Не куст а с листочками отгадка. Оригинальный контейнер для цветов

Ползание – важный критерий оценки уровня развития грудничка. Этот навык указывает на то, что костная система детей формируется правильно и готова к физическим нагрузкам. Теперь ваш кроха умеет не только размахивать ручками, но и старается встать на четвереньки. Итак, давайте рассмотрим, когда ребенок начинает ползать? Какие упражнения способствуют развитию этих достижений у мальчиков и девочек? Что рекомендуют детские педиатры и врач Комаровский? Читайте далее в нашей публикации.

Чем полезно ползание для малыша

Для того чтоб избежать запоздалости навыка ползания врачи рекомендуют заниматься с малюткой с самого раннего детства. Гимнастика и массаж хорошо укрепляют мышцы спины и общее самочувствие крохи. С помощью этих процедур ребенок быстрее учится ползать и стоять на четвереньках. Подобные упражнения стимулируют физическое развитие малыша, а также:

  • Способствуют сохранению равновесия и правильной ориентации в пространстве.
  • Укрепляют мышцы рук, ног, позвоночника, формируют правильную осанку.
  • Синхронизируют работу опорно-двигательного аппарата, а также оба полушария головного мозга.
  • Оказывает положительное влияние на развитие речи и двигательной активности.
  • Ползание устраняет ряд ортопедических нарушений – кривошея, асимметрия таза, искривление позвоночного столба.

Первые попытки ходить на четвереньках дети начинают после 6 месяцев. К этому времени у них хорошо развиты мышцы и структура скелета. Обучение навыку происходит в процессе, когда ребенок пытается дотянуться к любимым игрушкам, пытаясь, стать на коленки. Осмысленными эти движения станут, примерно к 9 месяцам. Однако некоторые малыши ползают на четвереньках, только после 12 месяцев. Как правило, это категория недоношенных и слаборазвитых детей.

Когда возникает навык и от чего зависит?

Во сколько дети начинают ползать, зависит от физической готовности ребенка и его стремления обучаться этому навыку. Доктор Комаровский выделяет несколько основных факторов:

  1. Пол малыша. Девочки более активны в развитии и осваивают ползание быстрее мальчиков.
  2. Вес грудничка. Если у новорожденного избыточный вес, который не соответствует нормам роста, то ему труднее освоить ползание. Таким деткам тяжело передвигаться ножками и вставать на четвереньки.
  3. Состояние здоровье, сроки. Младенцы с патологией центральной нервной системы, родившиеся раньше указанного срока (семимесячные), с ослабленным иммунитетом, пробуют ползать позже здоровых сверстников. Чаще всего такая активность наблюдается в возрасте 9-10 месяцев.
  4. Семейная обстановка. Неблагоприятный микроклимат в семье (частые ссоры, крики, употребление спиртного), отсутствие пространства для передвижения, все это негативно влияет на формирование и закрепление новых достижений.


Период, когда начинает ползать ребенок, зависит не только от веса и роста, но от умственного интеллекта крохи. Если в эмоциональном развитии имеются отклонения, значит, есть все предпосылки для задержки навыков ползания по-пластунски. В таких случаях педиатр Комаровский рекомендует обращаться за помощью к специалистам, которые проверят уровень нервно-психического состояния малютки и при необходимости назначат специальные упражнения.

Как ребёнок учится ползать

На форумах женской тематики родителей часто интересует, со скольки месяцев кроха начинает ползать. Ответить однозначно на этот вопрос трудно. Все зависит от степени развития у ребенка двигательных навыков. Их можно условно разделить на несколько этапов:

  • 3 месяца – карапуз учится делать перевороты на бок, поворачивает голову в стороны, лежа на животе, пытается достать игрушку либо заинтересовавшие его предметы.
  • 4-5 месяцев – малыш может подняться на ручки, подползти к заинтересовавшему его кругозор объекту. Все новорожденные разные по темпераменту и характеру. Одни дети начинают ползать на животике, другие по-пластунски, третьи – вперед, влево и вправо. А вот становиться на четвереньки ребенок освоит не раньше полугода.
  • 6-7 месяцев – грудничок активно овладевает навыками ползания и даже может сидеть без поддержки. Благодаря окрепшим связкам и мышцам спины легко встает на коленки, упирается ножками, когда его держат в вертикальном положении.

Педиатры советуют давать крохе больше свободы в его движениях. Отказаться от манежей и ходунков, которые способны оказать серьезные проблемы в работе позвоночника.


Этапы освоения навыка

Многие задают вопрос, что происходит раньше? Ребёнок учится сидеть или начинает ползать? Ответить сложно, потому как все дети разные в своем развитии. Одни раньше срока садятся на попу, другие только изучают ползание по-пластунски, третьи – освоили технику перемещения вперед и назад, уверенно опираясь на локотки. Если ребенок к 7 месяцам не научился полноценно двигаться, это не значит, что имеются какие-то нарушения. Не стоит волноваться и торопить события. Через месяц, другой он уверенно поползет и тем самым удивит своих родителей.

Этапы становления навыков:

  1. На животе – этот способ передвижения доступен младенцам в трехмесячном возрасте. Не всегда они способны контролировать свое телодвижение и ползти вперед. Иногда бывает, что грудничок вертится по кругу, чередуя движения ног и рук. Отсутствие двигательной координации присущее многим детям, поэтому является вариантом нормы. Со временем малютка сообразит, как это правильно делать и проблем с развитием навыка ползать не будет.
  2. По-пластунски – выполняя подобные упражнения, кроха учится ориентироваться в пространстве. Ребенок поочередно подтягивает ножки, опираясь на локти и загребая обеими руками. Такая гимнастика полезна для мышц тела и ладошек рук, так как является подготовительным этапом к перекрестному ползанию.
  3. На четвереньках – карапуз пытается вставать, опираясь на ручки, а затем и локотки. Как правило, этот период наступает в 6-7 месяцев, когда спинные мышцы и связки окрепнут в достаточной мере и ребенок сможет самостоятельно встать на четвереньки.

Грудничок не ползает: когда надо беспокоиться?

Часто на прогулках мамы делятся впечатлениями, что их дети уже ползают и даже пытаются ходить при удержании в вертикальном положении. Многие родители обеспокоены, что их кроха не умеет не то, что садиться, но так и не начал ползать. Как ответная реакция начинают стимулировать развитие этих навыков. Что категорически нельзя делать. Для начала необходимо узнать причины, по которым малыш не ползает, и только потом делать выводы. Иногда, чтоб стимулировать ползание достаточно нескольких курсов массажа и гимнастических упражнений.

Причин отказа вставать на четвереньки может быть несколько, давайте рассмотрим:

  • Слабо развиты мышцы, отвечающие за работу опорно-двигательного аппарата.
  • Последствия родовых травм.
  • Лишний вес. Таким деткам тяжело передвигаться, поэтому они стараются больше быть наблюдателями.
  • Темперамент. Если малыш флегматик, ему не интересно ползать или сидеть в манеже. Такому типу характера личности всегда свойственна медлительность, спокойствие и невозмутимость.

Если по достижению 8-9 месяцев карапуз не проявляет интереса к физической активности, следует обратиться за помощью к педиатру. В случае острой необходимости в дополнительной консультации врач порекомендует других специалистов – невролога, ортопеда, хирурга, кардиолога.

Когда нужна помощь?

Понять, почему грудничок не ползает, способен лишь врач. Что должно настораживать маму и папу? Если кроха передвигается к игрушке, при этом волоча ножки или ручки. Когда в возрасте 9 месяцев, облокотившись на локти, падает на бок и в дальнейшем не делает никаких попыток подняться. В случае появления не характерных изгибов позвоночника. Даже развитие мозговой деятельности оказывает непосредственное влияние на ползание.

Во сколько начинают ползать недоношенные дети

Недоношенными считаются дети, которые появились на свет раньше установленного срока – менее 40 недель. Такая категория деток отстает в развитии примерно на 1 месяц, чем их сверстники. Так младенцы 1 степени, агукают и гулят в два-три месяца. Малютки 2-3 степени – несколькими неделями позже.

Первые предпосылки к активным движениям у недоношенных малышей проявляются после 6 месяцев развития, они учатся делать перевороты, ползать по-пластунски, в 7-8 – раскачиваться на четвереньках. Однако полностью начинают ползать только в 9-12 месяцев. Иногда бывают исключения, когда дети, появившиеся раньше срока, уже в 10 месячном возрасте хорошо осваивают этот навык.

Стимуляция ползания

Бывают ситуации, когда малыш отлично освоил навыки ползать в детской кроватке, однако заставить его передвигаться на четвереньках по комнате родителям не удается. Если чадо не хочет показывать свою активность, не нужно бездействовать. Что же делать и как помочь стимулировать ползание? По мнению Е. Комаровского помогать крохе можно, для этого необходимо выполнять следующие действия:

  • Ребенка кладут на теплый пол, а вдали раскладывают погремушки, мячики, кубики. Увидев в поле своего зрения указанные предметы, малютка будет пытаться подползти, чтоб взять в ручки интересующий объект.
  • Если малыш не уверен в своих действиях или начинает плохо ползти, мама может слегка подтолкнуть его ладонью под попку либо создать упор для пяток.
  • Как скоординировать свое тело и перемещаться на четвереньках, наглядный пример могут показать старшие дети. Карапуз будет подражать их действиям – стараться самостоятельно подниматься на колени, ползать, сидеть, опираясь на ручки.
  • Стимулировать активные движения ножек и укрепить мышцы можно при помощи ежедневного курса массажа и зарядки.


Меры предосторожности

Когда малыш обучился навыку ползать, его не удержать в манеже или на кровати. Теперь ему интересно передвигаться на четвереньках по дому, дотрагиваться к незнакомым предметам. Его так и норовит, что-то потянуть, открыть, схватить либо оторвать своими цепкими ручками. Совершенствуясь в ползании, кроха может добираться до самых отдаленных уголков в доме. Как же обезопасить маленького «непоседу» от нежелательных последствий? Чтобы исключить риск возможного травматизма следует придерживаться следующих мер предосторожности:

  • Исключить контакт с опасными предметами. Открытые электрические провода, розетки по возможности спрятать или поставить специальные заглушки. Убрать в детской острые и мелкие части игрушек, чтоб ребенок не тянул в ротик.
  • Установить на оконные ручки специальные замки, а на дверцы мебели – блокировки.
  • Установить накладки на острые углы мебели, бытовой техники. Эти приспособления защитят ребенка, который научился ползать, от случайного удара или падения. (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать? Согласно нормам двигательной активности грудничка первого года жизни это происходит примерно в 8 месяцев. Ползание - трудный навык для освоения. Не сразу и не у всех детей этот процесс начинается и протекает гладко. Но если однажды получилось, ползуна - не поймать.

Если ребенок ползает месяцев с 6–7, это считается ранним навыком. Ничего опасного в этом нет. Бывают случаи, когда грудничок перескакивает этап ползания и сразу . Почему так происходит? Может быть, малыш много находился в вертикальном положении. Возможно, грудничку не предоставили условия для развития этого навыка. А поскольку мир зовет, хочется самому изучить пространство, добраться, взять предмет в руки, то кроха начинает рано подниматься на ножки. Хорошо это или плохо? Специалисты утверждают, что такой скачок может негативно сказаться на формировании скелета. Поэтому чем позже грудничок примет вертикальное положение и пойдет, тем лучше будет для позвоночника.

Что дает ползание

Обычно малыш ползает в течение нескольких месяцев, затем встает, делает первые шаги. Даже если он пошел, то часто перебирается в «нижний ярус», потому что ползать быстрее и надежнее. Какая польза от этого моторного навыка?

  • Укрепляет мышечно-связочный аппарат . Этот навык полезен для общего физического развития. Если у ребенка наблюдались какие-либо отклонения от нормы ( , повышенный или пониженный тонус, асимметрия в теле и т.д.), они, как правило, корректируются естественным путем - активным движением и укреплением мышц.
  • Формирует естественные изгибы позвоночника . Это важно для амортизации при хождении. Изгибы действуют, как пружины, и позволяют выдерживать большую динамическую и статическую нагрузку на позвоночник.
  • Развивает координацию движения тела . Это умение даст возможность малышу выполнять двигательные задачи любой сложности. Координация помогает сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм.
  • Дает свободу действий . Ползание - осознанный и целенаправленный процесс. Оно открывает возможности изучать пространство и ориентироваться в нем, развивает любознательность и целеустремленность. Ползание - первый самостоятельный «выход в свет», который дает малышу уверенность в своих силах.
  • Развивает интеллект . Первый год жизни грудничка называется психомоторным этапом. Это значит, что двигательная активность неотделима от эмоционального, психического развития. Чем больше малыш двигается, тем лучше кровоснабжение и работа мозга. Движение тесно взаимосвязано с развитием речи малыша, оно обеспечивает связь между левым и правым полушариями.

Если ребенок пробует вставать слишком рано, не пытайтесь поощрять этот навык. Пусть он наползается вволю. И уж тем более не предлагайте ему . Сейчас идет много споров вокруг этой темы. Ограничимся одним тезисом: ходунки - костыли, которые отнимают у ребенка потенциал и природой заложенные возможности.

Способы начала передвижения ползком

Каждый ребенок начинает ползать по-своему. Это его индивидуальный двигательный «почерк», творческий подход к делу. По-разному он переносит свое тело в пространстве. Переучивать его не надо. Некоторые мамы даже пример показывают, как именно надо ползать, но толку мало.

  • . Это первое и главное условие, для того чтобы грудничок освоил ползание по-пластунски. Затем он наберется сил, научится стоять на четвереньках и ползти. Выкладывать ребенка на живот необходимо с первых дней жизни.
  • Скачкообразное ползание . Многие мамы рассказывают, что первый опыт ползания грудничка представляет собой раскачивание на четвереньках вперед-назад и прыжок. Такой способ передвижения ребенок может использовать продолжительное время. Он весьма небезопасен, потому что прыжки бывают неожиданными и стремительными. Взрослым все время нужно быть начеку с такими удальцами.
  • Задний ход . Сначала ребенок может поползти назад. Видимо, ему так удобнее и легче. Скоординировать движения рук и ног ему пока удается с трудом. Почему-то таких детей спешат показать неврологу. А тот, в свою очередь, спешит поставить диагноз и назначить лечение. Ползание задом не относится к нарушениям нормы.
  • Сидя на ягодицах . Бывают и такие уникумы, которые садятся на попу, подгибают одну ногу, а второй отталкиваются. Скорость движения впечатляет, родителям не угнаться.
  • На животе . Малыш не приподнимается полностью на четвереньки, а ползет на животе. Упор при этом делается на локти, одна нога согнута, а другая выпрямлена. Такой способ напоминает ползание по-пластунски. Он дает неравномерную нагрузку на мышцы спины, рук и ног. Одна часть тела все время расслаблена, а друга напряжена.
  • Перекатывание . На ползание этот вид перемещения мало похож. Скорее, это маленькая хитрость. Ребенок перекатывается на полу или на кровати для того, чтобы достигнуть цели - взять игрушку, например. Такой способ не развивает мышцы, не дает нагрузки на все тело. Возможно, у ребенка слабый плечевой пояс. Его надо укреплять.
  • Классическое перекрестное ползание . Ребенок стоит с ровной спиной на четвереньках и синхронно переставляет руки и ноги. Лопатки расположены симметрично. При этом ведущими являются руки. В них должно быть достаточно силы, чтобы малыш смог держать свой вес. Некоторые дети открывают этот способ ползания сразу. Другим требуется время, чтобы его освоить и полноценно ползать на четвереньках.

Какими бы способами ни ползал малыш, важно, что он это делает.

Элементарные условия для развития

Дети начинают ползать и сидеть, когда созреют к этим навыкам физиологически. Если малыш здоров, то никакие особые, специальные условия, чтобы он пополз, не понадобятся. Как научить ребенка ползать? Это вопрос из той же серии, как научить сидеть, ходить, говорить. Давайте возможности для развития. Все остальное малыш сделает сам.

Вес ребенка влияет на его умение быстро и ловко передвигаться ползком. Если малыш родился , то развитие всех моторных навыков может проходить с небольшой задержкой. Со временем этот зазор исчезнет. Если же грудничок весит больше нормы, ему также будет трудно ползать. Причину перебора в весе нужно устанавливать: неправильное питание, генетические предпосылки, обмен веществ. В любом случае богатыря или богатырку необходимо регулярно приобщать к двигательной активности.

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Очень часто молодых родителей интересует, правильно ли развивается их кроха. В связи с этим нередки вопросы: когда ребенок должен уметь переворачиваться, ползать, сидеть , ходить, говорить и так далее. Ползание - один из первых навыков передвижения, который позволяет малышу лучше познавать окружающий мир.

Умение ползать (на животе, по-пластунски, на четвереньках) - очень важный этап психофизического развития ребенка в первый год его жизни. Оно не только влияет на развитие и укрепление мышц и позвоночника, координацию движений, но и помогает малышу учиться управлять своим телом, мыслить и принимать самостоятельные решения. Неврологи отмечают, что период ползания более важен для развития нервной системы, чем этап первых шагов. Умение ползать имеет важное значение для развития полушарий головного мозга, оно положительно влияет на своевременное развитие речи, развивает моторику.

Как правило, после трех месяцев от роду малыш учится переворачиваться со спинки на животик. Когда он научится оставаться в этом положении какое-то время, то сможет увидеть вокруг себя множество новых незнакомых ему предметов. Довольно часто желание не только получше рассмотреть, но и прикоснуться, попробовать незнакомый предмет является катализатором для ползания. Вначале ребенок передвигается на животе. Так малыш может двигаться не только вперед, но и в сторону или назад. Следующим этапом может стать попытка освоить новый способ ползания: подняться на четвереньки, выставив вперед руки, а потом поочередно подтягивать ноги. Иногда этот способ передвижения напоминает прыжки. Следующий этап - перекрестное ползание. Когда ребенок уже четко овладел координацией движений и передвигается на четвереньках, выставляя вперед сначала правую руку и левую ногу, а потом - наоборот. Этот этап ползания требует не только достаточно крепких мышц рук и спины, но и определенного уровня развития нервной системы. Так организм готовится к следующему этапу развития - ходьбе. К этому времени (7-9 месяцев) малыш уже, как правило, пытается или даже умеет садиться сам.

В медицинских источниках упоминается, что возраст, в котором большинство детей начинает ползать (любым способом), варьируется от 5 до 9 месяцев. Однако нередко на интернет-форумах молодые мамы пишут, что их малыш уже в 4-5 месяцев научился ползать на животе и передвигаться подобно гусенице, а другие сокрушаются, что их дитя в 8-9 месяцев «даже и не думает» о ползании. Как и любой другой навык, ползание, становится актуальным для малыша именно тогда, когда он готов к нему не только физически, но и ментально. Ребенок учится познавать мир, управлять своим телом. И у каждого - свое время для этого. Не все дети учатся ползать и ходить, «как книжка пишет», некоторые «перескакивают» определенные этапы. Есть дети, которые не ползали, а сразу стали подниматься на ноги и пытаться ходить. Кое-кто задерживается на этапе ползания дольше остальных.

Известный педиатр Евгений Комаровский в своих книгах о здоровье детей подтверждает это мнение и напоминает, что дети самостоятельно справятся с такими задачами, как «сидение, ползание, стояние и хождение». По мнению доктора, все это малыш должен захотеть сделать сам. В первый год жизни не нужно его «учить» всему этому или тренировать. «Пусть он лишний месяц полежит или поползает», - отмечает доктор Комаровский. Ведь стояние и ходьба - это достаточно большая нагрузка на позвоночник, ребенок должен быть готов к ней, а ползание - естественный и едва ли не лучший способ такой подготовки. Что же касается родительской роли в этом процессе, то она сводится к обеспечению таких условий жизни для малыша, при которых все названные этапы физического развития не превратятся в «тяжкий труд»: закаливание , развитие мышц, меры для профилактики рахита и так далее.

По статистике, на первом году жизни девочки немного опережают мальчиков в развитии. Поэтому, как правило, они начинают ползать и ходить раньше мальчиков. Отзывы родителей в большинстве случаев тоже подтверждают это. Но, как уже упоминалось, каждый ребенок - уникальный и развивается по своему собственному «графику».

Иногда дети не проявляют интереса к самостоятельному передвижению даже после 8-9 месяцев. Так случается, если у них недостаточно развиты мышцы или опорно-двигательный аппарат. Если дитя проводит большинство времени в закрытом пространстве (кроватке, манеже), то просто не знает, что бывает в мире что-то поинтересней, и не чувствует потребности двигаться. Позже учатся ползать и крохи со спокойным характером. Они больше любят наблюдать, чем трогать новые предметы, и поэтому часто не проявляют интереса к передвижениям. Карапузы с большим весом также начинают двигаться позже своих сверстников. Иногда ребенок не ползает потому, что родители сразу же дают ему все, что его интересует, и у него нет потребности куда-то стремиться. Все эти причины можно при желании устранить. А также создать для своего чада такие условия, при которых ползание для него станет интересным новым опытом.

Прежде всего, нужно обеспечить малышу условия для корректного развития опорно-двигательного аппарата. А именно: стараться делать с ним самые простые упражнения для ручек-ножек, уже начиная с первых месяцев его жизни. Необходимо правильно брать его на руки. При необходимости можно прибегнуть к помощи детского массажиста. Можно делать специальные упражнения, чтобы научить дитя управлять своим телом: «лягушка», перевороты со спины на живот. Очень полезны для позвоночника занятия на фитболе . Кроме того, покачивания на большом мяче способны снять колики.

Педиатры часто советуют родителям немного стимулировать малыша к ползанию. Например, можно положить в поле его зрения новый яркий предмет или любимую игрушку. Близко, но так, чтобы малыш не мог ее сразу взять. Тогда он попытается добраться до нее своими силами. На родительских форумах также можно встретить рекомендации, как научить ребенка ползать. Часто советуют показывать на личном примере, как нужно ползти. Это может делать мама, папа или старший брат. Если крохе удалось хоть немного продвинуться, его стоит обязательно похвалить. Когда карапуз уже научился передвигаться, можно немного усложнить задачу, установив на его пути небольшие барьеры, например, положив полотенце, свернутое валиком. Дети очень любят преодолевать препятствия.

Самое важное помнить, что задача родителей - помочь малышу и создать для него условия, комфортные для жизни и развития. А здоровый и счастливый ребенок обязательно научится всему необходимому в нужное время.

Специально для - Ксения Бойко