Как правильно фотографировать в путешествии. Как фотографировать в путешествиях

Обновлено: 22.04.2018 Олег Лажечников

40

Заголовок немного громкий, но больше не знаю, как еще можно было бы назвать эту статью. Естественно, речь будет о моем личном опыте и том, как я снимаю на свою камеру. Не могу же я сразу за всех говорить. Уверен, что кто-то фотографирует примерно также, кто-то совсем по-другому, но пока вы сами не попробуете, вы не сможете выработать свою собственную схему действий. А начнем, пожалуй, с условий съемки и типичных ошибок.

Условия съемки

Дело в том, что из-за несовершенства техники мы зависим от времени суток. В подробности вдаваться не буду про технику, просто скажу, что речь идет о количестве света в темное время суток и о динамическом диапазоне.

Сумерки и ночь

Если вы будете снимать в сумерках или ночью, то вам катастрофически будет не хватать света, снимки будут темными или смазанными. Спасти вас может выкручивание ISO на максимум, светосильный объектив и штатив.

ISO можно будет выкрутить где-то до 400-800 для простых фотоаппаратов и до 1600-3200 для фотоаппаратов получше. Далее уже пойдут сильные артефакты и не факт, что такая фотография будет смотрибельна. Проверяйте опытным путем, какое значение вас устроит.

Светосильный объектив даст гораздо больше света, чем обычный, но вы потеряете в резкости из-за . Ну, и если на дворе совсем темная ночь, сильно не обольщайтесь, придется штатив использовать.

Штатив отличное и бюджетное решение, гораздо дешевле, чем светосильные объективы и дорогие тушки с высокими рабочими ISO. Один только минус — ваш объект должен статичным, иначе он смажется из-за длительной выдержки. Хотя иногда смаз только украшает фотографию. Я отдельно писал про то, .

Динамический диапазон

Мы привыкли к тому, что глазами мы видим очень хорошо почти в любых условиях. И когда мы смотрим на полученные фотографии, то удивляемся, почему они так сильно отличаются от увиденного. Проблема в том, что матрицы фотоаппаратов имеют гораздо меньший динамический диапазон по сравнению с человеческим глазом. И именно поэтому, частое явление — это фотографии с заваленным небом, когда небо не синее, а ярко белое засвеченное, или наоборот, небо нормального цвета, но очень темный лес/земля (все, что ниже горизонта). Фотоаппарат попросту не способен всегда запечатлеть одновременно слишком яркий участок и слишком темный так, чтобы они оба были видны с нормальной освещенностью (а глаз может). Кстати, у дешевых мыльниц динамический диапазон совсем маленький, так что зеркалки или хорошие беззеркалки дают преимущества, но и тут нужно знать нюансы.

Почти нет слишком темных участков, но небо и вода завалены

Не только на улице возникает проблема динамического диапазона, но и в помещениях, когда в комнате темно, а из окон поступает дневной свет.

Как снимать и когда

  • Фотографировать лучше в режимное время, то есть утром и, когда солнце уже близится к закату. Во-первых, разница между самой яркой точкой и самой темной будет гораздо меньше, чем днем. А, во-вторых, при съемке в разгар дня получаются очень жесткие тени, это не красиво. Посмотрите для сравнения на закатные фотографии, когда свет мягкий и теплый, по ощущениям как бабушкин плед в промозглую погоду.
  • При фотографировании в яркий солнечный день, старайтесь делать это так, чтобы солнце светило вам в спину, если конечно, нужно получить синее небо. Понятно, что если ваш объект водопад, то его не переставишь, тогда если есть возможность, то пусть хотя бы солнце будет под углом 90 град к линии съемки (светит вам в ухо).
  • Выбирайте такую экспозицию, чтобы кадр был темнее, чем нужно, а не наоборот, ориентируясь по небу, чтобы оно хоть чуть-чуть было синее. Тут пригодятся полуавтоматические режимы и коррекция экспозиции, или же мануальный режим. Уверяю вас, вытянуть потом в программе темные участки гораздо легче, чем светлые. А слишком светлые участки вытянуть вообще никак нельзя.
  • Снимайте в RAW, из них гораздо проще потом что-то вытягивать при обработке.
  • При съемке объекта/человека в контровом свете (когда не только сам объект перед вами, но и солнце светит прям в объектив), лучше всего использовать вспышку, даже встроенную. Тогда можно и экспозицию скорректировать в минус, и теней будет меньше на лице.
  • Можно накрутить градиентный серый фильтр на объектив. Но применимо только в случае, если у вас есть ровная граница между светлым небом и яркой землей.
  • А если совсем хотите заморочиться, то почитайте, что такое брекетинг экспозиции и HDR фотография. Если коротко, то вместо одного кадра делается несколько с разными экспозициями (темная фото, средняя, светлая), и потом в специальной программе с каждой из фотографий берется нужный кусок, с одной небо, с другой земля. Также есть встроенные режимы HDR для фотографирования в JPEG.

Как я фотографирую в путешествиях и дома

Моя схема фотографирования (ой, как опять громко звучит) не зависит от того, в путешествии я где-то или просто гуляю по родной Москве. Так как я не свадебный фотограф, не снимаю различные love-story и не бываю в фотостудиях, то в большинстве своем съемки у меня происходят на улице: пейзажи, случайные прохожие и архитектура. Изредка бывают и в помещениях.

Общее

Напомню, на данный момент у меня с собой всегда два объектива: штатный 24-105L и ширик 11-16. Штатным он называется не просто так, а потому что он всегда накручен на тушку, ширик же там стоит эпизодически.

Людей, ближние планы, дальние планы, репортажку, иногда пейзажи, я почти всегда снимаю на 24-105. Это удобно, когда большой зум, можно рядом с собой сфотографировать или приблизить. Портреты тоже меня вполне устраивают на этот объектив (на 105 мм). Зеркалка с удобным управлением и таким объективом позволяет за доли секунды приблизить/отдалить, изменить настройки, и вообще сориентироваться.

Пейзажи в основном снимаю на 11-16, чтобы влезло, как можно больше. С появлением ширика отпала необходимость делать панорамы путем склейки нескольких кадров. Конечно, ширик не позволяет сделать настоящую панораму, когда она 180-360 градусов, но мне вполне хватает угла. Еще шириком отлично можно фотографировать архитектуру, мне нравится как он ломает геометрию (не всем подойдет). Вообще с помощью него очень здорово искать какие-то ракурсы, какие недоступны обычному глазу и обычному объективу. Возможно, у нас или на других блогах вы видели такой прием — съемка с уровня земли, когда фотоаппарат кладется на землю, или находится очень близко к ней. Вот с шириком очень хорошо получается.

Париж, снято с земли на мыльницу. Очень нравится мне эта фотография, Дарья снимала

Настройки

В 90% случаев я использую режим приоритета диафрагмы. Так как мои объекты в большинстве своем статичные, или по крайней мере не слишком быстро двигаются, то режим приоритета выдержки особо и не нужен. Я уже писал в статье про , какими значениями и правилами пользуюсь, сейчас повторять не буду. То есть я выставляю диафрагму, и далее просто отслеживаю, какую выдержку выбирает фотоаппарат. Если меня что-то не устраивает, то я быстренько кручу колесо коррекции экспозиции в ту или иную сторону. Как правило, в минус, потому что основная проблема — это недостаточность света и, соответственно, не хватает запаса возможностей у техники. Все же, если упомянуть хоть какое-то значение, то в общих случаях, когда ничего специально снимать не собираюсь, ставлю диафрагму где-то F5.6.

Также в этом режиме я часто ставлю заранее коррекцию экспозиции в -1/3, -2/3, -1. Это позволяет мне выиграть немного значений у выдержки или диафрагмы. Да, кадр получается темнее, чем надо (недоэкспонированным), но это легко вытягивается потом в Lightroom без потерь, потому что снимаю в Raw. Добавлю, что ISO тоже ставлю часто чуть выше, чем надо, почти никогда не опускаю ниже 400, чтобы был запас по настройкам. Так как у меня рабочее ISO до 1600 (на мой взгляд), то ниже 400 вообще нет смысла опускать, ну, только если я не снимаю на длинной выдержке при солнечном свете какой-нибудь водопад, когда, наоборот, приходится все выкручивать в обратную сторону, чтобы уменьшить слишком яркий свет. В самых дешевых зеркалках или в безеркалках, думаю, при возможности стоит и ниже 400 опускать.

Почти всегда у меня стоит фокусировка по одной точке. На предыдущем фотоаппарате это была только центральная точка (она самая точная, потому что только она одна была крестовая), сейчас иногда сдвигаю на нужное мне место (сейчас у меня все точки крестовые). Естественно, если есть возможность, то лучше сдвигать, чтобы не выстраивать центральных композиций. Но, если такой возможности нет, то как снимать по центральной точке? Сфокусировались на объекте, нажав кнопку затвора на половину, отвели фотоаппарат в сторону, чтобы получилась не центральная композиция, и дожали кнопку затвора. Попробуйте по-разному поснимать, и посмотрите, будет ли промахиваться ваша камера или нет.

Как фотографировать в путешествиях. Фото Кати Кучиной.

Некоторые нюансы

  • Если я на фотоохоте, то я никогда не выключаю камеру и держу ее на шее. Только в этом случае, можно не упустить кадр. Да и вообще убирать камеру в сумку/рюкзак и потом опять доставать быстро надоедает. Исключение, пеший поход, когда можешь зацепить не дешевый фотоаппарат за какой-нибудь камень или корягу. В походах камера всегда находится в кофре и на плече.
  • Когда я знаю, что буду делать репортажные фото, помимо включенной камеры, я еще пытаюсь предугадать кадр и выставить настройки заранее (иногда в мануальной режиме, так проще). А когда совсем динамично приходится снимать, то убираю фокусировку по одной точке и ставлю автоматический выбор. Изредка использую следящий автофокус. Отчет о сделан полностью на автомате, просто дублей был миллион.
  • Если определенный кадр очень хочется сделать, то могу сделать очень много дублей с разными настройками и разными ракурсами. Потом оставляю от этого буквально пару фотографий после прореживания.
  • Для выстраивания композиции часто использую правило третей (или сразу при съемке, или потом в Lightroom вырезаю). Это когда кадр в уме примерно делится на три части по горизонтали и вертикали, и на этих линиях располагаются мои объекты фотографирования. Не фанатично, конечно, этому следую, но часто. В основном это проявляется в том, что горизонт у меня не посередине, а чуть выше/ниже. И люди не по центру кадра, а правее или левее.
  • Пейзажную композицию никак не вычисляю, а просто вижу. Возможно, вижу не так, как увидел бы ее другой человек, но это и есть некий свой взгляд. А вот портретные фото делать совсем не умею, потому что не понимаю, как ложатся тени, и как поставить человека, чтобы улучшить фото. Но вообще, это тренируется, просто мне не особо нужно.
  • В те редкие моменты, когда необходимо уменьшить яркость света, использую поляризационный фильтр, например, для съемки водопада днем. Можно еще серый использовать, но у меня его нет. Так же использую полярик в горах, и иногда для пейзажей, чтобы небо было более синее. Последнее работает только тогда, когда солнце под 90 градусов к линии съемки (светит вам в уши), это особенность поляриков. И еще полярик хорош для того, чтобы убирать отраженный свет (витрины, блики на воде).
  • Нередко использую штатив, если снимаю пезайжи в сумерках. Это гораздо лучше, чем завышать ISO и открывать диафрагму. Единственны минус — таскать его с собой.
  • Если делаю кадр с человеком, где он играет главную роль, то чаще всего снимаю его близко. Очень не люблю фотографии, где несколько человек во весь рост стоят у памятника, занимая лишь половину фотографии по высоте, фиг разглядишь кто там.
  • Также не люблю формат «я стою столбиком у памятника в центре фотографии с каменным лицом». Это же жуть какая-то, даже для семейного архива не пойдет, скучно. Лучше дурачиться и кривляться на фото, или хотя бы смотреть в сторону куда-то вдаль с философским видом. Когда

Привезти из путешествия кучу фото – это все мы можем, но, к сожалению, не все из этого множества радуют глаз и отличаются оригинальностью. И чтобы не хранить зря сотни ненужных и похожих друг на друга снимков, мы предлагаем научиться, как же делать во время отдыха красивые и оригинальные фото.
Для начала общие рекомендации.

Выбирайте правильную камеру для путешествий

Лучше, если она будет легкой. Да, внушительные «зеркалки» делают отличные снимки, но и весят они немало, а таскать полуторакилограммовый фотоаппарат целый день не так и легко. И как показывает практика, тяжелые фотокамеры все чаще остаются лежать в чехлах, а путешественники снимают на смартфоны. Так что лучше сразу купите легкую камеру, она в любом случае расширит ваши горизонты как фотографа.

Снимайте фото-рассказ

Не нажимайте на кнопку спуска бездумно. Представьте, что вы создаете фото-рассказ о своем путешествии. Подумайте, из чего состоит ваша поездка: аэропорт или вокзал, салон самолета или купе поезда, салон авто, а потом заселение, еда, прогулки и новые знакомства. И помните – важны моменты, а не детали, запечатлевайте ситуации и интересные сценки, а очередной вид известного собора вы и так всегда сможете найти в Интернете.

Не количество, а качество

Не уподобляйтесь китайским туристам, которые щелкают фотоаппаратом со скоростью 100 снимков в минуту. Зачем вам сотни одинаковых фото с похожими ракурсами? Снимайте необычное, яркое – людей, ситуации, сцены, необычные виды на привычные здания и достопримечательности. Снимайте то, что вас привлекло и удивило.

Готовьтесь заранее

Перед тем, как отправиться в дорогу, почитайте о пункте назначения – какие там есть интересные места и объекты, где можно фотографировать, а где нет, где находятся обзорные площадки и прочие моменты. Вы не должны досконально продумывать свои фото-маршруты, но хотя бы целом неплохо понимать, стоит ли то или иное место вашего посещения.

Снимайте атмосферу

Представьте, что вы пойдете в известный музей, где висит известная картина. Конечно, возле нее будет толпа туристов и если, вы будете действовать, как обычный путешественник, то попытаетесь сфотографировать знаменитое полотно из-за голов других людей. Но не лучше ли отойти подальше и сфотографировать колоритную толпу или развернуться к картине спиной и сделать селфи на ее фоне. Вы никогда не сфотографируете произведения искусство также хорошо, как это сделали маститые фотографы для каталогов и открыток, а вот атмосферу музея или другой туристической достопримечательности вы сможете уловить и снять на свою камеру.

Ведите дневник фото

Нелишним будет записывать места, где вы побывали. Сейчас вы помните, где и когда снято фото, а уже через несколько месяцев воспоминания сотрутся или смешаются. Тем более это надо делать, если вы часто путешествуете. Помните, раньше в обычных фотоальбомах всегда было место для подписи к фото?

Откладывайте иногда фотоаппарат в сторону

Соблазнов фотографировать всегда и везде много, но иногда полезно остановиться, опустить камеру и просто посмотреть вокруг, «фотографировать» глазами. Это позволит вам взглянуть на окружающее по-новому, а не только сквозь объектив фотокамеры. Фотографы-профи часто рассказывают о профессиональном выгорании, когда со временем не хочется ничего фотографировать и совершенно нет идей. Поэтому время от времени стоит делать перерывы, как бы сильно не любили вы фотографию.

Утро вечера мудренее

Залог хороших снимков – ваш ранний подъем. Да, в отпуске хочется поспать, но именно в начале дня происходит столько всего интересного, а улицы даже крупных городов еще свободны от толп туристов. Наблюдать как просыпается город – это особое удовольствие: все чистое и свежее, нет суеты и толп. И у вас есть возможность не спеша поснимать все, что хотите.

Разбирайтесь с фотографиями сразу по приезду

Многие откладывают отбор, сортировку и обработку фото на потом. Но это неправильное решение. Как показывает практика, в таком случае снимки так и останутся пылиться на компьютере, а ведь вы так старались снять красивые и яркие фото. Поэтому точно определите для себя время, когда вы сможете заняться обработкой фотоархива, удалите лишние, выберите лучшие, обработайте при необходимости и презентуйте свои фото-впечатления от поездки. Можно выложить архив в соцсети, напечатать самые удачные снимки для фотоальбома или созвать друзей на вечеринку и устроить совместный просмотр.

А как же сделать фотографии лучше?

Советы при съемке фото

1. Не обрезайте лишнего – важных деталей зданий, частей тела людей на снимках. Все эти ноги по колено или обрезанные крыши очень режут глаз и делают фото незаконченным. Оставляйте больше пространства вокруг главного объекта.

2. Не заваливайте горизонт. Следите за параллельностью линий горизонта, он не должен отклоняться даже на несколько градусов – не заставляйте зрителей наклонять голову при просмотре ваших фото.

3. Помните про правило третей. Линия горизонта не должна проходить по средней линии снимка, лучше если она будет пролегать по верхней или нижней трети фото. А если вы фотографируете морской пейзаж, к примеру, то надо выбрать, что будет занимать большую часть кадра.

4. Избегайте «шевеленки» – так фотографы называют смазывание фото из-за дрожи в руках. Во время съемки лучше держать камеру двумя руками, а локти крепко прижимать к туловищу, можно опереться на ограду или парапет. Еще лучше использовать штатив или монопод.

5. Если хотите сфотографироваться вместе со своим спутником, то используйте автоспуск и какой-нибудь столб или подставку рядом. А вот надеяться на то, что кто-то снимет вас хорошо не стоит, обычно фото помощников выходят кривыми и с обрезанными ногами-головами.

6. «Я в кадре». Конечно же, вам захочется продемонстрировать новое платье или красивый загар, но куча снимков с вами крупным планом – это скучно, даже на фоне всемирно известных достопримечательностей. Лучше поместите себя в снимок как часть интерьера, не обязательно становиться центром фотографии.

7. Меняйте ракурсы. Например, фотографируйте сверху или снизу, взбирайтесь на ступеньки и парапеты, наклоняйтесь и подпрыгивайте. Можно сфотографироваться через окно или у окна, любуясь видом, можно даже фото перевернуть вверх ногами. Используйте отражения в различных поверхностях, силуэты, арки и тени.

8. Естественность в тренде

Натянутые улыбки и напряженные лица – это худшее, что может быть на фото. Ловите искренние эмоции и фотографируйте их. Если вы путешествуете в компании и у ваших друзей также есть фотоаппарат, попросите их время от времени снимать вас, когда вы этого не видите, и отплатите им той же монетой. Такие настоящие снимки получаются очень интересными и необычными. Если вам трудно естественно вести себя перед камерой, вспомните что-то смешное и забавное – это расслабит ваше лицо и вызовет улыбку.

9. Передавайте атмосферу стран и городов. Не зацикливайтесь на известных достопримечательностях и символах. В путешествиях всегда есть множество деталей – яркие ткани и специи на рынках, стеллажи с головными уборами, местный транспорт и конечно же люди – ищите колоритных персонажей. А еще можно использовать подручные средства – например, отражение Эйфелевой башни в зеркальных стеклах очков будет смотреться намного оригинальнее стандартного пейзажа этой достопримечательности.

10. Используйте подручные материалы

Вместо очередного фото ног на пляже можно выложить из гальки на песке какую-нибудь композицию, а будучи во Франции можно сфотографировать не лавандовое поле, а сердце из сиреневых цветов.

Изломанные линии домов и терракотовые крыши противостоят плавным природным изгибам холмов и голубым холодным тонам.

Собираясь в дорогу

Не претендуя на звание известного путешественника, осмелюсь, однако, дать несколько советов тем, кто любит перемещаться в пространстве и делать снимки новых необычных мест. На мой взгляд, цифровая камера имеет некоторые преимущества перед пленкой. Во-первых, абсолютно не жалко пленки и можно снимать сколько угодно много. Во-вторых, носители информации цифровых камер, на которые записываются файлы - флеш-карты (flash card), мемори-стики (memory stick) и другие, - занимают гораздо меньше места, чем катушки. Количество отснятых цифровых фотографий ограничивается лишь вместимостью этих носителей.

Для обычного домашнего альбома нет необходимости сохранять цифровые снимки максимально большого размера и высшего качества, поэтому можно запастись несколькими картами и снимать со средними параметрами. Фотографий на карту поместится больше, а отпечатки размером 10 x 15 можно сделать и с таких файлов. Тем, кто любит большие файлы наилучшего качества и наименьшего сжатия, посоветую купить цифровой накопитель на 20–30 Гб. Если в него ежедневно скидывать все отснятые файлы, то к концу отпуска вам понадобится еще пара свободных дней для просмотра сделанных снимков.

Некоторые фотографы предпочитают накопителю ноутбук: всегда можно взглянуть на отснятый материал, да и места занимает немного. С другой стороны, в солнечную погоду на его экране мало что можно рассмотреть, и если вы вдали от цивилизации, то существует проблема с зарядкой аккумулятора. Зато если вы путешествуете по цивилизованным местам и вечером имеете возможность просмотреть сделанные фотоснимки, нет ничего удобнее портрет ноутбука.

Для путешествий с аппаратурой и компьютером очень удобен фоторюкзак с карманом для ноутбука и чехлом, закрывающим рюкзак во время непогоды. Такой, как, например, Computrekker фирмы Lowepro.

Важной частью фотографической экипировки являются аккумуляторы и батарейки, и здесь также есть о чем поразмышлять. Батарейки долговечнее и садятся в процессе съемки медленнее, не вдруг, а фотограф может в подходящий момент произвести замену. Аккумуляторы удобнее тем, что могут быть многократно перезаряжены, и поэтому они экономичнее. Характерной особенностью практически всех аккумуляторов является то, что они перестают работать мгновенно, сразу и почему-то всегда в тот самый момент, когда снимаются исключительно ответственные и неповторимые кадры. Если же вы намерены провести вдали от розеток и электрической сети большую часть времени и снимать много или очень много, забудьте об электронных камерах. Вам нужна механическая коробка со сменной оптикой.

В дальние путешествия, особенно пешие, постарайтесь брать не очень много аппаратуры. Пусть дома ваш комплект и кажется легким, но представьте, что вы почувствуете, неся все это на себе не один день. Подойдите к отбору необходимой оптики и аксессуаров по принципу «беру то, без чего точно не могу обойтись», и тогда выбор станет проще.

Не буду распространяться на тему одежды и обуви, которая, естественно, должна соответствовать характеру путешествия. По поводу остальной экипировки скажу только, что для водных путешествий на катамаране и байдарке я укладывал фотоаппаратуру в водонепроницаемые мешки и затем в пенопластовую коробку - чтобы не утонула и могла всплыть в случае падения в воду.

Снимая сюжеты в давно обжитом Крыму, мы вместе с коллегой-журналистом ползали по склонам, заросшим разнообразными растениями, выискивая удачные точки для съемки. Естественно, летом удобнее ползать в шортах и кроссовках. Так вот, есть такое растение - борщевик. Борщевик виден хорошо, когда он большой, но маленький он совершенно незаметен в гуще других трав. Больно не было, просто домой я вернулся с ожогами ног. Кожа заживала около месяца, а все потому, что одежда годилась для пляжа, а не для лазания по горам.

Если вы путешествуете и фотографируете не один, а в компании, то посвятите друзей в ваши планы относительно фотосъемок. Плохо, если у вас разные цели. Кто-то хочет весело проводить время, а вы в это время намереваетесь заняться серьезным делом. Один известный фотограф разругался со своей семьей во время путешествия вокруг Ладоги только потому, что он, отдыхая, работал, а остальные члены семьи намеревались лишь получать от путешествия удовольствие. Их цели не совпадали.

Что касается собственно фотосъемки, то основной жанр туристической фотографии - это пейзаж, архитектура, снимки типа «я на фоне» и городские жанровые фото. Для развернутого рассказа о стране или о месте, которое вы посетили, не всегда достаточно лишь одних красивых видовых снимков, иногда интересно посмотреть на обычную жизнь обитателей. Как правило, очень фотогеничны базары, блошиные рынки, в общем, те места, где люди общаются друг с другом и где можно выхватить из толпы характерный типаж.

Даже простые житейские ситуации на улицах могут быть интересны. Такие снимки и составляют, собственно, память о месте и времени. Конфликты и непонимание при съемках жанровых уличных сюжетов более часты в родном отечестве, чем где бы то ни было еще. Ни в Румынии, ни на Сицилии, ни во Франции или Испании не было случая, чтобы кто-то был недоволен и требовал засветить пленку или удалить файлы. Обычно люди снисходительны и не испытывают тревоги, если вы улыбаетесь им и неторопливо выбираете нужный ракурс, по крайней мере для них всегда есть время отвернуться или покинуть зону кадра. Общее правило такое же, как и для репортажной съемки: лучше снять и спросить разрешение, чем спросить и не снять. И еще: если видишь что-то интересное - снимай, не жди, другого случая может и не быть.

Замечательно, если вы во время путешествия попадаете на какой-либо местный праздник или событие, на котором можно снять чудесные кадры. Национальный колорит и эмоции выплескиваются на таких мероприятиях со всей силой, что помогает сделать запоминающиеся фото.

При выборе сюжета не кидайтесь снимать все подряд, подобные поспешные снимки впоследствии малоинтересны и невыразительны. Определитесь для себя, чем, собственно, привлек вас данный пейзаж или вид, найдите сюжетный центр и отснимите несколько кадров с разными ракурсами и вариантами.

Обращайте внимание на природные состояния, в дождь или снег, на закате или очень рано утром вы обязательно снимете то, чего нет у ваших друзей. Не старайтесь делать одни лишь общие планы, вглядывайтесь в детали и снимайте крупно, если их форма или фактура необычна и привлекательна. Путешественник отличается от аборигена тем, что смотрит на все «незамыленным» и свежим взглядом. В любом незнакомом месте можно заметить что-то забавное и, найдя необходимую точку съемки, сделать неплохой снимок.

Для снимков «я на фоне» выбирайте неброский фон с архитектурными доминантами. Конные памятники - «фон-жеребец» - для этой цели наименее пригодны. Не старайтесь уместить все фигуры с ногами в кадре, иногда достаточно лишь поясного портрета. Нелишне напомнить об одной распространённой ошибке: если вы снимаете на фоне достопримечательностей двух человек, стоящих рядом, автофокус даже самой совершенной камеры непременно убежит вдаль и в бесконечность посередине, между двумя фигурами, оставив нерезкими лица ваших друзей. Чтобы такого не произошло, сначала сфокусируйте камеру на ком-то одном, нажмите кнопку памяти фокуса (если она есть) и скомпонуйте кадр нужным образом.

В некоторых камерах фокусировка производится нажатием спусковой кнопки наполовину, затем изображение кадрируется, и кнопка дожимается. В зоне резкости люди, а задний план слегка размыт. И не закрывайте своими габаритами прекрасных заморских видов, прикройте лишь малозначительные детали и оставьте немного воздуха и пространства в кадре. Попробуйте отвыкнуть от привычного шаблона, когда человек стоит руки по швам и смотрит прямо вам в объектив. Вы можете обыграть ситуацию и вписать человеческую фигуру в архитектурный или природный ландшафт более органично, чем просто банальное позирование. Где ваша фантазия?

Когда вы вернетесь домой, то спустя какое-то время вновь захотите посмотреть снимки тех мест, где бывали. Помните об этом во время путешествия и не жалейте времени и сил на съемку хорошего сюжета, вам будет что показать друзьям. Довольно грустно, если, завершив поездку, вы привезете домой лишь снимки типа «я на фоне», сделанные в спешке и на ходу. Сам творческий процесс съемки и выбора сюжетов поможет любое путешествие пережить как приключение.

Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».

Глядя на фотографии в журналах, вы когда-нибудь задумываетесь о том, что привлекло ваше внимание к определенному снимку и заставило уделить ему больше внимания, чем другим фотографиям? Возможно, дело в том кого сфотографировали или в определенном цвете или угле съемки. В чем секрет фотографов, чьи снимки выбирают для публикации в журналах или газетах? В чем заключается секрет сильных образов, созданных фотографом?

Секрет сильного образа заключается в способности снимка рассказать зрителю определенную историю.

С начала времен люди собирались вместе вокруг костра и делились друг с другом историями.

Неважно, какой объект вы выберете для фотосъемки. Если вы хотите стать хорошим фотографом, вам нужно в первую очередь стать хорошим рассказчиком. Снимок с историей вызовет интерес к себе и всплеск эмоций и привлечет к себе внимание, заставит задержать взгляд именно на себе из множества других снимков.

Как создать снимок с историей?

В большинстве случаев это снимок, вызывающий эмоции: сочувствие, любопытство, негативные эмоции или даже злость.

Представляю вашему вниманию 5 советов, которые помогут вам найти визуальные истории для ваших снимков в путешествиях.

1. Подготовка обязательна. Отличие профессионала от любителя практически во всех областях заключается в подготовке. Профессиональный фотограф начнет готовиться к фотосъемке еще до начала поездки, в то время как любитель будет надеяться на случайный кадр, который возникнет у него перед глазами. Профессионалы соберут максимум информации о том, что следует сфотографировать, чтобы в поездке потратить на это минимум времени, но при этом получив великолепный результат.

На что же следует обратить внимание еще до отъезда? Вот несколько классических примеров. Будут ли во время поездки проходить какие-либо фестивали или же другие события, которые нужно будет запечатлеть в обязательном порядке. Есть ли какие-либо запреты, касающиеся фотосъемки там, куда вы едете и о которых нужно знать. Например, многие племена в Азии считают, что фотография забирает души людей. Найдите информацию о культуре и истории страны, в которую собираетесь. Постарайтесь выучить хотя бы несколько фраз на местном языке. Местные жители ценят, когда с ними пытаются говорить на их языке (даже если это у вас выглядит смешно). Пара фраз приветствия, прощания, и просьба о разрешении сделать снимок сотворят чудеса и помогут сделать еще более интересный снимок.

2. Подходите ближе. Снимки людей с большого расстояния с телеобъективом могут быть безопаснее и не испортят спонтанность ситуации, но снимки, сделанные с близкого расстояния, могут быть более информативными и эмоциональными. Чтобы снимки с близкого расстояния были спонтанными, а не постановочными и не напряженными из-за того, что объект фотосъемки ожидает, что вы его сфотографируете - подождите немного, дайте человеку вернуться к своим делам и забыть о вашем присутствии. Не нужно сразу же подходить к человеку держа камеру наготове для снимка. Подойдите, поздоровайтесь, дайте понять, что у вас нет никаких злых намерений, и попросите разрешения сделать снимок. Относитесь к объекту фотосъемки уважительно, чтобы у него не сложилось впечатление, что он для вас часть какого-то шоу, экспонат для съемки.

3. Лучшее средство для установления контакта с людьми. Многие фотографы используют посредника из числа местных жителей, которые знают, что может быть интересно фотографу в качестве объекта для съемки. Легко найти такого посредника на месте, но можно сделать это и заранее. Найти кого-либо примерно вашего возраста, сообщить, что вы хотите приехать для своего рода культурного обмена. В этом случае вы можете найти человека, который посоветует, куда стоит съездить, а от посещения каких мест лучше отказаться по тем или иным причинам. Его общение с местными будет происходить на родном языке, это будет лучшее средство для «растапливания льда» в общении. Все что вам нужно это быть вежливым, можно привезти в подарок уникальные сувениры, которые производятся только в вашей стране.

4. Генератор историй. Если вы делаете снимки, но они вам не нравятся, чего-то в них не хватает - ищите генератор историй. Это может быть любое место с большим количеством людей: рынок, площадь, фестиваль. Просто будьте внимательны, держите глаза открытыми и вы обязательно увидите историю, которую захотите запечатлеть на снимке.

5. Последний совет - потеряйтесь. Мы проговорили обо всех моментах подготовки к поездке, но иногда следует оставить в отеле путеводитель и все ваши заметки о том, что следует посетить и просто пойти гулять по улицам. Некоторые великолепные фотоснимки получаются именно при таком подходе. Но и при спонтанных прогулках без путеводителя и проводника не забывайте о том, что есть места от посещения, которых будет лучше отказаться.

Друзья, смотрю на фотографии своих знакомых или просто на фото людей, кто ездил в путешествие, и диву даюсь. Фотографии одинаковые, если это Париж, то обязательно Эйфелева башня, если это Рим, то обязательно Колизей. Почему люди делают фотографии, которые уже есть в сети, ведь их итак там завалом?! Такое чувство будто фотографии не сами делали, а просто с интернета скачали и выложили в альбом.

По этому поводу несколько советов на тему: «Как сделать интересную фотографию в путешествии и отличиться от всех?»

1. Фотографируйтесь на фоне достопримечательностей!

Всегда фотографируйтесь на фоне достопримечательностей, даже если у вас плохое настроение или вы поругались со своей второй половинкой в путешествии, все равно надо фотографироваться стиснув зубы. Когда вы возвратитесь на это место вновь? Может быть никогда, а так посмотрите фотографию через некоторое время, вспомните былое, какие-то истории в голове возникнут, здорово ведь!

Вид на парламент — Будапешт, Венгрия.

Парк Гуэля — Барселона, Испания.

Колизей — Рим, Италия.

2. Подберите ракурс!

Фотография — это целое искусство, и если вы хотите показать друзьям хорошие фотографии, то нужно обязательно подобрать интересный ракурс. У нас сейчас 21 век на дворе, не бойтесь делать много фотографий, прямо кучу! Уж лучше много, чтобы потом удалить, нежели мало и потом жалеть. И еще, если у вас какая-то фобия фотографироваться, то крушите ее, ломайте свой страх и преодолевайте этот барьер! Фотографии нужны каждому, хотя бы в момент грусти они помогут.

На улице — Валенсия, Испания.

3. Следите за настройками своего фотоаппарата!

Сделали фотографию, обязательно взгляните на нее через мониторчик, приблизьте, может где что-то размазалось или глаза закрыты у кого-то, может засвечено получилось и нужно что-то подкрутить, тогда делайте фотографию еще раз! Это важно, а то когда дома будете смотреть фотографии с вашего грандиозного путешествия, можете пожалеть, что не провели таких процедур заранее. Некоторые делают качество фотографий среднее, вроде как: «Памяти на флешки мало, пусть фото худшего качества будут и норм». Нет! Пусть лучше вы сходите и купите флешку дополнительную! Ведь фотография с лучшим качеством сделана не для того, чтобы больше места занимать на флешке, а для того, чтобы лучше можно было обработать, может восстановить, если фотография засветлилась, может наоборот, темно, надо будет посветлее сделать и так далее!

Порто, Португалия.

4. Придумайте что-то необычное!

Не надоело ли делать обычные фотографии на фоне Колизея? Да, это лучше если вы сфотографировали колизей без себя или не сфотографировали ничего, но, можно ведь придумать интересную фотографию заранее! Так например во время путешествия по Италии, в наши светлые головы пришла идея! В общем увидели открытку на которой изображен отрывок из старого фильма «Римские каникулы». Сделали ее фото на телефон. Нашли место в Риме как на открытке, пришли туда, запрягли каких-то туристов сделать фотографию на наш аппарат, как на открытке. Конечно нам пришлось сделать много фотографий, сменить кучу фотографов-туристов, но результат радует глаз!)

Испанская лестница — Рим, Италия.

5. Фотографии в одном стиле.

Вы можете путешествовать где угодно и сколько угодно! Можете путешествовать по разным местам нашей планеты, но как сделать так, чтобы взглянув всего лишь на одну фотографию стало понятно, что это ваше творчество? Все просто, придумайте свою какую-то «позу» и щелкайтесь на фоне красивых мест или достопримечательностей. Вот так, например, Даша здорово уловила фишку и фотографируется в прыжках, как звездочка!)

Пляж в Пенише, Португалия.

Мост в Порто, Португалия.

6. Не стесняйтесь просить.

Часто бывает так, что вы отправились со своей второй половинкой в путешествие и на фотографиях получаетесь по-одному. Это не верно! Если у вас появилось не преодолимое желание сделать фотографию именно здесь, то ищите первого прохожего, всучивайте ему фотоаппарат, даже можете ничего не объяснять, он все поймет. Затем посмотрите фотографию, часто бывает так, что первый прохожий делает фото ужасно, тогда просите сделать еще фото. Если вам стремно кого-то о чем-то просить, то подумайте о том, как здорово будет просматривать фотографии и вспоминать как вы вдвоем здесь были, ради этого стоит начать разговор с прохожим + прокачка английского языка гарантирована. Следующие фотографии сделали обычные прохожие.

Вид на кафедральный собор — Флоренция, Италия.

Чешская Венеция — Прага, Чехия.

7. Пользуйтесь таймером!

Не секрет, что на каждом фотоаппарате есть таймер, по окончанию которого он автоматически фотографирует. Так вот, найдите его и активно пользуйтесь им. Ведь бывает и такое, что рядом никого нет, а фотографию нужно сделать обязательно. Примеры активного использование такого таймера:

Венеция, Италия.

Парк — Будапешт, Венгрия.

На трассе Ростов-Волгоград — Суровикино, Россия.

8. Делайте живые фотографии.

Лучшие фотографии — это живые фотографии. Что это значит? Все просто, когда фотография получилась внезапно, человек не ждал или даже не знал, что его сфотографировали, а фотография есть. По-другому это называется репортажная съемка. Многим нравится как он получается во время выступления, во время отдыха на природе, когда он жарил шашлык и так далее. Просто когда человек, не знает что его фотографирует, он не старается сделать какой-то вид, на фотографии живое лицо, такое, какое оно есть, никакой наигранности. Так что делайте больше внезапных фотографий, они будут радовать вас, отвечаю!)

На улице — Мадрид, Испания.

Мыс Рока — Лиссабон, Португалия.

На улице — Толедо, Испания.

Хрустальный дворец — Мадрид, Испания.

9. Фотографии обрабатывать обязательно!

Некоторые говорят: «Зачем обрабатывать, и так пойдет?!». А потом смотрят фотографию друга и думают: «Вот он крутой, вот это фотографии, не то, что у меня!», хотя изначально твоя фотография была лучше. Тут все просто, отбрасывай свою лень на верхнюю полочку и бери свою силу воли в руки и начинай обрабатывать фотографии. «Я не умею обрабатывать фотографии» — говоришь ты, что за ерунда? Разве есть люди которые умеют их обрабатывать? Нет! За них все делает машина, они просто водят полоску туда-сюда, пока не понравится результат! Сложно? Не думаю. В общем вот отличная прога для обработки фотографий: Lightroom. Там нет ничего сложного, фотографии легко обрабатываются и экспортируются так же легко. Там же можно наложить водный знак. В общем разберетесь, а если не разберетесь, пишите, я по нему урок сделаю, может пригодится! На крайний случай обратитесь к профессионалам, которые за деньги обработают вам фотографии.

Вход в город — Толедо, Испания.

Парк — Вена, Австрия.

Мост Эйфеля — Порто, Португалия.

10. Заведите фотоальбом.

Давно ли вы вели свой ручной фотоальбом? Навряд ли ведете его, как впрочем и все мы. Ведь фотографии здорово хранятся в компьютере и не занимают место в квартире. Но все же бывает утомительно смотреть фотографии с компьютера, особенно если их много. Иногда утомляет. А теперь представьте как здорово достать с верхней полочки большую книгу, открыть ее, и посмотреть фотографии которые можно взять в руки, рассмотреть и вспомнить что-то связанное с ними. Конечно не надо печатать все подряд, у вас уже есть некоторые обработанные фотографии, выбирайте лучшие и печатайте. Если в течении года вы будете регулярно пополнять свой запас фотографий в фотоальбоме, то это будет радовать глаз каждого, кто будет смотреть этот альбом.

Вот советы, придерживаясь которых, у вас будут обалденные фотографии, которые захочется просматривать вновь и вновь!

В комментариях оставляйте свои необычные фотографии с путешествий, мы оценим и прокомментируем!)

Спасибо, что дочитал(а) статью до конца, задавай свои вопросы и оставляй комментарии к записи ниже.