Кратер на луне им янгеля. Конструктор гостайны

Балтийский флот ВМФ России

Нашивка Балтийского флота ВМФ России

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 2014 г.):

  • Техника подводная - 2;
  • Техника надводная - 41.

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

История

Допетровская эпоха

Морские походы новогородцев на Балтике

Балтийское море носило стратегическое значение сразу с появлением государственности на территории Руси. Отсюда начинался имевший международное значение путь из варяг в греки. На северном участке этого пути располагались одни из древнейших русских городов - Ладога и первая столица Руси - Новгород. В составе вооружённых сил Новгорода не было специальных военных флотов. Для военных действий на флоте использовались обычные торговые суда.

Известно о следующих типах судов: скедия, буса, шитик, «корабль», набойня, струг и чёлн. Каждая ладья с экипажем составляла отдельную боевую единицу, личный состав которой разделялся на десятки. Ладьи объединялись в отряды, несколько отрядов составляли флот во главе которого стоял князь. Основным тактическим приёмом ведения морского боя был абордаж.

Ливонская война

В июле 1557 года по указу Ивана Грозного началось строительство первого русского порта на Балтике. Руководил строительством Дмитрий Семёнович Шастунов. Порт был построен в кратчайшие сроки, и вскоре царский указ воспретил новгородским и псковским купцам торговать в ливонских городах Нарве и Ревеле. Отныне они должны были ждать «немцев» в своей земле.

В 1558 году Иван Грозный начал Ливонскую войну. Потерявшие доходы от транзита русских товаров Швеция и Польша развернули в Балтийском море широкую каперскую деятельность против судов идущих в Нарву. С целью противодействия им Иван Грозный в марте 1570 года выдал царскую грамоту датчанину Карстену Роде. Грамотой был определен порядок дележа добычи, назначено жалование команде, приказано: .

Русско-шведская война 1656-1658 гг.

В кампании 1656 года русские войска действовали на двух направлениях. Главные силы действовали вдоль Западной Двины, продвигаясь к Риге. В феврале 1656 года в Смоленском уезде началась постройка флотилии из 600 стругов для перевозки войск. К июлю строительство флотилии было закончено. Струги имели длину от 16 до 35 метров и могли вмещать до 50 солдат. Прочие суда использовались для доставки продовольствия, эвакуации раненых и больных. 31 июля был взят Динабург, 14 августа - Кокенгаузен. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. 21 августа начата осада Риги. Однако Ригу взять не удалось. Другой отряд русских войск должен был очистить от шведов Ижору и овладеть устьем Невы, после чего перед Потемкиным была поставлена задача идти на Стокгольм.

Рождение флота

Заслуга в создании Балтийского флота по праву принадлежит Петру I. В конце XVII века на Плещеевом озере Петром I создается потешная флотилия. В январе 1696 года при подготовке ко Второму Азовскому походу на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Построенные в Преображенском галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, там собирались и спускались на воду. Кроме того, из Австрии были приглашены инженерные специалисты. Свыше 25 тысяч крестьян и посадских было мобилизовано с ближайшей округи на строительство флота. Были сооружены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов. Во главе флота поставлен Лефорт. Флагманом флотилии определен 36-пушечный корабль «Апостол Пётр». В мае 1696 года русская флотилия блокировала Азов с моря. 19 июля 1696 года крепость сдалась. 20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает:

Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения - 52 судов. Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тыс. дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль.

Летом 1699 года первый большой русский корабль «Крепость» отвёз русского посла в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля склонило султана к заключению мира в июле 1700 года, который оставил за Россией крепость Азов. В 1697 - 1698 годах в составе Великого посольства в Голландии Пётр I поработал плотником на верфях Ост-Индийской компании, при участии царя был построен корабль «Пётр и Павел».

Северная война

Начало войны было крайне неудачно для русской армии, начавшись с поражения под Нарвой. Однако, Карл XII в дальнейшем направил свои войска против союзников России, что дало Петру I необходимую передышку. В 1701 году началась постройка 600 стругов на реках Волхов и Луга. Более 300 речных судов и лодок было построено на Новгородской верфи на реке Пола, впадающей в озеро Ильмень. Были взяты в казну все годные частные суда на Ладожском и Онежском озёрах, реках Свирь и Волхов. Вскоре шведские флотилии были вытеснены из Ладожского, Псковского и Чудского озёр.

Зимой 1702 года началась постройка верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. В том же 1702 году на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь. 22 августа 1703 года на Олонецкой верфи был спущен первый линейный корабль - 28-пушечный фрегат «Штандарт». Ещё одна верфь заложена на реке Волхов. Корабли, построенные на реке Сясь и на Олонецкой верфи, положили начало Балтийскому флоту. В результате Северной войны Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. В ходе Северной войны была создана сеть баз для флота, главной из которых был Петербург. Передовой военно-морской базой являлся Ревель. В 1723 году было закончено строительство военно-морской базы Кронштадт, которая с 1724 года стала главной базой флота.

Первая половина XVIII века

Балтийский флот после окончания Северной войны

По штату 1720 года в составе корабельного флота должно было состоять:

  • три 90-пушечных линейных корабля
  • четыре 80-пушечных
  • два 76-пушечных
  • двенадцать 66-пушечных
  • шесть 50-пушечных
  • шесть 32-пушечных фрегатов
  • три 16-пушечных
  • три 14-пушечных шнявы.
В галерном флоте должно было быть 130 галер. С 1722 по 1725 гг. было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. В 1724 году в составе Балтийского флота числилось 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов. Одновременно, с 1722 года резко снижаются темпы кораблестроения. В последние годы царствования Петра закладывалось не более 1-2 кораблей в год, а необходимое количество для поддержания штатного состава было 3 корабля в год. Резко ухудшилось положение в кораблестроении после смерти Петра. В 1726 году был заложен всего один 54-пушечный корабль, а в период с 1727 по 1730 годы не было заложено ни одного корабля. В 1727 году в составе флота насчитывалось 15 боеспособных линейных кораблей и 4 боеспособных фрегата. В 1728 году шведский посланник в России доносил своему правительству:

Балтийский флот в царствование Анны Иоанновны

По восшествии на престол и упразднении Верховного тайного совета императрица Анна Иоанновна первыми своими указами обратилась к проблеме восстановления флота. 21 июля (1 августа) 1730 года императрица издала именной указ:

В декабре 1731 года императрица распорядилась возобновить на Балтийском флоте регулярные учения с выходом в море, дабы:

В январе 1731 года на Адмиралтейских верфях был заложен новый 66-пушечный корабль «Слава России», еще два корабля были заложены в феврале и марте 1732 года. По штату 1732 года основными в корабельном флоте стали 66-пушечные корабли, которые должны были составлять 59,3 % состава флота. При этом, комиссия исходила из следующих соображений:

  • особенности конструкции русских 66-пушечных кораблей позволяли им носить пушки такого-же калибра, как пушки 70-пушечных кораблей иностранных флотов;
  • 66-пушечные корабли уже существуют в составе флота и по их выбытии часть их оснастки и артиллерии можно использовать для снаряжения новых кораблей, а артиллерия и оснастка составляли 28,6-38,3 % от стоимости всего корабля.

Противоборствующие коалиции в Европе 1756 года

Вторая половина XVIII века

Семилетняя война

1757

17 апреля императрица Елизавета издала указ о посылке Ревельской эскадры под командой контр-адмирала Люиса к курляндским берегам для блокады прусских портов Мемеля, Пиллау и Кенигсберга. 29 апреля из Ревеля вышла эскадра контр-адмирала Люиса в составе 6 линейных кораблей и 3 фрегатов к прусским берегам. 1 мая в море выходит Кронштадтская эскадра 1 линейного корабля, 2 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей, 2 прамов. 31 мая из Кронштадта вышли основные силы флота под командованием адмирала Мишукова в составе 11 линейных кораблей, 1 фрегата, 1 брандера и 1 госпитального судна для блокады прусских портов. Галерный флот в компанию 1757 года занимался доставкой войск и снабжением для русской армии в Восточной Пруссии. 22 августа отряд из 10 галер при входе в Куриш-Гаф у устья речки Лабио, имели перестрелку с прусской береговой батареей в ходе которой подавили её.

1758

После получения весной 1758 года от русского посла из Лондона сведений о приготовлении британским адмиралтейством эскадры, для отправки на Балтику было принято решение о посылке русской и шведской эскадр к датским проливам для противодействия английской эскадре. 9 июля у о. Борнхольм русский флот в составе 17 линейных кораблей и 5 фрегатов соединился со шведской эскадрой в составе 6 линейных кораблей и 3 фрегатов и под общей командой адмирала Мишукова направился в Зунд, где занял позицию у острова Амагер вблизи Копенгагена. Здесь он пробыл до начала сентября, когда стало очевидно, что английская эскадра в этом году на Балтике не появится. Одновременно, часть сил русского флота была задействована для блокировки прусского побережья, контроля за устьями рек, перехвата прусских транспортов, снабжения войск. В октябре 1758 года русский корпус генерала Пальмбаха начал осаду Кольберга. Было принято решение о снабжении войск морским путём. Однако, из-за осенних штормов это оказалось неосуществимым. Из 27 зафрахтованных торговых транспортов, отправленных в октябре из Риги, Мемеля и Кенигсберга к Кольбергу, 11 погибло со своими экипажами, а большая часть остальных была разбросана по разным портам.

Начало XX века

1917-1941 годы

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции моряки Балтийского флота защищали подступы к столице - Петрограду, до 20 тысяч моряков сражались на всех сухопутных фронтах. Именно они составляли основную силу советского военно-морского флота на различных морских и речных театрах. В 1919 году, обороняя Петроград, Балтийский флот затопил 18 и повредил 16 кораблей английских интервентов. С 1918 года Балтийский флот носил название Морских сил Балтийского моря. К 1921 году Балтийский флот перестал существовать как боеспособное объединение. После Гражданской войны Балтийский флот начинает перевооружаться - на службу поступают десятки новейших кораблей, самолёты морской авиации, дальнобойные орудия береговой обороны. 23 февраля 1928 года флот был награждён орденом Красного Знамени. С 1935 года Морские силы Балтийского моря снова стали называться Балтийским флотом. Во время советско-финской войны Балтийский флот оказывал содействие войскам в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Лавенсаари, Сескар.

1941-1945 годы

В Великую Отечественную войну Балтийский флот вступил в составе двух линкоров, двух крейсеров, 19 эсминцев, 65 подводных лодок, 656 самолётов и другого вооружения. Так что балтийцы под командованием адмирала Владимира Трибуца были готовы к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Моряки Балтийского флота обороняли Моонзундские острова, Таллин и полуостров Ханко, провели Таллинский переход, принимали активное участие в обороне Ленинграда в 1941-1944 гг., в 1944-1945 гг. в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом, в Прибалтике - Прибалтийская операция, в Восточной Пруссии и Восточной Померании. Обороняя Родину, балтийцы затопили 1205 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов, уничтожили 2418 самолетов противника. Более 82 тысяч моряков были отмечены высокими государственными наградами, 173 балтийцам присвоено звание Герой Советского Союза, в том числе четырём - дважды.

Вторая половина ХХ века

В 1946 года в структуре Краснознамённого Балтийского флота произошли изменения: он был разделён на два флота - Юго-Балтийский и Северо-Балтийский, но в декабре 1955 года флот был восстановлен в прежней структуре. С начала 1950-х годов возможности флота заметно возросли: это было связано и с освоением нового ракетно-ядерного оружия, и с пополнением флота ракетными кораблями и реактивными самолетами. Корабли Балтийского флота стали выполнять задачи боевой службы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах. 7 мая 1965 года героический Балтийский флот получил второй Орден Красного Знамени за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. На начало 1991 года Балтийский флот ВМФ СССР являлся крупнейшим флотом в регионе Балтийского моря и имел в своём составе 232 боевых корабля, включая 32 дизельные подводные лодки, 328 боевых самолётов и 70 вертолётов, 16 пусковых установок береговых ракетных частей, соединения береговой обороны и морской пехоты, соединения и части оперативного, тылового и технического обеспечения. Основными пунктами базирования флота были: Балтийск, Свиноуйсьце, Даугавгрива и Лиепая, Таллин и Палдиски. Флот также имел несколько манёвренных пунктов базирования на территории РСФСР, ГДР, Эстонской, Литовской и Латвийской советских социалистических республик. Авиация БФ имела десять основных аэродромов, на которых базировались 240-й и 170-й морские штурмовые авиаполки и 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья, а также 13 запасных аэродромов, предназначенных для распределения сил и манёвра. Судоремонтом кораблей Балтийского флота занимались четыре судоремонтных завода: 7-й СРЗ, 29-й СРЗ, 33-й СРЗ и 177-й СРЗ.

Современность

Современный Балтийский флот - разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение, включающее в себя корабельные силы, морскую авиацию, средства противовоздушной обороны, береговые войска, единые органы оперативного, технического и тылового обеспечения. Основу корабельного состава Балтийского флота составляют два эскадренных миноносца проекта 956 «Настойчивый» и «Беспокойный». Они были введены в строй в начале 1990-х гг. В 2000-2010 гг. корабли флота посетили с визитами и деловыми заходами более 100 морских портов стран Европы, Азии, Америки и Африки, успешно участвовали в международных учениях. В 2000-х гг. боевой состав флота пополнился современными кораблями, оснащенными новейшими вооружением и техническими средствами: сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», корветы «Стерегущий» и «Сообразительный», дизельная подводная лодка «Санкт-Петербург». В 2013 году в состав флота вошёл серийный корвет «Бойкий». В ближайшей перспективе в состав флота войдут: и «Стойкий», а также фрегат «Адмирал Горшков». В 2014 году значительную часть кораблей и судов БФ оснастят новыми морскими средствами навигации. В частности, на корабли будут установлены новейшие гидрометеокомплексы "Характер-К", электронные картографические навигационные информационные системы "Аляска" и "Сегмент", гирокурсоуказатели "ГКУ-5", интегрированные малогабаритные системы навигации и стабилизации "Кама", корабельные приемоиндикаторы "Квиток". Также спланировано проведение работ по модернизация лагов и магнитных компасов. Всего в течение 2014 года на кораблях и судах флота будет установлено более 30 единиц различных морских средств навигации. По сообщению от 2.7.2014 спасатели БФ начали установку на борту килекторного судна КИЛ-926 "Александр Пушкин" новейшего глубоководного аппарата "Пантера Плюс", способного работать на глубине до 1000 м при сильном течении. В начале следующей недели запланированы первые пробные спуски "Пантеры" в условиях базы. После чего специалисты спасательного отряда приступят к отработке практических задач, по поиску и подъёму различных затонувших объектов в открытом море. По сообщению от 5.8.2014 комплекс "Пантера Плюс" введён в эксплуатацию. Осенью 2015 года должна завершиться реконструкция причального фронта главной военно-морской базы Балтийского флота - военной гавани Балтийска, после этого она сможет принимать корабли любого ранга. Сейчас Балтийский флот является основной учебной базой для ВМФ России и наряду с Северным флотом, 1-м командованием ВВС и ПВО, Московским и Ленинградским военными округами вошёл в состав созданного Западного военного округа. На базе 12-й дивизии надводных кораблей ожидается создание Оперативного командования в Северной Атлантике.

Система базирования

Дислокация

  • Штаб Калининград.
  • Балтийская военно-морская база.
  • Ленинградская ВМБ.
    • Санкт-Петербург.
    • Кронштадт.
    • Ломоносов.

Под настроение захотелось показать эти вот фотографии. Съемка - конец июля 2012 г., город Балтийск Калининградской области, куда я катался фотографировать парад по случаю Дня ВМФ (фотоотчет с парада лежит ). Но любые поездки в какую-нибудь военно-морскую базу накануне дня флота как раз ценны тем, что есть возможность отснять не только сам парад и предшествующие ему репетиции, но и всю сопутствующую этому "движуху" - выходы кораблей в море, возвращение, строй кораблей с различных ракурсов и при различном освещении, да и просто прогуляться с фотоаппаратом по бухтам. Собственно, вот и результат таких съемок.


2. Крепостной канал - постоянное место базирования всяких мелких тральщиков. На фото - рейдовые тральцы проекта 10750, тот который спереди (бортовой 239) - РТ-252. Оба были в полной мере задействованы в параде и во всех репетициях.

3. Еще более мелкие - рейдовые тральщики пр. 12592.

4. Внутренняя гавань Балтийска, часиков этак в восемь утра. Еще балтийской ОВРы во всей красе. Малый противолодочный корабль "Калмыкия" пр. 1331М.

5. Подводная лодка "Магнитогорск" пр. 877. Не местная, с северов, оказалась в Балтийске за какой-то надобностью. Случайно удалось отловить ее на выходе из Военной гавани. Ушла на пару-тройку дней в море по своим делам. Потом - вернулась и послушно встала в парадный строй.

6. Очччень медитативное занятие - загорание на молу с противоположного берега канала, с Балтийской косы - иногда приносило свои результаты. Это вот возвращается в базу килектор "Александр Пушкин".

7. Первые два поставленные в парадный строй корабля - корвет "Стерегущий" (слева) и БДК "Королев" (справа).

8. МРК "Ливень" пр. 12341. Он проходил, а по включенной громкой трансляции с мостика был слышен голос командира - что корабль идет в Питер, для того, чтобы участовать в праздновании дня флота там. Правда, за пару дней до этого прошла информация, что корабли на парад из Балтийска в Питер уже ушли, в том числе и МРК, другой, "Гейзер". Разгадка будет чуть ниже:)

9. Гидрография. Гидрографическое судно "Гигрометр" пр. 860.

10. Работяга-буксир, "Бодрый", очень часто его видел. Пошел на выход в море в сторону еще одного кораблика, который будет чуть подальше:) А на заднем плане...

11. Вот эта вот парочка. С теми темпами, что они медленно и печально возвращались в Балтийск, я уж думал, что их не сниму - стемнеет нафик. Ан нет, у них таки получилось втянуться в Балтийский канал до тех пор, пока не совсем стемнело. И с небом повезло.

12. Вопчем, не дошел МРК "Гейзер" до Питера, именно вместо него туда и направился "Ливень". Так и была раскрыта маленькая военная тайна:)

13. Снова возвращаемся к строю кораблей. БДК "Королев".

14. Базовый тральщик БТ-212 пр. 1265.

15. Краса и гордость, стелс-корвет "Стерегущий". В гламурных розовых лучах заката.

16. БДК "Калининград" на выходе в море.

17. Еще один нежданный подарочек. За все время пребывания в Балтийске раз несколько видел его далеко в море, у горизонта, но вот - мне повезло, и в тот момент, когда я в очередной раз загорал на молу, он решил вернуться.
Сторожевой корабль пр. 11356, что строятся на "Янтаре" в Калининграде. Андреевский флаг лишь на время - корабль проходит ходовые испытания, а после этого идет на экспорт индусам. Это второй корпус из второй заказанной индусами тройки кораблей этого проекта, "Таркаш".

18. Ракетный катер "Заречный" пр. 12411.

19. Он же, пару часов спустя. И совсем другое освещение.

20. Многострадальный "Гейзер", не добравшись до Питера, в итоге встал в строй кораблей в Балтийске.

21. Снова "Стерегущий", по красивому солнышку.

22. "Мелкая" часть строя кораблей, его начало. Тральщик, погранец, ракетный катер, МРК.

23. И еще раз "Стерегущий". За день или за два до парада, на них уже вовсю включали иллюминацию, по случаю чего и выбрался прогуляться вдоль набережной со штативом. Самое яркое впечатление - во время этих съемок меня просто начисто зажрали комары:((((

24. И еще один ночной кадр, с ракетным катером.

25. Рано-рано-рано утром, часов где-то шесть. Внеплановая репетиция парада, и корабли, участвующие в ней, выходят из Балтийского канала в море. А я - сижу и все это дело фотографирую. Первым проскочил МПК-227.

26. "Алроса". У меня особые чувства к этой лодке, увидеть ее здесь, в Балтийске, было неожиданно и приятно. А сама она - из Севастополя, на данный момент - единственная действующая подводная лодка Черноморского флота.

27. Тральщики по солнышку, самая красота. "Сергей Колбасьев"...

Михаи́л Кузьми́ч Я́нгель (25 октября [7 ноября ] , д. Зырянова , Иркутская губерния - 25 октября , Москва) - советский конструктор ракетно-космических комплексов.

Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова ( -) на авиазаводах № 39, № 84, № 156, № 1 и № 51. Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (). Участвовал в разработке самолетов И-153 , ТИС , работе акционерного общества «Амторг» в США . Организовал доводку истребителей И-180 , И-185 , модификацию самолета По-2 . В Министерстве авиационной промышленности СССР ( -) координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева ; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград , Московской области , -). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное») , город Днепропетровск ( -).

Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года , отойдя в курилку.

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7 , руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12 , организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12 , Р-14 , Р-16 , Р-36 , космических ракет-носителей «Космос », «Космос-2», «Циклон-2 », «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ , космических аппаратов «Космос », «Интеркосмос », «Метеор », «Целина » ( -).

Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) ( -). Депутат Верховного Совета СССР ( -). С 1966 года являлся кандидатом в члены ЦК КПСС.

М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

После смерти Янгеля КБ «Южное» возглавил его ученик и соратник, конструктор ракетно-космической техники В. Ф. Уткин .

Известные проекты

Увековечение памяти

Внешние изображения
  • Мемориальные доски на зданиях:

Награды и звания

См. также

Напишите отзыв о статье "Янгель, Михаил Кузьмич"

Примечания

Литература

  • Губарев В. С. Конструктор. Несколько страниц из жизни Михаила Кузьмича Янгеля. - М .: Политиздат , 1977. - 110 с.
  • Стражева И. В. Тюльпаны с космодрома. - М .: издательство "Молодая гвардия" , 1978. - 399 с.
  • Лев Андреев и Станислав Конюхов. Янгель. Уроки и наследие.. - Д.: Арт-Пресс, 2001. - 521 с.
  • Платонов В. Янгель создатель оружия выживания. - Д.: ИМА-пресс, 2011. - 528 с.
  • Янгель Михаил Кузьмич: посвящается 100-летию со дня рождения. - Ярославль: РМП, 2011. - 168 с. : ил.
  • А.И. Осташев , «СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ - ГЕНИЙ ХХ ВЕКА» прижизненные личные воспоминания об академике С.П. КОРОЛЁВЕ - 2010г. М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2 .
  • «Берег Вселенной» - под редакцией Болтенко А.С., г. Киев , 2014г., издательство "Феникс", ISBN 978-966-136-169-9
  • «С.П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» - под редакцией В.А. Лопота , РКК «Энергия» им. С. П. Королёва , 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3

Ссылки

Отрывок, характеризующий Янгель, Михаил Кузьмич

Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.
– Очень хорошо, извольте подождать, – сказал он генералу тем французским выговором по русски, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно, и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису.
Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.
– Очень жаль, что вчера вы не застали меня. Я целый день провозился с немцами. Ездили с Вейротером поверять диспозицию. Как немцы возьмутся за аккуратность – конца нет!
Борис улыбнулся, как будто он понимал то, о чем, как об общеизвестном, намекал князь Андрей. Но он в первый раз слышал и фамилию Вейротера и даже слово диспозиция.
– Ну что, мой милый, всё в адъютанты хотите? Я об вас подумал за это время.
– Да, я думал, – невольно отчего то краснея, сказал Борис, – просить главнокомандующего; к нему было письмо обо мне от князя Курагина; я хотел просить только потому, – прибавил он, как бы извиняясь, что, боюсь, гвардия не будет в деле.
– Хорошо! хорошо! мы обо всем переговорим, – сказал князь Андрей, – только дайте доложить про этого господина, и я принадлежу вам.
В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?
– Так наступление окончательно решено? – сказал Болконский.
– И знаете ли, мой милый, мне кажется, что решительно Буонапарте потерял свою латынь. Вы знаете, что нынче получено от него письмо к императору. – Долгоруков улыбнулся значительно.
– Вот как! Что ж он пишет? – спросил Болконский.
– Что он может писать? Традиридира и т. п., всё только с целью выиграть время. Я вам говорю, что он у нас в руках; это верно! Но что забавнее всего, – сказал он, вдруг добродушно засмеявшись, – это то, что никак не могли придумать, как ему адресовать ответ? Ежели не консулу, само собою разумеется не императору, то генералу Буонапарту, как мне казалось.
– Но между тем, чтобы не признавать императором, и тем, чтобы называть генералом Буонапарте, есть разница, – сказал Болконский.
– В том то и дело, – смеясь и перебивая, быстро говорил Долгоруков. – Вы знаете Билибина, он очень умный человек, он предлагал адресовать: «узурпатору и врагу человеческого рода».
Долгоруков весело захохотал.
– Не более того? – заметил Болконский.
– Но всё таки Билибин нашел серьезный титул адреса. И остроумный и умный человек.