Есть ли флот в белоруссии. Белорусские моряки и их вековая слава

Объективная и субъективная реальность

Одним из центральных вопросов в теории познания - является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и т.д.

Разберёмся сперва в таких видах реальности как объективная и субъективная:

Объективность - означает независимость существования вещей и явлений от воли нашего сознания. Объективная реальность - это реальность, которая продолжала бы своё существование и без нас. Такая реальность - может быть сутью, например, повседневной окружающей действительности.

Субъективность же - это существование вещей и явлений по воле нашего сознания. Реальность субъективная - с очевидностью имеет место в сновидениях и в воображении. Все объекты (в т.ч. грандиозные миры) в сновидениях и мечтах - создаются нашим сознанием, т.е. субъективно. В сновидении - это происходит неосознанно. А в воображении (мечтах) - осознанно. Сновидения и мечты (воображение) т.о. - две разновидности субъективной реальности.

Философы, с древних времён - дискутируют и спорят о том, какова реальность окружающего Мира, в т.ч. объективна она или субъективна, т.е. насколько вещи и явления Мира, в котором мы живём, зависят от нашего сознания. Как узнать, не придумываем ли мы, неосознанно, сами наш окружающий Мир, подобно сновидению? Ведь всё возможно. Возможно и то, что наша жизнь - лишь сон, сон длинною в жизнь. Жизнь, в таком случае - закончится не смертью, а пробуждением, или новой жизнью (как новым сновидением). Верить в жизнь как сон - т.о. весьма приятно и утешительно.

Возможность того, что Мир вокруг может быть сновидением - была осознана ещё в древней Греции (Сократ: «Познай самого себя - и ты познаешь весь Мир»). Кстати, это высказывание Сократа - пример того, как вера в определённый вид реальности (например, в субъективный) - влияет на выбор предпочтительных методов познания (если Мир - сон, то ключ к его глубинному познанию - лежит через познание самого себя).

Никто не может и никогда не сможет доказать, что жизнь - это не сон. Впрочем, нельзя доказать и противоположное. Наука - бессильна в этих вопросах, а философия может приводить лишь доводы, но не доказательства. В итоге, за каждым человеком остаётся свобода выбора, во что верить: в объективность Мира, или в субъективность (сон). Что из этих вариантов выглядит более вероятным - люди решают по-разному…

Из книги Народная религия и христианство автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Субъективная религия Если теология является делом разума и памяти (ее происхождение тем не менее может быть любым – источником ее может быть и сама религия), религия же есть дело сердца, представляющее интерес ввиду потребности практического разума, то из этого само

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

2. СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ЭТИКА Если мы признаем этот принцип гуманистической этики, что мы должны ответить тем, кто отрицает способность человека формулировать объективно верные нормативные принципы?Одна школа гуманистической этики разделяет эту точку зрения и

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

2.2. Материя – объективная реальность Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата, субстанции. Еще до революции в естествознании Энгельс говорил о неэффективности поисков «материи как таковой». Материи как особого субстрата,

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Из книги Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты автора Константинов С. В.

Субъективная мудрость - Не хотела бы я быть человеком, - сказала змея.- Кто бы тогда запасал мне орехи? - поддержала ее белка.- У людей такие слабые зубы, - добавила крыса, - что ими почти ничего не сгрызешь.- Кроме того, - сказал осел, - люди такие неповоротливые и

Из книги Социальное конструирование реальности автора Бергер Питер

Глава II. Общество как объективная реальность

Из книги Неискушенно мудрые автора Вэй У Вэй

Глава III. Общество как субъективная реальность

Из книги Теория познания автора Этэрнус

27. Субъективная реинтеграция - Добрый вечер! - вежливо поздоровался кролик.- Му-у, - ответила корова, пережевывая большой пучок травы.- Здесь такая мягкая трава вокруг, - добавил кролик, - надеюсь, вам нравится.- Му-у, - согласилась корова, даже не взглянув на

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

Обычная объективная реальность без Бога А что, если Бога нет? Ведь такое - так же возможно, как и Его наличие. Но если Бога нет, и реальность нашего Мира - обычная объективная реальность без Бога, то тогда Библия резко обесценивается, и становится практически «сборником

Из книги Столкновение Миров автора Великовский Иммануил

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая а) Уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критическое отношение к мифологии. Общеизвестны высказывания элейских философов (Ксенофан B 11. 12. 14. 15. 16). Вместо богов у философов появляются

Из книги Тотальность и бесконечное автора Левинас Эммануэль

Субъективная интерпретация событий и их подлинность То, что помогало дискредитировать народные предания о катастрофах, - это субъективная и магическая интерпретация событий. Море раздвинулось. Люди приписывали это явление вмешательству их вождя; он поднял свой жезл

Из книги Исследования по феноменологии сознания автора Молчанов Виктор Игоревич

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности Метафизика, или отношение к Другому, осуществляется как услужение и гостеприимство. В той мере, в какой лицо Другого ставит нас в связь с третьим лицом,

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

§ 2. Время и субъективная дедукция Кант описывает взаимосвязь синтезов аппрегензии (схватывания) в созерцании, воспроизведения в воображении и рекогниции в понятии и выявляет четвертый синтез, необходимо лежащий в основе каждого из них и в основе их взаимосвязи, –

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Глава 2 Психическая деятельность и объективная реальность. Проблема

Из книги автора

Субъективная диалектика и логика Мир един и едина его диалектическая структура, но в ней имеется область диалектической познавательной деятельности людей. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика,

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.

Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: движение, пространство, время.

Здесь под движением понимается не только механическое перемещение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояний объектов - формы движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто мы говорим о движении, противопоставл ему покой, считая их равноправными. Между тем, это глубокое заблуждение: покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.

Пространство и время - это формы бытия материи. Термином пространство в философии обозначают структуру объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При характеристике пространства употребляют термин бесконечность. Термином врем обозначают длительность существования объектов, направленность их изменения. Две последние категории: пространство и время являются одновременно и относительными, и абсолютными. Они относительны, так как их свойства постоянно меняются, и они абсолютны, так как ни один объект не может существовать вне пространства и времени.

Реальность является ключевым понятием в философии, с ним связан основной вопрос философии: что первично материя или сознание (объективная или субъективная реальность); способен ли человек познавать реальность, окружающую его.

Бытие. Материя и ее атрибуты.

Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума.

Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:

атомистическая модель (Демокрит);

эфирная модель (Декарт);

вещественная (Гольбах).

Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение "чего-то" конкретного, а не движение вообще или "само по себе", движение "ничего".

Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно.

Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.

Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними.

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д.

Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.

Марксистская философия.

Родоначальниками философии диалектического материализма считают К. Маркса и Ф. Энгельса. Поэтому часто теорию диалектического материализма называют марксистской философией. Эта философия возникла в середине XIX века в Германии. Её предпосылками и причинами были:

Промышленная революция в ряде стран Европы XYIII – XIX веков, означавшая переход от ручного к машинному труду, социальными последствиями которого были различного рода движения, восстания, забастовки;

Появление на исторической арене новой силы – пролетариата со своими политическими требованиями;

Идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

Открытия в области естественных наук: эволюционная теория Чарльза Дарвина, учение о клеточном строении организма, закон сохранения и превращения энергии.

Особенности марксистской философии:

Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;

Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;

Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Важным вкладом К. Маркса в философию и общество знание можно считать созданную им теорию прибавочной стоимости, а так же открытие и четкое формулирование теории материалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем, от одной общественно – экономической формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отношения. Общество, в котором властвует товарное производство, порождает эксплуатацию и насилие. Уничтожение эксплуатации возможно, но только при помощи пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, - это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время.

Следует отметить, что марксистская теория несвободна от недостатков, как и всякая другая. К ним относятся: чрезвычайное преувеличение роли диктатуры пролетариата во всех сферах жизни общества; воинствующий атеизм; абсолютизация законов общественного развития.

Диалектика и ее альтернативы.

Диалектика - одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики во всей истории существования человеческого общества.

Обычно различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика представляет собой диалектику внешнего мира - живой и неживой природы, общества, а субъективная диалектика – это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы действительности. Объективная и субъективная диалектика в общем и целом совпадает одна с другой, так как мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.

Говоря о диалектике, можно отметить факт совпадения диалектики с логикой и теорией познания. Под логикой при этом понимается не формальная, а диалектическая логика, которая рассматривается и как Логика, т.е. теория диалектики (результат филогенеза общественного сознания, итог развития философии и науки), и как знание этой теории конкретным человеком (результат развития индивидуального сознания, итог обучения и воспитания конкретного субъекта, формирование у него соответствующих понятий иных структур), и как диалектический метод мышления (следствие использования человеком знаний Логики в каждом конкретном акте мышления).

Таким образом, диалектика выступает и в качестве теории, и всеобщей методологии, и метода мышления, в котором реализуется эта методология.

Диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рассмотрение объектов вне их подлинной связи и развития. Проявлением метафизического метода мышления является догматизм, эклектика и софистика. Догматизм предполагает абсолютизацию знания, его неизменности при любых обстоятельствах. Эклектика означает произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений.

Софистика. Здесь за правдоподобной формой рассуждения скрывается, затушевываются нарушения требования логики, в том числе и формальной. Ещё древним грекам был известен софизм под названием "рогатый": "Ты имеешь то, что не терял. Ты не терял рогов значит ты их имеешь". За внешней правдоподобностью рассуждения здесь скрывается логическая неточность, допускается нарушение диалектической логики, т.к. говорить, что человек обладает тем, что он не терял, значит допускать явную подтасовку: человек многое не терял, но это не значит, что он это имел.

Из характеристики диалектической логики вытекает то, что любое явление действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития. Должен соблюдаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование имеет большое методологическое значения, особенно в связи с широким использованием в современной науке системно- структурного метода.

Как всякая иная наука, диалектика имеет свою структурную организацию: законы, категории, принципы. В этой связи следует отметить громадный вклад в развитие диалектики немецкого философа-идеалиста Гегеля, а также Маркса и Энгельса.

МАТЕРИЯ И ЕЕ АТРИБУТЫ: ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ДВИЖЕНИЕ. СИНЕРГЕТИКА И ПРИНЦИП САМОДВИЖЕНИЯ

1. Философское понятие материи……………………………………….………….3

2. Пространство и время…………………………………………………..………...3

3. Движение………………………………………………….……………………….6

Вывод……………………………………………………………………….……….10

Литература………………………………………………...………………………..11

1.Философское понятие материи

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время.

2. Пространство и время

Что же такое пространство и время? Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространство Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

– объективность и независимость от сознания человека;

– их абсолютность как атрибутов материи;

– неразрывная связь друг с другом и движением;

– единство прерывного и непрерывного в их структуре;

– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

– количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся:

– объективность;

– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);

– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Специфические свойства времени:

– конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

– одновременность событий (они всегда относительны);

– ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: «...Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и пространство». Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

3. Движение

Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.

Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.

Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин «движение» обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так, например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.

Движение – это изменение вообще.

Оно характеризуется тем, что

– неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

– движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

– движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

– движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой (Г.Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс).

Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах:

Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;

Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;

Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.

Существуют качественно разнообразные формы движения материи. Идея о формах движения материи и их взаимосвязей выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;

высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения.

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

– электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

– гравитационную форму движения;

– сильное (ядерное) взаимодействие;

– слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

– химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

– геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):

– биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

– социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.

Материя обладает атрибутом движения, пространства, времени, структурирована.

Понятие бытия и субстанции

Бытие - понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее - онтология. Что значит «быть» и что «бытийствует» (Бог, идея?)? Что такое «небытие» или «ничто»? Откуда бытие произошло и куда девается? Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Философские учения по-разному отвечали на эти вопросы. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - тождественные понятия.

Бытие - это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. То, что проявляется, существует, дано в данный момент, то и «бытийствует». Небытие - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать! Что же существует? Бытие всеобъемлюще, многообразно и бесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.

Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.

Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная - созданная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).

Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное бытие; с) бытие идеального (духовного).

Понятие субстанции. В истории философии для обозначения первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (от лахєиЬєІапІіа то, что лежит в основе). Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира во всем его многообразии его вещей и явлений, получили название монизм (от греч. monos - одни, единственный). Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis - двойственный). И, наконец, если более двух - плюрализмом (от лат. pluralis - множественный).

Монизм также имеет подвиды: материалистический и идеалистический. Материалистический полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладает субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм (например, у Платна - это вечные идеи, в средневековой философии - Бог, у Гегеля - саморазвивающаяся «абсолютная идея»), так и субъективно­идеалистический (сознание - по Беркли).

Впервые понятие материя (hyle), встречается у Платона. Материя в его понимании некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний; она бесформенна, неопределенна, пассивна. В дальнейшем материя, как правило, отождествлялась с конкретным веществом или атомами. По мере развития науки и философии понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты и становится все более абстрактным. Оно призвано охватить бесконечное многообразие всего реально существующего и несводимого к сознанию.

В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она есть - causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства (субстанциальность, неисчерпаемость, неуничтожимость, движение, вечность) неотделимы от материи и потому называются ее атрибутами. Неотделимы от материи так же и ее формы - пространство и время.

Материя - это сложная системная организации. По современным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основных уровня (принцип деления - наличие жизни): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа).

Неорганическая природа включает следующие структурные уровни:

1. Элементарные частицы - мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтрино и др.), каждая из которых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальные частицы», существующие в промежуточных состояниях очень короткое время. Характерная особенность элементарных частиц

Способность к взаимным превращениям.

2. Атом - мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.

3. Химический элемент - совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 получены искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы.

4. Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями.

5. Планеты - наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиеся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.

6. Планетные системы.

7. Звезды - светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу: в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газо-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия).

8. Галактики - гигантские до сотен млрд. звезд) звездные системы, в частности, наша Г алактика (Млечный путь), которая содержит более 100 млрд. звезд.

9. Система галактик.

Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации):

1. Доклеточный уровень - дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние - высокомолекулярные органические вещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами) основу жизнедеятельности всех организмов.

2. Клетка - элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех растений и животных.

3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира

Отдельные особи или их совокупность.

4. Популяция - совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.

5. Биоценоз - совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема.

6. Биогеоценоз (экосистема) - однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания.

По размерам материя делится на три уровня:

1. Макромир - совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабом человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время - в секундах, минутах, часах, годах.

2. Микромир - мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется до 10 (-8) - до 16 (-16) см, а время жизни от бесконечности до 10 (-24) сек.

3. Мегамир - мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами (а скорость света 3000000 км/с), а время существования космических объектов - миллионами и миллиардами лет.

Это точка зрения материализма. В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах) материя - это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) - это порождение духа, «инобытие» идеи.

3. Движение и его основные формы. Пространство и время.

В самом широком смысле движение в применении к материи - это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям - материалистической и идеалистической.

Идеалисты под движением понимают не изменения объективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи. В материализме подчеркивается атрибутивный характер движения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа. Так, Ф.Бэкон отстаивал мысль о том, что материя полна активности и тесно связана с движением как прирожденным своим свойством.

Движение - атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Однако, в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма» - направления в философии и естествознании, возникшего в конце Х1Х в. - начале ХХ в. пытались все явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т.е. оторвать движение (а энергия - общая количественная мера различных форм движения материи) от материи. Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная субстанция» провозглашалась основой всего существующего.

Данная концепция несовместима с законом сохранения превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Основными из них являются: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Стало необходимым различать также квантово-механическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, макромеханическое движение макротел.

Существенно обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделены кислот ДНК и РНК.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить вдруг в руга.

2. Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм.

3. Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде низшие формы. Последние являются побочными по отношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.

4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сторонники механицизма (XVI1-Х1Х вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм - форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, социал-дарвинизм).

Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам. Количество - это внешняя определенность предмета (его величина, объем, размер, темп и т.д);

это изменение, происходящее с предметом, без коренного его преобразования (например, идущий человек). Качество - это коренное преобразование внутренней структуры предмета, его сущности (например, куколка-бабочка, тесто-хлеб). Особый тип движения - развитие. Под развитием понимается необратимое, поступательное, количественно-качественное изменение предмета или явления (например, жизнь человека, движение истории, развитие науки). Может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении - от более совершенных форм к менее совершенным, то это регресс. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.

Пространство и время. Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов.

Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие (Аристотель, Лейбниц, Гегель).

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико­материалистическая концепция пространства и времени была

сформулирована в рамках реляционного подхода.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, количественная и качественная бесконечность, вечность. Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространство связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.

Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо.

Проявление времени и пространство различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время.

Так, например, психологическое время связано с его психическими состояниями, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени.

Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Считается также, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).

Социальное время, связанное с развитием человечества, с историей, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно это ускорение характерно для ХХ века в связи с научно-технической прогрессом. НТР буквально спрессовало социальное пространство и неимоверно ускорило бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было просто немыслимо еще в прошлом столетии.

В ХХ веке на основе открытии в естественных и точных науках был разрешен спор между этими двумя концепциями. Победила реляционная. Так, Н.Лобачевский пришел к выводу в своей неевклидовой геометрии, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, а они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи. По теории относительности

А.Эйнштейна пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения (т. е. от показателей материи). Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме (300000 км/с), а временные процессы в быстро движущихся системах замедляются. Он доказал также, что вблизи массивных тел время замедляется, как и в центре планет. Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел.

Таким образом, теория относительности А.Эйнштейна показала неразрывную связь между материей, пространством и временем.

4. Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.

Диалектика (греч dialextice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Различают объективную диалектику, изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику - закономерности диалектического мышления (диалектику понятий).

В истории философии сложились три основных формы диалектики:

а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон Элейский);

б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе;

в) материалистическая, основы которой были заложены К.Марксом и Ф. Энгельсом.

Основные принципы диалектики:

Всеобщая взаимосвязь всех явления;

Всеобщность движения и развития;

Источник развития - становление и разрешение противоречий;

Развитие как отрицание;

Противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

Основные законы, описывающие развитие мира и процесс познания - закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории законы - качество, количество, мера, скачок.

Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды - 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно

а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы);

б) взаимоисключают друг друга;

в) их борьба - противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.).

Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт - противоречие, победа одной их противоположностей (которая в свою очередь тоже представляет собой новое единство противоположностей). Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.

Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.). Поэтому двойное отрицание - отрицания отрицания.

Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.

Ключевые слова и понятия: бытие, материя, субстанция, пространство, время, субстанциальная теория, реляционная, диалектика, субъективная диалектика, объективная диалектика, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, количество, качество, мера, противоречие, прогресс, регресс, редукционизм, монизм, дуализм, плюрализм, энергетизм.

Во времена СССР существовала традиция давать морским судам гражданского флота и боевым кораблям ВМФ названия городов союзных республик, причем независимо от того, имела страна выход к морю или нет. Например, в честь белорусской столицы был назван авианесущий крейсер «Минск», спущенный на воду в 1975 году. Но одной только белорусской столицей дело не ограничилось. TUT.BY решил выяснить, какие города Беларуси можно встретить в названиях морских судов, которые бороздят или бороздили просторы морей и океанов.


Фото из открытых источников

Родина моя - Белоруссия

Прежде чем перейти к белорусской топонимике в Мировом океане, следует упомянуть тот факт, что и само имя нашей страны использовалось в качестве названия для морского судна, правда, в его советско-российском наименовании. Автомобильно-пассажирский лайнер «Белоруссия» сошел со стапелей в финском Турку в 1975 году. «Белоруссия» стала первым судном проекта R-1765 и дала название этому типу судов.



Суда класса «Белоруссия» использовались для перевозки пассажиров и легковых автомобилей на внутренних черноморских маршрутах в границах СССР. Лайнеры были построены с расчетом на комфортную доставку 480 пассажиров и 250 машин.

Впоследствии оказалось, что реальное число перевозимых судами автомобилей было значительно меньше расчетного - в конце 1970-х уровень автомобилизации населения в СССР составлял всего около 40 авто на 1000 человек. В 1980-е все пять судов класса «Белоруссия» прошли переоборудование на западногерманских верфях, в ходе которого в обширных гаражных помещениях лайнеров были обустроены новые пассажирские каюты, рестораны и кинотеатры. С распадом СССР все суда были проданы различным судоходным компаниям по всему миру. Первое судно серии - лайнер «Белоруссия» - после продажи в 1993 году было переименовано в «Казахстан II». В 1996 судно снова сменило собственника и уже под именем «Delphin» стало обслуживать круизные маршруты в Средиземном и Балтийском морях.


Военно-морской «Минск»

Традиционно для названий кораблей военно-морского флота СССР выбирались крупные города, чаще всего столицы союзных республик. Как уже упоминалось, название белорусской столицы не единожды использовалось в качестве имени для боевого корабля. В первый раз название «Минск» получил лидер эскадренных миноносцев проекта 38 Балтийского флота ВМФ СССР. Вступивший в строй в 1938 году миноносец провел ряд боев в Советско-Финскую войну, участвовал в аннексии Латвии, прошел всю Великую Отечественную войну, в ходе которой был несколько раз сильно поврежден. После войны «Минск» был переоборудован в учебный корабль, в роли которого прослужил до 1958 года. В том же году корабль был выведен из состава флота, превращен в плавучую мишень и потоплен ракетами в Финском заливе.



Следующим носителем имени белорусской столицы стал авианесущий крейсер «Минск» проекта 1143. Корабли этого типа были, по сути, первыми авианосцами в составе ВМФ СССР, способными обслуживать боевые реактивные самолеты. Тем не менее, стремление совместить в одном корабле функции авианосца и противолодочного крейсера, а так же слабые характеристики советской палубной авиации сводили на нет боевую эффективность кораблей. Судьба крейсера «Минск» известна и не так печальна, как у некоторых его собратьев. После вывода из состава флота в начале 1990-х корабль должна была постигнуть участь металлолома, но, тем не менее, из-за банкротства новых владельцев «Минск» уцелел и даже стал аттракционом. До февраля 2016 года тематический парк «Minsk World», созданный на базе крейсера, находился в Шеньчжене, Китай. На сегодняшний день парк закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, после которого он, по словам владельцев, будет перемещен в новый тематический парк в Наньтуне.


Не все корабли, названные в честь белорусской столицы, были исключены из состава флота. Большой десантный корабль «Минск» пережил лихолетья 1990-х и до сих пор находится в составе Балтийского флота ВМФ России. Впрочем, такое имя он получил только в 2000 году, до этого, построенный в 1983 году на польской верфи в Гданьске, корабль назывался просто БДК-43.


Также несет боевое дежурство в Балтийском море корабль береговой охраны «Минск» пограничного управления ФСБ РФ по Калининградской области. Малый противолодочный корабль проекта 12 412 был построен в 1987 году и изначально назывался просто ПСКР-817, и так же, как и БДК-43, был переименован в «Минск» в 2000 году.


Впрочем, не только боевые корабли носили гордое имя «Минск». В 1963 году со стапелей Гданьской верфи им. Парижской Коммуны сошел сухогруз «Минск» проекта В-44 (ПНР). Сухогруз более двух десятилетий проработал в Черноморском морском пароходстве и был списан в 1989 году.


От Бреста до Быхова

Минск, конечно, популярный, но далеко не единственный белорусский город, в честь которого назывались морские суда. Также в названиях кораблей можно было встретить почти все современные областные центры Беларуси и некоторые районные. Первым в списке идет малый противолодочный корабль «Брест» проекта 1124 М, который находится в составе Северного флота ВМФ России. Построенный в 1988 году МПК сначала носил название «Брестский комсомолец», в 1992 году он был переименован «МПК-194», а уже в 2000 году - в «Брест».


Боевое дежурство в водах Тихого океана несет пограничный сторожевой корабль «Брест» проекта 745П. Порт приписки корабля - далекий Петропавловск-Камчатский - разделяет с белорусским городом расстояние в чуть более чем семь с половиной тысяч километров.


В начале 1950-х годов в Ленинградском ЦКБ-32 был разработан танкер проекта 563 типа «Казбек» (название дано по первому построенному судну проекта). В 1950-е годы со стапелей советских верфей сошло 70 судов этого проекта, двум из них дали названия в честь городов Беларуси. Танкер под именем «Гродно» вступил в строй в апреле 1956 года. Процесс постройки судна на стапелях Херсонского судостроительного завода запечатлен на цветном снимке знаменитого советского фотографа Семена Фридлянда.


Вторым судном этого проекта с белорусским городом в названии был танкер «Молодечно», построенный на Адмиралтейском заводе в Ленинграде в 1955 году. Казалось бы, почему такое крупное судно получило название в честь города, в котором не то что выхода к морю нет, но и даже речки судоходной не имеется? Ответ, возможно, кроется в том факте, что до 1960 года город Молодечно, как и Гродно , был центром области в БССР . Оба судна «Гродно» и «Молодечно» долгое время служили в Черноморском морском пароходстве и были списаны в конце 1970-х годов.


Кстати, это не единственный случай, когда название города Молодечно было дано морскому судну. В 1988 году на Ярославском судостроительном заводе был построен рыболовный траулер «Молодечно». Он долгое время проработал в рыболовецком колхозе Андег под Мурманском, пока в конце 2000-х не был продан в Аргентину, где сменил название на «Tango I».


Еще одним областным центром Беларуси, имя которого стало названием судна, был Могилев. На финской верфи в городе Турку в 1952 был спущен на воду сухогруз «Могилев» типа «Хасан». Сухогруз был включен в состав Северного морского пароходства ММФ СССР, где проработал до 1975 года. В 1984 году разделан на металлолом. Еще одним судном этого проекта был сухогруз «Пинск», построенный в 1953 году (с 1939 по 1954 годы город Пинск был центром Пинской области).



Традиция называть суда морского флота именами городов не ограничивалась только областными центрами, бывшими или настоящими. Многие суда были названы в честь белорусских райцентров, а некоторые даже совмещали в названии имя населенного пункта и специализацию судна. Так, например, в 1962 году на Гданьской верфи было построено два однотипных лесовоза «Бобруйсклес» и «Браславлес». Оба судна проработали на маршрутах морского флота СССР да конца 1980-х годов.


Впрочем, чаще суда называли более традиционно, используя только полное имя города. Один из построенных в 1980 году больших морозильных рыболовных траулеров проекта 1288 был назван «Борисов». В настоящее время судном владеет ОАО Океанрыбфлот, порт приписки - Петропавловск-Камчатский.


Рефрижераторный сейнер-траулер проекта 503 «Быхов» занимается ловом в водах Кольского залива Баренцева моря.



Фото из открытых источников

Огромный балкер, построенный на верфи в ГДР в 1982 году, был назван в честь города в Гомельской области - «Добруш». Долгое время судно ходило под украинским флагом, и было приписано к Мариупольскому порту. В конце 2000-х «Добруш» был продан на металлолом во Вьетнам.



Фото из открытых источников

Сейнер-траулер «Кобрин», построенный 1989 году по аналогичному с «Быховом» проекту, в порту литовской Клайпеды.



Фото из открытых источников

В 1966 на судоверфи в польском Щецине был построен сухогруз «Мозырь» проекта B-44 (ПНР) (по этому же проекту был построен упомянутый выше сухогруз «Минск»). До 1990 года «Мозырь» был приписан к Черноморскому морскому пароходству в порту Одессы. В 1992 году был разделан на металлом в Шанхае.



Фото из открытых источников

В 1969 и 1970 на финской верфи в городе Турку было построено два сухогруза проекта Р-1476 «Новополоцк» и «Новогрудок». Оба судна были направлены в Балтийское морское пароходство ММФ СССР. В 1996 году «Новогрудок» был продан на металлолом в Бангладеш, где и закончил свой путь.


Чуть иначе сложилась судьба у сухогруза «Новополоцк». В 1996 году судно также было выведено из состава Балтийского пароходства, но продано в новое владение в Объединенные Арабские Эмираты, где сменило название на «Wald Al Agouz». Впрочем, в 2001 году и его сдали на металлолом.


Несколько лет назад мне часто скидывали обложку книги «Морская слава Белоруссии» с тем посылом, что вот, дескать, до чего дошли «свядомые» мифотворцы - уже и «морских белорусов» выдумали. После фразы пресс-секретаря Госдепа Джен Псаки о «переброске 6-го флота США к берегам Белоруссии» тема белорусской морской славы стала предметом шуток. Совершенно не смешных для автора этих строк.

На самом деле моряки-белорусы - это не «свядомый» миф и не плод воображения недалёкой американки, а самая настоящая гордость Белоруссии. Чтобы ни у кого не было в этом сомнений, недавно в серии «Славные имена Белой Руси» вышла книга «Флотоводцы Белой Руси», составленная белорусским историком Николаем Малишевским . В ней собраны биографии 90 мореплавателей, адмиралов и «морских» генералов, чьи судьбы тесно связаны с Белорусской землёй.

Символично, что презентация этой книги прошла 9 декабря в Севастополе, где в центре города стоит памятник легендарному капитану брига «Меркурий» Александру Ивановичу Казарскому , родившемуся в городке Дубровно Оршанского уезда Белорусской губернии. О его подвиге я уже писал для .

Российская империя дала возможность проявить себя на море большому числу белорусов, в частности представителям могилёвского дворянского рода Бурачков, в котором на российском флоте служили двенадцать человек в четырёх поколениях. Так, контр-адмирал Евгений Степанович Бурачёк прославился тем, что стал первым начальником военного поста Владивосток, а его младший брат, Павел Степанович Бурачёк , был начальником кронштадтской Школы водолазов.

Из Белоруссии происходил известный гидрограф-геодезист Андрей Ипполитович Вилькицкий . Он возглавил первую в России Арктическую гидрографическую экспедицию и провёл ряд исследований на Новой Земле. Его сын, Борис Андреевич , в чине мичмана на кораблях Тихоокеанской эскадры сражался в русско-японской войне 1904−1905 гг. Участвовал в качестве командира подводной лодки в обороне Порт-Артура, был награждён многими боевыми наградами. В 1914-1915 гг. Б.А. Вилькицкий прошёл сквозным плаванием по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, открыв новые острова. Осенью 1915 года корабли пришли в Архангельск, впервые в истории арктического мореплавания пройдя Севморпуть от Берингова до Белого моря. Во врученном Борису Андреевичу приветственном адресе он был назван «российским Колумбом».

Был среди белорусов и моряк, удостоившийся высшего военно-морского звания России «полный адмирал» - Лука Федорович Богданович . За участие в Наваринском сражении против турецко-египетского флота он был награждён сразу четырьмя орденами разных стран - России, Великобритании, Франции и Греции. Во время сражения Лука Федорович командовал знаменитым линейным кораблём «Александр Невский», захватившим неприятельский фрегат.

Гражданская война также не обошлась без белорусских моряков. За Белое дело сражался минчанин Юлий Юльевич Рыбалтовский . В числе многих офицеров Балтийского флота он оказался в белых войсках Северного фронта, где был назначен командиром морского бронированного поезда, которому лично дал название в честь Верховного правителя России - «Адмирал Колчак».

На стороне красных во время Гражданской войны проявил себя Ромуальд Адамович Муклевич , уроженец местечка Супрасль Гродненской губернии. Он командовал отрядами красногвардейцев, революционных матросов и солдат, осадивших юнкеров во Владимирском училище на Петроградской стороне. После установления советской власти Р.А. Муклевич стал начальником Военно-Морских Сил РККА, участвовал в разработке планов развития ВМФ, издании первого Боевого устава ВМС РККА и Корабельного устава. В 1938 году закончил свой земной путь на расстрельном полигоне Коммунарка, будучи признан «врагом народа». Впоследствии реабилитирован.

Настоящей легендой советского флота по праву считается вице-адмирал Валентин Петрович Дрозд , родившийся в городе Буда-Кошелёво Могилёвской губернии. За 15 лет офицерской службы он поучаствовал в трёх войнах - испанской гражданской, советско-финской и Великой Отечественной, вырос от командира боевой части корабля до командующего флотом, закончил службу в звании вице-адмирала. В честь Валентина Петровича был назван эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд».

За время существования Военно-морского флота СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 20 моряков-белорусов. Первым Героем Советского Союза в морской авиации был белорус - капитан А.К. Антоненко . За 34 дня боев он сбил одиннадцать самолетов противника.

Несмотря на отсутствие у БССР морских берегов, треть советского ВМФ составляли белорусы. Не зря на флоте ходила присказка, в той или иной степени пристойности гласящая:

Покинув родину болот,

Презрев потомственные узы,

Толпою ринулись во флот

Отчаянные белорусы!

Автор этих строк весьма критично относится к советскому периоду нашей истории, однако нельзя не признать, что огромная советская держава от Бреста до Владивостока предоставила возможность сделать блестящую военную карьеру простым деревенским парням из крестьянских и рабочих семей.

Сегодня в Белоруссии проживает около 200 тысяч человек, служивших в частях ВМФ СССР. По сей день в российском флоте несут службу адмиралы-белорусы - Александр Викторович Витко , Юрий Иванович Ореховский и др. Нельзя не отметить, что белорусы внесли существенный вклад в общерусскую победу - возвращение Крыма в состав России. Так, уроженец Рогачёва адмирал Юрий Иванович Ильин , занимавший в феврале 2014 года пост начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины - главнокомандующего Вооруженными силами Украины, 11 марта 2014 года, в связи с событиями в Крыму, специальным обращением призвал украинских военнослужащих и офицеров не стрелять в «наших русских братьев» и сделал заявление о необходимости решения проблем жителей Крыма, Донецка, Харькова, Луганска, Одессы, Днепропетровска, Николаева, Херсона за столом переговоров. В свете тогдашних заявлений горячих голов, взявших власть в Киеве, что на Крым следует двинуть войска, призыв адмирала ни при каких обстоятельствах не открывать огонь на поражение был чрезвычайно важен.

К сожалению, сегодня в Белоруссии принято замалчивать или смазывать факты, говорящие нам об одном очевидном факте: с Россией белорусы идут по пути прогресса, становятся первоклассными военными, моряками, космонавтами, инженерами, врачами (к слову, Западом белорусы рассматриваются исключительно как трудовой ресурс для восполнения дефицита неквалифицированной рабочей силы). Чтобы в этом убедиться, обязательно прочтите книгу «Флотоводцы Белой Руси».

Кирилл Аверьянов-Минский

Некомпетентность, вернее, вопиющая некомпетентность, - это нынче модно. Писатели-плагиаторы, геодезисты, не отличающие нивелира от теодолита, окулисты, не умеющие измерить расстояние между зрачками, министры обороны, учившиеся на филологов, послы, отправляемые правительством в страну, которую они не могут найти на карте, будущие президенты США, не знающие, сколько в их стране штатов, - всё это самые обыкновенные примеры из современности.


Недавно на небосклоне карьерных незнаек зажглась сверхновая. В её свете быстро потускнели звёздочки по имени Дж. Буш-младший и Б. Х. Обама.

Да, названные двое мало что знают и понимают, несмотря на дипломы престижных вузов и немалый управленческий и политический опыт, однако оба склонны к фантазиям (часто буйным), которыми неоднократно удивляли человечество и по поводу которых пресс-секретарям приходилось потом делать заявления: мол, журналисты не так истолковали слова главы государства.

Дженнифер Псаки, нашей вспыхнувшей сверхновой, такие оправдания не требуются. Она сама была пресс-секретарём Обамы, а ныне представляет Госдепартамент - и метит в пресс-секретари Белого дома. Её основное отличие от Буша-младшего и Барака Обамы в том, что если первый прямо с кушетки психиатра может уверять всё человечество, что напасть на Ирак ему повелел бог, второй объявляет конгрессменам, что автомобиль - американское изобретение, то Джен ничего остросюжетного заявить не способна. Нет у неё того, что Клиффорд Саймак называл силой воображения. И поэтому ей остаётся попросту бравировать (даже, мы бы сказали, гордиться) собственным незнанием всего и вся.

А гордиться и вправду есть чем. «Я знаю, что ничего не знаю», - вот девиз Джен Псаки, который она позаимствовала у товарища Сократа. Ей бы яду ещё выпить, но давайте пожалеем молодую и красивую женщину. Да и, в конце концов, должен же сбыться прогноз Дж. Оруэлла в отношении Соединённых Штатов. «Незнание - сила», а?

Дженнифер Псаки (Jennifer Psaki, 1978 г. р.) в политике участвует с младых ногтей - с 23 лет. В 2004 году, 26 лет от роду, она уже замещала пресс-секретаря в предвыборной кампании Джона Керри. Казалось бы, есть откуда взяться и опыту, и компетентности. Но Лев Толстой, прочитавший, по подсчётам Бунина, 14.000 книг, и имевший дело с царями-тиранами, неспроста считал, что во власть стремятся наиболее дурные люди. К этому можно добавить, что чем выше к власти, тем больше увидишь дурости. Сегодняшние Соединённые Штаты - блестящий тому пример.

Псаки - публичное лицо Госдепартамента, фигура, олицетворяющая всю американскую внешнюю политику и докладывающая о ней на частых брифингах журналистам ведущих мировых СМИ.

О чём же Псаки докладывает миру? Почему дошло до того, что эту даму в России прозвали «принцессой цирка», и Первый канал тему о переброске 6-го флота США «к берегам Белоруссии» (sic), поскольку Лукашенко, якобы по словам Псаки, вот-вот вторгнется на независимую Украину?

«В Интернете - уже серия анекдотов: «Как заявила Псаки». Таких, как: «Если Белоруссия вторгнется на Украину, Шестой флот США будет немедленно переброшен к берегам Белоруссии». То, что у Белоруссии нет берегов, Госдеп не смущает. Как заявила Псаки…»

Недавно, говоря о референдумах в Луганской и Донецкой областях, Джен Псаки объяснила собравшимся журналистам: «Методология голосования вызывает сильные подозрения, есть сообщения о выборных «каруселях», предварительно заполненных бюллетенях». Поведала она и про «голосование детей» и «голосование за отсутствующих». Корреспондент Мэтью Ли («Ассошиэйтед Пресс») спросил: «Простите моё невежество, но что такое «выборная карусель»?» Он получил ответ: «Должна признаться, что я просто читаю этот текст».

«Этот текст» - бумажка, по которой говорила Псаки. Надо полагать, писулька, сочинённая каким-нибудь безымянным спичрайтером, которых в американскую администрацию нанимают пачками. «Пусть пишут другие!» - этот лозунг, давно придуманный литературными неграми, прекрасно отражает не просто полную некомпетентность, но и неумение мыслить американских политиков.

«Думаю, что нет, Мэтт», - с улыбкой ответила звезда Госдепа.

Спрашивали на брифинге и о рыночной экономике, в которой участвуют Россия и Украина. Как известно, первая продаёт второй газ, а вторая за него не платит. Картина, для рыночной экономики ненормальная. Или Псаки считает, что Россия не вправе требовать денег за свой газ?

«Русские говорят, что они хотят получить деньги за тот газ, что они уже поставили на Украину, - сказал упомянутый М. Ли. - Вы же согласны, что это основа нормальных товарно-денежных отношений?»

Попытавшись увильнуть от прямого ответа, но потерпев в том фиаско, Псаки заявила: «Мэтт, я с радостью разберусь в этом вопросе, когда вернусь к себе в кабинет».

А вот куда более любопытное заявление Псаки, которое процитировал Первый канал:

«Мы хотим, чтобы у Украины был дополнительный доступ к объёмам газа, если они потребуются. Как вы все знаете, природный газ транспортируется по газопроводу из Западной Европы через Украину в Россию…»

Как видим, один из девизов, придуманных гениальным провидцем Оруэллом для мрачного тоталитарного будущего, в 2014 году успешно претворяется Псаки в жизнь. «Незнание - сила»!

Самое время задаться вопросом: почему же эти чудовищно некомпетентные лица заправляют в США политикой и озвучивают её, ничего не стесняясь?

А дело в том, что умному человеку карьера противопоказана. Это не предположение, не гипотеза. Это давно доказано учёными. Фраза «Ежели ты такой умный, то почему такой бедный?» придумана как раз для насмешки над умницами, оставшимися за бортом.

Ещё полвека тому назад психолог Эдвин Гизелли (Edwin E. Ghiselli) эмпирическим путём доказал, что наиболее значительных результатов в управлении достигают не люди с самым высоким уровнем интеллектуального развития, но обладатели средних интеллектуальных способностей.

Другие, более поздние, исследования, обычно соотносимые с так называемой теорией человеческого капитала, установили, что и богатство не сочетается с умом. Оказалось, что существенное влияние на величину личного дохода оказывает в первую очередь семейно-экономический фон (то бишь связи, родство и семейное состояние), а также продолжительность обучения, связанная с упомянутым «фоном» (без денег в Гарвард или старейший колледж Вильгельма и Марии не сунешься, а без корки престижного вуза в Белый дом вряд ли пустят). Что до собственно интеллектуальных способностей, то таковые, согласно утверждениям исследователей, оказали на величину индивидуального дохода наименьшее влияние.

Всё это никакая не тайна за семью печатями, этому давно учат современных управленцев и экономистов. В российских вузовских учебниках на эту тему можно почитать, например, у В. И. Видяпина с соавторами («Экономическая теория», М.: ИНФРА-М, 2000) или у В. П. Пугачёва («Руководство персоналом организации», М.: Аспект-Пресс, 1999).

Поэтому не удивляйтесь тому, что говорит Псаки. Сказываются как «фон», так и «средние интеллектуальные способности».