Какие виды этики вам известны. Профессиональная этика: понятие, виды, направления

Особенности психологии чувств

3. Воспитание чувств

В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции Дерябин В.С. «Чувства, влечения, эмоции». Л.: Наука, 1974 г. - С. 219. .

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства - переживания - плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий (например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, учитель должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы. С другой стороны, ориентация ученика только на получение положительных эмоций, связанных с успехами или занимательностью уроков, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Как уже говорилось, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать - это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка. Чувства. Если посредством эмоций осуществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна, опасна, нейтральна и т. д.), то чувства - это эмоциональные процессы более высокого уровня, они выражают целостное отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме непосредственного переживания.

Счастье. Широко распространенное представление о счастье как о «чистом» наслаждении, как о переживании «сплошного блаженства» неверно. Оно приводит, с одной стороны, к искажению, извращению жизненных целей, когда некоторые люди в погоне за счастьем стремятся уйти от преодоления всяких жизненных трудностей, от тревог и забот. В результате, убивая печали, они убивают и радости. Уделом этих пресыщенных удовольствиями индивидов становится почти постоянное чувство скуки. На такую участь обрекают своих детей чересчур заботливые, но неразумные родители, стремящиеся создать им беззаботное детство. Другие люди приходят к пессимистическим взглядам, понимая, что радости покупаются лишь ценой страданий. В действительности же страдания, т. е. переживание тех или иных отрицательных эмоций, отнюдь не антипод счастья как чувства. Наиболее остро счастье переживается тогда, когда удовлетворяются потребности человека в оптимальном сочетании положительных и отрицательных эмоций. Свободный творческий труд является важнейшим источником человеческого счастья, потому что он, как ничто другое, способен насыщать жизнь самыми разными эмоциями, при этом порождаемое им страдание тут же вознаграждается живой радостью реализации своих возможностей, наслаждением результатами своих усилий.

Счастье есть чувство, посредством которого человек оценивает факты с точки зрения того, насколько ему удается осуществить себя. Настоящее счастье требует от человека такого самоосуществления, при. котором он реализует все свои человеческие потенции.

Человек не может быть абсолютно счастлив. В каждый отдельный момент своей жизни он чувствует себя то умеренно, то безмерно счастливым, то несчастным, то находящимся где-то посредине между крайними состояниями.

Самоуважение. Самоуважение, согласно У. Джемсу, пропорционально успеху и обратно пропорционально величине притязания. Повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи. Человек с пониженным самоуважением будет переживать частную неудачу глубже и тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе.

Любовь. Моральное отношение к человеку - это любовное отношение к нему. Чистейшее выражение любви к человеку заключено в формуле: «Хорошо, что вы существуете в мире». Любовь выступает как утверждение человеческого существования данного человека для другого. Быть любимым - это значит быть самым существующим для другого изо всех. Напротив, акт или чувство ненависти, презрения есть отказ в признании, полное или частичное перечеркивание бытия человека, его значимости. Ненависть есть идеальная форма уничтожения, морального «убийства» человека.

В настоящей любви другой человек существует для меня не как «маска», т.е. носитель определенной функции, который может быть использован соответствующим образом как средство, а как человек в полноте своего бытия. Человека любят не за тот или иной поступок, встретивший одобрение или порицание других людей, который может быть случайным, и не за его заслуги, а за него самого, за его подлинную сущность.

Человек является единственным и неповторимым только для тех, кому он безусловно дорог. Тот, кого никто не любит, так же легко заменим, как вещь или деталь машины. С уходом того, кто любил меня и с кем связана какая-то часть моих значимых переживаний, уходят в прошлое и сами переживания, и этот аспект моего «Я», ибо никто и никогда не увидит меня глазами ушедшего друга.

Чувство комического. Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сначала с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии.

Юмор. Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними стоят реальные достоинства. Чистый юмор означает реалистическое приятие мира со всеми его слабостями и недостатками, которых не чуждо в реальной действительности обычно даже самое лучшее, но и со всем тем ценным, значительным и прекрасным, что за этими недостатками и слабостями скрывается Василюк Ф.Е. «Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций». - М: 1984 г. - С. 187. .

Ирония. Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал - действительности, возвышенное - смешному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение.

Насмешка. Истинная ирония всегда направляется на свой объект с каких-то вышестоящих позиций; она отрицает то, во что метит, во имя чего-то лучшего. Она может быть высокомерной, но не мелочной, не злобной. Становясь злобной, она переходит в насмешку, в издевку. И хотя между подлинной иронией и насмешкой как будто едва уловимая грань, в действительности они - противоположности. Злобная насмешка говорит не о превосходстве, а наоборот, выдает скрывающееся за ней чувство озлобления ничтожного и мелкого существа против всего, что выше и лучше его. Если за иронией стоит идеал, в своей возвышенности иногда слишком абстрактно, внешне, может быть, слишком высокомерно противопоставляющий себя действительности, то за насмешкой и издевкой, которые некоторые люди склонны распространять на все, скрывается чаще всего цинизм, не признающий ничего ценного (216, с. 494).

Чувство трагического. Когда зло начинает восприниматься как существенная сторона действительности, как заключающееся в самой основе и закономерном ходе ее, юмористическое чувство неизбежно переходит в чувство трагическое. При этом трагическое чувство, констатируя фактическую взаимосвязь добра и зла, остро переживает их принципиальную несовместимость.

Трагическое чувство тоже, хотя и совсем по-иному, чем ирония, связано с чувством возвышенного. Если в иронии возвышенное внешне противостоит злу, низменной действительности, то для трагического чувства возвышенное вступает в схватку, в борьбу со злом, с тем, что есть в действительности низменного.

Из трагического чувства рождается особое восприятие героического- чувство трагического героя, который, остро- чувствуя роковую силу зла, борется за благо и, борясь за правое дело, чувствует себя вынужденным неумолимой логикой событий иногда идти к добру через зло.

Смятение. Смятение возникает в ситуациях, когда признание факта поступка сопровождается внутренними колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного выбора, возвратом отвергнутого и вновь утверждением своей правоты. Это состояние человека, для которого любой выбор оказывается недостаточно внутренне мотивированным, любой отказ - неоправданным.

Раскаяние. Раскаяние возникает в ситуации, когда человек признает факт совершения поступка, т. е. признает уже свершенный, реальный выбор, но сожалеет о нем. Отвергнутый в поступке собственный мотив (ценность, идеал) вновь возвращается самосознанием в «Я»; при этом личность признает свершившийся поступок, переживает его конфликтный смысл и готова нести ответственность Ольшанникова А.Е. «Эмоции и воспитание». М: Знание, 1983. С. 78. .

Страх. В традиционной психологии принято относить страх к числу эмоций астенических, т. е. понижающих жизнедеятельность. Страх действует угнетающе на психическую деятельность и тем более на интеллектуальную работу. Состояние опасности вызывает эмоцию страха. Люди храбрые, мужественные умеют, однако, побеждать эту эмоцию и владеть собой: это достигается силой разума, чувства долга и т. д.; большое значение имеет привычка. Полная победа над страхом может сама по себе дать в самом лучшем случае только нормальное психическое состояние и отсутствие мучительных переживаний.

Дело обстоит так у многих, но далеко не у всех. Страх вовсе не единственно возможная реакция на опасность. Страх вовсе не является чем-то естественно неизбежным, первичным, с чем можно бороться лишь голосом разума, привычки и т. п. Опасность может совершенно непосредственно вызывать эмоциональное состояние стенического типа, положительно окрашенное, т. е. связанное со своеобразным наслаждением и повышающее психическую деятельность. Это переживание «особенной прелести опасности» и «высочайшего напряжения всех духовных струн».

Стыд. Стыд - сложное, специфически культурное образование, гарантирующее соблюдение определенных групповых норм, обязанностей по отношению к «своим». Его положительный коррелят - честь, слава, признание и одобрение со стороны «своих». Чувство стыда психологически сложнее чувства страха, оно предполагает более высокий уровень осознанности. Однако оно остается частным, ограниченным, действуя только внутри определенной человеческой группы: стыдиться можно лишь «своих». Стыд - механизм общинно-групповой. Хотя это внутреннее переживание, стыд предполагает постоянную оглядку на окружающих: что скажут или сказали бы они? В переживании чувства стыда еще нет разграничения поступка и мотива: стыдиться можно даже случайных, не зависящих от человека обстоятельств, которые ставят его в невыгодное положение в глазах окружающих.

Обида. Чувство обиды возникает у человека, когда он считает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, неприятность, нанесено оскорбление, совершен обман, неблагодарность и т. д. В основе этого чувства лежит механизм неподтверждения ожиданий относительно поведения другого человека в отношении переживающего обиду. Обычно обида возникает у человека в результате действий, слов или даже взгляда другого человека по отношению к нему. Но одно и то же действие или слова у одних могут вызвать чувство обиды, а у других это чувство может и не возникнуть в силу того, что у них нет жестких ожиданий относительно поведения окружающих. Недаром говорят об «обидчивых» людях, т. е. таких, которые легко обижаются и даже склонны видеть обиду (оскорбление, несправедливость) там, где ее и нет.

Человек, наносящий обиду другому человеку, может это сделать нарочито, расчетливо, с определенной целью, а может это сделать непроизвольно, не желая этого. Между тем чувство обиды, возникшее у одного из партнеров общения или совместной деятельности, может полностью разрушить это общение или деятельность и уж во всяком случае создать серьезные препятствия для их нормального функционирования. Поэтому учитель должен очень внимательно следить за своими действиями, словами, замечаниями, чтобы невольно не причинить кому-либо из учащихся обиды, а в случае возникновения у кого-либо из них этого чувства, постараться как-то его разрядить (извиниться за невольно причиненную обиду, пошутить по этому поводу и т. д.).

Младший школьный возраст

Чувства можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так, выделяют следующие виды подобных «ценных» чувств Дерябин В.С. «Чувства, влечения, эмоции». Л.: Наука, 1974 г. - С. 120. . 1...

Особенности психологии чувств

В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых...

Патология чувств

К патологии чувств относятся следующие: Адинамия (др. - греч. ?дхнбмЯб - бессилие) - резкий упадок сил, мышечная слабость, сопровождающаяся значительным уменьшением или полным прекращением двигательной активности. Древняя медицина, которая...

Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура

Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. "Удовольствие... есть состояние...

Характеристика младшего школьного возраста

Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте...

Чувства и эмоции

Несмотря на то, что внутренний мир человека богат и разнообразен, психологи всегда стремились классифицировать чувства. При этом выделялись две категории чувств: чувства положительного порядка...

Чувства и эмоции

Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой... М.Ю. Лермонтов Переживания эмоциональных состояний -- радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха...

Чувства и эмоции

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Ф.И. Тютчев Для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять...

Чувства и эмоции человека

1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение...

Чувства и эмоции человека

Классификаций базовых эмоций много. В начале века американский психолог Вудвортс предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений: любовь, веселье, радость; удивление; страх, страдание; гнев...

Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

Чувства - одна из форм психического отражения мира. В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, мнений...

Развитие эмоциональной сферы у дошкольников и младших школьников.

Во многом успешность социальной адаптации ребенка зависит от того, как он умеет владеть своими чувствами. Это умение во многом определяет его место в кругу сверстников. Да и со взрослыми гораздо легче общаться, если чувства будут подвластны разуму. Владея чувствами, индивид учится управлять своим поведением, что, естественно, примиряет его с обществом.

Ребенок зачастую стесняется проявлять свои чувства. Почему это происходит? Отчасти потому, что взрослые его стыдят за их проявление. «Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик», — говорит отец, думая, что именно этим он вырас-тит из сына мужчину. Или: «Что ты так восторгаешься, надо быть сдержаннее». И ребенок, соотнося замечания близких с насмешками сверстников, вырастает в уверенности, что чувства проявлять плохо. Нет более печального зрелища, чем 6-7-летние мудрые старички. Но, с другой стороны, проявляя чувства, нужно научиться управлять ими.

У дошкольников и младших школьников чрезвычайно развита эмоциональная сфера. Эмоциональное благополучие складывается из отношения к нему взрослых людей, и прежде всего его родителей и близких родственников. Семья должна постоянно демонстрировать ребенку свою любовь, поддерживая в нем уверенность в его нужности и ценности.

➠ Потребность в любви — самая сильная потребность ребенка в этом возрасте. Именно она определяет «букет» чувств ребенка. И среди самых сильных, конечно, чувство любви. Ребенок учится любви, если в доме, где он растет, доминиру-ет это чувство. Для родителей очень важно научить ребенка выражению своих чувств. Если члены семьи относятся друг к другу с нежностью, то ребенок впитывает такое поведение и смотрит на мир доброжелательно.

Эмоциональное насыщение жизни ребенка может доводить его до истощения. Ведь весь день насыщен эмоциями, чувства переполняют ребенка. По каждому, может быть, на взгляд взрослого, пустяковому случаю ребенок «фонтанирует» сложной гаммой чувств. Когда ребенок эмоционально устает, он перестает адекватно воспринимать окружающий его мир. Здесь родители могут заметить отказ ребенка от выполнения элементарных правил, сопротивление указаниям родителей. Это сигнал к перемене ситуации, в которой находится ребенок. Необходимо дать ему эмоционально отдохнуть.

➠ Вторым после любви у ребенка востребовано чувство справедливости . Он трепетно относится к словам и действиям взрослых людей, направленных на оценку его поступков. Взрослые часто бывают несправедливы по отношению к ре-бенку, не задумываясь о том, что такое отношение его больно ранит. К примеру, мама не разобравшись, выговаривает сыну за поступок, который он не совершил. Ребенок плачет, доказывает, что это сделал не он. Но маме некогда разбираться, она куда-то торопится по своим делам и прекращает выяснение обстоятельств. Ребенок обижен, ему больно, он не понимает, почему мама так себя ведет. Его эмоции пуль-сируют, несправедливость разъедает душу ребенка, учит его так же несправедливо поступать и со сверстниками.

Другой пример не менее показателен. Мама с ребенком повстречала свою подругу и пересказывает ей какой-то случай, происшедший с ней. Но ребенок строго следит за правильностью пересказа. А мама то ли по забывчивости, то ли из желания приукрасить меру своего участия в описываемой коллизии сказала то, чего не было. И тут ребенок во всеуслышание поправляет ее. Часто в таких случаях мамы одергивают ребенка, а то и наказывают, поскольку им кажется, что ребенок ставит их в неловкое положение. Но это не так. У ребенка нет желания унизить или уличить взрослого, неточно выражающегося. У него очень развито чувство «правды», и он добивается точности в пересказе истории, в которой он участвовал или которую слышал от взрослых.

В эмоциональной обойме у ребенка еще много чувств. Это и ревность, и сочувствие, и злость, и зависть, и радость и... Можно еще много перечислять. Все эмоции, которые испытывает взрослый человек, испытывает и ребенок. Только в отличие от взрослого он еще не научился ими управлять. В этом ему необходимо помогать.

Воспитание чувств может идти разными путями. Нужно помнить одно, что последовательные и разумные действия родителей могут принести ощутимые плоды. Ребенок подражает всем действиям родителей. А значит, он им подражает и в проявлении чувств. Если родители сочувствуют окружающим людям, то сочувствие сформируется и у ребенка. Но ему надо помочь в этом. К примеру, если у мамы болит голова, а ребенок бегает, шалит, необходимо обратить его внимание на то, что остальные домочадцы ходят тихо и разговаривают негромко. Полезно переносить ситуацию на ребенка. Можно сказать ему приблизительно так: «Помнишь, как у тебя болел зуб? Мы все старались тебе помочь, не кричали и не топали ногами. Вот сейчас у мамы болит голова так же, как у тебя болел зуб, поэтому все стараются ей помочь».

Все проявления чувств необходимо обсуждать. Вот сосед пожалел котенка и взял его домой. Обязательно с ребенком обсудить этот поступок, объясняя при этом, почему семья не смогла поступить так же. Если у ребенка заболел его друг, желательно подсказать ему, что друга необходимо навестить.

➠ И уж, конечно, ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за проявление чувств. Наоборот, лучше вместе с ним восхититься радугой и синим небом или каплями росы на цветке, которые утром увидел ребенок. Это полезно и для девочек, и для мальчиков.

Полезно также в семье нежно здороваться , с помощью поцелуя благодарить за еду, помощь в чем-либо. Ребенок с большим удовольствием проявляет свои чувства, если родители и родственники поддерживают подобные проявления.

На развитии чувств сказывается и чтение книг , где герои проявляют разные чувства или совершают поступки, которые могут вызывать проявления чувств со стороны окружающих. Полезно после прочтения обсудить с ребенком прочитанное и обязательно с помощью вопросов выяснить, понял ли он текст. Вопросы могут быть разные. Главное, чтобы они были направлены на обсуждение чувств. Примерный перечень вопросов может выглядеть следующим образом:

* Какие чувства испытывал герой, совершая поступок?

* Почему ты так думаешь?

* Какие действия героя вызывают у тебя чувство одобре-ния, а какие порицания?

* Почему именно эти чувства?

* Как бы ты себя повел на месте героя книги?

* Какие чувства ты бы испытывал, когда совершал бы такие же поступки? И пр.

Безусловно, это примерный перечень вопросов. Он вполне может быть расширен и дополнен в зависимости от темы беседы. Полезно родителям составить цикл бесед по воспитанию чувств. Можно взять несколько чувств, которые на взгляд родителей слабо развиты у ребенка, и заниматься их развитием. К примеру, можно взять такие чувства, как ревность, злость, несдержанность, гордость, зависть. Подобрать рассказы или сказки, где эти чувства проиллюстрированы. Прочитать вместе с ребенком, обсудить коллизии, попро-сить его нарисовать запоминающиеся моменты или героев, которые ему понравились.

Ребенок не должен догадываться, что идет процесс воспитания. Не надо ему объявлять, что сейчас будут формировать у него чувства. Деликатно, ненавязчиво, прибегая к игре, организовывать так деятельность ребенка, чтобы проявление его чувств было логичным для всей системы семейного воспитания.

Что такое этика? Люди вкладывают разный смысл в это понятие, полагая, что– это:

· Учение о нравственности;

· Система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

· Способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

· “Социальный регулятор” поведения и отношений между людьми;

Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является Исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Со времени своего возникновения в античности она стала выступать как “философия практической жизни”, анализирующая поведение “человека общественного”, “человека общающегося”. Этика - Философское учение, Предметом которого является Мораль (нравственность) , а Центральной проблемой - Добро и Зло. Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий как добро и зло, свобода и ответственность, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Тем самым этика становится основой создания оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения между людьми и ориентиром для выработки каждым человеком собственной стратегии и тактики «правильной жизни».

Этика, ориентированная на Человека, его жизнь, свободу и интересы это Гуманистическая этика. Э Тика и мораль, ориентированные на нечто иное, внешнее по отношению к человеку (например, идею коммунизма, или мирового господства, или исполнение воли вождя), носит Авторитарный характер .

Принципиальная позиция гуманистической этики Заключается в том, что она рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что “Цель человека - Быть самим собой , а Условие достижения такой цели - Быть человеком для себя (Э. Фромм). Высшие ценности гуманистической этики – “не самоотречение и себялюбие - а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я” (Э. Фромм). Таким образом, Гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, Считая, что человек способен Самостоятельно Различать добро и зло и правильно давать этические оценки. С точки зрения гуманистической этики, нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Но человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Причем, любовь для гуманистической этики – “не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим” (Э. Фромм).

В зависимости от принадлежности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. На основе принципов гуманистической этики и ее роли как “практической философии” в ее Структуре выделяются следующие блоки:

История морали и этических учений – Описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней; здесь можно выделить Дескриптивную этику , описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т. п.).

Теория морали Объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе ее Структурно-функционального анализа; Представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика – дает обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях , Выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и Предписывают с позиций долженствования (Деонтологии ) определенные правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать Стратегию и тактику “правильной жизни” .

Прикладная этика – на основе нормативной этики выполняет Практическую функцию научения Людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Прикладная этика также имеет свою структуру. В нее входят:

· Экологическая этика и биоэтика ;

· Этика гражданственности ;

· Ситуативная этика ;

· Этика межличностного общения ;

· Этика делового общения ;

· Профессиональные этики .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия? Выполнима ли такая задача этики, как «учить морали»? Можно ли научить морали?

«Если этика – учение о моральных нормах общества, то не окажется ли, что этические нормы ведут к унификации человеческой личности, – размышляет студент К. – Не является ли в таком случае этика средством для отбора тех качеств, которые полезны обществу, остальные – долой?». Ваше мнение по этому поводу?

«Не считаете ли Вы, что этика – порождение человеческой слабости, так как она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?» – такой вопрос задал студент М. М. преподавателю. Что бы Вы ответили ему?

В чем Вы видите отличительные особенности авторитарной и гуманистической этики по разным основаниям: по целям и средствам, по основным принципам, по способам и методам регуляции.

Как Вы оцениваете высказывание А. Швейцера о том, что этика – это безгранично расширенная ответственность перед всем живущим?

«Ситуативная» этика: любые ли ситуации жизни подпадают под этические нормативы? Можете ли Вы назвать ситуации «вне этики»?

В связи с чем возникают и становятся актуальными профессиональные этики? Что такое профессиональная деонтология?

Проанализируйте представленные схемы и найдите в них дополнительные связи: между нормативной и прикладной этикой, нормативной и ситуативной, внутри прикладной этики. Все ли связи и отношения, представленные на схеме, носят однозначный характер? Установите двойные связи между отдельными структурными элементами этики.

Можно ли экологическую этику и этику гражданственности отнести к нормативной этике? Попробуйте обосновать свою позицию.

Человек - существо социальное, потому волей-неволей ему приходится постоянно общаться с другими людьми. А учитывая тот факт, что все люди разные, были сформированы некие правила, регулирующие наши отношения. Эти правила не что иное, как сложившееся столетиями понятия о добре и зле, правильности и неправильности поступков, справедливости и несправедливости деяний. И каждый человек стихийно или осознано старается придерживаться их. В зависимости от того, какие понятия будут вложены в нормы морали и правила этики, будут ли они учитываться вообще, каждый из нас может затруднить или облегчить общение с себе подобными. А, следовательно, от этого будет зависеть быстрота достижения поставленных целей, качество общения и жизни. Потому каждому гражданину необходимо знать хотя бы основы этики. Правила хорошего тона еще никому не навредили.

Что такое этика

Впервые слово «этика» было употреблено Аристотелем. В переводе с греческого оно означает «касающийся нравственности» или «выражающий некие нравственные убеждения». Этика - это учение о правилах общения между людьми, о нормах человеческого поведения, а также об обязанностях каждого в отношении других людей. И большинство из нас, даже те, кто специально не изучал кодекс этикета, на подсознательном уровне осознают главное правило межличностных отношений: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Одним из главных аспектов этики является мораль. Что же такое мораль? Это не что иное, как система ценностей, признанных человеком. Это важнейший способ регулирования отношений в разных сферах нашей жизни: в быту, семье, труде, науке и др. Помимо моральных основ, этика еще изучает правила этики - этикет.

Этикет - система знаков

Наши действия несут некоторую информацию: при встрече мы можем похлопать товарища по плечу, кивнуть головой, поцеловать, приобнять за плечи или кинуться в объятия. Похлопывание по плечу говорит о фамильярном отношении; когда мужчина встает, если в комнату входит женщина, то это свидетельствует о его уважении к ней. Позы, принятые человеком, движение головы - все это тоже имеет этикетное значение. Во фразеологизмах тоже можно наблюдать формы этикета: бить челом, преклонить голову, преклонить колено, поворачиваться спиной, бросить перчатку, положа руку на сердце, гладить по головке, бить поклоны, красивый жест и т.д.

Этикет - явление не только историческое, но и географическое: не все знаки этикета, воспринимаемые положительно на Западе, будут одобрены на Востоке. А некоторые жесты, приемлемые сегодня, категорически осуждались в былые времена.

Правила хорошего тона

Что такое этика, и какие правила она в себя включает, должен знать каждый человек. Ниже будут представлены основные понятия хорошего тона.

То общение, которое мы позволяем себе дома с близкими людьми, не всегда приемлемо в обществе. И помня утверждение, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление, мы стараемся при встрече с незнакомыми людьми придерживаться общепринятых правил поведения в обществе. Вот некоторые из них:

  • в компании или на официальной встрече необходимо представить незнакомых людей друг другу;
  • постарайтесь запомнить имена представленных вам людей;
  • при знакомстве мужчины и женщины представительница слабого пола никогда не представляется первой, исключением считается ситуация, если мужчина президент или же встреча несет сугубо деловой характер;
  • младшие представляются старшими;
  • при представлении необходимо встать, если вы сидите;
  • после знакомства, разговор начинает старший по положению или по возрасту, исключение составляет тот случай, когда возникает неловкая пауза;
  • оказавшись с незнакомыми людьми за одним столом, прежде чем приступить к трапезе, необходимо познакомиться с вашими соседями;
  • пожимая руку, смотрите в лицо тому, с кем здороваетесь;
  • ладонь должна быть протянута строго вертикально, ребром вниз - это означает «общение на равных»;
  • помните, что любой невербальный жест значит не меньше, чем сказанное слово;
  • при рукопожатии на улице обязательно снимите перчатку, исключение составляют женщины;
  • при встрече первым вопросом после приветствия должен быть «Как поживаете?» или «Как дела?»;
  • во время разговора не затрагивайте вопросы, которые могут быть неприятны собеседнику;
  • не обсуждайте то, что касается мнений и вкусов;
  • не расхваливайте себя;
  • следите за тоном разговора, помните, что ни работа, ни отношения в семье, ни ваше настроение не дают вам право быть невежливыми с окружающими;
  • в компании не принято шептаться;
  • если прощаясь, вы знаете, что скоро встретитесь, следует говорить: «До свидания!», «До встречи!»;
  • прощаясь навсегда или на длительный срок говорите: "Прощай!»;
  • на официальном мероприятии необходимо говорить: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте попрощаться!».

Обучение детей светской этике

Для того чтобы из ребенка вырос достойный член общества, он должен знать, что такое этика. Ребенку необходимо не только рассказывать о правилах поведения в обществе, за столом, в школе, но и собственным примером демонстрировать и подтверждать эти правила. Сколько бы вы не рассказывали малышу о том, что в транспорте необходимо уступать место пожилым людям, самостоятельно не подавая ему пример, вы никогда не научите его это делать. Не каждому ребенку преподают дома основы светской этики. Потому данный пробел старается восполнить школа. С недавнего времени в школьную программу входит предмет «Основы светской этики». На уроках детям рассказывают о правилах и нормах поведения в различных местах, обучают кулинарному этикету, правильной сервировке стола и многому другому. Также учителя рассказывают о принципах морали, обсуждают, что такое хорошо и плохо. Этот предмет крайне необходим ребенку. Ведь зная как правильно вести себя в обществе, ему будет проще и интересней жить.

Что такое

Существует такое понятие, как кодекс профессиональной этики. Это правила, регулирующие профессиональную деятельность. У каждой профессии свой кодекс. Так, у врачей существует правило неразглашения врачебной тайны, адвокаты, бизнесмены - все придерживаются кодекса этики. У каждой уважающей себя компании есть свой корпоративный кодекс. Такие предприятия дорожат своей репутацией больше, чем финансами.

Заключение

Человек без этикета - дикарь, варвар. Именно правила морали дают человеку право считать себя венцом творения. С ранних пор рассказывая ребенку, что такое этика, вы увеличиваете его шансы вырасти полноценным членом общества.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт – Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ
На тему: «Профессиональная и универсальная этика»

Выполнил: студентка группы 1-эд-45«с»
Зюзина Ю. А.
Преподаватель: Домбровская Н. В.

Санкт – Петербург 2011

Введение 3

    Что такое этика? 4
    Виды этики 5
      Профессиональная этика 6
      Универсальная этика 7
    Различия между профессиональной и универсальной этикой 9
Список литературы 10

Введение

В настоящее время уделяется большее внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.
В данной работе будут показаны виды этики: профессиональная и универсальная, что под этими видами этики понимается, в чём отличия, в какой отрасли применяются, и важно ли знать правила этики в современном обществе.
Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Поэтому тема «Профессиональная и универсальная этика» данной работы поможет в усвоении психологических знаний и умений в области этики. Кроме того, важно не только получить определённый объём знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

    Что такое этика?
Правила поведения в общепринятых ситуациях, которые часто повторяются и случаются со всеми, существовали всегда. Это, конечно, не означает, что современные этикетные нормы такие же, какими были несколько тысяч лет тому назад. Речь идёт о том, что люди всегда стремились иметь правила для своего поведения, чтобы произвести наилучшее впечатление на окружающих и не мешать другим. Из этих правил складывались обычаи. Поэтому слово «этика» - название науки о том, что хорошо, а что плохо в поступках человека, происходит от слова «обычай». Однако этика - наука, которая исследует правила поведения, изучает не только те из них, которые предусмотрены этикетом, но, прежде всего, те, на которых основываются отношения между людьми. Именно они определяют наше повседневное поведение, помогают людям жить в обществе, не мешая и не доставляя вреда друг другу. Такие правила называют моралью. Следовательно, этика - наука о морали, о нормах и правилах поведения по отношению друг другу в обществе.
    Виды этики
      Профессиональная этика
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика является неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
    Беспристрастность
    Объективность
    Прямота, полное разоблачение
    Конфиденциальность
    Должное старание
    Точное исполнение профессиональных обязанностей
    Избежание потенциальных или явных конфликтов
    Профессиональную солидарность
    Особую форму ответственности
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.
Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых присутствует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались.

В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени
классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.
В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.
Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

    свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
    в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
    при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
    в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
    следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
    нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;
    недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.
Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

2.2 универсальная этика

Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей независимо от их профессиональной принадлежности или социальных функций. Вообще говоря, не существует неизбежного конфликта между этикой ролевой и понятием обязательств универсальной этики. Однако когда случается такой конфликт, он создает серьезную этическую проблему для человека, принимающего решение.

Так, например, журналисты обязаны показывать детали случившегося настолько объективно, насколько это возможно. Однако случается, когда само присутствие журналистов влияет на характер событий. Например, некоторые фотожурналисты заметили, что военный персонал низшего уровня в развивающихся странах с репрессивными режимами часто увеличивает интенсивность допросов пленных, когда на них наводится фотоаппарат, потому что следователь имеет зрителей и это позволят ему чувствовать себя сильным мужчиной. Как реагировать фотожурналисту на подобные ситуации? С одной стороны, на нем как на журналисте лежит профессиональная обязанность воспринимать сюжет так, как он есть. С другой - фотожурналист не может игнорировать всеобщий долг защищать человеческую жизнь.
Каким обязательствам - функционально- дифференцированному или универсальному - должен последовать принимающий этическое решение? Существенно, что некоторые фотожурналисты реагировали на ситуацию подобного рода зачехлением своих фотоаппаратов и уходом с места допроса.
Принципы универсальной этики могут быть названы моралью, поскольку они отражают общие ожидания каждого человека в любом обществе. Это такие принципы, которые мы пытаемся привить нашим детям, и ожидаем подобного поведения от других.
Принципы универсальной этики включают:

      беспокойство за благополучие других;
      уважение права других быть самостоятельными;
      надежность и честность;
      добровольное подчинение закону (за исключением граждан-
      ского неподчинения); справедливость;
      отказ от несправедливого преимущества над другими;
      благотворительность, возможность приносить пользу;
      предупреждение вредных последствий.

Можно сформулировать главную задачу универсальной этики: она должна выработать такие определения добра и зла, которые были бы приемлемы для всех людей, ибо на данный момент то, что признаётся добром в одном обществе, может оказаться злом в другом, и наоборот, а это, в свою очередь, чревато нарастанием различных видов экстремизма (в чём мы достоверно убеждаемся в последние годы) и с лёгкостью может перерасти в Третью мировую войну.

    Различия между профессиональной и универсальной этикой
Универсальная этика регулирует
и т.д.................