Найти объем товарной продукции. Что такое товарная продукция

Вопрос о возможности или невозможности построения комплексных отраслей права остается открытым и является предметом дискуссий среди правоведов. Однако, на фоне происходящей дискуссии, сама жизнь формирует комплексные отрасли права, как бы не замечая теоретических разногласий, а руководствуясь практической потребностью в комплексных отраслях права. Сам факт возникновения и продолжения дискуссии о возможности признания комплексных отраслей права свидетельствует: во- первых, о наличии самого предмета дискуссии (нельзя спорить о том, чего нет); во-вторых, о потребности введения такого термина и упорядочения соответствующего этому термину предмета. С практических позиций введение понятия «комплексная отрасль права» позволяет удобным образом систематизировать и описывать нормы права, регулирующие разнообразные специфические (например, транспортные) отношения.

Под транспортными отношениями понимаются такие общественные отношения, которые возникают и складываются между участниками транспортной деятельности и предметом которых является эта транспортная деятельность. В этой связи необходимо определить также понятия транспортной деятельности и ее участника.

Транспортная деятельность - деятельность, предметом которой являются:

оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и различных грузов, багажа и грузобагажа, почты, как в коммерческих, так и в некоммерческих целях;

выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств;

эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования транспортных средств, находящихся в их пользовании.

Участник (субъект) транспортной деятельности - лицо, осуществляющее транспортную деятельность или намеревающееся приступить к осуществлению


транспортной деятельности. Участник транспортной деятельности может действовать по

собственному интересу, в интересах своего партнера или доверителя, либо осуществлять

такую деятельность в порядке выполнения возложенных на него обязанностей и

полномочий.

Формирование отраслей права является вторичным процессом по отношению к

формированию отраслей законодательства. Возникновению отрасли права предшествует

накопление определенного правового потенциала и общественное осознание появления

комплексной отрасли, выражающееся в таких факторах, как:

общественная значимость регулируемой отрасли отношений, формирующая потребность

четкого отраслевого структурирования норм права;

достаточная распространенность (частота возникновения) соответствующих отношений при


их организационном обособлении от иных отношений, делающая выделение отрасли права

целесообразным с практической точки зрения;

наличие четко выраженной отраслевой специфики, требующее создания значительного по составу и объему комплекса соответствующих нормативных правовых актов, как специфических регуляторов рассматриваемых отношений;

появление значительного числа комплексных норм права;

обособление в фундаментальных отраслях права комплекса норм права, регулирующих специфические отношения;

возникновение специализированного законодательства.

На транспорте действие указанных факторов проявляется в полной мере.

По уровню общественной значимости транспорт занимает одно из ведущих мест в системе общественных отношений, обеспечивая материальную составляющую общей коммуникативной системы общества. Транспортом пользуется практически все население и все хозяйствующие субъекты, перевозятся все грузы. Как инфраструктурная отрасль народного хозяйства, транспорт, наряду со связью, объединяет отдельные регионы страны в единое политическое и экономическое пространство. Учитывая пространственные масштабы территории России, можно говорить о том, что именно транспорт физически формирует единое государство. Жизнь современных городов (а в них проживает свыше 70% россиян) также невозможна без внутригородского транспорта. Транспортная доступность, согласно принципу Ле Корбюзье 1 , лимитирует предельные размеры населенных пунктов.

По распространенности транспортные отношения самые частые. Население и различные предприятия вступают в транспортные отношения, как правило, многократно в течение одних суток и, в большинстве случаев, ежедневно. О частоте транспортных отношений в области одного только автомобильного транспорта говорит такой факт: путевые листы автомобилей и товарно-транспортные накладные на груз являются самыми распространенными документами производственного назначения, среди всех таковых документов. Деятельность коммерческих перевозчиков осуществляется на уникальной профессиональной основе и в этой связи обособлена от прочей деятельности, не может быть диверсифицирована без потери профессиональной ориентации. Наряду с профессиональной транспортная деятельность осуществляется многими гражданами в личных интересах путем эксплуатации принадлежащих им транспортных средств на путях сообщения рбщего пользования. В любом случае лицо, управляющее транспортным средством, должно получить специальное право на управление автомобилем, судном, воздушным судном, локомотивом и т.п.

К транспортному законодательству следует отнести соответствующие части нормативных правовых актов, входящих в состав фундаментальных отраслей права, и содержащие нормы права, регулирующие транспортные отношения. В ряде фундаментальных отраслей права транспортные отношения занимают исключительные позиции по частоте их упоминания в текстах нормативных правовых актов. Это в первую очередь относится к административному, гражданскому и уголовному праву.

1 Ле Корбюзье (Ье СогЫшег) (настоящая фамилия Жаннере, 1еагшеге1) Шарль Эдуар (1887 - 1965 гг.), выдающийся французский архитектор и теоретик архитектуры и урбанистики. Определил основной принцип городского транспорта: «Ни один город не может развиваться быстрее, чем развивается его транспорт».


Естественно, что, прежде всего в состав транспортного права входят нормы права, установленные нормативно-правовыми актами специального транспортного законодательства. К таким нормативным правовым актам относятся Воздушный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О федеральном железнодорожном транспорте», «О безопасности дорожного движения», «О дорожном фонде Российской Федерации», различные международные конвенции по вопросам работы транспорта с участием России и другие акты законодательства, в том числе акты формируемого субъектами федерации их собственного законодательства.

Таким образом, формирование транспортного права происходит как за счет разработки и введения актов транспортного законодательства, так и за счет отражения отдельных транспортных отношений в нормативных правовых актах фундаментальных отраслей права (рис. 1.3). Наряду с использованием норм из фундаментальных отраслей права, транспортное право использует также нормы и других комплексных отраслей права - экологического, информационного и др.

Распространенной ошибкой является отождествление транспортного права с
коммерческим (хозяйственным) правом, вернее с его «транспортным» разделом.
Коммерческое право применительно к транспортной деятельности рассматривает только
коммерческие транспортные отношения. Дополнительно к ним транспортное право
рассматривает транспортные отношения, не имеющие коммерческих целей (перевозки для
государственных и муниципальных нужд или в личных целях граждан), коммерческие
перевозки организаций для их собственных нужд без оказания услуг, а также «внутренние»
транспортные отношения, связанные с организацией движения, технической

эксплуатацией, технологией перевозок и безопасностью движения транспортных средств, подготовкой персонала, допуска подвижного состава к эксплуатации и т.п. Транспортное право также рассматривает отношения, связанные с эксплуатацией путей

Рис.1.3. Графическая интерпретация образования транспортного права как комплексной отрасли

сообщения общего пользования.

Использование понятий «транспортное право» и «транспортное законодательство» требует их определения.


Транспортное право - комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативно-правовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативно-правовых актов фундаментальных отраслей права.

Транспортное законодательство - совокупность нормативно-правовых актов по специфическим вопросам транспортной деятельности.

Подсистемами транспортного права и транспортного законодательства являются разделы права и соответствующие разделы законодательства, относящиеся к отдельным видам транспорта. Поэтому можно говорить, например, об автотранспортном праве и автотранспортном законодательстве или о железнодорожном праве и железнодорожном законодательстве.

Становление транспортного права происходило с учетом ряда фаз его развития, различающихся качественным уровнем организации правовой базы транспортной отрасли.

Транспортное законодательство возникло не сейчас и является достаточно сложившимся, имеющим свои собственные исторические традиции. Прежде всего, это касается водного, в особенности морского транспорта, издревле используемого человеком. Железнодорожный транспорт также имеет достаточно развитую систему правового обеспечения своей деятельности, со своей 150-летней историей становления. Формирование этой системы началось в середине прошлого столетия. Например, действующий ныне Транспортный устав железных дорог Российской Федерации является восьмым по счету подобным документом.

С развитием в XX столетии автомобильного, городского электрического и воздушного транспорта происходило формирование нормативно-правовой базы этих видов транспорта.

Административно-командный тип российского государства в 1917 - 1991 гг. позволял осуществлять правовое регулирование транспортных отношений практически на уровне отраслевых ведомственных нормативных актов. Все законодательное обеспечение сводилось к конституционно установленной абсолютной монополии партийно-государственного аппарата. Поэтому ведомственные акты (различные инструкции и правила) во множестве разрабатывались и применялись в советский период.

В 1991 - 1993 гг. с возрождением в России института правовой государственности возникает импульс для развития транспортного законодательства. Такое законодательство развивается в двух направлениях. С одной стороны, происходит постоянная переработка существующих инструкций и правил советского периода с целью модернизировать эти документы и приспособить их к требованиям текущего момента. С другой стороны, попытки разработать полноценную замену этим инструкциям и правилам наталкиваются на отсутствие их законодательного обеспечения. Это вынуждает законодателя заняться наведением порядка на верхних ярусах иерархической пирамиды нормативных правовых документов. В тексте вновь принятой Конституции Российской Федерации, в конституциях и уставах субъектов федерации появляются нормы, регулирующие транспортные отношения в рамках государственного права. Эта деятельность получила развитие при разработке нового Гражданского кодекса и ряда федеральных законов.

В связи с образованием достаточно самостоятельных в правовом отношении субъектов Российской Федерации, возникла потребность в формировании их собственного законодательства (в том числе и транспортного).

В перспективе, по мере принятия пакета транспортных законопроектов (как на уровне федерации, так и ее субъектов), прогнозируется смычка в единый взаимоувязанный документационный комплекс разнообразных нормативных правовых актов транспортного законодательства. Главными направлениями развития транспортного права станут ликвидация правовых разрывов между Конституцией, с одной стороны, и подзаконными и делегированными актами, с другой стороны, а также замена нормативных актов советского периода современными нормативными актами, учитывающими новые правовые, экономические и социальные реалии.


Далее развитие транспортного права будет продолжаться в направлении текущего совершенствования правовых норм, регулирующих отдельные транспортные отношения. Основой для такого совершенствования послужит опыт практического использования правовой системы транспорта, созданной в последние годы.

  • 3.Средняя арифметическая: простая и взвешенная, особенности их применения (указать формулы и дать примеры).
  • 4.Свойства средней арифметической величины.
  • 5.Средняя гармоническая: простая и взвешенная, особенности их применения (указать формулы и дать примеры).
  • 7. Виды динамических рядов.Средняя хронологическая для динамического ряда, методика расчета (указать формулы и дать примеры).
  • 8.Основные показатели динамического ряда (указать формулы и дать примеры).
  • 9.Среднегодовые показатели роста и прироста (указать формулы и дать примеры).
  • 10. Интерполяция и экстраполяция в динамических рядах (указать формулы и дать примеры).
  • 11. Построение индексов цены и физического объема в агрегатной форме. Индексируемая величина и статистический вес (указать формулы и дать примеры).
  • 12. Средние индексы цен и физического объема, тождественные агрегатным
  • 13.Выбор базы и весов при построении индексов. Системы индексов: цепных и базисных (указать формулы и дать примеры).
  • 15.Естественное движение населения: система показателей (указать формулы и дать примеры).
  • 16. Общие и специальные демографические индексы (указать формулы и дать примеры). Абсолютные показатели
  • Относительные показатели
  • Специальные показатели
  • 17.Подсчет средних показателей списочного состава работников предприятия - за месяц, квартал, полугодие, год (указать формулы и дать примеры).
  • 18. Индивидуальные индексы производительности труда (натуральные и трудовые).
  • 19. Общие натуральные индексы производительности труда переменного и фиксированного состава (указать формулы и дать примеры).
  • 20. Общие трудовые индексы производительности труда переменного и постоянного (фиксированного) состава (указать формулы и дать примеры).
  • 21. Виды оценки основных фондов.
  • 26. Показатели использования основных фондов – фондоотдачи и фондоемкости (указать формулы и дать примеры).
  • 27. Что включается в показатель «валового оборота».
  • 28. Два способа подсчета «валовой продукции» по элементам.
  • 29.Два метода подсчета «товарной продукции». Методика расчета объема реализации продукции.
  • 30. Определение уровня себестоимости единицы продукции в базисном и отчетном периодах и по плану (указать формулы и дать примеры).
  • 31. Общие индексы себестоимости продукции постоянного (фиксированного) и переменного состава. Общий индекс затрат на производство продукции (указать формулы и дать примеры).
  • 27. Что включается в показатель «валового оборота».

    ВАЛОВОЙ ОБОРОТ - суммарная стоимость всего объема продукции, произведенной предприятием за определенный период времени, чаще всего за год. Включает готовую продукцию, незавершенное производство, внутренний оборот предприятия, выполнение работ производственного характера.

    28. Два способа подсчета «валовой продукции» по элементам.

    29.Два метода подсчета «товарной продукции». Методика расчета объема реализации продукции.

    Валовая продукция – это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.

    Валовая продукция рассчитывается двумя способами:

    1) как разница между валовым и внутризаводским оборотом:

    ВП = Во – Вн, (1.1)

    где Во – валовой оборот;

    Вн – внутризаводской оборот.

    Валовой оборот – это стоимость всего объема продукции, произведенного за определенный период всеми цехами предприятия, независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или была реализована на сторону.

    Внутризаводской оборот – это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же периода времени.

    2) как сумма товарной продукции и разности и остатков незавершенного производства (инструментов, приспособлений) на начало и конец планируемого периода

    ВП = ТП + (НЗПк – НЗПн) + (Ик – Ин), (1.2)

    где НЗПн и НЗПк – стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец данного периода.

    Ин и Ик – стоимость специального инструмента, полуфабрикатов, приспособлений собственного изготовления на начало и конец данного периода

    Незавершенное производство – незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, не принятая ОТК и не сданная на склад готовых изделий.

    Товарная продукция - это продукция, предназначенная для реализации.

    Объем товарной продукции за период определяется по формуле

    ТП = Тг + Тк + Тн + Ф + Ту, (1.3)

    где Тг – стоимость готовых изделий для реализации на сторону;

    Тк – стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия;

    Тн – стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону;

    Ф – стоимость основных фондов собственного производства, введенных за период;

    Ту – стоимость услуг и работ промышленного характера по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.

    Реализованная продукция характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями. Реализованная продукция отличается от товарной остатками готовой продукции на складе. Объем реализованной продукции (РП) по плану определяется по формуле

    РП = ТП + Он – Ок , (1.4)

    где Он и Ок – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

    На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и отгруженным товарам, срок оплаты которых не наступил.

    Пример. Определите размер валовой, товарной и реализованной продукции. В отчетном периоде предприятие выпустило изделий X в количестве 500 единиц, изделий Y – 800 единиц. Цена изделия X – 2,5 тыс. р., Y – 3,2 тыс. р. Стоимость услуг непромышленного характера, оказанных сторонним организациям, - 50 тыс. р. Остаток незавершенного производства на начало года – 65 тыс. р., на конец года – 45 тыс. р. Остатки готовой продукции на складах на начало периода – 75 тыс. р., на конец периода – 125 тыс. р.

    Решение: Объем товарной продукции определим по формуле (1.3):

    ТП = (500 × 2,5 + 800 × 3,2) + 50 = 3 860 тыс. р.

    Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода: ВП = 3 860 + 45 – 65 = 3 840 тыс. р.

    Объем реализованной продукции определим по формуле (1.4): РП = 3 860 + 75 – 125 = 3 810 тыс. р.

    В производственной программе применяют следующие показатели:

    1. Количественные (объемные) - показатели, обладающие числовым измерением и выраженные в физических или денежных единицах (штуках, единицах веса, объема, длины, площади, рублях, долларах).

    2. К качественным показателям относят сортность, марку, долю продукции, соответствующую мировым стандартам и т.д.

    3. Натуральные показатели - показатели, характеризующие величины явлений в присущей им натуральной форме; измеряются в единицах, отражающих физическое состояние явлений (килограммах, тоннах, центнерах и проч.)

    4. Стоимостные показатели - показатели, характеризующие экономические явления в стоимостном (денежном) выражении и определяемые с помощью цен. К таким показателям относятся:

    а) товарная продукция - является одним из показателей объема производства, характеризующим объем продукции, подготовленной для поступления на оптовый рынок или для внутризаводского (внутрифирменного) потребления.

    Объем товарной продукции рассчитывается следующим образом:

    ТП = ВпЦд Кс (3)

    где Вп - выпуск продукции в натуральном выражении;

    Цд - договорная цена на эту продукцию за единицу в рублях;

    Кс - показатель качества продукции, который находится отношением всей продукции по ценам, зависящим от её качества к сумме все продукции, по цене первого сорта.

    где Р1 - проектируемый процент сортности готовых изделий;

    Р2 - удельный вес продукции пониженного качества, определяется по формуле: Р2 = 100% - Р1 (в процентах);

    0,95 - коэффициент, показывающий скидку с цены первого сорта, применяется при планировании

    б) реализуемая продукция характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями. Она отличается от товарной остатками готовой продукции на складе. Объем реализованной продукции по плану определяется по формуле:

    РП = ТП + Он - Ок (5)

    где Он и Ок - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода соответственно.

    На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и отгруженным товарам, срок оплаты которых не наступил.

    в) валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной.

    Валовая продукция рассчитывается двумя способами:

    1) как разница между валовым и внутризаводским оборотом:

    ВП = Во - Вн (6)

    где Во - валовой оборот;

    Вн - внутризаводской оборот.

    2) как сумма товарной продукции и разности и остатков незавершенного производства (инструментов, приспособлений) на начало и конец планируемого периода:

    ВП = ТП + (НЗПк - НЗПн) + (Ик - Ин) (7)

    где НЗПн и НЗПк - стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец данного периода соответственно;

    Ин и Ик - стоимость специального инструмента, полуфабрикатов, приспособлений собственного изготовления на начало и конец данного периода.

    г) валовой оборот - суммарная стоимость всех видов продукции, произведенных за отчетный период всеми цехами и отделами предприятия. Включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов собственной выработки, незавершенного производства и работ промышленного характера независимо от их дальнейшего использования: на стороне или внутри самого предприятия; чем отличается от валовой продукции, в которую внутренний оборот не включается. Стоимость полуфабрикатов, передаваемых для последующей обработки многократно, в валовом обороте учитывается несколько раз.

    Внутризаводской оборот - это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же периода времени.

    Произведем расчет объема товарной продукции и коэффициента сортности по формулам

    ТП = ВпЦд Кс и Кс =

    Продукция А

    Исходные данные:

    ВпА = 159301 ед.

    ЦдА = 1581,00 руб.

    Кс = = = 0,997

    ТПА = ВпАЦдА Кс = 159301 ед. 1581,00 руб. 0,997 = 251099316,36 руб.

    Продукция Б

    Исходные данные:

    ВпБ = 16701 ед.

    ЦдБ = 1801,00 руб.

    Р2 = 100% - Р1 = 100% - 93% = 7%

    Кс = = = 0,997

    ТПБ = ВпБЦдБ Кс = 16701 ед. 1801,00 руб. 0,997 = 29988265,50 руб.

    Результаты произведенных расчетов перенесем в Таблицу 2.

    Таблица 2. Объем товарной продукции