Дворцово вотчинная система относилась к. Дворцово-вотчинная

1.
II Всероссийский съезд Советов: первые декреты Советской власти.

- «декрет о мире » – объявление о выходе России из войны, обращение ко всем воюющим державам начать переговоры о мире «без аннексий и контрибуцией».

- «декрет о земле » – фактически принята эсеровская программа социализации земли, популярная среди крестьян (отмена частной собственности на землю, безвозмездная конфискация помещичьих земель и раздел ее среди крестьян по трудовой и потребительской норме) - требования крестьян полностью удовлетворены.

- «декрет о власти » – провозглашение перехода власти к Советам; создание новой структуры власти, ликвидация принципа разделения властей как буржуазного.

^ Новая система власти :

Первоначально большевики обратились ко всем социалистическим партиям с предложением войти в состав Совнаркома и ВЦИКа, но согласие дали только левые эсеры (получили ок. 1/3 мест). Тем самым до июля 1918 г. правительство было двухпартийным.

^ Причины «триумфального шествия Советской власти», т.е. относительно мирного (кроме Москвы) и быстрого установления по всей стране: почти мгновенная реализация большевиками (пусть и в декларативной форме) своих обещаний, что обеспечило на первых порах поддержку населения, особенно крестьян.

2.
Социально-экономические мероприятия:

Октябрь-ноябрь 1917 г . – декреты о введении 8-часового рабочего дня и рабочего контроля на предприятиях; национализация банков и крупных предприятий;

Март 1918 г. – после потери хлебных районов (Украина и др.) введение продовольственной монополии и твердых цен на продовольствие.

3.
Мероприятия в области национальной политики:

2 ноября 1917 г . – «Декларация прав народов России» : отмена национальных привилегий и ограничений; право наций на самоопределение и создание собственных государств (этим правом тут же воспользовались Польша, Финляндия и прибалтийские народы).

Итог: рост симпатий к Советской России со стороны колониальных и полуколониальных стран, а также национальных окраин самой России.

4.
Мероприятия в сфере образования и культуры:

Январь 1918 г. – декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, декрет об отмене классно-урочной системы образования, введение нового календаря.



5.
Политические мероприятия:

3 января 1918 г . – «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (объединяла все предыдущие декреты о правах; рассматривалась как введение к Конституции).

5-6 января 1918 г . – открытие и разгон большевиками Учредительного Собрания (за отказ признать законным Октябрьский переворот и последующие декреты Советской власти).

10 января 1918 г . – III съезд Советов; утвердил «Декларацию» 3 января 1918 г., провозгласил Россию федерацией (РСФСР), подтвердил декрет II съезда о социализации земли.

Июль 1918 г . – принятие первой Конституции РСФСР (закрепила новую структуру власти Советов), ее характерная особенность – ярко выраженная идеологизированность (курс на мировую революцию и т.д.), лишение избирательных прав эксплуататорских классов.

После заключения Брестского мира в марте 1918 г. большевики оказались в крайне тяжелом положении и чтобы избежать голода в городах были вынуждены начать реквизицию хлеба у крестьян (через комитеты бедноты, созданные в июне 1918 г.). Итог : рост недовольства крестьян, чем воспользовались все контрреволюционные силы от эсеров и меньшевиков до монархистов.

Июль 1918 г. – неудачный мятеж левых эсеров (выступали против новой крестьянской политики большевиков и мира с Германией).

Итог: формирование однопартийного, только большевистского правительства и однопартийной политической системы в стране.

^ Гражданская война в России 1918 – 1920 гг.: причины, участники, этапы, итоги. Политика «военного коммунизма».

1.
Причины Гражданской войны :

o
общенациональный кризис в стране, породивший непримиримые противоречия между основными социальными слоями (классами) общества;

o
особенности социально-экономической и антирелигиозной политики большевиков, направленной на разжигание классовой вражды;

o
стремление свергнутых классов (дворянство, буржуазия) вернуть утраченное положение;

o
падение ценности человеческой жизни в ходе Первой мировой войны (психологический фактор).

2.
Вопрос о хронологических рамках Гражданской войны .

Существует четыре основных варианта:


  • Май 1918 г . (мятеж чехословацкого корпуса)– ноябрь 1920 г. (разгром войск Врангеля в Крыму).

  • Май 1918 г. – декабрь 1922 г. (ликвидация последних очагов белого движения и интервенции на Дальнем Востоке).

  • Октябрь 1917 г. (большевистский переворот)декабрь 1922 г.

  • Февраль 1917 г. – ноябрь 1920 г.

Наиболее распространенным и более логичным, является первый вариант, основанный на критерии ведения активных боевых действий на территории России. С падением Крыма исчез последний серьезный очаг белого движения в Европейской части страны.

3.
^ Вопрос об инициаторах Гражданской войны . По поводу вопроса об инициаторах существует три точки зрения:


  • Инициаторы – «красные» (при этом ссылаются на слова Ленина о перерастании мировой войны в гражданскую как главной задачи большевиков).

  • Инициаторы – «белые» (указывается на то, что активные боевые действия начали именно контрреволюционные силы).

  • Инициаторы – и «белые» и «красные» в равной мере (эта точка зрения представляется наиболее убедительной).

4. Специфические черты Гражданской войны:


  • Сопровождалась интервенцией иностранных держав, стремившихся максимально ослабить Россию.

  • Велась с крайним ожесточением («красный» и «белый» террор).

В целом гражданская война – это ожесточенная активная и вооруженная борьба различных социальных, национальных и политических сил за власть внутри одной страны.

Системы управления Русского централизованного государства (дворцово-вотчинная, путная, приказная).

Вопрос 66. Уставные грамоты Русского государства

Уставные грамоты – один из источников права Московского государства XV- cер. XVI вв.; акты, которые регулировали отношения между центральной властью и властью на местах и являлись основанием для деятельностью наместников и волостелей.

Делились на:

1. Уставные грамоты наместничьего управления

1397г. Двинская уставная грамота:

Юридически оформляла вхождение территорий в состав Москвы

Распространяла на нее юрисдикцию Великого князя

Определяла порядок работы местных должностных лиц

2. Земские уставные грамоты:

Определяли порядок организации земских органов и компетенцию в хозяйственной, финансовой, надзорных сферах (земские избы и старосты)

3. Губные уставные грамоты:

1539 г. Белозерская губная грамота

Определяли порядок формирования, состав и обязанности губных органов

На ранних стадиях развития Московского государства сохранялась унаследованная от предшествующего периода дворцово-вотчинная система управления, при которой центральное управление осуществляли княжеские слуги . В связи с расширением территории государства и усложнением его деятельности дворцово-вотчинная система была несколько модернизирована за счет разделения функций между тремя подразделениями – княжеским дворцом, казной и «путями» (отдельными отраслями княжеского хозяйства). Во времена Московского государства дворцово-вотчинная система делилась на три части:

А)Управление дворца

Во главе-дворецкий (дворский), имевший в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворский ведал и пашенными княжескими крестьянами, осуществлял управление дворцовыми землями Великого князя.

Б) Управление казны

Во главе – казначей , выполнял следующие функции: хранение денег, драгоценностей, государственная печать, великокняжеский архив, некоторые вопросы внешней политики.

В)Другую часть образовывали так называемые пути , обслуживающие непосредственно князя и его окружение (должности: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий и т.д. Пути выступали и как административные, и как судебные органы. Руководители путей именовались путными боярами .

Из органов, обслуживающих личные нужды князя, дворцово-вотчинные органы управления все больше превращаются в общегосударственные учреждения . Так, дворский с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением светских и церковных феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого (по численности) и разветвленного (по структуре) аппарата.



2)Путная система. Путные бояре . До XIV в. на Руси отсутствовало понятие центральных и местных органов управления. Сохраняется дворцовая система управления, в которой под управлением дворецкого определены были дворцовые пути , под управлением путных бояр. Слово “путь” означало выгоду, доход, имущества . Существовали следующие пути: сокольничий , конюший, стольничий, чашничий . В ведомстве сокольничего пути находились сокольники и другие служители птичьей охоты; в ведомстве конюшенного пути - княжеские конюшни, конюхи, луга; в ведомстве стольничего пути - бортные леса, села и деревни. Деревни, приписанные к двору и путям, были разбросаны по всей территории государства. Рядом с деревней или селом, находившимся введении местных органов власти, можно было видеть то путных бояр, то дворецкого и вотчинников. Пути ведали населением, которое жило на приписанных к ним землях.Во главе путей, этих самостоятельных ведомств, находились путные бояре - верхушка феодальной знати. Путная система приобретает значение, когда пути перестают обслуживать только князя и его окружение, становясь общегосударственными органами.

3) Приказная. Как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин "приказ" – государственное учреждение, осуществляющее отраслевое управление. Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ .

Сергеевич приводит классификацию приказов:

1 Областные – ведомства, не имеющие специализации и образованные по мере присоединения земель к Московскому государству. В ведении этих приказов находились области, порученные им, во всех отношениях и по всякого рода дела

2 Отраслевые –специализированные приказы. Делились на:

1. Административные :

a) Финансовые : приказ большой казны, большой приход и новая четверть. Ведали приходом денежной государевой казны, сюда поступали пошлины, тягло, сборы таможенные и кабацкие, мостовщина и другие пошлины. Ведали также судом тех, от кого получали доход. Печатный приказ. Туда поступали пошлины за приложение государственной печати. Счетный приказ занимался проверкой зов, контрольные функции.

b) Военные : разрядный ведал службой служилых людей и вел разрядные книги. Поместный приказ ведал поместьями, которые являлись главным средством обеспечения служилых. Стрелецкий приказ ведал стрельцами, их вооружением, содержанием, и судом (кроме разбоя и воровства с поличным). Иноземный ведал иностранными служилыми людьми. Рейтарский заведовал конницей, пушкарский – всем, что относилось к пушечному делу. Оружейный ведал двором, где изготовлялось оружие. Для выкупа пленных был полоняничный приказ.

c) Почтовый (ямской). Ведал почтовыми ямами.

d) Строительный каменный приказ ведал строительным «каменным делом», постройка дворцов и церквей.

e) Иностранный заведовал иностранными сношениями.

f) Врачебный (аптекарский) приказ заведовал врачебной частью, рассматривал также судебные дела, касавшиеся аптекарей и врачей.

2. Судебные : Правительственные приказы: суд по важнейшим уголовным делам, разбойный – по уголовным делам. Гражданские: владимирский, дмитровский, ряанский и московский приказы.

Дворцово-вотчинная система управления

Дворцово-вотчинная система управления. Московское государство унаследовало от предыдущего периода органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его функций приходят в противоречие со старыми формами, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.
Во времена Московского государства дворцово-вотчинная система делилась на две части. Одну составляло управление дворца, во главе которого находился дворецкий (дворский), имевший в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворский ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, обслуживающие непосредственно князя и его окружение. О назначении путей красноречиво говорят названия должностей: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий и т.д. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути выступали и как административные, и как судебные органы. Руководители путей именовались путными боярами.
Из органов, обслуживающих личные нужды князя, дворцово-вотчинные органы управления все больше превращаются в общегосударственные учреждения. Так, дворский с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением светских и церковных феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения, превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого (по численности) и разветвленного (по структуре) аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались на определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделяется великокняжеская казна, которая становится самостоятельным ведомством. Была создана также большая дворцовая канцелярия с архивом и иными структурными подразделениями.
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления. Этот переход начался в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин "приказ". Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживающий личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководившими всем громадным государством.

Дворцово-вотчинная система управления - система государственного управления , при которой управление великокняжеским дворцом соединено с государственным управлением.

Каждый новый этап государственного развития, как правило, отличается от предшествующего системой государственного управления. Основная особенность дворцово-вотчинной системы состоит в том, что в руках одного лица сосредотачиваются полномочия по управлению княжеским хозяйством и государством в целом.

В юридической науке понятие дворцово-вотчинной системы связано с периодом феодальной раздробленности на Руси (XII-XVI вв.). В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением жизненных потребностей двора: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручали этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью , предоставляя им для этого необходимые средства. Так, личный слуга становился государственным деятелем, администратором. При этом разграничения между управлением великокняжеским двором и самим государством не было. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. В XVI веке дворцово-вотчинную систему управления сменила система приказов.

1. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.

2. Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV вв.: Пути политического развития. М., 1996.

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

4. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993. Кн.1,2.

6. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси (царствование Ивана III). М., 1992.

7. История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник. Под ред. О.И. Чистякова. М.: Издательство БЕК, 1999.

Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

17. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Дворцово-вотчинная система – это система, при которой органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве, которые делились на:

1) княжеский дворец – центр удельного управления, вотчину князя, являющегося правителем государства;

2) боярскую вотчину– территорию, на которой дворцовое-вотчинное управление поручалось отдельным боярам. Основными княжескими должностными лицами являлись воевода (военачальник, правитель области, округа и города), тиуны (группа привилегированных княжеских и боярских слуг, которые участвовали в управлении феодальным хозяйством в XIV–XVII вв.);

3) огнищан – слуг князя, которые отвечали за сохранность имущества в доме князя («княжеских мужей»);

4) старост – выборных или назначенных должностных лиц, назначенных для руководства небольшими административно-территориальными единицами и общественными коллективами. По Русской Правде выделяли сельского старосту (ведал сельским населением), ратайного старосту (ведал вотчинной пашней);

5) стольников – первоначально придворных должностных лиц, прислуживающих князьям (царям) во время торжественных трапез и сопровождающих их в поездках, а позднее воеводских, посольских, приказных и других должностных лиц.

Система дворцово-вотчинного управления:

1) княжеский (царский) дворец, находящийся в ведении дворецкого (дворского);

2) ведомства дворцовых путей – отдельные ведомства в дворцовом хозяйстве, которые возглавлялись соответствующими путными боярами. Названия бояр, управляющих тем или иным путем, зависел от названия самого пути. Выделяли:

а) сокольничего, заведующего великокняжеской птичьей охотой;

б) ловчего, ведающего дворцовой охотой;

в) конюшего, ведающего конюшнями, придворными конюхами и имениями, отведенными на содержание княжеских табунов;

г) стольничего, прислуживающего во время торжественных трапез у великих князей и царей;

д) чашничего, ведающего питейным делом, бортничеством, хозяйственным, административным и судебным управлением, дворцовыми селами и деревнями.

В период дворцово-вотчинной системы управления получила широкое распространение система кормления. Под кормлением понимают жалование великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости по наказному или доходному списку.

Разновидности корма:

1) въезжий корм;

2) периодический корм;

3) торговый корм (пошлины, взимаемые с иногородних купцов);

4) судебный, брачный корм.

Кормление ограничивалось указанной в грамотах таксой, за превышение которой полагалось наказание.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка (М. И. Петров, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -