Фотобизнес в стоит ли заниматься фотографией. Новые бизнес идеи

Скорняк - мастер по выделке шкур на мех, шитью меховых изделий.

Скорняк (от слова скора (устар.) - невыделанные шкуры, кожа животных.)— мастер по выделке шкур на мех, шитью меховых изделий. Синоним - меховщик. Однако меховщиками также называют продавцов, товароведов и др. специалистов, специализирующихся на мехах. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессий

Скорняжное дело появилось ещё в древности, когда люди приспособили для одежды шкуры убитых на охоте животных.

И это ремесло довольно долго связывали непосредственно с выделкой шкур и изготовлением кож. На Руси мастер по обработке сырых шкур так и назывался: кожемяка или кожевник.
Выделка кож требовала большой физической силы. Неслучайно сказочный богатырь Никита Кожемяка, сумевший запрячь в плуг дракона, занимался именно этим ремеслом.

Скорняжная швейная машинка

В наши дни для выделки шкурок используют специальные приспособления, химические средства. Однако некоторые скорняки предпочитают работать по старинке: с помощью кислого молока, хлеба.
Но часто скорняк работает с уже готовым сырьём. Он выбирает подходящие шкурки для конкретного изделия, разминает их и раскраивает. А иногда сам же и шьёт.
Крупные предприятия предпочитают приобретать сырые шкурки, так как они одновременно с выделкой подвергают их сложным процессам острижки, окраски, подкуривания и пр. Некоторые шкурки не нуждаются в облагораживании, достаточно только грамотно их выделать.

Общероссийский классификатор профессий рабочих выделяет три группы скорняков:
. Скорняк-наборщик,
. Скорняк-отделочник,
. Скорняк-раскройщик.

Однако мастер может совмещать в себе все направления: от выделки до шитья.
Например, работая в меховом ателье, он может участвовать в закупке сырья (оценивать качество шкурок). Затем, получив задание на конкретное изделие, выбирать шкурки для работы, раскраивать их по выкройке и шить.
Также скорняк может сам разрабатывать дизайн меховых изделий. Для этого требуются дополнительные умения и знания.
В училищах, обучающих будущих скорняков, студенты изучают не только технологию работы, но и рисунок, дизайн. Однако работе с мехом можно учиться и дальше, осваивая технологический процесс обработки, искусство дизайна и пр. Специалисты с высшим образованием и дипломами технологов или дизайнеров также могут работать скорняками.

Сегодня скорняжное искусство - развитая отрасль с высокими стандартами качества. При выборе шкурок скорняк руководствуется не только качеством кожи и меха, но и своим художественным вкусом. Поэтому красота будущей шубы или шапки зависит от таланта скорняка не меньше, чем от таланта дизайнера, разработавшего фасон.

В руках мастера каждое изделие становится эксклюзивным, стильным и индивидуальным, а рисунки меха никогда не повторяются.
Также скорняки используют в своей работе вышивку, инкрустацию, аппликацию и декорирование меховых изделий.
Многие операции скорняк выполняет вручную - это требует точности, сноровки, четко отработанных навыков. Чтобы целиком и полностью «войти в работу», осознать и прочувствовать ее алгоритм, нужно сшить несколько одинаковых моделей. Поэтому труд скорняка очень ценится на предприятиях и хорошо оплачивается.
Знающие люди говорят, что сегодня найти хорошего скорняка довольно трудно. Зато опытный мастер высокого класса может воплотить в жизнь любую, самую необычную, идею.

Рабочее место

Меховые фабрики и ателье.

Важные качества

Склонность к ручному труду, художественный вкус, высокая самоорганизация, усидчивость, умение концентрировать внимание на работе.

Знания и навыки

Скорняк должен владеть приёмами оценки сырья, технологиями работы с мехом, методами раскроя, приёмами конструирования меховых изделий.

Где учат

Профессиональная подготовка (ПП)

  • Cтроительный колледж №12 (Москва)

Квалификация «Скорняк-раскройщик»
и др. колледжи и училища.

Среднее профессиональное образование (СПО)

  • Казанский техникум легкой промышленности.

Специальность «Технолог производства меховых и овчинно-шубных изделий».
и др. колледжи и техникумы

Высшее образование (ВО)

Факультет механики, автоматики и химических технологий
Специальности: «Технология кожи и меха», «Конструирование изделий из кожи»

  • Московский государственный университет дизайна и технологии (МГУДТ)

Факультет химических технологий промышленной экологии (ФХТ и ПЭ)
Кафедра технологии кожи и меха.

ВЫДЕЛКА МЕХОВ
Пушнина Каракулево-смушковые шкурки 20
Оборудование для первичной обработки шкурок 28
Сроки забоя зверей 32
Съемка шкурок 33
Обезжиривание шкурок 36
Правка шкурок 38
Сушка шкурок 41
Дообработка и облагораживание шкурок 43
Устранение пороков 44
Выделка мехов по советам П. Будникова Русская выделка овчин и мерлушек 45
О выделке звериных шкур и шкурок наставления М. Новгородского 49
Секреты быстрой, прочной и дешевой выделки заячьей и других шкурок - рассказывает Ф. Богатырев 52
Как выделать кроличью шкурку - советы Ф. Алексеева 55
Выделка белки и приготовление беличьего меха 63
Пиккельный способ обработки мехов - по советам А. Образцова 67

ВЫДЕЛКА ОВЧИН
Советы известного русского мастера М. Рылова 69
Выделка овчины и мерлушек по описаниям Ф Давыдова 76
Выделка сыромятных овчин (французский способ) 77
Немецкий способ выделки сыромятных овчин 78
Китайский способ обработки овчин 79
Как выделывали овчину арзамасские скорняки 80
Выделка овчин вятскими скорняками 81
Выделка цветных овчин 81
Выделка дубленых овчин по описаниям профессора К. Дебу 82
О дублении и выделке овчин рассказывает мастер П. Преображенский 84
И еще из старых рецептов и новых рекомендаций 92
Подкрашивание меха по советам Ф. Давыдова 96
Окрашивание овчин и, Зверьковых шкур (по Ламбу) 99
Сами красим - из современной практики 104
Окраска мехов по рекомендациям П. Будникова 105
Имитационная окраска шкурок 113
Подкрашивание шкурок и мехов - наставления М Новгородского 117
Распрямление искривленных волос 121
Сохранение меха 122
Чистка меха 123

ВЫДЕЛКА КОЖИ
Выделка кожи по-русски 126
Выделка кожи при помощи красного дубления135
Дубильные материалы 142
О химическом составе воды, которой пользуются кожевенники 145
О процессе дубления 145
Окончательная отделка кожи 151
Русская выделка сыромятных кож 155
Приготовление кожи при помощи других (кроме квасцов) минеральных веществ 158
Выделка лайки 160
Лейпцигский и другие способы выделки 168
Приготовление замши 172
Шевро из козлины 176
Выделка сафьяна 179
Датская кожа 184
Выделка конских шкур 185
Окраска кожи в черный цвет 191

КРОЙКА И ШИТЬЕ
Как раскроить шкуру 195
Пошив скорняжных изделий 197
Шьем меховое пальто 205
Размеры полушубка 216
Шьем из шкурок кролика217
Мужские головные уборы 218
Моделирование женских головных уборов 226
Рукавицы и перчатки 241
Шьем воротник 242
Технология пелерин и палантинов 245
Вторая жизнь меха 247

ДОПОЛНЕНИЕ ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ
ВЫДЕЛКА МЕХОВ
Из опыта обработки мехов в России и за рубежом - по описаниям А. Сташевского 249
Хлебный и пиккельный методы выделки 249
Замшевое дубление и жировка 255
Алюминиевое дубление 262
Выделка растительными дубителями 266
Формалиновая выделка 267
Комбинированная выделка 269
Хромовое дубление 274
Серное дубление 281
Выделка и отделка шкурок каракуля 282
Современные наставления выделки мехов 285
Выделка шкурок кролика 285
Выделка шкурок нутрии 287
Выделка шкурок козлят и ягнят 288

ОКРАШИВАНИЕ МЕХОВ
Рецептуры и наставления А Сташевского 295
Протравы при крашении древесными красителями 295
Под соболя, сурка, кролика и зайца 295
Окраска лисиц в черный цвет 297
Енот в серо-голубой цвет 297
Волк в серо-голубой цвет 297
Лисица под «аляску» 298
Протрава на соболя, куницу, норку 298
Лионский рецепт для окраски зайчины в черный цвет 298
Кролик в черный цвет 298
Заяц, кролик, кошка в черный цвет 298
Заяц в черный цвет 299
Кролик в черный и коричневый цвет 299
Протрава при крашении оксидационными красителями 300
Отбелка 302
Додубка 305
Уморение - обезжиривание 305
Протрава 307
Окисление 308
Крашение мехов растительными красителями 309
Пять типичных французских рецептов 311
Применение черного анилина в окраске мехов 316

СОВРЕМЕННЫЕ РЕЦЕПТЫ КРАШЕНИЯ МЕХОВ
Крашение шкурок кролика 318
Крашение шкурок козлят и ягнят 321
Крашение шубной овчины 323
Окрашивание меховой овчины 324
Опыт старых мастеров с точки зрения современной технологии (комментарий научных консультантов) 326

ДОПОЛНЕНИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ «СКОРНЯЖНОГО ДЕЛА» ВЫДЕЛКА МЕХОВ
Краткие сведения о товарных свойствах мехов 332

КРОЙКА И ШИТЬЕ
Рекомендует автор книги «Изготовление меховой одежды» Дмитрий Питэнин
Проектирование, конструирование и раскрой Проектирование изделий 343
Зрительные свойства сырья 343
Телосложение фигур 345
Мода и композиция одежды 354
Проектирование изделий первого вида 358
Проектирование изделий второго вида 358
Конструирование и раскрой изделий 359
Построение основ мужского пальто (полупальто) 360
Построение основ женского пальто (полупальто) 367
Моделирование выкроек и раскрой 379
Подборка и пошив 390
Подборка 391
Подборка на деталях для изделий первого вида 391
Подборка меховых скроев для изделий второго вида 391
Особенности подборки отделочных деталей одежды 401
Подготовка примерок и пошив изделий 402
Подготовка примерок 402
Особенности пошива изделий первого вида 403
Особенности пошива изделий второго вида 404

Ремонт, переделка меховых изделий и уход за ними
Переделка изделий, находящихся в хорошем состоянии 406
Переделка поношенных изделий 407
Восстановление мягкости и пластичности кожевой ткани 411
Как освежить волосяной покров меховых изделий 412

Как правильно хранить, носить меховые
изделия и ухаживать за ними 414
Как отремонтировать кожаные перчатки 416
Список литературы 419

ПРЕДИСЛОВИЕ
Откройте первый попавшийся телефонный справочник: Кожанов, Кожевникова, Кожемяко, Кожеуров... Живут в языке слова, старые, как род человеческий.
Хлеб и вода. Огонь. Земля и небо. Охотник и скорняк. Пахарь, гончар, кожевенник... Из какого далека, от какого безвестного мастера ведут свою родословную Кожухи, Кожуховы, Скорняковы?
Изделия из кожи были обычными уже в древнем Египте. У египтян искусство обработки и выделки кож заимствовали римляне. Поскольку химии они не знали, обходились подручными материалами, использовали кору - сосновую, ольховую, гранатового дерева, чернильные орешки, желуди... Египтяне для дубления применяли стручки акации и поваренную соль...
Любопытные свидетельства зарождения этого промысла на нашей земле приводятся в обстоятельном исследовании «Промышленность Древней Руси», изданном в Москве в середине прошлого века. В 946-м году - представьте только эту даль времени! - древляне говорили с княгиней Ольгой: «Што ты хочеши у нас? Ради даем медом и скорою». Она же речи им: «Ныне у вас нет меду, ни скоры».
Старинное русское слово СКОРЕЕ - шкура, пушной товар. От него: скора, скара - скорняжное дело.
Из века в век мастера одевали и обували человека, украшали его быт. Загляните в музей, даже не столичный, а свой - областной, районный, сельский. Наверняка наряду с работами гончаров, кузнецов, прях встретите изделия скорняков и кожевенников, усмарей, как называли их когда-то на Руси. Сапожки сафьяновые или необыкновенной выделки уздечки, или басманные товары - так назывались кожаные вещи с оттиснутыми на них фигурками и изображениями.
Впрочем, только ли в музее ждут нас открытия? Оглянитесь вокруг. Где сработана эта дивная шубка? А этот воротничок? Шапка? Куртка? Возможно, товар из чужеземного далека. А возможно и свой. Домашний. Не перевелись мастера на Руси. Так же, как и на Украине, в Казахстане, в якутских или бурятских селениях. Они успешно конкурируют с большими предприятиями, ориентируясь непосредственно на человека.
Именно на эту категорию умельцев, на всех, кто хотел бы овладеть старинным и доходным ремеслом, и рассчитана прежде всего наша книга. Мы назвали ее ПРАКТИЧЕСКОЙ. Она предназначена для крестьян, фермеров, современных кустарей, охотников, заготовителей...
Закономерен вопрос: не затеряется ли она, такая книга в потоке современной, специализированной литературы? Ответ мы получили, едва легли на стол первые заказанные книги. Во многих изданиях, подобранных в главной библиотеке страны, как до недавнего времени называли Ленинку (сейчас это Государственная библиотека России), были вырваны страницы и целые разделы. Вырваны! Самодеятельными «издатели» не обошли своим браконьерским вниманием даже Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, выдрав оттуда всю главу о скорняжном промысле. Так что интерес к практической стороне несомненен, хотя приобретает он и такие варварские формы.
Этот интерес, очевидную полезность ремесла, особенно в наше время, когда идет становление, восстановление индивидуального хозяйствования и предпринимательства, мы и учитывали, издавая книгу «Скорняжное дело».
Составляя сборник, мы просмотрели несколько сот работ, отечественных и зарубежных, стараясь отобрать советы, наставления и рекомендации, проверенные опытом мастеров, утвердившиеся в практике. Здесь нет общих поучений. Нет и сугубо теоретических изысканий. Только - концентрированный опыт.
В какой мере он оказался полезен Вам? Надеемся, что Вы напишите об этом в объединение «Воскресенье». И одновременно поделитесь своим опытом, своими наблюденими. Ведь живая практика непрерывно обогащает старый опыт. Многие мастера не просто повторяют старые наставления, а экспериментируют с новыми веществами, вырабатывают свои рецепты, совершенствуя стародавний опыт выделки и обработки шкурок, кож, мехов, овчинно-шубного дела.
Вы держите в руках третье, в значительной мере дополненное издание «Скорняжного дела». Мы доработали книгу с учетом пожеланий читателей, здесь много новой информации, посвященной раскрою и пошиву меховой одежды, включены советы по ремонту, переделке меховых изделий и уходу за ними.
Газетно-журнальное объединение «Воскресенье»

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ УМЕЛЬЦА-СКОРНЯКА И КОЖЕВЕННИКА
Перепечатывая старинные наставления по скорняжному делу, мы сохранили принятые в них термины, названия материалов, единицы измерения.
Будьте внимательны!
Аспидный камень - сланец.
Боме Антуан - французский химик, фармацевт и технолог, изобрел ареометр, применявшийся для определения плотности жидкостей.
Замша - мягкая кожа с бархатистой поверхностью, получаемая из оленьих, овечьих и т. п. шкур путем особого дубления.
Лайка - сорт мягкой кожи.
Скара, скора скорье - шкура, кожа, сырье, шкура товарная и мягкая рухлядь, пушной товар.
Скорнячить, скорняжить - выделывать шкуру на мех, сбивать мездру, квасить, выминать.
Усма - выделанная кожа (стар.). Усмарь - кожевенник, скорняк. По словарю В. И. Даля: усмарное, усменное ремесло. Усменный, кожаный.
Шевро - мягкая кожа хромового дубления, выделанная из шкур коз.
Юфть - сорт кожи, получаемый особой обработкой шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней.

МАТЕРИАЛЫ
Ализарин - красящее вещество, добываемое из корней марены или искусственно приготовляемое.
Бистр - краска из сажи.
Винный камень - калиевая соль винной кислоты, твердый, кристаллический осадок, образующийся при брожении виноградного сока.
Глауберова соль - соль сернокислого натрия.
Глет - окись свинца.
Деревянное масло - низший сорт оливкового масла.
Кампеш - сандаловое дерево.
Катеху - вещество, получаемое из древесины акации (Acacia catechu). Применяется для дубления кожи и в качестве краски.
Квас - закваска из пшеничных отрубей и овсяной муки с солью.
Кошениль - кармин, красящее вещество.
Крапп - многолетнее травянистое растение семейства мареновых, более известное под названием марена красильная.
Купоросное масло - концентрированная серная кислота.
Першевание - предварительная отрепка кож першевальным ножом на першевальной перекладине.
Поташ - вещество со щелочными свойствами в виде белого зернистого порошка
Сепия - светло-коричневая краска, получаемая из красящего вещества чернильного мешка моллюска.
Сумах - куст или деревце (Rhus cotinus), которым красят кожи и меха; желтник, желтинник, рай-дерево, шевское дерево.
Фернамбук - красная краска, добываемая из древесины красного сандала.
Яръ-медянка - зеленая краска, получаемая путем окисления меди.
°R - температурная шкала Реомюра. 1°R = 1,25° С
МЕРЫ ДЛИНЫ
Аршин - 0,71 м.
Вершок - 4,4 см.
Дюйм - 2,54 см.
Сажень - 2,134 м.
Фут - 30,48 см.
МЕРЫ ВЕСА
Золотник - около 4,26 гр.
Лот - 12,8 гр.
Пуд - 16,38 кг.
Фунт - 409,5 г.
Унция - 29,86 г.
МЕРЫ ОБЪЕМА
Четверик - 26,239 л.
Четверть - около 210 л. сыпучих тел; около 3 л. жидкости; как мера длины - четвертая часть аршина.
Штоф - 1/10 ведра.

СТРОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ШКУРЫ
Бахтарма - внутренняя сторона кожи или шкуры, мездра.
Дерма - основная часть кожи, расположенная под эпидермисом. Дерма и подкожная клетчатка состоят в основном из коллагена, а также в состав их входит нервная и отдельные элементы мышечной ткани. Дерма основного слоя шкуры составляет 95 - 98% ее толщины.
Коллаген - белок, составляющий основу соединительной ткани животных и обеспечивающий ее прочность. К. составляет свыше 90% общего количества белковых веществ, входящих в состав абсолютно сухой дермы. От состояния К. зависят как первичная обработка сырья и хранение, так и технология переработки в кожу. К., что означает «клейдающий», способен набухать в воде, а при нагревании его до температуры 50 - 60° С сваривается и становится резиноподобным. В растворах кислот, щелочей и некоторых солей К. набухает интенсивнее, чем в воде, что, способствует расщеплению пучков. На этом свойстве основаны операции мехового и кожевенного производства, которые придают дерме более мягкую структуру.
Одним из важных свойств К. является его способность соединяться с дубильными веществами, что резко изменяет свойство К. он становится
стойким к действию воды (меньше набухает) и высокой температуры (повышается температура сваривания) и очень устойчивым к действию гнилостных микроорганизмов. Это свойство используют при выработке кожевенного и шубно-мехового полуфабриката.
Лицо - обращенная наружу (лицевая) сторона кожи.
Строение шкуры - у большинства животных шкура имеет волосяной покров (кроме некоторых видов морских животных и рептилий) и три основных слоя: эпидерму, дерму и подкожную клетчатку.
Химический состав шкуры - в него входят органические (белки, жиры, углеводы, ферменты, гормоны, витамины) и неорганические вещества (вода, минеральные вещества). Количество воды в шкуре зависит от вида и возраста животных и составляет 55 - 75% массы парной шкуры.
Содержание белковых веществ достигает 25 - 30%, а жировых веществ в зависимости от вида времени забоя животного может составлять до 8%.
Эпидермис - наружный слой кожи, состоящий из плоского эпителия.
Эпителий - ткань, образующая поверхностный слой кожи и составляющая основную часть желез.

ПУШНО-МЕХОВОЕ СЫРЬЕ
Пушным сырьем (пушниной) называют невыделанные шкурки и шкуры диких пушных зверей, а также зверей, разводимых в клеточных условиях. В зависимости от времени поступления сырье подразделяют на зимние и весенние виды.
Меховым сырьем называют невыделанные шкуры и шкурки домашних и сельскохозяйственных животных, пригодных для изготовления меховых изделий. Это сырье также делят на зимнее и весеннее.
Товарные свойства пушно-мехового сырья. Товарная ценность шкурки зависит от качества волосяного покрова, кожевой ткани и всей шкурки.
Высота волосяного покрова - одно из основных товарных свойств, определяющих сортность и нередко использование шкурки. По высоте волосяного покрова шкурки разных видов животных могут быть длинноволосыми (свыше 4 см), средневолосыми (2,5 - 4 см), коротковолосыми (до 2,5 см).
Густота - свойство, от которого зависят теплопроводность, носкость, пышность и красота шкурки. Она определяется количеством волос на единице площади шкурки. По густоте шкурки делят на густоволосые, менее густоволосые, редковолосые.
Мягкость - степень сопротивления волос сжатию при давлении.
Упругость - свойство волосяного покрова после сжимания восстанавливать свое первоначальное состояние.
Совокупность густоты, мягкости и упругости волосяного покрова называют пышностью.
Блеск - ценное свойство меха, зависящее от чешуйчатого покрова волос, их извитости, соотношения ости и пуха, расположения кроющих волос, образа жизни животных, времени их добывания или забоя, ряда других факторов.
Цвет зависит от различных комбинаций черного и желторыжего пигментов, топографического участка шкурки, условий и мест обитания или содержания, подвида или породы, времени добывания (забоя) животных и других причин.
Прочность волос - весьма важное свойство, которое определяется развитием коркового слоя, видом (породой) животного, его кормлением и содержанием, болезнями, другими факторами.
Толщина кожевой ткани (мездри) зависит от степени развития различных слоев кожного покрова. По этому признаку шкурки делят на толстомездровые (выдра, барсук), средней толщины (лисица, ондатра), тонкомездровые (горностай, крот).
Плотность тесно связана с толщиной кожи и зависит от развития коллагеновых волокон, типа и плотности их вязи, соотношения толщины термостатического и сетчатого слоев дермы.
Прочность на разрыв - одно из основных свойств шкурки, зависящее от толщины и плотности кожевой ткани, степени развития слоев кожного покрова, первичной обработки шкурок, их хранения и других факторов. Мездра более прочная на разрыв при продольном растяжении, чем при поперечном.
Площадь шкурки зависит от вида, пола, возраста, породы, района обитания, кормления и содержания животного, степени растяжения шкурки на правилках и способа консервирования. Для определения площади большинства шкурок измеряют их длину от междуглазья до корня хвоста и умножают на одинарную (для снятых пластом) или двойную (для снятых чулком или трубкой) ширину, измеряемую посередине шкурки в сантиметрах.
Прочность связи волоса с мездрой - очень важное свойство при оценке качества шкурок, зависящее от их вида (у выдры прочная связь, у зайца - слабая), глубины залегания корней волос, плотности переплетения волокон, окружающих волосяные мешочки, первичной обработки и хранения. Наиболее прочно связаны с мездрой волосы шкурок осенней и позднеосенней добычи. При весенней линьке связь волос с мездрой нарушена и они легко выпадают.

ПОРОКИ КОЖЕВЕННОГО И ШУБНО-МЕХОВОГО СЫРЬЯ
Прижизненные:
Болячка - незажившее или зарубцевавшееся место после болезни или ранения животного.
Безличина механическая возникает при трении. При этом может повреждаться лицевой слой шкуры.
Борушистость - утолщенные грубые поперечные складки на воротниковой части шкуры.
Выхват или выстриг шерсти - (у шубных и меховых овчин).
Моржевина, или моржевистость - порок шкур свиней, содержащихся длительное время в грязных помещениях.
Засоренность репьем - закатавшиеся в шерстяном покрове семена репейника.
Накостыши - мелкие отверстия на боковой части шкур овец и коз от проколов кожного покрова созревшими семенами ковыля.
Навал ~ попавший в шерсть и засохший в ней кал животного. На этих участках обычно появляются (при засолке или хранении) пороки бактериального происхождения, что особенно опасно для меховых и шубных овчин.
Поредение шерсти - отклонение от нормальной густоты шерстного покрова у меховых и шубных овчин.
Свищи - отверстия, проделанные в кожном покрове животного личинкой подкожного овода.
Тощеватость - незначительная тонкость и рыхлость шкуры, образующаяся в результате легкого истощения животного от плохого кормления или болезни.
Тощесть - сильно выраженная тощеватость.
Царапины - механические повреждения лицевого слоя шкуры об острые предметы при кожном зуде.
Шалага - шкура сильно истощенных овец и коз позднезимнего или ранневесеннего убоя.
Посмертные:
Неправильный разрез - отклонение от стандартных требований при проведении основных линий разреза, обычно в шейной и брюшной части животного.
Подрези - несквозные прорезы шкуры со стороны мездры. На кожевенном сырье и шубных овчинах учитывают только подрези глубиной более 1/3 толщины дермы.
Выхваты - утончение шкуры в местах глубоких срезов дермы при небрежной съемке или обрядке.
Дыры - сквозные отверстия в шкуре, образовавшиеся при небрежной съемке, обрядке или повреждении грызунами.
Разрывыу прорези - сквозные линейные повреждения шкуры, образующиеся при небрежной ее съемке.
Прирези мяса и сала - куски мяса и сала, оставленные на шкуре при съемке с туши животного.
Прелина - повреждение участков шкуры со стороны лицевого слоя или подкожной клетчатки, вызванное гнилостными микроорганизмами.
Краснота - это разновидность прелины, характерная для мокросоленого сырья и вызываемая солелюбивым микробом - розовым микрококком. Для предупреждения красноты добавляют к соли парадихлорбензол - 1 % от массы соли или нафталин - 2%. При проявлении поверхностной красноты шкуры подвергают тщательному мездрению и подсолке свежей солью, к которой добавляют до 3% парадихлорбензола или 6% нафталица.
Теклость шерсти - ослабление связи шерстного покрова с дермой у шубных и меховых овчин, появившаяся в результате небрежного или несвоевременного консервирования (пролежка более 2 ч.).
Задымленность - возникает при сушке шкур у костра, над ними, в необорудованных банях. В процессе сушки происходит частичное продубливание коллагена химическими веществами, содержащимися в дыме. Это не дает возможности отмочить шкуру.
Меховой голяк - овчины тонкорунных, полутонкорунных и полугрубых пород овец, имеющих длину шерстного покрова до 1 см включительно. Такие овчины непригодны для мехового производства, так как имеют очень короткий шерстный покров, а для кожевенного производства также не представляют интереса.
Солевые пятна - жесткие на ощупь от светло-коричневого до темно-коричневого цвета, образующиеся на мездровой и лицевой сторонах мокросоленых шкур, чаще всего опойка и выростка, реже крупного сырья. У тузлукованного сырья этот порок встречается редко. Для предупреждения солевых пятен при консервировании опойка и выростка добавляют к соли 2,5 - 3% кальцинированной соды и 1% парадихлорбензола или 2% нафталина. Участки, пораженные солевыми пятнами, в готовой коже матовые, шероховатые, плохо окрашиваемые.
Ржавчина - пятна коричневого цвета, образующиеся в результате
соприкосновения влажных шкур с железными предметами и проникающие в глубь дермы (иногда сквозные).
Кожеедина - - глубокие или сквозные каналы и отверстия, проделанные жуком кожеедом или его личинами. Кожееды поражают главным образом складки шкур пресно-сухих и реже сухосоленых, а также участки, на которых имеются прирези мяса и сала.
Молеедина - участки пресно-сухих, реже сухосоленых шкур, изъеденные со стороны волосяного покрова личинами моли. Предупредить появление этих пороков можно, сохраняя сырье при температуре не выше 10° С, а также обрабатывая складские помещения и сырье одним из следующих средств: нафталином, парадихлорбензолом, дихлорэтаном, хлорофосом, дихлофосом.

КАК СНИМАТЬ ШКУРУ
К сожалению, мало кто умеет правильно снимать шкуры и не все знают, что нужно делать с ней после тою, как будет снята так, чтобы она могла полежать и не портиться.
Что же значит: правильно снять шкуру?
Это значит:
1) вовремя убить скотину;
2) как следует взрезать шкуру;
3) содрать шкуру, не порезав ее.
Не все равно, когда бить скотину. Коров, быков и лошадей лучше всего убивать осенью, начиная с августа и до конца декабря. В это время скотина бывает сытая, и шкура снимается плотная и здоровая. Если на шкуре были болячки, то они в это время уже зажили, а новые болячки к этому времени на скоте не появляются.
Зимой от холода и плохого корма скотина худеет, и кожа на ней делается более тонкая и тощая. К тому же на шкуре волос становится гуще и длинее, что делает выработку кожи хлопотливее и труднее. Скот зимой в хлеву ложится, к шкуре пристает навоз и шкура покрывается «навалом», отчего она легче портится при хранении ее и при переработке. Подчас на скотине появляется парша, которая сильно портит шкуру.
По весне, когда скотина выходит на траву, она начинает поправляться, но зато на шкуре появляются «свищи». Летом свищи начинают зарастать, так что на шкуре остается только оспина. К осени шкура почти совсем поправляется.
С овец и баранов самая лучшая шкура - овчина получается от первой резки, то есть от скотины, порезанной в июне, июле и августе. Похуже будет овчина второй резки, что получена в сентябре и октябре. Поздней осенью получается третъся резка, но скот к тому времени сильно худеет, шерсть на овце становится длинная, а шкура тонкая и тощая. Совсем не годится для кожевника «шалага», то есть шкура весенней резки.
Для козлины лучшая резка считается осенняя.
Кожевникам очень нужна шкура телят - опойков. Опойковые шкуры снимаются с телят, еще не евших травы, а только сосавших матку. Так как коровы обычно телятся в феврале, марте и апреле, то опойки режутся весной. Когда теленок станет есть траву и пить воду, то шкура с него получается более грубая и называется она: выросток.
Жеребят бьют в мае и июне, и шкуры молочных жеребят называются жеребком.
Зарезанную скотину надо подвесить так, чтобы удобно было драть шкуру. Для этого, если зарезана была корова или бык, или лощадь, то на задних лапах, под столбом, делают ножом прорез и через прорез просовывают палку, примерно, в аршин длины и такой толщины, чтобы она потом не сломалась, коща придется подвесить тушу. К середине палки привязывают веревку, а другой конец веревки перекидывают через перекладину и затем подтягивают тушу так, чтобы к ней можно было подойти со всех сторон и чтобы она вся висела над землей.
Чтобы содрать шкуру, делают сначала надрезы на ногах кругом колен. Затем делают на ногах по длине ног на внутренней стороне их надрезы от изгиба к брюху так, чтобы эти надрезы сошлись вместе. Теперь разрезают шкуру вдоль броха от горла до заднего прохода. Шкура головы взрезывается от середины носа через середину лба или от угла морды до глаз. Теперь подходит самая трудная часть работы, которую нужно делать внимательно и острожно. Надо отодрать всю шкуру, нигде ее не прорезать насквозь, не делая на ней надрезы изнутри и не оставляя на ней кусками мясо, то есть не оставляя прирезей. Кто умеет и часто снимал шкуру, тот и ножом хорошо ее снимает, а по первому разу и если кому редко приходится снимать шкуру и он себе руку не набил в этом трудном деле, то лучше обходиться без ножа. А то бывало и так, что возьмется человек смело за это дело, да и покромсает дорогую кожу так, что ее только выбросить.
Драть шкуру надо от хвоста. Для этого берется небольшая деревянная лопатка из березы, дуба или другого крепкого дерева. Одной рукой держат край шкуры, а другой засовывают лопатку под шкуру и отдирают лопаткой
шкуру от мяса. Когда шкура отодрана до половины туловища, берут ее обеими руками и сдирают до головы. На голове шкуру приходится опять отдирать лопаткой.
Кожевнику на шкуре не нужны губы и их надо отрезать; так же вырезываются рога и уши и репица из хвоста.

КАК ХРАНИТЬ ШКУРУ
Как бы хорошо ни снять шкуру, она при лежании может скоро испортиться, если не принять особых мер для ее хранения.
Свежеснятая шкура называется парной. Для кожевника нет лучше шкуры, чем парная, особенно, если она не запачкана кровью и грязью. Но редко имеется возможность сразу отправить шкуру на завод или самому ее выделать. А при лежании парная шкура быстро портиться. Она сначала ссыхается, морщится, роговеет. Затем она начинает подпревать. Волос с нее слезает. Под конец она совсем сгнивает. Поэтому приходится что-нибудь сделать такое, чтобы шкура сохранилась без порчи.
Самое лучшее это - засолить шкуру, и такие мокро-соленые шкуры считаются самыми дорогими. Хотя для солки и нужно купить соль, зато потом выручишь больше денег за шкуру и с лихвой покроешь те деньги, что заплатил за соль.
Прежде чем солить шкуру, нужно ее хорошенько почистить. Где за скотом плохо смотрят и держат его в грязи, там часто на шкуре бывает много навоза, приставшего к шерсти, так называемого навала. Навал портит шкуру и мешает кожевнику работать. Надо заботиться, чтобы на живой скотине его не было, и чише содержать скотину в хлеву. Если содранная шкура получилась с навалом, то перед подсолкой надо постараться его снять. Для этого удобно шкуру положить на колоду, а где ее нет, то на наклонно поставленную доску. Навал обивают осторожно деревянной лопаткой или тупым мездряком, но непременно так, чтобы не поцарапать и не разорвать свежую кожу. Если навал так крепко пристал, что его не сбить, то надо посыпать солью по шерсти те места на шкуре, где остался навал.
Очищенную шкуру солить надо так:
Соль берется мелкая, не буэун. На каждую шкуру берется в зимнее время от 8 фунтов на каждый пуд веса шкуры и до 12 фунтов в летнее время. На тонкую шкуру берется соли меньше, а на толстую больше, ко брать меньше, чем здесь сказано, неразумно. Пожалеешь соли на копейки, а перепортишь шкуру на рубли. Поэтому на большую бычачью шкуру придется взять зимой от 14 до 16 фунтов, а летом от 20 до 25 фунтов соли; на коровью шкуру пойдет зимой 8 - 12 фунтов, а летом 12 - 15 фунтов.
Шкуру кладут на чистое место в расстилку, шерстью на землю или на пол. Снизу под шкуру хорошо класть какую-нибудь подкладку, чтобы с нее могла стекать мокрота. Всю шкуру ровно обсыпают солью с внутренней стороны: полезно притереть соль рукой, чтобы она хорошо пристала к шкуре. Если шкура правильно засолена, то через три дня на ней видна будет твердая соль. Если же вся ее соль впиталась, то надо еще подбавить свежей соли. Когда вся шкура ровно посолена, загибают голову и часть шкуры у хвоста внутрь, а также полы у краев. Затем посыпают солью голову и все толстые части тоже посыпают солью по шерсти.
Теперь складывают всю шкуру в сверток. Складывать надо по правилу. Сначала загибается внутрь четвертая часть шкуры, начиная от головы, затем загибается правая и левая полы к середине, затем вся шкура складывается по хребту, потом скатывается, начиная от головы, в сверток и завязывается хвостом или бечевкой.
Дней через пять сверток разбирается. Мокроте дают стечь, слегка подсаливают и свертывают снова, как в первый раз. Если все сделано по правилам, то шкура пролежит долго и не запреет.
Когда, скажем, у артели собирается много шкур, то можно солить в бунтах или штабелях.
Первую шкуру засаливают на полу в расстил, как было только что описано. Затем всю шкуру кругом загибают, так чтобы голова, лапы и полы легли внутри, а вся шкурка кругом стала похожа на блюдце. Все загнутые части посыпают солью по шерсти, особенно тщательно присаливают голову. Затем кладут вторую шкуру, так чтобы голова пришлась не на голову первой шкуры, а рядом с ней. Все делают, как с первой шкурой. На вторую кладут таким же образом третью, четвертую, пятую и так далее, каждый раз хорошо все просаливая. Головы лягут по кругу одна за другой. В такой бунт можно сложить до двухсот шкур. Рассол в бунте не должен вытекать в одну сторону, что может случиться, если шкуры не будут правильно разосланы.
Если шкура была плохо просолена, то она запреет. Когда шкура начинает преть, то с нее прежде всего начнет сходить волос. От времени до времени надо подергивать пальцами волос. На здоровой шкуре волос сидит крепко, а на подопревшей сразу легко выдирается.
Подопревшая шкура не годится для кожевника.
Если шкура начала пускать волос, то она может быстро сгнить. Поправить дело можно, если разобрать шкуры и снова их пересолить. Надо внимательно следить за волосом, чтобы не запоздать с пересолкой.
Мокро-соленые шкуры самые лучшие, но иногда трудно бывает достать соли, сколько нужно. Тогда можно хранить шкуры, высушив их.
Сушка шкур делается в теплое время года.
Шкуру, снятую с животного, вешают на шест шерстью внутрь по хребту.
Шест подвешивают где-нибудь под навесом или в сарае, в тени. Никогда не следует начинать сушку шкуры прямо на солнце, потому что сушка на солнце портит свежую сырую шкуру. Она от этого роговеет, а потом легко трескается и ломается. Только почти совсем высушенную шкуру можно досушивать на солнце, да и то не летом, а тогда, когда солнце не так жарко греет. Много шкур перепорчено неправильной сушкой по деревням.
Нельзя сушить шкуры, разостлав их по земле, единственно правильный способ - это сушить в тени так, чтобы со всех сторон был воздух. Сушить можно шкуры коровьи и конские. Почти всегда сушат опоек, овчину, козлину и жеребок. Их можно сушить и зимой в избе.
Однако гораздо лучше опоек солить, как это делают немцы и американцы, потому что тогда из него можно делать гораздо лучшие кожи.
Во время сушки шкура на лапах и щеках морды съеживается. Чтобы этого не было, лапы и щеки расправляют, вставляя щепки или лучинки. Там, где шкура прилегает к шесту, лучше делать подкладки, чтобы туда попадал воздух и шкура по хребту не подопрела бы.
Бывает так, что уже вся шкура высохла, а голова и более толстые места еще не подсохли. Тогда можно шкуру на короткое время выставить на солнце, прикрыв ее рогожей, так чтобы только голова сохла открыто на солнце.
Зимой шкуры сушить трудно, да и негде. Их поэтому часто замораживают, но только следует это делать в крайнем случае, когда никак нельзя наладить засолку. Очень плохи комовые мороженые шкуры, замороженные прямо на дворе на снегу, потому что к ним пристает много снега и грязи. Потом, когда шкура оттаивает, ее трудно выделывать. Лучше пяленые мороженые шкуры, которые замораживают на шестах в подвеску, как при сушке.
При перевозке и, разборке мороженые шкуры легко трескаются и ломаются. На заводе с ними приходится много возиться, чтобы пустить их в производство. Когда шкура замерзает, что она делается слабее. В случае оттепели, особенно при дальних перевозках, мороженые шкуры легко портятся и загнивают.
Существует еще один вид сохранения шкур, это сухосоление. Сперва шкуры солят, а потом высушивают. Соли можно брать меньше, чем при мокром солении.
Со всякой подготовленной шкурой нужно обращаться бережно, не топтать ее, не бросать куда попало, а хранить в надежном месте. Сухие шкуры почти так же, как и мороженые, легко ломаются. Поэтому нужно сберегать шкуры так, чтобы они лежали в сухом прохладном месте, чтобы на них не капала вода через худую крышу, чтобы они не подмокали снизу, чтобы на сухих шкурах на завелась моль и вообще, чтобы они не портились. Если шкурам приходится лежать долго, то необходимо пересматривать их и перекладывать, если нужно, то подсолить или проветрить.
(М. Дукельский, «Как снимать и хранить шкуры так, чтобы они не портились», 1923 г.)

СОХРАНЕНИЕ СЫРЫХ ШКУР
Из наставлений известного кожевенного мастера М. Рылова
Шкура, снятая с животного, в сыром виде долго сохраняться не может: в особенности при обыкновенной температуре; она способна скоро загнивать или разлагаться. Чтобы сохранить ее от подобной порчи, прежде чем она поступит в дело, при зимней бойке скотины (какая практикуется в России) ее следует заморозить. На всех заграничных заводах этот способ сохранения шкур считается самым невыгодным на том основании, что содержащаяся в шкуре между волокнами вода замерзает, расширяется, рвет волокна и отчасти разрушает строение кожи. К сожалению, хотя с таким взглядом и нельзя не согласиться, но избежать замораживания при наших климатических условиях невозможно.
Шкуры летней бойки, если им предстоит далекая перевозка, непременно следует солить, употребляя при этом до 8 фунт, соли на кожу. Посоленые шкуры складываются в бочки или другие крепкие тары, или - что еще проще - высушиваются. Однако у нас повсеместно сушат большей частью без солки, следствием чего является долгая и затруднительная размочка, а также и порча кож в отмоках.
Способ замораживания шкур весьма прост и при наших климатических условиях очень удобен в большей части России и Сибири. Способ этот заключается в следующем: в зимнее время шкуры по снятии с животного развешиваются на шесте вдоль по хребту, шерстью внутрь, причем полы
их ровно свешиваются вниз и остаются на шесте до тех пор, пока хорошо не промерзнут, после чего они снимаются, складываются в кучи, и в этом виде перевозятся с места забойки до торговых пунктов или заводов.
Правильное замораживание и сушка кож производится на бахтарму, т. е. шкуры должны развешиваться шерстью внутрь.
Пластовая сушка или замораживание на бахтарму дают возможность сразу и легко определить достоинство шкуры, так как в этом случае все недостатки, как то: подрезы, дыры (которыми вообще изобилуют кожи русской съемки), прирези мяса, прибавка грязи и т. п. нечистот, которые видеть на шкуре, высушенной или замороженной на шерстную (лицевую) сторону, весьма трудно, выступают с очевидностью.
Если завод в течение зимы не успеет пустить в дело весь запас мерзлых кож, что очень часто случается при большом производстве, то в таком случае во избежание расхода на сушку и будущего расхода по размочке кож при выделке, лучше складывать их в замороженном виде в погреба или подвалы.
Это делается так: в конце февраля или в начале марта в каменный или земляной подвал на пол предварительно наливается вода, смешивается со снегом и замораживается; на этот замороженный пол кладется ряда два кож таким образом, чтобы одна несколько захватила другую. Когда таких рядов будет уложено два или три, они снова пересыпаются снегом и кладка продолжается в таком же порядке, пока не наполнится весь подвал. В этом случае требуется одна только предосторожность, - чтобы кожи ни в каком случае не прикасались к стенкам подвала, а потому их следует складывать так, чтобы они отстояли от стен на аршин и никак не менее пол-аршина. Пустое же пространство," образующееся таким образом между стеной и кожами, нужно заложить снегом и хорошо утрамбовать. Также не мешает иметь в виду и следующую предосторожность: брать кожи в завод из такого склада во время теплого весеннего и летнего времени не иначе, как вечером, по закате солнца или ночью. В случае, если верхние кожи в подвале растаяли, их следует отобрать и как можно скорее пустить в дело.
Третий вид товара - самый лучший, к сожалению, у нас очень мало распространенный, - это товар соленый.
Соление производят двумя способами: соление под сушку - слабосоление (сухосоление) с расходом соли от 3 до 6 фун. на кожу и соление в тузлук (мокросоление) с употреблением соли от 6 до 12 фунтов, смотря по величине и плотности кожи. Соль предохраняет кожу от разложения и порчи; но, однако, бывали случаи в кожевенной практике, когда сильно засоленные кожи, оставленные в солке на продолжительное время (месяцев 7), опаривались, т. е. после этого времени волос весьма легко отделялся от шкуры (такой случай упоминается Гюнтером в его книге «Руководство к выделке кож»).
Более удобно солить кожи не хлористым натрием, т. е. не поваренной солью, а сернокислым натром (глауберовой солью).
Четвертый способ сохранения шкур - сушка на открытом воздухе: он более применим в местностях, с умеренным климатом, но употребляется повсеместно в силу выгодности транспортирования такого сырья на дальние расстояния. Нередко кожевенным заводчикам приходится сушить кожи весной самим на местах закупки или при заводах: поэтому советуем соблюдать при сушке кож следующее: а) сушку кож начинать с 1-х чисел марта или с последних февраля; б) стараться сушись в тени (под крышами и навесами), при достаточном доступе воздуха и ветра и ни в каком случае не на полу и не на земле, а на шестах; в) при сушке строго наблюдать,
чтобы не было складок, загибов и т. п. в оконечностях кожи, около огузка, на полах, скулах; кроме того, чтобы эти места не свертывались (свертывание способствует загниванию) и не прели, нужно при развешивании вставлять маленькие распорки (деревянные иглы); г) при развешивании шкуры сильно не вытягивать и не посаживать. При- несоблюдении этого в 1-м случае товар выходит тонкий, называемый в продаже «тянутым», а во 2-м, хотя товар получается веский и добротный, но иногда от сделанной посадки шкура загнивает в складках.
Иногда кожи солятся и под сушку: это бывает тогда, когда по причине влажности воздуха (дождливое время) нет никакой возможности высушить кожи без порчи.
(М. Рылов, «Кожевенное производство», 1894)

СТОИТ ЛИ КУСТАРНЫМ СПОСОБОМ ВЫДЕЛЫВАТЬ КОЖУ?
На этот вопрос отвечает проф. М. Дукельский
Всякий человек понимает, что из сырой шкуры, мороженой, высушенной или засоленной, не сделаешь ни сапог, ни сбруи, ни других изделий.
Надо сначала с шкуры снять всю грязь и кровь, нужно удалить шерсть, а с внутренней стороны все мясо и плеву, нужно обработать шкуру так, чтобы она могла долго служить, не загнивая, не роговея, чтобы она не раскисала от воды. От хорошей кожи требуется, чтобы она была ровная, чистая, прочная. От кожи для подошвы требуется, чтобы она была толстая и жесткая; для голенищ и передов нужно мягкую прочную и гибкую кожу. Для приводных ремней требуется кожа прочная, ровная и гибкая; самое важное, чтобы она от работы не растягивалась. Для каждого назначения требуется своя особенная кожа. Все эти сорта получаются из различных шкур при помощи различных способов выделки.
Самый простой способ выделки кожи - это выделка на сыромяты Сыромять делается без всякого дубления. Это просто - хорошо промытая и прожированная сырая кожа без волос. Ее можно сделать очень простым способом в любом крестьянском дворе. Калмыки и донские казаки всегда делали для своих домашних нужд такую скребленую сыромять. Из донской сыромяти получается хорошая и прочная сбруя.
Чтобы было удобнее работать, донскую сыромять не выделывают целыми кожами, а делают ее в виде широких полос или в виде ремней.
Для выделки донской сыромяти требуется немного приспособлений. Требуется колода, беляк, лещади, донская мялка, одна или две лохани, острый нож или коса, мездряк. Из материалов требуется говяжье или конское сало.
Колода делается из толстого дерева, вроде перевернутого плоского корыта, и подпирается деревянной крестовиной.
Длина ее около двух аршин, ширина около восьми вершков.
Беляк состоит из нижней толстой деревянной доски и двух деревянных стоек (рис. 1). Ширина стоек 5 - 6 вершков. Высота стоек 12 - 14 вершков. Лучше ставить их наискось так, чтобы вверху расстояние было 7 - 8 вершков. Верхние края стоек закругляют и обивают жестью.
Лещади - это две крепкие деревянные планочки, перевязанные у одного конца (рис. 2).
Донская мялка делается из прочного дерева (рис. 3). Вся ее длина 28 - 30 вершков. Средняя, более толстая, часть имеет ширину около трех вершков и длину 12 вершков. Более тонкие части служат ручками. В средней части сделан прорез, внутри которого крепко вделан продольный железный прут.
Мездряк - это тупой железный скребок с двумя деревянными ручками. Длина между речек от 8 до 10 вершков.
Самая работа ведется следующим образом. На сыромять берут плотную коровью или лучше бычью шкуру. Шкуру, снятую с животного, хорошо отмывают от грязи и крови, сбивают с нее навал деревянной лопаточкой и затем режут острым ножом на полосы до 4 вершков шириной или сразу на ремни нужной ширины. Затем тупым ножом или лучше мездряком сбивают на колоде с нижней части полос все мясо, сало и плеву. Когда полосы размездрены, с верхней стороны их ровно обривают ножом или косой весь волос. При этом легонько соскребают и самую верхнюю кожицу. После этого выбритые полоски развешивают на шестах для подсушки. Летом сушат на воздухе, где-нибудь под навесом, но непременно в тени, а не на солнце. Зимой сушат в бане или в каком-либо другом теплом помещении. Высушенные полоски отволаживают, т. е. равномерно и легко смачивают мокрой тряпкой и складывают одну на другую врастяжку; всю кучу покрывают рогожей или холстиной и дают полежать, пока все полоски не отсыреют одинаково и несильно через всю толщу. В куче полоски прижимают каким-нибудь грузом. Хорошо отволоженные полоски вынимаются по одной из-под рогожи и протягиваются на беляке.
На беляк полоска кладется поперек и прижимается ладонями к краям стоек. Коленом нажимают и растягивают ту часть кожи, которая натянута между стойками беляка. От нажима коленом вся полоска протаскивается
под ладонями по заостренному краю стоек, От такой обработки кожа разминается и разглаживается.
Теперь обрабатывают полоску лещадями. Для этого полоску одним концом приклепляют к крюку, вбитому в столб. Затем у самого крюка зажимают полоску лещадями, нажимая крепко обеими руками, и тянут лещади к себе. Кожа от этого вытягивается. Эту обработку повторяют несколько раз, начиная всякий раз у самого крюка и доводя до другого конца.
После протягивания кожаную полоску разминают и жируют при помощи донской мялки.
Для этого сначала продевают через прорез кажаиую полоску, так чтобы полоска внутри прореза перегнулась через железный стержень. Потом растягивают полоску, прикрепив ее концы к двум крюкам, подвязанным к двум столбам, как это видно на рисунке.
Теперь двое работающих берутся каждый двумя руками за ручки мялки и протаскивают мялку по полоске от одного конца до другого. От времени до времени полоску намазывают растопленным говяжьим или конским салом. Кожа разминается и разогревается, от этого сало хорошо впитывается в кожу.
Кожа считается совсем готовой, когда она делается мягкой и беловатой. Она нигде не должна просвечивать. Если же такое просвечивание в некоторых местах еще видно, то нужно еще больше мять кожу.
Понятно, что описанным способом можно выделать лишь мало кож. Там, где требуется выделывать целые сыромятные кожи и сразу по много кож, там приходится устраивать более сложные приспособления.
Ш. Дукельский, «Как снимать и хранить шкуры гак. чтобы они не портились», 1923 г)

ВЫДЕЛКА МЕХОВ

ПУШНИНА. КАРАКУЛЕВО - СМУШКОВЫЕ ШКУРКИ
Зимние виды пушнины. Шкурки белки зимой имеют волосяной покров средней высоты, довольно густой и мягкий. Окраска хребта и боков серая разных оттенков, иногда с коричневой или рыжеватой полосой на хребте, черево белое. Кожевая ткань тонкая, плотная.
Ранней весной начинается линька, волосяной покров тускнеет и редеет, мездра чистая, сухая, морщинистая. Смена зимнего и рост летнего волоса происходит от головы к хвосту. Во время осенней линьки рост зимнего и выпадение летнего волоса идет в обратном направлении. В период линек у белки хорошо заметна пигментация кожевой ткани.
Характерными пороками шкурок белок являются: прострелы, запекшаяся кровь на волосе, плешины. Шкурки белки снимают трубкой, правят мездрой наружу без правилки.
Шкурки ондатры имеют средней высоты, густой, мягкий волосяной покров, состоящий из очень густого, шелковистого дымчато-серош пуха с коричневыми вершинами и высокой блестящей упругой ости. Окраска волоса от темно- до светло-бурой на хребте и палево-серебристая на череве.
Ондатра отличается одной затяжной линькой, которая начинается ранней весной с потускнения и поредения волосяного покрова (мездра чистая, утолщенная, грубоватая) и заканчивается к концу зимы. Во время линьки мездра у взрослых особей покрывается синими пятнами, у молодняка - сплошь синяя, а также появляется коричневый оттенок на хребте.
Характерные пороки шкурки ондатры - сквозняк, закусы, дыры и разрывы. Шкурки ондатры снимают трубкой и правят мездрой наружу.
Шкурки нутрии имеют средней высоты волосяной покров, состоящий из грубой, толстой и блестящей коричневой ости разных оттенков и густого, плотного темно-коричневого пуха, буровато-коричневой окраски, более темной на хребте и светлее на череве, которое покрыто очень густым пухом. Смена волосяного покрова у нутрии проходит постепенно в течение всего года. Наиболее активно она проходит весной и осенью, замедляясь зимой и летом. Характерными пороками шкурок являются: сквозняк, свалянность. закусы. Шкурки снимают трубкой и правят мездрой наружу.
Шкурки бобра речного имеют волосяной покров, состоящий из грубой ости и густого мягкого пуха, особенно на череве. Окраска меха от светло-бурого до темно-коричневого цвета. Мездра толстая, плотная, прочная на разрыв. Линька у бобра замедленная, начинается в конце весны и заканчивается зимой. Шкурки бобра снимают пластом, консервируют пресно-сухим способом и правят по эллипсообразной форме.
Шкурки зайца-русака имеют средней высоты довольно пышный и густой, слегка курчавый волосяной покров. Остевые волосы слегка волнистые, пух шелковистый, блестящий с сильно выраженным черным пояском. Окраска хребта серо-голубая, имеется каштановый овал разного размера. Бока и черево белые или серо-желтые. Мездра тонкая, непрочная, особенно на череве. Размеры средние. Связь волоса с мездрой слабая. Заяц-русак линяет два раза в году. Весной смена зимнего и рост летнего волоса начинается на хребте, затем распространяется на бока, огузок, черево, а затем на огузок, бока и душку. Шкурки снимают трубкой или пластом; если они сняты трубкой, то правят мездрой наружу.
Заяц-беляк имеет шкурку средней высоты, с густым, мягким волосяным покровом чисто-белого цвета зимой; волос более длинный и редкий на череве, уши короче, чем у зайца-русака с черными концами. Мездра тонкая, непрочная, особенно на череве. Связь волоса с мездрой обычно слабая, размеры шкурок средние.
Заяц-беляк линяет два раза в году. Весенняя линька начинается поздней зимой, тускнеет и редеет волосяной покров на хребте, на кожевой ткани появляются редкие мелкие крапинки. Ранней весной поредение усиливается и на мездре появляются небольшие темные крапинки и закусы, затем идет бурная смена зимнего волоса на летний. Осенью рост белого зимнего волоса начинается на лапах и огузке, после чего линька распространяется ца? черево, бока и загривок, оканчивается на хребте, где некоторое время на фоне белого волоса заметны остатки невылинявших летних волос. Шкурки зайца-беляка снимают трубкой и правят кожевой тканью наружу на правилках установленной формы.
Шкурки соболя зимой имеют средней высоты, густоты особо шелковистый волосяной покров, окраска которого может быть от песчано-желтой до буровато-черной, почти черной. Голова светлее туловища, горловое пятно желтоватое с расплывчатыми краями. Подушки лап опущены. Хвост темный, остистый, с тупым концом, слегка выдается за концы вытянутых задних лап. Кожевая ткань средней толщины, плотная. Шкурки среднего размера, легкие.
Соболь начинает линять поздней зимой. В начальной стадии линьки происходит потускнение и поредение ости на боках. Кожевая ткань становится суховатой. Смена зимнего волосяного покрова на летний протекает как обычно у пушных зверей.
Осенью смена летнего волосяного покрова на зимний происходит от огузка к голове. Шкурки, как правило, снимают чулком, но в ряде районов Сибири их снимают трубкой и правят волосом наружу.
Шкурки куницы могут быть от двух ее видов - мягкой и горской. Область распространения мягкой куницы - лесная зона европейской части страны, а также Урал и Западная Сибирь до Оби и Иртыша. Куница горская обитает на Кавказе, Украине, в Крыму, горах Средней Азии и на Южном Алтае. На Восточном Урале и в Западной Сибири, где ареалы куницы мягкой и соболя, относящихся к одному семейству; накладываются друг на друга, встречается их помесь - кидус.
Шкурки норки получают от дву видов диких зверей - норки европейской и американской. Шкурки зверей клеточного разведения относят к американской норке. Европейская норка обитает в европейской части страны.
Норка линяет два раза в году. Весенняя линька начинается ранней весной с потускнения и поредения волосяного покрова на боках и шейной части. Волос рыжеет. Линька протекает медленно. Весенняя линька малозаметно переходит в осеннюю, при которой смена летних волос на зимние идет от хвоста к голове. В последнюю очередь линяет огузок, хвост и лапы. Шкурки норок снимают трубкой и правят волосом наружу.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

Юлия Власова о том, как начать зарабатывать на фотографии с нуля

Досье фотографа

Имя: Юлия Власова

Город: Москва

Опыт в коммерческой фотографии: 5 лет

Ниша: портретные, студийные и индивидуальные фотопроекты

Средний чек: 20.000 рублей за 2 часа

Программы : онлайн-курс “Быстрые деньги в бизнесе фотографа” (сейчас называется “Конструктор фотобизнеса”); онлайн-курс “21 заказ за 21 день”, живой коучинг “Бункер”, фотошкола Александра Медведева.

Результат: выстроила бизнес фотографии, привлекла клиентов, увеличила сарафан

Работаю ради довольных клиентов

Фотографией я занимаюсь более десяти лет. Сначала это было хобби, и вот уже пять лет я снимаю на коммерческой основе. Начала делать платные съемки, когда уровень фотографий стал устраивать меня саму, и я осмелилась наконец брать с людей деньги.

Фотография приносит мне не только деньги, а, в первую очередь, удовольствие. Когда я вижу результат, который запланировала, меня это радует, а когда вижу довольных клиентов, уровень радости просто зашкаливает.

До Фотобиза я не знала, как зарабатывать

Основные виды съемок, которые я делаю: портретные, студийные и индивидуальные фотопроекты. Средний чек за съемку – от 20.000 рублей за 2 часа. Если уходит больше времени, используется дополнительная одежда – цена накручивается.

Первый обучающий курс проекта Фотобиз я прошла в 2013 году. Тогда еще был тренинг “Быстрые деньги в бизнесе фотографа” (сейчас он называется “Конструктор фотобизнеса”). Потом я прошла курс “21 заказ за 21 день”, следом живой коучинг “Бункер” и еще несколько курсов фотошколы Александра Медведева. Если бы не Фотобиз, я бы не знала, как зарабатывать на фотографии и откуда берутся клиенты.

До курсов Фотобиза я знала только про сарафанное радио. Публиковала фотографии в соцсетях и думала, что клиенты будут валить толпами, но этого не случилось.

Техники Фотобиза использую до сих пор

Я решила учиться на курсах Фотобиза, потому что на одном из бесплатных вебинаров Булат Алеев был очень убедителен в своем выступлении. Пошла на тренинг и не пожалела. Из техник, которым я обучалась, выделяю закрытие болей клиента. Еще клиентам очень нравятся фотосессии под ключ, когда фотостудия, визажист, стилист, фотосессия – все с меня, а они просто приходят и получают полный сервис на месте. В этом случае клиенты ни о чем не думают и остаются довольны.

Из каналов продвижения у меня лучше всего работают инстаграм и сарафан. Еще оправдывает себя техника “работа с партнерами” – через партнеров приходят клиенты, и на начальном этапе хорошо сработала техника “посоветоваться”. Когда я только начинала зарабатывать на фотографии, я распечатывала свои лучшие снимки и показывала знакомым под предлогом оценки со стороны, это мотивировало их на заказы.

Что нам готовит год грядущий?

Ласло Габани и Булат Алеев прогнозируют основные тренды следующего года и объясняюткак нужно будет работать, чтобы улучшить бизнес фотографа

КРИЗИС СВАДЕБНОЙ ФОТОГРАФИИ

Именно сейчас сказывается демографическая яма, которая случилась в начале 90-х. Так, количество брачующихся будет всё уменьшатся и борьба среди свадебных фотографов будет расти пропорционально. И как бы вы ни повышали качество своей фотографии - больше клиентов от этого не станет. Что с этим делать? Всё просто: заниматься не только свадебной фотографией. Но об этом далее.

СЕРВИС НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

Да, клиент стал очень разборчив и придирчив. Но, в первую очередь, не к качеству фотографии, а к обслуживанию. Поэтому в 2016 году особое внимание стоит уделять общению и правильному клиентскому сервису.

ПОПУЛЯРНОСТЬ СЕМЕЙНОЙ ФОТОГРАФИИ

Этот тренд наметился ещё в 2015. Но если в 2016 вы хотите стабилизировать свой доход и перестать быть зависимым от свадебной съёмки - самое перейти на съёмку семейную. Именно она будет в тренде. Ведь в момент кризисных ситуаций, люди всё больше держатся за семью.

Просто предложите всем прошлым свадебным клиентам детские и семейные съёмки. Как правило, большинство клиентов дают утвердительный ответ. Вполне вероятно, что через год-два рынок свадебной и семейной фотографии сравняются - как по объёмам, так и по финансам.

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Всё больше фотографов стали нанимать себе менеджеров, чтобы полностью сложить с себя работу по планированию и общению с клиентами. Это действительно высвобождает массу сил и энергии. Более того – многие перестали бояться делиться доходами. И стали делегировать работу и по обработке, и по дизайну книг, и работать со вторым фотографом. Именно так создаются крутые команды, которым проще отстроиться от конкурентов.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

Поскольку фотографы всё больше времени уделяют бизнесу, трендом следующего года будет внедрение технологических процессов, вроде автоматической е-мэйл рассылки, внедрения CRM систем и даже самостоятельная настройка маркетинговых воронок. Поскольку огромной важностью в фотобизнесе обладают контактные данные клиента, все эти инструменты помогут их заполучить и распределить по групппам.

РАБОТА С КЛИЕНТСКОЙ БАЗОЙ

Сейчас качество работы с существующими клиентами просто отвратительное. Все гонятся за новыми, хотя сейчас самое время обратиться к вашим старым клиентам. К тем, кто уже априори лоялен.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Поведение вебинаров, трансляции в Periscope, использование Instagram. Всё это наберёт обороты в 2016 году и будет главным инструментарием фотографа-бизнесмена. Это маркетинг доверия - прежде чем ты сделаешь клиенту съёмку, он тебя уже знает и отделяет от других фотографов

Наверняка многие мастера фотографии хотят заниматься исключительно творчеством, создавать выставочные работы. Но ведь и жить фотографам на что-то надо. Вот поэтому большинство из них хотят еще и зарабатывать на своем мастерстве, стараются создать хоть небольшой, но свой бизнес. И создавая свой бизнес в области фотографии, они, обычно, совершают множество ошибок. Что же это за ошибки? Что мешает фотографу заработать? Вот об этом мы и решили сегодня поговорить с вами.

Ошибка первая. Самая большая

Очень часто молодые фотографы, да и не только фотографы, начиная свой бизнес, ориентируются на, так сказать, «среднего потребителя». Они нацелены на средние в этой сфере цены, на усредненные показатели рынка. А это значит, что и результат, скорее всего, получится средненький. Если даже не сказать - хуже средненького. Так что, если вы хотите работать в этих средних результатах - смело нацеливайте себя на это. Но захочется ли вам так работать? Вот в чем и заключается вопрос.

То, что принято считать нормой, нужно смело разрушать. Вот вам лишь один пример из жизни фотографа, приехавшего к нам в Россию из другой страны. Он приехал в доселе незнакомый для него мир и начал свой фотобизнес, совершенно ни на кого не ориентируясь. Он точно знал, кто может стать его клиентом. Знал, где искать своего клиента. Но самое важное тут то, что этот приезжий фотограф предложил своему клиенту продукт, которого до него на рынке практически не существовало.

Какую же стратегию придумал этот человек для своего продвижения? Первым делом он выяснил, какие нормы в фотобизнесе существуют в этом регионе, в этой нише. И смело принялся работать, разрушая эти нормы. Разрушая настолько, насколько это было возможно.

А вот вам еще один пример. Выясните, где дают свою рекламу ваши конкуренты. И начинайте рекламировать себя там, где не рекламирует себя ни один фотограф.

Ошибка вторая. Не менее важная

Большинство из тех, кто начинает свой фотобизнес, порой даже понятия не имеют, где именно находятся главные источники дохода, откуда пойдут основные заказы клиентов.

Если вы не уясните для себя, откуда к вам будут идти деньги, то вы не сможете правильно выработать стратегию своей работы. Работать в этом случае вы будете неправильно. Неправильно будете рекламировать себя. Итог - отсутствие заказов. Проще говоря, потенциальные клиенты просто не будут звонить вам. Значит, и денег у вас не будет.

А если вникнуть в этот процесс и присмотреться к нему повнимательнее? Вот тогда вы наверняка сможете легко обнаружить, что всего лишь 5% ваших клиентов приносят вам подавляющую часть ваших доходов!

И вот тут у начинающего фотографа может возникнуть вопрос: - А что мне даст это? Как поможет в фотобизнесе?

Первым делом это даст начинающему фотобизнесмену четкое понимание того, на какого клиента нужно обращать свое внимание в первую очередь. Вполне возможно, что именно тот клиент, на которого вы нацелили свое внимание, будет забирать у вас огромное количество времени и сил, денег и энергии, но реальной отдачи, нужного дохода вы от него не дождетесь.

К тому же, это даст вам понимание того, сколько и куда вам будет нужно инвестировать. В какие рынки, в каких потенциальных клиентов вкладывать свои деньги. Только тогда вы поймете, там ли вы их ищете, своих клиентов.

Ошибка третья. Отсутствие эксклюзивности и дефицита в ваших предложениях

Самым, пожалуй, лучшим способом продаж, приносящим хорошую прибыль, а также и наибольшее удовольствие, является способ продажи своего продукта людям, находящимся в состоянии так называемого иррационального поведения и эксклюзивности предложения.

Огромное количество участников фотографического рынка даже и не представляет, что от 5 до 20 процентов их потенциальных клиентов могут, и готовы платить им во много раз больше, чем платят сейчас. Знаете почему это происходит? Потому что эти ваши потенциальные клиенты по-особому видят себя в этом мире, по-особому себя оценивают. Что интересно, к качеству вашей работы это не имеет совершенно никакого отношения.