Миссия организации широкое и узкое понимание миссии. Кроме того, возможно толкование миссии в широком и узком смыслах

Лекционное занятие

Практическое занятие

(очная форма 2 час., заочная форма 5 лет обучения 0 час.,

1. Основные правовые понятия, применяемые при документировании информации.

2. Правовое регулирование делопроизводства.

3. Правовое регулирование архивного дела.

4. Обязательный экземпляр документов.

5. Правовые основы создания и применения электронных подписей.

Задание

В марте 2012 года Президент России Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о возможности отказа от бумажного документооборота в пользу электронного. Медведев сообщил, что на совещании по экономическим вопросам руководители многих российских банков «говорили о тоннах бумаг, которые никогда и никем не востребуются, но они прямо предусмотрены законодательством об архивном деле и другими законами».

Подготовьте проект соответствующих изменений в Закон об Архивном деле.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятия «документ»

2. Раскройте содержание понятия «документированная информация» в соответствии с действующим законодательством РФ.

3. Раскройте содержание понятия «электронный документ» в соответствии с действующим законодательством РФ.

4. Раскройте содержание понятия «делопроизводство» в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Раскройте содержание понятия «Архивное дело» в соответствии с действующим законодательством РФ.



Нормативные акты

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (действующая редакция) «Об электронной подписи» // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ (действующая редакция) «Об обязательном экземпляре документов» // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (действующая редакция) «Об архивном деле в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (действующая редакция) «О библиотечном деле» // СПС «КонсультантПлюс».

ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст // СПС «КонсультантПлюс».

Основная:

Дополнительная:

Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (постатейный) / под ред. Н.Н. Ковалевой // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Похило Е. Как наилучшим образом организовать документооборот в компании? // Акционерный вестник. 2012. N 12.

Семизорова Е.В., Тульская О.В. Актуальные вопросы применения судами электронных документов // Информационное право. 2013. N 5.

Семизорова Е.В. Обеспечение юридической значимости электронных документов // Информационное право. 2011. N 2.

Степанюк О.С., Степанюк А.В. Проблема межотраслевого подхода к толкованию понятия «Официальный документ" // Российский судья. 2013. N 4.

Чамуров В.И. Электронные документы в сети Интернет как доказательства в российском судопроизводстве // Информационное право. 2013. N 4.

Тема 5. Правовая защита конфиденциальной информации

Лекционное занятие

(очная форма 2 час., заочная форма 5 лет обучения 0 час.,

3 года обучения 0 час., 3,5 лет обучения 0 час.)

4. Правовой режим тайны.

Практическое занятие

(очная форма 2 час., заочная форма 5 лет обучения 0 час.,

3 года обучения 0 час., 3,5 лет обучения 2 час.)

1. Защита информации и ограничение доступа к информации.

2. Понятие и виды правовых тайн.

3. Участники отношений, складывающихся в сфере защиты конфиденциальной информации.

4. Правовой режим тайны.

5. Правовые последствия разглашения конфиденциальной информации.

Самостоятельная работа студентов

(очная форма час., заочная форма 5 лет обучения час.,

3 года обучения час., 3,5 лет обучения час.)

Ваше мнение

1. Парень переписывался с девушкой в социальной сети ВКонтакте. Спустя несколько дней девушка опубликовала часть их переписки на своей странице. Публикация содержала сведения, распространения которых парень не хотел.

Имеется ли в данной ситуации какое-либо правонарушение? Изменится ли что-то, если парень оскорблял девушку в опубликованной части переписки?

2. Ознакомьтесь с видеороликом "Загрязнение почвы в Китае - "государственная тайна", http://youtu.be/qImuzvoN1kM. Существует ли в российском законодательстве лингвистическая неопределенность, о которой говорится в ролике?

Контрольные вопросы

1. Что понимается под конфиденциальностью информации?

2. Что лежит в основе деления тайн на первичные и производные?

3. В чем разница между государственной и коммерческой тайнами?

4. Что такое грифование? При документировании каких тайн оно используется?

5. Назовите основные обязанности обладателя информации, составляющей тайну.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (действующая редакция) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «КонсультантПлюс».

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (действующая редакция) «О государственной тайне» // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (действующая редакция) «О персональных данных» // СПС «КонсультантПлюс».

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (действующая редакция) «О коммерческой тайне» // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (действующая редакция) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (действующая редакция) «О банках и банковской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (действующая редакция) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" // СПС «КонсультантПлюс».

Основная:

Кузнецов П.У. Основы информационного права. Учебник для бакалавров. - М.: ПРОСПЕКТ, 2014.

Информационное право. Учебник для бакалавров / под ред. Рассолова И.М. - М.: ПРОСПЕКТ, 2013.

Бачило И.Л. Информационное право. Учебник. - М.: Юрайт, 2013.

Паршуков М.И. Понятийный аппарат информационного права в законодательстве, науке и образовательной деятельности // Информационное право. 2013. N 3.

Савельев Д.А. Информационное право и электронное государство. Вводный курс. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2012.

Электронный учебник. CD Информационное право. Городов О.А. - М.:КноРус, 2012.

Дополнительная:

Волчинская Е.К. К юбилею Закона Российской Федерации «О государственной тайне» // Информационное право. 2013. N 2.

Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации // Информационное право. 2013. N 4.

Журавлев М.С. Персональные данные в трудовых отношениях: допустимые пределы вмешательства в частную жизнь работника // Информационное право. 2013. N 4.

Кротов А.В. Защита права на неприкосновенность частной жизни при реализации информационных прав посредством телефонной связи // Информационное право. 2013. N 2.

Потрашкова О.А. Коммерческая тайна: проблемы правовой защиты // Информационное право. 2013. N 1.

Северин Р.В. Сущность убытков в информационной сфере предприятия // Информационное право. 2013. N 1.

Стрельников В. Персональным данным - особую защиту // ЭЖ-Юрист. 2013. N 12.

Терещенко Л.К. Правовой режим персональных данных и безопасность личности // Закон. 2013. N 6.

  • Материал для документирования. Его развитие.
  • Классификации документов. Виды и методы.
  • Требования к конструированию бланков документов. Виды бланков.
  • Формуляр документа. Порядок оформления реквизитов организационно-распорядительных документов.
  • Понятия “унификация” и “стандартизация” документов. Развитие унификации и стандартизации документов во второй половине хх в.
  • Порядок согласования и утверждения документов, варианты и порядок оформления.
  • Алгоритм подготовки документа.
  • Лингвистические особенности текста служебных документов. Стандартизация лексики, словосочетаний, построения предложений, текста. Дизайн документа.
  • Характеристика состава и область применения организационных документов; требования к их составлению и оформлению.
  • Характеристика состава и область применения распорядительных документов; требования к их составлению и оформлению.
  • Характеристика состава и область применения информационных документов (объяснительных и докладных записок (внешних и внутренних), справок, акта); требования к их составлению и оформлению.
  • Требования к составлению и оформлению служебного письма. Разновидности писем, телеграмм, телефонограмм.
  • Документирование коллегиальной деятельности. “Сценарий” подготовки и проведения совещания. Документы, создаваемые в процессе подготовки совещания. Требования к составлению и оформлению протокола.
  • Задачи и функции службы доу, ее структура, права и обязанности, виды работы.
  • Формы организации делопроизводства (документационного обеспечения управления). Структура и функции подразделений по документационному обслуживанию учреждений.
  • Регламентация должностных обязанностей работников службы доу. Требования к структуре и составу информации должностной инструкции.
  • Инструкция по делопроизводству как основной нормативный документ, регламентирующий организацию делопроизводства: структура, порядок составления и оформления.
  • Характеристика основных документопотоков. Правила учета документооборота.
  • Технология обработки входящих документов.
  • Этапы прохождения и исполнения внутренних документов.
  • Порядок подготовки и обработки исходящих документов.
  • Организация контроля исполнения документов и поручений.
  • Организация текущего хранения дел. Номенклатуры дел: виды, порядок составления, особенности оформления.
  • Понятия «документальный фонд» и «архивный фонд». Первичные и сложные комплексы документов, виды сложных комплексов.
  • Понятия «ценность документа», «экспертиза ценности». Возникновение, развитие экспертизы. Принципы, критерии экспертизы ценности документа.
  • Порядок документирования и организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
  • Определение понятий “объект” и “субъект” оргпроектирования. Теоретические основы организации, планирования и проектирования систем управления
  • Основные стадии (этапы) оргпроектирования, особенности каждого из этапа.
  • Виды норм труда и нормативов. Методы их обоснования и разработки.
  • Понятие цели. Процесс установления целей организации. Система целей организации.
  • Проектирование организационной структуры. Разделение и кооперация управленческого труда. Методика разработки положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
  • Организация рабочих мест персонала управления в системе доу. Диагностика и проектирование условий труда работников в системе доу.
  • Основные направления и функции подсистемы управления персоналом. Разработка системы найма и отбора персонала.
  • Система обучения и продвижения персонала. Система оплаты и мотивации персонала.
  • Кадровая информационно-документационная система.
  • Документационное обеспечение приема работника на работу.
  • Документационное обеспечение движения персонала.
  • Документационное обеспечение увольнения работника.
  • Порядок ведения и хранения трудовых книжек.
  • Понятие информационного обеспечения управления, его структура.
  • Назначение и структура унифицированных систем документации (усд).
  • Цели и методы унификации управленческих документов.
  • Информационный менеджмент как методология информационного обеспечения управления
  • Значение международных стандартов и нормативных документов в области работы с электронными документами и асдоу
  • Российская законодательная и нормативная правовая база в области работы с электронными документами и ас доу
  • Электронный документооборот: возможности, достоинства, недостатки.
  • Формирование электронного архива: правовая основа, процедура, перспективы.
  • Анализ рынка ас доу в России: классификации, основные игроки, тенденции развития.
  • Предпроектное обследование организации для внедрения ас доу.
  • Документационное сопровождение процедуры внедрения ас доу.
  • Экономическая эффективность электронного документооборота и метода ее расчета.
  • Правовой статус и возможности электронной почты в ас доу.
  • Концепция «электронного правительства»: теория, российская практика, законодательное обеспечение реализации в России.
  • Типология электронных систем управления документами.
  • Обеспечение юридической силы электронных документов. Правовой статус электронного документа.
  • Обеспечение сохранности и достоверности документной информации.
  • Автоматизированное рабочее место (арм): понятие, принципы построения.
  • Понятие и типология информационных технологий доу.
  • Справочные системы правовой информации.
  • Информационные технологии защиты документной информации.
  • Прикладные программы автоматизации управления кадрами.
  • Применение баз данных в организации документооборота.
  • Информационные технологии хранения документов.
    1. Порядок документирования и организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.

    Все документы, содержащие коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, подлежат учёту и специальному обозначению. На документе проставляют гриф ограничения доступа с указанием номера экземпляра, обладателя этой информации.

    При передаче документов, содержащих коммерческую тайну, в органы государственной власти и органы местного самоуправления гриф «Коммерческая тайна» или «Конфиденциально» проставляется в обязательном порядке.

    В тексте документа также может быть оговорена конфиденциальность сведений, права предприятия на них, порядок их использования и т.п.

    Печатание документов с грифом «Коммерческая тайна» производится централизованно, в специально отведённом помещении, исключающем доступ посторонних лиц.

    Приказом руководителя предприятия назначается должностное лицо, ответственное за учёт, хранение и использование документов, содержащих конфиденциальные сведения.

    Отпечатанные и подписанные документы передаются для регистрации должностному лицу, ответственному за их учёт.Черновики, файлы, варианты документа уничтожаются этим должностным лицом с подтверждением факта уничтожения записью на копии документа: «Черновик (или файл) уничтожен. Подпись. Дата».

    Все документы, содержащие конфиденциальную информацию, должны регистрироваться отдельно от остальной документации в «Журнале регистрации документов с грифом «Коммерческая тайна». При значительном объёме документов могут быть заведены журналы отдельно для входящих, исходящих и внутренних документов предприятия, содержащих гриф «Коммерческая тайна». Все листы журналов, учитывающих такие документы, нумеруются, прошиваются и опечатываются. В конце журнала в заверительном листе указывается общее количество.

    Движение документов с грифом «Коммерческая тайна» должно своевременно отражаться в «Журнале учёта выдачи документов с грифом «Коммерческая тайна».

    Работники предприятия, допущенные к конфиденциальным сведениям и документам, прежде чем получить доступ к ним, должны пройти инструктаж и ознакомиться с памяткой о сохранении коммерческой тайны предприятия.

    Права доступа к конфиденциальным документам в организации разграничиваются на основе предоставления различных полномочий по ознакомлению, регистрации, редактированию, снятию с контроля, списанию в дело, хранению, использованию и уничтожению.

    При выдаче конфиденциального документа секретарём – референтом работник, получивший документ с грифом «Коммерческая тайна», должен сверить номер полученного документа с номером журнале, проверить количество листов и поставить в журнале свою подпись.Выданные документы с грифом «Коммерческая тайна» подлежат возврату секретарю – референту в тот же день. С разрешения руководства предприятия отдельные документы с грифом «Коммерческая тайна» могут находиться у исполнителя в течение срока, необходимого для выполнения работы с ним, при условии полного обеспечения сохранности документов на рабочем месте исполнителя.При возврате документа с грифом «Коммерческая тайна», секретарь – референт сверяет номер документа по журналу, проверяет количество листов документа и в присутствии работника ставит в графе «Отметка о возврате» свою подпись и дату возврата документа.

    Передача документов и дел между работниками предприятия, производится только через секретаря – референта с обязательной записью в журнале.

    Определение документов к категории конфиденциальных производится исполнителем и лицом, подписывающим документ, и руководителем организации, а на издании - автором (составителем) и руководителем, утверждающим издание к печати.

    Руководители имеют право снимать гриф с документов, подготовленных в данной организации, а также полученных от подведомственных организаций с уведомлением их об этом.

    Руководители организаций, структурных подразделений и должностные лица несут ответственность за обеспечение правильного учета, хранения, размножения и использования документов с данным грифом, а также за соблюдением требований соответствующих инструкций, разработанных организацией по работе с конфиденциальными документами.

    Контроль за осуществлением учета, размножения, хранения и использования конфиденциальных документов, а также их неразглашение возлагается на службы документационного обеспечения управления (ДОУ) или специальное подразделение.

    Сотрудники организаций, имеющие отношение к работе с конфиденциальными документами, должны быть в обязательном порядке ознакомлены с соответствующими инструкциями по работе с ними. Сотрудникам, допущенным к работе с конфиденциальными документами, запрещается сообщать устно или письменно кому бы то ни было сведения, содержащиеся в документах, если это не вызывается служебной необходимостью.

    Вся поступающая в организацию корреспонденция с грифом ограничения принимается и вскрывается сотрудниками, которым поручена работа с этими материалами. При этом проверяется количество листов и экземпляров документов и изданий, а также наличие указанных в сопроводительном письме приложений.

    В случае отсутствия в конвертах (пакетах) документов или приложений к ним составляется акт в двух экземплярах, один из которых высылается отправителю.

    Документы с грифом «Коммерческая тайна» запрещается выносить из офиса.

    На предприятии должен быть принят строгий порядок размножения документов с грифом «Коммерческая тайна». Они должны копироваться с разрешения руководства предприятия в специально выделенном помещении. Все копии конфиденциальных документов берутся на учёт в специальном журнале или в «Журнале регистраций документов с грифом «Коммерческая тайна». Количество экземпляров документов с грифом «Коммерческая тайна» должно быть ограничено, причём каждый экземпляр готовится для заранее определённого адресата или исполнителя. Размножение документов следует производить в присутствии должностного лица, ответственного за документ. Все бракованные копии документа им забираются и подлежат немедленному уничтожению.

    Все дела с грифом «Коммерческая тайна» и журналы их учёта вносятся в номенклатуру дел предприятия.

    По окончании года специально созданная комиссия предприятия выполняет следующие работы:

    Проверяет наличие всех документов с грифом «Коммерческая тайна»;

    Отбирает документы с грифом «Коммерческая тайна» для архивного хранения;

    Отбирает документы с грифом «Коммерческая тайна» для уничтожения.

    В случае установления факта утраты документов с грифом «Коммерческая тайна» немедленно ставится в известность руководитель предприятия, служба безопасности и принимаются все меры к розыску документа. Руководителем предприятия в связи с фактом утраты назначается комиссия для служебного расследования.

    На утерянные документы после того, как розыск их не принёс положительных результатов, составляется акт. В «Журнал регистрации документов с грифом «Коммерческая тайна» вносятся соответствующие отметки об утрате.

    При увольнении сотрудника, ответственного за документы с грифом «Коммерческая тайна», производится проверка числящихся за ним документов и их передача вновь назначенному лицу. Акт приёма – передачи этих документов утверждается руководителем предприятия или его заместителем.

    При прекращении трудовых отношений с предприятием, на котором сотрудник был допущен к коммерческой тайне, обязательства о неразглашении конфиденциальных сведений действуют в течение двух лет, если иной срок не установлен трудовым договором.

    При передаче дел в архив на документы с грифом «Коммерческая тайна» составляется отдельная опись.

    Архивное хранение таких документов производится в опечатанных коробках, в помещениях, исключающих несанкционированный доступ.

    На документы с грифом «Коммерческая тайна», отобранные для уничтожения, составляется акт, утверждаемый руководителем предприятия. Уничтожаются документы в присутствии комиссии с помощью специальной машины или иным способом, исключающим возможность восстановления имеющейся в них информации.

    Деятельность любой организации невозможно представить без сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. При этом информация все чаще принимает фиксированный, документальный характер. Согласно ГОСТ Р 51141-98 «документ, документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивоведение. Термины и определения. -М., 1998.-С. 1,п. 3. .

    Необходимость фиксировать информацию появилась у людей в глубокой древности. Если рассматривать это в историческом аспекте, то можно проследить, как менялись способы фиксирования информации на материальном носителе и соответственно сами носители. Для фиксирования и передачи информации во времени и пространстве применялись различные способы - от письменности до книгопечатания, от литографии до аудиозаписи, фотокопирования, кинозаписи, микрофильмирования, голографии, применения лазерной и компьютерной техники. Происходило это потому, что менялись носители информации - сначала это были береста, папирус, затем бумага, фотопленки (фотобумага), магнитные дискеты, лазерные диски и др.

    Запись информации на различных носителях по установленным правилам называется документированием Там же. - С. 2, п. 32. и представляет собой процесс создания и оформления документов.

    Документирование может осуществляться на естественном языке (рукопись, машинопись) или на искусственных языках с использованием соответствующих носителей (магнитные ленты, диски, лазерные диски, дискеты и др.).

    Во многих случаях документирование является обязательным, предписывается законами и нормативными правовыми актами.

    Федеральный закон Российской Федерации «Об информации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24 - ФЗ устанавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы документов) являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов, в частности: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; категории информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации.

    Данным законом (ст. 5) также установлено, что «документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации».

    Документирование, т.е. процесс создания и оформления документа, может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами, которые будут выступать в качестве авторов документа. В связи с этим принято различать документ личного происхождения и официальный документ.

    Документ личного происхождения - это «документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей» ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивоведение. Термины и определения. М., 1998.-С. 2, п. 22..

    Официальный документ - это «документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке» Там же. - С. 2, п. 23..

    Официальный документ обладает необходимым для управленческой деятельности свойством - юридической силой, что означает, что документ может служить подлинным доказательством заключенной в нем информации. Юридическая сила официального документа предполагает его обязательность для тех, кому он адресован непосредственно, или всех участников управленческих действий (органов управления, их структурных подразделений, общественных организаций, должностных лиц и граждан), которые руководствуются документом и основывают на нем свою деятельность.

    Согласно ГОСТ Р 51141-98 «юридическая сила документа: свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления» Там же. - С. 2, п. 25..

    Из определения следует, что при документировании необходимо учитывать действующие нормы законодательства, компетенцию автора и соблюдать действующие на момент создания документа общегосударственные правила его составления и оформления.

    Документы выступают в качестве непременного элемента управленческой деятельности, являясь одновременно и средством труда, и его результатом. Такое место документы занимают благодаря своей полифункциональности, т.е. наличию различных функций.

    Документы могут выполнять следующие функции, которые условно можно разделить на три блока:

    1) информационные функции (собственно информационная, социальная, политическая и коммуникативная);

    2) функции, обеспечивающие процесс управления (управленческая, правовая, учетная);

    3) функции, носящие культурно-исторический характер (культурная, функция исторического источника).

    Информационная функция обусловлена тем, что в документе происходит материализация информации и она присуща всем без исключения документам, независимо от способа их изготовления и носителя информации, так как необходимость фиксировать информацию - причина появления любого документа.

    Итак, фиксация и передача информации во времени и пространстве, а следовательно, сохранение зафиксированной информации, возможность ее использования (доступность) составляют основное содержание информационной функции.

    Документы, выполняя информационную функцию, обладают определенной информационной емкостью (информационным потенциалом), т.е. характеризуются определенным количеством и качеством информации. Информационная емкость документа определяется такими показателями, как полнота, оптимальность и актуальность информации.

    Важнейшей информацией, которую содержит документ, является социальная, т.е. информация о процессах, происходящих в обществе. Это позволяет выделить социальную функцию документа в качестве его самостоятельной функции. На изучении социальной информации базируются такие науки, как история, источниковедение и др.

    В принципе каждый документ может выполнять социальную функцию, так как он возникает в силу определенной общественной потребности. Однако значение того или иного документа, выполняющего социальную функцию, может быть различным. Распорядительные документы (постановления правительства, например) имеют большее значение, чем справка с места работы, выданная гражданину.

    Государственные стандарты по оформлению документов также выполняют социальную функцию, так как ориентированы на использование определенных средств обработки документов, указывающих на известную ступень технического развития, достигнутого страной (отраслью). Документы могут не только отражать процессы, происходящие в обществе, но и влиять на общественное развитие.

    Каждый документ может дать представление об определенной отрасли деятельности, характеристику социальных отношений. Но эта характеристика будет неполной, если изучать единичные документы. Социальность и точность информации возрастает, если единичный документ сравнить с другими группами однотипных документов, которые относятся к одной отрасли деятельности, к одному периоду во времени и пространстве.

    Социальная функция документа может проявляться и в характеристиках личности в ее социальных аспектах, т.е. в отражении деятельности, места, роли той или иной личности (как существа общественного) в определенной социальной структуре.

    Политическая функция документа тесно связана с социальной функцией. Так, первые Декреты Советской власти выполняли не только социальную, но и политическую функцию, так как оказали влияние и на политические, и на социальные процессы. Документы, фиксируя и сохраняя информацию о политическом процессе, т.е. о внутренней и внешней политике государства, о деятельности политических партий, оппозиции, лидерах, выполняют свою политическую функцию.

    Коммуникативная функция документа состоит в том, что ее основная задача - передача информации во времени и пространстве. Ее можно рассматривать и как частный информационный случай, так как ее содержание - это организация и поддержание информационной связи между индивидуумами в обществе, между различными элементами общественной структуры. С помощью этой функции документа происходит обмен идеями, сведениями, эмоциями, причем обмен этот может быть односторонним, двусторонним, многосторонним.

    Односторонний обмен может происходить с помощью документов, ориентированных в одном направлении - сверху вниз (от законодателя к исполнителю).

    Двусторонний обмен происходит с помощью документов, тесно связанных между собой (договорные документы, служебная переписка и др.).

    Многосторонний обмен информацией происходит с помощью документов, рассчитанных на информирование всего общества (декреты, декларации, кодексы, законы и т. п.).

    В настоящее время резко возросли коммуникативные возможности документа, так как резко увеличились скорости передачи информации и круг ее пользователей с помощью Интернета, E-mail (электронной почты) и др. В дальнейшем роль коммуникативной функции будет только возрастать, так как ежегодно увеличиваются объемы информации, число пользователей, меняется технология документационного обеспечения управления.

    В управленческой функции документ выступает как средство управленческой деятельности. Эту функцию выполняют документы, созданные для целей управления и в процессе его реализации, для обеспечения процесса принятия решения. Документы, обладающие управленческой функцией, являются основным источником информации, играют большую роль в информационном обеспечении управления. С их помощью производится сбор первичных данных, информации о фактическом положении дел. Затем эти данные подвергаются систематизации и обобщению, что реализуется в различных сводках, справках, отчетах. Результатом являются документы, содержащие анализ и оценку положения дел, варианты возможных решений. Управленческие документы в специфической форме отражают стадии, звенья и циклы управления и сами оказывают воздействие на сферу управления.

    В правовой функции документ выступает как регулятор различных сторон деятельности общества, государства, учреждения, предприятия, организации. Правовая функция документа выражается в фиксации, закреплении и применении правовых норм и правоотношений.

    Существуют две группы документов, наделенных правовой функцией:

    1) изначально обладающие ею;

    2) приобретающие ее на время.

    В первую группу можно включить документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а также документы, влекущие за собой юридические последствия. К ним относятся правовые акты представительных и распорядительных органов, т.е. все правовые акты органов государственной власти (законы, указы, постановления и др.), судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты управления, издаваемые учреждениями, организациями, предприятиями и влекущие за собой определенные юридические последствия (приказы, распоряжения, положения, уставы, инструкции, правила и др.), а также свидетельствующие о правоприменительной практике. Сюда же входят: договорные документы, т.е. документы, фиксирующие договорные отношения; документы, не обладающие признаками правовых актов, непосредственно вызывающих, изменяющих или прекращающих правоотношения, но имеющих определенный правовой статус (метрические свидетельства, паспорта, дипломы, аттестаты, удостоверения личности и т. п.), а также оправдательные финансовые документы (акты, накладные, платежные поручения и др.).

    Ко второй группе можно отнести документы, которые могут быть предъявлены как доказательства в суде, органах следствия, прокуратуре, нотариате, арбитраже и органах управления. Например, на основе протокола заседания аттестационной комиссии происходит издание приказа об утверждении разряда оплаты труда по Единой тарифной сетке (ETC) сотруднику. В силу определенных обстоятельств документ может быть доказательством, т.е. временно обладать правовой функцией.

    Неправовая документация используется как основание для принятия правовых актов. Так, плановая документация может быть основанием для принятия распорядительного документа, которым она утверждается.

    На основе документов, наделенных правовой функцией, возникают определенные правоотношения - административные, трудовые.

    Учетная функция документа характеризует прежде всего количественную сторону содержащейся в документе информации. С помощью учетной информации, представленной в формализованном цифровом выражении, систематизируются и отражаются все явления хозяйственной деятельности государства, его органов власти и управления. Документы, обладающие учетной функцией, как правило, имеют унифицированные формы, утвержденные государственными органами, в которых заранее разработана определенная структура представления информации.

    Основные виды учета - статистический, бухгалтерский, оперативный - находят свое выражение путем составления статистических, финансово-экономических, плановых, отчетных и некоторых информационно-справочных документов. Учет необходим не только для выражения количественных характеристик, но и для анализа, контроля, доказательства истины. Учетные документы могут быть первичными, сводными. Они нагляднее других документов показывают стадии преобразования информации и ее использования.

    Культурная функция документа проявляется в том случае, когда документ выступает в качестве средства закрепления и передачи культурной традиции, культурного наследия. В документах отражается информация о знаниях, традициях, обычаях, ритуалах, навыках, моральных нормах, менталитете (образе мышления), ценностных ориентациях и др. В этом смысле документ может быть определен как культурный образец, фиксирующий информацию.

    Культурную функцию документа лучше всего выполняет комплекс документов, характеризующих определенную область деятельности (технику, науку, живопись и др.). Анализируя такой комплекс документов, можно проследить специфику научного и художественного творчества, моральные и эстетические принципы на определенном этапе, развитие и изменение традиций, обычаев, норм поведения и др.

    Документ также выполняет функцию исторического источника. Эта функция документа изучается такими науками, как источниковедение и дипломатика, исследующими документ через анализ его формы и содержания, происхождения, авторства, языка, материала, на котором документ изготовлен. Качество документа для исторической науки будет определяться точностью, конкретностью, новизной и полнотой информации, а также юридической, политической и культурной значимостью документа.

    Таким образом, документ сочетает в себе сразу несколько функций, которые взаимосвязаны между собой, но роль каждой из них различна.

    В управленческих документах преобладает управленческая функция, но, в то же время, эти документы выполняют и другие функции - информационную, правовую, коммуникативную и социальную, исторического источника. Роль функций документа может изменяться во времени, когда содержащаяся в нем информация теряет оперативность и актуальность и превращается в ретроспективную, а действенность, нормативное и регулятивное значение утрачиваются. Происходит как бы вытеснение одних функций другими.

    Функции, носящие оперативный характер, время действия которых ограничено (политическая, коммуникативная, управленческая, правовая, учета), вытесняются функциями, имеющими постоянный характер (информационная, культурная, социальная, исторического источника).

    Контрольные вопросы и задания

    1. Каким нормативным документом регламентируются основные термины в области делопроизводства?

    2. Что включает в себя понятие «документ»?

    3. Какие языки и способы документирования вы знаете?

    4. Назовите современные виды носителей информации.

    5. Каким законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов?

    6. Чем отличается документ личного происхождения от официального документа?

    7. Что обуславливает юридическую силу официального документа?

    8. Что понимается под полифункциональностью документа?

    9. Назовите основные блоки (группы) функций документа. Чем характеризуется каждый блок?

    10. Как меняется действие функций во времени?