Если на рынке предложение. Предложение товаров на рынке

Технические характеристики автомобиля должны обеспечивать надежную и безопасную работу устройства. Для контроля техсостояния осуществляется специальный осмотр, по завершении которого оформляется акт осмотра транспортного средства.Данный документ необходим для подтверждения соответствия фактических технических характеристик авто принятым нормам.

Составлять акт осмотра транспортного средства имеют право сотрудники ГИБДД, привлекая для этого технических специалистов. Происходит это, как правило, при осуществлении регистрации либо при внесении изменений в эти данные.

Кроме того, его могут оформлять специализированные станции техосмотра, получившие лицензию на такой вид деятельности, и эксперты, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Внутри организаций осматривание автотранспорта могут осуществлять штатные или привлеченные специалисты.

Также он оформляется:

  • после ДТП;
  • во время заключения договора аренды автомобиля;
  • при продаже ТС;
  • для возмещения причиненного ущерба;
  • при определении рыночной цены транспорта;
  • для расчета потери его товарной стоимости;
  • для целесообразности ремонтных работ и определения предполагаемых затрат на восстановление.

Акт осмотра обычно необходим обычному автовладельцу и для страховых организаций:

  1. При получении страхового полиса. В этом случае фиксируется пробег, описываются состояние, комплектация, экстерьер и салон. Данный акт еще носит название « «.
  2. Во время оформления возмещений и компенсаций при получении повреждений.

Составление акта осмотра, его содержание

Законодательством не предусмотрено строго определенной формы документа обследования транспортного средства, поэтому допускается использовать типовую форму, которая содержит определенную информацию. Нормативные документы могут включать рекомендуемую форму акта, его образец или перечень необходимой информации, отображаемой в отчете.

Акт осмотра транспортного средства содержит подробную информацию об основных узлах объекта, как, например:


В документации указывается полное наименование экспертной организации, проводившей проверку и ее место нахождения, а также дата составления. Фиксируются все выявленные поломки, повреждения и дефекты.

В итоговой части обязательно проставляется оценка общего состояния: «новое», «хорошее», «исправное», «неисправное», «предельное», «работоспособное», «неудовлетворительное». Далее определяется, можно ли допускать к эксплуатации автомобиль. Для неисправных или неработающих объектов определяется возможность восстановления. Если состояние определено предельным, то делаются выводы о недопустимости эксплуатации, либо нецелесообразности ремонта отдельных узлов, или всего автомобиля.

Предрейсовый контроль

Осмотр перед выездом в рейс обязателен для юридических лиц и предпринимателей, эксплуатирующих транспортное средство для перевозки людей и грузов. Такие требования предусмотрены законом «О безопасности дорожного движения». Предрейсовые проверки необходимы для того, чтобы избежать ДТП и аварийных ситуаций. При отсутствии такого акта предусмотрены штрафные санкции со стороны контролирующих органов.

Процесс проверки проходит быстро и включает в себя определение:

  • работы и регулировки света фар;
  • состояния шин;
  • безотказной работы тормозной системы;
  • замеров суммарного люфта рулевого управления.

По завершении процедуры в путевом листе проставляется специальная отметка.

Осмотр после дорожно-транспортного происшествия

После аварии акт обследования автомобиля составляет эксперт-техник. Специалист осматривает технику, снимает на фотокамеру все повреждения и заносит их в акт. Также сюда вносятся назначенные им восстановительные и ремонтные работы. Для обнаружения скрытых повреждений и неисправностей следует осмотреть машину на станции техобслуживания с использованием специального инструмента и оборудования. Это необходимо для минимизации погрешностей, допускаемых при визуальном исследовании поврежденного авто.

Кроме того, транспортное средство, попавшее в ДТП, подлежит осмотру в застраховавшей его компании. Это происходит после подачи заявления и всех необходимых документов для получения страхового возмещения. Акт технического осмотра поврежденного автомобиля должен быть составлен не позже 5 дней после обращения к страховщику.

Проверка ТС в автосервисе

При сдаче машины на ремонт в автосервис также составляется акт осмотра. У каждой мастерской могут быть свои бланки акта, который составляется в 3-х экземплярах. По итогам осмотра определяются неисправности и возможность восстановления поврежденного объекта. Все данные подробно заносятся в протокол осмотра.

При регистрационных действиях в ГИБДД

Во время прохождения регистрации в ГИБДД, представители ведомства проверяют серийные номера агрегатов и узлов, наличие неправомерно установленного оборудования, в том числе газовых баллонов. Производится визуальный осмотр на предмет соответствия идентификационной маркировки с документами на ТС, проверка их подлинности. Сотрудники осматривают конструкцию машины на соответствие требованиям законодательства РФ.

Время процедуры составляет до 20 минут. Получить акт можно в любом подразделении ГИБДД, вне зависимости от места жительства.

Любой транспорт нуждается в периодическом контроле технического состояния. Выявленные недостатки фиксируются документально и устраняются в надлежащий срок. Как составляется акт технического состояния автомобиля?

Технически исправным признается автомобиль, полностью укомплектованный, обладающий хорошим внешним видом и пребывающий в исправном состоянии.

Техническое состояние авто должно обеспечивать надежность работы и безопасность движения. Для выявления неисправностей проводится специальная проверка, результаты ее оформляются документально. Как составляется акт технического состояния автомобиля?

Что нужно знать

Контроль над техническим состоянием автотранспорта осуществляется посредством контрольных осмотров. Основание таковых может быть разным, но цель всегда одна – убедиться в исправности авто и выявить неисправности.

По результатам осмотра составляется . Составлять документ может сотрудник ГИБДД с привлечением технического специалиста.

Также формировать акт могут специализированные станции технического осмотра, обладающие соответствующей лицензией. В организациях осмотр авто может осуществляться .

Как правило, в транспортных компаниях проверка технического состояния автотранспорта осуществляется не менее двух раз в год, на весенне-летний и осенне-зимний периоды эксплуатации.

Частные авто осматриваются в период прохождения обязательного техосмотра, при регистрации и в иных обязательных случаях. Независимо от того, для чего проводится осмотр транспорта, и кто его проводит, должен составляться акт технического состояния.

Основные понятия

Основным стандартом технической эксплуатации автомобилей (ТЭА) является «Положение о техобслуживании и ремонте … автотранспорта».

На всякий специальный вопрос относительно эксплуатационного использования авто существуют ГОСТы, ОСТы, СНиПы и прочее.

Согласно ТЭА различают состояние авто:

Исправное Если состояние авто отвечает всем нормам НТКД. Нормативно-техническая и конструкторская документация
Неисправное Если состояние транспорта не отвечает хотя бы одному требованию НТКД
Работоспособное При каком значения основных показателей по исполняемым функциям отвечают НТКД
Неработоспособное При котором значение хотя бы одного параметра не позволяет исполнять положенные функции. Неработоспособное авто всегда является неисправным, работоспособный может одновременно быть и неисправным
Предельное Когда дальнейшая эксплуатация авто или отдельной его части недопустима либо нецелесообразна. Такое состояние наблюдается при превышении допустимых эксплуатационных параметров

Событиями смены технических состояний автотранспорта являются отказы, повреждения, дефекты. По итогам технического осмотра определяется возможность восстановления надлежащего состояния объекта.

Все данные относительно технического осмотра авто фиксируются в акте. Здесь же отображается решение о пригодности авто к последующей безопасной эксплуатации.

Обязательно в акт вносится информация о состоянии всех основных узлов ТС:

  • кузова;
  • колес;
  • двигателя;
  • ходовой части;
  • элементов салона;
  • стекол и оптики;
  • элементов электрики;
  • идентификационных данных (номере).

Непременной составной частью является заключение о состоянии автомобиля и допуска его эксплуатационного использования.

Выполняемые функции

Причин для составления акта технического состояния автомобиля существует несколько. Например:

  • необходимость регистрации транспортного средства в ГИБДД;
  • передача автомобиля в ремонт;
  • оценивание ущерба при ДТП;
  • определение степени эксплуатационного износа авто;
  • оформление страхового полиса ОСАГО.

Госавтоинспекция позволяет подать без предъявления авто. Но для этого требуется предоставить акт о том, что авто осмотрено и допущено к эксплуатации.

При этом составлять акт должна организация с наличием соответствующей .

Такой порядок удобен, когда требуется получить регистрационные документы, но машина находится в ином населенном пункте и перегон ее невозможен из-за отсутствия документов.

При передаче в ремонт акт о техническом состоянии автомобиля необходим для определения объема предстоящих работ. Для оценки выполненного ремонта также составляется акт.

Периодически оценка технического состояния проводится для оценивания степени износа транспорта. Оценивая убытки от ДТП и при оформлении страховки также нужно составить акт о техническом состоянии.

Нормативная база

Порядок и периодичность прохождения технического осмотра на территории РФ регламентирована .

Этим законом внесены изменения относительно порядка прохождения государственного технического осмотра. Начиная с 1.01.2012, талон техосмотра формально требуется для получения полиса ОСАГО.

При этом эксплуатировать ТС без полиса запрещено. Согласно законодательству по итогам проверки технического состояния оформляется акт технического осмотра.

При осмотре автомобиля на предмет безопасности эксплуатации и выборе методов проверки руководствоваться следует технической документацией, утвержденными нормативными показателями и .

Образец технического состояния транспортного средства

С чего начинается составление акта технического осмотра автомобиля? С обращения в организацию, имеющую право осуществлять технический осмотр.

При этом потребуется предоставить определенный пакет документов:

Бланк документа

Заключительная часть акта включает в себя общую оценку состояния ТС. Акт потребуется во всех случаях, когда нужно подтвердить техническое состояние авто, но предоставить транспорт нет возможности.

Где взять акт осмотра транспортного средства образец? ГИБДД, как правило, самостоятельно занимается оформлением данного документа.

В некоторых случаях, например, при передаче автомобиля в ремонт или при осмотре транспорта в рамках планового осмотра организацией можно составить бланк самостоятельно.

Обязательными сведениями акта являются:

  • название документа;
  • дата составления и место;
  • основания для проведения осмотра;
  • указание проводивших осмотр лиц;
  • данные о ТС (год выпуска, марка, категория, тип кузова, идентификационный номер, цвет и прочее);
  • сведения о фактическом состоянии машины;
  • выявленные дефекты;
  • подписи лиц, проводивших осмотр с указанием Ф.И.О.

Если от лица собственника выступает представитель, то обязательно указываются данные его паспорта, основания полномочий, адрес проживания.

В тексте акта желательно предусмотреть указание дополнительной информации об авто. Это касается деталей, не предусмотренных базовой комплектацией, но имеющихся в наличии.

В итоговой части документа дается описание повреждений, обнаруженных в процессе осмотра. При этом подробно отображается, какие именно неисправности выявлены, какие детали повреждены, как проводилась диагностика повреждений.

Специалистом резюмируется возможность проявления скрытых дефектов при последующей эксплуатации транспорта.

Также проводящее осмотр лицо делает выводы о вероятных причинах возникновения изъянов (ДТП, заводской брак, неправильная эксплуатация и т.д.). В отдельных случаях могут применяться строго утвержденные бланки.

Так для фиксирования технического состояния военной техники используется форма 12, акт технического состояния автомобиля при этом служит еще и .

Если предрейсовый осмотр

Законодательством установлена обязанность по проведению осмотра технического состояния ТС перед каждым рейсом, если компания применяет автотранспорт для перевозки пассажиров или грузов.

При этом процедура осмотра завершается проставлением специальной отметки в путевом листе о надлежащем состоянии транспорта.

У каждого водителя при нахождении в рейсе или на маршруте должен иметься .

Отсутствие предрейсового техосмотра наказывается довольно строго – от штрафа до отказа в страховом возмещении при ДТП с участием ТС.

Порядок проведения предрейсового осмотра авто подробно регламентирует своими приказами Минтранс, также регуляция осуществляется ведомственными инструкциями.

Целью процедуры является обеспечение безопасности участников дорожного движения от вероятных аварий по причине неисправности ТС.

Проводится предрейсовый техосмотр механиком, аттестованным Транспортной инспекцией РФ. Приказом руководства за механиком закрепляется обязанность по проведению предрейсовой проверки и выпуску транспорта на линию.

В небольших компаниях могут использоваться услуги сервисных центров. При этом за организацией закрепляется специалист, проводящий обязательный осмотр перед каждым рейсом.

Что касается путевого листа, то действителен он в течение одного дня. Больший срок допускается только при исполнении водителем задания, занимающего несколько дней и при удаленности от места постоянной стоянки.

В течение всего рабочего времени путевой лист хранится у водителя и предъявляется по требованию сотрудников милиции или сотрудников транспортной инспекции.

Надлежащее состояние ТС подтверждает отметка «Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен», за подписью ответственного механика. В организации путевые листы хранятся в течение пяти лет.

После ДТП

В случае ДТП необходимость технического освидетельствования обусловлена в первую очередь выплатой страхового возмещения по ОСАГО. Страховщик отправляет пострадавшего к независимому оценщику.

Также можно провести осмотр с привлечением независимых экспертов самостоятельно. Причем от правильности действий во многом зависит величина страховки.

О времени, дате и месте осмотра должны быть извещены пострадавшим лицом все заинтересованные стороны:

  • страховые компании (пострадавшего и виновного);
  • виновник ДТП;
  • собственник.

Относительно непосредственной процедуры осмотра нужно отметить следующие существенные аспекты:

Неявка заинтересованных сторон Не препятствует проверке, поскольку осмотр проводит независимый специалист
Обследование ТС проводится при хорошем освещении Авто должно быть чистым, чтобы даже малейшие повреждения можно было обнаружить
Все повреждения, номер, пробег авто фиксируют посредством фотосъемки Не подтвержденные фотоматериалами повреждения оплате по ОСАГО не подлежат
Фиксируются в акте все повреждения Если имеются сомнения в пригодности какой-то детали, то указывается «Возможны скрытые повреждения»
Ставятся подписи Оценщика и присутствовавших лиц

Если при ремонте автомобиля обнаруживаются дополнительные повреждения, то требуется организовать дополнительный осмотр.

Проводится он по той же схеме с повторным обращением в страховую компанию. До проведения повторной проверки ремонтные работы приостанавливаются.

Если проверка в автосервисе

При сдаче автомобиля на ремонт в автосервис оформление акта технического состояния обязательно. В противном случае доказать недоброкачественность ремонта или возникновение повреждений (утраты) авто по вине сервиса не удастся.

Форма такого приемопередаточного акта произвольна. Обычно у каждого автосервиса есть свой утвержденный бланк. Обязательно в акте указывается:

  • данные об авто;
  • сведения о владельце и автосервисе;
  • внешнее состояние ТС;
  • комплектность авто;
  • перечень материалов и запчастей заказчика (подробно);
  • общая стоимость авто и предоставленных материалов;
  • подписи сторон, печать автосервиса.

Особенности для грузового авто

До внесения изменений в законодательство технический осмотр грузовых авто проводился Госавтоинспекцией .

С 2012 года осуществлять технический осмотр грузового транспорта вправе операторы и дилерские центры, аккредитованные ГАИ. Для прохождения техосмотра необходим только паспорт собственника и регистрационное свидетельство или ПТС.

При проведении технического осмотра грузового транспорта не следует путать понятия «технического осмотра» и «Гостехосмотра». Понятия это абсолютно разные.

Государственный осмотр осуществляется для ТС возрастом от трех до семи лет – каждые два года, а для автомобилей старше семи лет – ежегодно.

При этом авто до трехлетнего возраста не подлежит гостехосмотру. По итогам такой проверки выдается талон, позволяющий передвигаться на транспорте беспрепятственно.

Что касается технического осмотра грузового автомобиля, то он проводится при наличии оснований, независимо от года выпуска ТС.

То есть осмотр выполняется перед каждым рейсом, в случае ДТП или при сдаче в ремонт. Акт технического состояния в этом случае составляется по обычной схеме.

Образец заполнения

При составлении акта технического состояния автомобиля не обязательно применять утвержденные бланки.

Достаточно знать, какие основополагающие моменты содержит сей документ, а именно:

  • данные владельца и лица, проводящего осмотр;
  • сведения об авто;
  • обнаруженные неисправности;
  • текущее состояние;
  • возможность/невозможность эксплуатации;
  • подписи сторон.

Для осмотра обязательно предъявляется сам автомобиль. При его отсутствии все действия, касающиеся проведения проверки будут признаны незаконными.

Только по выполнении тщательного обследования составляется акт технического состояния автомобиля.

Итак, рынок – это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.

Рыночная экономика –сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта про­дукции.

Этот механизм включает три глав­ных взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос и предложение товаров-услуг, а также конкуренцию.

Наименьшего пояснения требуют рыночные цены , поскольку они представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регули­рующее действие уже показано в функциях рынка.

Спрос представляет платёжеспособную потребность в определён­ных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потре­бители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода.

«Напар­ник» спроса – предложение – это количество продукта, кото­рое предъявляется к продаже по определённой цене в тече­ние определённого времени.

Наконец, конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничество между участника­ми рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. В частности, производители (про­давцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как мо­жно больше и дороже продать, а наёмные работники - получить боль­шую заработную плату; потребители - купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в ры­ночном успехе одних, неудаче других и проявляется конкуренция.

Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном спросе, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

Итак, спросом в экономической литературе называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени .

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них, в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне).

На макроуровне говорят о совокупном спросе – общем объеме спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всех рынках в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы приобрести при различных уровнях цен.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные формы как экономического, так и социального, а также технологического характера.

В связи с этим различают эндогенный и экзогенный спрос. Экзогенный спрос – спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка (пример – закон о запрете курения).

Эндогенный , или внутренний, спрос – это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе (пример – здоровый образ жизни).

Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает потребительский спрос.

Нетрудно увидеть,

что величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньше его количества люди готовы купить, и наоборот: чем ниже цена, тем больше величина спроса.

Данное соотношение называется законом спроса.

Этот закон впервые сформулировал французский математик Антуан Огюстен Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку. Закон падающего спроса А. Курно формулируется так:

D = f (P),

D – спрос;

f – функция;

Р – цена.

Данный закон выражает следующую зависимость: цены имеют тенденции к снижению; при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот повышается; но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены .

Отсюда кривая спроса убывающая.

Изобразим зависимость между ценой и величиной спроса графически (рис. 5).

Рис. 5. Кривая спроса

Кривую спроса принято обозначать DD (от англ. d emand – спрос, потребность, нужда).

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам (Р) в течение определенного промежутка времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара (Q).

Закон спроса не действует в трех случаях:

1. При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен.

2. Для редких товаров, являющихся средством сохранения денег (золото, драгоценности, антиквариат и др.).

3. При переключении спроса на более качественные, но дорогостоящие товары (например, здоровый образ жизни – переключение спроса с маргарина на масло, снижение цен на маргарин не увеличит на него спрос).

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы спроса.

    Изменение вкусов потребителей.

К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе все более популярным, то это снижает спрос на алкогольнуо-табачную продукцию и повышает спрос на велосипеды и лыжи.

    Изменение числа покупателей.

Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в домах престарелых, на медикаменты.

    Изменение доходов потребителей.

Рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, качественные продукты питания и т.д.

    Изменение цен на сопряженные товары двух видов:

    взаимозаменяемые – субтитуты – товары, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и желенодорожные перевозки). Здесь между ценой на один товар и спросом на сопряженные с ним другие товары существует прямая связь. Снижение цены на говядину снизит спрос и на телятину, и на свинину, т.е. удешевление говядины делает ее наиболее привлекательной для покупателя и побуждает заменить свинину дорогую на дешевую говядину;

    взаимодополняющие – комплементы – неразлучные товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно (часы и батарейка, автомобили и бензин, нитки и иглы). Если цена на бензин повысится, спрос на автомобили упадет. Такой спрос называют совместным.

    Изменения в ожиданиях потребителей может быть двух вариантов:

    ожидание повышения цен или доходов. Оно побуждает потребителей увеличить свои покупки (неурожай кофе вызовет опасения роста цен на него в будущем, что поднимет текущий спрос на данный товар);

    снижение цен или доходов, что сокращает текущий спрос. Часть людей воздержится от покупки товара, если узнает. Что цена на него вот-вот упадет.

    Степень удовлетворения потребностей.

Чем выше степень удовлетворения потребностей в данном товаре у населения, тем очевидно ниже спрос. Так, модная штучка поначалу может идти нарасхват. Но по мере насыщения ею сферы потребления идет убывание предельной полезности этого блага и потребительский спрос падает.

Итак, спрос – величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение харак­тера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда ме­няются факторы, имевшие ранее постоянные величины.

Такая ситуация возможна, например, если доход населения увеличился.

Изменение вкусов и предпочтений также оказывают влияние на положение кривой спроса. Если тяга к курению у населения возраста­ет, то линия спроса на сигареты сдвинется вправо. Если увеличится число сторонников здорового образа жизни, то линия спроса на сигареты сдвинется.

Итак, спрос – величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда меняются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз или вверх (рис. 5). Изменение же характера спроса выражается в «движении» кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (рис. 6).

Рис. 6. Кривая изменения спроса (характера спроса)

Такая ситуация возможна, например, если доход населения увеличился. тогда каждой цене товара будет соответствовать больший объем спроса, произойдет сдвиг прямой вправо из положения DD в положение D 2 D 2 . Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево в положение D 1 D 1 . На рисунке 6 видно, что сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене Р 1 и что одному и тому же объему спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены спроса (Р 1 Р 2 Р 3).