Исследовательская работа мая малая родина "унцукуль". Койсубулинское вольное общество

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Районный центр — Унцукуль. Расстояние до г. Махачкалы — 203 км. Протяженность автомобильных дорог района — 145,5 км, в т.ч. с асфальтовым покрытием — 42 км. Площадь района — 559,9 кв. км. Численность населения составляет 28,5 тыс. человек. Из них сельское население — 21,3 тыс. человек, городское население — 7,2 тыс. человек. Основную часть населения составляют аварцы — 97,1%. В районе 12 муниципальных образований, включающих 20 населенных пунктов.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Сельское хозяйство с ориентацией на садоводство и животноводство, рыбное хозяйство, а также художественные промыслы. В районе функционируют 10 сельскохозяйственных предприятий (9 МУП, 1 ГУЛ), 410 КФХ и 6841 личное подсобное хозяйство населения. Земельный фонд Унцукульского района составляет 74,9 тыс. га. Промышленность: два консервных завода, Ирганайская ГЭС, фабрика по художественной обработке дерева в с. Унцукуль.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Реки района — одно из самых больших богатств района, источник гидроэнергии, орошения, водоснабжения и рыболовства. Имеются месторождения доломитов и доломитизированных известняков. Запасы этих ископаемых практически неисчерпаемы. Все месторождения отвечают промышленным требованиям по содержанию магния не менее 17%. Заповедный уголок долина Аварского.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Район располагает уникальным и многообразным комплексом ресурсов: памятниками культуры, истории, природы, народно-хозяйственными объектами, также объектами соцкультбыта. Материальную базу для развития туризма в районе составляют спортивно-оздоровительный комплекс «Сосна», туристическо-оздоровительный лагерь «Орлиная гора». Большой интерес для туристов и гостей района представляет г. Ахульго , ландшафтный памятник природы — теснина «Эхо», пос. Шамилькала — «город в горах», поселок гидростроителей. Многоэтажные дома с городской инфраструктурой в горной части. Имеется Унцукульская художественная фабрика народных промыслов.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Не обладая достаточными земельными ресурсами (с учетом доли земель «на плоскости»), в т.ч. пахотными землями, Унцукульский район увеличивает производство большей части сельскохозяйственной продукции. Проводит ся работа по сохранению и усилению агропромышленной специализации района на основе развития мясо-молочного животноводства, овцеводства, плодоводства, рыбного хозяйства. Планируется техническое переоснащение действующего консервного завода, приобретение нового оборудования и увеличение производственных мощностей завода. В перспективе — наращивание ресурсного потенциала и строительство нового комбината о заготовке и переработке мяса и молока. В планах также строительство инкубационного цеха для зарыбления Ирганайского водохранилища, что
позволит обеспечить и поддержать запасы ценных промысловых рыб 6ассейна рр. Сулак и Аварское Койсу, обеспечить рынки района и республики ценными и редкими породами рыб и обеспечить поступлений дополнительных доходов в бюджет района. Район имеет перспективы для вложения инвестиций в развитие туризма, для которого разработаны схемы перспективного размещения туристических объектов.

Унцукуль - село, входит в состав Унцукульского района Республики Дагестан. До апреля 2016 года - административный центр Унцукульского района. Расположен в 10 км (по дорогам) северо-западнее районного центра посёлка Шамилькала. Находится а восточном склоне Бетлинского хребта, на левом берегу Аварского Койсу, на площади более 300 га. Высота над уровнем моря составляет 850 метров. Расстояние от селения Унцукуль по наикратчайшей дороге через Гимринский автодорожный тоннель составляет: до столицы Дагестана - города Махачкала - 78 км, до ближайшего аэропорта «Уйташ» около г. Каспийска - 100 км, до ближайшей станции железной дороги в г. Буйнакск - 38 км, до федеральной трассы М-29 «Кавказ» - 78 км. Селение Унцукуль известен как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла Истоки её уходят в далекое прошлое - в XVII-XVIII века. Пока до сих пор не выяснено происхождение местного мастерства. Е. М. Шиллинг считал, что насечка металлом по дереву ведет своё происхождение от инкрустации по металлу, и что при этом имелся промежуточный этап инкрустации деревом по камню, что делалось с архитектурными целями. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление предметов быта из кизилового дерева, украшенных художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать орнаментальной насечкой металлом декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы.Если до конца XIX века рынком сбыта продукции были такие центры как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу. В те далекие годы унцукулец Магомед Юсупов открыл свою мастерскую даже в Вашингтоне. Предметы, изготовленные им, имели небывалый успех. Изделия 15-ти унцукульских мастеров приобрели на Всемирной выставке в 1900 году в Париже такую популярность, что во Франции и Англии в то время были открыты специальные мастерские. Новые нетрадиционные вещи в Унцукуле стали делать с 1921 г., когда в подарок В. И. Ленину от всего Дагестана два мастера Н. Ханбудаев и М. Кебедов изготовили письменный прибор, на котором орнамент был подобран с большим вкусом. Поиски нового привели к появлению оригинальных по форме и очень красочных по орнаментации ступок, ваз, ковшей, даже телефонного аппарата, деревянных плакеток с изображением фантастических птиц и животных. В 1929 году в Унцукуле была создана промысловая артель, которая в 1958 году была преобразована в фабрику художественных изделий. Свою продукцию унцукульцы неоднократно показывали на выставках во Франции, США, Бельгии, в частности в 1937 году работы унцукульских мастеров экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль и диплом первой степени. Но и сегодня унцукульские изделия из ценных пород дерева с насечкой и инкрустацией мельхиором выполнены в древнейших уникальных традициях народных промыслов. В основе унцукульского орнаментального рисунка лежит четко фиксированная, стойкая композиционная структура, получившая название «ишан» (узор, знак). Характерной особенностью орнамента является адресная принадлежность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделии присутствует древний символ - солярный знак. Сверкающие серебром на темной поверхности полированного, с великолепной текстурой, дерева традиционные узоры геометрического и растительного орнамента придают изделиям неповторимую красоту, уникальность, царственную роскошь и благородство. По красоте, изысканности и в то же время простоте и лаконичности декоративных средств, а также остроумной смелости и незатейливости технических приёмов унцукульская насечка является единственным в своем роде явлением в декоративном искусстве.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

БУЙНАКСКОЕ ГОРОДСКОЕ МУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 города Буйнакска»

Номинация: Гуманитарное – экологическое исследование.

Выполнил:

Абдусаламов Магомед

Шамилович 7 «а» класс

Руководитель:

Ильясова Заира Магомедзагировна

2017 год

Содержание

    Введение

    Глава 1. Природно-географические особенности

    1. Географическое положение

      Климат

      Растительный и животный мир

      Основные занятия унцукульцев. Искусство унцукульских умельцев

      Экологические проблемы

      Необходимые меры по улучшению экологии

      Инфраструктура села Унцукуль

    Глава 2. Этнос и социальное развитие

2.1 Исторический очерк села Унцукуль

2.2 Легенда об Унцукуле

2.3 Исторические события

2.4 Известные люди села Унцукуль

2.5 Великая Отечественная война в судьбах унцукульцев

2.6 Участие унцукульцев в событиях 1999 года

3.1 Полезные ископаемые

3.2 Народные обряды, праздники

3.3 Народная медицина

    Заключение

    Библиография

    Приложение

Аннотация к работе «Моя малая родина»

«Селение Унцукуль»

Абдусаламов Магомед Шамилович

ученик 7 «а» класса МКОУ СОШ №11

Каждый дорожит своей родиной и считает, что нет на свете места прекраснее. Поэтому я выбрал тему своей работы: «Моя малая родина». Целью которой является рассказать о красоте и достопримечательностях селения Унцукуль, чтобы привить любовь, уважение и интерес к нему. Для меня родина начинается здесь с небольшого селения Унцукуль, занесенного зимой снегами летом радующего дарами своей необъятной природы. По утрам над высоченными горами величаво всплывает светило, открывая картину просыпающегося села, тонкие свечи минаретов и блестящее у подножья гор Унцукульское водохранилище, относящееся к ГЭС.

Унцукуль – аварское село, расположенное на солнечной стороне горного склона. Оно славится на весь мир деревянными инкрустированными изделиями, которые изготавливают местные умельцы. Проводя исследования, я сделал вывод, что нужно беречь, благоустраивать и не засорять нашу родину для будущего поколения. Чтить традиции и обычаи своего края. Знать происхождение своей маленькой родины. Строить заводы, фабрики, чтобы у населения была работа и они не уезжали в большие города.

Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы никогда не забудем. Мы будем любить и чтить ее до последних дней своей жизни.

Я желаю селению Унцукуль процветания и благополучия.

Введение.

Дагестанское селение Унцукуль славится на весь мир деревянными инкрустированными изделиями, которые изготавливают местные умельцы.

Унцукуль – аварское село, расположенное на солнечной стороне горного склона.

Природа села и его окрестностей изумительно красива. По утрам над высоченными горами величаво всплывает светило, открывая картину просыпающегося села, тонкие свечи минаретов и блестящее у подножья гор Унцукульское водохранилище, относящееся к ГЭС.

Одним из лучших в мире мастеров своего дела считается унцукулец Магомедали Магомедалиев. Наблюдать за его работой по изготовлению унцукульских изделий бесконечно интересно, тем более что Магомедали Гамзатович – человек терпеливый и своим статусом «лучшего мастера» не кичится. Сперва на заготовке выводится рисунок, затем вырезается ложбинка, а потом вбивается туда молоточком металлическая пластинка… И вот что удивительно: то, что на готовом сувенире выглядит как гвоздики, на самом деле проволока, под которую сначала делают выемку, а потом её туда вбивают так, что снаружи остаётся только точечка-шляпка.

Есть в селе и мастерские, где из обычных поленьев на свет появляются вазы, кувшины, сабли, трости и прочие изделия. Это мужская территория, и если в ней находятся женщины, мужчины проявляют заметное волнение. Невзирая на их «нельзя», «вы не сможете» и «это небезопасно», автор этих строк всё же рискнула лично опробовать механические приспособления и некоторые инструменты.

В процессе изготовления сувениров мужчины, как правило, делают всю подготовительную работу, а инкрустируют чаще всего женщины. Однако при подготовке изделий для выставок мужчины берут на себя и инкрустацию.

Нельзя не сказать и о двух очень интересных людях, которые согласились быть нашими гидами по Унцукулю. Это главный имам села Магомед-Загид Нурмагомедов, который, помимо основного занятия, представляет собой местное телевидение: самостоятельно снимает и выводит в эфир программы; вторым нашим спутником был местный учитель Магомед Абдулаев.

В их сопровождении мы побывали у мастеров, которые изготавливают сабли. Благодаря искусной отделке рукояти и ножен эти рукотворные шедевры имеют внешний вид сувениров, но продолжают оставаться грозным оружием. Нам удалось уговорить сопровождающих джигитов продемонстрировать умение владения саблей. И, когда эти мирные сельчане извлекли клинки из ножен – стало видно, что ни горцы, ни сабли сувенирными не бывают.

Удалось нам пообщаться с мастером-женщиной и понаблюдать за её работой.

Мастерица ловко вбивала метал в дерево, рождая из полосочек и точек узор за узором, который после шлифовки весело переливался в солнечных лучах. Рисунки на изделии состоят из огромного количества мельчайших деталей.

Если раньше инкрустировали серебром и золотом, то сейчас – металлом, однако ценность этих ваз не в дороговизне материала, а в кропотливости и объёме работы. Красятся вазы традиционно в коричневый цвет разных оттенков – от просто тёмно-коричневого до вишнёво-коричневого.

Есть в селении и фабрика с музеем. Некогда фабрика была гордостью Унцукуля, на ней трудилось много работников, изделия побеждали на выставках, продавались за рубеж. Сейчас там трудятся всего пять работников, выполняющих штучные заказы. Что касается музея, здесь невероятной красоты изделия, известные на весь мир, хранятся без положенного им почёта, без необходимых и соответствующих их статусу условий. В. И. Ленин сказал об Унцукульском ремесле: «Такое искусство не должно пропасть». Пока слова вождя пролетариата значили очень много, до развала страны Советов - это искусство поддерживалось государством. Ныне мастера сами заботятся о сохранности своего ремесла, передавая из поколения в поколение свои знания и навыки. В селе сегодня около двухсот мастеров, а это, если говорить в масштабах всего мира, угрожающе мало.

В целом Унцукуль производит впечатление села, развивающегося и обеспеченного. Спутниковые тарелки подставляют свои круглые лица под солнечные лучи и выглядят немного непривычно на крышах сельских домов по соседству с гнёздами ласточек. Тут и там видны стройки: возводятся дома, новая мечеть, магазины.

Тому, кто хоть раз побывал в селе Унцукуль, наверняка захочется вернуться сюда, чтобы вновь увидеть изумительные рассветы и закаты, понаблюдать за работой умельцев-мастеров… а может, и самому хотя бы на недельку засесть под абрикосовым деревом с миниатюрным молоточком в руках, превратившись в послушного и старательного ученика, чтобы в итоге полюбоваться на результат собственных усилий – изящную изукрашенную вазу или саблю, лезвие которой играет на солнце.

Глава 1. Природно – географические особенности.

    1. Географическое положение.

Унцукуль один из крупных сел нагорного Дагестана. Селение Унцукуль расположено выше уровня моря на 850 м.. Площадь территории - 560 км². Расстояние от северной границы до южной – 45 км, от западной границы до восточной – 25 км.

Расположено на левом берегу , в 147 км к югозападу от города . Находится на восточном склоне Бетлинского хребта на левом берегу Аварского Койсу, на площади более 300 га. Расстояние от селения Унцукуль по наикратчайшей дороге через Гимринский автодорожный тоннель составляет до столицы Дагестана – города Махачкала - 78 км, до города Каспийска 100 км. От районного центра Унцукуль в 30 км к юго-востоку расположен бассейн реки Сулак.

    1. Климат

Климат села Унцукуль можно отнести к холодному и влажному сезонам. Средняя температура самого холодного месяца – январь колеблется в пределах 8 - 11 градусов, самого теплого месяца – июнь – 16 – 18 градусов. Ледообразование на реках неустойчиво, продолжительность ледовых явлений от 10 до 15 дней. Среднее годовое количество осадков - 300 – 400 мм. Климат Унцукульского района – это сухая и мягкая зима, сухое и жаркое лето. Унцукуль расположен в центральной части Дагестана. В природно-климатическом отношении это - один из заповедных уголков , долина с её субтропическим климатом.

    1. Растительный и животный мир.

Флора и фауна села бедна. В основном фауна представлена следующими видами животного мира: суслики, хомяки, белозубки, белогрудый еж, волк, медведь, лисица, куница, рысь, белка, кабан, барсук. Из птиц встречаются пчелоед, стервятник, гриф, беркут, кавказский тетерев, серая куропатка, филин, очень много стрижеобразных. Встречаются и пресмыкающиеся: кавказская агама, ящерицы, желтобрюхий полоз, уж, гадюка. Флора представлена сосновыми и смешанными хвойно-широколиственными лесами, которые сохранились небольшими островами. В горной части можно встретить практически все лекарственные растения: тмин, чабрец, зверобой, тысячелистник и др.

    1. Основные занятия унцукульцев. Искусство унцукульских умельцев.

С древнейших времен унцукульцы были известны в Дагестане как один из самых сплоченных, организованных и трудолюбивых народов. В долине реки Аварское Койсу унцукульцы имели прекрасные сады и кукурузные поля. В высокогорных окрестностях аула они содержали свой скот, а на крутых, каменистых склонах возводили уникальные террасы для садов и виноградников. К огромному сожалению, в последние десятилетия огромный, титанический труд наших предков по возведению террас и развитию садов в запущенном состоянии.

Унцукульцы с древнейших времен были известны в горах и как хорошие мастера ремесленных дел. Малоземелье и отсутствие достаточных средств для обеспечения семьи хлебом заставили унцукульцев искать дополнительные источники доходов. В свободное время от работы в своем хозяйстве, особенно в зимний период, унцукульцы искали все возможные пути развития для различных ремесел, необходимых горцам в своем хозяйстве.

Особенно широкую известность в горах приобрели унцукульские дерево-обработчики. На основе искусства дерево-обработчиков в 18 веке у унцукульцев зародилось искусство насечки по дереву. Селение Унцукуль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Относительно других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана этот промысел возник недавно, около 200 лет назад. В истории известно, что в 1827 году на празднике «Ураза байрам», впервые было продемонстрировано во время скачков кнутовище, расписанное серебром. Этот день принято считать официальным днем рождения унцукульского искусства насечки по дереву. Унцукульское искусство неповторимо и уникально, ведь унцукульцы единственные в мире мастера насечки по дереву. Все инструменты, необходимые для насечки, были изобретены унцукульскими мастерами. Постепенно искусство унцукульских мастеров совершенствовалось и они стали вывозить свои изделия для продажи в крупные города России, Европы и Америки. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление ручек, нагаек, тростей и стеков. Позднее изготавливались курительные трубки и палки. В период Кавказской войны Унцукуль имел свои оружейные мастерские.

Унцукульские мастера, в основном, для инкрустации медью, мельхиором, серебром, применяли дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне и принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации.

Безусловно, есть сходство и различие в орнаментальных традициях мастеров Унцукуля, Балхара, Гоцатля. Однако, характерной особенностью унцукульского орнамента является принадлежность или адресность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделие присутствие древнего символа - солярного знака. В XX веке изделия унцукульских мастеров приобретают роль декоративных предметов. Появляются настенные блюда, панно. Вообще украшать стены - это древняя традиция, распространенная в Дагестане.

Так называемые, «кунацкие» комнаты были гордостью дагестанцев. Произведения унцукульских мастеров неоднократно отмечались премиями на региональных, всероссийских и международных выставках. Еще в 1937 году в Париже на Международной выставке изделия унцукульских мастеров заняли первое место и получили «Гран-При». Изделия мастеров унцукульской художественной фабрики представлены более чем в тридцати крупнейших международных выставках. Художественное творчество унцукульских мастеров в течение небольшого отрезка времени прошло сложный путь развития. Стиль изделий, создаваемых унцукульскими мастерами, формировался не без влияния соседних народов. Тем не менее, унцукульское художественное творчество является самобытным высокохудожественным и самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства.

В 1921 году унцукульские мастера подарили В.И.Ленину чернильный прибор, трубку и трость. Большой вклад в развитие унцукульского искусства внес во второй половине 20 века лауреат премии им. Репина, директор фабрики - Идрис Абдулаев.

В последние десятилетия искусство унцукульских умельцев получило новое дыхание. Унцукульские кинжалы, трубки, чернильные приборы и десятки других самобытных изделий с насечкой по дереву можно сегодня увидеть во многих выставках. Унцукульские изделия стали предметами украшения и бытового пользования для многих из нас.

В.И.Ленин, увидев унцукульские изделия с насечкой по дереву. отметил: «Такое искусство никогда не должно угаснуть».

ИНСТРУМЕНТЫ:

УНЦУКУЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИЯ:

    1. Экологические проблемы.

Экологическая атмосфера Дагестана достаточно благоприятная. Воздух, вода, употребляемая в пищу, растения и продукты животноводства – все это имеет хорошее качество. Большое влияние на растительность оказывает чрезмерный выпас скота. Вырубка леса со склонов сильно усилилось. Большую опасность для экологии села имеют большие масштабы вырубки леса.

    1. Необхомидые меры по улучшению экологии.

Неразумные действия человека катострафически уменьшают лесные массивы. Большие вырубки леса связаны с отсутствием природного газа. Проведение природного газа в преспективе дало бы возможность для сохранения благоприятной экосистемы в данной местности.

    1. Инфраструктура с.Унцукуль.

      В селе функционируют:

    Унцукульская средняя общеобразовательная СОШ №1 и СОШ №2

    Дом администрации

    Почта

    Детский сад

    Музей школьный.

    Открытая волейбольная площадка

    Унцукульская участковая больница

    Медресе

    Спортивный зал

    Четыре мечети

Глава 2. Этнос и социальное развитие.

2.1 . Исторический очерк села Унцукуль

Унцукуль - один из древнейших аулов нагорного Дагестана. Расположен он на левом берегу реки Аварское Койсу, на высоте 836 метров над уровнем моря. Лишь Гимринский хребет отделяет аул Унцукуль от равниной части Дагестана. Мягкий и даже субтропический климат долины реки Аварское Койсу, а также глубокий котлован, в котором расположен аул Унцукуль, окруженный со всех сторон горными вершинами, определили тот факт, что на территории аула наши предки проживали с глубокой древности. Однако достоверных источников о возникновении аула Унцукуль не сохранилось. До нас дошли лишь противоречивые предания об этом. Так, по одним сведениям аул Унцукуль был основан выходцем из наиболее древнего аула Унцукульского района аула Харачи. Согласно этим преданиям у одного харачинца часто пропадал бык(«ОЦ»- по-аварски) и он его всегда находил у родника, на месте прежнего аула Унцукуль. место это так понравилось харачинцу, что он основал на этом месте свой хутор и назвал его «ОЦО-КУЛИ» «ОЦ- «бык», «КУЛИ - «хутор». Отсюда и название аула «Оцокули перетрансформировалось в название «Онсоколо».

По другим преданиям Унцукуль был основан харачинцем по имени «Онсо» и что отсюда произошло название «ОНСОКОЛО» существует по этомк поводу и другая версия, согласно которой название аула произошло от андийского слова «Унсокол», что означает «хутор с теплыми источниками». Считают, что андийцы, которые нашли эти теплые источники воды основали здесь свой хутор и таким образом заложили основу новому аулу Унцукуль.

По другим сведениям, ученый-историк Даниялов А.Д утверждал, что Унцукуль был основан выходцами из аула Ругуджа. Ученый-историк Тахнаева Патимат Г. в своих трудах описывает археологические раскопки хутора «Унсоколо» на окраине аула Ругуджа Гунибского района. Достоверно известно, что в древности на территории аула Унцукуль существовали девять самостоятельных хуторов: Маккаби, Колоб, Инти, Унцукуль, Макка, Кушмата, Ругутль, Раканлаби, Арачул гох. О существовании этих хуторов подтверждают сохранившиеся на этих местах и поныне руины и кладбища. По рассказам стариков и по некоторым сведениям историков к началу 8 века, к началу нашествия арабов в Дагестан, все эти хутора объединились в аул Унцукуль в целях защиты от внешнего врага.

2.2. Легенда об Унцукуле.

В одном из малых сел востока,
Среди ущелий, гор высоких,
Где ветер свищет среди скал,
Смельчак гнездо орла искал.

Ему однажды сон приснился.
Что с неба Ангел вдруг спустился
И повелел ему идти.
В горах гнездо орла найти.

Чтоб, шел не мешкая, в дорогу.
Чтоб взял с собою понемногу,
Из пищи, то что в доме есть.
Чтоб было что в пути поесть.

Да чтоб, когда сойдет с крылечка,
Ни с кем не молвил бы словечка.
А до орлиного гнезда
Ему укажет путь звезда.

Чтоб у гнезда орла дождался.
Коль тот еще не возвращался.
Чтоб из гнезда с собой унес
То что орел в когтях принес.

Чтоб ту добычу полюбовно
С орлом он разделил бы ровно.
Не угрожал орлу - просил.
Орлиной крови не пролил.

Когда заря зажглась в полнеба,
И Ангел улетел на небо.
С кошмы пастух поспешно встал,
Хурджин собирать в дорогу стал.

Взяв немудреные припасы,
Хозяйства скромные запасы,
Стал ждать, стараясь не уснуть,
Когда звезда укажет путь

Присев у отчего порога
Следил как месяц круторогий
Плыл не спеша по небесам.
Зажглись и звезды. Тут и там

И вот, одна звезда большая,
Сама себя оповещая,
К порогу тихо подплыла.
И в путь с собою повела

Он шел всю ночь. Перед рассветом
Звезда исчезла. В месте этом
Зиял чудовищный провал
Еще бы шаг и... он упал.

И на краю того провала
Присел на землю он устало.
И думал "как мне дальше быть?"
И где орел гнездо мог свить?"

Следя за быстрой тенью длинной
Услышал клекот он орлиный
Кровь в жилах будто замерла.
Увидел он гнездо орла.

Орел гнездо свил на утесе.
Тревожный взгляд пастух наш бросил.
Добраться трудно до гнезда.
"Мне помоги, моя звезда".

Пастух пророку помолился
И силы дух в него вселился.
Он на крутой утес полез
Чтоб ввысь подняться до небес.

И по стене отвесной, гладкой.
Долез до маленькой площадки.
И, обессилив, над гнездом.
Вдруг задремал тревожным сном.

Но только лишь сомкнул он веки
Над ним пронесся сильный ветер -
- Орел с добычей прилетел
И на краю гнезда присел.

Пастух увидел, сквозь ресницы,
Что бьется змей в когтях у птицы.
Меж кольцами змеи, внутри,
Лежит мальчишка. Года три.

С большими черными глазами,
Не увлажненными слезами,
С улыбкой ясной на устах,
Змею сжимал в своих руках.

Как видно битва продолжалась
И в небесах. Когда разжались
Ручонки этого дитя
Змея была уже мертва.

Посланца помня наставленья
Пастух наш стал, без промедленья,
У хищного орла просить.
Чтоб с ним добычу разделить.

К орлу оборотившись ликом,
Ему сказал "О, гор владыка!
Ты всю змею один съедай
А мне мальчонка лишь отдай.

Ему будь другом, старшим братом.
Путь облегчи мне с ним обратный.
Законов гор не позабудь.
Мальчишке побратимом будь".

Речь пастуха орел прослушал.
Ничем безмолвья не нарушил.
Забрать ребенка не мешал.
Неспешно сам змею клевал.

Пастух с ребенком возвратился.
Над ним орел все время вился.
В ауле частым гостем стал.
Пока ребенок подрастал.

Мальчишка рос отважным, смелым,
Бесстрашным, ловким и умелым.
Сноровкой, силой, видит Бог.
Никто сравниться с ним не мог.

Частенько видели сельчане
На пиках гор, в густом тумане.
Где ветер буйный лишь летал.
Мальчишка тот с орлом играл.

Посовещались аксакалы,
В свидетели взяв горы, скалы,
Мальчишке сделали сунат.
И дали имя Магоммад.

Он полон жизни и веселья.
Ему знакомы все ущелья.
Не зная что такое страх
Он часто ночевал в горах.

С орлом он как-то заигрался.
Спуститься вниз уж собирался
Но, обратив к востоку взор,
Чужой услышал разговор.

Ущелье рядом проходило.
Оттуда видно доносило.
Обрывки незнакомой речи.
А между тем спускался вечер.

На край ущелья он прилег,
И там, внизу, увидеть смог.
Людьми заполненный овраг.
И мальчик понял - это враг.

Что делать? В селенье бежать за подмогой,
Враги подошли к нему тайной дорогой.
Но времени нет, и мальчишка решился.
За выступ скалы он руками схватился.

Шептал он, толкая скалу со всей силой
"Да будет ущелье, враги, вам могилой.
Пусть милость Аллаха аул мой спасет.
Никто из ущелья живым не уйдет"

И с гулом и грохотом, грому подобным.
Скала покатилась и, ею влекомый,
Лавиною хлынул поток из камней
Засыпав вход, выход, людей и коней.

Тут, в небе вечернем, орел появился.
На крыльях распластанных плавно кружился.
Смотрел как мальчишка, за выступом скал,
В ущелье то острые камни бросал.

Не сразу враги от смятенья очнулись.
Когда ж спохватились, вдруг оглянулись.
То поняли - выход один только есть -
- С ущелья по стенкам на верх надо лезть.

И вот, побросав снаряженье, коней.
Связали веревки они из ремней
И вверх устремились по стенам отвесным
С сноровкой и навыком с детства известным.

Хотя и не легкой была та дорога.
Но им оставалось до верха немного.
Ведь там, на верху, лишь мальчишка стоял
Руками уставшими камни бросал.

И думалось всем что спасение близко
Но тут над ними низко, низко
Орел стал вихрем пролетать
Им руки, головы клевать.

Он с клекотом грозным на них налетал.
Живыми сердца из груди вырывал.
И взмахами крыльев слепил им глаза
Мешалась с кровавою пеной слеза....

И падали враги со стен
А юный воин между тем.
С подмогой обретя надежду.
Бросал в них камни, как и прежде.

Когда подоспели мужчины с селенья.
Усеяно мертвыми было ущелье.
А там, на верху, их спасатель стоял.
Орел - побратим в поднебесье летал.

Все жители низко ему поклонились.
Свершив омовенье пророку молились.
И мальчик здесь новое им обрел
Цум-Магоммад. - Это значит Орел.

Но вырос мальчишка. Красивый, высокий.
С девчонкой он встретился. Взгляд черноокий.
Пронзил его сердце, а брови, коса.
Лишили его и покоя и сна.

И вскоре гремел уже свадебный той
И свадьбы никто не припомнил такой.
Там были и шутки, и пляски, и смех.
Еды и напитков хватило на всех.

От парня и пошли потомки.
С душою чистой, смехом звонким.
Селились в скалах, среди круч.
Что уходили в сумрак туч.

И встал на неприступных кручах.
Народ отважный и могучий.
С орлиным сердцем и душой.
Семьей единой и большой.

Свои богатства и владенья.
Он защищал от нападенья.
Из века в век, от стрел, от пуль.
Аул был назван Унцукуль.

Редким в ауле том раздоры.
Там не живут бандиты, воры.
На страже там, из века в век,
Стоит “орлиный человек”.

Идут в народе разговоры.
Что дом себе он сам построил.
В горах высоких. Выше туч.
Туда дойдет лишь солнца луч.

И с тех высот, и днем и ночью,
Он охраняет дом твой отчий.
Весь Унцукуль от зла и бед.
Таков Аллаху дан обет

2.3. Исторические события.

Койсубулинское вольное общество.

Первым паолитическим объединением в долине реки Аварское Койсу можно считать Койсубулинское вольное общество, возникшее в начале 17 века и существовавшее до возникновения Имамата Шамиля в 1835 году. Население Койсубулинского вольног общества назывались «Хьиндалал», что в переводе означает «жители теплой речной долины» центром Койсубулинцев всегда был аул Унцукуль. В Унцукуле была создана постоянная военная дружина из 100 человек, которая была создана для защиты населения от вторжения внешних врагов.

Объединение койсубулинцев вокруг села Унцукуль было продиктовано необходимостью совместной борьбы против Хунзахского ханства. Весь период существования Койсубулинского вольного общества характеризуется жестокой и непримиримой борьбы против хунзахских ханов. В конце 18 века койсубулинцы добились полной независимости от хунзахского ханства. Койсубулинское вольное было одним из самых сильных и могущественных политических объединений в Дагестане.

В исторической литературе отмечается, что Шамхал Тарковский обратился за военной помощью к унцукульцам в их борьбе против иноземных захватчиков. Также известно, что в разгроме войск Надыр-шаха в горах Дагестана в 1742 году активное участие принял ряд койсубулинцев в количестве 3000 человек во главе с унцукульцем Малачиханом.

К периоду существования Койсубулинского вольнонго общества относится и эпоха набегов койсубулинцев на Грузию и плоскостные земли. В памяти унцукульцев до сих пор живут имена военных предводителей из аула Унцукуль, таких как: Гелега, Канца, Малахума, Кудияв Нурмагомед, Чончолав и другие. Известно, что унцукульцы Гелега и Малачихан во главе своих отрядов сражались героически против войск персидского Шаха, вторгшихся в Грузию. Унцукульцы Гелега и Малачихан героически погибли в борьбе за свободу народов Кавказа против персидских войск.

Койсубулинское вольное общство прекратило свое существование с началом Кавказской войны и созданием государства Имамат Шамиля в 1835 году.

Унцукуль в годы Кавказской войны.

Кавказская война одна из самых героических, но вместе с тем и драматических страниц в истории в Дагестана. Однозначно оценить участие унцукульцев в Кавказской войне невозможно, потому что это было сложное противоречивое время. Из истории известно, что в армии Имама Шамиля находился отряд унцукульцев, состоявший из 200 пеших и 250 конных воинов. Тахир Унцукульский был правой рукой Имама Шамиля и героически сражался вместе с ним на Ахульго в 1839 году. Оружейный мастер Джабраил-Гаджи впервые начал изготавливать пушки для армии Шамиля. Известно также, что первая жена имама Шамиля - Патимат родом из села Унцукуль, а ее отец, известный лекарь Абдулазиз, вылечил имама Шамиля после его ранения в Гимринском ущелье в 1832 году.

Также в истории известно, что имам Шамиль в юношеские годы жил в селе Унцукуль и обучался у известных алимов. В начальный период Кавказской войны унцукульцы активно поддерживали освободительную борьбу горцев, потому что это борьба была направлена не только против царских войск, но и против местных ханов и беков, угнетавших горцев. Для того, чтобы усмирить унцукульцев, царские войска помтроили в Унцукуле военную крепость. С другой стороны, унцукульцы часто выезжали в центральные губернии для продажи своих товаров с насечкой по дереву и понимали, что борьба горцев Дагестана против великой российской державы не имела перспективы.

2.4. Известные люди села Унцукуль.

Унцукуль - родина легендарного Махача Дахадаева.

В феврале 1917 года в России царь был свергнут, а в октябре 1917 года власть перешла в руки партии большевиков во главе с В.И. Лениным. Однако борьба за власть Советов в России превратилась в братоубийственную гражданскую войну.

Общество разделилось на два лагеря. Горцы в основном поддержали Советскую власть в Дагестане, надеясь, что рабочие получат заводы и фабрики, а крестьяне - землю. Как и все остальные народности Дагестана, унцкульцы также принимали активное участие в борьбе за власть Советов Дагестана.

Достаточно сказать, что Махач Дахадаев - один из активных руководителей бедноты в борьбе за власть Советов Дагестана, был уроженцем села Унцукуль. Поэтому неслучайно, что из числа Унцукульцев был создан партизанский отряд численностью 500 человек, а аул Унцукуль называли родиной красных партизан.

Махач Дахадаев родился 2 апреля 1882 года года, в семье кузнеца, в селе Унцукуль. Вырос в кумыкской военной семье Аджиевых. После успешного окончания школы, по рекомендации её директора, он поступил на подготовительное отделение Темир-Хан-Шуринского реального училища. В 1900 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Учился на стипендию князя А. Казаналипова. Махач проявлял большой интерес к технике, изобретательству, черчению и рисованию. На конкурс ученических работ он представил оригинальную конструкцию паровоза и занял на нем призовое место. Еще один пример. Темир-Хан-Шуринское реальное училище приняло участие в конкурсе ученических рисунков, объявленном Академией художеств России: из 200 работ, рассмотренных специальной комиссией, лишь три заслужили грамот Академии, в их числе и работа Махача. Эти и другие факты «училищной» жизни одаренного юноши свидетельствуют о том, что к выбору своей будущей профессии инженера Махач Дахадаев шел сознательно и по призванию. Представляется верным предположение о том, что на формирование политических взглядов М. Дахадаева определенное влияние оказали его старший земляк М.-М. Хизроев и друг Магомед-Мирзы С.Д. Марков (его именем названа одна из улиц Махачкалы), который руководил социал-демократическим кружком студентов в Институте путей сообщения. В Петербурге, где у Махача появились огромные возможности для усовершенствования своего образования - и политического и профессионального - обнаруживается стремление к глубокому изучению математики, архитектуры, механики, железных дорог, мостостроения и др. Во время учебы сблизился с революционными организациями и в 1901 году вступил в РСДРП. В 1905 году вернулся в Дагестан, был одним из руководителей организации РСДРП в Темир-хан-Шуре, входил в состав «Крестьянского центра».

В борьбе за власть Советов в Дагестане Махач Дахадаев сыграл выдающуюся роль. Махач является всех трех российских революций. Поэтому свержение царизма Махач встретил восторженно. Тогда Махач писал: «Впервые народы вздохнули свободно, почувствовали себя гражданами свободной России.

С апреля 1918 года Махач входит в состав Областного ВРК, в качестве заведующего военным отделом, сохраняя тот же пост при его трансформации в июне в Областной Исполком Советов. С того же времени - комиссар областного военного комиссариата. Являлся членом Чрезвычайного военного Совета вместе с Уллубием Буйнакским. Занимался организацией Дагестанской Красной Армии, которую и возглавил 11 июля. Руководил боевыми действиями против вторгнувшегося на территорию Дагестанской Области, в соответствии с планами Антанты по установлению английского господства на Каспийском море, полковника Л. Ф. Бичерахова.

Более месяца удерживал во фронтальных боях рвущуюся на Северный Кавказ через Дагестан, превосходно оснащенную и поддерживаемую англичанами армаду войск Бичерахова. Постепенно сдавая позиции (под Дербентом, Манасом и на подступах к Петровску) Бичерахову, Махачу все таки удалось занять аулы Гимры, Каранай и свой родной Унцукуль. После упорных двухдневных боев у Верхнего Караная ему удалось разгромить отряд полковника Джафарова. Под руководством Махача Дахадаева отряды Красной армии наносили ощутимые удары по интервентам и силам контрреволюции. Однако 9 сентября 1918 года враги Советской власти устроили засаду и предательски убили Махача Дахадаева. Махач понимал историческую перспективу, поэтому светлое будущее Дагестана он видел только в составе России. Узнав о гибели Махача Дахадаева, Орджоникидзе писал Ленину, что Советский Дагестан понес большую потерю в лице Дахадаева.

Махач Дахадаев был женат на внучке Имама Шамиля - Патиматзаграт. Их единственный сын Адиль долгие годы жил и работал в Унцукуле.

За выдающиеся заслуги Махача Дахадаева перед дагестанским народом столица Дагестана была названа в честь него - МАХАЧКАЛА. Его именем названы Дахадаевский район, улицы многих городов и сел, десятки колхозов и фабрик.

На Привокзальной площади Махачкалы стоит один из главных памятников города - памятник Махачу Дахадаеву. В честь этого борца за Советскую власть МАХАЧКАЛА и получила свое название.

2.5. Великая Отечественная война в судьбах унцукульцев.

Унцукульцы приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Достаточно сказать, что из села Унцукуль на фронт ушли 216 человек, из них вернулись домой 106 человек, погибли на фронте 110 человек, а 50 из них пропали без вести на фронте. Унцукульцы героически воевали на фронтах ВОВ в боях за Москву и Ленинград, Сталинград и Кавказ, участвовали и в освобождении Европы от фашистов и в штурме Берлина. Так, летчик-штурмовик Абдулаев Абдулсатар героически сражался в боях за Ленинград и погиб 21 марта 1944 года, повторив подвиг Гастелло. Свой горящий самолет он направил на вражеский корабль и погиб как герой. Героически погиб на Курской дуге лейтенант Гаджиев Зайнула, работавший до войны заведующим РайОНО и добровольцем ушедший на фронт в 1941 году.

Многих боевых орденов и медалей удостоился Магомедалиев Осман, дошедший с боям от Кавказа до Берлина.

Легендарным героем Югославии стал унцукулец Магомед Гаджиев, военный врач, участник партизанского движения в Югославии против фашизма. Таких примеров героической борьбы унцукульцев на фронтах ВОВ десятки и сотни. Своих сыновей и братьев, ушедших на фронт, в тылу заменили их матери и сестры. Многие горянки пасли скот, собирали урожай, воспитывали детей, героически трудились на строительстве оборонительных рубежей на Тереке. Вместе с тем женщины, дети и старики села Унцукуль успевали оказывать помощь фронту. Так на средства, собранные унцукульцами в годы войны, была создана танковая колонна имени Шамиля и эскадрилья имени Махача Дахадаева. Кроме того, унцукульцы собрали в годы войны 7 тонн цветных металлов, 120 лошадей. За помощь фронту, оказанную в годы войны, унцукульцы получили благодарность от имени В.И. Сталина.

На сегодня в живых участников ВОВ в селе Унцукуль не осталось никого.

Никто не забыт, ничто не забыто!

В послевоенный период в истории нашей родины было немало драматических событий, локальных войн и вооруженных столкновений, в которых приняли участие по воле судьбы и десятки унцукульцев, которые в тот момент служили в рядах Советской Армии. Так, участники Венгерских событий 1956 года являются унцкульцы Магомаев Шарапудин и Батырханов Батырхан. За мужество и героизм, проявленные в этих событиях, Магомаев Шарапудин был награжден орденом ВОВ 2-ой степени, а Батырханов был награжден грамотой. Еще более драматические события произошли в Афганистане начиная с 1976 года. В этот военный конфликт были втянуты и Советские войска. В составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане приняли участие восемь унцукульцев. Наши ребята в афганских событиях проявили мужество и героизм. Та Адуев Осман, за проявленное мужество в боевых событиях, был награжден медалью «За отвагу». Боевыми наградами был удостоен в Афганистане командир отделения разведки старший сержант Абдулаев Гасан. он был несколько раз ранен, но каждый раз возвращался в строй. За мужество и храбрость, проявленные при исполнении своего воинского долга Абдулаев был награжден медалью «За отвагу» и медалью «Воину-интернационалу». Таким же мужественным воином проявил себя в Афганистане и Магомедов Иса, который несмотря на боевые условия, доставлял грузы из Советского Союза в Афганистан. В самых горячих местах афганских событий пришлось воевать унцукульцу Казачиеву Магомеду. И он сумел не только выжить, но и показать при этом образец мужества и героизма.

В музее Боевой Славы Унцукульской станции детско-юношеского туризма и экскурсий составлены стенды, посященные афганцам и участника других локальных войн. Таким образом унцукульцы бережно хранят свое героическое прошлое и стремятся на их примере воспитывать учащихся в духе любви к Родине и защите ее от внешних врагов.

2.6. Участие унцукульцев в событиях 1999 года.

В августе 1999 года со стороны Чечни в Дагестан вторглись интернациональные бандформирования. Они стремились захватить власть в Дагестане, установить здесь свои порядки и отделить Дагестан от России. Однако дагестанцы как один народ встали на защиту своей земли, своей свободы и независимости. с первых же дней нападения бандитов на Дагестан и вторжения их в Ботлихский район, унцукульцы приняли самое активное участие в борьбе против врага. 2 августа 1999 года в Ботлихский район была направлена группа милиционеров из 10 человек во главе с начальником криминальной милиции Унцукульского РОВД Абдулаевым Магомедали. Наши милиционеры охраняли селение Годобери Ботлихского района от вторжения бандитов. В одном из ночных боевых столкновений с боевиками майор Абдулаев М. мужественно отражал натиск крупного отряда боевиков. Враг был отброшени, но Абдулаев М. получил тяжелые ранения в голову. За мужество и героизм, проявленные в боях с бандитами в августе 1999 года майор Абдулаев М. был награжден Орденом Мужества.

В боевых событиях августа-сентября 1999 года в селениях Карамахи-Чабанмахи принимал участие унцукулец, полковник милиции, заместитель министра внутренних дел Дагестана Газимагомедов М.Г. За мужество и героизм, проявленные в событиях 1999 года полковник Газимагомедов М.Г был награжден Орденом Мужества. В августовских событиях 1999 года принимали самое активное участие и ополченцы Унцукульского района. В каждом селении Унцукульского района был создан отряд ополченцев, готовых сражаться с врагом. В Ботлихский район выехала группа ополченцев из Унцукульского района. Самые активные участники событий 1999 года из числа ополченцев были награждены именными часами и благодарственными письмами правительства РФ. Жители села оказали пострадавшим в событиях 1999 года районам и гуманитарную помощь. Немало беженцев приютили у себя унцукульцы в это время. Была оказана продовольственная помощь ополченцам, солдатам российской армии.

Таким образом, в событиях 1999 года унцукульцы принимали самое активное участие. Дагестанцы еще раз продемонстрировали всему миру сове единство и дружбу в составе России.

Глава 3. Духовная и материальная культура

3.1. Полезные ископаемые.

Унцукульский район беден своими полезными ископаемыми. Наибольшее распространение имеют запасы известняка, гальки, щебня, также имеются залежи сернистого колчедана, доломита, меди и олова.

3.2.Народные обряды, праздники.

Исламизация Дагестана, начинавшаяся в VIII в. Проходила неравномерно. Закономерно, что XIX в.у унцукульцев,как и в Дагестане вообще,в сфере идеологии сложился такое положение,в котором позиция ислама были преимущественными, языческие представления все еще заметно о себе заявили. В свете изучения духовной культуры народа нас интересуют главным образом его домонотеистического представления, складывавшиеся веками, влиявшие на развитие этнических и эстетических ориентаций, специфику мировоззрения народа.

Преимущественно унцукульцы занимаются земледелием и скотоводством. Это предопределило развитие у унцукульцев своего календаря.

Календарным месяцем считался месяц лунных фаз, начало месяца совпадало с новолунием. В наименованиях месяцев отражено наблюдение за активизацией различных циклов жизнедеятельности птиц и насекомых.

В часы, свободные от работ, население организовывало досуг, праздники, приуроченные к началу и концу тех или иных хозяйственных работ.

До середины ХХв. унцукульцы отмечали праздник «К1удияб сордо»- день встречи зимы,19-20 декабря и имел целью задобрить силы природы. Накануне в доме готовилась еда. Односельчане навещали друг друга, поздравляли, угощались, организовывали танцы прыгали через огонь. Обязательным было приготовление в семье каши из пшеничной муки.

В конце марта отмечался день вывоза навоза на поля

Особенно популярным был праздник первой борозды. Проводился он 21-23 марта. Сразу же по окончанию праздника сельчане назначали ритуального пахаря на следующий год. Праздник начинался с того,что собирались в доме «пахаря». После обильного угощения толпа сельчан во главе пахаря «векьарухъан», несшего на плече плуг, направлялись на место. За пахарем народ вел быков, уже запряженных в ярмо. «Пахарь», быки, ярмо плуг были украшены лентами.

Придя на место, «векьарухъан» приступал к обрядовой вспашке.

Обряды вызывания дождя, прекращения дождя,вызывания солнца также имели под собой магическое начало. При исполнении обряда вызывания дождя обязательным считалось наличие в процессии персонажа, ряженного в зелень.

3.3.Народная медицина

Широкое распространение медицинских знаний приводит к тому, что в каждом ауле появляются свои знахари, хакимы и джеррахи, которые пользовались особым почетом и уважением.
Богатство и своеобразие природно-климатических условий позволили как народам Дагестана, так и унцукульцам накопить богатый опыт в лечении болезней и сохранении здоровья.

Унцукульские лекари широко использовали в своей практике различные лекарственные растения, но у разных народов применение лечебных трав было распространено не в одинаковой степени. В большом количестве горцами употреблялись в пищу черемша, укроп, щавель, чеснок, что способствовало продлению жизни и повышению иммунитета. В качестве рассасывающих средств применялись подорожник и распаренные листья сирени, смазанные маслом. Однако следует отметить, что ряд растений использовали в качестве лекарств по простому сходству, т.е. их применение носило следы имитативной магии. Так лист копытника европейского очертаниями напоминает почку, поэтому его использовали в терапии заболеваний почек, желтуху же лечили морковью и тыквой, руководствуясь их окраской и т.д.

При малярии и холере лекари рекомендовали применять отвар базилика. Также рекомендовалось нюхать базилик перед сном, так как его эфирные масла оказывают успокаивающее, тонизирующее действие. А его семена обладают антитоксическим действием и могут применяться при отравлениях ядами.

Универсальным во многих отношениях средством являются и плоды грецкого ореха. Очищенные и неочищенные плоды применяют при простуде, кашле, запоре. Варенье из зеленого ореха рекомендуют при коклюше и дифтерии, а также при болях в зубах. Ореховым маслом рекомендуется смазывать голову при мигренеподобных болях, а также использовать при воспалительных заболеваниях ушей. «Орех полезен как всем внутренним органам, так и внешним».
Местные медицинские трактаты сохранили интересные сведения об использовании лекарственных растений в народной медицине.

Заключение

В результате проведения исследования села Унцукуль, я узнал много интересного и нового для себя. Первое, что бросилось в глаза, - расположение аула среди живописных гор, покрытых зеленью и низкорослыми деревьями. Дома опрятны, побелены, многие утопают в садах. В Унцукуле почти не осталось домов старого типа. Все дома выстроены заново, со всеми удобствами. Жители селения, особенно женщины, одеты очень опрятно. Редко встретишь традиционные овчинную шубу и шапку, а ведь еще до Великой Отечественной войны унцукульцы буквально не расставались с ними. На улицах селения и на базаре очень чисто. В центре селения Дом культуры с просторным зрительным залом. Единственное, что смутило меня, - это его буквально изрешеченная крыша. Оказывается, здесь нередко бывает сильный град.

О происхождении аула и его названия сохранилось несколько противоречивых преданий. По одному из них, с. Харачи существовало до Унцукуля. У одного из харачинцев пропал бык. Хозяин долго искал его, пока не нашел у родника. Место это так понравилось харачинцу, что он решил поселиться здесь. Так возник на этом месте хутор под названием Оцкули («оц» - по-аварски бык, «кули» - хутор). Отсюда название селения - Онсоколо (Унцукуль). Постепенно селение разрасталось, прежде всего за счет постоянно переселявшихся сюда харачинцев.

По местным преданиям, унцукульцы жили в постоянной борьбе с их могущественным и хищным соседом - Хунзахским ханством. Нуцалы его не прекращали попыток подчинить себе койсубулинские земли. Борьба шла с переменным успехом.

В памяти унцукульцев до сих пор живут имена и дела знаменитых военных предводителей Койсубулин-ского союза - Чончолава, его внука Муеал-Адалала, Черного Годжо, Кудияв Малачилава.

Использование садов и виноградников строго регламентировалось. Выпас скота в садах категорически не допускался, за исключением коров и телят (считалось, что последние не портят деревьев и лоз).

Строго запрещалось раньше времени пробовать виноград. Если даже виноград пробовал сам владелец участка, его приравнивали к вору. Существовал даже обычай, по которому за такого «нарушителя» унцукульцы избегали выдавать замуж дочерей.

Разведённую женщину не, брали в жены, пока ее бывший муж был жив. Раньше, девушек., из Унцукуля никогда не выдавали замуж за юношей из других селений. С ейчас этот обычай забыт.

Раньше в Унцукуле, как и в других дагестанских селениях, о праздновании Нового года не имели понятия. К 1964 г., когда я посетил селение, там уже существовала традиция - встреча Нового года. В канун Нового года на площади устанавливается елка. Около нее - музыка, танцы, пение. Дом культуры организует выступления школьников. «Как в Махачкале!» - говорили мои собеседники, добавляя, что в этот день с трудом можно пройти по площади -из-за огромного стечения народа.

Торжественно отмечается и День Советской Армии. После доклада устраивается концерт силами художественной самодеятельности.

1 Мая в Унцукуле празднуют не только его жители - из Ашильты, Гимров, Кахаб-Росо, Иштибури, Ца-танеха, Харачи, Ирганая приезжают делегаты со своей художественной самодеятельностью, спортсменами, всадниками. Устраиваются спортивные состязания по бегу, национальной борьбе, а также скачки. В празднике участвуют поголовно все.

Библиография

    Алиев Б.Г., Умаханов м-с. К. Историческая геграфия Дагестана 17-нач.19в. (книга 1). Махачкала, 1999.

    Алиев Б.Г., Предания, памятники. Исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала, 1988

    Гаджимурадов М.Т., Курбанов М.А. История Дагестана с древнейших времен до современности. Махачкала, 2010.

    Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2007.

    Хасбулатов Х.М. Обряды, традиции и верования Дагестанцев. Махачкала, 2003.

Исторические сведения возникновения АУЛА УНЦУКУЛЬ.

Унцукуль — один из древнейших аулов нагорного Дагестана. Расположен он на левом берегу реки Аварское Койсу, на высоте 836 метров над уровнем моря. Лишь Гимринский хребет отделяет аул Унцукуль от равниной части Дагестана. Мягкий и даже субтропический климат долины реки Аварское Койсу, а также глубокий котлован, в котором расположен аул Унцукуль, окруженный со всех сторон горными вершинами, определили тот факт, что на территории аула наши предки проживали с глубокой древности. Однако достоверных источников о возникновении аула Унцукуль не сохранилось. До нас дошли лишь противоречивые предания об этом. Так, по одним сведениям аул Унцукуль был основан выходцем из наиболее древнего аула Унцукульского района аула Харачи. Согласно этим преданиям у одного харачинца часто пропадал бык(«ОЦ»- по-аварски) и он его всегда находил у родника, на месте прежнего аула Унцукуль. место это так понравилось харачинцу, что он основал на этом месте свой хутор и назвал его «ОЦО-КУЛИ» «ОЦ- «бык», «КУЛИ — «хутор». Отсюда и название аула «Оцокули перетрансформировалось в название «Онсоколо».

По другим преданиям Унцукуль был основан харачинцем по имени «Онсо» и что отсюда произошло название «ОНСОКОЛО» существует по этомк поводу и другая версия, согласно которой название аула произошло от андийского слова «Унсокол», что означает «хутор с теплыми источниками». Считают, что андийцы, которые нашли эти теплые источники воды основали здесь свой хутор и таким образом заложили основу новому аулу Унцукуль.

По другим сведениям, ученый-историк Даниялов А.Д утверждал, что Унцукуль был основан выходцами из аула Ругуджа. Ученый-историк Тахнаева Патимат Г. в своих трудах описывает археологические раскопки хутора «Унсоколо» на окраине аула Ругуджа Гунибского района. Достоверно известно, что в древности на территории аула Унцукуль существовали девять самостоятельных хуторов: Маккаби, Колоб, Инти, Унцукуль, Макка, Кушмата, Ругутль, Раканлаби, Арачул гох. О существовании этих хуторов подтверждают сохранившиеся на этих местах и поныне руины и кладбища. По рассказам стариков и по некоторым сведениям историков к началу 8 века, к началу нашествия арабов в Дагестан, все эти хутора объединились в аул Унцукуль в целях защиты от внешнего врага.

Основные занятия унцукульцев. Искусство унцукульских умельцев.

С древнейших времен унцукульцы были известны в Дагестане как один из самых сплоченных, организованных и трудолюбивых народов. В долине реки Аварское Койсу унцукульцы имели прекрасные сады и кукурузные поля. В высокогорных окрестностях аула они содержали свой скот, а на крутых, каменистых склонах возводили уникальные террасы для садов и виноградников. К огромному сожалению, в последние десятилетия огромный, титанический труд наших предков по возведению террас и развитию садов в запущенном состоянии.

Унцукульцы с древнейших времен были известны в горах и как хорошие мастера ремесленных дел. Малоземелье и отсутствие достаточных средств для обеспечения семьи хлебом заставили унцукульцев искать дополнительные источники доходов. В свободное время от работы в своем хозяйстве, особенно в зимний период, унцукульцы искали все возможные пути развития для различных ремесел, необходимых горцам в своем хозяйстве.

Особенно широкую известность в горах приобрели унцукульские дерево-обработчики. На основе искусства дерево-обработчиков в 18 веке у унцукульцев зародилось искусство насечки по дереву. Селение Унцукуль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Относительно других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана этот промысел возник недавно, около 200 лет назад. В истории известно, что в 1827 году на празднике «Ураза байрам», впервые было продемонстрировано во время скачков кнутовище, расписанное серебром. Этот день принято считать официальным днем рождения унцукульского искусства насечки по дереву. Унцукульское искусство неповторимо и уникально, ведь унцукульцы единственные в мире мастера насечки по дереву. Все инструменты, необходимые для насечки, были изобретены унцукульскими мастерами. Постепенно искусство унцукульских мастеров совершенствовалось и они стали вывозить свои изделия для продажи в крупные города России, Европы и Америки. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление ручек, нагаек, тростей и стеков. Позднее изготавливались курительные трубки и палки. В период Кавказской войны Унцукуль имел свои оружейные мастерские.

Унцукульские мастера, в основном, для инкрустации медью, мельхиором, серебром, применяли дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне и принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации.

Безусловно, есть сходство и различие в орнаментальных традициях мастеров Унцукуля, Балхара, Гоцатля. Однако, характерной особенностью унцукульского орнамента является принадлежность или адресность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделие присутствие древнего символа — солярного знака. В XX веке изделия унцукульских мастеров приобретают роль декоративных предметов. Появляются настенные блюда, панно. Вообще украшать стены — это древняя традиция, распространенная в Дагестане.

Так называемые, «кунацкие» комнаты были гордостью дагестанцев. Произведения унцукульских мастеров неоднократно отмечались премиями на региональных, всероссийских и международных выставках. Еще в 1937 году в Париже на Международной выставке изделия унцукульских мастеров заняли первое место и получили «Гран-При». Изделия мастеров унцукульской художественной фабрики представлены более чем в тридцати крупнейших международных выставках. Художественное творчество унцукульских мастеров в течение небольшого отрезка времени прошло сложный путь развития. Стиль изделий, создаваемых унцукульскими мастерами, формировался не без влияния соседних народов. Тем не менее, унцукульское художественное творчество является самобытным высокохудожественным и самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства.

В 1921 году унцукульские мастера подарили В.И.Ленину чернильный прибор, трубку и трость. Большой вклад в развитие унцукульского искусства внес во второй половине 20 века лауреат премии им. Репина, директор фабрики — Идрис Абдулаев.

В последние десятилетия искусство унцукульских умельцев получило новое дыхание. Унцукульские кинжалы, трубки, чернильные приборы и десятки других самобытных изделий с насечкой по дереву можно сегодня увидеть во многих выставках. Унцукульские изделия стали предметами украшения и бытового пользования для многих из нас.

В.И.Ленин, увидев унцукульские изделия с насечкой по дереву. отметил: «Такое искусство никогда не должно угаснуть».

ИНСТРУМЕНТЫ:

УНЦУКУЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИЯ:

Койсубулинское вольное общество.

Первым паолитическим объединением в долине реки Аварское Койсу можно считать Койсубулинское вольное общество, возникшее в начале 17 века и существовавшее до возникновения Имамата Шамиля в 1835 году. Население Койсубулинского вольног общества назывались «Хьиндалал», что в переводе означает «жители теплой речной долины» центром Койсубулинцев всегда был аул Унцукуль. В Унцукуле была создана постоянная военная дружина из 100 человек, которая была создана для защиты населения от вторжения внешних врагов.

Объединение койсубулинцев вокруг села Унцукуль было продиктовано необходимостью совместной борьбы против Хунзахского ханства. Весь период существования Койсубулинского вольного общества характеризуется жестокой и непримиримой борьбы против хунзахских ханов. В конце 18 века койсубулинцы добились полной независимости от хунзахского ханства. Койсубулинское вольное было одним из самых сильных и могущественных политических объединений в Дагестане.

В исторической литературе отмечается, что Шамхал Тарковский обратился за военной помощью к унцукульцам в их борьбе против иноземных захватчиков. Также известно, что в разгроме войск Надыр-шаха в горах Дагестана в 1742 году активное участие принял ряд койсубулинцев в количестве 3000 человек во главе с унцукульцем Малачиханом.

К периоду существования Койсубулинского вольнонго общества относится и эпоха набегов койсубулинцев на Грузию и плоскостные земли. В памяти унцукульцев до сих пор живут имена военных предводителей из аула Унцукуль, таких как: Гелега, Канца, Малахума, Кудияв Нурмагомед, Чончолав и другие. Известно, что унцукульцы Гелега и Малачихан во главе своих отрядов сражались героически против войск персидского Шаха, вторгшихся в Грузию. Унцукульцы Гелега и Малачихан героически погибли в борьбе за свободу народов Кавказа против персидских войск.

Койсубулинское вольное общство прекратило свое существование с началом Кавказской войны и созданием государства Имамат Шамиля в 1835 году.

Унцукуль в годы Кавказской войны.

Кавказская война одна из самых героических, но вместе с тем и драматических страниц в истории в Дагестана. Однозначно оценить участие унцукульцев в Кавказской войне невозможно, потому что это было сложное противоречивое время. Из истории известно, что в армии Имама Шамиля находился отряд унцукульцев, состоявший из 200 пеших и 250 конных воинов. Тахир Унцукульский был правой рукой Имама Шамиля и героически сражался вместе с ним на Ахульго в 1839 году. Оружейный мастер Джабраил-Гаджи впервые начал изготавливать пушки для армии Шамиля. Известно также, что первая жена имама Шамиля — Патимат родом из села Унцукуль, а ее отец, известный лекарь Абдулазиз, вылечил имама Шамиля после его ранения в Гимринском ущелье в 1832 году.

Также в истории известно, что имам Шамиль в юношеские годы жил в селе Унцукуль и обучался у известных алимов. В начальный период Кавказской войны унцукульцы активно поддерживали освободительную борьбу горцев, потому что это борьба была направлена не только против царских войск, но и против местных ханов и беков, угнетавших горцев. Для того, чтобы усмирить унцукульцев, царские войска помтроили в Унцукуле военную крепость. С другой стороны, унцукульцы часто выезжали в центральные губернии для продажи своих товаров с насечкой по дереву и понимали, что борьба горцев Дагестана против великой российской державы не имела перспективы.

Унцукуль — родина легендарного Махача Дахадаева.

В феврале 1917 года в России царь был свергнут, а в октябре 1917 года власть перешла в руки партии большевиков во главе с В.и Лениным. Однако борьба за власть Советов в России превратилась в братоубийственную гражданскую войну. Общество разделилось на два лагеря. Горцы в основном поддержали Советскую власть в Дагестане,надеясь, что рабочие получат заводы и фабрики, а крестьяне — землю. Как и все остальные народности Дагестана, унцкульцы также принимали активное участие в борьбе за власть Советов Дагестана.

Достаточно сказать, что Махач Дахадаев — один из активных руководителей бедноты в борьбе за власть Советов Дагестана, был уроженцем села Унцукуль. Поэтому неслучайно, что из числа Унцукульцев был создан партизанский отряд численностью 500 человек, а аул Унцукуль называли родиной красных партизан.

Махач Дахадаев родился 2 апреля 1882 года года, в семье кузнеца, в селе Унцукуль. Вырос в кумыкской военной семье Аджиевых. После успешного окончания школы, по рекомендации её директора, он поступил на подготовительное отделение Темир-Хан-Шуринского реального училища. В 1900 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Учился на стипендию князя А. Казаналипова. Махач проявлял большой интерес к технике, изобретательству, черчению и рисованию. На конкурс ученических работ он представил оригинальную конструкцию паровоза и занял на нем призовое место. Еще один пример. Темир-Хан-Шуринское реальное училище приняло участие в конкурсе ученических рисунков, объявленном Академией художеств России: из 200 работ, рассмотренных специальной комиссией, лишь три заслужили грамот Академии, в их числе и работа Махача. Эти и другие факты «училищной» жизни одаренного юноши свидетельствуют о том, что к выбору своей будущей профессии инженера Махач Дахадаев шел сознательно и по призванию. Представляется верным предположение о том, что на формирование политических взглядов М. Дахадаева определенное влияние оказали его старший земляк М.-М. Хизроев и друг Магомед-Мирзы С.Д. Марков (его именем названа одна из улиц Махачкалы), который руководил социал-демократическим кружком студентов в Институте путей сообщения. В Петербурге, где у Махача появились огромные возможности для усовершенствования своего образования — и политического и профессионального — обнаруживается стремление к глубокому изучению математики, архитектуры, механики, железных дорог, мостостроения и др. Во время учебы сблизился с революционными организациями и в 1901 году вступил в РСДРП. В 1905 году вернулся в Дагестан, был одним из руководителей организации РСДРП в Темир-хан-Шуре, входил в состав «Крестьянского центра».

В борьбе за власть Советов в Дагестане Махач Дахадаев сыграл выдающуюся роль. Махач является всех трех российских революций. Поэтому свержение царизма Махач встретил восторженно. Тогда Махач писал: «Впервые народы вздохнули свободно, почувствовали себя гражданами свободной России.

С апреля 1918 года Махач входит в состав Областного ВРК, в качестве заведующего военным отделом, сохраняя тот же пост при его трансформации в июне в Областной Исполком Советов. С того же времени - комиссар областного военного комиссариата. Являлся членом Чрезвычайного военного Совета вместе с Уллубием Буйнакским. Занимался организацией Дагестанской Красной Армии, которую и возглавил 11 июля. Руководил боевыми действиями против вторгнувшегося на территорию Дагестанской Области, в соответствии с планами Антанты по установлению английского господства на Каспийском море, полковника Л. Ф. Бичерахова.

Более месяца удерживал во фронтальных боях рвущуюся на Северный Кавказ через Дагестан, превосходно оснащенную и поддерживаемую англичанами армаду войск Бичерахова. Постепенно сдавая позиции (под Дербентом, Манасом и на подступах к Петровску) Бичерахову, Махачу все таки удалось занять аулы Гимры, Каранай и свой родной Унцукуль. После упорных двухдневных боев у Верхнего Караная ему удалось разгромить отряд полковника Джафарова. Под руководством Махача Дахадаева отряды Красной армии наносили ощутимые удары по интервентам и силам контрреволюции. Однако 9 сентября 1918 года враги Советской власти устроили засаду и предательски убили Махача Дахадаева. Махач понимал историческую перспективу, поэтому светлое будущее Дагестана он видел только в составе России. Узнав о гибели Махача Дахадаева, Орджоникидзе писал Ленину, что Советский Дагестан понес большую потерю в лице Дахадаева.

Махач Дахадаев был женат на внучке Имама Шамиля — Патиматзаграт. Их единственный сын Адиль долгие годы жил и работал в Унцукуле.

За выдающиеся заслуги Махача Дахадаева перед дагестанским народом столица Дагестана была названа в честь него — МАХАЧКАЛА. Его именем названы Дахадаевский район, улицы многих городов и сел, десятки колхозов и фабрик.

На Привокзальной площади Махачкалы стоит один из главных памятников города — памятник Махачу Дахадаеву. В честь этого борца за Советскую власть МАХАЧКАЛА и получила свое название.

Великая Отечественная война в судьбах унцукульцев.

Унцукульцы приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Достаточно сказать, что из села Унцукуль на фронт ушли 216 человек, из них вернулись домой 106 человек, погибли на фронте 110 человек, а 50 из них пропали без вести на фронте. Унцукульцы героически воевали на фронтах ВОВ в боях за Москву и Ленинград, Сталинград и Кавказ, участвовали и в освобождении Европы от фашистов и в штурме Берлина. Так, летчик-штурмовик Абдулаев Абдулсатар героически сражался в боях за Ленинград и погиб 21 марта 1944 года, повторив подвиг Гастелло. Свой горящий самолет он направил на вражеский корабль и погиб как герой. Героически погиб на Курской дуге лейтенант Гаджиев Зайнула, работавший до войны заведующим РайОНО и добровольцем ушедший на фронт в 1941 году.

Многих боевых орденов и медалей удостоился Магомедалиев Осман, дошедший с боям от Кавказа до Берлина.

Легендарным героем Югославии стал унцукулец Магомед Гаджиев, военный врач, участник партизанского движения в Югославии против фашизма. Таких примеров героической борьбы унцукульцев на фронтах ВОВ десятки и сотни. Своих сыновей и братьев, ушедших на фронт, в тылу заменили их матери и сестры. Многие горянки пасли скот, собирали урожай, воспитывали детей, героически трудились на строительстве оборонительных рубежей на Тереке. Вместе с тем женщины, дети и старики села Унцукуль успевали оказывать помощь фронту. Так на средства, собранные унцукульцами в годы войны, была создана танковая колонна имени Шамиля и эскадрилья имени Махача Дахадаева. Кроме того, унцукульцы собрали в годы войны 7 тонн цветных металлов, 120 лошадей. За помощь фронту, оказанную в годы войны, унцукульцы получили благодарность от имени В.И. Сталина.

На сегодня в живых участников ВОВ в селе Унцукуль не осталось никого.

Никто не забыт, ничто не забыто!

В послевоенный период в истории нашей родины было немало драматических событий, локальных войн и вооруженных столкновений, в которых приняли участие по воле судьбы и десятки унцукульцев, которые в тот момент служили в рядах Советской Армии. Так, участники Венгерских событий 1956 года являются унцкульцы Магомаев Шарапудин и Батырханов Батырхан. За мужество и героизм, проявленные в этих событиях, Магомаев Шарапудин был награжден орденом ВОВ 2-ой степени, а Батырханов был награжден грамотой. Еще более драматические события произошли в Афганистане начиная с 1976 года. В этот военный конфликт были втянуты и Советские войска. В составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане приняли участие восемь унцукульцев. Наши ребята в афганских событиях проявили мужество и героизм. Та Адуев Осман, за проявленное мужество в боевых событиях, был награжден медалью «За отвагу». Боевыми наградами был удостоен в Афганистане командир отделения разведки старший сержант Абдулаев Гасан. он был несколько раз ранен, но каждый раз возвращался в строй. За мужество и храбрость, проявленные при исполнении своего воинского долга Абдулаев был награжден медалью «За отвагу» и медалью «Воину-интернационалу». Таким же мужественным воином проявил себя в Афганистане и Магомедов Иса, который несмотря на боевые условия, доставлял грузы из Советского Союза в Афганистан. В самых горячих местах афганских событий пришлось воевать унцукульцу Казачиеву Магомеду. И он сумел не только выжить, но и показать при этом образец мужества и героизма.

В музее Боевой Славы Унцукульской станции детско-юношеского туризма и экскурсий составлены стенды, посященные афганцам и участника других локальных войн. Таким образом унцукульцы бережно хранят свое героическое прошлое и стремятся на их примере воспитывать учащихся в духе любви к Родине и защите ее от внешних врагов.

Участие унцукульцев в событиях 1999 года.

В августе 1999 года со стороны Чечни в Дагестан вторглись интернациональные бандформирования. Они стремились захватить власть в Дагестане, установить здесь свои порядки и отделить Дагестан от России. Однако дагестанцы как один народ встали на защиту своей земли, своей свободы и независимости. с первых же дней нападения бандитов на Дагестан и вторжения их в Ботлихский район, унцукульцы приняли самое активное участие в борьбе против врага. 2 августа 1999 года в Ботлихский район была направлена группа милиционеров из 10 человек во главе с начальником криминальной милиции Унцукульского РОВД Абдулаевым Магомедали. Наши милиционеры охраняли селение Годобери Ботлихского района от вторжения бандитов. В одном из ночных боевых столкновений с боевиками майор Абдулаев М. мужественно отражал натиск крупного отряда боевиков. Враг был отброшени, но Абдулаев М. получил тяжелые ранения в голову. За мужество и героизм, проявленные в боях с бандитами в августе 1999 года майор Абдулаев М. был награжден Орденом Мужества.

В боевых событиях августа-сентября 1999 года в селениях Карамахи-Чабанмахи принимал участие унцукулец, полковник милиции, заместитель министра внутренних дел Дагестана Газимагомедов М.Г. За мужество и героизм, проявленные в событиях 1999 года полковник Газимагомедов М.Г был награжден Орденом Мужества. В августовских событиях 1999 года принимали самое активное участие и ополченцы Унцукульского района. В каждом селении Унцукульского района был создан отряд ополченцев, готовых сражаться с врагом. В Ботлихский район выехала группа ополченцев из Унцукульского района. Самые активные участники событий 1999 года из числа ополченцев были награждены именными часами и благодарственными письмами правительства РФ. Жители села оказали пострадавшим в событиях 1999 года районам и гуманитарную помощь. Немало беженцев приютили у себя унцукульцы в это время. Была оказана продовольственная помощь ополченцам, солдатам российской армии.

Таким образом, в событиях 1999 года унцукульцы принимали самое активное участие. Дагестанцы еще раз продемонстрировали всему миру сове единство и дружбу в составе России.