Развертывание функции качества фактические показатели. Технология качества

Практически каждый из нас слышал или непосредственно сам употреблял фразу «методом проб и ошибок», не задумываясь, что под этим тривиальным выражением, плотно вошедшим в обиход, подразумевается научный эвристический метод. Психологи (например, Д. Халперн) уверены, что благодаря эвристическому познанию люди научились эффективно разбираться с проблемами и быстро принимать решения. Это не значит, что человек учится избегать ошибочных решений. Напротив, эвристический метод как раз и призван помочь в выборе стратегии действий в ситуации, когда исходных данных недостаточно для выработки единого правильного ответа, что в свою очередь не гарантирует абсолютной правильности. Особенность эвристической деятельности в том, что она характерна только для человека, что отличает его от искусственного интеллекта. Следовательно, многие гениальные и творческие решения – это, по сути, сумасбродные идеи, своеобразные «сбои», которые и приводят к оригинальности.

Эвристика: история и современность

Эвристика (от древнегреческого ευρίσκω – «отыскиваю», «открываю» ) – совокупность логических приемов, методов и правил, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристика – это момент открытия нового, а также методы, которые используются в процессе этого открытия. Эвристикой еще называют науку, которая имеет дело с изучением творческой деятельности. В педагогике под этой категорией подразумевается метод обучения.

Как наука, изучающая творческое, неосознанное мышление человека, эвристика еще полностью не сформировалась. Ее предмет, методы тесно связаны с психологией, философией, физиологией высшей нервной деятельности и другими. Мы не будем сосредотачиваться на применении этого термина в конкретных отраслях науки, а предпримем попытку выяснить какие суждения, явления, смыслы исторически пребывали в центре понятия «эвристика».

По легенде, Архимед, принимая ванную, открыл один из главных законов гидростатики – закон вытеснения (названный позже в его честь). Следуя общепринятому мнению, после своего открытия он выкрикнул: «Эврика», что стало причиной привязки этого слова к открытию. Не будем судить о правдивости этой истории, достоверно известно другое. Именно в Древней Греции зародилась система обучения, называемая эвристикой. Ее автором был Сократ, а сводилась она к сократическим беседам (диалогу, в педагогике – сократический метод) – разговор учителя с учеником, в результате которого путем постановки наводящих вопросов, обучающийся самостоятельно приходит к нужному результату, находит решение задачи, что позволяет также развивать критическое мышление. В то же время, понятие «эвристика» употреблялось и в трактатах древнегреческих математиков (в особенности, Паппа Александрийского, которому многие приписывают первое упоминание этого термина), исходя из чего, можно судить о довольно широкой основе предмета этой отрасли.

В средние века значительный вклад в развитие эвристики внес Раймонд Луллий, который известен благодаря своей идее создания машины для решения самых разных задач на основе всеобщей классификации понятий.

Примерно до середины XIX века представления об эвристике как методе творчества и познания в целом сводились к уже упомянутому методу проб и ошибок. В Википедии приводится любопытная статистика: Томас Эдисон, работая над устройством щелочного аккумулятора, провел около 50 тыс. экспериментов!

Выделение эвристики из системы логического знания началось в 1850-1860-х гг. До этого попытки выделить эвристику в отдельную науку предпринимались Эвклидом, Р. Декартом, Г. Лейбницем. Но лишь в обозначенный период в науке начал формироваться подход к эвристике как своеобразному междисциплинарному методу со своими правилами, уверены канадские ученые М. Романисия и Ф. Пелатье, разрабатывающие данную проблематику.

Дальнейшее развитие эвристики связано с развитием в области других наук, в первую очередь психологии творчества и физиологии мозга. Современная психология и эвристика тесно связаны: они сосредотачиваются на задаче определения механизма принятия человеком решения в условиях недостаточности информации. Несовершенство эвристических методов приводит к ошибкам познания, которые в психологии принято называть когнитивными искажениями.

В ХХ веке основные успехи в развитии эвристики как науки были сопряжены с успехами ученых-психологов. Так, роль эвристики в принятии решений одними из первых изучили израильские психологи А. Тверски и Д. Канеман в 1973 г., но наибольшие достижения области связаны с именем нобелевского лауреата Г. Саймона. Он ввел понятие ограниченной реальности, которая отображает природу эвристической деятельности человеческого мозга. Суть идеи в том, что на выработку человеком решения влияют такие факторы как ограниченность имеющейся информации, познавательные границы разума и время.

Учение настолько прогрессивно, что в процессе его развития в современной психологии утвердилось такое понятие как «эвристика доступности», которым объясняются модели человеческого поведения. Если опустить научное определение этого термина и сформулировать его простыми словами, то эвристика доступности – это оценка реальности возникновения ситуации или явления на основе легкости приведения примеров для подтверждения. Важную роль в этом процессе играют СМИ. Например, увидев новости о кризисе и утрате рабочих мест, человек может начать думать, что тенденция глобальная и станет больше переживать по этому поводу, плохо спать, хуже справляться со своими обязанностями и в результате будет уволен. Прочитав в газете статью о победителе лотереи, может сложиться превратное мнение о том, что такое случается гораздо чаще, чем все привыкли думать, после чего последует желание потратить больше, чем обычно, денег на лотерейные билеты. Эвристика доступности – двустороннее явление, которое может быть как полезным (в плане быстродействия и реакции на проблему), так и негативным (в силу того, что может возникнуть заблуждение, которое приведет к недостаточной информированности или наоборот – значительной гиперболизации).

Эвристические методы

По сути, сама эвристика является методом, инструментом познания и поиска решения. Научное определение следующее: эвристические методы – логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задач.

При этом стоит помнить, что эвристика – молодая наука, поэтому не все понятия и правила в ней четко сформированные. В первую очередь это касается определения эвристического метода. Мы не будем глубоко вдаваться в общенаучную терминологию, а рассмотрим лишь те методы, которые пригодятся многим людям (в первую очередь менеджерам, управленцам, всем, чья деятельность связана с творчеством, принятием решений) в практической сфере.

Мозговой штурм – метод решения задачи путем внедрения процедуры группового . Разработан и описан психологом из США А. Осборном. Он вывел правило, что в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом наблюдении и зиждется метод мозгового штурма – для решения поставленной задачи придумывается огромное количество возможных вариантов, без отбора хороших и плохих. Позже, на основе критического подхода, разработанные решения тщательно анализируются и оцениваются, после чего наиболее оригинальные и жизнеспособные воплощаются жизнь. Схематически работу метода можно описать так: отбор участников – постановка проблемы – штурм (выработка решения) – анализ полученного материала . Казалось бы, что может быть проще, но именно эта простота является и плюсом, и минусом данного метода. Помимо призыва быть оригинальным и выйти за рамки привычного образа мышления, точных методологических указаний в практике мозгового штурма нет.

Метод синектики родился из исследований практического применения метода мозгового штурма. Его автор, Дж. Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы (синекторы) проходят тщательный процесс отбора: 1 этап – оценка знаний, потенциала, опыта, 2 – потенциал творчества (эмоциональный фон, система ценностей), 3 – коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон – падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу.

Метод многомерных матриц (метод «морфологического ящика»). В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. неким Бернсом. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. американским физиком швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Идея метода в том, что новое – это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения – не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача – тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта.

Метод инверсии – эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач.

8 практических эвристических правил

Эти правила пригодятся каждому, чья работа или увлечения связаны с творчеством. Их автор – Пол Плшек – консультант, тренер, автор с международным опытом. В поле зрения его интересов пребывают вопросы развития , творчества, внедрения инноваций.

Исследования показывают, что эвристика – это ключ к развитию мышления. Нижеприведенные правила могут быть полезными практически для всех, кто хочет выйти за привычные рамки суждений.

Правило 1. Сделайте привычкой целенаправленно замечать то, что происходит вокруг.

Автоматические процессы восприятия работают так, что многое из происходящего остается незамеченным. Важно научиться воспринимать мир свежим взглядом и без деталей здесь не обойтись. Это утверждение является частью общепринятой теории творческого мышления.

Правило 2. Сосредоточьте свои творческие силы на нескольких областях.

Целенаправленно исследуйте наследие великих творцов (скульпторов, живописцев, изобретателей – что вам интереснее и ближе, но не одну область). Хорошие идеи редко приходят внезапно, нужно усердно работать.

Правило 3. Избегайте слишком узких рамок.

Говоря журналистскими штампами – оставляйте простор для творческого маневра. Широкое определение темы не только даст возможность позже выделить более конкретную цель, но и собрать больше разной информации.

Правило 4. Ассоциации.

Попробуйте найти необычное применение окружающим вещам, придумывайте в теории оригинальные и полезные идеи, переносите их с одной области в другую.

Правило 5. Психическая механика: внимание, нестандартность, движение.

Для того, чтоб быть креативным нужно уметь сосредотачивать внимание на проблеме, избегать стандартных представлений о ее решении, продвигаться в процессе мышления с целью избежать преждевременных выводов.

Правило 6. Изучайте идеи, которые заставляют смеяться.

Смех – физиологическая реакция, вызывающая положительные эмоции. Работа с идеями, которые заставляют улыбаться – одна из самых продуктивных.

Правило 7. Идеи не абсолютны.

Ваши мысли и суждения не являются по сути правильными или неправильными. В творчестве важно проявлять гибкость, быть открытым для нового.

Правило 8. Воплощайте некоторые из своих идей.

Настоящие новаторы не просто генерируют идею, но и практически воплощают ее. Это дает возможность осознать разницу между креативностью и практической инновацией.

Контрольная работа

«Эвристические методы, их общая характеристика»


Введение

Всякая продуктивная деятельность человека, в сущности, является творчеством. Но, в зависимости от объёма и глубины знаний, накопленного опыта, интуиции уровень творчества различен. Изобретательское мастерство во многом определяется умением видеть тенденции развития техники.

Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:

а) логические методы – это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;

б) эвристические методы.

Для того чтобы разобраться более глубоко в том, что понимать под эвристическими методами, следует обратить внимание на то, что метод словесно можно представить в виде некоторой системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач определенного класса. Из разнообразного набора правил деятельности в решении задач принципиально можно выделить два больших класса предписаний: алгоритмы или алгоритмические предписания и эвристики – эвристические предписания. Если алгоритмы жестко детерминируют наши действия и гарантируют в случае их точного выполнения достижение успеха в решении соответствующего типа задач, то эвристики и эвристические предписания лишь задают стратегии и тактике наиболее вероятное направление поиска идеи решения, но не гарантируют успеха решения.

Итак, что же следует понимать под эвристическими методами?

Эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.

Цель данной работы – дать подробную характеристику эвристическим подходам в управлении и, согласно теме работы, рассмотреть понятия «эвристика» и «эвристические методы».


1. Понятие «эвристика» и «эвристический метод»

Термин «эвристика» происходит от греческого heuresko – отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как:

1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);

2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;

3) метод обучения;

4) один из способов создания компьютерных программ.

В одних источниках указывается, что понятие «эвристика» впервые появилось в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III века нашей эры, в других приоритет первого упоминания отдается трудам Аристотеля.

В своих исследованиях природы научных открытий, Имре Лакатос (1922–1974) ввел понятия позитивной и отрицательной эвристик. В рамках научной школы некоторые правила предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших рассуждений. Эти правила и образуют позитивную эвристику. Другие же правила говорят, каких путей следует избегать. Это – отрицательная эвристика.

Все же основой эвристики является психология, особенно тот ее раздел, который получил название психологии творческого или продуктивного мышления. Например, использование эвристических методов технического творчества (прямая и обратная мозговая атака, метод эвристических приемов и метод морфологического анализа и синтеза) в компьютерной инженерии позволяют развить творческое воображение и способности учащихся сделать первые шаги к изобретательству – созданию новых технических решений. Эвристические приемы как готовые схемы действия составляют объект эвристической логики, а реальный процесс эвристической деятельности – объект психологии. Но если эвристические приемы могут быть представлены в виде определенной логической схемы, т.е. могут быть описаны математическим языком, то эвристическая деятельность на современном этапе развития науки не имеет своего математического выражения.

В эвристике как молодой, развивающейся науке не все понятия достаточно четко определены. Это, прежде всего, относится к понятию «эвристический метод». Многие исследователи понимают под ним определенный эффективный, но недостаточно надежный способ решения задач. Он позволяет ограничивать перебор вариантов решения, т.е. сокращать число вариантов, изучаемых перед тем, как выбрать окончательное решение. Понятно, что это определение понятия «эвристический метод» не может быть признано удовлетворительным, так как в нем представлена лишь внешняя характеристика явления, но не раскрыты существенные его черты.

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Подобные процедуры – в виде диспутов – были широко распространены в средневековых университетах. Построение диспутов осуществлялось в соответствии с выработанными нормативами, которые были творчески переосмыслены в XX столетии. Так, например, они легли в основу проекта В.С. Библера «Школа диалога культур».

Чтобы раскрыть существо этого понятия, необходимо иметь в виду, что сам термин «эвристический» применим к явлениям двоякого рода. Во-первых, можно рассмотреть как эвристическую деятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, во-вторых, эвристическими можно считать и специфические приемы, которые человек сформировал у себя в ходе решения одних задач и более или менее сознательно переносит на решение других задач.

К эвристическимследует причислить методы, не имеющие предписывающего значения, как в случае с использованием алгоритмических методов. Характерным свойством эвристических методов является их ориентация на объяснение и понимание происходящих событий. В силу этого обстоятельства необходимость в применении эвристических методов приходится на ранние этапы в динамике научно-исследовательского цикла, тогда как сфера действия алгоритмических методов охватывает его заключительные этапы. Эвристический метод позволяет предоставить больше самостоятельности и творческого поиска.

2. Характеристика эвристического метода

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Известно, что межотраслевой фонд эвристических приемов насчитывает около 200 проверенных мировым опытом рекомендаций по совершенствованию известных или синтезу новых проектных решений. Использование этих методов и приемов помогают решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно.

Система эвристических методов решения задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники будут появляться все новые и новые эвристические методы.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического творчества.

2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа (прототип – наиболее близкий по технической сущности (по смыслу) и по достигаемому эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого изобретения) и противоречий его развития.

3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.

4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

5. Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая другие прототипы.

Наибольший эффект при эвристическом обучении дают задачи предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы, и которые требуют осуществления небольшого поиска.

Итак, попробуем последовательно раскрыть эвристические методы, которые могут быть широко применены в творческой деятельности менеджера.

1) Метод «мозгового штурма»

Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном.

Эвристический диалог «мозговой атаки» базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей.

Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Более подробно рассмотрим его в следующей главе.

2) Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на следующих психолого-педагогических закономерностях и соответствующих им принципах.

Первая закономерность и соответствующий ей принцип сотворчества в процессе решения творческой задачи. Руководитель группы, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. И чем более развиты способности руководителя к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение творческой задачи.

Эвристические методы и приемы в рамках « Технологии полного усвоения»

Урок - главная составляющая учебного процесса в школе. В работе «Технология полного усвоения на уроках физики» я определила для себя ряд вопросов:

Как сделать урок эффективным?

Как добиться полного усвоения курса физики всеми учащимися?

Как организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы мои ученики стали субъектами обучения и могли самостоятельно добывать знания.

Как строить урок на исследовательском уровне…

Эти вопросы определили тему моего исследования .

Почему я обратилась к данной технологии? В классах, как показывает практика, учащиеся имеют неодинаковый уровень усвоения материала. Проанализировав степень усвоения в двух классах, получила результат. Из 49 обучаемых мною восьмиклассников только 25% легко справляются с объемом информации, у 50% усвоение программы вызывает некоторые затруднения, а 25 % учащихся в силу низкого общего развития требуют особых усилий для достижения базового уровня программы.

В данной работе, я передам лишь суть технологии, выбрав только часть моей работы «Эвристические приемы при решении физических задач»

Цель работы - определить роль и важность эвристических приемов на уроке физики

В задачи исследования входило:

изучить труды М.В. Кларина по технологии полного усвоения знаний

и апробировать инновационный опыт применительно к условиям моей школы на уроках 8аг классах;

проанализировать эффективность урока с применением эвристических приемов и без них, сравнив с помощью диагностического контрольного среза результаты усвоения темы;

создать копилку методических приемов;

провести входящие перед началом исследования и промежуточные диагностические срезы;

разработать схему урока физики по технологии полного усвоения знаний;

устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся;

применить и обобщить опыт по данной теме на школьном, муниципальном и региональном уровне.

Актуальность и новизна данной работы состоят в том, что тема «Эвристические приемы при решении задач в технологии полного усвоения на уроках физики » непредставлена в методической литературе.

Актуальность выбора темы определяются следующими противоречиями:

1. Успеваемость школьников и неумение организовать урок в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.

2.Темп обучения, способ предъявления учебного материала и результаты обучения.

3.Способности учеников и неправильно подобранные для них условия.

Теоретическая значимость темы заключается в том, что педагоги - новаторы по - разному подходят к данной проблеме, и моя задача - найти тот оптимальный вариант, который я могу применить в своей работе.

Практическая значимость полученных результатов будет состоять в том, что мои ученики способны будут использовать полученные умения и навыки при сдаче ЕГЭ, при решении задач разного уровня, и в конечном результате, я выполню миссию школы: выпустить в жизнь ученика - творца, способного нестандартно мыслить в разных жизненных ситуациях, и находить способ решения своих проблем.

Для удобства работы над данной темой я создала программу своей работы, которая помогла мне спрогнозировать результаты обучения, воспитания и развития моих учеников.

Суть технологии полного усвоения.

Известный педагог М.В. Кларин предлагает следующие характеристики технологии полного усвоения.

Общая установка учителя: все ученики могут и должны освоить данный учебный материал полностью .

Разработка критериев полного усвоения для курса, раздела или большой темы .

Все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы ,
Они закончены по смыслу и невелики по объему (3-6 уроков).

К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал .

Технология полного усвоения предполагает выполнение следующих шагов:

Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться «по-новому», и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет неуспевающих, а во-вторых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничено.

Знакомство детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения:

каждый ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;

отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной) отметки и число отличных отметок не ограничивается

каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативные возможности;

на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением; результаты этих проверок не всегда оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их;

Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная черта всей системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.

3. Учебный процесс разбивается на блоки ,

4. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно, но на основе ориентиров, которые представляют собой конкретно сформулированные учебные цели. После изучения каждой учебной единицы проводится «диагностический тест», результаты которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

5. После диагностического теста ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется коррекционная учебная деятельность . При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили учебную единицу).

5. Вспомогательная работа завершается опять диагностическим тестом , после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения).

6. Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.

Структура урока по технологии полного усвоения знаний

В технологии полного усвоения типология уроков разнообразная

Но общая организация учебных занятий может быть представлена в виде следующей блок-схемы.

Этап целеполагания играет огромную роль в конструировании урока.

Постановка целей урока связана с тремя уровня усвоения.

1-й уровень - знакомство, различение .

2-й уровень - алгоритмический.

3-й уровень - творческий

Целеполагание на уроках по технологии полного усвоения можно представить в виде таблицы:

Уровни усвоения

Учебная цель (обобщенная)

Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся

Методы обучения

Формы проверки

Уровень знакомства представления (деятельность учащихся) по узнаванию

Учащиеся получают представление о чем-либо

Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре)

Объяснительно-иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре

Тест-опознание, тест-различение; тест-классификация; выполнение типовых заданий

Алгоритмический уровень (воспроизводящая деятельность учащихся)

Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях

Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры)

Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа, практические, лабораторные работы, наблюдения

Тест-подстановка, тест конструктивный, все виды практических (репродуктивных) работ

Творческий уровень (поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов)

Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях

Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие

Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа

Задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы, моделирование

Основной целью технологии полного усвоения является создание таких условий, чтобы позволить устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся., т.е более 50% учащихся перевести на 3 уровень усвоения. Для этого я использую на каждом уроке эвристические задания.

Эвристическую деятельность по решению задачи можно условно разделить на два вида: алгоритмическую (действия по образцу) и эвристическую (направленную на поиск этого образца). Причём «образец», который удаётся подобрать, иногда настолько радикально отличается от того, что рассматривается в задаче, что даже сам нашедший это сходство удивляется ходу своих мыслей.

Если же из подсознания подсказка не приходит, то для осознанного поиска идеи решения оказываются полезными некоторые опоры - эвристики.

Основной эвристический совет: преобразовать нестандартную задачную ситуацию в стандартную. Как это сделать, подсказывают эвристические приёмы.

Умению использовать эвристические приёмы я учу так же, как и умению опираться на алгоритмы. И начинаю обучение сразу же, как только учащиеся приступают к знакомству с методами и алгоритмами решения физических задач.

В своей методической копилке имею шесть групп эвристических приёмов по физике, названия которых указывают на характерное для каждого семейства направление преобразований задачной ситуации.

Группа №1 «Анализ условий и постановка задачи» объединяет приёмы, которые полезно использовать на начальном этапе преобразования нестандартной ситуации в стандартную. К ним относятся приёмы:

отсеять лишнее;

- доопределить термины и логически структурировать информацию;

- идеализировать свойства объектов;

- перекодировать текст в схему;

- подобрать дополнительные данные (из памяти, из справочников, руководствуясь здравым смыслом),

Начать с разработки самой простой модели задачной ситуации, но помнить о возможности применения других моделей.

В качестве примера с чёткой постановки задачи, а также зависимость результата решения от разработанной модели, учащимся можно предложить следующую задачу:

Расстояние от мальчика до щенка 10 м. Щенок бежит со скоростью 2 м/с. Через сколько времени щенок добежит до мальчика?

Без предварительной подготовки учащиеся, как правило, сразу отвечают: «Через 5 сек.»! На что можно возразить: «Неправильно!» И уточнить: «Собака бежала в другую сторону!» После этого учащиеся сами начинают подбирать дополнительные условия: собака бежала в противоположную сторону, собака бежала вокруг мальчика, мальчик сам убегал от собаки или бежал ей навстречу и т.п. Становится понятно, что ответов без введения дополнительных данных может быть бесконечно много. При этом полезно заметить, что решение «торопливых» учащихся вполне уместно. Более того, если нет указаний и (или) нет возможности уточнить условие, то следует решать задачу, рассматривая простейший вариант развития событий и по возможности указав на другие возможные случаи. Сформулированное здесь правило можно рассматривать как применение принципа простоты на этапе уточнения условий и постановки задачи.

Группа приемов №2 «Методологический подход». К нему относятся приёмы: - посмотреть на проблему в целом;

Использовать аналогию с решёнными ранее задачами;

- выяснить сохраняющиеся характеристики объектов

Посмотреть на ситуацию с разных сторон , из различных систем отсчёта;

Прием суперпозиции представить предмет или явление как результат наложения нескольких более простых.

Искать элементы симметрии

Группа приёмов №3 «Выявление особенностей рассматриваемых объектов». Поэтому сюда входят приёмы:

- учесть согласованность изменений физических объектов;

- использовать геометрические образы;

- построить график выявленной зависимости;

- учитывая особенности объектов, уточнить или изменить модель.

Группа приемов №4 «Переструктурирование задачи». Если ни один приём из первых трёх семейств не даёт результата, то можно попробовать следующие приемы:

- разделить на части (задачу - на подзадачи, предмет - на несколько предметов, явление - на несколько явлений);

- выявить периодичность происходящих процессов или логических действий,

- ввести вспомогательные элементы

- перекомбинировать предметы и явления

- решить обратную задачу

При применении формулы архимедовой силы проведём следующие логические операции:

Мысленно разделим тело на две части вдоль границы раздела двух жидкостей (разделение на части);

Разведём обе части тела на очень малое расстояние, верхнюю - вверх, нижнюю - вниз,

Чтобы половинки тела не соприкасались, соединим их несколькими очень прочными и очень тонкими стержнями (введение вспомогательных элементов).

Покажем, что внесённые в систему изменения не изменили ни силу тяжести, ни архимедову силу.

Группа приемов №6 «Опора на психологию» - Во время решения надо постараться максимально использовать собственный субъективный опыт восприятия рассматриваемых процессов:

Периодически регулировать уровень уверенности в учениках.

Попытаться использовать метод «маленьких человечков» (представить процесс или объект в виде объединения маленьких одинаково разумных человечков);

Принять роль объекта на себя, вжиться в образ;

Устроить «мозговой штурм»

Например, с помощью метода «маленьких человечков» и приёма вживания в образ рассматриваемого объекта можно логическими рассуждениями доказать, что параллельно соединённые проводники находятся под одинаковым напряжением.

Покажу применение данной группы приемов на примере задачи

. Доопределим термины : электрический ток представляет собой направленное движение заряженных частиц; напряжение - это величина, численно равная работе электрического тока по перемещению единичного положительного заряда на данном участке электрической цепи. Представим поток заряженных частиц как толпу маленьких одинаковых человечков, движущихся в определённом направлении. Предположим, все они стремятся как можно быстрее перебраться на противоположный берег реки. Сделать это они могут, только воспользовавшись любым из двух соседних мостов. Один мост более узкий, упасть с моста невозможно, а ширина каждого позволяет идти параллельно нескольким человечкам. Но толпа столь велика, что для прохода по мосту каждому человечку требуется приложить определённое усилие. Легко провести аналогию , считая, что напряжение на участке равно работе по перемещению одного маленького человечка на противоположный берег.

Теперь воспользуемся приёмом принятия роли объекта на себя и предположим, что вы один из этих человечков. По какому мосту вы пойдёте? Предположим, по широкому. Вы направились к нему, но в какой-то момент заметили, что по узкому мосту пройти легче. Вы ведь измените решение? Однако другие человечки не глупее вас! Наверное, вы уже готовы согласиться, что в итоге по более узкому мосту будет идти меньше человечков, но при этом работа, которую должен затратить каждый, чтобы перебраться на другой берег, будет одинаковой, независимо от того, по какому мосту он будет переходить. Аналогично и напряжение на проводниках, включённых параллельно, будет одинаковым.

Эвристические приемы при решении задач позволяют реализовать 3 уровень усвоения и перевести из группы коррекции в группу основную, из основной - в творческую.

Работа по технологии “полного усвоения” позволяет вырабатывать у учащихся способность к самостоятельному умственному труду, а применение эвристических приемов способствует организации исследовательской деятельности, умению работать в сотрудничестве со сверстниками. Технология дает возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизическими особенностями личности.

В заключении я подвожу промежуточные итоги эффективного использования эвристических приемов рамках технологии полного усвоения. на моих уроках

Обучение в группах обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только “сильными”, но и “слабыми” учащимися. Конечно, при любых методах обучения менее способные учащиеся достигнут менее высоких результатов в усвоении знаний. Но можно предполагать, что именно для этой группы учащихся особенно необходимо такое обучение, позволяющее выполнять посильные творческие задания и тем самым способствующие развитию их мышления

Перспективы и выводы:

Работа по данной технологии продолжается. Эта технология актуальна при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Консультация по подготовке к экзамену проводится так же по группам.Промежуточная диагностика показала стабильные результаты, так как физика в 8 классе значительно труднее, чем 7 классе. Планирую, проработать по данной теме до конца 9 класса.

Прогнозирую 90-95% усвоения, и выбор физики в качестве экзамена в рамках итоговой аттестации.

Планирую в 1 четверти 9 класса использовать индивидуальную программу для углубленного изучения и подготовки к олимпиаде Валеевой Светланы.

Работая по данной теме, я пришла к мысли, что открывать новые знания надо совместно с детьми и стараюсь воплотить это на своих уроках. Эта совместная деятельность - сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Это всерьёз и надолго. Поэтому овладевать этой технологией я буду ещё глубже.

Литература

М. В. Кларин «Педагогические технологии в учебном процессе», М., 1989 «Дифференциация как система», сборник, М., 1992.