Классный час по теме моя будущая профессия. Классный час на тему: Классный час "Моя будущая профессия"

Классный час в на тему: "Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь"

ЦЕЛЬ: формирование нравственных качеств обучающихся через осмысление ценности труда.

ЗАДАЧИ:

1. выяснить уровень знаний учащихся о профессиях;

2. расширить знания детей о мире профессий;

3. формировать интерес к профессиям;

4. развивать логическое мышление, память, связную речь, умение 5. цивилизованно общаться друг с другом.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1.Вступительная беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, сейчас вы прочитаете стихотворение и подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор на классном часе. (1 слайд )

Мы в профессии играем По душе их выбираем, Мамы с папой стать взрослее Чтоб не просто так мечтать, Профессии надо изучать!

Дети: Разговор у нас будет о разных профессиях.

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим. Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется « Закончи пословицу ». Посмотрите на экран

( 2 слайд ). Здесь записано начало пословиц. Вам надо их продолжить.

Кто не работает, …. (тот и не ест).

Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи).

Труд человека кормит, … (а лень портит).

Кто любит труд, … (того люди чтут).

Без труда не вытащишь … (и рыбку из пруда).

В труде рождаются … (герои).

Учитель : Молодцы! Следующее задание: Составьте пословицу из данных слов. Посмотрите на экран.(3 слайд )

Давайте прочитаем эти слова.

СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ

Дети: Землю красит солнце, а человека труд. (4 слайд )

Учитель: Правильно, а кто попробует объяснить смысл этой пословицы?

Дети: Труд дает средства к существованию. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды человеческого труда.

Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и энергичным, выглядит подтянутым. «Землю красит солнце, а человека труд» - такая поговорка ходит в народе.

3.Продолжение беседы.

Учитель: Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Дети: Нет.

Учитель: Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или в других учебных заведениях.

А теперь давайте посмотрим на экран и прочитаем, как объясняется слово « профессия » в толковом словаре. (5 слайд )

Ученик: ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

Учитель: Хорошо!

Учитель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется « Доскажи словечко» . Я начинаю, а вы заканчиваете.

А вы какие можете назвать?

Поезд водит … (машинист)

Пашет в поле … (тракторист)

Самолётом правит … (лётчик)

Клеит книжки … (переплётчик).

В школе учит нас … (учитель).

Столы делает … (столяр).

Песни нам поёт … (певец).

Торговлей занят … (продавец).

На станке ткёт ткани … (ткач).

От болезней лечит … (врач).

Красит стены нам … (маляр).

Лекарства выдаст нам … (аптекарь).

Хлеб выпечет в пекарне … (пекарь).

Нарисует нам … (художник).

Сапоги сошьёт … (сапожник).

Нам печку сложит на зиму … (печник).

Обслужит в поезде нас … (проводник).

Потушит в миг пожар … (пожарный).

На Крайнем Севере работает … (полярник).

С другого языка переведёт … (переводчик).

Исправит кран … (водопроводчик).

Часы чинит … (часовщик).

Грузит краном … (крановщик).

Рыбу ловит … (рыбак).

Служит на море … (моряк).

В машине возит груз … (шофёр).

Хлеб убирает … (комбайнёр).

В доме свет провёл … (монтёр).

В шахте трудится … (шахтёр).

В жаркой кузнице … (кузнец)

Кто всё знает – молодец!

4.– К нам в класс почтальон принёс телеграммы от людей различных профессий. Вам надо их прочитать и догадаться, кто их прислал. Посмотрите на экран (6 слайд ) давайте их прочитаем и назовём профессию человека от кого эта телеграмма.

а) Я науки изучил,

Землю словно приручил.

Знаю я, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Я знаток в краю родном

И зовусь я …. (От агронома.)

Учитель: А кто такой агроном?

Дети: Агроном , специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий всесторонними знаниями преимущественно в области земледелия. ( 7 слайд )

Учитель: Читаем следующую телеграмму (8 слайд )

б) Моя работа в глубине, на самом дне.

Моя работа – в темноте и тишине.

Но кто же я, ответь – ка на вопрос:

Не космонавт, а всё хожу средь звёзд. (От водолаза.)

Учитель: А кто такой водолаз?

Дети: водолаз - профессионал, работающий под водой в водонепроницаемом костюме. ( 9 слайд)

5. Учитель: А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

« Рассыпалось слово » . У вас на столе лежит карточка с буквами. Вам нужно будет прономеровать буквы в такой последовательности, чтобы получились слова, обозначающие профессии. Первая строка букв – одна профессия. Вторая строка букв – вторая профессия и т. д. Работаем в парах. Даю вам время 5 минут. Кто готов? Какое первое получилось слово? (логопед)

Учитель: Правильно! А кто такой логопед?

Ученик: Логопед - специалист по логопедии , исправляющий дефекты речи у человека. ( 10 слайд )

Учитель: Какое второе слово? (окулист)

Учитель: Правильно! А кто такой окулист?

Ученик: Врач специалист по глазным болезням. ( 11 слайд )

Учитель: Третье слово? (адвокат)

Учитель: Правильно! А кто такой адвокат?

Ученик: Адвокат – человек, защищающий интересы граждан в суде. Одна из древнейших профессий. ( 12 слайд )

Учитель: Четвёртое слово? (кинолог)

Учитель: Правильно! А кто такой кинолог?

Ученик: Кинолог – человек, воспитывающий собак. ( 13 слайд )

Учитель: И последнее слово? (художник)

Учитель: Правильно! А чем занимается художник?

Ученик: Художник - человек, создающий произведение любой области творчества (живописи, музыки, скульптуры). ( 14 слайд )

6. Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А сейчас вам нужно будет отгадать , о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках

    Куй железо, пока горячо. (Кузнец.)

    Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак.)

    Не игла шьёт, а руки. (Швея.)

    Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник.)

    Корова черна, да молоко у неё бело. (Доярка.)

    На охоту ехать – собак кормить. (Охотник.)

7. Учитель: Молодцы! А сейчас давайте разгадаем кроссворд и прочитайте ключевое слово.

а) Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)

б) Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете.

На тропе, на берегу,

преграждает путь врагу. (Пограничник)

в) Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

г) Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку,

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак! (Шофёр)

д) Пачку, пуанты надела Марина

На сцену вспорхнула, она … (балерина)

е) Прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … (артист)

ё) Дупло и берлогу,

Дом лисий и птичий

В лесу охраняет

Надёжно … (лесничий)

ж) На улице Садовой

Дом построен новый,

В нём столько светлых окон!

А крыша так высоко,

что птицам не достать.

В доме десять этажей,

В доме тысячи людей.

Кто построил этот дом,

Дом, в котором мы живём? (Строители)

з) Справедливей всех всегда

Споры все решит … (судья).

Учитель: Молодцы! Посмотрите на экран и скажите какое ключевое слово у нас получилось. ( 15 слайд )

саПожник

погРаничник

кОсмонавт

шоФёр

балЕрина

артиСт

леСничий

строИтели

судьЯ

8. Учитель: А сейчас игра на внимание. Весёлая компания,

Удвой своё внимание!

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет … (трубочист)

Булки нам и калачи

Каждый день пекут … (пекари)

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый … (повар)

Арий, опер сочинитель

Называется … (композитор)

На заводах по три смены

У станков стоят …. (рабочие)

Говорят про звуки парные

В школе нам с тобой … (учителя)

Посадил уж сотни роз

В городском саду … (садовник)

Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш … (укротитель)

Кто пасёт коров, овец?

Ну, конечно, …(пастух)

К первоклашкам входит в класс

Лишь бесстрашный … (учитель)

Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно, … (дворник)

Ходят по клеточкам конь и ладья –

Ход свой победный готовит … (шахматист)

Складки, карманы и ровненький кант –

Платье красивое сшил … (портной)

Под куполом цирка в опасный полёт

Отправился смелый и сильный … (гимнаст)

Высадить новые саженцы в ельник

Снова отправится утром … (лесник)

Учитель: Давайте сделаем вывод всему тому о чём мы сегодня с вами говорили. Посмотрите на экран ( 16 слайд ) Давайте прочитаем .

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии – слава и честь!

Учитель: Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Каждое утро ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Вы сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус! Я думаю, когда вы вырастите, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна!

Наш классный час подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Мы ещё не раз будем с вами говорить о выборе профессий. Ведь выбор будущей профессии – это очень важное дело для каждого из вас.

9.Итоги классного часа. Награждение наиболее активных учеников.

Марина Анищенко
Классный час «Моя будущая профессия»

по теме : «Моя будущая профессия » .

«Моя будущая профессия »

Цели : способствовать сближению, формирование умения совместной деятельности родителей и детей.

Задачи :

Образовательная : ознакомить учащихся с понятием «профессия » , расширить знания учащихся о профессиях .

Развивающая : способствовать развитию умения логически мыслить, анализировать, обобщать полученную информацию, развивать речь, внимание, память, воображение.

Воспитательная : воспитывать интерес к миру профессий , пробудить интерес к собственной личности, формировать положительное отношение к учению, умение работать в коллективе, совместная деятельность с родителями.

Методы : словесный (изложение нового материала, наглядный (изучение наглядного материала, упражнения, стихотворения, игры.

Оборудование : плакат с изображением профессий , разрезанный домик (пазл, раскраски.

Ход занятия

Вводная часть.

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители. Вот и закончилось лето. Но надеемся, что за лето вы хорошо отдохнули и набрались сил. Мы поздравляем всех с началом учебного года, ребятам желаем быть добрыми и честными, хорошо учиться.

Сегодня у нас пройдет необычное занятие, будет урок-игра. И заниматься сегодня будут не только дети , но и их родители.

Основная часть.

Профессий много есть на свете ,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Поговорим мы с вами сегодня о профессиях . Профессия - это род занятий , любимое дело, труд всей жизни. Но как бывает тяжело выбрать профессию ! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам можно готовиться к серьезному выбору. А что вы знаете о профессиях , мы сегодня и узнаем.

Сейчас мы вам прочтем стихотворение А. Шибаева. В нем в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии . Попробуйте его угадать. Родители помогают детям.

Самолетом правит … (летчик) .

Трактор водит … (тракторист) .

Электричку … (машинист) .

Стены выкрасил … (маляр) .

Доску выстругал … (столяр) .

В доме свет провел … (монтер) .

В шахте трудится … (шахтер) .

В жаркой кузнице – … (кузнец) .

Все кто знает – молодец!

Посмотрите на доску, на ней плакат с изображением профессий . Кто хочет выйти и показать профессии , которые узнал. Желающие выходят к доске, показывают и называют профессии . Педагоги задают вопрос, как и по каким признакам, узнал профессию . (Приложение 1)

Очень хорошо! Узнали много профессий ! Ребята, на плакате вы узнали строителя.

Строителем хочется стать поскорее.

Дома и дворцы научусь возводить

И школы, куда будут дети ходить .

Игра «Строитель» .

Давайте мы сейчас все превратимся в строителей. Вы должны будете построить дом. Родители, конечно, могут помогать детям. Раздаётся каждому ребенку разрезанный нарисованный дом, который нужно собрать как пазл. (Приложение 2)

Какие замечательные строители у нас в классе . Все справились!

Физкультминутка

А следующая игра называется «Кто как работает» . (Педагог задает вопросы, дети показывают действие руками, ногами, мимикой.)

Что делает дворник?

Что делает шофёр?

Что делает маляр?

Что делает парикмахер?

Что делает повар?

А сейчас поиграем в игру «Угадай профессию » . (По нескольким прочитанным словам, дети и родители угадывают задуманную профессию .)

Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар.)

Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)

Книга, формуляр, читатель. (Библиотекарь.)

Набор игл, нитки, ткань. (Швея.)

Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал . (Учитель.)

Прилавок, продукты, весы. (Продавец.)

Двор, метла, урна. (Дворник.)

Самолет, штурвал, команда. (Летчик.)

Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарь-сантехник.)

Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)

Фотоаппарат, пленка, квитанция. (Фотограф.)

Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)

Автобус, деньги, билет. (Кондуктор.)

Молодцы. Все справились. Как много профессий вы знаете .

А сейчас послушайте стихотворение С. Михалкова. И когда вы услышите название профессии , хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Игра «Найди профессию » . (Педагог читает отрывок «А что у вас?» С. Михалкова, дети и родители услышав название профессии должны хлопнуть в ладоши).

«А у нас огонь погас - Это раз.

«Грузовик привез дрова - Это два.

«А в-четвертых,

Наша мама собирается в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот.

С лестницы ответил Вова :

«Мама - летчик, что ж такого.

Вот у Коли, например,

Мама милиционер -

А у Толи и Веры - обе мамы инженеры

А у Левы мама - повар,

Мама летчик, что ж такого.

И сказала строго Ната :

«Всех важней вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо :

«Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну конечно не пилот.

Летчик водит самолеты,

Это очень хорошо,

Повар варит нам компоты,

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мама всякие важны».

И сегодня мама Саши хочет вам всем рассказать о своей профессии . А что это за профессия , попробуйте угадать. (Царёва Любовь Алексеевна рассказывает о свое профессии – медицинская сестра.)

Какие все молодцы! Угадали профессию .

Рефлексия занятия.

Вот и совершили мы путешествие в мир профессий . Вы узнали для себя что–нибудь новое?»

Дети отвечают.

Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Ваши родители ходят на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии . Вы сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию . Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях . Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус! Мы думаем, когда вы вырастите, то выберете ту профессию , которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна !

А теперь, ребята, давайте немного отдохнём и порисуем.

Выдаются детям раскраски с разными профессиями . Дети разукрашивают. (Приложение 3)

Публикации по теме:

2016–2017 уч. г. «Моя будущая профессия» Цели: способствовать сближению, формирование умения совместной деятельности родителей и детей.

Классный час «Ярмарка профессий» «Ярмарка профессий» Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий. Задачи: 1. Активизировать, закрепить, уточнить.

Классный час ко Дню космонавтики Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития. Задачи:.

Классный час «Песня о храбром джигите» Цель: воспитание патриатизма, чувства гордости за героев, отдавших жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны; ознакомить с татарским.

Цель мероприятия : знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в вузы и выбору профиля обучения.

Эпиграф :

  • «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский
  • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека

Ход мероприятия

Учитель : Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования , которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

  1. профессия должна быть интересной,
  2. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
  3. профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия - это:

  • деятельность, направленная на пользу общества,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Отгадай профессию по описанию?»

  • К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер )
  • Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер )
  • «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
  • Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист )
  • В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

Игра "Закончить предложения"

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

(Записали, зачитали).

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Тест. Коммуникативные способности . (да «+», нет « - »)

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей?
  3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми.
  4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?
  5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  6. Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?
  7. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми?
  8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?
  10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  12. Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  14. Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?
  15. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
  18. Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что либо большой группе людей?
  19. Верно ли, что у вас много друзей?
  20. Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?

Обработка результатов :
Сверти ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей
К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента;
Х – количество совпадающих ответов с ключом,
20- максимально возможное число совпадений

Ключ к определению коммуникативных способностей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
+ - + - - - + - + - + - + - + - + - + -

Шкала оценок коммуникативных способностей .

Коэффициент Оценка Уровень проявления коммуникативных способностей.
0,10 – 0,45 1 Низкий
0,46 – 0, 55 2 Ниже среднего
0,56 – 0, 65 3 Средний
0, 66 – 0, 75 4 Высокий
0, 76 – 1,00 5 Очень высокий

Интерпретация результатов
Оценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.

Учитель . В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов тем кто выбирает профессию сегодня.

  1. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
  2. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
  3. Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.

А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте.

«Тропинка»

Саматова Л.С.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Литература:

по материалам Интернет

  1. http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
  2. http://www.uchmet.ru/library/material/138279/
  3. http://www.klassnye-chasy.ru/v-mire-professiy

Классный час «Моя будущая профессия»

Аннотация. Проблеме самоопределения подрастающего поколения всегда уделялось достаточно много внимания. Однако в последнее десятилетие она стала особенно актуальной. Это связано прежде всего с тем, что переход страны с командной экономики на рыночную поставил россиян перед сложной проблемой переквалификации с «ненужной» специальности на востребованную, хорошо оплачиваемую. Проблема безработицы не решена до сих пор, и в годы экономического кризиса, стала ещё более острой. В связи с этим, современным старшеклассникам необходима помощь в выборе будущей профессии не только со стороны родителей, но и конечно же со стороны школы. Ведь зачастую бывает так, что занятые на работе родители учащегося не могут уделить время на беседу с психологом по вопросу самоопределения подростка и основная нагрузка ложится на школу. Поэтому в нашем образовательном учреждении классный руководитель старших классов совместно с психологами проводит курс классных часов по профориентации и личностному развитию школьников. Мы представляем одно из занятий из серии «Профориентация», которое направлено на выявление у учащихся способностей к определённому виду деятельности. Функции классного руководителя при подготовке классного часа: подбор соответствующей литературы по теме занятия, подбор с помощью психолога тестов по профпригодности, разработка методики деловой игры и игровых ситуаций занятия. Функции учащихся-помощников классного руководителя: подготовка слайдов презентации по теме занятия, анализ ситуации на бирже труда по городу Орску и по России в целом, позволяющий сделать вывод о наиболее востребованных профессиях на ближайшее десятилетие.

Прошкин Роман Владимирович, Карякина Юлия Николаевна – учителя истории и обществознания МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска»

Классный час «Моя будущая профессия»

Цель: дать учащимся представления о наиболее востребованных на сегодняшний день профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Задачи:

    Формирование актуального для подростков «информационного поля»;

    Развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

    Формирование мотивов саморазвития и личностного роста.

Оборудование:

    Листы для проведения анкетирования;

    Компьютер с проектором для демонстрации презентации;

    Доска с мелом для выполнения заданий.

Используемая литература:

    Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: - Вако, 2005.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение, 2003.

    Материалы сайта www . orsk . ru , рубрика «Вакансии».

Ход мероприятия:

    Типы профессий.

    « Мозговой штурм». Работа в группах по составлению памятки «Это важно при выборе профессии»

    И гровая ситуация

    Тест «Профпригодность»

    Д еловая игра

    Подведение итогов

    Вступительное слово классного руководителя.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно?

    Типы профессий

Нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сегодня мы постараемся узнать основные типы профессиональной деятельности человека.

Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

I .Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

    «Мозговой штурм». Составление памятки «Это важно!» или 5 правил, чтобы не ошибиться.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии.

Предлагаю разделиться на две группы: юноши и девушки. В течении 5 минут, составьте памятку, которая на ваш взгляд, поможет вам не ошибиться в выборе своей профессии.

По окончании работы в группах, подводятся итоги. Группы дополняют памятки друг друга и соотносят свои предложения с памяткой, заготовленной классным руководителем, которая проецируется на экран. Запись памятки учащимися в тетрадь, комментируется учителем.

Памятка.

Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

П ри выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

    Диагностика «Мой выбор»

Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

Если вы не ответили на все вопросы или у вас возникали затруднения, обязательно нужно посоветоваться с родителями, психологом, старшими товарищами и т.п. Возможно, это не ваша профессия.

    Игровая ситуация «Скептик и оптимист»

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

    работа имеет огромное общественное значение;

    высокая зарплата;

    встреча с интересными людьми;

    командировки, дающие возможность многое увидеть;

    использование современной техники.

С кептик:

    трудности, связанные с устройством на работу;

    частые командировки, осложняющие личную жизнь;

    трудности получения образования (например, наличие печатных работ);

    большая ответственность;

    нервные перегрузки;

    ненормированный рабочий день;

    постоянное общение с людьми.

Скептик вполне обоснованно назвал нам на 2 отрицательных момента больше, чем смог найти положительных качеств оптимист. Значит ли это, что нужно подумать о другой специальности? Возникает мини-дискуссия, в ходе которой дети приходят к выводу, что простых и лёгких профессий, где всегда всё «гладко», не бывает, и трудности будут возникать в любом виде деятельности.

    Рейтинг востребованных профессий

Чтобы быть успешным, необходимо быть востребованным. Для этого нужно «попасть» в тот разряд профессий, в котором будут искать вас, как специалиста, а не вы будете сбиты с ног в поиске работы. Предлагаем вашему вниманию анализ ситуации на рынке труда, подготовленный заранее вашим товарищем. Эта информация необходима для правильного выбора будущей профессии.

Как бы ни менялся рынок труда, высококвалифицированный специалист востребован всегда. Каким именно специальностям работодатели отдают предпочтение, зависит в первую очередь от того, какая ситуация складывается в стране.
Единого рейтинга "самых нужных" профессий не существует. Каждая компания, занимающаяся трудоустройством и подбором персонала, составляет свой рейтинг, напрямую зависящий от клиентов, с которыми агентству приходится работать. Кроме того, ситуация на кадровом рынке меняется ежедневно.
Так, например, по данным агентства Zarplata.ru, самыми востребованными сегодня являются специалисты в области бухгалтерии и аудита - для них предлагается более 3500 вакансий, далее идут специалисты в области информационных технологий - более 2800 вакансий, работникам кадровых служб предлагается около 1000 вакансий.
По данным электронного банка профессиональных резюме, самыми востребованными являются специалисты по IT, финансисты, бухгалтеры и аудиторы делят между собой второе место, на третьем - специалисты в области торговли, на четвертом - специалисты по недвижимости.
Впрочем, несмотря на непостоянство рейтингов, о высокой востребованности специалистов в области бухучета, IT-технологий и торговли можно судить по тому, что спрос на эти профессии был также и в минувшем году. В рейтинге самых востребованных профессий 2009 года, составленном компанией "РБК", в "горячую десятку" вошли главный бухгалтер, директор по персоналу, руководитель департамента IT, менеджер по продажам.

Проанализировав рейтинги профессий, востребованных в прошлом и в начале этого года, социологи составили пятерку самых востребованных специальностей: бухгалтеры, менеджеры по продажам, специалисты в области информационных технологий, HR-менеджеры (от human resource, «человеческие ресурсы»), инженеры.

Б ухгалтерия

Чрезвычайно востребованы специалисты по международной финансовой отчетности (МСФО).
Напомним, что согласно постановлению правительства РФ система бухгалтерского учета реформируется, к 2007 году все российские компании должны были перейти на МСФО.

Умеющие продавать

Сегодня на рынке труда спросом пользуются узкие специалисты, умеющие продавать не только снег зимой, но конкретные товары и услуги. Они должны досконально знать специфику товара и иметь большую клиентскую базу. Главным фактором при приеме на работу и назначении зарплаты менеджеру по продажам является опыт работы. Кроме того, менеджеру по продажам необходимы коммуникабельность, целеустремленность, знание иностранного языка. Имея все в совокупности, можно рассчитывать на зарплату от 1000 долларов в месяц.

IT-технологии

В компаниях, которые занимаются внедрением программного обеспечения, очень востребованы профессиональные программисты, специалисты по IT-технологиям.
Зарплата IT-специалиста в Москве может достигать 3500 долларов в месяц.

Охотники за ресурсами

Кроме того, сегодня руководители многих российских компаний приходят к выводу, что залог успешности компании - в структурировании персонала. Поэтому востребованными являются HR-менеджеры - это люди, которые в комплексе выстраивают систему управления компанией, занимаются оценкой личностных компетенций сотрудников, разрабатывают систему вознаграждения персонала, организовывают различные тренинги и семинары по повышению квалификации сотрудников. Подчеркнём, что сегодня востребованность каждого специалиста измеряется не только степенью владения теми или иными знаниями, но и умением применять их на практике.

Инженеры

В последние год-два, как говорят сотрудники кадровых агентств, наблюдается дефицит инженеров, причем в совершенно разных областях. Так что те, у кого инженерный диплом пылится на полке, могут смело вспомнить азы профессии. Но работодатели рады даже выпускникам технических вузов без опыта работы. При этом важно знание английского языка (особенно профессиональных терминов) и способность постоянно учиться и переучиваться в процессе работы. Средняя зарплата инженера - 1500 долларов.

Система поощрений

Заметим, что востребованность профессии и высокие заработки - не всегда синонимы. В первую очередь зарплата зависит от занимаемой должности: руководитель всегда получает больше подчиненного. Немаловажную роль играют и статус компании, и личностные качества самого кандидата.
Кроме того, рекрутеры отмечают, что сегодня уровень зарплаты зависит от прежнего места работы. Например, если специалист приходит в коммерческую структуру из государственной, руководство компании понимает, что этот работник стоит не так дорого, как работник, перешедший из коммерческой структуры.
Тем не менее представители востребованных профессий могут смело рассчитывать на повышенную заботу работодателей. Если сотрудник успешно справляется со своей работой, начальство понимает, что его необходимо поощрять: спрос на специалистов в его области высок, а значит, высок и шанс, что работник захочет перейти к конкурентам. В качестве поощрения используются премиальные, соцпакет, дополнительные профессиональные тренинги и курсы повышения квалификации за счет компании.

Д анные приведённые в моём сообщении, конечно же в большей степени актуальны для крупных городов страны. Однако хочется заметить, что проанализировав сайт www . orsk . ru , раздел «Вакансии работы в Орске», я пришла к выводу, что и в нашем провинциальном городе наблюдается похожая тенденция: есть вакансии менеджеров с опытом работы и высшим образованием, инженеров разных специальностей, управленцев разных профилей. Наряду с этим требуются крановщики, токари, сварщики и другие рабочие специальности. Причём заработанная плата, которая предлагается рабочим специальностям, не уступает, а иногда даже превышает предлагаемую заработанную плату, например, директора большого магазина. Стоит это принять во внимание – а нужно ли при такой ситуации на рынке труда поступать в юридические и экономические ВУЗы, тем более на коммерческой основе.

    Тест «Профпригодность»

Итак, мы попытались разобраться типом профессий, с важными правилами, на которые нужно ориентироваться при выборе, с ситуацией на современном рынке труда и в заключении давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление.

3 . Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку; б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4 . Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

    Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

    Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

    Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о бухучёте, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Прошкин Роман Владимирович, учитель истории и обществознания

МОУ «Гимназия № 2 г. Орска»