Пацан стоит спиной к камере. Разбираемся в разновидностях камер фото- и видеофиксации

Даже нажатие кнопки спуска затвора может вызвать вибрации фотоаппарата, так что съемка «без рук» может быть очень полезной, чтобы обеспечить получение резких изображений.

Если вы хотите запустить камеру, не касаясь ее, то можете просто использовать таймер автоспуска. Многие камеры позволяют выбрать разное время задержки от двух секунд и выше.

Этот вариант прекрасно подходит для съемки статичных объектов, но он не идеален, если вы фотографируете движущийся объект, когда важна каждая доля секунды.

Простое применение кабеля будет гораздо более точным и полезным вариантом для предотвращения подрагивания камеры. Некоторые модели поставляются с удлинителем, который позволяет снимать с расстояния чуть более двух метров от камеры.

Если вы хотите вести съемку с более удаленного от камеры расстояния, то лучшим вариантом будет использование беспроводного пульта дистанционного запуска.

И последнее, гораздо более техническое решение для контроля и съемки камерой со смартфона, планшета или компьютера. Ниже вы можете ознакомиться с конкретными примерами к перечисленным вариантам.

1. Автоспуск

Самый простой и доступный вариант для съемки, не касаясь фотоаппарата это использование встроенного в камеру таймера автоспуска. Главный недостаток этого способа состоит в том, что может быть невозможно его применение для съемки движущихся объектов, потому что сложно точно предсказать, когда вам нужно будет нажать на спуск.

2. Кабель дистанционного управления

Простой кабель дистанционного управления позволяет спускать затвор с близкого расстояния при помощи кнопки на конце шнура, который присоединен к камере. Он доступен либо от производителя камеры, либо от третьих лиц. Вы можете подобрать его для вашей модели фотоаппарата.

3. Беспроводной пульт дистанционного управления

{module Яндекс директ (9)}

Если вы хотите снимать с боле удаленного расстояния, то попробуйте инфракрасный пульт дистанционного управления. Хотя и его дальность срабатывания ограничена несколькими метрами от камеры и при этом не забывайте, что вам нужен хороший обзор. Более универсальным вариантом является радио триггер, который будет работать на расстоянии до 100 метров.

4. Съемка с привязкой

Современные приложения позволяют снимать с привязкой камеры через планшет, смартфон или персональный компьютер. Пользователи Canon получили удобную бесплатную программу EOS Utility, а для других производителей вам понадобятся дополнительные программы, такие как Nikon Capture NX 2 или Adobe Lightroom 4.

Не так давно мы писали о том, что английский инженер Джеймс Брайдл, которому порядком поднадоели уличные камеры видеонаблюдения, множащиеся, словно грибы после дождя, начинающий вибрировать, как только его владелец попадает в поле зрения видеокамер. Но это устройство всего лишь предупреждает своего владельца о наличии камер. Поэтому мы решили разобраться, существуют ли надёжные приспособления и уловки, способные спрятать нас от всевидящего ока камер видеонаблюдения.

Мобильное приложение Surv



Самый простой, легкодоступный и быстрый способ сделать так, чтобы за вами перестали наблюдать - воспользоваться соответствующим приложением для мобильного телефона. Речь идёт о разработке Surv, которую авторы проекта Каза Разат и Миллс Халид хотели запустить, собирая средства через краудфандинговый ресурс Kickstarter. Разработчики хотели создать программу, которая могла бы аккумулировать информацию о камерах наблюдения, находящихся в радиусе 100 метров от пользователя с подключённой функцией геолокации. Халид и Разат обещали, что приложение сможет распознавать камеры по уровню их условной угрозы для пользователей: к примеру, выбирая между трафик-камерами и камерами полиции, приложение промаркировало бы последние как «потенциально опасные».

Разработчики обещали сделать это приложение «граждански нейтральным», то есть полезным как для охранников правопорядка, так и для обычных граждан, однако эта идея не показалась никому интересной - при финансовой цели для начала разработки приложения в 25 тысяч долларов, Surv не смог собрать и 20% от этой суммы.

Инфракрасные светодиоды


Из реально работающих на сегодняшний день устройств, которые могут помочь обмануть камеру видеонаблюдения, инфракрасные диоды стоят дешевле всего. Суть работы «светового камуфляжа» заключается в противодействии механизмам функционирования видеокамер внешнего наблюдения - большинство из них работают не только в видимом человеческому глазу спектре, но и в инфракрасном диапазоне. Эта конструктивная особенность обусловлена тем, что камеры часто устанавливают в условиях плохого освещения - в закрытых помещениях или тёмных переулках.

Понять, как именно подобная камера фиксирует инфракрасный спектр излучения, можно на примере обыкновенного цифрового фотоаппарата или смартфона с камерой: направьте её объектив на пульт дистанционного управления телевизором - лампочка в ПДУ начнет мигать светом, незаметным невооружённому глазу.

Именно этот эффект и используют для маскировки лиц: чтобы «ослепить» камеру видеонаблюдения, достаточно прикрепить на капюшон, кепку или другой головной убор несколько ИК-светодиодов, запитав их от девятивольтовой батарейки. Из-за крохотных размеров диодов их не заметят окружающие, а для видеокамеры ваше лицо превратится в большое яркое пятно. Жаль, что с дорогими камерами такое не прокатит - лучше всего такой способ работает с чёрно-белыми «смотрящими».

Очки против камер видеонаблюдения

Инженеры из Национального института информатики Японии разработали специальные очки, которые эффективно противостоят системам автоматического распознавания лиц. Это своего рода эволюционировавший предыдущий способ скрыться от камер, где уже не нужно изобретать велосипед - те же светодиоды, слепящие ИК-сенсоры систем слежения, культурно интегрированные в оптическую оправу.

Защитный макияж




Далеко не самый мужской способ спрятаться от Большого Брата, но в то же время весьма эффективный. 31-летний британский дизайнер Адам Харви, проживающий в Лондоне, запустил проект фэшн-конспирологии CV Dazzle, предложив различные виды париков и макияжа, которым под силу обмануть камеры видеонаблюдения. Тестируя новый имидж при помощи системы компьютерного зрения OpenCV, Харви пришёл к выводу, что она сумеет распознать даже те лица, на которые была нанесена традиционная этническая раскраска африканских племен, а вот макияж дизайнера оказался ей не по зубам.

Создавая хитросплетения узоров и форм, Харви оглядывался на опыт военных, которые во время Первой мировой войны использовали - чередование широких чёрных и белых полос, визуально «ломающих» силуэт военного корабля, что мешало корректному определению его размеров, направления движения и типа судна.

Адам нашёл способ визуально изменить до неузнаваемости те точки, на которые опираются практически все системы слежения при составлении контурной карты лиц прохожих - в частности, в созданных Харви образах чёлка закрывает глаза и надбровные дуги, а специальный узор, нанесённый на скулы, дезориентирует систему слежения.

Защитная маска Pixelhead







Проект немецкого художника и промышленного дизайнера Мартина Бакеса понравился бы Канье Уэсту - с его любовью к маскам и дизайнерским намордникам с бриллиантами эта балаклава с пиксельным принтом могла бы обосноваться в его гардеробе. Собственно, на маске изображено пиксельное изображение лица немецкого министра внутренних дел Ганса-Питера Фредерика, узнать которое можно, только если смотреть на балаклаву издалека.

Специфическая маска стала символом политического протеста: в Германии Фредерик известен как параноик, желающий максимально ужесточить контроль государственного аппарата над пользователями интернета и увеличить правительственное присутствие на просторах некогда свободного от чиновничьего брюзжания пространства. Как бы там и было, а маска со своей задачей справляется на отлично.

Защитная одежда




Чтобы спрятаться от систем видеонаблюдения ещё надёжнее, сокрытия одного лишь лица недостаточно. Ношение балаклав (особенно вблизи централизованных мест скопления религиозных людей) может обернуться проблемами со стражами правопорядка, тем более во многих европейских странах любые предметы одежды, скрывающие лицо, находятся вне закона. Макияж привлекает много ненужного внимания и требует определённого времени для его нанесения. К тому же, смена имиджа может обмануть лишь камеры наружного наблюдения, а этим арсенал правоохранителей отнюдь не исчерпывается.

С 2011 года на Западе стали активно использоваться дроны-шпионы, оснащенные тепловизорами. Как известно, на каждое действие найдётся противодействие - всё тот же Адам Харви, крёстный отец персональной конспирации, разработал линейку специальной одежды с интегрированными экранирующими материалами и мембранами. В неё, в частности, вошли футболки и куртки, способные защитить от слежки - для этого на одежду нашивается специальный капюшон, маскирующий лицо и не пропускающий тепло. На картинке тепловых радаров человек в такой одежде будет похож на всадника без головы.

Разумеется, обо всех вышеперечисленных мерах известно сотрудникам внутренних дел - по крайней мере, нужно помнить, что для использования подобных средств у вас должен быть существенный повод. Не так давно в интернете появилась информация о том, что при желании оперативники могут воспользоваться многочисленными функциями смартфонов, о которых пользователи не подозревают, - например, проследить за тем или иным человеком через фронтальную фотокамеру iPhone. Нам остается надеяться, что всё это - лишь слухи, рождённые испугом перед тем обществом, о котором раньше писали Замятин, Оруэлл и Хаксли.

Принципиально камеры делятся на три вида: радарные, видеофиксации и лазерные, а по методу установки - на стационарные и мобильные. Радарные комплексы легко различить по наличию радарного датчика и расположенного рядом с ним глазка непосредственно самой камеры. Эти устройства работают в два этапа: измерение скорости и фиксация нарушения. Сначала камера «обстреливает» проезжую часть доплеровским лучом, который способен замерить скорость на расстоянии примерно до километра у машин, двигающихся во встречном и в попутном направлениях. Радиус покрытия составляет максимум две полосы в одну и две полосы в обратную сторону дороги либо четыре полосы в одну сторону. Замерив скорость радиолокатором, в дело вступает непосредственно камера, которая фотографирует государственный регистрационный знак автомобиля и при помощи специальной программы распознает его. Почти всегда такие камеры оснащены инфракрасными прожекторами для подсветки номеров в условиях плохой видимости и в ночное время. Кстати, если ИК подсветка стационарного комплекса не моргает в дневное время, это не значит, что он выключен: возможно, подсветка просто не используется за ненадобностью и будет включен позже автоматически из центра управления. В ночное же время камеры без ИК подсветки не смогут увидеть номерной знак и правильно распознать его.

Радарные камеры небезгрешны: около 32% процентов их показаний оказываются ложными. На это влияют многие параметры: от чисто погодных до ситуационных. Например, на камере может образоваться наледь, под тяжестью которой ее «угол атаки» слегка изменяется. Или в потоке появляется «шахматист» или мотоциклист, которые интенсивно перестраиваются из ряда в ряд. В последнем случае радар замеряет скорость нарушителя, а камера фотографирует совершенно неповинного автолюбителя. Так какие радарные камеры мы видим на дорогах?

К радарным камерам относится одна из самых распространенных в России систем «Стрелка» (в одной Москве таких около 700). Ее разработала российская фирма «Системы передовых технологий», которая выпускает комплекс в нескольких модификациях. «Стрелка» может измерять не только скорость движения, но и фиксировать проезд на запрещающий сигнал светофора, а также пересечение сплошной линии. При этом камера не обязательно висит на мачте, но также может быть мобильной, например, стоять на треноге у дороги.


Последнее время все шире распространяется применение так называемых «кукушек» - камер, которые снабжены только радаром, а вместо объектива в них встроена стеклянная заглушка. Эти комплексы стоят в десятки раз меньше и способны посылать лишь радиолокационный луч, что сбивает с толку владельцев антирадаров и так или иначе заставляет их сбрасывать скорость. На деле же никаких данных и нарушений они не фиксируют. Отличить их от работающих раньше можно было по отсутствию весьма немаленького железного ящика с оборудованием, который должен обязательно находиться рядом на мачте или еще где-то, но теперь власти стали делать и их муляжи.


Еще одним радарным комплексом является система «Кречет-С» разработки питерской фирмы «Ольвия». «Кречет-С» способен контролировать до четырех полос движения, на которых выявляет превышение скорости, проезд во встречном направлении и проезд по полосе общественного транспорта.


Радарный комплекс «Арена» устанавливают сбоку мачты в вандалозащитном боксе или над полосой движения транспорта на высоте 4-6 метров. Способ установки влияет на работу «Арены»: в случае бокового размещения он способен охватывать до трех полос движения, но если он установлен над трассой, то может контролировать только одну полосу. Этот комплекс способен фиксировать исключительно скоростной режим.


Питерская фирма «Симикон» выпускает радарный комплекс «Кордон», который отличается крайне большим углом обзора и способен контролировать до четырех полос движения. Эти комплексы устанавливаются на мачты освещения на высоте до 10 метров от дороги либо непосредственно над проезжей частью. Помимо скорости «Кордоны» могут выявлять любителей двигаться по обочинам, встречной полосе либо полосам для общественного транспорта.


Еще один радарный измеритель скорости от «Симикон» - система «Крис», выпускаемая как в стационарном, так и в мобильном исполнении. Стационарный «Крис-С» крепится над проезжей частью и способен отслеживать только одну полосу движения. Как видно на рисунке, для контроля за несколькими полосами необходимо устанавливать несколько блоков. «Крис-С» может выявлять превышение скорости, выезд на встречную полосу и движение по полосе для общественного транспорта. Возможности мобильного комплекса ограничены: в отличие от стационарного он не может зафиксировать выезд на встречку.

Камеры фотофиксации нарушений измеряют скорость на основании обработки видеокадров. Первый кадр делается для фиксации транспортного средства, затем регистрируется еще несколько кадров со скоростью 40 мс, по которым измеряется пройденное расстояние и высчитывается средняя скорость движения.


Подобный комплекс под названием «Автоураган» выпускает российская компания «Технологии распознавания». У этих камер есть ряд недостатков: во-первых, они устанавливаются по одной на каждую полосу движения, во-вторых, они не могут замерить скорость удаляющегося транспортного средства, поэтому направлены всегда вам в лоб.

Но недостатки легко кроют достоинства этой камеры. Помимо точности измерения скорости и распознавания, близкой к 100%, «Автоураган» может фиксировать не только нарушения скоростного режима. В компетенцию этих средств видеофиксации входят проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию, проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, проезд под запрещающий знак, проезд по трамвайным путям, проезд по тротуарам, велосипедным дорожкам и выделенным полосам, езда по обочине, выезд на встречку. Мало? Так эти камеры также способны заприметить непристегнутых пассажиров, машины, не пропускающие пешеходов, выключенные дневные ходовые огни или фары ближнего света и даже пользование мобильником во время движения.

Камеры, фиксирующие скорость при помощи лазеров, в России встречаются реже. Обычно их можно увидеть на дорогах Европы в виде очевидных металлических ящиков с большим объективом или двумя. Лазерные измерители имеют больший диапазон измеряемых скоростей - от 1,5 до 350 км/ч, в отличие от доплеровских, которые ближе к 250 км/ч начинают чудить, и большую дальность. Однако комплексы, работающие в инфракрасном диапазоне спектра, читай лазерные, сильно сдают позиции в плохих погодных условиях. К слову, в сильный туман почти все камеры перестают работать, так как не могут сделать нормальную фотографию объекта.


Подобные европейским камеры фотофиксации нарушений можно увидеть и в России: несколько регионов закупили себе немецкие комплексы Jenoptik Robot. Он крепится сбоку дороги и может измерять скорость на проезжей части шириной аж до шести полос. Помимо скорости эта камера способна вылавливать нарушителей, проехавших на красный свет, двигающихся по встречной полосе, выезжающих на выделенную полосу для общественного транспорта и даже парковку в запрещенном месте.


На дорогах нашей страны можно увидеть мобильные лазерные комплексы «Амата» от ЗАО «Стинс Коман». Больше всего эти комплексы распространены в Республике Татарстан. Они выглядят как обычная видеокамера, но с двумя объективами: один - это лазерный измеритель, другой - камера фотофиксации нарушения. Так как «Амата» делает фотоснимки транспортных средств при участии человека-инспектора, то с ее помощью теоретически можно зафиксировать выезд на встречную полосу или на обочину.


Еще одним исключительно мобильным комплексом является радар «Бинар». Его можно держать в руках словно мобильник, а можно закрепить на присоске в салоне патрульной машины. Как и «Амата», этот фиксатор нарушений может просто снимать видео выезжающих на встречную полосу или не пропускающих пешеходов, а может измерять скорость движения и делать снимки нарушителей. «Бинар» обнаруживает вас примерно за 300 метров, а снимок машины делает на расстоянии 150 метров.


Методом радиолокации работает один из самых распространенных мобильных комплексов фотофиксации превышения скорости «Визир». Его главный недостаток в том, что он способен уловить транспортные средства, двигающиеся не быстрее 150 км/ч. Поэтом часто гаишники используют его в качестве прибора, фиксирующего выезд на полосу встречного движения и другие подобные нарушения. Правда, данный прибор уже не выпускается и постепенно вытесняется аналогами.

Последнее время все большее распространение получают приборы, не измеряющие скорость, а лишь распознающие номера автомобилей. Для чего они нужны? Все просто: они следят за парковкой автомобилей. В этих устройствах главными элементами являются камера с программой распознавания номерных знаков и датчик GPS/ГЛОНАСС, который позволяет зафиксировать точное местоположение транспортного средства и время фиксации нарушения.


Эти устройства обычно незаметны прохожим и автовладельцам: они устанавливаются в автомобилях ЦОДД, контролирующих парковку, и даже в рейсовых автобусах, где незаметны для водителей этих самых автобусов. К примеру, в Москве за контроль парковочного пространства отвечают устройства «Паркрайт», работающие на базе операционной системы Windows. Они объединены в единую сеть при помощи GPRS-модулей, и чтобы проконтролировать оплату парковки им достаточно дважды сфотографировать ваш автомобиль. Причем первый снимок может сделать одна машина ЦОДД, а второй другая. Устройства имеют и такие дополнительные функции как распознавание проезда на красный сигнал светофора, езды по полосе общественного транспорта, выезда на встречку и даже розыск угнанных транспортных средств.


Если увидите вот такого человека с планшетом в руках, то не спешите стрелять в него из травматического оружия. Скорее всего, это сотрудник парковочной службы или вообще инспектор ГИБДД, вооруженный устройством «Паркнет». Суть - планшет на базе Android, но полностью лишенный функций управления. В вертикальном положении он выключен, а в горизонтальном активируется, делает снимок номера машины, записывает координаты и время, после чего распознает госномер и передает сведения по GPRS в базу данных ГИБДД. Таким образом почти полностью исключается участие человека в процессе регистрации нарушения, и даже пасьянс он на таком планшете разложить не сможет. Зато сможет вызвать эвакуатор для перевозки вашей машины в места не столь отдаленные.

Буквально на днях в Москве на проспекте Мира и Ярославском шоссе заработали 15 комплексов, фиксирующих проезд по реверсивным полосам. Такое нарушение приравнивается к выезду на встречную полосу и карается штрафом в размере 5 000 рублей.

Где нельзя встретить камеры? В первую очередь, на неосвещенных участках трасс. Оборудование камер вспышками в России запрещено из соображений безопасности, а инфракрасная подсветка способна высветить лишь номерной знак. Любой судья при разбирательстве отменит штрафную квитанцию, на которой не будет видно самого автомобиля. Кстати, аналогичные проблемы случаются из-за низкого качества бумаги и принтеров для печати постановлений в самих центрах видеофиксации нарушений. Камеры также нельзя устанавливать на изгибах дорог и в местах с сильными перепадами высот.

И, наконец, всем наверняка хотелось бы узнать, как не попасть в объектив камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Мы знаем 100-процентный способ: не нарушайте, и тогда не придется тратить деньги на штрафы и, в общем-то, бессмысленные и зачастую бесполезные ухищрения.