Дальнейшее развитие дворцово вотчинной системы управления. Формирование дворцово-вотчинной системы управления

Усталость общества, его стремление к стабилизации помогли новым советским лидерам прийти к власти, но серьезно препятствовали проведению назревших преобразований. В предшествующее десятилетие из-за нескончаемых сомнительных преобразований советская страна упустила много времени, потеряла темп своего развития. Усилилось отставание СССР от Запада, которое стало теперь носить качественный, стадиальный характер. Фактическая ставка на экстенсивное развитие не позволила Советскому Союзу вовремя ответить на вызов времени и включиться в НТР.

В прошлые годы наметился серьезный спад в темпах прироста экономических показателей, страна потеряла продовольственную независимость. Все это требовало немедленных решений, но инерция предшествующего десятилетия не позволяла вернуться к ускоренному развитию страны. Все это вело к выработке особого консервативного типа реформ, когда новое вводилось с оглядкой на старое, носило косметический характер. В последующие годы такой стиль руководства будет определяться с научной точки зрения не вполне корректным, но эмоционально точным понятием «застой». И когда, наконец, большинство граждан СССР вновь почувствует потребность в радикальных преобразованиях, престарелые партийные лидеры страны уже не решатся на их проведение.

Стабилизация советской системы совпала с осуществлением планов восьмой (1966–1970 гг.), девятой (1971– 1975 гг.), десятой (1976–1980 гг.) и одиннадцатой (1981 – 1985 гг.) пятилеток. Наиболее успешной из них оказалась восьмая пятилетка, пока еще стиль консервативного реформирования только складывался и не успел проявить все свои негативные черты. Первые мероприятия советского руководства после смещения Хрущева были направлены на преодоление наиболее одиозных последствий его волюнтаристского правления.

Уже в ноябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС восстановил единство партийных, государственных, а также всех других органов, разделенных в 1962 г. на промышленные и сельские. Через год была упразднена не оправдавшая себя система совнархозов и возвращены отраслевые министерства. Проводились другие мероприятия, направленные на нормализацию обстановки в экономике, на повышение управляемости ею.

Понимая недостаточность чисто административных мер, советское руководство решилось на проведение более широких преобразований в экономике. Однако основные параметры реформы середины 1960-х гг. закладывались еще в прежние годы и не сулили крупных экономических достижений в долгосрочной перспективе. Тем не менее намечавшиеся меры должны были на какое-то время оживить советскую экономику, придать импульс ее развитию.

Реформирование середины 1960-х гг. осуществлялось иод руководством нового председателя правительства А. Н. Косыгина. Косыгин был одним из немногих руководителей военного поколения, не попавших под каток репрессий по «ленинградскому делу». Он обладал авторитетом инициативного и прагматичного хозяйственника, приверженца нового стиля руководства. Как никто другой, Косыгин отвечал духу того переломного времени. Проводимые им преобразования многие историки и публицисты назовут «косыгинской реформой».

Основные принципы реформы заключались в предоставлении большей автономии отдельным предприятиям, повышению роли прибыли при оценке хозяйственной эффективности их деятельности. Предполагалось, что предприятия будут освобождены от мелочной опеки руководящих органов, им будут предписываться лишь самые общие параметры их развития.

Оставаясь в рамках общих предписаний, предприятие само могло вести свою хозяйственную деятельность, самостоятельно распоряжаться частью полученной прибыли. Она делилась на три фонда: фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культурного и бытового развития (из которого средства шли на жилье рабочим, строительство домов отдыха, детских и медицинских учреждений). Поощрялась хозяйственная инициатива, идущая снизу.

Изменялись принципы планирования. Эти изменения также шли по линии увеличения самостоятельности предприятий. Похожие перемены были предусмотрены и в сельском хозяйстве. С их обоснованием в марте 1965 г., еще до начала общей хозяйственной реформы, выступил сам Л. И. Брежнев. Ставка делалась на расширение прав колхозов и совхозов, постепенно смягчалась политика в отношении личного скота и приусадебных хозяйств. С целью усиления экономических стимулов вводилась 50%-ная надбавка к основной цене за продукцию, сданную сверх плана. Колхозам списывались старые долги, увеличивались капиталовложения, повышалось оснащение техникой и удобрениями.

Как и предполагалось, экономическая реформа, новый стиль руководства смогли временно переломить наметившуюся в предшествующее десятилетие тенденцию падения темпов развития советской экономики. За годы восьмой пятилетки, на которую приходится пик «косыгинской реформы», произошло улучшение всех важнейших народнохозяйственных показателей. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было сдано в строй около 1900 крупных предприятий. Добилось успехов и сельское хозяйство, объем продукции которого увеличился на 21% против 12% за предшествующие пять лет. В целом объем национального дохода к концу 1960-х гг. увеличился на 41%, а производительность труда – на 37% против 29% в предшествующем пятилетии.

Однако положительный эффект реформ быстро исчерпал себя. В годы девятой пятилетки объем продукции промышленности возрос только на 43%, а сельского хозяйства на 13%. В десятой пятилетке тенденция падения роста производства продолжилась. Промышленная продукция в 1976–1980 гг. увеличилась на 24%, тогда как сельскохозяйственная всего на 9% (примерно на треть меньше, чем по плану). Трудности в экономике продолжали возрастать и в одиннадцатой пятилетке: объем промышленного производства составил 20%, при этом впервые в советской истории после начала индустриализации прирост производства предметов потребления стал устойчиво обгонять производство средств производства. Производство сельскохозяйственной продукции за это же время увеличилось только на 6%.

Разумеется, по сравнению с США и другими западными странами СССР продолжал развиваться динамично, опережающими темпами. Если в 1960 г. национальный доход СССР составил 58% от уровня США, то в 1980 г. уже 67%. И это притом, что СССР развивался с опорой исключительно на свои собственные ресурсы и помогал многим зарубежным странам, тогда как благополучие США строилось на неэквивалентном обмене с другими, прежде всего развивающимися государствами. И все же, если проводить сравнение с темпами довоенного развития, в советской системе хозяйствования в 1970-е гг. налицо были опасные кризисные тенденции.

Брежневское руководство старалось не замечать происходившее. Населению пропаганда продолжала сообщать о грандиозных достижениях, но переживаемые трудности успели проявиться даже на бытовом уровне. Многие историки и экономисты отмечают, что причиной кризисных явлений в экономике явилась непоследовательность реформ. Начав преобразования, руководство страны встретило глухое недовольство со стороны разросшейся после прекращения сталинских репрессий бюрократии. Поэтому реформы пришлось свернуть, а в чем-то и возвратиться к прежним методам руководства.

Вместе с тем немало авторов полагают, что причины возникших в советском обществе трудностей были глубже. Они крылись в невозможности сочетать на том уровне экономического развития, на котором находился СССР, рыночных и директивных рычагов управления. Превращение прибыли в основной показатель оценки эффективности предприятий принципиально менял цели их деятельности, цели функционирования экономики в целом. Прежде эффективность производства определялась в натуральном выражении, количеством произведенного. Предприятия обязывались производить не только выгодную для них, но и необходимую для населения продукцию.

С началом реформ ситуация менялась. Из номенклатуры производимой продукции исчезали дешевые товары, поскольку предприятию выгодно было производить дорогие. Кроме того, получив право самостоятельно распоряжаться полученной прибылью, предприятия утратили стимул вкладывать средства в развитие производства. Полученные дополнительные средства шли на неоправданное увеличение оплаты труда, что еще больше расшатывало торгово-платежный баланс, усиливало дефицит. В то же время предприятия по-прежнему получали государственную помощь, пользовались централизованным снабжением. Директорский корпус получил возможность эксплуатировать одновременно преимущества планового хозяйства и рыночной свободы, пусть и относительной. Погоня за прибылью любой ценой становится для многих «красных директоров» самоцелью.

Основная опасность сложившегося затратного механизма в экономике заключалась в том, что он был нечувствителен к требованиям разворачивавшейся во всем мире НТР. Стадиальное отставание СССР в наукоемких технологиях, наметившееся в прошлые годы, усилилось. В то время как во всем мире, особенно в США, началось массовое применение компьютеров, переход к информационному, постиндустриальному обществу, в СССР по-прежнему до 40% работавших в промышленности и до 60% работников в сельском хозяйстве были заняты ручным трудом. Какое-то время негативные тенденции в советской экономике не были слишком заметны благодаря росту мировых цен на нефть и газ.

Правительство СССР в эти годы постоянно увеличивало продажу природных ресурсов за рубеж. Доля поставок за рубеж невосполнимых ресурсов от общего объема экспорта была в СССР примерно в 4 раза меньше, чем в нынешней России, но и тогда была внушительной, достигая, по некоторым оценкам, 17%. Торговля нефтью и газом давала колоссальные прибыли. Однако эти средства часто тратились впустую, шли на закупку ширпотреба, а не на развитие НТР. Такая политика помогала стабилизировать внутриполитическую ситуацию, но сулила серьезные издержки в перспективе.

Еще одним очевидным следствием реформ становится развитие в СССР теневой экономики. Интересный анализ этого явления содержится в исследовании итальянского историка Дж. Боффа. Он отмечает, что, несмотря на стремление Сталина к огосударствлению всего и вся, в экономике всегда оставалось место для частной инициативы. Теневая экономика существовала и в годы нэпа, и потом, в ходе сталинских пятилеток.

Заметное оживление теневой экономики приходится на период войны с фашистской Германией. Но дело было, как подчеркивает итальянский историк, в масштабах. При Брежневе и Косыгине масштабы экономики, ушедшей «в тень», становятся сопоставимы с легальной. Дельцы теневой экономики, «цеховики», налаживали производство и сбыт одежды, предметов роскоши. Процветала спекуляция, приписки, хищения. Теневая экономика стала важным фактором возникновения в советском хозяйстве опасных кризисных моментов.

Нельзя утверждать, что советское руководство ничего не делало для преодоления кризисных процессов. На рубеже 1970–1980-х гг. им было предпринято несколько попыток новых широкомасштабных реформ. Первая из них, начатая в 1979 г., была направлена на усиление плановых начал в экономике. Начало преобразованиям положило совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 12 июля 1979 г.

Постановление ориентировало народное хозяйство на повышение качества планирования, вводился новый основной показатель эффективности работы предприятий. Вместо прибыли им становилась так называемая чистая продукция, на изготовление которой предприятие затрачивало собственные материалы, энергию, труд. Одновременно начали реанимировать моральные стимулы к труду, заговорили об их приоритете над материальными стимулами. Большее внимание вновь начали уделять социалистическому соревнованию. В обиход вошли такие лозунги, как «экономика должна быть экономной».

В 1982 г. реформирование затронуло аграрный сектор. Продовольственная программа, принятая в этом году, стала последним грандиозным экономическим проектом развития советской экономики. Ее выполнение сулило не только рост сельскохозяйственного производства, но и восстановление продовольственной независимости страны, утраченной в предшествующий период. Однако эти и другие реформаторские импульсы утопали в бумаготворчестве, волоките, аппаратной неразберихе.

Определенные экономические сдвиги были достигнуты в годы правления Ю. В. Андропова, но их глубина и радикализм также вряд ли могут быть признаны достаточными. Ставка в эти годы делалась не на усовершенствование экономического механизма, а на повышение плановой и трудовой дисциплины, что могло дать только краткосрочный эффект.

Председателем Совета министров были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы снизу оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е гг. приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40%. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. С другой - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руково­дством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекра­щено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изме­нение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилет­ка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов рабо­ты (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управ­ления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяй­ственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению дос­тижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали де­фицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непо­следовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом раз­витии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управ­ления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сель­ском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списыва­лись долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - коопериро­вание колхозов и совхозов в Агропромобьединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали Госагропром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села уеугублялся несправед­ливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречи­во. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельное квартиры, с другой, - рез­ко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны рас­ходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвер­жденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относитель­ное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало види­мость социальной стабильности.

После отстранения от власти Н.С. Хрущева в октябре 1964 года первым (в дальнейшем – генеральным) секретарем партии был избран Л.И. Брежнев .

1. Попытки реформирования плановой экономики. А.Н. Косыгин. Эпоху середины 1960-х – 1980-х годов называют «эпохой застоя». Однако это не совсем верно, особенно касаясь некоторых экономических показателей. За годы 8-ой и 9-ой пятилеток (1966-1975гг.) национальное богатство СССР было удвоено, т. е. за эти 10 лет было создано столько материальных благ (заводов, колхозов, дорог, электростанций, школ, больниц, жилого фонда и т.д.), сколько за все предыдущие 50 лет советской власти.

Реформа А.Н. Косыгина (1965-1970гг.)

Мероприятия :

1) ликвидация хрущёвских совнархозов и централизация управления промышленностью через восстановленные отраслевые министерства

2) предоставление предприятиям некоторой экономической самостоятельности:

Сокращение числа планируемых сверху показателей

Предоставление предприятию права самостоятельного использования части прибыли на выплату премий рабочим, закупку нового оборудования и т.д.

Таким образом, вводился хозрасчёт – это метод плавного хозяйствования с использованием не командно-административных, а экономических стимулов, при котором государственному предприятию предоставляется некоторая свобода в организации производства и распределении прибыли.

Результаты реформы:

+ - оживление промышленности

Рост качества продукции

Повышение производительности труда

1966-70гг. – создано 2000 новых предприятий (в т.ч ВАЗ, КамАЗ)

Злоупотребления в распределении прибылей

Административный механизм управления промышленностью блокировал предложения Косыгина

Реформа имела поверхностный частичный характер и не предполагала качественного принципиального обновления советской плановой экономики

В итоге, без ограниченного внедрения рыночных механизмов огромная, но неповоротливая плановая экономика к началу 1980-х гг. начинает «буксовать».

Наукоёмкие отрасли и технологическая база советской экономики к началу 80-х гг. безнадёжно отстали от западных аналогов.

2. Основнымиполитическими тенденциями его эпохи, продолжавшейся до 1982 года, явились:

Концепция «развитого социализма».

Конституция СССР 1977г.

На XXII съезде КПСС в 1961г. Хрущёв объявил о том, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Однако в условиях российского климата, в условиях гонки вооружений и экономического противостояния с Западом советская экономика могла обеспечить каждому человеку необходимый минимум. Об изобилии же речи быть не могло.

Идеологическим манёвром власти в этих условиях стала концепция «развитого социализма» , которая утверждала следующее:

1) коммунизм в СССР будет создан, но не в ближайшие десятилетия

2) сейчас же советское общество проходит этап «развитого социализма», когда социалистический строй развивается и углубляется во всех направлениях.

Концепция «развитого социализма» была закреплена в новой советской Конституции 1977 года . Её основные положения:

а) политическая система СССР:

КПСС – ядро системы власти

Отсутствие разделения законодательной и исполнительной ветвей власти; их функции объединены в советах всех уровней (сельсовет, поселковый совет, райсовет, облсовет, республиканский совет и Верховный Совет СССР)

Отсутствие оформленной политической оппозиции (однопартийная система)

б) социальная сфера:

Реально бесплатные школа, больница, коммунальные услуги, жильё

Каждому советскому человеку обеспечен необходимый для жизни минимум материальных благ

Отсутствие большого разрыва между бедными и богатыми (советская «уравниловка»)

Отсутствие безработицы

2 . Фактическая смена режима единоличной диктатуры бесконтрольным всевластием партийного аппарата , рост его привилегий и окончательный отрыв от народа . Внешне это ознаменовалось официальным закреплением монополии КПСС на власть в новой конституции 1977 года (в основном же она повторяла сталинскую конституцию). Следствием этого явилось:

3. Практически пожизненное закрепление высших номенклатурных чиновников на своих постах, что привело к постепенному одряхлению и утрате дееспособности многих высших руководителей, включая самого Брежнева после перенесенного им в 1976 г. инсульта.

4 . Всевластию практически бесконтрольной высшей номенклатуры неизбежно сопутствовали рост коррупции и протекционизма. Были коррумпированы не только отдельные региональные руководители, но и высшие эшелоны МВД.

Тема 10. СССР в 1950-1980-е годы. От СССР к Российской Федерации

СССР в 1950-х – начале 1960-х годов

Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть в сталинском окружении. Арест Л.П. Берии. Приход к властиН.С. Хрущева. Курс на десталинизацию и демократизацию. Политика реабилитации. XX съезд КПСС. Разрушение ГУЛАГа. Восстановление национальных автономий, расширение прав союзных республик. Волюнтаризм. Рост общественно-политической активности населения. Новая Программа КПСС. XXII съезд партии. Курс на строительство коммунизма в СССР. Заговор партноменклатуры. Отставка Н.С. Хрущева.

Попытки реформ управления экономикой. Совнархозы. Курс на ускорение научно-технического прогресса. Возрастание роли восточных районов СССР в экономике страны. Успехи в развитии промышленности. Начало освоения космического пространства. Новый курс в аграрной политике. Освоение целины. Реорганизации МТС. Подъем сельского хозяйства в 1950-е годы. Просчеты аграрной политики. Борьба с личным подсобным хозяйством. Провал семилетки в сельском хозяйстве. Новые тенденции в социальной политике. Подъем уровня жизни народа.

Попытки демократизации культурной жизни. Начало «оттепели» при сохранении идеологического контроля. Самиздат. Диссиденство Развитие образования. Реформа средней и высшей школы. Новые творческие направления в искусстве. Борьба двух начал - охранительного и обновленческого. Достижения советской науки в использовании атомной энергии и освоении космоса. Итоги духовного обновления страны за годы «оттепели».

Перемены во внешнеполитическом курсе СССР после смерти И.В. Сталина.XX съезд КПСС о международной обстановке и задачах внешней политики. Курс на мирное сосуществование двух общественно-политических систем. Советско-американские отношения. Берлинский и Карибский кризисы. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех сферах. СССР и мировая социалистическая система. Создание ОВД. Венгерские события. Обострение отношений с Китаем. Помощь развивающимся государствам социалистической ориентации.

Политическая жизнь страны. Приход к власти Л.И. Брежнева. Смена политического курса. Неосталинизм. Усиление влияния партийно-государственной бюрократии. Разложение правящей элиты. Попытка создания культа нового «вождя». Концепция развитого социализма. КонституцияСССР 1977 года. Нарастание консервативных тенденций в партийной жизни. «Золотой век» номенклатуры. Коррумпированность партхозаппарата. Рост оппозиционных настроений в обществе. Диссиденты. Правозащитное движение. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын. Осознание необходимости перемен в политическом руководстве. Деятельность Ю.В. Андропова по преодолению кризиса системы. Возврат к «застою»: К.У. Черненко.



Экономическая жизнь страны. Курс на интенсификацию экономики во второй половине 1960-х годов. Причины неудач «косыгинской» реформы. Усиление командно-административных начал в руководстве экономикой в 1970-е годы. Нарастание экономических трудностей. Стагнация. Итоги социально-экономического развития СССР к середине 80-х годов.

Культурная жизнь страны. Достижения в литературе, театральном искусстве, кинематографе. Выдающиеся мастера культуры и их произведения. Гонения на деятелей культуры. Процесс над Ю. Даниэлем и А. Синявским. Эмиграция деятелей науки и искусства. Изгнание А.И. Солженицына. Идеологическое наступление в общественных науках. Развитие системы образования. Переход к всеобщему среднему образованию.

Внешняя политика страны. Укрепление мировой системы социализма. «Пражская весна», ввод войск в Чехословакию. Поворот от «холодной войны» к разрядке международной напряженности. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Договоры об ограничении стратегических вооружений. ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО. Борьба СССР за влияние в «третьем мире». Ближневосточный кризис. Ввод советских войск в Афганистан. Международная изоляция СССР. Срыв разрядки. Новый виток конфронтации с Западом. Гонка вооружений в первой половине 1980-х гг. (СОИ, размещение ракет в Западной Европе).