Глубоководный обитаемый аппарат мир. Глубоководный обитаемый подводный аппарат «Мир

В Москве находятся практически все федеральные органы государственной власти, главные офисы большинства значимых коммерческих предприятий и общественных организаций, иностранных государств и исторические памятники, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заселение территории современной Москвы

Точный возраст города исследователям установить так и не удалось. Некоторые археологические памятники, обнаруженные на территории Москвы, свидетельствуют о том, что заселение территории современной Москвы началось еще в веке. Многочисленные группы курганов, расположенные на территории города, свидетельствуют о том, что в конце первого тысячелетия в районе современной Москвы появилось первые поселения, в которых жили славяне: кривичи и вятичи. Другие археологические раскопки, проведенные в районе Кремля, позволили установить, что в конце XI века на этой территории существовало поселение, укрепленное валом и рвом.

Одна из версий основания Москвы говорит о том, что город основал князь Олег в 880 году. Согласно данной версии, Олег якобы пришел на Москву-реку и заложил в устье речки Неглинной городок, который и назвал Москвой. К данной версии основания Москвы довольно скептически относятся практически все ученые, занимающиеся исследованиями этого вопроса,считая ее ничем документально не подтвержденным.

Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий

В летописях первое упоминание о поселении-предшественнике Москвы датировано 1147 годом. В записи рассказывается о военном совете на берегах Москвы-реки, который проводил со своим союзником князем Святославом Олеговичем Великий князь киевский и ростово-суздальский Юрий Владимирович Долгорукий.

Согласно Тверской летописи, спустя 9 лет в 1156 году Долгорукий заложил на месте древнего поселения город, выстроив деревянно-земляную крепость. Данная запись подвергается критике многих историков считающих, что Москва была основана в 1153 году, а крепость была построена сыном Юрия Андреем.

В тот момент Москва представляла собой мелкий приграничный пункт, который благодаря своему географическому расположению на границах сразу нескольких княжеств обладал большим потенциалом. Москва река в те времена была окружена дикими густыми лесами, но являлась крупной судоходной артерией, соединявшей несколько княжеских территорий. Когда Владимир Мономах передал эти владения сыну Юрию Долгорукому, на берегах Москвы-реки уже располагались несколько не объединенных в город и не имеющих крепости сел, принадлежащих боярину Кучке.

Юрий оценил удачное расположение этих земель, как нельзя лучше подходившее для основания пограничного пункта и укрепленного города. Боярина Кучку Долгорукий казнил и повелел строить на этих землях град. По указу князя были построены укрепления, кремль и деревянные стены, защитившие все бывшие кучковские села.

Достоверных сведений о том, навещал ли сам Юрий Долгорукий основанный им город, не сохранилось. Основатель Москвы умер в Киеве 15 мая 1157 года.

На право называться первым городом Земли претендуют множество древних городов. Расскажу о двух самых старых и древних городах, по мнению археологов и историков. Эти два города - Иерихон и Хамукар. Эти города существовали тысячи лет назад.

Прежде всего определение "древнейший город" относится к Иерихону - оазису неподалеку от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море. Здесь расположен широко известный по Библии город Иерихон - тот самый, чьи стены некогда пали от звука труб Иисуса Навина.
По библейскому преданию, израильтяне с Иерихона начали завоевание Ханаана и после смерти Моисея под руководством Иисуса Навина, перейдя Иордан, встали у стен этого города. Горожане, укрывшиеся за стенами города, были убеждены, что город неприступен. Но израильтяне применили необычайную военную хитрость. Они молчаливой толпой шесть раз обошли городские стены, а на седьмой - дружно крикнули и затрубили в трубы, да так громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».

Иерихон питается водой мощного источника Айн-эс-Султан («Источник Султана»), которому город обязан своим возникновением. Именем этого источника арабы называют холм севернее современного Иерихона - Телль-эс-Султан («Гора Султана»). Уже в конце XIX столетия он привлек внимание археологов и до сих пор считается одним из важнейших мест археологических находок предметов раннего исторического периода.

В 1907 и 1908 годах группа немецких и австрийских исследователей под Руководством профессоров Эрнста Зеллина и Карла Ватцингера впервые приступила к раскопкам у горы Султана. Они натолкнулись на две параллельно идущие крепостные стены, сооруженные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8-10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были возведены между 1400 и 1200 годом до н.э. Понятно, что их быстро отождествили с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Однако во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие сведения Библии о войне. Но Первая мировая война приостановила дальнейшие научные исследования.

Прошло больше двадцати лет, прежде чем группа англичан под руке водством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить исследования. Новые раскопки начались в 1929 году и продолжались около десяти лет.
В 1935-1936 годах Гарстанг натолкнулся на самые нижние слои поселений каменного века.
Он обнаружил культурный слой старше V тысячелетия дс н.э., относящийся к тому времени, когда люди еще не знали глиняной посуды. Но люди этой эпохи уже вели оседлый образ жизни.

Работа экспедиции Гарстанга была прервана из-за сложной политической обстановки. И только после окончания Второй мировой войны английские археологи снова вернулись в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила доктор Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках англичане пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне на протяжении нескольких лет.

В 1953 году археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое совершенно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи пробились сквозь 40 (!) культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить только кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Результаты раскопок показали, что приблизительно 10 тыс. лет назад в восточном Средиземноморье был совершен качественный скачок, связанный с переходом к искусственному выращиванию злаков. Это привело к резким изменениям в культуре и образе жизни.

Перед тем как назвать самые древние города России, необходимо уточнить, что имеется в виду, исконно русский город, изначально возникший на землях Руси, или населенный пункт, находящийся на территории современной России. Во втором случае ответ будет однозначным - это Дербент. О нем известно с VI века до нашей эры, когда не было никакой Руси вообще.

Обитаемая с незапамятных времен территория

Разумеется, древние поселения были, как показывают раскопки, везде и на территории Москвы тоже. А в Крыму на Белой скале найден скелет матери с ребенком, которому 150 000 лет.

Позже, в период Медного века (энеолита), поселения уже всячески охраняются, возникает прообраз крепостей - городище возводится на высоком месте, у реки строится изгородь. У археологов еще очень много работы - уже сейчас на территории нашей страны сотни раскопанных поселений, относящихся к различным временным культурам. Геродот упоминает о деревянном городе Гелоне, который по предположению некоторых ученых, мог находиться на территории нынешнего Саратова. Многое известно о существовании, особенно на территории Крыма, античных городов, таких как Тирас и Ольвия, Танаис и Фанагория. Эти города и многие другие сформировали средневековую Русь. На основе сказанного можно сделать вывод, что Рюрик пришел не на пустое место.

Один из многих

Списков древних русских городов много и все они разнятся. В каких-то указаны одни населенные пункты, в каких-то другие, не всегда совпадают даты образования. Ученые спорят, да и новые данные появляются. Ниже приведен один из списков.

Даты основания

Великий Новгород

Ростов Великий

Белозерск

Великий Изборск

Смоленск

Владимир

Ярославль

Еще несколько

Самые древние города России, это те, названия которых и звучат роднее, и датируется их возникновение к нам поближе - IX веком. Полного согласия в том, какой город Руси нужно считать самым древним, у исследователей нет, все списки разнятся - где-то первую строчку занимает Великий Новгород, где-то Старая Ладога (в другом варианте она занимает пятую строчку), где-то Муром. Изборск, который при княгине Ольге (X век) был пригородом Пскова, вообще в статьях редко встречается, а в каком-то списке занимает вторую строчку. Указан год основания 862. Его одногодками считаются Полоцк и Ростов, Муром и Ладога, Белоозеро, Смоленск и Любич. Список «Самые древние города России» продолжает Псков, дата рождения которого 903 год, далее следуют Углич, Трубчевск, Брянск, Владимир, Ростов. Суздаль основан в 999 году. Казань в 1005, Ярославль в 1010.

Новгород - самый старый

Чаще всего список возглавляет Великий Новгород, впервые упомянутый в Новгородской летописи от 859 года. Упоминание связано с Рюриком, который пришел на Русь из Ладоги (опираясь на эти сведения в некоторых списках это поселение указано под первым номером). Выгодное расположение делает Новгород уже к середине IX века центром северо-западных земель и первой столицей Древней Руси. Город представляет собой крупный культурный, политический и торговый центр, ведущий обмен товарами со многими зарубежными государствами.

Но в 882 году князь Олег покоряет Киев и делает его своей столицей и уходит из Новгорода. Город и дальше развивался довольно успешно, став для Руси первым «окном в Европу». Можно отметить, что первый епископ прибыл в Великий Новгород в 989 году.

Год строительного бума

Вторым номером в каком-то списке «Самые древние города России», идет Белозерск, основанный в 862 году. Интересно, чьими усилиями в этом году было заложено столько городов? Белоозеро (второе название города) несколько раз переносили - то затопит его, то моровая язва половину населения уничтожит. Через него проходили торговые пути по рекам Шексне и Мологе в Волгу и далее. И Новгород, и Белозерск - города с богатой историей, существуют они до сих пор, но в этой статье они интересны именно как древние города России.

Список продолжает всем известный, благодаря великому сидельцу Илье, Муром. История этого форпоста берет свое начало от заселения Оки финским племенем мурома. Город был столицей Муромо-Рязанского княжества. Из-за того, что он находился в пограничной зоне, город постоянно подвергался набегам. В 862 году в устье реки Полоты при впадении ее в Западную Двину был основан Полоцк (Полотеск). В состав Древнерусского государства Полоцк входит в 907 году, тому есть документальные свидетельства. Одновременно с ним на берегу озера Неро строится город Ростов, позднее вошедший в состав Ростово-Суздальского княжества.

Следующие по списку

Смоленск был основан годом позднее в 863. Он упоминается в «Повести временных лет». Выгодное положение на Днепре способствовало быстрому становлению столицы кривичей. В состав Киевской Руси Смоленск входит как крепкое княжество. Псков и Углич, Брянск и Суздаль, Ярославль, Курск и Рязань, Владимир, Кострома и Тверь - тоже древние города России. Список дополняет и Москва. Но это более молодые образования. Так, Тверь была основана в 1208 году. Изначально город входил в состав Новгородского княжества, а потом был присоединен к Владимиро-Суздальским землям. Все эти города являются историческим наследием нашей страны.

История возникновения знаменитого маршрута

Около 40 лет назад в газете «Советская Россия» был опубликован ряд статей о старинных русских городах, сосредоточенных на территории нескольких рядом расположенных областей. Златоглавые церкви этих городов, расположенных по замкнутому кольцу, дали название новому туристическому маршруту. «Золотое кольцо России» родилось из газетных очерков, термин придумал литератор Юрий Бычков. Изначально в этот маршрут входили только восемь наидревнейших русских городов - Москва и Сергиев Посад, Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Углич и Ярославль, Кострома и Плес, Суздаль и Владимир, между ними находится еще один пункт - Боголюбово. Эти города подбирались по определенному принципу. Например, в них представлены все виды древнерусского зодчества, развитие которого можно проследить поэтапно.

Неофициальный центр

Маршрут набирал популярность, он становился культовым, но многие старинные поселения не были охвачены. И вот, в «Золотое кольцо России» входят уже 20 городов, создаются специальные маршруты с целью посещения еще чем-то знаменитых пунктов.

Есть круизы по Волге под этим названием. Неофициальной, но общепризнанной столицей всего «Золотого кольца» считается Владимир - город, находящийся в 193 км от Москвы, в которой маршрут начинается и заканчивается. Жемчужина кольца основана в 1108 году. Владимир Мономах, активно занимавшийся градостроительством, заложил и окружил земляным валом деревянную крепость. Его внуку Андрею Боголюбскому город обязан своим расцветом. Знаменитая Владимирская икона была привезена в город именно им, и он же построил для нее изумительный храм Успения Богоматери. В 1157 году столицей Древнерусского государства становится Владимир. Город продолжает и дальше активно развиваться. С того времени сохранилось много памятников, и этот центр древнего зодчества поражает своей сохранившейся в первозданном виде красотой. Главными достопримечательностями города являются Золотые ворота, возведенные в 1164 году, Успенский собор, расписанный Андреем Рублевым в XII веке, Дмитриевский собор, знаменитый своей белокаменной резьбой. Это далеко не все памятники истории и архитектуры, которыми богат Владимир.

Прославленный воинами

Все города Золотого кольца поражают и завораживают исконно русской красотой. Некоторые занимают особые ниши. Так, город Муром, вместо которого в списке из 8-ми городов иногда появляется Иваново, является старейшим городом России. Он, упомянутый в «Повести временных лет», очень долго оставался языческим. После убийства в Муроме правнука Ярослава Мудрого Михаила, его отец, тезка деда, князь Ярослав осадил город, и, взяв его, крестил жителей насильно в 1097 году. Муром был уничтожен Батыем, позднее трижды разорялся татарами, он был разграблен в Смутные времена, но всегда его воины были в первых рядах защитников Родины. Город Муром

подарил Руси самого знаменитого богатыря Илью Муромца.

Красавец Суздаль

Чтобы только перечислить монастыри, церкви и колокольни Суздаля, музея под открытым небом, не хватит и страницы. Древние монастырские стены, звонницы и надвратные церкви - десятки красивейших объектов представляют русское зодчество от XII по XIX век. Особым притяжением обладает город Суздаль. Белокаменные церкви и памятники старины, которых в городе-музее насчитывается до 200 единиц, находится под охраной ЮНЕСКО. Впервые этот город-красавец упоминается в летописях от 1024 года. Сейчас в нем делается все для привлечения большего числа туристов. Уличными торговцами сувенирами и медовухой, скоморохами и конными упряжками в городе создана атмосфера нескончаемого праздника.

Великий Новгород в силу удаленности не входит в Золотое кольцо России.

Над Москвой колышутся растяжки с надписью «Страна встречает своих героев». Колышутся над Москвой три героических лица: Чилингарова, Сагалевича и Груздева. Рекордсмены! Погрузились на глубину в четыре тысячи триста один метр. Прославили Россию.

Что тут героического, правда, непонятно, если любой депутат Госдумы или простой миллионер способны на это. Наш обозреватель Юрий Рост однажды тоже спускался на глубоководном аппарате на приличную глубину — он же не расклеивает свои портреты по всей Москве и не называет себя героем.

Да и вообще флаг установить мог бы любой «батискаф» — слово, которым ошибочно называют глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2».

А вот главный конструктор и создатель «Миров» — Игорь Евгеньевич Михальцев, доктор технических наук, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Герой Соцтруда — действительно герой. Даже не потому, что придумал их, а уже потому, что сумел (в нашей-то стране! для гражданских, а не военных нужд!) довести задуманное до реализации — спуска в воду.

Не знаю, кто встречает депутатов-рекордсменов, но страна по имени Россия должна знать своего героя Михальцева.

— Ты в своей статье слово «батискаф» употребляла? — спросил Рост, который не только снимал Михальцева, но и дружит с ним (хотя у Роста эти две вещи неразделимы).

— Только один раз.

— Тогда Михальцев может и не дать тебе интервью.

— Но это слово было в цитате министра Лаврова!

— Тогда, может, и даст.

Ну вот — все-таки дал…

— Игорь Евгеньевич, почему вы так раздражаетесь, когда «Миры» называют батискафами?

— Это все равно что вертолет назвать воздушным шаром.

— Откуда пошла эта ошибка?

— От неосведомленности людей, использующих принятые термины. Швейцарский инженер Огюст Пекар слетал в стратосферу на стратостате, который заполняется легким газом гелием. Возвратясь на землю, он решил: а почему бы то же самое не сделать в океане. И сделал. И назвал это инженерное сооружение батискафом. Здесь сосуд наполняется чем-то, что легче воды, например бензином, к нему крепится обитаемая кабина, которая имеет аккумуляторы, бортовые жизнеобеспечивающие средства, электромоторчики и другие мелочи, и подвешивается груз. И все это сооружение рассчитано так, чтобы с грузом оно тонуло, а при достижении дна и отцеплении груза всплывало. Вот что такое батискаф. Это ничего общего не имеет с обитаемыми глубоководными аппаратами. Эта тяжелая система — батискаф — не имеет никакой маневренности: ни вертикальной, ни горизонтальной.

— То есть один раз вниз — и все?

— Именно так. То есть система сделана для побития рекордов. Огюст Пекар уже не мог этим заниматься, но его сын Жак Пекар, который и сегодня здравствует и с которым у меня хорошие отношения, и лейтенант флота США Дон Уолш 23 января 1960 года погрузились на глубину 10 916 метров, найдя предварительно самое глубокое место в Мировом океане — в Марианской впадине на Тихом океане. Погрузились, посмотрели в иллюминатор, увидели кое-что забавное (фотографий практически не было) и всплыли, рассказав потом о своих эмоциях и наблюдениях. Так был поставлен мировой рекорд. Жак Пекар — очень уважаемый человек в Швейцари, а Уолш стал в США адмиралом.

Глубоководные обитаемые аппараты — совсем другая техника. Они имеют маневренность, ход по горизонтали и вертикали, могут поворачиваться, нагибаться, брать образцы со дна, грузить их в небольшие контейнеры, исследовать окружающее пространство в полном смысле этого слова. И «Миры» могут двигаться со скоростью 4,5 узла.

— Когда у вас возникла идея «Миров»?

— В 70-м году я сформулировал концепцию незаменимости в новой незнакомой обстановке человека-исследователя, наблюдателя — по сравнению с оператором любых программируемых роботов-аппаратов.

— Под водой?

— Где бы то ни было! В новой обстановке. Но океан — особая стихия. В нем всегда вся окружающая обстановка новая! Поэтому аппараты для исследования океана нужны обитаемые.

В океанологии приняты две критические цифры — 2000 и 6000 метров. И для глубоководных обитаемых аппаратов эти цифры принято использовать. 2000 метров — это глубина, ограничивающая 16% дна Мирового океана. А 6000 метров — это уже 98,5% дна Мирового океана.

— А кому оставили 1,5%?

— Тем, кто сделает глубоководный аппарат предельных глубин. Пока такого в мире нет. Были батискафы и дистанционно управляемые необитаемые аппараты. Французы построили батискаф «Архимед» — на (примерно) 9500 метров погружения. Вниз-вверх — ничего особенного. Глубже 6000 было всего два-три десятка погружений (всеми средствами). Японцы сделали необитаемый аппарат на 11 000 м. И потеряли его. А найти нечем. А ведь это недешевая игрушка.

— И сколько же стоят аппараты?

— Кроме наших шеститысячников, «Мира-1» и «Мира-2», в мире есть еще два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, стоил что-то около 100 млн долларов (из них 25 ушло на научно-исследовательские работы, которые использовались не только для «Си Клифа», поэтому фактической стоимостью аппарата считают 75 млн). Французы известных мне официальных цифр не давали, но вроде бы их «Нотил» (Nautile) стоил около 65 млн долларов. Японцы объявили, что «Шинкай 6500» (Shinkai 6500) стоил 92 млн долларов, а судно-носитель — 41 млн долларов.

О стоимости наших я предпочитаю не говорить, полагая, что это конфиденциальная информация, скажу только: они обошлись нашей стране много дешевле всех остальных, созданных в мире.

Но вернемся к истории. Итак, первый в СССР исследовательский аппарат-двухтысячник «Пайсис-IV» (Pisces IV) был построен по моему ТЗ (техническое задание) — именно как исследовательский, по заказу Института океанологии АН СССР на маленькой канадской фирме «Хайко» в 1973 году.

Он был готов к морским испытаниям, но США его задержали. Отец атомного флота США адмирал Рикавер не поленился прилететь из Вашингтона к Трюдо (тогда премьер-министру Канады) и предложил его купить канадскому правительству и оставить в Канаде.

В мире тогда был только один двухтысячник — американский аппарат «Альвин» (Alvin) — заказанный американским военно-морским флотом как разведывательный и построенный в 1964 году. Он много сделал для познания океана. Вот пример, связанный с аппаратом «Альвин», доказывающий, кстати, справедливость моей концепции важности обитаемых аппаратов.

С его помощью было сделано крупнейшее открытие человечества ХХ века, о котором мало известно, — открытие анаэробной жизни на нашей планете — жизни без кислорода. Талантливый океанолог и геофизик Роберт Баллард, просматривая около 40 тысяч снимков, сделанных необитаемым аппаратом в Галапагосской впадине, увидел какие-то странные трубки, которые от снимка к снимку меняли свое положение на дне. Он вызвал аппарат «Альвин». Аппарат погрузился, и научные сотрудники подняли на поверхность вестиментиферы — новую форму жизни. У них все есть: и нервная система, и эквивалент пищеварительной, и дыхательная, и формирование белков — только у них сернистый цикл, а не кислородный.

Когда директор Института космических исследований узнал об этом, он позвонил директору Института океанологии и говорит: а зачем нам летать на Марс, если у нас дома есть совсем иная форма жизни?

Так вот, если бы не «Альвин», 40 тысяч снимков, сделанных роботом, не помогли бы совершить это величайшее открытие ХХ века.

Возвращаясь к судьбе моего «Пайсиса-IV», надо еще раз напомнить, что он был оставлен в Канаде. Адмирал Рикавер счел, что такой аппарат давать СССР не следует. Все это стало известно много позднее.

— И кто его использовал?

— Канадское правительство его купило и дало Тихоокеанскому океанологическому исследовательскому институту Канады в порт Виктория.

Но у меня в те времена были крепкие нервы. Я подождал некоторое время и, понимая, что два аппарата — это совсем другое качество, предложил этой же фирме сделать два аппарата. Они заинтересовались. А в Москве поняли: если Рикавер специально летал из-за аппарата в Канаду, то, значит, это что-то важное. И Михальцев получил деньги на два аппарата.

Мы придумали, как обойти соглашение между США и европейскими странами о запрете поставлять технику новой технологии в СССР и соцстраны. Но это касалось изделий. А комплектующие части покупать и вывозить никто не запрещал.

В общем, фирма арендовала помещение в Цюрихе. Один прочный корпус обитаемых аппаратов заказали в Японии, другой — в Америке. И вывезли — это же не аппарат, то есть не изделие, а части. Первый собирали в Цюрихе, везли его, как Суворов, через Альпы — на трейлере в Геную, испытывали в Средиземном море (испытывали не до двух тысяч, я боялся, что американцы что-нибудь нехорошее сделают), потом погрузили его на ожидавший теплоход «Фрязино», через 4 часа он снялся в Новороссийске. Так мы получили «Пайсис-VII». А когда делали второй, тут американцы уже плюнули (они в это время строили свой шеститысячник «Си Клиф»). «Пайсис-ХI» собирали в Ванкувере, испытывали рядом, в Тихом океане, и на нашем судне отвезли во Владивосток, откуда на Ил-76 «Пайсис-XI» был перевезен в Новороссийск. Так в 1975-1976-м появились у нас два исследовательских обитаемых двухтысячника, которые проработали 10 лет до «Миров» и очень много сделали в разных океанах и морях для познания нашей планеты.

— А сейчас что с ними?

— Один стоит как экспонат в Калининграде на нашем судне (старом «Витязе»), превращенном в музей. А со второго «Пайсиса» кое-что сняли как запасные части для «Миров». Но его можно восстановить и использовать.

— И у нас нет больше двухтысячников?

— Нет. Но вот Жак Пекар сейчас продает своего «Фореля». Он просил найти ему покупателя. Иллюминатор — метр в диаметре. Рабочая глубина — 500 метров. Незаменимая вещь для тех, кто собирается строить и эксплуатировать подводный газопровод по Балтике (там как раз такая и меньшая глубина). Необитаемые аппараты там мало пригодны. Или совсем не пригодны.

— Зачем вы строили «Пайсисы» в Канаде? На территории СССР такие аппараты было невозможно сделать?

— Вспомните, это был 1970 год… Гагарин в космос уже летал, 100 мегатонн ядерной бомбы на Новой Земле уже взорвали. Естественно, мы запросто могли сделать такой аппарат. Но промышленность Советского Союза была рассчитана на большие серии, если это оборонная продукция, а если гражданская — то для массового производства. Уникальные вещи делать в СССР силами НИИ и разработчиков было трудно.

— Значит, в Канаде это было дешевле, чем у нас?

— Намного! Это специфика экспериментальных образцов. Сделать экспериментальный образец у нас в Союзе, если это не оборонная продукция, — задача трудная.

Я могу говорить об этом по опыту. Я всю жизнь работал с ВПК. «Миры» — это четвертая вещь по значимости из того, что мне удалось сделать в жизни. Так я сам считаю. У меня были вещи много важнее.

Мне довелось сделать открытие. Все было засекречено. В 1963 году я получил диплом, в нем написано: «Михальцев сделал открытие». И все. Ни названия, ничего. Только номер — 61-й.

— До сих пор говорить об этом нельзя?

— Вполне можно, потому что мне это надоело, и я рассекретил это дело в 1994 году. И теперь это называется так: «Открыто явление непрерывности звукового поля в океане — эффект Михальцева». Это, пожалуй, первое по значимости, ибо все гидролокаторы дальнего обнаружения подводных лодок (сегодня — всех военных флотов мира!) имеют архитектуру, использующую это открытие. Второе. Так же, как «Миры», по моему ТЗ и при моем руководстве были построены два специальных исследовательских гидроакустических судна «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» — 1956—1960 гг. И родились две науки: акустика океана (не было такой науки, была только гидроакустика) и акустические методы исследования океана. Это, полагаю, второе по значимости дело. Но я, простите, не склонен заниматься саморекламой, вернемся к «Мирам».

Восемь лет я доставал на них деньги. Но главное — я написал для них ТЗ. Такое, как я считаю нужным. Есть два типа ТЗ. Один в терминах «мне надо». И это дается изготовителю, а как сделать — это его проблемы. А второй в терминах типа: «Надо — и я знаю, как это можно сделать, и беру на себя ответственность за возможность реализации, а вы делаете это под моим руководством».

— Это ваш тип?

— Да. По этому принципу я работал всю жизнь. Начиная с акустических пароходов «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» (83 страницы было текста ТЗ).

В ТЗ на «Миры» я написал восемь пунктов, которые раньше не делались. Все перемещают ртуть с кормы на нос, чтобы аппарат опускался то носом вниз, то носом вверх. Вместо этого я сделал емкости, в которые набирается вода, перемещаемая помпами для перекачки забортной воды. При перепадах давлений более 600 бар это было реализовано в мире впервые.

Все мои пункты финны, которых я нашел из-за стали, выполнили. Дело в том, что все аппараты делают из титана, а «Миры» сделаны из мартенситовой, сильно легированной стали с 18% никеля. Мне повезло, что я нашел финскую фирму «Локомо».

В чем ценность этой стали. Титан, лучший сплав, имеет предел текучести — около 70 кг на квадратный сантиметр, а у этой стали — 150. Это была находка, и я стал готовить финнов выполнить все ТЗ. «Локомо» — фирма, которая никогда ничего подобного не делала. «Локомо» входит в концерн «Раума Репола», который делает бумагу, а кроме того — оборудование для изготовления бумаги, для лесопильных работ. Хорошие инженеры, которые интересуются чем-то новым. В течение двух лет я их готовил. Свозил их в Новороссийск. В это время там стоял «Келдыш» с «Пайсисами». Больше суток они измеряли их и фотографировали. Потом прошло полтора года. Они считали, а я доставал деньги. Это были последние полтора года из восьми.

Но я достал деньги только на один аппарат.

— Как же вам удалось сделать второй?

— Контракт был подписан на один аппарат. Через три дня я спросил финнов: а если не делать ни одного чертежа, а просто сделать точную копию аппарата, сколько надо будет доплатить? Благодаря добрым отношениям они назвали смешную цифру, они поняли, что у меня денег нет, и взяли только за изготовление четырех лишних сфер: одной обитаемой и трех балластных.

А потом я готовил два аппарата, никому об этом не говоря. По ТЗ было предусмотрено 2 комплекта аппаратуры. Все ТЗ читали (и в Госплане, и в других ведомствах) и думали: ну импортная аппаратура, конечно, надо, мол, запасное иметь. А внизу мелким шрифтом — ЗИП (запасной инструмент и приборы) — 6% стоимости контракта. Как принято в судостроении.

При этом мне потребовалось 7 месяцев для того, чтобы получить подписи замминистров в подтверждение того, что два аппарата — это решение правительства.

Дальше были испытания. Экипаж: пилот-сдатчик финн Пекка Лааксо, пилот-приемщик Анатолий Сагалевич и руководитель погружения Михальцев. Погрузились 7 ноября 1987 года в Ботническом заливе. Разбили бутылки шампанского о «Миры». Мне доверили разбить бутылку шампанского о «Мир-1», а президенту «Раома Репола» — о «Мир-2». Потом 13 и 15 декабря 1987 года экипаж погружался при успешном сдаточном испытании в Атлантике на 6170 метров на «Мире-1» и на 6120 метров — на «Мире-2».

И вот американский World Technology Evaluation Center (центр, который отражает новейшие технологии) в 1994 году назвал «Миры» «…лучшими глубоководными обитаемыми аппаратами из когда-либо построенных в мире».

Они отличаются от остальных тем, что сказано выше, и, кроме того, запасом электроэнергии. У всех 50, а у меня 100 киловатт-часов.

Еще одно из важнейших отличий — в системе аварийного спасения. У аппарата внутри есть синтактиковый буй. Так вот если что, в аппарате нажимают кнопку и буй всплывает на поверхность к судну обеспечения. По ковларовому тросу, как по направляющей, пускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе. Такой системы нет ни у кого.

Если аппарат запутался в чем-то на дне, вот тогда необходим и второй аппарат. То, что их два, это еще одно уникальное решение. Только в России их два. У всех остальных по одному.

— Вы довольны тем, как используют ваши «Миры»?

— Могу сказать, что не очень. Но я не занимаюсь эксплуатацией и критиковать чужую работу не собираюсь. Сделано много важнейших открытий мирового значения.

На Северном полюсе была хорошая работа «Миров» и, полагаю, не очень хорошая работа ледокола, который не очистил место для всплытия. «Мир-2» сломал там легкий корпус, пробивая лед, «Федоров» и «Россия» должны были лед обколоть.

Сейчас пилоты Черняев и Сагалевич с «Мирами» перегружаются на судно «Академик Мстислав Келдыш» и идут нормально работать в Норвежское море — к «Комсомольцу». Я в свое время был инициатором и руководителем работ по обнаружению и первым измерениям радиоактивности вокруг «Комсомольца», я понимал, что если произойдет морской Чернобыль, будет очень нехорошо. Теперь там стоят датчики радиоактивности в воде и на АПЛ.

— Значит, «Миры» можно использовать в следующих случаях: разбился самолет, упал в океан — можно посмотреть на него, утонул корабль или лодка — тоже можно посмотреть, а если тонет — можно и спасти. Установить флаг на дне океана можно…

— Хорошо рассказываете. А еще что?

— «Титаник» с их помощью можно снимать под водой. Трубки можно обнаружить…

— Это уже ближе. А потом можно заняться исследованием Мирового океана. Океан занимает 72% площади планеты. Позорно жить на планете, поверхность которой мы знаем хуже, чем обратную сторону Луны.

P.S. Жаль, что Чилингаров, использовавший «Миры» ради своих политических целей (в конце концов скоро выборы, а он наверняка хочет получить свой пятый думский срок) и походя испортивший своим рекордом дипломатические отношения России с арктическими странами, ни разу не вспомнил имени создателя этих «Миров», на которых покатался сам и покатал своего однопартийца и богатых зарубежных гостей.

_____________________________________________________

Обитаемые подводные аппараты

Погружение аппарата МИР

В составе флота Института Океанологии в настоящее время пять обитаемых подводных аппаратов - два типа "Мир" с глубиной погружения до 6 км, два типа "Пайсис", способные опускаться на 2 км, и аппарат "Аргус" для работ на глубине до 600 м. Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) "МИР-1" и "МИР-2" были построены в Финляндии на фирме "Rauma-Repola" в 1987 году. Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института Океанологии РАН им.П.П.Ширшова. Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубины 6170м ("МИР-1 ") и 6120м ("МИР-2"). Аппараты установлены на судне обеспечения "Академик Мстислав Келдыш", построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с ГОА "МИР". Проведено 35 экспедиции в Атлантический, Тихий и Индийский океаны с применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» (1987-2005 гг.), а также 16 экспедиций с применением ГОА «Пайсис VII» и «Пайсис XI» (1977-1991).

Проведен обширный комплекс научных исследований в различных районах Атлантического и Тихого океанов, характеризующихся гидротермальной активностью на дне. Это - районы 26 градусов с.ш. Срединно-Атлантического хребта (САХ), Брокен Спур (24 градуса с.ш. САХ), 14 гр. 45 мин. САХ, районы Лао и Манус - юго-западная часть Тихого океана, вулканы Пийпа в Беринговом море и Лоихи в районе Гавайских островов, залив Монтерей, район Гуаймас в Калифорнийском заливе, 21 гр.с.ш. Восточно- Тихоокеанского поднятия (ВТП). В этих районах обследованы большие площади дна океана, сложенные полиметаллическими рудами. "Черные курильщики", выносящие горячую массу из недр оканической коры, окружены гигантскими геологическими постройками, сложенными сульфидами металлов, содержащими высокий процент железа, марганца, никеля, меди, цинка, кобальта и других металлов. В процессе погружений ГОА "МИР" исследован необычный животный мир гидротерм, рождение и жизнь которого связаны с бактериальным хемосинтезом при полном отсутствии солнечного света. Это явление получило название хемобиос в отличие от фотобиоса - процесса зарождения жизни, в котором источником энергии является солнечная радиация.

С помощью аппаратов "МИР" проводились работы на затонувшей атомной подводной лодке "Комсомолец". Осуществлялся многолетний радиационно-океанологический мониторинг в районе гибели лодки и на самом корпусе лодки, был проведен комплекс уникальных подводно-технических работ по герметизации носовой части лодки с целью снижения выхода радионуклидов из корпуса в случае возникновения утечек радиации. В течение 8 экспедиций сделано более 80 погружений ГОА "МИР" на АЛЛ "Комсомолец", лежащую на дне на глубине 1700 метров.
В 1991 и 1995гг. с помощью аппаратов "МИР" производились съемки кинофильмов на легендарном затонувшем судне "ТИТАНИК", лежащем на глубине 3800 метров. В процессе погружений обследован корпус "Титаника", который во время аварии развалился на две части, лежащие на расстоянии 600 метров друг от друга, приведены уникальные киносъемки.В результате работ были созданы широкоформатный фильм IMAX "TITANICA" и голивудский художественный фильм "TITANIC".

24 декабря 2003 г. на заседании Ученого Совета Института океанологии им П.П.Ширшова РАН состоялось вручение приза "Подводный Оскар" заведующему Лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института доктору технических наук Анатолию Михайловичу Сагалевичу Академией подводных наук и искусств США по номинации "Наука". Это самый престижный приз в мире, вручаемый за подводные работы. В России это первый "Подводный Оскар". В разные годы лауреатами этого приза были выдающиеся ученые-подводники - Жак Ив Кусто, Жак Пикар, Дон Волш, Эдвин Линк, Роберт Баллард и другие. С присуждением этого приза имя А.М.Сагалевича увековечено в Зале Подводной Славы в Майами. Лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов, возглавляемой А.М.Сагалевичем, был вручено приз "Международный Компас", присужденный коллективу Лаборатории Морским технологическим обществом США.

Технические характеристики обитаемых глубоководных аппаратов МИР

  • Рабочая глубина погружения 6000 метров
  • Запас энергообеспечения 100 квт-час
  • Запас жизнеобеспечения 246 чел.-час
  • Максимальная скорость 5 узлов
  • Запас плавучести (с поверхности) 290 кг
  • Сухой вес 18.6 тонн
  • Длина 7.8 м
  • Ширина (с боковыми двигателями) 3.8 м
  • Высота 3 м
  • Экипаж 3 человека

Обитаемые глубоководные аппараты Института океанологии РАН

Название

Количество

Экипаж, чел.

Глубина погружения (м)

МИР

6000

ПАЙСИС

2000

АРГУС

ОСМОТР

Как известно, то, что актуально для «сегодня», уже «завтра» может устареть. Сегодня мы знаем, что современные глубоководные батискафы могут опускаться до самого дна Марианской впадины, а глубже на Земле места нет. Сегодня даже президенты опускаются в автономных аппаратах на дно, и это считается нормальным. Но… а каким образом люди пришли к батискафу или опускались на дно до его изобретения? Например, наибольшая известная в 30-ые годы прошлого века глубина океана была определена в 9790 м (около Филиппинских островов) и 9950 м (около Курильских островов). Известный советский ученый, академик В.И. Вернадский как раз в те годы высказал предположение, что животная жизнь в океанах, в заметных своих проявлениях, достигает глубины 7 км. Он утверждал, что плавающие глубоководные формы могут заходить даже в самые большие океанические глубины, хотя находки со дна глубже 5,6 км были неизвестны. Но люди уже тогда пытались опускаться на самые большие глубины и делали это при помощи так называемых камерных аппаратов, которые представляли собой на тот момент наивысшую ступень развития водолазной техники, так как позволяли человеку опуститься на такую глубину, на которую не может опуститься ни один водолаз, снабженный лучшим жестким скафандром.

Аппарат Данилевского во время поисков «Черного принца».

Конструктивно эти аппараты позволяли опуститься на любую глубину, причем глубина погружения аппарата зависела только от прочности материалов, из которых они были изготовлены, ибо без этого условия они не смогли бы выдержать возрастающего с глубиной громадного давления.

Первым конструктором такого аппарата, достигшего глубины погружения 458 м, был американский изобретатель инженер Гартман.

Построенный Гартманом аппарат для глубоководных спусков представлял собой стальной цилиндр, причем внутренний диаметр этого цилиндра был таков, что позволял поместиться в нем одному человека в сидячем положении. Для наблюдений стенки цилиндра были снабжены иллюминаторами, которые закрывались очень прочным трехслойным стеклом. Внутри аппарата, над иллюминаторами были устроены электрические лампы, отражающие свет при помощи параболических рефлекторов. Ток для лампы получался от помещенной в аппарате 12-вольтовой батареи. Аппарат был снабжен портативным автоматическим кислородным прибором, действие которого обеспечивало снабжение водолазов кислородом в течение двух часов, химическими приборами для поглощения углекислоты, небольшим телескопом и фотографическим аппаратом. Телефонное сообщение с надводной базой отсутствовало. Вообще же все устройство аппарата было довольно примитивно.

Поздней осенью 1911 года в Средиземном море, вблизи острова Альдеборан, на восток от Гибралтара, Гартман совершил свой знаменитый спуск с парохода «Ганза» на глубину 458 м., продолжительность спуска была всего 70 минут. «Когда была достигнута большая глубина, - писал Гартман, - сознание как-то сразу подсказало об опасности и примитивности аппарата, на что указывал перемежающийся треск внутри камеры наподобие пистолетных выстрелов. Сознание, что нет средств, чтобы сообщить наверх и невозможность дать тревожный сигнал, приводило в ужас. В это время давление было 735 фунтов на кв. дюйм аппарата, или полное давление высчитывалось в 4 миллиона фунтов. Не менее ужасна была мысль о возможности разрыва подъемного троса или его запутывании. В промежутках между остановками, которые действовали успокаивающе, не было никакой уверенности в том, тонет ли аппарат или его спускают. Стены камеры снова покрылись влажностью, как это бывало в предварительных опытах. Не было возможности сказать, было ли это только отпотевание или вода ужасным давлением вгонялась через поры аппарата. Скоро страхи уступили место удивлению при виде фантастических представителей животного царства. Панорама самой причудливой жизни, которую впервые наблюдал человеческий глаз, приходила при спуске. В воде, освещенной солнцем на первых тридцати футах, наблюдались движущиеся рыбы и другие существа».
Это первый глубоководный спуск закончился благополучно. Впоследствии правительство США использовало аппарат Гартмана во время Первой мировой войны для фотографирования затонувших немецких лодок и для обозначения их на картах.

В 1923 году построен сконструированный советским инженером Даниленко камерный аппарат, подобный аппарату Гартмана. Аппарат Даниленко был использован экспедицией подводных работ Черного и Азовского морей, для осмотра дна Балаклавской бухты, предпринятого в связи с поисками «Черного принца» - английского парового военного судна, затонувшего в 1854 году. Аппарат Даниленко имел цилиндрическую форму. В верхней части его были расположены один над другим два ряда иллюминаторов, предназначенных для осмотра затонувших предметов. В целях расширения поля зрения снаружи его было установлено специальное зеркало, при помощи которого в иллюминаторы отражалось изображение грунта. Аппарат этот состоял из трех «этажей». Помещение для двух наблюдателей было устроено в верхней части аппарата, куда проводились шланги для подачи свежего и удаления испорченного воздуха. Во втором «этаже» - под помещением для наблюдателей - находились механизмы, электрические приспособления, предназначенные для управления находящейся в первом «этаже» балластной цистерной. Спуск и подъем аппарата осуществлялся при помощи стального троса и продолжался (на глубину 55 м) не более 15-20 минут.

Нельзя не упомянуть также об интересном крабообразном глубоководном аппарате Рида. Аппарат этот был рассчитан на пребывание на большой глубине двух человек в течение 4 часов. Он был установлен на управляемом изнутри тракторе и мог передвигаться по дну. Аппарат Рида был сконструирован так, что люди, сидящие в нем, могли управлять двумя рычагами, при помощи которых можно было производить разные работы сверления больших (до 20 см в диаметре) отверстий в затонувшем корабле, заложение в эти отверстия подъемных гаков и др.

В 1925 году американцы предприняли глубоководное изучение Средиземного моря. Цель этой экспедиции – исследование затонувших в море городов Карфагена и Позилито, обследование затонувшей на Северном берегу Африки греческой галеры с сокровищами, с которой многие бронзовые и мраморные статуи были уже подняты до этого и были в свое время помещены в музеи Туниса и Бордо. Кроме этих извлеченных замечательных произведений древнего искусства, галера содержала еще 78 текстов, тисненых на бронзовых листах.

Камера аппарата средиземной морской экспедиции, рассчитанная на погружение до 1000 м, состояла из двустенного цилиндра, выполненного из высококачественной стали. Внутренний диаметр этой камеры – 75 см., она была рассчитана на двух человек, которые помещались один над другим. Камера была снабжена приборами для определения глубины и температуры, телефоном, компасом и электрическими грелками, кроме того, ее снабдили совершенным фотографическим аппаратом, с помощью которого можно было производить подводные съемки с такого же расстояния, на каком видит человеческий глаз. Под камерой подвешивался при помощи электромагнита тяжелый груз, который в случае аварии мог быть сброшен для того, чтобы камера всплыла на поверхность. Для вращения и наклонения камеры в воде она была снабжена двумя специальными гребными винтами. Снаружи были устроены специальные приспособления, которые позволяли исследователям вылавливать морских животных и сохранять их в воде под таким давлением, которое обеспечивало бы жизнь этим животным.


Батисфера Биба. Сам Уильям Биб слева.

Наконец последним сооружением в этой области является знаменитая сферическая батисфера американца Биба - научного сотрудника Бермудской биологической станции. Камера Биба была связана с кораблем-базой тросом, на котором она погружалась в воду, и кабелями для подачи в камеру электроэнергии и для связи с кораблем. Снабжение же исследователей, находящихся в батисфере, кислородом и удаление из последней углекислоты осуществлялось специальными автоматами. При помощи батисферы Биб совершил в 1933-1934 гг. ряд спусков, причем во время одного из них исследователю удалось достигнуть глубины 923 м.

Однако аппараты подвесного типа, связанные с кораблем-базой, имели ряд недостатков: подъем и спуск такого аппарата на большую глубину требует затраты большого количества времени и наличия на корабле-базе громоздких подъемных приспособлений. Длительность погружения аппарата на большую глубину сопряжена с возможностью катастрофы. Кроме того, камера эта, будучи подвешена к кораблю на длинном гибком тросе, будет все время, независимо от воли наблюдателей, перемещаться в воде, что сильно ухудшает условия наблюдения.

В связи с этим в СССР возникла идея постройки автономного самоходного аппарата для глубоководных спусков. Проект этот предусматривал создание гидростата, имеющего цилиндрическую форму корпуса с удлиненной осью. В верхней части аппарата должна была находиться надстройка, благодаря которой гидростат приобретал бы в надводном положении устойчивость и плавучесть. Нигде, однако, в описании проекта не было сказано, что эта «надстройка» или «поплавок» наливался бы керосином. То есть положительную плавучесть ему сообщал бы лишь внутренний объем!

Высота гидростата с надстройкой - 9150 мм, а высота одного лишь служебного помещения 2100 мм. Вес всего аппарата предполагался около 10555 кг, внешний диаметр цилиндрической части – 1400 мм, наибольшая глубина погружения – 2500 м.

Спуск гидростата на глубину 2500 м мог длиться около 20 минут, а подъем около 15 минут. Проектом предусматривалась возможность урегулировать скорость погружения и подъема, причем в случае необходимости скорость может быть доведена до 4 м/сек., что сокращало время подъема до 10 минут.

Гидростат был рассчитан на пребывание под водой двух человек в течение 10 часов, в случае необходимости численность экипажа гидростата могла быть доведена до 4 чел., а также увеличена и длительность пребывания его под водой. Когда гидростат плавал на поверхности воды, при закрытом клинкете, при помощи которого цилиндрическая надстройка сообщается с забортной водой, он обладал запасом плавучести в 2000 кг. Высота подводного борта при этом не превышала бы 130 см. Система погружения гидростата работала за счет выпуска и впуска определенного количества воды в уравнительную цистерну.

Предполагалось снабдить его двумя грузами (по 150 кг), которые сбрасываются в тех случаях, когда всплытие гидростата необходимо ускорить. Для увеличения скорости погружения к гидростату мог быть подвешен на тросе длиною в 100 м дополнительный груз. Вес этого груза зависит от желательной скорости погружения. Кроме того, этот дополнительный груз служит также и для того, чтобы гидростат не смог в процессе быстрого погружения удариться о дно. В самой нижней части гидростата, под нижней платформой, расположен аккумуляторный отсек. В этом же помещении должен был находиться оригинальный поворотный механизм, назначение которого - сообщать гидростату вращение около вертикальной оси, чтобы он мог поворачиваться под водой для наблюдения. Сейчас с этим прекрасно справляются подруливающие устройства. Но тогда конструкторы придумали механизм, состоящий из маховика, насаженного на вертикальный вал. Верхний конец этого вала соединен с электрическим мотором мощностью 0,5 квт.

Вес маховика должен был составлять около 30 кг, а максимальное число оборотов около 1000 в минуту. А работал он так: когда маховик вращается в одну сторону, гидростат поворачивается в противоположную. Считалось, что механизм позволяет осуществлять поворот гидростата на 45 градусов в течение одной минуты.

Гидростат должен был быть снабжен тремя иллюминаторами, один из которых предназначен для наблюдения окружающего водного пространства, второй для наблюдения дна моря при помощи зеркал, третий для производства вспышек для фотосъемки.


Батисфера на обложке журнала "Техника-молодежи".

Для регулирования поступления воды в уравнительную цистерну и в гидравлический механизм, при помощи которого производится сбрасывание грузов, для подачи сжатого воздуха и для других целей автором проекта предусмотрена сложная система трубопроводов.

Таков был в самых общих чертах проект советской батисферы, о котором в технических журналах того времени писалось, что это наглядный пример, «свидетельствующий о том, что недалеко то время, когда люди нашей замечательной страны, завоевавшие Северный полюс и стратосферу, завоюют во славу нашей родины и глубочайшие недра океана, куда никогда еще не проникал человек». Но… вышло так, что строительству этого аппарата помешала (и может быть к счастью, уж очень он был сложным по конструкции) война, а после нее появились аппараты совсем иного типа. Но это уже совершенно другая …