Благословенна русская провинция и молодые люди, рвущиеся из нее. Да, порою грязь и невежество, да, жизнь, полная сплетен и дрязг, но и вечное стремление не опоздать за столицею. Да и что такое Россия, как не провинция, как не та благодатная почва, бесконечно дающая соки столицам? Свежая жизненная струя ветра на столичных улицах, раскованность в мыслях и скромность, даже зажатость, неловкость в поведении, неумение вовремя раскланяться и шаркнуть ножкой, но и желание каторжно трудиться и получать гроши - лишь бы в литературе, лишь бы во имя идеалов, лишь бы покорить столицы. Сколько смелости и таланта нужно для всего этого.

Итак, в воронежском литературном кружке составляют сборник "Воронежская беседа". Суворин поместил в нем рассказ "Гарибальди", который впоследствии имел большой успех благодаря Прову Садовскому, изумительно читавшему его на публичных чтениях и при высочайшем дворе, и повесть "Черничка". Сборник был замечен, Никитин поместил в нем "Записки семинариста" (в них входило и знаменитое "Вырыта заступом яма глубокая") и поэму "Тарас". Окрыленный успехом Суворин посылает рассказ "Солдат и солдатка" в "Современник", а когда приезжает в Петербург за гонораром, знакомится с Чернышевским за несколько дней до ареста последнего. Кроме того, он пишет корреспонденции в еженедельную "Русскую речь", они замечены, и графиня де Салиас, владелица газеты и литературное имя, приглашает его в Москву. Это было начало. Москва встретила хорошо новообращенного журналиста: "Это было началом моей журнальной деятельности и моих знакомств в литературном мире". В московской жизни круг его новых знакомств впечатляюще серьезен. Здесь и Лесков, с которым они вместе пришли в "Русскую речь", вместе работали, дружили на протяжении всей жизни, хотя и неровно, и Слепцов, Левитов. У А. Н. Плещеева, привечавшего все новое, молодое, он знакомится с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, М. Е. Салтыковым, Н. А. Некрасовым. Плещеев же устроит потом Суворина, не имевшего средств, в почтовый вагон и даст ему свое пальто, чтобы тот смог доехать до Петербурга. В Толстом Суворин сразу же почувствовал отличие от всех независимостью убеждений, которые вовсе не подходили к общему тону, и эта смелость в нем ему чрезвычайно понравилась. У И. С. Аксакова он видел весь славянофильский кружок и приезжавших из Царства Польского и Литвы, у графини Салиас познакомился с И. С. Тургеневым. Все складывалось удачно, много печатается в "Русской речи", помещает повесть "Аленка" и рассказ "Отверженный" в "Отечественных записках" (1863 г.).

"Русская речь" кончилась с первым номером 1862 года, и начались первые трудности, в это время Алексей Сергеевич и откликается на предложение Общества для распространения полезных книг написать исторические рассказы. Так появляется "Боярин Матвеев", "Ермак Тимофеевич". Л.Н. Толстой в это же время обращается к нему с просьбой написать биографию Никона для его книжной серии "Ясная Поляна". В конце 1862 года Суворин переезжает в Петербург, работает в "Санкт-петербургских ведомостях" В.Ф. Корша. Долгое время газета была заполнена учеными и профессорскими именами, но постепенно Корш сумел сделать из нее рупор либеральной политической оппозиции. Сам Корш, родственник и ученик Кавелина, был членом кружка Грановского и всю свою жизнь посвятил отстаиванию тех принципов, которые лежали в основе Великой реформы 1861 года.

Увлечение литературой в русском смысле - это особая статья, особая тема. Русский человек всегда с благоговением относится к печатному слову, и желание не просто высказаться, а всенепременнейше изменить нечто неправедное, дурное, не просто сказать, а сделать словом - вот главное направление русской словесности. А. С. Суворин, человек деятельный, напористый, решает издавать свою собственную газету, и отныне его имя в русской истории будет всегда связано с "Новым временем".

Алексей Сергеевич приступает к работе в своей уже газете как раз тогда, когда разразилась русско-турецкая война, и сразу же отправляется на театр военных действий, его корреспонденции снискали популярность и его газете: живо, образно, с болью за судьбы славянства, считая славянский вопрос русским вопросом и связывая освобождение славян с освобождением России, - вот главное содержание того, что писалось им. При "Новом времени" создаются славянские комитеты, фонды помощи славянам, бьет ключом суворинская энергия. Патетика призывов к России выполнить свою историческую миссию освобождения славян, впрочем, была созвучна и настроению всего российского общества. Газета быстро набирала обороты, как из-за своей мобильности, умело подхватывая звучащее у всех на устах, так и из-за хлестких фельетонов и передовиц Суворина и Буренина. Действительно, как выражался современник, провидение, похоже, специально подготовило эту войну для "Нового времени", которое к концу ее стало одним из наиболее распространенных периодических изданий в империи.

Суворин, бойкий газетчик, имел нечто большее в своей предприимчивой натуре, чем только журналистский нюх. Чувство инициативы, любовь к нововведениям, умение "сделать" журналиста, чутье на газетного человека - вот его качества как редактора. Один из его сотрудников в начале века писал, что главным талантом его была "особенная способность или искусство делать журналистов. Именно делать, а не только отыскивать". И далее продолжал: "Теперь каждый гимназист 4-го класса искренне уверен, что он может писать что угодно и о чем угодно. Теперь каждый помощник провизора, или биржевой заяц, или товарищ Иван из рабочей среды, или выгнанный статист, или сиделец из казенной винной лавки, или вообще кто угодно - глубоко и вполне чистосердечно убеждены, что они могут не только писать статьи, но и редактировать газету". Воистину так. Нам, издателям, людям, знающим хитрости нашей профессии, известно, как важен такой человек рядом, кто мог бы научить и показать, нащупать в тебе то, о чем ты сам и не подозревал. А уж тем более во времена первых номеров "Нового времени", когда надо было умело писать между строк и когда редактор находился под страхом запрещения розничной продажи номера или лишения права публиковать объявления за бойкую статью, что вело нередко к разорению. Так что открыть газету тогда, как и сейчас, было делом нехитрым,- важно было удержаться на волне успеха и денежной отдачи.

Особая атмосфера царила в редакции "Нового времени", когда еще Суворин был в силах. Алексей Сергеевич говорил: "Настоящий редактор не должен покидать газету ни на минуту", "дверь редакторского кабинета должна быть всегда открыта для кого угодно". И действительно: все, что приходило в редакцию,- все неизменно и внимательно прочитывалось, более того, был принят хороший литературный стиль (это шло от Суворина), и все тщательно исправлялось перед набором. Случались и курьезы: однажды, придя вечером в редакцию, Алексей Сергеевич видит, что нахмуренный субредактор Россаловский исправляет какую-то заметку, Суворин наклоняется, смотрит, и вдруг на всю редакцию раздается: "Послушайте, голубчик Россаловский, вы лучше бросьте. Ведь Лев Толстой, ей-Богу, лучше нас пишет".

Журналистский азарт и пристрастие питал Суворин к литературным новостям, слухам и скандалам. Как-то это уживалось в нем одновременно: хороший литературный вкус (это отмечали все, даже недоброжелатели из демократов) и страсть к скандальному факту из области литературных кулуаров. У нас все больше любят, если выбрал героя - нарисовать его либо черным, либо белым, трудно, видимо, описать человека со стороны, либо любишь - и тогда он хорош, либо не любишь - и тогда он плох. Так получилось и с Сувориным. Была, была в Алексее Сергеевиче этакая любовь к столоначальникам, да он от нее и не отказывался. Но мог он и бросить все, плюнуть и со слезами идти за гробом Чехова, нежно и трогательно им любимого. И Лесков, его давний друг еще по Москве, начинавший в "Русской речи", писал, упрекая: "Зачем все известия о приезде "действительных статских советников" печатаются, а непристойным считается известить о приезде Чехова? Это уже Ваше, редакторское пренебрежение. Пусть бы люди знали, что литераторы достойны внимания не менее столоначальников департамента. Прикажите быть к ним внимательнее,- это даст тон и другим, не умеющим ничего придумать. Вам это часто удавалось". "Вам это часто удавалось" ведь тоже было в Суворине, и не уйти от этого.

Особенно трогательные отношения сложились у Суворина с Чеховым. В течение жизни они много переписывались, и Чехов искренне высказывался в письмах обо всем, что делал и писал Суворин, о его пьесах, из которых более всего ценил "Татьяну Репину" и "Вопрос", считая, что жизненного материала и чувства слова у Алексея Сергеевича хватит и на роман, и всячески советовал ему писать крупную вещь.

Как и многие литераторы, он был обязан Суворину тем, что тот поддерживал его в финансовых неурядицах. Одним из первых Суворин угадал в Чехове крупную величину в литературном мире и начал печатать его рассказы на страницах "Нового времени" без ограничений и жестких рамок времени. И даже в то время, когда Чехов был не согласен с позицией газеты (конец 90-х годов), он писал Суворину: "У деловых людей есть поговорка: живи - дерись, расходись - мирись. Мы расходимся мирно, но жили тоже очень мирно, и, кажется, за все время, пока печатались у Вас мои книжки, у нас не было ни одного недоразумения. А ведь большие дела делали. И по-настоящему то, что Вы меня издавали, и то, что я издавался у Вас, нам следовало бы ознаменовать чем-нибудь с обеих сторон".

Для Чехова Суворин был исключительно интересным собеседником: его необыкновенная начитанность, интерес к литературной и театральной деятельности, философический склад ума не могли не привлекать к себе. Но при этом он всегда отделял Суворина-газетчика от Суворина-литератора и Суворина-издателя, делающего великое для России дело. Обсуждая в переписке издательские дела или "Маленькие письма" (под таким названием печатались в "Новом времени" передовые статьи Суворина на злобу дня), Чехов как бы не замечал других сотрудников "Нового времени", а уж если поминал кого, то недобрым словом.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Русский публицист, журналист, театральный критик, писатель, издатель, владелец газеты «Новое время». Псевдонимы - А. Бобровский, Незнакомец.

А.С. Суворин был сыном крестьянина-однодворца, дослужившегося до штабс-капитана, и дочери протоиерея. Учился в 1845-1851 годах в Воронежском кадетском корпусе, в 1853 году окончил специальные классы Дворянского полка в Петербурге, но военным не стал. Мечту о поступлении в университет Суворин по бедности осуществить не смог, занимался самообразованием, много читал. Служил учителем истории и географии в Бобровском уездном училище и двух женских пансионах, затем в Воронежском уездном училище, занимался репетиторством. В эти годы печатаются его первые литературные опыты, сперва в качестве поэта (дебют - перевод стихотворения Беранже «Узник»), затем и в качестве журналиста (с июля 1861 года посылал «Письма из Воронежа» в московскую газету «Русская речь»).

В 1861-1862 годах Суворин жил в Москве, полностью посвятив себя журналистике. Его очерки печатались в «Современнике», «Отечественных записках». Здесь он сблизился с Н.С.Лесковым.

В 1863 году Суворин переехал в Петербург, в 1863-1874 годах под псевдонимами «А.Бобровский», «Незнакомец» печатался в «Санкт-Петербургских ведомостях». Популярность как журналист Суворин приобрел в первую очередь благодаря театральным рецензиям, а также «Недельным очеркам и картинкам». В Петербурге он общался с А.Н.Плещеевым, Л.Н.Толстым, Н.А.Некрасовым.

В это же время статьи Суворина выходили в «Русском инвалиде», «Вестнике Европы», «Биржевых ведомостях». На первых порах Суворин проявил себя как критик реакционной печати. В 1866 году за книгу «Всякие. Очерки современной жизни» был привлечен к суду, и первый тираж издания был сожжен.

В 1876 году А.С.Суворин приобретает в собственность газету «Новое время», которая станет делом его жизни. В последующие годы Суворин пройдет путь от «либерального, даже демократического журналиста» (В.И.Ленин) к издателю, фактически возглавившему русское патриотическое направление в печати. Под началом Суворина «Новое время» становится самым влиятельным печатным органом в России. Информированность, основательность, разнообразие высказываемых точек зрения отличали газету, которую сам Суворин называл «парламентом мнений». Издатель лично редактировал газету, прочитывал в гранках каждый номер «Нового времени», обладал талантом находить и привлекать к работе в газете одаренных писателей и журналистов.

В 1878 году Суворин основал большой книжный магазин в Петербурге и несколько магазинов в провинции. Для издания газеты Суворин основал свою типографию, где помимо «Нового времени» издавались и книги. Ему принадлежало множество разного характера изданий; справочные: «Вся Россия», «Весь С.-Петербург», «Вся Москва»; исторические: истории Петра Великого и Екатерины II проф. Брикнера; «Дешевая библиотека» (до 400 книжек русских и иностранных классических произведений), «Новая библиотека» (романы) и др.

При типографии была открыта первая в России частная школа типографского дела, в курс которой входили и иностранные языки. Служащие типографии, магазина и конторы "Нового времени" образовали в 1898 году Ссудно-сберегательное и Взаимно-вспомогательное товарищество, похоронную кассу, основной капитал для которых был дан Сувориным. Кроме того, для них была устроена бесплатная амбулатория с выдачей лекарств.

В 1911 году Суворин учредил издательство «Новое время». Создал «Контрагентство печати» — монополистическую организацию, занимавшуюся сбором информации и распространением периодических и др. печатных изданий по всей России.

Суворин был дружен с Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским, И. Н. Крамским, особенно с А. П. Чеховым, произведения которого печатались в "Новом времени" с 1886-го до начала 1890-х годов. Однако со временем реакционные взгляды издателя изменили отношение к нему общественности. В связи с делом Дрейфуса и разгромом полицией студенческих демонстраций в 1899 году М.Горький выступил с «Открытым письмом к А.С.Суворину», осудив консервативные воззрения последнего.

В 1890-е Суворин увлекся театральной деятельностью и стал во главе С.-Петербургского литературно-артистического кружка. Был автором нескольких театральных пьес (комедии «Татьяна Репина», «Он в отставке», драма «Медея»). В 1895 году он основал в Петербурге свой театр.

А.С.Суворин был дважды женат (первая жена - А.И.Баранова (ум. 1874), 5 детей, вторая - А.Л.Соколова, 9 детей). Своих сыновей (Алексея, Михаила, Бориса) Суворин привлекал к работе в газете. А.А.Суворин, бывший редактором «Нового времени», в 1903 году окончательно поссорился с отцом и основал свою газету «Русь».

Сочинения:

Очерки и картинки: Собр. рассказов, фельетонов к заметок. СПб., 1875.

Татьяна Репина. 4 изд. СПб., 1911.

Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма (1904-1908). М., 2005. 752 с.

Дневник А. С. Суворина / Ред., предисл. и примеч. М. Кричевского. П. М., 1923.

Сегодня мы поговорим о биографии и деятельности Алексея Суворина - известного журналиста, писателя, издателя, а также драматурга и театрального критика. Его жизнь была полна ярких и интересных событий. Итак, начнем знакомство.

Детские годы

Суворин Алексей Сергеевич родился в 1834 году, осенью, в небольшом селе Коршеве (в настоящее время Воронежская область РФ). Отец парня был государственным крестьянином в селе. Получил травму при Бородинской битве, а после - офицерское звание. Позже стал капитаном, а это означало, что вся семья получает пожизненное потомственное дворянство. В 49 лет женился снова, так как овдовел. Избранницей стала 20-летняя дочь священника Александра. В браке у пары появилось 9 детей, из которых Алексей был самым старшим.

В 1851-м Алексей окончил Михайловский кадетский корпус в Воронеже. Стал сапером, через время вышел в отставку. После этого посвятил себя педагогической деятельности в Воронеже и Боброве. В это время сблизился с писателем Никитиным.

Молодость

В одном известном журнале разместил рассказ об обычной сельской жизни под названием «Гарибальди». Он стал очень известным, так как на многих творческих вечерах его зачитывал известный актёр Садовский. Начиная с 1858 года Суворин Алексей Сергеевич стал размещать в журналах собственные статьи. Писал под выдуманным именем Василий Марков. Немного позднее графиня Е. В. Салиас-де-Турнемир пригласила Суворина переехать на время в Москву, для того чтобы поучаствовать в «Русской речи». Когда она прекратилась, Суворин занялся новым для себя делом - составлением книг для народного чтения. Это он делал по заказу «Общества распространения полезных книг» в Москве. Среди его работ следует отметить «Историю смутного времени», «Боярина Матвеева», повесть «Солдат и солдатка», «Аленка».

Жизнь в Санкт-Петербурге

Алексей Сергеевич Суворин, биография которого принимала все более интересный поворот, переселился в Петербург в 1863 году. Писал в журнале «Русский инвалид» под псевдонимом А. Бобровский. Печатал свои короткие рассказы, которые после опубликовал в книге «Всякие: очерки современной жизни». Из-за некоторых особенно вольнодумных глав в 1866 году представители власти возбудили против молодого человека уголовное дело. Книга была сожжена, Алексей Суворин был приговорен к 2 месяцем тюремного заключения, но позже его наказание было изменено: он получил 2 недели работ на гауптвахте.

Незнакомец

Наибольшую известность в качестве литератора получил тогда, когда писал под псевдонимом Незнакомец в конце 1860-х годов. Писал в журнале «Санкт-Петербургские ведомости». Именно в жанре фельетона ярче всего раскрылся талант Суворина. Он умело сочетал искренность и тонкое остроумие. Изюминкой его творчества было то, что он умел найти подход к каждому человеку. Даже критикуя, он не задевал личность. Ему удалось модифицировать традиционный утренний фельетон - в нем он первым стал обсуждать различные весомые события, происходящие в литературной, политической и общественной жизни города.

Стоит отметить, что журналист Алексей Суворин был не из робкого десятка. Он не стеснялся открыто критиковать многих деятелей. Его нападки терпели Катков, Скарятин и другие. При этом Алексей задевал только общественные стороны деятельности людей. Что касается политических взглядов, то здесь Суворин был умеренным либералом-западником. Его суждения строились на принципах терпимости, широких политических свобод и протеста против узкого национализма.

Неподражаемый успех фельетонов Незнакомца сделал Суворина главным объектом ненависти в известных кругах. Кстати, в 1874 году редакция В. Корша была изъята из «Санкт-Петербургских ведомостей». Основной причиной тому послужили фельетоны Алексея.

Публика поняла, какого человека потеряла, только тогда, когда Суворин выпустил в 1875 году две новые книги. Они были моментально раскуплены, хотя описываемые события были уже не так актуальны.

Новый виток карьеры

В том же году Алексей начинает писать в «Биржевых ведомостях». Через год купил газету «Новое время» вместе с В. Лихачевым. Издателем Алексей Суворин стал вынужденно, так как редактором он быть не мог по цензурным причинам. Собственно, официально издателем этой газеты он и остался до конца своих дней. Публика многое ожидала от Алексея. Все думали, что снова возродятся известные нам «Санкт-Петербургские ведомости». Для первых выпусков свои произведения предложили Н. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Однако ожидания большинства не оправдались. Издательство газеты выражало огромную симпатию к болгарскому восстанию в 1876 году. Это принесло Суворину Алексею Сергеевичу еще больше уважения и известности не только в кругах его былых поклонников, но и среди новой публики. Однако через пару лет все поняли, что остроумный язык Суворина уже не вернется. С каждым выпуском газета становилась все более консервативной.

Однако надо сказать, что газета немного обезличивала образ Суворина. В целом его стиль остался таким же, хотя многое в нем изменилось. Достоинством его было то, что он избегал грубых, вульгарных и необоснованных нападок, что практиковалось в ряде других газет. Но факт остается фактом: с приобретением газеты писать Суворин стал меньше. Лишь изредка он вел рубрику «Маленькие письма».

Принял активное участие в создании организации монархической направленности под названием «Русское собрание» в 1901 году. На некоторое время он даже вошёл в совет организации, но со временем эта деятельность привлекала его все меньше.

Драматургия

В последние годы Суворин Алексей Сергеевич, краткую биографию которого мы рассматриваем, увлёкся театром. Эта сфера была ему близка, так как он не раз выступал в роли рецензента.

В роли драматурга приобрел популярность благодаря драме «Татьяна Репина». Она была навеяна реальными трагическими событиями, а именно самоубийством молодой харьковской актрисы Е. Кадминой в 1881 году. А. Чехов даже написал небольшое продолжение, которое позже Суворин очень высоко оценил и напечатал.

Не меньший успех имела драма под названием «Медея», которая была написана в соавторстве с В. Бурениным. Также была замечена историческая драма под названием «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения». Можно подумать, что жанр драмы был самым любимым для Суворина, но это не так. Он писал комедии и шутки: «Женщины и мужчины», «Он в отставке», «Честное слово», «Биржевая горячка».

Издательство

Начиная с 1972 года начал издавать «Русский календарь». Еще во времена покупки «Нового времени» приобрёл книжный магазин и крупную издательскую фирму. Между прочим, она занимала ведущее место в книжной торговле. Начиная с 1895 года еще издавал известное справочное издание «Вся Россия». Также издавал справочник адресов «Весь Петербург». Здесь помещалась информация не только об улицах и учреждениях города, но также предоставлялся список квартиросъёмщиков.

Семья

Суворин Алексей Сергеевич, подробная биография которого представлена выше, состоял в двух браках. Первый брак он заключил с Анной Барановой, переводчицей. В браке родилось 5 детей: 3 сына и 2 дочери. Сын Михаил стал известным драматургом, писателем, общественным деятелем консервативной направленности и журналистом, то есть пошел по стопам отца. Умер в Белграде в изгнании. Второй сын, Алексей, стал журналистом и издателем. Писал под псевдонимом Порошин. Активно популяризировал лечебное голодание. По неясным причинам покончил жизнь самоубийством.

Второй раз женился на Анне Орфановой, которая приходилась сестрой писателю-народнику М. Орфанову, пишущему под псевдонимом Мишла. В браке родилось 9 детей. Сын Борис, родившийся в 1879 году, стал издателем, журналистом, писателем. Умер в изгнании в Югославии. Дочь Анастасия стала актрисой.

Погиб герой статьи теплым летом 1912 года в Царском Селе.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что Суворин Алексей Сергеевич оставил после себя достойный след в истории. Каким была его биография? Алексей Суворин был разносторонним человеком. Биография его полна разных занятий, в каждом из которых он был достойным деятелем. К сожалению, в широких кругах имя его не слишком известно, но в узких Алексея Суворина знают и уважают.