Единственный в мире плавучий космодром. Зачем российский бизнесмен купил плавучий космодром «Морской старт»? Роскосмос рад сделке

Порой среди животных попадаются довольно странные экземпляры, на которые, пожалуй, не стоит смотреть особо впечатлительным людям.

Пурпурная лягушка - разновидность большой земляной лягушки, которую открыли в 2003 году. На вид - кусок желеобразной массы пурпурного цвета. Лягушка примечательна маленькой головой с хоботом. Она часто встречается в Западных Гатских горах.

Акула-гоблин свое название получила за причудливую внешность: морда этой акулы заканчивается длинным клювовидным выростом, а длинные челюсти могут далеко выдвигаться. Крупнейшая известная особь достигала длины 3,8 метра и весила 210 кг.

Гавайская пепельная летучая мышь - это животное с короткими закругленными ушами, желто-коричневым ртом, который напоминает коровий. Живет она на островах Гавайи, во влажных и местах на высоте 4 тыс м над уровнем моря.

Новая присосконогая летучая мышь - новый вид, открытый учеными Мадагаскара. Она имеет присоски, которые расположены на задних ногах, и большие пальцы, которыми мышь хватается за гладкие и блестящие поверхности.

У безволосой мыши очень тонкая, можно сказать, просвечивающая кожа, а все туловище покрыто морщинистыми складками. Только большие уши остаются гладкими.

Рыба-лягушка достигает максимальной длины 40 см. Это создание может выживать в разных условиях, потому НАСА в 1997 году избрало среди других животных, чтобы отправить в космос. Там на рыбе-лягушке изучали влияние микрогравитации.

У альмикви - черного, бурого или темно-коричневого ночного животного - короткие лапы, продолговатая голова, крохотные глазки, подвижный нос, а его кожные железы выделяют запах, напоминающий козлиный.

Древняя японская акула обитает на глубинах более 600-1000 метров. Напоминает огромного угря с иголками в пасти. Практически не изменилась за многие тысячелетия своего существования.

Rattails or Grenadiers - а это уже что-то из области "фильмов ужасов"...

Рыба-капля - очень необычное существо, что видно хотя бы по ее фотографии. Она живет на больших глубинах около побережья Австралии и Тасмании.

Название этой черепахи Matamata в переводе с испанского означает «я убиваю». И действительно, кажется она может убить одним своим видом – существо с плоской головой и шеей, покрытой многочисленными выпуклостями, бородавками, и горбами...

У армадилла (броненосца) короткие лапы с острыми когтями, с помощью которых он добывает себе пищу: муравьев, жуков, гусениц. Питается также падалью и растениями.

Личинка коридала, или вислокрилки, имеет действительно ужасный вид под электронным микроскопом.Коридал живет в северной и центральной части Америки,в Австралии и Африке.И мужские,и женские особи могут иметь длину до 12,5 см.

Морской черт также известен как "омар для бедных", удильщик, морской ангел. Этот вид рыб живет в северо-западной атлантической прибрежной зоне.

Ехидна похожа на ежа. Как и другой «австралиец» – утконос, откладывает яйца, но выкармливает потомство молоком. У ехидны два слоя меха – один для тепла, а второй – для защиты.

Слоновый котик может набрать вес до 4 тонн. Его диету составляют рыба, кальмары и другая морская живность. Слоновым его называют потому, что в брачный период котик раздувает свой нос, и тот становится похожим на хобот.

Аер-аер или мадагаскарская руконожка - это самый большой в мире ночной примат, родина которого Мадагаскар, живущий преимущественно в тропическом лесу.

Русская пшеничная тля имеет очень короткие закругленные рожки и бледно-зеленую расцветку. Эта тля встречается во все времена года в западной части Канзаса, а также в 80 км от границы из Колорадо. Длина тли - всего 2 мм.

Рыба-топорик получила такое название из-за формы тела. Глаза у рыбы-топорика расположены на макушке, ее длина не превышает 15 сантиметров.

Эти необычные свиньи-бородавочники имеют бочкообразное тело, большую голову, украшенную шестью лицевыми бородавками, и огромными кривыми собачьими клыками…Достигают 150 килограмм в весе…

Мускусная утка - большая местная птица Мексики, Центральной и Южной Америки. У нее темно-коричневое или черное оперение, с белыми пятнами на голове и крыльях.

Голый землекоп напоминает крохотного моржа. У него трубчатое тело, покрытое морщинами, и безволосое. Питается корнями и корнеплодами, семенами и мелкими растениями.

Носач обыкновенный отличается крупным носом и большим брюхом. Питается семенами, листьями и зелеными фруктами. В отличие от других приматов, пользуется хвостом не для хватания, а только для баланса.

Миксина - это рыба, которая имеет длинное угреобразное тело с похожим на весло хвостом. Цвет варьируется от розового до бледно-серого, иногда с темными пятнами.

Плащеносная ящерица принадлежит к семье ящерицеобразных, которую называют "драконы". Живет преимущественно в сухих лесах в северо-западной и северной части Австралии, Папуа-Новой Гвинеи.

Нос у мягкопанцирной черепахи служит своего рода дыхательной трубкой. Он помогает ей дышать, находясь под водой или зарывшись в грунт. Панцирь у нее мягкий, кожистый, а лапы – перепончатые.

Пища звездоносого крота - водяные насекомые, черви и моллюски. Крот прекрасно плавает, и большая часть его обиталища находится под водой. У него водонепроницаемый мех, чешуйчатые лапы и толстый, длинный хвост.

Краб-йети. Это новый вид крабов, открытый в южной части Тихого океана в 2005 году. Его клешни покрыты длинным бледно-желтым ворсом. Этот краб необычно большой, его особи достигают 15 см длиной. Живет на глубине 2 тысячи метров.

Глаза у долгопята большие и неподвижные, зато голова может вращаться практически неограниченно. Руки и ноги у долгопята длиннее, чем у большинства приматов. Питается он насекомыми, птицами, ящерицами и летучими мышами.

Комондор - достаточно необычная порода собак. Принадлежит к венгерским овчаркам. Тело ее покрыто густой белой шерстью, которая закручивается и напоминает дреды. Высота собак в холке - 70-80 см и больше. Вес 35-60 кг.

Удивительные создания живут повсюду. Они населяют дальние сибирские земли, забытые богом тихоокеанские и многочисленные финские . Эти прекрасные создания живут на земле, в воде, под землей и даже в горах Тибета, который, в прямом смысле слова, касается небес.

Мы составили рейтинг самых необычных мира, чтобы показать, каким прекрасными и разнообразными бывают существа, живущие на нашей удивительной планете. Ведь в шумных городах мы порой забываем о том, что кроме людей есть и иные формы жизни.

  • Вид: Птицы
  • Подвид: Аистообразные
  • Средний размер: длина тела – 1-1,3 метра; размах крыльев – 2-2,5 метра
  • Среда обитания: заболоченные территории
  • Место проживания: Центральная Африка

Данное существо является огромной птицей, которая обитает на заболоченных территориях Центральной Африки. Китоглав ведет преимущественно дневной образ жизни, а питается болотными водорослями. Следует отметить особую фотогеничность этого создания. Китоглав может долго стоять в одной позе, что позволяет провести целую фотосессию с этим прекрасным созданием.

  • Вид: Рыба
  • Подвид: Психролютовые
  • Средний размер: 30-60 сантиметров
  • Среда обитания: морское дно
  • Место проживания: Тихий океан

Эта клякса — живое существо! Кто бы мог подумать! На самом деле форма тела рыбы-капли имеет вполне разумное объяснение. Среда обитания этого необычного существа находится на глубине до 3 000 метров, где плавательный пузырь рыбы функционировать не может. Поэтому для перемещения по морским просторам этой рыбе эволюция подарила такую причудливую форму тела. Кстати, плотность рыбы меньше, чем плотность воды.

Мадагаскарский присосконог

  • Вид: Млекопитающие
  • Подвид: Летучая мышь
  • Средний размер: 5-6 сантиметров
  • Место проживания: Мадагаскар

Ну, разве он не симпатяшка? Мадагаскарский присосконог – милое летучее создание, которое на ногах имеет присоски. Эти необычные животные встречаются довольно редко. Следует отметить, что мадагаскарский присосконог занесен в . Основной рацион этого малыша – мелкие насекомые. Особенность мадагаскарского присосконога заключается не только в присосках на ногах, но еще и в том, что это животное практически не изучено современной наукой.

Нарвал

  • Вид: Млекопитающие
  • Подвид: Китообразные
  • Средний размер: 3,5-4,5 метра
  • Среда обитания: вода
  • Место проживания: Северный Ледовитый океан

Оказывается, что единороги существуют! И нарвал является единственным представителем этого мифического животного. Это довольно большое млекопитающее, которое может весить до 1,5 тонн. Удивительный нарвал питается практически любой рыбой, которую может встретить в холодных водах Ледовитого океана.

Дамбо Октопус

  • Вид: Осьминог
  • Подвид: Моллюск
  • Средний размер: 3-8 сантиметров
  • Среда обитания: морская глубь
  • Место проживания: Тасмановое море

Непонятно, на что похож данный представитель животного мира. Об этом существе современная наука практически ничего не знает. Самое интересное и примечательное в Дамбо Октопус – уши. На самом деле это щупальца, которые, во время эволюции, зачем-то срослись.

Айе-айе (мадагаскарская руконожка)

  • Вид: Млекопитающие
  • Подвид: Примат
  • Средний размер: 30-50 сантиметров
  • Среда обитания: тропические леса
  • Место проживания: Мадагаскар

Это необычное существо приходится прямым родственником лемурам. Хотя ранее считалось, что руконожка – полуобезьяна. Ай-ай преимущественно ведет ночной образ жизни. Этот ночной полу-монстр может иметь массу до 3 килограмм. Зверек занесен в Красную книгу.

Аксолотль

  • Вид: Земноводные
  • Подвид: Неотеническая личинка
  • Средний размер: 20-35 сантиметров
  • Среда обитания: горные реки
  • Место проживания: Мексика

Мало кто знает о существовании этого земноводного. Животное немного похоже на улыбающуюся рыбу с ногами. Этот зверь весьма интересный, ведь аксолотлю не обязательно становиться взрослым для размножения. В случае угрозы, животное может превратиться в амбистовое (подобие ящериц) создание. Кроме того, тело аксолотля имеет уникальную способность к регенерации. Если это животное потеряет какую-либо часть тела, то через некоторое время она отрастет заново.

Звездонос (звездорыл)

  • Вид: Млекопитающие
  • Подвид: Кротовые
  • Средний размер: 9-15 сантиметров
  • Среда обитания: лес
  • Место проживания: Северная Америка

После аксолотля вас трудно чему-то удивить? Сомневаюсь. Это существо похоже на монстра из или на какое-то инопланетное создание. На самом деле этот зверек родственник европейскому кроту. Он весьма и ничем человеку навредить неспособен.

Ленивец

  • Вид: Млекопитающие
  • Подвид: Неполнозубые
  • Средний размер: 50-60 сантиметров
  • Среда обитания: лес
  • Место проживания: Центральная Америка, Южная Америка

Это животное многие знают по известному мультфильму Ледниковый Период. Ленивец – существо, которое спит по 15 часов в день. Он практически не слезает с деревьев. Передвигаются ленивцы чрезвычайно медленно, за что и получили такое название.

Кролик ангорский

 152 29

Индия


Другим азиатским гигантов активно развивающим свои ракетные технологии является Индия. В первую очередь это связано с совершенствованием ракетно-ядерного потенциала в противостоянии с Китаем и Пакистаном. При этом попутно реализуются национальные космические программы.


Индийские ракеты-носители

На юге штата Андхра-Прадеш, на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе построен индийский «Космический центр имени Сатиша Дхавана».

Он назван в честь бывшего главы космического центра, после его смерти. Космодром принадлежит Индийской организации космических исследований. Близость к экватору является одним из несомненных преимуществ космодрома. Первый запуск с космодрома состоялся 18 июля 1980 года.


Старт индийской лёгкой ракеты-носителя ASLV

На космодроме имеется две стартовые площадки и ведётся строительство третьей.Кроме стартовых комплексов для ракет различного назначения на космодроме есть станция слежения, два монтажно-испытательных комплекса, специальные стенды для испытаний ракетных двигателей. На территории космодрома построен завод по производству ракетного топлива.


Спутниковый снимок Google Earth: пусковая установка на космодроме Шрихарикота

С космодрома осуществляются запуски РН: легкого типа ASLV, стартовая масса 41000 кг и тяжелого типа GSLV, стартовая масса до 644 750 кг.

Индия - одна из очень немногих космических держав, которая самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту (первый GSAT-2 - 2003 год), возвращаемых космических аппаратов (SRE - 2007 год) и автоматических межпланетных станций к Луне (Чандраян-1 - 2008 год) и оказывает международные пусковые услуги.

ракета-носитель GSLV транспортируется на стартовую позицию

Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу и ожидается, что с 2016 года она начнёт пилотируемые космические полёты собственными силами и станет четвёртой космической сверхдержавой. Большую помощь в этом оказывает Россия.

Япония

Крупнейшим японским космодромом является «Космический центр Танэгасима».

Космодром расположен на юго-восточном побережье острова Танэгасима, на юге префектуры Кагосима, в 115 км южнее острова Кюсю. Он был основан в 1969 году, и управляется Японским агентством аэрокосмических исследований.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром Танэгасима»

Здесь собирают, испытывают, запускают и следят за спутниками, а также испытывают ракетные двигатели. С космодрома запускаются тяжелые японские тяжелые ракеты-носители H-IIA и H-IIB, стартовая масса до 531 000 кг.


Старт ракеты-носителя H-IIB

Это основные ракеты-носители, запускаемые с космодрома, кроме них отсюда также запускают лёгкие геофизические ракеты, предназначенные для суборбитальных научных исследований.

Стартовая площадка для ракет H-IIA и H-IIB- включает в себя две пусковые площадки с башнями обслуживания. РН H-IIA - транспортируются и устанавливаются на площадки в полностью собранном виде.

Вторым космодромом Японии является «Космический центр Утиноура». Он расположен на побережье Тихого океана вблизи японского города Кимоцуки (бывший Утиноура), в префектуре Кагосима. Строительство Космического центра предназначенного для экспериментальных запусков крупных ракет было начато в 1961 году, и завершено в феврале 1962 года. До момента образования Японского агентства аэрокосмических исследований в 2003 году, он обозначался как Космический центр Кагосима и работал под эгидой Института Космонавтики и Аэронавтики.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Утиноура»

На космодроме имеется четыре пусковых установки. С космодрома «Утиноура» стартуют твердотопливные ракеты-носители легкого класса «Мю», стартовая масса до 139000 кг.

Они применялись для всех запусков японских космических аппаратов научного назначения, а также геофизические и метеорологические ракеты.


запуск ракеты-носителя Мю-5

На смену Mю-5 должна прийти ракета Epsilon, которая хоть и может вывести на низкую околоземную орбиту несколько меньшую полезную нагрузку, чем Mю-5, но должна стать намного дешевле.

Япония помимо запуска коммерческих и научных спутников учувствует в ряде международных программ. РН Мю-5 запущены спутники для исследования Марса «Нодзоми» и КА «Хаябуса», исследовавший астероид «Итокава». Последний пуск, во время которого на орбиту были выведены спутники Solar-B и HIT-SAT, а также солнечный парус SSSAT, с помощью РН H-IIB доставляются грузы на МКС.

Бразилия

Ещё одним после французского «Куру» южно-американским космодромом стал бразильский «Центр запусков Алкантара», на севере атлантического побережья страны. Он расположен ещё ближе к экватору, чем французский «Куру».

Попытки Бразилии развивать собственные космические программы, из-за недостатка опыта, невысокой научной и технологической базы не привели к желаемому результату.


бразильская ракета-носитель VLS-1

Очередные испытания 22 августа 2003 года бразильской ракеты-носителя VLS-1 лёгкого класса закончились трагедией. Ракета взорвалась на пусковом столе за два дня до запуска.

От взрыва погиб 21 человек. Этот инцидент крайне негативно сказался на всей бразильской космической программе.


Спутниковый снимок стартовая позиция космодрома "Алкантара" после взрыва

Не имея возможности строить собственные эффективные ракеты-носители, Бразилия пытается развивать космодром в рамках международного сотрудничества. В 2003 году были подписаны контракты о запуске украинских ракет-носителей «Циклон-4» и израильских «Шавит». Есть планы по заключению аналогичных контрактов в отношении российских «Протонов» и китайских «Великий Поход – 4».

Израиль

На авиабазе «Пальмахим» расположенной рядом с кибуцем Пальмахим, неподалёку от городов Ришон-ле-Цион и Явне, построен пусковой центр для запуска ракет «Шавит» и других ракет. Первый запуск состоялся 19 сентября 1988 года. Запуски ракет осуществляются не в восточном, как у абсолютного большинства космодромов, а в западном направлении, то есть против вращения Земли. Это, безусловно, снижает забрасываемый на орбиту вес. Причина этого в том, что трассу запуска можно проложить только над Средиземным морем: земли к востоку от базы густо заселены, и при этом сопредельные страны расположены довольно близко.

Израиль начал космическую программу в связи с оборонной необходимостью: как для получения разведданных (слежения за вероятным противником с помощью спутников), так и по программам создания ракет, способных доставить ядерные заряды.


ночной запуск ракеты-носителя «Шафит»

Израильская РН «Шавит» представляет собой трёхступенчатую твердотопливную ракету. Первые две ступени идентичны, имеют вес по 13 т каждая, серийно производятся в Израиле концерном «IAI». Третья ступень построена компанией «Rafael» и весит 2,6 т. Ракета-носитель «Шавит» была запущена с 1988 по 2010 год восемь раз. Эта ракета может быть использована как носитель ядерной боеголовки. С помощью ракеты Шавит осуществляется запуск израильских разведывательных спутников «Офек». Спутники «Офек» («горизонт») разработаны в Израиле концерном «IAI». Всего к 2010 году создано девять спутников «Офек».

Государство Израиль обладает развитой радио-электронной промышленностью, которая позволяет создавать достаточно совершенные спутники любого назначения. Но в силу небольшой территории и географических обстоятельств, в этой стране отсутствует возможность строительства космодрома, с которого можно было бы осуществлять безопасные пуски ракет-носителей по эффективным траекториям. Вывод на орбиту телекоммуникационных и научных израильских спутников осуществляется в ходе коммерческих запусков иностранных ракет-носителей с космодромов за рубежом. В то же время, Израиль демонстрирует желание развивать собственные космические программы и осуществлять вывод на орбиту спутников военного назначения с помощью собственных ракет-носителей. В связи с этим ведутся переговоры с рядом государств, в первую очередь с США и Бразилией, о возможности запуска израильских ракет с космодромов расположенных на их территории.

Иран

Иранский космодром «Семнан» функционирует с 2 февраля 2009 года, когда на орбиту с помощью ракеты-носителя «Сафир» («Посланник») выведен иранский спутник «Омид».

Космодром расположен в пустыне Деште-Кевир (север Ирана), близ его административного центра - города Семнан.


Иранская ракета-носитель «Сафир»

Ракета-носитель лёгкого класса «Сафир» - создана на базе боевой баллистической ракеты средней дальности «Шахаб-3/4».


Спутниковый снимок Google Earth: стартовая площадка космодрома «Семнан»

Космодром «Семнан» имеет недостатки и ограничения в силу своего расположения, вследствие чего Иранское космическое агентство намеревается начать строительство второго космодрома для запуска космических аппаратов, который будет находиться на юге страны.

КНДР

В начале 80-х в Северной Корее на восточном побережье, в уезде Хвадэ-гун провинции Хамгён-Пукто началось строительство ракетного полигона, который позже стал известен как космодром «Тонхэ».


Северокорейские балистические ракеты

На выбор местоположения полигона повлияли такие факторы, как достаточная удалённость от демилитаризованной зоны, минимизация опасности пролета ракет над территорией сопредельных стран, общая удалённость от крупных населённых пунктов, относительно благоприятные метеорологические факторы.

В период с середины 80-х годов до начала 90-х годов были построены командный пункт, ЦУП, топливохранилище, склады, испытательный стенд, модернизированы коммуникации.

Вначале 90-х здесь начали проводиться испытательные пуски северокорейских баллистических ракет.


Спутниковый снимок: космодром «Тонхэ»

Американские и японские средства ПВО и контроля за космическим пространством неоднократно фиксировали пуски ракет средней и большой дальности с космодрома «Тонхэ».


Испытательный запуск ракеты-носителя «Ынха-2»

Часть из них расценивались как попытки вывода на космическую орбиту искусственных спутников. По заявлению информационного агентства КНДР 5 апреля 2009 года с космодрома был произведён запуск экспериментального искусственного спутника связи «Кванмёнсон-2» с помощью ракеты-носителя «Ынха-2». Несмотря на противоречивые сообщения источников разных стран, вероятнее всего, вывод спутника на орбиту окончился неудачей.

Республика Корея

Строительство Южнокорейского космодрома «Наро», расположенного вблизи самой южной оконечности Корейского полуострова, на острове Венародо, началось в августе 2003 года.

25 августа 2009 года с космодрома был произведён запуск первой корейской ракеты-носителя, получившей название «Наро-1». Пуск окончился неудачей - из-за сбоя при отделении обтекателя спутник на расчетную орбиту не вышел. 10 июня 2010 года также неудачей окончился второй запуск ракеты-носителя.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Наро»

Третий успешный запуск ракеты-носителя «Наро-1»(KSLV-1) состоялся 30 января 2013 года, что сделало Южную Корею 11-ой космической державой.


Запуск транслировался в прямом эфире местными телеканалами, ракета вышла на заданную высоту и вывела на орбиту исследовательский спутник STSAT-2C.


Запуск «Наро-1»

Ракета лёгкого класса «Наро-1», со стартовой массой до 140 600 кг, произведена Корейским институтом аэрокосмических исследований (KARI) совместно с авиакомпанией Korean Air и российским космическим Центром имени Хруничева. По сообщениям южнокорейских СМИ, KSLV-1 на 80 % повторяет ракету-носитель «Ангара», создаваемую в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.

Плавучий космодром «Морской старт» («Одиссей»)

В 1995 году в рамках международного космического сотрудничества был создан консорциум Sea Launch Company (SLC). В него входили: американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40 % капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %). Штаб-квартира консорциума находится в калифорнийском городе Лонг-Бич. В качестве исполнителей по контрактам привлечены российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин».

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли). Данный способ был использован в 1964-1988 годах в морском космодроме «Сан-Марко», представлявшем собой неподвижную заякорённую платформу вблизи экватора в кенийских территориальных водах.

Морской сегмент комплекса «Морской старт» состоит из двух морских судов: стартовой платформы (СП) «Odyssey» и сборочно-командного судна (СКС) «Sea Launch Commander».


Комплекс "Морской старт"

В качестве стартовой платформы использована бывшая самоходная нефтедобывающая платформа «OCEAN ODYSSEY», построенная в Йокосуке, Япония в 1982-1984 годах. Платформа соответствовала классу для неограниченного района мореплавания. Платформа сильно пострадала во время пожара 22 сентября 1988 года. После пожара платформу частично демонтировали, и по прямому назначению она больше не использовалась. В 1992 платформа прошла ремонт и переоборудование на Выборгском судостроительном заводе. Было принято решение использовать её в проекте «Морской старт». «Одиссей» имеет весьма внушительные размеры: длина 133 м, ширина 67 м, высота 60 м, водоизмещение 46 тыс.тонн.


Стартовая платформа «Одиссей»

В 1996-1997 на норвежской верфи «Rosenberg» в Ставангере, на платформу смонтировали специальное оборудование для запусков, и она стала называться «Odyssey». Второй этап переоборудования СП проходил на Выборгском судостроительном заводе.

Сборочно-командное судно(СКС) «Sea Launch Commander» было построено специально для проекта «Морской старт» компанией «Kvaerner Govan Ltd.», Глазго, Шотландия в 1997 году. В 1998 СКС было дооборудовано на Канонерском судоремонтном заводе, Санкт-Петербург. СКС оснащено системами и оборудованием, позволяющими проведение на его борту комплексных испытаний ракеты-носителя и разгонного блока, заправку разгонного блока компонентами топлива и окислителя, сборку ракеты-носителя.


Сборочно-командное судно «Sea Launch Commander»

СКС выполняет также функции ЦУПа при подготовке и пуске ракеты-носителя. На СКС располагаются командный пункт управления полетом разгонного блока и средства приема и обработки телеизмерений. Характеристики СКС: длина 203 м, ширина 32 м, высота 50 м, водоизмещение 27 тыс.тонн, максимальная скорость 21 узел.


Спутниковый снимок Google Earth: комплекс «Морской старт» на стоянке Лонг-Бич

На плавучем космодроме «Морской старт» используется ракеты-носители: «Зенит-2S» и «Зенит-3SL» среднего класса, со стартовой массой до 470,800 кг.

В «Зените» в отличие от многих отечественных РН не применяется токсичный гидрозин и агрессивный окислитель. В качестве топлива используется керосин, а окислителем служит кислород, что делает ракету экологически безопасной. Всего с 27 марта 1999 года, по 1 февраля 2013 года с плавучей платформы было осуществлено 35 запусков.

Точка старта - акватория Тихого океана с координатами 0°00′ с.ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным и удаленным от морских путей. Однако, уже пару раз непростые погодные условия заставляли переносить время запуска на несколько дней.

К сожалению, программа «Морской старт» в настоящее время испытывает серьёзные финансовые трудности, объявлено о её банкротстве и будущее не определено. По данным издания «Коммерсант» к убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков: первоначально планировалось осуществлять по 2-3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию. Так же негативную роль сыграла не высокая надёжность РН «Зенит», из 80 пусков ракет-носителей "Зенит"- 12 завершились аварией.

Глава ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота предложил передать государству контроль над проектом "Морской старт". И осуществлять с неё пуски в рамках Федеральной космической программы. Однако правительство Российской Федерации необходимости в этом не видит.

К "Морскому старту" проявляют интерес представители бизнеса из целого ряда стран - Китая, Австралии, США. Есть заинтересованность со стороны крупных компаний, таких как Loсkheed Martin. При желании Россия могла бы стать обладателем этого уникального комплекса, сделав местом его базирования, порты Советская гавань, Находка или Владивосток.

По материалам:
http://geimint.blogspot.ru/2007/07/fire-from-space.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Космодром
http://georg071941.ru/kosmodromyi-ssha
http://www.walkinspace.ru/blog/2010-12-22-588
http://sea-launch.narod.ru/2013.htm
Все спутниковые снимки любезно предоставлены Google Планета Земля

  • Космонавтика ,
  • Физика
  • На этой неделе не очень замеченными прошли новости о рассмотрении в российской космической отрасли идеи использовать ракету-носитель «Ангара А-5» для замены «Зенита-3SL» на проекте «Морской старт». Они отражали непростой процесс обсуждения идеи. Первыми прошли сообщения о том, что эта идея обсуждается. Затем появилась информация, что генеральный конструктор «Ангары» заявил о нецелесообразности этой идеи . Новостей об итоговом решении пока не появилось, попробуем разобраться сами в достоинствах и недостатках этой идеи.

    Предыстория

    Проект «Морской старт» начался по нынешним меркам уже давно - в 1993 году. Идея состояла в том, чтобы поставить ракету-носитель «Зенит» на морскую платформу и запускать спутники на геостационарную орбиту с экватора. Выгода была заманчива:
    • Старт с экватора дает максимальное бесплатное приращение линейной скорости. Земля вращается с угловой скоростью 1 оборот в сутки, но линейная скорость вращения минимальна на полюсах и максимальна на экваторе. Целых 465 м/с бесплатно добавляется к скорости ракеты, если запуск производится на экваторе в направлении на восток.
    • Нулевая широта экватора означает отсутствие потерь на изменение наклонения орбиты. При старте с Земли начальное наклонение орбиты равно широте космодрома. А для геостационарной орбиты нужно нулевое наклонение. Поэтому при старте, например, с мыса Канаверал, надо тратить топливо на исправление начального наклонения в 28,5°. А при запуске с Байконура приходится исправлять целых 51,6° начального наклонения орбиты.
    • Ракета-носитель «Зенит» была разработана в СССР с упором на максимальную автоматизацию процессов подготовки к пуску и самого пуска. Поэтому не просматривалось больших технических сложностей в том, чтобы запускать её с морской платформы, на которой к моменту старта не оставалось ни одного человека.
    В 1999 году с «Морского старта» был запущен тестовый габаритно-весовой макет спутника, к 2006 году количество пусков выросло до 6 в год. После аварии 2007 года запуски были остановлены на год, но в 2008 году состоялось пять запусков. В 2009 году компания объявила о своём банкротстве. Очевидно, несмотря на достаточно высокую пусковую активность, в экономической части проекта были какие-то проблемы. В результате, после всех судебных разбирательств, в 2010 году компания Energia Overseas Limited, являющаяся дочерней компанией РКК «Энергия», получила 95% акций «Морского старта». После банкротства пусковая активность снизилась, максимальным достижением стали 3 спутника, запущенные в 2012 году. А авария февраля 2013 года остановила пуски больше чем на год.

    Настоящее

    Ракета-носитель «Зенит» - хорошая ракета, но ей фатально не везёт. Она разрабатывалась как новая РН среднего класса и могла бы заменить семейство ракет-носителей «Союз», в том числе и для пилотируемых пусков, но развалился СССР, и о фундаментальной модернизации ракетного парка в 90-е годы не могло быть никаких разговоров. Развал системы советской кооперации привёл к тому, что заводы, делающие одну ракету, оказались в разных странах и стали зависеть от политических отношений между ними. Второй, боюсь, окончательный удар этой ракете нанес конфликт между Россией и Украиной. Вне зависимости от его результатов, ракета-носитель, двигатели которой производятся в России, а баки - на Украине, будущего не имеет. В краткосрочной перспективе она производиться точно не будет, а в долгосрочной - технологии и оснастка будут заморожены и утрачены, в лучшем случае, частично. А тот факт, что база «Морского старта» находится в Калифорнии, ещё ухудшает положение проекта в условиях охлаждения российско-американских отношений.

    Сочетание экономических и политических проблем привело к тому, что я ожидал новостей об окончательном закрытии проекта. Именно поэтому новости про возможную замену ракеты-носителя на «Ангару» показались мне такими важными - это, наверное, единственный шанс на возрождение такого инженерно красивого проекта как «Морской старт». Также здесь возникает интересный вопрос - «Ангара А-5» заметно более тяжелая и грузоподъемная ракета, чем «Зенит». Попробуем посчитать, сколько тонн она сможет вывести на геостационарную орбиту?

    Такая разная ГПО

    Перед тем, как начать расчеты, необходимо кратко рассказать о том, какие бывают способы выведения на геостационарную орбиту. Главная особенность геостационарной орбиты состоит в гравитационных возмущениях Луны. Спутник должен иметь свои собственные двигатели и запас топлива, чтобы оставаться в нужной точке стояния. Поэтому, кроме прямого выведения, когда спутник выводится ракетой-носителем (иногда с помощью разгонного блока) сразу на целевую орбиту, существуют так называемые геопереходные орбиты. В этом случае разгонный блок завершает свою работу на высокоэллиптической орбите, а спутник добирается до своей точки стояния на геостационарной орбите самостоятельно.

    Далее, если конечные параметры геостационарной орбиты известны (апогей 35786 км, перигей 35786 км, наклонение 0°), то начальное наклонение у всех космодромов разное. Поэтому и параметры геопереходной орбиты сложились разные для разных стран. Более подробно , а кратко геопереходные орбиты делятся на:

    • Условная «американская» (185х35786 км, 27°) с delta-V для перехода на ГСО 1804 м/с и похожие на неё китайская и японская
    • Условная «европейская» (200х35786 км, 7°) с delta-V для перехода на ГСО 1500 м/с.
    В СССР использовалось прямое выведение на геостационарную орбиту разгонным блоком. Выход России на рынок коммерческих спутниковых запусков означал необходимость адаптации к уже сложившимся стандартам. «Байконурская» геопереходная орбита (200х35786 км, 51,6°) требует разгона на 2430 м/с для вывода спутника на ГСО, что требовало бы модификации существующих спутниковых платформ и снижало бы конкурентоспособность. Поэтому наши разгонные блоки выводят спутники на специальную переходную орбиту, параметры которой сильно отличаются от «обычных» ГПО, но delta-V требуется «американская» или «европейская»:

    В случае же вывода спутника с «Морского старта» геопереходная орбита 200х25786 км, 0° требует 1477 м/с для довыведения на ГСО.

    Расчеты

    Согласно импульс для выхода с орбиты 200х200 км, 0° на ГПО 200х35786 км, 0° составляет 2454 м/с . Для выхода с ГПО на ГСО потребуется ещё 1477 м/с , а суммарная delta-V для выхода сразу на ГСО составит 3931 м/с . В случае использования «Ангары» в качестве разгонного блока могут использоваться «Бриз-М » или разрабатываемый сейчас КВТК . Массы пустых и полных блоков и удельный импульс двигателей известен, поэтому мы можем посчитать полезную нагрузку по формуле Циолковского:


    где:

    • V - конечная скорость (в данном случае, delta-V)
    • I - удельный импульс (в м/с)
    • M 1 - начальная масса
    • M 2 - конечная масса
    Преобразуя, получаем:

    M 1 нам известна - «Ангара А-5» выводит на низкую околоземную орбиту 24,5 т . Это допущение для простоты расчетов - в реальности используется выведение на незамкнутую орбиту с довыведением разгонным блоком. Также не забудем вычесть массу пустого разгонного блока из M 2 .

    В результате расчетов получим:

    Вывод очевиден - «Ангара» с «Морского старта» сможет выводить в полтора раза больше, чем «Зенит», а с перспективным кислородно-водородным блоком КВТК и в два раза больше.

    За и против

    В то же время не стоит думать, что нет аргументов за закрытие «Морского старта». Если составить список «за» и «против», он получится примерно таким:
    Аргументы за адаптацию «Ангары» к «Морскому старту»:
    1. Замена ракеты-носителя даст возможность продолжить проект.
    2. «Ангара» сможет выводить в два-три раза больше спутников за пуск, чем «Зенит», увеличив доходы от коммерческих пусков.
    3. Чем больше серия ракет-носителей, тем дешевле они будут стоить. Кроме этого, дополнительные заказы - это дополнительные рабочие места в высокотехнологической отрасли.
    4. Чем больше стартовых комплексов у «Ангары», тем больше гибкость задач и выше вероятность её дальнейшей долгой и счастливой эксплуатации.
    5. Наземную базу комплекса теоретически можно перевести из Калифорнии, например, в Бразилию. В этом случае коммерческие запуски можно совместить с сотрудничеством с Бразилией в её космической программе. Для справки - Бразилии крайне не везёт с космической программой - в 2003 году у них произошел взрыв разрабатываемой ракеты на стартовом столе, погибли люди. А после отказа от идеи делать ракету самостоятельно Бразилия решила сотрудничать с Украиной и запускать ракету-носитель «Циклон-4» с космодрома в Алькантаре. Первый запуск изначально планировался в 2013, но на сегодня новостей о прогрессе работ не слышно.
    Аргументы за закрытие «Морского старта»:
    1. Остановка проекта означает прекращение расходов на него. «Лошадь сдохла - слезь».
    2. Адаптация новой ракеты к уже построенному под другую ракету стартовому комплексу - это очень большие деньги и много времени. Нет каких-то факторов, которые категорически запрещают возможность такого действия, но оправданы ли большие расходы?
    3. Стоимость пуска серийной «Ангары» пока что не известна. Если ракета будет стоить в три раза дороже «Зенита», то даже при выводе двух спутников экономического смысла в проекте не будет.
    К сожалению, степень значимости этих аргументов опирается на данные, которыми мы не располагаем. Так что нам, простым сторонним зрителям, остается следить за новостями - что же в итоге будет с «Морским стартом»?

    Космодром «Морской старт»

    Совсем рядом с Островом Рождества, который находится в Тихом океане, располагается довольно необычный космодром. Дело в том, что расположен он не на суше, а на платформе, частично погруженной в воду. Это и есть «Морской старт».


    Для чего он предназначен

    Как и всякий космодром, «Морской старт» предназначен для запуска космических ракет, а точнее спутников, прикрепленных к ракетам. Но плавучий космодром мобилен, соответственно может оказаться в любом месте, в отличии от наземного. Да и всю оснастку, как и сами ракеты, проще перевозить по воде, чем по суше. Запускают с этой платформы ракетные комплексы «Зенит», которые не имеют на сегодняшний момент аналогов. Благодаря своему оснащению, этот агрегат способен сам определять траекторию своего полета, при этом самостоятельно планируя свое пространственное положение, которое сам же периодически изменяет по необходимости. Ракета имеет связь с компьютером на борту «Морского старта», что позволяет производить очень точную посадку аппарата на выбранной орбите.


    Из чего состоит «Морской старт»

    «Морской старт» представляет собой два морских специализированных судна. Первое судно - это «Одиссей», стартовая платформа, второе - СКС, сборочно-командное судно.
    Платформа «Одиссей» была создана еще в промежутке между 1982 и 1984 годами и служила в сфере нефтедобычи, имея на себе буровую вышку. Но в 1988 году «Одиссей» пострадал от крупного пожара и больше не мог быть использован по прямому назначению. В 1992-1997 на платформе был проведен капитальный ремонт, после чего «Одиссей» был полностью переоборудован для проекта «Морской старт». Стартовая платформа является полупогружным судном
    Для того, чтобы максимально обезопасить себя, весь персонал удаляется с платформы на сборочно-командное судно в то время, когда происходит запуск ракеты. Данное судно нигде ранее не использовалось, будучи создано специально для нужд проекта шотландской компанией в тысяча девятьсот девяносто седьмом году, в течении следующего года судно было окончательно оснащено на судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге.
    СКС имеет полный комплект системного оборудования, с помощью которого на борту можно производить полный комплекс ракетных испытаний и заправку блока для разгонки, а также производить сбор ракеты. При запуске ракеты на орбиту с этого судна ведется управление всем процессом, после чего в системы СКС поступают все данные передаваемые ракетной системой.Ракетный комплекс, запускаемый с платформы, состоит из ракеты «Зенит-2S». Она в качестве топлива использует сжиженный кислород и керосине, не особо загрязняя атмосферу при запуске, имеет три ступени и способна перевозить до шести тонн нагрузки. Далее идут два блока: разгонный и грузовой. Разгонный блок ДМ-SL был разработан в России, ракета - на Украине, а полезной нагрузкой в грузовом отсеке ведают Соединенные Штаты Америки. Такой вот международный консорциум.
    Как создавался «Морской старт»


    Что же сподвигло к такому интернациональному объединению? Причина довольно простая. В начале девяностых годов прошлого века на мировой арене рынка космических технологий был один бесспорный лидер - фирма из Франции «Аэроспасьяль». Она занималась запуском космических спутников с плавучего космодрома, пришвартованного в районе Новой Гвинеи, аккурат на экваторе. Америке же хотелось перетащить лидерство в этом прибыльном деле на себя. Бизнесмены понимали, что нужно завести свою морскую платформу, но при этом не разрабатывать новые ракетные носители под это дело, а взять уже существующие и попросту их доработать. Это будет гораздо экономичнее, следовательно принесет больше прибыли. И в тысяча девятьсот девяносто третьем году начались поиски возможных партнеров. Найти их нужно было в сжатые сроки, так как давление конкуренции все нарастало. И после тщательного рассмотрения имеющегося ассортимента ракетных носителей был найден подходящий - «Зенит», который обладал наилучшими характеристиками. Так украинские предприятия «Южное»и «Южмаш» вошли в альянс. Позже к ним присоединилась российская корпорация «Энергия», которая предоставила разгонный блок для ракеты.
    В итоге, в 1995 году был создан консорциум нескольких стран, получивший название «Sea Launch Company». Большую часть его акций, около сорока процентов, имела при себе американская компания «Боинг» (точнее, ее ответвление), двадцать пять процентов было закреплено за российской корпорацией и пятнадцать процентов за украинскими предприятиями. А уже через четыре года был произведен первый ракетный запуск, завершившийся успешно. После этого «Морской старт» функционировал непрерывно около десяти лет, проведя в районе трех десятков космических запусков. Но в 2009 году консорциум объявил себя банкротом, так как доходы его оказались в разы меньше расходов. Но «Морской старт» продолжил функционировать. В самом альянсе произошла реорганизация, в результате чего практически все акции оказались у России.

    class="eliadunit">


    Как происходила подготовка к запуску ракет с платформы «Морского старта»

    Техническая база для обслуживания судов «Морского старта» изначально располагалась в Америке, в районе Лонг-Бич. Именно там происходила установка ракеты в вертикальное положение на стартовую площадку «Одиссея», после чего проводят окончательную проверку носителя. Ракета при этом уже соединена с блоком для разгонки и запускаемым спутником, сборку проводили в грузовом отсеке. Затем ее отправляют в ангар и стартовая платформа отправляется к точке старта. Через несколько дней в след за ней отправляется сборочно-командное судно. Встреча двух судов в точке старта происходит почти за неделю до начала процесса запуска ракеты на орбиту - после встречи они останавливаются рядом друг с другом и соединяются мостом для перемещения.
    Когда ракета оказывается надежно закрепленной на площадке для запуска на платформе, мост убирается обратно и судна разъезжаются подальше друг от друга. Остается только несколько человек, которые заправляют ракетный носитель горючим топливом - их потом забирает вертолет. После отправки ракеты на орбиту, оба судна отправляются обратно в порт Лонг-Бич.


    Проводимые с «Морского старта» запуски ракет

    Первый запуск, в качестве демонстрации был проведен в конце марта 1999 года, в середине осени этого года был произведен коммерческий пуск ракеты, первый в истории проекта. На момент середины 2014 года было запущено уже тридцать шесть ракет из них только три прошли неудачно.


    По каким критериям выбиралась точка старта?

    «Морской старт» расположен аккурат на экваторе. Точка старта имеет координаты (округленно) ноль градусов северной широты и сто пятьдесят четыре градуса западной долготы. Именно в данных условиях ракета запускается с максимальной эффективностью, так как в полной мере использует вращение планеты. Район Тихого океана у острова Рождества удален от судоходных маршрутов, а значит запуск ракет не принесет никому вреда и нет необходимости ориентироваться на расписание движения судов. Погодные условия в этой местности ровные, без резких перепадов, за редким исключением. Были все-таки случаи, примерно пару раз, когда запуск приходилось переносить из-за погоды. В целом же, погодные условия соответствуют идеальным для проведения подобного рода операций.


    «Морской старт» сейчас

    Космодром работал вплоть до событий, разразившихся на Украине. В 2014 году было решено приостановить функционирование объекта до середины 2015 года. В том же 2014 году было принято решение отказаться от использования ракет «Зенит», заменив их на ракетные носители «Ангара». Аналог «Зенита» был определен в начале 2015 года. Ожидается, что в нынешнем, 2016 году, космодром вновь начнет работать в полную силу.
    Ходят слухи о продаже части акций «Морского старта». И последние новости их подтверждают. «Роскосмос» объявил о том, что нашел покупателя на свою долю акций. Правда, подробности сделки руководство компании не разглашает, так же, как и то, кто является покупателем. Ожидалось, что к окончанию апреля станет известно больше информации, но так ничего не прояснилось пока что. Еще одна версия дальнейшего развития космодрома основывается на предположении, что техническую базу для обслуживания судов перенесут к побережью Бразилии. Но эти данные пока не имеют под собой какого-либо подтверждения.

    class="eliadunit">