Военный корвет. Многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Сообразительный

Корвет - класс боевых кораблей, предназначенных для сторожевой и патрульной службы в прибрежной зоне. Основными задачами корветов считается патрулирование и противолодочная оборона побережья. Это, однако, не исключает их прямого участия в военных конфликтах. Наследники ракетных катеров второй половины XX века, современные корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Мощное ракетное вооружение, подкильные и буксируемые ГАС, средства объектовой ПВО, стелс-технологии, боевые информационные системы, многофункциональные радары, БПЛА, вертолеты. Водоизмещение современных корветов превышает в/и эсминцев периода Второй мировой, а по боевым возможностям "малыши" не уступают кораблям более высокого ранга.


Перед вами - короткий обзор пяти лучших мировых представителей класса "корвет". Их размеры различаются на тысячи тонн, а характеристики "заточены" под потребности своих флотов и условия конкретных морей. Тем не менее, всех их объединяет общая идея малого многофункционального боевого корабля прибрежной зоны.

Проект 20350 "Стерегущий" и его дальнейшее развитие пр. 20385 (Россия)
В строю - 4. Строятся - 4 + еще 2 корвета пр. 20385. План - 18 единиц.

Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания - 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
- три модуля ЗРК 3К96 "Редут" (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
- восемь малогабаритных ПКР Х-35 "Уран";
- малогабаритный противолодочный комплекс "Пакет-НК" (8 торпед калибра 324 мм);
- универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
- посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
- противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое .

"Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть" (старое британское правило).

Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности "Стерегущего" выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса "корвет", а его недостатки (слабенькая РЛС "Фуркэ-2" оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) - лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.

Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии "стелс": корветы типа "Стерегущий" - предвестники нового облика ВМФ России.


Корвет "Бойкий", на месте ЗРАК "Кортик" видны пусковые ячейки ЗРК "Редут". На заднем плане - его предшественники, малые противолодочные корабли пр. 1124

Стелс-корветы типа "Висбю" (Швеция)

В строю - 5 единиц.


Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.

Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания - 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие "Бофорс" калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника. Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений.

"Висбю", конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.

Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде "Висбю" практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного "Бофорса", средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными ("зона преимущества").

Корветы "Тип 056" (Китай)

Построено - 23 единицы. Строятся - 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. - 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.

Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить - их очень много.

Корветы типа "Брауншвейг" (Германия)

Построено 5 единиц.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки "Брауншвейга" позволяют принимать любой противолодочный вертолет ("СиКинг", NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.

Строгий тевтонский силуэт в окраске "серый грозовой". Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних "понтов" и попыток казаться лучше, чем он есть.

В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у "Брауншвейга" еще одна занятная деталь - комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).

Литторальный боевой корабль LCS (США)

В строю - 4 единицы. Строятся - 7. В планах - 20 кораблей LCS.

Приведены данные для LCS "Индепенденс": Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие "Бофорс" калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки "Бушмастер II", пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар. Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров - от маленького "Хэллфайра" до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.

Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).


USS Freedom (LCS-1)

LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект "Локхид Мартин") и фантастический тримаран от "Дженерал Дайнемикс" продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам - каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.

Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета "Вяртисля", расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем - от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 "Фридом". Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).


Передача топлива с авианосца "Карл Винсон" на литторальный боевой корабль "Фридом"

Александр МОЗГОВОЙ

Пользуются проекты ЦМКБ «Алмаз» популярностью и у зарубежных заказчиков, которые не только покупают корабли алмазовских проектов, но и осуществляют их сборку на своих верфях. Номенклатура строящихся по проектам «Алмаза» кораблей, судов и катеров чрезвычайно широка: начиная от крохотных бортовых рабоче-разъездных катеров проекта 21770 до морских судов обеспечения проекта 20183 водоизмещением 6100 т. И вся огромная работа по конструкторской работе выполняется относительно небольшим коллективом.

И раньше и теперь главное внимание в ЦМКБ «Алмаз» уделяется созданию боевых кораблей – прежде всего ракетных катеров и корветов. Последним посвящена книга «Корветы: концептуальное проектирование», увидевшая свет в конце минувшего года. Ее авторы – люди авторитетнейшие в области кораблестроения и кораблестроительной науки: заместитель генерального конструктора ОАО «ЦМКБ «Алмаз», доктор технических наук, контр-адмирал запаса, длительное время – с 1991-го по 2006 г. – возглавлявший 1-й ЦНИИ военного кораблестроения Игорь Захаров и генеральный директоргенеральный конструктор ОАО «ЦМКБ «Алмаз», доктор технических наук Александр Шляхтенко.

Следует заметить, что законодателями моды в сфере строительства современных многоцелевых корветов стали именно алмазовцы. Разработанный в этом бюро проект 20380 («Стерегущий») послужил прототипом при создании многих других кораблей этого класса в разных странах. Его архитектура и общие компоновочные решения легко угадываются в турецких корветах типа Heybeliada (MILGEM), в индийских типа Kamotra (проект 28), в украинских типа «Владимир Великий» (проект 58250) и ряде других. Появление «Стерегущего» оказало влияние даже на родоначальницу корветостроения – Голландию. Строящиеся на верфях фирмы Damen на экспорт корветы семейства Sigma были подкорректированы в сторону увеличения водоизмещения, усиления вооружения и более сбалансированного его состава.

Что же это такое концептуальное проектирование, которое предваряет проектирование исследовательское, эскизное, техническое, выпуск проектно-конструкторской и эксплуатационной документации? По мнению авторов, «речь идет о выработке концепции корабля, под которой понимается творческий замысел, объединяющий систему взглядов на характерные особенности, присущие будущему кораблю и условиям его функционирования». Как отмечают Игорь Захаров и Александр Шляхтенко, «этот этап представляет собой постановку задачи, то есть некоторые неформальные рассуждения, в результате проведения которых становится возможным применение инженерных методов расчета». А основной задачей концептуального проектирования «является выработка принципов, положений и подходов, отражающих военно-географические, политические, национальные, экономические, технические и другие значимые условия, сопутствующие созданию корабля и обеспечивающих применение методов количественного анализа».

Концептуальный анализ предполагает изучение и знание истории, современного состояния мирового кораблестроения, корабельного оружия и вооружения, энергетических установок и движителей, корабельной архитектуры, а также прогнозы перспектив развития кораблестроительного искусства. Именно этим вопросам посвящен значительный объем книги, которая в известной мере является краткой энциклопедией современных надводных боевых кораблей разных классов, за исключением авианосцев и патрульных катеров, а не только одних корветов.

ПРОБЛЕМЫ «КЛАССОВ»

Что же касается собственно корветов, то Игорь Захаров и Александр Шляхтенко, как и многие другие отечественные и зарубежные специалисты, разделяют их на три подкласса: многоцелевые водоизмещением до 2500 и даже 3000 т, малые (500-1500 т) и патрульные корабли открытого моря (OPV). Тут следует заметить, что современная классификация боевых кораблей представляет собой произвольную и нечеткую картину, поскольку нет единой системы критериев и международной организации, которая бы «имела полномочия» относить тот или иной корабль к тому или иному классу. Вот и получается, что иранские власти называют корабли типа Jamaran «эсминцами», хотя они по водоизмещению (около 1420 т) и вооружению – типичные корветы. Но это, так сказать, крайний случай. Можно привести примеры и из современной отечественной практики, когда близкие по своим характеристикам корабли оказываются в разных классах. Так, корабли типа «Гепард» разработки Зеленодольского ПКБ, строящиеся на экспорт Зеленодольским заводом имени А.М. Горького, именуются «фрегатами», а корабли проекта 20380 и 20385 близкого водоизмещения разработки ЦМКБ «Алмаз» – всего лишь «корветы», пусть и многоцелевые.

Определенный «волюнтаризм» позволили себе и авторы книги. Они отнесли некоторые корабли, проектировавшиеся и строившиеся за рубежом в 80-х – начале 90-х годов прошлого века как «фрегаты» и до сих пор считающиеся таковыми, к «многоцелевым корветам». Мы полагаем, это правомерно только с формальной «тоннажной» точки зрения, так как практически все классы кораблей с тех пор «потяжелели».

Еще больше путаницы с малыми корветами. Да, их как-то надо отделять от многоцелевых. Но сейчас к ним относят и большие ракетные катера, например, российские «молнии», и малые ракетные корабли, и малые противолодочные корабли, и собственно корветы относительно небольшого водоизмещения. И услышав словосочетание «малый корвет», можно представить все что угодно.

Но стоит задуматься об «этимологии» данной классификации. Она появилась в зарубежных военно-морских справочниках в годы «холодной войны». Тогда, даже во времена расцвета ВМФ СССР, количество больших надводных кораблей основных классов (1-го и 2-го рангов) едва превышало сто единиц. Если учесть, что они были рассредоточены по четырем флотам, то никакой существенной угрозы военно-морским армадам Соединенных Штатов и НАТО, а также союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе данные, пусть и совершенные, единицы представлять не могли. Но для поддержания «тонуса» военных бюджетов требовалось раздувать страсти о «советской военной угрозе». Вот и оказались 500-тонные ракетные катера типа «Молния» в «корветах», а малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос» водоизмещением 1200 т и вовсе причислили к «фрегатам». И сразу картина поменялась. «Флот русских» по «классовому признаку» сравнялся с западными ВМС.

Практически одновременно с выходом в свет книги «Корветы: концептуальное проектирование» в VI номере журнала Naval Forces за прошлый год была опубликована статья профессора Военно-морского колледжа США, где готовят высшие офицерские кадры для американского флота, Милоша Вего «Программы корветов. Мировые альтернативы». Его оценки и выводы во многом совпадают с теми, что делают Игорь Захаров и Александр Шляхтенко. Только, по мнению американского автора, боевые корабли водоизмещением более 2000 т предпочтительнее относить к «легким фрегатам» или даже просто к «фрегатам». Однако и такой подход вряд ли принесет облегчение. Тем паче, что в классе «фрегатов» сейчас тоже наблюдается нечеткость идентификации.

С другой стороны, делая упор на многофункциональность, можно зайти в тупик так же, как и ориентируясь исключительно на тоннаж. Если акцентировать внимание на этом качестве, то тогда придется отнести финские ракетные катера типа Hamina полным водоизмещением 270 т к многофункциональным корветам. Ведь у них есть не только противокорабельные ракеты RBS-15SF, но и эффективный ЗРК Umkhonto, универсальная 57-мм артиллерийская установка, РБУ Elma и бомбосбрасыватель. Есть и ГАС, способная обнаруживать подводные цели.

Классы сегодня толкуются настолько произвольно, что авторы книги сами порой путаются. Так в одной из таблиц, приведенных в работе, израильские корветы типа Eilat отнесены к многофункциональным корветам (очевидно, исходя из состава их вооружения), а в другой, помещенной двумя страницами ниже, они уже причисляются к малым корветам в силу водоизмещения в 1295 т.

Вопрос о классификации кораблей отнюдь не праздный и не схоластический. Он имеет большое практическое значение. Располагая достаточно четкими дефинициями кораблей, можно получить гораздо более ясную картину военно-морских флотов, видеть параметры гонки военно-морских вооружений в том или ином районе мира, наконец, более точно осуществлять концептуальное проектирование. И не только корветов, но и кораблей других классов.

В последнее время классификационные общества, в том числе знаменитый Lloyd"s Register, все активнее «вторгаются» в сферу военного кораблестроения. Вероятно, «регистрам» и следует заняться выработкой общих международных критериев классификации военных кораблей и судов. Очевидно, возникнет необходимость во «внедрении» новых классов. Так «многоцелевые корветы», например, с учетом их высоких мореходных качеств можно перевести в «клиперы» и т.д.

Это относится и к близким родственникам современных корветов – патрульным кораблям открытого моря (OPV). Этот класс, а мы считаем, что его надо рассматривать именно как самостоятельный класс, а не подкласс корветов, получил бурное развитие в последнее десятилетие. Прежде для Морских пограничных частей КГБ СССР сторожевые корабли и катера создавались, в том числе тем же «Алмазом», преимущественно на базе проектов, предназначенных для ВМФ, только с несколько облегченным составом вооружения. Похожая картина наблюдалась и за рубежом. Так большие куттеры, как в Соединенных Штатах классифицируют сторожевые корабли БОХР, типа Owasco, хотя и строились по «индивидуальному» проекту, имели солидное артиллерийское, зенитное и противолодочное вооружение и в случае надобности могли выполнять функции эскортных кораблей. Появившиеся в середине 60-х – начале 70-х годов прошлого века большие куттеры типа Hamilton уже располагали заметно более слабым арсеналом оружия, но они могут довооружаться счетверенными пусковыми установками противокорабельных ракет Harpoon. А вот строящиеся сейчас в США большие куттеры, или, как их еще пафосно называют «куттеры национальной безопасности», типа Legend полным водоизмещением более 4110 т вооружаются только 57-мм автоматическим орудием и 20-мм шестиствольным автоматом обороны ближнего рубежа. Установка какого-либо иного оружия, которое можно было бы быстро в условиях базы разместить, а затем демонтировать, не предусмотрена. Правда, на недавней выставке Euronaval 2012 корпорация Huntington Ingalls Industries демонстрировала материалы по так называемому «международному патрульному фрегату», проект которого разработан на базе куттера типа Legend. Но и его вооружение не особенно впечатляет. На нем 57-мм артустановка заменена на 76-мм. Добавились блок из 12 вертикальных пусковых установок для ЗУР ближнего действия и две счетверенные пусковые установки ПКР Harpoon. Предусмотрено также размещение противолодочных торпедных аппаратов. Для корабля такого водоизмещения – это очень слабо. И опять же куттеры типа Legend никак нельзя переоборудовать в «патрульные фрегаты» прямо в базе. Для этого их надо, по меньшей мере, ставить на несколько месяцев в док судостроительного завода. И эта операция будет весьма затратной.

Заказчики современных OPV выдвигают перед проектантами совсем иные требования, чем прежде. Эти корабли, предназначенные главным образом для охраны богатств обширных исключительных экономических зон и континентального шельфа, должны иметь высокие мореходные качества, большую дальность плавания и автономность. Они располагают самыми современными средствами наблюдения, навигации, позиционирования и связи, а также вертолетными комплексами, спускаемыми на воду на ходу и поднимаемыми на борт быстроходными катерами-перехватчиками, способными выполнять и спасательные функции. Для их небольших по численности экипажей создаются комфортные условия для размещения. При этом корабли эти не должны быть слишком дорогими, поэтому проектировать их лучше придерживаясь стандартов гражданского судостроения.

В начале и середине 2000-х годов ЦМКБ «Алмаз» предлагало стражам морских границ два очень хороших варианта пограничных сторожевых кораблей океанской зоны. Первый проекта 20380П был создан на базе корвета типа «Стерегущий», а второй проекта 12441П – на базе фрегата типа «Новик». Но ни тот, ни другой не устроил Пограничную службу, которая к тому времени уже трансформировала свои требования к выше перечисленным международным стандартам, предъявляемым к таким кораблям. В результате «Алмазу» пришлось создавать совершенно новый проект 22100 «Океан» водоизмещением 2700 т, который одержал победу в тендере, организованном ФСБ. Головной ПСКР этого типа сейчас строится на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №6/2012).

Как отмечают Игорь Захаров и Александр Шляхтенко, в перспективе OPV будут иметь полное или частичное электродвижение. Дальнейшее развитие получит и тенденция сокращения численности экипажа благодаря увеличению уровня автоматизации при управлении судном, а также снижению трудозатрат на его обслуживание.

Мотивы, побуждающие самые разные страны строить патрульные корабли открытого моря, понятны. Они дешевы, а за последние два десятилетия серьезных конфликтов на море не наблюдалось. Для борьбы с пиратами такие корабли подходят лучше, чем боевые. И все-таки повальное увлечение OPV вызывает определенную тревогу. В последнее время в разных акваториях возникают опасные очаги напряженности, особенно на Ближнем и Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, которые вполне могут перерасти в серьезные вооруженные столкновения. И тогда на долю OPV выпадут в лучшем случае вспомогательные функции. Ведь они – не бойцы. В этой связи хочется обратить внимание на опыт Малайзии. В составе ВМС этой страны имеются шесть OPV типа Kedah, построенные по немецкому проекту MEKO 100 RMN полным водоизмещением 1650 т. В мирное время эти корабли несут типичное для OPV оружие: одно 76-мм орудие, один 30-мм автомат, два пулемета и вертолет. Но в короткие сроки они могут быть довооружены пусковыми установками ПКР Exocet и ЗРК обороны ближнего рубежа RAM, то есть приобретут вполне корветное качество.

ПОЧЕМУ ДОРОЖАЮТ КОРАБЛИ

Внимание читателей монографии Игоря Захарова и Александра Шляхтенко, безусловно, привлекут проблемы ценообразования в современном кораблестроении, рассмотренные в книге. Авторы указывают на «тренд» постоянного удорожания военно-морской техники. «По некоторым данным, – отмечают они, – с начала 1990-х гг. средний рост мировых цен на этот вид техники достиг 7-9% в год». Наряду с инфляцией и внедрением все более наукоемких образцов оружия и вооружения одним из главных «локомотивов» галопа цен являются сроки строительства кораблей. «Исключить такое сильное влияние времени строительства на удорожание контракта удается только тогда, – подчеркивается в книге, – когда доля ежегодно выполняемых по контракту работ не менее чем в два раза превышает темп удорожания».

А выполнение работ зависит от многих факторов. Это – и своевременное финансирование заказчиком, и поставки качественных комплектующих субподрядчиками в установленные сроки, и многое, многое другое. К сожалению, в российском кораблестроении все эти вопросы решаются очень трудно, «на надрыве», что неизбежно ведет к задержкам строительства и его удорожанию. Так корвет «Бойкий», планировавшийся к сдаче флоту в прошлом году, прошел только первый этап заводских ходовых испытаний. На нем из-за неготовности отсутствовала 100-мм артиллерийская установка и некоторые другие системы. Да и финансирование Министерством обороны осуществлялось неритмично.

На презентации книги в Санкт-Петербурге Александр Шляхтенко сообщил, что строительство корветов «Совершенный» и «Громкий» на Амурском судостроительном заводе задерживается из-за того, что Министерство обороны никак не может согласовать цену в рамках контракта с предприятием. Других причин – ни конструкторских, ни технологических – для задержки сборки кораблей нет. Остается надеяться, что новое руководство Министерства обороны сможет решить эту проблему, и не только по данному конкретному случаю, а найдет взамен постоянной линии на конфронтацию механизм взаимодействия с промышленностью. Это обойдется дешевле и военному ведомству, и стране.

ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ

Большой интерес вызывает раздел книги, посвященный перспективным направлениям развития кораблестроения. Как отмечают авторы, «в будущем мировой корабельный состав станет значительно меньшим, чем в настоящее время, а сами корабли будут в большей степени ориентированы на использование высоких технологий. При этом в военном плане акценты будут смещаться от наращивания ударной мощи к более широкому использованию информационных систем боевого управления и целеуказания с тем, чтобы повысить вероятность успешного применения оружия». Наиболее значимыми особенностями перспективных корветов станут интегрированные системы вооружения открытой архитектуры, радиолокационные средства с неподвижными фазированными антенными решетками и размещаемые в трансформенных помещениях модульные роботизированные комплексы: беспилотные летательные аппараты, самоходные подводные аппараты и дистанционно управляемые катера.

Ракетный корвет на базе ПМК.

Касаются авторы и модного сегодня модульно-контейнерного принципа размещения оружия. Отмечая его положительные аспекты, Игорь Захаров и Александр Шляхтенко справедливо замечают, что «несмотря на привлекательность самой идеи, ее экономическая целесообразность довольна спорна, так как затраты на производство высокотехнологичных модулей и их обслуживание достаточно высоки». Отметим также, что пока не подтверждена не только «экономическая целесообразность», но и практическая. Все 14 датских легких корветов типа Flyvefisken полным водоизмещением 490 т, на которых впервые была опробована модульно-контейнерная технология размещения оружия, позволявшая им путем замены модулей выполнять ударные, патрульные и минно-тральные функции, к настоящему времени списаны, как не оправдавшие надежд. А в качестве «контейнеровозов» они перестали использоваться и того раньше – с 2002 г. Но именно в тот год в США был заложен первый однокорпусный литоральный боевой корабль (ЛБК) Freedom. Несколько позже началось строительство ЛБК другого проекта – тримарана Independence. И тот и другой восхищают каждого, кто так или иначе связан с кораблестроением. Ведь при водоизмещении в 3000 и более тонн они развивают почти 45-узловую скорость хода! Но вот вояки из них получились неважные.

Тут нельзя не напомнить, что именно ЦМКБ «Алмаз» в буквальном смысле слова инициировало создание ЛБК в США. Как уже отмечалось выше, американские и натовские военно-морские стратеги не считали советские, а затем и российские надводные боевые корабли океанской зоны серьезной угрозой. Располагая мощными морскими и воздушными силами, они были уверены, и не без оснований, что легко справятся с потенциальным противником. А вот, как убедительно демонстрировали результаты учений и штабных игр, в прибрежной зоне североатлантисты полностью теряли свои преимущества. Особую угрозу представляли ракетные катера типа «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз», способные уничтожать своим мощным оружием надводные корабли практически всех классов. В этом мнении американские эксперты утвердились еще более, после того как в их распоряжение попал ракетный катер проекта 1241РЭ из состава флота бывшей ГДР. В Соединенных Штатах состоялись его всесторонние испытания, которые показали, что США нечего противопоставить этим катерам. В результате в 1999 г. появилась концепция Street Fighter («Уличный боец») – небольшого боевого корабля, предназначенного для действий во «враждебных водах». Он должен был иметь водоизмещение порядка 500-600 т, осадку – не более 3 м и скорость полного хода в 50-60 узлов. Для противодействия разнообразным «асимметричным угрозам» вооружение его предполагалось сменным (контейнизированным), то есть в зависимости от характера угроз – ударным, противолодочным или противоминным. Когда об идее этого корабля доложили тогдашнему начальнику военно-морских операций ВМС США адмиралу Вернону Кларку, он с восторгом заявил, что такие «бойцы» ему нужны «к завтрашнему утру».

Продвинутая версия РК проекта 1239.

С тех пор минуло почти четырнадцать лет. Сейчас в составе ВМС США числятся три ЛБК, но ни один не введен в линию из-за отсутствия модулей. Точнее к настоящему времени более-менее отработан только один – противоминный. А ведь прежде планировалось иметь 17-20 их видов. Теперь решено ограничиться тремя: противокорабельным, противоминным и противолодочным. Противокорабельный, по сути дела, вообще не имеет отношения к «модульности», поскольку будет включать ПКР Griffin с эффективной дальностью стрельбы 3,5-4,5 км, которые будут выстреливаться из штатной, то есть не сменяемой, пусковой установки ЗРК обороны ближнего рубежа RAM, и две дополнительно размещенные на крыше вертолетного ангара 30-мм автоматические пушки Mк-46.

Модули – «гаджеты» недешевые. Так противолодочный модуль, который будет готов к 2016 г., по данным Исследовательской службы Конгресса США, обойдется в $200 млн. Если учесть, что сами ЛБК стоят $640-700 млн., то теперь каждый «уличный боец» обойдется примерно в $1 млрд. Однако на сегодняшний день при прочих равных условиях ни один ЛБК так и не сможет противостоять российским «молниям».

Другими словами, модульно-контейнерная схема вооружения пока не оправдывает себя. Во всяком случае, сначала надо сделать сами модули, отработать и испытать их, а уж потом заниматься созданием кораблей-носителей.

Куттер проекта SX151 конструкции X-BOU.

Кстати, ЦМКБ «Алмаз» в качестве альтернативы модуль-контейнерному методу, чью эффективность еще требуется подтвердить, предлагает более разумные варианты прибрежных боевых кораблей. О них на страницах журнала «Национальная оборона» писали специалисты бюро. Например, на базе унифицированных корпусов тральщиков проекта 12700 «Александрит» возможно создание кораблей ближней морской зоны различного назначения: ракетных, противолодочных, минно-тральных, патрульных (см. журнал «Национальная оборона» №2/2012). В зависимости от назначения корабля в различной степени достигается унификация и по системам, устройствам, оборудованию помещений, комплексам вооружения и технических средств. Все это позволяет снизить затраты на ЗИП и ремонтные комплекты за счет повышения серийности изделий, а также затраты на докование, так как будет использоваться общий комплект доковых устройств. Расходы уменьшатся и на проведение опытно-конструкторских работ и организацию технологий производства. Существенная экономия может быть достигнута при массовом строительстве корпусов на одном заводе и насыщении их оружием и вооружением на других предприятиях.

В инициативном порядке «Алмазом» разработан и вариант глубокой модернизации проекта 1239 «Сивуч» – ракетного корабля на воздушной подушке скегового типа (см. журнал «Национальная оборона» №10/2012). За счет внедрения водометных движителей резко упрощается система обеспечения движения и управления движением на всех режимах. Благодаря этим решениям, в кормовой части высвобождаются значительные площади. Это позволяет оборудовать взлетно-посадочную площадку и раздвижной ангар для беспилотного летательного аппарата или легкого вертолета. Радикально изменился архитектурный облик КВП. Он стал полностью «стелсовским». О вооружении корабля в публикации ничего не говорилось. Но по рисунку можно его представить. В носу – 100-мм артиллерийская установка А-190 «Универсал». По бортам размещаются пакеты вертикальных пусковых установок для противокорабельных ракет и ЗУР ближнего действия. Побортно также располагаются ЗАК АК-630М. В нижней носовой части надстройки, также побортно – «карманы» для двух двухтрубных аппаратов для стрельбы противолодочными ракетами или торпедами. А это означает, что в составе электронного вооружения корабля предусмотрена ГАС опускаемого типа. Вот это, действительно, полноценный литоральный боевой корабль водоизмещением чуть больше 1000 т и полной скоростью хода в 50 узлов!

Очевидно, на нем вместо части противолодочного и противокорабельного ракетного оружия можно предусмотреть модульное размещение РСЗО. В таком случае корабль станет идеальным средством огневой поддержки десанта. Ведь он способен действовать на глубинах до 1 м, а в случае надобности вообще безбоязненно «садиться» на отмели, а потом на воздушной подушке сходить с них. На той же платформе КВП ЦМКБ «Алмаз» предлагает создавать десантные и спасательные корабли.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Но вернемся к книге Игоря Захарова и Александра Шляхтенко. Авторы высказывают много интересных идей, касающихся перспективных корветов. Они, например, считают, что внедрение CALS-технологий в сервисное обслуживание создает условия для достаточной надежности корабля на весь период автономного плавания. Это позволит разделять экипаж на две неравные части. Одна, меньшая, будет выполнять «пилотские» функции по управлению кораблем, его системами и оружием на время похода, а другая – готовить корабль к походу и совершать необходимые действия по его обслуживанию в базе. При такой схеме береговую часть экипажа, вероятно, целесообразно комплектовать вольнонаемным персоналом.

В книге немало сюжетов, которые дают стимул для размышлений, провоцируют, в хорошем смысле слова, дискуссии. Однако в ней можно встретить утверждения, с которыми трудно согласиться. Например, в главе, посвященной мореходности перспективных кораблей, суда с формами носовой оконечности X-BOU и Sea Axe («морской топор») авторы относят к кораблям конструкции wave-piercing («прорезающий волну»). Но на самом деле – это разные конструкции, хотя и преследующие одну цель – улучшение пропульсивных качеств. Суда X-BOU разработки норвежской фирмы Ulstein имеют корпус с поперечной симметрией вокруг центральной оси (поэтому и именуются «Х») с носовой оконечностью вытеснительного типа, которую набегающая волна плавно обтекает. Это обеспечивает более высокую среднюю скорость хода, уменьшает потребность в мощности энергетической установки и способствует экономии топлива. Еще одно важное преимущество такой конструкции – уменьшение или практически полное исключение заливания верхней палубы водой. До сих пор суда типа X-BOU строились преимущественно в качестве снабженцев, обслуживающих морские нефтяные и газовые добывающие платформы. Но постепенно круг их применения расширяется. Прорисовывается и их военное будущее. На салоне Euronaval 2012 в Париже демонстрировалась модель перспективного корабля комплексного снабжения BRAVE с носовой оконечностью X-BOU, разработки компаний DCNS и STX-France (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №11/2012). А фирма Ulstein совместно с американской корпорацией Vigor Industrial представила на тендер, организованный Береговой охраной США по строительству 25 средних OPV, проект SX151 – тоже X-BOU-конструкции.

Носовая оконечность wave-piercing строящегося американского эсминца Zumwalt (DDG 1000).

Однако следует иметь в виду, что корабли X-BOU имеют ограничения по размещению оружия в носовой части. Кроме того, их мореходные преимущества ухудшаются после увеличения скорости хода более 22-23 узлов.

У Sea Axe – совсем иная конструкция носовой части и корпуса. Сейчас имеется только один крупный «морской топор» военного назначения – румынский OPV Stefan cel Mare водоизмещением 1500 т, построенный по проекту 6610 голландского концерна Damen. У этого патрульного корабля вертикальный острый форштевень с минимальной шириной поперечного сечения в носовой части, почти вертикальные борта без развала в подводной и надводной части. Кроме того, от миделя в нос и вниз имеется скос днища, то есть осадка носом больше, чем в корме и в средней части. Такая «топорная» форма корпуса позволяет «рассекать» волны на больших скоростях хода и не дает носу выпрыгивать из воды. Это, в свою очередь, повышает мореходные качества, снижает нагрузки на корпусные конструкции от ударов о волны и заливаемость палубы, повышает скорость.

На первый взгляд к «топорам» близки «прорезатели волн», которые точнее было бы назвать «протыкателями». У них форма носовой оконечности напоминает стилет или нож. Создателей этих кораблей, как правило, не волнует заливаемость верхней палубы (исключение составляют китайские ракетные катера-катамараны типа 022, бортовые корпуса которых выполнены по схеме wave-piercing, а платформа, где размещаются оружие и ходовая рубка, поднята достаточно высоко над водой). Прогулки по палубе на таких кораблях в море не предусмотрены. Главное – скорость и малая заметность. Вот почему они по архитектуре напоминают подводные лодки.

Кроме китайских катамаранов типа 022 (по данным разных источников, в этой серии уже насчитывается от 60 до 80 единиц) такие корабли строились ограниченными сериями. Преимущественно как небольшие катера доставки спецназа. Но сейчас уже в завершающей стадии строительства находится эсминец Zumwalt (DDG 1000) водоизмещением более 14500 т с носовой оконечностью wave-piercing. После его ходовых испытаний можно будет судить о достоинствах и недостатках этой схемы и ее применимости при создании боевых кораблей других классов.

К сожалению, встречаются в книге и неточности, особенно относящиеся к данным по зарубежному кораблестроению. Например, подпись под фото на стр. 7 гласит: «Корвет типа Flower». Но на снимке запечатлен канадский фрегат Waskesiu типа River, который после Второй мировой войны успел послужить и в индийском флоте. Или говорится, что итальянские корветы типа Carlo Bergamini в 60-х гг. прошлого века строились на экспорт. Но, во-первых, эти корабли всегда классифицировались как фрегаты и имели вполне фрегатное по тем временам водоизмещение (1650 т). Во-вторых, за рубеж они не поставлялись. Все четыре корабля этого типа отслужили в ВМС Италии, что называется от звонка до звонка. Очевидно, авторы имели в виду итальянские корветы типа Albatros водоизмещением 950 т, которые, действительно, строились не только для флота этой страны, но также для ВМС Дании и Нидерландов, а также несколько большего водоизмещения – для ВМС Индонезии.

Досадная оплошность случилась и с датировкой времени поставки ВМФ алмазовских ракетных катеров типа «Молния»: «Эти корабли в версии 12411 строились до 1980 г.». Но известно, что их сдача флоту завершилась на рубеже 2000-х гг., уже в постсоветскую эпоху.

Подобные оплошности не связаны с содержательным наполнением книги, но они «цепляют» глаз и, увы, снижают впечатление. Они – результат отсутствия редакторской работы, из-за которой страдают многие современные издания. Хотя в Санкт-Петербурге, несомненно, можно еще найти людей, способных обнаружить неточности в фактах и цифрах, касающихся кораблестроения.

Несмотря на эти недочеты, книга Игоря Захарова и Александра Шляхтенко – безусловно, незаурядная работа в отечественной военно-морской и кораблестроительной литературе. Ее стоит читать и изучать.

Корвет, фрегат - портрет с натуры

Два года назад российский Военно-морской флот пополнился новейшим многоцелевым сторожевым кораблем ближней морской зоны - корветом проекта 20380 "Стерегущий". В скором времени состав нашего флота также должны пополнить новые корветы - "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий".

В новейшей истории Российского флота корветы, образно говоря, еще только делают первые шаги. Хотя первые представители этого класса военных кораблей появились еще в далеком XVII веке. Корветами назывались трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением и 18-30 орудиями на верхней палубе. Они использовались для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение таких кораблей составляло 460 тонн и больше. С 40-х гг. XIX в. появились колесные, а позднее - парусно-винтовые корветы.

Корветами именовались и эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. При водоизмещении от 500 до 1600 тонн их скорость достигала 16-20 узлов (30-37 км/ч). На вооружении они имели артиллерийские установки калибра 76-102 мм и зенитные автоматы калибра 20-40 мм, бомбометы и глубинные бомбы. Были оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия корветы стали оснащаться ракетными установками.

Основные задачи современных корветов - противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (военно-морской базы, порта и т. п.). Зарубежные корветы появились в результате расширения возможностей боевых катеров, они стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 70-х были просто ракетными или противолодочными, то катера конца 80-х получили, кроме ракет, опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты. В дальнейшем в середине 90-х вооружение дополнили легким вертолетом для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам, поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120-150 километров. В результате водоизмещение таких "катеров" доросло до 1200-1500 тонн и эти корабли стали называть "корветами".

В советском ВМФ класс корветов не выделялся, подходящие под его массогабаритные характеристики корабли классифицировались по назначению и преобладающему вооружению. Согласно классификации НАТО к классу корветов относились советские малые противолодочные корабли (МПК) и малые ракетные корабли (МРК).

Новые российские боевые корабли проекта 20380 (тип "Стерегущий") уже официально именуются корветами. Этот проект был разработан для ВМФ России в ФГУП "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" в Санкт-Петербурге. Создание первого в истории Российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет, во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441. Головной корабль этого проекта "Новик" был заложен еще в 1997 году на верфях судостроительного завода "Янтарь", но так и не был достроен. После проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ "Алмаз", командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешевого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе "Аврора", Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и другие). Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников "Северной верфи" была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 "Стерегущий". Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и шестеро получили почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".

В ближайшие годы в составе нашего флота должны появиться и представители такого класса военных кораблей, как фрегаты. В частности, планируется, что в конце октября состоялся спуск на воду головного фрегата одного из проектов "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", который был заложен на стапеле "Северной верфи" в 2006 году. На "Северной верфи" также строится серийный корабль этого проекта "Адмирал флота Касатонов". Фрегаты этого проекта предназначены для ведения боевых действий в дальней и ближней морских зонах, а также для участия в решении различных задач в океанской зоне.

Новым фрегатам предстоит вписать новые страницы в историю этого класса военных кораблей. А история эта также насчитывает несколько веков. Ведь именно фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Свое происхождение фрегаты ведут от легких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооруженные примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не относились. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли, и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века.

В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надежность и скорость фрегатов делали их популярными кораблями для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате "Будёз" (Капризница) в 1766-1769, а знаменитый фрегат "Паллада", на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I.

В 1805 году в России был введен ранг 44-пушечных фрегатов. Русские 44-пушечные фрегаты строились со сплошной палубой в отличие от фрегатов XVIII века, у которых закрытыми были носовая и кормовая оконечности, а средняя часть верхней палубы оставалась открытой. В числе этих фрегатов был прославившийся в 1854 году при обороне Петропавловска-Камчатского фрегат "Аврора", построенный в 1833-1835 годах в Санкт-Петербурге на Охтинской верфи.

В британском Королевском флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвертого по шестой. С распространением в первой половине XIX века паровых судов класс фрегатов начал претерпевать заметные изменения. К середине столетия большинство флотов мира уже широко применяло так называемые пароходофрегаты, вариант классического фрегата, оснащенный паровой машиной и гребными колесами. Наличие колес по бортам корабля мешало размещению артиллерии, и потому дальнейшая эволюция класса фрегатов пошла двумя различными путями.

Одним из этих путей стало постепенное усиление бронирования и уменьшение числа орудий, совпавшее с изобретением в середине XIX века башенной установки орудий. Массивные башни, в которых устанавливалось одно-два тяжелых орудия, и широкое распространение изобретенной примерно в это же время железной брони привело к сильному росту водоизмещения кораблей. Некоторые линейные корабли превратили во фрегаты, снеся две верхние палубы и навесив броню. Фактически, несмотря на единственную орудийную палубу и малое число орудий, это были уже не фрегаты, а броненосцы, хотя они продолжали сохранять свое название до последней трети XIX столетия.

Другой путь был связан с изобретением винтового привода, позволившего избавиться от громоздких и неэффективных колес, сохранив основной тактический признак фрегатов - скорость и возможность самостоятельных действий. Поскольку термин "фрегат" в те времена все еще относился к тяжелым броненосным пароходофрегатам, предкам последовавших затем броненосцев, этот "старый новый" класс, занявший место старых фрегатов, был назван новым термином, происходящим от голландского слова "Kruiser" (тот, кто пересекает). Дальнейшая эволюция этого класса, вызванная все новыми усовершенствованиями в вооружении и бронировании, привела к возникновению современных крейсеров.

Во время Второй мировой войны термин "фрегат" стал использоваться в британском флоте для обозначения противолодочных эскортных кораблей, более легких, чем эсминец, но более тяжелых, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы и потому не обладали характерными для эсминцев скоростью и вооружением, что позволяло строить их в больших количествах на верфях, не приспособленных к постройке тяжелых военных кораблей.

В американском флоте в то время подобный класс кораблей назывался эскортными эсминцами. После войны они были переименованы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года фрегатами назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Лишь после этого флот США перешел на британскую классификацию.

В современном понимании к фрегатам относятся боевые корабли среднего водоизмещения океанской (дальней морской) зоны, обладающие универсальным ракетно-артиллерийским вооружением, способные решать задачи как оборонительного (ПЛО и ПВО конвоя, корабельного соединения, самообороны), так и ударного (поддержка морских десантов, атака кораблей противника, "горячая" разведка берега) характера. Достаточно четко по массогабаритным характеристикам выделяются 2 группы фрегатов. Фрегаты I класса имеют стандартное водоизмещение 4-5 тыс. т и более, вплотную приближаясь к эсминцу по возможностями в плане ПВО/ПЛО, но несколько уступая в ударном аспекте (за счет более легких ПКР и АУ меньшего калибра). Эти корабли используются в основном для эскортирования авианосных и амфибийных групп, крупных конвоев в океанских условиях. Характерный представитель фрегата I класса - американский фрегат серии "Оливер Перри". Фрегаты II класса, имея меньшее водоизмещение (около 2.000-4.000 т), предназначены в основном для одиночной патрульной службы. Возможности ПЛО/ПВО у таких кораблей обычно заметно ниже, зато на борту имеются просторные помещения для тяжелого вертолета и подразделений морской пехоты, мощная артиллерия либо комплекс ПКР. Наиболее характерным фрегатом 2 ранга является французский "Лафайет". При этом, учитывая тенденцию использования при проектировании современных кораблей модульного принципа, в условиях пункта базирования возможно быстрое переоборудование корабля (путем замены стандартизованных блок-модулей вооружения, судового и радиоэлектронного оборудования) под тот или иной тип боевых задач, диктуемых конкретной миссией.

В советском флоте класса фрегатов, как и корветов, не существовало. Но иностранные специалисты к фрегатам относили наши сторожевые и большие противолодочные корабли.

К примеру, к классу фрегатов вполне можно отнести СКРы проекта 1135, которые и сегодня успешно решают задачи в различных точках Мирового океана. В частности, сторожевой корабль "Ладный" Черноморского флота, которому в прошлом году довелось принимать непосредственное участие в освобождении захваченного пиратами судна "Арктик Си", именно этого проекта.

А первый корабль в серии СКР проекта 1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Он по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время советский ВМФ выходил в Мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на больших дистанциях. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в город на Неве, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением. Говоря о сторожевиках этого проекта, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Стоит надеяться, что и новые корабли Российского флота, в том числе фрегаты и корветы, будут такими же.

28 октября 2016 года в ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» был заложен первый корабль проекта 20386. Корветы, которые должны быть собраны в рамках проекта 20386 являются самыми перспективными из всей линейки проекта 20380. Корвет «Дерзкий» - первый корабль из серии 20386 - является модернизированным боевым кораблём, который взял лучшие черты от корветов серий 20380 и 20385.

Он будет отличаться своим водоизмещением, другими обводами корпуса, изменением состава радиотехнической аппаратуры корабля и множеством других усовершенствований.

История появления проекта 20386.

История проекта 20386 началась с появления более раннего проекта 20380. Корветы данной серии – это совершенно новые суда, которые оснащаются мощнейшей системой противоракетной обороны «Редут». В данную систему входят ракеты 9М96М, а так же ПЗРК С-400, предназначенная специально для флота.

Корабли проекта 20380 на сегодняшний день входят в состав Балтийского флота и имеют в качестве вооружения одну из самых мощных систем ПВО. Данные военные корабли уже весьма сложно отнести к обычным сторожевым кораблям, хотя формально они находятся именно в этом классе. За границей суда такого типа давно уже выделяют в отдельный класс.

Следующим витком развития проекта 20380 стали боевые корабли проекта 20385, которые получили ещё более мощное вооружение, даже по сравнению с корветами предыдущего проекта. Если сравнивать корабли по боевой мощи, то корветы проекта 20385 (да и корветы проекта 20380 тоже) можно поставить на одну доску с мощными фрегатами проекта 11356. Несмотря на столь высокую боевую мощь, новые корветы имею вдвое меньшие размеры и водоизмещение.

Почему проект 20386 стал развиваться по другому сценарию?


Хотя, казалось бы, конструкторам стоит продолжить наращивать мощность вооружения новых корветов, на самом деле, делать это не желательно. Против этого говорит целый ряд факторов:

  • Корветы с мощным и дорогим вооружением слишком дорого обходятся военно-морскому флоту;
  • Строительство таких кораблей чрезвычайно затягивается, что приводит к их моральному старению ещё до их официального выпуска в серию;
  • Постройка с таким мощным вооружением автоматически выводит их из класса, так как в задачи корвета никак не входит обязанность быть плавучим комплексом ПВО;
  • Высокая стоимость мешает наладить массовое производство.
Кроме этих, существует еще множество факторов, упрямо указывающих на то, что российские конструкторы выбрали в корне неверный путь развития.

Именно поэтому было принято решение сделать новые корветы проекта 20386 более дешёвыми за счёт уменьшения количества вооружения. Кроме того, после уменьшения количества вооружения на борту корвета, существенно повышалась скорость и маневренность судна. Корветы вовсе не созданы для того, чтобы наносить мощные удары по противнику. Их основной задачей являются следующие функции:

  • Патрулирование территориальных вод;
  • Эскорт транспортных и торговых кораблей;
  • Защита от нападений на основной флот в режиме быстрого реагирования.
Тем более, что российские ВМФ остро нуждаются в кораблях именно такого класса.

Новый проект по созданию корвета было решено максимально удешевить, с целью увеличения скорости их производства. Хотя неоднократно высказывались мысли о том, что в качестве «базы» для создания следует воспользоваться уже готовыми кораблями предыдущих проектов, было решено спроектировать новый корабль с «чистого листа». По техническому заданию, он должен иметь небольшое водоизмещение и нести на борту достаточно легкое, но сбалансированное вооружение.

Каким будет корвет «Дерзкий»?


Первый корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий» является корветом будущего. Он представляет собой некий промежуточный класс между патрульным кораблём и полноценным фрегатом. В результате, хотя формально корабль «Дерзкий» относится к классу корветов, по своим характеристикам он больше похож на полноценный эсминец.

В соответствии с планом разработок, первый корвет проекта 20386 должен вести бой не только в ближних водах, но и противостоять противнику на дальних рубежах территориальных вод России. Перед конструкторами нового корабля стоит поистине сложная задача – сделать универсальную боевую единицу, которая сможет заменить боевые корабли сразу нескольких классов. Итак, в соответствии с техническим заданием, корвет «Дерзкий» должен уверенно справляться со следующими боевыми задачами:

  • Новые корабли должны защищать морские коммуникации в пределах 200 мильной зоны;
  • Оказывать противодействие противнику, который находится как на близком, так и на дольнем расстоянии от мест базирования Российского флота;
  • Обеспечивать своей системой противовоздушной обороны защиту кораблей флота от внезапных воздушных налётов противника;
  • Искать, находить и уничтожать подводные лодки противника в зоне, контролируемой корветом;
  • Обеспечивать прикрытие атакующего десанта, как за счёт своих систем ПВО, так и обычной огневой подготовкой.
Естественно, что имеющий такой широкий спектр обязанностей корабль должен существенно отличаться от своих предшественников. Конструкторы постарались воплотить в проекте 20386 корабль, который может выступать в качестве основной ударной мощи и одновременно обладать функциями сторожевого судна.

Получается, что конструкторы, заложив в потенциал нового военного корабля опять наступают на те же грабли. Вряд ли удастся реализовать подобный проект в короткие сроки, тем более, что и стоимость будет достаточно высокой.

Руководство ВМФ России продолжает придерживаться своей странной тактики, которая выражается в строительстве многофункциональных кораблей, выпускающихся очень ограниченными партиями. Если такой вариант будет приемлем при строительстве нескольких огромных авианосцев, то корветов одной серии должно быть сразу выпущено не менее нескольких десятков. Разрабатывая каждый раз новый проект, военная промышленность банально не успевает обеспечить военно-морской флот России необходимым количеством современных боевых кораблей.

Большинство крупных морских держав выпускают корабли подобного класса достаточно крупными сериями (в СССР тоже так поступали). Например, знаменитые американские эсминцы «Оливер Перри» были произведены в количестве 71 боевого корабля. Подобным образом поступают и китайцы, которые в последние годы тратят огромные деньги на оборонную промышленность. В Китае за 10 лет было построено более 20 корветов типа 056, причём закрывать их производство планируется не раньше, чем будет произведено 60-80 кораблей подобного типа.

Несмотря на все разногласия, Министерство Обороны Российской Федерации в апреле 2014 года подписало с МПКБ «Алмаз» контракт на проведение проектно-конструкторских работ.

Особенности конструкции нового крейсера «Дерзкий»


Так как новый корвет «Дерзкий» представляет собой многофункциональный боевой корабль, в его конструкции будет множество нестандартных решений:

  • В качестве силовой установки предполагается использовать новейшая газотурбинная установка, которая частично будет работать за счёт электричества. Это целый комплекс, состоящий из двух российских газотурбинных дизелей, каждый из которых будет развивать до 27 500 л/с. Кроме того, каждому из этих двигателей будет помогать специально для этих целей сконструированный электродвигатель, развивающий мощность до 2 200 л/с. В автомобильной промышленности такие силовые установки используются уже давно. Их знают как гибридные моторы;
  • Надстройку нового военного корвета ВМФ РФ планируют сделать из прочных полимерно-композитных материалов нового поколения, что значительно облегчит вес боевого корабля;
  • Появятся принципиально новые грузовые люки, которые будут располагаться в надводных частях бортов. Это поможет кораблю реализовать весь потенциал технологии Уже сейчас корабль часто называют «корвет-призрак»;
  • Корабль получит совершенно новые системы гидравлики, новую систему управления, жизнеобеспечения и электрооборудования.
Корвет «Дерзкий» получил новые обводы корпуса, что позволило ему улучшить мореходные качества. Корабль получился очень устойчивым. Он не «взбирается» на волну, а рассекает её, поэтому он может выходить в открытое море при волнении до 5 балов.

Вооружение первого корвета проекта 20386.

Вооружение корвета «Дерзкий» значительно превышает потенциал его зарубежных «коллег». Например, американский USS Montgomery, который считается новейшим кораблём того же класса, обладает значительно более слабым боевым потенциалом. Если бы два этих корабля встретились один на один, то шансов уцелеть у американского корабля было бы немного.

Первый корвет проекта 20386 будет оснащаться следующим вооружением:

  • Универсальной автоматической артиллерийской установкой А190 калибра 100 мм, которая будет установлена в новой сплюснутой башне;
  • На борту корабля будут установлены два ракетных комплекса «Уран» либо «Уран-У», которые предназначаются для поражения кораблей противника на расстоянии от 130 до 260 км. Возможно, что это будет ракетный комплекс «Калибр», ракеты которого способны поражать надводные корабли на расстоянии до 375 км. Для того, чтобы снизить заметность данных комплексов, они спрятаны в походном положении корабля за специальными щитами, которые расположены в центральной части надстройки корабля;
  • В носовой части корвета расположены пусковые установки ЗРК «Редут». Они служат для уничтожения воздушных целей, как на средних, так и на малых дистанциях;
  • В средней части корпуса побортно будут установлены специальные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Данный комплекс предназначен для противоторпедной защиты корвета;
  • На корме с двух сторон от бортов будут расположены автоматические шестиствольные артиллерийские установки, предназначенные для отражения атак пиратов, диверсантов, а также расстрела плавающих мин.
Хотя точный состав вооружения корвета «Дерзкий» неизвестен, конструкторы неоднократно заявляли, что на боевом корабле будет реализован принцип модульного комплектования. В специальном отсеке, предназначенном для модулей, будут находится контейнеры с разнообразным вооружением и оборудованием.

Кроме этого, на борту корвета «Дерзкий» будет размещён корабельный вертолёт КА-27 и несколько беспилотных летательных аппаратов вертолётного типа «Горизонт».

Радиооборудование корвета «Дерзкий»

На данный момент, на корвет «Дерзкий» планируется установить радиотехническое вооружение, идентичное тому, которое размещается на корветах проекта 20385. Так как за несколько лет данные системы могут усовершенствоваться, возможно, что на новый корвет установят более совершенное радиооборудование. Сейчас предполагаемый комплект радиовооружения выглядит следующим образом:

  • Боевая информационно-управляющая система «Сигма»;
  • Радиолокационная станция «Фуркэ-2»;
  • РЛС целеуказания;
  • Две РСЛ навигационного типа;
  • Средства навигации;
  • Комплекс связи «Рубероид»;
  • Средства РЭБ;
  • ОГАС «Анапа-М»;
  • Станция «Минотавр-М».
Для защиты от стандартных средств обнаружения противника и его ракет противокорабельного типа, используется комплекс выстреливаемых помех «Смелый». Работа данного комплекса снижает шансы поражения корабля на 70%.


После появления в открытом доступе изображений корабля «Дерзкий» многим бросились в глаза его внешние сходства с американским литоральным боевым кораблём типа «Фридом», который также оснащен системой модульного вооружения. Через несколько лет можно будет сверить характеристики этих двух кораблей и проверить, у какой страны корвет получился более перспективным.

Корвет «Стойкий» (бортовой номер 545) является четвертым в серии из четырех кораблей проекта 20380, построенных ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» для ВМС России. Головным является (введен в эксплуатацию 20 ноября 2007 года), вторым - (введен в эксплуатацию 14 ноября 2011 года), третьим - (введен в эксплуатацию 16 мая 2013 года).

Проект 20380 был разработан Санкт-Петербургским ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ России.

Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Основные характеристики корвета «Стойкий»: Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн. Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров. Ширина 13 метров, максимальная осадка 7,95 метров. Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта.

Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах. Автономность плавания по запасам провизии 15 суток. Экипаж составляет 99 человек.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый», средства РЭБ: ТК-25-2.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Корвет «Стойкий» был заложен 10 ноября 2006 года на стапеле ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», строительный номер 1004. Спущен на воду 30 мая 2012 года. Корвет носит имя, унаследованное от своих знаменитых предшественников: первого гвардейского эсминца Балтийского флота проекта 7У, защищавшего Ленинград и Таллин в годы Великой Отечественной войны, первого серийного эскадренного миноносца проекта 30 бис и шестого серийного проекта 956, которые ранее были построены на верфи и верно служили России в разные периоды ее истории.

14 ноября 2013 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» . 10 декабря . 20 декабря экипаж по подготовке корабля к проведению заводских ходовых испытаний в море. 25 декабря , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ он будет проходить первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ).

15 января 2014 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы продолжит первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 21 января в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. 24 января корвет проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева - после совершения межбазового перехода из Кронштадта. 06 февраля экипаж новейшего корвета проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 13 февраля экипаж под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева с экипажами противолодочных вертолетов Ка-27 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24 морской авиации Балтийского флота. 18 февраля экипаж успешно провел в морских полигонах Балтийского флота . 14 марта экипаж в Балтийском море. 26 марта экипаж для продолжения проведения морской части государственных ходовых испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота после вынужденного перерыва, связанного с бушевавшим в Калининградской области ураганом. 02 апреля для проведения артиллерийских стрельб главным корабельным комплексом. 08 апреля экипаж в ходе проведения государственных испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота . 14 апреля экипаж успешно корабля в полигонах боевой подготовки Балтийского флота.

04 мая 2015 года для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По сообщению от 22 мая во время выхода в морской полигон, расположенный в акватории Балтийского моря, по большому и малому морским щитам, имитирующим боевые корабли условного противника. По сообщению от 26 мая «Стойкий» и «Бойкий» в морских полигонах Балтийского флота выполнили ряд учебно-боевых задач. Во взаимодействии с противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ моряки отработали совместные противолодочные действия - провели учение по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки с условным применением противолодочного вооружения. Роль субмарины условного противника выполняла дизель-электрическая подводная лодка Балтийского флота класса «Варшавянка» - одна из самых бесшумных подводных лодок. По сообщению от 29 мая в морских полигонах Балтийского флота успешно выполнил артиллерийские стрельбы по морским надводным целям из корабельных комплексов АК-630 и А-190 в ходе розыгрыша боя с надводными кораблями условного противника. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. По сообщению от 10 июля экипаж корабля в море. По сообщению от 16 сентября в рамках совместного российско-белорусского оперативного учения «Щит Союза-2015» одновременную ракетную стрельбу по сложным мишеням, имитирующим корабль условного противника.

05 июля 2016 года в Балтийск после выполнения задач в Северном море. По сообщению от 15 сентября элементы второй курсовой задачи (К-2) с выполнением артиллерийских стрельб по мишеням, имитирующим боевой корабль и средства воздушного нападения условного противника. По сообщению от 11 ноября экипаж корабля в морских полигонах