Работа для менеджера ит проектов в сингапуре. Работа и доступные вакансии в сингапуре

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц)

Джеймс Л. Адамс – Разблокируй свой разум: техника поиска

оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей

ww . e – p

uzzle . ru

Джеймс Л. Адамс – заслуженный профессор Стэмфордского университета, а

котором он, занимая различные должности, принимав участие во многих

образовательных программах.

И сегодня он продолжает обучать студентов Стэндфордского университета, а

также проводит консультации общественных и коммерческих организаций, читает

лекции, проводит семинары и участвует в конференциях по всему миру.

Уникальные методы развития творческих способностей, предложенные Джеймсом

Адамсом, доказали свою эффективность на практике: они помогли раскрепоститься

тысячам людей, работающих в различных сферах. Сегодня, через двадцать пять лет после

выхода первого издания этой книги, она, как и прежде, полезна и своевременна.

Из этой книги вы узнаете о том, как избавиться от различных блоков,

препятствующих раскрытию творческого потенциала, это позволит вам по-новому

взглянуть на себя, на коллектив, на общество и решить многие проблемы, возникающие

перед каждым из нас. Выполняя интересные и необычные упражнения, предложенные

способности и добиться успеха в той или иной области. Вы сможете стать генератором

гениальных идей и научитесь находить оригинальные решения сложных проблем

CONCEPTUAL BLOCKBUSTING

A Guide to Better Ideas

Джеймс Л. Лдамс

РАЗБЛОКИРУЙ

Техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей

I IcjH"Ho.i с английского и |к*дакния 15. С. I la nmaiiico

Лламс Дж. Л.

Л 28 Разблокируй свой разум: техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных

идеи / Дж. Л. Адамс; пер. с англ. – 1-е изд. – М.: Эксмо. 2(Ю8. – 352 с. – (Бизнес-тренинг).

ISBN 978-5*699-22668-9 (DKOH.)

ISBN 0-7382-0537-0 (пип.)

Творческими способностями обладает каждый человек. Однако в силу тех или

иных обстоятельств наш творческий потенциал скован различными условностями,

существующими в обществе или в нашем сознании. Из этой книги Вы узнаете о том, как

избавиться от различных блоков, препятствующих раскрытию творческого потенциала,

это позволит вам по-новому взглянуть на себя, на коллектив, на общество и решить

многие проблемы, возникающие перед каждым из нас. Выполняя интересные и

реализовать свои огромные творческие способности и добиться успеха в той или иной

http://e-puzzle.ru

области. Вы сможете стать генератором гениальных идей и научитесь находить

оригинальные решения сложных проблем.

УДК 159.9 ББК88.4

© James L. Adams. 1974. 1976.1979. 1986. 2001 С разрешения издательства Perseus Books, Inc (США)

ISBN 978-5-699-22668-9

© В. Иалнвайко. перевод, 2007

ISBN 0-7382-0537-0

© ООО «Издательство «Эксмо». 2008

Предисловие к четвертому изданию 9

Предисловие к третьему изданию

Предисловие ко второму изданию 12

Предисловие 13

Пшва 1 Введение 17

Стили мышления 18

Решение несуществующих проблем 31

Концептуальные блоки 36

Глава 2 Перцептивные блоки 39

Стандартное восприятие – стереотип 39

Трудности с изоляцией проблемы 49

Некорректное определение границ проблемы 54

Неспособность увидеть проблему

под разными углами зрения 64

Адаптация 67

Неспособность использовать сигналы

органов чувств 68

ГЛава 3 Эмоциональные блоки 73

Тайна эмоций 74

Теория Фрейда 78

Гуманистическая психология 80

Боязнь риска 8^

Нелюбовь к хаосу 85

Желание оценивать чужие идеи.

а не генерировать собственные

Неумение или нежелание вынашивать идеи

Недостаток мотивации в противоположность ^

чрезмерному рвению 97

О потоке и беспокойстве

Глава 4 Культурные блоки и влияние среды

Юмор и решение проблем 109

Логика и интуиция

мышление. ..112

Правое п левое: образное п логическое

Первичная и вторичная креативность 115

Все должны быть такими же. как я 119

Все. что связано с компьютерными

и информационными технологиями. ото хорошо.. 120

Традиции и нововведения 122

Преодоление культурных блоков 123

Влияние окружающей среды 125

Благоприятная среда 127

Воспринимаем и учитываем критику 129

Отсутствие поддержки 132

Глава 5 Интеллектуальные блоки и блоки

самовыражения 135

Выбор метода решения проблемы 137

Шбкость при выборе стратегий 146

Компьютер 149

Значение точности информации 151

Блоки самовыражения 156

Глава 6 Альтернативные «языки» мышления 165

Визуальное мышление 173

http://e-puzzle.ru

Другие модальности мышления, связанные

с органами чувств 185

Когнитивное разнообразие 195

Проблемы специализации 198

Анализ и синтез 203

Конвергенция и дивергенция 205

Дедукция и индукция 207

Юнг и опросник Майерс-Бриггс 207

Гпава 7 Способы освобождения от блоков 215

Любознательность 216

Правильный выбор проблемы 222

Оптимизация времени и усилий 224

Преодоление установок 227

Использование чужих идей 243

Междисциплинарный подход 246

Пересечение культур и смена обстановки 247

Бессознательное преодоление блоков 249

Теория Маслоу 256

Теория Баррона 259

Другие методы освобождения бессознательного 263

Глаш 8 Группы 269

Процесс 270

Синектика 274

Коллективные и индивидуальные потребности 279

Лидерство 285

Формирование группы 289

Необходимость поддержки 292

Глава 9 Организации 297

Творчество и контроль 298

Схема роста 303

Традиции и успехи прошлого 312

Системы поощрения и поддержки 316

Психологическое вознаграждение 328

Поддержка 333

Культура 000

Предметный указатель

http://e-puzzle.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

Мог ли я подумать, что через 25 лет после первой публикации данной книги я буду

вновь пересматривать ее материалы?!! Хотелось бы верить, что ее долголетие

непосредственно связано с моим писательским талантом, но боюсь, что причина – в ее

содержимом.

Творчество – основной фактор нашего успеха и счастья. а книга посвящена

изучению широко распространенных концептуальных блоков, препятствующих

появлению новых творческих идей. Умениепонимать эти блоки и находить пути их

преодоления значительно облегчает жизнь любого человека. Болеетого, эти блоки

интересны и сами по себе. Онине только вредят нам, но и помогают во многих случаях.

Ониограничивают нашу способность решать возникшую проблему творчески,

нестандартно, оригинально. Нобез шаблонных действий люди были бы менее

стабильными, менее предсказуемыми и менее успешными при решении повседневных

задач и проблем. Безних нашему мозгу пришлось бы выдавать значительно больше

информации, что привело бы к тому, что мы стали бы надоедливыми и докучливыми для

окружающих.

Поскольку данная книга была довольно хорошо воспринята всеми, кого

интересовали изложенные в ней вопросы, то в новом издании я не планирую радикально

данные последних исследований, открывших новые факты о строении мозга и его работе,

а также Данные исследований, проводившихся в различных группах и организациях за

последние десять лет. Кроме того, я несколько обновил материалы книги, поскольку со

времени ее первой публикации очень многое изменилось. После завершения холодной

http://e-puzzle.ru

войны мировое сообщество стало более сплоченным, изменились экономические и

политические тенденции, как и демографические особенности населения. Наша жизнь

находится под сильным влиянием цифровых технологий, средств связи, методов

передачи и обработки информации. Человек многое узнал о работе мозга, о мышлении. о

решении проблем и о природе творчества (об этом будет рассказано в главе 1). Но

несмотря на все эти изменения. концептуальные блоки, как и прежде, продолжают

подавлять творческое начало в человеке. Хотелось бы. чтобы книга помогла вам

справиться с подобными проблемами.

Написать книгу в полной изоляции невозможно. Помимо всех людей (о них я мог

бы написать отдельную книгу), которые оказали на меня значительное влияние и

многому научили, я хотел бы поблагодарить Ника Филипсона. Марко Павиа, Марису

Кутнер и других работников издательства Perseus , воплотивших этот проект в жизнь.

Работать с ними было очень приятно: они всегда сохраняли полное спокойствие, хотя я

придирался буквально ко всем мелочам в оформлении книги. И как всегда, я хотел бы

поблагодарить мою любимую жену Марианну, моего неизменного домашнего критика,

литературного редактора и главу фан– клуба. а также всех, кто дисциплинировал меня в

процессе работы над книгой.

Джеймс Л. Адамс

ПРЕДИСЛОВИЕ

К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

С момента выхода первого издания книги прошло десять лет. Сегодня я еще

больше уверен в ценности осознания концептуальных блоков, чем в момент

написания книги. Этот процесс интересен не только сам по себе, но и является

прекрасным инструментом для развития творческих способностей. Поскольку за

окном уже вторая половина 1980-х годов, сегодня неумолимо возрастает понимание

того, что новый способ мышления и стимулирование творческой активности

должны стать неотъемлемой частью нашей жизни.

Наш процесс мышления в значительной степени запрограммирован, мы привыкли

размышлять, придерживаясь стандартных правил. Именно поэтому у каждого из нас есть

концептуальные блоки. К счастью, мы наделены способностью осознавать собственные

подходы к решению проблем, чтобы изменить их в более творческую сторону. Для этого

каждый должен углубиться в изучение особенностей собственного процесса решения

проблем. С особой осторожностью нужно относиться к стандартным, давно вошедшим в

привычку схемам и определять ситуации, в которых стандартные схемы нужно менять.

Необходимо детально ознакомиться с творческим процессом решения проблем. В данной

книге основное внимание уделено преодолению существующих в сознании барьеров -

концептуальных блоков, поэтому она является прекрасным инструментом самопознания,

ведь концептуальные блоки практически одинаковы для всех, легко поддаются

определению и могут быть преодолены, если приложить к этому соответствующие

Каждый из нас хочет стать более творческой и созидательной личностью – или, по

крайней мере, так думает.

Значит, есть высокая мотивация. Понимание сути концептуальных блоков и их

осознание значительно повышают мотивацию, поскольку эти блоки не соответствуют

нашим представлениям о нас самих. (Я мыслю стереотипно? Неправда!) Кроме такого

рода внутренней мотивации, жизнь постоянно преподносит нам множество

дополнительных стимулов к тому, чтобы становиться более творческой и созидательной

личностью. Стандартной формулой усиления творческого начала личности выступает

сочетание мотивации и внешних факторов, замешанное на возрастающем интересе к

процессу решения проблем и на возрастающем объеме знаний. Данная книга достаточно

успешно помогает читателям собрать ингредиенты этого рецепта, поэтому я не считаю

нужным вносить в ее текст серьезные изменения.

http://e-puzzle.ru

В третьем издании я немного обновил материалы и расширил последнюю главу. В

частности, немного углубился в дискуссию о роли внутренней и внешней мотивации в

творческом развитии, поскольку убежден, что для выхода на качественно новый уровень

в решении проблем необходимо понять основные принципы творчества.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ко второму ИЗДАНИЮ

Второе издание книги дополнено главой о группах и организациях и материалами

по вопросам восприятия. В целом обновлен весь материал книги. Но ее оригинальная

идея и большая часть материалов остались без изменений.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Не часто можно встретить людей, которым бы нравилось решать проблемы.

Именно поэтому кажется логичным и естественным. что человек старается как можно

быстрее избавиться от проблемы, реализуя первое пришедшее ему в голову решение.

Такая стратегия имеет один серьезный недостаток: с ее помощью можно как решить

проблему, так и значительно усугубить ее. Более выгодной и разумной будет стратегия

выбора самой оптимальной из ряда разнообразных идей или концепций решения

проблемы. В данной книге рассказывается о развитии человеческих способностей

генерировать идеи и решать проблемы.

Поскольку я читаю лекции по управлению и менеджменту и консультирую по этим

вопросам, то по роду своей деятельности чаще всего встречаюсь с людьми

аналитического склада ума и развитым логическим мышлением, с людьми, владеющими

искусством слова. Такие люди, безусловно. являются идеальными кандидатами для

решения разнообразных проблем. Тем не менее, важна еще способность человека

мыслить, не ограничивая себя какими-либо блоками1. Для этого необходим более

широкий интеллектуальный запас знаний. В книге значительное внимание уделяется

вопросу расширения интеллектуального горизонта человека и развитию мыслительных

способностей. Хотя я начал свое исследование в среде инженеров и конструкторов, опыт

работы с другими людьми убедил меня в том. что данная книга подходит для людей

самых различных профессий и различного общественного положения. В ней мало

внимания уделено развитию вербальных и аналитических способностей, несмотря на то

что они являются очень важными инструментами решения различных проблем. Вместо

этого основной акцент сделан на аспектах мышления. способствующих развитию

способностей к разработке концепций, которые, по моему мнению, недооценивались в

процессе воспитания и обучения большинства людей. Хотя основное внимание в книге

уделяется вопросам концептуализации. эти аспекты мышления актуальны и для других

этапов процесса решения проблем. Значительное внимание уделено также вопросам

творчества, поскольку хороший концептуалист обязательно должен быть творческой

личностью. Ментальные особенности, позволяющие человеку мыслить творчески, важны

не только для генерирования идей, но и существенно помогают в определении проблем и

поиске наиболее подходящих методов их решения.

При написании книги я использовал информацию из различных источников.

Впервые задуматься о процессе мышления меня заставил ныне покойный Джон Арнольд

ограничивающие возможности нашего разума, мешающие рассмотреть проблему с разных сторон,

проанализировать ее и найти оптимальное решение. Это факторы. которые блокируют свободный ход

наших мыслей, сводя их к привычным схемам и шаблонам. Поиск оптимального решения зависит от

творческих способностей человека, способности генерировать новые идеи и концепции: выходя за

общепринятые рамки. Осознание и преодоление концептуальных блоков крайне важно для развития

творческого мышления. – Примеч. ред.

http://e-puzzle.ru

– один из тех. кого я до конца своих дней буду считать примером, достойным

подражания. В значительной части материала книги сделана попытка передать его способ

мышления. Не меньшее влияние на меня оказал также профессор Боб Макким – мой

коллега и личный друг. Было бы логично, если бы эту книгу мы написали вместе. Однако

Боб на момент ее создания завершил написание собственной, не менее интересной книги

и на какое-то время решил отойти от писательской деятель

ности. Но его идеи и влияние ощущаются в данной книге повсеместно. Бобу все же

Стэн– фордской школы бизнеса, который является авторитетным специалистом в области

организационного поведения, а также д-pv Джеймсу Фэдиману – лектору и штатному

психологу компании Design Devision. Синтия Фрай Ган оформила все черновики в

удобочитаемый текст и сопроводила его прекрасными иллюстрациями. Отдельная

благодарность издательству Brooks/Cole Publishing, которое позволило использовать

материалы из книги Маккима «Experiences in Visual Thinking».

Процессы мышления все еще до конца не изучены и не поняты. Поэтому в книге

читатель встретит множество неподтвержденных теорий, гипотез и околонаучных

наблюдений. Он. конечно, волен не соглашаться с написанным, поскольку изложение

новейших теорий мировой психологии не является целью книги. Скорее цель ее состоит

в попытке помочь человеку понять принципы работы собственного мозга по

генерированию новых идей и дать некоторые советы по улучшению этой работы. Данная

книга по сути относится к разряду изданий, стимулирующих человека серьезно

задуматься в процессе чтения, поскольку практически невозможно говорить о мышлении,

не отслеживая ход собственных мыслей. Я также надеюсь, что она поможет читателю

углубиться в исследование собственного разума, что положительно скажется на его

способности генерировать новые идеи.

Джеймс Адамс Стэнфорд. Калифорния.

1

марта 1974 г.

http://e-puzzle.ru

ГЛАВА 1

ВВЕДЕНИЕ

Способность человека эффективно усваивать огромное количество знаний просто

поразительна. Человеческий мозг может хранить огромное количество информации.

Однако не менее удивительны и возможности человека контролировать свои действия,

которые мы наблюдаем, например, у жонглера, летчика или музыканта. Некоторые

функции, такие как циркуляция крови или температурная чувствительность. хотя и

крайне сложны по своей организации, выполняются непроизвольно. Для их реализации

не требуется участие сознания. Другие навыки, подобные бегу или пению, довольно

легко приобретаются, но для выхода на определенный уровень мастерства требуют

применения значительных сознательных усилий. Точно также и другие виды

деятельности – например, умение играть в теннис или шахматы, дубление кожи,

дельтапланеризм и чтение – требуют затрат значительных сознательных усилий.

А как же мышление? Очевидно, эта функция является для человека одной из

наиболее важных. Она относится к разряду непроизвольных? Или приобретается в

процессе сознательного обучения? Проверенный временем метод улучшения каких-либо

навыков состоит в постоянном осмыслении того, что человек делает, и стремлении

сделать это лучше – довести до идеала, до высокого уровня или стандарта конкретного

вида деятельности. Игроки в гольф сначала серьезно изучают игру, а затем настойчи– 80

тренируются, сравнивая свое мастерство с идеальным.

информацию о котором черпают из соответствующей литературы и из наблюдений

http://e-puzzle.ru

за игрой более опытных и искушенных спортсменов.

Следует ли мыслителю действовать подобным образом? Или лучше сначала

исследовать всю информацию о мышлении. а потом приступить к практическим

занятиям, внимательно наблюдая за своими результатами? Стоит ли сравнивать уровень и

способ своего мышления с мышлением более мудрых и искушенных людей?

Предыдущее издание этой книги начиналось с отрывка из пособия для игроков в гольф,

желающих повысить свой профессиональный уровень (рис. 1.1). Мир переполнен

разного рода пособиями для желающих улучшить свои спортивные достижения (хотя,

насколько мне известно. Тайгер Вудс не публиковал ничего подобного) или кулинарные

способности, успехи в садоводстве. навыки строительного ремесла и ремонта

водопроводной системы, увеличения мышечной массы и использования программы

Встречал ли кто-нибудь подобное пособие по мышлению? Все мы мыслители. Но.

как ни удивительно, большинство из нас не осознает этого и не задумывается над

процессом собственного мышления. Когда мы говорим о развитии умственных

способностей, то имеем в виду пополнение багажа знаний новой информацией или

методы мышления, которые следует знать каждому, но не саму работу нашего мозга.

Мы не оцениваем сам процесс собственного мышления и не сравниваем его с идеалом.

Стили МЫШЛЕНИЯ

Всему есть свои причины. Выделить и рассмотреть «стили» мышления гораздо

сложнее, чем «стили** игры в гольф. Кроме того, мышление – это более сложный

процесс, чем игра в гольф. Если бы журналисту пришлось составить

колонку, посвященную не гольфу, а мышлению, как бы оц выбирал претендента на

http://e-puzzle.ru

«лучшего мыслителя десятилетия»? Удаюсь бы ему выделить и описать отдельный

элемент, наподобие движения левой ногой в гольфе, в чрезвычайно сложном процессе

мышления? Однако, несмотря на все эти сложности, усилия, затраченные на оценку

собственного мыслительного процесса, и попытки улучшить его всегда оправданы, если,

конечно, вы хотите решать проблемы более эффективно.

С момента выхода первого издания данной книги человечество узнало много

нового о природе мышления, о творчестве и решении задач. С помощью позитронной

эмиссионной томографии на мониторах и фотографиях многие увидели изображения

активных зон мозга во время решения различных задач. Мы узнали, что существуют

некоторые лекарства, например Prozac, и наркотики, стимулирующие работу мозга.

Рынок теперь предлагает огромное количество литературы и программных продуктов,

посвященных решению разных проблем и развитию творческого начала человека.

Появилось множество «специалистов»» в этой области и специализированных

учреждений этого профиля. Развитие когнитологии. или науки о познании, открыло

секреты обработки информации головным мозгом, а достижения биохимиков позволили

узнать много нового об электрохимических реакциях в мозгу и нервной системе

человека. Но. несмотря на все новые данные, которые стали доступны в ходе

«когнитивной революции», большинство людей продолжают мыслить традиционно, по

привычным для них шаблонам.

Концептуальные блоки по-прежнему продолжают управлять людьми. Большинство

мыслительных процессов остаются непроизвольными. В предыдущем издании книги

мыслительные процессы, о которых мы не подозреваем, назывались

«бессознательными». Многие исследователи

интеллекта, особенно в области когнитивных наук, не любят этот термин,

возможно, они считают, что в мозге про исходят непонятные и необъяснимые для нас

процессы. Но поскольку я – инженер, то в дальнейшем буду использовать этот термин.

Приведу несколько примеров, подтверждающих мою точку зрения. Но вначале, пользуясь

моментом. скажу несколько слов об этой книге. В ней содержатся произвольно

подобранные примеры и упражнения. Их выполнение принесет читателю моей книги

большую пользу и повлияет на процесс его мышления. Все практические задания можно

выполнять как индивидуально. так и вместе с другими людьми. Я неоднократно замечал,

что коллективное выполнение упражнений проходит веселее и эффективнее. Всегда

интересно наблюдать различия в способах мышления разных людей. Опробуйте эти

упражнения на своих друзьях и коллегах, даже если они не читали эту книгу. Попробуйте

позаниматься вместе с ними. Для этого вам потребуется только бумага и ручка.

задействовать при этом собственное мышление. Чтение данной книги чем-то напоминает

бег трусцой. Серьезного результата можно достигнуть только после того, как пробежишь

определенную дистанцию.

А теперь пора вернуться к примерам. Следующая головоломка. которую придумал

еще Карл Данкер. заимствована из книги «The Act of Creation" Артура Кестлера.

Поразмыслите над ней некоторое время. Продолжайте читать книгу, когда найдете ответ

или когда устанете думать и сдадитесь.

Головоломка. Однажды утром, а точнее, на восходе солнца, буддийский монах

начал подъем на высокую гору. Огибая гору по спирали, узкая тропа, не шире

полуметра, вела к сверкающему храму на вершине. Монах поднимался на гору,

постоянно меняя темп, останавливаясь, чтобы отдохнуть или перекусить сушеных

фруктов, которые он взял с собой в дорогу. Он добрался до храма перед самым

закатом. После нескольких дней поста и медитаций снова на рассвете он начал

обратный путь по той же тропе, двигаясь в различном темпе с частыми

остановками. Средняя скорость его спуска с горы была, естественно. несколько

выше, чем скорость подъема. Докажите, что на тропе существует точка, в которой

монах находился в одно и то же время суток при подьеме на гору и при спуске с

http://e-puzzle.ru

горы.

Удалось решить головоломку? В данном случае значительно важнее помнить ход

своих мыслей в процессе решения задачи. Выражали ли вы свои мысли словами?

Использовали ли воображение? Прибегали ли к математическим подсчетам?

Использовали ли разные стратегии и методы для решения данной задачи? Вполне

вероятно, что для решения головоломки вы использовали несколько методов. но, скорее

всего, мозг непроизвольно переключался с одного метода на другой. Вероятнее всего, вы

не думали об умственных процессах, применяемых вами для решения проблемы. Вы как

будто играли в игру, например, в теннис, не задумываясь о совершаемых действиях или о

приемах, которые помогли бы вам улучшить игру, например, быстрее замачиваться

ракеткой.

Наиболее простым является следующий метод решения этой головоломки:

необходимо визуально представить описанную картину подъема и спуска монаха с горы.

А лучше представить себе двух монахов, один из которых стоит у подножия. а второй -

на вершине горы. Действие происходит на одной и той же тропе в момент восхода

солнца. Представьте себе, что монах у подножья горы начинает подъем, а монах на

вершине горы – спуск. Станет очевидным, что в какой-то момент в какой-то точке эти

монахи встретятся на тропе. Время и место этой встречи и будет точкой и моментом. о

которых спрашивалось в головоломке.

Если читатель использовал именно такой визуальный подход, скорее всего,

успешно решил поставленную задачу.

Есть еще один, более абстрактный, способ решить эту задачу: представьте себе

положение каждого монаха в виде функции времени, изображенной на графике в виде

кривой. Две линии обязательно пересекутся в общей точке. Решить задачу вербальным

способом, скорее всего, не удастся. На практике, если даже решать головоломку

визуальным методом. а затем прибегнуть к словесному решению, то она вновь покажется

запутанной. Применением математического метода без использования графиков,

вероятнее всего, также невозможно решить задачу. К тому же. последний метод требует

приложения более значительных усилий.

Прежде чем перейти к дальнейшему материалу, попробуйте решить еще одну

задачу. Рассмотрите последовательность.

Как можно расположить оставшиеся буквы алфавита выше и ниже

разделительной линии, чтобы вся последовательность имела хоть какой-то смысл?

Если не искать в этой задаче подвох или скрытый смысл, то решить ее читателю

удастся довольно быстро. А если задуматься. то предложенное задание может даже

показаться впечатляющим. Для его выполнения требуются знания алфавита и слов,

выработка стратегии, или определение закономерности и общей стратегия решения

проблемы, а также способность принимать решения. Несмотря на внушительный список

необходимых качеств, решить задачу можно всего за несколько секунд. Разум прекрасно

справляется с преодолением неопределенности, определением закономерности и

принятием решения. Найдя решение, вы. вероятно. были удовлетворены и сразу же

вернулись к чтению, забыв о поставленной задаче. Такое поведение (вы действительно

хорошо обдумали правильность найденного ответа?), в результате которого найдено

удовлетворительное решение.

оказывается бессознательным. Это важная характеристика человеческого

поведения. Разум не продолжает судорожный поиск других возможных вариантов.

Другие идеи и концепции приносятся в жертву поиску быстрого решения.

В одной из своих ранних работ Герберт Саймон охарактеризовал источник

удовлетворения как фактор, побуждающий человека, нашедшего иголку, прекратить

копаться в стоге сена. Однако желание найти оптимальное решение побуждает нас

перерыть весь стог сена до последней соломинки. чтобы найти все иголки и выбрать из

http://e-puzzle.ru

них самую острую. В реальной жизни времени на то. чтобы перерывать стога сена. нет.

Но именно в этом и есть ключ к решению проблемы: наше естественное, привычное

поведение чаще всего не позволяет нам найти самую острую иголку.

мышления разных групп и отдельных индивидов. Все они находят решение очень быстро

и удовлетворяются этим. Некоторые из предложенных решений приведены ниже:

]. По количеству букв в каждой группе:

A EF HIJ 12 3 – – и т. д.

Буквы с поперечными линиями сверху, а буквы без поперечных линий -

Буквы ниже разделительной линии можно написать. не отрывая ручку от

бумаги, а буквы в верхней части нельзя написать, не отрывая ручку от бумаги.

1.

По звучанию:

1.

Звучание верхних букв мягкое, а нижних – твердое.

2.

В английском языке перед словами, начинающимися с букв,

расположенных выше разделительной линии, употребляется неопределенный артикль

ал а перед словами, начинающимися с букв, расположенных ниже разделительной

линии. – неопределенный артикль а.

3.

Первая буква выше разделительной линии гласная.

4.

По другим параметрам:

(Вверху группы букв начинаются с гласных)

Участники тестирования перемещали буквы BCDG выше разделительной

линии либо перемещали буквы AEF ниже разделительной линии.

Некоторые испытуемые напевали буквы – находили их взаимосвязь с

Буквы ниже разделительной линии некоторым людям казались более

приятными, дружелюбными.

Буквы в нижней части легче набирать на клавиатуре.

С букв в верхней части начинаются названия крупных

промышленных государств (America. England, France): с букв ниже

разделительной линии – названия развивающихся стран.

Все буквы выше разделительной линии встречаются в слове-

elephant-(неправильно. но просто удивительно).

Какую реакцию вызывают приведенные выше варианты? Они вас удивляют?

Раздражают? Кажутся неправильными? А знаете ли вы. в чем причина такой реакции?

Самый очевидный ответ кроется в том. что вы просто не думали о таких возможных

вариантах. Вы были удовлетворены своим вариантом, но сохранилось ли это чувство

удовлетворения теперь? Чувство удовлетворения от найденного решения довольно часто

улетучивается, если проблема превращается в соревнование. Кажется, что чувство

удовлетворения в таком случае в значительной степени зависит от правил начатой игры,

но сознательное мышление может значительно изменить эти правила.

И наконец, как вы пришли к выбранному ответу? Подумайте над этим вопросом.

Насколько процесс поиска ответа был осознанным? Вероятнее всего, вы вспомните, что

часть процесса действительно была осознанной, но какая его часть была

бессознательной? По всей видимости, вы не выбирали стратегию решения проблемы

сознательно. Возможно, ответ практически «пришел» сам по себе? Ваш разум обычно

Джеймс Л. Адамс - Разблокируй свой разум: техника поиска

оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей

ww . e - p

uzzle . ru

Джеймс Л. Адамс - заслуженный профессор Стэмфордского университета, а

котором он, занимая различные должности, принимав участие во многих

образовательных программах.

И сегодня он продолжает обучать студентов Стэндфордского университета, а

также проводит консультации общественных и коммерческих организаций, читает

лекции, проводит семинары и участвует в конференциях по всему миру.

Уникальные методы развития творческих способностей, предложенные Джеймсом

Адамсом, доказали свою эффективность на практике: они помогли раскрепоститься

тысячам людей, работающих в различных сферах. Сегодня, через двадцать пять лет после

выхода первого издания этой книги, она, как и прежде, полезна и своевременна.

Из этой книги вы узнаете о том, как избавиться от различных блоков,

препятствующих раскрытию творческого потенциала, это позволит вам по-новому

взглянуть на себя, на коллектив, на общество и решить многие проблемы, возникающие

перед каждым из нас. Выполняя интересные и необычные упражнения, предложенные

способности и добиться успеха в той или иной области. Вы сможете стать генератором

гениальных идей и научитесь находить оригинальные решения сложных проблем

CONCEPTUAL BLOCKBUSTING

A Guide to Better Ideas

Джеймс Л. Лдамс

РАЗБЛОКИРУЙ

Техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей

I IcjH"Ho.i с английского и |к*дакния 15. С. I la nmaiiico

Лламс Дж. Л.

Л 28 Разблокируй свой разум: техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных

идеи / Дж. Л. Адамс; пер. с англ. - 1-е изд. - М.: Эксмо. 2(Ю8. - 352 с. - (Бизнес-тренинг).

ISBN 978-5*699-22668-9 (DKOH.)

ISBN 0-7382-0537-0 (пип.)

Творческими способностями обладает каждый человек. Однако в силу тех или

иных обстоятельств наш творческий потенциал скован различными условностями,

существующими в обществе или в нашем сознании. Из этой книги Вы узнаете о том, как

избавиться от различных блоков, препятствующих раскрытию творческого потенциала,

это позволит вам по-новому взглянуть на себя, на коллектив, на общество и решить

многие проблемы, возникающие перед каждым из нас. Выполняя интересные и

реализовать свои огромные творческие способности и добиться успеха в той или иной

http://e-puzzle.ru

области. Вы сможете стать генератором гениальных идей и научитесь находить

оригинальные решения сложных проблем.

УДК 159.9 ББК88.4

© James L. Adams. 1974. 1976.1979. 1986. 2001 С разрешения издательства Perseus Books, Inc (США)

ISBN 978-5-699-22668-9

© В. Иалнвайко. перевод, 2007

ISBN 0-7382-0537-0

© ООО «Издательство «Эксмо». 2008

Предисловие к четвертому изданию 9

Предисловие к третьему изданию

Предисловие ко второму изданию 12

Предисловие 13

Пшва 1 Введение 17

Стили мышления 18

Решение несуществующих проблем 31

Концептуальные блоки 36

Глава 2 Перцептивные блоки 39

Стандартное восприятие - стереотип 39

Трудности с изоляцией проблемы 49

Некорректное определение границ проблемы 54

Неспособность увидеть проблему

под разными углами зрения 64

Адаптация 67

Неспособность использовать сигналы

органов чувств 68

ГЛава 3 Эмоциональные блоки 73

Тайна эмоций 74

Теория Фрейда 78

Гуманистическая психология 80

Боязнь риска 8^

Нелюбовь к хаосу 85

Желание оценивать чужие идеи.

а не генерировать собственные

Неумение или нежелание вынашивать идеи

Недостаток мотивации в противоположность ^

чрезмерному рвению 97

О потоке и беспокойстве

Глава 4 Культурные блоки и влияние среды

Юмор и решение проблем 109

Логика и интуиция

мышление. ..112

Правое п левое: образное п логическое

Первичная и вторичная креативность 115

Все должны быть такими же. как я 119

Все. что связано с компьютерными

и информационными технологиями. ото хорошо.. 120

Традиции и нововведения 122

Преодоление культурных блоков 123

Влияние окружающей среды 125

Благоприятная среда 127

Воспринимаем и учитываем критику 129

Отсутствие поддержки 132

Глава 5 Интеллектуальные блоки и блоки

самовыражения 135

Выбор метода решения проблемы 137

Шбкость при выборе стратегий 146

Компьютер 149

Значение точности информации 151

Блоки самовыражения 156

Глава 6 Альтернативные «языки» мышления 165

Визуальное мышление 173

http://e-puzzle.ru

Другие модальности мышления, связанные

с органами чувств 185

Когнитивное разнообразие 195

Проблемы специализации 198

Анализ и синтез 203

Конвергенция и дивергенция 205

Дедукция и индукция 207

Юнг и опросник Майерс-Бриггс 207

Гпава 7 Способы освобождения от блоков 215

Любознательность 216

Правильный выбор проблемы 222

Оптимизация времени и усилий 224

Преодоление установок 227

Использование чужих идей 243

Междисциплинарный подход 246

Пересечение культур и смена обстановки 247

Бессознательное преодоление блоков 249

Теория Маслоу 256

Теория Баррона 259

Другие методы освобождения бессознательного 263

Глаш 8 Группы 269

Процесс 270

Синектика 274

Коллективные и индивидуальные потребности 279

Лидерство 285

Формирование группы 289

Необходимость поддержки 292

Глава 9 Организации 297

Творчество и контроль 298

Схема роста 303

Традиции и успехи прошлого 312

Системы поощрения и поддержки 316

Психологическое вознаграждение 328

Поддержка 333

Культура 000

Предметный указатель

http://e-puzzle.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

Мог ли я подумать, что через 25 лет после первой публикации данной книги я буду

вновь пересматривать ее материалы?!! Хотелось бы верить, что ее долголетие

непосредственно связано с моим писательским талантом, но боюсь, что причина - в ее

содержимом.

Творчество - основной фактор нашего успеха и счастья. а книга посвящена

изучению широко распространенных концептуальных блоков, препятствующих

появлению новых творческих идей. Умениепонимать эти блоки и находить пути их

преодоления значительно облегчает жизнь любого человека. Болеетого, эти блоки

интересны и сами по себе. Онине только вредят нам, но и помогают во многих случаях.

Ониограничивают нашу способность решать возникшую проблему творчески,

нестандартно, оригинально. Нобез шаблонных действий люди были бы менее

стабильными, менее предсказуемыми и менее успешными при решении повседневных

задач и проблем. Безних нашему мозгу пришлось бы выдавать значительно больше

информации, что привело бы к тому, что мы стали бы надоедливыми и докучливыми для

Ad Content

Джеймс Л. Адамс - Разблокируй свой разум: техника поиска

оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей

Джеймс Л. Адамс - заслуженный профессор Стэмфордского университета, а

котором он, занимая различные должности, принимав участие во многих

образовательных программах.

И сегодня он продолжает обучать студентов Стэндфордского университета, а

также проводит консультации общественных и коммерческих организаций, читает

лекции, проводит семинары и участвует в конференциях по всему миру.

Уникальные методы развития творческих способностей, предложенные Джеймсом

Адамсом, доказали свою эффективность на практике: они помогли раскрепоститься

тысячам людей, работающих в различных сферах. Сегодня, через двадцать пять лет после

выхода первого издания этой книги, она, как и прежде, полезна и своевременна.

Из этой книги вы узнаете о том, как избавиться от различных блоков,

препятствующих раскрытию творческого потенциала, это позволит вам по-новому

взглянуть на себя, на коллектив, на общество и решить многие проблемы, возникающие

перед каждым из нас. Выполняя интересные и необычные упражнения, предложенные

способности и добиться успеха в той или иной области. Вы сможете стать генератором

гениальных идей и научитесь находить оригинальные решения сложных проблем

CONCEPTUAL BLOCKBUSTING

A Guide to Better Ideas

Джеймс Л. Лдамс

РАЗБЛОКИРУЙ

Техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей

I IcjH"Ho.i с английского и |к*дакния 15. С. I la nmaiiico

Лламс Дж. Л.

Л 28 Разблокируй свой разум: техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных

идеи / Дж. Л. Адамс; пер. с англ. - 1-е изд. - М.: Эксмо. 2(Ю8. - 352 с. - (Бизнес-тренинг).

ISBN 978-5*699-22668-9 (DKOH.)

ISBN 0-7382-0537-0 (пип.)

Творческими способностями обладает каждый человек. Однако в силу тех или

иных обстоятельств наш творческий потенциал скован различными условностями,

существующими в обществе или в нашем сознании. Из этой книги Вы узнаете о том, как

избавиться от различных блоков, препятствующих раскрытию творческого потенциала,

это позволит вам по-новому взглянуть на себя, на коллектив, на общество и решить

многие проблемы, возникающие перед каждым из нас. Выполняя интересные и

реализовать свои огромные творческие способности и добиться успеха в той или иной

http://e-puzzle.ru

области. Вы сможете стать генератором гениальных идей и научитесь находить

оригинальные решения сложных проблем.

И я знаю, что если завтра уеду в Америку или Сингапур, то за месяц-два точно найду работу в QA, благо английский позволяет. © Dorial

Именно эта фраза из статьи, опубликованной в корпоративном блоге моего последнего работодателя в РФ, побудила меня написать собственную. Примерно так же думал и я, когда понял, что нужно искать работу в Сингапуре. Все оказалось не совсем так, о чем я и хочу рассказать в этой статье.


TL; DR

Работу я нашел, но не за месяц-два, а за 14 месяцев. А потом еще 3 месяца ждал выхода на работу.

Предисловие

Однажды темным октябрьским утром моя девушка (теперь уже жена) получила оффер на PhD позицию в NTU в Сингапуре. Мы решили, что предложение того стоит, к тому же давно задумывались об эмиграции. "Разработчики везде нужны" - подумал я, и начал искать работу, думая, что "за месяц-два" найду хороший вариант и мы переедем вместе. Правда, была небольшая проблема: на тот момент весь мой опыт коммерческой разработки составлял 8 месяцев в Сбере, а мое главное достижение было в том, что я стал одним из сильнейших игроков по настольному теннису в нашем здании.


Я был полон оптимизма и не придавал этому особого значения. Начал понемногу подыскивать подходящие вакансии и откликаться на них.


Время шло, отъезд девушки приближался, а я так и не получил ни одного ответа.
Тем временем, в зеленом банке началась Agile-трансформация, состоялся переезд, а также переориентация команд на новый проект. Я стал познавать мир разработки гораздо быстрее и даже получил небольшую, зато родную зону ответственности, но при просмотре вакансий прекрасно понимал, что я еще очень далек от того, чтобы соответствовать требованиям. Девушка уехала, а я решил, что нужно развиваться интенсивнее и искать способы роста в Москве.


Однажды я получил первый отклик: звонок из Сингапура от hr одной из компаний. Он сообщил, что был бы рад мне помочь, но у меня слишком мало опыта. Получить даже такую обратную связь было полезно, потому что вера в себя угасала. После этого я решил, что раз опыта мало, нужно найти способ набирать его как можно интенсивнее, в связи решил сменить работу.

Поиск работы в Москве

Свою первую работу я получил относительно быстро: попросил знакомого отправить резюме изнутри, получил приглашение на собеседование, прошел его и не отходя от кассы получил оффер. Думаю, было несколько причин такого развития событий:

  • несмотря на то, что я плавал в Java, и не имел представления о том, что происходит в разработке помимо кода, у меня был диплом об окончании физкультурного техникума, и я просил очень мало денег. Меньше, чем они могли платить, поэтому оффер меня приятно удивил;
  • собеседование было в конце декабря, нанимали меня на новый год, возможно, был бюджет, который нужно распланировать;
  • в отделе была позиция, которую нужно закрыть. Ведь если ее не закрыть, в следующий раз она уйдет к другому отделу.

Второй поиск работы получился ненамного сложнее первого. Я посмотрел несколько вакансий, выбрал несколько таких, которые больше всего понравились по стеку (хотелось активно использовать возможности Java 8, Spring, Hibernate) и откликнулся на них. Довольно скоро получил звонок от рекрутера, поговорил, получил приглашение на собеседование и через пару дней у меня был оффер. Собеседование оставило только положительные впечатления: меня собеседовал тимлид - непосредственный руководитель, с которым было очень легко и приятно общаться. Забегая вперед, это собеседование было одним из самых приятных: оценивались не только мои знания, но и ход мыслей, а все вопросы были прямо связаны с теми технологиями, которые используются на проекте.


Кроме того, у меня была причина пойти именно в эту компанию. За год до этого, когда я искал свою первую работу в разработке, я проходил отбор по программе для выпускников и молодых специалистов, проводимой этим банком. Я дошел до финального собеседования, на котором узнал, что они ищут не разработчика, а человека в поддержку, да и денег предлагают даже меньше, чем я просил на тот момент. Конечно, я ушел в сбер, но мысль о том, чтобы вернуться разработчиком, осталась. Трудно сказать, почему. Наверно, понравился уютный офис.

Подготовка к следующему шагу

В следующие несколько месяцев поиском работы в Сингапуре я практически не занимался,
разве что откликался на десяток вакансий в неделю. Смена работы оказалась правильным решением: на новом месте передо мной наконец-то ставили задачи и ждали их выполнения, я узнавал много нового и развивался быстрее, чем раньше. Довольно часто мог себе позволить не заниматься самообразованием вечером после работы, потому что за рабочее время сделал и познал достаточно.


Кроме того, мне действительно нравились люди в новой команде. В Сбере я тоже работал с хорошими ребятами, но многие из них как-будто потухли. Здесь же я чувствовал, что каждый любит свою работу и вкладывается в нее. Даже задумывался о том, что, возможно, стоит вернуть девушку и остаться в Москве.


Мы делали классные продукты, у меня сложились прекрасные отношения с командой, я чувствовал, что меня ценят и доверяют.


Поток рекрутеров в LinkedIn тем временем рос, через какое-то время я уже привык к интересу ко мне. Я даже решил попробовать свои силы и узнать оценку со стороны: мне предложили попробовать пройти отбор на позицию Senior Java Developer в Commerz Systems (Прага). Конечно, слово "Senior" меня смущало, но рекрутер посоветовал не обращать на это внимания.


Я прошел тест, поговорил с hr, прошел два технических собеседования (кстати, довольно простых) и получил оффер. Мы с девушкой какое-то время думали, а не переехать ли нам в Прагу, но все-таки не решились на такой шаг. Зато получение оффера положительно сказалось на моей вере в собственные силы.


Довольно часто писали рекрутеры с предложениями из Европы. Я решил, что даже если я туда и не перееду, это отличная возможность узнать, чего хотят люди, попрактиковаться в прохождении собеседований и, что тоже важно, получить возможность бесплатной практики английского, иногда даже с носителями языка.


Я продолжал откликаться на вакансии в Сингапуре, и все также не получал ответа. Тогда я решил добавлять сингапурских рекрутеров и пытаться узнать, как же так получается, что в Европе мной интересуются, а в Сингапуре - нет.


Обозначились две важные проблемы:

  • для работы в Сингапуре мне нужна соответствующая виза - Employment Pass. Эту визу не так то просто получить, потому что Ministry of Manpower постоянно закручивает гайки и далеко не каждому готово ее выдавать. Многие компании даже за это не берутся. Кроме того, у компании должна быть квота на получение такой визы. Также есть минимальный порог по зарплате на получение такой визы, зависящий от образования и опыта работы. Для меня это 5000 SGD (~3800 USD).
  • рекрутеры хотят, чтобы я уже был в Сингапуре. Видимо, им приятнее поговорить лично, да и никто не будет оплачивать собеседование, по крайней мере человеку с моим опытом.
    Узнав об этом, я решил, что можно пойти по другому пути, а именно найти удаленную работу.

Удаленка и переезд

Поиск возможных вариантов по интернетам вернул мне три варианта: Upwork, Toptal и Crossover.

  • На Upwork у меня не получилось быстро найти долгосрочных предложений. Выполнил пару небольших заказов, но постоянно тратить время на их поиск не хотелось.
  • Toptal: я отправил заявку, получил ссылку на codility или что-то похожее, худо-бедно решил.
    Следующим этапом было онлайн собеседование в следующем формате: интервьюер дает две задачи, на каждую по 15 минут, включен screen sharing. Нужно решить и объяснить. Кому как, но для меня это жуткий стресс. В итоге с первого раза я не справился, а следующую попытку можно предпринимать только через полгода. В следующий раз я уже прошел этот этап, но после этого передо мной поставили задачу сделать мини-проект за две недели. К тому времени я переделал кучу тестовых заданий, и у меня начали вырисовывать предложения, поэтому этот вариант я перестал рассматривать.
  • Crossover: посмотрев список вакансий, решил податься на позицию Java Software Engineer.
    Прошел отбор, который был довольно простым, далее они выставили мое резюме на внутренний Marketplace, и оставалось найти подходящую команду. У меня было три собеседования: первый собеседующий хотел, чтобы я писал юнит-тесты (в смысле, в этом бы заключалась вся моя работа) - нет, спасибо. Второй очень сильно удивился, что мы на тот момент обходились без микросервисов и что я не в курсе, как работать с AWS. А третий, кажется, был достаточно приятным и обещал интересную работу и быстрый рост. На нем я и решил остановиться.
    Получив уверенность, что у меня будет какая-то работа и деньги, я решил, что настало время исполнять мечту. Я закончил работу над проектом, который мы успешно вывели в прод, попрощался с командой, съездил на историческую родину к родителям, собрал чемодан и отправился в Сингапур.

Поиск работы в Сингапуре

"Как же так я поехал в Сингапур?" - возможно, спросите вы. Дело в том, что поскольку моя жена - обладатель Student Pass, мне полагается Long-term Social Visit Pass, который не позволяет мне ничего, кроме как легально находиться в Сингапуре два года. Я приехал по туристической визе, мы собрали необходимый пакет документов, после чего мне продлили возможность находиться в Сингапуре на два месяца и сказали ждать.


Поработав месяц в Crossover, я понял, что эта работа вредна для моей карьеры.


Во-первых, я должен был работать 40 часов в неделю, а это совершенно не то же самое, что работать в офисе те же 40 часов. Довольно часто было просто невозможно найти, чем заниматься, потому что я был блокирован, но время все равно надо списывать. Читать что-то полезное в рабочее время официально нельзя, нужно работать, но, похоже, у менеждера были более важные дела, чем рассматривать каждый скриншот с моего компьютера. Во-вторых, вся моя работа сводилась к тому, чтобы фиксить баги "от забора и до обеда". Это все было бесполезно и, в каком то смысле, унизительно, особенно в контексте того, чем я занимался до этого, и как высоко я оценивал свои возможности. Я решил закончить это и сосредоточиться на собственном обучении и поиске офисной работы в Сингапуре.


Комментарий компании Crossover.

Спасибо за вашу историю. Очень жаль, что ваш с нами опыт оказался негативным, но и нам он тоже показался странным. С вашего разрешения, мы хотели бы если уже не исправить ситуацию, то хотя бы помочь нашим новым соискателям в ней не очутиться.

я должен был работать 40 часов в неделю, а это совершенно не то же самое, что работать в офисе те же 40 часов

Это правда, и это не баг. Crossover - не офисная, а полноценная удалённая работа с почасовой оплатой и соответствующим учётом отработанных часов. Для упрощения мы указываем в вакансиях общую сумму за месяц, но, конечно же, не скрываем уровня отдачи, которого ожидаем от соискателя - эти, и другие аспекты работы детально обсуждаются при трудоустройстве, практически исключая возможность сюрпризов для уже действующих сотрудников.

Довольно часто было просто невозможно найти, чем заниматься, потому что я был блокирован, но время всё равно надо списывать. Читать что-то полезное в рабочее время официально нельзя, нужно работать, но, похоже, у менеджера были более важные дела

Именно менеджер реагирует на возникающий блок, когда внешняя причина не позволяет пользователю дальше работать (нет поставленных новых задачи взамен закончившихся, ожидается необходимая информация от третьей стороны). Одна из их ключевых задач - быть на связи для оперативного устранения блокеров для сотрудников.

Во-вторых, вся моя работа сводилась к тому, чтобы фиксить баги «от забора и до обеда». Это всё было бесполезно и, в каком-то смысле, унизительно, особенно в контексте того, чем я занимался до этого, и как высоко я оценивал свои возможности.

Судя по всему, вы действительно попали в команду, занимающуюся исправлением дефектов. Чего, как получается, нанимающий менеджер вам почему-то не сообщил, хотя и должен был подробно представить содержание вашей будущей работы - как и при любом другом трудоустройстве.

Чтобы такого не происходило, лучше не бояться проявлять инициативу: задавайте ваши вопросы и решайте свои задачи - выясняйте всё про проект, позицию, ваши обязанности, возможности развития, технологии и методологии, применяемые в команде, нюансы взаимодействия и многое другое. Так вы сформируете правильные ожидания от позиции, необходимые для того, чтобы принять или отклонить оффер максимально осознанно.

Директор Crossover в России Владимир vme Еронин
VP of Technical Product Management Aurea Software Максим maximvinnikov Винников

Раструбив на весь LinkedIn о своем желании найти работу, я продолжал откликаться на вакансии, кроме того искал подходящие варианты на Monster. Как впоследствии оказалось, практически все мои отклики не принесли выхлопа. Все реальные интервью с компаниями приехали ко мне от рекрутеров, которые самостоятельно вышли на меня. Так что хоть на Хабре рекрутеров и не любят, именно благодаря им я нашел работу в двух случаях из трех (Crossover не буду считать за работу).


На момент моего активного общения с местными компаниями в моем резюме было менее двух лет опыта работы. Поэтому передо мной стояла важная задача показать, что годы опыта - это далеко не всё.


Началось все с того, что мне написала рекрутер из французского аналога EPAM под названием GFI. Мы с ней замечательно пообщались, я ее убедил в том, что я неплох, и мое резюме стоит отправить туда, куда она сможет. Благодаря ним я получил возможность прийти на собеседование в Credit Agricole CIB.


Следующим рекрутером, предоставившим мне доступ к интервью, стал австралиец.
Он рассказал, что с моим опытом будет непросто найти работу, опять же из-за проблем с Ministry of Manpower. Тем не менее, он обязательно найдет мне варианты. К тому времени я же понемногу привык к сладким речам рекрутеров и не придал этому значения, но через две недели он вернулся ко мне с двумя вариантами: HonestBee (аналог Delivery Club) и Standard Chartered Bank.


И последний рекрутером, благодаря которому я получил возможность собеседоваться, стал сингапурец.


От него пришло тоже два варианта: Scantist (security - стартап) и HomeAway (аналог booking.com).


Также было две компании, которые вышли на меня после моих откликов: одна на LinkedIn (FundYourselfNow), а вторая на Stackoverflow (LeadIQ).В следующем параграфе расскажу обо всех интервью подробно.


Отмечу, что кроме этих прекрасных людей, мне приходилось общаться с огромным числом рекрутеров-бездарей. В основном это были, конечно же, индусы. Они совершенно не думают, удобно тебе с ними общаться или нет, просто звонят тогда, когда хотят. Абсолютно ничего не понимают в твоем опыте, и почти всегда им даже лень самостоятельно заполнить табличку, которую они предпочитают прислать тебе для заполнения.


Некоторые особенности местного рекрутинга неприятно удивляют: здесь совершенно естественно спрашивать о зарплате на предыдущем месте (некоторые продолжают выпытывать, если не хочешь говорить), национальности, расе.

Собеседования и предложения о работе

Расскажу о самых запоминающихся компаниях, с которыми приходилось общаться. Возможно, раздел покажется скучным, так как в основном состоит не из полезных сведений о том, как разные люди проводят собеседования, а о моем их восприятии.

LeadIQ

  • После отклика со мной связался основатель стартапа и назначил интервью, на котором поговорили за жизнь;
  • Получил тестовое задание - написать простое веб-приложение;
  • Техническое собеседование в офисе: мне выдали 7 задач, которые надо было решать на доске и в процессе обсуждать. Поскольку они пишут на Scala, на которой я только недавно начал пробовать писать, я решал на Java а если знал, то и на Scala тоже. Решил 6 задач, на одну не хватило времени. Кажется, прошло хорошо, но они решили больше не связываться со мной.
    Ну и не больно-то хотелось, очень уж неудобно к ним ездить.

FundYourselfNow

Пожалуй, компания, оставившая одно из самых неприятных впечатлений.

  • После отклика мне написали в LinkedIn и предложили провести собеседование в субботу в 8 утра.
    На мое резонное предложение начать в 9 мне сообщили: "у тебя в резюме написано, что ты можешь работать под давлением. Может, напряжешься и встанешь к 8?". "Дерзко и грубо" - подумал я, но согласился.
  • По телефону со мной разговаривал сингапурец-hr и украинец-разработчик. Не могу точно вспомнить, что же такое они говорили, но помню, что с каждым словом общаться становилось все более противно. Кульминацией стало то, что hr сказал разработчику: "посмотри в чат, я там тебе сообщение прислал". После чего они поставили меня перед фактом, что собеседование окончено. Я ничего не понял, но неприятный привкус от общения с ними становился все сильнее.
  • После этого они снова написали, назначив техническое собеседование на 9 утра воскресенья. Я согласился. Мне было интересно, потому что мне пообещали, что будем обсуждать "CS fundamental skills (theory, algorithms, data structures, design patterns, recursions, stack/queue, hashset/hashmap/hashtable, tree/binary tree, heap, graph), sorting, search algorithms, divide-and-conquer, dynamic programming/memoization and traversals (BFS, DFS) together with permutations algorithms", что меня заинтриговало. На собеседование же я получил задачу написать проверку, является ли слово палиндромом. Конечно, это было просто, я написал решение за пару минут. После чего вдруг оказалось, что господин разработчик понимает палиндром иначе.


    Например, он предлагает игнорировать все символы, не входящие в алфавит. То есть, "?:;%№ B()" - это палиндром. Час мы с ним промучились, что-то порешали. В конце я спросил: "какие же навыки мы проверяли?".


    Он ответил, что им важно видеть, как я пишу код, и все в таком духе. Предложил мне порешать задачу дальше самостоятельно и прислать ему решение. Я присылал, он придирался к абсолютно незначительным мелочам, а в итоге сообщил, что они мне могут предложить проходить отбор далее на Junior позицию. Спасибо, но нет.

HomeAway

Не присылали никаких тестовых заданий, сразу же позвали на интервью. Интервьюер приятно удивил: умный, опытный и при этом молодой, приятный индус. Я таких пока больше не встречал. Он рассказал о своих командах, я рассказал о своем проекте поговорили о Spring, обсудили некоторые необычные вопросы (как бы я спроективал DB connection pool) и тривиальные (развернуть односвязный список). Через пару дней я получил приглашение на следующее интервью. Проблема была в том, что к тому времени у меня уже был оффер, и нужно было принимать решение. Я уже 2 месяца жил без зарплаты и переживал, что получение Employment Pass затянется, поэтому решил не рисковать: принял оффер и отказал HomeAway. Често говоря, немного жалею, потому что компания оставила исключительно приятные впечатления.

HonestBee

  • телефонное интервью: общение с рекрутером, затем несколько технических вопросов: как работает интернет, N+1 problem;
  • 3 задачи на codility/haсkerrank: многие такое практикуют, так что для желающим найти работу за рубежом советую потренироваться.
  • Собеседование в офисе: компания разрабатывает микросервисы на Go/RoR, поэтому о Java почти не говорили. В основном ребята проверяли, как я могу объяснять. Нужно было спроектировать API и базу данных для конкретной задачи, обсудили многопоточность, микросервисную архитектуру и много разных других вопросов. Пожалуй, одно из самых лучших интервью в моей жизни: сами инженеры были приятные (филиппинец и вьетнамец; филиппинцы вообще, пожалуй, самые приятные из азиатов), вопросы были интересные, да и я был хорош. По результатам рекрутер сообщил, что они очень довольны мной и хотят дать кучу денег (скорее всего, сам придумал), но надо пройти еще одно собеседование с CTO.
  • Второе собеседование: говорят, что решение о том, брать человека или нет, принимается в первые n секунд. Думаю, это недалеко от правды. Когда вошли три собеседующих, я сразу понял, что ответ будет "нет". Это были два индуса-разработчика и CTO. Если предыдущее собеседование проходило в доброжелательной атмосфере и было похоже на общение друзей, то это было больше похоже на неприятный экзамен. Собеседующие сидели с каменными лицами, было очень некомфортно. Кроме того, важно обратить внимание, что индусский английский иногда довольно сильно отличается от британского или американского. Одного из инженеров было совершенно невозможно понять. В общем, отмучался я как-то, что-то ответил, что-то нет, и все понял. В обратной связи они сообщили, что я, видите ли, "односложно отвечал". Ну и ладно.

Standard Chartered

Сразу же позвали в офис. Общался с потенциальным менеджером - евангелистом Spring. Поговорили о проекте, которым они занимаются, о проекте, которым я занимался на предыдущем месте, поговорили о внутренностях Spring, не забыв про BeanPostProcessor"ы (спасибо Жене Борисову). Менеждер сказал, что все хорошо и скоро я получу ответ, после чего будет техническое собеседование с инженером. Поскольку мне ехать туда через весь Сингапур (я живу в NTU на западе, а офис в Changi Business Park на востоке), я предложил провести его сейчас. Он, недолго думая, согласился и привел инженера. Мы спроектировали веб-сервис, обсудили многопоточность, поговорили за жизнь и остались довольны друг другом. К сожалению, оказалось, что хоть я им и понравился, но они не могут меня взять, так как у них закончилась квота на Employment Pass. Пожалуй, это было место, в котором я больше всего хотел работать.

Credit Agricole CIB

Отбор в эту компанию получился самым длинным. Первым этапом было общение с рекрутером из агентства - проверка на дурака. Она поняла, что я могу говорить по-английски, и, возможно, что-то знаю, поэтому предложила мне пройти тест от агентства. Тест состоял из 12 очень простых вопросов-задач, из которых я решил 11. Я расстроился, а она обрадовалась и сказала,
что это потрясающий результат, и я первый, кто так его написал. Ну, хорошо.


Следующие 2 этапа проходили в офисе Credit Agricole CIB. Сначала мне дали тест и час на его решение. Сказали, что если напишу хорошо - будет собеседование, если нет - no offence. Тест я написал, да так, что радостная женщина-hr рассказала мне, что я первый, кто смог пройти такой сложный тест. Я же ответил, что он довольно простой, но некоторые вопросы мне не понравились и я бы их поменял. Кажется, что действительно проблема слабых кандидатов актуальна. Далее было себеседование. Честно говоря, сейчас прошло уже 4 месяца с того дня и я с трудом припоминаю вопросы, но, кажется, не было ничего сверхестественного: поговорили о том, чем я занимался, обсудили возможности Java 8, немного поговорили про SQL и порешали логические задачи. После собеседования мне сообщили, что я им понравился, но они вынуждены взять внутреннего кандидата, зато порекомендуют меня в другую команду.


Когда я пришел на второе собеседование, сложилось впечатление, что обо мне забыли. Я прождал 20 минут и уже собирался уходить, как за мной пришли. Связано это было, видимо с тем, что человек сам узнал в последний момент, что должен меня собеседовать. Думаю, это сыграло мне на руку: довольно быстро мы выяснили, что я знаю больше, чем он, и все собеседование я делился своим опытом и рассказывал о том, как у нас все было устроено на проекте в предыдущей команде. После чего он позвал менеджера, мы поговорили о том, кем я вижу себя через 5 лет и разошлись. В тот же вечер я получил сообщение в LinkedIn от менеджера менеджера о том, что они сделают мне оффер, а еще через 3 недели сам оффер.

Scantist

Это стартап, возглявляемый профессором из NTU.
Собеседование оказалось для меня уж очень необычным. Никакого тестирования моих знаний не было, мы обсудили, кто чем занимается и какие цели преследует, он похвастался своим финансированием, я узнал, что нужно будет кодить на Python (чего мне не очень хотелось), и немного поговорили о деньгах. Я на тот момент понятия не имел, сколько может дать Credit Agricole, поэтому попросил 7000 SGD (~5300 USD). Он, конечно, хотел меньше, поэтому предложил подождать оффера и узнать, сможет ли он поторговаться. Мне показалось, что
он не заинтересован именно во мне, а просто ищет людей, да и работать в NTU не хотелось (это такое сигнгапурское замкадье).


Да и потом оказалось, что торговаться он не захотел.


Невероятно, но факт: важно не только то, что вы знаете, но и то, как вы об этом рассказываете. Причем совершенно необязательно говорить на английском как британец, достаточно уметь излагать свои мысли. Гораздо важнее правильно построить разговор с собеседующим и быть увереным в себе.

Резюме

Работу в Сингапуре найти, конечно, можно. Вот только если вы не чрезвычайно ценный специалист, то придется потрудиться.


Скорее всего, поиск придется проводить в Сингапуре.


Стоит ли оно того? Для меня ответ - однозначно, да. Жена рядом, погода прекрасная, зарплата высокая, налоги низкие, а жизнь можно вести достаточно скромную. Для достижения поставленной цели не нужно ничего особенного: всего лишь мотивация и упорный труд. Дерзайте!


UPD: В раздел, описывающий мой опыт удаленной работы, добавлен комментарий от компании Crossover.

Теги: Добавить метки