Каинова печать значение фразеологизма. Каинова печать цивилизации

Библейская археология - сравнительно молодая наука, возникшая только в конце XIX века. В средневековье с этой тематикой ассоциировали поиск священных для христиан реликвий, например, обломков Ноева ковчега, щепок от Креста Господня, копья, которым римский легионер пронзил грудь Христу, и так далее. Но представление это безнадежно устарело еще в позапрошлом веке. С момента становления библейской археологии как научной дисциплины (то есть с начала XX века) исследователи ставили себе более сложную задачу: не поиск отдельных артефактов, а восстановление общего исторического фона, на котором происходили библейские события.

Такая задача была крайне важна, поскольку в университетской науке того времени господствовал критический метод изучения Библии. Будучи продуктом европейской скептически-секулярной мысли предшествующих трех столетий, он окончательно оформился в Германии во второй половине XIX века. Это была искусственная историософская схема, построенная на априорных предпосылках деизма, эволюционизма и гегелевской диалектики. Эта схема отказывала еврейскому народу в его религиозной оригинальности, а пропущенный через ее призму библейский текст объявлялся имеющим значительно более позднее происхождение. Скептики утверждали, что, например, большая часть Пятикнижия написана - фактически сфальсифицирована - не во второй половине
II тысячелетия до Р. Х. в Ханаане, а в VII в. до
Р. Х. в Вавилоне. Отвергалась историчность и других книг Ветхого и Нового Завета.

Кабинетная библейская наука оказалась в логическом тупике, отказывая предмету своего исследования в исторической достоверности. Чтобы преодолеть системный кризис, библеистика нуждалась в массиве нового материала, внешнего по отношению к библейскому тексту. Такой материал могла дать только археология. Фактически именно перед ней ставился вопрос: достоверна ли библейская история? Но на этот вопрос невозможно было ответить, откопав несколько предметов прошлого (артефактов, как называют их археологи). Требовался системный подход.

В Палестине и других странах библейского ареала начинают свои исследования ученые, ставящие задачу ответить на вопрос о правдивости Библии. Их, как правило, финансируют религиозные организации и фонды. Наиболее яркие страницы библейской археологии первой половины XX века связаны с Американской школой ближневосточных исследований и ее представителем Уильямом Олбрайтом. В результате многолетних раскопок в разных местах стало ясно, что описанные в Библии события хорошо вписываются в тот исторический и культурный контекст, который можно восстановить на основании археологических данных. Археология не доказала истинности всех событий Библии, но показала, что библейские повествования не противоречат внешним фактам. Этот вывод со временем помог преодолеть гиперкритический подход в библеистике.

После Второй мировой войны исследования, в том числе объектов, связанных с библейской историей, продолжились, но стали носить уже не религиозный, а светский характер. Вопрос о подлинности Библии уже не ставился, задача согласования найденных артефактов с Библией ушла из числа приоритетных. Раскопками стали заниматься не энтузиасты-одиночки, а группы специалистов в различных областях - стратиграфии (изучение культурных слоев), географии, геологии, климатологии, палеоботанике, палеозоологии, антропологии и других. Финансирование начало поступать не от религиозных организаций, а от государственных структур в рамках деятельности университетов и археологических институтов.

Изменилось даже название науки - она стала называться по тому региону, где ведутся исследования, например, археология Израиля или сиро-палестинская археология. В итоге в 70-е годы заговорили о «смерти» библейской археологии.

Если говорить о библейской археологии образца первой половины XX века, то она действительно умерла. Но умерла так, как об этом сказано в Евангелии: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин 12 :24). Библейская археология стала тем зерном, из которого выросла современная археология Палестины и стран библейского ареала. Это был логичный и естественный процесс. Результатом стало огромное количество новых, постоянно пополняющихся сведений о раскопках. Ни религиозные организации, ни отдельные верующие специалисты никогда не могли бы достичь таких объемов исследований, если бы на этих территориях продолжала существовать библейская археология в прежнем виде. Зерно принесло стократный плод.

Специалисты по библеистике получили возможность использовать этот огромный массив материалов, привлекая его для изучения Библии. Задача современной библейской археологии - не раскопки как таковые, а анализ уже имеющегося материала для изучения Библии, прежде всего - для восстановления исторического, религиозного, политического и культурного контекста, в котором происходили библейские события. По сути, библейская археология - мостик между археологией и Библией.

Что же касается исследователей, занимающихся библейской археологией, то это чаще всего верующие люди. Речь, понятное дело, не только о православных - среди библейских археологов есть и католики, и протестанты, и иудеи. В России большинство исследователей библейской археологии так или иначе связаны с православными богословскими учебными заведениями либо с ЦНЦ «Православная энциклопедия». В прошлом году Смоленская семинария организовала первую в России конференцию по библейской археологии, материалы которой были изданы как специальный выпуск журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» (№ 5). Но, конечно, в дискуссиях на библейско-археологические темы принимают участие и полевые археологи, и светские специалисты, защищающие иногда невыгодную для Библии интерпретацию артефактов.

Интерпретация тут - ключевое слово. Собственно, основная проблема археологии, в том числе библейской, - проблема интерпретации артефактов. Очень редко находят однозначные артефакты. Чаще всего споры начинаются именно на этапе идентификации: что найдено? как это понимать? как датировать? Нередко артефактам могут быть даны разные интерпретации, которые, будучи соотнесены с библейским повествованием, либо подтверждают, либо опровергают его.

Современная библейская археология - это прежде всего аналитическая наука, то есть исследователи анализируют огромное множество опубликованных данных. А данных действительно множество - достаточно сказать, что сейчас на территории Израиля имеется около 2000 объектов, на которых проводились или проводятся раскопки.

Вплоть до конца прошлого века считалось, что только приобретя многолетнюю практику полевых раскопок, специалист может заняться анализом артефактов. Сейчас этот подход признан порочным, и аналитиков начали готовить со студенческой скамьи, выделив особое направление в археологии - теоретическую археологию. Библейская археология относится к этому направлению.

Но это не только не исключает, а, наоборот, предполагает теснейшее знакомство и с объектами в местах раскопок, и с артефактами, доступными в музеях. Поэтому мы регулярно ездим в страны библейского ареала. А это не только территория Израиля, но и Иордания, Сирия, Ливан, Турция, Иран, Ирак. Там найдены тысячи артефактов.

Основное достижение библейской археологии - то, что теперь мы можем достаточно уверенно реконструировать исторический и культурно-религиозный контекст различных эпох, и то, что библейские повествования с удивительной точностью вписываются в реконструкцию соответствующего периода. Это дает убедительный аргумент в пользу исторической достоверности библейского повествования

Каинова печать Книжн. Экспрес. Внешние признаки преступности на ком-либо. - [Теперь ] люди меня боятся, «убивцем» зовут, а тогда я всё одно как младенец был, печати этой каиновой на мне ещё не было (Короленко. Убивец). - От библейского мифа об убийстве Каином, сыном Адама и Евы, своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), в наказание за что Бог отметил лицо его особым знаком. Имя «Каин» стало нарицательным именем тяжкого преступника.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Каинова печать" в других словарях:

    КАИНОВА ПЕЧАТЬ - «КАИНОВА ПЕЧАТЬ», Россия, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ ЛАД, 1996, цв., 41 мин. Телетеатр. По книге А.Родина. В основе сюжета воспоминания Николая Мартынова, убившего на дуэле М.Лермонтова. В ролях: Игорь Ясулович (см. ЯСУЛОВИЧ Игорь Николаевич).… … Энциклопедия кино

    каинова печать - сущ., кол во синонимов: 1 грех преступления (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    КАИНОВА ПЕЧАТЬ - что Клеймо изгоя или преступника. Подразумевается совершение поступков, обладание характеристиками, которые отвергаются обществом. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), реже организация (Z) отмечены очевидными признаками осуществлённых ими … Фразеологический словарь русского языка

    Каинова печать - это особый знак, которым, согласно Ветхому Завету, был отмечен Богом старший сын Адама и Евы. Каин – первый плод чадорождения во грехе. Он от рождения был угрюм, злобен, завистлив. Эти качества подтолкнули его на страшный грех братоубийства… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Каинова печать - крыл. сл. В библейском мифе Каин один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Каинова печать - Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /i> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444 …

    «КАИНОВА ПЕЧАТЬ» - особый знак, к рым был отмечен богом, согласно библ. легенде, старший сын Адама и Евы Каин за то, что убил из зависти своего брата Авеля … Атеистический словарь

    Каин. Каинова печать - В библейском мифе Каин – один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог сделал ему знамение (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы,… … Словарь крылатых слов и выражений

    ПЕЧАТЬ - Каинова печать. Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /i> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444. Класть/ положить печать на кого, на что. Книжн. Устар. Оставлять на ком л., на чём л. след какого л. воздействия, влияния. Ф… … Большой словарь русских поговорок

    ДЕМОНИЧЕСКИЕ ЗНАКИ - в демонологии считалось, что при заключении договора с Сатаной на неофита возлагалось клеймо дьявола, или «печать Сатаны». Оно являлось символом служения силам тьмы. Клеймо дьявола напоминало шрам, родимое пятно или татуировку. Оно могло иметь… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Книги

  • Каинова печать , Протоиерей Савва Михалевич. Савва Петрович Михалевич родился в 1955 году в Боснии, в городе Травник, но уже в 1956 году после смерти отца семья переехала в СССР по разрешению советского правительства. Глубоко верующая…

Печать Каина, первого грешника

До сих пор человечество задаётся вопросом: что за печать поставил Бог на Каина? Ведь Каин убил своего брата Авеля, которого Бог любил больше.

Господь сделал Каина изгнанником и скитальцем на земле (Быт, 4:12 ), но Каин покаялся за свой грех:
14 Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Быт, 4 ).
Значит, Каин стал побаиваться, что ему могут отомстить за Авеля...
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт, 4 ).

Весь мир занят познанием печати Каина (National Geographic Channel, и др ). А почему именно его печатью?

Ведь человек должен получить наказание от Бога. Каин получил его. Но вместе с ним получил и защиту от Бога. Вот это и есть очень интересная для всех тема. Интересная потому, что все мы, в чём-то, грешны. Но, так же все и хотим получить защиту от Бога, как, например, получил Каин.

Вот почему всем нам и хочется открыть этот секрет. Но, если много говорят о печати Каина, то почему тогда очень мало говорят о печати в «Откровении»?
В «Откровении» говорится:
15 И дано ему [зверю] было вложить дух в образ зверя [другого зверя], чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр, 13 ).

Я со 100%-ной уверенностью могу сказать, что печать и Каина, и та, о которой говорится в «Откровении» – есть одна и та же печать. То есть с чего началась Библия, тем она и заканчивается.
Ведь если разумно отнестись ко всему этому, то, думаю, у всех нас неправильный подход ко всему, отчего и искаженное понимание. Я имею ввиду: печать Каина, как и печать из «Откровения», которую все мы называем печатью Дьявола или Антихриста.
Это совсем не их печати. Оба они не в состоянии поставить их, т.к. печать может поставить только создатель всего на Земле – Бог. Если бы, например, Антихрист был правой рукой Бога, то и в этом случае он мог бы поставить эту печать только по указанию Бога. Отсюда, правильнее звучит – печати Бога.

Поэтому, загадка лежит в начале, а разгадка – в конце. Или, загадка лежит а конце, а разгадка – в начале. Это, – я понимаю , – смотря с какой стороны подойти к этому, т.е. к замкнутому кругу (Нулевой цикл во Времени: от сотворения мира до наших дней).
Можно сказать и так: там, где вход, там и выход, или, наоборот.

А что Вы, уважаемые читатели, можете сказать об этой многовековой загадке?


КАИНОВА ПЕЧАТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Преступление и наказание

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться, он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына. Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности. Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф. В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.