Что позволяет сократить затраты. Методы снижения затрат в компании и на предприятии без малых жертв

Фрагмент работы:

Практическое задание 1

Определить предельный объем государственного долга субъекта РФ, если:

Доходы регионального бюджета запланированы в размере 25 278 млн. рублей,

в том числе:

Налоговые доходы – 14 321 млн. рублей;

Неналоговые доходы – 8 637 млн. рублей;

Межбюджетные трансферты – 2 320 млн. рублей,

в том числе субвенций из Федерального фонда компенсаций – 286 млн. рублей.

Практическое задание 2

Рассчитайте доходы бюджета городского поселения в целом и в разрезе отдельных источников, если на его территории были собраны следующие виды доходов:

Налог на прибыль организаций - 217 млн. рублей

Налог на доходы физических лиц – 159 млн. рублей

Налог на имущество организаций – 39 млн. рублей

Единый налог на вмененный доход – 1 млн. рублей

Единый сельскохозяйственный налог – 0,5 млн. рублей

Доходы от использования муниципального имущества – 6 млн. рублей

Тестовое задание

1. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории:

А. сводный финансовый баланс

Б. перспективный финансовый план

В. бюджетная система

Г. консолидированный бюджет

2. Форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования имеют высокую степень самостоятельности, и бюджетная система состоит из трех уровней, называется:

А. федеральное государство

Б. демократическое государство

В. союзное государство

Г. федеративное государство

3. Принципом, означающим установление доходов и расходов региональных и местных бюджетов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными бюджетным кодексом является:

А. принцип единства бюджетной системы

Б. принцип самостоятельности бюджетов

В. принцип равенства бюджетных прав

Г. принцип разграничения доходов и расходов

4. Установление порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ относится к ведению:

А. федеральных органов власти

Б. региональных органов власти

В. территориальных органов власти

Г. местных органов власти

5. Группами классификации доходов бюджетов РФ являются:

А. налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления

Б. доходы, безвозмездные перечисления, доходы от предпринимательской деятельности

В. налоговые доходы, неналоговые доходы, заемные средства

6. Состав налоговых доходов бюджетов определяется:

А. Налоговым кодексом

Б. Гражданским кодексом

В. Бюджетным кодексом

Г. Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»

7. Доходами местных бюджетов являются:

А. налог на добавленную стоимость

Б. земельный налог

В. налог на доходы физических лиц

Г. акцизы

8. Финансовый план учреждения, отражающий объемы бюджетного финансирования называется:

А. баланс доходов и расходов

Б. смета доходов и расходов

В. сводный финансовый баланс

Г. бюджет

9. Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ, утверждаемый на очередной финансовый год не должен превышать:

А. 10% доходов бюджета без учета финансовой помощи

Б. 15% доходов бюджета без учета финансовой помощи

В. 20% доходов бюджета без учета финансовой помощи

Г. суммарного объема инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга

10. Прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год Государственная Дума рассматривает:

А. в 1 чтении

Б. во 2 чтении

В. в 3 чтении

Поскольку в основе государственных заимствований лежат принципы возвратности, срочности и возмездности, функционирование государственного кредита представляется экономической основой возникновения государственного долга. Госдолгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

Госдолг существует в двух видах: капитальный и текущий . Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим госдолгом – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

Многочисленность долговых обязательств РФ обусловливает необходимость их классификации. По форме долговые обязательства делятся:

– на кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

– государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

– договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

– договоры о предоставлении Российской Федерацией гарантий;

– соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

По срокам долговые обязательства РФ могут быть:

1) краткосрочными (до одного года);

2) среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);

3) долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Внутренний долг РФ складывается:

– из основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;

– объема основного долга по кредитам, полученным РФ;

– объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

– объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ.

Внешний долг РФ складывается:

– из объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ;

– объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

Государственный долг субъекта РФ – это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ приобретают форму:

– кредитных соглашений и договоров;

– государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

– договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

– договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

– соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Госдолг субъектов РФ складывается:

– из основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;

– объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

– объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

– объема обязательств по гарантиям, предоставленным субъектом РФ.

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Иные формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Муниципальный долг складывается:

– из сновной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;

– объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

– объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

– объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга.

Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом местного самоуправления.

Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Государственные и муниципальные заимствования имеют разную «специализацию», а также различаются по органам, имеющим право их осуществлять:

Государственные внешние заимствования РФ

Государственные и муниципальные внутренние заимствования

Назначение использования

Для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения долговых обязательств

Для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов бюджетов в пределах расходов на погашение долговых обязательств

Кому принадлежит право осуществления заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий

Российской Федерации. От ее имени осуществлять заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти

Право осуществления заимствований и выдачи гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит:

От имени РФ - Правительству РФ либо уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти;

От имени субъекта РФ -единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ;

От имени муниципального образования - уполномоченному органу местного самоуправления

В процессе исполнения бюджета нередко возникает потребность реструктурировать долг. Реструктуризация долга – это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. Реструктурирование основывается на соответствующем соглашении.

Важной составляющей управления государственным долгом является установление его предельного объема и предельного объема государственных заимствований РФ . Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной год утверждаются законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Установлено, что предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Бюджетный кодекс предусматривает случаи, когда Правительство РФ вправе осуществлять заимствования свыше установленного предельного их объема:

– по внешним заимствованиям – если при этом Правительство РФ осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга;

– по внутренним (внешним) заимствованиям вместо внешних заимствований – если это снижает расходы на обслуживание долга в рамках установленного объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен.

Например, верхний предельный размер государственных внешних заимствований РФ в форме несвязанных финансовых кредитов на 2003 г. установлен в сумме 1,29 млрд. долл. США. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования с превышением предельного размера государственных внешних заимствований с целью реструктуризации государственного внешнего долга РФ и снижения совокупных затрат по его обслуживанию и погашению. Правительство РФ вправе определять объемы, формы, срок, методы и стоимостные условия государственных внешних заимствований.

– верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 123,7 млрд. долл. (или 103,1 млрд. евро) без учета неурегулированной задолженности РФ в клиринговых и замкнутых валютах, включая гарантии, выданные третьим лицам на привлечение внешних заимствований, и задолженности по кредитам, предоставленным Внешэкономбанком Минфину РФ в 1998–1999 гг. за счет средств ЦБ РФ в инвалюте для расчетов по государственному внешнему долгу РФ;

– верхний предел государственного внешнего долга иностранных государств (за исключением государств СНГ) перед РФ в размере 75,1 млрд. долл.;

– верхний предел государственного внешнего долга государств СНГ перед РФ в размере 3,3 млрд. долл.;

– предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в размере 2,3 млрд. долл.

В 2003 г. на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства РФ, Правительство РФ вправе направлять:

– сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами;

– доходы от приватизации государственного имущества;

– поступления от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, а также права на заключение договоров их аренды;

– сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней;

– кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм;

– средства финансового резерва.

Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием предельного объема обязательств по гарантиям. Предельный объем долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Государственные заимствования осуществляются в рамках соответствующих программ. Так, Программа государственных внешних заимствований РФ – это перечень внешних заимствований РФ на год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

– источника привлечения;

– суммы заимствования;

– срока погашения;

2) для целевых иностранных заимствований:

– конечного получателя;

– цели заимствования и направления использования;

– источника заимствования;

– суммы заимствования;

– срока погашения;

– гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

– оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

– прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа внешних заимствований РФ отдельно предусматривает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл., на весь срок займа. Они реализуются только при условии их утверждения в составе Программы Федеральным Собранием. В Программе объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.

Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в Программу, если они осуществляются в процессе реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этого долга в рамках установленного предельного его объема. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) заимствования. В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если они не утратили силу.

Бюджетное законодательство предусматривает случаи, когда можно вносить изменения в предельные объемы внешних заимствований и Программу государственных внешних заимствований РФ. Договоры о заимствованиях РФ, исполнение которых требует увеличения утвержденных предельных объемов, заключаются только после внесения изменений в закон о бюджете.

Это требование не распространяется на договоры, заключенные Правительством РФ, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.

Договоры о внешних заимствованиях РФ и предоставлении гарантий по внешним займам подлежат ратификации если:

– эти займы (гарантии) не включены в Программу государственных внешних заимствований РФ и (или) привлекаемые договорами финансовые средства превышают 10 млн. долл., на весь срок займа;

– исполнение договоров требует увеличения утвержденных предельных объемов внешних заимствований.

Договоры о внешних заимствованиях РФ не подлежат ратификации, если они заключены Правительством РФ при осуществлении им реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.

В случае выпуска долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества Программа внутренних заимствований должна содержать данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в рублях, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

Программа внутренних заимствований представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ соответствующему законодательному органу в виде приложения к проекту закона о бюджете.

В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если соглашения не утратили силу.

Осуществление государственных или муниципальных заимствований, а также предоставление гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения следующих параметров:

– привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, соответствующего установленным ограничениям;

– предельного размера государственного или муниципального долга;

– расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в году. При этом предельный объем названных расходов, утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15% объема расходов бюджета.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушается хотя бы один из указанных параметров и при этом субъект РФ в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, принятие им новых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с названными требованиями, за исключением заимствований (принятия других обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долга субъекта РФ.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушается хотя бы один из приведенных параметров и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, уполномоченный на то орган власти РФ может применить следующие меры:

– назначить проверку исполнения бюджета субъекта РФ;

– передать исполнение его бюджета под контроль Минфина РФ;

– принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Аналогичные нормы относятся и к соответствующим нарушениям со стороны муниципальных образований.

Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в нем как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа)) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг, в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

Погашение основной суммы долга, возникшего из заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

При выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, исполнение обязательств по ним может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих бумаг соответствующего имущества.

Как было показано ранее, Программа государственных внутренних заимствований РФ предполагает получение значительных средств в бюджет за счет эмиссии ценных бумаг.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными в соответствии с настоящим Бюджетным кодексом, законом о бюджете, а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается также в соответствии с Программой государственных внешних заимствований РФ.

Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Минфине РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Бюджетное законодательство предусматривает, что заимствования могут осуществляться и в такой форме, как предоставление государственных и муниципальных гарантий . Гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант письменно обязуется отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Гарант несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии, в полном объеме.

Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.

Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета.

Бюджетное законодательство регламентирует порядок предоставления государственных гарантий. При этом существуют некоторые особенности в зависимости от гаранта. Так, общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в рублях включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн МРОТ.

Аналогично, общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долл. Предоставление таких гарантий утверждается в порядке, предусмотренном для внешних заимствований в составе соответствующей Программы.

Если получатель гарантии исполнил свои обязательства перед третьим лицом, на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний долг РФ, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Минфин РФ либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных гарантиями РФ, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям. Государственной Думе представляется отчет:

– о выданных гарантиях по всем получателям гарантий;

– об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями;

– об осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Минфин РФ либо иной уполномоченный орган представляет Правительство РФ на переговорах о предоставлении гарантий и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ. При этом обязательным условием является предварительная проверка финансового состояния получателя гарантии.

Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии предоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении гарантии указывается обеспечиваемое ею обязательство.

Законом (решением) о бюджете устанавливается перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.

При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг субъекта РФ, муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета.

Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у банков и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Исключением являются случаи, если названным учреждениям задерживают финансирование из бюджета более чем на два месяца или финансируют не более чем на 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал. В этих случаях бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке регистрируют свои заимствования у третьих лиц в финансовом органе. Орган, исполняющий бюджет, ведет реестр задолженности унитарных предприятий.

Законодательством предусмотрен следующий порядок обслуживания государственного внутреннего долга РФ, внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга.

Расходы по размещению, выплате доходов и погашению обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета через ЦБ РФ и его учреждения, если иное не предусмотрено Правительством РФ. При этом ЦБ РФ, другие специализированные финансовые институты выполняют функции генерального агента Правительства РФ на основе специальных соглашений. ЦБ РФ осуществляет эти функции безвозмездно.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине РФ, который ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга РФ).

Государственная долговая книга РФ содержит следующие сведения:

– объем долговых обязательств (в том числе гарантий) РФ;

– дата возникновения обязательств;

– формы обеспечения обязательств;

– исполнение указанных обязательств полностью или частично;

– другая информация.

Бюджетное законодательство регулирует порядок выдачи кредитов Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы РФ. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам попадают в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о бюджете.

Предоставление кредитов иностранным государствам нередко сопровождается реструктуризацией долга – погашение ими своих обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) задолженности.

Федеральным законом о бюджете утверждаются:

– суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

– предельный размер долга иностранных государств на конец года, за исключением государств – участников СНГ;

– предельный размер долга государств – участников СНГ;

– предельный объем кредитов, предоставляемых иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением кредитов, предоставляемых государствам – участникам СНГ;

– предельный объем кредитов, предоставляемых государствам – участникам СНГ;

– Программа предоставления кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета – это перечень кредитов на очередной год с указанием:

1) цели предоставления кредитов;

2) наименования получателей кредитов;

3) общего объема кредитов;

4) объема кредитов, предоставленных в данном году.

Эта Программа утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта закона о бюджете в третьем чтении в качестве отдельного приложения к закону. Если Программа не утверждается, действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной год до утверждения новой Программы.

Договор о предоставлении РФ кредитов на сумму более 10 млн долл. может быть подписан российской стороной только в случае утверждения кредита в первый предполагаемый год в составе Программы.

Если после включения кредитов в Программу, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн долл., сумма, не расписанная по отдельным кредитам, превысит 15% общего объема предоставления кредитов на очередной год, указанная программа должна быть детализирована: в ней должны быть предусмотрены в порядке убывания суммы кредитов, величина которых ниже 10 млн долл., до тех пор пока не расписанная по отдельным кредитам сумма не станет ниже 15% общего объема предоставления кредитов.

Договоры о предоставлении РФ кредитов, выполнение которых требует увеличения предельных объемов предоставления кредитов РФ, утвержденных законом о бюджете, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в этот закон.

Договоры о предоставлении кредитов РФ утверждаются принятым Федеральным Собранием федеральным законом, если:

– предусмотренные этими договорами кредиты не включены в Программу;

– предоставляемые по ним финансовые средства превышают 10 млн долл. на весь срок кредита;

– их исполнение требует увеличения предельного объема предоставления кредитов, утвержденных законом о бюджете.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед РФ подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ может быть осуществлена в соответствии со специальным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в законе о бюджете.

Контрольные вопросы

    Охарактеризуйте государственный кредит с точки зрения экономической категории,

    Назовите формы государственного кредита и классификацию государственных займов,

    Назовите и охарактеризуйте задачи, которые решаются в процессе управления государственным долгом.

Задание для индивидуальной самостоятельной

работы студента

    Подберите данные, отражающие общий и первичный дефицит (профицит) федерального бюджета, объем и структуру внутренних и внешних заимствований на федеральном уровне в период 2005 -2010 годов. На основе собранных данных составьте аналитическую таблицу таким образом, чтобы ее показатели отвечали на возможно большее число вопросов. Отобразите наиболее важные процессы на графике (диаграмме, схеме и т. п.). Дайте подробный анализ цифрового и графического материала.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу субъекта Российской Федерации, муниципальному долгу.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, долга муниципального образования (муниципального долга) в целях настоящего Кодекса означает объем долга субъекта Российской Федерации, объем муниципального долга, который не может быть превышен при исполнении соответствующего бюджета.

2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, предельный объем долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

3. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

4. Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга превышает предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе принимать новые долговые обязательства только после приведения объема долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга в соответствие с требованиями настоящей статьи.

6. Законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации, муниципальным гарантиям.

Верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации и верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации устанавливаются с соблюдением ограничений, установленных пунктом 2 настоящей статьи.

Верхний предел муниципального долга устанавливается с соблюдением ограничений, установленных пунктом 3 настоящей статьи.


1. Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
2. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.
_Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга._
_3. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год._


В соответствии с п. 1 комментируемой статьи БК РФ предельные размеры всех долговых обязательств РФ - государственный долг (внутренний и внешний), внешние заимствования в обязательном порядке отражаются в федеральном законе РФ на предстоящий бюджетный год. Также устанавливается прямая взаимосвязь внешних государственных заимствований РФ и внешнего долга РФ. Так, применительно к внешним заимствованиям РФ законодатель устанавливает верхний предел в размере годового объема расходов по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ (подп. 1 п. 2 комментируемой статьи БК РФ). Кроме того, законодатель рекомендует отражать предельные размеры долговых обязательств РФ по частям, соответствующим одной конкретной форме обеспечения данного долгового обязательства.
Так, например, в соответствии со ст. 107 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. был установлен верхний предел государственного долга РФ на 1 января 2003 г. по долговым обязательствам РФ в сумме 752,1 млрд рублей. Кроме того, Правительство РФ должно было устанавливать объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами РФ, и осуществлять их эмиссию в объеме, который бы не приводил к превышению предельного размера внутреннего долга РФ. В ст. 113 указанного Закона установлены по состоянию на 1 января 2003 г. верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 130,2 млрд долларов США и предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в сумме 2,6 млрд долларов США. В ст. 112 указанного Закона установлен верхний предел внешних государственных заимствований РФ в форме несвязанных финансовых кредитов на 2002 г. в сумме 2,19 млрд долларов США.
Согласно подп. 2 п. 2 комментируемой статьи БК РФ Правительству РФ в целях оптимальной реструктуризации внешнего долга РФ предоставлено право производить внешние заимствования в объеме, превышающем верхний предел, установленный в федеральном законе на предстоящий бюджетный год. Так, например, согласно ст. 112 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. Правительство РФ было вправе осуществлять внешние заимствования с превышением предельного размера государственных внешних заимствований в целях реструктуризации государственного внешнего долга РФ и снижения совокупных затрат по его обслуживанию и погашению.
В п. 3 комментируемой статьи БК РФ прописаны условия, необходимые для реализации Правительством РФ своего права на превышение предельного объема государственных внутренних и внешних заимствований РФ.

В наше время вопрос снижения издержек производства стоит довольно остро, поскольку развивается мировой экономический кризис и все компании стремятся максимально снизить затраты.

В первую очередь следует обратить внимание на соответствие предлагаемых мер по снижению расходов долгосрочным целям предприятия, так как только в этом случае компания получит положительный результат от внедрения программы по оптимизации расходов. Подход к определению мер снижения затрат должен быть очень серьезный, некоторые методы направлены на получение быстрого результата, но вопреки дальнейшим целям компании, поэтому торопиться в принятии таких решений не стоит.

Для защиты от конкурентов, компании необходимо организовать эффективную систему управления издержками, которая будет отвечать требованиям:

Должна быть обеспечена стратегическая направленность в сфере управления издержками, минимизация затрат является одной из важных составляющих стратегического плана развития бизнеса;

Должны быть четко определены объекты управления, поскольку невозможно говорить об управлении разными видами издержек, не зная причин их появления;

В управлении издержками вся документация должна одинаково восприниматься на всех уровнях управления компаниями;

Планирование в своей работе должно упираться на предупреждение негативных последствий, а не отталкиваться от уже свершившихся фактов;

Управление должно осуществляться постоянно, а не время от времени.

Для получения наибольшей прибыли необходимо постоянно выявлять и сокращать издержки. Бухгалтерской информации недостаточно для работы над минимизацией затрат, поскольку бухгалтерский учет регистрирует издержки по факту их появления. Поэтому для эффективного управления затратами нужно разработать такую схему расчета себестоимости, где учитывались бы все детали. Затем требуется создать «дерево» затрат (на разных предприятиях, в зависимости от специфики отрасли и продукции, оно будет иметь разную «крону»). При этом затраты необходимо классифицировать так, чтобы их было удобно сравнивать между собой. Ведь если на одном уровне такого «дерева» типов затрат слишком много и они различаются между собой в десятки раз по абсолютным величинам, то учет будет неэффективным.

Для расчета себестоимости и ее изменений во времени применяется классификация процесса по этапам: снабжение, производство и реализация продукции. Базовая себестоимость продукции включает в себя стоимость сырья, полуфабрикатов, акцизы и налоги на сырье, и некоторые другие расходы. Затем в процессе производства в себестоимость включаются и производственные расходы. Далее себестоимость увеличивается и в процессе реализации продукции. После продажи появляются дополнительные затраты: налоги, например. Если рассматривать формирование себестоимости таким способом, то видим возможность для применения мер по снижению затрат на каждом из этапов такого цикла. Специалисты считают, что резервы снижения себестоимости распределяются следующим образом: снабжение 50%, производство - 10%, сбыт - 40%. Руководитель должен в любое время получать достоверную информацию об изменении себестоимости по любой товарной позиции, по всей продукции или по группе товаров. Для этого система управленческого учета должна быть хорошо налажена. Чтобы определить как снижаются накладные расходы, изменяется разница между ними и маржинальной прибылью, необходимо проанализировать из каких затрат состоит себестоимость товара на каждом этапе производственного цикла. Маржинальная прибыль - это разница между отпускной ценой и переменными издержками. В итоге управленческий учет помогает определить эффективность производства в целом и по отдельным его направлениям.

Чтобы снизить затраты необходимо проанализировать центры затрат и центры ответственности. Центр затрат - это объект отнесения затрат, где объединены затраты, связанные с одной или несколькими функциями и определенными видами деятельности. Центр ответственности - это организационное подразделение, возглавляемое управляющим, который отвечает за величину затрат.

Анализ отчетных данных по центрам затрат позволяет сделать заключение о том, насколько и в каком центре ответственности высоки издержки и чем это вызвано. Управление затратами по центрам ответственности предполагает включать в смету те затраты, по которым обеспечивается нормирование, планирование и учет затрат. Выделение центра затрат по отдельным подразделениям может происходить по разным признакам: организационной структуре, оборудованию, выполняемым операциям и функциям.

Система учета по центрам возникновения затрат предусматривает измерение расходов, не связанным с выходом продукции.

Для лучшей организации учета по местам возникновения затрат необходимо тщательно детализировать затраты, чтобы затраты, учитываемые в данном, месте являлись для него прямыми. Организация такого учета на промышленных предприятиях дает возможность усилить контроль за формированием затрат, оперативно получать информацию об их целесообразности, а также обоснованности распределения косвенных расходов по носителям затрат .

Рассмотрим основные пути снижения издержек производства.

Главным условием снижения себестоимости является непрерывный технический прогресс. Себестоимость снижается за счет внедрения новой техники, автоматизации и механизации производства, усовершенствования технологий, внедрения новых прогрессивных видов материалов и т.п.

Для эффективного контроля затрат следует придерживаться некоторых правил:

1. Все затраты необходимо учитывать, тогда их количество станет меньше. Зачастую можно сократить расходы, когда ведется их полный учет. Например, чтобы сократить расходы на телефонную связь, компания может начать вести учет исходящих звонков, определяя время, дату и цель звонка. В итоге расходы уменьшаются из-за снижения звонков сотрудников по личным делам.

2. Рабочий коллектив должен стремиться к общей цели - снижение расходов. Для этого можно провести беседу с сотрудниками, объяснить важность снижения затрат, выслушать предложения по экономии средств.

3. Классифицировать свои затраты по степени зависимости от объемов производства. Большинство систем учета подразделяют затраты на постоянные и переменные. Также классифицировать переменные затраты в зависимости от того, насколько легко их удается корректировать, когда меняется производственная активность. Например, прямые затраты на материалы растут или падают, почти автоматически реагируя на изменения объемов производства. А вот прямые трудовые затраты можно скорректировать, только если руководство примет соответствующие меры (сокращение штата, сокращение зарплат, и т.д.). С другой стороны, затраты на аренду помещения руководству вряд ли удастся сократить в ответ на падение объемов производства.

4. Классифицировать затраты в зависимости от того, насколько легко их можно корректировать, используя альтернативные решения.

5. Попытаться отслеживать не только структуру затрат, но и причины их возникновения на предприятии. Ликвидируя причину нежелательного роста расходов, ликвидируются и сами затраты. Например, при больших представительских расходах, узнать, почему тратится много средств компании: для расширения клиентской базы, вследствие число подписанных контрактов растет или потому, что контроль за расходованием представительских средств не ведется.

Рассмотрим приемы снижения затрат:

Сокращение расходов на оплату труда, например, сокращение числа сотрудников, сокращение заработной платы;

Сокращение затрат на сырье и материалы;

Примеры: пересмотреть в свою пользу условия контрактов с существующими поставщиками; найти новых поставщиков аналогичной продукции по более низким ценам (отечественный аналог импортной продукции). Сократить число посредников и закупать сырье и материалы у производителя. Насколько возможно использовать более дешевые компоненты. Помочь поставщикам снизить свои затраты (предоставлять производителю сырье для производства его продукции по меньшим ценам, в свою очередь снижается и закупочная цена продукции, покупаемой у данного производителя). Можно для получения скидки за объем закупать материал у одного поставщика совместно с другим покупателем. При возможности производить нужные материалы самостоятельно. Внедрить в производство ресурсосберегающие технологические процессы, позволяющие экономить на стоимости сырья. Придать первостепенное значение процессу закупок сырья и материалов. Пересмотреть политику учета сырья и материалов, чтобы уменьшить налоговые платежи.

Сокращение производственных затрат:

Аренда: пересмотреть договор аренды в свою пользу, сдать неиспользованные площади в субаренду, переехать в другое здание или помещение где условия аренды выгоднее, произвести расчет: возможно компании выгоднее выкупит здание или помещение, нежели его арендовать.

Коммунальные платежи: ввести жесткий контроль за потреблением ресурсов, установить приборы учета, можно найти новые варианты оплаты услуг, например, оплатить коммунальные услуги векселями поставщика коммунальных услуг

Интеграция и дезинтеграция. Рассмотреть вопрос о том, чтобы снизить затраты за счет вертикальной интеграции с поставщиками или клиентами или за счет горизонтальной интеграции с другими производителями. Решить может ли компания снизить затраты за счет расширения сферы своего бизнеса на другие звенья производственного цикла, отказавшись от сотрудничества со смежниками? Или наоборот - компании выгоднее сузить свою производственную сферу, уступив часть производственного цикла или вспомогательные работы другому производителю?

Брак и другие непроизводительные расходы: чтобы минимизировать потери от брака, необходимо изучить причины появления, выявить виновника, далее провести мероприятия по ликвидации потерь; ввести программы по рациональному использованию отходов производства.

Провести анализ рекламных расходов, выявить приносит ли реклама доход, превышающий рекламные затраты, связано ли повышение расходов на рекламу с увеличением объемов производства; выбрать наиболее эффективные методы рекламы; пересмотреть договоры с рекламными агентствами в свою сторону или найти агентство с лучшими условиями; рассмотреть возможность расчета с поставщиками рекламных услуг с помощью бартера.

Дополнительные меры по снижению затрат:

Исследовать может ли компания снизить затраты, если сократить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; поддержание широкого ассортимента продукции; исследование рынка, рекламу и продвижение товаров или услуг; поддержание широкого круга клиентов; поддержание определенного качества услуг; тщательный отбор сырья и компонентов с определенными техническими характеристиками; оплату труда; повышение квалификации сотрудников; механизацию производственного процесса; организацию производства; сохранение существующей политики в отношении обслуживания техники и оборудования; скорость выполнения заказов; сохранение гибкости производственного процесса; поддержку каналов дистрибуции произведенной продукции.

Государственная поддержка: может ли компания получить выгоду от какой-либо государственной программы поддержки предпринимательства путем: лоббирования принятия соответствующего местного и федерального законодательства или получения льгот и субсидий.

Приведем наиболее распространенные ошибки, совершаемые при сокращении затрат:

1. Неверное определение наиболее важных статей затрат, подлежащих сокращению. Такие ошибки менее характерны для малых и средних предприятий, поскольку в основном руководство таких предприятий имеет хорошее представление о своих наиболее существенных расходах. Но по мере расширения компании и усложнения ее бизнеса руководство может не заметить рост затрат на отдельных участках. Например, компания обращает внимание на определенные явные расходы и не замечает существенные и часто неоправданные затраты, скрытые в статье «прочие расходы».

2. Неправильное определение носителей затрат предприятия.

Например, стремясь к низким производственным затратам на единицу продукции, компания может начать производить больше товаров, чем она может продать. В результате стремление снизить производственные затраты на единицу продукции может привести к их общему увеличению из-за перепроизводства. Вместо этого компании следовало бы обратить внимание на сокращении общих производственных затрат.

3. Потеря индивидуальности и, как следствие, конкурентоспособности продукции компании, особенно, если отличительной чертой продукции являлось качество. Такое последствие сокращения затрат является для компании особенно пагубным. Хотя резкое сокращение затрат может в короткий срок увеличить прибыли компании, в долгосрочной перспективе оно нанесет ей непоправимый вред. Например, экономя на подборе и профессиональной подготовке персонала, магазин модной одежды, возможно, получит определенную выгоду. Однако такая экономия может подорвать престиж магазина и привести к потере клиентов.

4. Серьезное ухудшение отношений с вовлеченными в бизнес сторонами (поставщиками, сотрудниками компании) из-за неудобных для них условий.

5. Снижение затрат на важных участках ниже допустимого предела.

Например, сокращая трудовые затраты, компания может потерять ключевых сотрудников.

6. Непонимание механизма взаимозависимости затрат компании. Ведь иногда общего снижения затрат можно добиться, увеличив их на какой-то отдельный вид деятельности. Пример: увеличение командировочных расходов может привести к заключению контрактов с новыми поставщиками, продающими сырье и материалы дешевле, чем старые поставщики.