Советы по портретной съемке. Профессиональные советы по съемке портретов

Иконки, которые вы найдёте на этих ресурсах, можно также использовать, чтобы проиллюстрировать информацию в слайд-шоу, украсить визитные карточки, меню, флаеры и прочее.

Мы написали, что иконки на этих сайтах бесплатные, но всё же обращайте внимание на условия скачивания, так как они могут измениться в любой момент.

01. Smashing Magazine

22. PixelsMarket

26. Blugraphic

Blugraphic – варианты PSD, PNG и векторных иконок. Поиск ограничен тегами, но можно подписаться на рассылку и еженедельно получать бесплатную подборку по электронной почте.

27. Icon Shock

Icon Shock – это тысячи бесплатных иконок для личного использования. Чтобы применить картинку в коммерческом проекте, нужно внести разовый платёж.

28. CSS Author

CSS Author предлагает еженедельные подборки лучших бесплатных иконок в сети.

29. Creative Tail

Хотите свежих иконок? На Creative Tail есть наборы, которых больше нигде не найти.

30. All-Free-Download

All-Free-Download предлагает лёгкий поиск и прямые загрузки PSD, PNG и векторов.

31. Ego Icons

Ego Icons предлагает более 1500 премиальных иконок и 100 бесплатных векторных значков. Посетите также дочерние сайты, кликнув по кнопкам верхней навигационной панели.

32. AlienValley

На AlienValley представлен широкий ассортимент иконок высокого качества в обмен на ваш адрес электронной почты.

33. Dreamstale

Dreamstale снабдит вас отличными бесплатными иконками премиум класса при условии указания авторства.

34. DuckFiles

35. 1001 Free Downloads

1001 Free Downloads специализируется на плоских иконках, представленных множеством прекрасных и причудливых вариантов.

36. GraphicsBay

37. Pixeden

На Pixeden можно искать иконки в нескольких размерах. Здесь широкий выбор от 16х16 до 512х512 в формате PNG.

38. NounProject

NounProject – это удобный поиск, лёгкая загрузка и высокое качество иконок. Ссылка на автора обязательна. Членство с ежемесячным взносом снимает ограничения на скачивание.

39. Iconmonstr

Iconmonstr предлагает иконки в нескольких размерах без указания авторства.

40. Fusionplate

Что такое иконки знают многие, ведь они появились уже давно еще в далекие 90-е годы. Что интересно первыми стали использовать иконки не разработчики Windows, а программисты Mac OS. Но с течением времени операционная система Windows обогнала своего конкурента и вовсю стала использовать и улучшать графическую составляющую иконок. С развитием операционной системы Windows и сети интернета, появилось огромное количество всевозможных иконок. Иконки в наше время используются везде, без них уже и никто, наверное, не сможет работать ни в одной системе. Скачать иконки бесплатно и без регистрации на рабочий стол или для Windows, вы можете зайдя на наш сайт.

На нашем сайте вы можете найти и скачать множество красивых и необычных иконок на различную тематику. Комбинируя иконки, темы Windows, фоны рабочего стола, можно довольно сильно преобразить ваш интерфейс. Также большое значение иконки сейчас имеют для веб-программистов, они используют их для создания различных элементов сайта. Веб-дизайнеры используя иконки и специальные программы, создают потрясающие дизайнерские проекты. Коллекция иконок на сайте будет постоянно пополняться, и обновляться, думаю каждый, найдет для себя тот вид иконок, который будет востребован.

Все иконки на сайте отобраны вручную и отсортированы, в основном иконки имеют расширение PNG. В дальнейшем на сайте появятся иконки и других расширений, которые имеют свое специфическое применение. Скачать иконки можно абсолютно бесплатно, без всяких СМС и файлообменников, просто кликните мышкой по кнопке или архиву с файлом. Совместно с выбранными иконками гармонично будут смотреться соответствующие

Уверен, что красивый набор иконок пригодится всегда. Значки и иконки, при правильном их использовании, являются очень ценным инструментом для дизайнера. Они притягивают наше внимание или обращают внимание на какую-либо вещь. У многих пользователей сайтов функционал запоминается исключительно визуально т.е. с помощью картинок.

Эта коллекция иконок выпущена в помощь дизайнеру. Коллекция абсолютно бесплатна. Пожалуйста, прочитайте лицензионное соглашение перед использованием значков — лицензия может время от времени меняться. Значки также могут оказаться полезными для корпоративных проектов, блогов, интернет-журналов, дневников, интернет-приложений. Пожалуйста, не стесняйтесь предлагать свои наборы иконок в комментариях к данному посту.

Иконки для web приложений.

Chalkwork HTML является бесплатным набором HTML-тематические иконки. Они прекрасно сочетаются со всей семьей иконок Chalkwork. Эти иконки Вы можете устанавливать абсолютно бесплатно для личных и коммерческих целей. Комплект доступен в 3 размерах и 6 форматов: прозрачный PNG, TIF, GIF, BMP, ICO Windows и Mac ICNS.

Иконы рука указатель.

Бесплатные иконы, которые включают 36 рук-указателей, 6 различных типов с 6 цветовыми вариантами. Также имеется исходник.psd формата.

452 иконки свободно доступных для частных и коммерческих целей.

Базовая комплектация.

42 высококачественные иконки в 64 × 64, 32 × 32 × 16 и 16 размеров. Mac OS, Win and .PNG-formats. Mac OS, Win и. PNG-формате.

Эта бесплатный пакет икон предназначен для использования в личных и коммерческих проектов, и должен быть использован без присвоения. Комплект не может быть перераспределен. Комплект включает в себя 26 стильных икон разработанных Midtone Design Studio. Каждая икона является.PNG 48 × 48px. Значки были созданны дизайнером Jonatan Кастро Фернандес.

Комплект Файл статус иконки включает 16 икон, которые могут быть использованы для веб-приложений.

Danish Royalty Free.

Дизайн: Jonas Rask.

Иконы Onebit Set.

80 красивых иконок в резолюции 48 × 48px,. PNG.

Скачать также часть1.

On Stage Icons Set.

Набор содержит 49 свободных векторных иконок, в том числе PSD, которые могут быть полезны для корпоративных и личных проектов. Вы можете использовать набор бесплатно, без каких-либо ограничений. Иконки доступны в формате PNG в резолюции 128 × 128 пикселей. Также включены иконки формата.PSD.

Этот набор содержит 9 браузеров иконок в 64 × 64, 32 и 32 × 16 × 16 пикселей. Включает в себя основные браузеры, как Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera, Google, Chromeи многие другие.

Milky Icons Set.

Набор содержит 131 икону в большинстве своем зеленого цвета, что имеет очень приятный внешний вид для темного фона.

Марк Джеймс (FamFamFam) создал большой набор 1022-гладкую шелковистого цвета 16 × 16 иконы в формате PNG.

В четвертой части «кокеток» добавлено еще 50 икон. Основное назначение этих икон – это добавить любовь и игривость Вашим проектам. Иконки следующих размеров: 16 × 16px, 32 × 32px, 48 × 48px, 64 × 64px и 128 × 128px и 32-битной прозрачности PNG формата файла.

В 5 части «кокетка» содержится 50 высококачественных иконок. Размеры: 16 × 16px, 32 × 32px, 48 × 48px, 64 × 64px и 128 × 128px и 32-битной прозрачности PNG формата файла.

Иконки для e-commerce (электронная коммерция).

Chalkwork платежи доступна в 3 размерах и 6 форматов: прозрачный PNG, TIF, GIF, BMP, ICO Windows и Mac ICNS.

Значки бесплатны для личного использования, а также бесплатны для коммерческого использования, но и дизайнеры требуют ссылок на веб-сайте. The archive contains the icons in all sizes, Windows, Mac and PNG formats. Архив содержит значки всех размеров, Windows, Mac и PNG форматах.

23 значка кредитные карточки бесплатно для свободного скачивания.

Комплект свежих икон.

Этот набор содержит 59 растровых и векторных иконок. В комплект входят иконки в PNG, ICO и ICNS форматов. В EPS векторный файл доступен также.

Полезные наборы иконок.

Набор бесплатных мультимедийных векторных иконок различных цветов и стилей.

Fortune 500 бэджи.

Свыше 200 иконок известных брендов, PSD включены.

Комплект из 50 пассажирских и пешеходных символы, разработанные AIGA теперь доступна в Интернете бесплатно. Есть EPS и GIF формат.

Аудио иконы.

Небольшой набор из 48 × 48px иконы: M-Box, на M-Audio Axiom 25 Midi-клавиатура и монитор TAPCO S5 колонок. Эти иконы являются бесплатными для личного использования. Имеются в.ICNS, .PNG.

Социальные наборы иконок.

Социальные медиа мини упаковка иконок.

Этот набор состоит из 30 (16 × 16) тонко разработанных социальных медиа мини иконок. Они могут свободно использоваться в некоммерческих целях.

Социальные иконки в виде облаков. Формат.PNG.

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого профессионального роста с нуля в сайтостроении

Набор содержит 16 социальных икон (прозрачной) PNG формата.

Эти иконки содержат Facebook, Blinklist, Feedburner, Flickr, FriendFeed, Furl, Gmail, Google, Heart icon, Last FM, Linked IN, Magnolia, Newsvine, PayPal, Skype, Sphinn, Twitter, Vimeo, Yahoo and You Tube icons. Все иконы в четырех размерах: 16 × 16, 32 × 32, 64 и 64 × 12 × 128px. И все они являются свободными.

Каждая иконка в формате. JPG и поставляется в двух размерах: 48 × 48px и 96 × 96px. Каждая иконка темносерая на белом фоне.

YouTube, Delicious, RSS, Twitter, Facebook, Flickr, Digg, StumbleUpon, mySpace, Feedburner, Skype, Yahoo, Last.fm, Linkin, Reddit and Gmail.

Dead-Простые Социальный медиа Иконы | Мастер Fidgeter.

Просто, чисто и красиво. 16 × 16px мини-социальных икон.

28 иконок в формате PNG (256 × 256, 128 × 128, 48 × 48, 32 × 32, 16 × 16), ICO (256 × 256, 128 × 128, 48 × 48, 32 × 32, 16 × 16) и ICNS (256 × 256, 128 × 128, 48 × 48, 32 × 32, 16 × 16).

В этот набор входят иконки для Blip.fm, Digg, Facebook, Firefox, Flickr, Meneame, Myspace, Technorati, Twitter, Vimeo, WordPress, Youtube, LastFM, RSS, Blogger, GMail, Reddit and StumbleUpon. Иконки доступны в размерах 24 × 24, 32 × 32, 48 и 48 × 64 × 64. Выпущен под лицензией Creative Commons.

Циркуляр социальные иконы.

ZIP-файл включает в себя 3 размера на 17 иконок: 128 × 128px, 64 × 64px и 32 × 32px. There is an icon for the following: Blogger, Delicious, DesignFloat, Digg, Facebook, Flickr, Google, a heart icon that will work for anything (such as bookmark), MySpace, Reddit, an RSS icon, StumbleUpon, Technorati, Twitter, WordPress, Yahoo! Дизайн Eli Burfordиз Австралии.

Красивые наборы иконок.

Стиль почты.

Коллекция иконок мешочков была разработана Paul Kadysz. Она содержит 5 высококачественных иконок. На этот раз у нас есть 3 различных форматах (. ICO,. Icns и. PNG) и 6 размеров! 512px-16px (except .png). 512px-16px (кроме. PNG). Вот как набор выглядит.

350 бесплатных красивых иконок на рабочем столе, также могут быть использованы online. Дизайн мастер David Lanham.

30 бесплатных иконок, которые имеют размер: 256 × 256, 128 × 128, 64 × 64, 48 × 48, 32 × 32, 24 × 24, 16 × 16 пикселей и форматах PNG, ICO и icns.

Проекты иконок для бесплатного скачивания.

Набор содержит 18 красивых значков, связанных с управлением проектами. Набор включает в себя иконы адрес карты, гистограммы, календарь, часы и времени, конференц-устройство, контакты, документы, проекты, поиск, карта сайта и т.д. Абсолютно бесплатно. Использование для любых целей.

Полезный набор векторных икон (256 × 256 пикселей). Он содержит книги, кисти, пастель, клип, цветные карандаши, документ, ластик, блокнот, палитра, ножницы.

Портрет - непростой, но очень интересный жанр фотографии. Во время фотокурсов иногда заходит разговор со слушателями о портретной съемке - люди показывают свои фотоработы, в которых часто присутствует ошибки, причем, почти у всех одни и те же. Также меня просят рассказать, как лучше фотографировать портрет. В этой статье я хочу изложить свое видение портретной съемки, по возможности, в форме, доступной для понимания начинающим фотографам. Перед тем как созреть до создания этой статьи перечитал достаточно большое количество материалов в Интернете. Оказалось, что статьи на тему "как фотографировать портрет " не пишет только ленивый:) При этом я заметил, что многие статьи представляют собой лишь пошаговые инструкции, написанные "сухим" языком, иногда даже без примеров, будто бы "для галочки". Другая крайность - "многотомники", раскрывающие все возможные и невозможные аспекты портретной фотографии, авторы которых закапываются в такие дебри, что невольно начинаешь осознавать свою ничтожность:)

Если вы учились в институте, вспомните, как скучно было слушать профессоров на лекциях! :) Действительно грамотных материалов, которые бы при этом еще и легко читались, не так уж и много... Я постараюсь простым языком рассказать, как фотографировать портрет - самый обыкновенный, не студийный, в условиях естественного освещения - с него начинают все портретисты! Разумеется будет делаться упор на то, чтобы результат был ближе к художественной фотографии, чем к бытовой. Итак, вперед!

С какого расстояния фотографировать портрет?

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусное расстояние 85 мм (плюс-минус). Все это здорово, но в этой рекомендации не учитывается то, что у разных аппаратов при фокусном расстоянии 85 мм будет совершенно разный масштаб из-за кроп-фактора. Если на полном кадре 85 мм - действительно удобное фокусное расстояние для съемки портрета не самым крупным планом, то на кропе масштаб картинки будет совершенно другим (чем больше кроп-фактор, тем более крупным будет план). На мыльницах 85 мм - это вообще расстояние для фотоохоты! А как быть, если хочется снимать портрет с китовым объективом 18-55 мм, на котором вообще нет фокусного расстояния 85 мм? Это, кстати, больной вопрос среди новичков, которые хотят освоить портретную съемку. В ответ на это я приведу рекомендацию - более простую и универсальную.

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2 метров! Недостаток масштаба компенсируйте зумом.

Съемка с относительно большого расстояния с "приближением" дает ряд преимуществ:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности - не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким. Кроме того

2. При съемке портрета "издали" гораздо удобнее работать с фоном . Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор - лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного объектива. Китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает размытие лишь "для галочки". Может случиться так, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):

  • Вести съемку с более близкого расстояния . Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы - с определенного момента он начинает расти очень быстро!
  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке . При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс - вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).
  • Использовать более длиннофокусную оптику . Минус - возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс - вы сразу получите нужный масштаб портрета, а заодно задний план будет хорошо размыт ("портретная" оптика как раз для этого и предназначена).

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача - создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.


Автор фото - Мария Струтинская

Правда, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, так, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм. Размытие заднего плана у большинства зум-объективов не такое интересное - они в большинстве своем для этого не предназначены. Для объективов работает принцип - чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому многие фотографы приобретают отдельный объектив именно для портретной съемки, для макросъемки - макрообъектив, для пейзажа - хороший широкоугольник и т.д. Зум-объектив в данном случае - компромиссное решение. Тем не менее, потренироваться можно и с зумом, понять, надо ли это и, если надо, уже осознанно выбирать настоящий "портретник".

Размытие заднего плана усиливают следующие вещи:

1. До максимума открытая диафрагма . Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 2, 1.4 и даже 1.2! ГРИП при f/1.2 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше - уходит в размытие.

2. Увеличенное фокусное расстояние . Портретные объективы для кропа имеют фокусное расстояние от 50 мм, для полного кадра - от 80 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив будет размывать задний план при том же значении диафрагмы.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном . Чем больше расстояние, тем дальше фон от точки фокусировки и тем сильнее его размытие. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

Как быть, если нет технической возможности сильно размыть задний план?

Как размыть фон и что для этого нужно, мы разобрались. Но как быть, если у нас нет светосильной оптики или у нас вообще фотоаппарат-мыльница? Как быть, если хочется размыть нежелательные объекты заднего плана, но не получается? В нашем случае это решается только выбором такого ракурса, при котором нежелательные объекты фона находятся за пределами кадра. Важное замечание! При неумелом построении композиции фон может навредить. Согласитесь, портреты, с торчащими их головы столбами или дорожными знаками на заднем плане выглядят крайне непрофессионально! Поэтому возьмите себе за правило - при построении кадра концентрироваться не только на модели, но и на фоне.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос - что должно быть резким? Кто-то ответит - "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа:) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть - глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой. Вывод - резкость в портрете нужно наводить на глаза. Но вся беда в том, что фронтально лицо располагается довольно редко, чаще всего портрет фотографируется под каким-то углом. При этом один глаз оказывается ближе к объективу, другой - дальше. В этом случае резкость наводится на ближний к нам глаз.

Правило третей в портрете

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки - естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет. Еще окно можно прикрыть шторой, создав эффект светового "клина".

Фото, приведенные ниже в качестве примеров были сделаны мной на мастер-классе Сергея Воробьева "Стильная свадебная фотография"

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой ". Другую половину, отдаленную от камеры - "узкой ":

Считается, что лучше если свет будет падать с "узкой" стороны. Если же наоборот, свет падает с "широкой" стороны лица, оно может казаться более круглым: Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону (как на последнем фото). Обратите внимание, что на данной фотографии взгляд направлен навстречу свету. А мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял. При портретной съемке не используйте встроенную вспышку! Даже когда очень хочется подсветить лицо портретируемого, не стоит прибегать к помощи встроенной вспышки - от нее лицо выглядит плоским, с бликами и, часто, с красными глазами.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Вспышку мы договорились не использовать, но при этом велик риск получения на фотографии только силуэта! Как при таком непростом расположении объектов съемки получить проработку лица модели? Многие считают, что никак и отказываются от такого интересного ракурса. Но выход есть! Первое, что поможет - точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный - это одно и то же) замер экспозиции - по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию - автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта. Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну - динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух.

Однако, есть способ получить одновременную проработку и лица и заднего плана! Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем - вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель .

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Классикой жанра считается, если она будет расположена на уровне глаз модели. В принципе, от этого правила можно и отступать, но стоит помнить, что при съемке "снизу вверх" - у модели появляется "второй подбородок", а снимая "сверху вниз" нужно следить, чтобы модель подняла лицо, иначе лоб будет слишком крупным. Еще одна крайность - съемка детей с высоты своего роста "на фоне пола". Вывод прост - если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас - либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Можно ли фотографировать портрет китовым объективом, или нужно что-то посерьезнее?

Китовый объектив у большинства фотоаппаратов хоть и имеет достаточное фокусное расстояния для портретной съемки (в эквиваленте 80-90 мм), но он имеет ряд ограничений, в виду которых художественная портретная съемка китовым объективом затруднена. Как вы уже, наверно догадываетесь, ключевой недостаток - низкая светосила на "длинном конце", из-за чего невозможно нормально размыть задний план. Однако, это критично далеко не всегда. Например, портрет в обстановке чаще всего, снимается с большой ГРИП и решающую роль в успешности съемок играет постановка света. При съемке портрета в обстановке можно добиться успеха даже с китовым объективом. Если же съемка происходит на однородном фоне, роль размытия вообще стремится к нулю, главное - интересный свет. Однако, как ни крути, с хорошей оптикой работать гораздо приятнее - она лучше передает тона, дает более "чистую" картинку.

Если же непременно нужно размывать задний план, вам стоит задуматься о светосильном фиксе с фокусным расстоянием 50 или 85 мм. Самый простой объектив - классический "полтинник 1.8" (50 мм 1:1.8) на кропе превращается в портретник 80 мм. Стоит он сопоставимо с китовым объективом, но портреты на него получаются гораздо интереснее, чем на китовый зум 18-55мм 1:3.5-5.6. Вообще, что касается оптики - совершенству нет предела. Профессиональные портретные фиксы легко перекрывают по стоимости саму тушку. Однако, лично я считаю, что постигать азы портретной съемки можно и на самой недорогой оптике (50/1.8, 50/1.4, 85/1.8), а когда реально почувствуете, что ее возможностей вам не хватает - задумываться о покупке профессионального объектива.

Виджет от SocialMart

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи - техническая часть и творческая. Портрет - не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки. Если у вас есть дополнения, предложения и пожелания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях. Удачных снимков!

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусное расстояние 85 мм (плюс-минус). Все это здорово, но в этой рекомендации не учитывается то, что у разных аппаратов при фокусном расстоянии 85 мм будет совершенно разный масштаб из-за кроп-фактора. Если на полном кадре 85 мм — действительно удобное фокусное расстояние для съемки портрета не самым крупным планом, то на кропе масштаб картинки будет совершенно другим (чем больше кроп-фактор, тем более крупным будет план). На мыльницах 85 мм — это вообще расстояние для фотоохоты!


А как быть, если хочется снимать портрет с китовым объективом 18-55 мм, на котором вообще нет фокусного расстояния 85 мм? Это, кстати, больной вопрос среди новичков, которые хотят освоить портретную съемку.

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2 метров! Недостаток масштаба компенсируйте зумом.

Съемка с относительно большого расстояния с "приближением" дает ряд преимуществ:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности — не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким.

Кроме того

2. При съемке портрета "издали" гораздо удобнее работать с фоном . Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор — лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного объектива. Китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает размытие лишь "для галочки".

Может случиться так, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):


  • Вести съемку с более близкого расстояния . Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы — с определенного момента он начинает расти очень быстро!

  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке . При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс — вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).

  • Использовать более длиннофокусную оптику . Минус — возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс — вы сразу получите нужный масштаб портрета, а заодно задний план будет хорошо размыт ("портретная" оптика как раз для этого и предназначена).

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача — создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.

Правда, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, так, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм. Размытие заднего плана у большинства зум-объективов не такое интересное — они в большинстве своем для этого не предназначены. Для объективов работает принцип — чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому многие фотографы приобретают отдельный объектив именно для портретной съемки, для макросъемки — макрообъектив, для пейзажа — хороший широкоугольник и т.д. Зум-объектив в данном случае — компромиссное решение. Тем не менее, потренироваться можно и с зумом, понять, надо ли это и, если надо, уже осознанно выбирать настоящий "портретник".

Размытие заднего плана усиливают следующие вещи:

1. До максимума открытая диафрагма . Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 2, 1.4 и даже 1.2! ГРИП при f/1.2 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше — уходит в размытие.

2. Увеличенное фокусное расстояние . Портретные объективы для кропа имеют фокусное расстояние от 50 мм, для полного кадра — от 80 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив будет размывать задний план при том же значении диафрагмы.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном . Чем больше расстояние, тем дальше фон от точки фокусировки и тем сильнее его размытие. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

Как быть, если нет технической возможности сильно размыть задний план?

Как размыть фон и что для этого нужно, мы разобрались. Но как быть, если у нас нет светосильной оптики или у нас вообще фотоаппарат-мыльница? Как быть, если хочется размыть нежелательные объекты заднего плана, но не получается? В нашем случае это решается только выбором такого ракурса, при котором нежелательные объекты фона находятся за пределами кадра.

Важное замечание! При неумелом построении композиции фон может навредить. Согласитесь, портреты, с торчащими их головы столбами или дорожными знаками на заднем плане выглядят крайне непрофессионально! Поэтому возьмите себе за правило — при построении кадра концентрироваться не только на модели, но и на фоне.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос — что должно быть резким? Кто-то ответит — "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа:) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть — глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой. Вывод — резкость в портрете нужно наводить на глаза.

Но вся беда в том, что фронтально лицо располагается довольно редко, чаще всего портрет фотографируется под каким-то углом. При этом один глаз оказывается ближе к объективу, другой — дальше. В этом случае резкость наводится на ближний к нам глаз.

Правило третей в портрете

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки — естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет.

Считается, что в портрете наиболее выигрышен ракурс вполоборота (под 45 градусов) или в "три четверти" (под 22.5 градуса — между фронтальным положением и положением вполоборота). Ниже приведен пример портрета в "три четверти", автор фото — Семен Орлов.

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой ". Другую половину, отдаленную от камеры — "узкой ".

Видно, что свет падает с "узкой" стороны (белая стрелочка). Это направление освещения неплохо весьма удачно подчеркнуло объем (большую роль в этом сыграли освещенные волосы слева). А давайте представим, что свет падает со стороны красной стрелки. Что мы в этом случае получим? Только хорошо освещенное ухо, не более. Плюс ко всему, от носа получится неприятная тень. Фотография потеряет всякую художественную ценность!

Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону (как на последнем фото). Обратите внимание, что на данной фотографии взгляд направлен навстречу свету. А мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял.

При портретной съемке не используйте встроенную вспышку! Даже когда очень хочется подсветить лицо портретируемого, не стоит прибегать к помощи встроенной вспышки — от нее лицо выглядит плоским, с бликами и, часто, с красными глазами.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Вспышку мы договорились не использовать, но при этом велик риск получения на фотографии только силуэта! Как при таком непростом расположении объектов съемки получить проработку лица модели? Многие считают, что никак и отказываются от такого интересного ракурса.

Но выход есть! Первое, что поможет — точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный — это одно и то же) замер экспозиции — по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию — автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта.

Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну — динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух.

Однако, есть способ получить одновременную проработку и лица и заднего плана! Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем — вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель .

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Лучше всего, если она будет расположена на уровне глаз модели. Если забыть про это правило, то и при съемке "сверху вниз" фотография получается на фоне земли (часто взрослые так снимают детей с высоты своего роста — не нужно этого делать!), при съемке "снизу вверх" — у модели появляется "второй подбородок" (моделям это обычно не нравится:)

Вывод прост — если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас — либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи — техническая часть и творческая. Портрет — не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки.

Если у вас есть дополнения, пожалуйста, оставляйте их в комментариях.