Как освоить навык быть счастливым. Умение быть счастливым

В процессе нашего жизненного пути мы постоянно претерпеваем трансформации и изменения, касающиеся нашего жизненного опыта.

На пути нашего роста, взросления, развития мы постоянно накапливаем опыт и концентрируем его. В течение нашей жизни, начиная с самого раннего детства, наш опыт откладывается в подсознании и влияет на наше прошлое, настоящее и будущее.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему к нам приходят болезни? Многие, получив страшный диагноз, бегут в больницу, церковь, к народным целителям… но не каждый задумается, почему он заболел! Болезнь приходит к человеку не просто так: болезнь приходит, чтобы мы взглянули внутрь себя, осознали, что мы сделали не так, и исправили это…

Многие ищут причины проблем и болезней на поверхности, хотя причины находятся внутри нас.

Помните, говорят — мысль материальна. Давайте взглянем на этот тезис простыми примерами из жизни:

В жизни каждого бывают моменты, когда вспоминая о каком-то негативном событии (драка, ругань, ссора…) наше тело словно вспоминало прошлую ситуацию — учащалось сердцебиение, возникал страх, злость, и др.

Бывает так, когда вообще никакой ситуаций не произошло, но мы моделируем её в своём воображении и во всей "красе" переживаем неприятное состояние. Например, ревность без причины, или что о вас подумали другие…

Какие же выводы мы можем сделать из всего этого? Очевидно, что мы сами, по своему личному желанию, можем формировать эмоции. Не только негативные, конечно, а любые в принципе. Вспомнили радостное, приятное событие — тут же улыбнулись или даже рассмеялись.

А что зарождает в нас эмоции? Конечно — мысль. Мысль формирует слово, которое имеет как силу лечить и исцелять, так и нести негатив. Слово обладает мощью, в нём заложена мысль и определённый смысл, порождающий эмоции в теле, которые запускают в организме химические процессы и реакции, влияющие на наше здоровье.

Наши предки прекрасно знали о силе слов, создавая молитвы, заговоры, заклинания и пр.

Что такое "слово" в научном подходе? Это звуковая волна, воздействующая на определённый участок коры головного мозга, элемент "второй сигнальной системы" человека. Повторяясь многократно, проявляясь в образах и эмоциях, оно переходит в "первую сигнальную систему" и начинает влиять на работу внутренних органов, в том числе на работу гормональной и эндокринной системы.

Классический гипноз многократно увеличивает целительную мощь слов!

Слова, произносимые гипнотизёром клиенту, находящемуся в состоянии глубокого транса, подкрепляемые воображением, усиливаемые эмоциями, преображают внутренний мир клиента в его подсознании, возвращая ему утраченное здоровье, уверенность в себе, развивая новые способности и возможности.

Специальными техниками и методиками гипнотизёр выявляет причины, лежащие в основе заболеваний и проблем клиента, корректно и экологично утилизирует их, заменяя новыми положительными внушениями, аффирмациями и установками на благо клиента. Уже после 1 сеанса гипноза, в течение 2-3 дней наблюдается значительные улучшения в состоянии клиентов. Гипноз является мощным ресурсом, помогающим человеку в максимально короткий срок и наилучшим для него образом решить навсегда те проблемы, болезни, неудачи, которые он успел приобрести.

Гипноз и здоровье

Гипноз успешно применяется для устранения причин, являющихся следствием таких заболеваний и нарушений, как:

  • страхи и тревоги,
  • стресс,
  • головные боли,
  • неврозы,
  • депрессии,
  • отсутствие уверенности в себе,
  • проблемы с кожей,
  • экземы,
  • бессонница и нарушения сна,
  • лишний вес,
  • аллергические реакции,
  • и пр.

Гипноз в спорте

Директор Европейского колледжа гипнотерапии, известный британский психиатр, доктор Кейт Хирн говорит: "Гипноз — это честный и совершенно безопасный способ достижения победы" . Специалисты заметили, что на играх в Пекине зрачки китайских спортсменов были сильно расширены, что может быть следствием мощного внушения и транса.

Гипноз используется в спорте для:

  • Повышения спортивных результатов;
  • Снятие предстартовых волнений, страхов, неуверенности;
  • Способность быстрого восстановления после физических нагрузок;
  • Создание системы непобедимого бойца "Берсеркер";
  • Раскрытие внутренних резервов организма (силы, выносливости, спокойствия, уверенности);
  • И т.д.

Гипноз в творчестве

Владимир Леонидович Райков открыл новую страницу в развитии знаний об активации творческих способностей в гипнозе. Испытуемые Райкова после нескольких сеансов гипноза начинали значительно лучше и содержательнее рисовать или играть на музыкальных инструментах. Но это удавалось только тогда, когда им внушался образ хорошо им знакомого выдающегося деятеля искусства: "Ты — Репин" или: "Ты — Рахманинов" , и дальше следовала инструкция: "Рисуй" или: "Играй" . Это не означало, что испытуемые начинали писать картины также блестяще, как Репин, или играть, как Рахманинов. Тем не менее, отождествление себя с выдающимся художником намного улучшало мастерство испытуемого.

Гипноз имеет возможность помощи театральным артистам, художникам, писателям, композиторам и другим служителям муз, с целью:

  • Развития творческих способностей, в том числе скрытых;
  • Активизация фантазии и воображения;
  • Повышения уверенности, мотивации, концентрации;
  • И др.

Гипноз в науке

Гипноз развивали и исследовали великие русские учёные — Павлов, Бехтерев, Платонов и др. в таких областях науки, как медицина, психотерапия, исследования мозга и пр. Многие великие открытия и изобретения сделаны в глубоком трансе. В состоянии глубокого транса или сна сделали открытия: Декарт, Бор, Леви, Кекуле, Менделеев и др. А был ли это просто сон или состояние сомнамбулизма, открывающее доступ к неизведанным ресурсам… Под воздействием снов творили многие величайшие поэты, писатели и композиторы, посреди их — Моцарт, Шуман, Вагнер, Сен-Санс, Эдгар По, Пушкин, Алексей Толстой, Гейне, Вольтер, Фет, Маяковский, всех не сосчитать. О большой роли сновидений в своих открытиях упоминал и знаменитый Эйнштейн. Величавому Данте приснилась "Божественная комедия", Грибоедов увидел во сне сюжет "Горя от ума". Были случаи, когда снились сюжеты романов и даже целые мелодии.

Гипноз способен помочь учёным в следующих областях:

  • Повышение способности запоминать большие объёмы информации, при необходимости возможна установка системы "Хранилище";
  • Развитие научных и творческих способностей;
  • Развитие креативности и интуиции;
  • Способность быстрого обучения иностранным языкам;
  • И пр.

Гипноз в бизнесе

Не секрет, что технологии нейролингвистического программирования (НЛП) давно успешно применяются в бизнесе, политике, средствах массовой информации. Техники НЛП базированы на трансе и развиты из Эриксоновского гипноза как самостоятельное направление манипуляции людьми. Однако задумайтесь: прежде, чем научиться кем-либо манипулировать, научитесь управлять собой.

Классический гипноз — это реактивный лайнер вашего развития в бизнесе:

  • Развитие уверенности в общении;
  • Повышение работоспособности и потенцирование деловых качеств в карьере и бизнесе;
  • Развитие интуиции;
  • Способности трансформации негативных эмоций;
  • Развитие качеств эффективного лидера и управленца;
  • Повышение мотивации, концентрации, выносливости;
  • Способность быстрого восстановления после умственных и физических нагрузок;
  • Устранение волнений, страхов, неуверенности;
  • Способность быстрого обучения иностранным языкам;
  • Устранение проблем самовыражения и самоуважения;
  • И др.

Гипноз в эзотерике

Транс испокон веков применяется жрецами и священниками, философами и йогами, шаманами, суфийскими дервишами и индейцами. Техники медитации, шаманского танца, дыхание йогов и пр. — не что иное, как самогипноз или состояние управляемого транса. Однако для развития у себя сверхспособностей, ясновидения, выхода в астрал и пр. не обязательно заниматься десятилетиями у индийских гуру или тибетских шаманов.

Классический гипноз помогает развиваться и самосовершенствоваться в следующих областях:

  • Повышение способностей ясновидения;
  • Повышение способностей медиума;
  • Регрессия в предыдущую жизнь (жизни), вывод в мир душ для общения с "Наставником";
  • Избавление от навязчивых чувств;
  • Стирание воспоминаний;
  • Работа с порчей;
  • Изгнание посмертных личностей;
  • Установка систем "Гипнотизёр" — для самогипноза;
  • "Помощник" — самопомощь по запросу клиента;
  • И пр.

Классическая форма гипноза, или, как ее иногда называют, «авторитарный гипноз», наиболее сильно повлияла на представления людей о гипнозе. Могущественная личность, с сильной волей, гипнотическим взглядом, обладающая «особыми» способностями, - вот образ, которого чаще всего придерживаются авторитарные гипнотизеры.

Апологеты авторитарного гипноза искренне верят, что во время сеанса гипнотизер заставляет субъекта впадать в «особое» состояние, в котором субъект более восприимчив к внушениям и установкам, принуждает субъекта выполнять разнообразные действия, которые в бодрствующей состоянии он (субъект) не захотел бы или не смог бы сделать. Чаще всего авторитарный гипноз используется на эстрадных или целительных сеансах, таких как выступление доктора А. М. Кашпировского. В качестве субъектов на эстрадном сеансе гипноза обычно выступают люди, пришедшие посмотреть на сам сеанс. Добровольно выйдя на сцену, они подвергаются лавине гипнотических индукций, после чего им «отдается команда» вести себя необычно (подражать известному певцу или певице, представить себя на пляже и раздеться или изобразить какое-нибудь животное). Вот что отмечает С. Гиллиген:
«Эстрадные сеансы гипноза выполняют ту же функцию, что и бутылка спиртного: сдержанный при обычных обстоятельствах человек получает возможность вести себя «буйно и сумасбродно», перекладывая ответственность за это с себя на кого-то еще (гипнотизера) или на что-то еще (состояние транса)».
С. Гиллиген, «Терапевтические трансы»

Люди, принимающие участие как «субъекты» в эстрадных сеансах, чувствуют уверенность, что после окончания сеанса внушение пройдет и не повлечет за собой каких-либо последствий, однако те же самые люди на приеме у гипнотерапевта могут оказать «сопротивление» гипнозу.

Хотя гипнотерапевты, исповедующие авторитарный гипноз, имеют самые лучшие намерения и хотят помочь человеку измениться, люди часто убеждены, что, имея власть над гипнотиком, гипнотизер управляет психическими процессами клиента и, всего лишь приказав человеку изменить нежелательное поведение (отказ от табака или алкоголя), достигает нужного результата.

Сосредоточивая внимание субъекта на своей власти над ним, используя свой «особый» взгляд и гипнотические пассы, авторитарный гипнотизер чаще всего не учитывает уникальности любого субъекта, а также отказывает ему в возможности принимать какие-либо решения в процессе гипнотического взаимодействия. Курьезный случай произошел в одном из НИИ во время сеанса гипноза: гипнотизер «внушил» участникам сеанса, что дважды два равно пяти. Он не учел уникальности знаний, убеждений, способностей и жизненного опыта участников сеанса и на свой вопрос «Сколько будет дважды два?» получил неожиданный для него ответ: один ноль один. Смех, последовавший за этим ответом, выбил гипнотизера из колеи, и только дальнейшее разъяснение помогло гипнотизеру «сохранить лицо». В двоичном коде один ноль один и означает «пять»! Гипнотизер не учел, что субъекты, с которыми он взаимодействовал, являются математиками и программистами и для них цифра «пять» может быть выражена и в двоичном коде и как-нибудь еще.

Убежденность в том, что гипнотизер получает власть над клиентом, и игнорирование авторитарным гипнотизером того факта, что каждый человек является уникальной и неповторимой личностью, ограничивают возможности гипнотизера и мешают многим людям испытать транс и участвовать в полной мере в гипнотическом процессе. Как следствие такого подхода к гипнозу, применение гипноза для долговременных терапевтических.изменений ограниченно.

Труды Месмера, Брейда, Бренгейма, Шарко и Фрейда легли в основу авторитарного гипноза, а мнение, что гипнотизер (как правило, харизматический мужчина) подавляет своей волей пассивного субъекта, подход к бессознательному как к «плодородной почве», куда можно что-то «посадить», или к «чистому листу», на котором можно писать все, что угодно, ограничили применение гипноза. Отрицание же гипноза Фрейдом на долгие годы задержало как серьезное развитие самого гипноза, так и его научное исследование.

«В 1890-е годы, когда Фрейд начинал свою практику, он работал с врачом по фамилии Брейер, одним из лучших медиков-гипнотизеров того времени. Фрейд мало знал о гипнозе, плохо им владел и ошибочно полагал, что для получения хороших резуль-1 атов необходим глубокий транс. Лишь один из десяти его пациентов впадал в глубокий транс, и это беспокоило Фрейда. Брейер добивался гораздо лучших результатов. Они были соперниками, и такая ситуация не могла удовлетворить Фрейда. Поэтому он стал искатьновые методы, отказался от гипноза и стал разрабатывать метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Хотя вклад Фрейда в наши познания о работе психики и в психотерапию велик, его отказ от гипноза принес вред, поскольку почти на пятьдесят лет задержал развитие гипнотерапии. Сегодня многие психиатры и большинство психоаналитиков испытывают лишь минимальный интерес к гипнозу. Они ничего о нем не знают и считают его бесполезным, поскольку Фрейд сначала пользовался им, а потом от него отказался. Многие из них твердо убеждены, что гипнотерапия сводится всего лишь к устранению симптомов путем внушения, как делал Бренгейм. Поэтому часто говорится, что гипнотерапия дает лишь временные результаты, хотя и Бренгейм, и другие врачи того времени, безусловно, опровергли такое представление».
Д. Б. ЧикиЛ. М. Лекрон, «Клиническая гипнотерапия», 1968 г.

Итак, подведем краткий итог: классический гипноз чаще всего используется на эстраде, реже в психотерапии; основным звеном является гипнотизер; воздействие - прямые и повелительные команды; субъект должен продемонстрировать странное и необычное поведение; незначительная длительность наведения; «сопротивление» субъекта в случае неудачи; поведение субъекта представляет наибольший интерес; внутренний мир и уникальность клиента как личности игнорируются.

Часть II . КЛАССИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ

Глава 10.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОГО ГИПНОЗА

Уже в начале изучения гипноза как естественнонаучного яв­ления встал вопрос, кто может быть гипнотизером и его пациен­том. Большинство исследователей к сегодняшнему дню соглас­ны с положением: «Любой человек может быть подвержен гип­нозу в той или иной степени». В основе этого заявления лежит идея, ведущая свой отсчет от Нансийской школы: «Гипноз - естественное явление, в основе которого лежит внушение ».

Гипноз - форма человеческого существования, основанная на концентрации внимания и обращении во внутренний мир. При наличии желания и мотивации любой пациент подвержен действию гипносуггестивной терапии. Основным условием являются его добровольное согласие и психотерапевтический смысл. Использование гипноза в зрелищных мероприятиях не дает ничего, кроме пищи для слухов и материальных выгод ис­полнителям и организаторам зрелища.

Техника гипнотического наведения основывается на ис­пользовании ряда вербальных и невербальных приемов, эф­фективность которых в большинстве случаев зависит от вну­шаемости пациента.

Для облегчения и проведения гипнотизации следует предус­мотреть несколько условий: уменьшение активности пациента, снижение интенсивности внешних воздействий, кроме тех, что используются для погружения в гипноз; фиксация внимания.

ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ И ВНУШАЕМОСТЬ

Гипнабельность - свойство индивида, определяющее спо­собность достижения гипнотического транса определенной глубины, определяемое по субъективным и объективным при­знакам.

Внушаемость - это степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и под­чиниться внушающему воздействию, или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, ко­торое исходит от другого лица или группы людей (С. Ю. Мышляев). Внушаемость зависит от личностных психологических и физиологических характеристик человека и факторов окружа­ющего мира. Пациент часто не осознает своей подчиняемости и считает свой образ действий субъективнообусловленным, основанным на свободе выбора, и, при необходимости, объяс­няет свое поведение. Пациент, снявший в результате внушения ботинки и носки, при соответствующем вопросе скажет, что сделал это из-за жары.

Одним из постгипнотических внушения Бернгейма было: на следующий день в полдень пациент должен был выйти на площадь Станислава в центре Нанси и трижды открыть зон­тик. И когда горожане видели человека в солнечный день от­крывающего зонтик, они знали, что это пациент Бернгейма. При необходимости он мог пояснить свое поведение желани­ем проверить, работает ли зонтик, или другими причинами.

К числу свойств личности, благоприятствующих повышен­ной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая са­мооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстра-вертированность, повышенная эмоциональность, слабость ло­гического мышления, медленный темп психической деятель­ности (Карпенко Л. А.). Лучше внушаемы внешнереферентные люди, привыкшие опираться на внешние авторитеты, чу­жое мнение. Ситуативно внушаемость может повыситься при соматическом заболевании, усталости, стрессе, в безвыходном положении.

В большинстве случаев внушение, исходящее от группы людей, эффективнее внушения, исходящего от одного чело­века, но группа не должна вызывать негативных эмоций. Однако случается, что внушение, произнесенное одним авто­ритетным лицом, сильнее для человека, нежели внушение группы. Люди более внушаемы в областях, где их компетент­ность ограничена. Уровень доверия и соответственно внуша­емость слесарю из автосервиса может быть выше, чем психо­терапевту. Для внушаемого человека мнение авторитетных людей, средств массовой информации, опросов обществен­ного мнения и т. п. становится основой для принятия соот­ветствующих решений.

Внушаемость - обычное социальное явление, и каждый человек обладает ею в определенной степени. Можно говорить о лицах с большей или меньшей внушаемостью, причем после­дние часто бывают источником внушений для первых. На вну­шаемости основаны обучение и воспитание растущего челове­ка, его позиционирование в коллективе. В медицине с воспри­имчивостью пациентов связан ряд заболеваний и синдромов, носящих общее название «ятрогении»

Часто внушаемость зависит не только от источника внуше­ний, но и от характера внушений и способа их предъявления. Одна и та же фраза, сказанная грозным или мягким голосом, будет иметь разный эффект. Люди могут отвергать внушения со стороны посторонних, но зато легко поддаются влиянию близких и родных.

Для определения внушаемости и для психотерапии в целом может иметь значение возраст пациента: хорошо поддаются внушениям молодые люди с податливостью мыслительных про­цессов, люди пожилого возраста внушаемы в гораздо меньшей степени.

Гипнабельность может соотноситься с внушаемостью, но не является отдельным свойством организма, имеющим физио­логическую основу. Она может быть определена только в ходе гипноза, опираясь на гипнотические тесты и результаты наблю­дения. Способностью достигать глубокой степени гипноза (быть высоко гипнабельными) обладают около 20 - 30% лю­дей. Примерно в равных долях по 30 -35% распределились люди, имеющие среднюю и незначительную гипнабельность.

Существует мнение, что здоровые соматически и психически люди более гипнабельны, чем больные.

Возможно, гипнабельность в некоторой мере обусловлена генетически, но этот вопрос находится в стадии исследования. Восприимчивость к гипнозу может увеличиваться по мере при­обретения опыта погружения в транс. Незначительная глубина погружения в первых сеансах может увеличиваться в последу­ющих. Это явление может быть связано с устранением негати­визма, напряженности, страха перед сеансами, что затрудняет дифференцировку. было ли это усиление гипнабельности либо гипнотизируемый не смог достичь индивидуальной глубины гипноза в первые сеансы по описанным выше субъективным причинам.

«На восприимчивость к гипнозу немалое влияние оказыва­ют окружающая обстановка, атмосфера, в которой проводится сеанс. Несомненно, субъекта, который видит, что другие без всяких колебаний подвергаются гипнозу и легко засыпают, лег­че гипнотизировать. В этом случае действует атмосфера вну­шения, не только облегчающая усыпление, но и значительно способствующая достижению лечебного успеха» (А. П. Слободяник).

Личность гипнотерапевта

Действительно, любой человек может быть загипнотизи­рован, но не любым гипнотерапевтом и не в любое время. При этом не существует критериев, кто может быть гипнотизером, легенды о необходимости серых «стальных» глаз и о большей эффективности специалистов брюнетов ушли в прошлое. Гип­нозом может овладеть практически каждый, но обычно он дол­жен обладать в глазах пациента некоторым набором качеств, поскольку личность гипнотерапевта воспринимается субъек­тивно. Велико значение доверия, которое пациент питает к те­рапевту и к его способностям. Один гипнотизер будет погру­жать субъекта движением руки в глубочайший транс, другому это не удастся ни при каких условиях. Следует выделить воз­можные качества, необходимые для формирования веры пацинта в гипнотерапевта, исходя из тезиса Бернгейма: «Вера лечит».

Качества, которые желательны для гипнотерапевта

Уверенное поведение

Поведение гипнотерапевта должно говорить об увереннос­ти в своих силах, в силе метода, которым он владеет, о готовно­сти справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: «Давайте попробуем, прав­да, у меня редко что получается», - он может быть уверен, не получится и в этот раз. Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в словах так же полезны для создания образа успешного терапевта. Часто образ терапевта складыва­ется у пациента заранее из отзывов других пациентов, из разго­вора по телефону, из рекламной информации, и он приходит уже в «частичном гипнозе» от созданного им самим образа гип­нотизера, и задача терапевта состоит в том, чтобы не разочаро­вать гипнотизируемого.

Речь терапевта должна быть четкой и хорошо слышимой для пациента. При обращении к нему смотрите в глаза спокойно, без напряженности. В речи будьте уверены, используйте мес­тоимение «Я», подчеркивая свой авторитет. Бывали случаи, ког­да уверенность психотерапевта компенсировала его иные не­достатки, и пациент, зачарованный «силой и могуществом», был успешен в терапии.

Опрятная внешность

Условия, предъявляемые к внешности, не имеют четких кри­териев, терапевт может опираться на свои предпочтения. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, может быть естественен белый халат, который должен быть чистым и свежевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, и тогда требования опрят­ности будут предъявляться к костюму. Гипнотерапевт в стро­гом деловом костюме имеет больше шансов на успех, нежели одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет в себе невербальное послание пациенту о нас, в зависимости от этого бессознательно человек определяет, можно ли нам дове­рять и верить в успех.

Следует задуматься об интерьере собственного кабинета, какую информацию несет он, ведь ваш кабинет - это проек­ция вас. Попробуйте оглядеть свой кабинет взглядом посторон­него наблюдателя и представьте, что подумает о вас человек, пришедший к вам впервые, и насколько полученное мнение соответствует тому, какое вы хотели произвести. Кабинет, вы­держанный в строгих тонах, будет свидетельствовать о респек­табельности врача, его прочном положении, определенном кон­серватизме и косвенно о доверии пациентов к нему. Кабинет, отделанный в светлые тона, с фотографиями или рисунками на стенах, без стола между терапевтом и пациентом будет говорить о демократизме врача, открытости его, готовности на внесение некоторой неформальности в общение.

Умение создать и поддерживать раппорт

Способность войти в контакт с пациентом - обязательное условие успеха терапии. При этом терапевт выступает в этом взаимодействии в роли лидера. Успеху процесса способствует наблюдательность, поведенческая гибкость, умение осознавать обратную связь, идущую от пациента. В терапевтическом взаи­модействии всегда есть три стороны: пациент, его проблема и психотерапевт. В случае хорошо налаженного взаимодействия пациент вместе с терапевтом, опираясь на знания и опыт пос­леднего, имеют намного больше шансов в борьбе с проблемой.

Наблюдательность

Умение увидеть минимальные проявления изменения со­стояния человека неотделимо от успешности ведения пациен­та внутри гипнотического состояния. Спецификой метода гип­нотизер обречен на минимум информации, и умение распоз­навать и истолковывать незначительные невербальные призна­ки, предъявляемые пациентом, является обязательным навыком гипнотерапевта. Наблюдательность развивается толь­ко практикой, причем не обязательно связанной с работой. На­блюдение за людьми в транспорте, на улице также способствует приобретению необходимого умения.

Способность быстро принимать решения

Динамика гипнотического состояния, особенно в ходе те­рапии, часто требует быстрых и нестандартных реакций. Пове­дение человека внутри транса при воспоминании травматичес­ких ситуаций непредсказуемо, и умение быстро и точно реаги­ровать на проявления проблемы является важным фактором успешной работы. Работа гипнотерапевта, связанная с болез­ненными эпизодами прошлого, напоминает работу сапера: мы ищем психологическую «мину» и, обнаружив ее, должны быс­трыми квалифицированными действиями ее обезвредить, ос­вободив пациента от тяжелого груза.

Интуиция

Едва ли способность к интуиции закладывается на генети­ческом уровне. Скорее она складывается из опыта, наблюда­тельности и качественного раппорта, когда образы и мысли, проносящиеся в голове клиента, становятся известны вам, даже если он не говорит вам о них. Удивительно, что в этом случае появившиеся у вас идеи относительно направления дальней­шей работы с пациентом приносят успех терапии. Возможно, что вы переходите на бессознательный уровень общения с па­циентом, что исключает контроль и искажения, привносимые сознанием. Умение ограничить в трансе не только сознание пациента, но и собственное сознание дает новый импульс бес­сознательному поиску для психотерапевта.

Стадии гипноза

Определение глубины гипноза сложно, поскольку опира­ется на субъективные признаки, определяемые терапевтом и па­циентом. Все исследователи сходятся в одном, существуют разные уровни глубины транса, которым соответствуют разные явления.

Бернгейм описывал девять степеней гипноза, основывая классификацию на наличии или отсутствии амнезии, Льебо - шесть, Форель, Бехтерев -три.

В. М. Бехтерев различал малый, средний и глубокий гип­ноз.

«При малом гипнозе глаза закрыты, но они могут быть от­крываемы по произволу, хотя обыкновенно и с некоторыми усилиями. Подчинение воле исследователя имеется, но оно не настолько значительно, чтобы гипнотизируемый не мог бороть­ся с внушениями. Отношение к внушениям зависит в этом слу­чае, главным образом, от личности и от отношения ее к гипно­тизирующему. Внушения, следовательно, могут быть действи­тельны в этом случае лишь при отсутствии сопротивления со стороны гипнотизируемого лица и при вере в их действие. При этом большая часть сделанных внушений припоминается по пробуждении от гипноза.

При средней степени гипноза или так называемом очарова­нии (гипотаксии) гипнотизируемый уже не может сам выйти из гипноза, он подчиняется внушениям в такой мере, в какой они не расходятся с его нравственными воззрениями. При этом во время гипноза он ориентируется в отношении окружающе­го и по пробуждении в большинстве случаев мало помнит о сде­ланных внушениях.

Наконец, глубокий гипноз характеризуется более или ме­нее полным подчинением личности, осуществлением самых разнообразных внушений по выходе из гипноза и, наконец, нередко особым отношением к гипнотизатору со стороны спя­щего; при этом обыкновенно ни одно из внушений не помнит­ся загипнотизированным по выходе из гипноза, если, конеч­но, не сделано специального внушения помнить все и вне гип­ноза».

По классификации Фореля гипноз делится на три степени: 1) сонливость - слегка загипнотизированный пациент может при известном условии противостоять внушению и открыть глаза; 2) гипотаксия, или легкий сон, - загипнотизированный не может открыть глаз и подчиняется некоторым или даже всем внушениям, без сопутствующей амнезии; 3) сомнамбулизм, или глубокий сон, сопровождающийся амнезией по пробуждении.

Как видно, классификации Фореля и Бехтерева во многом совпадают, и большинство специалистов, нуждающихся в про­стой классификации, используют именно данную трехстепен­ную модель, называемую по фамилии Фореля.

Безусловно, подобное упрощение не раскрывают всего мно­гообразия состояний, проявляющихся при гипнозе. Поэтому были разработаны более подробные классификации, хотя в их основе лежит также деление гипноза на три стадии.

За рубежом наиболее известна 30-ступенчатая классифика­ция Дэвиса и Хасбенда.

Классификация Дэвиса и Хасбенда

Глубина

Ступень

Симптомы

Гипноид

1 2 3 4 5

Подготовка к расслаблению Расслабление Дрожание век Закрытие глаз Полное физическое расслабление

Легкий транс

6 7 8 9 10 11

Оцепенение век Оцепенение конечностей Усиление симптомов Усиление симптомов Каталептическое оцепенение Анестезия («рука в перчатке»)

Средний транс

12 13 14 15 16 17 18 19 20

Усиление симптомов Частичная амнезия Усиление симптомов Постгипнотическая анестезия Усиление симптомов Изменение личности Простые постгипнотические внушения Усиление симптомов Кинестетические иллюзии, полная амнезия

Глубокий транс

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Открытие глаз без выхода из транса Усиление симптомов Нелогичные постгипнотические внушения Усиление симптомов Полный сомнамбулизм Положительный постгипнотический обман зрения Положительный постгипнотический обман слуха Систематическая постгипнотическая анестезия Отрицательный постгипнотический обман зрения Отрицательный постгипнотический обман слуха, гиперестезия

Отечественные специалисты предпочитают классификацию стадий гипноза Е. С. Каткова (1941), который разработал ее на основе учения И. П. Павлова.

Стадии и степени глубины гипнотического погружения, ус­тановленные Е. С. Катковым (по А. П. Слободянику)

Первая стадия. Первая степень. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного мозга.

Показатели. Гипнотик испытывает ощущение покоя, при­ятное чувство легкости в теле. Слышит, свои мысли контроли­рует. Чувствительность сохранена. Легко реализуется внушение двигательных реакций. Из этого состояния гипнотик легко может выйти.

Вторая степень. Тонус коры еще более снижен, глубоко заторможен двигательный анализатор. Постепенно закрываются глаза. Гипнотик чувствует тяжесть в теле.

Показатели. Глаза гипнотизируемого закрыты, но при вну­шении легко открываются. Прикосновение к руке вызывает активное нормальное напряжение. Двигательные реакции лег­ко реализуются. Гипнотик активно воспринимает окружающее. Легко может быть разбужен.

Третья степень. Тонус коры значительно снижен. Более глу­бокое угнетение двигательного анализатора и второй сигналь­ной системы.

Показатели. Гипнотизируемый ощущает дремоту и сонливость. Течение мыслей вялое, чувство тяжести в теле. Мышцы расслаб­лены. Поднятая рука бессильно падает. Невозможность открыть веки, двинуть рукой. На вопрос о самочувствии гипнотик отвеча­ет медленно или молчит. Окружающее слышит. После пробужде­ния уверен, что он мог бы сам выйти из этого состояния.

Вторая стадия. Первая степень. Тонус коры снижен, воз­никает зона раппорта. Разлитое торможение выключает кинес­тетическую систему (каталепсия). Торможение второй сигналь­ной системы. Торможение иррадиирует и на кожный анализа­тор (анальгезия). Появляются «переходные состояния»-урав­нительная фаза.

Показатели. Гипнотик отмечает значительную сонливость, движения затруднены. Легкая каталепсия (поднятая рука в воз­духе остается недолго). Внушить двигательные реакции не уда­ется. Окружающие звуки гипнотизируемый воспринимает, но не проявляет к ним интереса.

Вторая степень. Еще большее углубление предыдущего со­стояния. Восковидная каталепсия. Самопроизвольная аналь­гезия. Большее торможение второй сигнальной системы.

Показатели. Резкая сонливость. Гипнотик отмечает «скован­ность» двигательной сферы. Значительное ослабление кожной чувствительности, усиливающееся путем внушения. Реализу­ются внушения двигательных реакций, латентный период уко­рочен. Начавшееся автоматическое движение быстро ослабе­вает, прекращается.

Третья степень. В коре головного мозга появляются фазо­вые явления - уравнительная фаза. Более глубокое торможе­ние второй сигнальной системы; внушенные иллюзии реали­зуются при закрытых глазах.

Показатели. Гипнотик отмечает полное исчезновение соб­ственных мыслей, слышит только голос гипнотизера. Наблю­дается тетаническая каталепсия (пружинит рука). Внушение активных и пассивных двигательных реакций реализуется хо­рошо (медленные движения отдельными толчками, невозмож­ность разжать кулак, двинуть рукой). Наблюдается анестезия слизистой носа (нашатырный спирт).

Третья стадия. Первая степень. Зона раппорта формирует­ся полностью. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Превалирует первая сигнальная система. На­лицо парадоксальная фаза. Амнезия после пробуждения. Ил­люзия при открытых глазах хорошо реализуется во всех анали­заторах, за исключением слухового и зрительного. Самопро­извольная каталепсия исчезает (симптом Платонова-подня­тая рука быстро падает).

Показатели. Самопроизвольная каталепсия исчезает. Иллю­зия при закрытых глазах полностью реализуется, за исключе­нием слуха и зрения. При раздражениях носа, языка, кожи вы­зываются галлюцинации. Можно вызвать ощущение голода, жажды. Хорошо реализуются внушенные двигательные реак­ции. Амнезия отсутствует.

Вторая степень. Почти полное торможение деятельности второй сигнальной системы. Вызываются все положительные галлюцинации.

Показатели. Зрительные галлюцинации хорошо реализу­ются (с закрытыми глазами «ловит бабочек»). При внушении открыть глаза галлюцинации исчезают, часто наступает про­буждение. Легко реализуются внушенные двигательные реак ции (пассивные и активные). Частичная амнезия.

Третья степень. Полное изолирование раппорта. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Ам­незия после пробуждения. Слово сильнее реального раздражи­теля.

Показатели. Легко реализуются все типы положительных и отрицательных галлюцинаций (при открытых глазах). Положи­тельные и отрицательные галлюцинации реализуются постгип-нотически. Амнезия после пробуждения. Легкая реализация «трансформации» возраста (перевод в детское состояние). При открытии век глаза мутные, влажные. Возможен «молниенос­ный» гипноз.

Можно с уверенностью сказать, что схема Е. С. Каткова в настоящее время наиболее признана в отечественной гипно­логии и при необходимости классификации гипнотического состояния обращаются именно к ней.

Вы можете прокомментировать статью:

Короче трудами праведными "отечественных СМИ" почва была подготовлена. Аппетит быдло-массы к магическим новинкам превышал спрос (умела тогда творить trash, РЕН ТВ отдыхает: оживление мертвецов , сверхспособности) . Кто не в курсе, утечка мозгов к 2000-ым годам закончилась, кто хотел давно эмигрировал, поэтому специалистов почти не осталось.

На безрыбье и рак рыба. Отечественные клоуны закончились и оптом пошли закупки западных горе-психологов, псевдо-гипнотизеров и естественно целителей. Не пытаясь объять необъятное, остановим взор новом вида гипноза "эриксоновском", который крепко пустил корни в неокрепших умам.

Если не полениться и прочесть то, что понаписано об Милтоне Эриксоне и новом подходе к гипнозу, то приходишь к однозначному выводу - полнейший лохотрон. Обобщив всю макулатуру становится понятно, что "новей и эффективнейший подход" строится на двух идеях: "это работает, потому что Милтон Эриксон был классный парень" и "не смейте ругать Эриксона, столько пережил" (проболел полиомиелитом пару раз, страдал от дислексии, при этом дважды состоял в браке и сумел запилить восьмерых отпрысков).

С моральной точки зрения нельзя принижать или возвышать значимость достижений кого-либо на одном лишь основании того, что это инвалид. Хотя чисто для PR это выгодно. Поэтому в статьи не обсуждается личность Милтона Эриксона, вполне вероятно, что был хорошим семьянином, много читал и сеял разумное, доброе, вечное.

Гипнотический суррогат. Центральная идея "эриксоновского гипноза" состоит в том, что ресурсы по изменению скрыты в подсознании и в ходе терапевтической беседы нужно активизировать творческий поиск (остальное доделает подсознание). Красиво звучит. Хотя я это только что придумал, потому что язык "нового гипноза" туманнее языка астролога. Нет ничего конкретного. Нет даже четко определения транса, типа внимание внутрь и значит в трансе, готов меняться. Будет лучше взять популярное определение, например с сайта samopoznanie.ru. Итак:

Эриксоновский гипноз - это недирективное (неприказное) направление психотерапии со 100%-ной гипнабельностью, направленное на индивидуальный подход. В нём нет четких правил и схем. Это мягкое, экологичное воздействие. Внушение косвенное в символической форме.

Кто-то что понял?! Хотя это менее расплывчатое определение эриксонки, чем остальные. Ну да ладно. Схема терапии со стороны выглядит куда более просто: есть проблема, за решение отвечает подсознание (у экстрасенсов это карма, порча или иная мистическая поебень), соответственно есть специально обученные, кто за определенную плату погружает и в транс и запускает подсознательный механизм восстановления системы.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Модель АВС в когнитивной терапии. Методы лечения фобий

Чего не так в эриксонке.

1) Нет однозначных критериев транса, наиболее толковые представители эриксонки по очевидным причинам заменяют термина гипноз на транс. Почему? Во-первых, транс это болезнь согласно МКБ-10 «транс и состояния одержимости», код F 44.3. Во-вторых, есть физиологические отличия гипноза от транса . Вкратце.

ГИПНОЗ - всегда больше диссоциация, взгляд со стороны. Аналог на Востоке - медитация (это способ достижения разотождествления с умом и телом, "я не есть ум, я не есть тело, я это..." и вперед к просвещению).

Пьяный мужчина ночью приводит друга к себе домой. Все спят. Он показывает квартиру:
– Это моя гостиная, это – спальня, это – наша кровать. Вот спит моя жена, а это рядом с ней – я…

Резюме. Синонимы гипноза - диссоциация, внушаемость, отстраненность, медитация.

ТРАНС - всегда больше переживание, ассоциативное восприятия "Я чувствую, я двигаюсь".

Пьяный падает с третьего этажа. К нему подходит милиционер и спрашивает:
– Что произошло?
– Откуда я знаю? – отвечает тот, отряхиваясь. – Я сам только что сюда попал.

Резюме. Синонимы транс - ассоциация, гипнабельность, автоматизм, измененное состояние сознания (в отличие от тупого закрывание глаза и прогулки в приятное воспоминание).

Если в классическом (директивном, медицинском) гипнозе прописаны четкие признаки гипноза. Напомню, лишним не будет: каталепсия (как невозможность сделать определенное движения, а не как дурачат лохов на эриксоновских курсах обычное замирание или подыгрывание тренеру), амнезия (забывание значимой информации, например имени, и наоборот активизация эмоциональной памяти), и наконец внушенные галлюцинации (удается внушить далеко не каждому). Возможно вызывать иные феномены как гипноанестезия (обезболивание), гипноргазм (в Америки стало целым направлением в шоу-программах, помимо эстрадного гипноза).

Что по факту показывают на семинарах по эриксоновскому гипнозу иллюзию гипноза (или транса, ибо местные "спецы" не видят разницы). Никакого измененного состояния сознания там подавно и нет. ИСС например это состояние алкогольного, наркотического опьянения, что можно экспериментально зафиксировать. "Эриксоновскй транс" - субъективное ощущения, больше игра слов. Был адвокатом, сказал бы, что это "эриксоновский транс" не состояние пациента, а особый тип взаимодействия между людьми.

Что и говорить, если даже дочь Эриксона Бетти Эриксон (полностью Betty Alice Erickson) отрабатывает семинары в чистый ноль, никого почти никогда не погрузив (кому интересно найдите в сетке и просмотрите эти тягомотные многочасовые "семинары по гипнозу "). Хочется выложить с именами и фамилиями унылый семинар Бетти, где был один врач, кто на перерыве продемонстрировал шоковые методы гипноза, чем заставил задуматься часть пришедших, а не туфту ли залечивают на эриксонке под соусом гипноза. Как только коллега разрешит рассказать сию историю, то сразу.

Чуть повыше идут курсы Гриндлера и Бэндлера, типа НЛП, мол новое, переосмысленное наследие Эриксона. По сути теже яйца, но вид сбоку. Первый