Подписная кампания. «Каждым подписчиком дорожим

Послание Святейшего Патриарха в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры!

Ныне все мы переживаем великую духовную радость, принимая в наших городах и весях благословенную святыню – честную десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и частицу святых мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна, как и ее старшая сестра, - последняя Российская императрица Александра Феодоровна, принадлежала к царскому роду. Родившиеся в маленьком немецком городке Дармштадте и воспитанные в традициях Лютеранской церкви, они не могли себе и представить, что когда-нибудь покинут Родину и переселятся в далекий край, где разделят со своими мужьями не только славу и радость, но и великую скорбь и мученическую кончину. Но от Бога стопы человеку исправляются!

В девятнадцатилетнем возрасте юная Елисавета стала женою Великого князя Сергея Александровича и переехала в Россию, где обрела для себя не только новую Родину, но и Православную веру. Постепенно проникаясь глубиной православного вероучения и красотой богослужения, Елизавета Феодоровна по собственному сердечному избранию, присоединилась к Православной Церкви.

Как евангельский купец, обретши многоценный бисер, она все силы своей сострадательной души устремила на помощь всем, нуждающимся в помощи. В стремлении исполнить заповедь Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода евангельского служения, два рода любви. С одной стороны деятельную сострадательную любовь к ближнему, с другой - созерцательную молитвенную любовь ко Христу Спасителю. И на этом пути она во многом преуспела. В годы потрясений и мятежей – русско-японской войны, первой революции и волны террора, княгиня вместе с сестрою-Государыней организовывала в залах Кремлевского дворца лазареты и швейные мастерские, где шили одежду для раненных и больных.

Будучи супругой московского губернатора, она деятельно участвовала в жизни Православной Церкви, посещала храмы и монастыри, неустанно хлопотала в разных комиссиях по попечительству над сиротами, посещала воспитанниц дворянских институтов, а свои личные средства тратила на дела широкой благотворительности. Неслучайно именно в эти годы в народной среде ее впервые назвали – «Великой Матушкой».

Трагическая смерть мужа, привела ее к решению оставить светскую жизнь и посвятить себя всецело делам молитвы и милосердия. «Я оставляю блестящий мир...и восхожу в более высокий мир – мир бедных и страдающих. Я приняла это не как крест, а как дорогу полную света, стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе», - писала княгиня в своем дневнике.

На свои средства она приобретает в Замоскворечье старинную усадьбу и основывает в ней Марфо-Мариинскую обитель. Ее трудами и заботами сестер в обители были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. В обязанности сестер входило посещение больных и престарелых, помощь бедным семьям. Сама Великая княгиня самоотверженно ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Она разыскивала в недрах Хитрова рынка и в городских ночлежках заброшенных детей, чтобы накормить и отогреть их в обители, дать им постоянный кров. Вместе с трудами милосердия Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь. В полночь она неизменно вставала на молитву, а потом обходила палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Несмотря на утомление, ее лицо всегда сияло тихим, благодатным светом.

Наступивший 1917 год страшным вихрем революционных потрясений обрушился на нашу многострадальную Родину и положил начало невиданным гонениям на Русскую Православную Церковь. Тысячи и тысячи невинных страдальцев составили великий собор новомучеников и исповедников Российских. Их христианский подвиг, как и подвиг всех пострадавших за Христа в эти годы, навсегда останется для нас образцом служения Богу и верности Матери Церкви. Великая княгиня и сестры Марфо-Мариинской обители продолжали помогать всем страждущим, не разделяя их на друзей и врагов. И бесценной наградой за помощь бедным, больным и сиротам стала всеобщая любовь к ней простого, даже революционно настроенного народа, не утратившего, однако, чуткости к добру и бескорыстию.

Но разрушительные силы зла все более заполоняли Россию и сердца людей, и одной из первых жертв начавшихся гонений стала Августейшая семья и преподобномученица Елисавета. Ее арестовали в апреле 1918 года и вывезли по железной дороге в город Алапаевск. Вместе с ней по крестному пути добровольно отправилась и преданная ей инокиня Варвара (Яковлева). На следующий день после убийства Царской семьи, глубокой ночью 5 (18) июля Великую княгиню Елизавету Феодоровну, инокиню Варвару, вместе с другими членами императорского дома живыми сбросили в шахту заброшенного рудника. Последние ее слова были молитвой за убивающих: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк. 23. 34).

Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию. Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви, способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом.

Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты. И нам особенно отрадно сознавать, что в год празднования 140-летия со дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы и 95-летнего юбилея основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия ее святые мощи прибывают в Россию. Мы благодарим всех, кто оказал помощь в этом богоугодном деле. Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшему процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину Святого Православия.

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

25 июля, исполняя благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра, епископ Дмитровский Александр (Русская Православная Церковь), епископ Бостонский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей), представители Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России доставили в Москву из Иерусалима мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В год 140-летия со дня рождения преподобномученицы Елизаветы (1864-1918) и 95-летия основания созданной ею Марфо-Мариинской обители мира и милосердия тысячи православных христиан России поклонятся честным останкам Великой княгини и ее сподвижницы.

Торжественная встреча святынь состоялась за Всенощным бдением в храме Христа Спасителя. В богослужении участвовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, собор архиереев, священнослужители Москвы, тысячи богомольцев. Во время полиелея Всенощного бдения Преосвященные архиереи встретили честные мощи, привезенные из аэропорта Домодедово. Вместе с российскими паломниками из Святой Земли в Москву прибыли инокини монастыря cвятой равноапостольной Марии Магдалины Русской Православной Церкви Заграницей, где хранятся мощи святых Елизаветы и Варвары, прославивших Имя Божие праведной жизнью и мученическим подвигом. После встречи святынь митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Из храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду привезена десница преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, находящаяся в серебряной раке. Пальцы десницы преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны после извлечения останоков мучеников в Алапаевске были сложены в троеперстии. Эта святыня вместе с рукой инокини Варвары была доставлена на прославление Новомученников Собором архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в ноябре 1981 года в Нью-Йорк из Иерусалима после вскрытия гробниц за несколько месяцев до торжества канонизации. Рака с десницей установлена в центре Храма Христа Спасителя для поклонения верующих.

Cо Святой Земли также привезен ковчег, в котором находятся частицы мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары и золотой крест, в основании которого размещены святая земля из Алапаевска и Иерусалима. Ковчег, изготовленный из досок гробов, в которых в 1921 году прибыли из Китая в Иерусалим останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, изготовлен по благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра. Ковчег возложен на престол в алтаре Храма Христа Спасителя. В будущем эта святыня может быть передана Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве после ее восстановления.

Торжества, посвященные принесению мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, являются первой программой, проводимой совместно Русской Православной Церковью и Русской Православной Церкви Заграницей. Русская Православная Церковь Заграницей предоставила мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары для поклонения российским верующим на полгода.

В Москве святые мощи пробудут до 5 августа. С 25 июля по 31 июля они будут находиться в Храме Христа Спасителя, с 31 июля по 5 августа – в Свято-Даниловом монастыре, куда будут перенесены Крестным ходом. Блаженные останки преподобномучениц также посетят Марфо-Мариинскую обитель, создательницей и настоятельницей которой была Великая княгиня Елизавета. Ежедневно перед честными мощами духовенством московских монастырей и приходов будут совершаться молебные пения.

C 6 по 14 августа святыни посетят города Дальневосточного Федерального округа: Якутск, Анадырь, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток. Во Владивостоке честные мощи святых угодниц будут перенесены в специальный вагон-храм, в котором они продолжат путь по епархиям Русской Православной Церкви, где им будет воздаваться молитвенное поклонение.

Мощам преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары поклонятся православные христиане во многих регионах России, а также в Белоруссии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане, Азербайджане, странах Балтии. Святыни будут находиться в пределах Русской Православной Церкви до зимнего праздника Собора Новомучеников и Исповедников Российских и в феврале 2005 года вернутся в Иерусалим.

Спец. корр. Седмицы.Ru Ю.Клиценко

Описание ковчега с мощами преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары

Десница (правая рука по предплечье) преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, находящаяся в серебряной раке в специально изготовленном ковчеге.

Пальцы десницы преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны после извлечения мучеников в Алапаевске были сложены в троеперстии.

Эта святыня вместе с рукой инокини Варвары была доставлена на прославление Новомученников Собором архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в ноябре 1981 года в Нью-Йорк из Иерусалима после вскрытия гробниц за несколько месяцев до торжества канонизации.

Ковчег из гробов преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары.

По благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра для исполнения программы принесения святых мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары был изготовлен специальный ковчег.

Он изготовлен из досок гробов, в которых прибыли из Китая в Иерусалим останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В них святые преподобномученицы прибыли из Китая в Иерусалим в 1921 году, где находились в специальном склепе храма Марии Магдалины до 1 мая 1982 года. В этот день, в День Святых Жен Мироносиц и день 100-летия со дня основания Русского Палестинского общества торжественно были перенесены в храм, где находятся до сих пор.

Ковчег имеет размеры 300мм – 300мм – 140мм.

Внутри ковчега размещены два мощевика с частицами мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, а также золотой крест, в основании которого размещены святая земля из Иерусалима и Алапаевска.

На внутренней стороне крышки ковчега – серебряная икона с ликами преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, держащих покров над Россией. На клеймах иконы – места, связанные с жизнью и подвигом Великой княгини Елизаветы Феодоровны, подробное описание которых находится на внешних стенках ковчега.

На внешней стороне ковчега сделаны следующие записи:

Фасадная стенка (на церковно-славянском языке):

«Во славу Святой Троицы сделан бысть ковчег сей из дщицъ (досток) и гвоздей гробов, в них же честные мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары священноигуменом Серафимом во святый градъ Иерусалим принесении быша».

Боковая стенка № 1.

Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу – Марфо-Мариинская обитель милосердия – Владычня – Храм во имя святого Сергия исповедника – Мюнхен – Храм во имя Новомученников Российских – Дармштадт – Храм во имя равноапостольной Марии Магдалины – Новоспасский монастырь – Троице-Сергиева Лавра.

Боковая стенка № 2.

Иерусалим – Храм Гроба Господня – Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины Гефсимания – Опалиха. Храм во имя преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары – Алапаевск – Монастырь во имя новомучеников Российских – Джондарвиль. Свято-Троицкий Собор – Александро-Невская Лавра.

Задняя стенка ковчега.

Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Иерусалим. Художественно-реставрационные мастерские. Гефсимания. Апрель – июнь.

Материалы – серебро, золото, китайский тик (дерево, из которого сделаны гробы, и которое, как и лиственница, практически не поддается гниению).

По решению РПЦЗ этот ковчег будет передан Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве после ее восстановления.

О святых мощах преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна была арестована в Москве 24 апреля (7 мая), на третий день Пасхи 1918 года, в день Иверской иконы Божией Матери. В день ареста Марфо-Мариинскую обитель посетил Святейший Патриарх Тихон, отслуживший там молебен.

5/18 июля 1918, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, Великая княгиня Елизавета Феодоровна вместе с инокиней Варварой была сброшена живой в Нижне-Селимскую шахту, расположенную в лесу в 12 километрах от Алапевска (Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии находится в 140 километрах к северу от Екатеринбурга). В этот день мученическую кончину обрели еще 6 человек: Великий князь Сергей Михайлович, братья-князья Иоанн, Константин, Игорь Романовы, а также князь Владимир Палей и Федор Ремез.

11/24 октября 1918 состоялось обретение останков в шахте и их захоронение в Свято-Троицком соборе г. Алапаевска.

1/14 июня 1919 по Восточно-Сибирской дороге товарный поезд с останками алапаевских мучеников отправился в Читу.

6/19 августа 1919 останки алапаевских мучников пребывают в Читу и в течение 6 месяцев находятся в Покровском женском монастыре.

26 февраля/10 марта 1920 гроб с телом св. Елизаветы и гробы всех умученных с ней отбыли в Пекин.

21 марта/3 апреля 1920 года прибыли в Пекин, где были встречены главой Русской Духовной миссии архиепископом Иннокентием и погребены на кладбище в новом склепе у храма преп. Серафима Саровского.

4 ноября/17 ноября 1920 при содействии сестры Великой княгини Елизаветы Феодоровны, принцессы Виктории Баттенбергской (маркизы Мильфорд-Хевен), гробы прмц. Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары отправлены пароходом в Шанхай, а оттуда в Порт-Саид (Египет).

До 27 января/9 февраля 1921 года останки находятся в греческой часовне Порт-Саида. Отсюда поездом доставляются в Иерусалим.

15 февраля 1921 прибывают в Иерусалим и находятся в крипте русского храма св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду.

21 февраля 1921 года Патриарх Иерусалимский Дамиан совершает чин погребения Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.

В 1981 состоялось прославление в лике святых Русской Православной Церкви Заграницей в чине священномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Прославление происходило 31 октября и 1 ноября 1981 года в Синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, где находится кафедра Первоиерха РПЦЗ.

1 мая 1982 года, в день праздника святых жен-мироносиц, состоялось торжественное перенесение гробов с мощами святых Преподобномучениц из склепа-усыпальницы в храм святой Марии Магдалины.

В апреле 1992 года состоялось прославление в лике святых Русской Православной Церкви прославление в чине священномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Празднование установлено 5/18 июля.

Маршрут принесения мощей преподобномучениц Великой ннягини Елизаветы и инокини Варвары.

Святые мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары будут доставлены в Москву 25 июля 2004 года. С 25 июля по 31 июля они будут находиться в Храме Христа Спасителя, с 31 июля по 5 августа – в Свято-Даниловом монастыре, 5 августа – в Марфо-Мариинской обители.

Якутск (около 500 тыс. жит.), Анадырь (около 50 тыс. жит.), Магадан (около 100 тыс. жит.), Петропавловск-Камчатский (около 500 тыс. жит.), Южно-Сахалинск (около 500 тыс. жит.), Южно-Курильск (10 тыс. жит.), Владивосток (около 1 млн. жит.).

II этап маршрута (железнодорожный):

Владивосток – Хабаровск (около 1 млн. жит.), Комсомольск-на-Амуре (около 500 тыс. жит.), Благовещенск (около 500 тыс. жит.), Чита (около 500 тыс. жит.), Улан-Удэ (около 500 тыс. жит.), Иркутск (около 1 млн. жит.), Красноярск (около 1 млн. жит.), Ачинск (около 500 тыс. жит.), Абакан(около 500 тыс. жит.), Новокузнецк (около 1 млн. жит.), Кемерово (около 500 тыс. жит., Томск (около 500 тыс. жит.), Новосибирск (более 1 млн. жит.), Омск (более 1 млн. жит., Ишим (около 100 тыс. жит.), Тюмень(около 1 млн. жит.), Екатеринбург (более 1 млн. жит.), Алапаевск (около 10 тыс. жит.), Екатеринбург (более 1 млн. жит.), Пермь (более 1 млн. жит.), Ижевск (около 1 млн. жит.), Набережные Челны (около 1 млн.
жит.), Уфа (более 1 млн. жит.), Челябинск (более 1 млн. жит.),
Оренбург (около 1 млн. жит.) Ташкент (более 1 млн. жит.), Бишкек,
Самара (более 1 млн. жит.), Ульяновск (около 100 тыс. жит.), Казань
(около 1 млн. жит.), Чебоксары(около 500 тыс. жит.), Нижний Новгород (более 1 млн. жит.), Саранск (более 100 тыс. жит.), Пенза (более 500 тыс. жит.), Саратов (более 500 тыс. жит.), Волгоград (более 1 млн. жит.), Астрахань (около 500 тыс. жит.), Махачкала(около 500 тыс. жит.), Краснодар(около 1 млн. жит.), Ростов-на-Дону (более 1 млн. жит.), Таганрог (около 500 тыс. жит.), Донецк (более 1 млн. жит.),Днепропетровск (более 1 млн. жит.), Запорожье (около 1 млн. жит.), Мелитополь (около 500 тыс. жит.), Симферополь (около 500 тыс. жит.), Севастополь (около 500 тыс. жит.), Николаев (около 1 млн. жит.), Одесса (более 1 млн. жит.), Львов (около 1 млн. жит.), Киев (более 1 млн. жит.), Харьков (более 1 млн. жит.), Белгород (около 500 тыс. жит.), Курск (около 500 тыс. жит.), Воронеж (около 1 млн. жит.), Липецк (около 1 млн. жит.), Рязань (около 1 млн. жит.), Коломна (около 500 тыс. жит.), Владимир (около 500 тыс. жит.), Иваново (около 500 тыс. жит.), Ярославль (около 1 млн. жит.), Вологда (около 500 тыс. жит.), Архангельск (около 500 тыс. жит.), Мурманск (около 500 тыс. жит.), Петрозаводск (около 500 тыс. жит.), Санкт-Петербург (более 5 млн. жит.), Великий Новгород (около 500 тыс. жит.), Псков (около 500 тыс. жит.), Тверь (около 500 тыс. жит.), Смоленск (около 500 тыс. жит.), Брянск (около 500 тыс. жит.), Орел (около 500 тыс. жит.), Тула (около 500 тыс. жит.), Калуга (около 500 тыс. жит.).

Предполагается посещение также Белоруссии, Калиниградской области, Молдавии с Приднестровской Республикой, стран Балтии. Возможны и другие изменения в маршруте.

По материалам сайта Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного

18 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной сподвижницы инокини Варвары. В следующем году исполнится 90 лет со дня их гибели.

В нынешнем году на Пасху в освобожденном реставраторами храме Покрова Пресвятой Богородицы, который был в конце 2006 года возвращен Марфо-Мариинской обители милосердия, была отслужена первая после 1928 года Божественная литургия.

8/21 апреля исполнилось 95 лет со дня освящения Покровского храма, а в мае - 100 лет с момента покупки великой княгиней Елизаветой Федоровной в Замоскворечье старинной усадьбы с четырьмя домами и большим садом для создания здесь обители, названной в честь сестер праведного Лазаря и ставшей главным делом ее жизни. Однако официально юбилей обители будет праздноваться 23 февраля 2009 года, поскольку обитель начала свою благотворительную деятельность, базируясь на временном уставе, в 1909 году. Тогда все московские газеты писали о расположенной на Большой Ордынке Марфо-Мариинской обители милосердия - уникальном учреждении, где благотворительная и медицинская работа сочеталась с монастырским уставом. По промыслу Божьему обитель не была разрушена. История создания этого удивительного учреждения, которое переживает сейчас этап возрождения, неразрывно связана с именем ее основательницы, снискавшей славу делами милосердия и благотворительности.

Фонд апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы и Марфо-Мариинская обитель милосердия в рамках программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия: К 100-летию со дня основания» проводят передвижную фотовыставку «От милосердия к святости», на которой представлены фотографии из архива Марфо-Мариинской обители и фонда Андрея Первозванного, а также копии писем, открыток, телеграмм, обращений от имени организаций, находившихся под покровительством великой княгини. Большая часть документов предоставлена Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) и Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). Выставка уже побывала на Урале (в Екатеринбурге и Верхней Пышме) и в Великом Новгороде.

С 23 июля до 3 августа выставка «От милосердия к святости», посвященная жизни и деятельности великой матушки, как называли Елизавету Федоровну в народе, будет экспонироваться в выставочной галерее рижского Дома Москвы. Как сообщила пресс-секретарь Латвийской Православной Церкви Оксана Дементьева, сразу после открытия выставки состоится презентация 45-минутного документального фильма Нины и Валентина Маргевичей «Возвращение», рассказывающего о жизни, вере и мученической смерти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Великая женщина любви

Она блистала на великосветских балах и… собственноручно перевязывала гнойные раны бедняков, не способных заплатить за лечение. Она была тонким ценителем поэзии, живописи, музыки и… не боялась площадной брани обитателей Хитрова рынка - одного из самых злачных и криминальных мест Москвы. У нее было все - красота, любимый муж, положение в обществе, почет, деньги, дорогие украшения, наряды, но после трагической гибели супруга она спрятала свою красоту под скромное одеяние настоятельницы обители труда и милосердия.

На выставке можно увидеть редкие архивные фотографии женщины уникальной судьбы, сравнить которую в мировой истории, на мой взгляд, не с кем.

Вот принцесса Гессенская Элла (будущая великая княгиня Елизавета Федоровна) и ее сестры стоят рядом с бабушкой - английской королевой Викторией, давшей имя целой эпохе. Вот фотография, где Элла, родившаяся в небольшом немецком городке Дармштадте 1 ноября 1864 года, запечатлена в кругу семьи. Она была второй дочерью великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и великой герцогини Алисы. В семье было семеро детей, среди которых и младшая сестра Эллы Алиса (Аликс), ставшая последней российской императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая II. Именно мать, которая умерла, когда Элла отметила свое 14-летие, научила своих детей любви к людям и состраданию ко всем нуждающимся в нем.

Глядя на прекрасные детские лица Эллы и Алисы, воспитанных в традициях Протестантской Церкви, зная, что, переселившись в Россию, они разделили со своими мужьями не только славу и радость, но и великую скорбь, и мученическую кончину, понимаешь, что необыкновенная духовная и физическая красота была дарована им свыше.

Выходя замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, 19-летняя Элла не могла знать, что 18 февраля 1905 года ее супруг будет убит Каляевым, что она подаст императору Николаю II прошение о помиловании террориста, которое будет отклонено. Кто найдет в себе силы простить убийцу любимого мужа? Кто продаст все свои драгоценности и предметы искусства, чтобы, говоря словами Елизаветы Федоровны, «перенести свое существование в нищенскую среду»? Кто будет сидеть в больничных палатах у постели раненых и увечных или ассистировать хирургам в качестве медицинской сестры? А она это сделала.

Постепенно проникаясь глубиной православного вероучения и красотой богослужения, Елизавета Федоровна и Александра Федоровна перешли в Православие, обретя для себя не только новую родину, но и новую веру. Великая княгиня Елизавета Федоровна, оставив блеск и мишуру светской жизни, посвятила всю оставшуюся жизнь служению Богу и ближним, удостоилась имени великой матушки и великой женщины любви (как писал о ней игумен Серафим в брошюре «Мученики христианского долга»), а после своей трагической гибели и прославления в лике святых стала именоваться преподобномученицей Елисаветой.

Родную сестру императрицы-мученицы Александры Федоровны называют также белым ангелом России. Она и была настоящим земным ангелом, которого в апреле 1918 года арестовали и отправили на Урал. Последние месяцы своей жизни она провела в заключении в напольной школе вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой Яковлевой и членами императорского дома. 18 июля, на следующий день после убийства царской семьи, узников живыми сбросили в Нижнюю Селимскую шахту заброшенного рудника Нижняя Синячиха, расположенного в 18 км (опять цифра 18!) от города Алапаевска. Перед смертью матушка Елизавета молилась за убивающих молитвой Христа: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).

Пристань спасения и утешения

После смерти мужа все силы своей души Елизавета Федоровна устремила на помощь нуждающимся. Исполняя заповедь Спасителя о любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода евангельского служения - деятельную сострадательную любовь к ближнему и созерцательную молитвенную любовь ко Христу. Евангелие говорит, что, пока Марфа хлопотала, чтобы хорошо принять Божественного Гостя, Мария села у ног Спасителя и внимала Его словам, избрав «благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 42). Посвящение обители святым сестрам праведного Лазаря как раз и выражало соединение личного аскетического подвига и высокого жребия Марии, внемлющей вечным глаголам жизни, то есть непосредственного служения Богу через молитву и работу над собой, с заботой о ближних, чем угождала Богу Марфа.

В нижнем этаже большого двухэтажного дома с мезонином (где жили сестры обители), были устроены трапезная для насельниц, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения. Больница, где операции проводились бесплатно, занимала верхний этаж. В хирургическую клинику обители, которая считалась лучшей в Москве, привозили самых тяжелых больных, от которых все отказывались. Для их лечения приглашали лучших специалистов. 34 врача работали безвозмездно. В том же доме находились больничный храм и зимний сад. И в амбулатории (библиотека которой насчитывала более 2000 томов), и в аптеке лекарства отпускались бедным бесплатно. В одном из четырех домов обители находились также классы, где учились девочки из приюта, и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. В том же году в столовой для бедных было выдано 139 443 обедов (ежедневно отпускалось более 300 обедов по 5 копеек), а в амбулатории было зарегистрировано 10 814 посещений.

Сестричество

При открытии обители милосердия сестер было всего шесть. В апреле 1910 года епископом Трифоном (Туркестановым) в домовой церкви обители были посвящены по утвержденному Святейшим Синодом чину 17 сестер, в том числе и великая княгиня, возведенная на следующий день митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сан настоятельницы. Постепенно число сестер достигло почти 100 человек. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40 лет, желающие посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. Необходимым условием было духовное настроение и желание в смирении и терпении нести всякое возлагаемое на сестер послушание во имя Господа, Которому они приносят свои силы и труд. Среди сестер, которые делились на крестовых (уже посвященных), испытуемых и учениц, были благочинная, письмоводительница, закупщица, заведующая внешней благотворительностью, певчие и церковницы (которые работали и в рукодельной), просфорницы, медицинские сестры, трапезницы, келейницы, уборщицы, а также те, кто исполнял послушания в аптеке, приюте, бельевой, кухне, столовой для бедных, при дешевой квартире, в воскресной школе.

Регулярное посещение бедняков - главная забота обители - началось с 1913 года, когда все без исключения сестры посещали больницы и богадельни, оказывая помощь бедным, больным и престарелым, принося им по мере своих сил облегчение и духовно-нравственное, и физическое. Они обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным.

Храмы обители

При Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители милосердия были построены два храма, в престолы которых были вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы и преподобного Иоанна Лествичника. Первый храм во имя святых жен Марфы и Марии - небесных покровительниц обители - существует со дня ее основания. Этот больничный храм освящен епископом Трифоном 9 сентября 1909 года. Ежедневно утром и вечером сестры читали здесь молитвенное правило. Здесь же всю неделю совершались службы, которые переносились в Покровский храм по субботам и воскресеньям.

Предметом особого попечения Елизаветы Федоровны был второй храм - уникальный Покровский собор, построенный в 1912 году архитектором А.В. Щусевым по новгородско-псковским образцам XVI века. Расписывали храм известные ныне художники - академик М.В. Нестеров и его молодой ученик П.Д. Корин. Это уникальное творение поразило москвичей своей красотой. На западной стене храма над мозаичным образом Спаса Нерукотворного помещен текст Священного Писания: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет спасется». До сих пор Покровский собор, ставший духовным центром обители, хранит память о Елизавете Федоровне, вложившей в его строительство не только личные средства, но всю свою душу, тепло своего сердца.

В начале 1926 года многие сестры были высланы в Среднюю Азию, помещения обители заняли различные учреждения, а в 1928 году Покровский собор был закрыт большевиками. С 1929 года в нем размещался клуб Санпросвета. Фрески Нестерова закрасили краской, а в алтаре, на месте престола, водрузили огромную статую Сталина - «отца народов». Западную стену трапезной использовали как экран, показывая кинокартины. В 1944-1945 годах храм заняли новые хозяева - Государственные центральные художественные мастерские при Комитете по делам искусства, занимающиеся реставрацией древнерусской живописи. Это и спасло один из красивейших храмов Москвы от полного разрушения.

Объединяющая десница

Слава Богу, пришло время собирать разбросанные нашими предками камни и отдавать долги тем, перед кем мы все виноваты. Прославленная в лике святых Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) в 1981 году великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) к сонму новомучеников Российских в 1992 году. Начавшийся тогда процесс возрождения обители, к сожалению, затянулся. Для его завершения был создан Попечительский совет программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия: К 100-летию со дня основания». Почетным председателем совета стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, сопредседателями - президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин - председатель Попечительского совета фонда Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы (ЦНС), мэр Москвы Юрий Лужков и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.

Названные выше общественные организации по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра осуществили в 2004-2005 годах семимесячную программу по принесению мощей святых Елизаветы и Варвары из иерусалимского храма Марии Магдалины в пределы России. Целый раздел выставки «От милосердия к святости» посвящен этой акции, в результате которой мощи преподобномучениц посетили более 70-ти епархий Русской Православной Церкви - все федеральные округа России, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан, страны Балтии. Это стало одним из самых значительных церковно-общественных событий тех лет. В храме Христа Спасителя поклониться деснице Елизаветы Федоровны успели тогда тысячи людей.

А как ждали ковчег со святыней в Марфо-Мариинской обители! Меньше двух часов находилась там десница хозяйки обители перед тем, как отправиться по России. Но какой же скорой оказалась ее помощь, как мало времени понадобилось для того, чтобы решить, наконец, вопрос о передаче Русской Православной Церкви Покровского собора, долгие годы занимаемого реставраторами! А скольким людям показала великая княгиня дорогу к храму! Видя многотысячные очереди к мощам великой матушки, я на всю жизнь запомнила глаза верующих, которые в любую погоду и в любое время суток приходили помолиться святой. Но лишь со временем я осознала ту роль, которую Господь отвел ей в деле объединения двух ветвей Русской Православной Церкви, а также народов России и других стран. Поклониться святыне приходили православные христиане, мусульмане, иудеи…

24 сентября 2003 года Владимир Путин во время визита в США встретился с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром, который подарил российскому президенту большую икону Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей, пожелав, чтобы икона хранила его. Но вряд ли кто-нибудь предвидел тогда, что очень скоро в Россию и страны ближнего зарубежья из Иерусалима отправятся два ковчега, в одном из которых будет находиться десница (правая рука) преподобномученицы Елисаветы, а в другом - частицы ее мощей и мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары. Конечно, вся эта цепочка событий, связанных с именем Елизаветы Федоровны, - Божий промысл.

Вскоре после того, как Владимир Путин принял драгоценный дар, начались переговоры руководства фонда Андрея Первозванного с главой РПЦЗ Митрополитом Лавром, посетившим Россию в середине 2004 года. Этому способствовал представитель РПЦЗ в России епископ Бостонский Михаил, викарий Восточно-Американской епархии (ныне епископ Женевский и Западноевропейский). В результате фонду доверили великую святыню не на полтора месяца, как просили, а на семь месяцев. Сопровождал мощи на всем пути их следования владыка Михаил.

«Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию, - отметил Святейший Патриарх Алексий II в своем послании по случаю принесения десницы великой княгини Елизаветы Федоровны. - Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом. Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты… Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшемуся процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину святого Православия».

18 июля Церковь чтит память преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. А 19 июля 2004 года на пресс-конференции викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр сказал: «Договоренность о принесении святых мощей в Россию свидетельствует о начавшемся сближении двух разрозненных частей нашей Церкви… Прибытие мощей великой княгини как будто говорит нам о том, что она прощает всех тех, кто принес ей обиды, огорчения и невзгоды. Мы хотим, чтобы это событие оказалось не только радостью и почитанием святыни, но и послужило осмыслению нашего прошлого и настоящего».

17 февраля 2007 года в присутствии владыки Александра мэр Москвы Юрий Лужков, впервые посетивший Марфо-Мариинскую обитель, сказал журналистам о том, что возрождение обители - долг россиян перед историей. По его словам, сделав обитель одним из центральных объектов для оперативной работы правительства Москвы, «мы можем и должны попросить прощения у прошлого».

14 мая 2007 года, в преддверии подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви за границей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которое состоялось 17 мая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Знаменательно, что одним из событий, предшествующих подписанию, стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на русскую землю мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары». Его Святейшество также подчеркнул, что сейчас достигнуто понимание той высокой духовной задачи, которую поставило перед нами время, - возрождения христианских ценностей милосердия и благотворительности.

Ковчег с десницей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары 19 мая прибывает в Минск из Знаменского Синодального собора.

Святая Елисавета является одной из величайших подвижниц XX века, покровительницей благотворителей, врачей и сотрудников социальных служб.

Верующие обращаются к Елисавете с просьбами об избавлении от болезни, о духовной помощи в различных ситуациях, за благословением детей, семьи.

Биография

Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, она стала второй дочерью.

В возрасте 20 лет принцесса вышла замуж за князя Сергея Александровича — брата российского императора Александра III, венчание проходило по православному обряду в храме Большого дворца Санкт-Петербурга. Князь был глубоко верующим человеком: строго соблюдал все церковные каноны.

Елисавета Феодоровна (Елизавета Федоровна) усиленно изучала русский язык, а потому в совершенстве владела им, посещала православные богослужения, при этом исповедуя лютеранство. В 1888 году вместе с супругом совершила паломничество в Святую землю. В 1891 году приняла православие, хотя это далось княгине нелегко: Елисавета просила благословение на возможность перейти в православие. Однако отец в ответ написал ей письмо, в котором указал, что подобное решение причиняет ему боль и что он не может благословить свою дочь. Несмотря на это, великая княгиня все-таки приняла решение принять православие.

Спустя год, в 1892-м, организовала Елисаветинское благотворительное общество. Спустя небольшое количество времени во всех уездных городах Московской губернии и при всех московских церковных приходах были образованы Елисаветинские комитеты.

© Sputnik /

В 1904 году, когда началась русско-японская война, Елисаветой Феодоровной был организован Особый комитет помощи воинам — при нем в Большом Кремлевском дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов.

4 февраля 1905 года муж княгини Сергей Александрович был убит революционером и террористом Иваном Каляевым. На месте смерти супруга Елисавета Феодоровна воздвигла памятник в виде креста, который был сделан по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова "Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят".

После гибели супруга Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу, где было четыре дома и большой сад. Там она основала в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Сестры, которые жили в обители, приносили обет целомудрия, послушания и нестяжания (отрицание не только земных богатств, но и любого имущества). Тем не менее, спустя некоторое время можно было выйти из обители и создать семью.

В обители княгиня вела подвижническую жизнь: днем обходила бедные кварталы, а по ночам ухаживала за тяжелобольными людьми и молилась.

Люди отмечали, что, несмотря на высокое положение, княгиня никогда не ставила себя выше людей из трущоб и бедняков.

Во время Первой мировой войны активно помогала русской императорской армии: раненым солдатам, военнопленным в госпиталях.

В 1916 году княгиня лично принимала участие в проектировании и строительстве первого протезного завода в Москве.

Гибель княгини

Несмотря на приход большевиков ко власти, Елисавета Феодоровна продолжала подвижническую деятельность. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, по личному распоряжению Феликса Дзержинского была арестована чекистами и латышскими стрелками. Была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.

В том же месяце Елисавету, как и других представителей дома Романовых, перевезли в Екатеринбург, а чуть позже — в Алапаевск. Последние месяцы своей жизни Елисавета провела в заключении.

В ночь на 18 июля 1918 года княгиня была убита большевиками: практически все, кто погиб с ней, были сброшены живыми в шахту. После было обнаружено, что некоторые люди выжили после падения, а умерли от ран и голода. Например, рана, которую получил князь Иоанн, была перевязана частью апостольника княгини.

© Sputnik /

Также крестьяне рассказывали, что в течение нескольких дней из шахты, куда была сброшена Елисавета Феодоровна и другие, было слышно пение молитв.

В октябре 1918 года останки погибших в шахте были изъяты — после они были помещены в гробы и поставлены на отпевание. Из-за наступления Красной армии тела погибших увозили все дальше на Восток. Спустя два года, в апреле 1920-го, архиепископ Иннокентий — начальник Русской духовной миссии, встречал гробы в Пекине, откуда позже останки великой княгини Елисаветы и сестры Варвары были перевезены в Шанхай, а оттуда в Порт-Саид.

В результате гробы были привезены в Иерусалим, в 1921 году, в соответствии с желанием великой княгини быть погребенной на Святой земле, под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании состоялось захоронение тела.

Канонизация

В 1981 году великая княгиня Елисавета и сестра Варвара были канонизированы Русской православной церковью за границей, которая находится в Нью-Йорке.

В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви были причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Мощи

Сегодня мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары находятся в Гефсимании, в монастыре равноапостольной Марии Магдалины. Десница святой была перенесена в США в 1981-м.

Где и когда святыня будет в Минске

Свято-Духов кафедральный собор (ул. Кирилла и Мефодия, 3):

  • 19 мая (суббота) с 17:00 до 22:00;
  • 20 мая (воскресенье) с 6:00 до 15:00.

Свято-Елисаветинский монастырь, храм в честь иконы Божией Матери "Державная" (ул. Выготского, 6):

  • с 20 мая (воскресенье) с 17:00 по 22 мая (вторник) до 21:00 круглосуточно.

1 сентября стартовала очередная подписная кампания на периодические печатные издания на первое полугодие 2015 года. О её особенностях мы попросили рассказать ведущего специалиста Мокроусовского производственного цеха Н.Т.Прудникову.

Подписная кампания продлится с 1 сентября до 25 декабря 2014 г. Казалось бы, времени достаточно, но, наверное, есть смысл подумать о продлении подписки на любимые газеты и журналы уже сейчас. Для тех, кто выписывает много периодических изданий, есть возможность оформить подписку не на все издания сразу, а по месяцам. Подписка ведется подписными Агентствами, издательскими домами, редакцией газеты «Восход» и областных газет.

Проведение подписной кампании осуществляется на основе официальных каталогов: «Почта России», ОАО «Агентство Роспечать», «Пресса России», собрание сочинений книжного клуба «Книговек». Подписку можно осуществить, как в любом почтовом отделении так и на дому у своего почтальона.

Хотелось бы подвести некоторые итоги предыдущей подписной кампании. До нашего цеха был доведен план-задание – 6800 экземпляров подписных изданий, фактически было выписано – 6218, т.е. 91,4%, к прошлому же периоду темп роста составил – 92,4%.

Причины невыполнения плана объясняются прежде всего повышением цены на услуги, т.е. доставку периодических изданий. Мы, конечно, тоже были удивлены таким повышением. Но тарифы на оказание услуг по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов устанавливаем не мы, они были разработаны УФПС Курганской области на центральные, областные и местные издания. Услуга по подписке – коммерческая, поэтому при расчете цен учитывались все затраты по проведению подписной кампании – это и заработная плата почтальонов (к сожалению, она по-прежнему невелика, не больше МРОТ), начальников ОПС, транспортные расходы, содержание ОПС и т. д.

Если в целом по цеху мы не справились с планом, то по ОПС можно отметить М-Мостовское ОПС (начальник Л.А.Куликова), где выписано 391 экземпляр периодических изданий и план выполнен на 105%. В Щиграх Е.В.Толстых оформила подписку на дому на 205 экземпляров, выполнила план на 103% с темпом роста 188% и стала победительницей областного конкурса по подписке на дому.

Очень хороший показатель по количеству подписных изданий на 100 жителей села показали в отделении почтовой связи с.Одино – начальник Т.И.Речкина. Вместе с почтальоном А.Л.Речкиной подписали 83 экземпляра на 100 жителей, в Рассветском ОПС (начальник С.И. Беспоместных) 79 экземпляров на 100 человек, в Лапушком ОПС (начальник Е.С.Новоселова) – 76 экземпляров на 100 человек.

В ходе подписной кампании мы проводили различные мероприятия, конкурсы с целью увеличения объемов подписных тиражей, привлечения новых подписчиков, стимулирования работников отделений почтовой связи. Так, например, самой юной подписчицей признана Лиза Важенина. Подписчиком, оформившим подписку в дни активной подписки на большую сумму, стала Л.И. Исакова, а больше всех (по количеству экземпляров) выписала В.А. Зырянова. Лучшим почтальоном по подписке в райцентре стала Л.Е.Мохирева. Ее любят и уважают подписчики на участке №1, огорчаются, когда она не может выйти на работу и радуются, когда видят ее бегущей с почтовой сумкой по улицам с. Мокроусова.

Но какие бы акции ни проводились издательствами, самой любимой и популярной у наших земляков по-прежнему остается наша районная газета «Восход». Совместными с редакцией усилиями удалось сохранить тираж газеты, сегодня «Восход» получают в 1860 семьях, по сравнению с прошлым периодом это меньше примерно на 200 экземпляров. Мы попытались проанализировать ситуацию, провели опрос подписчиков и выяснили, что основная причина – возросшая цена по доставке и одноразовый выпуск газеты в неделю.

Подписчики, которые отказались от районной газеты, наверняка уже сожалеют о том, что не держат в руках любимую «районку». Выписать ее и сейчас можно, а уж на 1-ое полугодие 2015 года – тем более нужно. Кстати, цена подписки по почте на 1-ое полугодие 2015 г составляет 383 руб. 52 коп. – это на 12 руб. дешевле по сравнению со 2-м полугодием 2014 г.

Мы ждем подписчиков во всех ОПС, ждем приглашения на дом, можем оформить корпоративную подписку на предприятии прямо на рабочем месте. Хочется надеяться, что наш район будет, как и раньше, самым читающим районом в области.

От редакции:

Хотелось бы дополнить, что каталожная цена на районную газету остается на одном уровне – 270 рублей. И те, кто получает газету в редакции, приходя за ней сам, не ощутили значительного повышения цены. Специально для тех, кто пользуется услугами почты, еще раз объясняем, что переход на еженедельный, т.е. одноразовый выпуск – это мера вынужденная, т. к. услуги почты по доставке газеты возросли почти в три раза, и подписная цена при двухразовой доставке газеты составила бы 476 рублей 91 копейку.

Чтобы уменьшить эту цену и оставить газету доступной для наших читателей мы, изучив мнение подписчиков, пошли на эту вынужденную меру – выпуск газеты один раз в неделю с сохранение недельного объема газеты в 8 полос. К такому же выводу пришли большинство районных газет не только в нашей области, а практически повсеместно. И даже при одноразовой доставке подписная цена возросла.

Сегодня услуги почты составляют 113 рублей 30 копеек, если газету вам приносит почтальон в почтовый ящик – общая цена подписки на полугодие составит 383 руб. 50 копеек. А если газету вы забираете сами в почтовом отделении или из абонентского ящика, установленного в населенном пункте, то такая подписка называется «До востребования» и её цена 372, 18 копеек, т.е. дешевле на 12 рублей 32 копейки.

Подписная цена на районную газету у наших соседей примерно такая же: газета «Вперед» (Лебяжье) – 406,74, «Призыв» (Макушино) – 434,16, «Заря» (Петухово) – 397,36, «Светлый путь» (Частоозерье – 332,55).

В среднем один экземпляр районной газеты стоит столько же, сколько булка хлеба. Мы понимаем, что человеку необходима пища духовная как и хлеб наш насущный, и несмотря на постоянно растущие цены на бумагу, транспортные расходы, расходные материалы, каталожную цену оставляем на прежнем уровне вот уже на протяжении последних трех лет.