Вертолет палубной авиации к 31. Состоит на вооружении



Плавающие танки

Плавающие танки

Конструкторы, создавая , с самого начала думали и о том, что неплохо было бы заставить машины плавать и тем самым быстро форсировать с их помощью водные рубежи.
Когда танковые соединения начали одерживать в сражениях первые победы, стало совершенно ясно, что атакующие войска, пересекая водные преграды, очень нуждаются в броневой поддержке.
Существуют три возможности «научить» плавать: за счет водоизмещения его корпуса (по существу, танк-корабль), с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.
Первыми высадить морской танковый десант планировали англичане: они хотели таким образом за год до окончания войны обойти правый фланг немецкого фронта, упиравшийся в Северного моря. Но только в октябре 1918 года британские военные специалисты попытались опробовать тяжелые танки Мк_Х, снабженные цилиндрическими понтонами, в... Темзе, Машины предполагалось вести на буксире за судном. Тогда же инженеры изучали возможности автономного передвижения танков с помощью гребного винта или перемотки гусениц.
В нашей стране в 1919-1920 годах на Ижорском заводе в Петрограде был разработан проект плавающего танка под девизом «Теплоход AM».
А первую плавающую броневую машину построили все-таки англичане. Этим «счастливчиком» оказался средний танк Д, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Его детище двигалось в воде при помощи перемотки гусениц. Аналогичные разработки велись и в Соединенных Штатах Уолтером Кристи в 1922- 1927 годах. Но высшие чины американской армии не проявили особого интереса к его изобретению, и он продал проект японцам. Плавающим танком занимались и французы (они оборудовали «Рено FT» поплавками и гребным винтом), поляки (проект WB-10 профессора Л. Эбермана в 1926 году). Но все упомянутые машины были очень далеки от совершенства и в серию не пошли.
Наконец в 1929 году на берегах туманного Альбиона был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту и можно считать родоначальницей всех последующих машин такого класса. Назвали ее танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд типов А4Е11 и А4Е12. Плавал « » за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Двигатель и размещались в машине справа, а и рубка водителя были смещены влево. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. И тем не менее наряду с достоинствами (плавучестью и хорошей подвижностью) первый образец был не лишен недостатка: военные сразу же отметили слабость бронирования и вооружения, ненадежность подвески ходовой части. Поэтому скорее могла быть использована как разведчик, но для боевых действий она не годилась.
В Советском Союзе в 1932 году был построен легкий разведывательный танк Т-37 (см. «ТМ» № 9, 1979 г.), а четыре года спустя появилась следующая модель - Т-38. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Да и проходимость танка за счет уменьшения давления на грунт стала выше. Вместо дифференциала на Т-38 в качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Этим облегчалось управление. В 1938 году в танке установили и КП легкового автомобиля, в результате чего увеличилась скорость и одновременно удешевилось производство машины. Т-38, созданный коллективом конструкторов во главе с Н. А. Астровым, был наиболее удачным среди плавающих танков 30-х годов и выпускался нашей промышленностью до 1939 года, а потом его заменил более совершенный Т-40 (см. «ТМ» № 12, 1979 г.). Т-38 участвовал в боевых операциях в самом начале Великой Отечественной войны.
А теперь снова вернемся к моделям Виккерса и Кристи, проданным Японии. Там в середине 30-х годов были созданы на их базе первые опытные образцы SRI, SRII, SRIII, Однако модернизацией закупленных танков в Стране восходящего солнца занялась не армия, а флот. Взяв за основу легкий танк «Ха-го», японцы переделали корпус (увеличив его объем), убрали внутрь детали подвески. Неизменными остались лишь моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть. На новой модели установили два винта и пару рулей, а также башни от опытного танка «Ке-ни» образца 98 и два сбрасываемых понтона - в носу и на корме. Переконструированную машину назвали «Ка-ми» образца 2 1942 года. В ней, снабженной радиостанцией, могло поместиться пять человек экипажа.
В ходе войны, в 1942-1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Некоторые назывались танками, другие - бронетранспортерами, но особой разницы между ними не было. В башнях танков устанавливались 37-мм пушки или 75-мм короткоствольные орудия. Крыша «пловцов» была бронирована, и, кроме экипажа, в них могло уместиться еще 10-12 человек. Таков был, к примеру, танк LVT(A)_, построенный на базе бронетранспортера LVT(2). На машине установили башни от легкого танка МЗ с 37-мм пушкой, один зенитный пулемет калибра 12,7 мм и два 7,62-мм пулемета. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы от огня даже легкого оружия. Выпущено их было много - около 18500 штук. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во второй мировой войне.
А) (2). Боевая масса - 14,5 т. Экипаж - 6 чел. плюс 12 чел. десанта. Вооружение - одна 37-мм , один 12,7-мм или один-два 7,62-мм пулемета. Бронирование: корпус - 12,7 мм, башня - 25,4 мм. Двигатель - карбюраторный «Континентл 670 9А», 250 л. с. Скорость на суше - 30 км/ч, по воде - 11 км/ч. Запас хода - 240 и 100 км соответственно. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002 ">
На заставке изображен американский плавающий танк LVT () (2). Боевая масса - 14,5 т. Экипаж - 6 чел. плюс 12 чел. десанта. Вооружение - одна 37-мм пушка, один 12,7-мм или один-два 7,62-мм пулемета. Бронирование: корпус - 12,7 мм, башня - 25,4 мм. Двигатель - карбюраторный «Континентл 670 9А», 250 л. с. Скорость на суше - 30 км/ч, по воде - 11 км/ч. Запас хода - 240 и 100 км соответственно. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002










35. Японский плавающий танк «Ка-ми» образца 2. Боевая масса - 11 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, два пулемета. Бронирование: лоб корпуса - 16 мм, борт - 14 мм, башня - 14 мм. Двигатель - дизель , 110 л. с. Скорость на суше - 37 км/ч, по воде - 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе - 170 км. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002
Библиография:
Техника молодежи №2 за 1980 год

Энциклопедия танков . 2010 .


Смотреть что такое "Плавающие танки" в других словарях:

    ПЕРВЫЕ ТАНКИ Статьи по теме Артиллерия на гусеничных тракторах Мастодонты на колесах Великобритания Средние танки: Уиппет Mk A Тяжелые танки: Mk I – MkVIII Германия Танки кайзера (Германские танки 1 й мировой войны) Германский ответ Тяжелый танк… … Энциклопедия техники

    Запущенный в производство в 1938 году, «Чи Ха» составлял основу японск … Википедия

    Танки блицкрига … Энциклопедия техники

    Танк БТ 2 … Википедия

    - … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/15 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    Классификация малый танк / … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Т 38 (значения). Т 38 … Википедия

    Содержание 1 Австралия 2 Австрия 3 Аргентина 4 Бразилия … Википедия

Рассказ о танке ПТ-76 был бы неполным без упоминания двух плавающих боевых машин, хотя формально и не связанных с ним конструктивно, но, тем не менее, продолживших это направление в отечественном танкостроении.

В середине 1970-х годов свою заинтересованность в хорошо вооруженной и достаточно защищенной плавающей боевой машине высказали морская пехота и воздушно-десантные войска. Так, к требованию плавучести добавилось и требование аэротранспортабельности. Судя по всему, воздушно-десантные войска, динамично развивавшиеся в те годы как количественно, так и качественно, и стали основным разработчиком тактико-технических требований.

В соответствии с ними в 1975 году на ВгТЗ под руководством главного конструктора А.В. Шабалина был разработан и изготовлен опытный образец легкого авиадесантного плавающего танка под индексом «объект 934». Его сварные корпус и башня выполнены из алюминиевого сплава, обеспечивающего защиту от бронебойных снарядов калибра 23 мм на дальности 500 м. В лобовой части башни установлены стальные накладки. Боевая масса составляет 17,5 т, экипаж - три человека.

В башне размещается стабилизированная в двух плоскостях наведения облегченная 100-мм нарезная пушка 2А48, оснащенная двухкамерным дульным тормозом, эжекционным устройством для продувки канала ствола и механизмом заряжания. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Боекомплект состоит из 40 артвыстрелов (19 из них - в механизме заряжания) и 2000 патронов. Внутри танка укладывается переносной ЗРК «Стрела-3» и четыре ракеты к нему. Пушка оснащена электрогидравлическим двухппоскостным стабилизатором 2Э43. Для ведения стрельбы из пушки и пулемета используются лазерный прицел - дальномер ТПД-К1 и баллистический вычислитель. Машина имеет весь комплекс приборов ночного видения, автоматическую систему ППО и систему ПАЗ.


Плавающий танк «объект 934». Вверху: s самоокапыватель скреперного типа опущен в рабочее положение, внизу: самоокапыватель в положении по-походному

Объект 934

В моторно-трансмиссионном отделении, располагающемся в кормовой части корпуса, установлен четырехтактный многотопливный дизель 2В-06 с турбонаддувом и охлаждением воздуха в теплообменнике. Мощность двигателя - 400 л.с. Трансмиссия - механическая, с двухпоточным механизмом передач и поворотов. Подвеска - пневмогидравлическая, обеспечивает переменный клиренс в пределах от 120 до 530 мм. Для движения по воде используется водометный движитель.

Установка мощного двигателя (удельная мощность - 22,8 л.с./т) и современной трансмиссии обеспечивает максимальную скорость движения по суше 70 км/ч, а по воде 10 км/ч. Запас хода при движении по суше достигает 600 км. «Объект 934» оснащен встроенным оборудованием для самоокапывания с гидравлическим приводом. Конструкция танка приспособлена к авиадесантированию парашютным способом.

В 1976 году на базе «объекта 934» на ВгТЗ был изготовлен опытный образец КШМ «объект 940». В бронированной рубке, располагающейся в носовой части корпуса, размещены три изолированных отсека - управления, командно-штабной и связи. На крыше рубки, на вертлюге установлен 7,62-мм пулемет ПКБ, а на ее кормовой стенке - дымовые гранатометы системы 902В «Туча». В целом по компоновке «объект 940» сильно напоминает БТР-50ПУ.

Параллельно с «объектом 934» по тому же техзаданию в 1975 году на Курганмашзаводе под руководством главного конструктора А.А. Благонравова разработали и изготовили опытный образец легкого плавающего авиадесантного танка - «объект 685».

Танк массой 16,5 т имеет стальной сварной корпус и башню, сваренную из титанового сплава. Броня обеспечивает защиту от 23-мм снарядов. Вооружение: 100-мм пушка 2А-48 (2А-48-1), стабилизированная в двух плоскостях, пулемет ПКТ и ЗРК «Стрела-3». Боекомплект состоит из 40 выстрелов, 2000 патронов и четырех ЗУР. Танк оснащен механизмом заряжания, лазерным дальномером, ночным прицепом, кондиционером, системами ПАЗ и ППО, радиостанцией Р-123М.

Объект 934. Вид сзади. Заслонки водометов открыты. На корме башни хорошо видны два блока дымовых гранатометов

«Объект 934» на плаву. Из-за большого вылета ствола орудия танк держался на «ровном киле» только в положении с пушкой вперед. При повороте башни машина приобретала заметный крен на борт и дифферент на корму

Многотопливный 6-цилиндровый дизель 2В-06-2 с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха и механическая трансмиссия размещаются в кормовой части корпуса. Подвеска индивидуальная торсионная. В качестве водоходного движителя используются водометы. Максимальная скорость при движении по шоссе составляет 70 км/ч, на плаву - 10 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.

Танки - «объекты 934» и «685» - прошли испытания, но на вооружение не принимались и в серийное производство не запускались. Являясь, по сути, представителями группы боевых машин для так называемых сил быстрого реагирования, они предвосхитили появление на Западе таких танков, как американские М8 и «Стингрей». При этом последние при одинаковой с советскими машинами боевой массе и аналогичном вооружении плавать «не умеют».

Конструкция корпуса и ходовая часть танка - «объект 685» были впоследствии использованы при создании боевой машины пехоты БМП-3 («объект 688»).

В настоящее время оба опытных образца последних советских плавающих танков находятся в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники 8 Кубинке. Там же можно увидеть и КШМ - «объект 940».

Опытный образец плавающего танка «объект 685» находится ныне в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Там же можно увидеть и «объект 934» (на заднем плане)

Великобритания

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Танк двигался на воде перематывая гусеницы - используя эффект «гребного колеса».

В середине 30-х годов XX века плавающие танки сделали пробег, в течение которого шли по воде, в том числе по озеру Ильмень , от устья Шелони до истока Волхова , от Волхова до Ладоги, по ладожскому каналу в Неву , по Неве до Петропавловской крепости . Была осуществлена переброска плавающих танков на большие расстояния по водным путям на буксире пароходов. Опыт вполне удался, на буксире водили взвод танков со скоростью до 10 км в час по Неве .

США

-1927 годах в США Уолтером Кристи велись аналогичные английским разработки. В серию ни одна из созданных машин запущена не была.

В ходе войны в -1944 годах , готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Выпущено их было много - около 18 500 единиц. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во Второй мировой войне. Также более 1000 танков - в основном «Валентайнов» и «Шерманов» - в годы войны были переоборудованы в плавающие при помощи системы Duplex Drive (DD), использовавшей раздвижной экран.

Япония

Ещё одним плавающим танком, разработанным в годы войны, был японский Ка-Ми . Этот танк держался на воде при помощи сбрасываемых после выхода на сушу понтонов , установленных спереди и сзади корпуса. По своим характеристикам на суше он значительно превосходил американскую машину, хотя и терял плавучесть после сброса понтонов. Вдобавок, из-за общей отсталости японского танкостроения, масштабы его производства были очень невелики - всего 180 экземпляров.

Послевоенный период

СССР

После войны в СССР на вооружение приняли ПТ-76 , разработанный в 1949-1951 гг. под руководством Ж. Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П , вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК. Впоследствии Советская Армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП . Функцию огневой поддержки при форсировании водных преград - плавающие САУ (2С1 «Гвоздика» , 2С9 «Нона-C» и др.), а также - БМП.

Другие государства

Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Тип 63 , прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким.

Шведы , учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили 15,5-тонный танк IKV-91 , оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух.

В наши дни только ПТ-76, американский M551 Шеридан, китайский Тип 63 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.

Китай

На основе глиссрующего бронтеранспортёра/БМП ZBD2000 была создана модификация представляющая собой единственный в мире глиссирующий плавающий танк, развивающий на воде скорость в 50 км/ч.